Пассажирский самолет Ан-24. История и характеристики

27 июня 2019, 08:06

Аварийная посадка Ан-24 в Бурятии

ТАСС-ДОСЬЕ. 27 июня 2019 года в аэропорту Нижнеангарска (Бурятия) при посадке выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы, врезался в очистные сооружения и загорелся пассажирский самолет Ан-24РВ авиакомпании «Ангара», следовавший рейсом из Улан-Удэ. Погибли два члена экипажа из находившихся на борту 47 человек, еще четверо — госпитализированы.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об этом типе самолетов.

Ан-24 (по кодификации НАТО — Coke) — турбовинтовой многоцелевой самолет для авиалиний малой и средней протяженности. Разработан во второй половине 1950-х годов в опытно-конструкторском бюро 473 (позднее — ОКБ Антонова, ныне — государственное предприятие «Антонов», Киев, Украина). Первый полет совершил 20 октября 1959 года. Серийное производство было развернуто в 1962 году. Первый регулярный рейс Ан-24 совершил 31 октября 1962 года по маршруту Киев — Херсон.

Производство и модификации

Всего в 1962-1979 годах было выпущено 1 367 Ан-24 и их модификаций. Из них 1 028 единиц — на Киевском авиационном заводе (ныне — в составе компании «Антонов»). Также самолет выпускался на авиазаводах в Улан-Удэ (174 единицы) и Иркутске (165).

Помимо базовой версии на 32 пассажира существует несколько десятков модификаций Ан-24. Среди них версии с увеличенной вместимостью и дальностью Ан-24А, Ан-24Б, Ан-24РВ, экспортный вариант Ан-24В, военно-транспортные Ан-24Т, а также различные специализированные модификации: для ледовой разведки Ан-24ЛР, радиоретрансляторы Ан-24РТ. На базе Ан-24 создано семейство военно-транспортных самолетов Ан-26 и разработанных на его основе Ан-32 и Ан-132.

В 1966 году лицензия на производство Ан-24 была продана КНР, где этот самолет выпускался в 1970-2000 годах  под названием Xian Y-7. С 2000 года Китай выпускает глубоко модернизированную версию Ан-24 под маркой Xian MA60.

Эксплуатация

В советское время Ан-24 был одной из наиболее распространенных моделей в парке «Аэрофлота». В настоящее время выводится из эксплуатации, летают не более 80 Ан-24 разных версий. Основные эксплуатанты — Utair (17 самолетов Ан-24РВ), «Ангара» (8 самолетов Ан-24Б и Ан-24РВ с учетом сгоревшего 27 июня) и «Ираэро» (8 самолетов Ан-24РВ). Также эксплуатируется на Украине, в Сомали.

Конструкция

Ан-24 сконструирован по схеме свободнонесущего моноплана с высоким расположением прямого крыла, традиционным хвостовым оперением с дополнительным подфюзеляжным килем. Имеет трехопорное шасси с передней стойкой. Силовая установка встроена в крыло, включает в себя два турбовинтовых двигателя АИ-24 разработки ЗМКБ «Прогресс» им А. Ивченко, производства завода «Моторостроитель» в Запорожье (ныне — «Мотор Сич», Украина).

Летно-технические характеристики (для версии Ан-24РВ)

— Длина самолета — 23,53 м;

— размах крыла — 29,2 м;

— высота — 8,32 м;

— масса пустого — 13,4 т;

— максимальная взлетная масса — 21,8 т;

— максимальная скорость — 460 км/ч;

— практическая дальность — 1 850 км;

— практический потолок — 7,7 км;

— экипаж — 3 человека;

— пассажировместимость — 52 человека;

Может садиться на небольшие грунтовые аэродромы длиной ВПП от 600 м.

Потерпевший катастрофу самолет

27 июня 2019 года в Нижнеангарске выкатился и сгорел Ан-24РВ (регистрационный номер RA-47366, серийный 108-04). Он был изготовлен в Киеве, первый полет совершил в сентябре 1977 года. В эксплуатации находился 40 лет в 1978-1993 годах, летал в составе Хабаровского, затем — Сахалинского авиаотрядов Дальневосточного управления гражданской авиации («Аэрофлот») под регистрационным номером СССР-47366. Около 14 лет использовался как облетчик радиотехнических средств посадки, затем был переделан обратно в пассажирский.

В 1993-2013 годах состоял в парке авиакомпании «Сахалинские авиатрассы». В 2013-2015 годах в Иркутске были проведены работы по продлению ресурсов и сроков службы воздушного судна. С 2015 года — в парке авиакомпании «Ангара». Сертификат летной годности самолета заканчивался 28 июля 2019 года. 

Теги:

РоссияАварийная посадка Ан-24 в Бурятии

АН-24 — пассажирский самолет

Rodion Kuznetsov | Airliners. net

Ан-24 — советский турбовинтовой двухдвигательный региональный самолет, способный взять на борт до 52 пассажиров и перевезти их на расстояние до 2,820 км. Выпускался в СССР с 1962 по 1979 год. Всего было выпущено 1,367 самолетов.

Первый полет Ан-24 совершил 20 октября 1959 года. Коммерческая эксплуатация самолета началась 31 октября 1962 года в авиакомпании Аэрофлот.

В советское время, АН-24 был одним из самых востребованных самолетов и обеспечивал треть пассажирооборота в стране. Причина высокого спроса на лайнер заключалась в его возможности совершать посадку на небольшие неподготовленные аэродромы и грунт в труднодоступных районах СССР.

Ан-24 оборудован двумя турбовинтовыми двигателями АИ-24 мощностью 2,550 л.с каждый. Диаметр винтов 3,9 м. Максимальный взлетный вес Ан-24 — 22,500 кг. Длина самолета — 23,53 м. Размах крыла — 29,20 м.

По сегодняшним меркам, пассажирский салон АН-24 небольшой (2,9 м в ширину) и довольно шумный. Тем не менее, он оборудован туалетом, кухней и багажным отсеком. Пассажирские кресла в салоне расположены по схеме 2+2.

История создания Ан-24

Разработка нового двухдвигательного пассажирского самолёта Ан-24, предназначенного для эксплуатации на региональных маршрутах, началась в ГСОКБ-473 имени О. К. Антонова в 1958 году в соответствии с постановлением СМ СССР № 1417-656 от 18 декабря 1957 года. Согласно заданию, самолёт должен был перевозить пассажиров с эквивалентной нагрузкой 4,000 кг на расстояние до 2,600 км с крейсерской скоростью 450 км/ч. Предусматривалось применение двигателей АИ-24.

Выполненный по традиционной для Антонова высокопланной схеме, Ан-24 получил фюзеляж диаметром 2,9 м, что позволяло разместить в ряду по 4 пассажирских кресла. На выбор компоновки Ан-24 оказал влияние нидерландский региональный пассажирский самолет Fokker F27, который совершил первый полет 24 ноября 1955 года.

Средний расчётный технический ресурс на одну машину на этапе ввода самолёта в эксплуатацию оценивался О. К. Антоновым в 30,000 лётных часов, соответственно срок службы самолёта в условиях мирного времени оценивался им в 10—15 лет эксплуатации.

Первый полёт Ан-24 совершил 20 октября 1959 года, за его штурвалом находился экипаж лётчика-испытателя Г. И. Лысенко. В 1961 году проходили заводские и государственные испытания. Серийное производство самолёта началось в начале 1962 года на заводе № 473 в Киеве. В сентябре 1962 года состоялся первый технический рейс с пассажирами. 31 октября 1962 года началась эксплуатация самолёта на трассе Киев — Херсон.

Первоначально в состав экипажа Ан-24 входили только два пилота, что практически сразу создало проблему в подразделениях Аэрофлота, т.к. там появились «лишние» люди, что в социалистических условиях считалось совершенно неприемлемым. В результате линейные экипажи часто продолжали летать с бортмехаником, а то и штурманом, хотя кабина ранних Ан-24 для этого не была приспособлена. Не удивительно, что от ГВФ поступали требования увеличить экипаж сначала до трех, потом четырех, а далее и пяти человек. Аргументация была незамысловатой — с целью снижения нагрузки на экипаж. Надо отметить, что в силовые ведомства самолеты изначально шли с пятью членами экипажа.

В 1964 году была представлена модификация Ан-24А с увеличенным максимальным взлетным весом до 20,000 кг, при этом взлетно-посадочные характеристики самолета были ухудшены. Но зато за счет увеличения запаса топлива дальность полета Ан-24А с грузом 4,000 кг удалось увеличить в 2 раза. Всего в модификации Ан-24А было построено 200 самолетов. Позднее часть машин доработали до стандарта Ан-24Б. При этом на борту, как правило, оставалось обозначение Ан-24.

В 1965 году началась эксплуатация еще одной версии — Ан-24Б, которая в итоге стала самой массовой (изготовлено 400 самолётов). Ан-24Б был оснащен двигателями АИ-24 2-й серии (с впрыском воды) мощностью по 2550 л.с. каждый. Максимальный взлетный вес самолета был увеличен до 21,000 кг. Ан-24Б мог взять на борт до 48-50 пассажиров. Также существовали другие варианты внутренней компоновки, например на 40 и 44 человека. В салоне старые багажные полки «автобусного» типа заменили современными, со встроенными над каждым пассажирским местом индивидуальными вентиляцией, освещением и кнопкой вызова бортпроводника.

Также, было добавлено по одному иллюминатору с каждой стороны. За счет установки дополнительных топливных баков, общую емкость топливной системы довели до 6,180 л. Внутренние закрылки стали однощелевыми, их площадь была увеличена, что привело к увеличению площади крыла на 2,5 м2 . В Киеве производство Ан-24Б начали с самолета No. 22-01. В 1965 году к выпуску Ан-24 подключили авиазавод No. 99 в Улан-Удэ, который начал производство Ан-24Б. С 1969 года самолеты начали комплектовать двигателями АИ-24Т 2-й серии мощностью по 2820 э.л.с.

Фото: Artem Nemchinov | Airliners.net

Ан-24Б можно было переоборудовать в грузовой (мог взять на борт до 5,4 т груза) или грузо-пассажирский варианты (20, 32 и 38 кресел) плюс грузовой отсек.

Некоторые Ан-24Б построили в варианте «салон». Кроме Аэрофлота, Ан-24Б поставляли, также, различным ведомствам СССР.

Со временем Ан-24А и Ан-24Б дорабатывали на АРЗ. Например, на ранних модификациях самолета меняли центропланы, после чего с 1971 года их стали допускать к полетам со взлетной массой до 21,800 кг.

Летом 1966 года, на Ан-24Б (бортовой номер СССР-46521) вместо ТГ-16 установили турбореактивный двигатель РУ-19А-300 тягой 800 кгс, который предназначался для использования на взлете или в случае отказа одного маршевого двигателя. Это позволило улучшить ВПХ самолета, а также увеличить максимальную взлетную массу до 21,800 кг. В серии машина получила обозначение Ан-24РВ. Она была рассчитана на перевозку 48 или 52 пассажиров. Ряд Ан-24РВ выпустили в варианте «салон».

Все Ан-24РВ строили в Киеве. Первый серийный такой самолет (СССР-47291, No. 66-01) собрали в ноябре 1970 года, а в общей сложности выпустили 397 экземпляров. Сначала Ан-24РВ строили параллельно с Ан-24Б. В дальнейшем ряд Ан-24Б доработали до стандарта Ан-24РВ. Почти все Ан-24РВ попали к гражданским эксплуатантам, но несколько были поставлены в ВВС СССР.

Транспортный вариант самолета получил обозначение Ан-24Т (Ан-34). Опытную машину переделали из Ан-24 (сер. No. 00-03). Для погрузки-выгрузки решили использовать исходные входную и багажную двери, расположенные с обоих бортов хвостовой части фюзеляжа, а также увеличенный грузолюк по правому борту передней части (габариты 1,4х 1,8 м). Вместо пассажирского салона организовали грузовую кабину с усиленным фанерным полом. Самолет был способен перевозить до 4 т груза, вмещал 37 солдат или 33 десантника, или 24 раненых. Его перекрасили в серый цвет и нанесли бортовой номер 93. Заводские испытания начались 4 сентября 1961 года и продолжались до января 1962 года. Хотя по их результатам было выдано положительное заключение, командование ВТА высказало целый ряд замечаний, в том числе указав на невозможность использовать машину для воздушного десантирования, малые габариты грузолюка, малую дальность полета (перегоночная — 1,900 км).

Учитывая это, ОКБ доработало проект, после чего на опытном производстве фирмы был переделан серийный Ан-24 No. 06-02. Теперь самолет получил хвостовой грузовой люк размером 1,3×2,7 м и новый усиленный пол грузовой кабины. Его оснастили транспортером П-149, а также погрузочным устройством. 16 ноября 1965 года экипаж летчика-испытателя Ю.Н. Кетова поднял машину в воздух. 12 февраля следующего года ее заводские испытания завершились, а 16 июня начались Государственные, продлившиеся до 10 ноября. Самолет получил рекомендацию для серийного производства, при этом был отмечен ряд недостатков, которые не носили принципиальный характер и могли быть устранены уже при массовом выпуске. В частности, перегоночная дальность составила 2,565 км, что почти на 350 км было меньше заданной.

Выпуск машины развернули на иркутском авиазаводе No. 39. В январе 1966 года там взлетел первый серийный Ан-24Т, а всего до 1971 года было построено 103 самолета данной версии. Они отличались внешне уменьшенным количеством иллюминаторов (по 4 на каждом борту) и отсутствием входной двери по левому борту. Самолеты оснащались двигателями АИ-24ВТ мощностью по 2820 э.л.с., РЛС ПСБН-3 «Эмблема», прицелом НКПБ-7 или ОПБ-1. Кроме десантирования грузов и парашютистов, с AH-24T можно было выполнять и бомбометания калибром до 500 кг. Для их подвески служили по два внешних узла с каждого борта.

Все Ан-24Т использовали либо в силовых ведомствах, либо в авиации МАП. Один из них (СССР-46820) кратковременно был приписан к Московскому управлению специального применения и местных воздушных линий на время участия в авиасалоне в Ле Бурже в 1967 году.

В 1968 году начались поставки Ан-24Т на экспорт (в некоторых публикациях эти самолеты обозначают Ан-24ТВ). До 1970 года в Румынию, Конго, Ирак и Судан поставили 17 таких машин.

Ан-24РТ — транспортный самолет, оснащенный по аналогии с Ан-24РВ дополнительным двигателем РУ19А-300. Его взлетную массу удалось поднять до 22,500 кг. Прототип переделали из Ан-24Т (СССР-46280, сер. No. 01-04). Всего в 1969-71 годах в Иркутске выпустили 62 самолета. Большинство из них поставили ВВС СССР, несколько — в Уральское УГА, еще 8 пошли на экспорт в Румынию, Судан и Болгарию.

Производство Ан-24 завершилось в 1979 году. Всего было выпущено 1,367 самолетов. Также, Ан-24 производился в Китае под названием Xian Y-7.

Модификации Ан-24

Ан-24 — базовая модификация 1962 года.

Ан-24 «Нить» — самолёт для исследований природных ресурсов Земли и Мирового океана. Изготовлен в 1978 году.

Ан-24 «Троянда» — летающая лаборатория для отработки оборудования по поиску подводных лодок.

В 1968 году переоборудован 1 Ан-24Т.

Ан-24А — пассажирская модификация, рассчитанная на 44 места. В 1962 — 1963 годах изготовлено 200 самолётов.

Ан-24АТ — проект военно-транспортного самолёта на базе Ан-24А. Отличался двигателями ТВ2-117ДС с соосными винтами диаметром 4 м.

Ан-24АТ-У — проект самолёта укороченного взлёта и посадки на базе Ан-24АТ (предлагалась установка пороховых ускорителей ПРД-63 и тормозных парашютов).

Ан-24АТ-РД — проект самолёта на базе Ан-24АТ с двумя разгонными двигателями Р27Ф-300.

Ан-24Б — пассажирский вариант с увеличенной до 21 т взлётной массой, рассчитанный на 48—52 мест. Выпускался с 1964 года. Изготовлено 400 самолётов.

Ан-24В — экспортный вариант Ан-24Б. Выпускался с 1964 года.

Ан-24ВСР — вариант самолёта, предназначенный для обучения воздушных стрелков-радистов.

Ан-24Д — проект пассажирского варианта, рассчитанный 60 мест и дальность полёта до 2700 км.

Ан-24К — проект административного (служебного) самолёта, рассчитанный на 16-18 мест.

Ан-24ЛП Лесопожарный — В 1971 году переоборудовано 3 самолёта в модификацию для тушения лесных пожаров.

Ан-24ЛР «Торос» — самолёт ледовой разведки. В 1967 году изготовлено 5 самолётов. Самолет оснащен комплексом для исследования природных ресурсов Земли и Мирового океана, основу которого составляла РЛС бокового обзора с антеннами в двух шестиметровых обтекателях, установленных вдоль фюзеляжа, что обеспечивало просмотр полос местности по обоим бортам шириной 15 или 30 км. Радиолокационное изображение поступало не только на индикатор РЛС в кабине самолета, но и фиксировалось на фотопленке. Было улучшено навигационное оборудование машины, в частности на ней установили курсовую систему ТКС-П, более совершенный секстант СП-1, навигационно-вычислительное устройство НВУ-БТ2, дисплей индикации курса с точностью до десятых долей градуса. Заправка топливом за счет дополнительных баков в крыле составила 5,500 кг. На борту разместили кухню. В экипаж дополнительно включили штурмана-съемщика, оператора комплекса и гидрологов. В общей сложности на борту могло находиться до 12 человек.

Ан-24ПС — поисково-спасательный самолет на базе Ан-24Т. Для ведения визуального поиска три иллюминатора заменили блистерами. Предусматривалось десантирование парашютистов-спасателей, сброс парашютным способом специального снаряжения, продовольствия, медикаментов. Была возможность наружной подвески четырех сбрасываемых контейнеров со специальным оборудованием.

Ан-24ПРТ — вариант Ан-24ПС с упрощённым составом оборудования.

Ан-24Р — самолёт радиоразведки и радиоконтроля.

Ан-24РВ — вариант Ан-24Б (В) с установленной в правой мотогондоле ТВД вспомогательной силовой установкой РУ-19А-300.

Ан-24РР — самолёт-лаборатория для радиационной разведки. В 1967—1968 годах переоборудовано 4 самолёта.

Ан-24РТ — военно-транспортный с дополнительным двигателем РУ-19А-300. В 1969—1971 годах на Иркутском авиазаводе изготовлено 62 самолёта.

Ан-24РТР — самолёт-радиоретранслятор.

Ан-24Т (Ан-34) — военно-транспортный самолёт на базе Ан-24Б (В). Имел большую грузовую дверь в правом борту в передней части фюзеляжа и дверь в левом борту в хвостовой части, грузовой люк в хвосте. Разработан в 1961—1965 годах. Первый полёт 16 ноября 1965 года. В 1967—1971 годах на Иркутском авиазаводе изготовлено 164 самолёта.

Ан-24УШ — учебно-штурманский вариант Ан-24. Отличался 5 рабочими местами штурманов. В 1970 году переоборудованы 7 самолётов. В передней части пассажирского салона находились 5 учебных мест (по два человека на каждом), остальную его часть занимали штатные кресла. На каждом рабочем столе, кроме стандартного набора приборов (указатель скорости, высотомер, вариометр и т.д.), дополнительно могло устанавливаться различное оборудование, в том числе индикатор РЛС. Иллюминаторы возле учебных мест были заменены блистерами.

Ан-24ФК (Ан-30) — фотокартографический вариант (совместная работа ОКБ Бериева и ОКБ Антонова). В 1975 — 1980 годах на Киевском авиационном заводе изготовлено 115 самолётов.

Ан-24ШТ — штабной вариант Ан-24. В 1968 году переоборудовано 36 самолётов.

Ан-26 — военно-транспортный самолёт. Отличается наличием грузовой рампы в задней части фюзеляжа, кран-балки и другого погрузочно-разгрузочного оборудования. В 1968-1986 годах изготовлено 1398 самолётов.

Ан-44 — проект транспортного самолёта. Отличался большой грузовой дверью в левом борту, и Т-образным оперением.

Ан-50 — проект с 4 турбореактивным двигателем АИ-25. Разработан в 1972 году.

Xian Y-7 — китайский вариант Ан-24РВ. Первый полёт 25 декабря 1970 года. В 1984 — 2000 годах изготовлено 70 самолётов.

Показать дешевые авиабилеты

Дальность полета: 2,820 км

Вместимость: 48-52 пассажиров

Схема салона: 2+2

Длина самолета: 23,53 м

Диаметр фюзеляжа: 2,9 м

Размах крыла: 29,20 м

Максимальная скорость: 540 км/ч

Максимальная высота полета: 7,700 м или FL252

Код ICAO: AN24

Календарь низких цен на авиабилеты:

УРГА

Самолет Ан-24 разработан под руководством генерального авиаконструктора КБ Антонова. Ан-24 оснащался двумя турбовинтовыми двигателями типа АИ-24 конструкции А.И. Ивченко, мощностью более 2550 лошадиных сил, четырехлопастным флюгирующим винтом АВ-72 диаметром 3 метра и автоматическим изменением шага. Ан-24 — цельнометаллический свободнонесущий моноплан с высокорасположенным крылом, однокилевым оперением с удлинителем передней кромки киля и трехопорным убирающимся вперед шасси.

Фюзеляж – полумонококовый гермофюзеляж. Фюзеляж содержит кабину пилота, пассажирскую кабину, санитарные помещения (буфет, туалет, вешалка и т. д.) и грузовой отсек. Пассажирская кабина отделена от всех остальных помещений перегородкой. Просторный салон оборудован удобными откидными сиденьями с шагом более 720 миллиметров, содержащими пепельницы и столы для наклона. Первоначальная версия самолета была рассчитана на перевозку 32 пассажиров, вскоре — 50. Кабина пилотов расположена в авангарде после пассажирской кабины. Экипаж состоит из командира, второго пилота, бортинженера и бортпроводника.

Крыло большого удлинения трапециевидной формы имеет размах более 29,2 и общую площадь более 74,9 квадратных метров. В центроплане размещены четыре топливных бака баллонного типа общим объемом более 3950 кг.

Самолет имеет двойное управление. Имеет оригинальную горизонтально расположенную рулевую колонку, что в сочетании с конфигурацией кабины обеспечивает дополнительное удобство для пилотов.

Самолет оснащен пилотажно-радиоаппаратурой, обеспечивающей возможность выполнения полетов в различных метеоусловиях как днем, так и ночью, а также возможность выполнения посадок в условиях плохой видимости.

Ан-24 очень быстро завоевал признание работников гражданской авиации и пассажиров.

Общие характеристики самолета:

Максимальный взлетный вес, кг 21800
Масса пустого самолета, кг 14800
Количество пассажирских мест 48
Дальность полета, км 2000
Практический потолок, м 8400
Крейсерская скорость, км/ч 430
Количество членов экипажа 4+1
Размах крыла, м 29,20
Длина, м 23,53
Высота, м 8,32
Размеры входной двери (ширина/высота), м 0,75/1,40
Размеры грузовой двери (ширина/высота), м 1,20/1,10
Размеры багажной двери (ширина/высота), м 1,41/0,75
Средний расход топлива, кг/час 800

Ан-24 стал одним из самых массовых самолетов Аэрофлота.

 К концу 1970 года Ан-24 уже эксплуатировался более чем на 450 маршрутах. Эксплуатировался во всех климатических зонах России и странах дальнего зарубежья. Ан-24 занимал лидирующие позиции по объемам экспорта среди всех других пассажирских самолетов и поставлялся в 26 стран мира. Ресурс Ан-24 был увеличен до 50 000 летных часов, или 35 000 полетов, что оказалось самым высоким показателем в бывшем СССР.

Генеральный авиаконструктор А.Н. Туполев высоко оценил самолет Ан-24: «Самолет показал свои высокие качества и является современным эталоном самолетов своего класса».

Самолет Ан-24 стал костяком всего семейства самолетов конструкции КБ Антонова.

Как Антонов модифицировал Ан-24 для создания специализированного картографического самолета

Автор Джастин Хейворд

Популярный региональный турбовинтовой самолет был модифицирован с изменением фюзеляжа для включения картографического и геодезического оборудования.

Фото: Гетти Изображений

Антонов Ан-24 был одним из самых успешных самолетов советского производителя. В 1960-х и 1970-х годах было построено более 1200 самолетов. Он также был модифицирован в несколько конкретных вариантов с меньшими производственными партиями. Это включает в себя Антонов Ан-30, который был построен специально для аэрофотосъемки и картографии. Всего построено 126 самолетов Ан-30, в 2022 году в эксплуатации останется около 30.

Антонов Ан-24

Ан-24 был разработан как новый двухмоторный турбовинтовой самолет в конце 19 века.50-е годы. Предполагалось заменить двухпоршневой самолет Ильюшина Ил-14 двигателями улучшенной, надежной и повышенной грузоподъемности. Было построено более 1300 таких поршневых самолетов, которые эксплуатировались многими авиакомпаниями и военными в Советском Союзе и других странах.

Ан-24 используется многими региональными авиакомпаниями. Фото: Геннадий Мисько через Wikimedia

В качестве регионального пассажирского самолета Антонов Ан-24 имеет типичную вместимость 50 пассажиров и дальность полета около 2400 километров. Всего было построено 1267 самолетов, которые служили во многих авиакомпаниях и в военных целях. По состоянию на август 2022 г. 94 самолета остаются в эксплуатации у авиакомпаний (включая «Аэрофлот», российскую авиакомпанию «ИрАэро» и «Эйр Корио»), а также в военном и грузовом использовании (по данным ATDB.aero).

Разработка Ан-30

Для удовлетворения специализированных потребностей нескольких эксплуатантов Антонов изготовил несколько конструктивно модифицированных версий Ан-24. Сюда входили Ан-26 с модифицированным интерьером для военного транспорта и убирающейся задней грузовой рампой, Антонов Ан-32 с переделанными более высокими двигателями для удаленных полос и плохой погоды и Ан-30 для аэрокартографии.

Ан-32 был еще одной модификацией с высокорасположенным крылом и двигателями. Фото: авторское лево через Викимедиа

Ан-30 имеет наибольшее количество конструктивных изменений основного фюзеляжа. Он сохраняет те же двигатели, крыло и авионику.

Внесено несколько основных изменений в фюзеляж и корпус:

  • Передняя часть и носовая часть заменены новыми секциями с прозрачными панелями для камер и другого оборудования. С этого участка также убрали радиолокационное оборудование и освободили место для работы штурмана.
  • Кабину подняли выше над фюзеляжем, что придало самолету характерный «горб». Это должно было освободить место для нового навигационного оборудования, необходимого для картографических работ.
  • Добавлены окна камеры по длине фюзеляжа. Это позволит устанавливать камеры вертикально и под косыми углами.

Вблизи хорошо видно модификацию. Фото: Алекс Бельтюков через Wikimedia

Ан-30 в строю

Первый прототип самолета был разработан в середине 1960-х годов, первоначально как вариант Ан-24, известный как Ан-24ФК. Первый полет он совершил в августе 1967 года, а после сертификации в 1970 году был переименован в Антонов Ан-30.

Производство проходило на заводе Антонова в Киеве. Всего с 1971 по 1980 год было построено 126 самолетов. Многие из них использовались в Советском Союзе, но некоторые отправились в другие страны, включая Афганистан, Болгарию, Китай, Кубу, Казахстан, Монголию и Вьетнам.