Содержание

Лучший день гауптмана Баркхорна | Warspot.ru

О военной карьере немецкого воздушного аса №2 времён Второй мировой войны Герхарда Баркхорна в настоящее время известно практически всё, хотя он постоянно остаётся в тени самого результативного «эксперта» люфтваффе Эриха Хартмана. Более того, он гораздо менее известен по сравнению со стоящими ниже него по результативности Германом Графом, Вальтером Новотны или пережившим всех их асом №3 Гюнтером Раллем. Тем не менее, карьера Баркхорна изобиловала интересными эпизодами, один из которых выпал на последние дни 1943 года.

Как известно, в составе группы II./JG 52 Герхард Баркхорн (Gerhard Barkhorn) успешно сражался на советско-германском фронте с самого начала операции «Барбаросса» по январь 1945 года, одержав в общей сложности 301 воздушную победу. Немецкий ас многократно добивался по 2–3 победы за день, а иногда ему удавалось сбивать по 4–5 советских самолётов за сутки. Самым же результативным днём для него стало 28 декабря 1943 года, когда в районе Керченского полуострова в ходе трёх боевых вылетов Баркхорн заявил семь побед над советскими самолётами. При этом все победы были одержаны им без свидетелей – согласно данным ведущего немецкого историка авиации Бернда Барбаса, в люфтваффе действовало положение, согласно которому одержавшие более 30 побед лётчики могли подавать заявки на сбитые вражеские самолёты без подтверждения других лётчиков.

Герхард Баркхорн в кабине «Мессершмитта» Bf 109G-6, лето 1943 года

Попробуем разобраться, как отражены успехи немецкого аса в советских оперативных документах 4-й Воздушной армии. При этом можно с уверенностью сказать, что 28 декабря Баркхорн сражался только с армейскими лётчиками, но не с морскими: документы ВВС Черноморского Флота говорят о том, что они действовали в этот день в других районах или в другое время. Разница во времени по Москве и по Берлину в этот день составляла два часа.

Основными противниками действующей зимой 1943–1944 годов над востоком Крыма немецкой авиагруппы II./JG 52 были лётчики советских 229-й и 329-й истребительных авиадивизий. Первая в трёх своих полках (88-й ИАП, 249-й ИАП, 790-й ИАП) имела на вооружении истребители ЛаГГ-3, четвёртый полк (42-й Гв.ИАП) летал на Як-1. «ЛаГГи» к тому времени обоснованно считались устаревшими и сильно уступали немецким «Мессершмиттам» Bf 109G-6, которые эксплуатировала II./JG 52, о чём прекрасно знали обе противоборствующие стороны. Выбора у пилотов «ЛаГГов», увы, не было – переводить их на новую матчасть не спешили, рекомендовалось лишь вести бои с «Мессершмиттами» на виражах в горизонтальной плоскости, где шансы сторон несколько выравнивались. Несколько лучше было лётчикам 42-го Гв.ИАП – «Як» считался более удачной машиной.

Карта района боевых действий — восточная оконечность Керченского полуострова

Все три полка 329-й ИАД (57-й Гв.ИАП, 101-й Гв.ИАП и 66-й ИАП) были осенью 1943 года перевооружены американскими истребителями P-39 «Аэрокобра». Хотя этот самолет и полюбился советским летчикам за прекрасную радиосвязь, мощное вооружение и живучесть, но по комплексу летных характеристик он также несколько уступал «Мессершмитту». С летчиками этих двух дивизий и пришлось иметь дело Герхарду Баркхорну в знаменательный для него день.

Первого успеха командир II./JG 52 добился в 08:47 по берлинскому времени, заявив один Як-1 севернее мыса Барзовка (Варзовка), что на северо-восточной окраине Керченского полуострова, а уже через шесть минут в районе Джанкоя (ныне исчезнувшее село восточнее Керчи, не путать с одноимённым городом в северной части Крыма) записал на свой счёт Ил-2. По всей видимости, Баркхорн вёл бой с «Илами» из 55-й отдельной корректировочной эскадрильи, которые под прикрытием истребителей 88-го ИАП фотографировали район Грязевая Пучина – Булганак. Потерь у них не было.

Справедливости ради стоит сказать, что в указанное время (10:50–10:53 по Москве) одну потерю понёс 622-й ШАП – из восьмёрки Ил-2, штурмовавших артиллерийские позиции севернее села Булганак, один экипаж был подбит огнём зениток и сел на воду в двух километрах севернее мыса Тархан. Даже если предположить, что лётчики сопровождавших штурмовики «ЛаГГов» 863-го ИАП не заметили атаку «Мессершмитта» по штурмовику, в любом случае район в заявке Баркхорна сильно не совпадает с местом гибели советской машины.

Что касается заявки на сбитый Як-1, то, по всей вероятности, это был ЛаГГ-3 заместителя командира эскадрильи 88-го ИАП старшего лейтенанта Георгия Наумова. По советским данным, вылетев на прикрытие своих войск в район села Булганак, четвёрка Наумова вела бой с таким же количеством Ме-109. По некоторым документам, Наумов подбил один из «Мессершмиттов», но и его машина была повреждена, а сам он получил тяжёлое ранение в руку. Не дотянув до таманского берега, лётчик совершил вынужденную посадку на воду в 300 метрах от берега в районе посёлка Береговой. При посадке «ЛаГГ» скапотировал. Поскольку глубина была не очень большая, самолёт носом уткнулся в дно, а хвостовое оперение осталось над водой. Именно туда взобрался раненый лётчик.

Асы II группы 52-й истребительной эскадры: лётчик эскадрильи 4./JG 52 лейтенант Генрих Штурм (158 побед), командир группы II./JG 52 гауптман Герхард Баркхорн (301 победа), командир эскадрильи 5./JG 52 обер-лейтенант Вильгельм Батц (237 побед). Багерово, осень 1943 года

К сожалению, помощи пришлось ждать долго, и за это время старший лейтенант Наумов не только потерял много крови, но и получил заражение. Хотя позже лётчик был отправлен в госпиталь, у него началась гангрена. Несмотря на ампутацию руки, спасти Георгия Ивановича Наумова не удалось, и 31 декабря он умер. По имеющимся у автора документам время вылета группы 88-го ИАП установить не удалось, но, судя по району боя, эту победу мог одержать только Герхард Баркхорн – заявки других немецких лётчиков на сбитые советские истребители в этот день приходятся на гораздо более южные районы, где группы Георгия Наумова быть не могло. В его лице 88-й ИАП потерял одного из своих наиболее опытных лётчиков, начавшего воевать в августе 1942 года, совершившего 145 боевых вылетов и одержавшего к моменту гибели шесть личных и три групповые победы.

Своих следующих побед Баркхорн добился спустя полтора часа, когда в бою в районе мыса Хрони в 10:20 и 10:23 по берлинскому времени заявил очередные два Як-1. В данном случае с уверенностью можно сказать, что немецкие истребители сошлись в бою с лётчиками 790-го ИАП. Шестёрка ЛаГГ-3 этого полка, ведомая лейтенантом С. Е. Бесединым, в 11:45 по Москве вылетела на перехват немецких самолётов по данным радиолокационной станции РУС-2. В районе села Юраков Кут советские лётчики встретили четвёрку Bf 109. В завязавшемся бою, который длился 20 минут, младшему лейтенанту Ф. К. Морданову удалось сбить один «Мессершмитт», упавший в море у мыса Тархан.

Bf 109G-6 командира группы II./JG 52 гауптмана Герхарда Баркхорна, Крым, аэродром Багерово, ноябрь-декабрь 1943 года. Художник Claes Sundin (http://www.luftwaffeinprofile.se)

Группа 790-го ИАП тоже понесла болезненную потерю. Атакой снизу командир II./JG 52 сумел поразить ЛаГГ-3 младшего лейтенанта Николая Москалёва, самолёт которого упал в море в километре восточнее села Осовины. Лётчик покинул обречённую машину на парашюте и приземлился в 500 метрах от берега. Шансов долго продержаться в ледяной воде у него не было, а спасательный катер по какой-то причине не вызвали. Хотя лётчик начал воевать только в ноябре 1943 года, он уже считался опытным воздушным бойцом. На момент гибели на счету Николая Георгиевича Москалёва было три самолёта, сбитых лично и два в группе. Лётчик позднее был похоронен в братской могиле в станице Фонталовская под Темрюком.

Наиболее успешным для немецкого аса стал следующий вылет, в ходе которого ему удалось сбить сразу три краснозвёздных машины. В 14:05 по Москве на боевое задание по прикрытию плавсредств в Керченском проливе и войск на плацдарме вылетела четвёрка Як-1 из состава 42-го Гв.ИАП, ведомая лучшим асом полка, Героем Советского Союза командиром эскадрильи капитаном Иваном Горбуновым, имевшим на своём счету 18 лично сбитых самолётов и ещё один в группе. Помимо Горбунова, в группу входило ещё два аса полка: заместитель командира эскадрильи Герой Советского Союза старший лейтенант Ахмет-хан Канкошев (14+0), который шёл ведомым у Горбунова, и командир эскадрильи капитан Николай Печёный (17+3). Ведомым Печёного летел молодой лётчик младший лейтенант Юрий Рубцов (20 боевых вылетов, один сбитый).

Лётчики 42-го Гвардейского истребительного авиаполка Иван Горбунов и Николай Печёный, весна-лето 1943 года

Несмотря на опытность большинства лётчиков группы, вылет почти сразу сложился неудачно. В районе пригородного посёлка Аджим-Ушкай пара Bf 109 пыталась атаковать советских лётчиков. Горбунов резко развернул группу, при этом «Яки» Канкошева и Печёного сорвались в штопор. При выходе Печёного из штопора его самолёт был атакован и подбит Баркхорном. Выйдя из боя, советский лётчик совершил вынужденную посадку на воду у берега косы Чушка. Самолёт был разбит, а лётчик получил ушибы лица и левой руки. Ведомый Печёного младший лейтенант Рубцов после этого потерял пару Горбунова и продолжил выполнять задание, пристроившись к группе патрулирующих ЛаГГ-3.

Примерно в это же время (вылет 13:43–14:30) в воздушный бой с большой группой «Хейнкелей» He 111, идущих под прикрытием «Мессершмиттов», вступила восьмёрка истребителей 66-го ИАП, ведомая командиром полка подполковником В. А. Смирновым. По советским данным, нашими лётчиками было сбито пять Хе-111 и два Ме-109, но и группа понесла потерю. Не вернулся с боевого задания младший лейтенант Александр Андриевский. Ведущий группы подполковник Смирнов видел, как подбитая «Аэрокобра» в районе Эльтигена с дымом пошла к земле. Как выяснилось позднее, лётчик не пострадал и вскоре вернулся в строй. Истребитель Андриевского также стал жертвой Герхарда Баркхорна, записавшего на свой счёт сбитый P-39 в 12:10.

Лётчик 42-го Гвардейского истребительного авиаполка Ахмет-хан Канкошев на крыле Як-1

Вероятно, именно просьбу о помощи оторвавшегося от группы Андриевского услышали по радио капитан Горбунов и старший лейтенант Канкошев. Хотя они и не опознали тип атакованного парой Bf 109 советского самолёта, но кинулись ему на помощь. Горбунов открыл огонь по одному из «Мессершмиттов», который после этого стал падать. Комэск посчитал его сбитым и не стал преследовать, но его ведомый, чтобы наверняка добить вражескую машину, бросился за ней.

Вероятно, рассчитывая на то, что его атаку прикрывает Горбунов, Канкошев всё внимание сосредоточил на ведении огня по пикирующему противнику, в то время как Горбунов отвлёкся на другой Bf 109 и потерял «Як» Канкошева из вида. Этим и воспользовался Баркхорн. По всей видимости, это был классический «выстрел в голову» – выпущенная с близкой дистанции очередь по кабине или по жизненно важной части машины, в основание крыла или хвостовому оперению, после чего, как правило, неуправляемый самолёт сразу падал. Поскольку Канкошев преследовал противника до бреющего полёта, шансов спастись с парашютом у него не было.

Винить Ивана Горбунова в гибели ведомого было бы не совсем верно – Канкошев, судя по всему, самовольно бросился добивать «Мессершмитт». Не погонись он за противником, советская пара осталась бы единой, и вражеские лётчики могли и не рискнуть вступить с ними в открытый бой.

Герхард Баркхорн принимает поздравления после 1000-го боевого вылета, январь 1944 года, Багерово. На ленте написаны названия стран, над которыми он сражался: «Дания — Бельгия — Советский Союз — Франция — Англия — Голландия»

Горбунову была засчитана победа над Ме-109, который упал в Керченский пролив в 200–500 метрах от горы Митридат. С уверенностью можно сказать, что подтвердившие победу находившийся на месте вынужденной посадки капитан Печёный и офицеры со станции наведения видели падение именно Як-1 Канкошева, приняв его за сбитый Bf 109. На самом деле «Мессершмитт» сбит не был, хотя, возможно, и получил повреждения. Канкошев с тех пор считается пропавшим без вести, но можно утверждать, что Як-1, пилотируемый Героем Советского Союза Гвардии старшим лейтенантом Ахмет-ханом Таловичем Канкошевым, покоится в Керченской бухте.

Таким образом, в ходе одного боевого вылета немецкому «эксперту» за 15 минут удалось нанести урон истребителям двух полков. Особенно тяжело переживали гибель однополчанина в 42-м Гв.ИАП – Канкошев, ставший единственным Героем Советского Союза, погибшим в боях под Керчью, был любимцем полка.

Всего за день Герхард Баркхорн записал на свой боевой счёт семь побед, в реальности же немецкому асу удалось сбить пять самолётов, лишив 229-ю ИАД сразу троих опытных и результативных лётчиков. Продолжив активно летать в последние дни 1943 года, он заявил 29–30 декабря ещё семь побед, некоторые из которых находят подтверждение в советских документах. Всего в небе восточного Крыма период с ноября 1943-го по февраль 1944 года, когда II./JG 52 покинула Керченский полуостров, Баркхорн заявил об уничтожении 73 краснозвёздных машин. Всего же в боях на полуострове ас заявил 90 побед, что было рекордом среди немецких лётчиков, сражавшихся в Крыму, с начала войны.

Слева направо: старший лейтенант, заместитель командира эскадрильи 88-го ИАП Георгий Наумов, младший лейтенант, лётчик 790-го ИАП Николай Москалёв, младший лейтенант, лётчик 66-го ИАП Александр Андриевский. Все фото сделаны во время обучения в лётных школах

Судьбы упомянутых советских лётчиков сложились по-разному. Иван Михайлович Горбунов, одержав за время Великой Отечественной войны 24 личные и одну групповую победы, погиб в воздушном бою в Корее 29 июня 1953 года, пилотируя реактивный МиГ-15. Николай Николаевич Печёный пережил войну. В мае 1946 года за 219 боевых вылетов, в ходе которых он в 88 воздушных боях одержал 20 личных и три групповые победы, был удостоен звания Героя Советского Союза. Младшие лейтенанты Александр Александрович Андриевский и Юрий Сергеевич Рубцов погибли в последующих боях. Первый был сбит на 50-м боевом вылете в районе Керчи 5 февраля 1944 года немецким асом лейтенантом Отто Фённекольдом (Otto Fönnekold), второй не вернулся из своего 35-го боевого вылета 12 февраля 1944 года из района села Булганак, став, по всей видимости, 248-й жертвой того же Герхарда Баркхорна.


Источники и литература:

  1. ЦАМО РФ, фонд 214-й ШАД
  2. ЦАМО РФ, фонд 229-й ИАД
  3. ЦАМО РФ, фонд 230-й ШАД
  4. ЦАМО РФ, фонд 329-й ИАД
  5. ЦАМО РФ, фонд 42-го Гв.ИАП
  6. ЦАМО РФ, фонд 159-го Гв.ИАП
  7. ЦАМО РФ, фонд 863-го ИАП;
  8. Bernd Barbas. Das vergessene As. Der Jagdflieger Gerhard Barkhorn — Luftfahrtverlag-Start, Bad Zwischenahn, 2014
  9. Bernd Barbas: Die Geschichte der II. Gruppe des Jagdgeschwaders 52 – Eigenverlag, Überlingen, 2003

Фото из фондов ЦАМО, коллекции автора, а также семейных архивов родственников Н. Н. Печеного, Н. Г. Москалева и А. Т. Канкошева

Автор разыскивает родственников авиаторов 4-й Воздушной Армии и ВВС Черноморского Флота, принимавших участие в боях за Крым, и будет признателен, если с ним свяжутся по адресу электронной почты [email protected]

warspot.ru

биография, достижения и история жизни

Иной раз в жизни случаются удивительные парадоксы, заставляющие поверить в изначальную предопределённость человеческой судьбы. Такие мысли приходят в голову, когда читаешь биографию одного из самых знаменитых немецких лётчиков-асов, имя которого — Герхард Баркхорн. Пролетав всю войну на боевых машинах и многократно находясь на краю гибели, он остался невредим и бесславно погиб в мирное время за рулём своего автомобиля.

Истинный ариец Баркхорн Герхард

Кто такой этот человек, ставший в период войны гордостью Люфтваффе, сегодня знают не только в Германии, но и за её пределами. Родился он 20 марта 1919 года в Кёнигсберге – нынешнем Калининграде, а в те годы крупном городе Восточной Пруссии. Ему было восемнадцать, когда, вдохновлённый речами фюрера, звучавшими из всех репродукторов, он решил посвятить себя службе в военной авиации – могучей ударной силе, которая должна была стать залогом будущих побед Германии.

Первый опыт боевых действий

В 1937 году молодой человек поступает в лётное училище, и, окончив его через два года, в звании лейтенанта зачисляется в штат одного из полков военно-воздушных сил вермахта. Своё боевое крещение Герхард Баркхорн получил в 1940 году в битве за Британию − одном из первых воздушных сражений Второй мировой войны.

Его биографы, освещая этот период войны, отмечают, что ему не сопутствовала удача, так как, совершив сто боевых вылетов, летчик не сбил ни одного вражеского самолёта и сам дважды был вынужден покидать с парашютом горящую машину. Один раз это случилось над Ла-Маншем, и он провёл в ледяной воде значительное время, пока его не подобрали спасатели. Так набирался боевого опыта будущий ас − Герхард Баркхорн.

Германия открывает Восточный фронт

В полной мере реализовать опыт, полученный в воздушных боях с англичанами, ему удалось на следующий год, когда Германия разворачивала наступление на Восточном фронте. Совершая в июле 1941 года сто двадцатый боевой вылет, он открыл счёт своим воздушным победам, сбив в украинском небе бомбардировщик ДБ-3. К ноябрю этого же года в его послужном списке числилось уже десять уничтоженных самолётов противника. Герхард Баркхорн был отмечен командованием. Его произвели в обер-лейтенанты и повысили в должности, назначив командиром подразделения 4./JG52.

Первые награды

К лету 1942 года из молодого лётчика сформировался настоящий воздушный ас. В июле на его боевом счету было уже шестьдесят четыре победы, но во время очередного боевого вылета счастье ему изменило и его самолёт был сбит советским истребителем. Баркхорну удалось воспользоваться парашютом и покинуть горящую машину, но сам он был при этом тяжело ранен и провёл несколько месяцев в госпитале.

Шрамы ещё долго напоминали ему о том июльском дне и неизвестном русском лётчике, едва не поставившем точку в его жизни. После выписки за мужество и героизм Герхарду вручили боевые награды – Германский крест в золоте, а несколько позже к нему прибавился и Рыцарский крест. В те дни ему было только двадцать три года.

Новые воздушные победы и награды

Окончательно выздоровев и окрепнув после ранения, он вернулся в свою эскадрилью, и с этого времени счёт его воздушным победам стал расти с необыкновенной быстротой. Уже к январю 1943 года, одержав в небе сто пятую победу, Баркхорн удостаивается одной из самых значительных наград Третьего рейха – Рыцарского креста с дубовыми листьями. В последующие два месяца он сбивает ещё пятнадцать самолётов противника, доведя общее количество до ста тридцати.

К январю следующего 1944 года Герхард Баркхорн устанавливает рекорд, став первым из германских асов, совершивших тысячу боевых вылетов, и в марте число его воздушных побед возрастает до двухсот сорока. Своей результативностью он уступает лишь одному пилоту Люфтваффе – Эриху Хартманну, с которым служит в одном лётном полку. Как результат — очередная награда, на этот раз Рыцарский крест с дубовыми листьями и мечами.

Снова бесконечные воздушные бои и снова ранение. На этот раз в мае 1944 года советский лётчик отправил его в госпиталь на четыре месяца, искалечив правую руку. Вернувшись в октябре в полк и возобновив полёты, Герхард Баркхорн уничтожает над Венгрией ещё пятнадцать боевых машин противника. Последний раз удача улыбнулась ему в январе 1945 года. Это была его последняя, триста первая воздушная победа.

Ветеран вспоминает

Сохранились записи Баркхорна о воздушных боях, в которых ему довелось участвовать. Из его воспоминаний видно, что он предпочитал тактику внезапных нападений, умело пикируя на противника со стороны солнца или заходя снизу, в хвост вражеского самолёта. Но в то же время он в совершенстве владел техникой классического боя с использованием виражей и всего прочего арсенала приёмов воздушного боя.

Вспоминая годы войны, он даёт высокую оценку отваге и мастерству многих советских лётчиков. Примером тому служит описание его поединка с неизвестным ему русским пилотом, длившегося почти сорок минут и не принесшего победу ни одной из сторон. Герхард рассказывает, как они, выполняя фигуры высшего пилотажа, пытались достать друг друга пулемётными очередями и не смогли этого сделать: уровень мастерства у обоих был равен, и при этом необычайно высок.

Новая реактивная техника

К концу войны военно-воздушные силы Германии получили на вооружение новейшие по тем временам реактивные самолёты Ме-262. Этими машинами был оснащён полк, которым командовал генерал-лейтенант Галланд. Для освоения новой техники в его распоряжение и был откомандирован высококлассный лётчик Баркхорн Герхард.

Однако, пройдя соответствующую подготовку, немецкий ас всего дважды поднялся в небо на новой машине. Во время второго боевого вылета отказал двигатель, и в довершение всего в этот критический момент он неожиданно был атакован советским истребителем. Трудно сказать, что спасло Баркхорну жизнь: удача ли, которая не оставляла его во все дни войны, или высочайшее мастерство, но только и в этот раз он избежал смерти, благополучно посадив самолёт с неисправным двигателем.

Уже на земле он получает ранение, выбираясь из кабины самолёта. Неожиданно захлопывается фонарь, открытый им в воздухе при попытке совершить прыжок с парашютом, и Герхард Баркхорн получает сильнейший удар в шею. В результате этого конец войны он встретил в госпитале. Итог его боевого пути весьма внушителен: 1104 боевых вылета, в ходе которых он сам был девять раз сбит, и 301 уничтоженный самолёт противника. К тому времени за всю историю люфтваффе более высоких показателей достиг лишь один человек − его сослуживец Эрих Хартманн.

Служба в ВВС Западной Германии

По окончании войны удача по-прежнему не изменяла заслуженному асу, о чём наглядно свидетельствует его биография. Герхард Баркхорн попал в плен к западным союзникам и на следующий год был уже на свободе. В 1946 году майор Баркхорн продолжил службу в лётных частях военно-воздушных сил Западной Германии, а в шестидесятых годах он приступил к испытаниям новых моделей самолётов.

Известен случай, произошедший с ним в этот период жизни и доказывающий, что присутствие духа и чувство юмора не изменяли ему никогда. Однажды опытный пилот допустил ошибку. Ему не удалось мягко опустить на бетонную полосу самолёт «Кестлер», предназначенный для вертикального взлёта и посадки. Новая дорогостоящая машина была разбита. Служащие аэродрома, подбежав, больше всего волновались о том, в каком состоянии находится сам Баркхорн Герхард. Фраза, которую они услышали, открыв кабину пилота, заставила всех улыбнуться: «Это мой триста второй».

Смерть – внезапная и нелепая

И вот теперь, возвращаясь к началу статьи, уместно посвятить несколько слов превратностям человеческой судьбы. В январе 1983 года на автостраде, ведущей к Мюнхену, заслуженный ветеран и его жена попали в автомобильную аварию. Женщина скончалась на месте, а через два дня в больнице умер и сам Герхард Баркхорн.

Последние слова его не стали достоянием прессы, и неизвестно, что чувствовал, прощаясь с жизнью, этот 63-летний человек, совершивший более тысячи боевых вылетов, не раз побывавший на краю смерти и закончивший жизнь за рулём легкового автомобиля на одной из самых комфортабельных дорог Европы. Поистине пути Господни неисповедимы.

fb.ru

биография, награды и звание, причина смерти :: SYL.ru

В январе 1983 года Германию облетела весть, о том, что авария, произошедшая на Мюнхенском шоссе, закончилась гибелью водителя легковой машины и его пассажирки. Подобные эпизоды происходят ежедневно и, при всей их трагичности, стали частью современной жизни, но дело в том, что за рулём разбившегося «Опеля» был Герхард Баркхорн – немецкий летчик, пролетавший всю войну на боевых машинах. Трудно поверить, но постоянно находясь на краю гибели и оставшись в живых, прославленный ас Люфтваффе нашёл смерть в мирное время на самой комфортабельной трассе Европы.

Юность истинного арийца

Об этом человеке, вошедшем когда-то в элиту Люфтваффе, в наши дни знают не только у него на родине, но и далеко за её пределами. Он родился 20 марта 1919 года в семье добропорядочных немецких бюргеров проживавших в Кёниксберге (Калининграде), являвшимся в те годы крупным торговым и промышленным центром Восточной Пруссии.

Когда Герхарду Баркхорну исполнилось 18 лет, по улицам его родного города маршировали отряды штурмовиков, а репродукторы надрывались истеричными выкриками фюрера. Вдохновлённый его безумными речами и ощутив себя истинным арийцем, рождённым для великого передела мира, молодой человек, принял решение посвятить свою жизнь военной авиации – ударной силе, способной принести Германии её будущие победы.

Несомненная принадлежность к «высшей расе», а также идеальная физическая форма и достаточное на тот момент образование позволили Герхарду в 1937 году стать курсантом кениксбергского лётного училища, которое он успешно окончил двумя годами позже. Обновив офицерский мундир, украшенный лейтенантскими погонами, молодой лётчик прибыл для прохождения службы в один из полков военно-воздушных сил Германии как раз в том момент, когда она готовилась развязать самую кровавую бойню в истории человечества.

Бои над Ла-Маншем

Боевым крещением Герхарда Баркхорна стали сражения за Британию, в которых немецкая авиация должна была обеспечить условия для задуманной Гитлером, но так и не осуществлённой операции «Морской лев» – высадки десанта и дальнейшей оккупации королевства. Тогда, в 1940 году, над Ла-Маншем разгорелись первые воздушные сражения Второй мировой войны.

Надо сказать, что это «первый блин» вышел у будущего аса довольно впечатляющим комом. Как явствует из личных воспоминаний Герхарда Баркхорна, совершив в тот период около сотни боевых вылетов, он не сбил ни одного вражеского самолёта, но при этом дважды был вынужден прыгать с парашютом из охваченной огнём машины.

Однажды это случилось над Ла-Маншем далеко от берега, и пилот замерзал в ледяной воде, пока его почти в бессознательном состоянии не подобрали моряки. Выжить ему тогда удалось лишь благодаря железному здоровью. Так, постоянно находясь на грани смерти, набирался опыта будущий ас.

Начало боёв на Восточном фронте

Счёт своим воздушным победам Баркхорн открыл лишь на следующий год, после того как Германия предприняла наступление на Восточном фронте. Именно там, в украинском небе он сумел в полной мере воспользоваться опытом, который был им накоплен в боях за Британию. Во время своего сто двадцатого боевого вылета, совершённого 3 июля 1941 года, Герхард Баркхорн сбил советский бомбардировщик ДБ-3.

В последующие месяцы счёт сбитых самолётов противника резко возрос, и к ноябрю их насчитывалось уже 10. Это достижение было отмечено командованием Третьего рейха. Баркхорна произвели в обер-лейтенанты и назначили командиром подразделения. Входило оно в состав знаменитой истребительной эскадры Jagdgeschwader 52 (JG-52), о которой следует рассказать отдельно.

Элитная эскадра Люфтваффе

Действовала она главным образом на Восточном фронте и по праву вошла в историю Люфтваффе. Во время Второй мировой войны её летчики добились в воздушных боях самой высокой результативности, уничтожив около 10 тыс. самолётов противника. Достаточно сказать, что среди личного состава JG-52 были три таких выдающихся аса, как Гюнтер Раль, одержавший в небе 274 победы, Эрих Хартманн, 350 раз выходивший победителем из воздушных боёв, и, наконец, сам Герхард Баркхорн, к концу войны сбивший 301 самолёт противника.

В состав эскадры входили три отдельные истребительные эскадрильи. В разные периоды войны численность самолётов Bf-109, которыми она была укомплектована, менялась от 100 до 120 единиц. Сформирована эскадра была в 1939 году непосредственно перед началом Второй мировой войны, и действовала вплоть до подписания Германией акта о капитуляции.

Первая награда

К июлю 1942 года Баркхорн вошёл в число самых результативных лётчиков Люфтваффе. На его счету к этому времени было уже 64 сбитых самолёта, и это неопровержимо свидетельствовало о том, что из него сформировался настоящий мастер воздушного боя. Однако даже профессионалы столь высокого класса могут порой встретить достойного себе противника.

Так случилось и с Баркхорном. Во время воздушного боя, завязавшегося 5 июля между ним и пилотом советского истребителя, его машина была подбита, и, оставляя за собой шлейф дыма, устремилась к земле. Лишь за несколько мгновений до неминуемой гибели немецкому лётчику удалось воспользоваться парашютом.

Судьба оказалась к нему на этот раз благосклонной, и Баркхорн благополучно приземлился в расположении своих войск, но полученное ранение заставило его провести несколько последующих месяцев в берлинском госпитале. Памятью о той встрече с неизвестным русским лётчиком, едва не поставившим роковую точку в его жизни, остались шрамы от пуль, прошивших его грудь.

По завершении лечения Герхард Баркхорн был принят лично Герингом, вручившим ему первую боевую награду – Германский крест в золоте, к которому позже прибавился и Рыцарский крест. Добавим, что лётчику, украсившему свою грудь двумя высшими наградами рейха, в те дни едва исполнилось 23 года.

Тысяча боевых вылетов, ставших рекордом

Окончательно залечив раны и окрепнув, Баркхорн вернулся в свою часть. Продолжив участие в боях, он с необыкновенной быстротой стал пополнять список воздушных побед, отметив в марте 1943 года свой день рождения 105-м сбитым самолётом противника. Соответственно, умножились и награды Герхарда Баркхорна.

К полученным ранее прибавился Рыцарский крест с дубовыми листьями, который вручался лишь за особые заслуги перед Германией. Это дало молодому офицеру новый мощный стимул, и в последующие 2 месяца Баркхорн сбивает ещё 15 самолётов, доведя, таким образом, их общее число до 120.

В январе следующего 1944 года он устанавливает своеобразный рекорд, став первым из немецких летчиков Второй мировой войны, кто совершил тысячу боевых вылетов. Уничтожив к тому времени 240 самолётов противника, Баркхорн по этому показателю уступал лишь своему товарищу по эскадрилье, непревзойдённому асу Эриху Хартманну, сумевшему довести их количество до 255. Итогом становится ещё одна высокая награда, полученная, на этот раз, из рук самого фюрера – Рыцарский крест с дубовыми листьями и мечами.

Новое ранение

Удостоенный высших наград рейха, Баркхорн вновь бросается в самую гущу воздушных боёв. Но вновь, как когда-то в июле 1942-го, удача на какой-то миг изменяет своему любимцу, и советский пилот длинной очередью прошивает его истребитель Bf-109.

Спастись удалось и на этот раз, но в госпитале пришлось провести 4 месяца. Несмотря на искалеченную правую руку, прославленный ас вновь поднялся в небо, и в боях над Венгрией уничтожил ещё 15 самолётов союзных войск. Последняя воздушная победа, ставшая 301-й на его счету, была одержана им 3 января 1945 года.

Немецкий ас и советские мастера воздушного боя

В чём же секрет поразительных успехов этого немецкого аса? Разумеется, одной из главных его составляющих является необычайная смелость, но этого мало. Из воспоминаний самого Баркхорна, а также других летчиков Люфтваффе, участвовавших вместе с ним в воздушных сражениях, известно, что его излюбленной тактикой были внезапные атаки, при которых он пикировал на врага со стороны солнца или неожиданно заходил снизу с хвоста самолёта. Но, кроме того, в его арсенале были и все приёмы классического воздушного боя с использованием всего многообразия его элементов.

Являясь профессионалом высочайшего класса, Герхард Баркхорн в своих воспоминаниях нередко восхищается мастерством многих советских лётчиков, оставшихся для него безымянными, но запомнившихся ему по воздушным боям, в которых их свела фронтовая судьба. В качестве примера он приводит эпизод, когда однажды был атакован русским истребителем.

Тот памятный бой продолжался не менее часа, но не принёс победу ни одной из сторон. Оба пилота, демонстрируя фигуры высшего пилотажа, пытались уничтожить друг друга пулемётным огнём и не достигли успеха. Воздушная схватка окончилась вничью, поскольку уровень мастерства обоих лётчиков оказался равным, и при этом чрезвычайно высоким. Пройдёт много лет, и этот бой Баркхорн подробно опишет в книге своих воспоминаний.

Освоение новой техники

В последние месяцы войны на вооружение Люфтваффе поступила новая по тем временам боевая техника – первые реактивные самолёты марки «Ме-262». Ими был оснащён особый полк, командиром которого фюрер назначил опытного военачальника генерал-лейтенанта Адольфа Галланда, начавшего свой путь простым пилотом истребителя, и сумевшего подняться до высших командных должностей. Стараясь привлечь к освоению новых самолётов наиболее квалифицированных специалистов, Галланд ходатайствовал о предоставлении в его распоряжение и Герхарда Баркхорна.

Так в конце войны прославленный ас оказался в полку реактивной авиации. Однако после соответствующей переподготовки на новой машине ему довелось подняться в воздух лишь дважды. Причём если первый полёт прошёл относительно благополучно, то во втором неожиданно вышел из строя двигатель, и случилось это в самый неподходящий момент, когда Баркхорн был атакован советским истребителем.

Остаётся только гадать, что спасло его тогда от смерти – мастерство или почти мистическая удача, которая неотступно следовала за ним всю войну. Но так или иначе, реактивный самолёт с неисправным двигателем Баркхорну удалось благополучно посадить, сохранив и машину, и собственную жизнь.

Лишь на земле, выбираясь из кабины, он получил сильный удар в шею неожиданно захлопнувшимся фонарём, открытым в воздухе при неудавшейся попытке выпрыгнуть с парашютом. Полученная травма была столь серьёзной, что заставила пилота встретить конец войны в госпитале.

Итог боевого пути

Общий итог боевого пути, который приводится в биографии Герхарда Баркхорна, поистине удивителен: за годы Второй мировой войны им было совершено 1105 боевых вылетов и уничтожен 301 самолёт союзных войск. При этом сам пилот 9 раз был сбит и покидал с парашютом горящие машины. За всю историю военно-воздушных сил Германии более высоких показателей удалось достичь только одному человеку – его сослуживцу по эскадрилье Эриху Хартманну.

Послевоенная служба в ВВС ФРГ

Удача осталась верна Баркхорну и после того, как Германия подписала свою бесславную капитуляцию. По окончании военных действий он оказался не в советской оккупационной зоне, что могло бы иметь для него весьма печальные последствия, а на территории, контролируемой западными союзниками. В результате, выйдя на свободу менее чем через год, Герхард Баркхорн в звании майора военно-воздушных сил Западной Германии продолжил службу в её лётных частях.

В начале 60-х годов в конструкторских бюро ФРГ разрабатывались принципиально новые модели самолётов, и, как это бывает в подобных случаях, к их испытаниям привлекались наиболее опытные пилоты. Одним из них стал Баркхорн, которому уже не раз приходилось поднимать в небо ещё неопробованные машины.

Рассказывая об этом периоде его жизни, уместно вспомнить один эпизод, получивший известность и показывающий до какой степени Баркхорн был способен сохранять в критических ситуациях присутствие духа, а также свойственное ему чувство юмора.

Был случай, когда однажды в результате допущенной ошибки опытному асу не удалось мягко опустить на землю самолёт марки «Кестлер», способный совершать вертикальный взлёт и посадку. В результате сильного удара о бетонную полосу дорогостоящая машина была разбита.

Когда к месту аварии подбежали служащие аэродрома, переживавшие больше всего за жизнь пилота, то первая фраза, которую они услышали, открыв кабину, вызвала у них улыбку: «Это мой триста второй» – невозмутимо проговорил Баркхорн. Тогда же в 60-е годы он командовал военно-воздушным полком JG31 Boelcke и закончил службу 30 июня 1973 года в звании генерал-майора ВВС ФРГ.

Смерть на заснеженной трассе

Заканчивая рассказ об этом удивительном лётчике, вновь вернёмся на Мюнхенскую автостраду, где утром 6 января 1983 года произошла авария, поставившая точку в жизни человека, сотни раз находившегося на грани смерти и каждый раз выходившего победителем. В то роковое утро в предместье Мюнхена разыгралась сильная метель, усложнявшая управление транспортом и сводившая до минимума видимость на трассе.

В «Опеле», принадлежащем Баркхорну, кроме него находилась его жена Кристл. Они уже подъезжали к городу, когда среди снежной мглы вдруг обозначились очертания, замершего посреди проезжей части грузовика. Баркхорн успел нажать на тормоз, но его машина в тот же момент получила удар двигавшегося за ней автобуса и была вмята в стоящий впереди автомобиль.

От полученных травм Кристл скончалась на месте, а её муж был доставлен в ближайшую клинику, где, несмотря на все усилия врачей, умер через несколько дней. Как сообщали газеты, причина смерти Герхарда Баркхорна заключалась во множественных повреждениях, полученных в результате аварии, главной из которых был перелом основания черепа.

Описывая кончину любого человека, сумевшего заметно отличиться в той или иной области, принято упоминать, о чём он говорил, уже находясь на краю вечности. Что же касается последних слов Герхарда Баркхорна, то о них ничего не известно, поскольку он скончался, не приходя в сознание. Можно лишь догадываться о том, что мог бы чувствовать, уходя из жизни, 63-летний человек, оставшийся в живых после 1105 боевых вылетов и нашедший столь нелепую смерть в мирное время за рулём собственного автомобиля. Поистине, пути Господни неисповедимы…

www.syl.ru

Герхард Баркхорн (Германия). Великие летчики мира [100 историй о покорителях неба]

Герхард Баркхорн

(Германия)

Герхард Баркхорн родился в Кёнигсберге, Восточная Пруссия, 20 марта 1919 г. В 1937 г. Баркхорн был принят в люфтваффе. После окончания лётного обучения лейтенанта Баркхорна в начале 1940 г. приняли в состав 2-й истребительной эскадры «Рихтгофен», известной старыми боевыми традициями, сформировавшимися в боях ещё Первой мировой войны.

Боевой дебют Герхарда Баркхорна в битве за Англию был малоуспешным. Он не сбил ни одного самолёта противника, зато сам дважды покидал горящую машину с парашютом, причём однажды прямо над Ла-Маншем. Лишь в ходе 120-го вылета, который состоялся 2 июля 1941 г., Баркхорну удалось открыть счёт своим победам. После этого его успехи обрели завидную стабильность. Сотая победа пришла к нему 19 декабря 1942 г. 19 июля 1942 г. Баркхорн сбил 6 самолётов, а 20 июля 1942 г. — 5. Также 5 самолётов сбито им до этого 22 июня 1942 г. Затем результативность пилота несколько снизилась, и двухсотой отметки он достиг лишь 30 ноября 1943 г.

31 мая 1944 г., имея на счету 273 победы, Баркхорн возвращался на свой аэродром после выполнения боевого задания. В этом вылете он попал под удар советской «Аэрокобры», был сбит и ранен в правую ногу. По-видимому, лётчиком, сбившим Баркхорна, был выдающийся советский ас капитан Ф.Ф. Архипенко (30 личных и 14 групповых побед), впоследствии Герой Советского Союза, которому в этот день была записана победа над Ме-109 в четвёртом боевом вылете. Баркхорну, совершавшему 6-й боевой вылет за день, удалось спастись, но на долгих четыре месяца он выбыл из строя.

После возвращения в строй он довёл счёт личных побед до 301, а затем был переведён на Западный фронт и назначен командиром авиационной дивизии «Хорст Вессель». С тех пор успехов в воздушных боях он больше не имел. Зачисленный вскоре в ударную группу Галланда, Баркхорн обучился полётам на реактивных Ме-262. Но уже во втором боевом вылете самолёт был подбит, потерял тягу и Баркхорн получил тяжёлые травмы при вынужденной посадке.

Всего во время Второй мировой войны майор Г. Баркхорн совершил 1104 боевых вылета.

После войны немецкий ас № 2 вернулся к полётам в составе новых западногерманских ВВС. В середине 60-х гг., во время испытаний самолёта вертикального взлёта и посадки, он разбил свой «Кестрель». Когда раненого Баркхорна с трудом вытаскивали из покорёженной машины, он, несмотря на тяжёлые травмы, не потерял чувства юмора и через силу пробормотал: «Триста второй…»

В 1975 г. Баркхорн вышел в отставку в звании генерал-майора.

6 января 1983 г. Г. Баркхорн попал в автомобильную аварию. Жена его погибла сразу, а сам он умер в госпитале два дня спустя — 8 января 1983 г.

Похоронен на Дурнбахском военном кладбище в Тегернзее в Верхней Баварии.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Герхард Баркхорн — Вікіпедія

Матеріал з Вікіпедії — вільної енциклопедії.

Перейти до навігації Перейти до пошуку
Герхард Баркхорн
Gerhard Barkhorn
Ім’я при народженні Gerhard Barkhorn
Прізвисько Герд
Народження 20 березня 1919(1919-03-20)
Кенігсберг, Східна Пруссія
Смерть 8 січня 1983(1983-01-08) (63 роки)
Фрехен, Кельн
ДТП[d]
Поховання Тегернзе (місто)
Приналежність  Вермахт
Бундесвер
Вид збройних сил  Люфтваффе (Вермахт)
Люфтваффе (Бундесвер)
Рід військ

uk.wikipedia.org

Баркхорн, Герхард — Howling Pixel

Герхард «Герд» Баркхорн (20 марта, 1919 — 8 января, 1983) второй по результативности лётчик-ас Люфтваффе после Эриха Хартманна. Совершил более 1104 боевых вылета и сбил 301 самолёт противника на Восточном фронте, в составе знаменитой 52-й эскадры вместе с Хартманном и Раллем.

Баркхорн вступил в ряды Люфтваффе в 1937 и окончил обучение в 1939 году. Боевое крещение молодой пилот прошёл в мае 1940 года во время французской кампании, а затем участвовал в Битве за Британию. 2 июля 1941 года на Восточном фронте Баркхорн открыл счёт своим победам, сбив бомбардировщик ДБ-3. В декабре 1942 года одержал 100-ю победу. В марте 1944-го он был награждён Дубовыми листьями и Мечами к Рыцарскому Кресту за свою 250-ю победу. Несмотря на то, что Баркхорн стал вторым в списке лучших асов в истории, он так и не был награждён Бриллиантами к Рыцарскому Кресту после достижения своей 300-й победы 5 января 1945 года. Меньше чем через 2 недели после этого Баркхорна переводят из JG 52 в JG 6, защищавшую Германию с Запада от атак авиации союзников.

Он возглавил эту эскадру, но так и не смог увеличить свой личный счёт. 10 апреля 1945 года Баркхорна переводят в JV 44 — истребительную эскадру, летающую на реактивных самолётах. 21 апреля 1945-го пилот был ранен — его Ме 262 упал после аварии двигателя. В довершение всех неприятностей он был обстрелян американскими P-51 Мустанг и при попытке покинуть кабину самолёта получил удар фонарём кабины по голове. Баркхорн выжил, попал в плен к Западным Союзникам в мае 1945-го, и через год был освобождён.
После войны Баркхорн поступил на службу в ВВС Западной Германии и вышел в отставку в 1976 году.

6 января 1983 года Герхард Баркхорн и его жена попали в автомобильную аварию. Жена погибла на месте, Герхард скончался 2 дня спустя, 8 января 1983 года.

См. также

Ссылки

Список лётчиков-асов Второй мировой войны

Вторая мировая война наряду с сражениями сухопутных войск, стала невиданным в истории противоборством авиационных сил воюющих государств, из которых значительную роль играла истребительная авиация. Ожесточённые воздушные бои практически непрерывно велись на всех театрах военных действий, и в них лётчики-истребители добились десятков тысяч воздушных побед, чего не было ранее и не повторилось со времён этой войны.

Однако количество побед в воздухе остаётся дискуссионным также со времён войны и на протяжении всех последующих десятилетий. Как правило, количество заявленных побед одной стороны не подтверждается данными противоборствующей стороны. Истинное количество побед большинства асов установить невозможно, поэтому в литературе обычно указывается то число побед, которое было засчитано на счёт аса его командованием.

Сбившим наибольшее количество самолётов асом стран антигитлеровской коалиции является советский лётчик Иван Кожедуб, на счету которого 64 самолёта противника. Лётчиком-истребителем, имеющим наибольшее число побед в истории авиации — 352, считается ас (эксперт) люфтваффе Эрих Хартманн. 104 лётчика нацистской Германии записали на свои счета по 100 и более побед, а 34 немецких аса имели на личном боевом счету по 150 и более побед (по непроверенным данным, общее число сбитых ими машин — 6582). Среди асов других стран лидерство принадлежит финну Эйно Илмари Юутилайнену, на счету которого 94 самолёта противника.

Списки в данной статье не могут претендовать на полноту охвата всех асов и составлены исключительно для наглядности и сопоставления боевых результатов ведущих асов стран-участниц Второй мировой войны. Они охватывают лишь наиболее результативных асов.

На других языках

This page is based on a Wikipedia article written by authors (here).
Text is available under the CC BY-SA 3.0 license; additional terms may apply.
Images, videos and audio are available under their respective licenses.

howlingpixel.com

«Летчики-асы Второй мировой» — Герхард Баркхорн (Gerhard Barkhorn)

 

Герхард Баркхорн родился в столице Пруссии Кенигсберге 20 марта 1919 года. В восемнадцатилетнем возрасте Герхард поступил в Военно-воздушную академию люфтваффе и через два года получил звание лейтенанта. Практически сразу он был включен в боевую группу, однако, показав посредственные навыки пилотирования, он был из нее отчислен и возвратился в свое подразделение. Первый боевой вылет Г. Баркхорн совершил в мае 1940 г. во время «французской кампании». Далее он принял участие в воздушной операции «Битва за Британию», где во время двадцать второго вылета пилот был сбит и был вынужден спускаться на парашюте в пролив Ла-Манш. После небольшого восстановительного Г. Баркхорд был командирован для дальнейшего прохождения службы на Восточный фронт.
Долгое время удача в бою отворачивалась от пилота, совершив сто двадцать боевых вылетов, он не сбил ни одного самолета противника, за что получил у сослуживцев прозвище «Невезучий Герд». Первая его виктория состоялась 2 июля 1941 года. После этого пилот регулярно стал выигрывать воздушные схватки. Особенно удачным для него стало небо над Ростовом, где только за один день 19 июля 1942 года он уничтожил шесть вражеских истребителей.
В одном из боев Г. Баркхорн получил серьезное ранение груди, но пролечившись в госпитале двадцать дней он вновь вернулся в строй, а спустя несколько дней довел число сбитых самолетов до шестидесяти четырех. За эти успехи он был представлен к ордену «Рыцарский крест». К концу 1942 года число побед пилота достигло сотни, и Г. Баркхорн был отмечен знаком «Дубовые листья», а также возглавил верхнюю строчку результативности среди немецких асов.

Отметим, что все современники пилота отмечали его мастерство пилотажа, излюбленным приемом пилота было максимальное сближение с самолетом противника, после чего следовала неожиданная атака.
Одним из серьезных боев в карьере этого аса стал бой с советским летчиком А. Алелухиным. Схватка продолжалась более двадцати минут, но так ни один из пилотов не смог одержать вверх. Вскоре после этого памятного противостояния Г. Баркхорн в очередном воздушном бою уходил от атакующего в хвост самолета противника и углубил скольжение самолета, резко перевернув его через крыло. Этот маневр вошел в историю мировой авиации с именем этого немецкого аса и не раз спасал боевых летчиков в непростых ситуациях.
В январе 1944 года Г. Баркхорн совершил свой тысячный боевой вылет – столько ни совершил больше никто из летчиков второй мировой. А через месяц число побед в воздухе у него достигло двухсот пятидесяти, за что был получен отпуск и «Мечи» к «Рыцарскому кресту».
В январе 1945 года пилота переводят руководить 6 эскадрой, в задачи которой входило отражение атак на Германию с запада. В апреле этого же года Г. Баркхорна включают в состав группы реактивных истребителей. Однако, уже в конце месяца он попадает под обстрел и сажает поврежденную машину на оккупированную союзниками территорию. Раненный ас был пленен американскими военнослужащими, но через год был отпущен.
После этого он вновь поступил на службу в люфтваффаве и прослужил до 1976 года.
Жизнь прославленного летчика оборвалась 8 января 1983 года от ран полученных в результате автомобильной аварии, которая случилась двумя днями ранее и которая унесла жизнь его супруги.
В историю мировой авиации, Герхард Баркхорн вошел как автор уникального маневра и один из самых удачливых летчиков. Всего им было совершено одна тысяча восемьсот боевых вылетов, принимал участие в более одной тысячи ста боях в воздухе, в которых одержал триста одну личную победу. За все время войны он девять раз был сбит и три раза получал серьезные ранения.

Автор: sibmur. Категория: Истории и рассказы.

warplanes.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *