Блеск и закат рыцарства. Краткая история Средних веков: Эпоха, государства, сражения, люди
Блеск и закат рыцарства
Расцвет феодализма – время рыцарства и присущего ему способа ведения боя. Тяжелая кавалерия в XII–XIII вв. безраздельно доминирует на полях сражений. Одновременно сокращается численность войск – даже в крупных сражениях количество участников обычно не превышает сотен, редко доходя до нескольких тысяч. Вспомогательные отряды пехотинцев и легковооруженных всадников многочисленны, но исход войн зависит почти исключительно от рыцарей.
Вооружение всадника претерпевает некоторые изменения. Для наступления по-прежнему применяется тяжелое кавалерийское копье. Оно постепенно усложняется конструктивно и увеличивается в размерах: на копье появляется защита для руки, прикрывающая и часть тела всадника, древко утяжеляется и удлиняется. Таранный удар таким копьем приводит к тяжелейшим последствиям для противника. Тому же служит прочная посадка в седле: выбить из него рыцаря становится все сложнее.
Каролингский меч, не меняясь в конструкции, также увеличивается в размерах. В XIII в. появляются его полуторные варианты (с несколько удлиненной рукоятью, за которую иногда брались и двумя руками), а также прообразы полноценного двуручного меча. В XIII в. он трансформируется в классический рыцарский меч примерно тех же габаритов, но с заметно сужающимся клинком, снабженным ярко выраженным острием. Этот меч имеет развитую гарду и мощное навершие (яблоко), демонстрируя собой возросшую роль фехтования на мечах при отсутствии щита. Тот становится меньше, согласно требованиям времени: функции защиты тела все более выполняет доспех.
Активно используются многочисленные образцы ударного вооружения: кистени, булавы и т. д. Будучи распространенными в эпоху раннего Средневековья, со временем они нашли применение и в рыцарской среде. Их популярность связана с расцветом духовно-рыцарских орденов. Поразить врага, не проливая крови, несколько ослабляло противоречие с евангельскими заповедями, с чем сталкивался каждый воин-монах.
Стрелковое вооружение по-прежнему не было представлено в арсенале рыцарства как неблагородное. Арбалетом иногда пользовались охотно, особенно при осадах замков. Однако его не очень поощряют – в XII в. вышла папская булла, предписывающая использовать арбалеты только в войнах с неверными (разумеется, из-за их эффективности) – таким образом стремились ограничить потери среди рыцарей в европейских войнах.
Трансформировался и доспех. В классический период господствует кольчужный хауберк – рубаха с капюшоном и перчатками, выполненными заодно с ней. На ноги надеваются кольчужные чулки, крепящиеся к поясу. Этот комплект станет классическим в эпоху крестовых походов, обычно дополняясь шлемом, хотя иногда тот отсутствовал. Для смягчения ударов под кольчугу надевали кожаные или стеганые матерчатые одеяния.
Все это помогало защититься от случайных (не парированных) рубящих ударов, однако не было гарантией безопасности. Стрелковое вооружение пробивало доспех практически всегда. Впрочем, европейские рыцари, как правило, не сталкивались с кочевниками, а потому проблема не стояла слишком остро. Для европейских же театров военных действий такой доспех подходил идеально.
Постепенно возраставшие требования к качеству защиты и технологические достижения металлургии позволили создать типичный горшковидный шлем XIII в. (так называемый топхельм) и усилить кольчугу металлическими пластинками, которые со временем покрывали все большую площадь тела. Пластинчатое бронирование началось с голеней и предплечий, которые в первую очередь подвергались ударам.
В крестовых походах выяснилось, что доспехи нагреваются под лучами солнца, вызывая массу неудобств. Тогда и придумали использовать матерчатую одежду (котта или сюрко). В обиход вошло поверх защитного вооружения носить плащи. Рыцарский доспех перестанут покрывать одеждой лишь в первой половине XV в.
Типичны для классического периода рейды сравнительно небольших феодальных армий, ядро которых составляли отряды рыцарей. Главными формами боевых столкновений выступают регулярное сражение, разорение округи и осада крепостей.
Обычно сражение, вначале представлявшее конную атаку – стенка на стенку, превращалось в серию поединков, когда рыцари старались выбрать противника в соответствии с собственным статусом. Очень быстро главной задачей стало не убийство, а принуждение к капитуляции, чтобы получить выкуп, а также коня и доспехи побежденного. Поэтому рыцарские войны были почти бескровны. В битве, в которой участвовали сотни рыцарей, погибало зачастую лишь несколько человек.
Другие рода войск служили вспомогательным целям. Легкая кавалерия предназначалась для разведки, пехота прикрывала обозы и создавала эффект массовки, привлекаясь также при осадах. Классическими примерами подобных сражений были битвы при Бувине и Ларош-о-Муане (обе в 1214 г.).
Разорение неприятельской территории – важнейшая форма ведения войны в Средние века, поскольку это был наиболее легкий способ нанести противнику ущерб.
Что касается осадных мероприятий, то с началом массового возведения в Европе каменных замков (с XI в.) и возникновением множества больших и малых городов они оказывались все более актуальными.
Крепость позволяла собирать войска и поддерживать их боеспособность, а также контролировать прилегающую территорию. Строительство замков быстро превратилось в целую отрасль военного искусства – их возводили с учетом особенностей ландшафта. Особенно неприступными оказывались замки, возведенные в гористой местности на Верхнем Рейне, в предгорьях Альп, Пиренеев, Апеннин и Карпат и т. д. При отсутствии пороха и качественной осадной техники взять их не представлялось возможным.
Как правило, замок включал главную башню (донжон), комплекс хозяйственных, военных и жилых построек, одно или несколько колец мощных каменных или кирпичных стен с башнями. Его осада могла длиться месяцами и даже годами; оборонял же замок подчас совсем небольшой контингент из нескольких десятков человек. Вместе с тем в XII–XIII вв. заметно развивается осадная и метательная техника; появляются даже образцы, порой превосходящие изобретения античности.
Громадную популярность приобретают турниры – регулярные состязания рыцарей, сводящиеся и к классическим поединкам на копьях, и к иным формам рыцарского боя. Постепенно их правила ужесточались. Если вначале бились исключительно тупым оружием, то затем все чаще применяют боевое. В определенном смысле грань между турниром и рыцарской войной становилась иллюзорной, и ее исчезновению помешало лишь возрождение пехоты.
Возникновение специфических обществ с доминированием третьего сословия (например, в Швейцарии), организация отрядов самообороны в городах, прогресс пехотного оружия (появление алебарды и распространение луков и арбалетов) позволили к концу XIII – началу XIV в. сформироваться эффективным отрядам пехотинцев, способным на равных противостоять даже сомкнутым порядкам рыцарской кавалерии. Создается своего рода специализация: английские лучники, генуэзские арбалетчики, фламандские и швейцарские алебардисты – к XIV в. важная сила на полях сражений. Эпоха господства рыцарства клонилась к закату.
Классические образцы успешных действий пехоты – битва при Куртрэ (1302 г.) и все основные сражения Столетней войны (Креси – 1346 г., Пуатье – 1356 г., Азенкур – 1415 г.).
Менее революционным, как это ни странно, было первое военное применение пороха. До конца XV в. огнестрельное оружие оставалось в основном стационарным (артиллерия) и отличалось крайне низкой скорострельностью. Это исключало его использование в полевом бою, ограничивая контрфортификационными действиями. Только в XVI в. войдут в употребление действительно мобильные и эффективные образцы стрелкового вооружения, вытесняющие лук и арбалет.
Облик рыцарского вооружения в XIV–XV вв. приобретает хрестоматийный вид: стальная пластинчатая кираса, закрывающая туловище, дополняется пластинчатыми же прикрытиями рук и ног, собранными из десятков частей, – обычно на кожаных ремнях. Под доспехом почти всегда присутствует кольчуга. Щит становится совершенно символическим по размерам (тарч) и обычно полностью металлическим.
Шлем видоизменяется, создаются два его варианта. Один – бацинет («собачья морда») с подвижным и сильно выдающимся вперед забралом, который постепенно трансформируется в классические шлемы XV в. – типа армэ и бургиньон. Второй – салад, иногда имеющий забрало, но прикрывающий голову только сверху, – находит свое распространение как в кавалерии, так и в пехоте.
К концу XV в. рыцарский (готический) доспех общим весом около 25–33 кг позволял добиться максимума эффективности в бою при сохранении маневренности. Усовершенствование образца – максимилиановский доспех – лишь попытка продлить существование некогда главного элемента рыцарской экипировки.
Копье как основное оружие рыцаря становится анахронизмом, уступая в XV–XVI вв. первенство мечу. Со временем появляется гигантский двуручный меч, длиной до 150–160 см и более, который все большую популярность приобретает у пехоты – в частности, среди немецких ландскнехтов. Манера боя с таким оружием уже ничем не напоминает действия воинов раннего Средневековья, щит практически не используется. Стремление поразить закрытого доспехами противника в уязвимые места приводит к тому, что тяжелый рубящий меч превращается в изящную шпагу, которая предназначена для фехтования. Именно ею и завершается эволюция клинкового оружия в эпоху Средневековья.
На рубеже XV–XVI вв. стратегическая роль замков становится менее значимой вследствие развития артиллерии. Совершенствование действий пехоты и ее вооружения делает бессмысленным использование стальных лат, и к 1550-м годам они почти повсеместно выходят из употребления, оставаясь лишь элементом парадного костюма полководцев и иногда возрождаясь в виде кирасы в тяжелой кавалерии. Эпоха рыцарских войн завершается окончательно.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
history.wikireading.ru
Эпоха рыцарей — LegendaPress
Рыцарские романы
Такие романы, как «Айвенго» Вальтера Скотта, «Графиня де Монсоро» Александра Дюма, отправляют читателя в захватывающий и загадочный мир рыцарства.
Однако если убрать романтическую подоплеку Средневековья, картина получается не столь привлекательная. Начнём с того, что средний рост человека (мужчины) в те времена составлял не более 165 см, человек выше 170 см считался очень высоким, рост женщины составлял где-то 140 см.
По сравнению с ростом современного человека эти люди казались «карликами, заблудившимися в стране великанов». Конечно, никто не говорит, что все жители Средневековья поголовно были невысокими, среди них встречались лица, имеющие рост порядка 6-7 футов (выше 180 см).
Как готовили в рыцари
Ребенка готовили в рыцари с раннего возраста. В музее «Замковый комплекс «Мир» можно увидеть специальный детский доспех, рассчитанный на ребенка приблизительно 7-8 лет. Конечно, этот доспех был значительно легче полновесного рыцарского доспеха, но и он обладал достаточным весом для ребенка.
Не лишним будет добавить, что рыцарские доспехи для мужчин были сплошными, и полное рыцарское облачение вместе с оружием весило около 30-35 кг.
Сам процесс одевания доспехов занимал от 1 до 3 часов.
Процесс «раздевания» занимал приблизительно столько же времени и поэтому большинству рыцарей было некогда, или неохота каждый раз по новый облачаться в тяжелый «панцирь». Поэтому доспехи могли носится рыцарем по нескольку дней не снимая.
Дамские туалеты, впрочем, были не намного удобнее. Если само платье имело небольшой вес, то многочисленные украшения и головные уборы, а также ожерелья утяжеляли костюм, доводя его общий вес до 10-15 кг. И в таком платье дама была обязана ходить весь день.
Проще всего было крестьянкам, их наряды не стягивали тело, да и весили как обычный современный костюм.
Продолжительность жизни
Что касается продолжительности жизни, то при существовавшем в ту эпоху уровне медицины и достаточно высокой стоимости лечения общая продолжительность жизни была значительно ниже современной.
Лечение у врачей могли себе позволить только очень богатые люди, остальные были вынуждены обращаться к цирюльникам, совмещавшим должности брадобрея и аптекаря, и многочисленным знахарям.
Общая продолжительность жизни была значительно ниже, продолжительности жизни современного человека.
Добавьте к этому высокую смертность среди рожениц и новорождённых младенцев, тяжелый физический труд лиц низших сословий.
Расцвет инфекционных заболеваний и использование в медицине и косметике таких ядовитых и вредных для организма веществ сурьма, мышьяк и ртуть. Мышьяк и ртуть имеют свойства накапливаться в организме постепенно отравляя его.
А если приплюсовать ко всему этому, многочисленные войны. Начиная от мелких конфликтов двух соседствующих феодалов, до сражений в которые были втянуты многие государства разрозненной на тот момент Европы.
Происки инквизиции и её «пособников», преследование инаковерующих, пренебрежение правилами личной гигиены и так далее Средневековье выглядит уже не так заманчиво, как рисуют его нам авторы исторических романов.
Читайте также Летучий Голландец. Обреченные на вечные муки
Читайте также История на кухне. Пельмени
Читайте также Крещенские купания в России
www.legendapress.ru
Эпоха рыцарства | El Mariachi’s Blog
Эта статья была написана три года назад. Однако с тех пор данное мероприятие не просто стало регулярным, оно постоянно развивается, с добавлением новых элементов, делающих его еще более зрелищным. Поэтому ниже текст 2015 года будет приведен с комментариями, отражающими такие изменения.
На подобных мероприятиях значение придается даже незначительным деталям. Например, посуда должна быть глиняной.
В выходные 27-28 июня в Белорусском государственном музее народной архитектуры и быта “Строчицы” прошел фестиваль исторической реконструкции и средневековой культуры “Эпоха рыцарства“.
Прежде всего, стоит отметить, что фестивали исторической реконструкции проводятся в Беларуси регулярно. Примером тому служит ежегодный рыцарский турнир в Лидском замке. Однако каждый турнир имеет свои особенности.
Лидский турнир примечателен прежде всего тем, что проходит в историческом месте – Лидский замок является одной из старейших крепостей страны, – что способствует созданию уникальной атмосферы. Однако с этим же связан и ряд недостатков, которые становятся яркими преимуществами других турниров. И в случае с Музеем народной архитектуры и быта, обладающим большой открытой территорией, таким преимуществом стала возможность проведения конного турнира. И это особенно примечательно, учитывая тот факт, что само слово “рыцарь” произошло от немецкого “Ritter”, что буквально означает “всадник”.
Нужно отметить, что сегодня конные турниры проводятся и в стенах Лидского замка. В то же время, довольно сложно сказать, какой из турниров смотрится более впечатляюще: аутентичный исторический замок создает определенную атмосферу, в то время как большие открытые пространства музея «Строчицы», на мой взгляд, гораздо больше подходят для конно-копейной сшибки.
Даже несмотря на то, что было всего два конных рыцаря, турнир смотрелся довольно впечатляюще. В основном, за счет высокого уровня демонстрируемого мастерства.
Рыцари охотно позируют перед объективом. В конечном счете, главная цель исторической реконструкции — демонстрация костюмов, навыков и традиций
Стоит признать, такой формат проведения турнира, вероятно, является наиболее удачным: зрители и участники свободно перемещаются по всей территории фестиваля, в зависимости от своих интересов и предпочтений.
Возле входа в музей расположился рыцарский палаточный лагерь. Вдоль главной дороги – ярмарка сувениров, где можно приобрести многое: от свежего меда до настоящего рыцарского шлема или меча.
Прямо напротив – стрельбище, где каждый желающий мог попробовать себя в стрельбе по мишеням из лука или арбалета.
Всадник в ожидании начала турнира
И три основные площадки события – ристалище для конного турнира, площадка для рукопашных боев на мечах и главное стрельбище для турнира лучников – пожалуй, еще одного вида соревнований, который сложно провести в стенах замка.
В этом году в Лидском замке в конном турнире принимали участие восемь рыцарей. В 2015 году в Строчицах мастерство демонстрировали только два наездника, однако стоит учитывать, что это был один из первых конных турниров в стране (со времен Средневековья, конечно же).
«Сарацин»
Стоит отметить, погода на выходных выдалась по-настоящему летней — теплой и солнечной, и было особенно удивительно, каким образом участники могли соревноваться в тяжелой броне. Это говорит о том, что для участия в подобных состязаниях требуется не только невероятная сила, но и огромная выносливость. Это же относится и к участникам всех остальных соревнований, кроме, пожалуй, лучиков.
Кстати, судя по реакции зрителей, костюмы имеют немаловажное значение. Рыцари в более интересных доспехах получают больше зрительской поддержки.
Первая задача участников конного турнира – подцепить копьем небольшие кольца на столбах. И сделать это требовалось с помощью вот такого копья:
Далее следовало испытание “Сарацин“, отсылающее зрителя к эпохе крестовых походов. Сарацинами крестоносцы называли мусульман, с которыми им приходилось сражаться на Святой земле. В турнире всадников “сарацин” представляет собой столбик с насаженным него кочаном капусты. Проносящийся на коне рыцарь должен ударом меча срубить “голову” “сарацину”, за что он получает призовые очки.
«Сарацин». Подобные испытания предполагают совершенное умение верховой езды и владение оружием.
Следующее испытание – “Охота на кабана”. В нем рыцарям предстояло броском пики поразить мишень с нарисованным на ней вепрем – как оказалось, тоже задача не из простых.
«Охота на кабана»
Ну и конечно, знаменитый поединок на копьях – жюст, конно-копейная сшибка, которая, вероятно, ассоциируется с рыцарскими турнирами в целом. В ходе данного испытания необходимо было выбить противника из седла и при этом удержаться в седле самому, или сломать свое копье о щит соперника. Соревнование столь же зрелищное, сколь и опасное.
Жюст – конно-копейная сшибка.
Когда копья сломаны, соревнование продолжает битва на мечах.
И в конце на радость публике рыцари, сцепившись, валятся с коней на землю, завершая соревнования кулачным боем.
А тем временем, начинается турнир по стрельбе из лука. В турнире участвует несколько команд, которые одновременно пытаются поразить две мишени. Победителей определяют по цвету оперения стрелы.
Расстояние до мишени.
Как отмечалось выше, во время фестиваля гости могли попробовать себя в стрельбе из лука и тем самым оценить, насколько трудная задача предстояла соревнующимся лучникам.
Даже несмотря на значительное расстояние до мишеней, редкая стрела пролетала мимо, что свидетельствует о хорошей подготовке участников. Между прочим, число участников и участниц было приблизительно равным. И это удивительно, поскольку стрельба из лука требует большой силы рук.
Результат пристрелки соревнующихся лучников.
Ну, и конечно, ставший уже традиционным для подобных фестивалей турнир мечников. Этот вид соревнований будет описан более подробно чуть позже, в статье о рыцарском турнире в Лиде.
Ристалище
В яркую солнечную погоду доспехи на рыцарях действительно сияют
Бои регулируются жесткими правилами, однако всегда есть опасность получить травму.
Помимо самого боя, огромный интерес вызывают доспехи, созданные с учетом стиля и геральдики каждого клуба реконструкции. И чем дольше проводятся подобные соревнования, тем большее разнообразие можно встретить в доспехах участников.
На щитах — герб клуба, который представляет участник
В перерывах между боями зрителям предлагались средневековые танцы.
Не только участники, но и многие зрители были в исторических костюмах
Самое главное, рыцарские турниры и фестивали исторической реконструкции перестали быть чем-то невероятным. Каждый из них в чем-то особенный, не похожий на другие, но важно, с какой регулярностью они проходят в Беларуси, предоставляя каждому возможность прикоснуться к истории и ненадолго окунуться в эпоху рыцарства.
2015-2018
www.travelphoto.club
Возникновение рыцарского турнира | Железный век
История рыцарских турниров
Во франкоязычном регионе словом «tornoi» еще в начале 12 в. определялись бои конных воинов. Первое, как раньше считалось, немецкое сообщение о турнире 1127 г. близ Вюрцбурга, теперь также принято полагать ошибочным истолкованием сообщения о военном столкновении. Очевидно лишь постепенно этот термин стали употреблять исключительно для определения боевых игр, служащих тренировке. О турнире как о рыцарских упражнениях впервые сообщает Вильгельм из Сан-Тьери в 1149 г. в своем рассказе о жизни Бернарда Клервосского.
Кретьен де Труа в 1170 г употребляет слово torno в значении спортивного турнира в своем романе «Эрек».После него и другие авторы рыцарских романов 12 в. используют термины turnei и turneiement уже не в военном значении. То, что французские рыцари были прародителями турнира, видно и из английских рукописей Высокого Средневековья, называвших спортивные турниры также conflictus Gallici.
Турниры и церковь
Магдебургский епископ Вихманн (Wichmann) проклял в 1175 г. всех участников этой «порочной игры» после того, как в течение одного года 16 рыцарей погибло на саксонских турнирах. Саксонские властители должны были поклясться, что навсегда откажутся от проведения турниров. Как строго эта клятва соблюдалось, можно увидеть из того, что уже в следующем году именно маркграф Дитрих фон Мейсен (Dietrich von Meissen) погиб от несчастного случая на турнире. Многие служители церкви также были приверженцами турниров: аббат монастыря Lesterps близ Лиможа стал известен в 1198 г. тем, что не пропустил ни одного турнира в окрестностях.
То, что критика со стороны церкви шла на убыль, могло быть и следствием изменения турнирной культуры: чем ближе мы к расцвету рыцарско-придворной культуры, тем больше теряет турнир свою грубость и военную функцию. Это развитие было неудержимо. Упадок рыцарского войска стал заметен уже вскоре после 1300 г., и это ускорило перемены в турнире. Позднее, после изменений способов ведения войны в 14 в., начатых в т.ч. катастрофами в битвах при Моргартене (Morgarten) и Земпахе (Sempach), турнир, как упражнение профессиональных воинов, утратил большое значение. Он просто превратился в — пусть и смертельно опасное — спортивное и репрезентативное зрелище. С падением значения рыцарей на поле боя возрастала потребность рыцарства в самовыражении на турнирном поле. Именно на этом фоне надо интерпретировать позднесредневековые усилия по обособлению турнирной культуры. Регламент становиться все жестче: основание турнирных обществ и связанных с ними институтов, например демонстрация шлемов и гербов, должны были защитить последнюю территорию, оставшуюся рыцарям.
Turnei, Buhurt и Tjost — Виды турниров
Рыцарская турнирная культура знала не единственный вид боевых игр: в средневековых источниках различают Turnei, Buhurt и Tjost.
Turnei — симуляция группового боя закованных в броню всадников, проводился как правило с участием двух команд. Бухурт был, напротив, командным соревнованием в искусстве верховой езды. Тренировке парного боя служил Тйост. Понятие «турнир» как обозначение всех видов состязаний стало общепринятым к концу 15 в. При Turnei — турнире в узком смысле — симулировалась рыцарская битва. Это происходило следующим образом: две возглавляемые предводителями команды по сигналу (им служило чаще всего перерезывание каната), начинали движение, переходили с рыси в галоп, затем в карьер, сталкивались, разворачивались (tornare!), и все повторялось. Победивший всадник имел право увести в плен выбитого из седла противника или потребовать залог. Был также распространен обычай, по которому побежденный освобождался в обмен на свое оружие или выкуп. Были рыцари, которые благодаря своим успехам на турнирах становились «профессиональными спортсменами» и благодаря участию в турнирах получали неплохой доход.
В турнирах поначалу принимали участие не только рыцари. В 12 в. еще было принято, что рядом с рыцарями сражались вспомогательные пешие войска, вооруженные дубинами и булавами. Лишь в ходе 13 в. от этого обычая постепенно отказались после того, как возросло число жалоб по поводу распространившейся практики «опрокидывания». Речь идет о слугах, которые целенаправленно пытались стянуть противника своего господина из седла с целью обеспечить сеньору большую добычу. Турниры были массовыми мероприятиями. На турнир в Суассоне в 1175 г. граф Балдуин Геннегау (Hennegau) явился с 200 рыцарями и 1200 пешими слугами. На турнире, устроенном в Гейдельберге (Heidelberg) в 1481 г. пфальцграфом Филиппом, присутствовало 5 князей, 20 графов, 4 свободных господина (Freiherr), 60 рыцарей и 385 благородных (т.е. еще не посвященных в рыцари оруженосцев). Из-за большого стечения народа турниры были опасны не только по техническим причинам: если среди бойцов присутствовали те, кто имел между собой личные счеты, то катастрофа была почти запрограммирована. Дурно прославился турнир в Шалоне (Chalons) 1274 г. между рыцарями графа Шалона и англичанами из свиты короля Эдуарда I. Он перерос в кровавую бойню. Королевский двор был так шокирован, что было введено «armes courtoises» — тупое оружие, которое должно было в дальнейшем применятся при состязаниях. При турнире в Виндзоре 1278 г. допускались лишь мечи из китового уса.
Бугурт (или Gyrum) был скорее конным состязанием, уходящей корнями в старинные, возможно древнегерманские обычаи. При этом состязались в демонстрации совершенства верховой езды. При бухурте оружие, как правило, заменялось деревянным. Благодаря мирному характеру этого состязания участие в нем было разрешено даже рыцарям-тамплиерам, для которых участие в турнирах было вообще строго запрещено. Такого рода спектаклем был, вероятно, знаменитый придворный праздник в Майнце в 1184 г. Это мероприятие всегда описывается хронистами как особо блестящее, возможно этот бухурт стал событием века. По данным хрониста Гизельберта фон Монс (Giselbert von Mons) в празднике принимали участие 20000 рыцарей. Центральным событием было посвящение в рыцари сыновей императора, короля Генриха VI и герцога Филиппа. В конных играх участвовал и император со своими сыновьями.
Тйост — это бой двух рыцарей с длинными копьями, знакомый нам по многочисленным средневековым изображениям. Оба рыцаря пытаются сбить друг друга с коня или как минимум сломать копье. В зависимости от правил иногда, например в случае выхода из строя копий, разрешалось пользоваться мечом.
В романах Высокого Средневековья часто сообщается о тйосте. Одно из старейших описаний дает нам Хартманн фон Ауэ (Hartmann von Aue) в своем романе «Эрек» (1190 г.). Подробное описание тйоста можно найти и в рассказе о турнире, устроенном маркграфом Генрихом фон Мейсcен(Heinrich von Meissen) в 1263 г. в Нордхаузене (Nordhausen). Богатый князь установил на турнирном поле искусственное дерево с серебряными и золотыми листьями. Серебряные предназначались в награду тем, кто смог сломать копье противника, золотые — выбившим противника из седла. В немецких землях тйост сначала называли Stechen (от нем. колоть). С переходом на тупые копья было перенято и название тйост. Введение такого тупого оружия, вероятно в 13 в., «обезопасило» тйост, хотя риск и не мог быть полностью исключен. Это доказывает смерть короля ФранцииГенриха II в 1559 г., которому при тйосте обломок копья, прошедший сквозь визир шлема, проник в мозг
Источник — Harduin de la Joaille, Boutillier etc, Froissard, chap XX, P. Menestrier. La Colombiers. La Rogue, etc, Outerman, Histoire de Valenciennes, Fargy, liv. III, p. 613. Beneton, Traite des marques nationales, Monuserit du roi d’Anjou, Le P. Menestrier, La Colobiere, Theatre d’honneur et de chevalerie, Un chevalier, n’eb doutez pas, Doit ferir haut et parler bas, M. de Barante, Histoire des dues de Bourgogne, La Colombiere, Marehangy, Gaule poetique.
Выложил — Мэлфис К.
ageiron.ru
Происхождение рыцарства | Железный век
Происхождение рыцарства
Происхождение рыцарства относится к эпохе Великого переселения народов — VI — VII вв. Но, фактически, некий прообраз рыцарства сформировался еще в позднеримский период, когда на фоне ослабления централизованной власти крепли образования феодального типа. Они обычно представляли собой некие общины крупных землевладельцев, которые обеспечивали вокруг себя подобие порядка, что было жизненно важно в те смутные времена. Фактически, вся власть сосредотачивалась в их руках. Позднее на базе этих общин формировались основные ядра будущих раннесредневековых земельных объединений — государств.
Сначала возвышение сеньоров над соплеменниками было относительным: последние оставались свободными и полноправными людьми. Чувствуя свою безнаказанность, магнаты нередко силой отбирали землю и имущество у более слабых соседей, которых затем заставляли признать себя зависимыми людьми. Надо заметить, что в то время, когда с разложением античного мира были утрачены почти все торговые связи, военные акции оставались почти единственным источником обогащения.
Культура рыцарства
Если поначалу «рыцарем» мог стать почти любой воин, как-либо проявивший себя на фоне других, то позднее служить сеньору на ратном поприще стало огромной привилегией, передававшейся по наследству. Этому в немалой степени содействовало крайне выгодное положение рыцарей, которых сюзерен одаривал всевозможным имуществом, покупая их верность. Обычному воину становилось все труднее попасть в столь привилегированное положение, сулившее земли и богатство.
Постепенно сформировалась особая культура рыцарства, резко ограничивавшая это сословие от простолюдинов. Рыцари считали себя лучшими во всем: в общественном положении, в военном искусстве, в правах, в манерах и даже в любви.
На весь остальной мир они взирали с крайним пренебрежением, считая горожан и крестьян «неотесанными мужланами». Разве что священнослужители, образуя свою, не менее могущественную, касту, могли поддерживать к себе некоторое уважение в них.
Феодальные отношения
Мир в средневековом понимании был вечен и неизменен, а в нем таким же вечным и неизменным представлялось господство владетельных сеньоров и рыцарского сословия.
Красиво и нравственно только то, что относится к жизни и деятельности рыцарей, все остальное — безобразно и аморально. Таково распространенное суждение того времени, и, надо сказать, отчасти оно было справедливо, так как в данном сословии некое подобие культуры имело возможность сохраняться и развиваться. Простой же крестьянин не знал ничего, кроме нескончаемой борьбы за существование.
Сеньор имел достаточно широкие права на своих крестьян и значительно меньшие — на своих вассалов, однако и он сам должен был выполнять целый ряд определенных обязанностей.
Во-первых, для сохранения своего образа жизни ему просто необходимо было всесторонне защищать как своих крестьян, так и своих вассалов. Это касается и военной защиты от внешних или внутренних врагов путем организации обороны замка, города или феода, и юридической защиты от посягательств другого сеньора, церкви или даже короля.
Кроме того, за службу сеньор был обязан предоставить вассалу феод (лен), т.е. поместье, а крестьянину — надел земли, а вот отобрать их при условии добросовестного выполнения вассалами и крестьянами своей службы он не мог.
Также сеньор должен был помогать своим вассалам выкупиться из плена и дать рыцарское воспитание их сыновьям. В континентальной Европе сеньор не мог требовать службы от вассалов своего вассала — это отчасти практиковалось лишь в Англии.
С другой стороны, необходимо учитывать, что в таком обществе почти все феодалы (за исключением короля и мельчайших рыцарей) одновременно были чьими-нибудь сеньорами и чьими-нибудь вассалами. Поэтому почти каждый сеньор одновременно выполнял и обязанности вассала по отношению к более высокопоставленному сеньору.
Роль рыцарей в жизни средневекового общества
Доля рыцарского сословия в Европе была невелика. В среднем они составляли не более 3% населения той или иной страны. В силу особенностей исторического развития Польши и Испании количество рыцарей там было несколько выше, но тоже не более 10%. Однако роль рыцарства в Средневековой Европе была огромной.
Средние века были временем, когда все решала сила, а сила была в руках рыцарства. Рыцари (если этот термин рассматривать как синоним слова феодал) владели и основным средством производства — землей, и именно они сосредоточили в себе всю полноту власти в средневековом обществе. Количество рыцарей, находящихся в вассальной зависимости сеньора, определяло его знатность. Кроме того, очень важно отметить, что именно рыцарская среда породила особый тип культуры, ставший одной из наиболее ярких сторон Средневековья.
Идеалами рыцарства были пронизаны как вся придворная жизнь, так и военные конфликты, и дипломатические отношения. Поэтому изучение особенностей рыцарской идеологии представляется совершенно необходимым для понимания всех сторон жизни средневекового общества. Но нельзя не сказать, что, на самом деле, их отношение как к простым людям, так и к представителям своего круга (в том числе членам своей семьи), было далеко от идеала, венчающего рыцарство особым ореолом благородности.
Детство рыцаря продолжалось до 7-8 лет. После 8 лет игры сменялись подготовкой к военной службе. Старшие сыновья обычно изучали азы грамотности, но основное внимание уделялось военному образованию. Около 21 года юношу посвящали в рыцари, после чего он уже считался совершеннолетним. Вторых сыновей часто готовили к церковной карьере, и после получения минимальных знаний в родительском доме их отдавали в монастырь или на теологические факультеты университетов.
Источник — http://shipovnik.boom.ru Выложил — Мэлфис К.
ageiron.ru
Эпоха рыцарства | Сказочные миры Дмитрия Шевченко и Анны Стригановой
Помни же, что долг твой соблюдать все правила и уставы рыцарства (…). Будь верен Богу, государю и подруге, будь медлителен в мести и в наказании и быстр в пощаде и помощи, посещай обедню и подавай милостыню, чти женщин и не терпи злословия на них, потому, что мужская честь после Бога нисходит от женщин.
(Ж. Руа »История рыцарства». Речь государя при посвящении в рыцари)
Прежде, чем приступить к обзору романов, благодаря которым слава Артура, его круглого стола и его идеального царства дошла до наших дней, нам хотелось бы сказать несколько слов об эпохе рыцарства, к которой принадлежат эти романы, символом которой стал Король Артур.
Средние века – время феодальной раздробленности, бесконечных войн, беззакония, невежества, упадка нравственности. Возможно, именно поэтому настоящее рыцарство существовало только в эту эпоху, существовало для людей, которым необходима была добродетель, высшие ценности. Некоторые авторы называют идею рыцарства моделью существования в смутные времена. И рыцарство, возникшее в эти смутные времена было не совсем тем, о чем мы знаем сегодня, не только турниры, крестовые походы и сияющие латы отличали рыцаря. Идея рыцарства заключалась в единении души с Богом. Рыцарь должен был отречься от собственных благ, от собственной воли, что бы стать оружием истины и справедливости в руках бога. Путь рыцаря основан на служении Богу, женщине и королю. В культуре рыцарства господствовали законы любви и поэзии. Эти самые законы, по легенде, были получены первым трубадуром от сокола. Высшим из этих законов был тот, согласно которому »миннэ» истинная поэтическая любовь исключала физическую близость и брак. Таким образом, служение прекрасной даме приближалось по своей сути служению Богу. Особое место в культуре рыцарства всегда принадлежало поэтам, воспевавшим »миннэ» и рыцарские подвиги. Поэтому то такой популярностью пользовались тогда романы об Артуре, идеале рыцаря и короля.
Ведь на самом деле за описаниями различных подвигов рыцарей Круглого Стола скрывается рассказ об этапах преображения, которое проявляется, когда рыцарь проявляет добродетель, преодолевает внутренние противоречия и внешние препятствия. Самое же сложное испытание есть поиск Святого Грааля, найти который могут лишь немногие – самые чистые и достойные.
Романы об Артуре неотделимы от культуры и эпохи рыцарства. Здесь и куртуазная любовь Ланселота к Гвиневере. Много лет он был верен ей и привязан к ней именно той чистой поэтической любовью. Когда же эта любовь становится и физической, она превращается в причину гибели круглого стола, ведь Ланселот изменяет и »миннэ» и своему королю. Здесь и Персеваль, юноша выросший в лесу в духовной чистоте, прошедший через многие приключения, победивший в себе языческое начало и достигший, наконец, высшей цели – святого Грааля, чаши с кровью своего Господа Иисуса Христа.
Но столь идеальное общество не может долго существовать на земле. Многие рыцари Артура, отправившиеся на поиски Грааля, не вернулись, измена Ланселота и предательство Мордреда обрекли короля Артура на смерть, Логрия прекратила свое существование. Усилиями римско-католической церкви история рыцарства была искажена, а принципы дискредитированы. Была упрощенны и опошлена поэтическая любовь »миннэ», институт рыцарства понемногу исчез. Но, как известно, почти любой роман об Артуре заканчивается рассказом о том, что и легендарный король Логров и его рыцари, не умерли, а уплыли на остров Аваллон, откуда непременно вернуться однажды, когда на земле наступят новые смутные времена и миру понадобится вера преданность и высшая любовь.
pero.su
Окончание эпохи рыцарских турниров | Железный век
Хоть и стали турниры самыми грандиозными праздниками рыцарских времен, но все же находились у них и влиятельные противники.
Папа Иннокентий III в 1140 и папа Евгений III в 1313 году восставали против турниров из-за случавшихся на них смертельных случаев и даже, бывало, отлучали тех, кто принимал в них участие, от Церкви. Однако турнирам суждено было существовать еще долгие годы и даже пережить сами рыцарские времена. Они проводились и в XVI веке, когда рыцари окончательно уступили место на поле боя пехоте, артиллерии и легко вооруженной коннице. Их устраивали в Париже и Карл VI, и Франциск I, старавшийся возродить при своем дворе романтический дух рыцарской эпохи.
Последний из «настоящих» рыцарских турниров состоялся в 1559 году и закончился трагедией: по нелепой случайности обломок копья смертельно ранил французского короля Генриха 11. Когда спустя 11 дней король умер, турниры были навсегда запрещены…
Уходила в прошлое вместе с рыцарскими турнирами и особая общность людей, называемых герольдами. Но они оставляли в истории очень заметный след: ни кто иной способствовал тому, что столь важную роль стал играть в средние века рыцарский герб, трансформировавшийся с течением времени в гербы цехов, городов, государств, дошедший таким образом и до наших дней.
По настоящему же «последний» турнир, проведённый по всем правилам, состоялся в США — стране, не имеющей практически никакого отношения к истории рыцарства. Мероприятие состоялось в 1935 году(!) по инициативе музея Метрополитен.
По такому случаю специально изготовили турнирные доспехи из инструментальной стали толщиной до 6 мм. За четыре дня состоялось более сорока сшибок, в ходе которых шесть человек вылетели из седла.
Источник — Владимир Малов «Рыцари» и ряд других источников
Выложил — Мэлфис К.
ageiron.ru