Культура викингов и традиции Древней Скандинавии

Список статей:

Культура викингов – сердце Древней Скандинавии

Традиции викингов – это особый пласт мирового культурного наследия, ведь в данном случае мы говорим о целой эпохе (которая, кстати, так и называется – эпоха викингов). Скандинавские традиции включают в себя обширный перечень культурологических, в частности – обрядовых действий и явлений, дошедших до нас отнюдь не в одной лишь фольклорной и мифологических оболочке. Богатый археологический материал и сохранившиеся исторические документы (в первую очередь – работы средневековых хронистов) являются научной базой для современных знаний о скандинавской культуре.

Обычно под культурой викингов подразумевают быт и традиции народов, проживавших не только на территории Скандинавского полуострова (в основном – Норвегия и Швеция), но и в близлежащих регионах, таких как Дания и островное государство Исландия. Безусловно, германо-скандинавская культура также включает в себя верования, быт и традиционный уклад народов Северной Европы, в частности – территории современной Германии и в меньшей степени Великобритании. С другой стороны, очевиден тот факт, что культура Скандинавии в эпоху Раннего Средневековья оказала масштабное влияние на культуру всего европейского и даже частично азиатского региона (это в первую очередь торгово-культурные связи между викингами и представителями Древней Руси).

Но в связи с этим возникает закономерный вопрос – что конкретно мы подразумеваем, когда говорим о культуре викингов или скандинавских традициях? Ведь это не только могучие боги и непоколебимые герои, эпические мифы о становлении и гибели Вселенной. Традиции викингов – это гордые драккары, рассекающие свинцовую гладь северных морей. Традиции викингов – это далекое путешествие в райский Винланд за сотни лет до Колубма и Веспуччи. Традиции викингов – это эффектные «длинные дома», жестокие обряды вроде знаменитого «кровавого орла» и легендарные воины – берсерки и ульвхендары. Это эрили – резчики по камню, и скальды – поэты, сжимающие в одной руке – меч, в другой – искусство стихосложения. В этом – вся глубина скандинавской культуры, во многой до сих пор непонятой нами.

Эпоха викингов: кто построил Европу?

Традиционно эпохой викингов называют период Раннего Средневековья, соответствующий следующим хронологическим рамкам – VIII-XI век нашей эры. Эпоха викингов в Северной Европе следует сразу за так называемым «германским железным веком» (IV-VIII вв). Легендарный период владычества северных воителей предваряет нападение скандинавских воинов на английский город Дорсет в 789 году. В дальнейшем викинги регулярно совершают набеги на Англию, Ирландию, Францию. В 860 году скандинавы в составе войска русов приходят в Константинополь. Через десять лет норвежские мореплаватели открывают Исландию, еще через пять лет – Гренландию.

В эпоху викингов скандинавские воины, исследователи и первопроходцы неоднократно осаждали европейские города, правили отдельными регионами и даже целыми странами. Они обильно торговали и путешествовали, и поэтому эпоха викингов в Европе справедливо считается особым историческим феноменом, который оставил глубочайший след в культурном и историческом наследии всех европейских государств. Финалом эпохи викингов в Европе (да и во всем мире) считается легендарная битва при Стамфорд-Бридже (1066 год) и гибель последнего скандинавского конунга, короля Норвегии, Харальда III Сурового.

То есть фактически эпоха викингов представляет собой трехсотлетнее главенство скандинавской культуры над средневековыми европейскими народами. Как результат – многие правящие династии Позднего Средневековья ведут свою родословную именно от викингов, неустрашимых иноземных захватчиков (именно так их называли в южных районах). Посему неудивительно, что быт, религия и культура викингов так интересны нам сегодня, ведь именно эти отчаянные воины во многом создали мир, который известен нам сегодня из школьных учебников истории. Мир, который мы видим вокруг себя. Мир, который многим из нас хотелось бы видеть…

Отдельным блоком стоит тема язычества викингов. Это тоже неотъемлемая часть скандинавской культуры, однако данному вопросу посвящены другие разделы информационного портала «РУНАРИУМ». В разделе «Культура» как таковое язычество викингов не отражено, разве что – в обрядах и тех материалах, где рассмотрение конкретных элементов традиции викингов невозможно вне культурно-религиозного контекста. В основном речь здесь пойдет о кораблях викингов, их оружии, воинской культуре, быте и, конечно, о знаменитых (и не очень) людях, чьи деяния скандинавские скальды прославляли в веках.

 

runarium.ru

Культура питания в Скандинавии эпохи викингов

Что и как ели скандинавы в эпоху викингов? Как они готовили пищу? Как проходили пиры? Об этом и многом другом расскажет очередная статья из цикла о культуре Древней Скандинавии.

Как вы можете догадаться, климатические условия не позволяли древним скандинавам выращивать овощи и фрукты в том количестве, как это делали их южные соседи. Кроме того, как известно, в холодное время года организм нуждается в большом количестве калорий, поэтому скандинавы питались в основном простой и сытной пищей, чаще всего белковой. Это оленина, говядина, баранина, иногда свинина и такое необычное для нас мясо, как китовое или тюленье. Мясо готовили совершенно по-разному: жарили, варили, тушили, коптили, вялили, сушили, из него делали сосиски и колбасы. Нужно заметить, что скот разводили в южной части Скандинавии, тогда как в северной процветала охота. Но и содержание скотины и охота – дело достаточно хлопотное, поэтому есть мясо каждый день могли позволить себе лишь состоятельные слои населения. А самой популярной пищей, которую простые люди могли есть и по три раза в день, была, безусловно, рыба: треска, лосось, макрель, сельдь и т.д. — как мы знаем, в Скандинавии и по сей день процветает рыболовство. Рыбу ловили удочками, а также с помощью сетей или копий. Ели и другие морепродукты: морские водоросли, моллюсков и т.д.

Щит викинга

Продукты из молока: коровьего, козьего, овечьего и даже кобыльего также были в почете — скандинавы с удовольствием ели сыры разной соли, творог, сливочное масло, пили сыворотку и скир — сычужный напиток из кобыльего молока.

Питались также птичьими яйцами, похлебками и кашами – самая популярная во всех домах была каша, сваренная из разных злаков, причем её могли приготовить как на молоке, так и на воде. Похлебки же были рыбные, мясные, гороховые.

Ели и растительную пищу, грибы и орехи, собирали чернику, бруснику, клюкву, голубику, малину, морошку, ягоды можжевельника, дикорастущие, а потом и садовые яблоки, груши, сливы. Научились выращивать редис, горох, фасоль, сельдерей, репу, морковь, мяту, петрушку. В качестве приправ использовали как эти травы, так и чеснок, лук, хрен, горчицу, семена мака, тмин, щавель.

Интересно, что в богатых домах Скандинавии были в ходу и вовсе экзотические специи и пряности, которые привозили из далеких стран: анис, гвоздика, корица, перец, имбирь, мускатный орех, лавровый лист.

Статуя викинга на берегу Тронхеймского фьорда

Готовили пищу на открытом огне — в каждом доме, а иногда и за его пределами тоже, был устроен очаг (подробнее в статье «Жилища скандинавов эпохи викингов (IX—XI вв.)». Для приготовления использовали котелки, сковороды и даже плоские камни. В доме вдоль стен по обеим сторонам от очага стояли лавки (до полутора метров в высоту), где можно было не только посидеть и покушать, но и укрыться от сквозняков, посидеть с шитьем и даже поспать. Лавки примыкали ко столу, большому и прямоугольному. У скандинавов были столовые приборы — ножи для разделки мяса или рыбы, ложки для супов, но есть предпочитали исключительно руками, поэтому их традиционно мыли дважды — до и после еды. В простых домах посуда была деревянная, железная, реже глиняная. Особенно состоятельные скандинавы пользовались посудой из стекла и кости, золота и серебра. Частенько на посуде присутствовали рунические надписи пожеланий здоровья или благосостояния, расцвет которых пришелся как раз на эпоху викингов.

freepic

К слову сказать, скандинавы на месте не сидели. Воины-вассалы,  промышлявшие разбоем под предводительством своего ярла или конунга, и среди них викинги (эти совершали именно морские набеги), много времени проводили вне дома, а когда сезон походов завершался, и они возвращались к себе, то на некоторое время становились скотоводами, земледельцами и семьянинами. В походах им частенько приходилось недоедать, поэтому получив передышку, они отводили душу и пировали, что они умели не хуже древних греков. Для застолья предназначали самую большую и нарядную комнату в доме, с резными столбами-опорами, иногда с росписями или резными деревянными панелями. Со стен снимали щиты и оружие и украшали их коврами или шкурами животных.  На пирах выступали скальды и музыканты. В богатых домах были слуги – хозяину достаточно было постучать рукояткой меча по столу (а с оружием скандинав не расставался даже во время еды), чтобы они поменяли блюда или убрали их со стола. Если в обычное время скандинавы довольствовались всего одним или двумя блюдами (за отдельно взятый прием пищи), то на пиршественных столах царило большое разнообразие. Помимо рыбных и мясных блюд с удовольствием ели мучное — хлеба и лепешки, которые пекли из дорогого,  как правило привозного, зерна. Любимыми напитками были пиво(в том числе и теплое), фруктовая брага и хмельной мед. Помните Вальхаллу древних скандинавов, чертог с пятьюстами сорока залами, где славные воины, умершие в битвах, пировали до скончания веков? Так вот, все они, да и сам  верховный бог Один пили исключительно хмельной мед. О том, чтобы он никогда не заканчивался, следила коза  Хейдрун, из вымени которой этот самый мед и вытекал днем и ночью. Интересно, что с мясом в Вальхалле проблема была решена сходным образом — утром вепря Сехримнира забивали и ели, а на следующий день он оживал вновь. Привозное вино считалось самым дорогим напитком, и скандинавы могли его себе позволить лишь по особенным случаям. Поэтому вино подавали в дорогих бокалах, тогда как другие напитки чаще всего пили из более привычных кружек или  костяных рогов. Рога эти в зависимости от богатства их владельца могли быть как незатейливыми, так и богато украшенными резьбой или оправой из золота и серебра, драгоценных камней.

freepic

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

sciencepop.ru

культура, обычаи, жизнь в красочной детской книге

Анна Федулова #блогер #книги #многодетная мать

Они приходили с моря, воины, не знающие ни жалости, ни страха смерти. Пестрые паруса их драккаров заметны были издалека. И когда такой парус поднимался над горизонтом, жители прибрежных селений в страхе бежали, спасая свою жизнь. Об их отваге, мужестве, жестокости и ярости ходили легенды. Они жили войной и ради войны. Их хранили суровые северные асы. Им помогали светлые альвы и темные йотуны. Их души уносили с поля боя златокосые валькирии. Их называли героями и варварами, пиратами и волками Севера. Но сами они звали себя – викинги. 

Прошло уже очень много веков, а викинги до сих пор у всех на слуху. Характер нордический, что тут поделаешь! А сколько легенд и мифов написано и рассказано за это время, не сосчитать. Думаю, что каждому из нас хочется узнать о них правду (или хотя бы быль, похожую на нее).

Кто же такие викинги? Чем они знамениты? Были ли они на самом деле столь безумны и кровожадны? Почему и как закончилось их господство? Давайте разбираться вместе.

Немного о самих викингах

Викинги пришли из Скандинавии – региона в Северной Европе (сейчас здесь расположены современные Норвегия, Швеция и Дания). Но в V-XI века, называемые ранний Средневековьем, четких границ у этих стран еще не было, а сами правители делили между собой власть, то и дело вступая в вооруженные стычки. Общим языком тех народов был древнескандинавский. Слово «ВИК» с этого языка можно перевести как «бухта», «залив», «убежище», а «ВИКИНГ» означало «человек из бухты» или «тот, кто прячется в заливе».

По религиозной принадлежности викинги в подавляющем большинстве были язычниками. Их главным богом был Один – отец всех Богов и Бог павших в бою, которые после смерти становились его приемными сыновьями.

Викинги свято верили в загробный мир, и поэтому смерть их не страшила. Наиболее почетной считалась гибель в бою. Тогда, согласно древним легендам, их души попадали в чудесную страну Валхаллу. И иной судьбы как для себя, так и для своих сыновей викинги не желали.

Во время сражения один из воинов обязательно нес знамя клана. Это было крайне почетной обязанностью, а знаменосцем мог стать лишь избранный – считалось, что знамя обладало чудодейственной силой, помогающей не только победить в бою, но и оставить несущего невредимым. Но когда преимущество противника становилось очевидным, основной задачей для воинов было сохранение жизни своего конунга. Для этого викинги окружали его кольцом и заслоняли щитами. Если же конунг все-таки погибал, они сражались до последней капли крови рядом с его телом.

Особым бесстрашием обладали берсерки (у скандинавов – могучий, неистовый богатырь). Они не признавали доспехов и шли напролом, словно безумные, подобно взбесившимся псам и волкам, наводя ужас на войска противников. Они умели вводить себя в эйфорическое состояние и, прорываясь сквозь передний строй врагов, наносили сокрушительные удары и бились до смерти во имя Одина. Закаленные в боях викинги, как правило, одерживали победы как на море, так и на суше, снискав себе славу непобедимых. Повсюду вооруженные до зубов отряды действовали примерно одинаково – их десант застигал города и селения врасплох.

По прошествии десятилетий разбоя незваные северные гости поняли, что доходней и проще обкладывать европейцев данью, благо те рады были откупиться. Средневековые хроники свидетельствуют: с 845 по 926 год франкские короли в тринадцать приемов выложили «варварам» около 17 тонн серебра и почти 300 килограммов золота. Более того, около 860 г. викинги открыли остров, назвав его «Исландией» («Ледяной страной») и основали там ряд собственных колоний.

Корабли викингов

Конечно, не снискать бы викингам их мрачной славы, не обладай они самыми лучшими по тем временам судами. Корпуса их «морских драконов» были отлично приспособлены к плаванию в неспокойных северных морях: низкие борта, изящно вздернутая вверх носовая кормовая оконечность; на корме сбоку – стационарное рулевое весло. Раскрашенные в красную или синюю полоску, а иногда клетку, паруса из грубого холста на мачте устанавливались в центре просторной палубы.

Однотипные торговые суда и военные, гораздо более мощные, уступая в размерах греческим и римским, существенно превосходили их в маневренности и скорости. Реально же оценить их превосходство помогло время. В конце XIX века в могильном кургане, на юге Норвегии, археологами был найден неплохо сохранившийся 32-весельный дракар. Построив его точную копию и испытав ее в океанских водах, специалисты пришли к выводу: при свежем ветре судно викингов под парусом могло развивать почти десять узлов – а это в полтора раза больше, чем каравеллы Колумба во время плавания в Вест-Индию через пять с лишним столетий.

Оружие викингов

Излюбленным оружием считались топор и секира (обоюдоострый топор). Их вес достигал 9 кг, длина рукоятки – 1 метр. Причем рукоятка была окована железом, что делало удары, наносимые по противнику, максимально сокрушительными. Именно с этого оружия начиналось обучение будущих воинов, поэтому владели им, причем отменно, все без исключения.

Копья викингов были двух типов: метательные и для рукопашного боя. У метательных копий длина древка была небольшая. Часто на нем закреплялось металлическое кольцо, обозначавшее центр тяжести и помогающее воину придать броску правильное направление. Копья, предназначенные для сухопутного боя, были массивными, с длиной древка 3 метра. Для строевого боя использовались четырех-пятиметровые копья, а чтобы они были подъемными, диаметр древка не превышал 2,5 см. Изготавливали древки в основном из ясеня и украшали аппликациями из бронзы, серебра или золота.

Щиты обычно не превышали 90 см в диаметре. Поле щита делалось из одного слоя досок толщиной 6-10 мм, скрепленных между собой, а сверху покрывали кожей. Прочность этой конструкции придавали умбон, рукоять и обод щита. Умбон – полусферическая или коническая железная бляха, защищающая руку воина, – обычно прибивался к щиту железными гвоздями, которые с обратной стороны заклепывались. Рукоять для удерживания щита делалась из дерева по принципу коромысла, то есть, пересекая внутреннюю сторону щита – в центре была массивной, а ближе к краям становилась тоньше. На нее накладывалась железная планка, часто инкрустированная серебром или бронзой. Для усиления щита по краю проходила металлическая полоса, прибитая железными гвоздями или скобами и сверху прикрытая кожей. Кожаный покров иногда раскрашивали цветными узорами.

Бирмы – защитные кольчужные рубахи, состоящие из тысяч переплетенных колец, – представляли для викингов большую ценность и зачастую передавались по наследству. Правда, иметь их могли позволить себе только богатые викинги. Основная же масса воинов в целях защиты носила кожаные куртки.

Шлемы викингов – металлические и кожаные – имели или закругленную верхушку с щитками для защиты носа и глаз, или заостренную – с прямой носовой планкой. Накладные планки и щитки украшались чеканками из бронзы или серебра.

Стрелы VII – IX вв. имели широкие и тяжелые металлические наконечники. В X веке наконечники стали тонкими и длинными и с серебряной инкрустацией. Лук делался из одного куска дерева, обычно тиса, ясеня или вяза, тетивой служили сплетенные волосы.

Мечи могли иметь только зажиточные викинги, обладающие к тому же недюжинной силой. Это оружие очень берегли, храня его в деревянных или кожаных ножнах. Мечам даже специально присваивались имена, такие как Рвущий кольчуги или Добытчик. Длина их в среднем составляла 90 см, они имели характерное сужение к острию и глубокий желоб вдоль клинка. Лезвия изготавливались из нескольких железных прутьев, переплетенных между собой, которые во время ковки сплющивались воедино.

Такая техника делала меч гибким и очень прочным. Мечи имели гарды и навершия – части эфеса, предохраняющие кисть руки. Последние были снабжены крюками, которыми можно было атаковать, отведя в сторону основной клинок противника. И гарды, и навершия, как правило, имели правильные геометрические формы, делались из железа и украшались накладками из меди или серебра. Украшения клинков, выдавливаемые в процессе ковки, были незатейливы и представляли собой либо простые орнаменты, либо имя хозяина.

Мечи викингов были очень тяжелыми, поэтому иногда во время длительного боя его приходилось держать обеими руками, в таких ситуациях ответные удары противника отражали щитоносцы.

Одежда викингов

Женщины носили длинную рубашку с рукавами или без. Сверху они надевали сарафан, который пристегивался двумя металлическими застежками, фибулами, – часто в форме головы какого-нибудь животного или черепашьего панциря. Мужчины также носили льняные рубахи, длинные штаны, шерстяные или кожаные плащи с фибулами-застежками. Те, кто имел желание и возможность выделится, облачались в яркие плащи с дорогой меховой подкладкой и подвязывались богато украшенными поясами. Обувь у викингов чаще всего была сделана из кожи. Украшения носили все, и женщины и мужчины – фибулы, ожерелья, браслеты, кольца и цепочки на шее.

Семья и ее глава

Семейные узы были для викингов очень важны. Семья объединяла не только близких родственников – родителей и детей, – но и дальних, список которых мог быть очень широк. Это были двоюродные братья и сестры, тети и дяди, прислуга и даже рабы (которые составляли низшее сословие и назывались трэллами).

Состоятельным мужчинам позволялось иметь несколько жен и даже жениться на рабынях. Правда, дети, рожденные в подобных браках, не получали статуса свободных людей, они так и оставались трэллами, как и их матери.

Глава семейного клана (им мог быть как мужчина, так и женщина) пользовался всеобщим уважением: принимал важные решения по поводу заключения браков, торговых сделок, объявления мести врагам.

Закат эпохи викингов

В середине XI века эпоха викингов закончилась. Во время своих набегов викинги все чаще предпочитали оставаться на новом месте и быстро адаптировались, принимая новую веру и новые традиции. Кроме того, их благосостояние снизилось: разбойные нападения, торговля-перепродажа и тяжелые поборы истощили ресурсы стран-доноров. К тому же христианская церковь запретила рабство, а ведь работорговля приносила викингам огромный доход. А сами скандинавские земли, как и другие европейские территории, стали все чаще объединяться под знаменем крупных правителей, в подчинении которых была крупная армия. Организованные воины на государственной службе лишали викингов их главного козыря и стратегии устрашения – внезапного нападения на безоружных.

А что сегодня?

О них пишут , снимают , рисуют комиксы. В их честь даже назвали марку пива и космический аппарат.

Сегодня викинги – такой же символ беззаботной романтики дальних странствий и быстрых побед, как и морские пираты. Хитрые и жестокие авантюристы, викинги навсегда оставили заметный след в мировой истории.

Босыми ногами по стеклам.
Да так, чтоб не чувствовать боли
От тех, кто в миру тебя проклял,
Продал за последний фунт соли.

Ты на путь вступил истой веры,
И на нем куют правду – мукой.
Наш меч бьется за злато, перлы
Со всей силой жмет сталью руку,

Дабы ложь лилась вместе с кровью
Дурных мыслей на тонкий мрамор
Щитов прочных из песен Вельвы
Взамен крыши и стен Вальгаллы.

Ты на путь вступил слова чести,
Теперь пусть оно будет твердым
Стоять камнем во славу мести
Вблизи мрачных и узких фьордов. 

Летай птицей по братским землям,
Носи сестрам от Тора вести;
Иди гордо по воле Фрейи
Тропой истой веры и чести.

Фото: книга «Викинги» от издательства «Пешком в историю» 

mamsila.ru

Культура Скандинавии эпохи викингов — КиберПедия

ЭПОХА ВИКИНГОВ
Рюриковичи — потомки скандинавов.
Язычники обрушились на земли Англии христианские и исламские королевства на лодках с драконьими головами. Лодки назывались драккары.
860 год язычники обрушились уже на берега Италии.
За пол века практически вся Европа запылала.
С 9 века во всех церквях появилась молитва от неистовства норманов «Избавь нас Господи…».
С самого начала все это вообще воспринималось как Апокалипсис.
Во Франции норманы, дубланы, варяги сами себя называли викингами.
Викинги — переводили по разному:«люди бухты» и т.д
Критерии особенностей жизни скандинавского региона: ситуация свободы, не делили на бедных и богатых. Делили на больших и мелких. Конунги — короли, ярлы – князья. бонды — свободные землевладельцы, все они прекрасно владели оружием.
Все важнейшие вопросы решались на тингах — собраниях. Бонды могли предъявлять конунгам претензии на этих тингах. Определенная иерархия: кто выше по званию, тот ближе к Богу/Богам. Конунга могли убить, сместить. Податей не было. Конунг объезжал владения и ему даровали пиры и дары.
Особые отношения с богами, они никогда не воспринимали себя пылью, они воины при богах.
Мышление этих ребят — это мышление корпоративное, они чувствуют себя избранным народам, в основе которого лежит доблесть. С 7 лет человек считался взрослым. Для того, чтобы стать викингом с детства нужно было нести на себе печать избранности. Многочисленные испытания.
Викинг — не сословие, не самурай или рыцарь. Убить ребенка или женщину это позор. Нравственность была жесткая. Но за границей все было не так. Одним из развлечений, когда побеждали — подбрасывали младенцев и ловили на копья. Законы действовали только внутри Скандинавии. Из-за завоеваний им всё равно было не до скандинавов. Скандинавские женщины прекрасно владели оружием, и некоторые из них сопровождали своих детей и мужей в походах.
Викинги были фаталистами, от судьбы не уйти.
Конунги рождаются для славы, а не для долгой жизни.
Многочисленные исследования показывают, что викинги не боялись смерти.
Категорический запрет на воровство.
Особый момент: кровная месть, иногда ее заменяли выкупом. Виды мести: истинно викингская «кровавый орел», поединок, много человек на одного, сжигание в доме (перед этим женщин и детей выводили).
Особое положение женщин. Мстить должен был тот, кто вытаскивал меч из трупа. Мщение никогда не совершается сразу. Оружие мести: копье — Один, секира — Тор, меч — Тюр, огонь — (не престижно) Локки, стрелы тоже.
Без Скандинавской «прививки» в Европе не было бы рыцарства. СКАНДИНАВСКАЯ МАГИЯ
Образ героя был немыслим без магии. В скандинавской традиции было 2 типа магии:
1. Гаурдора — магия основана на знании рун — знаки, 24 знака описывали мироздание
2. Сейда
РУНИЧИСКАЯ МАГИЯ. Один — бог, который все время увеличивает свою силу. Он отвечает за руническую магию. Конем Игго называли Одина. Он принес в жертву самого себя, повесился на ветку ясеня, протыкает себя копьем и висит там 9 дней и 9 ночей, после этого на корнях он видит рунические знаки и познает руническое учение (дерево, на котором на повесился — это Иггдрасиль — мировое древо). Руны не имеют звуковых значений, но имеют свои понятия. Самый важный, 25-й знак, Один не открыл. Если руны режутся на дереве, то их обязательно нужно окрасить кровью. ЕСТЬ целебные руны, руны от заклинаний, любовные руны, руны против огня. БАРДРУНЕР — связанные руны, связанные в орнаменте, мы не знаем принцип этого плетения.
СЕЙДОВАЯ МАГИЯ. Ваны (боги) проиграли войну Асам. После войны они обменялись заложниками. Ваны отпустили НЬЕРТА, бога моря, ФРЕЙРА, бога плодородия и ФРЕЮ, богиню любви и войны (отец с 2 детьми).
СЕЙД — магия которая запрещалась всеми законами, древние скандинавы исходили из того, что СЕЙД это магия пришедшая из хаоса. Ее использование каралось смертью.
Магия проклятий. НИД — руническое проклятие. Можно было замаскировать под хвалебный стих. Нитсток – жертва проклятия.
Все виды магии меняли параметры тела, оборотничество, изменение размеров тела.
Тело и пространство, магия обеспечивала (разбирали тело, пример с глазом).
Путешествие между мирами. Хель – царство мертвых. Внедрение в человека определенной натуры, обряд кормления волчьим сердцем. Игры с разумом: вызвать свирепство, ярость.
Продление жизни.
Воздействие на вещи.
Некромантия, сидение под повешенным – особая медитация.
Любовная магия- стихи мальдсенг, тоже были запрещены.
Занятие магией не в этой реальности. У сейда была особая техника.



 



Средневековый крестьянин

3 сословия: крестьянство, рыцарство, монашество
Крестьянство — безмолвствующее большинство, мало что от них дошло, потому что не умели писать, да и мало кто ими интересовался, но есть фрагментарные моменты. Сложно сказать что думали сами о себе крестьяне.
Если представить средневековье в виде пирамиды.Место крестьян в основании пирамиды, потому что крестьяне сервы это общество кормили, (сервы- зависимые крестьяне), во вторых крестьяне самый мало уважаемый слой. Читая Библию народ считал что труд это все таки наказание.
Средневековый крестьянин: своя деревня (площадь, вокруг 200-400 дворов, леса, поля, замок)это его вселенная и о близ лежащих землях он имел малое представление. Крестьяне не выделяли себя из общины он был растворен в общине, (улий) даже не всегда устаивалась родовая фамилия, фамилия менялась. Не было ярко выраженного родового и индивидуального сознания.
Время для крестьянина: семейное (материлизорванное время в детях, родителях) времена эпические старые добрые времена,аграрное время — времена года, циклические, было 3 времени года, не было осени. В объеме суток: колокол, рассвет закат, в объеме года- церковные праздники. Крестьянство не надо изображать как толпу народа с плакатами вперед к ренессансу.
Монашество живет будущем, горожане настоящем, рыцари в своем времени, крестьяне прошлым.
Средневековье — встречают по одежде. Языковой барьер, у крестьян был жаргон от которого высшее сословие бросало в дрожь. Крестьяне переставали быть крестьянами как только переходили в монашество. Высшее сословие было против того что бы крестьянам давали образование. Большая плата за образование.
Внешность была не очень, пахло, рацион еды скудный, жаренное мясо, каши,мало свежих овощей (оброк на них), пряности заменяли, горчица, уксус, на сладкое виноградное сусло. Все это давало несварение желудка.
Средневековья жило под постоянным условием голода, неурожая, порождая переедание.
Одежда- серые, черные цвета т.е. Цвета не благородные, одежда из голубого сукна разрешалось только по праздником, оружие запрещалось, волосы длинее ушей запрещались.

Крестьянские восстания. Ужасы которые они творили при восстаниях были жестоки. Самые жестокие разбойники — крестьяне.
Проблема феодальной эксплуатации. Размах крестьянских восстаний компенсировался тем что подавлялся он тоже жестко. Барщина — работа на земле помещика.
Различные повинности, вплоть до разгнания лягушек, что бы они не мешали феодалу.
Право первой ночи было но больше это культурный миф.
Крестьяне не держались за землю, они передвигались по ней.
Крестьяне прекрасно осознавали ущербность своего положения и стремились его исправить.
Робин Гуд крестьянином не был. Крестьянство могло не на видеть феодалов но всегда смотрело на них снизу вверх.
Что касается отношение церкви к крестьянству. Духовенство относилось крестьянам хорошо, друженики, работяги которые кормят народ. Но при всём при этом у церкви был один большой зуб на крестьянина, произошло смешение хрестьянской веры с фольклером. Хрестьянство пришло в Европу не на пустое место. ( язычество) Пример с собакой. Кидали иконы святых в грязь если была плохая погода. Церковь по этому поводу была не довольна состоянию вещей.
Крестьянство сословие специфическое. Не надо выводить точных формул по поводу них.

 

cyberpedia.su

Культура викингов.

Культура

Жизнь скандинавов IX-XI веков

Задумываясь над причинами норманнской экспансии в Европе, мы сталкиваемся с противоречием: с одной стороны, несомненно, что нападения викингов на другие страны были подготовлены задолго до IX века, с другой стороны, их начало производит впечатление внезапности. Наступил момент, когда под воздействием ряда причин — оживления торговли и прогресса в кораблестроительной технике и мореплавании, недостатка земли и роста потребности в жизненных средствах, развития частной собственности, усиления воинственной знати и открывшихся новых возможностей для удовлетворения ее агрессивности — произошел перелом: началась широкая экспансия скандинавов. Она проявилась и в мирной колонизации, и в захвате чужих земель, и в пиратстве и разбое, и в бурном развитии торговли и мореплавании, и в наемничестве. Викинги первыми объехали на кораблях вокруг всей Европы и посетили четыре части света.


Скальды,саги

Важными для обеспечения удачи и счастья семьи были слава, общественное уважение и память о подвигах и славных деяниях, совершенных ее предводителями. Скандинавы очень заботились о своих родословных, передавали из поколения в поколение родовые саги, охотно слушали рассказы о прошлом рода. Вожди викингов всегда хотели, чтобы об их подвигах знали и современники и потомки. Обычно они брали на свой корабль поэта — скальда. Скальды — не профессиональные поэты в современном смысле слова. Скальд обычно был воином, дружинником конунга, подвиги которого он воспевал; но скальд мог быть моряком, бондом, заниматься торговлей. Норвегия и в особенности Исландия — родина скальдов. Число скальдов, чьи имена известны, достигает нескольких сотен.

В XII и XIII веках в Исландии происходит подъем культуры, выразившейся в появлении замечательных повествовательных произведений — саг, в оформлении эддических песен о богах и героях культурно-исторического содержания, в творчестве выдающихся историков, среди которых наиболее известны Ари Торгильссон и Снорри Стурлусон. Скальд должен был слагать песни о могучих воинах и о храбрости конунга. Такие песни назывались сагами, и из них мы узнаём очень много о путешествиях и войнах викингов.

Способность сочинять стихи ставилась древними скандинавами в один ряд с другими навыками и искусствами: с умением плавать, скакать верхом, играть на музыкальных инструментах, кузнечным ремеслом, стрельбой из лука, ездой на лыжах. Стихосложение было признаком ловкости и умения.


Изобразительное искусство древних скандинавов.

Стилистические новшества в норманнском искусстве того времени более явно связаны с влияниями тех народов, с которыми столкнулись скандинавы. Таковы изображения львов, заимствованные из Франции. Первоначально северные мастера воспроизводили их неумело: звери выходили уродливыми, но в них была сила, и в этом заключался производимый ими эффект. Затем появляется новое изображение — «большого зверя» (может быть, льва), борющегося со змеем (так называемый Еллингский стиль).


Руны

Руны появились на Севере за много веков до эпохи викингов, но с ее началом совпали важные изменения в письменности: на смену древнему алфавиту — «старшим рунам» пришел новый — «младшие руны». Произошло упрощение письма: вместо прежних 24 знаков стало 16. Чаще всего надписи сообщают имена знатных людей и воинов, в память о которых они были высечены на камнях, и авторы их — обычно сородичи — подчеркивают благородство происхождения и славу этих людей, иногда и такие их качества, как щедрость, гостеприимство.

Наиболее часто руны употреблялись в магических целях. Каждая руна имела свое имя и была ассоциирована с тем или иным божеством языческого пантеона либо определенным явлением. Например, руна As считалась руной мудрости и красноречия и была посвящена Одину, руна Sigel была руной победы и была посвящена солнцу, руна Tiw была руной бога войны Тира.

Знание рун было привилегией сведущих людей, жрецов. Руны вырезались на оружии для придания ему смертоносной силы, на кораблях для защиты в плавании. В погребениях и местах селений древних скандинавов находят большое число рунических амулетов, которые были призваны защитить их хозяев от злых духов и придать удачу.

Активно использовались руны и для гаданий. Для этой цели руны вырезались на маленьких деревянных дощечках либо выбивались на кусочках кости либо камешках. По расположению случайно раскиданных рун предсказатель пророчил удачу либо наоборот поражение в том или ином начинании либо деле. Очень часто древние скандинавы не начинали нового дела, не испросив предварительно на это «воли богов».

Несколько позже руны стали вырезать на наконечниках копий, на мечах, они появились и на могильных камнях скандинавов. Некоторые из таких рунических надписей — настоящие произведения искусства. Лента с текстом извивается по камню, словно сказочный змей, а художник еще подчеркивает это сходство, пририсовывая голову, хвост.

Скандинавы пользовались рунами все средневековье. Но чем сильнее становилось христианство в Скандинавии, тем шире распространялась латынь, а с ней, естественно, и латинская азбука. Богослужебные книги, ученые трактаты, королевские указы писались латинскими буквами. Даже для записи древних северных сказаний руны не применялись. Руны вытеснялись латинским алфавитом, и лишь в глухих селеньях можно было еще порой встретить мастеров, не забывших полностью древнего искусства рун.


Погребения

Изучение погребений дало возможность археологам сделать ряд важных наблюдений. В Норвегии в течение VII и VIII веков происходило постепенное упрощение обрядов захоронений, которое, возможно, уже отражало христианское влияние. Можно было бы предположить, что после начала норманнских походов в другие страны, когда контакты скандинавов с христианским населением Европы неизмеримо усилились, эта тенденция в приближении языческих форм погребений к христианским должна была получить новые импульсы. Однако наблюдается прямо противоположное: начало эпохи викингов характеризовалось возвратом к чисто языческим формам погребений. Вместе с покойником в могилу или на погребальный костер старались положить как можно больше вещей, которые считались необходимыми в загробном мире.


Религиозные верования скандинавов.

Древняя религия скандинавов, насколько о ней можно судить по наскальной живописи и данным археологии, основывалась на поклонении силам природы. Эта ее черта сохранилась в памяти о «старших» богах — ванах. Ньерд, Тир, Улль, Фрейр, Фрей были богами плодородия и изобилия, неба, солнца, морской стихии. К началу эпохи викингов в религиозных представлениях скандинавов произошли некоторые изменения. Главное место в скандинавском пантеоне перешло от ванов к асам. Согласно легенде, между асами и ванами произошла война, закончившаяся соглашением и обменом заложниками. От ванов в качестве заложников асам были даны Ньерд, Фрейр и его сестра Фрейя.

Постепенно складывается представление об асах, как о семье богов, живущих, подобно людям, в своей усадьбе Асгард. Они воюют с враждебными родами великанов и чудовищ, захватывают добычу и заложников, похищают женщин, пируют. Главой рода асов был Один. Он правит другими богами, как отец правит родом. Черты инициатора битв и покровителя воинов были присущи Одину уже в то время. По верованиям скандинавов, умершие попадали в Хель — мрачное царство мертвых, где царят холод, печаль, где все бездеятельны. Но воины, павшие в бою, считались избранниками Одина.

Один в глазах скандинавов был не только военным вождем, зачинщиком битв и сеятелем раздоров. Он — и вечный странник, никогда не остающийся на одном месте, старец в надвинутой на глаза шляпе, в голубом плаще, склонный к перевоплощениям и мистификации. Верхом на восьминогом коне Слейпнире (конь почитался скандинавами как священное животное), в сопровождении волка и воронов, зовущихся «Память» и «Мысль», он постоянно охотится, как бы олицетворяя дух беспокойства и тяги к странствиям, овладевший скандинавами в эпоху викингов. Один также — покровитель торговли, воплощение высшей мудрости, он считался источником магии и поэзии. Чтобы стать всеведущим и получить знание рун, Один принес самого себя в жертву, повесившись на мировом дереве, пронзив себя копьем, и отдал один глаз в обмен на внутреннее зрение — мудрость.

Нередко викинги шли в бой, призывая на помощь Тора, ибо он тоже был богом-воителем. Вооруженный своим молотом, Мьелльниром, он сражался с великанами и чудовищами, защищая от них Мидгард — мир людей. Норвежские и вслед за ними ирландские конунги считали себя его потомками, викингов иногда называли «народом Тора». Имена Одина и Тора сохранились в скандинавских названиях дней недели (шведский: onsdag — день Одина, среда, torsdag — день Тора, четверг, fredag — день Фригг, жены Одина, пятница).

В начале XIII века знаменитый исландский поэт, ученый и общественный деятель Снорри Стурлусон создал книгу, представляющую собой уникальное собрание мифов и сказаний. Эту книгу он назвал «Эдда». Долгое время считали, что все эти истории автор сочинил сам. В 1643 году, через четыре столетия после смерти Снорри Стурлусона исландский епископ Бриньольв Свейнссон находит древнюю рукопись с песнями о богах и героях, сюжеты которых совпадают с рассказами «Эдды». Эта находка заставила ученых по-новому взглянуть на «Эдду». Она была переименована в «Младшую Эдду». А древнейшая рукопись, найденная епископом Бриньольвом Свейнссоном, стала называться «Старшей Эддой». Стало ясно, что Снорри Стурлусон не придумал свою книгу, а записал языческие мифы и предания. Часть этих преданий затем была включена Снорри Стурлусоном в его исторический трактат «Круг земной».

Сайт создан в системе uCoz

vikings07.narod.ru

Каким было искусство времён викингов? | Культура

На просторы Восточной Европы, далеко от морей и от своей родины, викинги-варяги не отваживались приходить с грабежом. Они проникали сюда по рекам как купцы или предлагали услуги в качестве наемных воинов: служили в Новгороде и Киеве, ходили с киевскими князьями по Черному морю в походы на Царьград — Константинополь.

Викинги прекрасно владели искусством кораблестроения, были отчаянными мореходами. Поэтому корабль играл огромную роль в их жизни, служил для многих основным жилищем, «родным домом». За кораблем ухаживали, как за живым существом — украшали, чистили. На носу укрепляли фигуры зверей и мифологических существ, вырезанные из дерева, чаще всего голову дракона. По этим носовым украшениям корабли викингов и получили свое название «дракенов», т. е. драконов.

Дракены иногда внушительных размеров строились прочно с палубными надстройками до двух этажей на корме. Они способны были ходить на веслах и под парусами и вмещали до 200 человек. Оснащались суда прямым парусом, расшитым узорами. Дракены не опрокидывались даже в сильные бури. Одним из секретов было то, что они «умели» всегда оказываться на самом высоком гребне волны.

Викинги первыми в Европе освоили просторы северной Атлантики и Арктики, основали свои колонии в Гренландии и Исландии. Почти за 500 лет до Колумба они высадились на побережье Ньюфаунленда, Лабрадора и Северной Канады, где до сих пор археологи находят предметы скандинавского прикладного искусства. Дошедшие до нас изображения кораблей викингов (VIII-IX вв.) носят примитивный характер. Художник не ставил иных целей, кроме простого сообщения факта на поминальном камне, — это схема-намек на корабль, означающий путешествие в потусторонний мир. Его изображение документально точно, ведь викингу моряку нельзя ошибиться в типе корабля.

«Эпоха викингов» длилась свыше 300 лет — между 750 и 1060 годами. В это время они опустошали набегами Англию, Ирландию, Шотландию, Северную Францию (Нормандию), доходили (доплывали) до Италии и Сицилии, где основали свое государство, вторгались в Прибалтику. Неудивительно, что эти жестокие набеги запомнились народам Европы. Захватив богатую добычу — золото, серебро, меха, ткани, викинги возвращались в Скандинавию, отдыхали некоторое время, чтобы затем, набрав свежие дружины, вновь уйти на несколько месяцев, или даже лет, в морские походы.

У викингов существовало два состояния: опасная военная жизнь на чужбине и короткие периоды жизни дома, проходившие в пирах, спортивных состязаниях и охоте. Быт обеспечивали рабы. Такое существование викинги вели лишь при дворах князей — конунгов. Постоянных столиц не было и резиденции конунгов часто менялись. В этих местах и получила свое развитие культура викингов в двух ее формах: литературной — сагах и поэзии скальдов — и прикладном изобразительном искусстве.

Поэзией многие воины-викинги занимались самостоятельно. Предметы же прикладного искусства поручали изготавливать другим. Ведь поэзию нетрудно было «взять» с собой в походы, держа ее все время в памяти. А материалы, инструменты и сами произведения прикладного искусства не всегда можно было возить с собой. Поэтому правильнее говорить об искусстве эпохи викингов. Потому что создавали его многие люди, жившие в то время на Скандинавском полуострове.

Викинги смотрели на искусство своеобразно. Оно было для них не формой отражения действительности, а средством для ее украшения. Их повседневная жизнь была малопривлекательной, и в короткие промежутки отдыха хотелось скрасить ее однообразие и грубость.

Главным средством для этого было устное творчество — рассказывание саг и скальдическая поэзия. Викинги были воинами с развитым чувством чести и честности (известное в средние века предупреждение противнику — «Иду на «вы» — происходит от них!), и им был чужд всякий вымысел. Они не отличали фантазии или вымысла от лжи. Поэтому в сагах и в поэзии сообщать можно было только правду. А приукрашивание допускалось лишь в изменении словесной формы, причем не в изменении смысла слов.

Они искали и находили возможность выразить одно и то же понятие разными словами. Вместо того, чтобы сказать «ночь», один поэт говорил «долина мрака», другой — «бездна тьмы». И слушателям было понятно, о чем идет речь. Такая шифровка известных слов посредством других получила название кеннингов. Например: «битва» — «буря копий» или «лязг дротиков». «Корабль» — «олень моря» или «медведь морских струй».

Постепенно кеннинги усложнялись. В результате стихотворение из четырех строчек превращалось в страницу, в набор слов, докопаться до смысла которых составляло особый труд. Так же обстояло дело с изобразительным искусством. Оно тоже должно было служить средством украшения. Украшались рукоятки мечей, пряжки ремней, кубок-рог для питья, украшения, поминальные камни, а также элементы жилья: деревянная посуда, наличники окон и дверей.

Например, чтобы собрать воинов на сход, бежал герольд, держа в руке будкавль с изображением воина. Древний художник всегда задумывался: кому, для чего, в каких случаях жизни понадобится произведение. И если знал, что его будут держать в руках, любоваться им, то вкладывал в свой труд весь талант. А на обработку придорожного могильного камня тогда не считали нужным тратить много сил. Достаточно было ограничиться намеком: камень поминальный и должен быть понятен лишь немногим посвященным.

На Оркнейских и Фарерских островах до сих пор вяжут и плетут сети и свитера не только женщины, но и мужчины. Утраченные в непрочной шерсти старинные образцы вязки викингов дошли до нас в форме орнамента на камнях, в отделке деревянных частей домашнего интерьера и мебели, в иллюстрациях пергаментных книг. И расшифровать их можно подобно тому, как расшифровываются кеннинги скальдической поэзии.

Основой украшения был орнамент, который долгое время затруднялись обозначить каким-нибудь общеизвестным термином. Его нельзя назвать «звериным», хотя кое-где стилизованные фигурки животных бывают вплетены в него. Или растительным, ибо основа растения — лист и цветок — отсутствуют в нем. Нет и геометрических фигур: квадратов, треугольников, кругов и т. д.

И все же он близок к геометрическому, т.к. основой его являются линия и точка. Короткая прямая линия, длинная извилистая или витая линия и точка. Узелок, маленький шарик, крохотный кружок. Из этих двух элементов построено все орнаментальное богатство эпохи викингов. Свой орнамент они взяли из жизни. Они постоянно видели вокруг себя корабельные снасти, веревки, канаты, а также вязанные из шерсти вещи: сети для рыбной ловли. Реальная жизнь и породила их искусство.

В других областях изобразительного искусства викинги себя не проявили. Потому что эти области были чужды их жизни, представлению о мире. Они не изображали человеческое тело, считая это недопустимым, предосудительным. Зато их владение линией прекрасно проявлялось, когда надо было изобразить коня или корабль. Увлекаясь формой, преувеличивая ее значение, викинги не шли вразрез с правдой искусства, потому что брали эти формы в реальной жизни.

shkolazhizni.ru

Древнескандинавская цивилизация и культура викингов.

Германо-скандинавские народы относятся к индоевропейской языковой семье, что роднит их с такими географически далекими культурами, как скифы, персы, индийцы. Однако сравнительно рано из общего ствола индоевропейцев выделилась западная ветвь, включающая греков, италиков, кельтов, славян, балтов и германцев. Эти этносы сыграли колоссальную роль в судьбах Европы и мира.

Общеизвестно значение греков и римлян, как создателей уникальной античной цивилизации. Но не меньшее место в истории занимает и так называемая «Варварская Европа», которая находилась в сложных отношениях с миром античности, а позже пришла ему на смену, впитав греко-римское наследие и усвоив уроки прошлого. Одним из ведущих народов «Европы варварских полей» и были германцы.

Им принадлежала ключевая роль Великого переселения народов. Германские племена: готы, вандалы, герулы, бургунды, англы и саксы, лангобарды, франки покидают землю предков и создают свои королевства на территории бывшей Западной римской империи. Ряд этих государств составил позднее основу средневековой Европы.

Участие древних германцев в многочисленных воинах и частая перемена мест обитания сказалась на социальной структуре. У этих племен не сохранилось древней индоевропейской касты жрецов и религиозные обряды проводились вождями, либо наиболее уважаемыми людьми. В силу указанных причин, а также ранней христианизации, германская мифология не дошла до нас в своем первозданном виде. Но сохранился ее скандинавский вариант.

Скандинавские племена, за исключением готов, бургундов и герулов, не приняли участия в Великом переселении народов. В эти годы они проявляли относительное миролюбие. Предки шведов образовали сильную Свейскую державу (описанную еще Тацитом).

С З в.н.э. она входит в полосу экономического и культурного расцвета — так называемый Вендельский период. Связи скандинавов распространяются от Британских островов до Средней Волги, в искусстве сложился международный «вендельский стиль», в котором прослеживается и римское, и восточное (сарматское) влияние. Особое значение для его создания имела ирландо-шотландская традиция. Посредниками между скандинавами и кельтами, видимо, выступали англо-саксы (что подтверждается как раскопками погребений в Сеттон Ху (восточное побережье Англии), так с другой стороны анализом англосаксонского эпоса «Беовульф», рассказывавшего о легендарных событиях в Швеции и Дании, но с рядом кельтских мотивов (подводные великаны, отрубленная кисть и т.д). Но подлинным центром нового искусства, охватившего европейский континент до франкской державы и Лангобардской Италии была Швеция и такие ее поселения, как Упсала, Хельге, Вальсъерде, Вендель.

Однако, период процветания и относительного покоя сменило событие, напомнившее эпоху Переселения народов и получившее название «движение викингов».

А.П. Гуревич описывает это явление так: «В мире скандинавов в конце 8, первой половине 9 веков произошел резкий сдвиг — перерыв в постепенном развитии. Среди них появляется новый тип — смелые мореплаватели, искатели добычи, приключений и впечатлений, имеющие связи в разных странах. Короче, прежний и привычный строй жизни был сломан, сделался невозможным» (Гуревич А .И. //Походы викингов. М.).

Эти люди (их называли викинги — слово «викинг» -происходит от «вик» — «бухта», «залив», или «викингр» — «пират», «налетчик»)- собирались в боевые дружины и ходили в далекие морские походы. Жертвами их набегов стали Англия, Ирландия, Франция, Северная Германия, Пиренейский полуостров, Южная Италия. Проникали они (под именем варягов) и в Византию и восточную Европу (известна их значительная, хотя и неоднозначная роль в создании Киевском Руси).

Для военных походов викинги строили свои знаменитые «драконьи корабли» (с носом, украшенным изображением зверя или дракона). Они делались из дерева, имели изящную форму, достигая иногда З0 м в длину, вдоль бортов вывешивались щиты, за которыми укрывались гребцы.

Перемены затронули различные стороны жизни древних скандинавов. В это время зародились и быстро достигли процветания их новые города. Важное значение имели также религиозные центры.

В Упсале (Швеция) имелся знаменитый языческий комплекс, посвященный Одину, Тору, и Фрейру — верховной триаде скандинавского пантеона, (точная иллюстрация трехчленной структуры индоевропейской мифологии Дюмезиля — магическая власть, военная сила, плодородие).

Особенно прославлен был храм Фрейра (легендарного родоначальника шведских королей). Древние боги почитались в виде деревянных идолов, сохранилось описание статуи Тора (в натуральную величину), сидящего в колеснице, запряженной козлами. В жертву богам приносили домашних животных, оружие и драгоценности, а иногда и людей. Существовали также и священные рощи. Представление о языческих святилищах можно отчасти получить по поздним христианским церквям. В Боргунде (Норвегия) был построен храм, напоминающий деревянные соборы русского Севера. При этом, он как и его славянские аналоги, был мало похож на христианские церкви западноевропейского или византийского канонов. Возможно, на характере деревянных северных церквей сказались архитектурные традиции, восходящие раннесредневековой общности народов Балтийского моря.

Дома скандинавов имели прямоугольную форму. Они строились из деревянных досок или прутьев, обмазанных глиной. Крыша обычно покрывалась соломой. Каркас дома поддерживали деревянные столбы, покрытые резным орнаментом. На стенах внутри висели гобелены из шерсти, вдоль стен размещались деревянные настилы.

В каждом доме имелся ткацкий станок, большинство людей носили домотканую одежду. У мужчин это были полотняные рубахи и шерстяные штаны, поверх которых надевалась туника с длинными правами. Туника перетягивалась поясом. Зимой люди ходили в меховых шубах или плащах, заколотых на плече специальной булавкой.

Женщины носили поверх платья длинные туники, состоявшие из двух прямоугольных кусков ткани, скрепленных на плечах ремешками и двумя большими брошами. Они отращивали очень длинные волосы, связывая их узлом на макушке. Мужчины же имели обычно волосы до плеч, иногда заплетая косички по обе стороны лица. Бороду также заплетали в косицу.

Женщины у древних скандинавов пользовались значительной самостоятельностью, в частности имели право на развод. Вообще германцы, так же, как и кельты, верили в их вещую силу. Некоторые женщины, исповедовавшие культ Фрейи, являлись прорицательницами и толковательницами снов.

Перемены, сопровождавшие появление «движения викингов», затронули и сферу декоративно-прикладного искусства. Вендельский звериный стиль сливается с ленточным орнаментом. Появляется образ большого зверя, заполняющего плоскость изображения так называемых рунических камней. Рамкой данному изображению служили изощренно переплетенные змеи или один дракон, кусающий себя за хвост. На этих лентообразных чудовищах помещались руны — языческие письменные знаки. (Кстати сам рунический алфавит, известный со П в. н. э., в эпоху викингов также пережил трансформацию).

По сравнению с предшествующим периодом, искусство приобрело экспрессию и некую хаотичность. Уже современников поражали скандинавские изделия, с присущими им сюжетами смертельной борьбы людей и животных, конвульсивно вцепившихся друг в друга чудовищ, культом смерти и уничтожения. Это искусство отражало северную эпоху викингов, с ее крушением старого мира…

Викинги совмещают в себе черты воинов, купцов и путешественников. Они открыли и заселили Исландии (правда, встретив уже живущих там ирландских монахов-отшельников). Оттуда смелые мореплаватели проникли в Гренландию и даже в Северную Америку, где основали свои поселения.

Освоение Исландии сыграло ключевую роль в судьбе древнескандинавской цивилизации (вполне сопоставимую со значением Ирландии у кельтов).

Здесь надо иметь в виду, что культура викингов возникла и развивалась уже в христианскую эпоху, представляя собой своего рода, «запоздалые цветы северного язычества». (Возможно, это обстоятельство объясняет ее сумрачный колорит, ощущение грядущей катастрофы. Носители викингской культуры как бы предчувствовали свою историческую обреченность). Втягивание скандинавов в жизнь континентальной европы неизбежно влекло за собой их крещение, нередко сопровождавшееся культурными эксцессами. В Исландии же этот процесс проходил сравнительно мирно (как и в Ирландии), здесь долгое время процветало двоеверие, а затем древние боги перешли в разряд поэтических метафор.

Отчасти, благодаря последнему обстоятельству и сохранилась древнескандинавская мифология. Исландцы были народом поэтов. Поэзия на острове подразделялась на эддическую и скальдическую. Первая (в основном, к ней относятся песни, включаемые в так называемую «Старшую Эдду», записанную в Исландии в ХIII в.) имела сравнительно простую форму, но богатое мифопоэтическое содержание. Вторая, была чрезвычайно сложна по стилю, хотя рассказывала обычно о простых вещах — битвах, пирах, прославляла военных вождей.

Скальдическая поэзия моложе эддической, ибо появилась одновременно с движением викингов. Литературоведами она рассматривается, как «своего рода мутация». В скальдической поэзии, подобно скандинавскому орнаменту, культивировалась вычурная, запутанная форма. Ее авторы — скальды (поэты-певцы) выработали целую систему метафор, получивших название «кеннингов». Они говорили «снег чаш», «кости земли», «путь угрей», «медведь морских струй», «темный дракон щита», а подразумевались: серебро, горы, море, корабль, конь. Со временем, кеннинги усложнялись, составляясь не из двух, а из трех и более слов. Так,»береза звонкого костра руки» означало «женщина» («звонкий костер руки»- золото; «береза золота»- женщина. Кеннинг в кеннинге).

Вместе с тем, скальдическая традиция взаимодействовала с эддической, черпая в мифах и эпосе сюжеты для своих метафор.

Викинги создали и прозаический жанр литературы — саги, которые могли рассказывать об исторических событиях, биографиях отдельных людей. Были саги, в которых имелось много сказочных мотивов — их называли «лживыми сагами».

Наконец, существовала особая группа историй, посвященная легендарным героям. Самая известная из них — «Сага о Вельсунгах», сюжеты которой присутствуют и в литературе континентальных германцев («Песнь о Нибелунгах» и др.).

Но, пожалуй, знаменитейшей книгой Исландии и всей древней Скандинавии является «Младшая Эдда». Ее написал в XIII в. исландец Снорри Стурлусон. В «Младшей Эдде» рассказы о древних богах изложены с такой полнотой, что скандинавская мифология, наравне с греческой и индийской может считаться настоящим эталоном, с которым удобно соотносить фольклорные традиции других индоевропейских народов. Причем, здесь сохранилось много космогонических и эсхатологических сюжетов (чего так не хватает ирландским легендам). Безусловно, на характер их описания наложила отпечаток природа Исландии, грандиозная и первозданная «как в первый день творения».

Автор: А.Фанталов

norse.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *