Форма одежды в образе человека

Народная пословица гласит: «встречают по одежке, провожают по уму». Следовательно в первую очередь происходит визуальное восприятие одежды и в целом образа человека. При сканировании определяющими являются форма одежды и цветовая палитра, и только потом мы начинаем рассматривать картинку в деталях. Форма одежды в образе человека производит определенное впечатление на окружающих и многое может сказать о характере, стиле и даже настроении хозяина.

Важным свойством костюма является связь его формы с фигурой человека. Одеждой можно подчеркнуть то, что нужно или наоборот скрыть либо скорректировать. Форму костюма как правило связывают с геометрическими фигурами, так как она относится к пространственному восприятию образа. Такими фигурами являются: треугольник, овал, круг, квадрат и прямоугольник. Также используют ассоциативные определения с какими-либо предметами: рыбка, бочонок, фонарик, тюльпан, колокольчик, песочные часы и т. д. Поговорим о каждом отдельно.

Треугольник (или трапеция)  характеризует динамику и движение. Его острые углы, направленные в разные стороны  создают ощущение агрессии, боевого настроя и оптимизма. Треугольник сравнивают с желтым цветом и символом мысли, излучающим себя по трем направлениям. Это очень женственная форма: узкие плечи, широкие бедра. С помощью расклешенных сарафанов, юбок, можно создать легкомысленный или романтичный образ. Усеченный треугольник превращается в трапецию, которая  является очень выигрышным вариантом для  фигуры без ярко выраженной талии. Боковые линии, расходящиеся лучами вниз только очерчивают фигуру, но не облегают ее.

Такая форма была очень актуальна в 1960-х годах , она характерна для платья, юбок, костюмов и пальто. Первая коллекция Ив Сен — Лорана была гимном А-силуэту. Очень хорошо такой силуэт сочетается с геометрическими мотивами в костюме. Если вы взяли эту форму за основу, но при этом не предполагаете украшать платье всевозможными декорациями, то подберите красивую ткань с интересной фактурой. Для более яркого выражения  трапецивидной формы подойдут более плотные ткани, такие как жаккард или гобелен. Трапеция это один из силуэтов, который удобно носить женщине любой комплекции и любого роста, главное выбрать нужную длину платья. Юбка треугольной формы давно стала классикой и всегда сможет подчеркнуть вашу талию и скрыть бедра. Ее вы смело можете использовать с разными стилями: классическим, молодежным, деловым.

Если перевернуть треугольник основанием вверх, то получим новый силуэт с расширенным плечевым поясом. Чаще такая форма присутствует в мужской одежде. Визуально она создает ощущение уверенности и силы. Сложно создать такой силуэт без накладных плечиков,что придает фигуре еще более внушительный вид. Ширину плеч зачастую диктует мода, но это можно сделать и определенным стилем. Появившись впервые в 1940-х годах и пережив настоящий триумф  в 1980-х   треугольный силуэт периодически выходит на лидирующие позиции.

Овал — это достаточно обтекаемая форма одежды, расширенная в талевой зоне и постепенно сужающаяся кверху и книзу. Она также хорошо скрывает недостатки фигуры и подходит склонным к полноте людям с покатыми плечами  и широкими бедрами. В 1930-е годы такая форма была в фаворе у великого Поля Пуаре, а в 1950-е  прославили Кристобаля Баленсиагу. Овальная форма удобна, располагает к отдыху и неформальному общению. Практически каждая женщина будет чувствовать себя уютно в пальто такой формы. В цветовой палитре ей соответствует фиолетовый цвет.

Круг — это правильная форма, стабильная и замкнутая. Он ассоциируется с диском и полной луной, обладает большой зрительной массой и ассоциируется с постоянным движением. Подобно овальному образу этот силуэт создает ощущения спокойствия и не напряженности.  В чистом виде совершенно круглый силуэт в одежде не используется, только лишь в деталях. Конечно можно создать его намеренно с помощью фактурных материалов, но согласитесь,что выглядеть это будет немного комично и неестественно. Хотя округлые формы, используемые в элементах  композиции всегда вносят в костюм мягкость и легкость. С кругом ассоциируется синий цвет.

Квадрат — форма, говорящая об уверенности и стабильности. Внешне ассоциируется с крепким, тяжелым, твердо стоящим на ногах человеком. Если вы обладатель такой фигуры, то не стоит надевать  жакеты по форме напоминающие квадрат, тем более в клетку. В области цвета этой форме соответствует красный.

Прямоугольник — это линейная форма, которая ассоциируется с логическим мышлением и организованностью. Если вы любитель строгого, делового стиля и хотите придать своему костюму серьезность и сдержанность , то прямоугольная форма  должна стать вашим выбором. «Прямоугольные»  вещи должны выглядеть так, словно сняты с чужого плеча. С помощью этого эффекта появляется свобода в выборе формы нарядов и изменении пропорций. Чаще всего прямоугольный силуэт используется в бизнес-стиле. Наличие вертикальных линий будет способствовать вытягиванию фигуры.

Если сравнивать формы друг с другом, то можно визуально оценить их зрительную массу. У круга и квадрата она самая большая. Минимальными массами обладают линейные формы. Также восприятие массы зависит от плотности  заполнения и фактуры формы. Если поверхность гладкая, то зрительно одежда  выглядит меньше, чем если она выполнена, например, из меха.  Визуальное восприятие формы изменяется при наличии большого количества деталей (клапаны, карманы).

При разработке костюма надо соизмерять размеры отдельных элементов,чтобы они смотрелись пропорционально. Цвет и размер рисунка на ткани также  имеет значение. С помощью правильного выбора формы одежды можно изменить зрительное восприятие. В одном костюме можно сочетать две формы, главное правильно выбрать соотношения между частями учитывая тип телосложения. Например, хорошо будет смотреться короткий жакет и длинная трапецивидная   юбка правильной длины. Пропорции в одежде и фигуре предполагают членение по горизонтали и определяются в процентном соотношении.

Надеюсь, что эти знания Вам пригодятся, и Вы сможете без труда создавать правильные пропорциональные комплекты.

Оставляйте свои комментарии и делитесь полезной информацией с друзьями!

Подписывайтесь на новости, чтобы узнавать еще больше интересного!

С уважением, Ирина Широкова.

fusion-of-styles.ru

Корпоративный стандарт формы одежды

Корпоративный стандарт формы одежды

1  Введение

1.1 Назначение

Настоящий документ «Корпоративный стандарт формы одежды» предназначен для введения единых норм и правил делового этикета в области корпоративной формы одежды во всех структурных подразделениях Компании.

Область применения

Содержащиеся в данном документе нормы корпоративной формы одежды носят характер общих принципов и являются обязательными для соблюдения всеми сотрудниками Компании.


1.3 Термины, определения и сокращения

В настоящем документе приняты следующие термины, определения и сокращения:

Комитет по корпоративной Этике — группа, состоя­щая из наиболее авторитетных сотрудников ООО "ХХХ", утверждённых Генеральным директором из числа сотрудников Компании, пользу­ющихся всеобщим уважением и доверием, созданная для обеспечения эффективного функционирования корпоративного Кодекса в ООО "ХХХ".

Компания — ООО "ХХХ";

ДТО – Департамент товарных операций;

ТО – Транспортный отдел;

ОУИ – Отдел управления инфраструктурой;

ОБ – Отдел безопасности.

2 Общие положения

Стиль и форма одежды – это проявление фирменного стиля, отражение правил делового этикета, элемент корпоративной культуры, репутации Компании и профессии.

Корпоративный стиль одежды оказывает сильное влияние на настроение, самоощущение, работоспособность коллектива, способствует созданию "корпоративного духа" и укреплению дисциплины в Компании. Соблюдение правил делового этикета, отражающееся в стиле одежды, помогает сотрудникам сдержанно подчеркивать их индивидуальность, имидж и статус, а также создавать гарантированно благоприятное впечатление и вызывать доверие к фирме в целом.

Готовность к сотрудничеству и умение расположить к себе начинается с соответствующего обстановке внешнего вида. Сотрудники одеваются в соответствии с принятыми в обществе социальными и деловым нормами, а также внутренними стандартами Компании, которые являются обязательными для каждого сотрудника.

Вопросы, касающиеся области применения Порядка в специфических условиях, следует адресовать членам Комитета по корпоративной этике Компании.

3 Требования к корпоративному стилю

3.1 Корпоративный пропуск

Для всех сотрудников обязательно ношение пропуска на всей территории Компании в течение рабочего дня. Пропуск, по возможности, носится на груди.

3.2  Причёска

Мужчины: волосы должны быть аккуратно подстрижены, и не касаться воротника сорочки. Длинные волосы должны быть аккуратно собраны.

Женщины: волосы должны быть опрятны и аккуратно причёсаны.

Примечание для женщин: макияж должен быть подобран со вкусом. Яркий макияж и накладные ресницы недопустимы.

3.3  Украшения

Для всех сотрудников Компании пирсинг на лице и обилие украшений являются недопустимыми.

Мужчинам ношение серег в рабочее время на территории Компании запрещено. Также им следует ограничиваться ношением только одного кольца – обручального.

Женщинам рекомендуется подбирать украшения, отвечающие принципам красоты, хорошего вкуса и делового стиля.

3.4  Обувь

Обувь должна быть закрытой и сочетаться с одеждой, для женщин допускается ношение босоножек с закрытым носком. В жаркое время года (при температуре воздуха выше 30 градусов) женщинам допускается надевать открытую обувь. Ношение спортивной, пляжной обуви, а также тапочек на территории Компании для всех сотрудников в рабочее время запрещено. Для женщин рекомендуются туфли с высотой каблука не более 5 см. В холодное время года в помещениях Компании необходимо переобуваться.

Обувь сотрудников должна быть чистой и ухоженной. Не рекомендуется белая обувь, обувь ярких цветов и с каблуками необычных форм. В обуви должно быть как можно меньше яркой фурнитуры и прочих декоративных деталей.

3.5 Парфюм

Сотрудникам Компании в рабочее время лучше отдать предпочтение ненавязчивым, легким ароматам, недопустимо использование слишком большого количества духов, запах парфюма должен быть едва уловимым.

3.6 Одежда

Сотрудникам Компании следует иметь опрятный внешний вид. Одежда не должна быть вызывающей, небрежной, пёстрой, яркой. Не допускается одежда с элементами, открывающими область декольте, спину, плечи, живот, одежда из прозрачных материалов, а равно с элементами из прозрачных материалов в области декольте, спины, живота. Находиться в помещениях Компании в верхней одежде и головных уборах не принято.

Мужчины: не допускаются брюки неполной длины, шорты, майки, иная спортивная и пляжная одежда. Мужские носки должны гармонировать с брюками или с обувью и по цвету должны быть темнее костюма. Недопустимы короткие носки, а также носки ярких расцветок (желтого, белого, красного и т. п. цветов).

Женщины: не допускаются шорты, юбки-шорты, мини-юбки, короткие платья, юбки с глубоким разрезом, бриджи выше колен, майки, топы, колготки и чулки вызывающих цветов (яркой гаммы) и с крупным броским рисунком, спортивная и пляжная одежда, также не желательны юбки выше колен. Сотрудницам Компании не разрешается появление на работе без колготок или чулок при ношении юбок и платьев, кроме жаркого времени года (при температуре воздуха выше 30 градусов).

В Компании выделяют несколько видов корпоративной одежды:

3.6.1  Деловая форма одежды

Включает в себя одежду официального и демократичного стиля.

Официального стиля одежды Обязательно придерживаться всем сотрудникам Компании в дни проведения совещаний, официальных встреч, переговоров, деловых визитов.

Мужчины: Деловой костюм — пиджак классического покроя с брюками, тёмных тонов, а также рубашка пастельных тонов, сочетающаяся с костюмом, галстук. Допустимо сочетание рубашки с длинным рукавом с брюками. В жаркое время года допускаются рубашки с коротким рукавом. Необходимо придерживаться единства стилей элементов одежды, сдержанности её тонов. Обязательным атрибутом деловой стиля одежды является галстук неяркой расцветки (рекомендуется с рисунком к однотонной рубашке, однотонный — к рубашке в клетку или в полоску).

Женщины: Деловой костюм (гармоничная комбинация пиджака/ жакета с юбкой/ брюками сдержанных тонов и неяркой блузки), чулки/ колготы нейтрального цвета без рисунка, юбки и брюки сдержанных тонов строгого покроя, рубашки, блузы. В жаркое время года допускаются блузки, рубашки с коротким рукавом.

В повседневной рабочей обстановке для сотрудников Компании допустим Демократичный стиль одежды — одежда демократичного покроя и расцветок.

Мужчины: лёгкие джемпера сдержанных цветовых сочетаний, рубашки, рубашки-поло, водолазки неярких расцветок. Допускается отсутствие галстука.

Женщины: лёгкие джемпера сдержанных цветовых сочетаний с длинным рукавом и рукавом ¾, неяркие платья с длинным рукавом и рукавом ¾, блузки неярких цветов, водолазки, колготки с неброским рисунком, гармонирующим с одеждой.

В жаркое время года сотрудникам Компании допускается ношение одежды с коротким рукавом.

3.6.2 Рабочая униформа

Используется сотрудниками рабочих специальностей (ДТО, ТО, ОУИ, ОБ). Форма выдаётся данной категории сотрудников на время их работы в Компании.

Сотрудники IT-подразделений (за исключением руководителей структурных подразделений Компании от уровня Руководителя группы, а также их заместителей, Секретарей и Помощников руководителей), исходя из специфики их деятельности, могут использовать в работе нестрогую униформу — одежду, удобную для работы: джинсы, джемпера свободного покроя, однотонные футболки (возможные рисунки и надписи должны быть неброскими и корректными).

3.6.3 Свободная форма одежды

Предполагает ношение джинсовой одежды. Отступление от деловой формы одежды допускается в пятницу для сотрудников, занимающих должности ниже Начальника отдела и не участвующих в деловых встречах.

3.6.4 Форма одежды при проведении заседаний руководства в выходные дни определяется как «без галстуков», если иное не оговаривается отдельным документом.

4  Контроль над исполнением Стандарта предприятия и ответственность за его невыполнение

За несоблюдение правил корпоративной формы одежды сотрудниками Компании несут ответственность не только сотрудники, нарушающие деловой стиль одежды, но и Руководители соответствующих структурных подразделений.

Контроль над соблюдением данного документа возлагается на Комитет по корпоративной этике.

Несоблюдение сотрудниками Компании корпоративного стиля одежды является нарушением трудовой дисциплины и может повлечь за собой наложение дисциплинарного взыскания.

корпоративный стандартположение о форменной одеждекорпоративные стандарты компании

hr-portal.ru

Форма и масса в одежде.

Творческая работа художника модельера над композицией костюма должна быть направлена на выражение и воплощение содержания, которая вкладывается в модель костюма с учетом его назначения.
Каждый отдельный предмет состоит из геометрического вида формы.
Величина и масса фигуры в целом и ее частей, а так же цвета, рисунка, фактуры материала. Эти элементы служат основным и первичным материалом в работе художника модельера в композиции.
Многообразие элементов фигуры и безграничные возможности их сочетания, дают художнику возможность находить новые художественные решения.

Геометрические формы:

Каждый в форме определяется тремя характерами:
-степень объемности
-контурами фигуры в целом и ее частями
-поверхностью(прямолинейными, кривыми, ломанными)

Степень объема зависит от соотношения измерений фигуры трем координатам в пространстве. В форме одежды степень объема имеет ограничения в предметах, возможности ее формы. Но в этих предметах степень объемности разнообразна.

Например:
форма вытянутого прямоугольника, треугольника, треугольник может быть разной формы, равнобедренный равносторонний, односторонний.

  Форма треугольника

Форма четырехугольника 

Форма трапеции может быть самой разнообразной
Форма трапеции получается на усеченном треугольнике.Основание трапеции может быть расположено внизу или вверху.
Трапеция может быть вытянутой или укороченной.

 Форма трапеции

Форма вытянутого эллипса

 

Форма эллипса может быть более вытянутой,сплющенной формы
может быть укороченный эллипс,приближенный к кругу

 Форма круга и овала.

Форма круга может быть уменьшенной или увеличенной.
Форма овала может быть оформлена с разных сторон.

 Квадрат

Контур одежды,рассматриваемый со всех сторон выражает ее объемность.
Плоскостное зрительное восприятие объемных форм ограниченных контурами
дает представление о силуэте одежды.Следовательно,форма и силуэт взаимно-связаны.
Общая форма,а следовательно и силуэт одежды обуславливаются в первую очередь практичным назначением одежды, а ее обязательной ролью украшать человека, т.е.соответствовать его индивидуальным внешним данным.
Форма и силуэт зависит так же от направления моды.
Форма и силуэт одежды уже сами по себе могут выражать художественный замысел, но они могут одновременно служить и основой и фоном различных декоративных решений, использование декоративных элементов(клапаны, хлястики).
Требуют их соподчинения с формой и силуэтом одежды.
Форму и силуэт одежды можно изобразить плоскостным или контурным рисунком.
Поверхность формы одежды может состоять из прямолинейных или криволинейных плоскостей(выпуклых или вогнутых).
Они могут быть так же гладкими или ломанными.
Ломанную поверхность формы образуют формы образуют различные драпировки, складки, плиссе, гофре,рюши.

контурная и плоскостная

драпировки и складки

плиссе и гофре

волан

рюша

 

Величина формы.
Этот элемент выражает соотношения одежды с фигурой человека, и так же отдельных форм одежды между собой.

 

Величины форм могут быть разнообразными и от них зависит степень объемности, зрительная легкость или тяжесть формы одежды 
(прозрачный капрон, шифон; бархат, плюш-зрительную тяжесть)

 

Геометрические формы могут соединяться и создавать другой вид формы. Это хорошо проявляется при создании форм одежды. Разница двух или более форм по величине наиболее заметна при их сопоставлении. Общая форма многих видов легкого и верхнего платья состоит из двух и более частей(лиф, юбка, рукав, воротник)

 

В моделировании одежды в работе над композицией часто используют эффект противопоставления больших и малых величин, при этом величина формы в целом будет зрительно увеличиваться или уменьшаться.
Например:
-мелкие детали расположенные на большой форме, подчеркивают ее объем и зрительно еще больше увеличивает.
-крупные детали на той же форме уменьшают зрительно величину формы в целом.

  

 

Масса в одежде.
Масса — зрительное весовое количество формы одежды в целом и ее составных частей:
Ширина плеч, обхват груди, талии бедер, размеры рукавов, воротника и др.
Все перечисленные элементы формы взаимосвязаны, изменение формы одного элемента влечет за собой изменение других показателей формы.

 

Меняется форма по величине, меняется и ее масса (больше или меньше).
Масса зависит от геометрического вида формы, силуэта одежды.
Форма, приближенная к вертикали имеет меньшую массу. Максимальную массу имеют форму, приближенная к форме куба или шара, следовательно, масса зависит от степени объемности.

 

На объем и массу формы так же влияет степень заполняемости формы конструктивными и декоративными линиями (много линий – меньше масса, мало линий декора — масса больше).

 

На зрительное восприятие массы влияют и детали (карманы, чем они меньше, тем больше масса и наоборот, чем больше карманы, тем меньше масса).

 

Цвет, рисунок и фактура материала.
Эти элементы оказывают существенное влияние на внешний вид формы одежды и ее выразительность, цвет обладает свойством зрительно увеличивать или уменьшать форму одежды, придавать ей легкость или тяжесть, успокаивать или утомлять человека.
Светлые тона больше по объему, легче.
Темные тона малые по объему, тяжелее.

Материал, оформленный рисунком, имеет различное заполнение поверхности, от этого зависит
величина и масса формы одежды.
Разреженный рисунок увеличивает величину и массу одежды, а уплотненный, сгущенный рисунок уменьшает величину и массу одежды.

Фактура ткани.

Имеет большое значение для выявления степени объемности и массы одежды.
Фактура ткани с ярко выраженной рельефностью, зрительно увеличивает форму и массу ( букле, ворсовые). Эти ткани увеличивают объемность, а так же тяжесть формы.
Гладкие, прозрачные, блестящие поверхности наоборот зрительно уменьшают объем и придают легкость одежде
Ткани с длинным ворсом и завитковый мех обладают свойством придавать форме монолитность
т.к. благодаря усиленной фактуре соединение отдельных частей незаметны.
  

ideimaste.ru

Форма (одежда) Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Форма.

Фо́рма, унифо́рма (лат. forma «форма», лат. uniformis «единообразный»), мунди́р — одинаковая по стилю, покрою, цвету и ткани специальная (служебная) одежда для создания единого облика корпоративной группы.

Форма символизирует функцию её носителя и его принадлежность к организации. Устойчивое словосочетание «честь мундира» означает воинскую или вообще корпоративную честь.

Противоположность униформы — партикулярное платье: индивидуальная одежда.

Области применения

Форма единого образца принята в армиях практически всех стран мира, при этом существует три вида формы: полевая, повседневная и парадная. Также форма используется в различных государственных ведомствах: милиции (полиции), прокуратуре, таможенной службе, у пожарных и т. д. В Российской империи были установлены мундиры для всех чиновников штатской службы (с отличиями по ведомствам) и придворных чинов; в СССР с 1943 до 1954 г. униформу носили сотрудники наркомата (министерства) иностранных дел и некоторых других ведомств.

Кроме того, форма может быть обязательной и для представителей сугубо гражданских профессий, например, у железнодорожников, почтальонов, работников общественного транспорта. В дорогих отелях специальную форму носит персонал (швейцары, лифтёры, носильщики). Как правило, цвет такой формы — красный.

Ранее форма обычно была обязательна для учащихся начальных и средних учебных заведений, однако сейчас во многих странах от школьной формы отказались. Школьная форма и сейчас используется во многих школах Великобритании, а также в Японии и, возможно, в других странах. В современной России нет единой школьной формы, как было в СССР, но многие лицеи и гимназии, особенно наиболее престижные, имеют свою собственную форму, подчёркивающую принадлежность учеников к тому или иному учебному заведению.

Также форму носят спортсмены на соревнованиях в знак принадлежности к команде. На соревнованиях достаточно высокого уровня, например Олимпийских играх, чемпионатах мира и Европы, форма является обязательным атрибутом, более того, она должна быть уникальной для каждой команды и легко различимой по телевидению.

Некоторые общественные организации, особенно военизированные, вводят униформу или её элементы для своих членов. Известна скаутская и пионерская форма, униформа Юнгштурма, нацистских штурмовиков, итальянских чернорубашечников, Армии спасения и т. д.

История

Форма флота США XVIII столетия

Военной униформой называют одежду, установленного правилами или специальными указами, ношение которой является обязательным для любой воинской части и для каждого рода войск.

Еще в римской армии солдатам выдавали одинаковое оружие и доспехи. В Средневековье на щитах было принято изображать герб города, королевства или феодала, особенно это отразилось на щитах арбалетчиков — мантелетах. Подобие униформы было в гвардиях королей (королевские мушкетёры во Франции).

Впервые униформа появилась в 1552 году у стрелецких полков Русского царства при правлении Царя Всея Руси Ивана IV Грозного).

Униформа в её настоящем виде появилась относительно недавно, с образованием постоянных армий после Тридцатилетней войны (1618—1648), и была введена одновременно в нескольких странах. Это происходило по очевидным причинам: необходимо было с первого взгляда отличать своего товарища от врага в ходе сражения, а также обозначить принадлежность войска к определённому государству. Мундирное платье введено во французском войске Людовиком XIV.

Традиции всегда играли важную роль в развитии униформы, что характерно для всех эпох. Даже современный вид униформ несёт отпечаток древних традиций. Со временем детали костюма, указывавшие на ту или иную эпоху, хоть и теряли своё изначальное предназначение, но часто сохранялись в виде символического орнамента.

Штатская мода также оказывала влияние на развитие униформы, и поэтому её следует учитывать при изучении военного обмундирования определённого периода. Стоит отметить, что первоначально различие между штатской и военной одеждой было менее значительным, чем можно предположить.

В Средние века в качестве отличительных знаков стали использовать изображение креста. Так, например, с начала XV века англичане нашивали на груди и спине красный крест, французы и швейцарцы — белый, а воины Германской империи — крест Святого Андрея или бургундский крест.

Позднее кресты заменили шарфами, которые носили на поясе или через плечо. Расцветку шарфа выбирал сам монарх, и поэтому она обычно соответствовала цветам королевского герба. Например, датский король Фредерик II решил, как гласит указ 1563 года, что «все, кто входит в состав королевской армии, должны носить отличительный знак в виде ленты или шарфа красного и жёлтого цветов на шапке, одежде или поверх кирасы». Эти цвета являлись цветами герба королевского Ольденбургского дома. В 1625 году, вступая в Тридцатилетнюю войну, Кристиан IV выбрал шарф синий и красновато-коричневый с золотистым оттенком и дополнил головной убор белым пером. Позднее король вновь вернулся к цветам Ольденбургского дома, которые существуют и поныне. Символическим напоминанием о прежнем шарфе является темляк в виде узкого витого шнура красного цвета с золотым на эфесе офицерской сабли.

В Швеции цвет шарфа также менялся. Он был синим у армии Густава II Адольфа во время Тридцатилетней войны, синим и жёлтым в правление Карла X Густава, каким и сохранился до наших дней. В период Тридцатилетней войны испанцы и воины Германской империи носили красные шарфы, французы — белые, голландцы — оранжевые, а саксонцы — зелёные. В Англии Кромвель ввёл оранжевый шарф, а у роялистов были белые шарфы. В ходе крупных сражений считалось необходимым дополнить шарфы другим отличительным знаком, например соломенными жгутами или зелёными ветками на шляпе или каске. Так солдаты союзных армий узнавали друг друга на поле боя и легко отличались от солдат неприятельской коалиции.

Введение униформы вызвало некоторые затруднения. Поначалу солдаты получали обмундирование, стоимость которого удерживалось из жалования. Таким образом, обмундирование полностью принадлежало им и не изымалось по окончании службы. Обычно полковники — командиры и владельцы полка — приобретали и распределяли походное обмундирование. Для солдата это было невыгодно, так как каждое сэкономленное экю шло не в его карман, а в карман полковника. Но по мере укрепления королевской власти влияние полковников ослабевало. Внешний вид и детали униформы, а также способ её ношения утверждались приказами монарха. Постепенно снабжение армий обмундированием стало производиться централизованно. В случае ликвидации или преобразования воинской части государство возмещало стоимость обмундирования и распределяло его между другими полками.

Историческая униформа — «красные мундиры» — сохраняется в качестве церемониальной для британской лейб-гвардии.

Первоначально стремились придать особый вид униформе каждого полка, но достаточно быстро убедились в том, что предпочтительней ввести для каждого рода войск (а затем и всей армии) униформу одного покроя, а воинские части различать между собой формой и цветом воротника, отворотов, обшлагов, галунов, тесьмы, а также пуговиц. Однако некоторые воинские части, такие, как, например, гусары, сохранили своё особое обмундирование.

Только в начале XIX века установился обычай одевать всю армию, или её самую значительную часть, главным образом пехоту, в почти одинаковое обмундирование и различать полки по вензелям на головных уборах и знакам, выгравированным на пуговицах. Такая тенденция прослеживается на протяжении всего XIX века, но при этом стремление сохранить традиции не исчезло. В начале XX века в большинстве стран выбрали почти одинаковый покрой для военных униформ. Но гвардейские и кавалерийские части во многих случаях по-прежнему носили роскошное и богато украшенное обмундирование.

Яркие цвета униформы применялись до тех пор, пока гладкоствольные ружья, заряжаемые через дуло, имели невысокую точность стрельбы, незначительную дальнобойность и скорострельность. Позднее, повышение эффективности огнестрельного оружия заставило взглянуть на униформу совершенно с иной стороны. Чтобы передвижение солдат на местности было менее заметным для врага, униформа должна совпадать по цвету с окружающим ландшафтом. В ходе Первой мировой войны во всех воюющих армиях была введена униформа, отвечающая этому требованию. Все рода войск имели униформу одного покроя и цветового оттенка. Отличительные знаки состояли из мелких букв или цифр, а также малозаметных на расстоянии значков и окантовки.

Постоянно увеличивавшиеся точность и дальнобойность оружия, а также овладение воздушным пространством привели к появлению военного снаряжения, обеспечивавшего максимальную маскировку в различных ситуациях, не ограничивая при этом свободу движения. Никогда ещё военная униформа так не отличалась от штатской одежды, как в наши дни. Во многих странах солдат имеет обычное, или полевое, обмундирование, которое служит повседневной одеждой в мирное и военное время, а также комплект обмундирования, предназначенное только для парадов и торжественных случаев.

Российская империя

Указом от 23 октября 1782 Екатерины II были введены придворные мундиры для генерал-губернаторов и чиновников, характерных по цвету гербов российских губерний.[1]

8 мая 1885 года была введена форменная одежда студентов Императорских Российских Университетов, которая после революции в 1918 году была отменена Постановлением Наркомпроса РСФСР от 18 февраля 1918 «Об отмене форм и учебных знаков всех учебных заведений» ношение форменной одежды «служащими, учащими и учащимися Народного Комиссариата по Просвещению, а также всякого рода кокард, значков и знаков, выдаваемых по окончании учебных заведений и присвоенных ученым степеням».[2]

В СССР

В 1944 году политика возврата к историческим традициям России, позволило по инициативе председателя Комитета по делам высшей школы при Совета народных комиссаров СССР (С.В.Кафтанова) представить В.М.Молотову Проект введения форменной одежды для студентов высших учебных заведений СССР, который был согласован с министрами И.Н.Акимовым, С.Г.Лукиным. Проект предусматривал летнюю и зимнюю форму одежды для студентов, а также для высшего и среднего профессорско-преподавательского состава, с петлицами, наплечными и нарукавными знаками. Но проект так и не был принят.[2][3]

В 1947—1954 годах председателем Президиума Верховного совета СССР (Н.М.Шверник) была введена и утверждена форменная одежда и знаки различий для работников гражданских министерств и ведомств СССР.[4] которая в 1954 году была отменена К.Е.Ворошиловым.[5]

Российская Федерация

По странам

См. также

Примечания

Литература

  • Канник П. Военная униформа: Все страны мира. — СПб.: ООО «Издательство „Полигон“», 2002
  • Шепелев Л. Е. Титулы, мундиры, ордена в Российской империи. — М.: Наука, 1991

Ссылки

wikiredia.ru

Униформа — это… Что такое Униформа?

У этого термина существуют и другие значения, см. Форма.

Фо́рма, унифо́рма (лат. forma «форма», лат. uniformis «единообразный»), мунди́р — одинаковая по стилю, покрою, цвету и ткани специальная (служебная) одежда для создания единого облика в общественности.

Форма символизирует функцию её носителя и его принадлежность к организации. Устойчивое словосочетание «честь мундира» означает воинскую или вообще корпоративную честь.

Области применения

Форма единого образца принята в армиях практически всех стран мира, при этом существует два вида формы: полевая и парадная. Также форма используется в различных государственных ведомствах: милиции (полиции), таможенной службе, у пожарных и т. д.

Кроме того, форма может быть обязательной и для представителей сугубо гражданских профессий, например, у железнодорожников, почтальонов, работников общественного транспорта. В дорогих отелях специальную форму носит персонал (швейцары, лифтёры, носильщики). Как правило, цвет такой формы — красный.

Ранее форма обычно была обязательна для учащихся начальных и средних учебных заведений, однако сейчас во многих странах от школьной формы отказались. Школьная форма и сейчас используется во многих школах Великобритании, а также в Японии и, возможно, в других странах. В современной России нет единой школьной формы, как было в СССР, но многие лицеи и гимназии, особенно наиболее престижные, имеют свою собственную форму, подчёркивающую принадлежность учеников к тому или иному учебному заведению.

Также форму носят спортсмены на соревнованиях, для того чтобы выделить свою команду. На соревнованиях достаточно высокого уровня, например Олимпийских играх, чемпионатах мира и Европы, форма является обязательным атрибутом, более того, она должна быть уникальной для каждой команды и легко различимой по телевидению.

История

форма флота США XVIII столетия

Военной униформой называют одежду, установленного правилами или специальными указами, ношение которой является обязательным для любой воинской части и для каждого рода войск.

Еще в римской армии солдатам выдавали одинаковое оружие и доспехи. В Средневековье на щитах было принято изображать герб города, королевства или феодала, особенно это отразилось на щитах арбалетчиков — мантелетах. Подобие униформы было в гвардиях королей (королевские мушкетеры во Франции, стрельцы Ивана Грозного)

Униформа в ее настоящем виде появилась относительно недавно, с образованием постоянных армий после Тридцатилетней войны (1618—1648). Идея создания униформы не принадлежит какой-нибудь одной стране или одному человеку, так как она была введена одновременно в нескольких странах. Это происходило по очевидным причинам: необходимо было с первого взгляда отличать своего товарища от врага в ходе сражения, а также обозначить принадлежность войска к определённому государству.

Традиции всегда играли важную роль в развитии униформы, что характерно для всех эпох. Даже современный вид униформ несёт отпечаток древних традиций. Со временем детали костюма, указывавшие на ту или иную эпоху, хоть и теряли своё изначальное предназначение, но часто сохранялись в виде символического орнамента.

Штатская мода также оказывала влияние на развитие униформы, и поэтому её следует учитывать при изучении военного обмундирования определённого периода. Стоит отметить, что первоначально различие между штатской и военной одеждой было менее значительным, чем можно предположить.

В Средние века в качестве отличительных знаков стали использовать изображение креста. Так, например, с начала XV века англичане нашивали на груди и спине красный крест, французы и швейцарцы — белый, а воины Германской империи — крест Святого Андрея или бургундский крест.

Позднее кресты заменили шарфами, которые носили на поясе или через плечо. Расцветку шарфа выбирал сам монарх, и поэтому она обычно соответствовала цветам королевского герба. Например, датский король Фредерик II решил, как гласит указ 1563 года, что «все, кто входит в состав королевской армии, должны носить отличительный знак в виде ленты или шарфа красного и жёлтого цветов на шапке, одежде или поверх кирасы». Эти цвета являлись цветами герба королевского Ольденбурского дома. В 1625 году, вступая в Тридцатилетнюю войну, Кристиан IV выбрал шарф синий и красновато-коричневый с золотистым оттенком и дополнил головной убор белым пером. Позднее король вновь вернулся к цветам Ольденбурского дома, которые существуют и поныне. Символическим напоминанием о прежнем шарфе является темляк в виде узкого витого шнура красного цвета с золотым на эфесе офицерской сабли.

В Швеции цвет шарфа также менялся. Он был синим у армии Густава II Адольфа во время Тридцатилетней войны, синим и жёлтым в правление Карла X Густава, каким и сохранился до наших дней. В период Тридцатилетней войны испанцы и воины Германской империи носили красные шарфы, французы — белые, голландцы — оранжевые, а саксонцы — зелёные. В Англии Кромвель ввёл оранжевый шарф, а у роялистов были белые шарфы. В ходе крупных сражений считалось необходимым дополнить шарфы другим отличительным знаком, например соломенными жгутами или зелёными ветками на шляпе или каске. Так солдаты союзных армий узнавали друг друга на поле боя и легко отличались от солдат неприятельской коалиции.

Введение униформы вызвало некоторые затруднения. Поначалу солдаты получали обмундирование, стоимость которого удерживалось из жалования. Таким образом, обмундирование полностью принадлежало им и не изымалось по окончании службы. Обычно полковники — командиры и владельцы полка — приобретали и распределяли походное обмундирование. Для солдата это было невыгодно, так как каждое сэкономленное экю шло не в его карман, а в карман полковника. Но по мере укрепления королевской власти влияние полковников ослабевало. Внешний вид и детали униформы, а также способ её ношения утверждались приказами монарха. Постепенно снабжение армий обмундированием стало производиться централизованно. В случае ликвидации или преобразования воинской части государство возмещало стоимость обмундирования и распределяло его между другими полками.

Историческая униформа — «красные мундиры» — сохраняется в качестве церемониальной для британской лейб-гвардии.

Первоначально стремились придать особый вид униформе каждого полка, но достаточно быстро убедились в том, что предпочтительней ввести для каждого рода войск (а затем и всей армии) униформу одного покроя, а воинские части различать между собой формой и цветом воротника, отворотов, обшлагов, галунов, тесьмы, а также пуговиц. Однако некоторые воинские части, такие, как, например, гусары, сохранили своё особое обмундирование.

Только в начале XIX века установился обычай одевать всю армию, или её самую значительную часть, главным образом пехоту, в почти одинаковое обмундирование и различать полки по вензелям на головных уборах и знакам, выгравированным на пуговицах. Такая тенденция прослеживается на протяжении всего XIX века, но при этом стремление сохранить традиции не исчезло. В начале XX века в большинстве стран выбрали почти одинаковый покрой для военных униформ. Но гвардейские и кавалерийские части во многих случаях по-прежнему носили роскошное и богато украшенное обмундирование.

Красноармейцы в полевой форме, 1941 г. Форма для парадов и торжественных случаев

Яркие цвета униформы применялись до тех пор, пока гладкоствольные ружья, заряжаемые через дуло, имели невысокую точность стрельбы, незначительную дальнобойность и скорострельность. Позднее, повышение эффективности огнестрельного оружия заставило взглянуть на униформу совершенно с иной стороны. Чтобы передвижение солдат на местности было менее заметным для врага, униформа должна совпадать по цвету с окружающим ландшафтом. В ходе Первой мировой войны во всех воюющих армиях была введена униформа, отвечающая этому требованию. Все рода войск имели униформу одного покроя и цветового оттенка. Отличительные знаки состояли из мелких букв или цифр, а также малозаметных на расстоянии значков и окантовки.

Постоянно увеличивавшиеся точность и дальнобойность оружия, а также овладение воздушным пространством привели к появлению военного снаряжения, обеспечивавшего максимальную маскировку в различных ситуациях, не ограничивая при этом свободу движения. Никогда ещё военная униформа так не отличалась от штатской одежды, как в наши дни. Во многих странах солдат имеет обычное, или полевое, обмундирование, которое служит повседневной одеждой в мирное и военное время, а также комплект обмундирования, предназначенное только для парадов и торжественных случаев.

Примеры

См. также

Литература

  • Канник П. Военная униформа: Все страны мира. — СПб.: ООО «Издательство «Полигон», 2002

Ссылки

dic.academic.ru

Форма одежды

Первое зрительное впечатление от одежды — это ее форма. Уже с первого взгляда можно определить, широкая одежда или узкая, длинная или короткая, подходит она человеку или нет. История моды знала облегающие, зауженные формы одежды и формы, приближающиеся к квадрату, шару. Контурное очертание форм одежды называется силуэтом. Каждая мода предлагает свои силуэты. По ним можно проследить изменения моды за определенный период времени. Следовательно, силуэт является выразителем моды.

Условно силуэты сравнивают с геометрическими фигурами: прямоугольник, квадрат, трапеция, овал, треугольник (рисунок 8). Иногда обозначают буквами: «Х», «А», «Н». Разновидности силуэтов можно сравнить с бочонком, тюльпаном, зонтиком, кларнетом.

Форма одежды должна соответствовать фигуре человека и направлению моды. А мода дает право выбора. Приталенный силуэт подчеркнет линию талии. (Можем ли мы себе это позволить?) Прямой — очень удобный и комфортный, но он скрывает очертания фигуры. Силуэт трапеция с большим количеством фалд пойдет не каждому. А вот полуприлегающий лишь слегка намечает контуры фигуры и подходит почти всем. Полные женщины предпочитают именно этот вариант.

Важным моментом при выборе формы является определение длины изделия. Длина зависит от направления моды и фигуры человека. Меняется направление моды меняется и длина. В последние годы мода стала демократичнее. Предлагаемая длина- от мини до макси. Всегда важно найти «свою» длину, только тогда можно чувствовать себя уверенно. Нужно помнить, что длинная одежда может сделать человека стройным или, наоборот, тяжелым, короткая — подчеркнет маложавость или откроет не совсем стройные ноги. Найти правильную длину, значит определить правильные пропорции одежды. Но пропорции — это не только отношение длины изделия к фигуре человека, но и длины юбки к длине жакета, ширины рукава к лифу и всему силуэту и т.д. Все это мы обдумываем заранее, а потом уточняем на примерке. Правильные пропорции и красивые формы одежды приближают фигуру к идеалу, предложенному модой.

Форму одежды создают конструктивные и декоративные линии — вытачки, рельефы различных конфигураций, сборки, буфы, драпировки, защипы, подрезы, фалды, клеш. Конструктивными линиями соединяют составные части и детали одежды. Это — соединительные швы, вытачки, контуры деталей одежды.

Оформление одежды не должно быть случайным, оно должно соответствовать силуэту и составлять с ним единое целое.

Вытачка может быть расположена с краю детали или в ее середине, быть закрытой и открытой, простой и фигурной (рисунок 9).

Рельефные швы — это соединительные швы, которые являются одновременно элементом оформления. В моделировании одежды рельефные швы имеют большое значение. Они могут быть выполнены с вытачками и без них, на лицевой стороне материала или на изнаночной, строго вертикальными или фигурными, приутюженными или заутюженными на ребро, выходить из плечевого шва или проймы и т.п, На рисунке 10 показаны разнообразные виды рельефов.

Немаловажное значение имеют и складки. Они бывают односторонними, встречными и бантовыми (рисунок 11). Кроме объемной формы складки создают определенный рельеф на поверхности, особенно такой вид складок, как плиссе, гофре.

Сборки также создают объемность и получаются при стягивании материала одной или двумя параллельно расположенными нитями. Они широко применяются при моделировании в самых разных частях одежды.

Буфы используют для создания в одежде свободного лифа и располагают у плечевого шва. Буфы создают рельеф на поверхности материала и поэтому являются одновременно отделкой.

Объемную форму со своеобразным рельефом поверхности создает и драпировка — свободно лежащие или падающие складки различного характера с их последующим закреплением (рисунок 12). Выполняют ее обычно на тонких эластичных тканях крепового переплетения из шелка и шерсти. Чтобы получить плавные гибкие складки, ткань лучше раскраивать в косом направлении нити.

3ащипы — это многочисленные мелкие, близко отстоящие одна от другой складочки или вытачки. Они частично застрачиваются и заканчиваются мягкими складочками (рисунок 13). С помощью защипов, как и с помощью сборок, можно получить свободные формы изделий.

Интересным приемом является и подрез. Для этой цели ткань частично разрезается, излишки ее с одной стороны собираются в сборку или группу складок, после чего оба края подреза стачиваются соединительным швом. Подрез может создать выпуклость на груди или бедрах и в то же время является своеобразным художественным оформлением изделия (рисунок 14).

При создании изделия очень часто используется покрой клеш. Он получается выкраиванием детали воронкообразной формы под углом 45″ к нитям основы, в результате чего на фигуре под тяжестью ткани образуются мягкие фалды (рисунок 15).

Изделия оформляются различными видами отделки. Это тоже линии, но декоративные. Распространенной отделкой одежды являются воланы, оборки, рюши, жабо, кокилье.

Воланы (рисунок 16) бывают двух видов. Иногда это прямые полосы ткани, выкроенные по косой нити. Притачиваемую сторону собирают или закладывают частыми мелкими складочками. В других случаях их выкраивают полосами по спирали или по кольцу и притачивают к изделию внутренними срезами. Такие воланы обычно выполняют в нарядных изделиях из шелковых тканей.

Оборки (рисунок 17) представляют собой различной ширины полосы материала, присборенные с одной стороны и этой же стороной пришитые к изделию. Оборки выкраивают по прямой.

Рюши (рисунок 18) — это тоже полосы материала, присборенные посередине. Края в них должны быть обработаны на машине или вручную. Рюши выполняют как из материала изделия, так и из различных отделочных материалов.

Жабо (рис, 19) — съемная или втачанная в горловину отделочная деталь. В крое представляет собой неполный круг или форму капли. В готовом виде жабо укладывается равномерными фалдами.

Кокилье (рисунок 20) — это отделочная деталь, образованная двумя окружностями, проведенными из одной точки с плавным уменьшением радиусу до пересечения внешней окружности с внутренней. Кокилье прикрепляют к середине переда внутренним срезом. Внешний срез свободно драпируется под тяжестью ткани.

sevia.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *