Немецкая тяжёлая мортира . / Блог им. Frodo / magSpace.ru

Самоходная мортира «Карл» (нем. Ger?t 040, «установка 040») — немецкая тяжёлая самоходная мортира периода Второй мировой войны. Одна из самых мощных САУ своего периода. Всего было построено 6 мортир. Использовались при штурме крепостей и сильно укреплённых позиций противника.
История самоходной мортиры «Карл» началась в 1935 году с разработки фирмой Рейнметалл-Борзиг нарезного миномёта калибра 600 мм, который мог выпускать снаряды весом до 4 тонн на расстояние немногим более 1000 м. Проектирование велось под руководством генерала от артиллерии Карла Беккера, поэтому машина, имевшая заводской индекс Ger?t 040 (Изделие 040), получила полуофициальное имя «Карл». Опытный образец орудия изготовили в 1937 году. Внушительная мортира, весившая порядка 55 тонн, забрасывала двухтонные гранаты на расстояние до 3000 м. Столь впечатляющее орудие имело только один существенный недостаток — громоздкость, поэтому в том же году начались работы по созданию для него самоходного лафета. Когда лафет был разработан, общий вес артсистемы достиг 97 тонн. После получения конструкторами задания забронировать лафет, масса установки поднялась уже до 126 тонн. Также модернизировали ствол орудия, доведя его длину до 5108 мм и подняв тем самым дальнобойность до 4000 м. Прототип с восьмикатковым гусеничным шасси был успешно испытан в мае 1940 года. Затем с ноября 1940 по август 1941 года строилась небольшая партия установок.
I — «Adam» («Адам»), позднее переименована в «Baldur» («Бальдр»),
II — «Eva» («Ева»), позднее переименована в «Wotan» («Вотан»),
III — «Odin» («Один»),
IV — «Thor» («Тор»),
V — «Loki» («Локи»),
VI — «Ziu» («Циу», «Тюр»).
В ноябре 1940 года первая мортира, «Адам», была передана в войска. До середины апреля 1941 года были сданы 3 установки — «Ева», «Тор» и «Один», а к концу августа ещё две мортиры — «Локи» и «Циу».
По некоторым данным, существовала также седьмая установка, названная именем «Fenrir» («Фенрир»), однако она использовалась в основном для испытаний и не применялась в боях. Возможно, под этим именем имеется в виду установка-прототип, построенная в мае 1940 года.
Уникальной особенностью этого орудия является наличие у него гусеничной части, с помощью которой орудие могло самостоятельно передвигаться на короткие расстояния со скоростью до 10 км/ч. Конструктивно ходовая часть представляла собой гусеничную машину со сварным броневым корпусом, усиленным рёбрами жёсткости. В носовой части корпуса был установлен 12-цилиндровый рядный дизельный двигатель жидкостного охлаждения Daimler-Benz 507 мощностью 750 л. с., и гидромеханическая трансмиссия с тремя включаемыми по очереди гидротрансформаторами. Двухступенчатый планетарный механизм поворота оборудован пневматическим сервоприводом. Непосредственно ходовая часть серийных машин несколько отличалась от ходовой части прототипа и применительно к одному борту состояла из одиннадцати опорных катков малого диаметра с индивидуальной торсионной подвеской, пяти поддерживающих роликов, ленивца заднего расположения и переднего ведущего колеса. Ширина гусеничной ленты цевочного зацепления составляла 500 мм, площадь опоры — 7 квадратных метров.
Артиллерийская часть машины представляла собой 600-мм нарезную мортиру, установленную в станке в середине корпуса. Ствол мортиры — моноблок. Замок клиновой горизонтальный, с цилиндро-призматическим клином. С помощью подъёмных механизмов обеспечивалось достижение максимального угла возвышения ствола +70°, угол горизонтальной наводки составлял 4°. Механизмы наводки приводились в действие вручную. Для погашения сильной отдачи мортиры была разработана двухступенчатая система отката — при выстреле происходил откат не только ствола в люльке, но и всего станка в корпусе машины.
Для стрельбы были разработаны лёгкий и тяжёлый бетонобойные снаряды с весом 1700 кг (в том числе 280 кг взрывчатых веществ) и 2170 кг (из которых 348 кг взрывчатых веществ), а также фугасный (Sprenggranate) массой 1250 кг (из которых 460 кг взрывчатых веществ).
Бетонобойный снаряд весом 2170 кг выстреливался с начальной скоростью 220 м/с и пробивал бетонную стену толщиной от 3 до 3,5 м или стальную плиту толщиной 450 мм. Начальная скорость фугасного снаряда составляла 283 м/с, стрельба им велась на дальность в 6700 метров. Максимальное время полёта снарядов составляло 49 секунд.
Боекомплект орудия составлял 8 выстрелов раздельно-гильзового заряжания (заряд постоянный) и перевозился на транспортёрах боеприпасов, специально сконструированных на базе танка PzKpfw IV. Каждый транспортёр имел 2,5-тонный кран, который поднимал снаряды и укладывал их на лоток мортиры. На лотке помещалось 3 снаряда.
В 1943 году по крайней мере две мортиры («Локи» и «Тор») после выработки гарантийного ресурса получили взаимозаменяемые 540-мм стволы длиной 11,5 калибра. После модернизации установки стали обозначаться «Ger?t 041». Снаряды этих мортир массой 1580 кг (бетонобойный) и 1250 кг (фугасный) выстреливались на дальность до 10 400 м. В остальном характеристики установки остались без изменений. Предположительно, что такими стволами было перевооружено по крайней мере три мортиры (то есть, «Локи», «Тор» и некая третья).
Используя самоходный лафет, мортира могла самостоятельно маневрировать со скоростью до 10 км/ч, однако запас хода установки был весьма ограничен. При перевозке по железной дороге установка подвешивалась между двумя специально оборудованными пятиосными платформами. По шоссе машина перевозилась в разобранном виде на трейлерах.
С этой целью установка разбиралась на четыре части:
повозка ствола весом 42 т;
верхний лафет весом 41,8 т;
мост и ходовая часть весом 21,6 т;
самоходный лафет весом 82,3 т.
При этом самоходный лафет устанавливался на шестиосный трейлер, а для перевозки остальных частей использовались три четырёхосных платформы.
Самоходные мортиры «Карл» состояли на вооружении 628-го и 833-го дивизионов артиллерии особой мощности вермахта (по три орудия в каждом дивизионе; позднее одна мортира была передана из 628-го в 833-й дивизион, в котором сформировали две батареи по два орудия). Тактически орудия этого типа предназначались для разрушения сильно укреплённых фортификационных сооружений, в частности, фортов французской линии Мажино. Однако из-за скоротечности французской кампании машины так и не были применены для её штурма — к окончанию кампании был готов только прототип машины, да и штурмовать линию Мажино в конечном итоге не понадобилось.




В боевых условиях мортиры были впервые применены в июле 1941 года. Мортиры «Адам» и «Ева» из состава 1-й батареи 833-го дивизиона обстреливали Брестскую крепость. «Адам» произвёл 16 выстрелов, а у «Евы» при первом же выстреле в стволе заклинило снаряд, и установку отправили в Дюссельдорф.
2-я батарея 833-го дивизиона, состоящая из «Тора» и «Одина», находилась под Львовом. «Тор» произвёл 4 выстрела, а «Один» потерял гусеницу и огонь не вёл. Весной 1942 года установки «Тор» и «Один» были доставлены под Севастополь, где произвели 172 выстрела тяжёлыми и 25 лёгкими бетонобойными снарядами (интересно, что большие, летящие сравнительно медленно снаряды, были хорошо видны в полёте и первоначально принимались защитниками Севастополя за тяжёлые реактивные мины.
В августе 1944 установка «Циу» обстреливала Варшаву во время подавления Варшавского восстания.
В 1945 году мортиры под именами «Ева» и «Локи» были захвачены армией США. Установка «Адам» стала трофеем Красной армии (сегодня она находится в экспозиции бронетанкового музея в Кубинке). Остальные три установки были, по всей видимости, уничтожены самими немцами.
Тактико-технические характеристики:
Классификация: самоходная мортира.
Экипаж, чел:16.
Годы производства:1940-41.
Производитель:Rheinmetall-Borsig AG.
Количество выпущенных машин:6-7.
Длина корпуса, мм:11370.
Ширина корпуса, мм:3160.
Высота, мм:4780.
Калибр, мм:600(на ряде машин 540мм).
Длина ствола, калибров:8.44(600мм) и 11.5(540 мм).
Углы вертикальной наводки, градусов:0…+70.
Углы горизонтальной наводки, градусов:4.
Дальность стрельбы, км:4500(бетонобойный),6700(фугасный).
Мощность двигателя, лс:750.
Машина ограничено представлена в индустрии стендового моделизма. Сборные пластиковые модели-копии самоходной мортиры «Карл» в масштабе 1:35 выпускаются китайским предприятием Trumpeter, причём в вариантах как с 600-мм, так и с 540-мм орудием, а также железнодорожные транспортёры для мортир и подвозчик боеприпасов на базе PzKpfw IV.
Самоходная мортира «Карл» присутствует в компьютерных играх «Блицкриг» и «Блицкриг II», где появляется в некоторых миссиях, при этом габариты, бронезащита, тихоходность и крайне низкий боекомплект отображены достаточно достоверно. Интересно, что целью одной из миссий в советской кампании игры «Блицкриг II» является уничтожение “Карла”.
magspace.ru
Осадная мортира M-Gerät / Dicke Bertha (Германия) » Военное обозрение
В начале прошлого века немецкая промышленность активно работала над созданием перспективных осадных орудий особой мощности. В случае начала полномасштабного вооруженного конфликта такое оружие должно было использоваться для разрушения вражеских крепостей и прочих укреплений. За несколько лет ведущими немецкими предприятиями был создан целый ряд различных образцов подобных систем. Одним из самых известных представителей своего класса стала осадная мортира Dicke Bertha.Развитие осадных орудий велось силами концерна Krupp, к началу XX века ставшего одним из мировых лидеров в области артиллерии. В первое десятилетие века им были разработаны несколько вариантов орудий большого калибра, последним из которых стало т.н. 42 cm Gamma-Gerät («Устройство «Гамма»). По результатам испытаний и доводок эту систему решили принять на вооружение. В 1913-18 годах компания-изготовитель построила десять таких гаубиц / мортир калибра 420 мм и передала их заказчику. Впоследствии такое оружие активно использовалось в ходе Первой мировой войны.

Опытный образец «Большой Берты» на испытаниях. Фото Landships.info
В 1912-13 годах германское военное ведомство пыталось определить перспективы разработанных орудий особой мощности. Изделие «Гамма» представляло большой интерес для армии, но при этом имело серьезные недостатки. Орудие отличалось большой массой и чрезвычайно сильной отдачей, из-за чего его следовало устанавливать на специально подготовленной бетонной плите соответствующих размеров. Развертывание такой артиллерийской системы продолжалось более недели, причем большая часть времени уходила на затвердевание бетона. Как следствие, мобильность орудия, мягко говоря, оставляла желать лучшего.
Военные заказали серийное производство 420-мм пушек, требующих строительства фундамента, однако при этом потребовали создать более мобильную систему со схожими боевыми качествами. В 1912 году появился официальный заказ на создание такого артиллерийского комплекса. Разрабатывать новый проект должен был признанный лидер отрасли – концерн «Крупп». Руководителями проекта были назначены Макс Дрегер и Фриц Раузенберг.

Изначально орудие не имело щита. Фото Wikimedia Commons
Учитывая важность работ и необходимость сохранения цели проекта в тайне, компания-разработчик присвоила проекту условное обозначение M-Gerät («Утройство «М»). Также использовалось название M-Gerät 14, отражавшее год завершения проектирования. Кроме того, со временем появилось обозначение Kurze Marinekanone 14 («Короткая морская пушка 1914 г.»). Эти обозначения являлись официальными и использовались в документах.
С точки зрения роли на полях сражений перспективная система должна была стать осадным орудием. При этом некоторые характеристики позволяют однозначно уточнить подобную классификацию. Проектом было предложено использование ствола длиной 12 калибров. Подобная длина ствола соответствует общепринятому определению мортиры. Таким образом, армия в будущем должна была получить сверхтяжелые осадные мортиры.

Мортира в полной комплектации. Фото Kaisersbunker.com
Немного позже новый проект получил неофициальное прозвище Dicke Bertha («Толстушка Берта» или «Большая Берта»). Согласно распространенной версии, орудие прозвали в честь Берты Крупп, в то время являвшейся одним из руководителей концерна. По другой, менее известной версии, острословы имели в виду писательницу и активистку пацифистского движения Берту фон Зутнер. Тем не менее, однозначные доказательства в пользу той или иной версии отсутствуют. Вполне возможно, что новое оружие назвали Бертой без связи с конкретной личностью, просто использовав одно из распространенных женских имен. Так или иначе, широкую известность перспективное орудие получило именно под названием Dicke Bertha, тогда как официальные обозначения чаще использовались в документах, чем в живой речи.
В соответствии с требованиями заказчика, новое орудие должно было походить на существующий образец. Тем не менее, по ряду причин его пришлось разрабатывать с нуля, хотя и с использованием некоторых существующих идей и решений. Итогом такого подхода должно было стать появление 420-мм осадного орудия на буксируемом колесном лафете. Крупный калибр, необходимость обеспечения большой прочности конструкции и требования по специальному оснащению привели к формированию необычного облика орудия. Внешне «Толстушка Берта» должна была походить на другие существующие буксируемые орудия меньших калибров. Одновременно с этим присутствовали серьезные отличия в компоновке и других аспектах.

Демонстрация орудия военным. Фото Landships.info
Для орудия особой мощности пришлось разработать буксируемый колесный лафет с соответствующими характеристиками. Основным элементом лафета являлся нижний станок, отвечавший за размещение на позиции и передачу непогашенного импульса отдачи на грунт. Главной деталью нижнего станка был крупный Т-образный агрегат, имевший крепления для монтажа всего прочего оборудования. На его передней части предусматривались крепления для установки колес и опорное устройство для поворотного верхнего станка. Также там имелись два домкрата для дополнительной фиксации орудия. Задняя часть основного агрегата выполняла функции станины с сошником, для чего имела изогнутую в плане форму и увеличенную ширину. Снизу на заднем сошнике станины предусматривалась плоскость, входящая в грунт и закрепляющая лафет на месте. Сверху имелась зубчатая рейка, необходимая для осуществления горизонтальной наводки.
Верхний станок лафета выполнили в виде вытянутой плиты большого удлинения. В его передней части предусматривалось средства для установки на нижний станок, а также стойки с креплениями для качающейся артиллерийской части. Задняя часть плиты проходила над станиной нижнего станка и достигала зубчатой рейки. Для взаимодействия с последней на плите имелся соответствующий механизм. Удобство работы расчета предлагалось обеспечивать при помощи крупной площадки над задней станиной. При изменении угла горизонтальной наводки площадка перемещалась вместе с орудием. Предусматривался набор лестниц для подъема расчета на свои места. Верхний станок имел крепления для монтажа броневого щита изогнутой формы.

Орудие Dicke Bertha разобрано и погружено на штатный транспорт. Фото Kaisersbunker.com
Лафет получил колесный ход оригинальной конструкции. На двух крупных металлических колесах предусматривалась установка качающихся опорных плит, что позволяло увеличить размеры опорной поверхности. При работе на неподготовленной площадке под колеса следовало подставлять специальные коробчатые опоры большого размера. Они предназначались для размещения основных колес и установки дополнительных домкратов.
Иные требования к мобильности привели к необходимости использования новой конструкции ствола и сопрягаемых с ним агрегатов. Орудие получило нарезной ствол калибром 420 мм длиной 12 калибров (более 5 м). В связи с высокими нагрузками пришлось использовать ствол сложной формы. Его дульная часть и передняя половина имели форму усеченного конуса. Казенник и часть трубы рядом с ним была выполнена в виде цилиндра со стенками сравнительно большой толщины. На этом участке ствола предусматривались крепления для соединения с люлькой и противооткатными устройствами.

На пути к позиции. Фото Landships.info
Орудие получило традиционный для немецкой артиллерии скользящий клиновый затвор, перемещающийся в горизонтальной плоскости. Затвор оснащался спусковым механизмом с дистанционным управлением. В связи с большой мощностью метательного заряда и соответствующим шумом производить выстрел допускалось только с безопасного расстояния при помощи специального пульта.
Люлька орудия была выполнена в виде детали с цилиндрическим внутренним каналом и креплениями для двух пар цилиндров на верхней и нижней поверхностях. Над стволом и под ним помещались противооткатные устройства гидравлического типа с двумя тормозами отката и двумя накатниками. Люлька с противооткатными устройствами могла качаться на цапфах, установленных на соответствующих опорах верхнего станка.

Нижний станок и другие агрегаты перед началом сборки. Фото Kaisersbunker.com
Орудие Dicke Bertha получило механизмы наведения с ручными приводами, управляемые несколькими номерами расчета. Горизонтальная наводка в пределах сектора шириной 20° выполнялась при помощи взаимодействия зубчатой рейки сошника и механизма верхнего станка. Последний при этом вращался на своей оси, изменяя положение относительно нижнего станка. Зубчатая передача в составе механизма вертикального наведения позволяла поднимать ствол на углы от +40° до +75°.
Для использования с новой 420-мм мортирой было решено разработать новые снаряды. В дальнейшем было установлено, что такие боеприпасы, при соблюдении определенных правил, могут использоваться и гаубицей 42 cm Gamma Mörser. «Большая Берта» могла стрелять фугасным или бетонобойным снарядом массой 810 кг. Уже после начала Первой мировой войны был создан 400-кг фугасный снаряд. Метание боеприпаса обеспечивалось переменным зарядом, помещаемым в металлической гильзе. Фугасные снаряды большой массы могли оставлять после себя крупные воронки в грунте, а также наносить серьезные повреждения бетонным сооружениям. Осколки раздробленного взрывом корпуса разлетались на расстояние до 1,5-2 км, представляя большую опасность для живой силы.

Монтаж люльки. Фото Kaisersbunker.com
Большая масса снаряда и гильзы заставила конструкторов оснастить орудие соответствующим оборудованием. На левой стороне верхнего станка монтировался легкий подъемный кран с ручной лебедкой, при помощи которого расчет мог поднимать боеприпасы на линию досылания. После тренировок артиллеристы могли выполнять перезарядку орудия за 8 минут. При этом для выполнения выстрела на практике было нужно больше времени, поскольку перед стрельбой расчету следовало удаляться на безопасное расстояние во избежание травм органов слуха.
Перспективная осадная мортира в боевом положении имела длину порядка 10-12 м, в зависимости от положения ствола. Боевая масса составляла 42,6 т. При использовании максимального метательного заряда начальная скорость тяжелого 810-кг снаряда достигала 330-335 м/с. Для легкого 400-кг боеприпаса этот параметр составлял 500 м/с. Более мощный снаряд летел на дальность до 9,3 км, легкий – на 12,25 км.

Установка верхнего станка. Фото Kaisersbunker.com
Большие габариты и масса орудия, несмотря на все усилия авторов проекта, накладывали заметные ограничения на мобильность. По этой причине колесный лафет предлагалось использовать только для перевозки орудия на малые расстояния. Иная переброска должна была осуществляться только после разборки. Конструкция «Толстушки Берты» предусматривала разборку единого комплекса на пять отдельных агрегатов, перевозимых отдельно на собственных прицепах. За несколько часов расчет мог собрать орудие на огневой позиции или, наоборот, подготовить его к убытию.
Сборка орудия начиналась с разгрузки двух основных агрегатов лафета с последующим их соединением. При этом с нижнего станка снималась транспортная ось, вместо которой монтировался сошник. Затем на верхний станок предлагалось устанавливать люльку, после чего в нее загружался ствол. Сборка завершалась монтажом платформы, щита и других устройств. При развертывании на позиции колеса орудия должны были устанавливаться на специальные металлические ящики-опоры. Последние имели выступающую переднюю плиту, в которую упирались передние домкраты лафета. Задний сошник лафета погружался в грунт.

Завершение сборки мортиры. Kaisersbunker.com
Заказ на строительство первой мортиры M-Gerät был получен в июне 1912 года. В декабре следующего года концерн-разработчик представил на испытания это изделие. Почти за год до этого, в феврале 1913-го, армия заказала строительство второго орудия аналогичного типа. «Большая Берта» №2 была изготовлена к началу лета 1914 года. К этому времени первый прототип успешно прошел часть испытаний и даже был показан высшему руководству страны. Проект получил одобрение, в результате чего орудия могли рассчитывать на серийное производство и эксплуатацию в войсках.
К началу Первой мировой войны Германия имела в наличии два орудия Dicke Bertha. Кроме того, были изготовлены две дополнительные качающиеся артиллерийские части в виде ствола и люльки. В связи с началом боев оба готовых орудия были переданы армии и включены в состав 3-й батареи коротких морских орудий Kurze Marinekanonen Batterie 3 или KMK 3. Сразу после формирования подразделение отправили в Бельгию, где немецкие войска пытались взять несколько крепостей. Прибытие двух 420-мм мортир и недолгая их боевая работа позволили поставить точку в нескольких сражениях. Тяжелые снаряды наносили серьезный ущерб укреплениям, вынуждая противника прекратить сопротивление.

Фугасный снаряд и гильза. Фото Wikimedia Commons
После начала Первой мировой войны немецкое командование заказало новые орудия M-Gerät. До конца конфликта промышленности удалось построить десять полноценных мортир, а также изготовить 18-20 комплектов сменных стволов и люлек. Серийные орудия отличались от опытных рядом нововведений. Так, вместо спицованных колес были предложены изделия со сплошными металлическими дисками. Был доработан затвор, а перед щитом появилась небольшая дополнительная площадка для размещения артиллеристов. В остальном серийное вооружение было похоже на опытное. Серийные орудия были сведены в пять новых батарей.
После Бельгии мортиры были отправлены во Францию. Впоследствии их применяли на всех европейских фронтах в ходе различных операций. Основными целями мортир всегда являлись укрепления противника. Со временем, по мере выработки ресурса и проявления проблем с боеприпасами, артиллеристы начали нести потери. Как минимум, два орудия «Большая Берта» были уничтожены при выстреле из-за взрыва снаряда внутри ствола. После этих инцидентов расчеты остальных орудий получили новые приказы, касающиеся техники безопасности при стрельбе.

Макет орудия «Большая Берта»: казенник и средства для загрузки снарядов. Фото Landships.info
Большая масса бетонобойных снарядов в сочетании с набранной при падении скоростью давала весьма высокие результаты. В некоторых случаях 810-кг снаряд мог пробить до 10-12 бетона. Особо успешным оказалось применение мортир в Бельгии. Эта страна имела устаревшие форты из бетона, не имеющего армирования металлом. Такие укрепления без особого труда разрушались интенсивным обстрелом. Примечательный результат стрельбы был получен при атаке бельгийского форта Лонсен. Снаряд пробил перекрытие одного из укреплений и попал в склад боеприпасов. Сразу погибло 350 защитников крепости. Вскоре форт сдался.
Франция, в отличие от Бельгии, успела построить достаточное число укреплений из более прочного железобетона, из-за чего боевая работа расчетов M-Gerät заметно усложнилась. Тем не менее, и в таких случаях эффективность применения 420-мм снарядов была достаточно высока. Длительный обстрел позволял нанести крепости противника значительный ущерб и облегчить дальнейший ее захват.

Результат взрыва снаряда в стволе. Фото Kaisersbunker.com
В 1916 году сразу четыре батареи с восемью мортирами были переброшены в район Вердена для борьбы с новейшими французскими укреплениями. Построенные по современным технологиям крепости уже не так легко поддавались ударам тяжелых снарядов. Толстые прочные перекрытия взломать не удалось, что привело к соответствующим последствиям в масштабах всей операции. В ходе верденского сражения немецкие артиллеристы впервые столкнулись с серьезной проблемой в виде вражеской авиации. Летчики противника выявляли огневые позиции и наводили на них контрбатарейный огонь. Немецким солдатам приходилось срочно осваивать маскировку крупных орудий.
Осадные мортиры Dicke Bertha достаточно активно использовались немецкими войсками на всех фронтах, однако количество такого вооружения в войсках постоянно сокращалось. По мере эксплуатации орудия выходили из строя по тем или иным причинам, прежде всего, из-за разрыва снаряда в стволе. Кроме того, имеются сведения об уничтожении нескольких орудий ответным огнем французской артиллерии. Из-за аварий и ответных ударов противника к моменту окончания боевых действий немецкая армия располагала только двумя «Бертами».

Одно из последних орудий, хранившихся в США. Фото Landships.info
Вскоре после окончания боев, в ноябре 1918 года, странам-победителям достались две остававшиеся в наличии сверхтяжелые мортиры M-Gerät. Эти изделия передали американским специалистам, которые вскоре отвезли их на Абердинский полигон для проведения всесторонних испытаний. Американские артиллеристы проявили большой интерес к уникальному 420-мм орудию, однако достаточно быстро разочаровались в нем. При всех своих выдающихся боевых качествах, немецкое орудие имело неприемлемо низкую мобильность. Даже наличие лафета с колесным ходом не позволяло быстро перебрасывать его на новую позицию.
После завершения испытаний орудия были отправлены на хранение. В дальнейшем их отреставрировали и ввели в состав музейной экспозиции. Две «Большие Берты» оставались музейными экспонатами до сороковых годов. В 1942 году списали и разобрали одно орудие, а в начале пятидесятых та же судьба постигла и второе. На этом все построенные в Германии орудия прекратили свое существование.

Современный макет орудия. Landships.info
Сверхтяжелая осадная мортира M-Gerät / Dicke Bertha была специализированным образцом оружия, предназначенным для решения конкретной боевой задачи. Во время Первой мировой войны такие системы неплохо показали себя в деле борьбы с фортами устаревшей конструкции. Более новые укрепления с иной защитой уже не были простой целью даже для 420-мм орудий. До конца войны мортиры особой мощности с определенной эффективностью применялись в различных операциях, но поражение Германии и последовавшие за этим события поставили точку в истории интересного проекта. Обе сохранившиеся мортиры теперь могли рассчитывать только на сохранение в качестве музейных экспонатов.
По материалам сайтов:
http://landships.info/
http://kaisersbunker.com/
http://greatwar.co.uk/
http://panzer-archiv.de/
http://whq-forum.de/
http://landships.activeboard.com/
topwar.ru
600-мм самоходная мортира «Карл» | Военное оружие и армии Мира
600-мм мортира «Карл» (Karl) — немецкая самоходная мортира периода Второй мировой войны.
В 1934 году Управление вооружений сухопутных войск выдало промышленности задание на разработку тяжелого артиллерийского орудия, способного одним снарядом уничтожить или, как минимум, вывести из строя бетонированный фортификационный объект с перекрытием толщиной до 900 мм.

СОЗДАНИЕ
Проектирование велось фирмой «Рейнметалл-Борзиг» (Rheinmetall Borsig) под руководством куратора генерала от артиллерии Карла Беккера, поэтому машина, имевшая заводской индекс Gerat 040 (изделие 040), получила полуофициальное название «Карл». Опытный образец орудия изготовили в 1937 году. На полигон была доставлена мортира калибра 600 мм, массой 54,5 т. В ходе разработки заказчик пришел к выводу о недостаточной дальности стрельбы. Четырехтонный снаряд летел только на километр, а этого было мало.
В ходе доводки артиллерийской системы длина ствола была увеличена до 5108 мм, а дальность стрельбы удалось довести до 4 км.
Столь впечатляющее орудие имело только один существенный недостаток — громоздкость, поэтому в том же году начались работы по созданию для него самоходного лафета. Когда лафет был разработан, общая масса артсистемы достигла 97 т. Однако дальность стрельбы в 4 км означала, что мортира будет занимать позицию не только в зоне эффективного огня полевой артиллерии противника, но и, практически, в зоне ружейно-пулеметного огня. В итоге приняли решение забронировать систему. После прикрытия жизненно важных агрегатов 10-мм броней масса установки возросла уже до 126 т.
Прототип с восьмикатковым гусеничным шасси был успешно испытан в мае 1940 года. Затем с ноября 1940 по август 1941 года изготовили небольшую партию из шести самоходных мортир.

КОНСТРУКЦИЯ
Главной особенностью этого орудия стало наличие у него самоходного гусеничного шасси, с помощью которого мортира могла самостоятельно передвигаться на короткие расстояния со скоростью до 10 км/ч. Сварной броневой корпус шасси усиливали ребрами жесткости. В носовой его части были установлены 12-цилиндровый рядный дизель жидкостного охлаждения «Даймлер-Бенц» (Daimler-Benz) 507 мощностью 750 л. с. и гидромеханическая трансмиссия с тремя включаемыми по очереди гидротрансформаторами. Двухступенчатый планетарный механизм поворота был оборудован пневматическим сервоприводом.
Непосредственно ходовая часть серийных машин несколько отличалась от ходовой части прототипа и применительно к одному борту состояла из одиннадцати опорных катков малого диаметра с индивидуальной торсионной подвеской, пяти поддерживающих роликов, направляющего колеса заднего расположения и переднего ведущего колеса. Ширина гусеницы цевочного зацепления составляла 500 мм.
Для обеспечения необходимой устойчивости при стрельбе машина опускалась днищем на грунт. Для этого торсионная подвеска опорных катков гусеничной ходовой части была связана с расположенным в корме корпуса специальным механизмом. Приводимый в действие от двигателя редуктор посредством рычажной системы поворачивал на определенный угол противоположные балансирам концы торсионов. Перевод машины из походного положения в боевое (с опусканием машины на землю) занимал 10 минут.
Артиллерийская часть машины представляла собой 600-мм нарезную мортиру, установленную в середине корпуса. Ствол мортиры — моноблок. Замок клиновой горизонтальный, с цилиндро-призматическим клином. С помощью подъемных механизмов обеспечивалось достижение максимального угла возвышения ствола +70°, угол горизонтальной наводки составлял 4°. Механизмы наводки приводились в действие вручную. Для погашения сильной отдачи была разработана двухступенчатая система отката — при выстреле происходил откат не только ствола в люльке, но и всего станка в корпусе машины. Бетонобойный снаряд массой 2170 кг выстреливался с начальной скоростью 220 м/с и пробивал бетонную стену толщиной от 3 до 3,5 м или стальную плиту толщиной 450 мм. Начальная скорость фугасного снаряда составляла 283 м/с, стрельба им велась на дальность в 6700 м. Максимальное время полета снарядов составляло 49 секунд. Скорострельность орудия составляла один выстрел в 10 минут.
В 1943 году по крайней мере две мортиры («Локи» и «Тор») после выработки гарантийного ресурса получили взаимозаменяемые 540-мм стволы длиной 11,5 калибра. После модернизации установки стали обозначаться Gerat 041. Снаряды этих мортир массой 1580 кг (бетонобойный) и 1250 кг (фугасный) имели дальность стрельбы в 10 400 м. В остальном характеристики установки остались без изменений.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОХОДНОЙ МОРТИРЫ «КАРЛ»
- Боевая масса, т: 126
- Экипаж, чел.: 16
- Габаритные размеры, мм:
— длина: 11 370
— ширина: 3160
— высота: 4780 - Толщина брони, мм: 10
- Макс, скорость, км/ч: 10
Нравится Тронуло Ха-Ха Ого Печаль Злюсь
14972warfor.me
21 cm Mrs 18 | Немецкая 210 мм мортира. обр. 18
21 cm Mrs 18 — тяжелая немецкая мортира предвоенной разработки (21 cm Mörser 18). Разработка неме6цких конструкторов для замены устаревшей 21 cm Mrs 16. Одно из первых, если не первое серийное немецкое орудие с двойным откатом ствола и как следствие хорошей устойчивостью при стрельбе. Лафет 21 cm Mrs 18 использован для создания пушек 17 cm Kanone 18 и 15 cm Schnelladekanone C/28. Орудие производили в довоенное и военное время в сравнительно небольших количествах.
Цели создания.
Мортира 21 cm Mrs 18 занимала важное место в штатах немецкой тяжелой артиллерии РГК. Главным ее назначением было борьба с долговременной фортификацией противника. Помимо основного назначения мортира могла применяться как для борьбы с БТТ, так и контрбатарейной борьбы. В обороне и наступлении эти орудия использовались для усиления немецких войск на важных участках.
Заказ на проектирование нового орудия необходимого для замены устаревшей мортиры обр. 16 был получен фирмой «Крупп» в 1933 г. Поскольку в отношении Германии все еще продолжали действовать Версальские ограничения то, для сохранения секретности, как дата создания ей было присвоен восемнадцатый год. 21 cm Mrs 18 является первым немецким тяжелым орудием, спроектированным в послевоенное время в Германии.
Описание мортиры.
Конструкция орудия отличалась большой степенью новизны и фактически не имела аналога не в Германии ни за рубежом. Как по данной причине, так и по причинам секретности производство мортиры было начато только в 1939 г. Поэтому к сентябрю тридцать девятого года вермахт получил только 27 мортиры 21 cm Mrs 18 и 8300 выстрелов к ним.
Отличительной особенностью этой мортиры был длинный ствол длинной в 30,9 калибров. Это значительно превышало длину ствола современных на то время не только мортир и гаубиц, но и некоторых пешек. Из-за этого в некоторых источниках того времени эту мортиру называли пушкой. Хотя это не верно.
Вести огонь с углом возвышения близким к нулю мортира могла, только используя заряды с первого по четвертый, на больших же зарядах вести огонь было запрещено из-за угрозы опрокидывания орудия. Ствол большого относительного удлинения позволил использовать 21 cm Mrs 18 в качестве пушки для. Одновременно большой угол возвышения давал возможность вести огонь по траектории, характерной для мортирных орудий.
Краткое описание конструкции.
Конструктивно мортира состояла из стола и лафета с закрепленными на нем прицельными приспособлениями. Для транспортировки имелась ствольная повозка и орудийный передок.
Ствол орудия состоял:
- кожуха ствола;
- трубы-моноблока;
- казенника;
- натяжной муфты для соединения казенника со стволом.
Затвор 21 cm Mrs 18- клиновой, автоматики не имел (открывание и закрывание — вручную посредством рукояти). Выстрел — при помощи шнура путем оттягивания курка. Предохранительный механизм затвора, будучи включенным, стопорил ударный механизм, а также клин затвора. Механизм взаимного замыкания не позволял произвести выстрел или открыть затвор, в случае если тормоз отката был разобщен со стволом. Что обеспечило орудию хорошую безопасность при использовании, в особенности в боевой обстановке.
Лафет мортиры с использованием схемы двойного отката. При выстреле орудийный ствол откатывался в люльке, тогда как люлька совместно с верхним станком откатывалась по нижнему.
К узлам лафета относятся:
- люлька с установленными в ней противооткатными устройствами;
- противооткатные устройства верхнего станка;
- верхний станок с установленными на нем прицелами, уравновешивающим и подъемным механизмами;
- нижний станок с установленным поворотным механизмом;
- ход лафета — колеса, боевая ось, подрессоривание;
- механизмы перевода мортиры 21 cm Mrs 18 из положения для боя в походное и обратно, размещенные как на ствольной повозке, так и непосредственно на мортире.
На позиции.
В положении для боя мортира опиралась на грунт опорной плитой. Плиту дополнительно крепили при помощи забивных сошников и оттяжек. Сзади 21 cm Mrs 18 опиралась хоботовую опору, которая была продолжением механизма поворота. Колеса вывешивались.
Механизм поворота позволял осуществлять наводку мортиры в пределах угла плюс минус восемь градусов. При необходимости повернуть орудие на большей угол, требовалось поднять и передвинуть хобот орудия. Тем самым орудие поворачивалось на опорной плите на необходимый угол.
Вертикальная наводка 21 cm Mrs 18 осуществлялась двумя приводами:
- точной наводки — на левой стороне верхнего станка мортиры 21 cm Mrs 18;
- грубой наводки — на правой стороне. При помощи последнего скорость наведения увеличивалась в четыре раза.
При переходе в положение для похода ствол мортиры снимали, а затем укладывали на ствольную повозку. Как правило, возка раздельная. На небольшие расстояния допускалось перевозить мортиру не разобранной, но скорость при этом не более шести километров в час. Обычно мортиру буксировал полугусеничной тягач Sd.Kfz.8. Позднее для этой цели мог применяться тягач RSO. Подготовленный расчет численностью в 12-15 человек приводил орудие в боевое положение примерно за полчаса.
Мортира 21 cm Mrs 18 отличалась хорошей для орудия такого класса огневой маневренностью. Маневр огнем обеспечивали как шесть переменных зарядов, так и широкий диапазон углов наведения, что позволяло выбирать траекторию наиболее подходящую для поражения цели.
При заряжании мортиры орудийный ствол переводился в горизонтальное положение при помощи механизма грубой наводки. Непосредственно заряжение проводили либо при помощи кокора, в который помещали снаряд, либо вручную. Обычно подачу кокора к казеннику производили четыре номера расчета.
При помощи прибойника снаряд энергично (со «звоном») досылали в канал, чтобы медные пояски врезались в нарезку ствола. Затем помещали гильзу с пороховым зарядом. Затвор закрывали и по команде при помощи шнура производили выстрел.
Боевая служба.
21 cm Mrs 18 находились в штатах артиллерийских дивизионов частей РГК. В конце весны сорок первого года все имевшиеся орудия находились в составе 604 и 607 смешанных моторизованных адн РГК. В каждом имелось две батареи орудий трехорудийного состава, а также пушечная 150-мм батарея.
Также мортиры состояли в штатах пятнадцати моторизованных адн., по три трехорудийных батареи. Кроме этого, по три 21 cm Mrs 18 находилось в составе двух адн. особой мощности (№ 624 и 641) наряду с 30,5 мм мортирами.
Мортиры 21 cm Mrs 18 в СССР.
В 1940 г., на волне улучшения советско-немецких отношений в Германии заказаны и вскоре получены таких две мортиры и прошли испытания на полигоне под Ленинградом. Орудие вполне понравились, и советское правительство рассматривало решение о лицензионном производстве. Позднее эти мортиры обороняли Ленинград. Некоторое количество трофейных 21 cm Mrs 18 использовали в советской тяжелой артиллерии.
В 1942 г. производство мортир было прекращено по распоряжению Гитлера, решившего сократить производство артиллерии, после одержанных побед первого военного периода.
| Производство мортир 21 cm Mrs 18 и боеприпасов. | |||||||
| 1939 г. | 1940 г. | 1941 г. | 1942 г. | 1943 г. | 1944 г. | 1945 г. | |
| Мортиры 21 cm Mrs 18, шт. | 58 | 275 | 167 | — | 100 | 103 | 8 |
| Боеприпасы, тыс.шт | 38,9 | 275,3 | 268,1 | 235,1 | 440 | 459,3 | 33 |
Боекомплект мортиры 21 cm Mrs 18.
В боекомплект немецкой мортиры входило два ОФ выстрела и один бетонобойный. Все снаряды дальнобойной. Снаряды снаряжены плавленым тротилом, который заливали непосредственно в корпус. В военное время вместо тротила использовали разного рода суррогатные ВВ.
| Разлет осколков ОФ снаряда 21 cm Mrs 18 при ударной стрельбе. | ||
| В стороны, м. | Вперед, м. | |
| Угол встречи менее 25 0 | 80 | 30 |
| Угол встречи более 25 0 | 50 | 75 |
| Разлет осколков ОФ снаряда при воздушном подрыве на высоте 10 м. | |
| В стороны, м. | Вперед, м. |
| 90 | 80 |
| Бетонобойный снаряд пробивал под углом близким к нормали. | |
| рыхлый грунт, м. | 14,6 |
| песчаный грунт, м. | 7,2 |
| кирпичная стена, м. | 4 |
| бетон, м. | 0,6 |
В военное время было налажено производство бетонобойных снарядов Ro.Gr.42-Be, а также Ro.Gr.44-Be. Снаряды производства фирмы Rochling стержнеобразной формы были способны пробивать 4 и 2,2 метра бетона.
Видео: Боевая работа 17 cm K 18 и 21 cm Mrs 18
- Видео 1.
- Видео 2.
ww2tanki.ru
Немецкая мортира | Совершенное оружие
Эти тяжелые самоходные мортиры были самыми крупными из всех самоходных артиллерийских установок, которые применялись во Вторую Мировую войну. С 1940 по 1941 годы их было выпущено 7 единиц – один прототип и шесть серийных самоходок. Предназначались они, как правило, для разрушения долговременных оборонительных укреплений. Проектировались мортиры фирмой «Рейнметалл» под руководством начальника управлений вермахта, генерала артиллерии Карла Беккера. Впоследствии вся эта артиллерийская система была названа его именем.
Первая немецкая мортира, получившая собственное имя «Адам» была изготовлена в конце ноября 1940 года. К середине следующего года было выпущено еще три единицы: «Ева», «Тор» и «Один». К моменту нападения на СССР все они находились в составе 833-го тяжелого артиллерийского дивизиона, который включал в себя две батареи, на вооружении каждой их которых находилось по две самоходных мортиры. Одна из батарей – это были «Тор» и «Один» – находилась в составе группы армий «Юг», другая же – «Адам» и «Ева» – входила в группу армий «Центр». При помощи последних подвергалась обстрелу Брестская крепость. Но не совсем удачно: «Адам» смог произвести 16 выстрелов, а вот первый же выстрел «Евы» оказался затяжным – в стволе застрял снаряд – поэтому всю установку было решено отправить в Дюссельдорф для последующего ремонта.
Немецкая мортира «Тор» и пушка «Один» были дислоцированы вблизи Львова. Но и их участие в военных действиях не обошлось без казусов. Из «Тора» было произведено четыре выстрела, а вот из «Одина» не стреляли вовсе, поскольку при его транспортировке была утеряна… гусеница.
Впоследствии и «Тор» и «Один» активно использовались при осаде Севастополя. Здесь уже казусов не произошло. Их них было выпущено 172 тяжелых снаряда и 25 бетонобойных. Именно огнем этих мортир был подавлен огонь нашей 30-й береговой батареи.
К концу лета 1941 года вермахт получил еще две самоходных мортиры – «Локи» и «Зиу». Последняя, впоследствии, была применена во время подавления Варшавского восстания, в августе 1944 года. Первую же, при перевозке по железной дороге, разбомбтили. Ее транспортер получил сильные повреждения, и орудие было решено уничтожить.
К концу войны стволы трех 600-мм мортир – «Одина», «Локи» и «Фернвира» (последняя установка не принимала участия в военных действиях, постоянно оставаясь в резерве) были заменены на 540-миллиметровые. Специально под них были изготовлены 75 снарядов по 1580 кг каждый, которые немецкая мортира могла забросить на расстояние в 11 км.
Транспортировка 124-тонной самоходки «Карл» была связана с определенными трудностями. В случае перевозки железной дорогой ее подвешивали между двумя специализированными платформами, поддерживающими, соответственно переднюю и заднюю части машины. В случае транспортировки по шоссе – мортиру разбирали на три части и перевозили на специализированных трейлерах.
topweapon.ru
Легенды : Мортира «Карл»
Порой размеры оружия поражают. Оно наводит ужас, еще даже не сделав ни единого выстрела. К такому типу вооружения можно смело отнести немецкую мортиру «Карл», относящуюся к классу сверхмощных самоходных установок для уничтожения фортификационных сооружений. К сожалению, испытать на себе силу мортиры «Карл» довелось именно нашим согражданам во времена Второй мировой войны.
По сути, самоходная мортира «Карл» — это миномет с калибром снарядов в 600 мм. При этом дальнобойность мортиры составляла более 4 км, а скорость летящего снаряда 220 метров в секунду. Имея вес каждого снаряда более 2 тонн, мортира спокойно могла пробивать бетонную стену толщиной до 3,5 метров, а стальную броню толщиной до полуметра. Сильнее, с точки зрения ударной силы, во время Великой отечественной войны оружия просто не было.
Но мортира «Карл» наводила ужас даже своим внешним видом. Только длина ствола при диаметре более 80 см составляла около 8,5 метров. Общий вес вместе с самоходкой составил 126 тонн. Хотя махина была самоходной, собственная ее скорость составляла не более 10 км в час, поэтому для переброски орудия использовалось сразу две железнодорожные платформы, на которые устанавливалась мортира.

Первое орудие данного класса появилось у немцев в 1940 году. Свое имя мортира получила в честь генерала Карла Беккера, который был артиллеристом и руководил разработкой мортиры для немецкой армии. Производилась мортира на заводах компании Рейнметалл-Борзиг. Всего немцы за 1940 – 1941 годы успели сделать шесть мортир, которые поступили в войска, и одну, которую использовали только для различных испытаний. Каждая мортира имела даже свое собственное имя. Если «Карл» — это имя всей серии, то были еще «Адам», «Ева», «Один», «Тор» и другие.
Что касается боевого крещения, то сначала немцы направили мортиры на фронт в районе линии Мажино, защищавшей Францию в 1940 году. Но из-за бездарных действий и отсутствия особого сопротивления со стороны французской армии, мортиры «Карл» так и не вступили в бой. Все было решено и без их помощи.

Впервые самоходные мортиры «Карл» в реальных боевых действиях приняли участие 22 июня 1941 года, обстреляв ряд крепостей на территории СССР. Самый известный бой был на участке Брестской крепости. И тут немцы обнаружили для себя не совсем приятный факт. Да, ударная сила мортиры была вне конкуренции. Куда бы ни попал снаряд, от него оставалась лишь воронка диаметром 15 и глубиной 5 метров. Но была проблема в точности попадания. Кроме того, надежность работы самоходки оставляла желать лучшего. Снаряды часто застревали и, чтобы их удалить, порой приходилось тратить очень много времени. Но одного присутствия на линии огня мортир «Карл» было достаточно, чтобы наводить ужас на противника. Немцы использовали мортиры только в крайних случаях, например, когда осаждали Крым в районе Севастополя, имевшего очень мощные укрепрайоны.
До наших дней сохранилась мортира, которую захватили Советские войска еще в 1945 году, и сейчас она находится в бронетанковом музее в Кубинке.
the-legends.ru
Немецкая мортира для К98 и МП44
bk73 25-01-2015 22:15Коллеги,давайте с вами обобщим информацию по немецкой мортире для карабина маузера К98.
В 1940 году на вооружение Вермахта был принят 30-мм ружейный гранатомет Gewehrgranatgerät (мортирка для винтовочных гранат), также называемый Schiessbecher (стреляющая чашка).
Германский ружейный гранатомет применялся для борьбы с открытыми и защищенными броней целями (бронемашинами, танками). Стрельба из гранатомета велась осколочными и бронебойными (кумулятивными) ружейными гранатами, часто применялась агитационная граната. Конструктивно гранатомет Gewehrgranatgerät (Schiessbecher) представляет собой обычную мортирку, прикрепляемую на дульную часть ствола карабина 98к и способную выстреливать гранаты. Для превращения винтовки в гранатомет, солдат должен был лишь примкнуть на срез ствола мортирку.
Мортирка состоит из нарезного ствола, чашечки и зажимного устройства, с помощью которого она крепится на стволе карабина. Канал ствола мортирки имеет нарезы для придания гранате вращательного движения. Задний конец ствола имеет резьбу для соединения с чашечкой. Чашечка имеет шейку с каналом. К шейке прикреплены две наметки с зажимным винтом (зажимное устройство).
Собранная мортирка надевается на дульную часть ствола винтовки или карабина.
Для постановки мортирки на оружие необходимо:
— Отвинтить зажимной винт и развести наметки.
— Надеть мортирку на дульную часть карабина так, чтобы основание мушки карабина поместилось в вырезе шейки чашечки, после чего свести наметки и закрепить зажимным винтом.
Снятие мортирки производится в обратном порядке.
Довольно сложное прицельное устройство гранатомета устанавливалось с помощью хомута слева от стандартного прицела винтовки. Прицел состоит из качающейся и неподвижной (относительно карабина) частей. На качающейся части прицела расположены визирная планка с прорезью и мушкой, уровень и пружинный стопор. На задней, секторной части визирной планки нанесены деления для стрельбы прямой наводкой на дальностях до 250 м, при углах возвышения от 0 до 45? и от 45 до 90?. Каждое деление прицела соответствует изменению дальности стрельбы на 50 м. Неподвижная часть прицела состоит из пружинной обоймы с зажимом и неподвижной пластинки. При помощи обоймы с зажимом прицел крепится на карабине. На ось неподвижной пластинки надевается качающаяся часть прицела. Пластинка имеет выступ с риской для установки нужного деления визирной планки. Прицел укрепляется на карабине сзади прицельной колодки. Для закрепления прицела нужно надеть его пружинной обоймой на карабин так, чтобы в вырез на неподвижной части прицела поместилась задняя часть прицельной колодки карабина, и затянуть зажимной винт обоймы. Снятие прицела производится в обратном порядке. В качестве заряда для метания гранат применяется специальный холостой патрон.
Стрельбу из гранатомета можно вести с упором приклада в плечо (с применением ружейного ремня). Для открытия огня необходимо:
1. Зарядить карабин холостым патроном, находящимся в футляре гранаты.
2. Включить предохранитель карабина.
3. Вставить гранату в ствол мортирки.
4. Установить нужное деление прицельной шкалы гранатомета.
5. Выключить предохранитель.
6. Навести гранатомет в цель, и нажать на спусковой крючок.
Во время Второй мировой войны, для стрельбы из гранатомета, было разработано 16 типов гранат для самого разнообразного применения, однако основными, естественно, являлись противотанковые гранаты. Принятая первоначально на вооружение ‘малая ружейная противотанковая граната 30’ с кумулятивным зарядом пробивала лист броневой стали толщиной 40 мм при угле встречи 60?. В 1942 г. появилась более мощная ‘большая ружейная противотанковая граната 40’ с увеличенной боевой частью — эта граната при угле встречи 60? пробивала броню толщиной 80 мм. Несмотря на то, что для ее метания применялся патрон с усиленным пороховым зарядом, эффективная дальность стрельбы составляла лишь 50-75 м. Тем не менее, в конце войны на вооружение были приняты еще более мощные (и тяжелые) ‘большие ружейные противотанковые гранаты 46 и 61’, пробивавшие броню 90 и 120 мм соответственно. Последняя разновидность бронебойных гранат (большие бронебойные гранаты 46 и 61) одновременно применялись и для стрельбы из противотанкового гранатомета обр. 1939 г. (GzB-39), для чего она снабжалась соответствующими холостыми патронами в отдельной укупорке. Остальные разновидности гранат применять для стрельбы из противотанкового гранатомета нельзя, так как на это не рассчитана их прочность. При стрельбе гранатами применять боевые винтовочные патроны и патроны от противотанкового ружья PzB-39 категорически воспрещается, ибо это вызывает разрывы стволов.
Все эти разновидности гранат в их хвостовой части имеют одинаковый калибр — 30 мм. и готовые нарезы, соответственно калибру и устройству мортирок ружейного и противотанкового гранатометов, и снабжены специальными винтовочными холостыми патронами, находящимися в индивидуальной укупорке каждой гранаты, причем холостой патрон для стрельбы большими гранатами из ружейного гранатомета имеет увеличенный заряд, деревянную пулю и двойное дульце. Ружейные осколочные гранаты можно было применять и как ручные дистанционные гранаты: для этого нужно было перед метанием отвинтить хвостовую часть, выдернуть терку, связанную с нею, и сразу же бросить гранату в цель. Все разновидности бронебойных гранат — кумулятивного действия.
Мортирка, прицел и гранаты в футлярах переносятся в специальных сумках. Во врем Второй мировой войны гранатометы Gewehrgranatgerät (Schiessbecher) широко использовались частями Вермахта. Гранатомет поставлялся в войска из расчета один гранатомет с боекомплектом 50- 60 гранат на стрелковое отделение и два гранатомета с боекомплектом на батарею полевой артиллерии. В связи с тем, что гранатомет устанавливался на дульную часть карабина 98к, являвшегося стандартным оружием немецкой пехоты, гранатометчик рассматривался как обычный стрелок, использующий свой гранатомет в случае необходимости. Гранатомет Gewehrgranatgerät (Schiessbecher), кроме использования с карабином Mauser 98K, мог устанавливаться на штурмовые винтовки Gewehr 43 и StG 44, и на десантную винтовку FG 42. О масштабах применения ружейных гранатометов можно судить по расходу ружейных гранат. Если в течение 1942-1943 гг. средний ежемесячный расход ружейных осколочных гранат составлял 155146, а противотанковых гранат — 69739 штук, то в 1943-1944 годах в месяц расходовалось 598100 и 342800 штук соответственно. А согласно принятой 23 января 1945 года программе производства важнейших видов вооружения ежемесячно предусматривалось производить 4000000 ружейных гранат.
Сам гранатомет Gewehrgranatgerät (Schiessbecher) выпускался до мая 1944 года. Всего было выпущено 1450114 гранатометов.
делитесь плиз картинками,дополняйте ,исправляйте ,кидайте фото и любой информацией.
может у кого и инструкция есть к ентому чуду?
все фото чесно синтернэтены, сори правообладателям!
В советских наставлениях по использованию трофейного оружия,на финском снимке и на представленных в теме снимках видно,что стволы мортирок имеют разную толщину стенок ближе к казенной части.
Мортирки с утолщенными стволами — это поздний выпуск? С каких годов, вероятно со введением более тяжелых типов гранат?
А есть сведения по эффективности применения? По нашим танкам? По танкам союзников?
Davinci 27-01-2015 21:26А почему в заголовке «мАртирка»? Их в месяц март что ли применяли?
bk73 27-01-2015 23:35Спс, поправил .
По пробитию пока изучаю литературу, что наакопаю, отпишу.
цитата:
Изначально написано bk73:
Спс, поправил .
По пробитию пока изучаю литературу, что наакопаю, отпишу.
Спасибо! Пока очень интересно и познавательно, раньше не обращал внимания на этот элемент вооружения вермахта. Утащил к себе, в «запасники»
цитата:
Изначально написано OVM:
А есть сведения по эффективности применения? По нашим танкам? По танкам союзников?
вот тут сведения по бронепробиваемости есть!
http://topwar.ru/13063-vintovo…ovoy-voyne.html
с ув.
bk73 04-02-2015 12:41Практически в каждом пехотном отделении у немцев имеется наствольный гранатомет (мортира) «Маузер 98К» для борьбы с пехотой и бронетехникой, для стрельбы используются 3см (30мм) кумулятивные гранаты G.PzGr бронепробиваемостью 15мм, и 4,5см gr G.PzGr пробивающие 35мм брони, так же в каждом отделении в качестве ПТ гранат имеются связки обычных ПП гранат М-24 («Толкушка»). У командиров взводов часто имеются магнитные кумулятивные мины HHI-3, а в состав взводов и рот могут входить расчеты 7.92мм ПТР PzB.39 (пули 7,92мм SmK.Н с пробиваемостью 35мм) и ружейных 3см гранатометов GrB.39 в состав БК которых входят как обычные кумулятивные гранаты G.PzGr, так и гранаты повышенной мощности G.PzGrS бронепробиваемостью 50мм. Как видно немцы обладали весьма широким и достаточно совершенным арсеналом противотанковых средств, в основном превосходящим по своим ТТХ аналогичные советские средства. Однако надо понимать следующее, средства дистанционного поражения (гранатометы и ПТР), способны эффективно поражать легкие танки Т-26, Т-60, Т-70 и частично Валентайн, но несмотря на своё совершенство практически не способны поразить основные советские танки Т-34, Матильда и КВ ни в одну проекцию. Связки гранат М-24, которые массово использовали немцы, обладают очень посредственным ПТ действием и низкой бронепробиваемостью, как результат ждать от них надежного поражения вражеских танков не стоит. И только кумулятивные мины HHl-3 и сосредоточенные заряды G.l.3 способны с большой вероятностью уничтожить практически любой танк, однако кол-во таких средств в арсенале немецкой пехоты катастрофически мало. Еще одной особенностью немецких войск является то, что согласно орг-штатной структуре расчеты ПТР PzB.39 и РПГ GrB.39 в небольшом кол-ве распределены по ротам и взводам, и как следствие «размазаны тонким слоем» по войскам, что не дает значительной концентрации этих противотанковых средств (ПТС) на нужных участках.
OVM 04-02-2015 12:59цитата:
Изначально написано bk73:вот тут сведения по бронепробиваемости есть!
http://topwar.ru/13063-vintovo…ovoy-voyne.htmlс ув.
Спасибо!
С одной стороны бронепробиваемость достаточная, против Т-34-76, по корпусу и Т-34-85 (у поздних моделей гранат 60 мм и 80 мм), а с другой стороны говорится о незначительном воздействии на внутренность танка и экипаж.
А какие-либо фактичекие данные об эффективности этих гранат, Вам не встречались?
bk73 04-02-2015 16:50пока нет,давайте все вместе копать!
с ув.
Бронепробиваемость 15 мм для кумулятивной гранаты калибра 30 мм??? Я данных мене 40 мм невстречал.
OVM 05-02-2015 13:16
Опечатка наверное, первый вариант гранаты — бронепробиваемость 25 мм.
Varnas 05-02-2015 20:45Сомневаюсь что такой вариант вобще был. Вобще с бронепробиваемостью етого гранатомета очень много неясностей. Для винтовочного варианта была калиберная и надкалиберная граната. Для варианта под обрез из 7,92 противотанкового ружя — два варианта надкалиберных, еще боле тяжелых чем для винтовочного варианта. Да и часто бронепробиваемость мерилась не под углом 90 а под углом 60…
Gasser 21-03-2015 19:00picture uploading21530
Дабы оживить тему, подкину фото своей мортирки.
Главное отличие от всех показанных на фото выше — ствол без утолщения и более мелкая присоединительная резьба. Полагаю, это ранний вариант, не предназначенный для метания усиленных боеприпасов.
а нарезы в ней есть?
кстати в одном из первых фото такая присутствует.(на стенде) 6 и 7 фото с верху!
с ув
вот под мосинский патрон
Да уж чудо чудное, думаю что фантазия пендосская, ибо смысла в этом изобретении ноль, мартира итак по навесной стреляет
bk73 24-03-2015 07:18Да точно была такая фотка у монетчикова, лоханулся! =)
Но реальреально Вундервафля бессмысленная и беспощадная! =)
Отчего ж бессмысленная. Послать гранатку противнику прицельно, будучи в укрытии…
AV66 24-03-2015 22:58есть такая книга «Ружейные гранаты восточного фронта»
вряд ли тут в теме что то можно новое добавить
http://guns.allzip.org/topic/18/1058708.html
цитата:
Изначально написано AV66:
вот под мосинский патрон
Можно подробнее узнать об истории применения этого варианта?AV66 25-03-2015 01:23
цитата:
Изначально написано Gasser:
Можно подробнее узнать об истории применения этого варианта?
можно
все есть в книге указанной выше
доброго
а можете выложить в тему сканы из книги ,хотябы по немецким мортирам и гранатам,я так понимаю-книга,библиографическая редкость!
с ув
цена однако, да!
Если не лень будет, скиньте в тему сканы с 23 по 55 стр.
Интересно что товарищь пишет там.
С ув.
цитата:
Изначально написано bk73:
Интересно что товарищь пишет там.
С ув.
21-10-2014 в Малороссии погиб Михаил Репкин
По имеющейся информации поехал с целью оказания помощи в разминировании.
http://forum.ww2.ru/index.php?showtopic=4383534&st=0
bk73 26-03-2015 12:10а так это Лешего была книжка, хороший был комрад!
Фоток раннего чехла для мортирки ,не у кого нет ?Поделитесь если чего!
Сергей С СПб 31-03-2016 18:03Василий,оч.познавательно.. мерси и с бол.уважением
bk73 11-04-2016 15:39Коллеги,может у кого какая инфа завалялась еще по мортиркам?)
С ув
вот еще нашел
guns.allzip.org





