Авиационное оборонительное вооружение взрывчатого типа: world_of_planes — LiveJournal

Изучая вопрос водно-метанольных форсажей я наткнулся на упоминание немецких ракет Wg17. Их планировали ставить на Густав для защиты от «мерзких Спитфаеров». Представьте: вы сваливаетесь, ваш противник тоже. И вы тут даёте ему залп из батареи 17мм ракет! На мой взгляд это точно также должно быть в игре, как 24 бомбы по 2,5 кг на протокорсаре. Но, увы, ничего кроме упоминания не нашёл. Ни схем, ни результатов испытаний, ни фотографий.
Но нашёл кое-что другое:

Авиационная граната:

[Spoiler (click to open)]Для защиты самолетов-штурмовиков в воздухе от нападения истребителей противника со стороны нижней части задней полусферы в ГСКБ-47 под руководством А.Ф.Турахина разработали довольно необычный боеприпас – авиационную гранату АГ-2. Она представляла собой сферический металлический корпус, отлитый из сталистого чугуна и снаряженный 80 граммами смеси К-2, оснащенный тормозным парашютом и взрывным устройством. В транспортном положении парашют был уложен в специальной цилиндрической коробке, жестко закрепленной на соединительной втулке взрывателя (трубке ударного механизма). Легкая жестяная крышка парашютной коробки, скрепленная с кольцом полюсного отверстия купола парашюта, принудительно открывалась при сбрасывании боеприпаса, чем гарантировала раскрытие парашюта.
В высверленном глухом отверстии боевого заряда устанавливали картонную гильзу, изолирующую взрыватель от ВВ. За основу взрывателя конструкторы взяли армейский запал УЗРГ, применяемый для ручных гранат, и доработали его согласно специфическим требованиям по применению гранат авиационных. К примеру, достаточного в пехоте времени замедления в 6 с после выдергивания кольца в авиации оказалось слишком много, и его пришлось сократить до 3,2-4 с. Помимо того, предохранительная планка гранатного запала в авиационном боеприпасе была излишней и ее упразднили.
После сбрасывания с самолета из специальных стационарных кассет держателей авиационных гранат ДАГ-5 или ДАГ-10 (емкостью на 5 и 10 гранат соответственно) по сигналам управления из кабины стрелка крышка парашютной коробки в результате аэродинамического удара выдергивала так же и боевую чеку запала. В это время гранаты под действием парашютов быстро отставали от носителя на расстояние, вполне достаточное для приведения в действие дистанционного взрывателя. Взрываясь, корпуса боеприпасов дробились на 100-130 осколков, образуя зону сплошного поражения радиусом 8-10 м. Отдельные осколки корпуса боеприпаса разлетались на дальности до 40-50 м.

[Spoiler (click to open)]В ходе боевых действий пилоты бомбардировщиков и штурмовиков отработали несколько специфических приемов этого вида оружия. С самолетов Пе-2, Ил-2 и Ил-10 авиационные гранаты применяли сериями по 2-3 штуки как в горизонтальном полете, так и при пикировании под углами до 30°. При скорости носителя 270 км/ч в горизонтальном полете АГ-2 отставали по высоте на 40-55 м и по дальности – на 220-280 м. Кроме того, для защиты верхней части задней полусферы боеприпасы сбрасывали при пикировании носителя, что гарантировало их разрывы на дальности 280-320 м позади самолета, но с превышением в 50-100 м. Для применения гранат требовалось подпустить истребитель противника на 400-500 м. Однако использовать АГ-2 требовалось весьма осторожно и грамотно, чтобы не причинять урон своим самолетам в строю. К примеру, при атаке противником группы самолетов гранаты разрешалось применять только экипажу замыкающей машины и с учетом положения «соседей» в строю.
Советские ВВС приняли на вооружение другой вариант с гранатой специальной разработки, получившей название АГ-2. Конструктивно она состояла из шарообразного корпуса, снаряженного взрывчатым веществом, и цилиндрической коробки с парашютом. Боекомплект укладывался в специальный контейнер-держатель. Имелись две его разновидности — ДАГ-5 и ДАГ-10, на пять и десять гранат соответственно. В нижней части контейнера монтировалась открывающаяся створка, через которую в воздушный поток под действием собственного веса выбрасывалось нужное количество гранат. В момент отделения сдергивалась крышка парашютной коробки и взводился взрыватель. Спустя 3 — 4 с граната взрывалась, создавая область сплошного поражения радиусом 30 — 35 м. В результате подрыва гранаты образовывалось примерно 130 осколков массой от 3 до 80 г. Граната взрывалась в сотне метров позади и на 20 — 25 м ниже самолета, с которого она сбрасывалась. С появлением серийных держателей ДАГ-10 их стали монтировать практически на всех двухмоторных бомбардировщиках.
Своевременное применение авиационных гранат приносило ощутимые результаты. Так, 9 марта 1943 года восьмерка пикирующих бомбардировщиков Пе-2 из 241-й бомбардировочной авиадивизии наносила бомбовый удар по скоплению противника в районе р. Суры. После сброса бомб с высоты 900 — 1000 м стрелок-радист замыкающей машины предупредил ведущего о приближении четверки FW190. «Фоккеры» атаковали снизу, на горке после пикирования. Штурман одной из «пешек» Старостин удачно сбросил четыре гранаты АГ-2, в результате немецкий истребитель загорелся и совершил вынужденную посадку.
5 декабря того же года самолет-разведчик Пе-3бис гвардии младшего лейтенанта Николаенко из 98-го гвардейского отдельного авиаполка дальних разведчиков в районе Казатина был атакован парой немецких истребителей Bf109G. Штурман гвардии старший лейтенант Юрьев своевременно обнаружил противника, по его команде летчик отвернул в сторону ближайшего облака и перевел машину в набор высоты. «Мессершмитты» успели провести одну атаку, но она была успешно отбита огнем из верхнего пулемета штурмана и серией гранат АГ-2. Один из немецких истребителей, проскочивший после атаки сзади — сверху под самолет Николаенко, получил повреждение от осколков АГ-2 и ушел со снижением в сторону аэродрома.

[Spoiler (click to open)]Не менее удачно применяли гранаты экипажи 453-го бомбардировочного авиаполка, вооруженного самолетами A-20G. В начале мая 1944 года 1-я эскадрилья полка под прикрытием «Аэрокобр» нанесла бомбовый удар по железнодорожной станции. При развороте после бомбометания группа растянулась и была атакована немецкими истребителями снизу — сбоку. По команде комэска штурманы залпом сбросили гранаты АГ-2. В результате один из атаковавших Bf109 был сбит.
Признанием весьма положительных результатов применения авиационных гранат АГ-2 можно считать указание главного инженера авиации дальнего действия генерал-лейтенанта ИАС Маркова. В июле 1944 года он распорядился силами техсостава частей смонтировать на всех самолетах Ил-4, Ли-2, В-25 и Пе-8 по одному держателю ДАГ-10…

Ракеты обратного старта:

Ещё одной любопытной идеей «защиты хвоста» бомбардировщиков и разведчиков стало оснащение их пусковыми реактивных снарядов, ориентированными назад. Впервые такую установку задумали для скоростного пикирующего бомбардировщика СПБ конструктора Жемчужина ещё до войны. Правда, для стрельбы в ЗПС предусматривалась выдвижная кассета, и снаряды были более серьёзными — PC-132, но в серию система не пошла.

В строевых частях аналогичные устройства делали по-разному. Одному из первых мысль «довооружить» Пе-2 пришла технику А. Помазанскому. Он совершенно справедливо посчитал, что психологическое воздействие несущихся навстречу атакующему истребителю ракет и их взрывы компенсируют потерю скорости бомбардировщика-ракетоносца.

[Spoiler (click to open)]В 208-м сбап по два ракетных орудия РО-82 смонтировали на хвостовой части фюзеляжей Пе-2 и Пе-3. Небольшой «раствор» орудий по направлению получился автоматически при установке узлов крепления на круглом фюзеляже. Во 2-м драп ГК в ноябре 1941 г. на все Пе-2 поставили аналогичные установки. Пускал снаряды штурман самолёта залпом.

В период боёв под Вязьмой экипаж лётчика Алышева из 2-го драп ГК успешно отразил нападение четырёх «мессершмиттов», применение «ракеты обратного старта». Вскоре таким же образом отбился экипаж младшего лейтенанта Щитова. На сей раз противник проявил настойчивость, и чтобы его отпугнуть, понадобилось два залпа. Подобное предпринимали в некоторых полках штурмовиков, где по одному РО монтировали справа и слева от киля, а также в полках дальних бомбардировщиков для защиты ППС и ЗПС на Ил-4. А в 4-м драп ГК на все самолёты Пе-2, Пе-3 и А-20 «перевёрнутые» пусковые РО-82 установили попарно под каждую консоль. Они были предназначены для усиления защиты сзади-снизу — обычного направления атак германских истребителей.

Представители промышленности, опиравшиеся на неизмеримо большие возможности серийного авиазавода, попытались разработать подвижные оборонительные батареи РС-82. В августе 1942 г. конструкторы В. Заулошнов и А. Виноградов создали два образца таких установок, предназначенных для Пе-2. Люковую ракетную управляемую батарею на 2 снаряда РУБ-2Л смонтировали на подвижной части нижней пулемётной турели. Верхнюю установку РУБ-4 разместили на прозрачной полусферической башенке, опорное кольцо которой встроили в отверстие астролюка стрелка-радиста. При внешней привлекательности технического решения, оно оказалось не вполне удачным. Ещё на наземных испытаниях Пе-2 (заводской №7/87) специалисты НИПАВ установили, что при пуске снарядов стрелок не в состоянии удержать установку от разворота, поэтому прицельная стрельба оказалась невозможной. Более того, набегающий поток воздуха препятствовал наведению батарей даже при небольших углах отклонения, а после пуска одного из снарядов установку неудержимо разворачивало в скомпенсированное положение. Словом, РУБы оказались абсолютно непригодными для боевого применения.

[Spoiler (click to open)]В начале 1943 г. на НИПАВ исследовали вариант размещения РО, предложенный командиром 1-й эскадрильи 205-го бап майором Глуховым. На испытаниях капитан В. Сорокин оценивал Пе-2 с двумя пусковыми РО-82 над хвостовой частью фюзеляжа. По результатам пусков он выявил невысокую эффективность такой установки, объяснив это большим рассеиванием снарядов, на траектории проходивших точку с «нулевой скоростью» относительно воздуха, и большим временем задержки взрыва РС-82 (минимальная установка взрывателя — 2,2 с), что обусловило подрыв в 450-500 м от самолёта. Естественно, прицельная стрельба на такой дальности оказалась невозможной, и испытанное устройство получило отрицательный отзыв НИПАВ. Несмотря на это, в ряде авиаполков установки для пуска PC на Пе-2 назад сохранились вплоть до окончания войны. Во фронтовой практике большое значение имела и психологическая составляющая эффективности оружия, пусть даже разового применения, что не принимали во внимание «тыловые испытатели». Впрочем, со временем, PC обратного старта перестали подвешивать под крылья «пешек», всё больше полагаясь на согласованный пулемётный огонь плотного строя бомбардировщиков и на истребители сопровождения.

Сейчас существует нечто похожее — Р-73.

Источники:
http://www.russianarms.ru/forum/index.php?topic=5888.0
http://vadimvswar.narod.ru/ALL_OUT/AiKOut06/Pe2Wpn/Pe2Wpn011.htm

Теперь собственно вопросы:
1. Хотеть или не хотеть?
2. Собственно, это не статья. У меня есть желание собрать в кучу информацию о подобных установках. А для этого нужны данные по Wg17 и другим системам.

world-of-planes.livejournal.com

2 — авиационная граната: enag — LiveJournal

Denis Rehson (enag) wrote,
Denis Rehson
enag
Для защиты самолетов-штурмовиков в воздухе от нападения истребителей противника со стороны нижней части задней полусферы в ГСКБ-47 под руководством А.Ф.Турахина разработали довольно необычный боеприпас – авиационную гранату АГ-2. Она представляла собой сферический металлический корпус, отлитый из сталистого чугуна и снаряженный 80 граммами смеси К-2, оснащенный тормозным парашютом и взрывным устройством. В транспортном положении парашют был уложен в специальной цилиндрической коробке, жестко закрепленной на соединительной втулке взрывателя (трубке ударного механизма). Легкая жестяная крышка парашютной коробки, скрепленная с кольцом полюсного отверстия купола парашюта, принудительно открывалась при сбрасывании боеприпаса, чем гарантировала раскрытие парашюта. В высверленном глухом отверстии боевого заряда устанавливали картонную гильзу, изолирующую взрыватель от ВВ. За основу взрывателя конструкторы взяли армейский запал УЗРГ, применяемый для ручных гранат, и доработали его согласно специфическим требованиям по применению гранат авиационных. К примеру, достаточного в пехоте времени замедления в 6 с после выдергивания кольца в авиации оказалось слишком много, и его пришлось сократить до 3,2-4 с. Помимо того, предохранительная планка гранатного запала в авиационном боеприпасе была излишней и ее упразднили. После сбрасывания с самолета из специальных стационарных кассет держателей авиационных гранат ДАГ-5 или ДАГ-10 (емкостью на 5 и 10 гранат соответственно) по сигналам управления из кабины стрелка крышка парашютной коробки в результате аэродинамического удара выдергивала так же и боевую чеку запала. В это время гранаты под действием парашютов быстро отставали от носителя на расстояние, вполне достаточное для приведения в действие дистанционного взрывателя. Взрываясь, корпуса боеприпасов дробились на 100-130 осколков, образуя зону сплошного поражения радиусом 8-10 м. Отдельные осколки корпуса боеприпаса разлетались на дальности до 40-50 м. В ходе боевых действий пилоты бомбардировщиков и штурмовиков отработали несколько специфических приемов этого вида оружия. С самолетов Пе-2, Ил-2 и Ил-10 авиационные гранаты применяли сериями по 2-3 штуки как в горизонтальном полете, так и при пикировании под углами до 30°. При скорости носителя 270 км/ч в горизонтальном полете АГ-2 отставали по высоте на 40-55 м и по дальности – на 220-280 м. Кроме того, для защиты верхней части задней полусферы боеприпасы сбрасывали при пикировании носителя, что гарантировало их разрывы на дальности 280-320 м позади самолета, но с превышением в 50-100 м. Для применения гранат требовалось подпустить истребитель противника на 400-500 м. Однако использовать АГ-2 требовалось весьма осторожно и грамотно, чтобы не причинять урон своим самолетам в строю. К примеру, при атаке противником группы самолетов гранаты разрешалось применять только экипажу замыкающей машины и с учетом положения «соседей» в строю. Советские ВВС приняли на вооружение другой вариант с гранатой специальной разработки, получившей название АГ-2. Конструктивно она состояла из шарообразного корпуса, снаряженного взрывчатым веществом, и цилиндрической коробки с парашютом. Боекомплект укладывался в специальный контейнер-держатель. Имелись две его разновидности — ДАГ-5 и ДАГ-10, на пять и десять гранат соответственно. В нижней части контейнера монтировалась открывающаяся створка, через которую в воздушный поток под действием собственного веса выбрасывалось нужное количество гранат. В момент отделения сдергивалась крышка парашютной коробки и взводился взрыватель. Спустя 3 — 4 с граната взрывалась, создавая область сплошного поражения радиусом 30 — 35 м. В результате подрыва гранаты образовывалось примерно 130 осколков массой от 3 до 80 г. Граната взрывалась в сотне метров позади и на 20 — 25 м ниже самолета, с которого она сбрасывалась. С появлением серийных держателей ДАГ-10 их стали монтировать практически на всех двухмоторных бомбардировщиках. Своевременное применение авиационных гранат приносило ощутимые результаты. Так, 9 марта 1943 года восьмерка пикирующих бомбардировщиков Пе-2 из 241-й бомбардировочной авиадивизии наносила бомбовый удар по скоплению противника в районе р. Суры. После сброса бомб с высоты 900 — 1000 м стрелок-радист замыкающей машины предупредил ведущего о приближении четверки FW190. «Фоккеры» атаковали снизу, на горке после пикирования. Штурман одной из «пешек» Старостин удачно сбросил четыре гранаты АГ-2, в результате немецкий истребитель загорелся и совершил вынужденную посадку. 5 декабря того же года самолет-разведчик Пе-3бис гвардии младшего лейтенанта Николаенко из 98-го гвардейского отдельного авиаполка дальних разведчиков в районе Казатина был атакован парой немецких истребителей Bf109G. Штурман гвардии старший лейтенант Юрьев своевременно обнаружил противника, по его команде летчик отвернул в сторону ближайшего облака и перевел машину в набор высоты. «Мессершмитты» успели провести одну атаку, но она была успешно отбита огнем из верхнего пулемета штурмана и серией гранат АГ-2. Один из немецких истребителей, проскочивший после атаки сзади — сверху под самолет Николаенко, получил повреждение от осколков АГ-2 и ушел со снижением в сторону аэродрома. Не менее удачно применяли гранаты экипажи 453-го бомбардировочного авиаполка, вооруженного самолетами A-20G. В начале мая 1944 года 1-я эскадрилья полка под прикрытием «Аэрокобр» нанесла бомбовый удар по железнодорожной станции. При развороте после бомбометания группа растянулась и была атакована немецкими истребителями снизу — сбоку. По команде комэска штурманы залпом сбросили гранаты АГ-2. В результате один из атаковавших Bf109 был сбит. Признанием весьма положительных результатов применения авиационных гранат АГ-2 можно считать указание главного инженера авиации дальнего действия генерал-лейтенанта ИАС Маркова. В июле 1944 года он распорядился силами техсостава частей смонтировать на всех самолетах Ил-4, Ли-2, В-25 и Пе-8 по одному держателю ДАГ-10… 8 марта 1943 г. шестёрку Пе-2 под прикрытием Як-1 из состава 15 ВА, в районе Красного Поля атаковали пять Bf 109. Навстречу им сбросили 12 гранат, что помогло отбить атаку без потерь. Немцы лишились одного истребителя, упавшего близ реки Донец. На следующий день восьмёрка Пе-2 из 3-го бак бомбила скопление войск у Суры с высоты 900-1000 м. Сзади на них зашло звено FW-190A, открыв огонь с большой дистанции. Бомбардировщики встретили их 20 гранатами, и штурман Старостин поразил серией АГ-2 один истребитель, который загорелся и совершил вынужденную посадку севернее Раховец. 5 декабря 1943 г. самолёт-разведчик Пе-3бис гвардии младшего лейтенанта Николаенко из 98-го гвардейского авиаполка дальних разведчиков Главного Командования в районе Казатина атаковала пара истребителей Bf 109G. По команде штурмана гвардии старшего лейтенанта Юрьева лётчик отвернул к ближайшему облаку и перевёл машину в набор высоты. «Мессершмитты» успели атаковать только раз, сверху попав под огонь пулемёта штурмана. Истребитель, проскочив под самолёт Николаенко, получил повреждение от разрыва АГ-2 и ушёл со снижением в сторону аэродрома Калиновка.

Photo

Hint http://pics.livejournal.com/igrick/pic/000r1edq

enag.livejournal.com

Журнал Авиация и космонавтика 2004 № 05-06

Один из поздних вариантов конструктивного исполнения бортовой установки. Стрелок М.Л. Корсаков сбил два немецких самолета

На 275-й серии усилили оборону Пе-2 с хвоста – поставили гранатомет ДАГ-10 с 10 авиационными гранатами АГ-2. Гранаты размещались в кабине стрелка-радиста в двух кассетах по пять штук. Выброшенная из самолета граната сначала тормозилась небольшим парашютом, а затем через 3-5 с разрывалась на пути преследующего истребителя. Установка гранатомета дала возможность стрелку «выкуривать» немцев из их любимой позиции при атаке на Пе-2 -строго сзади.

Применение гранатометов оказалось довольно эффективным. Так, 30 июня 1944 г. самолеты 5-й бад воспользовались гранатометами для отражения атаки истребителей FW 190A. Гранатами и пулеметным огнем стрелки поразили пять «фокке-вульфов». В некоторых полках гранатометы ставили на пикировщики и раньше. В частности, в 9-м бап их смонтировали еще в декабре 1941 г. (в том числе и на Пе-3). В 39-м орап довольно успешно пробовали применять АГ-2 и по автомашинам на дорогах, сбрасывая гранаты с бреющего полета. Конечно, применение гранат не всегда давало результаты, и командование ВВС понимало недостаточность подобных мер.

Вот как оценивался Пе-2 Главным штабом ВВС в мае 1944 г.: «Горизонтальная скорость Пе-2, вследствие его использования главным образом в зонах наибольшего противодействия истребителей противника, требует повышения ее на 20-30 км/час даже по сравнению с самолетами 205-й серии. Это увеличит свободу действий пикировщиков и затруднит нагон его истребителями, а в сочетании с большой скоростью пикирования (до 750 км/час) обеспечит отрыв от них в воздушном бою». В этом же документе отмечались высокая маневренность и живучесть машины, но говорилось, что самолет строг в пилотировании, особенно на взлете и посадке, поэтому для пилотирования требуется хорошая подготовка. Кроме того, была невелика практическая бомбовая нагрузка Пе-2 – всего 600 кг, но и ее не всегда использовали, так как бомбовый отсек мог вместить лишь от 175 до 532 кг мелких бомб. Четырех замков для сброса бомб с пикирования явно не хватало.

Экипажи Пе-2, со своей стороны, отмечали хороший обзор и высокие пикирующие свойства самолета. Опытным летчикам нравилась хорошая устойчивость при прицельном пикировании. Прочное шасси позволяло производить взлет и посадку даже при вязком грунте, но из-за недостаточной мощности моторов для самолета в этих условиях требовался слишком длительный разбег. Отмечалось также, что практический потолок 8800-9000 м достигался очень редко. Эксплуатационные качества Пе-2 были признаны удовлетворительными, в том числе указывалось, что не представляла трудностей подготовка самолета к вылету зимой и летом.

Гораздо более существенным было изменение тактики применения Пе-2. Важным этапом на пути повышения эффективности поражения объектов явился переход к бомбометанию с пикирования звеньями и эскадрильями, произошедший в конце 1943 г. Оценки выполнения бомбометания в 284-м бап показали, что если раньше средние радиальные отклонения от цели превышали 200 м, то после внедрения этого способа атаки они сократились до 18м. 284-й полк, применяя бомбометание с пикирования, нанес большой ущерб железнодорожным перевозкам врага. Приказ по ВВС требовал к началу октября 1943 г. обучить боевому применению с пикирования по одному полку Пе-2 в каждой дивизии.

Поиск путей повышения эффективности бомбардировочных ударов привел к появлению одного из наиболее совершенных способов действия бомбардировщиков в районе цели – удару с пикирования из боевого порядка «круг».

Сущность его заключалась в ударе по объекту выстроившихся в круг самолетов последовательно, друг за другом.

При этом каждый экипаж делал по несколько заходов на цель. При использовании такой тактики не только возросло время пребывания бомбардировщиков над целью, но также и улучшились условия выполнения противозенитного маневра и организации прикрытия истребителями.

Одним из создателей этого тактического приема был командир 2-го гв. бак генерал-майор И.С. Полбин. 15 июня 1944 г. он лично возглавил группу из 25 бомбардировщиков, получивших во время Львовско-Сандомирской операции задание уничтожить скопление танков и артиллерии противника. Механизм «полбинской вертушки» был отлажен очень четко. Когда ведущий выходил из пикирования, следующий за ним самолет заходил на цель, строго выдерживая дистанцию. Выйдя из пикирования, первый бомбардировщик боевым разворотом пристраивался к замыкающему и образовывал кольцо. За пять заходов группа Полбина уничтожила 180 автомашин, 9 танков, десятки полевых орудий, другую технику. При этом истребители прикрытия непрерывно барражировали выше и ниже группы «пет- ляковых», отгоняя FW 190 и Bf 109.

По результатам этого и других подобных ударов было установлено, что оптимальным составом «вертушки» были 12-15 Пе-2. За время Львовско-Сандомирской операции при бомбежке из замкнутого круга бомбардировщики не потеряли ни одного экипажа. Зенитчикам было трудно вести прицельный огонь по самолетам, у которых постоянно менялись курс, высота и скорость. В дальнейшем экипажи корпуса стали использовать усложненный тактический прием, проводя атаки не с одного, а с различных направлений.

Если тактика пикировщиков непрерывно менялась, то их боевые порядки за время войны не претерпели серьезных изменений. Когда количество самолетов в полках и дивизиях стало достаточным, то основу любого порядка стали составлять звенья трехсамолетного состава, в которых самолеты строились в «клин», реже в «пеленг» с интервалами 20-30 м. При разомкнутых порядках интервалы возрастали до 100 м. Эскадрилья действовала «клином», «пеленгом» или «колонной звеньев». Полки строились аналогично, но в них применяли и порядок «змейки». Полк обычно базировался на одном аэродроме, после взлета группа собиралась и затем шла на задание.

В первой половине 1944 г. в конструкцию Пе-2 внесли еще ряд небольших изменений. С 301-й серии переделали верхний люк стрелка-радиста: откидной козырек вынесли вперед за контуры люка. Но программа опытных работ, начатая Мясищевым в августе 1943 г., не дала практического результата. Наиболее близок к удаче был Пе-2Б, рекомендованный военными в серию. Его собирались сделать эталоном Пе-2 вначале на весь 1944 г., а затем на его вторую половину. Но испытывался он в НИИ ВВС в мае-июне 1944 г., когда уже летал куда более совершенный Пе-2И. И вот тогда Мясищев, Окулов и вместе с ними НКАП в целом совершили серьезную ошибку. Несмотря на требования военных, авиапромышленность фактически отказалась от внедрения трех основных «изюминок» Пе-2Б – новой кабины с установкой ФЗ, нового люка стрелка- радиста, открывающегося наружу и облегчающего оставление самолета, а также аварийной механической системы уборки тормозных решеток. Нарком Шахурин мотивировал решение тем, что скорое внедрение в серию Пе-2И, имевшего скорость 650 км/ч, решит все проблемы и сделает ненужным «промежуточный шаг» – Пе-2Б. Но мощный поток Пе-2И так никогда и не хлынул в строевые части, а десятки и может быть сотни экипажей «пешек» расплатились своими жизнями за это опрометчивое решение.

Самолет вернулся на аэродром с разбитым рулем высоты

profilib.org

Тип 10 (гранатомёт)

TR | UK | KK | BE | EN |

Императорская армия Японии

Тип 10(十年式擲弾筒) — японский 50-мм миномёт времён Второй мировой войны, разработан в 1921 году одновременно с универсальной 50-мм гранатой (тоже названной «Тип 10»), которая могла также использоваться как ручная и винтовочная. Сами японцы классифицировали это оружие как гранатомет. Впоследствии универсальные гранаты продолжали разрабатываться: Тип 91 (1931 год) получил более мощный заряд взрывчатого вещества, создавались спец-боеприпасы. От универсальной гранаты Тип 10 модель 1931 года отличалась увеличенной на 15 грамм массой взрывчатого вещества при сохранении совместимости боеприпаса с гранатомётами Тип 10 и Тип 89.

Гранаты Тип 97 (1937 год), близкие по конструкции, использовались только как ручные, а облегченные и упрощенные Тип 99 (1939 год) — как ручные и винтовочные.

Гранатомет-миномет Тип 10 был гладкоствольным. Регулировка дальности производилась изменением положения, до которого опускалась в ствол граната. Для выстрела требовалось спустить предварительно взведенный ударный механизм. При малом весе (2.6кг) и размерах (длина ствола 24см) гранатомет Тип 10 обеспечивал выстрел универсальной гранатой весом 530 грамм на расстояние до 175 метров. Прицельных приспособлений не было, однако массовость этого оружия и довольно значительная мощность боеприпаса делали его применение весьма неприятным для противника, особенно в условиях джунглей.

Ссылки

  • Оружие стран мира на сайте oruzie.su
  • Taki’s Imperial Japanese Army page (англ.)
Войны и конфликты:Японо-китайская война (1937—1945),
Вторая мировая война
История производства
Годы производства:1921-
Характеристики
Масса, кг:2.6 kg
Длина, мм:525 мм
Длина ствола, мм:240 мм
Калибр, мм:50 мм
Прицельная дальность, м:граната Тип 91 : 65 м
Максимальная
дальность, м:
граната Тип 97 : 175 м
Изображения на Викискладе?:Тип 10
Вооружение японской пехоты времён Второй мировой войны
Пистолеты и револьверы Револьверы: Тип 26 • Пистолеты: Тип 1 • Тип 2 • Тип 14 • Тип 39 • Тип 94 • Сугиура
Винтовки и карабины Винтовки: Полуавтоматическая Тип 4 • Тип 30 • Тип 35 • Тип 38 • снайперская Тип 97 • Тип 99 • снайперская Тип 99 • Тип I • TERA • Карабины: Тип 38 • Тип 44
Пистолеты-пулемёты Тип 100
Пулемёты Ручные: Тип 11 • Тип 96 • Тип 97 • Тип 99 • Станковые: Тип 1 • Тип 3 • Тип 92
Гранаты Тип 3 • Тип 4 • Тип 10 • Тип 91 • Тип 97 • Тип 98 • Тип 99
Гранатомёты Тип 2 • Реактивный Тип 4 • Тип 10 • Тип 89 • Тип 94 • Тип 100
Противотанковые ружья Тип 97
Огнемёты Номер 1 • Номер 2 • Тип 93 • Тип 95 • Тип 100
Патроны 7×20 мм Намбу • 8×22 мм Намбу • 9х22 мм револьверный патрон • 6,5×50 мм Арисака • 7,7×58 мм Арисака • .303 British
Холодное оружие Офицерские мечи: Син-гунто • Штыки: Тип 30 • Тип 2
Артиллерия Японии периода Второй мировой войны
Противотанковая и пехотная артиллерия

20-мм Тип 97 · 20-мм Тип 98 · 37-мм Тип 1 · 37-мм Тип 11 · 37-мм Тип 94 · 47-мм Тип 1 · 70-мм Тип 92 · 75-мм Тип 41

Полевые орудия

75-мм Тип 38 · 75-мм Тип 90 · 75-мм Тип 94 · 75-мм Тип 95 · 105-мм Тип 14 · 105-мм Тип 91 · 105-мм Тип 92 · 150-мм Тип 4 · 150-мм Тип 89 · 150-мм Тип 96 · 240-мм Тип 45

Зенитная артиллерия

20-мм Тип 98 · 25-мм Тип 96 · 75-мм Тип 88 · 105-мм Тип 14

Миномёты и Гранатомёты

50-мм Тип 10 · 50-мм Тип 89 · 50-мм Тип 98 · 70-мм Тип 11 · 81-мм Тип 3 · 81-мм Тип 97 · 81-мм Тип 99 · 90-мм Тип 94 · 90-мм Тип 97 · 150-мм Тип 93 ·


Тип 10 (гранатомёт) Информацию О




Тип 10 (гранатомёт) Комментарии

Тип 10 (гранатомёт)
Тип 10 (гранатомёт)
Тип 10 (гранатомёт) Вы просматриваете субъект

Тип 10 (гранатомёт) что, Тип 10 (гранатомёт) кто, Тип 10 (гранатомёт) описание

There are excerpts from wikipedia on this article and video

www.turkaramamotoru.com

Кустарное оружие чеченских боевиков. Реактивные гранатомёты и миномёты.


Как ни удивительно, но некоторые гранатомёты типа РПГ-7 применявшиеся боевиками, также были кустарного производства. На первый взгляд может показаться, что эти гранатомёты промышленного изготовления. Но при ближайшем рассмотрении видно, что труба гранатомёты выточена из болванки, тарель приварена. Все остальные детали (УСМ, кронштейн оптического прицела, механический прицел) взяты из ремонтного ЗИП РПГ-7 и также приварены к трубе.

Самыми необычными стреляющими устройствами, которые встречались в Чечне, были пусковые установки для стрельбы неуправляемыми авиационными ракетами — НАРами (или НУРСами). Основу конструкции таких пусковых установок, применяемых боевиками в больших количествах, составляли напрявляющие из авиационных кассет НАРов. Для изготовления пускового устройства кассета разбиралась на отдельные направляющие-трубы к которым с помощью хомутов и даже иногда изоленты прикреплялись деревянные рукоятки и пусковая кнопка с проводами. Питающий элемент, в качестве которого использовалась батарейка «Крона», находился внуьри одной из рукояток, а провода от него присоединялись к имеющимся на трубе точкам контактов с НАРом. На некотрые пусковые трубы устанавливались прицельные приспособления от имеющихся в большом количестве пусковых контейнеров РПГ-22, РПГ-26 или от огнемёты «Шмель».

Стрельбы из самодельного пускового устройства ведётся с плеча, дальность эффективной стрельбы составляет 100-250 м. Грохот выстрела из такой «шайтан-трубы» просто ужасен и при отсутствии средств защиты грозит долговременной потерей слуха. Рискнуть выстрелить из него мог разве что обкурившийся наркоман. Впрочем, боквики редко когда считались с подобными «мелочами». Многие образцы изготовлены ими в полном противоречии законам оружейной науки и эргономики. Вместе с тем, при всей своей примитивности эти пусковые устройства — грозное и черезвычайно мощное оружие. Взрыв НАРа калибра 57 мм или даже 76 мм вполне сопоставим с взрывом артиллерийского снаряда соответствующего калибра, и при удачном стечении обстоятельств такое оружие может вывести из строя даже танк.

Боевиками применялись также и самодельные миномёты калибра 82 мм. Например, один из них отличается качественным исполнением и по устройству мало чем отличается от миномёта БМ-37. Второй же образец — топорно выполненный суррогат. Ствол выполнен из обрезка трубы с вваренным в него дном. Роль плиты выполняет стальной штырь — упор в дне. Если под рукой нет твёрдого предмета, в который можно упереть штырь — трубы просто упирается в землю. К стволу липкой лентой примотано некое подобие теплоизоляционного кожуха. Мина в стволе болтается в прямом смысле слова, зазор достигает 4-5 мм.

Но даже эта труба — смертоносное мобильное оружие. Ведь точность стрельбы не так уж важна при обстреле жилых городков, воинских частей, больших скоплений людей и техники.

uriadnik.livejournal.com

Кустарное оружие чеченских боевиков. Пистолеты-пулемёты и ручные гранатомёты.

Наиболее известный образец пистолета-пулемёта — «Борз» («Волк»). За основу «Борза» был взят ПП грузинского производства К6-92. Ствол ПП «Борз» имеет 6 нарезов неполного профиля и оснащён переводчиком режимов огня.

Пистолеты-пулемёты кустарного производства. 9-мм пистолеты-пулемёты «Борз» вверху) и ПП К6-92. Кстати, чеченский «Борз» – типичный пример, если так можно выразиться, недобросовестной рекламы, которую создали ему средства массовой информации. Более, чем заурядный образец подавался как новое слово в проектировании оружия, чудо пистолет-пулемёт, что не просто не соответствует действительности, а противоречит ей.

[Spoiler (click to open)]Нужно сказать, что «Борз» ненадёжное оружин низкого качества и в открытых боестолкновения этот ПП использовался редко. В основном он применялся при обстрелах колонн из засад. Кстати, в некотрых изданиях под названием «Борз» фигурирует его прародитель — ПП грузинского производства. На самом деле настоящий «Борз» — намного более грубая самоделка, чем его прототип.

Одним из самых эффективных средств поражения, широко применяемых чеченскими боевиками, были гранатомёты различных конструкций. В них используется выстрел ВОГ-25 (для подствольных гранатомётоы ГП-25 и ГП-30) и один — под выстрел ВОГ-17М (для автоматического гранатомёта АГС-17).

Два из трёх гранатомётов под выстрел ВОГ-25 — пистолетного типа. Их стволы изготовлены на токарных станках, причём с довольно высоким качеством. В остальном гранатомёт представляет собой простейшую конструкцию. На изъятых образцах имеются номера «006» и «0071», которые говорят о том, что это оружие, скорее всего, изготавливалось не в единичных экземплярах. Скорострельность сопоставима со скорострельностью ГП-25.

Возможность скрытого ношения под одеждой подобного оружия широко использовалась боевиками. Когда на дальности до 400 м образовывались скопления живой силы федеральных войск, боевики переодетые в гражданскую одежду открывали огонь. После обстрела оружие снова пряталось под одежду, и боевик растворялся среди мирных жителей.

Ещё один 5-ствольный гранатомёт был изъят в ходе спец.операции в посёлке Комсомольское. Стрельба из гранатомёта ведётся поочерёдно из каждого ствола. Спусковой механизм самовзводный. Заряженное оружие имеет значительную массу (около 8 кг), но сравнительно большая скорострельность (5 выстрелов за 6 сек.) перекрывает недостатки конструкции. Видимо этот гранатомёт послужил поводом для несправедливых обвинений наших военных в продаже боевикам гранатомётов РГ-6.

Другой тип гранатомёта — 30-мм гранатомёт под выстрел ВОГ-17М — представляет собой однозарядное оружие с продольно скользящим затвором. Ствол от АГС-17, обточен и снабжён дульным тормозом. Приклад оснащён демпфером, плечевой упор обклеен губчатой резиной.



uriadnik.livejournal.com

«Самый страшный гранатомет в мире»

Снаряд и броня начали свое противостояние с тех самых пор, как человек надел доспехи, и продолжается до наших дней. Примерно с середины XIX века функция доспехов перешла на броню – сначала корабельную, затем – бронепоездов.  Появление танка, «сухопутного броненосца» резко перевесило чашу весов в пользу брони, что и привело к появлению противотанкового оружия, одним из видов которого является ручной противотанковый гранатомет (РПГ).  В наши дни РПГ является основным средством не только для борьбы с бронетехникой, но и для уничтожения огневых точек и прочих укреплений противника. 

Эффективность РПГ стала очевидной в период Второй мировой, где его применяли немецкие войска. После победы трофейные «Фаустпатрон» и РПГ  «Панцерфауст» стали активно использоваться  советской армией.  «Панцерфауст» в принципе послужил образцом для создания советского РПГ-2, который начал поступать в войска с 1949 года. Он экспортировался за рубеж странам-союзникам СССР и использовался в различных войнах и конфликтах, в частности, во Вьетнамской войне против войск США. Он был простым и надежным.

 

Конечно, существовали у него и недостатки, такие, как громкий звук, большая дымовая завеса изависимость от метеоусловий.  Все это привело к разработке легендарного РПГ-7, который стал самым распространенным в мире. Их  выпущено более 9 млн. Начиная с 1968 года, РПГ-7 использовался практически во всех вооруженных конфликтах.

РПГ-7 по своей значимости можно сравнить с Автоматом Калашникова. Он также проник в массовую культуру, его можно встретить в фильмах, скульптурах и видеоиграх.

Несмотря на то, что РПГ-7 был разработан в 1961 году, благодаря своей эффективности он по сей день находится на вооружении  более 40 стран

В 1976-ом специально для воздушно-десантных войск появился на свет РПГ-16 «Удар». Использовался отрядами специального назначения в Афганистане и во время локальных конфликтов на постсоветском пространстве в 90-е.

Следующим советским изобретением стал РПГ-18 «Муха», принятый на вооружение в 1972-ом году. Он был предназначен для замены ручных противотанковых гранат. Всего их выпущено 1,5 млн.

Через семь лет, в 1979-ом представили РПГ-22 «Нетто», который имел повышенную бронепробиваемость и более простую конструкцию — из одной трубы.

В 1981 г. на вооружение был принят уже РПГ-22 «Нетто». В 1985 его сменил РПГ-26 «Аглень», чье время перевода в боевое положение сократилось в два раза. При этом масса выросла всего на 200 грамм.

РПГ-27 «Таволга» стала усовершенствованным вариантом «Агнель».

Последний советский гранатомёт — РПГ-29 «Вампир», предназначенный для поражения всех видов современных танков, бронированной и не бронированной техники. По некоторым данным основная часть танковых потерь в ходе Второй Ливанской войны (2006) была понесена от огня «Вампира».

Он стоит на вооружении России, Сирии и Мексики.

После развала Союза разработка гранатомётов приостановилась на долгое время.

В 2008-ом вновь созданная корпорация Ростех представила новый РПГ-30 «Крюк». Он превосходит своего предшественника РПГ-29 «Вампир» в компактности – длина чуть больше 1 метра, против 2 метров у «Вампира».

Данная система противотанкового оружия в состоянии преодолеть все возможные комплексы активной защиты (КАЗ) танков и других бронемашин, которые были разработаны к началу XXI века в различных странах мира.

Горячая новинка сезона 2013 – РПГ-32 «Нашшаб». РПГ-32 – это оружие нового поколения, предназначенное для ведения огня гранатами калибров 72 и 105 миллиметров и является оружием многоразового применения. Он состоит из двух частей: пускового устройства многоразового применения и набора одноразовых мультикалиберных картриджей. Картриджи могут содержать различные типы зарядов направленных на решение различных задач.

В ближайшее время «Нашшаб» будет собираться в Иордании. На этой неделе глава Ростеха Сергей Чемезов икороль Иордании Абдалла II открыли предприятие по производству этих гранатометов. 

Для кого-то подобный шаг может показаться странным, но нужно понимать, что это  часть стратегии корпорации по освоению мировых рынков. Помимо Иордании подобные совместные предприятия существуют в таких странах, как Индия, ЮАР, Бразилия и тд.

Кроме экономической выгоды, у экспансии наших технологий существует и политический подтекст. Благодаря этому наша страна возвращает свое влияние в мире,  в рассматриваемом случае –  на Ближнем Востоке.

Проектная мощность нового предприятия — 60 000 РПГ в год.  Первоначально гранатомет назывался «Хашим», такое имя дал новому оружию сам король Иордании. Но на презентации было решено переименовать его на «Нашшаб» (что в переводе означает арбалет).Гранатометпоказал высочайшие результаты во время тестов, и, по экспертным оценкам, ему грозит слава и успех РПГ-7.

По состоянию на май 2013 года Россия поставила в Иорданию военную технику и вооружение на сумму около 40 млн долларов, в том числе авиационную технику, бронетехнику, стрелковое оружие.

Таким образом, соперничество снаряда и брони продолжается.  Производители гранатометов ждут ответа  от своих коллег, чтобы в очередной раз изобрести новый РПГ.

sdelanounas.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *