Голиаф (радиостанция) — Howling Pixel

«Голиаф» — передающая радиостанция диапазона сверхдлинных волн, обеспечивающая радиосвязь с подводными лодками на расстоянии до 4000 километров[1].

Радиостанция интересна своей историей[2] (трофей СССР во Второй мировой войне, используемый ВМФ России и в нынешнее время) и выдающейся конструкцией радиопередатчика и антенны, благодаря которым и получила своё название. «Голиаф» располагается в Кстовском районе Нижегородской области у посёлка Дружный, изначально созданного для военных, обслуживающих эту радиостанцию.

История

Радиостанция «Голиаф» (нем. Goliath) изначально была построена в Германии у города Кальбе в 1943 году, главный конструктор Фритц Гутцман. Монтаж радиостанции велся фирмами C. Lorenz AG и AEG, строительство велось с использованием труда советских, французских и польских военнопленных — узников ближайших концлагерей. План строительства «Голиафа» имел высшую степень срочности.

«Голиаф» стал первой радиостанцией диапазона сверхдлинных волн мощностью более 1000 кВт и самой мощной радиостанцией того периода в мире. Радиостанция использовалась в интересах Кригсмарине для радиосвязи с германскими подводными лодками из так называемых «волчьих стай» и действовала на частотах 15—25 кГц с основной рабочей частотой 16,55 кГц. Сигнал «Голиафа» принимался в Атлантике подводными лодками в погруженном состоянии, находившимися даже в Карибском море. Кроме того, рассматривалась возможность использования радиостанции в качестве средства радиосвязи с Японией, союзником Германии, дублирующего радиосвязь в диапазоне коротких волн.

В течение всей второй мировой войны «Голиаф» никогда не подвергался налётам англо-американской авиации, хотя иногда бомбардировщики пролетали очень низко над антеннами. Одно из объяснений такого факта основано на том, что «англичане взломали коды германского Кригсмарине и могли читать радиосообщения командиров германских подводных лодок»

[2]. В начале 1945 года радиостанцию захватили американские войска, некоторое время территория использовалась как лагерь для военнопленных, в котором, в частности, содержался генерал Вальтер Венк. При разделе Германии на зоны влияния территория, на которой располагался «Голиаф», отошла к Советскому Союзу. В 1947 году радиостанция была разобрана, а все оставшиеся на старом месте строения разрушены.

Три года трофей хранился на складах связи под Ленинградом, пока в 1949 году не было принято решение о восстановлении радиостанции в пойме реки Кудьмы в Горьковской области. Место установки было выбрано по двум причинам: из-за схожести здешних почв с немецкими, где станция стояла изначально (качество работы зависит от состояния почвы), и из-за достаточной удалённости от границ. Все системы радиостанции были восстановлены за три года, и в декабре 1952 года состоялось первое пробное включение с выходом в эфир (акт приёмки объекта с перечнем необходимых доработок был подписан 27 декабря 1952 года)

[2]. В начале 1960-х годов «Голиаф» был включён в систему наблюдения за космическими аппаратами[3].

С 2001 года радиостанция бездействовала в связи с ремонтом[1]. 30 сентября 2003 года «Голиаф» вновь встал на боевое дежурство[1]. Радиостанция входит в сеть службы точного времени «Бета».

Технические характеристики

Рабочий диапазон частот 15—60 кГц (диапазон длин волн от 20 до 5 км). Мощность радиопередатчика на верхних частотах 1000 кВт[2]. КПД антенны около 90 %[2], ёмкость антенны 0,11 мкФ, сопротивление потерь приблизительно 0,03 Ом, ширина полосы пропускания 20…50 Гц[4]. Общий КПД около 50 %[2].

Антенна

Антенна радиостанции[2][4] представляет собой вариант антенны Александерсена — несимметричную реализацию вертикального шлейф-вибратора с тремя вертикальными элементами-шлейфами (центральными мачтами, называемыми также трубчатыми мачтами), соединенными между собой электрически многопроводной квазигоризонтальной частью («полотном»). Полотно также выполняет функции емкостной нагрузки, а его снижение, выполненное из трех групп проводников в центре конструкции, является активным (четвертым) элементом: снижение подходит к точке возбуждения, располагающейся в центральном антенном павильоне. Излучение антенны создается, прежде всего, центральными мачтами и снижением.

Центральные мачты установлены на изоляторах, их основания соединены с развитой системой заземления через удлинительные индуктивные катушки. Катушки выполнены из литцендрата и намотаны пятью параллельно идущими проводниками диаметром 10 мм каждый. Высота катушек 5 м, диаметром 3,2 м, они расположенные в антенных павильонах у основания центральных мачт. Заземление выполнено из оцинкованных стальных лент сечением 10×2 мм, радиально расходящихся вокруг каждой из центральных мачт и вокруг центрального павильона. Общая длина уложенного в землю провода составляет 350 км.

Для каждой из трех центральных мачт полотно состоит из шести групп проводников, образующих по форме шесть правильных треугольников с длиной стороны 400 м. Конструктивно полотно представляет систему стальных тросов в подвижной алюминиевой оболочке, соединённых между собой муфтами. Полотно поддерживается в натяжении противовесами массой 6900 кг. Центральные мачты представляют собой стальные трубы высотой 210 м, углы полотна закреплены на решётчатых мачтах высотой 170 м, расположенных в вершинах правильных шестиугольников.

Проводники полотна совместно с поддерживающими их центральными мачтами напоминают три гигантских зонта диаметром около 1 км каждый. Подобную конструкцию иногда называют зонтичной антенной (англ. umbrella antenna).

См. также

Примечания

  1. 1 2 3  (недоступная ссылка) Газета «Большая Волга» (недоступная ссылка)
  2. 1 2 3 4 5 6 7 Чурочкин Б. Г. Страницы истории войсковой части 36026.
  3. ↑ «ПРОМЕТЕЙ» СЛУЖИТ РОССИИ. old.redstar.ru. Дата обращения 23 сентября 2017.
  4. 1 2 Марков Г. Т., Сазонов Д. М. Антенны. М.: Энергия, 1975. С. 513—514.

Ссылки

43-й узел связи ВМФ России

43-й узел связи ВМФ России «Вилейка» (радиостанция «Антей», RJH69) — узел связи, обеспечивающий связь на сверхдлинных волнах Главного штаба ВМФ России с атомными подводными лодками, несущими боевое дежурство в районах Атлантического, Индийского и частично Тихого океанов. Также проводит радиотехническую разведку и радиоэлектронную борьбу и работает в интересах других видов Вооруженных Сил и родов войск: РВСН, ВВС, Космических войск и т. д., передавая в эфир сигналы эталонного времени в рамках проекта «Бета». Расположен в Белоруссии, в 10 км к западу от города Вилейка в Минской области. Передатчик радиостанции мощностью 1000 кВт обеспечивает дальность связи на расстоянии более 10 000 км.

Узел связи введён в строй 22 января 1964 года. Общая площадь 650 га. На объекте служат 350 офицеров и мичманов ВМФ России, а также вольнонаёмные граждане Белоруссии, осуществляющие военизированную охрану. Антенный комплекс (около 400 га) состоит из 15 решетчатых опорных мачт высотой 270 м и 3 «круглых» антенных (излучающих) мачт высотой 305 м. Мачты поддерживают антенное полотно зонтичного типа, которое состоит из натянутых тросов массой 900 т. Диаметр «круглых» мачт составляет 2,20 м при толщине металла 2 см. Под каждой мачтой находится антенный павильон с комплексом оборудования, обеспечивающим работу радиостанции. Помещения радиостанции располагаются в фортификационном сооружении и заглублены под землю. Они являются автономными и оборудованы всеми необходимыми системами жизнеобеспечения.

Статус объекта определён российско-белорусским соглашением от 6 января 1995 года, согласно которому узел связи «Вилейка» и радиолокационная станция «Волга» вместе с земельными участками передаются на 25 лет России в безвозмездное пользование.

Сверхдлинные волны

Сверхдлинные волны — радиоволны с длиной волны свыше 10 км. Они легко огибают Землю, слабо поглощаются земной поверхностью, проникают вглубь морской воды, хорошо отражаются от ионосферы.

На других языках

This page is based on a Wikipedia article written by authors (here).
Text is available under the CC BY-SA 3.0 license; additional terms may apply.
Images, videos and audio are available under their respective licenses.

howlingpixel.com

Голиаф (радиостанция) — Википедия

«Голиаф» — передающая радиостанция диапазона сверхдлинных волн, обеспечивающая радиосвязь с подводными лодками на расстоянии до 4000 километров[1].

Радиостанция интересна своей историей[2] (трофей СССР во Второй мировой войне, используемый ВМФ России и в нынешнее время) и выдающейся конструкцией радиопередатчика и антенны, благодаря которым и получила своё название. «Голиаф» располагается в Кстовском районе Нижегородской области у посёлка Дружный, изначально созданного для военных, обслуживающих эту радиостанцию.

История

Радиостанция «Голиаф» (нем.

Goliath) изначально была построена в Германии у города Кальбе в 1943 году, главный конструктор Фритц Гутцман. Монтаж радиостанции велся фирмами C. Lorenz AG и AEG, строительство велось с использованием труда советских, французских и польских военнопленных — узников ближайших концлагерей. План строительства «Голиафа» имел высшую степень срочности.

«Голиаф» стал первой радиостанцией диапазона сверхдлинных волн мощностью более 1000 кВт и самой мощной радиостанцией того периода в мире. Радиостанция использовалась в интересах Кригсмарине для радиосвязи с германскими подводными лодками из так называемых «волчьих стай» и действовала на частотах 15—25 кГц с основной рабочей частотой 16,55 кГц. Сигнал «Голиафа» принимался в Атлантике подводными лодками в погруженном состоянии, находившимися даже в Карибском море. Кроме того, рассматривалась возможность использования радиостанции в качестве средства радиосвязи с Японией, союзником Германии, дублирующего радиосвязь в диапазоне коротких волн.

В течение всей второй мировой войны «Голиаф» никогда не подвергался налётам англо-американской авиации, хотя иногда бомбардировщики пролетали очень низко над антеннами. Одно из объяснений такого факта основано на том, что «англичане взломали коды германского Кригсмарине и могли читать радиосообщения командиров германских подводных лодок»[2]. В начале 1945 года радиостанцию захватили американские войска, некоторое время территория использовалась как лагерь для военнопленных, в котором, в частности, содержался генерал Вальтер Венк. При разделе Германии на зоны влияния территория, на которой располагался «Голиаф», отошла к Советскому Союзу. В 1947 году радиостанция была разобрана, а все оставшиеся на старом месте строения разрушены.

Три года трофей хранился на складах связи под Ленинградом, пока в 1949 году не было принято решение о восстановлении радиостанции в пойме реки Кудьмы в Горьковской области. Место установки было выбрано по двум причинам: из-за схожести здешних почв с немецкими, где станция стояла изначально (качество работы зависит от состояния почвы), и из-за достаточной удалённости от границ. Все системы радиостанции были восстановлены за три года, и в декабре 1952 года состоялось первое пробное включение с выходом в эфир (акт приёмки объекта с перечнем необходимых доработок был подписан 27 декабря 1952 года)[2]. В начале 1960-х годов «Голиаф» был включён в систему наблюдения за космическими аппаратами[3].

С 2001 года радиостанция бездействовала в связи с ремонтом[1]. 30 сентября 2003 года «Голиаф» вновь встал на боевое дежурство[1]. Радиостанция входит в сеть службы точного времени «Бета».

Технические характеристики

Рабочий диапазон частот 15—60 кГц (диапазон длин волн от 20 до 5 км). Мощность радиопередатчика на верхних частотах 1000 кВт[2]. КПД антенны около 90 %[2], ёмкость антенны 0,11 мкФ, сопротивление потерь приблизительно 0,03 Ом, ширина полосы пропускания 20…50 Гц[4]. Общий КПД около 50 %[2].

Антенна

Схема антенны станции:
● — центральные (трубчатые) мачты; Δ — угловые (решетчатые) мачты; красный квадрат — центральный антенный павильон (точка питания)

Антенна радиостанции[2][4] представляет собой вариант антенны Александерсена — несимметричную реализацию вертикального шлейф-вибратора с тремя вертикальными элементами-шлейфами (центральными мачтами, называемыми также трубчатыми мачтами), соединенными между собой электрически многопроводной квазигоризонтальной частью («полотном»). Полотно также выполняет функции емкостной нагрузки, а его снижение, выполненное из трех групп проводников в центре конструкции, является активным (четвертым) элементом: снижение подходит к точке возбуждения, располагающейся в центральном антенном павильоне. Излучение антенны создается, прежде всего, центральными мачтами и снижением.

Одна из пятнадцати решетчатых мачт Автомобиль в сравнении с решетчатой мачтой

Центральные мачты установлены на изоляторах, их основания соединены с развитой системой заземления через удлинительные индуктивные катушки. Катушки выполнены из литцендрата и намотаны пятью параллельно идущими проводниками диаметром 10 мм каждый. Высота катушек 5 м, диаметром 3,2 м, они расположенные в антенных павильонах у основания центральных мачт. Заземление выполнено из оцинкованных стальных лент сечением 10×2 мм, радиально расходящихся вокруг каждой из центральных мачт и вокруг центрального павильона. Общая длина уложенного в землю провода составляет 350 км.

Для каждой из трех центральных мачт полотно состоит из шести групп проводников, образующих по форме шесть правильных треугольников с длиной стороны 400 м. Конструктивно полотно представляет систему стальных тросов в подвижной алюминиевой оболочке, соединённых между собой муфтами. Полотно поддерживается в натяжении противовесами массой 6900 кг. Центральные мачты представляют собой стальные трубы высотой 210 м, углы полотна закреплены на решётчатых мачтах высотой 170 м, расположенных в вершинах правильных шестиугольников.

Проводники полотна совместно с поддерживающими их центральными мачтами напоминают три гигантских зонта диаметром около 1 км каждый. Подобную конструкцию иногда называют зонтичной антенной (англ. umbrella antenna).

См. также

Примечания

Ссылки

wikipedia.green

Голиаф (радиостанция) — Википедия. Что такое Голиаф (радиостанция)

«Голиаф» — передающая радиостанция диапазона сверхдлинных волн, обеспечивающая радиосвязь с подводными лодками на расстоянии до 4000 километров[1].

Радиостанция интересна своей историей[2] (трофей СССР во Второй мировой войне, используемый ВМФ России и в нынешнее время) и выдающейся конструкцией радиопередатчика и антенны, благодаря которым и получила своё название. «Голиаф» располагается в Кстовском районе Нижегородской области у посёлка Дружный, изначально созданного для военных, обслуживающих эту радиостанцию.

История

Радиостанция «Голиаф» (нем. Goliath) изначально была построена в Германии у города Кальбе в 1943 году, главный конструктор Фритц Гутцман. Монтаж радиостанции велся фирмами C. Lorenz AG и AEG, строительство велось с использованием труда советских, французских и польских военнопленных — узников ближайших концлагерей. План строительства «Голиафа» имел высшую степень срочности.

«Голиаф» стал первой радиостанцией диапазона сверхдлинных волн мощностью более 1000 кВт и самой мощной радиостанцией того периода в мире. Радиостанция использовалась в интересах Кригсмарине для радиосвязи с германскими подводными лодками из так называемых «волчьих стай» и действовала на частотах 15—25 кГц с основной рабочей частотой 16,55 кГц. Сигнал «Голиафа» принимался в Атлантике подводными лодками в погруженном состоянии, находившимися даже в Карибском море. Кроме того, рассматривалась возможность использования радиостанции в качестве средства радиосвязи с Японией, союзником Германии, дублирующего радиосвязь в диапазоне коротких волн.

В течение всей второй мировой войны «Голиаф» никогда не подвергался налётам англо-американской авиации, хотя иногда бомбардировщики пролетали очень низко над антеннами. Одно из объяснений такого факта основано на том, что «англичане взломали коды германского Кригсмарине и могли читать радиосообщения командиров германских подводных лодок»[2]. В начале 1945 года радиостанцию захватили американские войска, некоторое время территория использовалась как лагерь для военнопленных, в котором, в частности, содержался генерал Вальтер Венк. При разделе Германии на зоны влияния территория, на которой располагался «Голиаф», отошла к Советскому Союзу. В 1947 году радиостанция была разобрана, а все оставшиеся на старом месте строения разрушены.

Три года трофей хранился на складах связи под Ленинградом, пока в 1949 году не было принято решение о восстановлении радиостанции в пойме реки Кудьмы в Горьковской области. Место установки было выбрано по двум причинам: из-за схожести здешних почв с немецкими, где станция стояла изначально (качество работы зависит от состояния почвы), и из-за достаточной удалённости от границ. Все системы радиостанции были восстановлены за три года, и в декабре 1952 года состоялось первое пробное включение с выходом в эфир (акт приёмки объекта с перечнем необходимых доработок был подписан 27 декабря 1952 года)[2]. В начале 1960-х годов «Голиаф» был включён в систему наблюдения за космическими аппаратами[3].

С 2001 года радиостанция бездействовала в связи с ремонтом[1]. 30 сентября 2003 года «Голиаф» вновь встал на боевое дежурство[1]. Радиостанция входит в сеть службы точного времени «Бета».

Технические характеристики

Рабочий диапазон частот 15—60 кГц (диапазон длин волн от 20 до 5 км). Мощность радиопередатчика на верхних частотах 1000 кВт[2]. КПД антенны около 90 %[2], ёмкость антенны 0,11 мкФ, сопротивление потерь приблизительно 0,03 Ом, ширина полосы пропускания 20…50 Гц[4]. Общий КПД около 50 %[2].

Антенна

Схема антенны станции:
● — центральные (трубчатые) мачты; Δ — угловые (решетчатые) мачты; красный квадрат — центральный антенный павильон (точка питания)

Антенна радиостанции[2][4] представляет собой вариант антенны Александерсена — несимметричную реализацию вертикального шлейф-вибратора с тремя вертикальными элементами-шлейфами (центральными мачтами, называемыми также трубчатыми мачтами), соединенными между собой электрически многопроводной квазигоризонтальной частью («полотном»). Полотно также выполняет функции емкостной нагрузки, а его снижение, выполненное из трех групп проводников в центре конструкции, является активным (четвертым) элементом: снижение подходит к точке возбуждения, располагающейся в центральном антенном павильоне. Излучение антенны создается, прежде всего, центральными мачтами и снижением.

Одна из пятнадцати решетчатых мачт Автомобиль в сравнении с решетчатой мачтой

Центральные мачты установлены на изоляторах, их основания соединены с развитой системой заземления через удлинительные индуктивные катушки. Катушки выполнены из литцендрата и намотаны пятью параллельно идущими проводниками диаметром 10 мм каждый. Высота катушек 5 м, диаметром 3,2 м, они расположенные в антенных павильонах у основания центральных мачт. Заземление выполнено из оцинкованных стальных лент сечением 10×2 мм, радиально расходящихся вокруг каждой из центральных мачт и вокруг центрального павильона. Общая длина уложенного в землю провода составляет 350 км.

Для каждой из трех центральных мачт полотно состоит из шести групп проводников, образующих по форме шесть правильных треугольников с длиной стороны 400 м. Конструктивно полотно представляет систему стальных тросов в подвижной алюминиевой оболочке, соединённых между собой муфтами. Полотно поддерживается в натяжении противовесами массой 6900 кг. Центральные мачты представляют собой стальные трубы высотой 210 м, углы полотна закреплены на решётчатых мачтах высотой 170 м, расположенных в вершинах правильных шестиугольников.

Проводники полотна совместно с поддерживающими их центральными мачтами напоминают три гигантских зонта диаметром около 1 км каждый. Подобную конструкцию иногда называют зонтичной антенной (англ. umbrella antenna).

См. также

Примечания

Ссылки

wiki.sc

Голиаф (радиостанция) Википедия

«Голиаф» — передающая радиостанция диапазона сверхдлинных волн, обеспечивающая радиосвязь с подводными лодками на расстоянии до 4000 километров[1].

Радиостанция интересна своей историей[2] (трофей СССР во Второй мировой войне, используемый ВМФ России и в нынешнее время) и выдающейся конструкцией радиопередатчика и антенны, благодаря которым и получила своё название. «Голиаф» располагается в Кстовском районе Нижегородской области у посёлка Дружный, изначально созданного для военных, обслуживающих эту радиостанцию.

История[ | ]

Радиостанция «Голиаф» (нем. Goliath) изначально была построена в Германии у города Кальбе в 1943 году, главный конструктор Фритц Гутцман. Монтаж радиостанции велся фирмами C. Lorenz AG и AEG, строительство велось с использованием труда советских, французских и польских военнопленных — узников ближайших концлагерей. План строительства «Голиафа» имел высшую степень срочности.

«Голиаф» стал первой радиостанцией диапазона сверхдлинных волн мощностью более 1000 кВт и самой мощной радиостанцией того периода в мире. Радиостанция использовалась в интересах Кригсмарине для радиосвязи с германскими подводными лодками из так называемых «волчьих стай» и действовала на частотах 15—25 кГц с основной рабочей частотой 16,55 кГц. Сигнал «Голиафа» принимался в Атлантике подводными лодками в погруженном состоянии, находившимися даже в Карибском море. Кроме того, рассматривалась возможность использования радиостанции в качестве средства радиосвязи с Японией, союзником Германии, дублирующего радиосвязь в диапазоне коротких волн.

В течение всей второй мировой войны «Голиаф» никогда не подвергался налётам англо-американской авиации, хотя иногда бомбардировщики пролетали очень низко над антеннами. Одно из объяснений такого факта основано на том, что «англичане взломали ы германского Кригсмарине и могли читать радиосообщения командиров германских подводных лодок»[2]. В начале 1945 года радиостанцию захватили американские войска, некоторое время территория использовалась как лагерь для военнопленных, в котором, в частности, содержался генерал Вальтер Венк. При разделе Германии на зоны влияния территория, на которой располагался «Голиаф», отошла к Советскому Союзу. В 1947 году радиостанция была разобрана, а все оставшиеся на старом месте строения разрушены.

Три года трофей хранился на складах связи под Ленинградом, пока в 1949 году не было принято решение о восстановлении радиостанции в пойме реки Кудьмы в Горьковской области. Место установки было выбрано по двум причинам: из-за схожести здешних почв с немецкими, где станция стояла изначально (качество работы зависит от состояния почвы), и из-за достаточной удалённости от границ. Все системы радиостанции были восстановлены за три года, и в декабре 1952 года состоялось первое пробное включение с выходом в эфир (акт приёмки объекта с перечнем необходимых доработок был подписан 27 декабря 1952 года)[2]. В начале 1960-х годов «Голиаф» был включён в систему наблюдения за космическими аппаратами[3].

С 2001 года радиостанция бездействовала в связи с ремонтом[1]. 30 сентября 2003 года «Голиаф» вновь встал на боевое дежурство[1]. Радиостанция входит в сеть службы точного времени «Бета».

Технические характеристики[ | ]

Рабочий диапазон частот 15—60 кГц (диапазон длин волн от 20 до 5 км). Мощность радиопередатчика на верхних частотах 1000 кВт[2]. КПД антенны около 90 %

ru-wiki.ru

Голиаф (радиостанция) — Википедия

«Голиаф» — передающая радиостанция диапазона сверхдлинных волн, обеспечивающая радиосвязь с подводными лодками на расстоянии до 4000 километров[1].

Радиостанция интересна своей историей[2] (трофей СССР во Второй мировой войне, используемый ВМФ России и в нынешнее время) и выдающейся конструкцией радиопередатчика и антенны, благодаря которым и получила своё название. «Голиаф» располагается в Кстовском районе Нижегородской области у посёлка Дружный, изначально созданного для военных, обслуживающих эту радиостанцию.

История

Радиостанция «Голиаф» (нем. Goliath) изначально была построена в Германии у города Кальбе в 1943 году, главный конструктор Фритц Гутцман. Монтаж радиостанции велся фирмами C. Lorenz AG и AEG, строительство велось с использованием труда советских, французских и польских военнопленных — узников ближайших концлагерей. План строительства «Голиафа» имел высшую степень срочности.

«Голиаф» стал первой радиостанцией диапазона сверхдлинных волн мощностью более 1000 кВт и самой мощной радиостанцией того периода в мире. Радиостанция использовалась в интересах Кригсмарине для радиосвязи с германскими подводными лодками из так называемых «волчьих стай» и действовала на частотах 15—25 кГц с основной рабочей частотой 16,55 кГц. Сигнал «Голиафа» принимался в Атлантике подводными лодками в погруженном состоянии, находившимися даже в Карибском море. Кроме того, рассматривалась возможность использования радиостанции в качестве средства радиосвязи с Японией, союзником Германии, дублирующего радиосвязь в диапазоне коротких волн.

В течение всей второй мировой войны «Голиаф» никогда не подвергался налётам англо-американской авиации, хотя иногда бомбардировщики пролетали очень низко над антеннами. Одно из объяснений такого факта основано на том, что «англичане взломали коды германского Кригсмарине и могли читать радиосообщения командиров германских подводных лодок»[2]. В начале 1945 года радиостанцию захватили американские войска, некоторое время территория использовалась как лагерь для военнопленных, в котором, в частности, содержался генерал Вальтер Венк. При разделе Германии на зоны влияния территория, на которой располагался «Голиаф», отошла к Советскому Союзу. В 1947 году радиостанция была разобрана, а все оставшиеся на старом месте строения разрушены.

Три года трофей хранился на складах связи под Ленинградом, пока в 1949 году не было принято решение о восстановлении радиостанции в пойме реки Кудьмы в Горьковской области. Место установки было выбрано по двум причинам: из-за схожести здешних почв с немецкими, где станция стояла изначально (качество работы зависит от состояния почвы), и из-за достаточной удалённости от границ. Все системы радиостанции были восстановлены за три года, и в декабре 1952 года состоялось первое пробное включение с выходом в эфир (акт приёмки объекта с перечнем необходимых доработок был подписан 27 декабря 1952 года)[2]. В начале 1960-х годов «Голиаф» был включён в систему наблюдения за космическими аппаратами[3].

С 2001 года радиостанция бездействовала в связи с ремонтом[1]. 30 сентября 2003 года «Голиаф» вновь встал на боевое дежурство[1]. Радиостанция входит в сеть службы точного времени «Бета».

Видео по теме

Технические характеристики

Рабочий диапазон частот 15—60 кГц (диапазон длин волн от 20 до 5 км). Мощность радиопередатчика на верхних частотах 1000 кВт[2]. КПД антенны около 90 %[2], ёмкость антенны 0,11 мкФ, сопротивление потерь приблизительно 0,03 Ом, ширина полосы пропускания 20…50 Гц[4]. Общий КПД около 50 %[2].

Антенна

Схема антенны станции:
● — центральные (трубчатые) мачты; Δ — угловые (решетчатые) мачты; красный квадрат — центральный антенный павильон (точка питания)

Антенна радиостанции[2][4] представляет собой вариант антенны Александерсена — несимметричную реализацию вертикального шлейф-вибратора с тремя вертикальными элементами-шлейфами (центральными мачтами, называемыми также трубчатыми мачтами), соединенными между собой электрически многопроводной квазигоризонтальной частью («полотном»). Полотно также выполняет функции емкостной нагрузки, а его снижение, выполненное из трех групп проводников в центре конструкции, является активным (четвертым) элементом: снижение подходит к точке возбуждения, располагающейся в центральном антенном павильоне. Излучение антенны создается, прежде всего, центральными мачтами и снижением.

Одна из пятнадцати решетчатых мачт Автомобиль в сравнении с решетчатой мачтой

Центральные мачты установлены на изоляторах, их основания соединены с развитой системой заземления через удлинительные индуктивные катушки. Катушки выполнены из литцендрата и намотаны пятью параллельно идущими проводниками диаметром 10 мм каждый. Высота катушек 5 м, диаметром 3,2 м, они расположенные в антенных павильонах у основания центральных мачт. Заземление выполнено из оцинкованных стальных лент сечением 10×2 мм, радиально расходящихся вокруг каждой из центральных мачт и вокруг центрального павильона. Общая длина уложенного в землю провода составляет 350 км.

Для каждой из трех центральных мачт полотно состоит из шести групп проводников, образующих по форме шесть правильных треугольников с длиной стороны 400 м. Конструктивно полотно представляет систему стальных тросов в подвижной алюминиевой оболочке, соединённых между собой муфтами. Полотно поддерживается в натяжении противовесами массой 6900 кг. Центральные мачты представляют собой стальные трубы высотой 210 м, углы полотна закреплены на решётчатых мачтах высотой 170 м, расположенных в вершинах правильных шестиугольников.

Проводники полотна совместно с поддерживающими их центральными мачтами напоминают три гигантских зонта диаметром около 1 км каждый. Подобную конструкцию иногда называют зонтичной антенной (англ. umbrella antenna).

См. также

Примечания

Ссылки

wiki2.red

WikiZero — Голиаф (радиостанция)

open wikipedia design.

«Голиаф» — передающая радиостанция диапазона сверхдлинных волн, обеспечивающая радиосвязь с подводными лодками на расстоянии до 4000 километров[1].

Радиостанция интересна своей историей[2] (трофей СССР во Второй мировой войне, используемый ВМФ России и в нынешнее время) и выдающейся конструкцией радиопередатчика и антенны, благодаря которым и получила своё название. «Голиаф» располагается в Кстовском районе Нижегородской области у посёлка Дружный, изначально созданного для военных, обслуживающих эту радиостанцию.

Радиостанция «Голиаф» (нем. Goliath) изначально была построена в Германии у города Кальбе в 1943 году, главный конструктор Фритц Гутцман. Монтаж радиостанции велся фирмами C. Lorenz AG и AEG, строительство велось с использованием труда советских, французских и польских военнопленных — узников ближайших концлагерей. План строительства «Голиафа» имел высшую степень срочности.

«Голиаф» стал первой радиостанцией диапазона сверхдлинных волн мощностью более 1000 кВт и самой мощной радиостанцией того периода в мире. Радиостанция использовалась в интересах Кригсмарине для радиосвязи с германскими подводными лодками из так называемых «волчьих стай» и действовала на частотах 15—25 кГц с основной рабочей частотой 16,55 кГц. Сигнал «Голиафа» принимался в Атлантике подводными лодками в погруженном состоянии, находившимися даже в Карибском море. Кроме того, рассматривалась возможность использования радиостанции в качестве средства радиосвязи с Японией, союзником Германии, дублирующего радиосвязь в диапазоне коротких волн.

В течение всей второй мировой войны «Голиаф» никогда не подвергался налётам англо-американской авиации, хотя иногда бомбардировщики пролетали очень низко над антеннами. Одно из объяснений такого факта основано на том, что «англичане взломали коды германского Кригсмарине и могли читать радиосообщения командиров германских подводных лодок»[2]. В начале 1945 года радиостанцию захватили американские войска, некоторое время территория использовалась как лагерь для военнопленных, в котором, в частности, содержался генерал Вальтер Венк. При разделе Германии на зоны влияния территория, на которой располагался «Голиаф», отошла к Советскому Союзу. В 1947 году радиостанция была разобрана, а все оставшиеся на старом месте строения разрушены.

Три года трофей хранился на складах связи под Ленинградом, пока в 1949 году не было принято решение о восстановлении радиостанции в пойме реки Кудьмы в Горьковской области. Место установки было выбрано по двум причинам: из-за схожести здешних почв с немецкими, где станция стояла изначально (качество работы зависит от состояния почвы), и из-за достаточной удалённости от границ. Все системы радиостанции были восстановлены за три года, и в декабре 1952 года состоялось первое пробное включение с выходом в эфир (акт приёмки объекта с перечнем необходимых доработок был подписан 27 декабря 1952 года)[2]. В начале 1960-х годов «Голиаф» был включён в систему наблюдения за космическими аппаратами[3].

С 2001 года радиостанция бездействовала в связи с ремонтом[1]. 30 сентября 2003 года «Голиаф» вновь встал на боевое дежурство[1]. Радиостанция входит в сеть службы точного времени «Бета».

Рабочий диапазон частот 15—60 кГц (диапазон длин волн от 20 до 5 км). Мощность радиопередатчика на верхних частотах 1000 кВт[2]. КПД антенны около 90 %[2], ёмкость антенны 0,11 мкФ, сопротивление потерь приблизительно 0,03 Ом, ширина полосы пропускания 20…50 Гц[4]. Общий КПД около 50 %[2].

www.wikizero.com

Голиаф (радиостанция) — WikiModern

«Голиаф» — передающая радиостанция диапазона сверхдлинных волн, обеспечивающая радиосвязь с подводными лодками на расстоянии до 4000 километров.

Радиостанция интересна своей историей (трофей СССР во Второй мировой войне, используемый ВМФ России и в нынешнее время) и выдающейся конструкцией радиопередатчика и антенны, благодаря которым и получила своё название. «Голиаф» располагается в Кстовском районеНижегородской области у посёлка Дружный, изначально созданного для военных, обслуживающих эту радиостанцию.

История

Радиостанция «Голиаф» (нем. Goliath) изначально была построена в Германии у города Кальбе в 1943 году, главный конструктор Фритц Гутцман. Монтаж радиостанции велся фирмами C. Lorenz AG и AEG, строительство велось с использованием труда советских, французских и польских военнопленных — узников ближайших концлагерей. План строительства «Голиафа» имел высшую степень срочности.

«Голиаф» стал первой радиостанцией диапазона сверхдлинных волн мощностью более 1000 кВт и самой мощной радиостанцией того периода в мире. Радиостанция использовалась в интересах Кригсмарине для радиосвязи с германскими подводными лодками из так называемых «волчьих стай» и действовала на частотах 15—25 кГц с основной рабочей частотой 16,55 кГц. Сигнал «Голиафа» принимался в Атлантике подводными лодками в погруженном состоянии, находившимися даже в Карибском море. Кроме того, рассматривалась возможность использования радиостанции в качестве средства радиосвязи с Японией, союзником Германии, дублирующего радиосвязь в диапазоне коротких волн.

В течение всей второй мировой войны «Голиаф» никогда не подвергался налётам англо-американской авиации, хотя иногда бомбардировщики пролетали очень низко над антеннами. Одно из объяснений такого факта основано на том, что «англичане взломали коды германского Кригсмарине и могли читать радиосообщения командиров германских подводных лодок». В начале 1945 года радиостанцию захватили американские войска, некоторое время территория использовалась как лагерь для военнопленных, в котором, в частности, содержался генерал Вальтер Венк. При разделе Германии на зоны влияния территория, на которой располагался «Голиаф», отошла к Советскому Союзу. В 1947 году радиостанция была разобрана, а все оставшиеся на старом месте строения разрушены.

Три года трофей хранился на складах связи под Ленинградом, пока в 1949 году не было принято решение о восстановлении радиостанции в пойме реки Кудьмы в Горьковской области. Место установки было выбрано по двум причинам: из-за схожести здешних почв с немецкими, где станция стояла изначально (качество работы зависит от состояния почвы), и из-за достаточной удалённости от границ. Все системы радиостанции были восстановлены за три года, и в декабре 1952 года состоялось первое пробное включение с выходом в эфир (акт приёмки объекта с перечнем необходимых доработок был подписан 27 декабря 1952 года). В начале 1960-х годов «Голиаф» был включён в систему наблюдения за космическими аппаратами.

С 2001 года радиостанция бездействовала в связи с ремонтом. 30 сентября 2003 года «Голиаф» вновь встал на боевое дежурство. Радиостанция входит в сеть службы точного времени «Бета».

Технические характеристики

Рабочий диапазон частот 15—60 кГц (диапазон длин волн от 20 до 5 км). Мощность радиопередатчика на верхних частотах 1000 кВт. КПД антенны около 90 %, ёмкость антенны 0,11 мкФ, сопротивление потерь приблизительно 0,03 Ом, ширина полосы пропускания 20…50 Гц.

Антенна

Схема антенны станции:
● — центральные (трубчатые) мачты; Δ — угловые (решетчатые) мачты; красный квадрат — центральный антенный павильон (точка питания)

Антенна радиостанции представляет собой вариант антенны Александерсена — несимметричную реализацию вертикального шлейф-вибратора с тремя вертикальными элементами-шлейфами (центральными мачтами, называемыми также трубчатыми мачтами), соединенными между собой электрически многопроводной квазигоризонтальной частью («полотном»). Полотно также выполняет функции емкостной нагрузки, а его снижение, выполненное из трех групп проводников в центре конструкции, является активным (четвертым) элементом: снижение подходит к точке возбуждения, располагающейся в центральном антенном павильоне. Излучение антенны создается, прежде всего, центральными мачтами и снижением.

Одна из пятнадцати решетчатых мачтАвтомобиль в сравнении с решетчатой мачтой

Центральные мачты установлены на изоляторах, их основания соединены с развитой системой заземления через удлинительные индуктивные катушки. Катушки выполнены из литцендрата и намотаны пятью параллельно идущими проводниками диаметром 10 мм каждый. Высота катушек 5 м, диаметром 3,2 м, они расположенные в антенных павильонах у основания центральных мачт. Заземление выполнено из оцинкованных стальных лент сечением 10×2 мм, радиально расходящихся вокруг каждой из центральных мачт и вокруг центрального павильона. Общая длина уложенного в землю провода составляет 350 км.

Для каждой из трех центральных мачт полотно состоит из шести групп проводников, образующих по форме шесть правильных треугольников с длиной стороны 400 м. Конструктивно полотно представляет систему стальных тросов в подвижной алюминиевой оболочке, соединённых между собой муфтами. Полотно поддерживается в натяжении противовесами массой 6900 кг. Центральные мачты представляют собой стальные трубы высотой 210 м, углы полотна закреплены на решётчатых мачтах высотой 170 м, расположенных в вершинах правильных шестиугольников.

Проводники полотна совместно с поддерживающими их центральными мачтами напоминают три гигантских зонта диаметром около 1 км каждый. Подобную конструкцию иногда называют зонтичной антенной (англ. umbrella antenna).

См. также

Основа этой страницы находится в Википедии. Текст доступен по лицензии CC BY-SA 4.0 license. Нетекстовые медиаданные доступны под собственными лицензиями. Wikipedia® — зарегистрированный товарный знак организации Wikimedia Foundation, Inc. Infosphere.top не аффилирована с Фондом Викимедиа (Wikimedia Foundation).

infosphere.top

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *