Огненный еж: Самолет с самым большим количеством стволов

В 1944 году, на базе скоростного пикирующего бомбардировщика Ту-2С, в качестве эксперимента, испытывалась необычная оружейная система –“Огненный ёж”. Система состояла из установленных на платформе 88 единиц Пистолетов-пулемотов Шпагина (ППШ). В КБ Туполева бомбардировщику оснащенному новой системой присвоили индекс Ту-2Ш.

В Конструкторском бюро Туполева, начальником отдела вооружений А. Надашкевичем, а также главным инженером С. Савельевым было предложено создать оружейную батарею и установить её на пикирующий бомбардировщик, для штурмовки пехотных колонн, а также другой живой силы противника. Новую батарею решили сделать объединив большое количество ППШ на единой платформе, которая размещалась бы в бомболюке бомбардировщика. Решение о постановке автоматных платформ на два эксперементальных Ту-2С было утверждено на совещании у маршала авиации Новикова. Через десять дней генерал-майор ИАС А. Н. Туполев обратился с просьбой к главному инженеру ВВС РККА генерал-полковнику ИАС А.К.Репину с просьбой отдать приказ о выделении заводу №156 180 штук ППШ образца 1941 г. с положенным количеством дисковых магазинов и 15000 патронов к ним.

Батарея из 88 ППШ (пистолет-пулемет Шпагина) в бомбоотсеке Ту-2С, 1945 год.

 

Система, как уже говорилось, получила наименование “Огненный Ёж”, и состояла из 88 единиц ППШ, которые были размещены в 11 рядов по 8 штук. Один пистолет-пулемет имел боезапас 71 патрон, калибра 7,62х25 мм. Система прошла полигонные и боевые испытания, плотность огня по целям оказалось весьма эффективной. Для ведения огня, пилот бомбардировщика открывал бомболюк, и используя специальный прицел, вел огонь по наземным целям. За 1 секунду работы “Огненного ежа” в цель отправлялось около 8 кг свинца. Однако главные недостатки – слишком короткий период ведения огня и долговременная перезарядка (для перезарядки автоматную платформу опускали тросами вниз) – перевесили все положительные характеристики. Кроме этого, довольно значительный вес системы: вес ППШ с полным боезапасом – 5,3 кг, суммарный вес всех ППШ – 466 кг, полный вес батареи с платформой около 600 килограмм; также не способствовал принятию системы на вооружение.

Решение об установке таких систем на двух Ту-2С было принято на совещании у главного маршала авиации А. А. Новикова 10 октября 1944 г.

Через десять дней генерал-майор ИАС А. Н. Туполев обратился с просьбой к главному инженеру ВВС РККА генерал-полковнику ИАС А.К.Репину с просьбой отдать приказ о выделении заводу №156 180 штук ППШ образца 1941 г. с положенным количеством дисковых магазинов и 15000 патронов к ним.

В начале февраля 1946 г. батарея ППШ, прошла летные испытания на полигоне. Они показали ее большую эффективность Однако мощный шквал огня был кратковременным, а необходимость возвращения на базу для перезарядки автоматов сводили на нет его преимущества. В результате признали более целесообразным использовать для поражения живой силы противника малокалиберные бомбы, размещавшиеся в кассетах. Они уже широко применявшиеся в то время, при сопоставимом весе, показывали гораздо большую эффективность, в том числе по бронированным целям.

 

Вес одного ППШ с боезапасом 5,3 кг, вес всех ППШ в батареи – 466 килограмм. Вес батареи ППШ на платформе 550 – 600 килограмм. Вследствие небольшого подъемного веса самолетов тех времен (в 40-50 годы он составлял где-то 1,5 -3 тонны), а ведь еще надо было взять на борт другое вооружение, разместить на борту самолетов большое количество станковых пулеметов не представлялось возможным.

• То же самое касается и системы беспрерывной подачи боеприпасов. Идея реализации такой системы не нова, американцы еще в 1921 году создали экспериментальный самолет «JL-12».

• На вооружении штурмового самолета находилось 30 ПП «Томпсон» калибром .45 АСР. Пистолеты-пулеметы на нем составляли две батареи. Одна батарея в 12 ПП устанавливалась для стрельбы вперед, другая в 16 ПП для стрельбы назад, 2ПП установили на турели в кабине. Но в ходе испытаний выявилась та же проблема что и с «Огненным ежом» — нудная и долгая наземная перезарядка. Да и эффективность пистолетных боеприпасов оказалась крайне низкой.

 

 

Надо признать, что данный самолет, хоть и был построен в единственном экземпляре, был единственным самолет с самым большим количеством стволов.

Напомню вам еще несколько интересный авиационных образцов:  посмотрите на Складной вертолет Ка-56 и на Летающую подводную лодку, а вот и Американский истребитель Goblin 

Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия — http://infoglaz.ru/?p=27506

masterok.livejournal.com

Система ППШ «Огненный ёж» | Армейский вестник

Под конец Великой Отечественной войны конструкторское бюро Туполева спроектировало и создало образцы штурмовых самолетов Ту-2Ш с необычным вооружением. Базой для них послужили Ту-2С. Основное новшество – батарея автоматов ППШ. Но в серийное производство данные самолеты не пошли.

Создание батареи автоматов на штурмовом самолете

• 1944 год. Начальник отдела вооружения А.Надашкевич и главный инженер С.Савельев из конструкторского бюро Туполева предлагают объединить пистолеты-пулеметы конструктора Г.Шпагина в одну батарею и использовать ее на штурмовых самолетах для поражения пехотных подразделений противника.

• ППШ установили на спроектированную для этого платформу. Такая система получает название «Огненный ёж».

Всего на платформе установили 88 единиц ППШ (11 рядов по 8 пистолетов-пулеметов). Каждый из них обеспечивался магазином в 71 боеприпас калибра 7.62-мм. Платформа крепилась в бомбовом отсеке самолета.

• Для установки батареи ППШ выбрали штурмовой бомбардировщик Ту-2С. Для производства штурмового огня пилот открывал бомбовый отсек и при помощи специального прицела вел плотный огонь по пехоте противника. Для производства перезарядки платформа с батареей ППШ спускалась тросами вниз из отсека.

• Решение о постановке батарей ППШ на два самолета Ту-2С утвердили на совещании в 1944 году у главного маршала авиации А.Новикова. Через 10 дней после совещания Туполев обратился к ГИ ВВС А.Репину о выделении ОКБ ППШ в количестве 180 единиц образца 1941 года. К ним попросил дисковые магазины на каждый ППШ и полный боезапас, который составил 15 тысяч патронов. В 1946 году, созданная на платформе батарея ППШ «огненный еж» успешно прошла полигонные летные и боевые испытания.

• Батарея «Огненный ёж» подтвердила свою эффективность – плотный огонь по выбранной цели. Но главные недостатки – кратковременность применения и необходимость наземной перезарядки — перевесили все плюсы. Результат – для достижения заданных требований, а именно для эффективного поражения пехотных подразделений противника, решили использовать кассетные малокалиберные бомбы. Это был единственный самолет в мире, использовавший большое количество стволов на своем борту.

• Вес одного ППШ с боезапасом 5,3 кг, вес всех ППШ в батареи – 466 килограмм. Вес батареи ППШ на платформе 550 – 600 килограмм. Вследствие небольшого подъемного веса самолетов тех времен (в 40-50 годы он составлял где-то 1,5 -3 тонны), а ведь еще надо было взять на борт другое вооружение, разместить на борту самолетов большое количество станковых пулеметов не представлялось возможным.

• То же самое касается и системы беспрерывной подачи боеприпасов. Идея реализации такой системы не нова, американцы еще в 1921 году создали экспериментальный самолет «JL-12».

• На вооружении штурмового самолета находилось 30 ПП «Томпсон» калибром .45 АСР. Пистолеты-пулеметы на нем составляли две батареи. Одна батарея в 12 ПП устанавливалась для стрельбы вперед, другая в 16 ПП для стрельбы назад, 2ПП установили на турели в кабине. Но в ходе испытаний выявилась та же проблема что и с «Огненным ежом» — нудная и долгая наземная перезарядка. Да и эффективность пистолетных боеприпасов оказалась крайне низкой.

/По материалам http://alternathistory.org.ua/

army-news.ru

винтовка Мосина, ППШ, Т-34, Ил-2 и «Катюша» / Оружие / magSpace.ru

Штык винтовки Мосина гнал фашистов от Москвы и до самого Берлина. Трёхлинейка в годы Великой Отечественной войны была грозой гитлеровцев и настоящей палочкой-выручалочкой для солдат Красной Армии. Ведь в зависимости от боевой задачи на винтовку можно было установить глушитель, снайперский прицел, навесить штык или же превратить «мосинку» в настоящий гранатомёт. При этом трёхлинейка трудилась не только во время боёв с фрицами, но и в перерывах между ними. Ведь отбитые у врага участки родной земли необходимо было самым тщательным образом очистить от мин. И тогда на помощь приходила всё та же «мосинка» с навешенным на неё миноискателем:

история создания.


Пистолет-пулемёт Шпагина ? один из главных символов победы в Великой Отечественной войне. Это оружие было очень надёжным и крайне эффективным. После артобстрела ППШ позволял красноармейцам развивать наступление на наиболее стратегически важных участках фронта. Скорострельность пистолета-пулемёта при относительно невысокой кучности составляла 15 выстрелов в секунду, поэтому плотный огонь наступающих красноармейцев не давал захватчикам показать головы из окопов. А уже во время рукопашной схватки наши солдаты ещё и давали фашистам попробовать, насколько крепок удар берёзового приклада. Гитлеровцев ППШ не только пугал, но и безмерно удивлял. Ведь стрельбу из пистолета-пулемёта красноармейцы вели, не снимая меховых рукавиц, ? нажимать на курок позволяла широкая скоба. Благодаря этим и другим особенностям ППШ в этой войне стал самым массовым автоматическим оружием советской пехоты ? тыл дал фронту более 6 миллионов «стволов»:

история создания.

      Легендарный Т-34 по своим тактико-техническим характеристикам считается одним из лучших танков Великой Отечественной войны. Советскому конструктору Михаилу Кошкину удалось создать машину, которая обладала не только внушительной бронёй и большой огневой мощью, но и высокой маневренностью, гусеницы же Т-34 одинаково хорошо расправлялись как со снегом, так и с жидкой грязью. При всех этих достоинствах танк был прост не только в обслуживании, но и в производстве, что также являлось важным фактором в деле Победы над фашизмом. Немцы прозвали тридцатьчетвёрки

Wunderwaffe — «чудо-оружие», встреча с этими современными машинами оказалась для них полнейшим сюрпризом. Ведь в карманном справочнике вермахта о советской бронетехнике рассказывалось только об устаревших образцах: история создания.

      Ил-2 является самым массовым боевым самолётом в мировой истории, за годы Великой Отечественной войны было выпущено более 36 тысяч единиц техники. Этот первый советский штурмовик с бронированным корпусом наши солдаты окрестили «летающим танком», неприятель же за неповоротливость называл его «цементным бомбардировщиком». Машина была очень живучей и была в состоянии вернуться на аэродром даже после серьёзных повреждений: история создания.

      Что русскому «катюша», то немцу — «адское пламя». Прозвище, которое солдаты вермахта дали советской боевой машине реактивной артиллерии, вполне себя оправдывало. Всего за 8 секунд полк из 36 мобильных установок БМ-13 выпускал по противнику 576 снарядов. Особенностью залпового огня являлось то, что одна взрывная волна накладывалась на другую, вступал в силу закон сложения импульсов, что в разы усиливало разрушительный эффект. Осколки сотен мин, разогретых до 800 градусов, уничтожали всё вокруг. В результате территория площадью в 100 гектаров превращалась в выжженное поле, изрешечённое воронками от попадания снарядов. Спастись удавалось лишь тем гитлеровцам, кому в момент залпа посчастливилось оказаться в надёжно укреплённом блиндаже. Фашисты такое времяпрепровождение называли «концертом». Дело в том, что залпы «катюш» сопровождались страшным рёвом, за этот звук солдаты вермахта наградили реактивные миномёты ещё одним прозвищем — «сталинские оргАны»: история создания.

 

magspace.ru

Стальной сокол Ил-2. Самый массовый штурмовик Второй мировой войны – знаменитый Ил-2 – такой же символ нашей победы, как танк Т-34, реактивный миномет «Катюша» и пистолет-пулемет ППШ.

Гонка конструкторов

Разработкой штурмовиков в СССР начали заниматься еще в начале тридцатых годов. Согласно существовавшей тогда военной доктрине, эти самолеты должны были уничтожать неприятельскую кавалерию. Правда, к концу десятилетия стало понятно, что бороться придется уже не с конницей, а с механизированными и бронированными формированиями противника. Все существующие на то время разработки, военные забраковали еще на этапе прототипов. У них не было главного тандема броня-пушки. Единственной разработкой, которая частично отвечала чаяниям советских военачальников, была машина ВИТ-1 конструкции Поликарпова. В 1937 году, этот самолет, вооруженный пушками калибра 37 мм проходил госиспытания, но не уложился в требования заказчика (450 км/ч при «заказе» 500 км/ч и выше), бронирование совсем отсутствовало, а орудия ШФК-37 давали слишком сильную отдачу при выстреле. Зато в активе у ВИТ-1 был хороший потолок (8000 м), практическая дальность (1000 км) укладывалась в ТЗ, бомбовая нагрузка (до 600) тоже всем очень понравилась.

Плюс в конструкции фюзеляжа крыльев и оперения не было ни дерева, ни ткани. Но самый современный штурмовик в мире был недоведенным, а дорабатывать его Поликарпову почему-то не дали, и талантливый конструктор занялся другими проектами. 28 февраля 1941 года КБ Сухого представило свою версию штурмовика – Су-6, созданного на базе серийного выпускающегося Су-2. Знаменитый летчик-испытатель Владимир Коккинаки в тот день совершил на нем первый вылет, самолет ему понравился. Максимальная скорость машины у земли составила 510 км/ч, а на расчетной высоте (2800 м) – 527 км/ч, дальность полета – 576 км. Но Су-6 трудно было назвать полноценной боевой машиной – на опытном самолете отсутствовало вооружение (предполагалась установка 6 крыльевых пулеметов ШКАС, пушек в планах не было), общий вес брони составлял всего 195 кг (бронирование спереди-сверху, сбоку и сзади и сзади-сверху практически отсутствовало, хотя летчик и бензобаки были защищены), а бомбовая нагрузка в 120 кг была для того времени смешной. Война близилась – это понимали уже все, – поэтому нужно было срочно запускать в серийное производство наиболее перспективную машину, которая сможет громить врага с максимальным эффектом. Таковой на тот момент оказался именно Ил-2.

Забытый талант

В основу проекта была положена революционная идея: создать штурмовик с работающей броней, включенной в силовой набор самолета. Самолеты тех лет бронировались отдельными листами брони, что хоть и защищало важные узлы самолета и экипаж, но в то же время съедало значительную часть полезной нагрузки. На новом штурмовике сама обшивка носовой и центральной части фюзеляжа должна выполняться из штампованной стальной брони. Основные работы по проектированию нового советского штурмовика выполнила бригада №1 во главе с авиаконструктором Сергеем Кочергиным (1893-1958), входящая в состав ЦКБ, которым руководил Сергей Ильюшин. Но вклад руководителя КБ в создание машины сложно переоценить. Ильюшину удалось выбить в правительстве финансы для покупки и освоения лицензии на производство современного авиамотора, ведь все предыдущие неудачные попытки создания штурмовиков терпели крах прежде всего из-за отсутствия достаточно мощных двигателей. Пользуясь своим авторитетом у руководства страны и в промышленности, Сергей Ильюшин прилагал значительные усилия по ускорению разработки, постройке опытного самолета и проведению испытаний. И, конечно, задавал общее направление работ. Причем параллельно с этим проектом Ильюшин вел еще несколько… Первый экземпляр штурмовика – изделие ЦКБ-55 – поднялся в воздух 2 октября 1939 года, вторая машина была облетана 30 декабря того же года. Передняя часть фюзеляжа машины (бронекорпус) была изготовлена из стальных листов толщиной 4-7 мм, хвостовую часть сделали полностью деревянной. В целях снижения массы самолета в начале 1940 года хвостовая часть фюзеляжа тоже стала металлической. В конце апреля того года на самолете был завершен цикл государственных испытаний, по результатам которых специалисты НИИ ВВС дали ей достаточно неопределенную оценку – «может быть использован после устранения основных «недостатков». А таковые у совершенно нового, революционного, самолета, бесспорно, присутствовали, иначе и быть не могло. Прежде всего конструкторы совсем не уложились в техническое задание, которое выдало ВВС: скорость машины у земли составила всего 362 км/ч, дальность полета 630 км, а бомбовая нагрузка ( не более 400 кг) тоже всех разочаровала. Обзор из кабины пилота был откровенно плохим, место бортстрелка не имело бронированного фонаря, а на самой машине недостаточно продольной устойчивости в воздухе. Перед началом серийного производства все это нужно было устранить.

На скорую руку

И началась работа: из 4-х пулеметов ШКАС оставили два, два заменили на 23-мм пушки МП-6, в последствие замененные на более надежные 20-мм пушки ШВАК, а затем на более мощные 23-мм ВЯ-23. Бронирование усилили до 4-12 мм, двигатель АМ-35, развивающий максимальную мощность на высоте 4000 м, был заменен на модификацию АМ-38, развивающую максимальную мощность на небольшой высоте. С новым двигателем скорость существенно выросла. Правда, при этом дальность полета машины упала до катастрофического значения в 400 км. Этот параметр делал штурмовик совершенно бесполезным – 200 км туда и столько же обратно, и это не считая затрат топлива на штурмовку и другие маневры… Такое мнение при осмотре модернизированной машины Ильюшину прямо высказал маршал Советского Союза Клим Ворошилов. «Красный конник» не очень хорошо разбирался в самолетах, но здесь даже его знаний хватило для того, чтобы указать конструкторам на явный прокол. Работы затягивались, и тогда Сергей Ильюшин напрямую обратился к Сталину. 7 ноября 1940 года вождь получил письмо от конструктора, в котором тот просил «дать добро» на серийное производство своего штурмовика. Учитывая, что дальность полета у машины была более чем недостаточной, основным условием запуска в серию было увеличение дальности. Все остальное можно исправить – война на носу, а штурмовик Советской армии нужен. Дальность выросла до приемлемых 680 км, улучшилась маневренность, устойчивость, и Ил-2 запустили в производство. Казалось, был и иной вариант: перекомпоновать пространство под ногами экипажа (там были большие резервы пространства) и за счет этого увеличить бензобак. Но это влекло к увеличению веса самолета и изменение центровки, что вело к необходимости внести слишком много изменений в существующий самолет. Позднее, с появлением форсированного мотора АМ-38Ф, уже в разгар производства и войны, именно это и было сделано.

Завтра была война

Можно сколько угодно упрекать Ильюшина за «сырой» самолет, но Ил-2, пусть и не до конца доведенный, попал в войска очень вовремя, да и реальной альтернативы ему не было. За месяц до начала войны армия получила 100 штук из 250 построенных на этот момент Ил-2. Первым новой техникой оснастили 4-й ЛБАП (Легкобомбардировочный авиаполк). Полк тут же переименовали в 4-й ШАП (штурмовой) к 17 новым машинам всего за несколько дней до войны добавилось еще 48. До 22 июня летчики успели немногое: научились пользоваться стрелковым вооружением. Тренировок по бомбометанию и использованию подкрыльевых реактивных снарядов не проводилось. 27 июня 1941 года состоялся первый боевой вылет Ил-2 с аэродрома в Старом Быхове. Полк на неосвоенных самолетах бросили в бой затыкать дыры в обороне. Естественно, скоро эта боевая единица перестала существовать – к 11 июля в части осталось всего 11 машин. Полная противоположность – история 215-го ШАП. С самого начала этот хорошо подготовленный полк продемонстрировал прекрасные результаты, он отличился в боях за Смоленск и в битве за Москву. Вторым после него по эффективности был 65-й ШАП, под Москвой только за один день его летчики уничтожили 80 немецких танков, 180 автомашин и более двух батальонов пехоты, то есть, по сути целую дивизию вермахта! К сожалению, такие примеры были единичными. Часто на Ил-2 сажали неопытных пилотов, пришедших прямо с ускоренных курсов летчиков, налетавших на этом самолете 5-6 часов и только освоивших взлет и посадку. Вдобавок командование не удосужилось разработать и внедрить грамотную тактику применения штурмовиков, и новенькие Ил-2, которые, как видно из примера с 65-м ШАП, способны были нанести фашистам огромный урон, бесцельно гибли. Промышленность продолжала производить все больше и больше штурмовиков, конструкторы работали над их усовершенствованием, а потери в армии росли.

Самолет военного времени

Зимой 1941-42 года завод № 18 в Воронеже, на котором производили Ил-2, пришлось спешно эвакуировать в Куйбышев. Постройка нового завода шла параллельно с демонтажем старого и его транспортировкой, а при этом выпуск штурмовиков в Воронеже продолжался. Первый штурмовик из ворот завода в Куйбышеве вышел 19 октября 1941 года, всего десять дней спустя после того, как последний самолет собрали в Воронеже! На предприятии работали в основном женщины (67%) и дети (25%), всего 8% коллектива (в основном высококвалифицированные инженеры и технологи) были мужчинами. Оба этих факта не нуждаются в комментариях. На заводах не хватало рабочих рук, но еще меньше было сырья, особенно цветных металлов. Поэтому в начале 1942 года хвостовая часть Ил-2 снова стала деревянной. Характеристик машины это не улучшило, но иного выхода не было. Хорошо, что хоть со сталью не было проблем – машина осталась такой же по бронированию и по вооружению. В первую военную зиму промышленность освободила производство лыжных шасси для Ил-2, а армейские умельцы научились «бодяжить» антифриз из смеси воды и спирта. По сути, зимой 1941-42 года Ил-2 летали с десятками литров водки на борту! Громоздкий прицел ПБП-1Б, который торчал у летчиков перед лицом и зачастую становился причиной травм, заменили более простым ВВ-1. Но наиболее заметным событием стала инициатива строевых частей – одноместные Ил-2 по собственной инициативе переоборудовали в двухместные. Серийное производство двухместных Ил-2 началось в октябре 1942 года.

Путь усовершенствования

В начале 1943 года Ил-2 решили вооружить более мощными пушками для борьбы с танками. На самолет установили 2 пушки НС-37 с боезапасом по 50 снарядов на ствол. Но пушка оказалась очень мощной и слишком скорострельной. Из-за несинхронности самолет разворачивало и раскачивало, что сильно затрудняло прицельную стрельбу. От пушки НС-37 пришлось отказаться. Малокалиберные противотанковые бомбы ПТАБ-2,5-1,5 оказались более эффективными. Один Ил-2 нес 200 таких бомб, при сбросе они накрывали полосу шириной 10х100 м. Важно было умело применять новое оружие. Особенно эффективно оно действовало против колонн на марше или мест скопления бронетехники, при массовом применении с нескольких самолетов. Впервые ПТАБы были применены в сражениях на Курской дуге. В 1943 конструкторам наконец удалось победить неуклюжесть и тяжелую управляемость штурмовика. В начале года начали установку на штурмовик двигателя АМ-38Ф, а в конце года новое крыло с увеличенной стреловидностью («крыло со стрелкой»). Характеристики этой модификации заметно улучшились, такая машина могла нести и большую бомбовую нагрузку ( до 600 кг). А к концу 1944 года, когда в стране заработали новые металлургические заводы, Ил-2 снова стал целиком металлическим, избавившись от деревянной хвостовой части… Именно таким он и встретил День Победы. После Победы Сергей Ильюшин успешно работал в области гражданской авиации, создав, в частности одну из главных рабочих лошадок Аэрофлота Ил-18. А легендарный штурмовик и ныне можно увидеть на постаментах по всей России.

www.bykhov.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

www.sb.by

Оружие победы

Бытует мнение, что Советский Союз одержал победу в Великой Отечественной войне скорее числом, нежели умением. Однако вложить оружие в руки каждого солдата столь многочисленной армии — это и есть величайшее умение для конструкторов, рабочих и всех служащих тыла

Окопный «Папаша»

Техническое задание на изготовление нового пистолета-пулемета было дано Наркоматом вооружения после неудачной финской войны, где очень эффективно показали себя простые по конструкции финские пистолеты-пулеметы «Суоми».  Причем у советской армии уже стоял на вооружении пистолет-пулемет ППД-34/40, но он был дорогим и технологически сложным в производстве. Первый пистолет-пулемет Шпагина был изготовлен 26 августа 1940 года. До конца 1941 г. было изготовлено более 90 000 шт. За 1942 г. фронт получил 1,5 млн пистолетов-пулеметов. В целом до конца войны было изготовлено порядка 6 млн ППШ. Шпагин сделал пусть и не выдающееся, но в своем классе весьма достойное оружие. Вообще, ППШ был довольно типичным пистолетом-пулеметом середины ХХ века. Например, внешний вид вообще у всех ПП того времени был весьма схожий — достаточно посмотреть на немецкий МР-28, итальянскую «Беретту  М938а», «Суоми» и на тот же ППД. Особенностью ППШ было то, что большинство деталей можно было делать штамповкой на маломощном прессовом оборудовании, имевшемся практически на любом промышленном предприятии, а остальные, кроме ствола (унифицированного по каналу с трехлинейным винтовочным) — преимущественно токарной или грубой фрезерной обработкой. Также на изготовление ППШ уходило вдвое меньше времени, чем на производство его предшественника — ПП Дегтярева, значительно была снижена и металлоемкость, причем боевые качества при этом повысились. Простота его производства и позволила ему стать легендарным оружием победы. По сути, преимущества ППШ были и его недостатками. К примеру, большая емкость барабанного магазина (71 патрон) по сравнению с немецким МП-40 (32 патрона). Однако большее количество патронов значительно увеличивало вес и габариты оружия, а надежность барабанного магазина была сравнительно невысока. Высокая скорострельность, с одной стороны, приводила к большому расходу боеприпасов (за что ПП получил прозвище «пожиратель патронов»), и быстрому перегреву ствола, с другой — обеспечивала высокую плотность огня, что давало преимущество в ближнем бою. ППШ  снабжались целые роты и батальоны автоматчиков, появившиеся в составе Красной Армии  с 1942 года. К концу войны этим оружием было вооружено порядка 55% бойцов Красной Армии, и оно стало неотъемлемой частью образа советского солдата военной поры. Стоит отметить, что сами немцы весьма охотно использовали ППШ в качестве трофейного оружия, ставя его по боевым качествам выше МП38/40. Пробивное действие пули ППШ было куда выше слабенького патрона немецкого пистолета-пулемета. Считалось, что для поражения одиночного бойца-противника (ростовой мишени) при ведении огня короткими очередями из приведенного к нормальному бою оружия был необходим 1 патрон на дистанции до 100 м, 2 — на дистанции в 150 м, 3 — на дистанции в 200—250 м и 4 патрона на дистанции в 300 м. Снятый с вооружения советской армии в 1951 году ППШ-41 еще многие десятилетия массово применялся в различных военных конфликтах в Корее, Вьетнаме, Анголе, Иордании, Афганистане. На данный момент ППШ возможно приобрести как охотничий карабин для любительской стрельбы с незначительными доработками (переводчик огня подварен в положении для одиночных выстрелов, в магазине установлен ограничитель на 10 патронов).

Летающий танк

Штурмовик Ил-2 разработан в ЦКБ-57 под руководством Сергея Ильюшина. Это была машина, специализированная для атаки наземных целей с малой высоты. Главная особенность конструкции — применение несущего бронекорпуса, закрывавшего летчика и жизненно важные органы самолета. Броня Ил-2 не просто защищала от малокалиберных снарядов и пуль, но и служила частью силовой конструкции фюзеляжа, за счет чего удавалось достичь ощутимой экономии массы. Знаменитый «Летающий танк» имеет очень драматичную историю. Изначально самолет планировалось сделать двухместным, однако из-за слабых моторов Ильюшин не смог уложиться в тактико-технические требования и вынужден был отказаться от стрелка, прикрывающего заднюю полусферу самолета. Одноместный «Ил» стал поступать в войска накануне войны, и, хотя его эффективность против танков и автоколонн была быстро подтверждена, отсутствие защиты сзади сделало самолет абсолютно беззащитным перед вражескими истребителями. Потери в штурмовых частях были настолько велики, что звание Героя Советского Союза присваивалось летчику через десять боевых вылетов (вместо обычных ста). Только в июле 1942 года двухместный Ил-2М прошел государственные испытания и был запущен в серию. Из-за того, что производство брони для самолетов было налажено сразу на нескольких заводах, осуществлять контроль ее качества было очень сложно, и сваренные корпуса самолетов проверялись на наличие дефектов отстрелом из крупнокалиберного пулемета. До 1944 года в конструкции Ил-2 широко применялось дерево — при этом экономился дефицитный дюралюминий. И хотя бронекоробка отлично выполняла свою функцию, были нередки случаи, когда «Илы» возвращались на аэродром с сильно поврежденной хвостовой частью. В течение всей войны «Илы» оставались основным средством борьбы с немецкими танками. Их высокая эффективность достигалась за счет применения кассет с бомбами ПТАБ-2,5. Крошечные бомбы (Ил-2 брал по четыре контейнера с 48 бомбами) сбрасывались залпом на скопление техники. Бронебойность ПТАБ составляла около 70 мм — этого было более чем достаточно для поражения танка в крышу. Существует мнение о том, что успех в Курской битве был достигнут во многом благодаря действиям штурмовиков: немцы стали избегать скапливания своих войск, а координировать работу рассредоточенных частей было гораздо сложнее. Немцы называли Ил-2 «бетонным бомбардировщиком». За годы войны выпущено более 36 000 таких самолетов.

 

Богиня войны — «Катюша»

Наводившая на немцев хтонический ужас знаменитая «Катюша» начала создаваться еще в 1921 сотрудниками Газодинамической лаборатории Н. И. Тихомировым и В. А. Артемьевым как реактивное авиационное оружие.  Реактивные снаряды РС-82 калибра 82 мм устанавливали на истребителях И-15, И-16, И-153. Летом 1939 года РС-82 на И-16 и И-153 успешно применялись в боях с японскими войсками на реке Халхин-Гол. В 1939—1941 годах сотрудники РНИИ И. И. Гвай, В. Н. Галковский, А. П. Павленко, А. С. Попов и другие создали многозарядную пусковую установку, смонтированную на грузовом автомобиле. Реактивный снаряд РС-132 калибра 132 мм и пусковая установка на базе грузового автомобиля ЗИС-6 БМ-13 были приняты на вооружение 21 июня 1941 года; именно этот тип боевых машин и получил впервые прозвище «Катюша». Впервые установки БМ-13 были опробованы в боевых условиях в 10 часов утра 14 июля 1941 года. Батарея капитана Флёрова обстреляла вражеские войска и технику в городе Рудня, поддержав обороняющиеся части Красной Армии. 16 июля они показали высокую эффективность при уничтожении неэвакуированных советских эшелонов на железнодорожном узле города Орша. С весны 1942 года реактивный миномет устанавливался преимущественно на ввозимые по ленд-лизу английские и американские полноприводные шасси. Наиболее известным среди них стал Studebaker US6. На протяжении Великой Отечественной войны было создано значительное количество вариантов снарядов РС и пусковых установок к ним; всего советская промышленность за годы войны произвела более 10 000 боевых машин реактивной артиллерии. 

www.exo-ykt.ru

Тяжелый штурмовик Ту-2Ш. — Российская авиация

Тяжелый штурмовик Ту-2Ш.

Разработчик: ОКБ Туполева
Страна: СССР
Первый полет: 1944 г.

В середине 40-х годов ОКБ разработало на базе Ту-2С с двигателями АШ-82ФН несколько штурмовиков Ту-2Ш. Однако в серию по разным причинам они не пошли.

Начальник бригады вооружения ОКБ А.В.Надашкевич и ведущий инженер С.И.Савельев в 1944 году предложили использовать пистолеты-пулеметы конструкции Г.С.Шпагина при штурмовке пехотных колонн противника. Для этой цели спроектировали платформу, на которой закрепили 88 автоматов ППШ (11 рядов по 8 стволов в каждом). Вся система получила название «батарея ППШ». Каждый автомат имел магазин с 71 патронами калибра 7,62 мм. В боевом положении батарея жестко крепилась в бомбоотсеке Ту-2С. При атаке летчик открывал створки бомбоотсека и с помощью специального прицела вел шквальный огонь по противнику. Для перезарядки платформа с ППШ опускалась на тросах вниз.

Решение об установке таких систем на двух Ту-2С было принято на совещании у главного маршала авиации А.А.Новикова 10 октября 1944 года.

Через десять дней генерал-майор ИАС А.Н.Туполев обратился с просьбой к главному инженеру ВВС РККА генерал-полковнику ИАС А.К.Репину с просьбой отдать приказ о выделении заводу № 156 180 штук ППШ обр. 1941 г. с положенным количеством дисковых магазинов и 15000 патронов к ним.

В начале февраля 1946 года батарея ППШ, получившая неофициальное название «Огненный ёж», прошла летные испытания на полигоне. Они показали ее большую эффективность. Однако мощный шквал огня был кратковременным, а необходимость возвращения на базу для перезарядки автоматов сводили на нет его преимущества. В результате признали более целесообразным использовать для поражения живой силы противника малокалиберные бомбы, размещавшиеся в кассетах.

В 1944 году для уничтожения железнодорожных составов ОКБ спроектировало опытный штурмовик Ту-2 с пушкой калибра 76,2 мм. Орудие смонтировали в фюзеляже, по оси самолета. Штурман, помимо своих прямых обязанностей, был еще и заряжающим. По воспоминаниям ветерана ОКБ ведущего инженера отдела вооружения И.И.Баранова Ту-2 проходил испытания в тире. В связи с большой отдачей при стрельбе, воздействие которой на конструкцию штурмовика уменьшить не удавалось, на летные испытания самолет не передавали.

В 1946 году был выпущен опытный двухместный штурмовик с мощным пулеметно-пушечным вооружением. В носу фюзеляжа снизу разместили две пушки НС-45 и две пушки НС-37. Кроме этого сохранили две штатные пушки ШВАК в корнях крыла и пулемет УБТ на верхней стрелковой установке для защиты задней полусферы. В серии не строился.

Туполев всегда с вниманием следил за новинками самолетного артиллерийского оружия. И при их появлении стремился испытать на своих самолетах. Во второй половине 40-х годов в ОКБ-16 министерства вооружения была разработана автоматическая авиационная бикалиберная (имевшая два сменных ствола) пушка РШР-57/45. Свою аббревиатуру она получила по начальным буквам фамилий своих создателей: С.Е.Рашкова, В.Е.Шенцова и С.С.Розанова. После того, как завод № 535 построил и испытал опытную серию, появилась возможность установки нового орудия на самолете.

Для этой цели выделили серийный самолет Ту-2 № 26/46 производства завода № 23. Решено было использовать пушку со стволом 57 мм — РШР-57. В ОКБ начались работы по модификации Ту-2 в Ту-2 РШР-57. Основные отличия сводились к следующему:
-для размещения пушки изменили носовую часть фюзеляжа;
-усилили конструкцию центральной части фюзеляжа в местах крепления РШР-57;
-подверглись изменениям створки бомболюков, электро- и радиопроводка в передней кабине;
-были сняты крыльевые и люковая установки ВУС-1.

6 декабря 1946 г. все работы, связанные с модификацией машины, были завершены. Пушку установили на неподвижной установке в бомбовом отсеке фюзеляжа. При этом ее ствол выступал за обводы носовой части фюзеляжа (несколько левее оси симметрии самолета) примерно на 500 мм. Автоматика обеспечивала ее непрерывное питание. Это позволило остановиться на варианте двухместного самолета с летчиком в передней кабине и штурманом в задней кабине.

Заводские испытания, проходившие с 9 декабря 1946 года по 28 февраля 1947 года, провел экипаж в составе: летчик-испытатель В.П.Марунов, ведущий инженер по вооружению М.Л.Баженов, ведущий инженер по вооружению А.Горохов. Испытания показали, что:

«…1. За отстрел во время заводских испытаний прочность установки оказалась достаточной.
2. Пневматическая система работала безотказно.
3. Нарушений в системе электросигнализации, освещения и т.д. не было…
6. При стрельбах на всех режимах самолет устойчив и увода с цели нет.
7. Установка на самолете пушки РШР-57 технику пилотирования самолета не усложняет. Техника пилотирования на всех режимах полета в пилотаже не отличается от пилотирования серийного самолета.
8. Стрельба из пушки РШР-57 в воздухе с горизонтального полета, кабрирования, пикирования и на малых высотах (штурмовых) технику пилотирования самолета не усложняет, опасности для экипажа не представляет…»

Далее рекомендовалось, после устранения отмеченных в отчете дефектов, предъявить машину на государственные испытания. Они проходили в НИИ с 21 апреля по 30 мая 1947 года

Было сделано заключение, что:

«1. Авиационная автоматическая 57 мм пушка РШР-57 конструкции и изготовления ОКБ-16 министерства вооружения государственные летные испытания выдержала и может быть рекомендована для вооружения истребителей-перехватчиков…»

Тем не менее, Ту-2 с РШР-57 в серию не пошел. Основная причина состояла в том, что боевые стрельбы показали малую эффективность применения авиационных пушек большого калибра.

ЛТХ:

Модификация: Ту-2Ш
Размах крыла, м: 18,86
Длина, м: 13,80
Высота, м: 4,55
Площадь крыла, м2: 48,80
Масса, кг
-пустого самолета: 8800
-нормальная взлетная: 11780
Тип двигателя: 2 х ПД АШ-82ФН
-мощность, л.с.: 2 х 1850
Максимальная скорость, км/ч: 575
Крейсерская скорость, км/ч: 504
Практическая дальность, км: 2500
Максимальная скороподъемность, м/мин: 556
Практический потолок, м: 10065
Экипаж, чел: 2
Вооружение: один оборонительный 12,7-мм пулемет УБТ и различные варианты вооружения
Бомбовая нагрузка: до 1000 кг.

Тяжелый штурмовик Ту-2Ш с пушкой РШР-5745.

Тяжелый штурмовик Ту-2Ш. Вид спереди.

Батарея «Огненный ёж» из 88 автоматов ППШ в бомбоотсеке Ту-2Ш.

Батарея «Огненный ёж» из 88 автоматов ППШ в бомбоотсеке Ту-2Ш.

Батарея «Огненный ёж» из 88 автоматов ППШ в бомбоотсеке Ту-2Ш.

Ту-2Ш. Схема.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Владимир Ригмант. Самолеты ОКБ А.Н.Туполева.
Николай Якубович. Все боевые самолеты Туполева.
Авиаколлекция. М.Саукке, В.Котельников. Бомбардировщик Ту-2.
Авиация и Космонавтика. Владимир Ригмант. Бомбардировщик Туполева Ту-2.
Крылья Родины. Владимир Ригмант. Ту-2 и его модификации.
Сайт «Уголок неба». 2014 страница: «Туполев Ту-2Ш».
Авиационный форум Prop&Jet. Архивные фото.

xn--80aafy5bs.xn--p1ai

Тактический ППШ — он таки существует!

Profile

Name: история в фотографиях

Entry Tags

1020-е, 1400-е, 1500-е, 1600-е, 1700-е, 1800-е, 1830-е, 1840-е, 1850-е, 1860-е, 1870-е, 1880-е, 1890-е, 1900, 1900-е, 1905-е, 1910—е, 1910-е, 1912-е, 1917, 1920, 1920-е, 1930-е, 1930-е история России, 1939, 1940, 1940—е, 1940-е, 1945, 1950-е, 1960, 1960-е, 1960-е? дети, 1970-е, 1980-е, 1990, 1990-е, 1990е, 1993, 1997, 2000-е, 2010-е, XIII век, XIX век, XVI век, XVII век, cемейный архив, Азия, Афганистан, Африка, Африка политика, Балканы, Батька Махно, Белое Движение, Белое движение, Ближний Восток, ВДНХ, ВСХВ, Валуа, Великая Отечественная война, Великая Отечественная войнв, Великая война, Великая отечественная война, Виндзоры, Военная история, Восток, Вторая мировая, Вторая мировая война, Вторая мировая война. авиация, Втроая мировая война, Гитлер, Гражданская война, Гражданская война в США, Греция, Европа, Зачем — не знаю, Кавказ, Красный крест, Крым, Крымская война, Латинская Америка, Ленин, Ливия, МГУ, Москва, НКВД, Николай II, ОГПУ, Первая мировая, Первая мировая война, Подмосковье, Пушкин, РККА, Романовы, Русско-японская война, СМИ, СССР, США, Серебряный век, Средние века, Сталин, Сталинград, Сталинградская битва, Униформа, ХХ век, Халкин-гол, авация, авиация, авиация. флот, авто, авто-история, авто=история, автомобилизм, авторская фотография, авторские фотографии, агит, агитация, агитация ( историческая), агитация (историческая), актеры, актуальная история, алхимия, альтернативка про Гитлера, анархисты, анархия, аристократия, армия, армия танки, артиллерия, артисты, археология, архитектура, балет, белые, благотворительность, болезнь, броневики, бронепоезда, быт, быт. люди, вещи, видео, военная иситория, военная история, военная история. Первая мировая война, военная истрия, война, война в Афганистане, война в Корее, война в Чечне, война во Вьетнаме, вопрос, враги, всякая всячина, вторая мировая, выборы, выставки, геополитика, геральдика, герои, горо, города, города России, города СССР, города люди, гравюры, гражданская война, графика, даты, дворянство, демонстрации, деньги, деревня, дереыня, детвора, дети, детские игрушки, дипломатия, дирижабли, доброе, документы, дореволюционные фотографии, достояние человечества, драгоценности, еда, жандармы, железная дорога, железные дороги, женщин, женщина, женщины, жесть, живопись, животные, жизнь, жут, жуть, за, забавно, забавное, загадка, загадки, заговоры, зачем-не знаю, игрушки, игры, игры. люди, изобретения, иконы, индейцы, интевенция, интересно, интересное, интересное кино, искусство, искусствр, исория СССР, истори СССР, истории СССР, исторические события, история, история CCCР, история Австралии, история Австрии, история Алжира, история Америки, история Англии, история Аргентины, история Армении, история Афганистана, история Африки, история Белоруссии, история Болгарии, история Бразилии, история ВКП (б), история Великборитании, история Великбритании, история Великобритании, история Венгрии, история Вьетнама, история Германии, история Германии. маразматические заголо, история Германиилюди, история Германия, история Греции, история Грузии, история Европы, история Египта, история Израиля, история Индии, история Ирака, история Ирана, история Ирландии, история Испании, история Италии, история КНДР, история Камбоджи, история Канады, история Киева, история Китая, история Кореи, история Кубы, история Латвии, история Ленинграда, история Мексики, история Монголии, история Москвы, история Нидерландов, история Норвегии, история Пакистана, история Петербурга, история Петрограда, история Польши, история Польшы, история РККА, история РСФСР, история РФ, история Росс, история Росси, история России, история России. военная история, история Российской Федерации, история Россия, история Румынии, история ССР, история СССР, история СССР отдых, история СССР. кино, история СССС, история ССССР, история США, история США., история США? 1930-е, история Санкт-Петербурга, история Сербии, история Таиланда, история Тайланда, история Тибета, история Турции, история Узбекистана, история Украины, история Финляндии, история Финляндии., история Франции, история Чехии, история Чехословакии, история Чили, история Швеции, история Эстонии, история Югославии, история Японии, история авиации, история дипломатии, история фотографии, истороия СССР, истрия Чехословании, истроия СССР, кавалерия, казачество, казни, казнь, карикатура, карикатуры, картины, картография, карты, катакомбы, катастрофы, кино, кладбища, книги, ко, коварство и любовь, коллаборанты, коллаборационисты, коллекционные фотографии, компромат, комсомол, конструкторы, констукторы, космос, красавец-мужчина, краскомы, красота, криминал, криминалистика, курьезы, линчности, линчости, литература, личности, личности. детвора, личности. забавное, личность, личнсти, личости, любовь, люди, люди. Вторая мировая война, маразм, мастера фотографии, мебель, медицина, мемуары, мерзавцы, метро, метрополитен, милиция, милосердие, миниатюры, мнение, мода, мода. животные, моделизм, модераторское, мои фотографии курьёзы, монархия, монастыри, морархия, мото, мошенники, музеи, музыка, музыка. театр, на радость модераторам, на радость модератору, на усмотрение сообщников, на усмотрение ссобщников, награды, напитки, народный костюм, наука, нацизм, национальный костюм, наши герои, ненавижу, необычно, нет слов, новейшая история, ню, образование, образование бесплатно, общество, одежда, одинокий путник, ой-ой, оккупация, опера, опрос, опять Бардо, опять Бордо, опять Монро, оружие, отдых, открытки, офф-топ,

foto-history.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *