Содержание

В чем разница между корветом, эсминцем, фрегатом и крейсером

Российский корвет "Стерегущий"

Корвет - тип малых боевых судов, предназначенный для выполнения сторожевых и конвойных функций. Основными задачами такого корабля является обнаружение и борьба с подводными и воздушными силами противника.

Водоизмещение корвета может варьироваться от 500 до 1600 тонн, скорость редко превышает 20 узлов или 37 километров в час.

Из вооружения корветы, как правило, несут на борту ракетные или артиллерийские установки калибром до 102 миллиметров, зенитные орудия и бомбометы для сбрасывания глубинных бомб. Изредка корвет может быть оборудован торпедным аппаратом.

Кроме этого, корветы обладают гидроакустическими и радиолокационными средствами воздушного и подводного обнаружения.

В современном виде корветы появились незадолго до начала Второй Мировой войны. Что интересно, в отечественной классификации до недавнего времени они относились к типу сторожевых кораблей, а корвет, как отдельный класс был выделен лишь после распада СССР.

Эсминец

Эсминец "Сарыч"

Эсмнец или эскадренный миноносец получил свое название в честь вооружения первых кораблей этого типа. Изначально они предназначались для создания морских минных полей, а также обладали торпедными аппаратами и малокалиберной артиллерией для борьбы с кораблями противника.

Сегодня главными целями эскадренных миноносцев является борьба с воздушными, подводными и надводными целями в составе эскадры.

Среди вооружения этих кораблей имеются ракетные установки (ранее артиллерия), средства ПВО и торпедные аппараты.

Говорить о размерах и скорости этого типа кораблей несколько некорректно, так как понимание эсминцев в разных странах несколько варьируется.

К примеру, в Японии водоизмещение эсминцев может достигать 10000 тонн, в некоторых странах оно не превышает 2500. В России же стандартным водоизмещением эсминца считается 6500 тонн, а скорость может достигать 35 узлов.

Фрегат

Фрегат проекта 22350

По размерам и маневренности современные фрегаты очень близки к эсминцам. Однако, если эскадренный миноносец способен бороться со всеми типами целей: надводными, подводными, воздушными, то фрегаты концентрируются лишь на борьбе с подводными лодками и авиацией противника.

Они также имеют ракетное вооружение, но его недостаточно для эффективного противодействия кораблям противника.

Крейсер

Ракетный крейсер "Москва"

Крейсер, пожалуй, является самым универсальным современным типом кораблей, так как это единственное судно, способное выполнять задачи как самостоятельно, так и в составе эскадры.

В настоящее время этот тип кораблей активно используется лишь ВМС США и России. В других странах, если фрегаты и встречаются, то очень малым числом.

Основная задача этих кораблей заключается в борьбе с надводными силами противника.

Крейсера преимущественно несут ракетное вооружение, а также могут обладать небольшим количеством средств ПВО.

До недавнего времени крейсера имели обширную собственную классификацию. К примеру: линейные крейсера, крейсера ПВО, легкие, тяжелые, линейные и даже авианесущие крейсера. Тем не менее, к концу XX века эта классификация была упразднена.

Водоизмещение современных крейсеров: до 10 000 тонн. Скорость: 30-40 узлов.

Линкоры

Линкор Российского/Советского флота "Севастополь" выведенный из эксплуатации в 1956 году

Говорить много о линкорах, думаю, не стоит. Эти корабли в середине ХХ века были настоящими морскими монстрами - огромными и тяжеловооруженными, однако Вторая Мировая война показала их несостоятельность и после нее строительством линкоров больше никто не занимался, а оставшиеся потихоньку выводились из эксплуатации.

Авианосцы

Единственный российский авианосец "Адмирал Кузнецов"

Именно эти корабли затмили собой линкоры. Не менее огромные, они служили полноценными аэродромами посреди океана, обеспечивая поддержку с воздуха остальным кораблям.

maxpark.com

Стандартный космооперный флот — Викитропы

Космос — это океан. Ходят по нему корабли, а на кораблях — космоморяки. Поэтому исторически сложилось так, что традиционное изображение космофлота в фантастике срисовано с флота морского. Этот троп входит в обязательный комплект космооперы, и без корветов, фрегатов и эсминцев космофлот уже не космофлот.

В этой статье мы опишем как классические классы кораблей, которые встречаются практически везде, так и конкретные примеры.

Корабли подразделяются по типу и по классу. Класс — это широкая категория кораблей примерно одного размера и назначения. Тип — конкретная конструкция. Например, крейсер типа «Альдебаран» относится к основному классу крейсеров, а конкретно — к типу «Альдебаран», названному в честь первого корабля такой конструкции, «Альдебарана». Внимание: в английском языке эти два слова меняются местами! На английском class — это тип, а type — это класс. Тот же крейсер по-английски будет называться Aldebaran-class cruiser и относиться будет к type cruiser’ов.

Москитный класс[править]

В этот класс объединяется всё, что слишком мелко, чтобы считаться кораблём. Все представители этого класса совершенно несамостоятельны и представляют собой не более, чем инвентарь на борту крупных кораблей, станций или планетарных баз. Сами по себе они далеко не улетят. Реальные прототипы москитного класса — тоже не корабли: для небоевых «москитов» это разного рода весельные лодки, для боевых — авиация.

Небоевые[править]

  • Спасательная капсула — маленький аппарат с минимальным запасом топлива, кислорода, припасов на борту, способна садиться на планеты, но не взлетать с них. Представляет собой спасательную шлюпку, то есть средство эвакуации с корабля в экстренных случаях.
  • Шаттл — тоже шлюпка, но побольше, не спасательная, а утилитарная. Может сам взлететь с планеты. Предназначен для перевозки экипажа между кораблями и для высадки с кораблей, не способных садиться на планеты (а большинство крупных кораблей на это неспособно).

Боевые[править]

  • Звёздный истребитель — маленький, быстрый и кусачий аппарат, прототип очевиден: палубная авиация авианосцев. Для большего реализма может подразделяться на три подкласса:
    • Собственно истребитель — уничтожает цели как своего размера, так и покрупнее (но не намного крупнее, если только в кабине не Люк Скайуокер), универсал.
    • Перехватчик — специализируется по быстрым, мелким целям своего размера или ещё мельче — всяким ракетам, торпедам и дронам.
    • Штурмовик — тяжелый аппарат с мощным вооружением, слишком неповоротливый, чтобы охотиться за москитами. Его цель — крупные самостоятельные корабли, для уничтожения которых он вооружен мощной торпедой или пушкой.
    • Бомбардировщик — предназначен для атаки целей на поверхности планеты. Спрашивается, зачем он нужен, если на здоровую хламину размером с линкор можно поместить намного больше боеприпасов, чем на небольшой бомбардировщик? С одной стороны, да. С другой стороны, боеприпасы на здоровой хламине придется делать в виде дорогущих умных ракет и выпускать издалека, применительно к Земле — с расстояния дальше Луны. Потому, что на низких орбитах, откуда удобно целиться по наземным целям — очень неудобно маневрировать, и даже если на всех кораблях стоят волшебные двигатели с бесконечной характеристической скоростью (дельтой) — сложно, долго и энергозатратно будет поменять низкую орбиту большой халабуды так, чтобы приблизиться к нужной точке. Стаю же бомбардировщиков же можно выпустить в верхние слои атмосферы, где они будет преспокойно лететь к целям, цепляясь за воздух управляющими поверхностями и ГПВРД, и выпускать по ним значительно более дешевые и менее умные ракеты. Если же нужно не поразить конкретные цели на планете, а побомбить «на кого бог пошлёт» с целью принудить планету к сдаче или экстерминировать ее — тогда бомбить может и линкор, с большого расстояния «тупыми» боеприпасами, да хоть болванками из кинетических пушек.

Часто все они универсальные — и для космоса, и для атмосферы, но может иметься и разделение на космические и атмосферные. Вообще, все «авианосные» операции в космосе имеют смысл только вблизи планет, на низких орбитах — где сама планета порождает горизонт и загораживает цели от прямого огня. Поэтому универсальный аэрокосмический аппарат — не просто хорошая, а необходимая идея.

Вспомогательный класс[править]

В этот класс уже входят полноценные корабли, способные к дальним походам — самостоятельным или в составе эскадры.

  • Корвет — мельчайший корабль, ещё не вполне самостоятельный: в походы он ходит, но только сопровождая другие корабли. Вооружен легким оружием, достаточным для охраны орбит от пиратов или контрабандистов или для патрулирования, но в серьезном бою слабоват.
  • Торпедный или ракетный катер — похож на корвет, но выполняет иные боевые задачи, по сути, это штурмовик, увеличенный до размеров самостоятельного корабля. Вооружен мощным самонаводящимся вооружением, предназначенным против кораблей основного класса, но сам по себе мелкий и хлипкий.
  • Фрегат — самый крупный во вспомогательном классе, маленький универсал. Фишка фрегата в том, что он может быть и корветом-переростком, и эсминцем-недоноском — в зависимости от того, какое вооружение на него поставить. Фрегат, в отличие от прочих перечисленных, способен на самостоятельные походы, хотя толку от них немного — все-таки корабль не слишком мощный.

Основной класс[править]

Корабли этого класса составляют костяк флота и выплолняют большинство боевых задач.

  • Эсминец — по-английски называется destroyer, и это отражает его задачу — отстреливать всё, что меньше его. Скорострельные батареи эсминца ставят заслон на пути всех ракет, истребителей и штурмовиков, а главное орудие уничтожает катера, корветы и фрегаты. Для боя с более крупными кораблями классический эсминец не предназначен.
  • Крейсер — большой универсал. Хорош и в атаке, и в защите, способен на одиночные походы любой дальности и на широкий спектр действий в составе эскадры, в том числе и на бой с более крупными кораблями.
    • Линейный крейсер — преимущественно атакующий вариант крейсера с тяжелым вооружением, как у линкора, но слабой защитой. «Яичная скорлупа с кувалдой».

Этот класс — тяжелые корабли поддержки, которым без эскорта в бою делать нечего, так как сами по себе они неповоротливы и не способны защититься от большого количества мелких целей. Для этого их сопровождают телохранители-эсминцы. Зато оружие на них установлено самое мощное и дальнобойное.

  • Линкор — огромный бронированный корабль со столь же огромной дальнобойной пушкой. Пушка может вести огонь по крейсерам или по другим линкорам, более мелкие цели для неё маловаты. Морские линкоры вымерли оттого, что эффективный огонь по подвижным целям из любой пушки ограничен горизонтом, но в космосе такого ограничения нет, стреляй на любое расстояние. Поэтому в космоопере верхний предел размера линкора не ограничен ничем.
    • Титан, или дредноут — увеличенная версия линкора, отличается поистине чудовищными размерами. Сложно представить себе, против кого предназначен его главный калибр: может быть, против других титанов?
    • IRL дредноут — это просто разновидность линкора, но авторы космоопер обожают присваивать это наименование гигантским мега-кораблям больше, чем линкор.
  • Кэрриер — в отличие от линкора, атакует не пушками, а москитным флотом, перевозимым на борту. Очевидный прототип — авианосец, по-английски название именно это и означает, но в космосе какое нафиг «авиа»?
    • Звёздный разрушитель — линкор и авианосец в одном лице. И мощь орудий, и эскадрильи имперских тай-файтеров — всё при нём.
    • Корабль-матка — увеличенный кэрриер, в ангарах которого вместо «москитов» перевозятся полноценные корабли вспомогительного или даже основного класса!

Примеры и вариации[править]

  • Stellaris: здесь весь космофлот поделен на пять классов: корветы, эсминцы, крейсера, линкоры и титаны. «Москиты» существуют не как самостоятельные корабли, а как дополнительное обрудование для крупных кораблей. У пиратов и Падших империй свои собственные классы.
    • Корвет (он же и торпедный катер, разница только в оснащении). Расходный материал флота, дохнет от эсминцев и крейсеров. До появления торпед — шваль. Зато как только появляется возможность оснастить его торпедами, превращается в эффективное и недорогое средство уничтожения линкоров и титанов. Пиратский аналог — рейдер, имеет чуть больше хитпоинтов, чем у доступного игроку корвета.
    • Эсминец — смерть корветам, а также москитам, торпедам и ракетам. Классический оборонительный эскортный корабль. Пиратский аналог — фрегат. Аналог у Падших — «корабль сопровождения».
    • Крейсер — универсал, умеет всё, но всё умеет хуже, чем специализированные корабли. Отличается наибольшим количеством разных вариантов оснащения. Есть и крейсер — смерть корветам, и ракетно-торпедный крейсер, и авианесущий крейсер, и крейсер с тяжелыми калибрами — «карманный линкор».
    • Линкор — ударный кулак, незаменим при штурме боевых станций и бомбежке планет, а также при уничтожении крейсеров. Против торпедных корветов слабоват, если нет эсминцев. Кроме того, именно в этот класс здесь входят кэрриеры, являющиеся вариантом оснащения линкоров. Аналог у Падших — линейный крейсер (battlecruiser).
      • Дредноут — уникальное древнее судно, изначально встречается как левиафан, который можно победить, отремонтировать и поставить себе на службу. Пиратский аналог — галеон (тоже существует в единственном экземпляре, примерно равен дредноуту по размерам и HP, только менее технологичный и уступает в огневой мощи).
    • Титан — это прежде всего корабль поддержки. Оснащен самым сильным в игре оружием, но стреляет редко. Лучше всего бронирован, но слишком неповоротлив, чтобы отбивать нападение самостоятельно. Вариантов оснащения нет, зато есть возможность установить на него «ауру» — генератор поля, усиливающего союзников или ослабляющего врагов. В старых версиях был доступен только Падшим после пробуждения, сейчас игроки тоже могут их строить.
  • О. Дивов, «Лучший экипаж Солнечной». Не мудрствуя лукаво, автор просто транскрибировал английские названия, добавив парочку своих. Итак, в охваченной войнами между Землёй, Марсом и Венерой системе (куда ещё зачем-то припёрлись Чужие) существуют следующие классы кораблей:
    • Бэттлшип — тяжёлый боевой планетолёт. Не может входить в атмосферу, нуждается в эскорте «москитного флота» — но зато обладает неограниченной автономностью и может использоваться как передвижная база для всё того же «москитного флота». Линкор.
    • Круизер — средний боевой планетолёт, предназначен как для эскадренных боёв, так и для патрулирования и крейсерских операций. При необходимости может садиться и взлетать с любой планеты. При острой необходимости может глубоко нырнуть в атмосферу Юпитера и выдерживать давление, при котором висящие на хвосте файтеры уже начинает плющить, как пивные банки под прессом. Крейсер.
    • Дестроер — универсальный истребительно-штурмовой корабль, равно пригодный как к эскадренным боям в глубоком космосе, так и к штурмовке поверхности планет. Может базироваться на планетарных космодромах. Эсминец.
    • Крашер — сверхтяжёлый бомбардировщик. Предназначен для обстрела поверхностей планет ракетным и энергетическим оружием, подавляя любую оборону перед сбросом десанта. Что-то вроде «монитора на анаболиках».
    • Мегадестроер — хтоническая хрень эпических размеров, на низких орбитах заметная с поверхности невооружённым взглядом даже в солнечный день. Залпом главного калибра испаряет крейсера. Решает любые мыслимые задачи, не требующие входа в атмосферу, существует ровно в двух экземплярах, способен в одиночку надрать задницу целой эскадре — или, напротив, служить для неё мобильной базой со всем необходимым на борту. Аналогов в морском флоте нет за полной ненадобностью кораблей такого класса.
    • Скаут — лёгкий разведывательный корабль, размером чуть больше среднего шаттла. Невооружён, малозаметен, аэродинамичен, обладает исключительными ходовыми качествами и автономностью (не слабо смотаться туда-обратно в пояс астероидов за Плутоном). До отказа напичкан разведывательной электроникой.
    • Файтер — истребитель. По отдельности мало опасен, но эскадрильей (от 10 штук) могут «заклевать» даже крейсер. В основном прикрывают высадку десанта на шаттлах или служат эскортом для бэттлшипов.
    • Десантные корабли — самоходные баржи длиной больше километра, несут на борту кучу шаттлов и до полка десантников со всем их снаряжением и вооружением (включая лёгкую бронетехнику). Своего вооружения не имеют, нуждаются в эскорте.

wikitropes.ru

В чем разница между корветом, эсминцем, фрегатом и крейсеромКГБ — Информ | КГБ

Классификация современных боевых кораблей обширна, а разница между различными типами морских монстров не так уж и очевидна. В этой статье мы поговорим об основных типах судов, входящих в ВМФ многих стран и, главное, о разнице между ними.

Корвет

Корвет — тип малых боевых судов, предназначенный для выполнения сторожевых и конвойных функций. Основными задачами такого корабля является обнаружение и борьба с подводными и воздушными силами противника.

Водоизмещение корвета может варьироваться от 500 до 1600 тонн, скорость редко превышает 20 узлов или 37 километров в час.

Из вооружения корветы, как правило, несут на борту ракетные или артиллерийские установки калибром до 102 миллиметров, зенитные орудия и бомбометы для сбрасывания глубинных бомб. Изредка корвет может быть оборудован торпедным аппаратом.

Кроме этого, корветы обладают гидроакустическими и радиолокационными средствами воздушного и подводного обнаружения.

В современном виде корветы появились незадолго до начала Второй Мировой войны. Что интересно, в отечественной классификации до недавнего времени они относились к типу сторожевых кораблей, а корвет, как отдельный класс был выделен лишь после распада СССР.

Эсминец

 

Эсминец «Сарыч»

Эсмнец или эскадренный миноносец получил свое название в честь вооружения первых кораблей этого типа. Изначально они предназначались для создания морских минных полей, а также обладали торпедными аппаратами и малокалиберной артиллерией для борьбы с кораблями противника.

Сегодня главными целями эскадренных миноносцев является борьба с воздушными, подводными и надводными целями в составе эскадры.

Среди вооружения этих кораблей имеются ракетные установки (ранее артиллерия), средства ПВО и торпедные аппараты.

Говорить о размерах и скорости этого типа кораблей несколько некорректно, так как понимание эсминцев в разных странах несколько варьируется.

К примеру, в Японии водоизмещение эсминцев может достигать 10000 тонн, в некоторых странах оно не превышает 2500. В России же стандартным водоизмещением эсминца считается 6500 тонн, а скорость может достигать 35 узлов.

Фрегат

 

Фрегат проекта 22350

По размерам и маневренности современные фрегаты очень близки к эсминцам. Однако, если эскадренный миноносец способен бороться со всеми типами целей: надводными, подводными, воздушными, то фрегаты концентрируются лишь на борьбе с подводными лодками и авиацией противника.

Они также имеют ракетное вооружение, но его недостаточно для эффективного противодействия кораблям противника.

Крейсер

 

Ракетный крейсер «Москва»

Крейсер, пожалуй, является самым универсальным современным типом кораблей, так как это единственное судно, способное выполнять задачи как самостоятельно, так и в составе эскадры.

В настоящее время этот тип кораблей активно используется лишь ВМС США и России. В других странах, если фрегаты и встречаются, то очень малым числом.

Основная задача этих кораблей заключается в борьбе с надводными силами противника.

Крейсера преимущественно несут ракетное вооружение, а также могут обладать небольшим количеством средств ПВО.

До недавнего времени крейсера имели обширную собственную классификацию. К примеру: линейные крейсера, крейсера ПВО, легкие, тяжелые, линейные и даже авианесущие крейсера. Тем не менее, к концу XX века эта классификация была упразднена.

Водоизмещение современных крейсеров: до 10 000 тонн. Скорость: 30-40 узлов.

Линкоры

 

Линкор Российского/Советского флота «Севастополь» выведенный из эксплуатации в 1956 году

Говорить много о линкорах, думаю, не стоит. Эти корабли в середине ХХ века были настоящими морскими монстрами — огромными и тяжеловооруженными, однако Вторая Мировая война показала их несостоятельность и после нее строительством линкоров больше никто не занимался, а оставшиеся потихоньку выводились из эксплуатации.

Авианосцы

 

Единственный российский авианосец «Адмирал Кузнецов»

Именно эти корабли затмили собой линкоры. Не менее огромные, они служили полноценными аэродромами посреди океана, обеспечивая поддержку с воздуха остальным кораблям.

На фото:Российский корвет «Стерегущий»

Источник:https://zen.yandex.ru/media/wt1/v-chem-raznica-mejdu-korvetom-esmincem-fregatom-i-kreiserom-5b97984367918d00aa70c3c5?&from=feed

Поделиться ссылкой:

Понравилось это:

Нравится Загрузка...

Похожее

www.kgb-inform.com

Программа кораблестроения ВМФ РФ, или Очень Плохое Предчувствие (часть 4)


Корвет "Сообразительный", 27 июля 2014 г.

Эта статья посвящена фрегатам «адмиральской» серии проекта 11356, а также отечественным корветам.

Фрегаты проекта 11356

По поводу этих кораблей можно сказать лишь одно: невзирая на относительно «середнячковые» ТТХ в сравнении с новейшими иностранными фрегатами, они стали самыми удачными надводными кораблями ГПВ 2011-2020 гг. Надежная газотурбинная энергетическая установка привычна нашему флоту, 24 ЗУР «Штиль-1», конечно, не являются пиком технического прогресса, но представляют собой весьма надежное и эффективное оружие. По некоторым (неподтвержденным) данным, именно «Штиль» показывал наилучшие результаты при стрельбе по целям, имитирующим крылатые ракеты по сравнению с «Форт» и «Кинжал». Боезапас в 8 ракет «Калибр» невелик, но дополняется четырьмя трубами 533-мм торпедных аппаратов, т.е. корабль может взять на борт 8 ПКР, не оставаясь беззащитным против подводных лодок. Стандартное водоизмещение в 3620 т обеспечивает хорошую (для фрегата) мореходность.

В результате корабль сочетает приемлемую огневую мощь, надежность и умеренную стоимость, а все системы его вооружения работают как положено. Это следствие того, что при создании фрегата 11356 для отечественного флота по большей части использовались надежные и опробованные технические решения, но это же и стало и его недостатком. Такие фрегаты неплохо смотрятся в сегодняшней «табели о рангах», но как они будут выглядеть через 15-20 лет? С другой стороны, следует понимать, что никакой альтернативы строительству «адмиральской» серии у нас не было.

Корабли проекта 11356 представляют собой модернизацию фрегатов «Тальвар», строившихся для ВМФ Индии, они освоены отечественной промышленностью (за исключением энергетической установки) и поставлены на поток. ССЗ «Янтарь», где были заложены новые корабли проекта 11356 для ВМФ РФ вряд ли смог быстро организовать строительство фрегатов проекта 22350 или чего-то схожего в аналогичные «адмиралам» сроки. Конечно, не радует закладка кораблей одного класса по двум разных проектам, но это в значительной мере купируется тем, что фрегаты «адмиральской» серии создавались для одного-единственного театра (черноморского), на котором присутствие фрегатов иных типов не планировалось.


Фрегат "Адмирал Григорович"

В предыдущей статье данного цикла автор утверждал, что вместо строительства фрегатов Российской Федерации следовало бы создавать эсминцы проекта 21956 или чего-то аналогичного. Но и в этом случае строительство фрегатов 11356 следует считать оправданным хотя бы для того же Черного моря. В условиях сильнейшего дефицита надводных кораблей строительство этих фрегатов гарантированно обеспечивало флот серией пускай и не «самых могучих в мире», но достаточно мощных и современных кораблей, которым не грозило провести долгие годы у достроечной стенки в ожидании доведения оружейных и иных систем. Решение о включении их в ГПВ 2011-2020 гг. автор настоящей статьи считает одним из немногих правильных решений в части надводного кораблестроения.

К сожалению, из шести запланированных к постройке кораблей Черноморский флот РФ пополнят, по всей видимости, только три: «Адмирал Григорович», «Адмирал Эссен» и «Адмирал Макаров». Причина общеизвестна: энергетическая установка для этих фрегатов создавала украинская «Зоря-Машпроект», и после известных событий поставки заморожены. Но это вряд ли можно поставить в вину нашему руководству: ситуацию с государственным переворотом на Украине на момент утверждения ГПВ 2011-2020 гг. вряд ли можно было предсказать, а организовывать в России производство турбин для ограниченной серии кораблей, в то время как отечественная промышленность и для новейших-то фрегатов не могла турбины самостоятельно создавать, было бы совершенно неэффективно.

Корветы

Надо сказать, что история создания малого корабля ближней морской зоны весьма запутана. Как обычно, начиналось все хорошо: после того как СКР проекта 11540 (в нашем флоте сегодня два таких корабля: «Неустрашимый» и «Ярослав Мудрый») определили в корабли дальней морской зоны, где те должны были заменить знаменитые «Буревестники» (проект 1135), появилась необходимость придумать что-то на замену малому противолодочному кораблю проекта 1124. Для своего времени это был превосходный ПЛО-кораблик — будучи всего 900 тонн стандартного водоизмещения, он имел на вооружении достаточно мощную буксируемую ГАС, два 533-мм торпедных аппарата и два бомбомета РБУ-6000. Для защиты от воздушных целей на МПК проекта 1124 ставились ЗРК «Оса-М», 57-мм артустановка и «металлорезка» АК-630. Первый корабль был заложен в 1966 году, причем проект оказался настолько удачным, что МПК этого типа продолжали закладывать даже и в 80-х годах.

Тем не менее, МПК проекта 1124, конечно, устаревали, а маленькое водоизмещение не оставляло надежд для существенных модернизаций, так что в 80-х годах отечественному флоту понадобился новый корабль. Его проектирование поручили Зеленодольскому ПКБ, и это не удивительно: именно его конструкторы создали в свое время МПК проекта 1124, который сейчас следовало заменить, а кроме того — довольно-таки неплохой сторожевик проекта 1159. Последний имел 1670 т стандартного водоизмещения и нес при этом 4 ПКР П-20 «Термит», один ЗРК «Оса», две счетверенных пусковых для ракет ПЗРК «Стрела», две 76-мм спарки АК, два 30-мм автомата АК-230 (полезность которых, в отличие от их шестиствольных «собратьев» АК-630 несколько сомнительна) и вездесущие РБУ-6000. Корабли этого типа предназначались на экспорт: они вошли в состав флотов ГДР, Югославии, Ливии, Кубы, Алжира и Болгарии. Имея столь значительный опыт проектирования малых кораблей, Зеленодольское ПКБ, казалось, было обречено на успех, да так оно, в общем-то, и получилось: созданный его конструкторами проект 11660 оказался опасно близок к идеалу.

Стандартное водоизмещение нового сторожевика значительно превысило таковое у МПК проекта 1124 и достигло 1 500 т. Но «виноваты» в этом были не разработчики, а заказчики от флота: им хотелось, чтобы новый корабль нес не буксируемую, а подкильную ГАС, а это, разумеется, сказалось на размерах и массе корабля. Состав вооружения оказался сбалансирован на редкость качественно: для ПЛО использовался противолодочный ракетный комплекс «Медведка», ПВО обеспечивали 2 ЗРАК «Кортик», против кораблей имелся комплекс «Уран», а для дострела недобитых «Уранами» — 76-мм артустановка. Лишним выглядел только РБУ, хотя, возможно, что в качестве противоторпедного оружия (и РСЗО для стрельбы по берегу) и он имел какой-то смысл. Пожалуй, единственным недостатком корабля являлось отсутствие возможности базирования вертолета.


Сторожевой корабль прибрежной зоны проекта 11660

Почему такой состав вооружения представляется оптимальным для корабля ближней морской зоны? Представим себе военный конфликт… да вот с той же Турцией, к примеру. Что они пошлют к нашим берегам? Подводные лодки? Безусловно. Фрегаты и корветы? А вот это уже крайне сомнительно. Проблема в том, что корабль хоть с объектовой, хоть с зональной ПВО сам по себе весьма уязвим для грамотно организованной атаки морской (сухопутного базирования, либо палубной) авиации. Это, разумеется, не означает, что ПВО кораблей бесполезна, но нет никакого смысла без крайней на то нужды отправлять надводный флот в зону господства авиации противника, не имея возможности прикрыть его с воздуха. Из ударного вооружения турецкие фрегаты несут противокорабельные ракеты «Гарпун» и 127-мм артсистемы, но что им делать с таким набором у наших берегов? Разве только пытаться пресекать каботажное судоходство, но такая цель явно не стоит высочайшего риска потери собственных надводных кораблей, ведь у наших берегов турецкие фрегаты окажутся легкой целью хоть для авиации, хоть для наземных ракетных комплексов. Скорее уж, турецкие фрегаты будут прикрывать собственное судоходство от атак наших подводных лодок.

Интересно, что в случае глобальной неядерной войны с участием США для наших сторожевиков мало что меняется: те же АУГ не полезут ни в Балтийское, ни в Черное, ни в Баренцево море — что им там делать? В том же черноморском бассейне американский авианосец, маневрируя в Мраморном море, окажется менее чем в 600 км от Севастополя. Этого будет вполне достаточно, для того чтобы делать нам всякие гадости, в то же время к системе ПВО и воздушного наблюдения АУГ добавятся еще и мощные средства контроля воздушной обстановки, расположенные в районе Стамбула. И, конечно, местное турецкое ПВО, так что «взять» АУГ там будет чрезвычайно непросто. Но все же для палубной авиации 600 км — достаточно существенное расстояние, осуществлять какие-либо воздушные операции оттуда можно, но наладить постоянное присутствие воздушных патрулей у наших берегов — нет.

Эти соображения во многом верны и для наших СКР. Бросать их к турецким берегам бессмысленно, зато у своих «непотопляемый авианосец Крым» обеспечивает неплохое прикрытие в воздухе, шансы встретить вражеские надводные корабли и самолеты не слишком велики, хотя, конечно, есть. Например, при снабжении либо оказании содействия частям, действующим в приморской зоне (раньше сказали бы «на приморском фланге армии»), либо в ходе противодействия высадки десанта, или высадки собственного... То же касается и вражеской авиации. Сторожевые корабли вряд ли попадут под полномасштабный воздушный удар, когда все по правилам: вражеские разведчики выявляют расположение СКР, ДРЛО осуществляет управление, группы отвлечения вызывает огонь на себя, самолеты подавления ПВО ставят помехи и давят ЗРК кораблей противорадиолокационными ракетами, а в это время штурмовые группы из под радиогоризонта наносят удар крылатыми ракетами… Такой удар не отразит ни сторожевик, ни ракетный крейсер, но в том-то и дело, что в ближней морской зоне у противника не так много возможностей его нанести: наши наземные средства освещения воздушной обстановки и ПВО должны препятствовать этому, борясь в первую очередь с «глазами» вражеских воздушных сил, т.е. самолетами разведки и ДРЛО. А уж операции по поддержке сухопутных войск или же противодействия вражескому/высадки собственного десанта должны плотно опекаться нашей истребительной авиацией по определению. Все это не гарантирует абсолютного прикрытия сторожевиков от авиации неприятеля, всегда можно «нарваться», оказавшись под ударом одного-двух «выскочивших из ниоткуда» самолетов или даже вертолетов вражеских ВВС, но это совсем иной и куда более низкий уровень угрозы.

Особенность боевых действий в ближней морской зоне заключается в том, что функции уничтожения вражеских надводных кораблей и самолетов наиболее эффективно решаются путем использования морской авиации сухопутного базирования совместно с самолетами ВКС, а вот для кораблей классов сторожевик/корвет они вторичны. В сущности, СКР/корветы должны уметь «дострелить» то, что умудрилось прорваться сквозь воздушные заслоны. Поэтому в качестве противокорабельного оружия сторожевикам вполне достаточно иметь легкие ПКР наподобие того же «Урана», чего более чем достаточно для вразумления фрегатов, корветов и прочих ракетных катеров потенциального противника. А в части ПВО акцент следует делать не столько даже на самолеты, сколько на уничтожение управляемых боеприпасов противника.

Сторожевой корабль проекта 11660 должен был нести ПКР «Уран» и два удачно расположенные (в носу и в корме) ЗРАК «Кортик». Надо сказать, что на тот момент ЗРАКи представлялись могущественным оружием, способным достать ракетами все летящее на дальности до 8 км и по высоте до 3,5 км, а автопушками — соответственно 4 км и 3 км. Состав вооружения выглядит оптимальным, тем более что «Кортики», оптимизированные под перехват крылатых ракет, отличались минимальным временем реакции. А что дальность стрельбы ЗУР отнюдь не десятки километров — так не стоит забывать, что наиболее эффективным британским ЗРК в Фолклендском конфликте оказался «Си Вулф», имевший тогда досягаемость по дальности 5 км и по высоте — 3 км.

Конечно, кто-то может сказать, что столь минималистичный подход не красит боевой корабль, и что куда лучше иметь более мощные ПКР и ЗРК. Возможно оно и так, но дело в том, что корабль прибрежной зоны просто обязан быть массовым. Отечественному флоту требуются десятки СКР/корветов и каждый излишне потраченный на «более могучий ЗРК» рубль обернется очень большими затратами, в результате чего флот недополучит иные средства борьбы на море — атомные или дизельные подводные лодки, самолеты морской авиации и т.д., которые нужны по-настоящему, а не просто «чтобы было на всякий случай».

Итак, противокорабельные и ПВО функции для прибрежной морской зоны вторичны, но вот для борьбы с подводными лодками корабль должен быть оснащен по высшему разряду. Подводные лодки — это основной его противник, и вот они-то точно будут «работать» у наших берегов, невзирая на господство нашей авиации. Но значительное количество небольших кораблей вкупе с противолодочной авиацией наземного базирования и иными техсредствами вполне способны дать им отпор, нанести тяжелые потери, а то и вовсе «выдавить» из ближней морской зоны. Кроме того, на Северном и Тихоокеанском театрах подобные корабли становятся частью системы обеспечения развертывания отечественных РПКСН.

А что для этого нужно? Во-первых, достаточно мощные средства контроля подводной обстановки — достаточно эффективный ГАК. Во-вторых, противолодочное оружие, способное «достать» неприятельскую лодку сразу же после ее обнаружения. Современные торпеды имеют дальность в десятки километров, а противокорабельные ракеты, которыми сейчас оснащаются практически все ПЛ, — и того дальше, поэтому у нашего корабля может не оказаться времени готовить вертолет к вылету. Для СКР проекта 11660 Зеленодольское ПКБ выбрало комплекс «Медведка» и, вероятно, это был лучший выбор из всех возможных. «Медведка» достаточно малогабаритна для размещения на малом корабле, но её максимальная дальность (20,5 км), пожалуй, соответствует реальным возможностям ГАК обнаружения современных на тот момент ПЛ. При этом (по предположениям автора) у «Медведки» имеется существенное преимущество перед такими комплексами, как «Водопад» или «Калибр-ПЛЭ». Последние используют ракето-торпеду, которая, будучи запущена из торпедного аппарата, отходит от корабля на небольшое расстояние, после чего ракета стартует — и приводняется уже в точке пребывания ПЛ. По некоторым (непроверенным) данным, подводный старт такой ракеты будет очень хорошо слышен акустикам подводной лодки, отчего те смогут немедленно предпринять меры: маневр уклонения, подготовку к пуску ловушек и т.д. А вот ракеты «Медведки» сразу же летят в район маневрирования ПЛ, так что противник узнает о том, что по нему нанесли удар только услышав шум винтов атакующей его торпеды.

По мнению автора настоящей статьи, перспективный корвет ВМФ РФ вполне мог получиться, если бы за основу при его проектировании был бы взят проект 11660. Там и доделывать было, в общем, немного: добавить стелс-элементы, увеличить калибр пушки с 76 до 100 мм (намного солиднее как для «дострела» вражеского корабля, так и для поддержки десантных операций), встроить вертолетный ангар и площадку для старта. В результате получился бы корвет самого умеренного водоизмещения (в габаритах «Стерегущего» или даже меньше) с относительно недорогими, но эффективными системами оружия, вполне пригодный для массового строительства.

Увы, но все пошло наперекосяк, причем инициатором «перекосяка» на сей раз выступило ПКБ «Алмаз», предложившее совершенно иной корабль ближней морской зоны — проект 12441 «Гром».

По своим размерам данный корабль представлял собою нечто среднее между проектом 11540 «Неустрашимый» и 11660. Если первый имел 3 590 т стандартного водоизмещения, а второй — только 1 500 т, то «Гром» от ПКБ «Алмаз» — 2 560 т. Но состав вооружения, пожалуй, оставлял позади себя проекты 11540 и 11660 вместе взятые: 18 (прописью — ВОСЕМНАДЦАТЬ) ПКР «Оникс», ЗРК «Редут» (32 шахты), 2*4 ПУ ПЛРК «Медведка», 100-мм АУ и 30-мм ЗАК «Дуэт» и один вертолет. На бумаге проект 12441 выглядел безумно грозно, но по факту это была попытка впихнуть эсминец уже даже не в размерения фрегата, а в водоизмещение корвета. Кому и зачем нужен был такой корабль? Он не обладал размерами, достаточными для эффективной эксплуатации в дальней морской зоне, а его вооружение было заведомо избыточным для «прибрежного» корабля — соответственно, корабль стоил чрезмерно дорого для крупной серии. И все же, он показался нашему руководству куда как предпочтительнее скромного сторожевика проекта 11660.

Тем не менее, поздний СССР и его правопреемница РФ умудрились начать строить корабли всех трех проектов: в 1987-93 гг. на Прибалтийском ССЗ «Янтарь» заложены три корабля проекта 11540 (из них один, «Туман», достраиваться не будет), но два остальных все же вошли в состав отечественного флота. В 1990 г был заложен один корабль проекта 11660, однако же его разобрали на стапеле спустя 5 лет после закладки, да и с проектом 12441 вышло аналогично: заложив головной «Новик» в 1997 г, его строительство вскоре приостановили. Некоторое время планировалось достроить его в качестве учебного корабля, но в 2016 г. было принято окончательное решение о его утилизации. Строго говоря, ни один из этих кораблей не мог претендовать на роль перспективного корвета XXI века, и потому решено было создавать новый проект, впоследствии ставший корветом 20380. Это было правильным решением, но вот использование в качестве основы проекта 12441 являлось ошибкой, потому что вместо того, чтобы дать корвету 20380 подобающее ему вооружение, решено было всенепременно обеспечить его ЗРК «Редут» и тяжелыми ПКР — универсальными установками, способными запускать как «Ониксы», так и «Калибры». Если корвет проекта 20380 и получил что-то полезное «в наследство» от «Грома», так это палубный вертолет, да еще и с ангаром для его постоянного базирования.

Интересно сравнить самый первый корвет «Стерегущий» с СКР проекта 11660. И тот, и другой оснащены «Уранами», но вместо 4 ПКР на СКР, «Стерегущий» несет 8. В корме «Стерегущего» разместились вертолетные ангар и площадка, так что для кормового ЗРАК «Кортик-М» места уже не хватило: пришлось обойтись парой АК-630. Но и с носовым "Кортиком" не все ясно: автору не удалось найти фотографии, где на установке были смонтировано ракетное вооружение. Не превратился ли зенитный ракетно-артиллерийский комплекс в чисто артиллерийский? Если да, то почему?


"Кортик-М" корвета "Стерегущий"

Зато "главный калибр" увеличили с 76 до 100 мм.


100-мм артустановка корвета "Стерегущий"

А вот что касается борьбы с подводным противником… нет, про нее не забыли. Если старый проект 1124 имел буксируемую ГАС, а для СКР проекта 11660 вместо нее предусматривалась ГАС подкильная, то на «Стерегущий» взгромоздили аж 3 (!) ГАС — подкильную («Заря 2»), буксируемую («Минотавр-М»), да еще и опускаемую ГАС «Анапа-М»! Зачем такое изобилие на малом корабле, едва ли знают и сами проектировщики. Зато вместо той же «Медведки» на «Стерегущий» установили… нет, не «Водопад» и не 533-мм торпедные аппараты, из которых корабль мог бы применить дальнобойные ракето-торпеды семейства «Калибр». Единственным противолодочным оружием корабля стал 324-мм торпедный аппарат «Пакет-НК». Теоретически дальность его 324-мм торпед при атаке подводной лодки составляет 20 км, т.е. почти столько же, сколько и у ракетного комплекса «Медведка». Вот только практически такую дальность торпеда имеет только при скорости 30 узлов (на ней два режима скорости, 30 и 50 уз), а на 30 уз. для преодоления 20 км торпеде понадобится почти 22 минуты! В современном морском бою — целая вечность. Комплекс «Пакет-НК» хорошо подходит для самообороны корабля от вражеских торпед, в некоторых случаях его можно применить и по подводной лодке противника, но в качестве основного противолодочного оружия он совершенно не годится. Вертолет не всегда можно использовать просто в силу погодных условий (тем более с палубы некрупного корабля), да и время реакции с учетом подготовки вертолета к вылету также может превысить все разумные пределы.

В результате получился оксюморон:

1. Главным противником наших корветов в ближней морской зоне является подводная лодка.

2. Проект 11660 получил адекватное противолодочное вооружение.
3. Конкурирующий проект 12441 также имел адекватное противолодочное вооружение, но сверх того еще и мощное ударное/зенитное вооружение.

4. Проект 12441 признан слишком большим и дорогим, но все же именно он взят за основу «корвета будущего» (с осознанной необходимостью «урезать осетра»).

5. В результатах экономии «под нож» угодили противолодочные вооружения.

6. В результате пп. 1-5 корвет перестал отвечать своей основной задаче. Занавес.

После «Стерегущего» в серию пошли корветы, на которых носовой ЗРАК «Кортик» сменили 12 ПУ для ЗУР «Редут». Более чем спорное решение: формально корвет приобрел совершенный ЗРК, ни в чем не уступавший тому же «Штилю», но совершенно неясно, как вообще разработчики собирались решать проблему целеуказания ракетам «Редута». Проблема заключалась в том, что ракета 9М96Е несла активную головку самонаведения, отчего ей, одной стороны, не требовался специализированный радар подсветки цели (как для ЗУР с полуактивной ГСН), но с другой стороны ракета все равно нуждалась в том, чтобы кто-то «подвел» ее на дистанцию, с которой АГСН ЗУР могла захватить воздушную цель. Обычно это реализуется так: мощная РЛС общего обзора, один раз в несколько секунд фиксируя положение ракеты и цели в пространстве, передает эти данные в систему управления ЗРК, тот обсчитывает их и вырабатывает необходимую поправку, которая и транслируется на ракету. Схема отличная, вот только на корветах проекта 20380 нет мощной обзорной радиолокационной станции. В итоге выбор у разработчиков совершенно небогат: или пытаться научить штатную РЛС «Фуркэ-2» как-то управлять полетом ракет, либо использовать для этого штатную СУО артиллерийских систем «Пума». Ни то, ни другое не является приемлемым вариантом. «Фуркэ-2» представляет собой обзорную РЛС комплекса «Панцирь-С1», адаптированную для корабля, но дело в том, что в рамках упомянутого комплекса ее задача — только первичное обнаружение цели, а дальше за дело берется радар сопровождения и наведения. «Фуркэ» работает в дециметровом диапазоне, что более-менее приемлемо на суше, но на море такая РЛС неважно видит то, что происходит на фоне подстилающей поверхности, т.е. низколетящие цели. Американцы в свое время намучились, обучая радар AN/SPY-1, также работающий в дециметровом диапазоне, распознавать то, что летит на небольшой высоте, и то не факт, что обучили как следует. А ведь эта РЛС — основа всей «Аэгис» крейсеров типа «Тикондерога» и эсминцев типа «Арли Берк», и она намного мощнее «Фуркэ-2».

Именно поэтому в наземном «Панцире» прообраз «Фуркэ» должен лишь засечь «нечто», а дальнейшее — дело РЛС сопровождения и наведения, работающей в сантиметровом (и миллиметровом) диапазонах, отлично видящих все на фоне морских волн. Именно так, кстати, работает превосходная РЛС SAMPSON, на новейших британских эсминцах типа «Дэринг», которых многие аналитики считают сегодня лучшими кораблями ПВО в мире. Ракеты «Дэринга» также оснащены активной ГСН, а SAMPSON осуществляет их «вывод» на цель, но делает это следующим образом: SAMPSON представляет собой «два в одном» являясь эдаким симбиозом дециметрового и сантиметрового радаров. Дециметровый имеет преимущество в дальности, и он является основным, но если ему вдруг «показалось» что что-то летит на фоне океана, немедленно этот участок проверяется сантиметровой РЛС — и тут уже ничему не спрятаться. ВМФ СССР решал этот вопрос по-иному — в те годы у нас делалась ставка на ЗУР с полуактивной ГСН, а радары общего обзора были дециметровыми. Но если вдруг обзорный радар видел какую-то помеху, то немедленно мог быть включен «Подкат» — тоже РЛС общего обзора, но оптимизированная на опознание низколетящих целей, а кроме того радары сопровождения и наведения, работающие в том же сантиметровом диапазоне, могли не просто подсвечивать цель, но и осуществлять ее поиск, пусть и в узком секторе. Т.е. как только возникало хоть малейшее подозрение в приближении чего-то низколетящего и нехорошего, «Подкат» и РЛС СУО были способны очень быстро разъяснить обстановку и выдать исчерпывающие рекомендации средствам огневого поражения. Для кораблей РФ предполагалось использование мощной РЛС «Полимент», специально созданной как для общего обзора, так и для наведения ракет с АГСН, т.е. некоего отечественного аналога того же SAMPSON (не по архитектуре, но по выполняемым задачам), и это было разумно. Но подобная РЛС слишком дорога для использования ее на кораблях класса «корвет».

В результате у корветов проекта 20380 в части противовоздушной обороны сложилась совершенно печальная картина: никаких «Полиментов», «Подкатов» и СУО сопровождения и наведения на них нет, а «Пума» ориентирована на применение артиллерии и оснащена не самой лучшей (и всего лишь двухкоординатной) РЛС. Поэтому надежд на то, что ракеты «Редута» смогут сбивать низколетящие цели не слишком много, а если противник не постесняется использовать средства РЭБ, то шансы на поражение хоть низко-, хоть высоколетящих целей будут далеко не так высоки, как хотелось бы. По предположению автора настоящей статьи, единственный ЗРАК «Кортик-М» (имеющий-таки собственную РЛС наведения) корвета «Стерегущий» в реальном бою может оказаться более эффективным, чем «Редут» под управлением «Фуркэ-2» (если на "Кортике" все же есть ракеты). И это при условии, что сами ЗУР комплекса «Редут» будут работать штатно. А они, по последним данным, опубликованным в открытой печати, совсем не собираются этого делать, и более того — неизвестно, когда соберутся.


Корвет "Стерегущий"

Таким образом, корветы проекта 20380 на сегодняшний день представляют собой довольно странное зрелище: корабли с урезанными возможностями противолодочной обороны, недееспособной ПВО и проблемной энергетической установкой. Не этого ждал военно-морской флот Российской Федерации.

Разумеется, проект 20380 подвергся модернизации, в результате которой оконечная цифра «0» его номера сменилась на «5». Два таких корвета, «Гремящий» и «Проворный», были заложены на «Северной верфи» в 2012-2013 гг. соответственно. Чем они отличаются от базового проекта? Об этом было известно не так много, как хотелось бы. Из очевидного — увеличение количества ячеек ЗРК «Редута» с 12 до 16, установка УКСК на 8 шахт, и замена отечественного агрегата ДДА12000 на германские дизели фирмы MTU. Менее понятна некая «оптронная мачта», которая

«включает радиолокационные комплексы и системы различного назначения, значительно повышая возможности корвета по обнаружению и сопровождению морских и воздушных целей противника, их поражению. В частности, мачта позволила отказаться от отдельного антенного поста РЛС управления артиллерийским огнем "Пума"».

Судя по всему, корветы серии 20385 стали «работой над ошибками» проекта 20380: предположительно решалась проблема наведения ЗУР комплекса «Редут»; введенная же в состав вооружения УКСК была ценна вовсе не появившейся возможностью размещения противокорабельных ракет «Оникс» или «Калибр», а способностью использовать ракето-торпеды семейства «Калибр». Тем самым корвету была возвращена «длинная рука» для борьбы с подводными лодками противника. Но здесь перехлест пошел уже в другую сторону — ракето-торпеды 91РЭ1 и 91РТЭ2 имеют дальность 50 и 40 км соответственно, и несколько сомнительно, чтобы хотя бы одна из трех ГАС отечественного корвета (или все они вместе) могли бы обнаружить вражескую ПЛ на таком расстоянии. Но автор настоящей статьи не располагает точными ТТХ ГАС современных корветов, поэтому — а вдруг? Кроме того, возможна и такая ситуация, когда вертолет корвета в режиме поиска обнаружил километрах так в 50 от родного корабля что-то подводно-недоброжелательное…

В общем, корабли проекта 20385, вероятно, могли бы стать первыми полностью боеспособными кораблями данного типа (когда и если доведут до ума ЗРК «Редут», конечно) но чрезмерность вооружения, ненужного на кораблях класса «корвет» сыграла с ними ту же шутку, что и с «предком» современных российских корветов — СКР проекта 12441 «Гром». Как уже было сказано в предыдущей статье, стоимость корветов проекта 20385 вплотную приблизилась к фрегатам «адмиральской» серии, при том что боевые возможности фрегатов все же выше — уже хотя бы в силу вдвое большего водоизмещения, и соответствующему росту автономности и мореходности. Соответственно, количество корветов проекта 20385 ограничится двумя единицами.

Но что же дальше? Ходят разговоры о создании новых корветов проекта 20386, причем слухи самые разные: кто говорит о том, что данная модификация будет минимальным «рестайлингом» проекта 20380, а кто выкладывает фото умопотрясающего кошмара морей и океанов, у которого ангар «переехал» в корпус, т.е. под палубу, куда вертолет, сев на площадку, попадает при помощи специального подъемника. Зато рядом есть место для пары контейнеров, в которые можно напихать хоть ПРК «Калибр», хоть еще что-то — по модульному принципу…



Нечто

Честно говоря, автору настоящей статьи приходилось видеть и более жуткие проекты кораблей, но нечасто. Модульность вооружения — крайне сомнительное новшество. Ну как готовить экипаж воевать оружием, которое в данный момент на корабле не установлено? А конструкция… за одну только раскладывающуюся палубу и вертолетоподъемник можно смело вручать премию Дарвина (ничем не обоснованная сложность, да еще на корабле малого водоизмещения, где каждая тонна на счету). Впрочем, английский текст, возможно, намекает, что речь идет о каком-то экспортном варианте. Тогда никаких вопросов нет — любой каприз за деньги заказчика!
А ведь разумные варианты есть: газотурбинная установка, один-два «Панциря-М» или «Палаша» (последнего в ракетно-пушечном варианте), подкильная или буксируемая ГАС, противолодочный комплекс «Медведка» или торпедные аппараты с возможностью применения ракето-торпед «Калибр-ПЛЭ», да пара счетверенных пусковых для «Уранов». И получится относительно недорогой, годный к массовой серии корвет, «рабочая лошадка» для любого нашего флота.

Но уже не в этой госпрограмме. Поставив себе целью до 2020 г. построить 35 корветов различных типов, к августу 2016 г. мы имеем 4 корвета в строю (в том числе «Стерегущий», вошедший в строй еще до ГПВ 2011-2020 гг., ну да ладно), один («Совершенный») на испытаниях, семь — в различных стадиях постройки (два из них проекта 20385) и на этом всё. Итого двенадцать единиц, и все они имеют хорошие шансы войти в строй до 2020 года, но новые закладки отложены на неопределенный срок. Это, в общем, понятно: не имея возможности делать нормальные дизельные энергетические установки, зато имея огромные сомнения в дееспособности ЗРК «Редут», нам ни к чему закладывать новые корветы типа 20380/20385, а никаких иных проектов у нас нет. Да и не только в проекте дело: спроектировать новый корабль можно, но откуда взять на него двигатели? Все мощности сегодня брошены на производство турбин для фрегатов, но и там у нас огромное отставание.

Продолжение следует…

topwar.ru

Корветы нашего времени.: antoin — LiveJournal

А что же фрегаты и корветы? Эти классы кораблей вернула к жизни Вторая мировая война, когда вдруг оказалось, что эсминцев, а тем более крейсеров, не хватает для выполнения важнейшей задачи - сопровождения конвоев, ставших, воистину, кровеносными сосудами Объединенных Наций, и более того - эсминцы, не говоря уж о крейсерах, являются слишком дорогими и избыточно мощными для этих целей.

Так ушедшие в небытие корветы и фрегаты возродились вновь. Корветы имели водоизмещение в пределах тысячи тонн, вооружались артиллерией калибра до 76-100 мм, зенитными автоматами 20-40 мм (или пулеметами), бомбосбрасывателями и реактивными бомбометами. Они имели довольно солидное радиоэлектронное вооружение: джентльменский набор - РЛС (один из наиболее распространенных радаров военных времен - знаменитый британский "тип 271" сантиметрового диапазона), ГАС (например тип 127DV), и высокоточный пеленгатор, "хаф-даф". Под это описание, например, подходят широко известные британские корветы "цветочной серии" (Flower), размноженные в 267 экземплярах, и ставшие для туманного Альбиона примерно таким же символом, как для нас - танк Т-34. Оснащенные паровыми машинами мощностью в 2750 лошадиных сил, они со своими 16 узлами деловито сновали вперед-назад вдоль строя неторопливо ползущих конвоев. Австралийские рудовозы из Фритауна в Великобританию, "Либерти" и танкеры из США в Великобританию, те же "Либерти" и советские транспорта из Галифакса и Хваль-Фьорда в Мурманск и Архангельск... Они были везде. Но дальность их плавания (3,5 тысячи миль) не всегда позволяла сопровождать конвои на всем протяжении маршрута, а дозаправка на ходу не всегда была возможна.

Корвет Azalea.

Конвой в северной Атлантике.

Эту проблему решали фрегаты, которые были эскортниками "классом повыше". Вот, скажем, тип River. Солидные корабли, 1370 длинных тонн в стандарте, 1830 полного, силовая установка уже в 5000 л.с., а то и в 6500 (если паротурбинная а не паромашинная), и скорость за 20 узлов. Построены в количестве 151 единицы. В отличие от корветов, фрегаты уже могли сопровождать конвои на всей протяженности маршрута. Вооружены они были тоже солидно: пара 102 (или 114-мм) пушек, до десятка(!) "Эрликонов", конечно же, РБУ и бомбосбрасыватели с солидным запасом глубинок (до полутора сотен), чтобы гонять "мальчиков Деница".

Радиоэлектронное вооружение в общем и целом соответствовало корветскому. РЛС, ГАС.

Фрегат Swale

Заканчивая тему "Риверов" можно отметить что их послевоенная судьба была очень разной. Один из них - канадский Stormont - был, например, куплен Аристотелем Онассисом, и превратился после перестройки в роскошную яхту Christina O, названную в честь дочери миллиардера.Война закончилась, на сцену вышли новые реалии: ядрена бомба и ракетное вооружение. Ядрену бомбу мы тут трогать не будем, а вот ракеты нас интересуют. Благодаря им корветы и фрегаты УРО (управляемого ракетного оружия) стали тем, что они есть сейчас. Флоты стали меняться, стремительно "обракечиваясь". К 70-м годам корветы и фрегаты выросли в размерах (до 1,5-2 тысяч тонн корветы, до 4-5 фрегаты) и начали из чисто эскортных кораблей превращаться в многоцелевые боевые единицы, которыми были их парусные предки. "Многозадачность" определялась возможностями вооружения. С противолодочным все было ясно: мощные гидроакустические комплексы (ГАК) объединяющие несколько станций (ГАС), в сочетании с управляемыми торпедами, а то и ПЛРК (противолодочными ракетными комплексами), и наличием (для фрегатов) палубного вертолета, по-прежнему сохраняли за этими кораблями реноме "охотников за ПЛ". Потенциал ПВО возрос благодаря появлению компактных ЗРК (Си Кэт, Си Вулф, Наваль Кроталь, "Оса-М" и прочие, имя им легион), а противокорабельные - благодаря компактным же ПКР (наиболее известные и широко распространенные и по сию пору - "Гарпун" и "Экзосет").

Британский фрегат "Корнуолл" и американский АВ "Джон Стеннис".

Тут надо отметить что наша Родина в тот период шла своим путем, строя в этом классе узкоспециализированные корабли: МРК и МПК (малые ракетные и противолодочные) в виде аналогов западных корветов, СКР (тоже, в общем, специализированные противолодочники) и "младшие" БПК (61-й проект) - в противовес фрегатам. Многоцелевыми они начали становиться уже под занавес СССР, когда стало ясно, что содержание титанического зоопарка разномастных кораблей слишком дорого даже для советской экономики.


СКР "Пытливый" проекта 1135. На Западе этот тип прозвали "поющие фрегаты".

Именно из этого запоздавшего понимания растут корни упомянутого в первой строке сего поста "Сообразительного". Он представляет собой корабль уже следующего поколения, где многозадачность возведена в степень. Главным козырем современных ракетных кораблей являются универсальные установки вертикального пуска (УВП), способные запускать разные типы ракет - от противокорабельных до противолодочных. "Сообразительный" несет одну из самых последних и, без ложной скромности скажем - самую совершенную из установок подобного рода - УВП 3С-14 в составе универсального корабельного стрельбового комплекса (УКСК). Емкость УКСК - 8 гнезд, примерно 9 метров в высоту и около метра в ширину каждое. В каждое из гнезд можно грузить от 1 до 4 ракет в зависимости от типа и размера, и, ходят упорные слухи, что для ЗУР малой дальности нового поколения 9М100, емкость достигает 8 ракет на гнездо (в два "этажа"). А так вполне себе нормальной нагрузкой для того же "Сообразительного", будут 32 ЗУР средней дальности 9М96, которые обеспечат ему ПВО на уровне не худшем, чем у многих кораблей значительно большего водоизмещения. При этом сохраняются отдельные пусковые для ПКР и торпедные аппараты.

Головной корабль проекта 20380 - "Стерегущий". Обращает на себя внимание модуль ЗРАК за носовой башней - на тот момент УКСК еще не довели и поставили "Каштан".

Подробно расписывать ТТХ корвета и набор его вооружения смысла нет - оно все написано на том же паралае, поэтому остановимся наиболее примечательных особенностях: наличие современной БИУС "Сигма", обеспечивающей коллективную оборону соединения, обмен информацией и целеуказание от внешних источников в реальном времени. До сего момента такая роскошь была доступна только кораблям класса "Иджис" - американским "Тикондерогам" и "Беркам", японским "Конго", новейшим испанским "Альваро де Базан" и пр.

Испанский фрегат "Альмиранте Хуан де Бурбон", относящийся к типу "Альваро де Базан".

У нас сумели подобную систему органично вписать в 2000 тонн водоизмещения, дав корвету потенциал крупного боевого корабля. Отряд из 2-3 подобных единиц во главе с фрегатом с "Сигмой" и УКСК в количестве 4-5 модулей, способны представлять серьезную угрозу для любого противника. Фрегаты такого рода мы тоже уже строим - проект 22350.Такой отряд может использоваться самостоятельно, может - как эскорт для авианосца, десантного корабля, крейсера или эсминца 1 ранга, контролируя обстановку в воздухе, на поверхности воды и в глубине.На Западе близкими ТТХ обладают европейские ракетные корабли нового поколения. Уже упомянутый испанский тип "Альваро де Базан" представляет собой модификацию транснационального проекта F100, по которому строят боевые корабли и другие страны - от Норвегии до Австралии. А если говорить о корветах, то соперником для проекта 20380 выглядит турецкий проект корветов класса MilGem (от Milli Gemi - национальный корабль). Построенный с широким использованием западных комплектующих он близок к российскому проекту по основным размерениям и ТТХ, но уступает по огневой мощи (особенно в плане ПВО) и разнообразию вооружения.

головной турецкий корвет класса MilGem в процессе постройки.

Завершая тему хочется сказать, что традиционная классификация в последнее время утрачивает смысл. Разница между крупными боевыми кораблями УРО нивелируется, сводясь, в общем, к разнице в объеме боезапаса. Современные корветы выполняют традиционные задачи эсминцев, фрегаты и эсминцы в свою очередь по задачам соответствуют классическим крейсерам, а возможности и функционал крейсера вполне позволяет назвать его кораблем современной "линии баталии".Возможно более правильным было бы вернуться к ранговой классификации. Ракетный корабль 1, 2, 3, 4 ранга... Как в былые времена мерялись по рангам артиллерийские корабли.

А вы как считаете?

antoin.livejournal.com

Вот развернулся боком флагманский фрегат…

Корабль «Ярослав Мудрый» 

Заменой «1135-м» должны были стать сторожевые корабли пр. 11540, вооруженные гораздо более совершенными ПКР «Уран», ЗРК «Кинжал» и ПЛУР «Водопад». Однако, как и многие другие позднесоветские военные программы, этот проект стал жертвой распада СССР и резкого сокращения военного бюджета. В строй вошли лишь два корабля пр. 11540 – «Неустрашимый» (в 1993 г.) и «Ярослав Мудрый» (в 2009 г.). Надо отметить, что последний был заложен в 1988 г и спущен на воду в 1990 г., т.е. между закладкой и вводом в строй прошло 19 лет! За такой период можно построить пару авианосцев. Оба корабля входят в состав БФ, «Неустрашимый» в настоящий момент находится в ремонте.

  В 1997 г. в Калининграде был заложен сторожевой корабль (фрегат) пр. 12441 «Новик», обладавший исключительно сильным вооружением (он стал бы самым мощным фрегатом в мире). По не вполне понятным до сих пор причинам он не был достроен и сейчас утилизируется прямо на верфи.

В 2001 г. было начато строительство сторожевых кораблей пр. 20380, которые являются неким промежуточным звеном между фрегатами и корветами, хотя чаще классифицируются как корветы. Их основным ударным оружием является ПКРК «Уран», дополняемый 100-мм АУ А-190. Головной корабль «Стерегущий» имел весьма слабую ПВО (1 ЗРАК «Кортик», 2 АУ АК-630), что вызвало резкую критику проекта – было неясно, для каких войн предназначен корабль, не способный отразить даже ограниченный воздушный удар. Однако начиная со второго корабля вместо «Кортика» устанавливается ЗРК «Редут» с 12 ЗУР 9М96 от ЗРС С-400, что качественно усиливает ПВО корвета. В настоящий момент в состав БФ введены 4 корабля пр. 20380: «Стерегущий», «Сообразительный», «Бойкий» и «Стойкий», строятся «Ретивый» и «Строгий». С 2006 г. в Комсомольске-на-Амуре началось строительство аналогичных кораблей для ТОФ. Первые два из них («Совершенный», «Громкий») вошли в состав флота, строятся еще два («Алдар Цыденжапов», «Резкий»). Для СФ было начато строительство двух кораблей пр. 20385 с ПКР «Калибр» вместо «Урана», но сейчас оно приостановлено из-за проблем с двигателями: предполагалась установка дизелей немецкой фирмы MTU, но они не были поставлены в связи с санкциями, а замена на отечественные займет определенное время.  

К тому же промежуточному классу между фрегатами и корветами относятся патрульные корабли пр. 22160. Они несут очень слабое вооружение - одну 76-мм АУ, 8 ПЗРК "Игла", 1 вертолет. Корабли "Василий Быков" и "Дмитрий Рогачев" уже включены в состав ЧФ, строятся еще 4 ПК этого типа (все для ЧФ).

pochta-polevaya.ru

Классификация кораблей — Global wiki. Wargaming.net

Эту статью пытается создать KOT_ACTPOHOM_B_MOPE. Просьба воздержаться от правок.

Дисклаймер - цель данной статьи не столько классифицировать все корабли всех стран всех эпох, сколько дать поверхностный, но максимально широкий обзор.

Корабль

Кораблями исторически называли большие военные корабли или вообще все корабли. В настоящее время распространено деление: корабль - военный, судно - гражданское.

Корабли 1, 2, 3 и 4 рангов

Во времена парусного флота корабли делились на ранги по количеству установленных на них орудий и/или по их водоизмещению. В подавляющем числе случаев корабли были деревянными парусниками и несли порядка 40-100 разнообразных орудий.

Линейный корабль

Во времена парусного флота линейными, назывались самые крупные и вооружённые корабли, которые создавались специально для линейного боя и способные противостоять в перестрелке любым кораблям противника. Часто имели более сотни орудий.

Фрегат

Изначально фрегатом назывался парусный, как правило, трёхмачтовый корабль. Отличался от линейных кораблей меньшими размерами и меньшим количеством орудий на борту (порядка, 20-45). Фрегаты могли действовать, как в составе линейных флотов, так и самостоятельно.

Корвет

Исторически корветом назывался парусный трёхмачтовый корабль, уступающий по размерам и вооружению фрегатам, и нёсшим порядка 15-30 орудий. Обычно использовался для разведки или курьерской службы.

Шнява

Шнявы - сравнительно небольшие двухмачтовые корабли, нёсшие 10-20 орудий. Имели прямые паруса и бушприт, стаксель и кливер. Были растпространены в северных странах в XVII-XIX веках.

Бриг

Двухмачтовое судно с прямым парусным вооружением фок-мачты и грот-мачты и одним косым гафельным парусом на гроте

Шлюп

Достаточно неопределённый термин, изначально обозначающий парусный корабль, уступающий по размерам и вооружению фрегатам.

Так же словом "шлюп" в настоящее время обозначается тип парусного вооружения, для кораблей с одной мачтой.

Шхуна

Шхунами называют корабли, имеющие косые паруса.

Клипер

Парусный или парусно-винтовой корабль, отличающийся высокой скоростью.

Люгер

Люгеры — небольшие трехмачтовые суда первой половины XIX в., вооруженные 8–14 пушками и предназначенные для посыльной службы.

Броненосец

Броненосцы появились во второй половине XIX века, когда стало возможным создавать корабли, оснащённые мощной бронёй, мощным вооружением и имеющими достаточную силовую установку, чтобы корабль со всем этим мог передвигаться. Характерной особенностью броненосцев является наличие нескольких (обычно трёх) групп артиллерии, различающихся по калибру: крупная, средняя, малая.

Батарейный броненосец

Казематный броненосец

Барбетный броненосец

Башенный броненосец

Линейный корабль

В XX веке линейными кораблями (сокр. линкорами) стали называться бронированные корабли, которые пришли на смену броненосцам. Они были самыми мощными и защищёнными артиллерийскими кораблями за всё время. Отличались от броненосцев тем, что у них был сделан акцент на максимальное использование артиллерии крупного калибра.

Крейсер

Исторически слово "крейсер" вначале обозначало корабль, который мог самостоятельно выполнять боевые задачи в любой точки моря. Обычно этим словом могли называть шлюпы, корветы, фрегаты или бриги, которые совершали дальние путешествия (рейды).

Как самостоятельный класс крейсера стали выделять в XIX веке, относя к нему лёгкобронированные артиллерийские корабли, оснащённые паровым двигателем и способными передвигаться по морю

Броненосцый крейсер

Броненосные крейсера отличаются сравнительно толстым бронированием бортов.

Бронепалубный крейсер

Бронепалубные крейсера отличаются бронированием только бронепалубы и скосов.

Лёгкий и Тяжёлый крейсер

Лёгкие и тяжёлые крейсера отличаются друг от друга водоизмещением и калибром артиллерии. Это, несколько искусственное, разделение стало актуально в первой половине XX века, когда между морскими державами периодически заключались договора на ограничение количества флота.

Линейный (большой) крейсер

Линейные крейсера появились в первой половине XX века одновременно с линейными кораблями. При этом по бронированию и вооружению они гораздо ближе к линейным кораблям, чем к тяжёлым крейсерам. Отличались от линейных кораблей повышенной скоростью.

Крейсер ПВО

Условный подкласс крейсеров, который можно выделить в середине XX века. Его появление обусловлено подавляющей доминацией авианосцев во время Второй мировой в результате которой от крейсеров часто требовалась не столько огневая мощь артиллерии, сколько сила ПВО.

Ракетный крейсер

Ракетные крейсера появляются во второй половине XX века. Отличаются наличием ракетного вооружения, которое является и атакующим, и защитным вооружением. Артиллерийское вооружение если и есть, то носит второстепенный характер.

Крейсер УРО (с управляемым ракетным вооружением)

Крейсера УРО можно выделить среди других ракетных крейсеров по тому признаку, что он способен защищать не только себя, но и другие корабли при помощи зональной системы ПВО.

Миноносец

Корабль небольшого водоизмещения, основным вооружением которого являются торпеды

Торпедный катер

Сверхмалый корабль, вооружённый торпедами

Эскадренный миноносец

Изначально эскадренные миноносцы (эсминцы) предназначались для ведения боёв в составе эскадр, противостояния вражеским торпедным кораблям.

В последствии на них легла задача противостоять подводным лодкам и даже авиации противника.

Эсминец УРО

В послевоенное время, как и другие корабли, эсминцы стали вооружаться ракетным вооружением. Эсминцы, вооруженные ракетами, которые активно управляются с корабля (обычно, средней или большой дальности) стали называть эсминцами УРО

Фрегат

Во второй половине XX века в некоторых странах, например США и Великобритании, фрегатами стали называть корабли, ранее называемые эскортными эсминцами и лидерами эсминцев. Позже этим же словом назвали корабли, в том числе с ракетным вооружением (фрегат УРО), уступающие по размерам эсминцам. Водоизмещение порядка 3000-6000 тонн

Корвет

Во второй половине XX века корветами стали называть небольшие корабли, водоизмещением 500-1600 тонн.

Шлюп

В начале XX веке в Англии к шлюпам относили эскортные корабли, не предназначенные для действий в составе эскадры.

Катер

Катерами традиционно обозначали боевые корабли малого водоизмещения. Может быть гребным, парусным или моторным. В настоящее время в США катерами называют корабли, уступающие по водоизмещению корветам.

wiki.wargaming.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *