Содержание

История освоения Арктики. Справка — РИА Новости, 15.04.2010

История освоения Арктики

Северный полюс издавна привлекал внимание путешественников и исследователей, которые, преодолевая неимоверные трудности, проникали все дальше и дальше на север, открывали холодные арктические острова и архипелаги и наносили их на карту.

Это были представители разных народов мира: американцы Джон Франклин и Роберт Пири, голландец Вильям Баренц, норвежцы Фритьоф Нансен и Руаль Амундсен, итальянец Умберто Нобиле и многие другие, чьи имена навечно остались в названиях островов, гор, ледников, морей. Среди них и наши соотечественники: Федор Литке, Семен Челюскин, братья Лаптевы, Георгий Седов, Владимир Русанов.

Русские поморы и землепроходцы уже  в середине XVI века, используя притоки сибирских рек, совершали плавания в Северный Ледовитый океан и вдоль его берегов. В 1648 г. группа мореходов во главе с «торговым человеком» Федотом Поповым и казачьим атаманом Семеном Дежневым обошла на кочах (старинное поморское палубное одномачтовое парусно гребное судно) Чукотский полуостров и вышла в Тихий океан. 

В 1686-1688 гг. торговая экспедиция Ивана Толстоухова на трех кочах обошла морем с запада на восток Таймырский полуостров. В 1712 г. землепроходцы Меркурий Вагин и Яков Пермяков впервые посетили Большой Ляховский остров, положив начало открытию и исследованию всей группы Новосибирских островов.

В 1733-1742 гг. в водах Северного Ледовитого океана и на его побережье работала Великая Северная экспедиция. По существу, она объединила несколько экспедиций, в том числе вторую Камчатскую экспедицию под руководством Витуса Беринга, выполнивших огромный комплекс исследований северной территории Сибири   от устья Печоры и острова Вайгач до Чукотки, Командорских островов и Камчатки. Впервые были нанесены на карту берега Северного Ледовитого океана от Архангельска до устья Колымы, побережье острова Хонсю, Курильские острова. Более грандиозного географического предприятия до этой экспедиции не было.

Исследованию северо-восточных окраин Российской земли посвятил всю свою жизнь Семен Челюскин. 10 лет (1733-1743 гг.) служил он во второй Камчатской экспедиции, в отрядах известных исследователей Василия Прончищева, Харитона Лаптева.
Весной 1741 г. Челюскин прошел пешком по суше западного побережья Таймыра, произвел его описание. Зимой 1741-1742 гг. проехал и описал северное побережье Таймыра, где выявил северную оконечность Азии. Это открытие было увековечено через 100 лет, в 1843 г. северная оконечность Азии была названа мысом Челюскина.

Значительный вклад в изучение восточного участка Северного морского пути внесли русские мореплаватели Фердинанд Врангель и Федор Матюшкин (лицейский друг Александра Пушкина). В 1820-1824 гг. они обследовали и нанесли на карту материковый берег от устья Колымы до Колючинской губы и совершили в этом районе четыре беспримерных похода по дрейфующим льдам.

Вошел в историю как крупный исследователь Арктики Федор Литке. В 1821-1824 гг. Литке описал берега Новой Земли, сделал много географических определений мест по берегу Белого моря, исследовал глубины фарватера и опасных отмелей этого моря. Описал эту экспедицию  в книге «Четырехкратное путешествие в Северный Ледовитый океан в 1821-1824 гг.».

В 1826 г. Литке на шлюпе «Сенявин» отправился в кругосветное плавание, продолжавшееся три года. По результатам это одна из наиболее успешных экспедиций первой половины XIX столетия: в Беринговом море определены важнейшие пункты берега Камчатки от Авачинской губы к северу; описаны до того неизвестные острова Карагинские, остров Матвея и берег Чукотской Земли; определены острова Прибылова; исследованы и описаны архипелаг Каролинский, острова Бонин-Сима и многие другие.

Совершенно новый этап в исследовании и транспортном освоении Северного Ледовитого океана связан с именем знаменитого русского мореплавателя адмирала Степана Макарова. По его идее в 1899 г. в Англии был построен первый в мире мощный ледокол «Ермак», который предполагалось использовать для регулярного сообщения с Обью и Енисеем через Карское море и для научных исследований океана до самых высоких широт.

Плодотворной по результатам была русская «Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана» 1910-1915 гг. на ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач». Базируясь во Владивостоке, она за три года выполнила детальную гидрографическую опись от мыса Дежнева до устья Лены и соорудила на побережье навигационные знаки.

В 1913 г. перед экспедицией была поставлена задача – продолжить гидрографическую опись до Таймырского полуострова и при благоприятных условиях совершить сквозное плавание по Северному морскому пути до нынешнего Мурманска. Но мыс Челюскина оказался блокированным тяжелыми неизломанными льдами.

В 1912  г. с проектом санной экспедиции к Северному полюсу выступил гидрограф и полярный исследователь Георгий Седов. 14 (27) августа 1912  г. судно «Святой Фока» вышло из Архангельска и у Новой Земли из-за непроходимых льдов стало на зимовку. К Земле Франца-Иосифа экспедиция подошла только в августе 1913 г., но из-за отсутствия угля стала в бухте Тихой на вторую зимовку. 2 (15) февраля 1914 г. Седов и сопровождавшие его матросы Григорий Линник и Александр Пустошный на трех собачьих упряжках вышли к Северному полюсу. Не дойдя до о. Рудольфа, Седов умер и был похоронен на мысе Аук этого острова. Именем Седова названы два залива и пик на Новой Земле, ледник и мыс на Земле Франца-Иосифа, остров в Баренцевом море, мыс в Антарктиде.

Исследователь Арктики, океанолог Николай Зубов (1885 1960) в 1912 г. произвел гидрографическую съемку губы Митюшихи на западном побережье Новой Земли.

В 1932 г. он руководил экспедицией на судне «Н. Книпович», впервые в истории обогнувшей с севера Землю Франца-Иосифа. Позже Николай  Зубов  выдвинул и разработал проблему ледовых прогнозов в арктических морях, заложил основы учения о вертикальной циркуляции вод и о происхождении холодного промежуточного слоя в море, разработал способ вычисления уплотнения вод при их смешивании и сформулировал закон дрейфа льдов по изобарам.

Несмотря на целый ряд экспедиций в начале ХХ века, многие из которых сделали крупные географические открытия, Северный Ледовитый океан оставался малоизученным.

В советское время исследованию и практическому освоению Северного морского пути было придано значение государственной важности. 10 марта 1921 г. Ленин подписал декрет о создании Плавучего морского научно исследовательского института. Районом деятельности этого института стал Северный Ледовитый океан с его морями и устьями рек, островами и прилегающими к нему побережьями РСФСР.
Начиная с 1923 г. в течение всего лишь десяти лет на побережье и островах Северного Ледовитого океана было построено 19 полярных радиометеорологических станций.

Вскоре  Россия стала лидером  в освоении и исследовании Северного полюса.

В 1929 г. известный полярный исследователь Владимир Визе выдвинул идею создания первой полярной научной дрейфующей станции. В те годы Арктический бассейн площадью 5-6 млн кв. км еще оставался неисследованным «белым пятном». И только в 1937 г. идея изучения Ледовитого океана с дрейфующих льдов стала реальностью.

Особое место в истории занимает период советских исследований Арктики в 1930-1940-х гг. Тогда были проведены героические экспедиции на ледокольных судах «Г. Седов», «Красин», «Сибиряков», «Литке». Их возглавляли известные полярники Отто Шмидт, Рудольф Самойлович, Владимир Визе, капитан Владимир Воронин. В эти годы впервые в одну навигацию была пройдена трасса Северного морского пути, совершены героические перелеты через Северный полюс, которые создали принципиально новые возможности для достижения и изучения Северного полюса.

С 1991 по 2001 год в Арктике не было ни одной российской дрейфующей станции (советскую станцию «Северный полюс 31» закрыли в июле 1991 г.), ни одного ученого, который бы занимался на месте сбором необходимых научных данных. Экономическое положение России заставило прервать более чем полувековой цикл наблюдений с дрейфующих льдов Арктики. Только в 2001 г. была временно открыта экспериментальная новая дрейфующая станция «Северный полюс». 

Сейчас в Арктике с участием России работают больше десятка международных экспедиций.

7 сентября 2009 г. начала работу российская дрейфующая станция «Северный полюс — 37». На СП-37 работают 16 человек – специалистов Арктического и Антарктического научно-исследовательского Института (ААНИИ), начальником станции назначен Сергей Лесенков.

Научные программы российских исследований разрабатываются  ведущими научными организациями и ведомствами, к которым относятся Гидрометеорологический научно – исследовательский Центр Российской Федерации (Гидрометцентр России),  Государственный Океанографический Институт (ГОИН),  Всероссийский научно-исследовательский Институт Гидрометеорологической Информации – Мировой Центр Данных (ВНИИГМИ МЦД), Арктический и Антарктический научно-исследовательский Институт (ААНИИ) – старейшее и наиболее крупное научно-исследовательское учреждение России, проводящим комплексное изучение Полярных регионов Земли; и др.

Сегодня ведущие мировые державы приготовились к переделу арктических пространств. Россия стала первым арктическим государством, подавшим в 2001 г. заявку в ООН на установление внешней границы континентального шельфа в Северном Ледовитом океане. Заявка России предполагает уточнение территории арктического шельфа площадью более миллиона квадратных километров.

Летом 2007 г. стартовала российская полярная экспедициия «Арктика-2007», целью, которой было изучения шельфа Северного Ледовитого океана.

Исследователи поставили целью доказать, что подводные хребты Ломоносова и Менделеева, которые тянутся к Гренландии, геологически могут являться продолжением Сибирской континентальной платформы, это позволит России претендовать на огромную территорию Северного Ледовитого океана в 1,2 млн кв. километров.

Экспедиция 1 августа достигла Северного полюса. 2 августа глубоководные обитаемые аппараты «Мир-1» и «Мир-2» спустились на дно океана в районе Северного полюса и выполнили комплекс океанографических, гидрометеорологических и ледовых исследований. Впервые в истории был осуществлен уникальный эксперимент по взятию образцов грунта и флоры с глубины 4 261 метр. Кроме того, на Северном полюсе на дне Северного ледовитого океана был водружен флаг РФ.

Как заявил тогда президент России Владимир Путин, результаты экспедиции в Арктику должны лечь в основу позиции России при решении вопроса принадлежности этой части арктического шельфа.

Уточненная заявка России на арктический шельф будет готова к 2013 г.

После российской экспедиции тема принадлежности континентального шельфа начала активно обсуждаться ведущими арктическими державами.

13 сентября 2008 г. стартовала канадско-американская экспедиция, в которой приняли участие арктический ледокол службы береговой охраны США Healy и самый тяжелый ледокол службы береговой охраны Канады Louis S. St. Laurent.

Целью миссии стал сбор сведений, которые помогут определить протяженность континентального шельфа США в Северном Ледовитом океане.

7 августа 2009 г. стартовала вторая американо-канадской арктическая экспедиция. На ледоколе береговой охраны США Healy и корабле береговой охраны Канады Louis S. St-Laurent ученые двух стран собирали данные о морском дне и континентальном шельфе, где, как предполагается, находятся богатейшие месторождения нефти и газа. Экспедиция работала в районах от севера Аляски до хребта Менделеева, а также к востоку от Канадского архипелага. Ученые провели фото- и видеосъемку, а также собрали материалы о состоянии моря и шельфа.

Интерес к участию в активном освоении арктической зоны проявляют все больше государств. Это связано с изменением глобального климата, открывающим новые возможности для налаживания регулярного судоходства в Северном Ледовитом океане, а также больший доступ к полезным ископаемым этого обширного региона.

 

 

ria.ru

История освоения российской Арктики — Биографии и справки

ТАСС-ДОСЬЕ. 9 апреля 2019 года в Санкт-Петербурге в «Экспофоруме» начался V Международный арктический форум «Арктика — территория диалога».

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку по истории освоения Российской Арктики.

Российская Арктика — полярная область земли в пределах границ РФ, примыкающая к Северному полюсу и включающая северное побережье Евразии, Северный Ледовитый океан с островами и часть Тихого океана, омывающую Чукотку. Современные границы российской Арктики определены указом президента РФ Владимира Путина «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации» от 2 мая 2014 года.

Первые исследования Арктики в XI-XVII веках

В XI веке русские мореплаватели начали осваивать побережье Северного Ледовитого океана. В 1032 году, согласно записи в Никоновской летописи, новгородский посадник Улеб совершил поход с Северной Двины к «Железным воротам», то есть к проливу Карские ворота либо к проливу Югорский Шар (отделяют Южный остров архипелага Новая Земля и остров Вайгач от материка и друг от друга). В XII-XIII веках поморами были исследованы острова Вайгач, Новая Земля, а в конце XV века — острова архипелага Шпицберген и остров Медвежий в Баренцевом море. С XIII века началась крестьянская колонизация Беломорья. В 1499 годк в низовьях Печоры был основан Пустозерск — первый русский заполярный город (просуществовал до 1960-х годов; находился в 20 км от нынешнего города Нарьян-Мара). В 1533 году на мурманском берегу Баренцева моря был основан Трифонов Печенгский монастырь, который наряду с Соловецким монастырем на одноименном острове в Белом море (1429) стал важным пунктом освоения Арктики. Главным русским портом на европейском севере России вплоть до XX века оставался Архангельск, основанный в 1584 году.

В XVI-XVII веках русскими купцами активно осваивался так называемый Мангазейский морской ход, участок Северного морского пути (СМП) от устья Северной Двины до Тазовской губы в устье Оби. В 1601 году на реке Таз по царскому указу был построен город Мангазея (просуществовал до 1672 года; ныне территория Красноселькупского района Ямало-Ненецкого автономного округа), который являлся торговым и военным форпостом русского государства в Арктике. В тот же период на реке Ухте кустарным способом начали добывать нефть: ее собирали с поверхности воды и в прибрежных ямах.

XVII-XVIII века

В 1648 году казачий атаман Семен Дежнев предпринял плавание вдоль берегов Чукотки. Он открыл пролив между Азией и Америкой, составил чертеж рек Анадырь и Анюй. В 1686-1688 годах торговая экспедиция Ивана Толстоухова обошла морем с запада на восток Таймырский полуостров. В 1712 году землепроходцы Меркурий Вагин и Яков Пермяков положили начало исследованию Новосибирских островов. В 1728 году, в ходе Первой Камчатской экспедиции (1728-1729), организованной по указу императора Петра I, офицер русского флота Витус Беринг подтвердил наличие пролива, разделявшего Чукотку и Аляску. В 1733-1743 годах российскую Арктику исследовала Великая Северная экспедиция Витуса Беринга, братьев Дмитрия и Харитона Лаптевых, Степана Малыгина, Семена Челюскина и других. Ее участники во время морских и пеших походов нанесли на карту почти все русское побережье Ледовитого океана, а также берега Охотского и Берингова морей. Ими были описаны полуостров Аляска, Алеутские и Командорские острова. В 1741-1742 годах Семен Челюскин в пешем походе описал западное и северное побережье полуострова Таймыр, где выявил северную оконечность Азии, которая в 1843 году была названа в его честь мысом Челюскина. В 1746 году по материалам Великой Северной экспедиции была составлена «Карта генеральная Российской империи, северных и восточных берегов, прилежащих к Северному Ледовитому и Восточному океанам с частью вновь найденных через морские плавания западных американских берегов и острова Япона». В 1765 году по плану, разработанному русским ученым Михаилом Ломоносовым, была организована Арктическая экспедиция Василия Чичагова. Целью похода был поиск морского прохода от Шпицбергена до Камчатки через воды, близкие к Северному полюсу. Несмотря на неудачу, материалы экспедиции значительно обогатили отечественную науку.

В 1799 году была основана торгово-промышленная Российско-Американская компания, деятельность которой способствовала исследованию и освоению русскими поселенцами Аляски и Алеутских островов.

XIX — начало XX века

В 1820-1824 годах экспедиция под руководством Фердинанда Врангеля и Федора Матюшкина, лицейского друга Пушкина, обследовала побережье Северного Ледовитого океана от устья реки Колымы до Колючинской губы на Чукотке. В эти же годы полярный исследователь Федор Литке составил картографическое описание архипелага Новая Земля. В 1873 году австро-венгерской экспедицией Юлиуса Пайера и Карла Вейпрехта был открыт архипелаг Земля Франца-Иосифа, который в 1914 году был объявлен российской территорией. В 1878-1879 годах состоялась экспедиция шведского исследователя барона Нильса Норденшельда, профинансированная совместно шведским правительством, шведскими и русскими предпринимателями. Ей впервые в истории удалось пройти Северным морским путем и выйти через Берингов пролив в Тихий океан.

С конца XIX века активизировалось заселение российской Арктики. В 1870-х годах архангельские губернаторы организовали переселение ненцев на острова архипелага Новая Земля для постоянного проживания. В 1894 году правительство Российской империи по инициативе министра финансов Сергея Витте разработало план по освоению Крайнего Севера. Было запланировано строительство порта на Кольском полуострове и проведение железной дороги, которая связала бы его с европейской частью России. Согласно этому плану, в 1898 году в Екатерининской гавани Кольской губы был заложен военный порт Александровский (ныне — Полярный), а в 1916 году — Романов-на-Мурмане (ныне — Мурманск). Для скорейшего освоения этой территории переселенцам предоставляли льготы: всех жителей освобождали от уплаты налогов, а мужчин — от обязательного прохождения воинской службы.

В 1900-1902 годах Императорской Академией наук была снаряжена Русская полярная экспедиция во главе с бароном Эдуардом Толлем и лейтенантом флота Александром Колчаком (в будущем — Верховный правитель России). Она провела исследование Новосибирских островов, нанесла на карту Арктики около двухсот новых географических названий. В 1913-1915 годах гидрографическая экспедиция под руководством Бориса Вилькицкого открыла архипелаг Северная Земля, а затем совершила первое в истории плавание Северным морским путем из Владивостока в Архангельск.

25 апреля 1919 года правительство адмирала Александра Колчака учредило Комитет Северного морского пути — первое государственное учреждение, созданное для организации морских перевозок в Арктике.

Советский период

В 1920-1930-х годах в СССР была развернута широкая программа правительственных мероприятий по изучению и освоению Крайнего Севера. 4 марта 1920 года президиум Высшего совета народного хозяйства РСФСР утвердил положение о Северной научно-промысловой экспедиции (Севэкспедиции; с 1925 года — Институт по изучению Севера, с 1958 года — Арктический и антарктический научно-исследовательский институт). Перед ней была поставлена задача координации всех научно-исследовательских работ в Арктике. 15 апреля 1926 года было принято постановление президиума ЦИК СССР, согласно которому территорией Советского Союза были объявлены все земли и острова между меридианами 32°4’35» восточной долготы и 168°49’30» западной долготы, расположенные в Северном Ледовитом океане к северу от побережья СССР и до Северного полюса.

В 1931 году было открыто первое промышленное нефтяное месторождение на Русском Севере — Чибьюское (Северный край, ныне — Республика Коми). Добыча на нем началась в 1939 года.

В 1932 году при Совете народных комиссаров СССР было создано Главное управление Северного морского пути (Главсевморпути), которому было поручено народно-хозяйственное освоение Арктики и обеспечение судоходства по Северному морскому пути от Белого моря до Берингова пролива. Кроме того, на Главсевморпуть возлагалась организация геологических работ, поисков и разведки полезных ископаемых в Арктике. Первым руководителем ведомства в 1932 году стал полярный исследователь Отто Шмидт. В том же году он возглавил поход ледокольного парохода «Сибиряков», который прошел СМП за одну навигацию (65 дней).

В 1937 году советские летчики Валерий Чкалов и Михаил Громов впервые совершили перелет через Северный полюс. В том же году в СССР была организована первая дрейфующая научная станция «Северный полюс». Впоследствии такие станции работали в Центральной Арктике вплоть до 1991 года (программа действовала также в 2003-2015 годах).

В 1930-1940-е годы в СССР началось активное заселение и промышленное освоение Арктики, в том числе с использованием труда политзаключенных. В этот период были построены арктические порты Игарка, Диксон, Певек, Тикси, основаны города Нарьян-Мар, Норильск, Воркута и другие. Тогда же в арктических районах Западной Сибири были открыты первые большие запасы нефти и газа. В 1948 году для активизации в регионе геологоразведочных работ в Ленинграде (ныне — Санкт-Петербург) был создан Научно-исследовательский институт геологии Арктики (ныне — Всероссийский научно-исследовательский институт геологии и минеральных ресурсов Мирового океана им. академика И. С. Грамберга). В 1960-1970-е годы были открыты крупнейшие нефтегазовые месторождения: Уренгойское (1966), Ямбургское (1969), Бованенковское (1971) и другие. В 1980-х годах нефтегазовые месторождения были обнаружены и на арктическом шельфе: Штокмановское (1988), Приразломное (1989) и другие.

В 1962 году советская атомная подводная лодка «Ленинский комсомол» совершила длительный поход подо льдами Северного Ледовитого океана, достигнув Северного полюса и всплыв на поверхность (первыми аналогичную акцию в 1959 году осуществил военно-морской флот США). В 1977 году советский атомный ледокол «Арктика» стал первым в мире надводным судном, которому удалось достичь географической точки Северного полюса.

Новейшая история

В 1992 году почетный полярник СССР Константин Зайцев первым водрузил флаг России на Северном полюсе.

В 1990-х годах финансирование Арктических регионов было значительно сокращено, многие объекты инфраструктуры оказались заброшены, почти на треть снизилось число населенных пунктов. Годовые объемы перевозок по Северному морскому пути сократились в четыре раза: с 6,6 млн т в 1987 году до 1,65 млн т в 1996 году.

В 1996 году был принят федеральный закон «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации». Документ обеспечивал «государственный протекционизм» и создание для населения и значительной части отраслей хозяйства в Арктике льготного режима развития.

В Концепции национальной безопасности РФ от 10 января 2000 года была поставлена задача «в кратчайшие сроки» разработать «механизмы поддержания жизнедеятельности и экономического развития кризисных регионов и районов Крайнего Севера».

В 2000-х годах были расконсервированы и достроены ряд крупных инфраструктурных объектов, в том числе Ямальская железная дорога до Надыма и Ямбурга, Варандейский нефтяной терминал, а также газопровод «Ямал — Европа».

19 сентября 2008 года президент РФ Дмитрий Медведев подписал «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» — главный документ, определяющий стратегию развития российской Арктической зоны. В нем говорилось, что полярный регион должен к 2020 году стать «ведущей стратегической ресурсной базой» страны. В феврале 2015 года была создана Государственная комиссия по вопросам развития Арктики.

В 2014 году Россия впервые в мире начала добычу нефти с шельфового месторождения в Арктике. Первая партия нефти была отгружена с платформы «Приразломная». 8 декабря 2017 года на полуострове Ямал состоялось открытие первой очереди завода по производству сжиженного природного газа в рамках проекта «Ямал СПГ».

tass.ru

История освоения российской Арктики. Досье — Биографии и справки

ТАСС-ДОСЬЕ. 29-30 марта 2017 г. в Архангельске состоится IV Международный арктический форум «Арктика — территория диалога». Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку об истории освоения российской Арктики.

Российская Арктика — полярная область земли в пределах границ РФ, примыкающая к Северному полюсу, и включающая северное побережье Евразии, Северный Ледовитый океан с островами, и часть Тихого океана, омывающую Чукотку. Современные границы российской Арктики определены указом президента РФ Владимира Путина от 2 мая 2014 г.

История вопроса

В XI в. русские мореплаватели начали осваивать побережье Северного Ледовитого океана. В Никоновской летописи под 1032 годом содержится запись о том, что новгородский посадник Улеб совершил поход с Северной Двины к «Железным воротам».

То есть, либо к проливу Карские ворота, либо к проливу Югорский Шар (отделяют Южный остров архипелага Новая земля и остров Вайгач от материка и друг от друга). В XII-XIII вв. поморами были открыты острова Вайгач, Новая Земля, а в конце XV в. — острова архипелага Шпицберген и остров Медвежий в Баренцевом море. С XIII в. началась крестьянская колонизация Беломорья. В 1499 г. в низовьях Печоры был основан Пустозерск — первый русский заполярный город (просуществовал до 1780 г.; находился в 20 км от нынешнего г. Нарьян-Мар). В 1533 г. на мурманском берегу Баренцева моря был построен Трифонов Печенгский монастырь, который наряду с Соловецким монастырем в Белом море (1429), был важным пунктом освоения Арктики. Главным русским портом на европейском севере России вплоть до XX в. оставался Архангельск, основанный в 1584 г.

В XVI-XVII вв. русскими купцами активно осваивался участок Северного морского пути — от устья р. Северная Двина до Тазовской губы в устье р. Оби (так называемый «Мангазейский морской ход»). В 1601 г. на реке Таз по царскому указу был построен город Мангазея (просуществовал до 1672 г.; ныне территория Красноселькупского района Ямало-Ненецкого автономного округа), который являлся торговым и военным форпостом русского государства в Арктике. В тот же период на реке Ухте кустарным способом начали добывать нефть: ее собирали с поверхности воды и в прибрежных ямах.

XVII-XVIII века

В 1648 г. казачий атаман Семен Дежнев предпринял плавание вдоль берегов Чукотки, открыв пролив между Азией и Америкой, составил чертеж рек Анадырь и Анюй. В 1686-1688 гг. торговая экспедиция Ивана Толстоухова обошла морем с запада на восток Таймырский полуостров. В 1712 г. землепроходцы Меркурий Вагин и Яков Пермяков впервые положили начало исследованию Новосибирских островов. В 1728 г., в ходе Первой Камчатской экспедиции, организованной по указу императора Петра I, офицер русского флота Витус Беринг подтвердил наличие пролива, разделявшего Чукотку и Аляску. В 1733-1743 гг. российскую Арктику исследовала Великая Северная экспедиция под руководством Витуса Беринга, братьев Дмитрия и Харитона Лаптевых, Степана Малыгина, Семена Челюскина и др. Участники экспедиции во время морских и пеших походов впервые нанесли на карту почти все русское побережье Ледовитого океана, берега Охотского и Берингова морей. Ими были открыты полуостров Аляска, Алеутские и Командорские острова. В 1741-1742 гг. Семен Челюскин в пешем походе описал западное и северное побережье полуострова Таймыр, где выявил северную оконечность Азии, которая в 1843 г. была названа в его честь мысом Челюскина. В 1746 г. по материалам Великой Северной экспедиции была составлена «Карта генеральная Российской империи, северных и восточных берегов, прилежащих к Северному Ледовитому и Восточному океанам с частью вновь найденных через морские плавания западных американских берегов и острова Япона». В 1765 г. по плану, разработанному русским ученым Михаилом Ломоносовым, была организована Арктическая экспедиция Василия Чичагова. Целью похода был поиск морского прохода от Шпицбергена до Камчатки через воды близкие к Северному полюсу. Несмотря на неудачу, материалы экспедиции значительно обогатили отечественную науку.

В 1799 г. была основана торгово-промышленная Российско- Американская компания, деятельность которой способствовала исследованию и освоению русскими поселенцами Аляски и Алеутских островов.

Российская империя

В 1820-1824 гг. экспедиция под руководством Фердинанда Врангеля и Федора Матюшкина, лицейского друга Пушкина, обследовала побережье Северного Ледовитого океана от устья реки Колымы до Колючинской губы на Чукотке. В эти же годы полярный исследователь Федор Литке составил картографическое описание архипелага Новая земля. В 1873 г. австро-венгерской экспедицией Юлиуса Пайера и Карла Вейпрехта был открыт архипелаг Земля Франца-Иосифа, который в 1914 г. был объявлен российской территорией.

В 1878-1879 гг. состоялась экспедиция шведского исследователя барона Нильса Норденшельда, профинансированная совместно шведским правительством, шведскими и русскими предпринимателями. Ей впервые в истории удалось пройти Северным морским путем и выйти через Берингов пролив в Тихий океан.

С конца XIX в. активизировалось заселение российской Арктики. В 1870-х гг. архангельские губернаторы организовали переселение ненцев на острова архипелага Новая земля для постоянного проживания. В 1894 г. правительство Российской империи по инициативе министра финансов Сергея Витте разработало план по освоению Крайнего Севера. Было запланировано строительство порта на Кольском полуострове и проведение железной дороги, которая связала бы его с европейской частью России. Согласно этому плану, в 1898 г. в Екатерининской гавани Кольской губы был заложен военный порт Александровский (ныне Полярный), а в 1916 г. — Романов- на-Мурмане (ныне Мурманск). Для скорейшего заселения этой территории переселенцам предоставляли льготы: всех жителей освобождали от уплаты налогов, а мужчин — от обязательного прохождения воинской службы.

В 1900-1902 гг. Русская полярная экспедиция, снаряженная Императорской Академией наук, во главе с бароном Эдуардом Толлем и Александром Колчаком (в будущем, Верховным правителем России) провела исследование Новосибирских островов, нанесла на карту Арктики около двухсот новых географических названий. В 1913-1915 гг. гидрографическая экспедиция под руководством Бориса Вилькицкого открыла архипелаг Северная Земля, а затем совершила первое в истории плавание Северным морским путем из Владивостока в Архангельск.

25 апреля 1919 г. правительство адмирала Александра Колчака учредило Комитет Северного морского пути — первое государственное учреждение, созданное для организации морских перевозок в Арктике.

Советский период

В 1920-х-1930-х гг. в СССР была развернута широкая программа правительственных мероприятий по изучению и освоению Крайнего Севера. 4 марта 1920 г. Президиум Высшего совета народного хозяйства РСФСР утвердил положение о Северной научно-промысловой экспедиции (Севэкспедиции), перед которой была поставлена задача координации всех научно-исследовательских работ в Арктике (с 1925 г. — Институт по изучению Севера, с 1958 г. — Арктический и антарктический научно-исследовательский институт). 15 апреля 1926 г. было принято постановление Президиума ЦИК СССР, согласно которому территорией Советского Союза были объявлены все земли и острова между меридианами 32°4’35» восточной долготы и 168°49’30» западной долготы, расположенные в Северном Ледовитом океане к северу от побережья СССР и до Северного полюса. В 1926 г. на остров Врангеля были завезены первые поселенцы.

В 1931 г. было открыто первое промышленное нефтяное месторождение на русском севере — Чибьюское. Добыча на нем началась в 1939 г.

В 1932 г. при Совете народных комиссаров СССР было создано Главное управление Северного морского пути (Главсевморпути), которому было поручено народно- хозяйственное освоение Арктики и обеспечение судоходства по Северному морскому пути (СМП) от Белого моря до Берингова пролива. Кроме того, на Главсевморпуть возлагалась организация геологических работ, поисков и разведки полезных ископаемых в Арктике. Первым руководителем ведомства стал полярный исследователь Отто Шмидт. В том же году он возглавил поход ледокольного парохода «Сибиряков», который впервые в истории прошел СМП за одну навигацию (за 65 дней).

В 1937 г. советские летчики Валерий Чкалов и Михаил Громов совершили первый перелет через Северный полюс. В том же году в СССР была организована первая дрейфующая научная станция «Северный полюс» (руководитель — Иван Папанин). Впоследствии такие станции работали в Центральной Арктике вплоть до 1991 г. (программа возобновлена в 2003 г.).

В 1930-е и 1940-е гг. в СССР началось активное заселение и промышленное освоение Арктики. В эти годы были построены арктические порты Игарка, Диксон, Певек, Тикси, основаны города Нарьян-Мар, Норильск, Воркута и др. Тогда же в арктических районах Западной Сибири были открыты первые большие запасы нефти и газа. В 1948 г. для активизации геологоразведочных работ в регионе в Ленинграде был создан Научно-исследовательский институт геологии Арктики (ныне Всероссийский научно-исследовательский институт геологии и минеральных ресурсов Мирового океана имени академика И.С. Грамберга). В 1960-е гг. были открыты крупнейшие нефтегазовые месторождения региона: Уренгойское (1966), Ямбургское (1969), Бованенковское (1971) и др. В 1980-х гг. нефтегазовые месторождения были обнаружены и на арктическом шельфе: Штокмановское (1988), Приразломное (1989) и до.

В 1962 г. советская атомная подводная лодка «Ленинский комсомол» всплыла в районе Северного полюса (в 1959 г. аналогичную акцию первыми осуществил военно-морской флот США). В 1977 г. советский атомный ледокол «Арктика» стал первым в мире надводным судном, которому удалось достичь географической точки Северного полюса.

Новейшая история

В 1992 г. почетный полярник СССР Константин Зайцев первым водрузил флаг России на Северном полюсе.

В 1990-х гг. финансирование Арктических регионов было значительно сокращено, многие объекты инфраструктуры были заброшены, почти на треть сократилось число населенных пунктов. Годовые объемы перевозок по Северному морскому пути сократились в четыре раза: с 6,6 млн т в 1987 г. до 1,65 млн т в 1996 г.

В 1996 г. был принят федеральный закон «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации». Документ обеспечивал «государственный протекционизм» и создание для населения и значительной части отраслей хозяйства в Арктике льготного режима развития.

В Концепции национальной безопасности РФ от 10 января 2000 г. была поставлена задача «в кратчайшие сроки» разработать «механизмы поддержания жизнедеятельности и экономического развития кризисных регионов и районов Крайнего Севера».

В 2000-х гг. были расконсервированы и достроены ряд крупных инфраструктурных проектов, в том числе Ямальская железная дорога до Надыма и Ямбурга, Варандейский нефтяной терминал, а также газопровод «Ямал — Европа».

19 сентября 2008 г. президент РФ Дмитрий Медведев подписал «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» — главный документ, определяющий стратегию развития российской Арктической зоны. В нем говорилось, что полярный регион должен к 2020 г. стать «ведущей стратегической ресурсной базой» страны. В феврале 2015 г. была создана Государственная комиссия по вопросам развития Арктики.

В 2014 г. Россия впервые в мире начала добычу нефти с шельфового месторождения в Арктике — первая партия нефти была отгружена с платформы «Приразломная».

tass.ru

Арктический шельф и освоение Севера: перспективы России

Непосредственно наш институт не занимается сейсморазведочными экспериментами – это очень дорогое дело, которое не под силу академическому институту. Обычно в России такие работы проводятся под эгидой Министерства природных ресурсов или нефтяными компаниями. Наши сотрудники лишь принимают участие в обработке таких данных и интерпретации. Тем не менее, технология полевых измерений нам известна, и мы следим за результатами подобных работ.

Сейсморазведка осуществляется таким образом: по морю идет специальный корабль с гидропушкой, которая посылает в воду мощный акустический сигнал. Этот сигнал распространяется и доходит до дна моря. Далее идут сейсмические волны, которые проходят в толщу земли и отражаются от глубинных горизонтов. За кораблем тянется длинная коса из сейсмоприемников длиной до нескольких километров. Приборы получают этот сигнал, который, отражаясь, приходит обратно. Эта технология позволяет регистрировать сейсмические волны на больших расстояниях и строить модели земной коры.

В нашей стране на такие исследования выделяются существенные средства, и в направлении сейсморазведки в Арктике сделано очень много. Прежде всего, речь идет о разведке нефти и газа. Также подобные исследования проводятся для того, чтобы установить границы шельфа и отстоять политические интересы России.

Институт проводит достаточно активные исследования по изучению сейсмологической ситуации в Арктике. В Северном Ледовитом океане есть хребет Гаккеля, где происходит раздвижение дна океана, и имеется сейсмическая активность. Там происходят достаточно сильные землетрясения: 4-5 баллов – это обычное дело, но бывают и 6-балльные. Никакой опасности они не несут: цунами там невозможно, а населенные пункты находятся очень далеко. Но эти землетрясения происходят регулярно и регистрируются сейсмостанциями по всему миру.

В арктической зоне таких станций не очень много, и они могут регистрировать только события магнитудой свыше 4 баллов. Более слабые сейсмические события они просто не видят, потому что находятся на расстоянии в сотни и тысячи километров от точек землетрясений. Однако именно слабую сейсмоактивность нужно изучать в первую очередь.

Проблема в том, что некоторые арктические регионы могут оказаться сейсмически активными. То, что сейчас там не регистрируются мощные землетрясения, не значит, что эти районы не являются потенциально опасными. Случается, что в некоем месте в течение нескольких сотен лет наблюдается фоновая сейсмичность, а потом происходит одно сильное землетрясение. Но если мы не можем вести постоянный мониторинг ситуации, то не можем даже предсказать, насколько вероятно серьезное сейсмическое событие.

Поэтому такие исследования очень важны. Чтобы оценить реальную сейсмоопасность Арктики, необходимо установить там сеть станций. Это жизненно необходимо, если мы хотим строить в Арктике платформы, газопроводы, подводные и надводные объекты. Крупные нефтяные компании сейчас занимаются этим направлением. У нефтяников даже были проекты по размещению сейсмостанций вдоль побережья – именно для отслеживания фоновой сейсмичности.

Другой вариант – поставить станции на дно моря, но в условиях Арктики существует большой риск их потерять. Поэтому такого рода эксперименты в Северном Ледовитом океане практически не проводятся. Несколько лет назад была пионерская работа немецкого Института полярных и морских исследований имени Альфреда Вегенера (Бремерхафен) по установке сети сейсмостанций на дрейфующих льдинах. Эти станции на льдинах перемещались по океану, что дало возможность собирать показания с новых точек. Работа с этими данными показала, например, что в районе хребта Гаккеля регистрируются особенные сейсмические колебания, характерные для функционирующих магматических систем, что свидетельствует о проходящей там вулканической активности. Подобные сети являются очень перспективным проектом – они позволят зарегистрировать слабую сейсмичность и изучить строение земной коры.

В нашем институте есть подобный проект – его суть в том, чтобы с помощью станций на льдинах сделать более тонкий анализ сейсмической ситуации. Этой зимой мы собираемся поехать в Тикси и поставить сейсмостанцию на льду Северного Ледовитого океана. Она будет работать там в течение нескольких месяцев.

pressmia.ru

Арктический шельф: история и современность

​В Арктике интересам России активно противостоит Дания. По словам главы Минприроды РФ, к датчанам «есть серьезные вопросы». Дело в том, что значительная часть датской арктической заявки строится на использовании геологических материалов… России.

Неужели датчане увлеклись геологическим плагиатом? Попробуем разобраться. История с арктическим шельфом тянется уже довольно долго, с начала века. А воз и ныне там.

С 2001 года Москва безуспешно доказывает мировому сообществу, что подводный хребет Ломоносова — продолжение Евразии, то есть вроде бы часть территории Российской Федерации. Доказательства эти год за годом рассматривает (и некоторые успешно отклоняет) Комиссия ООН по границам континентального шельфа. В ее состав входит более двух десятков специалистов, представляющих разные государства. Заседают они по несколько раз в году. Обычно «съезд» экспертов, на котором рассматриваются заявки (и по ним принимается или не принимается какое-либо решение), длится 4-5 дней.

В конце 2001 года Москва подала в ооновскую комиссию первую заявку на расширение арктического шельфа.

Напомним, согласно Конвенции ООН по морскому праву, экономическую зону государств позволяется расширять, но при одном условии: морское дно за пределами зоны представляет собой естественное продолжение края материка. Границы шельфа, принадлежащие определенному государству, по умолчанию признаются равными двумстам морским милям. В своей заявке Москва настаивала на праве включения в свой континентальный шельф подводных пространств у северного побережья и восточного побережья. Ученые из России, знающие об углеводородных богатствах арктического шельфа, сделали попытку убедить экспертов ООН в принадлежности подводного хребта Ломоносова к евразийскому континенту. Международные эксперты заявку не одобрили из-за недостаточной доказательной базы. Ту заявку рассмотрели относительно быстро: в июне 2002 г. документ отклонили с указанием на недостаточную детализацию карт рельефа дна и недостаточную обоснованность континентальной природы упомянутых в перечне поднятий и их связи с сибирским шельфом.

Прошли годы, в течение которых подготавливалась новая заявка. Это не просто бумажка: были проведены соответствующие исследования.

Для изучения шельфа Северного Ледовитого океана в мае-сентябре 2007 года Россия организовала экспедицию «Арктика-2007». 1 августа ученые достигли Северного полюса, а на следующий день глубоководные обитаемые аппараты «Мир-1» и «Мир-2» спустились на дно и выполнили океанографические, гидрометеорологические и ледовые исследования, впервые в истории осуществив эксперимент по взятию образцов грунта и флоры с глубины 4261 метр. Итоги экспедиции стали основой позиции России при решении вопроса принадлежности соответствующей части арктического шельфа.

Несколько лет спустя, осенью 2014 года, когда возвратился из Арктики научный корабль «Академик Федоров», Москва объявила о завершении работ для формирования заявки в ООН на расширение шельфа.

В новой расширенной заявке России в числе прочего было указано на наличие неурегулированных вопросов по поводу делимитации морских пространств с Данией и Канадой. Дело в том, что заявка Дании на шельф к северу от Гренландии, поданная в декабре 2014 года, перекрыла районы, включённые в российскую заявку (приполюсный район и часть хребта Ломоносова). Заявка Канады может касаться поднятия Менделеева (справка дана по информации РИА «Новости»).

Расширенную заявку России обсуждали в рамках 41-й сессии Комиссии ООН по границам континентального шельфа в августе 2016 года. Позднее, в декабре 2016 года, Москва представила экспертам комиссии дополнительную информацию, обосновывающую заявку.

По словам директора Института нефтегазовой геологии и геофизики (ИНГГ СО РАН), академика Михаила Эпова, обновлённая российская заявка, которую рассматривали эксперты ООН в августе 2016 г., весьма доказательна.

Первая заявка России, отметил эксперт, не прошла из-за отсутствия доказательной базы (достоверных геологических данных и сейсморазведки). «Считаю, что сейчас данные представлены с очень высокой степенью достоверности», — цитирует учёного РИА «Новости».

«Одним из главных доказательств являются находки палеонтологов, которые устанавливают возраст находок и палеогеографию. Это одно из достоверных свидетельств того, что это в то время здесь был континент, а не море», — уточнил Михаил Эпов.

Также он заметил, что, если бы фундаментальные исследования в соответствующей области не начались семьдесят лет тому назад, сейчас России нечего было бы представить ООН.

Расширенную заявку, добавим, ооновские специалисты рассматривать могут долго, к примеру, лет пять или чуть меньше. Срок рассмотрения можно сократить путем переговоров. Но пока подвижек в этом направлении нет.

Чего хочет сегодня Россия? Того же, что и прежде. В ее планах — «присоединить» хребет Ломоносова и другие участки морского дна, в том числе котловину Подводников, поднятие Менделеева, южную оконечность хребта Гаккеля и зоны Северного полюса.

Зачем это надо? Россия планирует «прирастать» Арктикой не только территориально, но и «углеводородно»: там, как предполагается, велики запасы полезных ископаемых.

За Полярным кругом расположено примерно шесть десятков месторождений, и из них 43 находятся в секторе РФ. Суммарные ресурсы российской Арктики оценены специалистами в 106 миллиардов тонн нефтяного эквивалента, а запасы газа — в 69,5 трлн. кубометров. По некоторым минимальным оценкам, «приращение» указанной выше части Арктики Россией позволило бы получить в распоряжение количества углеводородов, которых хватило бы на производство 5 миллиардов тонн условного топлива.

Арктикой занимается не только указанная ооновская комиссия. В отличие от вопросов геологии и географии, вопросы международного сотрудничеством в Арктике решает Арктический совет. Эта организация была учреждена в 1996 году в соответствии с Оттавской декларацией. Межправительственный форум обеспечивает содействие сотрудничеству, в первую очередь в области охраны окружающей среды.

Членами Арктического совета являются Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Россия, Швеция и США.

И недавно Москве вежливо напомнили о необходимости «конструктивного» подхода в рамках этого Совета.

Как сказала на днях Маргот Валльстрем, министр иностранных дел Швеции, Арктический совет остается важной площадкой для конструктивных дискуссий с Россией. «Все форумы, посвященные международному сотрудничеству, особенно важны сейчас, когда наблюдается рост национализма и поляризации, а также все большую популярность набирает идея о том, что страны должны думать прежде всего о собственных интересах и не заботиться о поиске многосторонних решений, — заявила Валльстрем на международной конференции «Арктические рубежи» в норвежском заполярном городе Тромсе. — Кроме того, мы рады возможности работать с Россией в Арктическом совете и вести с ней конструктивный диалог, хотя в других сферах у нас может наблюдаться конфликт интересов» (цитата по ТАСС ).

Важно знать, что в 2015 году председательство в Совете перешло (на два года) к США. В мае 2017 года Штаты передадут председательство Финляндии. Пока же все смотрят на Трампа. В том числе и Россия.

Недавно, 21 января, глава Минприроды РФ Сергей Донской сделал заявление, облетевшее всю российскую прессу.
По его словам, у России имеется ряд существенных замечаний по обоснованию заявки Дании на расширение границ шельфа в Арктике, в том числе по использованию российской геологический информации. «Мы ведём переговоры не только в комитете ООН, но и со странами, которые граничат с нами, с Данией, Канадой», — цитирует его «Интерфакс».

«Пока у нас есть вопросы к датчанам. Специалисты Минприроды были в декабре в Копенгагене, и там они представили предварительную концепцию, — рассказал Донской. — Кроме того, были представлены замечания относительно их заявки. Мы показали, где мы расходимся, и достаточно серьезно». «У нас основные замечания в обосновании. При том, что большая часть заявки датчан построена на использовании наших геологических материалов», — добавил министр.

Откуда же взяли датчане российские материалы? По словам Донского, эти материалы были открыты для анализа на предмет обоснованности.

Также глава Минприроды сообщил, что российская сторона в будущем проведет переговоры с США по вопросу расширения границ в Арктике, несмотря на то, что Вашингтон так и не ратифицировал соглашение о разграничении арктического континентального шельфа.

Есть ли шансы у таких переговоров? И что они будут из себя представлять, ежели Вашингтон даже не ратифицировал нужное соглашение?

«Какая будет процедура — это уже дело будущего, но в любом случае переговоры надо будет проводить», — считает Донской. Также он отметил, передает ТАСС, что Россия всегда учитывала факт несогласия США с российской заявкой на расширение границ континентального шельфа в Арктике.

«Естественно, мы все это рассматривали как факт, это давно известно. Второй момент — в любом случае у нас, кроме того, что комиссия (ООН) должна рассмотреть заявку и подтвердить ее обоснованность, дальше еще (предстоят) переговоры с теми странами, с которыми мы граничим: с датчанами, канадцами», — приводит слова министра агентство.

Тем временем в иных государствах над Трампом попросту смеются, выставляя его в неприглядном свете.

«Дональд Трамп вообще слышал об Арктике?» — пишет Сильке Бигальке в «Sueddeutsche Zeitung». И добавляет: «Никому не известно, какой будет политика Трампа в Арктике, — говорит представитель США в Арктическом совете Дэвид Балтон, а он должен бы быть в курсе. Балтон будет вести заседания Арктического совета, пока в нем председательствуют США, до того, как в мае полномочия будут переданы Финляндии. Бывший президент Барак Обама стал первым президентом США, который посетил американскую Арктику, а позже на огромных участках региона запретил добычу нефти и газа. «Как вы думаете, Трамп когда-нибудь слышал об Арктике?», — спрашивает Балтона ведущий. «По-видимому, нет», — отвечает тот».

Некоторые российские эксперты однако, полны оптимизма по поводу арктического будущего России.

«Если решение комиссии будет не в нашу пользу, мы всегда можем попытаться «зайти» с другой стороны, — заявил «Свободной прессе» генеральный директор Института инструментов политического анализа Александр Шпунт. — В любом случае, я не вижу оснований для того, чтобы не попытаться заручиться поддержкой главной международной организации. У нас уже был положительный опыт, когда Охотское море признали исключительной экономической зоной России. Можно попытаться повторить».

Ситуацию с арктическим «прирастанием», добавим, следует считать по-прежнему неопределенной. Комиссия ООН, столько лет тянувшая с признанием территорий российскими, несомненно, будет тянуть и дальше. По-видимому, Москва рассчитывает на некоторую поддержку Вашингтона, уповая на Дональда Трампа. Как нам представляется, подобные надежды лишены всякого смысла. Трамп — президент американский, а не российский, и расширять Россию территориально он явно не намерен. Укреплять политического противника он не станет, это же очевидно. К тому же США до сих пор не ратифицировали соглашение о разграничении арктического континентального шельфа.

Вероятно, основные споры из-за шельфа развернутся не сейчас, а в теплое время года: в мае председательство в Арктическом совете перейдет к Финляндии, а летом у ооновской комиссии сменится состав.

Олег Чувакин

www.sib-science.info

Освоение арктического шельфа — это как освоение космоса

Арктика сегодня — один из ключевых нефтеносных регионов на планете, а освоение арктического шельфа по своей значимости и сложности приравнивается к освоению космоса. К такому выводу пришли участники круглого стола «Арктика в фокусе современной геополитики», проведенного Институтом региональных проблем в мультимедийном центре МИА «Россия сегодня».

Эксперты обратили внимание, что чрезвычайно важное значение Арктики связано с ее уникальной ролью – транспортной артерии и объекта инвестиций. Поиск новых точек приложения капитала лежит в основе практически всех современных мировых катаклизмов: от цветных революций до противостояния в Сирии. И Арктика – один из немногих, а может быть, и единственный макрорегион, инвестиции в который со временем окупятся.

По мнению авторов доклада, Северный морской путь может превратиться во всемирную товарную дорогу и сделать евразийское единство от Франции до Китая экономически более эффективным, чем атлантическое единство Запада. В результате освоения Арктики может измениться не только макроэкономический, но и геополитический ландшафт современного мира. Естественно, тот, кто получит контроль над данными территориями, получит ощутимое преимущество в гонке за мировое лидерство. Именно за такое преимущество и развивается сегодня реальная борьба.

— Наша активность в Арктике может существенно ударить по геополитическим позициям США. Если мы запустим на полную мощность Северный морской путь, это станет инструментом консолидации Евразии. А это – геополитический кошмар для Америки, – отметил директор Института проблем глобализации Михаил Делягин.

Неудивительно, что, с точки зрения самих Штатов, Арктика стала ключевой зоной соперничества России и США. И, по мнению американских экспертов, Новый Свет это соперничество проигрывает. Сенатор от Аляски Дэн Салливан считает, что «Россия уже давно играет в Арктике в шахматы, тогда как США остановились на уровне крестиков-ноликов».

Обратим внимание на то, что значимость ресурсов с учетом политической нестабильности других богатых углеводородами регионов возрастает.

— Интерес США – в первую очередь экономический. Арктика – в первую очередь кладовая, — напомнил Дмитрий ОРЛОВ, глава Агентства политических и экономических коммуникаций. — Присутствие России усиливает этот интерес, так как существует страх конкуренции».

Согласны с нашими экспертами и американские специалисты: «Геополитическое значение Арктического региона объясняется стремлением Соединенных Штатов к обеспечению своей полной энергонезависимости, – отмечает Джон Уайтли. – Запасы сланцевого газа – только часть решения проблемы. Ресурсы Арктики заменить нельзя ничем. Это необходимый резерв и наша безопасность в будущем.

Эксперты обратили внимание на принципиальные различия подходов приарктических стран к освоению шельфа. По их мнению, опыт СССР показал, что успехи страны в Арктике во многом зависят от степени вовлеченности государства в развитие региона. Именно государство, в отличие от разрозненных и зачастую неэффективных частных инициатив, может обеспечить координацию усилий, методический, комплексный подход к освоению региона. Неслучайно, влиятельные американские аналитики отмечают, что этатистская модель (в том числе в вопросе разработки месторождений шельфа Арктики, когда получить лицензии на их разработку могут лишь госкомпании, такие как «Газпром» и «Роснефть») позволит России обогнать США в «арктической гонке».

По словам генерального директора Института региональных проблем Дмитрия Журавлева, «у частников нет опыта разработки северного шельфа. К тому же, частная компания должна работать в частных интересах. А если она это не делает, то превращается в благотворительное общество. Частные интересы и освоение Арктики сегодня плохо состыкуются, потому что с одной стороны прибыль будет получена нескоро, а с другой – масштаб задач огромный». Вице-президент Академии политической науки Михаил Бочаров отмечает, что частная нефтяная компания «ЛУКОЙЛ», например, боролась за выход на арктический шельф лишь для того, чтобы повысить капитализацию, доказать свою мощь и заработать очки на американском рынке, с которого сейчас ее вытеснили». «Поэтому, — добавляет эксперт, — и лоббирование по вопросу «либерализации шельфа» стихло».

Что же касается госкомпаний, именно они способны вкладывать средства в освоение Арктики, понимая, что окупятся эти средства лишь в долгосрочной перспективе. По мнению экспертов, рассчитывать можно только на такие компании, как «Роснефть» и «Газпром», которые демонстрируют возможности эффективного освоения шельфа. За примерами далеко ходить не нужно: достаточно вспомнить проект по реализации нового для России перспективного направления – создания судостроительного кластера «Звезда» на Дальнем Востоке, который, по мнению экспертов, позволит возродить отечественное судостроение.

Даже в сложных экономических и политических условиях нефтедобыча на арктическом шельфе остается локомотивом экономики страны в целом и развития ее северных регионов в частности. Она стимулирует развитие инновационных производств и транспортной инфраструктуры, в том числе Северного морского пути, и прекращать это развитие нецелесообразно. К такому выводу пришло абсолютное большинство экспертов, опрошенных Институтом региональных проблем. Их аргументация такова: развитие нефтедобычи в условиях Арктики способствует созданию высокотехнологичных рабочих мест, росту доходов населения, и, что не менее важно, формирует условия для развития других отраслей экономики.

www.spb.kp.ru

История Арктики и северного морского пути: открытие и освоение

Арктика – это огромная территория в полтора раза больше Российской Федерации со среднегодовой температурой ниже нуля и громадной площадью, покрытой вечными льдами. Уникальный регион с запасами золота, газа, полезных ископаемых и пресной воды является сегодня сферой конкурирующих интересов многих стран.

Открытие Арктики: кто был первым

История освоения Арктики началась ещё в глубокой древности. О том, что северных широт достигали римские и греческие мореплаватели никаких письменных свидетельств не сохранилось, однако само слово «Арктика» происходит от греческого «арктос» (медведь). А вот норвежские и датские моряки, вероятно, были знакомы с арктическими льдами. Первые сведения об этом регионе в русских летописях датируются Х веком. Таким образом, принято считать, что открытие Арктики состоялось в X-XII веках.

Территория Арктики включает в себя Северный Ледовитый океан, окружающие его моря, острова, архипелаги, а также прибрежные территории таких стран, как Россия, США, Канада, Дания, Норвегия, Исландия. Центр Арктики – Северный полюс, южная граница – совпадает с южной границей тундры.

Как покоряли Арктику: краткий обзор ключевых этапов

История исследования Арктики насчитывает почти тысячу лет. Но активное изучение этого региона началось в середине 17-го столетия, когда моряки под руководством Федота Попова и Семёна Дежнёва, обогнув Чукотский полуостров, попали в Тихий океан. Спустя 40 лет Иван Толстоухов со своими судами обошел по морю Таймырский полуостров. С тех пор периодически снаряжались экспедиции, продолжавшие искать новые торговые пути, все больше и больше расширяя границы северного судоходства.

Путешественники зависели от погодных условий: если они были благоприятными, на карте появлялись новые мысы, проливы, острова и архипелаги. На Север стремились как простые купцы, торговцы, мореходы, так и военные и ученые из разных стран. Поэтому русские имена на карте Арктики чередуются с немецкими, шведскими, американскими. Всё это память о тех, кто совершал рискованные экспедиции в тот период, когда не было самолетов и атомных ледоколов, на деревянных парусных судах, собачьих упряжках и просто пешком, с многомесячными зимовками.

Существенный вклад в освоение Арктики внесла первая морская научная экспедиция под командованием Витуса Беринга (1733-1742 гг.). Этот офицер русского флота, датчанин по происхождению, открыл пролив между Чукоткой и Аляской, который теперь носит его имя, исследовал береговую часть русской Арктики, достиг Северной Америки. Благодаря ему на карте появилось множество новых названий.

Среди других исследователей 18-19-го веков заметный вклад в изучение холодных земель и вод Арктики внесли: Федор Матюшкин, Фердинанд Врангель, Федор Литке, Семён Челюскин, Харитон Лаптев. Благодаря этим самоотверженным людям уточнялись карты, фиксировались особенности климата, проводились исследования отмелей, бухт, дрейфующих льдов, появлялись на карте новые острова, проливы, архипелаги.

Подробнее об экспедициях в Арктику: http://будущее-арктики.рф/ekspedicii-v-arktiku/

Судьба первого российского ледокола и его роль в освоении арктических просторов

Еще до революции, в 1899 году, на английской судоверфи был построен первый ледокол «Ермак». Под командованием вице-адмирала русского флота Степана Макарова он совершил несколько морских северных путешествий сразу же после спуска на воду. И хотя корабль считался коммерческим судном, он провел ряд научных исследований, а также вызволил из ледового плена несколько торговых судов. В 1899-1901 годах под руководством Макарова была проведена огромная работа по изучению ледовых полей, океанической флоры и фауны.

Первый российский ледокол протестировал свои системы и механизмы в сложных полярных условиях. Выявленные недостатки были устранены и учтены при строительстве судов в дальнейшем. Вплоть до 1963 года этот ледокол сопровождал торговые суда, стал участником трёх войн: Русско-японской, Первой мировой и Второй мировой.

Подробнее о ледоколе «Ермак»: http://будущее-арктики.рф/istoriya-ledokola-ermak/

Советский период исследования Арктики

Советская власть считала освоение Арктики важнейшей задачей. С этой целью создавались научные институты, строились полярные станции. Арктику покоряли на ледоколах и самолётах. Слово «полярник» стало символом героизма, патриотизма и настоящей мужской закалки.

В перечне покорителей бескрайних просторов советской Арктики появились новые имена. Это и ученые, и летчики, и капитаны судов, и организаторы полярных станций. При этом СССР был единственной страной, которая создавала научные станции на дрейфующем льду. Идея их создания принадлежит Владимиру Визе. Удачно начав свою работу в 1937 году, дрейфующие станции регулярно, исключая лишь военное время, работали вплоть до 1992 года, сменяя друг друга. Таким образом, наблюдения в высоких широтах проводились круглогодично.

Подробнее о дрейфующих станциях: http://будущее-арктики.рф/drejfuyushhaya-stanciya-severnyj-polyus-1/

Северный морской путь в датах и цифрах

Под термином «Северный морской путь или «Севморпуть» подразумевают водный транспортный маршрут по арктическим морям вдоль северного побережья Российской Федерации. Это самый короткий, но отнюдь не самый простой трансокеанский путь. Для сравнения: если доставить груз из Норвегии в Южную Корею по суше можно за 34 дня, то арктическими морями – в 2 раза быстрее.

История Северного морского пути тесно связана с исследованием Арктики, так как первыми мореплавателями в этих суровых местах были торговые люди, купцы. Поначалу суда проплывали коротким маршрутом между двумя точками побережья, и постепенно транспортный коридор удлинялся — короткие отрезки соединялись в более длинные маршруты.

Таким образом, открытие Северного морского пути – это коллективное достижение, труд многих мореплавателей и учёных, а также тех, кто финансировал эти со всех точек зрения рискованные предприятия.
Существенный вклад в освоение СМП внесли: Виллем Барренц, искавший ещё в 16-м веке северно-восточный морской «коридор» в Азию, Витус Беринг, руководитель двух Камчатских экспедиций, Оскар Диксон, купец, финансировавший морские экспедиции северо-восточного направления.

Первыми полноценное плавание из одного океана в другой вдоль всего маршрута в 70-е годы 19-го века совершила экспедиция шведского географа Адольфа Эрика Норденшёльда. Русские ученые прошли этим путем в начале Первой мировой войны под руководством Бориса Вилькицкого. Его экспедиция преодолела Севморпуть целиком за два сезона, зазимовав у полуострова Таймыр.

Особенную роль сыграл СМП в годы Великой Отечественной войны. Он стал своеобразной «дорогой жизни» для Советского Союза, получавшего от союзников уголь, цветные металлы, снаряды, транспорт, продовольствие именно северными маршрутами. В послевоенное время правительство Советского союза продолжало развивать этот регион и его транспортные артерии, выделяя значительные финансовые и человеческие ресурсы. Этому в значительной мере способствовало строительство нового поколения ледоколов – на атомной энергии.

Пик популярности СМП пришелся на 80-е годы ХХ века, тогда этим путем доставляли 4-6 млн. тонн грузов ежегодно. Благодаря существованию северного маршрута увеличилась пропускная способность портов Дальнего Востока, Америки, Европы. Выгоден он был и простому потребителю: товар, перевезенный более коротким путем, стоил дешевле. СМП был важен и с геополитической точки зрения, ведь это единственный водный маршрут, связывающий арктические и субарктические северные регионы — по нему удобно было завозить продовольствие и различные грузы в порты крупных сибирских рек.

В 1990-х годах поступательная история Северного морского пути сделала крутой поворот: исследования в Арктике почти прекратились, а поддержка государством Северного морского пути как важной транспортной артерии стала снижаться. Сегодня в основном СМП используют крупные российские корпорации, связанные с добычей полезных ископаемых. За последние 10 лет грузопоток по северным морям значительно вырос. В 2016 году этим маршрутом перевезли рекордное количество груза – более 7 миллионов тонн.

Подробнее о Северном морском пути: http://будущее-арктики.рф/stati/severnyj-morskoj-put-stati/

Освоение Арктики в 21-м веке: работы хватит для всех

Возрождение Российской Арктики началось уже в новом тысячелетии. Была возобновлена работа дрейфующих станций, стали активно обсуждаться проблемы Арктической зоны, проводятся новые полярные экспедиции с участием международных партнёров, работают крупные научно-исследовательские институты, идёт строительство новых дорог, современных поселков, метеорологических станций.

Сегодня перед Правительством РФ поставлен ряд задач по дальнейшему развитию и благоустройству российской Арктики. Была принята Государственная программа «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации», предусматривающая рациональное освоение арктических просторов. Её основные цели: охрана национальных интересов, внедрение инновационных технологий, бережная эксплуатация природных ресурсов, защита территории от техногенных и природных катастроф, повышение уровня жизни населения.
В Арктике остаются неосвоенными богатейшие месторождения, миллионы квадратных километров территории, поэтому работы хватит нынешнему и последующим поколениям на много лет вперед.

xn—-8sbbmfaxaqb7dzafb4g.xn--p1ai

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *