МТ-ЛБ | |
---|---|
Загальні дані | |
класифікація | бронетранспортер |
Виробництво та застосування | |
країна-виробник | СРСР Польща Україна Росія Болгарія |
розробник | ХТЗ |
компанія-виробник | ХТЗ |
роки виробництва | з 1964 |
кількість виробів, од. | понад 9000[1] |
роки експлуатації | з 1966 по сьогодні |
основні країни-оператори | Україна |
uk.wikipedia.org
Что такое МТЛБ
7 февраля 2018 В рубрике Другие марки | 1 коммент
Многие современные операции предполагают применения мощных тяговых механизмов. Сегодня для решения подобных задач применяют множество видов техники.
Особое внимание следует уделить МТЛБ, который отличается высокой мощностью и производительностью. Ознакомиться с техническими параметрами этого транспортного средства можно на сайте http://ural-tk.com/produktsiya_i_uslugi/gusenichnyie_tyagachi_snegobolotohodyi/zapchasti_mtlb_mtlbv_mtlbu_tgm/bortovaya_peredacha_mtlb.
Основные понятия
МТЛБ представляет собой разновидность тягача, который относят к бронированной технике. Его используют для доставки грузов или людей внутри специального закрытого отсека. Высокая мощность устройства позволяет ему перемещаться практически на любом покрытии (бездорожье, снег и т.д.). Кузов дополнительно может отапливаться, что позволяет адаптировать МТЛБ под различные требования к перевозимым грузам.
Разработали его в Харьковском тракторном заводе еще в 1964 году. Серийный выпуск машин начался в 1966 году. Применяется военными для транспортировки солдат, а также для решения более сложных задач.
Изготавливают МТЛБ из бронированной стали, толщина одного листа которой может достигать 14 мм. С легкостью выдерживает практически любое огнестрельное оружие, а также мины небольшого калибра.
Технические характеристики
Сегодня существует множество разновидностей МТЛБ, так как они постоянно усовершенствовались различными конструкторскими бюро. Машины отличаются такими техническими параметрами:
- Вес тягача при заправленном баке составляет 9,7 т. Масса перевозимых грузов может достигать 2,5 т.
- Общее количество мест составляет 13 шт., среди которых 2 предназначаются для водителей, а все остальные занимают пассажиры.
- Устройство может развивать скорость не боль 62 км/ч. Это позволяет ему быстро и эффективно преодолевать различные препятствия, где обычный грузовой тягач просто не проедет.
- МТЛБ укомплектован двигателем марки ЯМЗ-238 (бывают и другие модификации). Объем цилиндров достигает 8 л, что позволяет развивать мощность в 240 л.с.
- Работает тягач на дизельном топливе. Средний расход его варьируется от 90 до 120 на 100 км пути.
Некоторые из этих параметров зависят от модификации МТЛБ. Но в основном машина представляет собой универсальный бронированный тягач, который упрощает транспортировку в сложных боевых условиях.
Твитнутьwww.chevrolet-portal.ru
Многоцелевой тягач легко бронированный — это… Что такое Многоцелевой тягач легко бронированный?
МТ-ЛБ | |
---|---|
Классификация | бронетранспортёр |
Боевая масса, т | 9,7; 12,2 с грузом |
Компоновочная схема | трансмиссионное и управления отделения в лобовой части, моторное в средней, транспортное в кормовой |
Экипаж, чел. | 2 |
Десант, чел. | 11 |
История | |
Год(ы) эксплуатации | с 1964 |
Основные операторы | |
Размеры | |
Длина корпуса, мм | 6454 |
Ширина корпуса, мм | 2850 |
1920 | |
Клиренс, мм | 395 |
Бронирование | |
Тип брони | стальная катаная |
Лоб корпуса, мм/град. | 14 |
Вооружение | |
Пулемёт(ы) | 1 × 7,62-мм ПКТ |
Подвижность | |
Тип двигателя | V-образный 8-цилиндровый дизельный жидкостного охлаждения |
Мощность двигателя, л.с. | 240 |
то же, кВт. | 176 |
Скорость по шоссе, км/ч | 62 |
Скорость по пересеченной местности, км/ч | 6 на плаву |
Запас хода по шоссе, км | 500 |
Удельная мощность, л.с./т | 19,7—24,7 |
Тип подвески | индивидуальная торсионная, с гидравлическими амортизаторами |
Ширина гусеницы, мм | 350 |
Удельное давление на грунт, кг/см2 | 0,46 |
Преодолеваемый подъём, град. | 35 |
Преодолеваемая стенка, м | 1,1 |
Ширина преодолеваемого рва, м | 2,8 |
Преодолеваемый брод, м | плавает |
МТ-ЛБ (Многоцелевой тягач легкобронированный) — советский плавающий бронетранспортёр. Создан для перевозки людей и грузов, а также на роль артиллерийского тягача. В некоторых частях использовался также для перевозки личного состава мотострелковых подразделений, хотя и не предназначался для этой роли, в отличие от принятых ранее на вооружение БТР-60. Принят на вооружение в 1964 году, выпускался на ХПЗ. Использовался как база для ряда машин специального назначения, а шасси бронетранспортёра использовалось для гражданских вездеходов. Хотя с середины восьмидесятых годов и сам МТ-ЛБ в варианте без башенки и пулеметного вооружения с успехом использовался в народном хозяйстве в условиях крайнего севера как вездеход. МТ-ЛБ применялся советскими войсками в Афганской войне, а после распада СССР использовался практически во всех крупных вооружённых конфликтах на постсоветском пространстве. В значительных количествах МТ-ЛБ также поставлялся союзникам СССР и нейтральным странам и использовался в ряде региональных конфликтов. В Российской Армии военнослужащие механизированных подразделений (механики-водители) кратко называют данную боевую машину «эмтээлбэшка»
С развалом СССР производственная база МТ-ЛБ осталась на территории Украины. На шасси этой машины Харьковским заводом разработан и выпускается гражданский вездеход ХТЗ-10НК.
Опыт боевого применения
В среде военных, имеющих косвенное представление об этой машине бытует мнение о ней, как о низкоскоростной, слабозащищённой броней, со слабой огневой мощью боевой машине. Такой подход к МТ-ЛБ основан на сравнительном анализе этой машины с БМП и БТР. Ошибочно негативная оценка МТ-ЛБ имеет корни в сравнении его характеристик в свете боевой машины пехоты. Не принимается во внимание тот факт, что МТ-ЛБ с одной стороны и БМП, БТР с другой стороны это совершенно разный класс военной техники. В отличие от БМП, БТР, БМД, при проектировании МТ-ЛБ не ставилась задача создать боевую машину поддержки пехоты. Он изначально проектировался как вездеход для транспортировки грузов, артиллерийских орудий а так же, как санитарная машина. С учётом предъявленных требований, лёгкая броня и пулемёт Калашникова, которым машина вооружена, рассматриваются не как недостаток, а как достоинство. Фактически, в отличие от обычного армейского грузовика, функции которого он выполняет, МТ-ЛБ имеет гусеничный ход, что повышает его проходимость, противопульную броню и пулёметное вооружение.
Тягач не предназначен для использования в наступательных целях. Пулемётное вооружение он имеет исключительно для собственной обороны. Опыт Афганской войны показал, что помимо своего прямого назначения, МТ-ЛБ мог, в случае крайней необходимости, эффективно защитить пулемётным огнем не только себя, но и орудийные расчеты, за которыми машина закреплена как тягач.
Варианты
- МТ-Л
- МТ-ЛБ
- МТ-ЛБВ (вездеходный вариант) Модификация имеющая пониженное удельное давление на грунт (ок. 0,27 кг/см2). Применялась в арктических регионах вместо БМП и БТР.
- МТ-ЛБУ Командно-штабная версия с дополнительной радиостанцией, навигатором и шаторским платном.
- МТП-ЛБ Полубронированная модификация.
- ТТ-ЛБ M1975 Версия СНАР-10 артеллерийский/минометный радар-локатор.
- МТ-ЛБу Извиђачка верзија.
- МТ-ЛБус Возило за откривање високе фреквенције. Додат је Р-330П високофеквенцијски трагач.
- МТ-ЛБТ Артиллерийский тягач.
- МТ-ЛБ Санитар С носилками.
- МТ-ЛБ Инженерский Кутија за алат на крову и сечиво на крају.
- 9A34/9A35 ЗРК «Стрела-10» на базе МТ-ЛБ.
- МТ-ЛБ
Польские варианты
- МТЛБ — базовая версия.
- 2С1 Goździk — самоходная гаубица кал. 122 мм. (производилась по лицензии)
- WEM Lotos — медицинский эвакуатор
- WPT Mors — машина технической поддержки
- TRI Hors — инженерский тягач
- TI Durian
- TMN Kroton — миноукладчик
- WRE Przebiśnieg — модификация РЭП (радиоэлектронного подавления)
- ZWD-1 Irys — командно-штабная модификация
- ZWD-10R Łowcza — командно-штабная модификация
Машины на базе МТ-ЛБ
На базе МТ-ЛБу создано шасси для самоходной гаубицы 2С1 «Гвоздика» и машины управления огнем наземной артиллерии (1В13, 1В14, 1В15, 1В16).
Страны, где используется
- Современные:
- Азербайджан — 393 МТ-ЛБ, по состоянию на 2007 год[3]
- Бангладеш по состоянию на 2007 год[4]
- Белоруссия — 66 МТ-ЛБ, по состоянию на 2007 год[5]
- Болгария — не менее 1025, возможно, до 2169 МТ-ЛБ, по состоянию на 2007 год[6]
- Грузия — 72 МТ-ЛБ, по состоянию на 2007 год[7]
- Ирак
- Казахстан — 686 МТ-ЛБ, ещё около 1000 на хранении, по состоянию на 2007 год[8]
- Литва — 10 МТ-ЛБ, по состоянию на 2007 год[9]
- Македония — 10 МТ-ЛБ, по состоянию на 2007 год[10]
- Молдавия — 6 МТ-ЛБ, по состоянию на 2007 год[11]
- Нигерия — 67 МТ-ЛБ, по состоянию на 2007 год[12]
- Россия:
- Украина — 2090 МТ-ЛБ и 4800 Л-а-Л, по состоянию на 2007 год[16]
- Уругвай — 3 МТ-ЛБ, по состоянию на 2007 год[17]
- Финляндия — 16 МТ-ЛБ, 98 МТ-ЛБВ, по состоянию на 2007 год[18]
- Швеция — 450 МТ-ЛБ, из них остаётся 24 Pbv.401A, 56 Pbv.4020 по состоянию на 2007 год[17]
- Бывшие:
Изображения
Примечания
- ↑ МТ-ЛБ — многоцелевой тягач легкобронированный. С. Суворов. Журнал «Мир оружия» (WEAPON’S WORLD). 12 (15) декабрь 2005. 01 (16) январь 2005.
- ↑ Смотр. Выпуск семнадцатый. Телекомпания НТВ. 7 мая 2009.
- ↑ The Military Balance 2007 / C. Langton. — London: Routlege / The International Institute for Strategic Studies, 2007. — P. 157. — ISBN 1-85743-437-4
- ↑ The Military Balance 2007 / C. Langton. — London: Routlege / The International Institute for Strategic Studies, 2007. — P. 313. — ISBN 1-85743-437-4
- ↑ The Military Balance 2007 / C. Langton. — London: Routlege / The International Institute for Strategic Studies, 2007. — P. 159. — ISBN 1-85743-437-4
- ↑ The Military Balance 2007 / C. Langton. — London: Routlege / The International Institute for Strategic Studies, 2007. — P. 104. — ISBN 1-85743-437-4
- ↑ The Military Balance 2007 / C. Langton. — London: Routlege / The International Institute for Strategic Studies, 2007. — P. 166. — ISBN 1-85743-437-4
- ↑ The Military Balance 2007 / C. Langton. — London: Routlege / The International Institute for Strategic Studies, 2007. — P. 319. — ISBN 1-85743-437-4
- ↑ The Military Balance 2007 / C. Langton. — London: Routlege / The International Institute for Strategic Studies, 2007. — P. 128. — ISBN 1-85743-437-4
- ↑ The Military Balance 2007 / C. Langton. — London: Routlege / The International Institute for Strategic Studies, 2007. — P. 168. — ISBN 1-85743-437-4
- ↑ The Military Balance 2007 / C. Langton. — London: Routlege / The International Institute for Strategic Studies, 2007. — P. 170. — ISBN 1-85743-437-4
- ↑ The Military Balance 2007 / C. Langton. — London: Routlege / The International Institute for Strategic Studies, 2007. — P. 287. — ISBN 1-85743-437-4
- ↑ The Military Balance 2007 / C. Langton. — London: Routlege / The International Institute for Strategic Studies, 2007. — P. 196. — ISBN 1-85743-437-4
- ↑ The Military Balance 2007 / C. Langton. — London: Routlege / The International Institute for Strategic Studies, 2007. — P. 199. — ISBN 1-85743-437-4
- ↑ The Military Balance 2007 / C. Langton. — London: Routlege / The International Institute for Strategic Studies, 2007. — P. 197—200. — ISBN 1-85743-437-4
- ↑ The Military Balance 2007 / C. Langton. — London: Routlege / The International Institute for Strategic Studies, 2007. — P. 177. — ISBN 1-85743-437-4
- ↑ 1 2 The Military Balance 2007 / C. Langton. — London: Routlege / The International Institute for Strategic Studies, 2007. — P. 87. — ISBN 1-85743-437-4
- ↑ The Military Balance 2007 / C. Langton. — London: Routlege / The International Institute for Strategic Studies, 2007. — P. 164. — ISBN 1-85743-437-4
Ссылки
См. также
Wikimedia Foundation. 2010.
dic.academic.ru
МТЛБ — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
(перенаправлено с «»)Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 20 июля 2016; проверки требуют 66 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 20 июля 2016; проверки требуют 66 правок. Перейти к навигации Перейти к поиску
МТ-ЛБ | |
---|---|
МТ-ЛБ | |
Классификация | бронетранспортёр |
Боевая масса, т | 9,7; 12,2 с грузом |
Компоновочная схема | трансмиссионное и управления отделения в лобовой части, моторное в средней, транспортное в кормовой |
Экипаж, чел. | 2 |
Десант, чел. | 11 |
История | |
Производитель | |
Годы эксплуатации | с 1964 |
Количество выпущенных, шт. | более 9600[1] |
Основные операторы | |
Размеры | |
Длина корпуса, мм | 6399—6509 |
Ширина, мм | 2820—2865 |
Высота, мм | 1835—1890 |
База, мм | 3700 |
Колея, мм | 2500 |
Клиренс, мм | 395—415 |
Бронирование | |
Тип брони | стальная катаная |
Лоб корпуса, мм/град. | 14 |
Вооружение | |
Прицелы | ПП-61Б |
Пулемёты | 1 × 7,62-мм ПКТ |
Подвижность | |
Тип двигателя |
encyclopaedia.bid
Что такое транспортное средство МТЛБ
- Подробности
- Категория: Спецтехника
- Опубликовано 20.11.2017 20:24
Многоцелевой легкий бронированный тягач МТЛБ используется в основном для ликвидации последствий разных стихийных бедствий, аварий, для перевозки людей и грузов в очень труднодоступных регионах, при организации геологических и поисковых работ, при монтаже разного оборудования и проведения технологических работ, а также как буксировочная техника.
Быстроходный гусеничный МТЛБ пришел на смену устаревшего АТ-П. Еще в 60-х годах военное руководство СССР решило провести замену уже устаревших на то время артиллерийских тягачей, но при этом, не изобретая новую технику с целью сэкономить деньги. Поэтому было принято решение адаптировать под армейские и военные потребности техническую единицу, которая уже выпускалась серийно. По техническим параметрам и характеристикам лучше всего под эту роль подходил МТ-Л, который пришлось немного доработать, изготовив и добавив бронированный корпус.
В 1964 году стартовал процесс создания МТЛБ, которым занимались работники конструкторского бюро Харьковского тракторного завода. Через два года транспортер был выпущен в серийное производство.
Корпус этого тягача изготовлен из прочных стальных плит небольшой толщины. Такой подход позволяет обеспечить надежную защиту от стрелкового оружия, но и одновременно уменьшить массу самого транспортера до 9,7 т. За счет такой небольшой массы тягач обладает отличной плавучестью. Механизм гусениц оказывает относительно низкое давление на грунт, что позволяет обеспечить высокий уровень проходимости техники.
Основные конструктивные особенности и характеристики:
— Двухдверная кабина рассчитана на 2 места с высоким уровнем тепло и шумоизоляции, оснащена дополнительным сиденьем, а также двумя аварийными люками в случае возникновения нештатных ситуаций.
— Обогреваемый кузов, рассчитанный на 11 мест, оснащен кормовыми дверями и съемным тентом, который обеспечивает возможность погрузки при помощи специальной грузоподъемной техники.
— Обеспечение свободного доступа ко всем основным узлам и элементам в моторном отделении.
— Возможность запуска непосредственно с рабочего места систем отопления, подогревателя и прочих систем.
— Обеспечения с места водителя хорошего угла обзора местности, а также отличного уровня освещения (за счет наличия 2 фар и дополнительно фары-искателя) для возможности беспрепятственно передвигаться как днем, так и в ночное время суток.
— Обеспечение комфортных условий для экипажа и пассажиров за счет наличия автономной системы отопления работающей от энергии, что выделяется в результате охлаждения двигателя.
МТЛБ существуют в различных вариантах, как военного, так и гражданского назначения.
- < Назад
- Вперёд >
www.ch-magazine.ru
МТ-ЛБ — WiKi
МТ-ЛБ (многоцелевой транспортёр (тягач) лёгкий бронированный, «Объект 6») — советская боевая машина, многоцелевой плавающий бронетранспортёр (БТР).
МТ-ЛБ | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
МТ-ЛБ | |||||||||||||||||||||||||
Классификация | бронетранспортёр | ||||||||||||||||||||||||
Боевая масса, т | 9,7; 12,2 с грузом | ||||||||||||||||||||||||
Компоновочная схема | трансмиссионное и управления отделения в лобовой части, моторное в средней, транспортное в кормовой | ||||||||||||||||||||||||
Экипаж, чел. | 2 | ||||||||||||||||||||||||
Десант, чел. | 11 | ||||||||||||||||||||||||
История | |||||||||||||||||||||||||
Производитель | |||||||||||||||||||||||||
Годы эксплуатации | с 1964 | ||||||||||||||||||||||||
Количество выпущенных, шт. | более 9600[1] | ||||||||||||||||||||||||
Основные операторы | |||||||||||||||||||||||||
Размеры | |||||||||||||||||||||||||
Длина корпуса, мм | 6399—6509 | ||||||||||||||||||||||||
Ширина, мм | 2820—2865 | ||||||||||||||||||||||||
Высота, мм | 1835—1890 | ||||||||||||||||||||||||
База, мм | 3700 | ||||||||||||||||||||||||
Колея, мм | 2500 | ||||||||||||||||||||||||
Клиренс, мм | 395—415 | ||||||||||||||||||||||||
Бронирование | |||||||||||||||||||||||||
Тип брони | стальная катаная | ||||||||||||||||||||||||
Лоб корпуса, мм/град. | 14 | ||||||||||||||||||||||||
Вооружение | |||||||||||||||||||||||||
Прицелы | ПП-61Б | ||||||||||||||||||||||||
Пулемёты | 1 × 7,62-мм ПКТ | ||||||||||||||||||||||||
Подвижность | |||||||||||||||||||||||||
Тип двигателя |
| ||||||||||||||||||||||||
Мощность двигателя, л. с. | 240 | ||||||||||||||||||||||||
Скорость по шоссе, км/ч | 61,5 | ||||||||||||||||||||||||
Скорость по пересечённой местности, км/ч | 5—6 на плаву | ||||||||||||||||||||||||
Запас хода по шоссе, км | 500 | ||||||||||||||||||||||||
Удельная мощность, л. с./т | 19,7—24,7 | ||||||||||||||||||||||||
Тип подвески | независимая торсионная | ||||||||||||||||||||||||
Удельное давление на грунт, кг/см² | 0,45 | ||||||||||||||||||||||||
Преодолеваемый подъём, град. | 35° | ||||||||||||||||||||||||
Преодолеваемая стенка, м | 1,1 | ||||||||||||||||||||||||
Преодолеваемый ров, м | 2,8 | ||||||||||||||||||||||||
Преодолеваемый брод, м | плавает | ||||||||||||||||||||||||
МТ-ЛБ на Викискладе |
Многоцелевой транспортёр создан для транспортировки (перевозки) людей и грузов, также широко используется в роли артиллерийского тягача (в некоторых частях используется для перевозки личного состава мотострелковых подразделений, хотя и не предназначался для этой роли, в отличие от принятых ранее на вооружение БТР-40, БТР-152, БТР-50, БТР-60).
История
БТР принят на вооружение ВС Союза ССР в 1964 году, выпускался на Харьковском тракторном заводе имени Серго Орджоникидзе. В настоящее время в Российской Федерации — России ряд модификаций МТ-ЛБ производится на Уральском заводе гусеничных тягачей («УЗГТ») [2], ОАО «Муромтепловоз», Рубцовском филиале ОАО НПК «Уралвагонзавод» имени Ф. Э. Дзержинского, Иркутском заводе гусеничной техники[3] и ООО ПК «УралСпецМаш», ТехГазСнаб, Тораст.
МТ-ЛБ применялся советскими войсками в Афганской войне, а после распада Союза ССР использовался практически во всех крупных вооружённых конфликтах на постсоветском пространстве. В значительных количествах МТ-ЛБ также поставлялся союзникам СССР и нейтральным странам, использовался в ряде региональных конфликтов.
Использовался как база для ряда машин специального назначения, а шасси бронетранспортёра использовалось для гражданских вездеходов. Хотя с середины восьмидесятых годов и сам МТ-ЛБ в варианте без башни и пулемётного вооружения с успехом использовался в народном хозяйстве в условиях Крайнего Севера как вездеход.
МТ-ЛБ имеет отаббревиатурные прозвища в войсках «мотолыга» («маталыга»), «мотолаба», «эмтээлбэшка»[4].
После распада Союза ССР производственная база МТ-ЛБ осталась на территории Украины. На шасси этой машины Харьковским тракторным заводом разработан и выпускается гражданский вездеход ХТЗ-3Н.
Опыт боевого применения
В среде военных, имеющих косвенное представление об этой машине, бытует мнение о ней как о машине низкоскоростной, слабозащищённой, со слабой огневой мощью. Такой подход к МТ-ЛБ основан на сравнительном анализе этой боевой машины с БМП и БТР. Ошибочно негативная оценка МТ-ЛБ имеет корни в сравнении его характеристик как боевой машины пехоты. Не принимается во внимание тот факт, что МТ-ЛБ с одной стороны и БМП/БТР с другой стороны — это совершенно разные классы военной техники. В отличие от БМП, БТР, БМД, при проектировании МТ-ЛБ не ставилось задачи создать боевую машину поддержки пехоты. Он изначально проектировался как вездеход для транспортировки грузов, тягач для буксирования артиллерийских орудий, шасси для монтирования различных устройств, а также — как санитарная машина. С учётом предъявленных требований, лёгкая броня и пулемёт Калашникова рассматриваются не как недостаток, а как достоинство. Фактически, в отличие от обычного армейского грузовика, функции которого он выполняет, МТ-ЛБ имеет гусеничный ход, что повышает его проходимость, противопульную броню и пулемётное вооружение.
Тягач не предназначен для использования в наступательных целях. Пулемётное вооружение он имеет исключительно для собственной обороны. Опыт Афганской войны показал, что, помимо своего прямого назначения, МТ-ЛБ мог в случае необходимости эффективно защитить пулемётным огнём не только себя, но и орудийные расчёты, за которыми машина была закреплена как тягач.
Моторное отделение.Модификации
МТ-ЛБМ (Объект 6МБ). Боевая машина на базе МТ-ЛБ в 17-й отдельной мотострелковой бригаде в ходе учений «Центр-2015» на полигоне Ашулук.Советские и российские
- МТ-ЛБ (Объект 6) — базовый вариант.
- МТ-ЛБВ — снегоболотоходный вариант. Модификация имеет более широкие траки и пониженное удельное давление на грунт (около 0,27 кгс/см²). Предназначена для северных регионов.
- МТ-ЛБВ-Н — многоцелевой транспортёр-тягач, адаптированный для эксплуатации в народном хозяйстве.
- МТ-ЛБВ-НС «Алтай» — многоцелевой транспортёр-тягач, адаптированный для эксплуатации в народном хозяйстве.
- МТ-ЛБВМ — версия с установкой 12,7-мм зенитного пулемёта НСВТ, вместо башенной установки ТКБ-01-1.
- МТ-ЛБВМК — версия с установкой 12,7-мм зенитного пулемёта «Корд». Двигатель ЯМЗ-238ВМ, мощностью 240 л. с..
- МТ-ЛБВМ1К — модификация, приспособленная для работы на высокогорье, с установкой нового двигателя ЯМЗ-238БЛ-1, мощностью 310 л. с., новой радиостанцией и новым отопителем.
- МТ-ЛБВ-Н — многоцелевой транспортёр-тягач, адаптированный для эксплуатации в народном хозяйстве.
- МТ-ЛБМ (Объект 6М) — современная модификация, разработана в ОАО «Муромтепловоз».
- Объект 6МА — вариант МТ-ЛБМ с башенной установкой, соответствующей бронетранспортёру БТР-80.
- Объект 6МБ — вариант МТ-ЛБМ с модулем МБ2, включающий в себя 30-мм пушку 2А72.
- Объект 6МБ2 — модернизация «Объекта 6МБ» с дополнительной установкой 30-мм автоматического гранатомёта АГС-17 «Пламя».
- Объект 6МБ3 — вариант МТ-ЛБМ с установкой 23-мм авиационной пушки ГШ-23в, 12,7-мм зенитного пулемёта «Корд» и 30-мм автоматического гранатомёта АГС-30 «Атлант».
- Объект 6МБ4 — вариант МТ-ЛБМ с установкой 30-мм авиационной пушки ГШ-30к, 12,7-мм зенитного пулемёта «Корд» и 30-мм автоматического гранатомёта АГС-30 «Атлант».
- МТ-ЛБМ1 (Объект 6М1) — модификация МТ-ЛБ с установкой нового двигателя ЯМЗ-238БЛ-1, мощностью 300—310 л. с., механической трансмиссии с гидрообъёмным механизмом управления поворотом.
- МТ-ЛБМ1А7 — вариант с башенной установкой, соответствующей бронетранспортёру БТР-80, с установкой 7,62-мм пулемёта ПКТМ, 12,7-мм зенитного пулемёта «Корд», 30-мм автоматического гранатомёта АГС-17 «Пламя» и установлена система 902В для постановки дымовых завес.
- МТ-ЛБМ1Б2 — модификация МТ-ЛБМ1 с идентичным вооружением «Объекта 6МБ2».
- МТ-ЛБМ2 (Объект 6М2) — модификация МТ-ЛБ от «Курганмашзавода» с установкой нового двигателя и трансмиссии.
- МТ-ЛБ-ЛПТ — лесопожарный трактор. Производитель — ОАО «Муромтепловоз».
- КТМ-10 — снегоболотоход для инженерных войск вооружённых сил РФ.
- КТМ-10Г — снегоболотоход для гражданского сектора.
- КТМ-10-01Г — многоцелевой грузопассажирский снегоболотоход с двигателем ЯМЗ-238БЛ.
- УБГМ-1А — буровая гидромеханизированная установка на базе КТМ-10
- КТМ-10Г — снегоболотоход для гражданского сектора.
- УБШМ-1-20 — буровая шнековая малогабаритная установка
- УСМ — 4311 — универсальная снегоболотоходная машина для гражданского сектора, имеется несколько модификаций.
- МТ-ЛБВ — снегоболотоходный вариант. Модификация имеет более широкие траки и пониженное удельное давление на грунт (около 0,27 кгс/см²). Предназначена для северных регионов.
Украинские
- МТ-ЛБР6 — бронетранспортёр на шасси МТ-ЛБ. Производитель — Харьковский тракторный завод. Установлены новый дизельный двигатель, новая одноместная башня (30-мм автоматическая пушка ЗТМ-1 со спаренным 7,62-мм пулемётом КТ-7,62, дымовые гранатомёты системы 902Б «Туча»). Защищённость экипажа усилена за счёт разнесённого бронирования и кевларового подбоя, ходовая часть прикрыта противокумулятивными экранами. Изготовлен 1 опытный[5].
- МТ-ЛБР7 — БМП на шасси МТ-ЛБ с боевым модулем БМ-3 «Штурм»[6]. Вооружение: 30-мм автоматическая пушка ЗТМ-1, спаренный с ней 7,62-мм пулемёт КТ-7,62, две пусковые установки ПТУР 9М114М «Конкурс-М», 30-мм автоматический гранатомёт, дымовые гранатомёты. Защищённость экипажа усилена за счёт разнесённого бронирования и кевларового подбоя. Производитель — Харьковский тракторный завод имени Серго Орджоникидзе.
- МТ-ЛБМШ — БМП на шасси МТ-ЛБ с боевым модулем «Шквал»[7]. Вооружение: 30-мм автоматическая пушка ЗТМ-1, спаренный с ней 7,62-мм пулемёт КТ-7,62, две противотанковые управляемые ракеты (ПТРК) «Барьер», 30-мм автоматический гранатомёт, дымовые гранатомёты. Сделано 26 для Мьянмы.
- «Положение-2» — разведывательный автоматизированный звукометрический акустический комплекс «Положение-2» производства СКБ «Молния» был разработан в 1995—2012 годах и в феврале 2013 года принят на вооружение украинской армии. В апреле 2013 года был изготовлен один демонстрационный образец на шасси МТ-ЛБ[8][9]
- МТ-ЛБ-Т-23-2 — МТ-ЛБ с ЗУ-23, оснащённой бронещитом и новым прицелом[10] — вариант модернизации, предложенный ООО НПК «Техноимпекс» (демонстрационный образец был представлен 21 сентября 2015 на выставке «Оружие и безопасность-2015»[11])
- 80-мм РСЗО на базе МТ-ЛБ
- МТ-ЛБ С — украинская бронированная медицинская машина на базе МТ-ЛБ
Польские
Шведские
- Pbv 401 — модификация с установкой 7,62-мм пулемёта Ksp 58 или Ksp 95
Казахстанские
Азербайджанские
- MTLB-AM Азербайджанская модернизация МТ-ЛБ в машину огневой поддержки, именуемую MTLB-AM. Машина оснащена, помимо стандартной башенки с 7,62-мм пулемётом ПКТ, также башней с 15-зарядной пусковой установкой 57-мм неуправляемых ракет (авиационных НАР серии С-5), 30-мм автоматическим гранатомётом АГ-17 и 7,62-мм пулеметом ПКТ.
Машины на базе
Пожарная машина МТ-ЛБу-ГПМ-10Советские и российские
Болгарские
Польские
Украинские
Операторы
Современные
- Азербайджан Азербайджан — 336 МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год[18]
- Ангола Ангола — 10 МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год[19]
- Армения Армения — некоторое количество МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год[20]
- Бангладеш Бангладеш — 134 МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год[21]
- Белоруссия Белоруссия:
- Болгария Болгария — 100 МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год[24]
- Грузия Грузия — 66 МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год[25]
- ДР Конго ДР Конго — 6 единиц, по состоянию на 2016 год[26]
- Ирак Ирак — около 400 МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год[27]
- Иракский Курдистан Иракский Курдистан — некоторое количество МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год[28]
- Исламское государство Исламское государство и Боко Харам — некоторое количество МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год[29]
- Казахстан Казахстан — 150 МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год[30]
- Литва Литва — 8 МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год[31]
- Северная Македония Северная Македония — 10 МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год[32]
- Молдавия Молдавия — 60 единиц МТ-ЛБ и его модификаций, по состоянию на 2016 год[33]
- Мьянма Мьянма — 26 МТ-ЛБМШ, по состоянию на 2016 год[34][35]
- Нигерия Нигерия — 67 МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год[36]
- Польша Польша — 15 МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год[37]
- Россия Россия:
- Украина Украина — >2000, по состоянию на 2016 год[40]
- Уругвай Уругвай — 3 МТ-ЛБ (используются под обозначением М-93), по состоянию на 2016 год[41]
- Финляндия Финляндия — 102 МТ-ЛБВ, по состоянию на 2016 год[42]
- Эритрея Эритрея — 10 МТ-ЛБ, оценивающихся как небоеспособные, по состоянию на 2016 год[43]
Бывшие
Служба и боевое применение
- Афганская война (1979—1989)[47]
- Вооружённый конфликт в Приднестровье. Некоторое количество МТ-ЛБ находится на вооружении Приднестровских вооружённых сил. Участвовали в марте 1992 года в боях. Применялись также и со стороны Молдавии. На некоторые машины были установлены ЗУ-23-2[48]
- Первая чеченская война — активно использовался как российскими войсками, так и чеченцами в качестве БТР, БМП, импровизированной САУ, тягача, БРЭМ, санитарной машины, передвижного командного пункта и т. д. Активность использования МТ-ЛБ обуславливалась тем, что он долгое время относился к разряду автотехники и, следовательно, на него не распространялись ограничения по ДОВСЕ, а также лёгкостью в эксплуатации и доступностью топлива и запчастей[источник не указан 1343 дня].
- Вторая чеченская война — использовались российскими войсками. По состоянию на ноябрь 1999 года в Чеченской Республике было сосредоточено 667 единиц МТ-ЛБ[49]
- Вооружённый конфликт в Южной Осетии (2008)[50]
- Вооружённый конфликт на востоке Украины[51][28]
Изображения
Станция засечки ядерных взрывов К-612-О
Санитарный вариант.
Видео
См. также
Примечания
- ↑ Более 7500 единиц по состоянию на 2010 год находится на вооружении согласно данным The Military Balance 2010, плюс 1500 единиц состояли на вооружении армии Ирака до Иракской войны в 2003 году: Iraqi Ground Forces Equipment (англ.). GlobalSecurity.org.
- ↑ Уфимском заводе геологоразведовочного оборудования
- ↑ Купить МТЛБ, МТЛБ-У — Продажа конверсионной военной техники и запчастей — ИЗГТ (рус.). www.izgt.ru. Проверено 30 сентября 2017.
- ↑ МТ-ЛБ — многоцелевой тягач легкобронированный. Архивная копия от 20 октября 2012 на Wayback Machine С. Суворов. Журнал «Мир оружия» (WEAPON’S WORLD). 12 (15) декабрь 2005. 01 (16) январь 2005.
- ↑ Сергей Александров. Декларации и возможности. Бронетанковая отрасль Украины на внешнем рынке // «Военно-промышленный курьер», № 45 (112) от 30 ноября 2005
- ↑ МТ-ЛБМШ (неопр.). Army Guide.
- ↑ Укрспецэкспорт предлагает усиление вооружения для МТ-ЛБМШ (неопр.). Army Guide.
- ↑ На вооружение украинской армии принят новый разведывательный акустический комплекс // ЦАМТО от 15 апреля 2013 г.
- ↑ «когда первые «Положения-2» поступят в войска, пока неизвестно. «К сожалению, в оборонном бюджете на этот год средств на закупку наших комплексов нет» — посетовал в интервью «Думской» директор «Молнии» Владимир Мингалев. Разработку «Положения-2» одесское конструкторское бюро начало в далеком 1995-м, а завершило в декабре прошлого года.
Украинская армия получит электронные «уши» одесского производства (фото) // «Думская. NET» от 11 апреля 2013 г. - ↑ Techimpex: improving your capabilities // «Ukrainian Defense Review», № 1 (January — March) 2016. pages 49-50
- ↑ В Киеве показали новинки оружия для украинской армии // «Зеркало недели» от 23 сентября 2015
- ↑ ISM Kroton wkrótce w linii // «Nowa Technika Wojskowa Szczegóły», № 12, 2003, str.16-17
- ↑ Wozy dowódczo-sztabowe (WDSz) i dowódcze (WD) // официальный сайт завода-производителя
- ↑ Sopel/Stalagmit (польск.) (недоступная ссылка). Militarium.net. Проверено 1 марта 2014. Архивировано 3 марта 2009 года.
- ↑ ХТЗ-3Н снегоболотоход (неопр.). Харьковский тракторный завод.
- ↑ Транспортные гусеничные машины
- ↑ Ukraine private company developing new infantry fighting vehicle
- ↑ The Military Balance 2016. — P. 180.
- ↑ The Military Balance 2016. — P. 429.
- ↑ The Military Balance 2016. — P. 178.
- ↑ The Military Balance 2016. — P. 235.
- ↑ The Military Balance 2016. — P. 182.
- ↑ The Military Balance 2016. — P. 183.
- ↑ The Military Balance 2016. — P. 82.
- ↑ The Military Balance 2016. — P. 184.
- ↑ The Military Balance 2016. — P. 441.
- ↑ The Military Balance 2016. — P. 332.
- ↑ 1 2 The Military Balance 2016. — P. 491.
- ↑ The Military Balance 2016. — P. 492.
- ↑ The Military Balance 2016. — P. 185.
- ↑ The Military Balance 2016. — P. 116.
- ↑ The Military Balance 2016. — P. 119.
- ↑ The Military Balance 2016. — P. 188.
- ↑ The Military Balance 2016. — P. 276.
- ↑ Рынки вооружений (неопр.). Проверено 18 сентября 2010. Архивировано 18 сентября 2010 года.
- ↑ The Military Balance 2016. — P. 461.
- ↑ The Military Balance 2016. — P. 127.
- ↑ The Military Balance 2016. — P. 190.
- ↑ The Military Balance 2016. — P. 194.
- ↑ The Military Balance 2016. — P. 205.
- ↑ The Military Balance 2016. — P. 414.
- ↑ The Military Balance 2016. — P. 93.
- ↑ The Military Balance 2016. — P. 444.
- ↑ Stockholm International Peace Research Institute — Arms Transfers Database
- ↑ The Military Balance 2014. — P. 44.
- ↑ The Military Balance 2010. — P. 192.
- ↑ А. Р. Заец. Бронетанковая техника в Афганистане (1979—1989) (неопр.). Проверено 4 июня 2012. Архивировано 21 июня 2012 года.
- ↑ Виталий Моисеев. Танки в Приднестровье (неопр.). Альманах «Военный комментатор», 2003, № 1(5). Военно-патриотический сайт «Отвага» (1 января 2003). Проверено 16 мая 2012. Архивировано 31 мая 2012 года.
- ↑ Геннадий Жилин. МТ-ЛБ: продолжение темы : Незаслуженно забытый «трудяга» второй чеченской (неопр.). Журнал «Мир оружия», № 7, 2006. Военно-патриотический сайт «Отвага» (1 июля 2006). Проверено 4 июня 2012. Архивировано 26 июня 2012 года.
- ↑ Сергей Воронцов. Осетия в огне (неопр.). «Фронтовая иллюстрация», № 6, 2008. Военно-патриотический сайт «Отвага».
- ↑ Полный разгром колонны 51-й бригады — черный день ВСУ (неопр.).
Литература
- The Military Balance 2012 / IISS. — London: Taylor & Francis, 2012. — 504 p.
- Лёгкий многоцелевой гусеничный транспортёр-тягач МТ-ЛБ. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. 6.00.001ТО. — 4-е издание, дополненное. — М.: Военное издательство, 1985. — 447 с.
Ссылки
ru-wiki.org
МТ-ЛБ Гусеничный бронетранспортер
Основной производитель: Россия Имя: МТ-ЛБ Тип: Гусеничный бронетранспортер Год принятия на вооружение: 1966 |
Многоцелевой транспортер-тягач МТ-ЛБ был разработан в 1964 г. конструкторским бюро Харьковского тракторного завода, которое возглавлял А.Ф.Белоусов. Серийное производство машины началось в 1966 году.
Тягач имел три отделения. Отделение управления находилось в передней части корпуса. В нем был размещен экипаж машины, состоящий из двух человек. Оборонительное вооружение — 7,62- мм пулемет ПКТ, расположенный во вращающейся конической башне без люка. Башня установлена в правой части отделения управления, функции стрелка выполнял командир машины. В левой части — люк механика-водителя, его сидение, механизмы управления и агрегаты силовой передачи.
В средней части корпуса в специальном отделении был установлен многотопливный 8-цилиндровый четырехтактный V-образный дизельный двигатель ЯМЗ-238В и обслуживающие его системы. Силовое отделение было отгорожено теплошумоизоляционными перегородками от обитаемой части корпуса. Вся остальная часть корпуса использовалась для перевозки личного состава или грузов, образуя десантное отделение или отделение грузовой платформы. Вход в десантное (грузовое) отделение осуществлялся через люки, расположенные в крыше корпуса, или двухстворчатые двери в кормовой части .
Для сообщения отделения управления с десантным отделением с правой стороны двигателя имелся проход, в котором были установлены два откидных сиденья. Одноместное сиденье находилось также возле задней перегородки двигателя. В кормовом отсеке продольно располагались два топливных бака. Каждый бак имел сверху поролоновые подушку и служил скамьей для четырех человек. Еще два бака крепились на надгусеничных полках.
Модификации:
— Многоцелевой тягач МТ-ЛБ-У
— Разведывательный комплекс «Зоопарк-1»
— МТ-ЛБ-ВМ
— МТ-ЛБ-В
Сварной герметичный корпус из броневой стали обеспечивал противопульную защиту. Мощность от двигателя передавалась к ведущим колесам через механическую трансмиссию. Двухпоточный МПП включал двухдисковый главный фрикцион сухого трения, шестискоростную коробку передач и два суммирующих планетарных ряда. Он обеспечивал получение двух фиксированных радиусов поворота на каждой передаче, а также неустойчивый поворот на нейтрали с радиусом примерно равным половине ширины колеи. Управление поворотом машины осуществлялось с помощью двух рычагов.
Для преодоления водной преграды устанавливались гидродинамические щитки и удлинялась воздухозаборная труба. Движение на плаву производилось с помощью гусеничного движителя. Пустотелые опорные катки были изготовлены из алюминиевого сплава, на передних и задних узлах подвески устанавливались телескопические гидроамортизаторы. В системе подрессоривания использовалась индивидуальная торсионная подвеска.
military-informer.narod.ru