123-й истребительный авиационный полк ПВО
123-й истребительный авиационный полк — воинская часть вооружённых сил СССР в Великой Отечественной войне.
История
Полк формировался с 1 марта по 25 марта 1940 года на аэродроме Балбасово в 15 километрах юго-западнее Орши, на базе лётного состава 32-го, 33-го и 41-го истребительных авиационных полков.
На 22 июня 1941 года базировался на аэродромах Именин, Стригово, одна эскадрилья базировалась на площадках Брест и Лышицы. Был вооружён 61 самолётом И-153 при 71 лётчике. 19 июня 1941 года в полку были собраны 20 самолётов Як-1, однако личный состав не успел переобучиться; кроме того для самолётов не было топлива.
В составе действующей армии во время Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 по 1 июля 1941 и с 14 июля 1941 по 22 ноября 1942 года.
Принимает участие в боевых действиях с первого дня войны, вёл ожесточенные воздушные бои в районе Бреста, отчитался об уничтожении или повреждении 20 самолётов противника за один день (по другим данным, 30).
Действия полка в первые дни войны были оценены будущим маршалом авиации Н.С. Скрипко как следующие:
Высокой организованностью и тактической грамотностью отличались боевые действия 123-го истребительного авиаполка этого соединения.
— http://www.kursk1943.mil.ru/kursk/arch/books/memo/skripko_ns/06.html
1 июля 1941 года лётный состав отбыл на аэродром Монино в 4-й запасной истребительный полк, где до 13 июля 1941 года переучивался на Як-1, получил самолёты и перелетел к месту базирования на аэродром Набережная.
28 июля — 29 июля 1941 года полк переведён на аэродром Едрово для защиты крупного железнодорожного узла Бологое и вошёл в состав 7 иак ПВО Ленинграда. Находился в оперативном подчинении командующего Ладожским районом ПВО. В октябре 1941 года некоторое время переформировывался в Череповце, где получил получил 6 МиГ-3. Задачей полка с 17 октября 1941 года было прикрытие объектов на западном берегу Ладожского озера и западного участка ледовой трассы до острова Зеленец.
Из приказа Военного совета Ленинградского фронта от 17 октября 1941 года
На 123-й иап и 13-й иап возложена задача первостепенной государственной важности: обеспечить безопасность людей и грузов в пути и пристаней от воздушных налетов вражеской авиации… Задача заключается в том, чтобы весь летный состав принял ту ответственность, которая лежит на нем за охрану единственного пути, по которому происходит сообщение Ленинграда со всей остальной страной.
Действовал в течение 1941-1942 годов не только над Ладожским озером, также в районах Сиверская, Ваганово, Осиновец, Пушкин, Урицк, Павлово, Шлиссельбург. На 12 декабря 1941 года базируется в Углово, имея в наличии 5 Як-1 (2 неисправных), 13 И-16 (6 неисправных) и 21 лётчика [7]
Один из воздушных боёв из истории полка
В воздушных боях, проведенных при выполнении прикрытия ж.-д. узла Бологое, летчики группы уничтожили 19 немецких самолетов, свои потери при этом — 7 самолетов. Только 30 июля группа летчиков — лейтенанты Жидов, Рябцев, Сахно, Грозный, Фунтусов и др. — при отражении штурмового налета на аэродром базирования сбила 4 самолета «Ме-110» и один самолет «Хе-111».В момент налета 18 «Ме-110» на аэродром Едрово в самолетах дежурило звено лейтенанта Рябцева с летчиками Калабушкиным и Фунтусовым. Получив сигнал «Воздух!», дежурное звено моментально взлетело и с ходу в лоб врезалось в группу фашистских штурмовиков, с первой же атаки заставив их перейти в круговую оборону. Тем временем успела взлететь и подойти пятерка лейтенанта Жидова, и, соединившись со звеном Рябцева, группа завязала ожесточенный бой. Фашистским стервятникам некогда было и думать о штурмовке аэродрома. Они не успевали отражать крепкие удары наших славных истребителей и заполнять свои ряды, заметно редевшие от падавших и горевших «Ме-110». Отважная восьмерка мастерски провела этот воздушный бой, завершив его блестящей победой: 4 «Ме-110» и 1 «Хе-111″ нашли себе могилу в районе Едрово. Наши потери — только один самолет, летчик которого спасся с парашютом».
— http://www.victory.mil.ru/lib/books/prose/smirnov2/02.html
22 ноября 1942 года Приказом Народного комиссара обороны СССР № 374 преобразован в 27-й гвардейский истребительный авиационный полк ПВО
Полное наименование
- 123-й истребительный авиационный полк
Подчинение
Командиры
Информация о командирах этого воинского формирования с большой степенью вероятности является неполной. Вы можете помочь проекту, дополнив её и убрав после этого данный шаблон. |
- Сурин, Борис Николаевчи, майор по 22.06.1941, погиб
- Мищенко, Филипп Михайлович, подполковник
Отличившиеся воины полка
Ссылки
Примечания
- ↑ В разных источниках содержатся разные данные, есть утверждения о том, что 30 самолётов были сбиты всей 10-й смешанной дивизией, также о том, что они были сбиты дивизией вместе с зенитной артиллерией округа.
- ↑ Глава 5
- ↑ «Правда», 22 июня 1966 г.
- ↑ «Правда» 12 апреля 1981
- ↑ «Неделя» №15.1986
- ↑ Архив за 25.02.2010 — «Независимая Молдова»
- ↑ Донесение о боевом составе ВВС Ленинградского фронта на 24-00 12 декабря 1941 года
dic.academic.ru
123-й истребительный авиационный полк ПВО — Википедия
123-й истребительный авиационный полк — воинская часть вооружённых сил СССР в Великой Отечественной войне.
История
Полк формировался с 1 марта по 25 марта 1940 года на аэродроме Балбасово в 15 километрах юго-западнее Орши, на базе лётного состава 32-го, 33-го и 41-го истребительных авиационных полков. В период с 5 по 25 мая 1940 года на базе полка формировался 129-й истребительный авиационный полк на самолетах И-153.
На 22 июня 1941 года базировался на аэродромах Именин, Стригово, одна эскадрилья базировалась на площадках Брест и Лышицы. Был вооружён 61 самолётом И-153 при 71 лётчике. 19 июня 1941 года в полку были собраны 20 самолётов Як-1, однако личный состав не успел переобучиться; кроме того для самолётов не было топлива.
В составе действующей армии во время Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 по 1 июля 1941 и с 14 июля 1941 по 22 ноября 1942 года.
Принимает участие в боевых действиях с первого дня войны, вёл ожесточенные воздушные бои в районе Бреста, отчитался об уничтожении или повреждении 20 самолётов противника за один день (по другим данным, 30)[1]. Один только П. Н. Калабушкин по советским данным в трёх вылетах уничтожил 5 самолётов.[2][3][4],[5], К исходу дня аэродром Стригово был занят противником, и остатки полка в количестве 15 исправных машин (много самолётов полка было уничтожено дневным, пятым по счёту налётом люфтваффе) перебазировались на площадки близ Пинска. По иным данным, 15 самолётов — это сводный отряд истребителей оставшихся от всех полков дивизии.[6] До конца июня 1941 года остатки полка вели бои в районах Кобрина, Бреста, Пинска, Бобруйска.
Действия полка в первые дни войны были оценены будущим маршалом авиации Н. С. Скрипко как следующие:
Высокой организованностью и тактической грамотностью отличались боевые действия 123-го истребительного авиаполка этого соединения.
1 июля 1941 года лётный состав отбыл на аэродром Монино в 4-й запасной истребительный полк, где до 13 июля 1941 года переучивался на Як-1, получил самолёты и перелетел к месту базирования на аэродром Набережная.
28 июля — 29 июля 1941 года полк переведён на аэродром Едрово для защиты крупного железнодорожного узла Бологое и вошёл в состав 7 иак ПВО Ленинграда. Находился в оперативном подчинении командующего Ладожским районом ПВО. В октябре 1941 года некоторое время переформировывался в Череповце, где получил получил 6 МиГ-3. Задачей полка с 17 октября 1941 года было прикрытие объектов на западном берегу Ладожского озера и западного участка ледовой трассы до острова Зеленец.
Из приказа Военного совета Ленинградского фронта от 17 октября 1941 года
На 123-й иап и 13-й иап возложена задача первостепенной государственной важности: обеспечить безопасность людей и грузов в пути и пристаней от воздушных налётов вражеской авиации… Задача заключается в том, чтобы весь лётный состав принял ту ответственность, которая лежит на нём за охрану единственного пути, по которому происходит сообщение Ленинграда со всей остальной страной.
Действовал в течение 1941-1942 годов не только над Ладожским озером, также в районах Сиверская, Ваганово, Осиновец, Пушкин, Урицк, Павлово, Шлиссельбург. На 12 декабря 1941 года базируется в Углово, имея в наличии 5 Як-1 (2 неисправных), 13 И-16 (6 неисправных) и 21 лётчика [7]
Один из воздушных боёв из истории полка
В воздушных боях, проведенных при выполнении прикрытия ж.-д. узла Бологое, летчики группы уничтожили 19 немецких самолетов, свои потери при этом — 7 самолетов. Только 30 июля группа летчиков — лейтенанты Жидов, Рябцев, Сахно, Грозный, Фунтусов и др. — при отражении штурмового налёта на аэродром базирования сбила 4 самолета «Ме-110» и один самолет «Хе-111». В момент налёта 18 «Ме-110» на аэродром Едрово в самолетах дежурило звено лейтенанта Рябцева с летчиками Калабушкиным и Фунтусовым. Получив сигнал «Воздух!», дежурное звено моментально взлетело и с ходу в лоб врезалось в группу фашистских штурмовиков, с первой же атаки заставив их перейти в круговую оборону. Тем временем успела взлететь и подойти пятёрка лейтенанта Жидова, и, соединившись со звеном Рябцева, группа завязала ожесточенный бой. Фашистским стервятникам некогда было и думать о штурмовке аэродрома. Они не успевали отражать крепкие удары наших славных истребителей и заполнять свои ряды, заметно редевшие от падавших и горевших «Ме-110». Отважная восьмерка мастерски провела этот воздушный бой, завершив его блестящей победой: 4 «Ме-110» и 1 «Хе-111″ нашли себе могилу в районе Едрово. Наши потери — только один самолет, летчик которого спасся с парашютом».
22 ноября 1942 года Приказом Народного комиссара обороны СССР № 374 преобразован в 27-й гвардейский истребительный авиационный полк ПВО
Полное наименование
- 123-й истребительный авиационный полк
Подчинение
Командиры
Информация о командирах этого воинского формирования с большой степенью вероятности является неполной. Вы можете помочь проекту, дополнив её и убрав после этого данный шаблон. |
- Сурин, Борис Николаевич, майор по 22.06.1941, погиб
- Мищенко, Филипп Михайлович, подполковник
Отличившиеся воины полка
Ссылки
Примечания
- ↑ В разных источниках содержатся разные данные, есть утверждения о том, что 30 самолётов были сбиты всей 10-й смешанной дивизией, также о том, что они были сбиты дивизией вместе с зенитной артиллерией округа.
- ↑ Глава 5 Архивировано 16 апреля 2010 года.
- ↑ «Правда», 22 июня 1966 г.
- ↑ «Правда» 12 апреля 1981
- ↑ «Неделя» №15.1986
- ↑ Архив за 25.02.2010 — «Независимая Молдова» Архивировано 8 сентября 2010 года.
- ↑ Донесение о боевом составе ВВС Ленинградского фронта на 24-00 12 декабря 1941 года
wikipedia.green
из истории 123 ИАП: hranitel_slov — LiveJournal
из экспозиции Кобринского музея
зам командира полка майор Мажаев
подполковник Мищенко Ф М
майор Суслов Н А
ст. лейт. Жидова Г И
Инженер 3го ранга Дерюгин В Т
ст лейт. Пидтыкана И Д
Майор Ревенко П Я
Толманов Н И
ст лейт Чмутенко
Коммиссар Гольдфельд Л И
орденоносцы 123 го полка
на фото
Калабушкин И Н , Сурин Б Н, Рябцев Б С , Федяй И Е, Яскульский В И, Савченко М Ф , Завгородний И Я
схема боевого пути 123 истребительного авиаполка
Диаграмма сбитых самолетов 123 ИАП
hranitel-slov.livejournal.com
123-й истребительный авиационный полк ПВО
123-й истребительный авиационный полк — воинская часть вооружённых сил СССР в Великой Отечественной войне.
История
Полк формировался с 1 марта по 25 марта 1940 года на аэродроме Болбасово в 15 километрах юго-западнее Орши, на базе лётного состава 32-го, 33-го и 41-го истребительных авиационных полков. В период с 5 по 25 мая 1940 года на базе полка формировался 129-й истребительный авиационный полк на самолётах И-153.
На 22 июня 1941 года базировался на аэродромах Именин, Стригово, одна эскадрилья базировалась на площадках Брест и Лышицы. Был вооружён 61 самолётом И-153 при 71 лётчике. 19 июня 1941 года в полку были собраны 20 самолётов Як-1, однако личный состав не успел переобучиться; кроме того для самолётов не было топлива.
В составе действующей армии во время Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 по 1 июля 1941 и с 14 июля 1941 по 22 ноября 1942 года.
Принимает участие в боевых действиях с первого дня войны, вёл ожесточённые воздушные бои в районе Бреста, отчитался об уничтожении или повреждении 20 самолётов противника за один день (по другим данным, 30)[1]. Один только П. Н. Калабушкин по советским данным в трёх вылетах уничтожил 5 самолётов.[2][3][4],[5], К исходу дня аэродром Стригово был занят противником, и остатки полка в количестве 15 исправных машин (много самолётов полка было уничтожено дневным, пятым по счёту налётом люфтваффе) перебазировались на площадки близ Пинска. По иным данным, 15 самолётов — это сводный отряд истребителей оставшихся от всех полков дивизии.[6] До конца июня 1941 года остатки полка вели бои в районах Кобрина, Бреста, Пинска, Бобруйска.
Действия полка в первые дни войны были оценены будущим маршалом авиации Н. С. Скрипко как следующие:
Высокой организованностью и тактической грамотностью отличались боевые действия 123-го истребительного авиаполка этого соединения.
1 июля 1941 года лётный состав отбыл на аэродром Монино в 4-й запасной истребительный полк, где до 13 июля 1941 года переучивался на Як-1, получил самолёты и перелетел к месту базирования на аэродром Набережная.
28 июля — 29 июля 1941 года полк переведён на аэродром Едрово для защиты крупного железнодорожного узла Бологое и вошёл в состав 7 иак ПВО Ленинграда. Находился в оперативном подчинении командующего Ладожским районом ПВО. В октябре 1941 года некоторое время переформировывался в Череповце, где получил 6 МиГ-3. Задачей полка с 17 октября 1941 года было прикрытие объектов на западном берегу Ладожского озера и западного участка ледовой трассы до острова Зеленец.
Из приказа Военного совета Ленинградского фронта от 17 октября 1941 года
На 123-й иап и 13-й иап возложена задача первостепенной государственной важности: обеспечить безопасность людей и грузов в пути и пристаней от воздушных налётов вражеской авиации… Задача заключается в том, чтобы весь лётный состав принял ту ответственность, которая лежит на нём за охрану единственного пути, по которому происходит сообщение Ленинграда со всей остальной страной.
Действовал в течение 1941—1942 годов не только над Ладожским озером, также в районах Сиверская, Ваганово, Осиновец, Пушкин, Урицк, Павлово, Шлиссельбург. На 12 декабря 1941 года базируется в Углово, имея в наличии 5 Як-1 (2 неисправных), 13 И-16 (6 неисправных) и 21 лётчика[7]
Один из воздушных боёв из истории полка
В воздушных боях, проведенных при выполнении прикрытия ж.-д. узла Бологое, летчики группы уничтожили 19 немецких самолетов, свои потери при этом — 7 самолетов. Только 30 июля группа летчиков — лейтенанты Жидов, Рябцев, Сахно, Грозный, Фунтусов и др. — при отражении штурмового налёта на аэродром базирования сбила 4 самолета «Ме-110» и один самолёт «Хе-111». В момент налёта 18 «Ме-110» на аэродром Едрово в самолётах дежурило звено лейтенанта Рябцева с лётчиками Калабушкиным и Фунтусовым. Получив сигнал «Воздух!», дежурное звено моментально взлетело и с ходу в лоб врезалось в группу фашистских штурмовиков, с первой же атаки заставив их перейти в круговую оборону. Тем временем успела взлететь и подойти пятёрка лейтенанта Жидова, и, соединившись со звеном Рябцева, группа завязала ожесточённый бой. Фашистским стервятникам некогда было и думать о штурмовке аэродрома. Они не успевали отражать крепкие удары наших славных истребителей и заполнять свои ряды, заметно редевшие от падавших и горевших «Ме-110». Отважная восьмёрка мастерски провела этот воздушный бой, завершив его блестящей победой: 4 «Ме-110» и 1 «Хе-111» нашли себе могилу в районе Едрово. Наши потери — только один самолёт, лётчик которого спасся с парашютом».
22 ноября 1942 года Приказом Народного комиссара обороны СССР № 374 преобразован в 27-й гвардейский истребительный авиационный полк ПВО
Полное наименование
- 123-й истребительный авиационный полк
Подчинение
Командиры
- Сурин, Борис Николаевич, майор по 22.06.1941, погиб
- Мищенко, Филипп Михайлович, подполковник
Отличившиеся воины полка
Ссылки
Примечания
- ↑ В разных источниках содержатся разные данные, есть утверждения о том, что 30 самолётов были сбиты всей 10-й смешанной дивизией, также о том, что они были сбиты дивизией вместе с зенитной артиллерией округа.
- ↑ Глава 5 Архивная копия от 16 апреля 2010 на Wayback Machine Архивировано 16 апреля 2010 года.
- ↑ «Правда», 22 июня 1966 г.
- ↑ «Правда» 12 апреля 1981
- ↑ «Неделя» № 15.1986
- ↑ Архив за 25.02.2010 — «Независимая Молдова» Архивная копия от 8 сентября 2010 на Wayback Machine Архивировано 8 сентября 2010 года.
- ↑ Донесение о боевом составе ВВС Ленинградского фронта на 24-00 12 декабря 1941 года
27-й гвардейский истребительный авиационный Выборгский полк — воинская часть вооружённых сил ПВО СССР в Великой Отечественной войне.
6-й истребительный авиационный корпус ПВО6-й истребительный авиационный корпус ПВО (6-й иак ПВО) — соединение авиации ПВО СССР, принимавшее участие в боевых действиях Великой Отечественной войны, выполнявшее задачи противовоздушной обороны.
Ладожский бригадный район ПВОЛадожский бригадный район ПВО (также может встречаться название Осиновецкий бригадный район ПВО) — воинское соединение вооружённых сил СССР во время Великой Отечественной войны.
Харитонов, Василий НиколаевичВасилий Николаевич Харитонов (28 февраля 1922 — 27 апреля 2002) — участник Великой Отечественной войны,
командир звена 123-го истребительного авиационного полка 7-го истребительного авиационного корпуса ПВО, Герой Советского Союза.
howlingpixel.com
123-й истребительный авиационный полк ПВО
123-й истребительный авиационный полк — воинская часть вооружённых сил СССР в Великой Отечественной войне.
История
Полк формировался с 1 марта по 25 марта 1940 года на аэродроме Балбасово в 15 километрах юго-западнее Орши, на базе лётного состава 32-го, 33-го и 41-го истребительных авиационных полков. В период с 5 по 25 мая 1940 года на базе полка формировался 129-й истребительный авиационный полк на самолетах И-153.
На 22 июня 1941 года базировался на аэродромах Именин, Стригово, одна эскадрилья базировалась на площадках Брест и Лышицы. Был вооружён 61 самолётом И-153 при 71 лётчике. 19 июня 1941 года в полку были собраны 20 самолётов Як-1, однако личный состав не успел переобучиться; кроме того для самолётов не было топлива.
В составе действующей армии во время Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 по 1 июля 1941 и с 14 июля 1941 по 22 ноября 1942 года.
Принимает участие в боевых действиях с первого дня войны, вёл ожесточенные воздушные бои в районе Бреста, отчитался об уничтожении или повреждении 20 самолётов противника за один день (по другим данным, 30)[1]. Один только П. Н. Калабушкин по советским данным в трёх вылетах уничтожил 5 самолётов.[2][3][4],[5], К исходу дня аэродром Стригово был занят противником, и остатки полка в количестве 15 исправных машин (много самолётов полка было уничтожено дневным, пятым по счёту налётом люфтваффе) перебазировались на площадки близ Пинска. По иным данным, 15 самолётов — это сводный отряд истребителей оставшихся от всех полков дивизии.[6] До конца июня 1941 года остатки полка вели бои в районах Кобрина, Бреста, Пинска, Бобруйска.
Действия полка в первые дни войны были оценены будущим маршалом авиации Н. С. Скрипко как следующие:
Высокой организованностью и тактической грамотностью отличались боевые действия 123-го истребительного авиаполка этого соединения.
1 июля 1941 года лётный состав отбыл на аэродром Монино в 4-й запасной истребительный полк, где до 13 июля 1941 года переучивался на Як-1, получил самолёты и перелетел к месту базирования на аэродром Набережная.
28 июля — 29 июля 1941 года полк переведён на аэродром Едрово для защиты крупного железнодорожного узла Бологое и вошёл в состав 7 иак ПВО Ленинграда. Находился в оперативном подчинении командующего Ладожским районом ПВО. В октябре 1941 года некоторое время переформировывался в Череповце, где получил получил 6 МиГ-3. Задачей полка с 17 октября 1941 года было прикрытие объектов на западном берегу Ладожского озера и западного участка ледовой трассы до острова Зеленец.
Из приказа Военного совета Ленинградского фронта от 17 октября 1941 года
На 123-й иап и 13-й иап возложена задача первостепенной государственной важности: обеспечить безопасность людей и грузов в пути и пристаней от воздушных налётов вражеской авиации… Задача заключается в том, чтобы весь лётный состав принял ту ответственность, которая лежит на нём за охрану единственного пути, по которому происходит сообщение Ленинграда со всей остальной страной.
Действовал в течение 1941-1942 годов не только над Ладожским озером, также в районах Сиверская, Ваганово, Осиновец, Пушкин, Урицк, Павлово, Шлиссельбург. На 12 декабря 1941 года базируется в Углово, имея в наличии 5 Як-1 (2 неисправных), 13 И-16 (6 неисправных) и 21 лётчика [7]
Один из воздушных боёв из истории полка
В воздушных боях, проведенных при выполнении прикрытия ж.-д. узла Бологое, летчики группы уничтожили 19 немецких самолетов, свои потери при этом — 7 самолетов. Только 30 июля группа летчиков — лейтенанты Жидов, Рябцев, Сахно, Грозный, Фунтусов и др. — при отражении штурмового налёта на аэродром базирования сбила 4 самолета «Ме-110» и один самолет «Хе-111». В момент налёта 18 «Ме-110» на аэродром Едрово в самолетах дежурило звено лейтенанта Рябцева с летчиками Калабушкиным и Фунтусовым. Получив сигнал «Воздух!», дежурное звено моментально взлетело и с ходу в лоб врезалось в группу фашистских штурмовиков, с первой же атаки заставив их перейти в круговую оборону. Тем временем успела взлететь и подойти пятёрка лейтенанта Жидова, и, соединившись со звеном Рябцева, группа завязала ожесточенный бой. Фашистским стервятникам некогда было и думать о штурмовке аэродрома. Они не успевали отражать крепкие удары наших славных истребителей и заполнять свои ряды, заметно редевшие от падавших и горевших «Ме-110». Отважная восьмерка мастерски провела этот воздушный бой, завершив его блестящей победой: 4 «Ме-110» и 1 «Хе-111″ нашли себе могилу в районе Едрово. Наши потери — только один самолет, летчик которого спасся с парашютом».
22 ноября 1942 года Приказом Народного комиссара обороны СССР № 374 преобразован в 27-й гвардейский истребительный авиационный полк ПВО
Полное наименование
- 123-й истребительный авиационный полк
Подчинение
Командиры
Информация о командирах этого воинского формирования с большой степенью вероятности является неполной. Вы можете помочь проекту, дополнив её и убрав после этого данный шаблон. |
- Сурин, Борис Николаевич, майор по 22.06.1941, погиб
- Мищенко, Филипп Михайлович, подполковник
Отличившиеся воины полка
Ссылки
Примечания
wiki.sc
123-й истребительный авиационный полк Википедия
123-й истребительный авиационный полк — воинская часть вооружённых сил СССР в Великой Отечественной войне.
История
Полк формировался с 1 марта по 25 марта 1940 года на аэродроме Болбасово в 15 километрах юго-западнее Орши, на базе лётного состава 32-го, 33-го и 41-го истребительных авиационных полков. В период с 5 по 25 мая 1940 года на базе полка формировался 129-й истребительный авиационный полк на самолётах И-153.
На 22 июня 1941 года базировался на аэродромах Именин, Стригово, одна эскадрилья базировалась на площадках Брест и Лышицы. Был вооружён 61 самолётом И-153 при 71 лётчике. 19 июня 1941 года в полку были собраны 20 самолётов Як-1, однако личный состав не успел переобучиться; кроме того для самолётов не было топлива.
В составе действующей армии во время Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 по 1 июля 1941 и с 14 июля 1941 по 22 ноября 1942 года.
Принимает участие в боевых действиях с первого дня войны, вёл ожесточённые воздушные бои в районе Бреста, отчитался об уничтожении или повреждении 20 самолётов противника за один день (по другим данным, 30)[1]. Один только П. Н. Калабушкин по советским данным в трёх вылетах уничтожил 5 самолётов.[2][3][4],[5], К исходу дня аэродром Стригово был занят противником, и остатки полка в количестве 15 исправных машин (много самолётов полка было уничтожено дневным, пятым по счёту налётом люфтваффе) перебазировались на площадки близ Пинска. По иным данным, 15 самолётов — это сводный отряд истребителей оставшихся от всех полков дивизии.[6] До конца июня 1941 года остатки полка вели бои в районах Кобрина, Бреста, Пинска, Бобруйска.
Действия полка в первые дни войны были оценены будущим маршалом авиации Н. С. Скрипко как следующие:
Высокой организованностью и тактической грамотностью отличались боевые действия 123-го истребительного авиаполка этого соединения.
1 июля 1941 года лётный состав отбыл на аэродром Монино в 4-й запасной истребительный полк, где до 13 июля 1941 года переучивался на Як-1, получил самолёты и перелетел к месту базирования на аэродром Набережная.
28 июля — 29 июля 1941 года полк переведён на аэродром Едрово для защиты крупного железнодорожного узла Бологое и вошёл в состав 7 иак ПВО Ленинграда. Находился в оперативном подчинении командующего Ладожским районом ПВО. В октябре 1941 года некоторое время переформировывался в Череповце, где получил 6 МиГ-3. Задачей полка с 17 октября 1941 года было прикрытие объектов на западном берегу Ладожского озера и западного участка ледовой трассы до острова Зеленец.
Из приказа Военного совета Ленинградского фронта от 17 октября 1941 года
На 123-й иап и 13-й иап возложена задача первостепенной государственной важности: обеспечить безопасность людей и грузов в пути и пристаней от воздушных налётов вражеской авиации… Задача заключается в том, чтобы весь лётный состав принял ту ответственность, которая лежит на нём за охрану единственного пути, по которому происходит сообщение Ленинграда со всей остальной страной.
Действовал в течение 1941—1942 годов не только над Ладожским озером, также в районах Сиверская, Ваганово, Осиновец, Пушкин, Урицк, Павлово, Шлиссельбург. На 12 декабря 1941 года базируется в Углово, имея в наличии 5 Як-1 (2 неисправных), 13 И-16 (6 неисправных) и 21 лётчика[7]
Один из воздушных боёв из истории полка
В воздушных боях, проведенных при выполнении прикрытия ж.-д. узла Бологое, летчики группы уничтожили 19 немецких самолетов, свои потери при этом — 7 самолетов. Только 30 июля группа летчиков — лейтенанты Жидов, Рябцев, Сахно, Грозный, Фунтусов и др. — при отражении штурмового налёта на аэродром базирования сбила 4 самолета «Ме-110» и один самолёт «Хе-111». В момент налёта 18 «Ме-110» на аэродром Едрово в самолётах дежурило звено лейтенанта Рябцева с лётчиками Калабушкиным и Фунтусовым. Получив сигнал «Воздух!», дежурное звено моментально взлетело и с ходу в лоб врезалось в группу фашистских штурмовиков, с первой же атаки заставив их перейти в круговую оборону. Тем временем успела взлететь и подойти пятёрка лейтенанта Жидова, и, соединившись со звеном Рябцева, группа завязала ожесточённый бой. Фашистским стервятникам некогда было и думать о штурмовке аэродрома. Они не успевали отражать крепкие удары наших славных истребителей и заполнять свои ряды, заметно редевшие от падавших и горевших «Ме-110». Отважная восьмёрка мастерски провела этот воздушный бой, завершив его блестящей победой: 4 «Ме-110» и 1 «Хе-111» нашли себе могилу в районе Едрово. Наши потери — только один самолёт, лётчик которого спасся с парашютом».
22 ноября 1942 года Приказом Народного комиссара обороны СССР № 374 преобразован в 27-й гвардейский истребительный авиационный полк ПВО
Полное наименование
- 123-й истребительный авиационный полк
Подчинение
Командиры
Информация о командирах этого воинского формирования с большой степенью вероятности является неполной. Вы можете помочь проекту, дополнив её и убрав после этого данный шаблон. |
- Сурин, Борис Николаевич, майор по 22.06.1941, погиб
- Мищенко, Филипп Михайлович, подполковник
Отличившиеся воины полка
Ссылки
Примечания
wikiredia.ru
123-й истребительный авиационный полк ПВО — WiKi
Полк формировался с 1 марта по 25 марта 1940 года на аэродроме Болбасово в 15 километрах юго-западнее Орши, на базе лётного состава 32-го, 33-го и 41-го истребительных авиационных полков. В период с 5 по 25 мая 1940 года на базе полка формировался 129-й истребительный авиационный полк на самолётах И-153.
На 22 июня 1941 года базировался на аэродромах Именин, Стригово, одна эскадрилья базировалась на площадках Брест и Лышицы. Был вооружён 61 самолётом И-153 при 71 лётчике. 19 июня 1941 года в полку были собраны 20 самолётов Як-1, однако личный состав не успел переобучиться; кроме того для самолётов не было топлива.
В составе действующей армии во время Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 по 1 июля 1941 и с 14 июля 1941 по 22 ноября 1942 года.
Принимает участие в боевых действиях с первого дня войны, вёл ожесточённые воздушные бои в районе Бреста, отчитался об уничтожении или повреждении 20 самолётов противника за один день (по другим данным, 30)[1]. Один только П. Н. Калабушкин по советским данным в трёх вылетах уничтожил 5 самолётов.[2][3][4],[5], К исходу дня аэродром Стригово был занят противником, и остатки полка в количестве 15 исправных машин (много самолётов полка было уничтожено дневным, пятым по счёту налётом люфтваффе) перебазировались на площадки близ Пинска. По иным данным, 15 самолётов — это сводный отряд истребителей оставшихся от всех полков дивизии.[6] До конца июня 1941 года остатки полка вели бои в районах Кобрина, Бреста, Пинска, Бобруйска.
Действия полка в первые дни войны были оценены будущим маршалом авиации Н. С. Скрипко как следующие:
Высокой организованностью и тактической грамотностью отличались боевые действия 123-го истребительного авиаполка этого соединения.
1 июля 1941 года лётный состав отбыл на аэродром Монино в 4-й запасной истребительный полк, где до 13 июля 1941 года переучивался на Як-1, получил самолёты и перелетел к месту базирования на аэродром Набережная.
28 июля — 29 июля 1941 года полк переведён на аэродром Едрово для защиты крупного железнодорожного узла Бологое и вошёл в состав 7 иак ПВО Ленинграда. Находился в оперативном подчинении командующего Ладожским районом ПВО. В октябре 1941 года некоторое время переформировывался в Череповце, где получил 6 МиГ-3. Задачей полка с 17 октября 1941 года было прикрытие объектов на западном берегу Ладожского озера и западного участка ледовой трассы до острова Зеленец.
Из приказа Военного совета Ленинградского фронта от 17 октября 1941 года
На 123-й иап и 13-й иап возложена задача первостепенной государственной важности: обеспечить безопасность людей и грузов в пути и пристаней от воздушных налётов вражеской авиации… Задача заключается в том, чтобы весь лётный состав принял ту ответственность, которая лежит на нём за охрану единственного пути, по которому происходит сообщение Ленинграда со всей остальной страной.
Действовал в течение 1941—1942 годов не только над Ладожским озером, также в районах Сиверская, Ваганово, Осиновец, Пушкин, Урицк, Павлово, Шлиссельбург. На 12 декабря 1941 года базируется в Углово, имея в наличии 5 Як-1 (2 неисправных), 13 И-16 (6 неисправных) и 21 лётчика[7]
Один из воздушных боёв из истории полка
В воздушных боях, проведенных при выполнении прикрытия ж.-д. узла Бологое, летчики группы уничтожили 19 немецких самолетов, свои потери при этом — 7 самолетов. Только 30 июля группа летчиков — лейтенанты Жидов, Рябцев, Сахно, Грозный, Фунтусов и др. — при отражении штурмового налёта на аэродром базирования сбила 4 самолета «Ме-110» и один самолёт «Хе-111». В момент налёта 18 «Ме-110» на аэродром Едрово в самолётах дежурило звено лейтенанта Рябцева с лётчиками Калабушкиным и Фунтусовым. Получив сигнал «Воздух!», дежурное звено моментально взлетело и с ходу в лоб врезалось в группу фашистских штурмовиков, с первой же атаки заставив их перейти в круговую оборону. Тем временем успела взлететь и подойти пятёрка лейтенанта Жидова, и, соединившись со звеном Рябцева, группа завязала ожесточённый бой. Фашистским стервятникам некогда было и думать о штурмовке аэродрома. Они не успевали отражать крепкие удары наших славных истребителей и заполнять свои ряды, заметно редевшие от падавших и горевших «Ме-110». Отважная восьмёрка мастерски провела этот воздушный бой, завершив его блестящей победой: 4 «Ме-110» и 1 «Хе-111» нашли себе могилу в районе Едрово. Наши потери — только один самолёт, лётчик которого спасся с парашютом».
22 ноября 1942 года Приказом Народного комиссара обороны СССР № 374 преобразован в 27-й гвардейский истребительный авиационный полк ПВО
ru-wiki.org