«Гарпун» — американская противокорабельная ракета
Разработка противокорабельной ракеты «Harpoon» («Гарпун») велась фирмой «Макдонел Дуглас» с начала 1970-х гг. Проектно-конструкторские работы и летные испытания новой системы продолжались до лета 1978 года.
Попадание и затопление списанного авианосца ракетой «Гарпун» — видео
Противокорабельная ракета «Harpoon» производится в четырех основных вариантах:
- RGМ-84 для надводных кораблей;
- UGM-84 для подводных лодок;
- AGM-84 для самолетов;
- RGM-84 для береговой обороны.
Каждый из них имеет несколько моделей и модификаций. Модель RGM-84A считается базовой. Для различных зарубежных изданий характерны свои способы обозначения моделей и модификаций ракет «Гарпун». Например, могут равноправно применяться следующие варианты: RGM-84C1 или RGM-84 block 1C, RGM-84C block 1 и RGM 84C mod.1.
На вооружение надводных кораблей первые ракеты «Harpoon» RGМ-84 начали поступать в 1976 г. Авиационные ракеты АGМ-84 первыми получили патрульные самолеты Р-ЗС «Орион» в 1978 г. К середине 1990 г. в ВМС США ракетами «Harpoon» было оснащено более 210 надводных кораблей основных классов (линкоры, крейсера, эсминцы, фрегаты), около 65 % атомных подводных лодок, свыше 800 самолетов (Р-ЗС «Орион», А-6 «Интрудер», А-7 «Корсар», F/А-18″Хорнет», S-3 «Викинг»). Кроме того, в составе ВВС США две эскадрильи бомбардировщиков В-52С переоборудованы под носители противокорабельных ракет.
Состав
Ракета «Гарпун» построена по нормальной аэродинамической схеме, имеет модульную конструкцию и унифицированный корпус, складывающиеся крестообразное крыло и четыре руля. Крыло трапециевидное с большой стреловидностью по передней кромке, его складывающиеся консоли крепятся к корпусу топливного бака.
Пуск ПКР «Harpoon» оператор может осуществлять по пеленгу и дальности либо только по пеленгу на цель (если дальность неизвестна). В первом случае включение ГСН ракеты производится в момент, назначенный оператором перед пуском, в непосредственной близости от цели, что позволяет уменьшить вероятность обнаружения ПКР и время для возможного создания помех, В этом случае для поиска цели можно использовать малый, средний или большой сектор сканирования радиолокационной ГСН, Первый применяется при стрельбе по группе целей на малой дальности, однако в данном случае с увеличением дистанции эффективность действия ГСН снижается. При стрельбе на максимальную дальность применяется большой сектор сканирования. Для повышения эффективности стрельбы при поиске цели могут задействоваться несколько режимов сканирования, начиная с малого сектора. Если цель не обнаружена, то производится переход на больший сектор сканирования, и так головка самонаведения работает до того момента, пока не произойдет обнаружение и захват цели. ГСН не обладает селективными свойствами, поэтому ПКР поражает первую захваченную цель.
При стрельбе по пеленгу ГСН включается на установленном расстоянии с таким расчетом, чтобы не поразить какой-либо другой корабль. Когда производится атака групповой цели, предусмотрено разновременное включение головок самонаведения разных ракет, что позволяет миновать одни корабли и атаковать другие. В составе системы наведения существует индикатор движущейся цели, что делает маловероятным наведение на облако пассивных помех.
После выполнения стартовой горки ракета снижается до высоты 15 м над уровнем моря и далее совершает маршевый полет. Ракеты первых модификаций (RGM-84A и другие) при подходе к цели совершали горку, захватывали цель и пикировали на нее под углом примерно 30°. ПКР последующих модификаций такой маневр не выполняют, поскольку он не заложен в полетную программу, а атакуют цель, снижаясь до сверхмалых высот (2-5 м).
Еще в конце 70-х годов на смену базовой модели ПКР начали поступать ракеты RGM-84A1, отличающиеся более совершенной ГСН с повышенной помехозащищенностью. В течение трех лет ВМС Великобритании совместно с ВМС США финансировали работы по снижению высоты маршевого полета и изменению программного обеспечения, направленному на отказ от выполнения горки перед атакой цели. Начиная с 1982 года на вооружение стала поступать модификация ракеты (В1) с меньшей высотой полета на маршевом участке траектории. Последующая разработка ПКР (С1, 1984) имеет повышенную дальность стрельбы. Кроме того, у оператора появилась возможность перед пуском задать либо атаку цели на сверхмалых высотах (2-5 м), либо (при атаке малых кораблей) с выполнением малой горки (до 30 м).
С 1985 года появилась очередная модель ракеты «Гарпун» — RGM-84D. Первоначально она была создана для противокорабельного комплекса берегового базирования. Увеличение объема запоминающего устройства в 2 раза и усовершенствование программного обеспечения позволили ввести три опорные точки на траектории, в которых ПКР меняет направление полета, проходящего на малых высотах. Благодаря этому можно использовать ракету в закрытых акваториях и среди островов, скрывая истинное направление, с которого нанесен ракетный удар, что не только повышает скрытность носителей, но и обеспечивает проведение атаки на цель с разных направлений. На данной модели ПКР установлена более совершенная ГСН, имеющая более высокую помехозащищенность. Одновременно продолжались работы по созданию радиолокационной ГСН, использующей цифровые методы обработки сигналов, что способствует улучшению помехоустойчивости. Выпуск таких головок самонаведения начат в 1986 году.
В моделях ПКР (С и D) используется горючее повышенной энергоемкости (JP-10 вместо JP-5). При переходе на новое горючее не потребовалось внесения существенных изменений в конструкцию маршевой двигательной установки. Дальность полета увеличилась примерно на 20% (до 150 км). В последующих модификациях ракет предполагается применять это горючее, а выпущенные ранее ПКР будут переводиться на него в ходе специальных регламентных работ на фирме.
Развитие семейства ракет «Гарпун» шло и по пути улучшения программного обеспечения (модель D1). Такие ПКР поставлялись ВМС на экспорт.
При создании варианта ракеты (D2) было решено увеличить топливный бак на 0,6 м, и дальность полета ПКР «Harpoon» RGM-84D2 возрастет почти в 2 раза (до 280 км). Дальность действия увеличивается и за счет меньшего удельного расхода топлива ТРД.
Ведутся работы по усовершенствованию радиолокационной ГСН. Она должна обеспечить автоматическую классификацию цели по демаскирующим признакам с определением важнейшего корабля среди группы или соединения, возможность повторного наведения на надводную цель, если ПКР промахнулась на первом заходе. Вместе с тем применение радиолокационной ГСН накладывает некоторые ограничения на боевое использование ракет. Так, при уменьшении ЭПР цели снижается дальность ее обнаружения и захвата, радиоизлучение ГСН уменьшает скрытность внезапной ракетной атаки, снижается эффективность стрельбы по надводным кораблям (судам) в базах и портах, а также по наземным целям, наличие ошибки в целеуказании или выход цели из пределов зоны действия ГСН ракеты не позволяют осуществлять перенацеливание ПКР из-за ее полной автономности.
В результате изучения опыта боевых действий командование ВМС США пришло к выводу о необходимости создания недорогой высокоточной телеуправляемой авиационной ракеты большой дальности действия с обычной боевой частью. Такая ракета (AGM-84E) разработана на основе ПКР «Гарпун» и совместима со всеми ее носителями, но предназначается главным образом для поражения кораблей в базах и портах и важных стационарных целей (заводов, электростанций, мостов). Эта модель отличается от предшествующих модулем головного отсека, в котором помещается аппаратура системы наведения. В ее состав входят тепловизионная головка самонаведения (от авиационной ракеты «Maverick» AGM-65f), подсистема передачи данных от управляемой авиационной бомбы «Уоллай» AGM-62A, одноканальный приемник спутниковой навигационной системы НАВСТАР с коррекцией инерциального блока наведения.
Данные о местонахождении цели вводятся в ЭВМ ракеты перед ее пуском. Полет на маршевом участке траектории осуществляется по данным от инерциального блока наведения с коррекцией от СНС НАВСТАР, что обеспечивает высокую точность выхода в заданный район. Включение тепловизионной ГСН производится аналогично предшествующим моделям ПКР. При этом происходит автоматическое включение подсистемы передачи данных с изображением зоны обзора головки самонаведения. Эти данные транслируются на носитель, где на видеотерминале оператор выбирает цель или точку прицеливания. Сопровождение ракеты заканчивается -после передачи этих данных в систему самонаведения ракеты, а затем тепловизионная ГСН работает автономно, захватывает и сопровождает цель, обеспечивая ее поражение.
Минимальная дальность стрельбы снижается за счет захвата цели еще до пуска ракеты. Существующая подсистема передачи данных (от УАБ «Уоллай») не отличается высокой помехоустойчивостью, поэтому специалисты ВВС США предполагают использовать аналогичную аппаратуру от управляемой авиабомбы AGM-130. Для проверки возможностей ракеты RGM-84E при пуске с надводных кораблей в начале текущего года проведены испытания. Палубный вертолет SH-60B системы ЛЭМПС МкЗ был оборудован видеотерминалом, обеспечивающим прием и обработку данных. Кроме того, изучается целесообразность применения вертолета в качестве ретранслятора данных о цели на надводный корабль, с которого производится запуск ракеты.
Пусковые установки.
Стрельбу ракетами «Гарпун» можно вести с различных пусковых установок. Для надводных кораблей и катеров была создана специальная легкая ПУ контейнерного типа Мк141 (см. фото). Она представляет собой алюминиевую раму, на которой под углом 35° могут размещаться до четырех транспортно-пусковых контейнеров из стеклопластика, рассчитанных на 15 пусков. Контейнеры герметичны, в них поддерживается стабильная температура. При хранении в них ракеты не нуждаются в дополнительных работах по техобслуживанию и всегда готовы к боевому применению.
Пуск ракеты «Harpoon» можно осуществлять также с пусковых установок Мк112 («Asroc»), Мк11 и 13 («Тартар»). При пуске из торпедного аппарата ПЛ ракета помещается в герметическую капсулу из стекловолокна и алюминиевого сплава. В ее хвостовой части размещены вертикальный киль и два складывающихся стабилизатора, обеспечивающих движение на подводном участке под углом около 45° к поверхности. После всплытия за счет положительной плавучести носовой обтекатель и хвостовой конус отстреливаются, и производится запуск стартового двигателя ракеты. Пуск ПКР с ПЛ может осуществляться с глубин около 60 м при любом состоянии моря. Типовой вариант загрузки американских ПЛА — до шести ракет «Harpoon», хотя их количество может варьироваться в зависимости от характера выполняемой задачи. На них применяются разные системы управления ракетной стрельбой (обычно Мк117, на некоторых лодках Мк113 мод. 10).
Авиационный вариант ракеты «Гарпун»
Авиационный вариант ракет «Гарпун» совместим с большинством боевых самолетов НАТО. Пуск может производиться на различных скоростях и высотах полета. После отделения от носителя обеспечивается стабилизация ракеты по крену и тангажу. Она снижается с углом пикирования около 33° до тех пор, пока не поступил сигнал от радиовысотомера о достижении заданной высоты. Затем автоматически запускается маршевый двигатель. При пуске ракет с самолетов Р-3 «Орион» и S-3 «Викинг», совершающих полеты на небольших высотах с малыми скоростями, запуск маршевого двигателя ПКР «Harpoon» осуществляется еще на пилоне. На самолетах используются специальные пусковые установки: AER065A1 (Р-3 «Орион»), MAU-9A/1 (S-3 «Викинг» и А-7Е «Корсар-2»), AERO-7А1 (А-6Е «Интрудер») и другие.
Береговой вариант противокорабельного ракетного комплекса «Harpoon» размещается на четырех тягачах. На двух находятся легкие ПУ контейнерного типа, а на двух других — запасные контейнеры с ракетами и приборы управления. Для транспортно-пусковых установок могут быть использованы самые разные автомобили, что упрощает комплектование батарей ПКРК. При этом допускается широкое варьирование оборудованием для связи, управления, обнаружения, разведки и целеуказания.
Приборы управления, находящиеся на носителе, согласно полученным данным о цели рассчитывают углы ориентации гироскопических приборов блока инерциального наведения и время включения ГСН. Кроме того, они обеспечивают подачу электропитания до момента активации батареи, вырабатывают боевой курс носителя, осуществляют предстартовую проверку и контроль, подают электрический сигнал для пуска ракеты.
При создании подсистемы обеспечения запуска учитывалось, что комплекс может быть установлен на различных носителях, а приборы управления должны обеспечивать взаимодействие между новыми модификациями ПКР и существующим пусковым оборудованием.
Для обеспечения целеуказания используются данные в аналоговой или цифровой форме, поступающие от воздушно-космических разведывательных систем, средств радиоразведки, РЛС, ГАС и других. Важная роль отводится вертолетам SH-60B, оснащенным обзорной РЛС и системой передачи данных. Они могут скрытно подлететь к цели на малой высоте и, совершив кратковременный набор высоты, произвести радиолокационное обнаружение. Аналогичные задачи способны выполнять беспилотные летательные аппараты, дирижабли и другие перспективные летательные аппараты.
Пусковые установки ПКР «Гарпун». Фрегат F18 Sutherland
Испытания и эксплуатация
Эффективность ракет была продемонстрирована во время испытательных пусков и в боевых условиях. По оценкам американских специалистов, для выведения из строя авианесущего корабля (легкого авианосца) потребуется попадание в него пяти ПКР «Harpoon», для поражения крейсера — четырех, а эсминца — двух; одна ракета способна произвести серьезные разрушения при попадании в небольшой корабль или катер.
В марте 1986 г. в заливе Сидра ракетами «Гарпун» были потоплены 2 ливийских ракетных катера. Так, 25 марта большой ливийский ракетный катер «Эйн Загут», патрулировавший побережье Ливии, был неожиданно обстрелян американским крейсером «Иорктаун» с дистанции всего 11 миль. Две ракеты «Harpoon» RGM-84 попали в катер, который через 15 минут затонул.
Второй ливийский катер «Воход» был потоплен 24 марта ракетой «Harpoon» АGМ-84, запущенной с американского штурмовика «Интрудер» А-6. Ракета попала в надстройку катера водоизмещением 311 т. Надстройка была уничтожена, в ней погиб и командир катера. Двигатели катера остались в строю, но команда решила не тушить возникший пожар. Через час после ухода экипажа катер затонул.
Еще через два года в Персидском заливе ракетами «Harpoon» были потоплены два иранских корабля.
Фото запуска ракеты Гарпун с подводной лодки
В ходе операции «Буря в пустыне» (17.01.1991-01.03.1991) ПКР «Гарпун» применялись против ВМС Ирака по данным бортовых средств носителей по наведению внешних источников. Дистанции применения ракет не превышали 40 км в связи с трудностями обнаружения малоразмерных целей бортовыми РЛС. Отмечались случаи, когда ракета не могла снизиться настолько, чтобы попасть борт низкобортной малоразмерной цели и попадала в легкую надстройку. При этом боевая часть ракеты взрывалась уже после пролета цели и эффективность огневого воздействия , таким образом, снижалась. В это же время выявленные боевые эпизоды, связанные с применением ПКР «Harpoon», свидетельствуют о том, что эффективность бортовой системы наведения ракеты на цель на конечном участке была исключительно высокой.
Тактико-технические характеристики ракеты «Гарпун»
A/U/RGM-84A и В | A/U/RGM-84C и О | A/U/RGM-84D2 | /U/RGM-84E | |
Длина ракеты, м: с ускорителем |
4,57 | 4,57 | 5,18 | 5,23 |
без ускорителя | 3,84 | 3,84 | 4,44 | 4,49 |
Диаметр ракеты, м | 0,34 | 0,34 | 0,34 | 0,34 |
Размах крыла, м | 0,91 | 0,91 | 0,91 | 0,91 |
Стартовая масса, кг | 667 | 667 | 742 | 765 |
Масса боевой части, кг | 225 | 225 | 235 | 225 |
Дальность полета, км максимальная |
120 | 150 | 280 | 150 |
минимальная | 13 | 13 | — | — |
Скорость полета на маршевом участке, число М |
0,85 | 0,85 | 0,85 | 0,85 |
Система наведения: на маршевом участке полета |
Инерциальная | Инерциальная | Инерциальная | Инерциальная с коррекцией от СНС НАВСТАР |
на конечном участке полета |
Активная- радиолокационная |
Активная- радиолокационная |
Активная- радиолокационная |
Тепловизионная, с телеуправлен. |
Добавить комментарий
oruzhie.info
Гарпун (противокорабельная ракета) — Howling Pixel
AGM/RGM/UGM-84 «Гарпун» (англ. Harpoon, //, — гарпун) — американская противокорабельная крылатая ракета, одна из самых распространённых в мире. Разработана компанией МакДоннелл-Дуглас, в настоящее время производится на предприятиях корпорации Боинг.
Эта малогабаритная ракета имеет дозвуковую скорость полёта, осколочно-фугасную боевую часть массой 225 кг, максимальная дальность стрельбы зависит от носителя, модификации ракеты и целеуказания и составляет от 90 до 220 км (280 км у модификации SLAM, а ряд не принятых на вооружение версий ракеты имел и большую дальность)[3].
Существует в вариантах:
- авиационного базирования — AGM-84
- корабельного (берегового) базирования — RGM-84
- для запуска с подводных лодок — UGM-84
Ракета прошла несколько модернизаций.
Рыночная стоимость на 2008 составляла $1,5 млн[4].
История
Ещё в 1965 году вооруженные силы США начали разработку ракеты с радиусом действия до 45 км, предназначенной для поражения всплывших подводных лодок. По ассоциации с китобойным промыслом, ракета получила условное название «Harpoon» («киты» — сленговое название всплывших субмарин). Работы продвигались сравнительно медленно — ВМФ США не видел особой необходимости в специализированном противокорабельном оружии, считая что палубная авиация с тактическими ядерными бомбами более эффективна. Задачи же самообороны кораблей предполагалось решать с помощью приспособленных для стрельбы по надводным целям модификаций зенитных ракет.
После потопления израильского эсминца «Эйлат» ракетами П-15 «Термит» с египетских катеров в 1967 году, ВМФ США, оценив потенциал специализированного противокорабельного оружия, принял решение переориентировать программу «Гарпун» на борьбу с надводными кораблями. Работы над проектом официально были начаты в 1968 году. Первоначально, основными носителями нового оружия должны были стать патрульные самолёты, но в начале 1970-х было решено расширить гамму возможных носителей и запускать ракеты также с подводных лодок, палубных штурмовиков и надводных кораблей.
Контракт на разработку новой ракеты получила в июне 1971 года McDonnell Douglas. Уже в октябре 1972 года, на лётные испытания были представлены первые прототипы ракеты с твердотопливным ракетным двигателем. К этому моменту уже стало ясно, что оптимальным средством преодоления ПВО корабля противника является полёт к цели на сверхмалой высоте и новая ракета изначально проектировалась под это условие. Так как требования по дальности действия к этому моменту увеличились почти вдвое (до 90 км), фирма решила отказаться от изначально предполагавшегося к установке на ракете РДТТ и заменить его более экономичным турбореактивным.
Производство предсерийных образцов ракеты, получившей обозначение AGM-84/RGM-84/UGM-84 для, соответственно, воздушного/надводного/подводного запуска началось в 1975 году. Официально «Гарпун» был принят на вооружение в 1977 году в корабельном варианте базирования (RGM-84A). Авиационный вариант AGM-84A приняли для самолётов P-3 в 1979 году, а вариант для подлодок — в 1981 году.
Конструкция
Конструктивно ракета «Гарпун» состоит из четырёх отсеков, в головном или приборном отсеке AN/DSQ-44 расположена аппаратура системы наведения, за ним следует отсек боевой части, обозначаемый WAU-3(V)/B, отсека маршевого двигателя A/B44G-1 и хвостовой отсек.
Ракета имеет цилиндрический фюзеляж с радиопрозрачным обтекателем оживальной формы. Четыре Х-образно расположенных крыла установлены в средней части корпуса ракеты, сразу за отсеком БЧ (на версии UGM, стартующей из аппаратов подводных лодок, крылья складные и раскладываются после старта). Длина ракеты составляет около 4,5 метров для версий надводного (RGM) и подводного запуска (UGM), и несколько меньше, 3,5 метра — для авиационного варианта ракеты (AGM), за счёт отсутствия на последней стартового ускорителя.
В качестве маршевого на «Гарпуне» использован турбореактивный двигатель Teledyne CAE J402, разработанным специально для этой ракеты. Воздухозаборник двигателя размещён в нижней части корпуса ракеты, между нижней парой крыльев. Двигатель обеспечивает устойчивый полёт на скорости до 850 км/ч и высоте до 900 метров. Для запуска с подводных лодок или надводных кораблей, соответствующие версии ракеты оснащаются твердотопливным стартовым ускорителем, закрепляемым в хвостовой части.
Ракета оснащена проникающей осколочно-фугасной боевой частью WDU-18/B массой 221 кг и длиной 0,9 м.
Наведение ракеты осуществляется в две стадии. На первой, ракета следует по заданному курсу на сверхмалой высоте в сторону цели. В рассчитанный момент времени, ракета инициализирует активную радиолокационную головку самонаведения AN/DSQ-28 и начинает поиск цели в секторе 45 градусов от направления полёта. Максимальная дальность обнаружения эсминца для современных ГСН составляет, по имеющимся данным, 40 км, а катера — до 18 км.
Как только цель обнаружена, ракета наводится на неё и выполняет атаку двумя возможными способами: либо атакует цель горизонтально, двигаясь параллельно воде на высоте 2-4 метра, либо делает манёвр «горка», поднимаясь на высоту до 1800 метров и пикируя на цель. Второй способ атаки был разработан для поражения низкосидящих целей (вроде всплывших подводных лодок) и небольших маневренных катеров.
Пусковые установки
Ракета «Гарпун» может запускаться из различных пусковых установок. Специализированными для этой ракеты являются лёгкие незащищённые счетверённые пусковые установки Mk-140 и взрывозащищённые пусковые контейнеры Mk-141. Возможен запуск ракеты из неспециализированных пусковых установок: к примеру, из ячеек контейнерной пусковой установки Mk-16 для ПЛУР RUR-5 ASROC. «Гарпуны» также могут запускаться с балочной пусковой установки Mk-13 и из торпедных аппаратов подводных лодок.
«Гарпун» является одной из немногих современных американских ракет, не приспособленной к запуску из ячеек установки вертикального пуска Mk-41. Возможность создания «Гарпуна» вертикального запуска обсуждалась ВМФ США, но её реализация была отложена по финансовым соображениям.
Модификации
- RGM-84A (UGM-84A, AGM-84A) — исходная версия ракеты, принятая на вооружение в 1977 году. Имела радиус действия до 140 км и была способна атаковать цель только из пикирования.
- RTM-84A (UTM-84A, ATM-84A) — учебная (T — training) версия RGM-84A с инертной боевой частью.
- UGM-84B — вариант ракеты подводного запуска, разработанный специально для Королевского ВМФ Великобритании. Имела несколько меньшую высоту полёта чем UGM-84A. Также была разработана тренировочная версия UTM-84B.
- RGM-84С (UGM-84С, AGM-84С) — модификация ракеты, появившаяся в 1982 году. Отличалась от RGM-84A исключительно тем, что вместо атаки из пикирования выполняла атаку в режиме скольжения над гребнями волн.
- RGM-84D (UGM-84D, AGM-84D) — модификация ракеты увеличенного радиуса действия, созданная в 1985 году. Путём замены авиатоплива JP-6 на топливо JP-10 удалось увеличить дальность действия до 220 км (для авиационного варианта). Ракета также имела улучшенные возможности противодействия помехам и два возможных режима атаки: из пикирования, и из горизонтального полёта.
- AGM-84E SLAM (англ. Stand-off Land Attack Missile) — см. SLAM. Версия ракеты для поражения наземных целей.
- RGM-84F (AGM-84F) — удлинённая версия ракеты, разрабатывавшаяся в 1989—1993 годах. Имела существенно увеличенный до 315 км радиус действия, режим длительного поиска цели и возможность повторного захода в случае промаха. Из-за увеличенных размеров не влезала в торпедные аппараты, поэтому версии для подводных лодок не существовало. Первая ракета этой серии взлетела в 1991 году, но несмотря на успешные испытания, проект был закрыт в 1993.
- RGM-84G (UGM-84G, AGM-84G) — модификация ракет типа RGM-84С в части добавления функции повторного захода на цель в случае промаха. Также улучшена защищённость от воздействия средств электронного противодействия.
- AGM-84H SLAM-ER (англ. Stand-off Land Attack Missile — Expanded Response) — усовершенствованная версия SLAM, ракеты для поражения наземных целей имеющая увеличенный радиус действия и новую секцию управления AN/DSQ-61, включающую БЦВМ, инерциальную систему навигации и многоканальный приёмник спутниковой системы NAVSTAR. Разработка начата в 1994 году, начальная оперативная готовность достигнута в марте 2000 года.
- RGM-84J (AGM-84J) — планировавшаяся в рамках программы «Harpoon-2000» версия универсальной ракеты, способной поражать и корабли и наземные сооружения. Ракета должна была иметь инерциальную систему навигации комплексированную с системами коррекции по данным приёмника GPS и радиолокационной рельефометрической системы для полёта на малой высоте над сушей. ВМФ США не заинтересовался концепцией, и ракета не была реализована.
- AGM-84K — усовершенствованная версия AGM-84H SLAM-ER.
- RGM-84L (AGM-84L) — версия ракеты RGM-84J с навигацией по GPS, разработанная для экспортных поставок. ВМФ США изначально не заинтересовался проектом, но ряд стран, включая Египет, ОАЭ и Тайвань приобрели эти ПКР. В частности, 20 ракет были приобретены Индией для вооружения морской ударной авиации. Позднее, ВМФ США также приобрел ограниченное число ракет этой модели[5].
- RGM-84M (AGM-84M) — версия ракеты RGM-84L имеющая двусторонний канал передачи данных и разрабатывавшаяся для ВМФ США. За счёт применения этой системы можно было бы реализовывать схемы многовекторной атаки, выводя ракеты на одну цель с нескольких направлений. ВМФ США планировал приобрести 850 модернизационных наборов для переделки существующих ракет в стандарт RGM-84M, но ввиду значительного роста цены ракеты проект был закрыт в 2011 году в пользу перспективной ракеты большой дальности LRASM.
- RGM-84N (AGM-84N) — также известна как Harpoon Block II+. Наиболее современная версия ракеты, прошедшая испытания в ноябре 2015 и планирующаяся к принятию на вооружение в 2017[6]. Использует новую систему наведения на маршевом участке, включающую навигацию по GPS и интегрированный двухсторонний канал связи с самолетом-носителем, что позволяет корректировать курс ракеты, улучшить селекцию ложных целей (за счет сличения данных ГСН ракеты с данными самолета-носителя) и реализовать возможность одновременного захода нескольких ракет на одну цель с разных направлений — т.н. многовекторной атаки — с целью дезориентировать систему ПВО цели.
Боевое применение
Впервые ракеты «Гарпун» в боевой обстановке были применены иранским флотом в 1980 году, во время ирано-иракской войны. В ходе операции «Моравид» 28-29 ноября 1980 года, иранские ракетные катера успешно потопили ракетами RGM-84A два иракских ракетных катера советского проекта 205. По ряду данных, ракеты также применялись иранцами в ходе т. н. «танкерной войны» для нападения на нейтральные танкеры, следующие через Персидский Залив.
В 1986 году, американский ракетный крейсер «Йорктаун» типа «Тикондерога» и палубные штурмовики с авианосцев выпустили несколько ракет «Гарпун» по ливийским корветам и ракетным катерам в заливе Сидра. Один ливийский корвет и один ракетный катер были потоплены этими ракетами.
Наиболее масштабным сражением с применением «Гарпунов» была операция «Богомол» 18 апреля 1988 года. В ходе этого сражения между американским и иранским флотом ракеты «Гарпун» применялись обеими сторонами: иранский корвет «Joshan» выпустил ракету по американским кораблям, но она была отклонена электронными помехами. Американские корабли и самолёты запустили, общим счётом, две ракеты RGM-84 и две ракеты AGM-84, три из которых попали в цель. Все три достигнутых в ходе сражения попаданий «Гарпунами» пришлись на иранский фрегат «Саханд».
Лётно-технические характеристики
Характеристики | A/U/RGM-84A и В | A/U/RGM-84C и О | A/U/RGM-84D2 | AGM-84E | |
---|---|---|---|---|---|
Длина ракеты с ускорителем, м | 4,57 | 5,18 | 5,23 | ||
Диаметр ракеты, м | 0,34 | ||||
Размах крыла, м | 0,91 | ||||
Стартовая масса, кг | 667 | 742 | 765 | ||
Масса боевой части, кг | 225 | 235 | 225 | ||
Максимальная дальность полета, км | 120 | 150 | 280 | 150 | |
Скорость полёта на маршевом участке, М | 0,85 | ||||
Система наведения | на маршевом участке полёта | Инерциальная | Инерциальная с коррекцией от СНС NAVSTAR | ||
на конечном участке полёта | Активная-радиолокационная | Тепловизионная, с телеуправлением |
АРГСН DSQ-28 Для защиты от средств радиоэлектронного подавления значение частоты меняется по случайному закону (ППРЧ псевдослучайная перестройка рабочей частоты). Обзор пространства осуществляется при помощи фазированной антенной решетки дисковой формы, диапазон 15,3-17,2 ГГц (масса 34 кг, импульсная мощность 35 кВт). Дальность обнаружения 40 км.
Модернизация
- Harpoon block III — контракт стоимостью 73,7 млн долларов США на разработку модернизированного «Гарпуна» был получен компанией Boeing в начале 2008 года. Программа модернизации затронет 800 ракет наземного и воздушного вариантов базирования и 50 ракет корабельного базирования. В процессе модернизации на борт ракет будет установлена аппаратура передачи данных, которая позволит получить больший контроль над ракетой уже после её старта. Планировалось, что этапы выработки системных требований и защиты эскизного проекта «Гарпуна» новой модификации будут выполнены в 2008 году, а начальной оперативной готовности Harpoon block 3 достигнет в 2011 году (для наземного и авиационного варианта)[7].
На вооружении
Аналоги
См. также
Примечания
- ↑ Gady, Franz-Stefan Who Will Supply the US Navy’s Next Anti-Ship Missile?. Thediplomat.com (20 April 2015). Дата обращения 12 марта 2016.
- ↑ Handel, Michael I. War, Strategy and Intelligence. (англ.) — Abingdon, Oxon: Frank Cass, 1989. — P.105-106 — 500 p. — (Cass series on politics and military affairs in the twentieth century) — ISBN 0-7146-4066-2.
- ↑ Andreas Parsch. Boeing (McDonnell Douglas) AGM/RGM/UGM-84 Harpoon (англ.). Сайт Designation-Systems.net (2004). Дата обращения 16 марта 2011. Архивировано 20 февраля 2012 года.
- ↑ США возобновят поставки оружия Тайваню lenta.ru, 28.08.2008
- ↑ Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения 12 марта 2016. Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ U.S. Navy Completes Flight Test of New Network-Enabled AGM-84N Harpoon Block II+ Missile
- ↑ Boeing Awarded Contract for Next-Generation Harpoon Block III Missile (англ.). Оф. сайт Boeing (31 January 2008). Дата обращения 17 февраля 2012. Архивировано 3 июня 2012 года.
- ↑ Lenta.ru: Оружие: ВМС Тайваня вооружат подлодки крылатыми ракетами
Ссылки
Активное радиолокационное самонаведениеАктивное радиолокационное самонаведение — метод наведения ракет, заключающийся в том, что ракета оснащается автономным радиолокатором и решающим блоком, позволяющим обнаружить и перехватить цель без вмешательства станции наведения на объекте-носителе.
Головка самонаведенияГоловка самонаведения (сокр. ГСН, англ. homing head или seeker) — автоматическое устройство, которое устанавливается на управляемое средство поражения (ракету, бомбу, торпеду и др.) для обеспечения прямого попадания в объект атаки или сближение на расстояние, меньшее радиуса поражения боевой части средства поражения (СП), то есть для обеспечения высокой точности наведения на цель. ГСН является элементом системы самонаведения.
СП, оборудованное ГСН, может «видеть» «подсвеченную» носителем или ей самой, излучающую или контрастную цель и самостоятельно наводиться на неё, в отличие от ракет, наводимых командным способом.
ВМС США в послевоенный период (1946—1991) | |
---|---|
На других языках
This page is based on a Wikipedia article written by authors
(here).
Text is available under the CC BY-SA 3.0 license; additional terms may apply.
Images, videos and audio are available under their respective licenses.
howlingpixel.com
Статус | на вооружении | ||||
---|---|---|---|---|---|
Разработчик | McDonnell Douglas | ||||
Годы разработки | 1968-1981 | ||||
Начало испытаний | октябрь 1972 | ||||
Принятие на вооружение | 1977 | ||||
Производитель | McDonnell Douglas | ||||
Годы производства | С 1975 | ||||
Единиц произведено | > 5500 шт. | ||||
Годы эксплуатации | 1977 — н. в. | ||||
Основные эксплуатанты | ВМС США | ||||
Другие эксплуатанты | см. список | ||||
↓Все технические характеристики | |||||
Изображения на Викискладе |
Характеристики | A/U/RGM-84A и В | A/U/RGM-84C и О | A/U/RGM-84D2 | AGM-84E | |
---|---|---|---|---|---|
Длина ракеты с ускорителем, м | 4,57 | 5,18 | 5,23 | ||
Диаметр ракеты, м | 0,34 | ||||
Размах крыла, м | 0,91 | ||||
Стартовая масса, кг | 667 | 742 | 765 | ||
Масса боевой части, кг | 225 | 235 | 225 | ||
Максимальная дальность полета, км | 120 | 150 | 280 | 150 | |
Скорость полёта на маршевом участке, М | 0,85 | ||||
Система наведения | на маршевом участке полёта | Инерциальная | Инерциальная с коррекцией от СНС NAVSTAR | ||
на конечном участке полёта | Активная-радиолокационная | Тепловизионная, с телеуправлением |
АРГСН DSQ-28 Для защиты от средств радиоэлектронного подавления значение частоты меняется по случайному закону (ППРЧ псевдослучайная перестройка рабочей частоты). Обзор пространства осуществляется при помощи фазированной антенной решетки дисковой формы, диапазон 15,3-17,2 ГГц (масса 34 кг, импульсная мощность 35 кВт). Дальность обнаружения 40 км.
Модернизация
- Harpoon block III — контракт стоимостью 73,7 млн долларов США на разработку модернизированного «Гарпуна» был получен компанией Boeing в начале 2008 года. Программа модернизации затронет 800 ракет наземного и воздушного вариантов базирования и 50 ракет корабельного базирования. В процессе модернизации на борт ракет будет установлена аппаратура передачи данных, которая позволит получить больший контроль над ракетой уже после её старта. Планировалось, что этапы выработки системных требований и защиты эскизного проекта «Гарпуна» новой модификации будут выполнены в 2008 году, а начальной оперативной готовности Harpoon block 3 достигнет в 2011 году (для наземного и авиационного варианта).
На вооружении
Австралия Австралия
| Канада Канада
|
Аналоги
- Х-35 Уран, (СССР / Россия, 1984 г.)
См. также
- Список противокорабельных ракет
- П-120 Малахит
Примечания
- ↑ Andreas Parsch. Boeing (McDonnell Douglas) AGM/RGM/UGM-84 Harpoon (англ.). Сайт Designation-Systems.net (2004). Проверено 16 марта 2011. Архивировано из первоисточника 20 февраля 2012.
- ↑ США возобновят поставки оружия Тайваню lenta.ru, 28.08.2008
- ↑ http://www.boeing.com/assets/pdf/defense-space/missiles/harpoon/docs/HarpoonBlockIIBackgrounder.pdf
- ↑ Boeing Awarded Contract for Next-Generation Harpoon Block III Missile (англ.). Оф. сайт Boeing (31 January 2008). Проверено 17 февраля 2012. Архивировано из первоисточника 3 июня 2012.
- ↑ Lenta.ru: Оружие: ВМС Тайваня вооружат подлодки крылатыми ракетами
Ссылки
- Кочубей С. Совершенствование противокорабельного ракетного комплекса «Гарпун» (рус.) // Зарубежное военное обозрение. — М.: «Красная звезда», 1990. — № 7. — С. 46-52. — ISSN 0134-921X.
- Andreas Parsch. Boeing (McDonnell Douglas) AGM/RGM/UGM-84 Harpoon (англ.). Сайт Designation-Systems.net (2004). Проверено 16 марта 2011. Архивировано из первоисточника 20 февраля 2012.
- AGM-84 HARPOON (рус.). Авиационная энциклопедия «Уголок неба». Проверено 15 апреля 2013. Архивировано из первоисточника 17 апреля 2013.
- Тучков Ю. Американская система УРО «Гарпун» (рус.) // Зарубежное военное обозрение. — М.: «Красная звезда», 1976. — № 3. — С. 78-82.
Корабли ВМС США в послевоенный период | |
---|---|
Авианосцы | Essex • Independence • Midway • Saipan • United States • Forrestal • Kitty Hawk • Enterprise • Nimitz • Gerald R. Ford • Список |
Линкоры | Iowa |
Крейсера и ракетные лидеры эсминцев | Norfolk • Boston • Galveston • Providence • Long Beach • Albany • Leahy • Bainbridge • Belknap • Truxtun • California • Virginia • Ticonderoga • CGX • |
Эсминцы | Mitscher • Forrest Sherman • Coontz (Farragut) • Charles F. Adams • Spruance • Kidd • Arleigh Burke • Zumwalt |
Фрегаты | Bronstein • Garcia • Knox • Glover • Brooke • Oliver Hazard Perry • Littoral Combat Ship |
Дизельные ПЛ | Tang • Grayback |
Многоцелевые атомные ПЛ | Nautilus • Seawolf • Skate • Triton • Halibut • Skipjack • Tullibee • Thresher/Permit • Sturgeon • Glenard P. Lipscomb • Los Angeles • Seawolf • Virginia • Список |
ПЛАРБ | George Washington • Ethan Allen • Lafayette • James Madison • Benjamin Franklin • Ohio • Список |
Десантные корабли | Iwo Jima • Tarawa • Wasp • America |
Вооружение ВМС США в послевоенный период | |
---|---|
Артиллерия | 406-мм Mk7 • 155-мм AGS • 127-мм Mk42 • 127-мм Mk45 • 76-мм Mk33 • 76-мм Mk75 • 35-мм MDG-351 • 30-мм Mk44 • 25-мм Mk38 • 20-мм Mk15 CIWS • 12.7-мм M2 |
Ракеты и ракетные комплексы | Regulus • Regulus II • Polaris • Poseidon • Trident • Trident II • Terrier • Tartar • Talos • Weapon Alpha • Harpoon • Tomahawk • LRASM • Sea Sparrow • ESSM • Standard • SM-1 • SM-2 • SM-3 • SM-6 • RAM • SUBROC • ASROC • Sea Lance • VLA • Помехи: SRBOC • Nulka • |
Пусковые установки | Список • Mk13 • Mk21 • Mk22 • Mk26 • Mk29 • Mk41 • Mk48 • Mk141 • Mk143 ABL • PVLS |
Торпеды | Список • Mk27 • Mk28 • Mk32 • Mk34 • Mk35 • Mk37 • Mk39 • Mk43 • Mk44 • Mk45 • Mk46 • Mk48 • Mk50 • Mk54 • HSUW • |
Торпедные аппараты | Mk32 |
Электронные системы ВМС США в послевоенный период | |
---|---|
Радары | ПЛ: AN/BPS-15/16 • 2D-обзор: AN/SPQ-9 • AN/SPS-10 • AN/SPS-29 • AN/SPS-32 • AN/SPS-37 • AN/SPS-40 • AN/SPS-43 • AN/SPS-49 • AN/SPS-55 • AN/SPS-67 • 3D-обзор: AN/SPS-8 • AN/SPS-26 • AN/SPS-30 • AN/SPS-33 • AN/SPS-39 • AN/SPS-42 • AN/SPS-48 • AN/SPS-52 • Управление оружием: AN/SPG-49 • AN/SPG-51 • AN/SPG-53 • AN/SPG-55 • AN/SPG-60 • AN/SPG-62 • Mk 23 • Mk 95 • Mk 115 • Многофункциональные: AN/SPG-59 • AN/SPY-1 • AN/SPY-2 • AN/SPY-3 • РЭБ: AN/SLQ-32 • Траффик-контроль: AN/SPN-35 • AN/SPN-41 • AN/SPN-42 • AN/SPN-43 • AN/SPN-44 • AN/SPN-45 • AN/SPN-46 • Навигационные: AN/SPS-64 • Прочее: AN/SPS-60 • AN/SPS-73 • Системы: SCANFAR • DBR • AMDR • Список |
Сонары подводных лодок | AN/BQG-5 Wide Aperture Array • AN/BQQ-5 • AN/BQQ-6 • AN/BQQ-9 TASPE • AN/BQQ-10 A-RCI • AN/BQR-2 • AN/BQR-7 • AN/BQR-15 • AN/BQR-19 • AN/BQR-20/22/23/23A • AN/BQR-21 • AN/BQS-4 • AN/BQS-13 • AN/BQS-14 • AN/BQS-15 • Буксируемые: TB-16 • TB-23 • TB-29 |
Сонары надводных кораблей | Стационарные: AN/SQS-23 • AN/SQQ-23 • AN/SQQ-30 • AN/SQS-26 • AN/SQS-29 • AN/SQS-35 • AN/SQS-53 • AN/SQS-56 • Буксируемые: AN/SQR-18 • AN/SQR-19 • AN/SQQ-32 • AN/UQQ-2 • Эхолоты: AN/UQN-1 • AN/UQN-4 • AN/WQN-1 • AN/WQN-2 • Сигнальные процессоры: AN/UYS-1 • AN/UYS-2 • AN/SQQ-28 • TASP • Ложные цели: AN/SLQ-25 Nixie |
Гидроакустические буи | AN/SSQ-2 • AN/SSQ-23 • AN/SSQ-36 • AN/SSQ-41 • AN/SSQ-47 • AN/SSQ-50 • AN/SSQ-53 • AN/SSQ-57 • AN/SSQ-58 • AN/SSQ-62 • AN/SSQ-71 • AN/SSQ-77 • AN/SSQ-83 • AN/SSQ-86 • AN/SSQ-101 • AN/SSQ-110 |
БИУС и системы управления огнём | NTDS • ACDS • SSDS • CEC • Typhon • AEGIS • AN/SQQ-89 • ITAWDS • TSCE
|
Компьютеры | AN/UYK-7 • AN/UYK-14 • AN/UYK-15 • AN/UYK-20 • AN/USQ-20 • AN/UYK-30 • AN/UYK-43 • AN/UYK-44 • |
Авиация и оборудование ВМС США в послевоенный период | |
---|---|
Авиация | A-1 • A-2 • A-3 • A-4 • A-5 • A-6 • A-7 • FJ • FH-1 • F2H • F-3 • F-4 • F-6 • F7U • F-8 • F9F • F-9 • F-10 • F-11 • F-14 • F/A-18 • P-2 • P-3 • SH-2 • SH-3 • SH-60 • AF • S-2 • S-3 • C-1 • C-2 • E-1 • E-2 • EA-6 |
Средства для проведения спецопераций | ASDS • SDV • DDS • CRRC |
Программы ВМС США в послевоенный период | |
---|---|
Программы | GUPPY • FRAM • SCB-27 • SCB-101 • SCB-110 • SCB-125 • NTU • 600-ship Navy |
Гарпун (противокорабельная ракета) Информацию О
Гарпун (противокорабельная ракета) Комментарии
Гарпун (противокорабельная ракета)
Гарпун (противокорабельная ракета)
Гарпун (противокорабельная ракета) Вы просматриваете субъект
Гарпун (противокорабельная ракета) что, Гарпун (противокорабельная ракета) кто, Гарпун (противокорабельная ракета) описание
There are excerpts from wikipedia on this article and video
www.turkaramamotoru.com
ANTI-SHIP MISSILE «HARPOON» (USA) 29.12.2013 04.07.2014 ВОЕННО-МОРСКИЕ СИЛЫ ИНДИИ 01.04.2015 ВОЕННО-МОРСКИЕ СИЛЫ ИНДИИ МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ 12.04.2016 МНОГОЦЕЛЕВОЙ ФРЕГАТ ТИПА HALIFAX (КАНАДА) БОЕВОЙ КОРАБЛЬ ПРИБРЕЖНОЙ ЗОНЫ LCS ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ ТИП 209 (ГЕРМАНИЯ) ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЙ И ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ МИРА МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ МНОГОЦЕЛЕВОЙ ФРЕГАТ ПРОЕКТА DW3000H (ЮЖНАЯ КОРЕЯ/ТАЙЛАНД) 07.02.2018 ПЕРСПЕКТИВНЫЙ БОЕВОЙ КОРАБЛЬ ПО ПРОГРАММЕ LAIVUE 2020 (ФИНЛЯНДИЯ) МНОГОЦЕЛЕВОЙ ФРЕГАТ ТИПА KAREL DOORMAN ТИПА М (НИДЕРЛАНДЫ) МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ
В 1965 г. военно-морской флот США начал исследования по теме ракеты с дальностью полета до 45 км для уничтожения подводных лодок, находящихся в надводном положении. Проекту было присвоено кодовое название Harpoon. После того, как в 1967 г. еврейский фрегат «Эилает» был потоплен двумя ПКР П-15 советского производства, командование ВМФ США увидело необходимость создания специализированного противокорабельного ракетного оружия, и поэтому основным предназначением программы Harpoon стала борьба с надводными кораблями. Официально работы по программе начались в 1968 г. В 1970 г. ракете в было присвоено обозначение ZAGM-84A. В начале 1996 г. фирмой McDonnell-Douglas была предложена программа модернизации Harpoon 2000, позже развившаяся в Harpoon Block 2. Предложенные улучшения включали ИНС сопряженную с приемником GPS и более стойкую с средствам РЭБ АРЛГСН. Система GPS/ИНС обеспечивает на много более высокую точность атаки прибрежных целей. Предложения по программе Harpoon 2000/Block 2, не заинтересовали командование ВМФ США, и не смотря на то, что для ракеты было выделено обозначение RGM-84J работы далее не продвинулись. Однако, в рамках программы Block 2 фирмой McDD в инициативном порядке были созданы экспортные варианты AGM-84L/RGM-84L, заказы на которые разместили Египет, ОАЭ, Тайвань и Южная Корея.
ПУСКОВЫЕ УСТАНОВКИ ПКР «ГАРПУН», ФРЕГАТ F81 SUTHERLAND, ФОТОРЕПОРТАЖ, 25.05.2005 Г. |
bastion-karpenko.ru
Гарпун (противокорабельная ракета) — Википедия
AGM/RGM/UGM-84 «Гарпун» (англ. Harpoon, //, — гарпун) — американская противокорабельная крылатая ракета, одна из самых распространённых в мире. Разработана компанией МакДоннелл-Дуглас, в настоящее время производится на предприятиях корпорации Боинг.
Эта малогабаритная ракета имеет дозвуковую скорость полёта, осколочно-фугасную боевую часть массой 225 кг, максимальная дальность стрельбы зависит от носителя, модификации ракеты и целеуказания и составляет от 90 до 220 км (280 км у модификации SLAM, а ряд не принятых на вооружение версий ракеты имел и большую дальность)[3].
Существует в вариантах:
- авиационного базирования — AGM-84
- корабельного (берегового) базирования — RGM-84
- для запуска с подводных лодок — UGM-84
Ракета прошла несколько модернизаций.
Рыночная стоимость на 2008 составляла $1,5 млн[4].
Авиационный вариант ПКР ГарпунИстория
Ещё в 1965 году вооруженные силы США начали разработку ракеты с радиусом действия до 45 км, предназначенной для поражения всплывших подводных лодок. По ассоциации с китобойным промыслом, ракета получила условное название «Harpoon» («киты» — сленговое название всплывших субмарин). Работы продвигались сравнительно медленно — ВМФ США не видел особой необходимости в специализированном противокорабельном оружии, считая что палубная авиация с тактическими ядерными бомбами более эффективна. Задачи же самообороны кораблей предполагалось решать с помощью приспособленных для стрельбы по надводным целям модификаций зенитных ракет.
После потопления израильского эсминца «Эйлат» ракетами П-15 «Термит» с египетских катеров в 1967 году, ВМФ США, оценив потенциал специализированного противокорабельного оружия, принял решение переориентировать программу «Гарпун» на борьбу с надводными кораблями. Работы над проектом официально были начаты в 1968 году. Первоначально, основными носителями нового оружия должны были стать патрульные самолёты, но в начале 1970-х было решено расширить гамму возможных носителей и запускать ракеты также с подводных лодок, палубных штурмовиков и надводных кораблей.
Контракт на разработку новой ракеты получила в июне 1971 года McDonnell Douglas. Уже в октябре 1972 года, на лётные испытания были представлены первые прототипы ракеты с твердотопливным ракетным двигателем. К этому моменту уже стало ясно, что оптимальным средством преодоления ПВО корабля противника является полёт к цели на сверхмалой высоте и новая ракета изначально проектировалась под это условие. Так как требования по дальности действия к этому моменту увеличились почти вдвое (до 90 км), фирма решила отказаться от изначально предполагавшегося к установке на ракете РДТТ и заменить его более экономичным турбореактивным.
Производство предсерийных образцов ракеты, получившей обозначение AGM-84/RGM-84/UGM-84 для, соответственно, воздушного/надводного/подводного запуска началось в 1975 году. Официально «Гарпун» был принят на вооружение в 1977 году в корабельном варианте базирования (RGM-84A). Авиационный вариант AGM-84A приняли для самолётов P-3 в 1979 году, а вариант для подлодок — в 1981 году.
Видео по теме
Конструкция
Конструктивно ракета «Гарпун» состоит из четырёх отсеков, в головном или приборном отсеке AN/DSQ-44 расположена аппаратура системы наведения, за ним следует отсек боевой части, обозначаемый WAU-3(V)/B, отсека маршевого двигателя A/B44G-1 и хвостовой отсек.
Ракета имеет цилиндрический фюзеляж с радиопрозрачным обтекателем оживальной формы. Четыре Х-образно расположенных крыла установлены в средней части корпуса ракеты, сразу за отсеком БЧ (на версии UGM, стартующей из аппаратов подводных лодок, крылья складные и раскладываются после старта). Длина ракеты составляет около 4,5 метров для версий надводного (RGM) и подводного запуска (UGM), и несколько меньше, 3,5 метра — для авиационного варианта ракеты (AGM), за счёт отсутствия на последней стартового ускорителя.
В качестве маршевого на «Гарпуне» использован турбореактивный двигатель Teledyne CAE J402, разработанным специально для этой ракеты. Воздухозаборник двигателя размещён в нижней части корпуса ракеты, между нижней парой крыльев. Двигатель обеспечивает устойчивый полёт на скорости до 850 км/ч и высоте до 900 метров. Для запуска с подводных лодок или надводных кораблей, соответствующие версии ракеты оснащаются твердотопливным стартовым ускорителем, закрепляемым в хвостовой части.
Ракета оснащена проникающей осколочно-фугасной боевой частью WDU-18/B массой 221 кг и длиной 0,9 м.
Наведение ракеты осуществляется в две стадии. На первой, ракета следует по заданному курсу на сверхмалой высоте в сторону цели. В рассчитанный момент времени, ракета инициализирует активную радиолокационную головку самонаведения AN/DSQ-28 и начинает поиск цели в секторе 45 градусов от направления полёта. Максимальная дальность обнаружения эсминца для современных ГСН составляет, по имеющимся данным, 40 км, а катера — до 18 км.
Как только цель обнаружена, ракета наводится на неё и выполняет атаку двумя возможными способами: либо атакует цель горизонтально, двигаясь параллельно воде на высоте 2-4 метра, либо делает манёвр «горка», поднимаясь на высоту до 1800 метров и пикируя на цель. Второй способ атаки был разработан для поражения низкосидящих целей (вроде всплывших подводных лодок) и небольших маневренных катеров.
Пусковые установки
Ракета «Гарпун» может запускаться из различных пусковых установок. Специализированными для этой ракеты являются лёгкие незащищённые счетверённые пусковые установки Mk-140 и взрывозащищённые пусковые контейнеры Mk-141. Возможен запуск ракеты из неспециализированных пусковых установок: к примеру, из ячеек контейнерной пусковой установки Mk-16 для ПЛУР RUR-5 ASROC. «Гарпуны» также могут запускаться с балочной пусковой установки Mk-13 и из торпедных аппаратов подводных лодок.
«Гарпун» является одной из немногих современных американских ракет, не приспособленной к запуску из ячеек установки вертикального пуска Mk-41. Возможность создания «Гарпуна» вертикального запуска обсуждалась ВМФ США, но её реализация была отложена по финансовым соображениям.
Модификации
- RGM-84A (UGM-84A, AGM-84A) — исходная версия ракеты, принятая на вооружение в 1977 году. Имела радиус действия до 140 км и была способна атаковать цель только из пикирования.
- RTM-84A (UTM-84A, ATM-84A) — учебная (T — training) версия RGM-84A с инертной боевой частью.
- UGM-84B — вариант ракеты подводного запуска, разработанный специально для Королевского ВМФ Великобритании. Имела несколько меньшую высоту полёта чем UGM-84A. Также была разработана тренировочная версия UTM-84B.
- RGM-84С (UGM-84С, AGM-84С) — модификация ракеты, появившаяся в 1982 году. Отличалась от RGM-84A исключительно тем, что вместо атаки из пикирования выполняла атаку в режиме скольжения над гребнями волн.
- RGM-84D (UGM-84D, AGM-84D) — модификация ракеты увеличенного радиуса действия, созданная в 1985 году. Путём замены авиатоплива JP-6 на топливо JP-10 удалось увеличить дальность действия до 220 км (для авиационного варианта). Ракета также имела улучшенные возможности противодействия помехам и два возможных режима атаки: из пикирования, и из горизонтального полёта.
- AGM-84E SLAM (англ. Stand-off Land Attack Missile) — см. SLAM. Версия ракеты для поражения наземных целей.
- RGM-84F (AGM-84F) — удлинённая версия ракеты, разрабатывавшаяся в 1989—1993 годах. Имела существенно увеличенный до 315 км радиус действия, режим длительного поиска цели и возможность повторного захода в случае промаха. Из-за увеличенных размеров не влезала в торпедные аппараты, поэтому версии для подводных лодок не существовало. Первая ракета этой серии взлетела в 1991 году, но несмотря на успешные испытания, проект был закрыт в 1993.
- RGM-84G (UGM-84G, AGM-84G) — модификация ракет типа RGM-84С в части добавления функции повторного захода на цель в случае промаха. Также улучшена защищённость от воздействия средств электронного противодействия.
- AGM-84H SLAM-ER (англ. Stand-off Land Attack Missile — Expanded Response) — усовершенствованная версия SLAM, ракеты для поражения наземных целей имеющая увеличенный радиус действия и новую секцию управления AN/DSQ-61, включающую БЦВМ, инерциальную систему навигации и многоканальный приёмник спутниковой системы NAVSTAR. Разработка начата в 1994 году, начальная оперативная готовность достигнута в марте 2000 года.
- RGM-84J (AGM-84J) — планировавшаяся в рамках программы «Harpoon-2000» версия универсальной ракеты, способной поражать и корабли и наземные сооружения. Ракета должна была иметь инерциальную систему навигации комплексированную с системами коррекции по данным приёмника GPS и радиолокационной рельефометрической системы для полёта на малой высоте над сушей. ВМФ США не заинтересовался концепцией, и ракета не была реализована.
- AGM-84K — усовершенствованная версия AGM-84H SLAM-ER.
- RGM-84L (AGM-84L) — версия ракеты RGM-84J с навигацией по GPS, разработанная для экспортных поставок. ВМФ США изначально не заинтересовался проектом, но ряд стран, включая Египет, ОАЭ и Тайвань приобрели эти ПКР. В частности, 20 ракет были приобретены Индией для вооружения морской ударной авиации. Позднее, ВМФ США также приобрел ограниченное число ракет этой модели[5].
- RGM-84M (AGM-84M) — версия ракеты RGM-84L имеющая двусторонний канал передачи данных и разрабатывавшаяся для ВМФ США. За счёт применения этой системы можно было бы реализовывать схемы многовекторной атаки, выводя ракеты на одну цель с нескольких направлений. ВМФ США планировал приобрести 850 модернизационных наборов для переделки существующих ракет в стандарт RGM-84M, но ввиду значительного роста цены ракеты проект был закрыт в 2011 году в пользу перспективной ракеты большой дальности LRASM.
- RGM-84N (AGM-84N) — также известна как Harpoon Block II+. Наиболее современная версия ракеты, прошедшая испытания в ноябре 2015 и планирующаяся к принятию на вооружение в 2017[6]. Использует новую систему наведения на маршевом участке, включающую навигацию по GPS и интегрированный двухсторонний канал связи с самолетом-носителем, что позволяет корректировать курс ракеты, улучшить селекцию ложных целей (за счет сличения данных ГСН ракеты с данными самолета-носителя) и реализовать возможность одновременного захода нескольких ракет на одну цель с разных направлений — т.н. многовекторной атаки — с целью дезориентировать систему ПВО цели.
Боевое применение
Впервые ракеты «Гарпун» в боевой обстановке были применены иранским флотом в 1980 году, во время ирано-иракской войны. В ходе операции «Моравид» 28-29 ноября 1980 года, иранские ракетные катера успешно потопили ракетами RGM-84A два иракских ракетных катера советского проекта 205. По ряду данных, ракеты также применялись иранцами в ходе т. н. «танкерной войны» для нападения на нейтральные танкеры, следующие через Персидский Залив.
В 1986 году, американский ракетный крейсер «Йорктаун» типа «Тикондерога» и палубные штурмовики с авианосцев выпустили несколько ракет «Гарпун» по ливийским корветам и ракетным катерам в заливе Сидра. Один ливийский корвет и один ракетный катер были потоплены этими ракетами.
Наиболее масштабным сражением с применением «Гарпунов» была операция «Богомол» 18 апреля 1988 года. В ходе этого сражения между американским и иранским флотом ракеты «Гарпун» применялись обеими сторонами: иранский корвет «Joshan» выпустил ракету по американским кораблям, но она была отклонена электронными помехами. Американские корабли и самолёты запустили, общим счётом, две ракеты RGM-84 и две ракеты AGM-84, три из которых попали в цель. Все три достигнутых в ходе сражения попаданий «Гарпунами» пришлись на иранский фрегат «Саханд».
Лётно-технические характеристики
Характеристики | A/U/RGM-84A и В | A/U/RGM-84C и О | A/U/RGM-84D2 | AGM-84E | |
---|---|---|---|---|---|
Длина ракеты с ускорителем, м | 4,57 | 5,18 | 5,23 | ||
Диаметр ракеты, м | 0,34 | ||||
Размах крыла, м | 0,91 | ||||
Стартовая масса, кг | 667 | 742 | 765 | ||
Масса боевой части, кг | 225 | 235 | 225 | ||
Максимальная дальность полета, км | 120 | 150 | 280 | 150 | |
Скорость полёта на маршевом участке, М | 0,85 | ||||
Система наведения | на маршевом участке полёта | Инерциальная | Инерциальная с коррекцией от СНС NAVSTAR | ||
на конечном участке полёта | Активная-радиолокационная | Тепловизионная, с телеуправлением |
АРГСН DSQ-28 Для защиты от средств радиоэлектронного подавления значение частоты меняется по случайному закону (ППРЧ псевдослучайная перестройка рабочей частоты). Обзор пространства осуществляется при помощи фазированной антенной решетки дисковой формы, диапазон 15,3-17,2 ГГц (масса 34 кг, импульсная мощность 35 кВт). Дальность обнаружения 40 км.
Модернизация
- Harpoon block III — контракт стоимостью 73,7 млн долларов США на разработку модернизированного «Гарпуна» был получен компанией Boeing в начале 2008 года. Программа модернизации затронет 800 ракет наземного и воздушного вариантов базирования и 50 ракет корабельного базирования. В процессе модернизации на борт ракет будет установлена аппаратура передачи данных, которая позволит получить больший контроль над ракетой уже после её старта. Планировалось, что этапы выработки системных требований и защиты эскизного проекта «Гарпуна» новой модификации будут выполнены в 2008 году, а начальной оперативной готовности Harpoon block 3 достигнет в 2011 году (для наземного и авиационного варианта)[7].
На вооружении
Аналоги
См. также
Примечания
Ссылки
ВМС США в послевоенный период (1946—1991) | |
---|---|
wiki2.red
Гарпун (противокорабельная ракета) — Википедия. Что такое Гарпун (противокорабельная ракета)
AGM/RGM/UGM-84 «Гарпун» (англ. Harpoon, //, — гарпун) — американская противокорабельная крылатая ракета, одна из самых распространённых в мире. Разработана компанией МакДоннелл-Дуглас, в настоящее время производится на предприятиях корпорации Боинг.
Эта малогабаритная ракета имеет дозвуковую скорость полёта, осколочно-фугасную боевую часть массой 225 кг, максимальная дальность стрельбы зависит от носителя, модификации ракеты и целеуказания и составляет от 90 до 220 км (280 км у модификации SLAM, а ряд не принятых на вооружение версий ракеты имел и большую дальность)[3].
Существует в вариантах:
- авиационного базирования — AGM-84
- корабельного (берегового) базирования — RGM-84
- для запуска с подводных лодок — UGM-84
Ракета прошла несколько модернизаций.
Рыночная стоимость на 2008 составляла $1,5 млн[4].
Авиационный вариант ПКР ГарпунИстория
Ещё в 1965 году вооруженные силы США начали разработку ракеты с радиусом действия до 45 км, предназначенной для поражения всплывших подводных лодок. По ассоциации с китобойным промыслом, ракета получила условное название «Harpoon» («киты» — сленговое название всплывших субмарин). Работы продвигались сравнительно медленно — ВМФ США не видел особой необходимости в специализированном противокорабельном оружии, считая что палубная авиация с тактическими ядерными бомбами более эффективна. Задачи же самообороны кораблей предполагалось решать с помощью приспособленных для стрельбы по надводным целям модификаций зенитных ракет.
После потопления израильского эсминца «Эйлат» ракетами П-15 «Термит» с египетских катеров в 1967 году, ВМФ США, оценив потенциал специализированного противокорабельного оружия, принял решение переориентировать программу «Гарпун» на борьбу с надводными кораблями. Работы над проектом официально были начаты в 1968 году. Первоначально, основными носителями нового оружия должны были стать патрульные самолёты, но в начале 1970-х было решено расширить гамму возможных носителей и запускать ракеты также с подводных лодок, палубных штурмовиков и надводных кораблей.
Контракт на разработку новой ракеты получила в июне 1971 года McDonnell Douglas. Уже в октябре 1972 года, на лётные испытания были представлены первые прототипы ракеты с твердотопливным ракетным двигателем. К этому моменту уже стало ясно, что оптимальным средством преодоления ПВО корабля противника является полёт к цели на сверхмалой высоте и новая ракета изначально проектировалась под это условие. Так как требования по дальности действия к этому моменту увеличились почти вдвое (до 90 км), фирма решила отказаться от изначально предполагавшегося к установке на ракете РДТТ и заменить его более экономичным турбореактивным.
Производство предсерийных образцов ракеты, получившей обозначение AGM-84/RGM-84/UGM-84 для, соответственно, воздушного/надводного/подводного запуска началось в 1975 году. Официально «Гарпун» был принят на вооружение в 1977 году в корабельном варианте базирования (RGM-84A). Авиационный вариант AGM-84A приняли для самолётов P-3 в 1979 году, а вариант для подлодок — в 1981 году.
Конструкция
Конструктивно ракета «Гарпун» состоит из четырёх отсеков, в головном или приборном отсеке AN/DSQ-44 расположена аппаратура системы наведения, за ним следует отсек боевой части, обозначаемый WAU-3(V)/B, отсека маршевого двигателя A/B44G-1 и хвостовой отсек.
Ракета имеет цилиндрический фюзеляж с радиопрозрачным обтекателем оживальной формы. Четыре Х-образно расположенных крыла установлены в средней части корпуса ракеты, сразу за отсеком БЧ (на версии UGM, стартующей из аппаратов подводных лодок, крылья складные и раскладываются после старта). Длина ракеты составляет около 4,5 метров для версий надводного (RGM) и подводного запуска (UGM), и несколько меньше, 3,5 метра — для авиационного варианта ракеты (AGM), за счёт отсутствия на последней стартового ускорителя.
В качестве маршевого на «Гарпуне» использован турбореактивный двигатель Teledyne CAE J402, разработанным специально для этой ракеты. Воздухозаборник двигателя размещён в нижней части корпуса ракеты, между нижней парой крыльев. Двигатель обеспечивает устойчивый полёт на скорости до 850 км/ч и высоте до 900 метров. Для запуска с подводных лодок или надводных кораблей, соответствующие версии ракеты оснащаются твердотопливным стартовым ускорителем, закрепляемым в хвостовой части.
Ракета оснащена проникающей осколочно-фугасной боевой частью WDU-18/B массой 221 кг и длиной 0,9 м.
Наведение ракеты осуществляется в две стадии. На первой, ракета следует по заданному курсу на сверхмалой высоте в сторону цели. В рассчитанный момент времени, ракета инициализирует активную радиолокационную головку самонаведения AN/DSQ-28 и начинает поиск цели в секторе 45 градусов от направления полёта. Максимальная дальность обнаружения эсминца для современных ГСН составляет, по имеющимся данным, 40 км, а катера — до 18 км.
Как только цель обнаружена, ракета наводится на неё и выполняет атаку двумя возможными способами: либо атакует цель горизонтально, двигаясь параллельно воде на высоте 2-4 метра, либо делает манёвр «горка», поднимаясь на высоту до 1800 метров и пикируя на цель. Второй способ атаки был разработан для поражения низкосидящих целей (вроде всплывших подводных лодок) и небольших маневренных катеров.
Пусковые установки
Ракета «Гарпун» может запускаться из различных пусковых установок. Специализированными для этой ракеты являются лёгкие незащищённые счетверённые пусковые установки Mk-140 и взрывозащищённые пусковые контейнеры Mk-141. Возможен запуск ракеты из неспециализированных пусковых установок: к примеру, из ячеек контейнерной пусковой установки Mk-16 для ПЛУР RUR-5 ASROC. «Гарпуны» также могут запускаться с балочной пусковой установки Mk-13 и из торпедных аппаратов подводных лодок.
«Гарпун» является одной из немногих современных американских ракет, не приспособленной к запуску из ячеек установки вертикального пуска Mk-41. Возможность создания «Гарпуна» вертикального запуска обсуждалась ВМФ США, но её реализация была отложена по финансовым соображениям.
Модификации
- RGM-84A (UGM-84A, AGM-84A) — исходная версия ракеты, принятая на вооружение в 1977 году. Имела радиус действия до 140 км и была способна атаковать цель только из пикирования.
- RTM-84A (UTM-84A, ATM-84A) — учебная (T — training) версия RGM-84A с инертной боевой частью.
- UGM-84B — вариант ракеты подводного запуска, разработанный специально для Королевского ВМФ Великобритании. Имела несколько меньшую высоту полёта чем UGM-84A. Также была разработана тренировочная версия UTM-84B.
- RGM-84С (UGM-84С, AGM-84С) — модификация ракеты, появившаяся в 1982 году. Отличалась от RGM-84A исключительно тем, что вместо атаки из пикирования выполняла атаку в режиме скольжения над гребнями волн.
- RGM-84D (UGM-84D, AGM-84D) — модификация ракеты увеличенного радиуса действия, созданная в 1985 году. Путём замены авиатоплива JP-6 на топливо JP-10 удалось увеличить дальность действия до 220 км (для авиационного варианта). Ракета также имела улучшенные возможности противодействия помехам и два возможных режима атаки: из пикирования, и из горизонтального полёта.
- AGM-84E SLAM (англ. Stand-off Land Attack Missile) — см. SLAM. Версия ракеты для поражения наземных целей.
- RGM-84F (AGM-84F) — удлинённая версия ракеты, разрабатывавшаяся в 1989—1993 годах. Имела существенно увеличенный до 315 км радиус действия, режим длительного поиска цели и возможность повторного захода в случае промаха. Из-за увеличенных размеров не влезала в торпедные аппараты, поэтому версии для подводных лодок не существовало. Первая ракета этой серии взлетела в 1991 году, но несмотря на успешные испытания, проект был закрыт в 1993.
- RGM-84G (UGM-84G, AGM-84G) — модификация ракет типа RGM-84С в части добавления функции повторного захода на цель в случае промаха. Также улучшена защищённость от воздействия средств электронного противодействия.
- AGM-84H SLAM-ER (англ. Stand-off Land Attack Missile — Expanded Response) — усовершенствованная версия SLAM, ракеты для поражения наземных целей имеющая увеличенный радиус действия и новую секцию управления AN/DSQ-61, включающую БЦВМ, инерциальную систему навигации и многоканальный приёмник спутниковой системы NAVSTAR. Разработка начата в 1994 году, начальная оперативная готовность достигнута в марте 2000 года.
- RGM-84J (AGM-84J) — планировавшаяся в рамках программы «Harpoon-2000» версия универсальной ракеты, способной поражать и корабли и наземные сооружения. Ракета должна была иметь инерциальную систему навигации комплексированную с системами коррекции по данным приёмника GPS и радиолокационной рельефометрической системы для полёта на малой высоте над сушей. ВМФ США не заинтересовался концепцией, и ракета не была реализована.
- AGM-84K — усовершенствованная версия AGM-84H SLAM-ER.
- RGM-84L (AGM-84L) — версия ракеты RGM-84J с навигацией по GPS, разработанная для экспортных поставок. ВМФ США изначально не заинтересовался проектом, но ряд стран, включая Египет, ОАЭ и Тайвань приобрели эти ПКР. В частности, 20 ракет были приобретены Индией для вооружения морской ударной авиации. Позднее, ВМФ США также приобрел ограниченное число ракет этой модели[5].
- RGM-84M (AGM-84M) — версия ракеты RGM-84L имеющая двусторонний канал передачи данных и разрабатывавшаяся для ВМФ США. За счёт применения этой системы можно было бы реализовывать схемы многовекторной атаки, выводя ракеты на одну цель с нескольких направлений. ВМФ США планировал приобрести 850 модернизационных наборов для переделки существующих ракет в стандарт RGM-84M, но ввиду значительного роста цены ракеты проект был закрыт в 2011 году в пользу перспективной ракеты большой дальности LRASM.
- RGM-84N (AGM-84N) — также известна как Harpoon Block II+. Наиболее современная версия ракеты, прошедшая испытания в ноябре 2015 и планирующаяся к принятию на вооружение в 2017[6]. Использует новую систему наведения на маршевом участке, включающую навигацию по GPS и интегрированный двухсторонний канал связи с самолетом-носителем, что позволяет корректировать курс ракеты, улучшить селекцию ложных целей (за счет сличения данных ГСН ракеты с данными самолета-носителя) и реализовать возможность одновременного захода нескольких ракет на одну цель с разных направлений — т.н. многовекторной атаки — с целью дезориентировать систему ПВО цели.
Боевое применение
Впервые ракеты «Гарпун» в боевой обстановке были применены иранским флотом в 1980 году, во время ирано-иракской войны. В ходе операции «Моравид» 28-29 ноября 1980 года, иранские ракетные катера успешно потопили ракетами RGM-84A два иракских ракетных катера советского проекта 205. По ряду данных, ракеты также применялись иранцами в ходе т. н. «танкерной войны» для нападения на нейтральные танкеры, следующие через Персидский Залив.
В 1986 году, американский ракетный крейсер «Йорктаун» типа «Тикондерога» и палубные штурмовики с авианосцев выпустили несколько ракет «Гарпун» по ливийским корветам и ракетным катерам в заливе Сидра. Один ливийский корвет и один ракетный катер были потоплены этими ракетами.
Наиболее масштабным сражением с применением «Гарпунов» была операция «Богомол» 18 апреля 1988 года. В ходе этого сражения между американским и иранским флотом ракеты «Гарпун» применялись обеими сторонами: иранский корвет «Joshan» выпустил ракету по американским кораблям, но она была отклонена электронными помехами. Американские корабли и самолёты запустили, общим счётом, две ракеты RGM-84 и две ракеты AGM-84, три из которых попали в цель. Все три достигнутых в ходе сражения попаданий «Гарпунами» пришлись на иранский фрегат «Саханд».
Лётно-технические характеристики
Характеристики | A/U/RGM-84A и В | A/U/RGM-84C и О | A/U/RGM-84D2 | AGM-84E | |
---|---|---|---|---|---|
Длина ракеты с ускорителем, м | 4,57 | 5,18 | 5,23 | ||
Диаметр ракеты, м | 0,34 | ||||
Размах крыла, м | 0,91 | ||||
Стартовая масса, кг | 667 | 742 | 765 | ||
Масса боевой части, кг | 225 | 235 | 225 | ||
Максимальная дальность полета, км | 120 | 150 | 280 | 150 | |
Скорость полёта на маршевом участке, М | 0,85 | ||||
Система наведения | на маршевом участке полёта | Инерциальная | Инерциальная с коррекцией от СНС NAVSTAR | ||
на конечном участке полёта | Активная-радиолокационная | Тепловизионная, с телеуправлением |
АРГСН DSQ-28 Для защиты от средств радиоэлектронного подавления значение частоты меняется по случайному закону (ППРЧ псевдослучайная перестройка рабочей частоты). Обзор пространства осуществляется при помощи фазированной антенной решетки дисковой формы, диапазон 15,3-17,2 ГГц (масса 34 кг, импульсная мощность 35 кВт). Дальность обнаружения 40 км.
Модернизация
- Harpoon block III — контракт стоимостью 73,7 млн долларов США на разработку модернизированного «Гарпуна» был получен компанией Boeing в начале 2008 года. Программа модернизации затронет 800 ракет наземного и воздушного вариантов базирования и 50 ракет корабельного базирования. В процессе модернизации на борт ракет будет установлена аппаратура передачи данных, которая позволит получить больший контроль над ракетой уже после её старта. Планировалось, что этапы выработки системных требований и защиты эскизного проекта «Гарпуна» новой модификации будут выполнены в 2008 году, а начальной оперативной готовности Harpoon block 3 достигнет в 2011 году (для наземного и авиационного варианта)[7].
На вооружении
Аналоги
См. также
Примечания
Ссылки
ВМС США в послевоенный период (1946—1991) | |
---|---|
wiki.sc
📌 Гарпун (противокорабельная ракета) — это… 🎓 Что такое Гарпун (противокорабельная ракета)?
AGM/RGM/UGM-84 «Гарпун» (англ. AGM/RGM/UGM-84 Harpoon — Гарпун) — американская противокорабельная крылатая ракета, одна из самых распространенных в мире. Разработана компанией МакДоннелл-Дуглас, в настоящее время производится на предприятиях корпорации Боинг.
Эта малогабаритная ракета имеет дозвуковую скорость полета, бронебойную боевую часть массой 225 кг, дальность действия зависит от носителя и целеуказания (93-315 км). ГСН с ФАР[1]
Существует в вариантах:
- авиационного базирования — AGM-84
- корабельного (берегового) базирования — RGM-84
- для запуска с подводных лодок — UGM-84
Ракета прошла несколько модернизаций.
Стоимость на 2008 составляла $1,5 млн.[2]
Авиационный вариант ПКР ГарпунОписание
Ракета первых версий имела РДТТ, после 1977 года разработана версия с ТРД J402-CA-400 фирмы Teledyne(масса 44 кг, длина 76,2 см, тяга 273 кгс, масса топлива 45 кг). Боевая часть WDU-18/B (вес 222 кг, длина 0,9 м) имеет бронированный корпус, под пластиковым обтекателем расположена АРГСН DSQ-28 для защиты от средств радиоэлектронного подавления значение частоты меняется по случайному закону (ППРЧ псевдослучайная перестройка рабочей частоты). Обзор пространства осуществляется при помощи фазированной антенной решетки дисковой формы, диапазон 15,3-17,2 ГГц (масса 34 кг, импульсная мощность 35 кВт). Дальность обнаружения 40 км. С цифровым методом обработки сигнала[3]
Лётно-технические характеристики
Характеристики | A/U/RGM-84A и В | A/U/RGM-84C и О | A/U/RGM-84D2 | AGM-84E | |
---|---|---|---|---|---|
Длина ракеты с ускорителем, м | 4,57 | 5,18 | 5,23 | ||
Диаметр ракеты, м | 0,34 | ||||
Размах крыла, м | 0,91 | ||||
Стартовая масса, кг | 667 | 742 | 765 | ||
Масса боевой части, кг | 225 | 235 | 225 | ||
Максимальная дальность полета, км | 120 | 150 | 280 | 150 | |
Скорость полёта на маршевом участке, М | 0,85 | ||||
Система наведения | на маршевом участке полёта | Инерциальная | Инерциальная с коррекцией от СНС NAVSTAR | ||
на конечном участке полёта | Активная-радиолокационная | Тепловизионная, с телеуправлением |
Модернизация
- Harpoon block III — контракт стоимостью 73,7 млн долларов США на разработку модернизированного «Гарпуна» был получен компанией Boeing в начале 2008 года. Программа модернизации затронет 800 ракет наземного и воздушного вариантов базирования и 50 ракет корабельного базирования. В процессе модернизации на борт ракет будет установлена аппаратура передачи данных, которая позволит получить больший контроль над ракетой уже после её старта. Планировалось, что этапы выработки системных требований и защиты эскизного проекта «Гарпуна» новой модификации будут выполнены в 2008 году, а начальной оперативной готовности Harpoon block 3 достигнет в 2011 году (для наземного и авиационного варианта).[4]
На вооружении
Примечания
Аналоги
См. также
Ссылки
dic.academic.ru