Истребители пятого поколения | Журнал Популярная Механика

На прошедшем этим летом традиционном авиасалоне в Ле-Бурже отсутствовал один из самых разрекламированных проектов в области военной авиации последних лет — многоцелевой истребитель 5-го поколения F-35. Кто-то даже рассчитывал увидеть прототип 6-го поколения, но не было и его. А среди специалистов возобновились дискуссии о том, являются ли самые технически сложные и самые дорогие самолеты оптимальным выбором для вооруженных сил.

Гонка за пятое поколение в самом разгаре. В России доделывают T-50 ПАК ФА, китайцы интригуют мир своим J-20, нечто свое готовят японцы, и только одна нация уже практически почивает на лаврах победителя. Как известно, единственный истребитель пятого поколения, уже находящийся на вооружении, — это F-22 Raptor. «Самолет, который настолько выше всех прочих летательных аппаратов, — иронизировал один из комментаторов в ходе салона в Ле-Бурже, — что его никто никогда не видел и не слышал ни на одном театре военных действий».

F-15 Eagle Двухмоторный тактический истребитель ВВС США считается одной из самых удачных конструкций в своем роде. Первый полет F-15 совершил еще в 1972 году, так что грядет время ухода в отставку.

Считалось, что F-22 должен прийти на смену разным модификациям F-15 Eagle, однако производство «Раптора» было завершено, когда из сборочных цехов не вышел и 200-й аппарат, в то время как F-15 сделали в количестве около полутора тысяч. Причина такого ограниченного выпуска «Раптора» ясна — астрономическая цена самолета. Высокая степень малозаметности, возможность крейсерского полета на сверхзвуке, супервысокотехнологичный радар — все это прекрасно, но в каких конфликтах из тех, что проходят с участием США, требуется такая сверхоснащенность? Размышления на эту тему привели, в частности, к тому, что ВМС США вообще отказались от «Рапторов», предпочтя глубокую модификацию старой рабочей лошадки. F/A-18E/F Super Hornet, хоть и не является самолетом «стелс», имеет существенно меньшую по сравнению с F-18 эффективную площадь рассеяния. Кроме того, он обладает увеличенным боевым радиусом и способен садиться на палубу с неотстрелянным вооружением, размещенным под крыльями. В итоге флот получил старый проверенный в боях аппарат, но технологически приближенный к современным разработкам. И главное — не по цене «Раптора».

Правда, F-22 Raptor не смог стать удачной заменой из-за дороговизны и малого количества выпущенных машин.

Неэксклюзивная «пятерка»

F-35 Lightning II компании Lockheed Martin заявлен как более массовая и дешевая альтернатива F-22. Уже скоро разные модификации «Молнии» встанут на вооружение американских морпехов, затем ВВС и, наконец, флота. На первый взгляд, эту новую программу 5-го поколения ждет гораздо более счастливая судьба.

F/A-18 Hornet Американский палубный истребитель-бомбардировщик и штурмовик, разработанный в 1970-х годах. На сегодня является основным боевым самолетом ВМС США. В 1995 году в воздух поднялся первый F/A-18E/F Super Hornet — самолет, представляющий собой глубокую и самую новую модификацию F/A-18.

С того момента, когда 15 декабря 2006 года в Форт-Уорт (штат Техас) состоялся первый полет прототипа AA-1, программа раскручивалась полным ходом. К маю 2013 года было изготовлено 59 машин (по другим данным — 64), и к этому моменту F-35 налетали 7265 часов в 4697 полетах. Шесть F-35А (вариант для взлета с обычных аэродромов) и два F-35B (версия с коротким разбегом и вертикальным взлетом) размещены на базе ВВС Edwards в Калифорнии, там же находятся еще четыре предсерийных экземпляра с индексом А. Пять F-35B и четыре F-35C CV (вариант для взлета с палубы авианосца с помощью катапульты и посадки с помощью аэрофинишера) приютила авиационная станция американских ВМС Patuxent River — здесь идут испытания, связанные с палубным размещением машины. С осени 2012 года в Аризоне, на авиастанции Yuma, в составе 121-й ударной истребительной эскадрильи Корпуса морской пехоты испытываются четыре F-35B, а четыре F-35A приданы 422-й испытательной эскадрилье ВВС на базе Неллис в Неваде. Самая большая компания новых истребителей с индексами A и B обосновалась на флоридской базе Eglin, где специалисты 33-го истребительного авиакрыла на 23 машинах заняты подготовкой экипажей и технических специалистов. Еще несколько экземпляров F-35 ожидают поставки в войска в ангарах корпорации Lockheed Martin.

Согласно недавним заявлениям Пентагона, F-35 поступят на вооружение Корпуса морской пехоты в 2015 году, в 2016-м самолет примут в свои ряды ВВС, и лишь к 2019 году машина пойдет на флот. Такой разрыв в датах объясняется тем, что «начальную операционную способность» для постановки на вооружение F-35 приобрел с программным обеспечением версии Block 2B, а военные моряки решили подождать окончания разработки ПО с индексом Block 3F, которое должно сделать машину более надежной и функциональной.

До последней монетки

Все это было бы прекрасно, если бы проект не преследовали технические проблемы и жалобы, которые поступают со стороны как пилотов, так и технического персонала. В марте этого года конгрессу был представлен доклад, содержащий целый список претензий к истребителю 5-го поколения. Выяснилось, что корпус машины на 25% уступает в прочности самолетам, которым она приходит на замену. То есть при касании в воздушном бою именно у F-35 есть куда больше шансов на фатальное разрушение. Ненадежную работу продемонстрировало и катапультируемое сидение пилота Martin-Baker US16E. Выяснилось также, что высокотехнологичный радар AN/APG-81 с активной фазированной антенной решеткой функционировал ненадежно. Ряд претензий вызывала эргономика кабины пилота, построенная на основе тачскрин-технологий. Или, например, снятие и установка двигателя. В технической документации к F-35 указывается, что каждая из этих монтажных операций требует не более двух часов. В реальности оказалось, что может не хватить и 52!

Embraer EMB 314 Super Tucano Бразильский легкий разведчик и штурмовик с птичьим именем — это не раритет эпохи Второй мировой, а современный боевой самолет, оснащенный новейшим оружием и качественной авионикой. Хорошо зарекомендовавший себя в Колумбии и других странах, он поступит теперь на службу и в ВВС США. Подписан контракт на 24 самолета.

28 февраля 2013 года Пентагон объявил о том, что прекращает полеты всех имеющихся у него F-35, после того как в лопасти турбины двигателя F135-PW-100 одного из истребителей обнаружили трещину. Уже 1 марта запрет был снят: военные объявили, что дефект носил изолированный характер, а двигатель, в турбине которого возникла трещина, испытывался в экстремальных режимах с нагрузками, значительно превышающими штатные эксплуатационные. Но эта история стала последней каплей, которая переполнила чашу гнева американского военного ведомства по поводу цены и качества нового истребителя. В 2011 году Пентагон рассчитывал потратить до 2030 года $379,4 млрд на закупку 2443 F-35, однако уже в следующем году расчетная цена выросла до $395,7 млрд. Постоянно говорится о необходимости вложения новых средств в доработку машины, ее ПО и соответствующей инфраструктуры. Например, пришлось потратить дополнительные деньги на замену материала обшивки, которая покрывает палубу десантных кораблей типа LHD и LHA. Причина — прежний материал не выдерживал нагрева, идущего от газов, которые вырываются из сопла F-35B при вертикальном взлете.

Генерал Кристофер Богдан, куратор проекта F-35 Lightning II со стороны Пентагона: «Я вижу, что Lockheed Martin и Pratt & Whitney ведут себя так, будто хотят мне продать последний F-35 c последним оставшимся двигателем и выжать из этой сделки все до монетки».

Поэтому даже при наличии колоссальных заказов от ВС США и союзников Америки цена одного самолета пока не падает ниже $100 млн, что военным совсем не нравится. После истории с трещиной в лопасти куратор проекта со стороны Пентагона генерал Кристофер Богдан заявил следующее: «Я вижу, что Lockheed Martin и Pratt & Whitney ведут себя так, будто хотят мне продать последний F-35 c последним оставшимся двигателем и выжать из этой сделки все до монетки». Богдан призвал авиастроителей настроиться на то, что программа рассчитана на 40 лет вперед, взять на себя все риски и серьезно вложиться в снижение цены отдельного самолета.

Су-35С Российский многоцелевой истребитель Су-35С (кодификация НАТО: Flanker-T+) произвел большое впечатление на гостей авиасалона в Ле-Бурже в ходе демонстрационных полетов с фигурами высшего пилотажа. Комментаторы при этом отмечали, что этот сверхманевренный самолет поколения 4+ является эффективным развитием платформы Су-27.

А тем временем мировой экономический кризис заставляет всех считать средства. И речь не только о высокой цене истребителя 5-го поколения, но и о высокой стоимости его эксплуатации. Один час полета F-35 обойдется армии в $24 000, в то время как его предшественники, например F-16, «съедают» на 10% меньше. Впечатленные этими цифрами, власти Нидерландов сократили первоначальный заказ в объеме 85 самолетов до максимум 68. Британцы поначалу рассматривали вопрос о покупке некоторого количества F-35C для своих строящихся авианосцев, но, когда поняли, во что им обойдется приобретение еще и специальных катапульт и аэрофинишеров именно под эту модель, решили от своих планов отказаться. Сейчас их по-прежнему интересует F-35B (с вертикальным взлетом) для замены отслуживших свой срок «Торнадо» и «Харриеров» — речь шла о покупке 138 машин. Однако в связи с бюджетными трудностями пока в планах Лондона приобретение до 2020 года всего 48 самолетов.

Модное ретро

Спору нет — не раз военная промышленность выступала локомотивом науки и технологий, но когда приходится считать средства, есть смысл обратиться к насущным нуждам, а не поддерживать за свой счет самые дорогостоящие и высокотехнологичные проекты. Если не готовиться, скажем, к боям за мировое господство, а искать эффективное авиационное решение для конфликтов малой интенсивности (читай — для борьбы с разного рода партизанами и повстанцами), совсем не обязательно закупать турбореактивные истребители и штурмовики, но можно обратиться к самолетам, выглядящим сегодня как настоящий лоутек. Но это впечатление обманчиво.

Да, творение бразильского концерна Embraer — штурмовик Super Tucano — внешне до боли напоминает истребитель-бомбардировщик времен Второй мировой P-51 Mustang. По крайней мере, оба они — одномоторные винтовые самолеты с поршневыми двигателями. Однако бразильский штурмовик оснащен совсем иначе. У него есть вся новомодная авионика, включая турель с сенсорами, которые позволяют наблюдать за землей в разных диапазонах и вести стрельбу управляемыми ракетами. Приборная доска в двухместной кабине имеет индикацию в современном стиле. «Супертукан» весьма популярен в Колумбии, где с его помощью местные военные наносят удары по базам повстанческой организации FARC. Если же учесть, что, в отличие от больших войн, конфликты малой интенсивности на Земле не затихают, то можно прогнозировать рост популярности подобной техники.

В частности, в Ле-Бурже в этом году демонстрировался не только Super Tucano, но и его прямой конкурент. Одномоторный поршневой Beechcraft T6 Texan II, сконструированный на базе швейцарского Pilatus PC-9, используется в США и некоторых других странах как тренировочный и легкий разведывательный самолет, причем в версии АT-6В Texan II он способен нести подвески для ракет, пушечные турели, дополнительные баки с топливом и авиабомбы. Таким образом, между двумя полюсами современной боевой авиации — истребителями-штурмовиками 5-го поколения и легкими поршневыми боевыми самолетами с современной начинкой остается большое пространство для выбора и размышлений о разумной достаточности.

Статья «Роскошь пятого поколения» опубликована в журнале «Популярная механика» (№8, Август 2013).

www.popmech.ru

Истребители 4-го поколения: классика всегда остается в тренде

Использование в заголовке термина, больше присущего индустрии моды, вполне оправдано. Все дело в том, что буквально еще в прошлом году многие специалисты предрекали, что к 2010 году сборка истребителей 4-го поколения будет прекращена, так как в планах – развертывание серийного производства машин 5-го поколения. Тут надо отметить, что по времени разработка четвертого поколения – это период с 1975 по 2010 год, то есть, казалось бы, в условиях очень быстрого развития новых технологий эти истребители можно считать устаревшими.

Но реальность показала, что на данный момент машины 4-го поколения рано списывать со счетов. Причин этому несколько. Во-первых, как отмечают специалисты, производство ожидаемых истребителей 5-го поколения пока еще находится в зачаточном состоянии. Самолеты проходят плановые испытания, идет проверка предсерийной партии, а все это означает, что в армии такие истребители появятся не ранее 2010 года.

Далее, представители Минобороны заявляют, что у ВКС есть машины, которые полностью удовлетворяют всем необходимым потребностям и запросам ВС. А это значит, что расходовать средства на закупку дорогостоящей техники нецелесообразно.

Свою роль в этом сыграли и последние международные события, боевые действия против террористов в регионе Ближнего Востока, а также на африканском континенте.

Существенные изменения произошли и в некоторых положениях военных доктрин, когда доминирует точка зрения, что в условиях локальных войн и конфликтов, где участвуют иррегулярные воинские части, более эффективным будет применение менее дорогостоящих боевых машин (в частности, истребителей 4-го поколения). Возник спрос на такие самолеты, чтобы обеспечить боеспособность ВВС и, судя по всему, потребность будет сохраняться как минимум лет на десять вперед.

Аналитики оценивают общий объем по поставкам данных боевых машин до 2026 года в 900 единиц, при этом Россия поставит 240 истребителей.

Истребители 4-го поколения: основные параметры

Главной отличительной особенностью истребителей этого поколения являлась улучшенная маневренность. К этому можно добавить:

·     Статическую неустойчивость.

·     Оснащение авионикой нового типа.

·     Наличие вооружения управляемого типа.

·     Применение турбореактивных двигателей с низкой степенью двухконтурности системы.

Дифференциальная система управления истребителем, привычная для машин предыдущих поколений, была заменена на более технологичную и быстродействующую электродистанционную. Новые двигатели обеспечили больший коэффициент тяговооруженности (>1), меньший расход топлива, а интегральная схема фюзеляжа – отличные показатели виражей, предельных по тяге, а также возможность выхода на углы атаки более 30º.

Машины этого поколения примерно на 15% состоят из композитных материалов.

Работы по усовершенствованию истребителей шли непрерывно, благодаря чему они с полным правом стали называться многофункциональными боевыми машинами. Конструкторы работали над улучшением боеспособности самолетов в различных условиях, над модернизацией средств поражения как по наземным, так и по воздушным целям.

Российское семейство истребителей этого поколения представлено марками Су-30/Су-35, а также легендарными МиГ-29/МиГ-35.

Из зарубежных в перечень входят, прежде всего, истребители F-15, F-16 и F-18 (США), J‑10 Vigorous Dragon (КНР), Rafale (Франция), JАS‑39 Gripen. Детищем совместного производства нескольких стран является машина Eurofighter Typhoon.

Ниже приведем небольшой обзор некоторых семейств истребителей 4-го поколения, выпускаемых за рубежом.

F-15

Работы по созданию этого истребителя велись в США с начала 60-х годов, а уже в 1972 году состоялся первый полет машины. Производитель – фирма McDonnell Douglas.

В 1974 году появились серийные истребители первых модификаций – F-15A/B. За минувший период времени выпущено несколько модификаций, в том числе и одна из самых распространенных – F-15C.

Машины первых модификаций выведены из эксплуатации, в настоящее время на вооружении ВВС США состоит более полутысячи истребителей. Также такие самолеты общим количеством 200 единиц есть на вооружении ВВС Республики Кореи, Сингапура, Саудовской Аравии, Израиля.


F-15E из состава 492-й экспедиционной истребительной эскадрильи взлетает с авиабазы Баграм.

С конца 90-х годов компания McDonnell Douglas объединилась с Boeing, одновременно была начата программа модернизации истребителей F‑15C/D. В планах – продление сроков эксплуатации боевых машин данной модификации примерно до 2040 года, но эксперты прогнозируют эксплуатацию только до 2030 года. Связано это с минимальными изменениями, которые будут сделаны в конструкции самолета, а также финансовыми вопросами.

На протяжении последних лет Конгресс США не единожды рассматривал вопросы поставок истребителей этого семейства различных модификаций в другие страны. Так, начаты поставки самолетов Саудовской Аравии. Речь идет о модификации F‑15SA, первые единицы которой уже отправлены на Ближний Восток. Всего согласно контракту будет отправлено 84 истребителя.

С 2011 года покупателям предлагаются поставки истребителей F‑15SE Silent Eagle, для создания которых использовались ряд технологий 5-го поколения, а также технология, обеспечивающая снижение уровня радиолокационной заметности.

Примерно до 2025 году будет осуществляться и выпуск истребителей 72 F‑15QA Strike Eagle, так как именно на самолеты этой модификации заключен контракт между США и Катаром.

В то же время планы держав, которые входят в число постоянных покупателей вооружения США меняются, и эксперты прогнозируют, что закупка истребителей семейства будет маловероятной.

F‑16

Легкая боевая машина была разработана в 1974 году, с 1979 года передана в эксплуатацию. Детище компании General Dynamics, всего произведено более 4,5 тысяч истребителей данного семейства различных модификаций.

Поставки на экспорт – более 2 тысяч боевых единиц.

Для ВВС США такие истребители уже не выпускаются, но производство не свернуто. Идут поставки партий машин на экспорт.

В частности, за 2016-2017 годы были одобрены поставки истребителей для ВВС Пакистана (F‑16 block 52) – 8 единиц, а также для ВВС Бахрейна (F‑16 ) – 19 единиц.


Истребитель F-16C Fighting Falcon из 5-й эскадрильи ВВС Пакистана готовится к взлету на базе ВВС США Неллиса.

Компания Lockheed Martin, которая в настоящее время занимается выпуском таких самолетов, предлагает программу модернизации для истребителей F‑16, находящихся на вооружении зарубежных стран. Участниками программы уже стали Тайвань, Корея, Сингапур.

С 2011 года идут поставки истребителей для ВВС Ирака, и последние боевые единицы отравят в начале осени этого года. После этого грядут изменения в самом производстве, которое переедет из Техаса в Северную Каролину, в город Гринвилл. Причина – на техасском заводе в Форт-Уорте будет начато производство более технологичных F‑35.

F/A‑18

Истребитель-бомбардировщик, который разрабатывался в 70-х годах прошлого столетия, на данный момент является основным боевым самолетом, состоящим на вооружении ВМС США.

Аббревиатура без косой черты в данный момент используется только в ВВС Финляндии, а официальным обозначением семейства с 1982 года является именно F/A‑18.

Всего было выпущено более 2 тысяч самолетов, при этом около 450 единиц поставлено на экспорт. Группа высшего пилотажа ВВС США «Голубые ангелы» использует истребители F/A‑18.


Взлет палубного истребителя F\A-18ESuper Hornet из эскадрильи VFA-14 «Tophatters» ВМС США с авианосца

Существует 18 модификаций, в том числе и Super Hornet, который не получил особого признания. Более того, этот истребитель оказался неконкурентным и уступил на бразильском конкурсе ВВС знаменитому Gripen (Швеция).

Новый толчок развитию программы по выпуску истребителей этого семейства был дан после прихода к власти в США администрации во главе с Д. Трампом. Связано это с тем, что данная программа боле экономична, по сравнению с программой по выпуску F‑35С.

Кроме того, эксперты прогнозируют дополнительные закупки F‑18 для ВМС страны, так как работы по достижению полной боевой готовности истребителем F‑35С будут идти вплоть до 2019 года, а то и дольше.

Интерес к F‑18 высказали ВВС Канады (на вооружении этой страны уже имеются такие истребители), планирующие закупить 18 самолетов, а также ВВС Кувейта. В эту страну может быть поставлено 40 боевых единиц.

Исходя из таких обстоятельств, речь о свертывании выпуска истребителей F‑18 не идет, скорее всего, все программы будут продлены до 2020 года.

Rafale

В знаменитый консорциум Eurofighter входили ведущие европейские державы, в том числе и Франция. Но возникшие между странами разногласия, в частности, по поводу массы будущего истребителя, привели к тому, что в 1985 году Франция отказалась участвовать в программе и занялась собственными разработками.

ВВС и ВМС страны нужен был многоцелевой истребитель, и такая машина была сконструирована фирмой Dassault. Первые полеты проведены в 1986 году, а на вооружение ВМС страны истребитель принят в 2004 году. Двумя годами позже Rafale был принят на вооружение ВВС Франции.

С конца 90-х годов начался серийный выпуск двух версий: палубной и сухопутной.


Полет Rafale

Предлагается несколько модификаций машины, всего выпущено 225 самолетов.

Компания производитель пыталась выйти на международный рынок поставок вооружения с этим истребителем, но первоначально все попытки были безуспешными. Rafale не выдерживал конкуренции с раскрученными и более боеспособными F-15Е, Eurofighter и Gripen. Были проиграны конкурсы в Саудовской Аравии, Сингапуре, Бразилии, Швейцарии, Республике Корея.

Такое положение дел не могло не сказаться на общем объеме производства боевых самолетов. Компания Dassault выпуска в год только 11 единиц.

Удачей можно было бы считать успешное участие французской компании в тендере в Индии в 2012 году. Именно там Rafale сумел одержать победу над Eurofighter, а контракт предполагал поставку в Индию 126 единиц боевых машин. Н со дня проведения тендера прошло более пяти лет, переговоры шли постоянно, а сторонам не удалось прийти к соглашению. Отчасти это объяснялось неделанием французской стороны отвечать за качество выпускаемых машин, которые будут собираться по лицензии в Индии. Требование о том, что 108 самолетов должны быть собраны на территории страны, содержал в себе контракт, и именно такими были и условия конкурса.

Уже осенью 2016 года были проведены встречи и между правительствами Франции и Индии, где подписаны новые соглашения. Согласно договоренностям, Франция должна поставить Индии 36 машин Rafale. Еще такое же количество истребителей может быть поставлено в страну после выполнения условий первого контракта (до 2023 года).

Удачным был на контракты 2015 год, когда Франции удалось подписать соглашения с Египтом и Катаром. В первом случае предусматривалась поставка 24 боевых машин, из них шесть первых Rafale уже отправлены Египет.

Для Катара договор подписан на партию в 24 истребителя, и первые самолеты планируется отправить в следующем, 2018 году.

Самолеты этого семейства будут экспортироваться и в Индию.

Это дало возможность правительству Франции объявить о том, что выпуск истребителей Rafale увеличен до 22 единиц в год.

Если говорить о перспективах, то Франция надеется на успех переговоров, которые вот уже более пяти лет ведутся с ВВС ОАЭ. Речь идет о поставках в эту страну 60 боевых машин.

Вполне возможно, что в продолжении действующих соглашений с Индией будут заключены новые контракты, но для этого необходима победа в тендере по поставкам вооружения ВМС Индии.

Из конкурентов Rafale следует отметить американский F/A-18E/F, который США постоянно выставляют на конкурсы в Финляндии, Малайзии, а также Швейцарии. Весной было объявлено, например, что ВВС Малайзии планируют сделать закупку партии боевых самолетов Rafale в количестве 18 единиц. При этом стоимость контракта может составить более 2 млрд. долларов.

В целом, анализируя состояние и перспективы существующих контрактов, а также возможные тендеры и опционы, Франция может поставить на экспорт до 200 боевых машин данного семейства истребителей.

Eurofighter Typhoon

В 1983 году ряд европейских стран заключили соглашение о разработке новой программы, целью которой являлось создание многофункционального истребителя.

После этого Франция, Испания, Германия, Великобритания и Италия образовали консорциум Eurofighter. Из-за возникших разногласий Франция через два года вышла из программы, решив заняться разработками собственного истребителя.


Два истребителя Eurofighter Typhoon из 74-го тактического воздушного крыла Люфтваффе с авиабазы Нойбург, оснащенные ракетами IRIS-T и дополнительными топливными баками, во время учений над Южной Германией.

Первые боевые машины Eurofighter Typhoon были изготовлены к началу 90-х годов, а уже в 1994 году истребитель совершил первый испытательный полет.

С 2003 года начато серийное производство, при этом планировалось сначала изготовить более 700 единиц, но позже участники пересмотрели программу и вынесли решение уменьшить количество до 620 машин.

При этом львиная доля – 232 самолета приходилась на заводы Великобритании, а меньше всех – 87 единиц должна поставить Испания.

Также в программе предусматривалось, что поставки партий истребителей будут осуществляться тремя большими траншами.

Изменений в программе выпуска Eurofighter Typhoon было достаточно, в том числе и по уменьшению стоимости проекта. Именно поэтому странами-участниками было принято решение начать производство истребителя Eurofighter Typhoon упрощенной модификации.

Если говорить об экспортных поставках, то здесь первая партия была отправлена в ВВС Австрии – 15 единиц.

Удачными были переговоры с Саудовской Аравией, согласно контракту в эту страну планировалось поставить 72 машины и поставки уже завершаются в этом году.

С этого года начаты поставки самолетов Eurofighter Typhoon в Оман, партия составляет 12 единиц (два двухместных и десять одноместных самолетов). В июне 2017 две боевых машины уже переданы Королевским ВВС Омана, а остальные истребители будут отправлены в течение 2017-2018 годов.

Как и французский Rafale, самолет Eurofighter Typhoon включен в список тендера в Малайзии, где власти планируют замену российских МиГ-29. Количество единиц – 18, но шансы, что победит именно Eurofighter Typhoon не велики, так как конкурентное преимущество имеет французский самолет.

Зато в прошлом году консорциум подписал выгодный контракт с ВВС Кувейта, согласно которому будет осуществлена экспортная поставка 28 машин. Контракт рассчитан до 2022 года.

Общий объем истребителей Eurofighter Typhoon, на которые есть заказы, составляет 99 единиц, что дает возможность говорить о сохранении производства примерно до 2023 года.

Существенными «минусами» являются высокая стоимость производства истребителя, так как комплектующие и сборка осуществляются в разных странах, а также наличие серьезных конкурентов подобных истребителей в других странах. Только то, что сборка конструкций самолетов происходит в цехах четырех стран, увеличивает в разы расходы на логистику, а значит, увеличивает и стоимость самой машины.

J‑10

Данный истребитель, выпуск которого осуществлен в Китайской Народной Республике, позиционируется как полностью национальный проект. Хотя многие эксперты отмечают значительное сходство «Стремительного дракона» с израильским самолетом Lavi, Китай отвергает эти точки зрения.

Самолет Чэнду J‑10 поставляется на экспорт, при этом используется его измененное обозначение F-10.

С 2002 года начато серийное производство. До 2006 года проект был засекреченным.

Имеет несколько модификаций, обладает рядом конкурентных преимуществ перед российскими и американскими аналогами. Состоит на вооружении ВВС и ВМС КНР, а также ВВС Пакистана.

Увидеть усовершенствованный истребитель можно было на международном авиасалоне Airshow China в 2016 году.

В настоящее время выпущено около 270 боевых единиц, также заключен контракт на поставку партий машин в Пакистан (с 2015 года).

Интерес к данному самолету проявляли также ВВС Перу, Ирана, Аргентины, Венесуэлы.

Gripen

Это истребитель согласно заданию ВВС Швеции, должен был заменить легендарные, но морально и технически устаревшие шведские Viggen и Draken. Полное его обозначение звучит как Saab JAS 39 Gripen.

Была развернута программа по созданию единого универсального боевого самолета, а в 1980 году создается концерн, основой задачей которого был выпуск JAS.


Демонстрационный полет истребителя Gripen из состава ВВС Швеции, прошедшего модернизацию версии MS20.

В концерн входили самые известные компании Швеции: Saab, а также Volvo, Scania, LM Ericsson и ряд других. Позже проект получает название Gripen (Грифон). Презентация Gripen прошла в 1987 году, первый полет осуществлен в 1988 году.

С 1992 года начались поставки самолетов в ВВС Швеции, позже были осуществлены поставки уже модернизированных истребителей.

С 1995 года концерн заключает соглашение с английской компанией, целью которого был выпуск Gripen, адаптированного под стандарты НАТО. Впоследствии контракты о сотрудничестве были подписаны с Норвегией и Данией.

Экспортные варианты Gripen поставлялись в ЮАР, Таиланд, Чехию и Венгрию.

Масштабное обновление моделей истребителей было предпринято в 2007 году, в результате чего был создан Gripen NG. В воздух модернизированная модель поднялась уже в 2009 году.

Также компания Saab ведет очень серьезную работу по созданию палубной версии истребителя. Большой интерес к проекту проявляла Индия, но ВМС этой страны все же остановились на российских истребителях. Зато шведские разработки попали в зону интересов ВМС Бразилии.

Кстати, этой страной был также подписан контракт на поставку 36 Gripen NG в период с 2019 по 2024 годы. Пока «подвисает» контракт со Швейцарией, согласно которому Швеция должна поставить в эту страну 22 боевых машины, но на референдуме 2014 года было решено закупку отложить на неопределенное время.

Среди стран, которые в перспективе могут подписать контракты на поставку таких самолетов, эксперты рассматривают Болгарию, Финляндию и Словакию. Но если Болгария уже дала согласие на закупку 8 единиц Gripen NG, а Словакия ведет переговоры по лизингу истребителей, то с Финляндией пока ситуация не совсем ясна. На вооружении ВВС этой страны состоят модели F-18, которые планируется заменить после 2025 года. Пока Финляндия рассматривает различные варианты, среди которых – и шведский истребитель.

Данная модель отличается от зарубежных аналогов доступной ценой, а также отличными эксплуатационными характеристиками. Но в то же время есть и недостаток – многие технологии, используемые в производстве Gripen NG, принадлежат не шведским компаниям, а их партнерам из США, Великобритании и других стран. А это приводит к невозможности осуществлять экспорт поставок вооружения в некоторые государства мира.

Эксперты прогнозируют, что с учетом всех этих нюансов, а также того, что запланированные испытания новых модификаций истребителя постоянно откладываются, общий объем поставок будет не более 80 единиц.

Анализ ситуации на рынке

Таким образом, если подвести итоги, то общий объем поставок на экспорт самолетов 4-го поколения будет примерно 900 единиц.

В эту цифру не вошли тендеры ВВС Индии, а также объемы, которые запланированы министерствам обороны по поставкам стран, производящих истребители.

Главным фактором, который будет регулировать ситуацию на рынке, является выпуск самолетов 5-го поколения. Как быстро они будут замещать предыдущие семейства боевых машин, а выпускаются такие истребители только в трех странах, и будет зависеть перспектива поставок самолетов 4-го поколения.

Анализируя состояние рынка, самая большая доля по выпуску таких самолетов принадлежит Российской Федерации – примерно 26,6%.

На втором месте – США (25,55), далее идет Франция (22,2%).

У Китайской Народной Республики поставки на экспорт будут примерно в количестве 110 истребителей (12,2%), а вот для международного консорциума Eurofighter доля не превысит 4,4 %.

На Gripen NG (Швеция) придется около 8%.

Возможно, ситуация будет меняться, так как на начало 2018 года в Индии намечено проведение тендера по специальной программе Make in India. Суть ее заключается в привлечении крупного частного капитала и производстве различных видов техники на совместных с зарубежными партнерами предприятиях.


Источник

вернуться назад

aviadrive.ru

Истребители последнего поколения Су-35С прибыли в Сирию | Военное дело | ИноСМИ

Решение России принять участие в гражданской войне в Сирии на стороне правительства Асада оказалось для многих неожиданным: размещение боевых самолетов для прикрытия наступательных действий сухопутных войск, их техническое обеспечение и охрана требуют немалых затрат и усилий. Россия направила в Сирию отдельные образцы современного вооружения, как бы стремясь показать миру качество своей боевой техники. Однако после того, как турецкая авиация сбила российский бомбардировщик, ситуация изменилась. Россия значительно ужесточила свою позицию, развернув более мощные системы ПВО и направив в Сирию истребители, которые стали прикрывать бомбардировщики во время выполнения ими боевых заданий.


Последней мерой стала отправка четырех истребителей Су-35С. Это один из самых современных боевых самолетов, состоящих на вооружении российских ВВС, и один из самых мощных в мире. Грозная машина, венец конструкторской мысли, уходящей корнями в советскую эпоху.

Су-35С ведет свою родословную от Су-27, созданного в восьмидесятые годы как многоцелевой истребитель и призванного обеспечить воздушное превосходство над западными аппаратами F-15 Eagle и F-14 Tomcat.


Су-27 был создан в 1985 году в СССР, и в его конструкции прослеживается разница в советском и западном подходах к воздушному бою. В то время как западные модели стремились использовать техническое превосходство и способность поразить самолет противника на большом расстоянии с помощью более мощных радаров и ракет большей дальности, то советские самолеты были рассчитаны прежде всего для ближнего боя, несмотря на свои внушительные размеры.


Но Су-27 уже обладал сверхманевренностью, и эту его особенность, значительно усиленную, унаследовал Су-35С, что делает его очень опасным противником.


Не только аэродинамика


Сверхманевренность позволяет Су-35С совершать другие пилотажные фигуры, смертельно опасные в ближнем бою, такие как J-turn, или «манёвр Хербста», то есть, разворот с минимальным радиусом и за короткое время, позволяющие уйти от зашедшего в хвост противника и занять позицию позади него, чтобы нанести огневой удар.


Русская служба BBC
Русская служба BBC
The National Interest
The National Interest
Эта способность позволяет резко менять направление движения, при неизменном курсе, то есть, вести огонь в определенном направлении, не приближаясь к месту стрельбы. Самолет оснащен 30-мм пушкой и боекомплектом на 150 выстрелов. Смертоносное сочетание в ближнем бою.


Западные самолеты сконструированы для пуска ракет с дальнего расстояния и, в случае необходимости ведения ближнего боя, используют теорию управления энергией, в корне отличающейся от советского подхода. На некоторых образцах даже не установлены пушки (в частности, на первых моделях F-4 Phantom), поскольку считается, что вести ближний бой придется крайне редко, а если дело до этого и дойдет, то лучше воспользоваться ракетами малой дальности с инфракрасной головкой наведения.


В этом смысле Су-27 превосходили свои западные аналоги и пользовались большим успехом. На их основе был разработан ряд модификаций, таких как Су-30 (истребитель-бомбардировщик с множеством экспортных модификаций), Су-33 (палубный), Су-35 (модернизированный истребитель), двухместный ударный самолет Су-34 с сиденьями, расположенными друг с другом, а также лицензионный китайский самолет Shenyang J-11. Многие экспортные модификации Су-30, такие как МКК и МК2 (поставляемые в Китай, Венесуэлу, Индонезию и Вьетнам), МКМ (поставляемые в Малайзию) и, в особенности, МКИ (поставляемые в Индию), в значительной степени способствовали развитию первой модификации Су-35 и ее прототипа Су-37.


Первый Су-35 (Су-27M) был создан на основе базовой модели этого семейства истребителей с целью улучшения его тактико-технических данных, его производство началось в конце 80-х годов прошлого века. Этот самолет обладал улучшенной конструкцией, полетными характеристиками и более мощными двигателями, но было построено всего лишь 15 образцов этой машины, которые использовались в основном для демонстрации научно-технических достижений. На его основе был создан единственный прототип Су-37, оснащенный передними элеронами и форсунками, позволяющими изменять вектор тяги. Все это обеспечивало ему невиданные возможности для маневра. Су-37 использовался в качестве исследовательской платформы для разработки истребителя-невидимки пятого поколения ПАК ФА.


Кабина, оснащенная многофункциональными жидкокристаллическими экранами


Су-35С — это совсем другая машина. Созданный в 2003 году на основе Су-27, он оснащен новыми, более легкими конструкционными титановыми элементами и передовой электроникой, прежде всего РЛС. Благодаря этому были убраны элероны и уменьшен «хребет» между хвостовым оперением, характерный для семейства этих машин.

© РИА Новости, Виталий Аньков | Перейти в фотобанкВоенные летчики на фоне истребителя Су-35С в истребительном авиационном полку на аэродроме «Центральная Угловая» в Приморском крае


На Су-35С стоят двигатели, сконструированные на основе тех, что были разработаны для ПАК ФА, и форсунки, позволяющие изменять вектор тяги в трех плоскостях. Благодаря этому, он приобретает не только сверхманевренность, но и способность преодолевать звуковой барьер без форсажа, хотя и в ограниченном режиме. Его максимальная скорость превышает Мах 2,25 по высоте. Кроме того, он покрыт материалами, поглощающими радиолокационное излучение. Для уменьшения формы радара были внесены некоторые изменения в конструкцию.


Кабина Су-35С оборудована многофункциональными жидкокристаллическими экранами, сенсорами, индикатором на лобовом стекле и приборами ночного видения. В носовой части установлена пассивная фазированная антенная решётка. РЛС Н035 Ирбис способен обнаруживать небольшие цели на расстоянии 400 километров, вести 30 самолетов и одновременно наносить удары по восьми из них. Он может также вести наблюдение за местностью и обладает функцией радиолокационного синтезирования апертуры. На самолете установлена система пассивного инфракрасного и оптического обнаружения и средства радиоэлектронного противодействия.


Благодаря облегчению и усилению конструкции удалось увеличить объем баков с горючим, что позволило увеличить дальность полета до 3 500 километров, а также полезную нагрузку.


Су-35С оснащен 12 узлами внешней подвески для вооружений и может нести до 8 тонн различных ракет и бомб, как управляемых, так и неуправляемых. На его борту также находится 30-мм авиационная пушка. Может производить дозаправку горючим в воздухе.


Одним словом, это самолет поколения 4++, обладающий прекрасными летными качествами и большими поражающими способностями. В настоящее время российская армия приняла на вооружение 40 таких аппаратов и сделала заявку еще на 50 для обеспечения своих потребностей. Следующий шаг — самолеты 5 поколения. Экспортные модели выставляются на самых различных тендерах: от Южной Кореи до Бразилии.


Разумеется, Су-35С является достойным противником самых современных западных самолетов, в том числе F-15, F-16 и Typhoon. Хотя ни Су-35С, ни его предшественник Су-27 не участвовали в боях с вышеупомянутыми западными аналогами, следует отметить, что в ходе совместных учений Су-30МКИ и Eurofighter Typhoon первые показали себя достаточно крепкими орешками. Участие Су-35С в боевых действиях за пределами российских границ позволит оценить не только его тактико-технические характеристики, но и способствовать его продажам в другие страны. Западные летчики не зря его опасаются, поскольку это действительно грозная машина.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

inosmi.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *