Содержание

Флот Петра 1: создание и последующая судьба

Лучшее, что нам дает история,— это возбуждаемый ею энтузиазм.

Гёте

Флот Петра 1 это гордость страны, то над чем царь работал каждую минуту своей жизни. По крайней мере, именно так многие историки преподносят нам деятельность будущего императора России. Так ли все однозначно в этом вопросе? К концу статьи Вы сами увидите, что ответ – нет. Конечно, Пётр первый создал флот, но какой, для чего и вместо чего – на эти вопросы мы ответим чуть ниже.

Создание флота Петром 1 на новый лад

Учебники истории говорят нам о том, что у России не было флота и только благодаря тому, что в стране появился такой царь, Россия начала строить собственные корабли. Так ли это? Конечно, нет. Флот до Петра Первого в России был, и был он достаточно большой и современный. Следует напомнить, что к моменту прихода к власти нового Романова в России был фактически один большой порт – на севере, в Архангельске. Порт с кораблями: военными и торговыми.

Если пытаться выстроить правильную цепочку тех далеких событий, то флот Петра 1 был построен только после того, как царь собственноручно уничтожил все старые корабли! Справедливости ради, следует отметить, что среди уничтоженных кораблей, практически не было военных, но другие корабли (торговые и рыболовные) были очень хорошего качества и отлично подходили для плаванья в северных водах. Многие из них доплывали до берегов Англии и Персии, что лишний раз свидетельствует об их качестве.

Строительство на западный манер

Кораблестроение на западе, прежде всего, в Голландии и Англии было на порядок выше, чем в России. Но их корабли строились по специальной технологии, которую разрабатывали веками, и они предназначались для плавания в нейтральных и южных водах. Кроме того отличие заключалось в том, что корабли, например, Голландии были более маневренными и скоростными. Казалось бы, правильно все делал Петр 1, флот которого строился по западным образцам. Не все так однозначно. Бусы (это основные русские корабли, который были более пузатые, но и более легко ловили даже легкий ветер) в Азии полностью покорили Индийский океан и были на вооружении до конца 18 века.

Такие корабли Петр 1 уничтожил полностью. Все, что веками строилось его предшественниками, он уничтожил в один момент. Такое поведение весьма свойственно для Петра, и о его причинах мы поговорим в другой статье. Сейчас же необходимо отметить, что уничтожив флот, русский правитель начал его выстраивать заново, на голландский и английский манер. Вот тут мы и подошли к сути повествования. Флот Петра 1 не был таким великолепным, как об этом принято писать. Многие историки и вовсе говорят, что строил царь «подобие флотилии». Почему? Ответ кроется в технологии. В Англии, например, процесс постройки корабля очень щепетильный и заключается в следующем:

  • Выбор правильной породы древесины и ее тщательная сушка.
  • Пропитывание древесины специальной смолой, которая защищает корабль от порчи в результате постоянного нахождения в воде.

Эти 2 очень простых правила, но они содержат секрет того, почему западные страны строят такие хорошие корабли. Основы этих правил русский царь постиг в результате великого посольства, но в тонкости  технологического процесса его, естественно, никто не посвящал! В результате спешное строительство нового русского флота привело к явному нарушению всей технологии. Древесина не просушивалась должным образом (времени не было, флот был нужен в самые короткие сроки), а ее пропитка производилась совсем не тем составом, который для этого применялся в западных странах.

Судьба флота Петра

Говоря о величии флотилии России в период царствования Петра Романова, многие историки почему-то забывают уточнить – а где сейчас эти самые корабли? Сколько они служили государству? Например, некоторые английские корабли той эпохи до сих пор на плаву! А что с нашими кораблями?

Судьба черноморского флота известна всем – его сожгли. Причиной таких событий был 1711 год и события в русско-турецких отношениях. Об этом Вы можете прочитать в соответствующей статье данного раздела.  Пока констатируем, что целый флот Петра первого был уничтожен, не просуществовав и 10 лет. Но это трудно поставить в вину русскому царю, в конце концов это был политический фактор, который мы сейчас не рассматриваем.

Мы можем проследить судьбу Балтийского флота! Его никто не уничтожал. Он просуществовал до конца жизни императора. Итак, давайте смотреть на события той поры. К 1708 году в стране был только гребной флот. Строительство крупных кораблей не велось вовсе! Только в 1714 году в Архангельске было построено 7 крупных кораблей на 52 пушки. Но в результате непомерной работы больше в период царствования Петра флот в Архангельске не строился. Откуда же взялись крупные русские корабли? Их покупали. Например, с 1712 по 1714 гг. было куплено 16 экземпляров. Все они в конечном итоге были уничтожены в сражениях.

Балтийский флот Петра 1 на момент его смерти состоял из:

  • Линейных кораблей – 36
  • Фрегатов – 12
  • Шнявы – 2

Достаточно неплохой арсенал, который был на уровне любой европейской державы. Но давайте смотреть, что было с этими кораблями дальше. К 1731 году только 8 из этих кораблей (новых в тот момент уже не строили) могли осуществлять выход в океан! Более того, в 1742 году ни один из этих кораблей не смог выйти в море, когда возник конфликт со Швецией и малочисленный флот противника пытался блокировать Балтийское море.

Вот и получается, что срок жизни тех знаменитых «чудо-кораблей», которые строил Петр 1, составлял всего 5-10 лет. После этого времени, из-за неправильного технологического процесса в момент строительства, флот просто гнил. Вот и получается, что образ  создателя флота для Петра подходит мало, ведь он принял страну с сильными и действующими кораблями, а оставил после себя не более 10 полноценных кораблей, ни один из которых не сохранился даже до конца 18 века.

Подводя итоги вышесказанному, хочется вернуться к тому, с чего эта статья начиналась – Петр 1 по справедливости должен быть назван в исторических учебниках разрушителем флота, но никак не его создателем. Хотя, справедливости ради необходимо отметить, что сам царь пытался сделать из России великую морскую державу, но это было не в его силах. Флот Петра 1 был слаб и кроме одной победы над достаточно слабой Швецией, ничего не добился. Царь посчитал, что за год западного посольства постиг все тонкости кораблестроения, но это было не так. В результате Россия после Петра вовсе осталась без флота, и только через 100 лет началось новое строительство кораблей, которые строились по правильной технологии и действительно служили интересам государства.

istoriarusi.ru

Первый русский флот Петра I и первые сражения

Первый российский император Пётр I известен тем, что «прорубил окно в Европу». Безусловно, важнейшим инструментом императора был военно-морской флот. «Россия вошла в Европу, как спущенный корабль, при стуке топора и при громе пушек», — так выразился российский поэт А. С. Пушкин.

Штурм турецкой крепости Азов в 1696 г. стал первой победой молодого царя Петра I

До Петра I в России флота практически не существовало. 20 октября 1696 г. по настоянию Петра Боярская дума выносит вердикт: «Морским судам быть». Эта дата ныне чествуется как День основания русского регулярного военно-морского флота.

19 ноября 1698 г. в торжественной обстановке на Воронежской верфи Пётр I заложил свой первый «государев» корабль — 58-пушечный «Гото предестинация» («Божие провидение»). Это был первый в истории русского флота линейный корабль. Его длина составляла 36 м, экипаж — 253 человека. «Гото предестинация» «прожила» достаточно долго — она оставалась в составе Азовского флота до 1712 г., а затем была продана Турции.

Ботик (лодка под парусом) Петра I — первый корабль, на котором молодой царь изучал морское дело

В 1703 г. был заложен первый военный корабль Балтийского флота — фрегат «Штандарт». Длина судна составляла 27,5 м, экипаж насчитывал 120 человек, на вооружении имелось 28 пушек. 16 лет «Штандарт» находился в составе Балтийского флота, принимал активное участие в Северной войне.

Создавая Азовский флот, Пётр I начал интенсивное строительство галер, наиболее подходящих для плавания на мелководье Азовского моря. К 1696 г. Азовский флот насчитывал 23 галеры, всего до 1725 г. удалось построить 203 галеры. Командирами галер Пётр I назначал только офицеров Преображенского или Семеновского гвардейских полков. Сам царь во время второго Азовского похода командовал галерой «Принципиум».

«Гото предестинация» (1698 г.) — первый русский линейный корабль

Велико значение гребного флота и в Северной войне. Самые громкие победы над шведским флотом — у мыса Гангут и острова Гренгам — одержаны силами галерной флотилии.

В 1712 г. в новой столице России — г. Санкт-Петербурге, был заложен новый линейный корабль «Ингерманланд», названный так в честь земель в устье Невы, отвоеванных у шведов в 1703 г. Этот корабль считается вершиной кораблестроительного творчества Петра, лично разработавшего чертежи судна. Это был любимый корабль императора — на нем он держал свой штандарт. Длина судна составляла 46 м.

На двух палубах располагалось 64 орудия.

Ко времени кончины царя-судостроителя (1725 г.) русский регулярный боевой флот, объединявший 1104 корабля и малых судна, стал наиболее организованным и самым передовым в мире, превратив Россию в великую морскую державу.

Российский фрегат «Штандарт» (1703 г.) — первый военный корабль Балтийского флота

Полугалера (небольшая. быстроходная галера) флота Петра I. В России такие суда назывались скампавеями

Гангутское сражение: «разминка» флота Петра I

Более 20 лет (с 1700 по 1721 г.) между Россией и Швецией длилась Северная война за господство на Балтике. Впервые в истории молодой Российской империи боевые действия велись на море. Шведский флот, в то время четвертый по силам флот мира, безраздельно господствовал на Балтике.

Полотно Алексея Боголюбова «Сражение, при Гангуте 27 июля 1714 г.»

20 мая 1714 г. русский галерный флот под командованием генерал-адмирала Ф. М. Апраксина в составе до 100 кораблей с 15 000 солдат на борту вышел из Кронштадта. У мыса Гангут путь русским кораблям в Балтийское море преградил шведский флот под командованием вице-адмирала Густава Ваттранга в составе 15 линейных и 14 более мелких кораблей, среди которых было и 9 галер.

Под именем Петра Михайлова Пётр I прибыл к месту столкновения, чтобы лично ознакомиться с ситуацией. Им было принято решение перетянуть свои корабли волоком через перешеек в открытое море. Русские солдаты немедленно приступили к сооружению настила из бревен. Бурная деятельность противника на берегу не могла остаться незамеченной, и Ваттранг быстро сориентировался в намерениях русских. Он послал отряд кораблей (1 фрегат, 6 галер) под началом контр-адмирала Нильса Эреншёльда к тому месту, где строили переправу русские. У Ваттранга осталось 6 линейных кораблей и 3 фрегата.

«Торжественный вход в гавань Санкт-Петербурга трофейных шведских кораблей», гравюра Алексея Зубова

Вечером 25 июля на море установился полный штиль, и Пётр незамедлительно поменял планы. Утром следующего дня русские весельные галеры стрелой промчались мимо бездвижных шведских парусников в открытое море. Шведы ответили шквальным огнем, но попасть по столь стремительным целям было непросто.

Первым делом гребные суда Петра заблокировали отряд Эреншёльда. 27 июля русская эскадра атаковала корабли Эреншёльда, державшего свой флаг на фрегате «Элефант». Две первые атаки шведам удалось отбить артиллерийским огнем. Третья атака была проведена во фланг шведам. Вскоре шведские корабли один за другим были взяты на абордаж и захвачены. После более чем двухчасового ожесточенного боя сдался и «Элефант». Шведы потеряли в бою 361 человека убитыми, русские — 127 человек.

Победа в Гангутском сражении стала первой крупной победой русского регулярного флота. Русские моряки и солдаты из абордажных команд «понюхали пороху», флотоводцы продемонстрировали умение гибко реагировать на изменения обстановки и погодных условий, а также способность принимать рискованные решения и навязывать противнику свою тактику.

Эспантоны русских артиллерийских офицеров

Корабельное орудие, оборудованное железными кольцами. Через кольца продевались корабельные канаты, с помощью которых артиллеристы управляли орудием во время стрельбы

Битва при Гренгаме: финал Северной войны

После поражения в Гангутском сражении шведы утратили былое господство на Балтике. Русский флот, напротив, с каждым годом становится все более мощным и к началу 1719 г. насчитывал уже 27 линейных кораблей, среди которых были и такие гиганты, как 90-пушечные «Гангут» и «Лесное».

На картине Фердинанда-Виктора Перро «Сражение при Гренгаме 27 июля 1720 г.» изображена галера «Двина»

В мае 1719 г. русская эскадра из шести 52-пушечных линейных кораблей под командованием капитана 2-го ранга Наума Сенявина у острова Эзель встретила шведскую эскадру: линейный корабль, фрегат и бригантину. В ходе ожесточенного трехчасового боя все три шведских корабля сдались. Это была первая победа российского флота в артиллерийском морском сражении. Пётр I назвал эзельский бой «добрым почином». Однако Англия — прежний союзник России, обеспокоенная ростом российского флота, перешла на сторону Швеции.

Весной 1720 г. объединенная шведско-английская эскадра из 35 кораблей (25 из них — линейные) подошла к русскому городу Ревелю. Здесь имелся в наличии лишь галерный флот под командованием князя Голицына в составе 61 галеры и 29 лодок. 26 июля разведывательные корабли Голицына заметили шведскую эскадру, состоявшую из линейного корабля, четырех фрегатов, трех галер и бригантины. Голицын принял решение увести ее к острову Гренгам, как к более удобному для галер месту сражения.

Гравюра Алексея Зубова . «Баталия при Гренгаме»

Очевидно, командующий шведской эскадрой вице-адмирал Карл Шеблат посчитал, что его большие парусники смогут с легкостью справиться с гребными судами русских. В открытом море, возможно, так оно и случилось бы, но на мелководье у острова небольшие галеры были гораздо эффективнее. Голицын сымитировал отступление, а затем, когда увлеченные преследованием вражеские корабли приблизились к берегу, развернул все силы в контратаку. Два шведских фрегата выскочили на мель и были взяты на абордаж. Два других фрегата были окружены галерами и после рукопашной схватки захвачены. Линейному кораблю шведов с несколькими мелкими судами удалось сбежать.

В ходе боя сгорела русская галера, еще 43 галеры пришлось сжечь из-за сильных повреждений.

Известие о победе в битве у острова Гренгам, ставшей последним сражением Северной войны, было восторженно встречено в Петербурге. Торжества в столице продолжались три дня. Швеция окончательно потеряла не только Балтийское море, но и статус одной из величайших морских держав.

Корабельные орудия на нижней палубе парусника

Поделиться ссылкой

sitekid.ru

История российского флота. Флот Петра Великого

Россия – континентальное государство, но длина её границ, проходящих по водной глади, составляет 2/3 от общей их протяженности. С древности русские умели ходить по морям и умели воевать на море, но настоящие флотские традиции нашей страны насчитывают около 300 лет.

До сих пор спорят о конкретном событии или дате, откуда берет начало история российского флота. Одно всем понятно — это случилось в эпоху Петра Великого.

Первые опыты

Использовать водные пути для перемещения вооруженных сил в стране, где реки были главными путями коммуникации, русские стали очень давно. Упоминания легендарного пути «из варяг в греки» уходят в глубь веков. О походе «лодьев» князя Олега к Царьграду слагали былины.

Войны Александра Невского со шведами и немецкими крестоносцами имели одной из главных целей обустройство русских поселений вблизи устья Невы, чтобы иметь возможность свободного судоходства по Балтийскому морю.

На юге борьбу за выход в Черное море с татарами и турками вели запорожские и донские казаки. Их легендарные «чайки» в 1350 году успешно атаковали и захватили Очаков.

Первый русский военный корабль «Орел» был построен в 1668 году на реке Оке, в селе Дединове по указу государя Алексея Михайловича. Но своим настоящим рождением российский военный флот обязан мечте и воле его сына – Петра Первого.

Главная мечта

Сначала юному царю просто понравилось ходить под парусом на небольшой лодке, найденной в амбаре в селе Измайлово. Этот 6-метровый ботик, подаренный его отцу, теперь хранится в Военно-Морском музее Петербурга.

Будущий император говорил потом, что от него и берет начало российский императорский флот, и называл его «дедушкой Русского флота». Петр сам восстановил его, следуя указаниям мастеров из Немецкой слободы, потому что своих мастеров корабелов в Москве не было.

Когда будущий император в 17 лет стал настоящим правителем, он начал осознавать по-настоящему, что России нельзя развиваться без экономических, научных и культурных связей с Европой, а лучшими путями сообщения являются морские.

Энергичный и любопытный человек, Петр стремился овладеть знаниями и умениями в разных областях. Самым большим его увлечением были теория и практика кораблестроения, которым он учился у голландских, немецких и английских мастеров. Он с интересом вникал в основы картографии, учился пользоваться навигационными приборами.

Первые навыки он начал вкладывать в создание «потешной флотилии» на Плещеевом озере в Переславле-Залесском у Ярославля. В июне 1689 года там на верфях были собраны бот «Фортуна», 2 небольших фрегата и яхты.

Выход к океану

Огромный сухопутный гигант, занимавший шестую часть земной суши, Россия конца XVII-го века менее других стран могла претендовать на звание морской державы. История российского флота – это ещё и история борьбы за выход в мировой океан. Существовало два варианта выхода на морские просторы — два «бутылочных горлышка»: через Финский залив и Балтийское море, где хозяйничала сильная Швеция, и через Черное море, сквозь узкий пролив Дарданеллы, находившийся под контролем Оттоманской империи.

Первая попытка прекратить набеги крымских татар и турок на южные рубежи и заложить основы для будущего прорыва к Черному морю была предпринята Петром в 1695 году. Крепость Азов, расположенная в устье Дона, выдержала наскоки русской военной экспедиции, а для планомерной осады не хватило сил, не хватило средств перерезать поставку окруженным туркам припасов по воде. Поэтому для подготовки к следующему походу решено было построить флотилию.

Азовский флот

Петр с невиданной энергией взялся за постройку кораблей. Более 25 тысяч крестьян были согнаны для работы на верфях в Преображенском и на реке Воронеже. По образцу, привезенному из-за границы, под наблюдением иностранных мастеров были изготовлены 23 гребных галеры (каторги), 2 крупных парусника (один из которых — 36-пушечный «Апостол Пётр»), более 1300 мелких судов – барок, стругов и т.д. Это было первой попыткой создания того, что называется «регулярный российский императорский флот». Он прекрасно выполнил свои задачи по доставке войска к стенам крепости и блокированию окруженного Азова с воды. После полуторамесячной осады 19 июля 1696 года гарнизон крепости сдался.

«Лутче мне воевать морем…»

Этот поход показал важность взаимодействия сухопутных и морских сил. Он имел решающее значение для принятия решения Боярской Думой о дальнейшем строительстве кораблей. «Кораблям быть!» — царский указ о выделении средств на новые суда был одобрен 20 октября 1696 года. С этой даты история российского флота и ведет свой временной отсчет.

Великое посольство

Война за южный выход к океану взятием Азова только началась, и Петр отправился в Европу в поисках поддержки в борьбе с Турцией и её союзниками. Царь воспользовался своим дипломатическим турне, длившимся полтора года, чтобы пополнить свои знания в судостроении и военном деле.

Под именем Петра Михайлова он работал на верфях Голландии. Он набирался опыта вместе с десятком русских плотников. За три месяца с их участием был построен фрегат «Пётр и Павел», ходивший потом на Яву под флагом Ост-Индской компании.

В Англии царь также работает на верфях и в механических мастерских. Английский король специально для Петра устраивает военно-морские маневры. Видя согласованные взаимодействия 12-и огромных кораблей, Петр приходит в восторг и говорит, что хотел бы быть английским адмиралом, чем русским царем. С этого момента мечта иметь мощный российский императорский флот укрепилась в нём окончательно.

Россия молодая

Морское дело развивается. В 1700 году Петр Великий учреждает кормовой флаг кораблей Российского флота. Он получил название в честь первого российского ордена – святого Андрея Первозванного. 300 лет российскому флоту, и почти все это время осеняет русских военных моряков косой синий крест Андреевского флага.

Через год в Москве открывается первое военно-морское учебное заведение — школа математических и навигационных наук. Учреждается Военно-морской приказ для руководства новой отраслью. Принимается военно-морской Устав, вводятся флотские звания.

Но самое главное – адмиралтейства, в ведении которых находятся верфи – там строятся новые корабли.

Планам Петра Алексеевича по дальнейшим захватам портов на Черном море и основанию там верфей помешал более грозный противник с Севера. Дания и Швеция начали войну из-за спорных островов, и Петр вступил в неё на датской стороне, имея целью пробить «окно в Европу» — выход в Балтийское море.

Битва у Гангута

Швеция во главе с молодым и задиристым Карлом XII была главной военной силой того времени. Неопытный российский императорский флот ждало суровое испытание. Летом 1714 года русская эскадра гребных судов во главе с адмиралом Федором Апраксиным встретилась с мощными шведскими парусниками у мыса Гангут. Уступая противнику в артиллерии, адмирал не решился на прямое столкновение и доложил о ситуации Петру.

Царь сделал отвлекающий маневр: велел устроить настил для переправы судов посуху и показать намерение зайти через перешеек в тыл вражескому флоту. Чтобы пресечь это, шведы разделили флотилию, отправив отряд из 10 судов в обход полуострова к месту переволока. В это время на море установился полный штиль, что лишило шведов возможности любого маневра. Массивные неподвижные суда выстроились дугой для фронтального боя, а корабли российского флота – быстрые гребные галеры — прорвались вдоль побережья и атаковали группу из 10 судов, заперев её в бухте. Флагманский фрегат «Элефант» был взят на абордаж, Петр лично участвовал в рукопашной атаке, увлекая моряков личным примером.

Победа русского флота была полная. Около десятка судов были захвачены, больше тысячи шведов пленены, свыше 350 – убиты. Не потеряв ни одного судна, русские потеряли 120 человек убитыми и 350 – ранеными.

Первые виктории на море – у Гангута и, позже, при Гренгаме, а также сухопутная Полтавская победа – всё это стало залогом подписания шведами Ништадского мира (1721), по которому Россия стала преобладать на Балтике. Цель — выход к западноевропейским портам — была достигнута.

Наследство Петра Великого

Основа для создания Балтийского флота была заложена Петром ещё за десять лет до Гангутского сражения, когда у отвоеванного у шведов устья Невы был основан Санкт-Петербург, новая столица Российской империи. Вместе с военной базой, расположенной рядом – Кронштадтом, — они стали воротами, закрытыми для врагов и распахнутыми для торговли.

За четверть века Россия прошла путь, на который у ведущих морских держав уходило несколько веков – путь от небольших кораблей для прибрежного плавания до огромных судов, способных преодолевать мировые просторы. Флаг российского флота знали и уважали на всех океанах земли.

История побед и поражений

Петровские реформы и его любимое детище — первый российский флот – ждала трудная судьба. Не все последующие правители страны разделяли идеи Петра Великого или обладали его силой характера.

За последующие 300 лет российскому флоту довелось одерживать великие победы времен Ушакова и Нахимова и терпеть жестокие поражения у Севастополя и Цусимы. После наиболее тяжелых разгромов Россия лишалась статуса морской державы. Периоды возрождения после полного упадка знает история российского флота и прошлых веков, и новейшего времени.

Сегодня флот набирает мощь после очередного разрушительного безвременья, и важно помнить, что началось все энергией и волей Петра I, верившего в морское величие своей страны.

fb.ru

Азовский флот Петра. Взятие Азова

Предпосылки Азовских походов

Османской империи к концу 17 века тяжело было претендовать на передовые позиции в мире. Противником османов стала так называемая Священная лига — объединение ряда европейских государств. Священная Римская империя, Речь Посполита, Россия, Мальта и Венеция решили окончательно разрушить планы турок на продвижение вглубь Европы.

Война велась на широчайшем театре военных действий — от Вены до Азова. Для царя Петра эта война стала возможностью выбить для Российского государства прямой выход к Черному морю. Несмотря на то что судьба большинства кампаний решалась на суше, новосозданный Азовский флот сыграл в сражении за Азов едва ли не ключевую роль. Именно в честь этой победы получил своё имя знаменитый корабль Азов, командовал которым известный русский мореплаватель Михаил Лазарев. В Наваринском сражении Азов, будучи в составе англо-франко-русского соединения, собственными силами потопил 6 тяжелых кораблей неприятеля (среди которых 64-х и 80 пушечный линкоры).

Первый Азовский поход

Первый Азовский поход Петра I состоялся в 1695 году. Вместо походов через Украину и степи Причерноморья на Крым, которые предпренимала царевна Софья, он решил атаковать турецкий Азов. На суше молодой царь смог вполне успешно организовать осаду приморской крепости.

Была даже предпринята попытка штурма, русские с боем ворвались внутрь крепости. Но увы, из-за несогласованности действий своих отрядов были вынуждены отступить. В течение всей осады Петр был вынужден наблюдать за тем, как морем к туркам прибывают подкрепления и снабжение. Помешать этому русские войска никак не могли. Очевидно, что измором Азов взять было невозможно. В итоге самым значительным успехом было взятие двух укрепленных башен на разных берегах Дона, между которыми была протянута цепь, чтобы препятствовать прохождению речных судов. Оставив там трехтысячный стрелецкий гарнизон, русские отступили. Царь понял, что для взятия крупных приморских крепостей необходимо активное взаимодействие флота и сухопутных частей. На тот момент Российское царство не располагало таким флотом. Но Петр всегда искал пути решения проблемы, а не предавался упадническим настроениям.

Постройка флота

Проблема была, однако, серьезнее чем изначально казалась. Флота не просто не было — страна не располагала даже нормальной верфью. Но царь с детства грезил кораблями, поэтому можно утверждать, что флот Петра Первого взял начало ещё за 7 лет до описываемых событий, а именно со времен подчинки подарочного английского бота в 1688 году и создания Потешной эскадры (в состав которой входило несколько яхт). В связи с этим, Петр принялся энергично исправлять положение — верфь в спешном порядке построили в Воронеже. Выбор был неслучайным, ведь город стоял на одноименной реке, которая впадала в Дон. Это позволяло кораблям добраться до места боевых действий своим ходом.

Широкомасштабность работ, начавшихся в Воронеже, подтверждает тот факт, что там было задействовано более 26 тыс. корабельных мастеров! Центральным руководящим органом строительства сначала был Владимирский приказ, а потом и Морской приказ, созданный в 1696 г. (позже ставший Адмиралтейством). Руководителем приказа царь назначил Ф.М, Апраксина. Были серьезные проблемы административного характера. Швейцарец Лефорт, хоть и был храбрым командиром, едва ли обладал навыками кораблестроителя и моряка. А некий Титов, заведовавший подвозом строительных материалов, до этого не имел абсолютно никакого отношения к кораблям. Но кадров не хватало — приходилось ставить на местах того, кто был. С другой стороны, несколько исправляли положение корабельные мастера, приглашенные Петром из Голландии и Англии.

Понимая, что за полгода придется создавать полноценную боевую эскадру, Петр искал любую возможность для ускорения работ. Например, его идеей было строить части кораблей в отдаленных мастерских, откуда их доставляли в Воронеж и уже там собирали. Мелкие суда строили в городках и деревнях — Козлове, Добром, Сокольске. Сам молодой царь не стеснялся лично участвовать в процессе постройки — и как проектировщик, и как обычный плотник.

Долгожданный триумф

Результатом титанических усилий стало появление достаточно мощной эскадры, способной организовать морскую блокаду турецкой крепости. К маю 1696 года Азовский флот состоял из почти однотипных двух больших кораблей (по другим данным, они к тому времени были не достроены — «Апостол Петр» и «Апостол Павел»), 23 галер, 4 брандеров и более 1000 мелких судов для перевозки войск и припасов. 20 мая русские корабли были уже в устье Дона, но неблагоприятная погода не позволяла им выйти в море.

Тогда было решено действовать, используя легкие казачьи лодки. Такая тактика принесла успех — у турок было захвачено 10 небольших судов снабжения, которые следовали в Азов. Эта акция произвела большое впечатление на противника. А ведь флот ещё даже не вошел в Азовское море! Зато уже 27 мая русский флот в полном составе вышел в море и заблокировал Азов. Город оказался в окружении — к тому времени доукомплектованые зимой войска Петра крепко заперли турок на суше. 28 июня османы попытались высадить десант, так как Азов срочно нуждался в поддержке. Но их попытка была обречена на провал — все 24 корабля десантом стремительно ушли, вместе с главной эскадрой (6 крупных кораблей и 17 галер), как только увидели, что русские разворачиваются для атаки. Новосозданный Азовский флот сыграл свою роль блестяще — заблокированный Азов пал. Умелые действия инженеров в осаде, храбрость солдат при штурме и стойкость моряков открыли России выход к Азовскому морю.

Первая ошибка Петра

Даже после такой победы Петр I понимал, что рано почивать на лаврах. Активно велось строительство флота, чтобы ещё больше усилить свои позиции. Кроме того, первые корабли для Азова были построены неправильно, технология не была отработана. Корабельный лес рубился в авральном режиме — зимой, в морозы. Из-за этого корабли, построенные из него, начали давать течь.

Осознавая, что на плечах государства и так лежит непомерное бремя войны, царь частично перекинул её на народ — он предложил институт кумпанства. Суть идеи была в том, что крупные помещики, монастыри, купцы должны били взять на себя обязательства по постройке флота. Кумпанство (компания) состояло из крупных землевладельцев (имевших больше 100 крестьянских дворов), владевших в общей сложности 10 000 крестьянских дворов. Каждая такая компания обязывалось построить один корабль. Для церквей и монастырей суммарное количество дворов, достаточное для объединения в кумпанство, равнялось 8 000. Купцы, как особенное сословие, должны были построить 20 кораблей. Лес и мастеров предоставляло государство, а всем остальным должны были заниматься состоятельные жители Московского царства. Всего подобные объединения должны были поставить для царского флота 77 кораблей. Флот строился, но было очевидно, что это лишь временная мера. Кроме того, количество явно не соответствовало качеству. Кумпанское строительство не оправдало возложенных на него надежд. Сам Петр писал: «Все же сии кумпанские корабли есть зело странною пропорциею.. которой пропорции ни в Англии, ниже в Голландии мы не видели, мню же, что и в протчих государствах таких нет же; но уже тому поправления учинить невозможно, того ради надлежит только о крепости их радеть в книсах и боутах, которых мы видели во многих кораблях немалое число худых…». Сильным ударом для царя стало подписание европескими союзниками мира с турками в 1698 году. Петр все четче осознавал, что опереться можно только на флот государственной постройки. О чем можно говорить, если к 1711 году только 1/5 кумпанских кораблей смогла выйти в Азовское море.  

«Гладко было на бумаге,
да забыли про овраги»

Энергичный Петр, отказавшись от кумпанства, активно начал строить настоящие линейные корабли. Типичным представителем стала «Гото Предестинация» (о ней ниже) — первый российский боевой корабль, соответствовавший передовым стандартам Европы.

Но и здесь было слишком много недочетов:
  1. Неудобная верфь. Одно дело спускать из Воронежа по реке небольшие галеры, другое — большие линейные корабли. И хотя активно создавались новые верфи, время было упущено.
  2. Азовское море было абсолютно не приспособлено для кораблей такого масштаба. Мастера при постройке жертвовали мореходностью, чтобы уменьшить осадку, но ничего хорошего из этого не получилось. Кораблям типа «Гота Предистинация» явно было тесно в мелководном Азовском море.
Не пробив вовремя дорогу в Черное море, не взяв Керчь, Петр запер свои корабли в абсолютно невыносимых для них условиях. Что говорить, если линкор «Ласточка» за время зимней стоянки на метр(!) погрузился в ил. Неудивительно, что когда турки в 1710 году объявили войну, русские смогли выставить флот, состоявший всего из 4 линейных кораблей, 3 шняв, 2 бригантин и 2 галер. Не этого хотел царь. Но конец флоту был положен в 1711 году. Прутский поход Петра против турок завершился поражением. И хотя русские потери составили всего 8 тысяч человек против 20 тысяч убитых врагов, кампанию проиграли. По итогам мира, Россия потеряла Азов и выход к морю. Корабли большей частью сожгли, некоторые были проданы Турции. Но этот мир был необходим — Россию ждала напряженная борьба со Швецией на Балтике.

Корабли Азовского флота

Для российского кораблестроения Азовская кампания Петра и последующее укрепление позиций на Азовском море было важным этапом развития. Было отработано множество технологических, производственных нюансов и спущено на воду несколько интересных кораблей. Естественно, они были несоизмеримы с кораблями будущего флота на Балтике, но истории Балтийского флота ещё только предстояло состоятся, поэтому о фрегате Штандарт, Гото Предестинации и других, не менее известных парусных кораблях, речи сейчас идти не может.

«Апостол Петр» — водоизмещение около 700 тонн, длина 32-36 метров (по разным данным), ширина порядка 8 метров. Специалисты относят этот корабль к галеасам, что, в принципе, оправдано — парусно-гребное судно с мощным пушечным вооружением. С другой стороны, «Апостол Петр» вполне может претендовать на место корабля 5 ранга — характеристики позволяют. Из-за этого его иногда именуют «парусно-гребной фрегат». Во многих источниках говорится о том, что это был «крупный корабль», но габариты для галеаса не самые большие, ведь венецианцы в 16 веке спускали на воду 80-метровые корабли этого типа. Парусное вооружение испанского (английского) типа — фок- и грот-мачта несли прямые паруса, а бизань один косой парус. Средиземноморские галеасы обычно несли только косые паруса. Кроме того, корабль имел по 15 весел с каждого борта и 36 орудий. Команда составляла 125 человек. Когда флот в 1696 году выходил к Азову, «Апостол Петр» был не готов, поэтому достраивали его прямо в пути. Хотя на гравюрах галеас изображали рядом с осажденной крепостью, скорее всего он не принимал участия в боевых действиях. Зато в последующих походах этот корабль использовался достаточно активно. К сожалению, судьба корабля после подписания Прутского договора неизвестна. «Принципиум» — галера, построенная в 1696 году по доработанным зарубежным чертежам. Примечательна прежде всего тем, что именно на ней к Азову отправился царь Петр. Конструктивно корабль ничем особенным не отличался — длина 38 метров, ширина 6 метров (сравните с «крупным» «Апостолом Петром»!). Галера приводилась в движение 34 парами весел и двумя косыми парусами. Вооружение состояло из шести пушек, экипаж составлял около 170 человек. Галеру активно использовали при взятии Азова, но служба ее была недолгой — вскоре после осады она была оставлена на Дону, возле крепости, а еще позже разобрана по причине ветхости. zkzakhar

yachtrus.com

Глава II Потешные плавания и Азовский флот Петра I. Краткая история Русского Флота

Глава II

Потешные плавания и Азовский флот Петра I

«Дедушка русского флота» и Переяславская флотилия

Юный Петр Алексеевич, питавший страстную любовь к морю, от близких к нему образованных иностранцев, его наставников и собеседников, особенно же от голландца Тимермана и швейцарца Лефорта, приобрел первые понятия о морской науке и сознание важности флота для России. Случайно же найденный им в 1688 году старый английский ботик, принадлежавший деду Петра Никите Ивановичу Романову, познакомил царя с удовольствием плавания под парусами.

На этом знаменитом ботике, названном самим Петром Дедушка русского флота, он впервые начал кататься по реке Яузе; но так как она для лавировки была тесна, то Петр, успевший уже пристраститься к «водяной потехе», перенес ботик в находящийся в селе Измайлове Просяной пруд. «Но и там, – замечает юный знатный моряк, – немного авантажу сыскал, а охота стала от часу быть более». Плодом этой охоты была закладка в следующем 1689 году трех судов на Переяславском озере, где со своими потешными преображенцами он работал топором наравне с простыми плотниками. На берегу озера построены были дворец, батарея, с которой в торжественных случаях производилась пальба, и пристань для судов.

Поездки Петра в Архангельск в 1693 и 1694 гг.

Скоро Переяславское море показалось тесным пылкому моряку, он пожелал увидеть настоящее море и с этим намерением в 1693 году отправился в Архангельск. Путь до Вологды он совершил сухим путем, а оттуда водою. В Архангельске, наконец, Петр увидел давно желанное море, иностранные корабли и торговую жизнь приморского города. Все это обратило внимание юного Петра, и он, с обычною своею энергиею, начал изучать то, что казалось ему полезным. Первым плодом подобного изучения было сознание огромных выгод, получаемых здесь исключительно иностранцами, и горячее желание, созданием своего торгового флота, обратить эти выгоды на пользу русского купечества. Под влиянием такой мысли, Петр немедленно избрал для верфи лежащий подле города Соломбальский остров, на котором и заложил 24–пушечный корабль, поручив строение его надзору тамошнего воеводы, стольника Федора Матвеевича Апраксина. Одновременно с этим, он заказал построить в Голландии и другое 44–пушечное судно. Оба они были небольших размеров и, имея пушки весьма малого калибра, могли служить для военных и торговых целей. В ожидании прибытия Петра в Архангельск, для него построена была 12–пушечная яхта Святой Петр, на которой он первый раз вышел в Белое море и, конвоируя иностранные купеческие суда, провожал их около 300 верст.

На следующий 1694 год Петр вторично посетил Архангельск, откуда сделал морскую поездку в Соловецкий монастырь и на эскадре, состоявшей из трех судов, ходил до Святого Носа, то есть до выхода из Белого моря в Северный океан. Во время плавания в Соловецкий монастырь на яхте Святой Петр он выдержал страшную бурю, и яхта избавилась от погибели только благодаря сведущему лоцману, лодейному кормщику Антипу Тимофееву, который благополучно провел ее опасным проходом к спокойному якорному месту в Унской губе. Суда эскадры, на которой плавал Петр к Святому Носу, были: купленное в Голландии Пророчество, ходившее под адмиральским флагом Ф. Ю. Ромодановского и на котором находился сам Петр в звании шкипера; построенный в Архангельске корабль Апостол Павел, под вице–адмиральским флагом Бутурлина, и яхта Святой Петр, под контр–адмиральским флагом Гордона.

Во время вторичного пребывания Петра в Архангельске, кроме верфи на Соломбале, начато было и частное судостроение близ Холмогор, на реке Вавчуге, местными купцами братьями Бажениными.

Основание Азовского флота

Двукратное посещение Архангельска ясно показало Петру важное значение портового города для государства, и он пришел к сознанию, что при обширности России ей необходимо открыть свободный выход в южные моря: Азовское и Черное. Осуществление этой мысли облегчалось тем, что Россия уже с 1686 г. была в неприязненных отношениях с Турцией, подвластные которой татары разоряли наши южные границы. Решено было первоначально завладеть устьями рек Дона и Днепра и, главное, крепостью Азовом, как ключом к Азовскому морю.

Первый поход к Азову, состоявшийся в 1695 году, был безуспешен, особенно потому, что турецкий гарнизон осажденной крепости получал от стоявшего на Дону флота помощь людьми, боевыми припасами и провиантом. Таким образом, осязательною причиною неудачи явилось отсутствие с нашей стороны морской силы, и Петр немедленно приступил к созданию военного флота.

Бездна препятствий, встречавшихся при начале этого великого Дела, не помешала его осуществлению. Все средства, отдельно разбросанные по России, и все сведущие в судостроении люди собраны были под Москвою, в селе Преображенском, где гвардейские солдаты и опытные плотники, привезенные из Вологды, Нижнего, Архангельска и других городов, принялись за обделку частей галер. Образцом служила галера, построенная в Голландии и разобранною доставленная в Москву через Архангельск. С нею прибыл галерный мастер; а необходимые для нового флота корабельные мастера, лекаря, штурмана, матросы и другие морские чины выписаны были из Голландии.

Части 22 галер и 4 брандеров по зимнему пути перевезли к городу Воронежу, где на реке Воронеже устроена была верфь и адмиралтейство для сборки и приготовления к плаванию привезенных из Преображенского судов. Здесь же были заложены и строились два корабля–галеаса.

В то же время в притоках Воронежа, для предстоящей перевозки войск по Дону, поспешно строилось более полуторы тысячи стругов, морских лодок и плотов, и в разных местах заготовлялись все предметы, необходимые для флота. Для скорейшего доставления на место постройки все более необходимое везли безостановочно, день и ночь, на переменных лошадях. Благодаря принятию таких энергичных мер и непосредственному участию в деле самого Петра, в исходе мая месяца 1696 года новосозданный флот, в числе одного корабля (длиною 113 футов), двух брандеров, двадцати трех галер и нескольких десятков казацких лодок, запер для турок устье Дона; а спустившаяся, также по Дону, армия обложила крепость Азов, которая в июле месяце, лишенная помощи своего флота, должна была сдаться.

Хотя настоящим распорядителем и душою дела во всю эту кампанию был сам Петр, но начальником флота числился Лефорт, носивший звание адмирала и занимавший первое место в триумфальном торжестве, которым приветствовала Москва победителей Азова. Цель похода была достигнута: взятием Азова открылся для России свободный выход в Азовское море. Петр, признавая, что значительная доля успеха в этом важном деле принадлежала флоту, и предвидя те неисчислимые выгоды, которые он должен был принести в недалеком будущем, твердо решился немедленно положить прочные основания устройству постоянного военного флота, и к осуществлению этой великой мысли привлечены были силы всего государства.

Постройка судов кумпанствами

Постановлением царской думы, собранной в селе Преображенском 4 ноября 1696 года, было решено, чтобы все владельцы крестьян, светские и духовные, имеющие не менее 100 дворов, строили корабли, соединяясь в компании, или, как тогда говорилось, в кумпанства. Имеющие же меньшее число дворов обязывались вносить на строение кораблей деньгами, по полтине с двора. На купечество отдельно налагалась постройка 12 кораблей.

Во время судостроения в Воронеже главное морское управление находилось под ближайшим наблюдением самого Петра, и административным морским центром был так называемый царский шатер на Воронеже. С учреждением кумпанств списки их, составленные в поместном приказе, тотчас переданы для исполнения во Владимирский судный приказ, состоявший в ведении стольника Протасьева, получившего звание адмиралтейца.

Местом постройки были избраны берега рек Воронежа и Дона, а лесные участки отводились безденежно. Из–за границы выписаны корабельные мастера и те из судовых материалов, инструментов и принадлежностей, которых нельзя было приобрести в России.

Вообще предполагалось выстроить кумпанствами до 90 судов и казною, на собранные полтинные деньги, до 80. Суда эти были: парусные, разных форм и названий, и галеры различных размеров. Длина первых не превышала 120 футов и боевое вооружение состояло, по большей части, из орудий весьма малых калибров, числом до 60. Длина больших галер доходила до 174 футов, и в числе орудий их были пушки 24–фунтового калибра. Работа происходила с такою поспешностью, что к осени 1698 года значительное число судов было окончено. Главное место постройки было на Воронеже, в тамошнем обширном адмиралтействе. Для провода судов по мелководным местам рек Воронежа и Дона построены были, по примеру Голландии, камели и, для перевозки грузов, – лихтеры.

Все эти значительные работы, требовавшие огромных денежных средств, множества рабочих рук и необыкновенной поспешности, под угрозою «всякого разорения и смертной казни, за оплошку и нерадение», ложились непосильною тяжестью на народ и истощали скудные финансы государства. Но Петр, бывший первым и самым неутомимым работником, служил для всех примером самоотверженной преданности делу, от успешности которого ожидалась великая польза для России.

Путешествие Петра I в Голландию и Англию

Но чем ближе знакомился Петр с морским делом, тем яснее понимал, что для успешного создания флота требовалось много таких сведений, которых в России приобрести было невозможно, и тогда у него явилась смелая мысль: самому отправиться в Европу и, изучив в морских державах, насколько будет возможно, главнейшие части морской науки, употребить полученные сведения на пользу русскому флоту. Для исполнения этого намерения решено было отправить посольство, во главе которого находились Лефорт и боярин Федор Алексеевич Головин, один из главнейших сотрудников паря полделам морского управления. Целью посольства было испрошение у государств, более заинтересованных в ослаблении Турции, материальной помощи в начатой нами борьбе. У морских же держав Англии и Голландии предполагалось просить оружия и других предметов для нашего рождающегося флота. При посольстве отправилось до 70 молодых людей знатных фамилий для изучения различных отраслей морского дела и, с тою же целью, послано 30 волонтеров, из лиц хорошо известных царю по участию их в прежних его плаваниях и судостроительных работах. В числе этих тридцати находился и сам Петр I под именем Петра Михайлова.

По прибытии в 1697 году в Голландию, Петр, желая вполне изучить кораблестроение, поступил плотником на одну из верфей маленького городка Саардама, но, обеспокоенный назойливым любопытством жителей, царь через десять дней переехал в Амстердам, где к трудился четыре с половиною месяца, изучая все технические подробности дела. Но так как в Голландии при строении судов руководствовались только практикою, то такое одностороннее отношение к делу не могло удовлетворить любознательности гениального Петра, и для изучения теоретических оснований науки кораблестроения он отправился в Англию. В продолжение своего пребывания в этих двух главнейших морских державах того времени, Петр, принимаемый с полным радушием обоими правительствами, обращал особенное внимание на все имеющее отношение к морскому делу. При всеобъемлющем светлом его уме, его необычайной любознательности, способности быстро усваивать всякие новые сведения и глубоко проникать в сущность предметов, не упуская ни одной важной подробности, плодом пребывания Петра в Голландии и Англии было самое полное, всестороннее изучение всех отраслей морской науки как в теоретическом, так и в практическом отношениях. По возвращении в Россию Петр мог составить чертеж судна, руководствовать в адмиралтействе каждого мастерового в мельчайших подробностях его работы, вооружить судно и управиться с ним в море при самых затруднительных обстоятельствах. Все эти сведения, в продолжение неустанно трудовой жизни великого моряка, ему многие тысячи раз приходилось прикладывать к практике и возбуждать общее удивление моряков глубиною и отчетливостью его знаний. Предполагаемое путешествие в Венецию, для изучения галерного дела, не могло осуществиться, по случаю вспыхнувшего в Москве Стрелецкого восстания, заставившего Петра немедленно возвратиться в отечество.

Деятельность Азовского флота с 1699 года до его уничтожения

Одним из полезнейших следствий заграничного путешествия Петра было также приглашение в русскую службу многих сведущих иностранцев, добросовестная служба которых принесла огромную пользу нашему юному флоту. Замечательнейшими из этих достойных личностей были: голландец вице–адмирал Крюйс и англичане – корабельные мастера Ден и Най, строитель каналов и доков Перри и профессор морских наук Фарварсон.

В отсутствии царя, продолжавшемся около полутора года, судостроение на Воронеже деятельно продолжалось, но, по торопливости, дурному качеству употребленных материалов, а главное, по неимению знающих распорядителей, мастеров и опытных рабочих, многие суда оказались до того дурными, что их невозможно было послать в море. Огорчение, ислытанное Петром при такой неудаче, только усилило его энергию. Немедленно приступил он к исправлению неудавшихся судов и к строению новых по лучшим чертежам, привезенным из–за границы. Хорошие же суда, готовые к плаванию, весною 1699 года были спущены из Воронежа к Азову и выведены в море под флагом адмирала Ф. А. Головина, заместившего умершего Лефорта. На эскадре, состоявшей из десяти кораблей, имеющих от 62 до 22 пушек, двух галер, двух мелких судов и четырех парусных лодок, находился и сам Петр, желавший, появлением русских военных судов в Азовском море, убедить Турцию в существовании русских морских сил и тем принудить ее к скорейшему заключению прочного мира.

Чтобы внушить Турции более высокое мнение о силе России, Петр отправил в Константинополь думного дьяка Украинцова морем на 46–пушечном корабле Крепость, конвоируя посла своего всем флотом до Керчи. Корабль Крепость под командою капитана Памбурга, перейдя благополучно Черное море, пришел в Константинополь и там своим появлением произвел сильное впечатление на все население столицы, не исключая правительственных лиц и даже самого султана. Для приобретения морской практики, а также и в видах угрозы, необходимой для успешности мирных переговоров, Петр весною 1700 года спешил вновь вывести свой флот в море. Адмиралтейцем, вместо Протасьева, назначен был родственник Петра, любимый и деятельный его сотрудник по морским делам Федор Матвеевич Апраксин, которому, кроме кораблестроения, поручено было еще заведывание корабельными лесами.

Со вступлением в управление Апраксина прекращена была кораблестроительная деятельность кумпанств, оказавшаяся на практике весьма неудовлетворительною. Запутанность в делах и ссоры кумпанств между собою вызвали (1700 г. 20 апреля) указ об окончательном с ними расчете и об определении постоянной суммы на содержание флота.

Наконец, в половине 1700 г. заключено было с Турциею перемирие на 30 лет, по которому Азов и часть берегов Азовского моря остались за Россией. Но поставленные мирные условия далеко не удовлетворяли надежд Петра: о свободном плавании русских судов по Средиземному и Черному морям в трактате не упоминалось, и турки усиливали укрепления в Керченском проливе, отказывая в пропуске через него даже торговым нашим кораблям. Несмотря на это, в данную минуту, для России мир с Турцией был крайне необходим, потому что Петр готовился вступить в борьбу с сильным северным соседом – Швецией. Поводом к предстоящей войне была все та же древняя, насущная потребность России в приобретении свободного выхода в Балтийское море.

С началом шведской войны наша морская деятельность сосредоточивалась преимущественно на севере, и Азовский флот потерял прежнее свое значение. Положение его вполне зависело от политических отношений России с Турцией, и потому, при опасении разрыва, работы на верфях закипали; в случае же уверенности в прочном мире все успокаивалось до новой тревоги.

Рассчитывая на прочное утверждение на Азовском море, Петр укреплял Азов и заграждал устье Дона, оставляя только одно более глубокое для прохода кораблей, в Таганроге устраивал защищенную от неприятеля гавань, в которой могло поместиться более 10 кораблей, и в та же время на Воронеже продолжал постройку судов. Почти каждую весну флот готовился к плаванию, хотя, по различным затруднениям, ни разу не мог выйти в море в значительном количестве судов. Главною причиною таких неудач было мелководье у Воронежа, затруднявшее проводку больших кораблей, поэтому адмиралтейство решили перенести в Тавров, где устроили доки и начали строить 80–пушечные корабли. В 1709 году появление шведской армии на Украине вызвало энергичные меры предосторожности для ограждения Азовского флота от опасности. Адмиралтейские материалы и годные к плаванию суда начали отправлять в Тавров, а некоторые и в Азов, негодные же суда спешили разломать. Для большего единства действий при защите края, Азов, Таганрог и все местные крепости переданы были в ведение морского начальства.

Хотя Полтавская победа и отстранила угрожавшую опасность, но, в ожидании новой войны с Турцией, в 1710 году во всем крае началась усиленная морская деятельность, и к кампании 1711 года предполагалось вывести в море до 30 вымпелов. При различных неблагоприятных обстоятельствах, из которых главнейшим было – необыкновенно малая весенняя вода на Дону и его притоках, флот вывести было невозможно; а по несчастному для России Прутскому мирному договору постановлено было Азов и все земли, завоеванные Россией в прошедшую войну, возвратить Турции. С потерей Азова окончилась и деятельность Азовского флота; 4 из его судов проданы были туркам, остальные разломаны или оставлены на стапелях; последние же несколько судов сохранялись в Таврове еще в 1727 году.

Значение Азовского флота

Азовский флот, весьма дорого стоивший России, несмотря на преследовавшие его неудачи, зависевшие главным образом от неблагоприятных условий местности, принес немаловажную пользу государству. Заслуга его в морском отношении заключалась в том, что он дал возможность русским людям приобрести опытность в новом для них деле и указал на источники средств, которые способствовали неимоверно быстрому созданию и развитию флота на Балтийском море. Как морская практическая школа, Азовский флот принес также огромную пользу: на нем были заложены довольно прочные основания всех главных отраслей морской деятельности. Наконец, существование его имело серьезное политическое значение, показав Европе, что может сделать Россия. И действительно, в каком из европейских государств, не имевших флота, могла бы осуществиться смелая мысль: построить в одну зиму флот в 1200 верстах от моря и, при содействии его, отнять часть берегов этого моря у сильного и опытного в морском деле неприятеля.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Регулярный военный флот Петра Великого

В.Н. Краснов, кандидат военно-морских наук, капитан 1 ранга, Е.А. Шитиков, кандидат технических наук, лауреат Государственной премии, вице-адмирал

Начало развитого мореходства у наших предков — восточных славян относится к VI-VII вв. На своих лодках-однодеревках они совершали смелые морские походы по Черному и Средиземному морям. Особенно активными морские походы стали после образования Киевской Руси. В 907 г. в походе князя Олега на Византию участвовало, как свидетельствуют летописи, 2000 ладей с 80 тысячами воинов. Пройдя из Днепра по Черному морю в Босфор и осадив Константинополь, Олег принудил его к сдаче и заключил мир, по которому греки выплатили победителям богатую дань.

Мореплавание способствовало установлению выгодных экономических и культурных связей Киевской Руси с Византией, принятию христианства на Руси в 988 г. Для проведения военных походов в середине ХП в. на вооружении дружины появляются уже специальные набойные боевые ладьи, закрытые палубой.

Большую роль морские пути играли и в жизни Великого Новгорода, а, будучи в союзе ганзейских городов город вел широкую торговлю с прибалтийскими странами. Новгородцам нередко приходилось совершать боевые походы на своих вооруженных судах в ответ на грабительские набеги шведов и ливонцев, стремившихся чинить препятствия предприимчивым и искусным русским купцам-мореходам.

Есть неоспоримые свидетельства освоения берегов и Белого, и Баренцева морей русскими первопроходцами. Однако естественное стремление славян к морям, как самым выгодным путям сообщения, было прервано почти на два столетия татаро-монгольским нашествием, отрезавшим Русь от Черного, Азовского и Каспийского морей. Только в 1380 г. с приобретением независимости Русь приступила к собиранию раздробленных земель.

К 1505 г. в основном завершилось объединение русских княжеств и образовалось централизованное государство во главе с Москвой. Борьба за выходы на морские просторы разгорается с новой силой. Теперь уже Иван Грозный с целью защиты Нарвского торгового пути и мореплавания по Балтийскому морю заводит каперский флот. Однако после неудачной 25-летней войны со Швецией Россия к 1595 г. теряет Нарву, Копорье, Иван-город, а в 1617 г. оказалась совсем отторгнутой от этого моря.

Понимание важности морских торговых путей и необходимости их вооруженной защиты приводит российских самодержцев к решению не только вооружать купеческие суда, но и создавать специальные — военные — корабли. Так, при царе Алексее Михайловиче на Оке в селе Дединове под Коломной строится первый русский боевой корабль «Орел», имеющий на вооружении 22 пушки.

В это же время для России на р. Двине у г. Кокенгаузена строилось несколько небольших военных судов, предназначавшихся для завоевания Риги в новой попытке выйти на берега Балтийского моря, которая, однако, также закончилась неудачно.

В конце XVII в. Россия в экономическом развитии все еще значительно отставала от западноевропейских стран. Причиной тому служили не только последствия татаро-монгольского нашествия, но и продолжавшиеся изнурительные войны: на юге — с Турцией, на западе — с Польшей, на северо-западе — со Швецией. Единственным выходом страны на внешний рынок был Архангельский порт, основанный в 1584 г.

Выйти на берега Черного и Балтийского морей было для России исторической необходимостью. Так для Петра I , взошедшего на престол в 1682 г., была предопределена цель, достижение которой стало содержанием его государственной деятельности.

Вначале выбор пал на южное направление. Предпринятый в 1695 г. поход 30-тысячной русской армии к Азову окончился полным провалом. Осада крепости и два штурма привели к большим потерям и не принесли успеха. Отсутствие у русских флота исключало полную блокаду Азова. Крепость пополнялась людьми, боеприпасами и провиантом с помощью турецкого флота.

Петру стало ясно, что без сильного флота, тесно взаимодействующего с армией и под единым командованием, Азовом не овладеть. Тогда-то, по инициативе царя, и было принято решение строить военные корабли.

Постройка кораблей велась под Москвой в селе Преображенском, в Воронеже, Козлове, Добром, Сокольске. Особенно большое строительство разворачивалось в Воронеже, где было создано адмиралтейство. На заготовку корабельного леса и строительство судов мобилизовано свыше 26 тыс. человек. Одновременно шло комплектование флота солдатами Преображенского и Семеновского полков, новобранцами.

Всего за несколько месяцев, к весне 1696 г., был создан Азовский флот, основу которого составляли галеры (16-25 пар весел, две мачты с парусом, несколько пушек, экипаж до 250 человек).

В конце апреля из Воронежа к Азову вышла 76-тысячная армия во главе с воеводой А.С. Шейным (произведенным в генералиссимусы), а несколькими днями позже — галерная флотилия под командованием Петра I. Общее руководство Азовским флотом возлагалось на сподвижника царя Ф.Лефорта. Флот блокировал подходы к Азову с моря, а армия осадила крепость с суши. После интенсивного пушечного обстрела крепости с кораблей и берега и ее штурма русскими казаками гарнизон Азова 12 (22) июля 1696 г. капитулировал.

Молодой флот России получил боевое крещение и наглядно продемонстрировал свою действенность. Взятие Азова явилось первой крупной победой вновь создаваемых регулярных армии и флота России. Россия получила Азов с прилегающими землями и право свободного плавания по Азовскому морю.

20 (30) октября 1696 г. царь Петр 1 «указал», а Дума «приговорила»: «Морским судам быть» — государственный акт, официально положивший начало созданию регулярного флота. С тех пор эта дата отмечается как день рождения Российского военного флота.

Чтобы закрепиться на Азовском море, в 1698 г. Петр начал строительство Таганрога в качестве военно-морской базы. За период с 1695 по 1710 г. Азовский флот пополнился многими линейными кораблями и фрегатами, галерами и бомбардирскими судами, брандерами и мелкими судами. Но просуществовал он не долго. В 1711 г. после неудачной войны с Турцией, по Прутскому мирному договору, Россия вынуждена была отдать туркам берега Азовского моря, и обязалась уничтожить Азовский флот.

Создание Азовского флота было чрезвычайно важным для России событием. Во-первых, оно выявило роль военного флота в вооруженной борьбе за освобождение приморских земель. Во-вторых, был приобретен так необходимый опыт массового строительства военных судов, что позволило в дальнейшем достаточно быстро создать сильный Балтийский флот. В-третьих, Европе были продемонстрированы огромные потенциальные возможности России стать мощной морской державой.

После войны с Турцией за обладание Азовским морем устремления Петра 1 были направлены на борьбу за выход к Балтийскому морю, успех которого предопределялся наличием военной силы на море. Отлично понимая это, Петр 1 приступил к строительству Балтийского флота. На верфях рек Сязь, Свирь и Волхов закладываются речные и морские военные суда, на архангельских верфях строятся семь 52-пушечных кораблей и три 32-пушечных фрегата. Создаются новые верфи, растет число железоделательных и медно-литейных заводов на Урале. В Воронеже налаживается отливка корабельных пушек и ядер к ним.

За довольно короткий срок была создана флотилия, которую составляли линейные корабли водоизмещением до 700 т, длиной до 50 м. На их двух-трех палубах размещались до 80 пушек и 600-800 человек экипажа.

К более маневренным и быстроходным кораблям относились фрегаты, имевшие три мачты, одну-две палубы. Длина этих кораблей не превышала 35 м, вооружались они пушками (до 40 единиц). Наиболее массовыми военными кораблями были галеры, способные особенно эффективно действовать в шхерных районах.

Для уверенного выхода к Финскому заливу Петр I главные усилия сосредоточил на овладении земель, прилегающих к Ладоге и Неве. После 10-дневной осады и ожесточенного штурма, при содействии гребной флотилии из 50 лодок, первой пала крепость Нотебург (Орешек), переименованная вскоре в Шлиссельбург (Ключ-город). По выражению Петра I, сей крепостью «отворялись ворота к морю». Затем была взята крепость Ниеншанц, расположенная при впадении в Неву р.Охты.

Чтобы окончательно запереть для шведов вход в Неву, 16 (27) мая 1703 г. в ее устье, на Заячьем острове, Петр 1 заложил крепость, названную Петропавловской, и портовый город Санкт-Петербург. На о-ве Котлин, в 30 верстах от устья Невы, Петр 1 приказал строить форт Кронштадт для защиты будущей российской столицы.

В 1704 г. на левом берегу Невы начато сооружение адмиралтейской верфи, которой было суждено вскоре стать главной отечественной верфью, а Санкт-Петербургу — кораблестроительным центром России.

В августе 1704 г. русские войска, продолжая освобождать побережье Балтики, штурмом овладели Нарвой. В дальнейшем основные события Северной войны происходили на суше.

Серьезное поражение 27 июня 1709 г. шведы потерпели в Полтавском сражении. Однако для окончательной победы над Швецией нужно было сокрушить се морские силы и утвердиться на Балтике. На это потребовалось еще 12 лет упорной борьбы, прежде всего на море.

В период 1710-1714 гг. постройкой кораблей на отечественных верфях и покупкой их за границей был создан достаточно сильный галерный и парусный Балтийский флот. Первый из заложенных осенью 1709 г. линейных кораблей назван «Полтавой» в честь выдающейся побед над шведами.

Высокое качество русских кораблей признавалось многими зарубежными мастерами-кораблестроителями и моряками. Так, один из современников английский адмирал Поррис писал: «Русские корабли во всех отношениях равны наилучшим кораблям этого типа, какие имеются в нашей стране, и притом более изрядно закончены».

Успехи отечественных корабельных дел мастеров были весьма значительны: уже к 1714 г. в состав Балтийского флота вошло 27 линейных 42-74-пушечных кораблей. 9 фрегатов с 18-32 пушками, 177 скампавей и бригантин. 22 вспомогательных судна. Общее число пушек на кораблях достигло 1060. (Скампавея — малая быстроходная галера с 18 парами весел, с одной-двумя пушками и одной-двумя мачтами с косыми парусами.)

mirznanii.com

условия жизни матросов — История России до 1917 года

Князьков, Российская империя, Цитаты и извлечения для рефератов, ЯАвторы Флот

С. Князьков

Матросам на кораблях петровских времен жилось очень неважно. Помещались они обыкновенно в трюме среди бочек с водою. Эти бочки от качки часто давали течь; вода, вытекая из них, образовывала, смешиваясь с песчаным балластом, грязь, превращая трюм в какое-то болото. Рогожные кули, в которых хранился провиант, загнивали и распространяли ужасный запах; огромные корабельные крысы, случалось, кидались на людей и ча­сто кусали сонных; провизию составляли дурно пропе­ченные сухари и солонина, часто уже испорченной до­ставленная на судно; в случаях долгого плавания эта участь постигала и свежую солонину, сухари покрыва­лись противной зеленой плесенью, становились горьки­ми и затхлыми, портилась и вода в бочках, принимая вид и цвет жидкого кваса, а вкус и запах тухлых яиц; каменный или песчаный балласт, занимая много места, не позволял погрузить достаточно воды и провианта, и при долговременных плаваниях часто случалось, что про­визии не хватало и матросам приходилось довольство­ваться уменьшенными порциями.

Больных и умерших было поэтому во флоте всегда очень много. Случалось, что всю эскадру охватывала ка­кая-нибудь острая желудочная эпидемия и экипажи при­ходилось, для освежения кораблей, свозить на берег. Ан­гличанин Поддон, один из лучших адмиралов Петра, от­носившийся к матросам оче

нь хорошо и человеколюби­во, утверждал, что русский флот, вследствие дурного продовольствия, терял людей вдвое более любого ино­странного флота. В 1716 г. Девиер писал из Копенгагена так: «Здесь мы нажили такую славу, что в тысячу лет не угаснет. Сенявинской команды умерло здесь близко 150 человек, и из них много бросали в воду в канал, а ныне уже человек 12, которых принесло к дворам… и я, увидев то, хотя и не из моей команды, однако ж, велел вытаскивать из воды и хоронить, а народ здешний о том жалуется, и министры некоторые мне говорили и хотели послать к королю». В 1717 г. у Поддона рекрутам было доставлено такое продовольствие, что многие за­болевали, шли в госпиталь, но и там от худого смотрения и содержания умирали; другой раз, тоже благодаря гни­лому продовольствию, у него из 500 рекрут осталось в течение одного месяца всего 278, да и те, «почитай, по­мерли с голоду… и обретаются в таком бедном состоя­нии от лишения одежды, что, опасаюся, вскоре помрут. Морские служители и по се число, 11 октября, содержатся на кораблях и ночуют, которым зело студено ныне». «Ваше сиятельство, — писал Поддон Апракси­ну, — неведомы есть о половине бедностей людских здесь. Боже, помоги им!» […]

Но все эти недостатки, злоупотребления, вольные и невольные прорехи, покрывала могучая воля одного че­ловека, которому море было родной стихией, а морская служба — любимое дело. Корабли петровских времен не стояли праздно в портах и выходили в море вместе со льдом, часто прорубаясь в нем, и только окончатель­ное замерзание моря глухой осенью загоняло петров­ский флот в гавани. Благодаря такой школе, вырабаты­вались хорошие моряки, и число крушений, например, было сравнительно очень невелико, несмотря на долгие и поздние плавания; победы над шведскими судами при столкновениях свидетельствуют также, что, несмотря на внутренние недостатки и тяжесть существования на ко­раблях, офицеры и матросы были одушевлены тем де­лом, которое делали, и делали его так, что адмирал Петр Михайлов был ими доволен.

Очерки из истории Петра Великого и его вре­мени. М., 1909. С. 138-140.

Флот Петра Великого. Художник Е.Е. Лансере

Похожие материалы

russiahistory.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *