Девуатин D.510, Франция

Истребитель

Dewoitine

Девуатин D.500/D.510 (французское написание Dewoitine D.500/D.510) — семейство одноместных французских истребителей Второй мировой войны с открытой кабиной и неубирающимся шасси. Самолёт разработан в конструкторском бюро фирмы «Девуатин» под руководством Эмиля Девуатина (Emile Dewoitine).

Первый из двух прототипов взлетел 14 августа 1934 года. Самолет имел более мощный двигатель Hispano-Suiza 12crs («Испано Сюиза» HS 12crs выдавал 860 л.с. на высоте 4000 м, см. график по ссылке) с трехлопастным винтом, на прежних модификациях применялся двухлопастной, буква «с» в обозначении двигателя указывала, что что мотор пушечный, т.е. приспособленный для установки пушки, стреляющей через втулку воздушного винта. Применен радиатор большего размера, увеличен запас топлива.

D.510 первым во Франции преодолел рубеж 400 км/ч. Недостаточная путевая устойчивость вынудила увеличить площадь киля, который по площади стал больше, чем у D.500.

Первая партия из 25 самолетов заказана в мае 1936 года, всего ВВС Франции с ииля 1936 года по сентябрь 1937-го получили 88 самолетов, с учетом прототипов и экспортных машин было построено 120 самолетов.

Впервые в боевых действиях истребитель использовался в декабре 1936 года во время Гражданской войны в Испании. Самолет также состоял на вооружении в Китае с июля 1938 года. С января 1939 года участвовал в Японо-китайской войне. Французские истребители ограниченно использовались в Странной войне, во время Битвы за Францию находились на вооружении отдельных подразделений ПВО.

Один D.510R (Буква R означала, что самолет изготовлен для России) в сентябре 1936 года приняли на франзузском аэродроме Виллакублэ советские представители. Этот самолет в дальнейшем испытывался в НИИ ВВС, смотри ниже его фото на аэродроме «Чкаловская». Нас в основном интересовала французская мотор-пушка, аналогов у которой тогда не было. Приобретенный в 1935 году по лицензии HS 12 Ybrs такой пушки не имел. Это двигатель выпускался у нас под наименованием М-100, в дальнейшем его его развитие ВК-103, ВК-105ПФ и ВК-107А устанавливались на всех истребителях Яковлева и на бомбардировщике Петлякова Пе-2.

На фото, слева от кабины можно видеть трубку Вентури, являющуюся источником перепада давлений для питания гироскопа в указателе поворота.

Экипаж 1 чел.
Размеры.
Размах крыла, м 12,09
Полощадь крыла, м² 16,5
Длина самолета, м 7,7
Высота самолета, м 2,42
Двигатель.
12-цилиндровый V-образный двигатель Hispano-Suiza 12crs, л.с. 860 л.с. (640 кВт)
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 1422
Нормальная взлётная 1929
Нагрузка на крыло 117 кг/м²
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч на высоте 5000 м 402
Крейсерская скорость, км/ч 332
Скороподъемность, м/с 14,85
Время подъема на высоту 1000 м 1,32 мин
Практический потолок, м 11000
Дальность полета, км 860
Вооружение
1х20-мм пушка Hispano-Suiza HS.9
2х7,5-мм пулемета МАС 1934 в крыле
 

Основные модификации

  • D.500C1 — двигатель HS 12Xbrs (690 л.с). Вооружение — 4 пулемета (2 синхронных «Виккерс» и 2 крыльевых «Дарн»; боекомплект — 300 патронов на ствол). Фюзеляжные пулеметы часто снимались, а со 112-й машины вместо «дарнов» устанавливались новые 7,5-мм пулеметы MAC 1934. Выпуск начался в ноябре 1934 г. Построена 101 машина (включая экспортные).
  • D.500V — экспортная модификация для Венесуэлы. В июле 1935 г. заказано 3 машины.
  • D.501C1 — первый серийный истребитель с пушечным вооружением. Двигатель HS 12Xcrs (690 л.с). Вооружение — 1 20-мм мотор-пушка HS S7 или HS S9 (боекомплект 60 снарядов), 2 7,5-мм крыльевых пулемета «Дарн». Выпущено 157 самолетов (включая экспортные).
  • D.501L — вариант для Литвы. Поставлено 14 самолетов в 1936-1937 гг.
  • D.510C1 — двигатель HS 12Ycrs (860 л.с.) с трехлопастным винтом. Применен радиатор большего размера, увеличен запас топлива. Вооружение аналогично D.501C1, пулеметы — «Дарн» или MAC 1934.
  • D.510C — вариант для ВВС Китая. Поставлено 24 самолета.

На основе D.500 построили несколько опытных истребителей, серийно не строившихся:

  • D.511 — вариант, унаследовавший от D.500 фюзеляж и хвостовое оперение, но с крылом уменьшенного размаха и двигателем HS 12Ycrs. Прототип был построен, но в полете не испытывался и впоследствии переделан в D.503.
  • D.503 — двигатель HS 12Xcrs, вооружение аналогично D.501. Испытывался с 15 апреля 1935 г.
  • D.513 — глубокая модернизация D.510 с закрытой кабиной, бесподкосным шасси, двигателем и вооружением, аналогичным исходному образцу. Прототип был облетан 6 января 1935 г., но проиграл конкурс самолету MS.406.

Не были воплощены в металл многочисленные варианты D.500: поплавковый гидроистребитель HD.502, D.504, предназначавшийся для испытаний парашютов (со специальным отсеком, из которого сбрасывался манекен с парашютом), D.505 с мотором «Лоррэн» LD 12Н «Петрел» (720 л.с), D.506 с «Фарманом» 12Wi (650 л.с), а также пять проектов с моторами воздушного охлаждения — D.507 с HS 14На (1000 л.с), D.508 с GR 14Kes (880 л.с), D.508bis с американским «Райтом» SR1820-F3 (710 л.с.) и D.509 с HS 14Hb (670 л.с).

Источники

  • «Энциклопедия военной техники» /Aerospace Publising/
  • «Французские истребители Второй мировой» /Андрей Харук/

www.airpages.ru

Девуатин D. 500/501/510. Авиация во второй мировой войне. Самолеты Франции. Часть 1

Девуатин D. 500/501/510

Когда Франция объявила войну Германии, на вооружении французских ВВС состояло еще довольно много истребителей семейства Девуатин D.500. Они уже устарели, но еще числились боевыми машинами. А ведь еще лет пять назад эти самолеты оценивались как передовые – так быстро развивалась в те годы истребительная авиация.

Проект истребителя D.50bis возник в 1930 г. по заданию французского министерства авиации. По тому времени в нем было немало новинок. Конструктор Эмиль Девуатин, стремясь достичь высокой скорости полета, перешел от традиционной в те годы схемы биплана к моноплану с нижним расположением довольно тонкого крыла. Конструкция полностью выполнялась из легких сплавов, предусматривалось протектирование и аварийный сброс бензобаков, масляно-воздушные амортизаторы шасси (неубирающегося, но в обтекателях). Истребитель оснастили новейшим тогда мотором водяного охлаждения Испано-Сюиза 12Xbrs (650 л.с.).

Самолет вышел на испытания в июне 1932 г. уже под маркой D.500. В сентябре его перегнали на аэродром Вил- лакублэ, где военные проводили конкурс на истребитель для французских ВВС. У них был невообразимый выбор: десять фирм предложили свои конструкции. Даже сам Девуатин в дополнение к D.500 выставил еще две более консервативные машины, отличавшиеся крылом: D.570 являлся парасолем (крыло подняли над фюзеляжем системой стоек и подкосов), а у схожего D.560 центроплан выполнялся по схеме «чайка», как у польских Р-7 и Р-11.

Конкурс выиграл D.500, продемонстрировавший отличную маневренность и управляемость. По скорости он существенно превосходил требования задания. Правда, за отличные скоростные данные пришлось заплатить высокой скоростью посадочной, что было очень непривычно после традиционных бипланов с крылом толстого профиля. Небезгрешен оказался D.500 и по части штопора. Но это сочли второстепенным.

Хотя опытный образец нес всего два пулемета, размещенных над мотором, Девуатин, согласно уточненному заданию 1931 г., предусмотрел два варианта вооружения: четыре пулемета калибра 7,5 мм (два в фюзеляже и два в выступах под крылом) или 20-мм пушка и два пулемета. В последнем случае монтировался двигатель 12Xcrs с полым валом редуктора, а пушка устанавливалась на мотор, как на лафет, в развале цилиндров, и стреляла через вал и втулку винта (т.н. «мотор-пушка»).

В ноябре 1933 г. французское правительство приняло решение принять истребитель Девуатина на вооружение, причем строить параллельно два варианта – пулеметный как D.500 и пушечный как D.501. На серийных самолетах изменили конструкцию моторамы и переместили некоторые щели и воздухозаборники на капоте. Первый серийный D.500 взлетел с заводского аэродрома в Тулузе 29 ноября 1934 г. Но при облете истребителей почти сразу столкнулись с флаттером (тряской) элеронов. От него избавились, лишь введя весовую балансировку. Все уже выпущенные машины пришлось вернуть в цеха для доработки.

В строевые части D.500 и D.501 попали только в июле 1935 г. Тогда Франция являлась единственной страной в мире, имевшей на вооружении истребители с пушками. Выпуск новых самолетов быстро рос, их изготавливали уже три завода: кроме «Авьонс Девуатин» к производству подключили предприятия фирм «Лиор эт Оливье» и «Лyap». Истребители строили не только для ВВС, но и для береговых частей морской авиации.

Сначала на D.500 ставили только по два пулемета (без крыльевых), но затем окончательно перешли на запланированный стандарт из четырех стволов. Чуть позже на истребителях появились радиостанции. С самолета №112 крыльевые пулеметы «Дарн» заменили более скорострельными MAC 1934. Но последние имели магазинное, а не ленточное питание патронами. Громоздкие магазины-барабаны заняли место в крыле, а сами пулеметы опустили под него, прикрыв замки металлическими обтекателями. Впоследствии поменяли и пулеметы в фюзеляже. Все эти изменения в ходе ремонтов вносили и на более ранних машинах, но не всегда полностью и в разных сочетаниях.

На базе D.500 подготовили целый ряд проектов его модификаций. HD.502 стоял не на колесах, а на поплавках, и имел увеличенное по площади крыло. Он не ушел дальше чертежей. У D.511 с новым мотором Испано-Сюиза 12Ycrs, наоборот, крыло сделали меньше и ввели свободнонесущие стойки шасси вместо трехгранных пирамид. Его построили и даже выставили на авиасалоне в Париже, но ни разу не поднимали в воздух. Позднее его переделали в D.503 с лобовым радиатором. Эта машина проходила испытания, но сочли, что она уже запоздала и уступает по своим данным истребителям нового поколения, созданным по заданию 1934 г. Интересен был D.504 – самолет для испытания парашютов. Из специального отсека сбрасывался манекен, изображавший парашютиста. Еще шесть проектов были связаны с попытками заменить двигатель «Испано» на какой-нибудь другой.

Девуатин D.500

Девуатин 510А

Единственной модификацией, внедренной в серию, стал D.510. Основным отличием стал более мощный мотор Испано-Сюиза 12Ycrs (860 л.с.). Для него потребовался и больший по размерам радиатор. Двухлопастный винт заменили трехлопастным. В августе 1934 г. опытный D.510 приступил к заводским испытаниям, а с конца октября испытательный центр ВВС (СЕМА) начал официальное опробование машины.

D.510 первым во Франции преодолел рубеж 400 км/ч. Недостаточная путевая устойчивость вынудила доработать вертикальное оперение, которое по площади стало больше, чем у D.500.

В мае 1935 г. правительство выдало первый заказ на 25 D.510. Первый самолет этого заказа был готов в июле 36-го. Серийные истребители отличались от D.501 увеличенным фюзеляжным бензобаком, большей колеей шасси (стойки немного расставили в стороны) и иной формой обтекателей колес. Вооружение устанавливалось по типу D.510 – пушка и два пулемета. Первые пять серийных самолетов ушли без радиостанций, но уже на второй партии из 20 истребителей поставили станции ОТС. А с февраля 1937 г. стали монтировать приемо-передающие комплекты фирмы «Томсон», с большей дальностью связи. Внешне это проявилось в появлении второй, складной, антенны под фюзеляжем вдобавок к стоявшей сверху.

Серийное производство D.510 по заказам французских ВВС продолжалось до июня 1938 г. Всего заводы выпустили 360 истребителей семейства D.500/ 501/510, довольно много по меркам 30- х годов. «Девуатины» стали самыми массовыми истребителями французских ВВС в середине 30-х, составляя около 80% парка. На них летали шесть эскадр. Однако, уже с 1936-37 годов эти самолеты стали отставать от уровня стремительно развивавшейся истребительной авиации. В небе начинали воцаряться истребители так называемой «новой волны», с закрытыми кабинами, убирающимся шасси и совсем иной тактикой боя.

Самолеты семейства D.500, ненадолго выведшие французскую истребительную авиацию на лидирующие позиции, остались чисто «местным» явлением. Хотя многие страны заинтересовались этой машиной, немногие приняли ее на вооружение.

В июле 1935 г. три D.500V купило правительство Венесуэлы. В ноябре 36- го семь D.501L поставили в Литву. Самой крупной партией, отправленной за рубеж, явились 24 D.510C, заказанные в августе 1937 г. китайцами. С лета 38-го две эскадрильи китайских ВВС воевали на них с японцами. Два самолета, первоначально заказанных Турцией, продали якобы Саудовской Аравии. На самом деле они отправились в Испанию. На них сражались республиканские летчики.

Два D.510J летом 1935 г. купила Япония: один достался авиации императорской армии, другой – флоту. Один D.510A в сентябре следующего года отправили в Англию. Одновременно с ним единственный D.510R приняли на аэродроме Виллакублэ советские представители. Все эти машины предназначались для изучения, в основном интересовались французской мотор-пушкой, аналогов у которой тогда не было.

Во Франции с марта-апреля 1939 г. самолеты семейства D.500 начали уступать место новым истребителям MS.406 и Кэртис Н.75, но к сентябрю их еще оставалось довольно много. Так что они захватили самое начало «странной войны». Но их держали подальше от фронта и никаких подвигов «девуатины» совершить не успели. Последняя группа, GC II/1 в Этампе, перешла на новые самолеты Блок MB. 152 в ноябре 1939 г.

Но еще перед началом войны во Франции началось формирование эскадрилий и звеньев ПВО, прикрывавших в глубине страны города, важные заводы, порты и аэродромы. Вооружали их устаревшей техникой, в том числе D.500, D.501 и D.510 получили пять эскадрилий и одно отдельное звено (укомплектованное польскими летчиками). Из этих эскадрилий три базировались в самой Франции, одна в Марокко и одна в Алжире.

При поспешном создании новых авиачастей в ходе войны современной техники зачастую не хватало и, чтобы летчики не теряли квалификации, временно им давали старые истребители. Но на фронт эти части отправлялись только после перевооружения.

Морская авиация сформировала на D.510 две эскадрильи. Первая из них воевала уже на MB. 151, а вторая на передовую вообще не попала.

После поражения Франции ее вооруженные силы резко сократились. Устаревшие самолеты пошли на слом. ВВС правительства Виши старые «девуати- ны» практически не использовали. Единственным исключением являлась эскадрилья ЕС 1/6 на D.501, участвовавшая в отражении атаки британского флота на Дакар в Сенегале. В конце 1941 г. распустили и ее. На этом долгая служба семейства D.500 закончилась.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ D.510

Назначение: одноместный истребитель.

Вооружение: 20-мм пушка HS S9 в развале цилиндров двигателя и два 7,5-мм пулемета в консолях крыла.

Двигатель: Испано-Сюиза 12 Ycrs – 12-цилиндровый, V-образньш, взлетной мощностью 860 л.с.

Скорость максимальная: 393 км/ ч.

Набор высоты: 4000 м за 4 мин 9 с. Потолок практический: 10500 м

Дальность: 600-850 км. Веса: пустого – 1429 кг, взлетный – 1921 кг.

Размеры: размах крыла 12,09 м, длина 7,94 м, площадь крыла 16,5 м2 .

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Девуатин D.500/501/510 | Красные соколы нашей Родины

Девуатин Д-510

Необычный для начала 30-х гг. истребитель-моноплан цельнометаллической конструкции с низкорасположенным крылом и неубирающимся шасси, созданный под руководством Э. Девуатина. Проектирование самолета подобной схемы велось с 1929 г., а окончательно облик истребителя определился к осени 1931 г. Прототип D.500 впервые поднялся в воздух 18 июня 1932 г. Самолет имел 12-цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения «Испано-Сюиза» HS 12Xbrs (690 л.с.). Вооружение, первоначально состоявшее из 2 синхронных пулеметов «Виккерс», в ходе испытаний было заменено 2 7,5-мм пулеметами «Дарн» в крыле. В сентябре 1932 г. самолет участвовал в конкурсных испытаниях с изделиями девяти других фирм. Победителем признали D.500, показавший отличную маневренность и управляемость, а по скорости намного превысивший конкурсные требования. В июне 1933 г. была заказана первая партия из 60 самолетов. В дальнейшем производство машин семейства D.500 продолжалось до июня 1938 г. Выпущен 381 самолет (включая прототипы), причем помимо фирмы-разработчика (после национализации — SNCAM) такие машины строили фирмы «Лиор э Оливье» (SNCASE) и «Луар» (SNACAO).

Технические характеристики самолетов Девуатин D.501C1

Двигатель: Испано-Сюиза HS 12Xcrs
мощность, л.с.: 690
Размах крыла, м.: 12,09
Длина самолета, м.: 7,74
Высота самолета, м.: 2,75
Площадь крыла, кв. м.: 16,50
Масса, кг:
пустого самолета: 1256
взлетная: 1700
Максимальная скорость, км/ч:
у земли: 318
на высоте: 371
Время набора высоты, мин:
5000 м.: 6’36»
Потолок, м.: 8400
Дальность полета, км.: 855

Основные модификации Девуатин Д.500:

D.500C1 — двигатель HS 12Xbrs (690 л.с). Вооружение — 4 пулемета (2 синхронных «Виккерс» и 2 крыльевых «Дарн»). Фюзеляжные пулеметы часто снимались, а со 112-й машины вместо «Дарнов» устанавливались новые 7,5-мм пулеметы MAC 1934. Выпуск начался в ноябре 1934 г. Построена 101 машина (включая экспортные).

D.500V — экспортная модификация для Венесуэлы. В июле 1935 г. заказано 3 машины.

D.501C1 — первый серийный истребитель с пушечным вооружением. Двигатель HS 12Xcrs (690 л.с). Вооружение — 1 20-мм мотор-пушка HS S9, 2 7,5-мм крыльевых пулемета. Выпущено 157 самолетов (включая экспортные).

D.501L — вариант для Литвы. Поставлено 14 самолетов в 1936-1937 гг.

D.510C1 — двигатель HS 12Ycrs (860 л.с.) с трехлопастным винтом (на прежних модификациях применялся двухлопастный). Вооружение аналогично D.501C1. Первый из двух прототипов испытывался с августа 1934 г. ВВС Франции получили 88 самолетов, поставлявшихся с июля 1936 г. до сентября 1937 г. С учетом экспортных построено 120 самолетов. Самолет стал первым французским истребителем, превысившим скорость 400 км/ч.

D.510C — вариант для ВВС Китая. Поставлено 24 самолета.

Ряд стран приобрели D.510 для испытаний, главным образом — для ознакомления с мотор-пушкой: СССР (1 D.510R), Великобритания (1 D.510A), Япония (2 D.510J). 2 D.510, заказанных Турцией, в конечном итоге оказались в Испании.

Боевое применение Dewoitine D.500

В середине 30-х гг. самолеты семейства D.500/501/510 были основными истребителями ВВС Франции, но к началу Второй мировой войны уже устарели и заменялись более современными машинами. По состоянию на 1 сентября 1939 г. ими были вооружены группы GC 1/1, И/1 и I/8, а также 2 отдельные АЭ в Северной Африке и 2 АЭ морской авиации (берегового базирования). К маю 1940 г. таких самолетов в Европе уже не осталось. На D.510 летала сформированная в мае 1940 г. в Марокко на базе колониальных АЭ группа GC III/4 (расформирована в августе 1941 г.) и группа GC I/6 в Дакаре, где D.510 эксплуатировались до конца 1941 г.

Республиканские ВВС Испании в годы гражданской войны эксплуатировали 2 D.510 и 7 D.500. Китайские D.510C в 1938-1939 гг. участвовали в боях с японцами.

Самолеты семейства D.500/501/510 стали этапными для французской авиации, а в некоторых отношениях определили мировые тенденции развития истребителей. В первую очередь это касалось вооружения пушкой, стреляющей через вал винта. Однако к началу Второй мировой войны они были уже безнадежно устаревшими.

www.airaces.ru

Dewiotine D.510 Истребитель — aviArmor

Планами по дальнейшей модернизации истребителей серии D.500\501 предусматривалась установка более мощного мотора и улучшения аэродинамических качеств самолёта. Модификация D.510, появившаяся в 1933 году, воплотила в себе эти желания инженеров, хотя сама схема самолёта резервы для улучшения уже исчерпала. Почти не изменившись внешне, D.510 приобрел двигатель Hispano-Suisa 12Ycrs мощностью 860 л.с. с более длинной носовой частью фюзеляжа. Был увеличен запас топлива и доработаны стойки шасси. Улучшения принесли свои плоды – при том же, что и у D.501, двигателе новая модификация истребителя развивала скорость 402 км\ч. На деле, реальная скорость серийных самолётов редко превышала 390 км\ч, хотя в тот момент D.510 стал одним из самых лучших истребителей мира.

После незначительных доработок D.510C.1 с 1934 года стали выпускать серийно. В строевых частях он начал заменять собой D.500 и D.501, однако к началу Второй Мировой войны все D.510 вывели из частей первой линии, отправив в тыл для обучения пилотов. Так и не успев повоевать с немцами D.510 поставлялся на экспорт и участвовал в менее значительных конфликтах довоенного периода.

В поисках новой техники закупочные комиссии из Китая были крайне не разборчивы и собирали по всему миру наиболее современные и, что самое главное, недорогие самолёты. В 1936 году их внимание привлёк D.510, являвшийся тогда самым современным истребителем Франции. Соглашение о заставке небольшой партии этих самолётов подписали в следующем году. К моменту начала очередной китайско-японской войны D.510 не успели. Самолёты прибыли почти одновременно с французскими добровольцами, прибывшими защищать Китай от японской агрессии. В июне 1938 г. в Куньмине начали формировать 41-ю эскадрилью, основу которой составили французские пилоты и техники. Это подразделение комплектовалось только “девуатинами”, однако в боевых действиях французы так и не участвовали. Известно, что шесть D.510 получили бортовые номера от 4101 до 4106.
Вообще остаётся неизвестным, чем занималась 41-я эскадрилья на протяжении нескольких следующих месяцев. В октябре 1938 г. от услуг иностранных пилотов отказались, а эскадрилью расформировали. Оставшиеся без пилотов самолёты сначала отправили в авиашколу, но потом китайцы передумали и оснастили им 17-ю эскадрилью. Собственно с этого времени началась боевая карьера D.510 в Китае.

На протяжении почти полугода китайские пилоты осваивали новую технику и только в июне 1939 г. эскадрилью, на вооружении которой находилось 12 самолётов, перебросили под Куньминь. Первой боевой операцией, в которой довелось участвовать “девуатинам”, было отражение массированного налёта на аэродром Ченгду. Эта акция была спланирована в ответ на сокрушительный удар китайских бомбардировщиков ДБ-3Б, которые 14 октября уничтожили около 50 японских самолётов на авиабазе под Ханькоу. Утром 4 ноября в воздух поднялись 72 G3M2 морской авиации. 36 из них принадлежали 13-му авиаполку, 18 были из авиаполка “Kisarazu” и ещё 18 из “Kanoya”. Японские бомбардировщики шли двумя группами по 36 самолётов без истребительного прикрытия. В другой ситуации, будь это европейский театр военных действий, груженые бомбами самолёты представляли бы отличную мишень, но у Китая была своя специфика. На перехват японских бомбардировщиков были подняты две истребительные группы. Первой вступили в бой семь И-15бис из состава 27-й эскадрильи. Оборудованные кислородными приборами бипланы смогли подняться выше бомбардировщиков и атаковать их с наиболее выгодной позиции. Примерно на высоте 4000 метров пилоты И-15бис перевели свои самолёты в пикирование, сконцентрировав огонь на ведущем бомбардировщике. Семь D.510 шли немного ниже – перед ними поставили задачу добивать поврежденные самолёты, так как 20-мм пушки HS 404 с барабанным питанием весьма часто заклинивало при резких маневрах, а их боезапас был явно недостаточен. На этот раз условия были идеальными и “девуатины” без проблем могли выполнить своё предназначение. Истребитель, которым управлял капитан Шен Це Лью (командир 17-й эскадрильи) также атаковал подбитый вражеский самолёт, изрешетив снарядами его правое крыло. Вспыхнувшее пламя охватило весь бомбардировщик и вскоре он рухнул на землю, погребя под своими останками экипаж командира 13-го авиаполка капитана Окуда. Впрочем, атака на остальные бомбардировщики, шедшие в плотном строю, оказалась крайне неудачной. Сумев повредить ещё один G3M2, который ушел с дымящимся двигателем, китайцы едва не лишились двух D.510. Уже упоминавшийся самолёт капитана Шена (номер 5921) получил столько пуль, что не смог дальше продолжать полёт и был вынужден совершить вынужденную посадку. У второго D.510 (номер 5924) был пробит бензобак, но топливо не успело воспламениться, что позволило китайскому пилоту благополучно сесть на своём аэродроме. В этой же атаке значительные повреждения от зенитного огня получили три И-15бис.

После этого наступил достаточно продолжительный период, когда D.510 привлекались для обеспечения ПВО различных объектов. За это время, при различных обстоятельствах, было потеряно несколько истребителей. Оставшиеся самолёты передали 28-й эскадрильи 5-й истребительной группы действовавшей под Венчангом. Кроме D.510 в её состав входили более многочисленные И-15бис. Также есть данные, что по меньшей мере один “девуатин” с бортовым номером 5921 в 1939 году был включен в состав 17-й истребительной эскадрильи.

Последний бой с участием “девуатинов”, по всей видимости, произошел 26 октября 1940 г. во время очередного японского налёта на Ченгду. Тогда дислоцированная там 59-я истребительная авиагруппа потеряла пять самолётов, включая один D.510 сбитый на взлёте японскими истребителями.

Очень мало известно об истребителях D.510TN, попавших в Испанию в период гражданской войны. В начале 1936 года французское правительство одобрило продажу нескольких десятков новых самолётов, включая и упомянутые D.510, однако вскоре вступившее в силу эмбарго заставило Францию искать нелегальные пути для доставки авиатехники в Испанию. Так два истребителя Dewoitine и несколько Liore Lo.46 по документам предназначались Арабскому Эмирату Хиджаз, которые в свою очередь продавались через Турцию. Понятно, что арабы их так и не увидели. Едва прибыв к испанцам истребители тотчас лишились главного – силовых установок. Причина была проста – мировое сообщество осталось недовольно либеральными порядками французов и те были вынуждены потребовать назад “секретные пушечные двигатели”. Самолёты поставили в ангар на аэродроме Сабадель, где они и оставались, пока французские пилот Вильям Лабусье не приспособил к ним советские моторы М-100А, являвшиеся лицензионной копией французских HS 12. Истребители включили в состав 71-й группы береговой охраны, поставив перед их пилотами задачу по патрулированию побережья. С самолётами противника они так и не встретились. Первый D.510 разбился при грубой посадке, второй погиб под бомбами итальянских бомбардировщиков.

С французскими D.510C1 история вышла гораздо более прозаическая. Как уже было сказано выше с 1938 года истребители D.510 начали постепенно переводить в части второй линии, лётные школы или просто разбирать на металл. В строю осталось достаточно скромное количество этих старых самолётов, причем почти все они дислоцировались в Северной Африке на авиабазе в Касабланке (Марокко). Эскадрильи ERC 571 и ERC 573 располагали на 10 мая 1940 года в общей сложности 20 истребителями D.510C1, еще два самолёта этого типа находилось в распоряжении морской авиации и были приписаны к эскадрильи АС3. В середине июня, когда ситуация на фронте стала критической, была высказана идея бросить резервные эскадрильи в бой, чтобы хоть как-то задержать темп немецкого наступления. Частично этот план был приведен в действие, но на практике ни один из старых истребителей в боевых действиях не участвовал. С приходом к власти правительства Виши количественный состав ВВС существенно уменьшился, а сама структура была реорганизована. Немцы разрешили иметь ВВС Франции сокращенный авиапарк и продолжать работы над наиболее перспективными проектами, а вот со всяким “хламом” пришлось расстаться. Истребители D.510 никак не вписывались в новую авиационную доктрину Франции и в конце 1940 года пошли на слом.

Источники:

P.Marchand, J.Takamori «Dewoitine D.500-D.510» («Les Ailes de Gloire» No.13. 2004)
В.Котельников «Предвестники «новой волны»» («Мир Авиации» 1995-01)
А.Демин «Воздушные драконы Поднебесной» («Авиация и Время» 2010-06)
М.Павловский «Запоздалый рывок «Пуалю»» («История Авиации» 23)
D.Breffort «French Aircraft from 1939 to 1942: Volume 2». Histoire and Collections. ISBN 2-915239-49-5. 2005
Elke C.Weal, John A.Weal, Richard F.Barker «Combat Aircraft of World War Two». Bracken Books. ISBN 0-946495-43-2. 1977

Тактико-технические данные истребителя Dewoitine D.510C1 :

Длина – 7,94 м
Размах крыла – 12,09 м
Площадь крыла – 16,50 м.кв.
Высота –
Вес пустого – 1496 кг
Вес взлётный – 1929 кг
Скорость максимальная – 402 км\ч
Скорость крейсерская –
Дальность – 700 км
Потолок – 10200 метров
Экипаж – 1 человек
Двигатель – один рядный Hispano-Suiza 12Ycrs, мощностью 860 л.с.
Вооружение — одна 20-мм мотор-пушка HS S7 Oerlikon и два крыльевых 7,5-мм пулемета МАС 1934

aviarmor.net

Девуатин D. 500/501/510 — Я

   Девуатин D. 500/501/510

Когда Франция объявила войну Германии, на вооружении французских ВВС состояло еще довольно много истребителей семейства Девуатин D.500. Они уже устарели, но еще числились боевыми машинами. А ведь еще лет пять назад эти самолеты оценивались как передовые – так быстро развивалась в те годы истребительная авиация.

Проект истребителя D.50bis возник в 1930 г. по заданию французского министерства авиации. По тому времени в нем было немало новинок. Конструктор Эмиль Девуатин, стремясь достичь высокой скорости полета, перешел от традиционной в те годы схемы биплана к моноплану с нижним расположением довольно тонкого крыла. Конструкция полностью выполнялась из легких сплавов, предусматривалось протектирование и аварийный сброс бензобаков, масляно-воздушные амортизаторы шасси (неубирающегося, но в обтекателях). Истребитель оснастили новейшим тогда мотором водяного охлаждения Испано-Сюиза 12Xbrs (650 л.с.).

Самолет вышел на испытания в июне 1932 г. уже под маркой D.500. В сентябре его перегнали на аэродром Виллакублэ, где военные проводили конкурс на истребитель для французских ВВС. У них был невообразимый выбор: десять фирм предложили свои конструкции. Даже сам Девуатин в дополнение к D.500 выставил еще две более консервативные машины, отличавшиеся крылом: D.570 являлся парасолем (крыло подняли над фюзеляжем системой стоек и подкосов), а у схожего D.560 центроплан выполнялся по схеме «чайка», как у польских Р-7 и Р-11.

Конкурс выиграл D.500, продемонстрировавший отличную маневренность и управляемость. По скорости он существенно превосходил требования задания. Правда, за отличные скоростные данные пришлось заплатить высокой скоростью посадочной, что было очень непривычно после традиционных бипланов с крылом толстого профиля. Небезгрешен оказался D.500 и по части штопора. Но это сочли второстепенным.

Хотя опытный образец нес всего два пулемета, размещенных над мотором, Девуатин, согласно уточненному заданию 1931 г., предусмотрел два варианта вооружения: четыре пулемета калибра 7,5 мм (два в фюзеляже и два в выступах под крылом) или 20-мм пушка и два пулемета. В последнем случае монтировался двигатель 12Xcrs с полым валом редуктора, а пушка устанавливалась на мотор, как на лафет, в развале цилиндров, и стреляла через вал и втулку винта (т.н. «мотор-пушка»).

В ноябре 1933 г. французское правительство приняло решение принять истребитель Девуатина на вооружение, причем строить параллельно два варианта – пулеметный как D.500 и пушечный как D.501. На серийных самолетах изменили конструкцию моторамы и переместили некоторые щели и воздухозаборники на капоте. Первый серийный D.500 взлетел с заводского аэродрома в Тулузе 29 ноября 1934 г. Но при облете истребителей почти сразу столкнулись с флаттером (тряской) элеронов. От него избавились, лишь введя весовую балансировку. Все уже выпущенные машины пришлось вернуть в цеха для доработки.

В строевые части D.500 и D.501 попали только в июле 1935 г. Тогда Франция являлась единственной страной в мире, имевшей на вооружении истребители с пушками. Выпуск новых самолетов быстро рос, их изготавливали уже три завода: кроме «Авьонс Девуатин» к производству подключили предприятия фирм «Лиор эт Оливье» и «Лyap». Истребители строили не только для ВВС, но и для береговых частей морской авиации.

Сначала на D.500 ставили только по два пулемета (без крыльевых), но затем окончательно перешли на запланированный стандарт из четырех стволов. Чуть позже на истребителях появились радиостанции. С самолета №112 крыльевые пулеметы «Дарн» заменили более скорострельными MAC 1934. Но последние имели магазинное, а не ленточное питание патронами. Громоздкие магазины-барабаны заняли место в крыле, а сами пулеметы опустили под него, прикрыв замки металлическими обтекателями. Впоследствии поменяли и пулеметы в фюзеляже. Все эти изменения в ходе ремонтов вносили и на более ранних машинах, но не всегда полностью и в разных сочетаниях.

На базе D.500 подготовили целый ряд проектов его модификаций. HD.502 стоял не на колесах, а на поплавках, и имел увеличенное по площади крыло. Он не ушел дальше чертежей. У D.511 с новым мотором Испано-Сюиза 12Ycrs, наоборот, крыло сделали меньше и ввели свободнонесущие стойки шасси вместо трехгранных пирамид. Его построили и даже выставили на авиасалоне в Париже, но ни разу не поднимали в воздух. Позднее его переделали в D.503 с лобовым радиатором. Эта машина проходила испытания, но сочли, что она уже запоздала и уступает по своим данным истребителям нового поколения, созданным по заданию 1934 г. Интересен был D.504 – самолет для испытания парашютов. Из специального отсека сбрасывался манекен, изображавший парашютиста. Еще шесть проектов были связаны с попытками заменить двигатель «Испано» на какой-нибудь другой.

Единственной модификацией, внедренной в серию, стал D.510. Основным отличием стал более мощный мотор Испано-Сюиза 12Ycrs (860 л.с.). Для него потребовался и больший по размерам радиатор. Двухлопастный винт заменили трехлопастным. В августе 1934 г. опытный D.510 приступил к заводским испытаниям, а с конца октября испытательный центр ВВС (СЕМА) начал официальное опробование машины.
D.510 первым во Франции преодолел рубеж 400 км/ч. Недостаточная путевая устойчивость вынудила доработать вертикальное оперение, которое по площади стало больше, чем у D.500.


В мае 1935 г. правительство выдало первый заказ на 25 D.510. Первый самолет этого заказа был готов в июле 36-го. Серийные истребители отличались от D.501 увеличенным фюзеляжным бензобаком, большей колеей шасси (стойки немного расставили в стороны) и иной формой обтекателей колес. Вооружение устанавливалось по типу D.510 – пушка и два пулемета. Первые пять серийных самолетов ушли без радиостанций, но уже на второй партии из 20 истребителей поставили станции ОТС. А с февраля 1937 г. стали монтировать приемо-передающие комплекты фирмы «Томсон», с большей дальностью связи. Внешне это проявилось в появлении второй, складной, антенны под фюзеляжем вдобавок к стоявшей сверху.

Серийное производство D.510 по заказам французских ВВС продолжалось до июня 1938 г. Всего заводы выпустили 360 истребителей семейства D.500/ 501/510, довольно много по меркам 30- х годов. «Девуатины» стали самыми массовыми истребителями французских ВВС в середине 30-х, составляя около 80% парка. На них летали шесть эскадр. Однако, уже с 1936-37 годов эти самолеты стали отставать от уровня стремительно развивавшейся истребительной авиации. В небе начинали воцаряться истребители так называемой «новой волны», с закрытыми кабинами, убирающимся шасси и совсем иной тактикой боя.

Самолеты семейства D.500, ненадолго выведшие французскую истребительную авиацию на лидирующие позиции, остались чисто «местным» явлением. Хотя многие страны заинтересовались этой машиной, немногие приняли ее на вооружение.

В июле 1935 г. три D.500V купило правительство Венесуэлы. В ноябре 36- го семь D.501L поставили в Литву. Самой крупной партией, отправленной за рубеж, явились 24 D.510C, заказанные в августе 1937 г. китайцами. С лета 38-го две эскадрильи китайских ВВС воевали на них с японцами. Два самолета, первоначально заказанных Турцией, продали якобы Саудовской Аравии. На самом деле они отправились в Испанию. На них сражались республиканские летчики — на одном пилот Хосе Коррель сбил в ночном бою Не-59, второй — сгорел при налёте франкистов на аэродром Баньолас.


D.501L ВВС Литвы


Два D.510J летом 1935 г. купила Япония: один достался авиации императорской армии, другой – флоту. Один D.510A в сентябре следующего года отправили в Англию. Одновременно с ним единственный D.510R приняли на аэродроме Виллакублэ советские представители. Все эти машины предназначались для изучения, в основном интересовались французской мотор-пушкой, аналогов у которой тогда не было.

Во Франции с марта-апреля 1939 г. самолеты семейства D.500 начали уступать место новым истребителям MS.406 и Кэртис Н.75, но к сентябрю их еще оставалось довольно много. Так что они захватили самое начало «странной войны». Но их держали подальше от фронта и никаких подвигов «девуатины» совершить не успели. Последняя группа, GC II/1 в Этампе, перешла на новые самолеты Блок MB. 152 в ноябре 1939 г.

Но еще перед началом войны во Франции началось формирование эскадрилий и звеньев ПВО, прикрывавших в глубине страны города, важные заводы, порты и аэродромы. Вооружали их устаревшей техникой, в том числе D.500, D.501 и D.510 получили пять эскадрилий и одно отдельное звено (укомплектованное польскими летчиками). Из этих эскадрилий три базировались в самой Франции, одна в Марокко и одна в Алжире.
При поспешном создании новых авиачастей в ходе войны современной техники зачастую не хватало и, чтобы летчики не теряли квалификации, временно им давали старые истребители. Но на фронт эти части отправлялись только после перевооружения.
Морская авиация сформировала на D.510 две эскадрильи. Первая из них воевала уже на MB. 151, а вторая на передовую вообще не попала.

После поражения Франции ее вооруженные силы резко сократились. Устаревшие самолеты пошли на слом. ВВС правительства Виши старые «девуатины» практически не использовали. Единственным исключением являлась эскадрилья ЕС 1/6 на D.501, участвовавшая в отражении атаки британского флота на Дакар в Сенегале. В конце 1941 г. распустили и ее. На этом долгая служба семейства D.500 закончилась.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ D.510

Назначение: одноместный истребитель.
Вооружение: 20-мм пушка HS S9 в развале цилиндров двигателя и два 7,5-мм пулемета в консолях крыла.
Двигатель: Испано-Сюиза 12 Ycrs – 12-цилиндровый, V-образный, взлетной мощностью 860 л.с.
Скорость максимальная: 393 км/ ч.
Набор высоты: 4000 м за 4 мин 9 с. Потолок практический: 10500 м
Дальность: 600-850 км. Веса: пустого – 1429 кг, взлетный – 1921 кг.
Размеры: размах крыла 12,09 м, длина 7,94 м, площадь крыла 16,5 м2 .

Самолёты Франции.// Авиация во Второй Мировой войне// Ч.I. – Жуковский, ЦАГИ, 1996. – С.55-57.


yosikava.livejournal.com

📌 Dewoitine D.500 — это… 🎓 Что такое Dewoitine D.500?

D.500 / D.510
Модель самолёта D.510
Типистребитель
РазработчикDewoitine
Производитель«Dewoitine» (Тулуза),
«Lioré et Olivier» (Клиши),
«Сен-Назер)
Главный конструкторЭмиль Девуатин
Первый полёт18 июня 1932
Начало эксплуатацииапрель 1935
Конец эксплуатациииюль 1940
Статусснят с эксплуатации
Основные эксплуатанты Armée de l’Air
ВВС Китая
Годы производстваноябрь 1934 — май 1938
Единиц произведено360

Девуатин D.500/D.510 (фр. Dewoitine D.500/D.510) — семейство одноместных французских истребителей с открытой кабиной и неубирающимся шасси Второй мировой войны. Самолёт разработан в конструкторском бюро фирмы «Девуатин» под руководством Э. Девуатина (фр. Émile Dewoitine). Серийно производился на заводах SNCAM «Девуатин» в Тулузе, «Лиор-эт-Оливье» в Клиши и «Ателье шантье де ля Луар» в Сен-Назере с ноября 1934 по май 1938 года. Всего изготовлено 360 самолётов.

На вооружение ВВС Франции самолёт поступил в апреле 1935 года, также состоял на вооружении в Китае с июля 1938 года. Впервые в боевых действиях истребитель использовался в декабре 1936 года во время Гражданской войны в Испании. С января 1939 года участвовал в Японо-китайской войне. Французские истребители ограниченно использовались в Странной войне, во время Битвы за Францию находились на вооружении отдельных подразделений ПВО. Во Франции D.500/D.510 снят с вооружения в конце июля 1940 года.

Тактико-технические характеристики

Приведённые ниже характеристики соответствуют модификации D.510:

Источник данных: «Уголок неба»

Технические характеристики


Лётные характеристики

Вооружение

  • Стрелково-пушечное:  
    • 1 × 20 мм пушка Hispano-Suiza HS.9
    • 2 × 7,5 мм пулемёта MAC 1934 в крыле

Примечания

См. также

Аналоги
Списки

Ссылки

dic.academic.ru

Dewoitine D.500 — WikiModern

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Девуатин D.500/D.510 (фр. Dewoitine D.500/D.510) — семейство одноместных французских истребителей с открытой кабиной и неубирающимся шасси Второй мировой войны. Самолёт разработан в конструкторском бюро фирмы «Девуатин» под руководством Эмиля Девуатина (фр. Émile Dewoitine). Серийно производился на заводах SNCAM: «Девуатин» в Тулузе, «Лиор-эт-Оливье» в Клиши и «Ателье шантье де ля Луар» в Сен-Назере с ноября 1934 по май 1938 года. Всего изготовлено 360 самолётов. Самолёт производился в трех вариантах — первоначальный D.500 с двигателем Hispano-Suiza 12X и пулемётным вооружением, D.501 c двигателем 12X и пушкой Hispano-Suiza в развале блока цилиндров и D.510 с двигателем Hispano-Suiza 12Y и пулемётно-пушечным вооружением.

На вооружение ВВС Франции самолёт поступил в апреле 1935 года, также состоял на вооружении в Китае с июля 1938 года. Впервые в боевых действиях истребитель использовался в декабре 1936 года во время Гражданской войны в Испании. С января 1939 года участвовал в Японо-китайской войне. Французские истребители ограниченно использовались в Странной войне, во время Битвы за Францию находились на вооружении отдельных подразделений ПВО. Во Франции D.500/D.510 снят с вооружения в конце июля 1940 года.

Тактико-технические характеристики

Приведённые ниже характеристики соответствуют модификации D.501/D.510:

Источник данных: D.500 «Уголок неба»/D.510 «Уголок неба»

Технические характеристики
Лётные характеристики
Вооружение
  • Стрелково-пушечное:  

Основа этой страницы находится в Википедии. Текст доступен по лицензии CC BY-SA 4.0 license. Нетекстовые медиаданные доступны под собственными лицензиями. Wikipedia® — зарегистрированный товарный знак организации Wikimedia Foundation, Inc. Infosphere.top не аффилирована с Фондом Викимедиа (Wikimedia Foundation).

infosphere.top

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *