Каска СШ-40: описание, история, испытания

Наверное, сложно найти на постсоветском пространстве человека, который не знал бы, как выглядит каска СШ-40. Он может сам не знать об этом, но данный элемент экипировки видел не раз. Ведь он фигурирует в подавляющем большинстве советских военных фильмов, которые любят почти все. Что ж, пришла пора узнать, что такое советская каска СШ-40 и как она выглядит.

Когда была принята на вооружение

Ситуация в Европе накалялась. Советскому Союзу нужно было не только оружие, танки, самолеты и артиллерия, чтобы увеличить мощь армии, но и соответствующая экипировка, позволяющая защитить простого солдата, идущего в бой или же обороняющего позиции. Несмотря на обилие войн, которые Россия вела в разные века с разными противниками, в Российской империи не было налажено производство касок, которые защищали бы солдат. Хотя для пожарных специальные каски выпускались.

Как понятно из названия, на вооружение она была принята в 1940 году – незадолго до начала войны. Ведь каска СШ-40 так и расшифровывается – стальной шлем образца 1940 года.

Сначала она выпускалась на двух заводах – Сталинградском «Красном Октябре» и Лысьвенском металлургическом заводе. Но после ожесточенных боев за Сталинград производство удалось сохранить только на втором заводе – он находился на Урале, в глубоком тылу. Только за годы было создано около десяти миллионов таких изделий, сохранивших жизни многим тысячам советских солдат. Причем производство было засекреченным – этот гриф был снят лишь сравнительно недавно.

Что собой представляет

Сама каска СШ-40 стальная, изготовлена она из высокопрочной легированной броневой стали. Благодаря этому, несмотря на толщину около 1,2 миллиметра, стальной лист уверенно останавливал пули, не говоря уже об осколках гранат и обычных ударах. Выпускалась каска в трех размерах – самый крупный и тяжелый весил восемьсот грамм.

Кроме самого прочнейшего корпуса, каска состояла из подтулейного устройства – оно амортизировало удар, снижая его разрушительный эффект. Представляло собой три лепестка, изготовленных из дерматина или искусственной кожи, что обеспечивало высокую устойчивость перед истиранием, хотя и доставляло солдатам массу неудобств – голова сильно потела и чесалась. Но в бою на такие мелочи внимания не обращали.

Между собой лепестки соединялись шнуром, который можно было затягивать или расслаблять, подстраивая каску под особенности головы. С внутренней стороны лепестков располагалась плотная ватная подушечка, которая и обеспечивала амортизационный эффект.

Третьим и последним элементом был подбородочный ремень. Благодаря нему каска не спадала на бегу, в падении и любых других экстремальных ситуациях. Состоял он из двух частей: один заканчивался скользящей пряжкой, а другой для удобства обжимала полукруглая оправка из металла. Скользящая пряжка позволяла надежно затянуть его во время боя и расслабить, когда атака отбита, но опасность не до конца миновала.

Как Буденный шашкой каску испытывал

М. И. Корюков – один из разработчиков шлема – рассказывал о том, как именно проходило первоначальное испытание армейской каски СШ-40. Проводил его лично маршал СССР Семен Михайлович Буденный. Для начала он по привычке взялся за шашку, которой виртуозно владел. Причем это была не обычная шашка – она была изготовлена лучшими мастерами Златоуста по специальному заказу.

Но даже после сильнейшего удара, который когда-то разрубал человека на скаку напополам, на каске не осталось ни зазубрины. После этого маршал взялся за «наган». Стрельбу он проводил с разной дистанции – начиная с двадцати пяти метров и заканчивая выстрелом вплотную. И здесь легированная бронированная сталь не подвела. Каску подбрасывало, от грохота закладывало уши, но вмятин, а тем более дыр в ней так и не появилось. Легкая пуля калибра 7,62 миллиметров, уверенно попадающая в цель на дистанции до пятидесяти метров (что для большинства пистолетов является запредельной), не смогла повредить каску. В результате Буденный остался доволен результатом испытаний. Дальнейшие испытания проводились уже экспертами в специальном тире с использованием винтовки Мосина и пистолета ТТ.

Основное улучшение по сравнению с предшественником

Была ли каска СССР СШ-40 первым средством защиты головы рядовых? Оказывается, что нет. До нее испытывалась СШ-39 – годом ранее. Однако она не прошла испытаний, так как имела слишком сложный, неудобный и недостаточно надежный подтульник.

В результате в конструкцию были внесены определенные изменения. К тому же, чтобы повысить прочность соединения подтульника с каской, теперь использовалось шесть заклепок, а не три, как раньше.

Сколько лет каска стояла на вооружении

Глупо и спорить – каска СШ-40 прекрасно показала себя на полях сражений во время Великой Отечественной войны. Качественные материалы в сумме с тщательно продуманным дизайном спасли немало жизней рядовых и офицеров.

Поэтому на вооружении она стояла целых двадцать лет. Только в 1960 году на смену ей была принята новая, улучшенная модификация – СШ-60. Но даже она имела довольно мало отличительных черт. Модификации опять подвергся только сам подтульник. Теперь лепестки крепились в верхней части шлема, а не посередине. Кроме того, амортизирующие функции теперь возлагались не на прессованную вату, а на специальные пружины.

Заключение

На этом статья подходит к концу. В ней коротко, но максимально подробно дана информация о том, как выглядела и что собой представляла простая солдатская каска СШ-40, какими преимуществами обладала. Также в статье рассказано о методах испытания.

fb.ru

Шлем стальной обр. 1940 г.» (СШ-40) — Раритет

Каски были переданы в музей участниками поискового отряда «Совесть» в 2000 году. Были обнаружены при раскопках в Новгородской области в местечке Мясной Бор.

Каска используется, как правило, в военных действиях для защиты от осколков снарядов, бомб, а также пуль с малой пробивной силой. В русской армии появилась в XVI веке. В начале XIX века каски были головным убором русскихдрагун и кирасир, то есть в кавалерии, сражавшейся преимущественно холодным оружием, где каска сохраняла некоторую ценность: защищала голову от рубящего удара сверху (именно поэтому каски того периода имеют вытянутую вверх форму — такую сложнее прорубить). Исторически каска явилась этапом в развитии защитного шлема, и своё название получила от латинского слова, обозначавшего металлический шлем.

В 1940 году был принят на оснащение стальной шлем нового образца — «Шлем стальной обр. 1940 г.» (СШ-40), который без особых изменений просуществовал несколько десятилетий. По сути, он используется в ВС России до сих пор.

Один из разработчиков нового стального     шлема, М. И. Корюков вспоминал впоследствии:

Работу принимала комиссия, которую возглавлял Семен Михайлович Буденный. Он внимательно осмотрел изготовленный сотрудниками лаборатории шлем и …взялся за шашку. Удивленный выбором оружия, я усмехнулся. Заметив это, Семен Михайлович пояснил, что шашкой хороший кавалерист разрубает врага от плеча до пояса,— пуля такой силы не имеет. Конечно, Буденный был опытный „рубака“, и клинок из закаленной златоустовской стали, подаренный ему рабочими, был сильным испытательным оружием в его руках. Но тут, если можно так выразиться, коса нашла на камень. Свистнул рассекаемый шашкой воздух— и тут же звякнул шлем. Буденный с удивлением осмотрел место удара: „Скажи, пожалуйста, ему хоть бы что!“, и он взялся за наган. Стрелял Семен Михайлович сначала с двадцати пяти метров, затем— с десяти, почти в упор. После каждого выстрела шлем подскакивал, пули рикошетили, и я очень боялся, как бы они не попали в Буденного. За судьбу шлема я был спокоен и не волновался. „Молодцы! — сказал, наконец, маршал, — хорошо поработали“.»

Масса стальной части шлема (без подтулейного устройства) самого большого размера 80.  Выполнен из легированной броневой стали марки 36СГН толщиной 1,2 мм. Перед войной испытания СШ40 проводились на Щуровском полигоне под Москвой. Ведущий специалист по бронешлемам — подполковник В. Орлов.

В годы войны выпускался металлургическими заводами «Красный Октябрь» и «Лысьвенский металлургический завод».

Масса стальной части шлема (без подтулейного устройства) самого большого размера — 800 г.

Полная масса шлема — 1400 г.

Конструкция СШ-40 отличается от предыдущей модели, СШ-39, используемым подтулейным устройством, более простым и крепким. Отсюда и главное их внешнее отличие: в СШ-40 для крепления подтулейного устройства применялось шесть заклёпок, в СШ-39 — три. Подтулейное устройство состоит из трёх частей-«лепестков», изготовленных из дермантина, искусственной кожи или ткани, которые в верхней части шлема соединяются шнурком, предназначенным для регулировки (подгонки) СШ для удобства ношения. С внутренней стороны каждого лепестка находится амортизационная подушечка, изготовленная из ваты. Брезентовый подбородный ремень состоит из двух частей-половин, присоединенных к кольцам на боковых сторонах шлема. Одна из частей на свободном конце имеет скользящую пряжку; конец другой половины обжат полукруглой металлической оправкой.

В отличие от предыдущих образцов стальных шлемов, СШ-40 выпускался только трёх размеров .

Данная каскам была  обнаружена при раскопках в Новгородской области в местечке Мясной Бор , в Долине Смерти.    Долина Смерти  — место к северо-западу от деревни Мясной Бор Новгородской области. Обнаружить его можно по остаткам узкоколейной железной дороги военного времени.

Во время Великой Отечественной войны здесь, на относительно небольшом по площади участке, погибли десятки тысяч советских, немецких и испанских солдат.

В ходе войны в конце 1941 года в рамках операций по деблокированию Ленинграда Красной Армии удалось прорвать оборону немецкой армии около Мясного Бора. В образовавшуюся брешь двинулись бойцы Второй ударной армии и стали стремительно продвигаться в направлении стратегически важного населенного пункта Любани.

За образовавшийся коридор в районе Мясного Бора развернулись ожесточённые бои. В течение всего периода этой операции, с декабря 1941 по июнь 1942 года, его ширина менялась от 3—4 километров до узкого простреливаемого пространства в 300 метров. Сложности в снабжении армии через этот узкий коридор обусловили неудачи Красной Армии в Любанской операции и привели в конечном счете к гибели Второй ударной армии.

25 июня 1942 года немецкой армии (в боях принимала активное участие и испанская Голубая дивизия) удалось ликвидировать этот коридор, в результате чего Вторая ударная армия оказалась полностью в окружении. В ходе попытки вырваться из окружения большая часть солдат армии погибла или попала в плен.

Сейчас в районе Мясного Бора ведутся активные работы по поиску и дальнейшему захоронению погибших и незахороненных солдат. Также здесь отмечена высокая активность так называемых «чёрных археологов»

Источники :

http://ussr-kruto.ru/2014/03/17/voennaya-kaska/

https://ru.wikipedia.org/wiki/СШ-40

https://ru.wikipedia.org/wiki/Лысьвенский_музей

http://rkka.zt.ua/стальной-шлем-сш-40

https://ru.wikipedia.org/wiki/Долина_Смерти_(Мясной_Бор)

Виктор Болтиков. Для служебного пользования: Череп, каска, шлем // журнал «Братишка», июль 2010

memory-tosno.ru

на что была способна советская каска в Великую Отечественную

С раннего средневековья до наших дней солдаты противоборствующих сторон для защиты своей головы в бою использовали металлические шлемы различной формы и прочности. Со временем они эволюционировали в каски, обязательные к ношению солдатами во время боевых действий. При этом массовое производство данных головных уборов в нашей стране началось лишь в период Великой Отечественной войны. Возникает вопрос, насколько были прочны советские каски и способны защитить воина в бою?

Боевая задача работникам тыла

По данным статистики за время Великой Отечественной войны в Советском Союзе было произведено более десяти миллионов металлических касок. Впрочем, не так важно было количество, как качество данных головных уборов. Как показала война, оно было на высоте. Дело в том, что будто предчувствуя надвигающуюся трагедию, Советское правительство еще в 1932 году, почти за десять лет до начала войны поручило Лысьвенскому металлургическому заводу, ведущего свою историю с 1785 года разработать новую металлическую каску для солдат пехоты. Задача оказалась практически не выполнимой. Каска должна была надежно защищать голову солдата от выстрела винтовки, автомата, осколков артиллерийских снарядов и шрапнели. Мало того, заказчик в лице Министерства Обороны СССР хотел, чтобы головной убор имел удобную форму, и весил не более 800 грамм для самого большого пятого размера головы. Отказаться от сложного заказа руководство предприятия не могло, и его специалисты принялись за дело. При этом необходимо отметить, что Лысьвенский металлургический завод был выбран для производства касок не случайно. В царской армии подобных металлических касок, предназначенных для защиты солдат от пулевых и осколочных ранений, не изготовлялось. В стране выпускались лишь каски для пожарных. Причем их производство осуществлялось как раз на Лысьвенском металлургическом заводе. Не удивительно, что заказ на создание касок для солдат поступило именно на это предприятие, которое располагалось на Урале вдали от театра военных действий.

Стальной шлем для советских солдат

Первый вариант советской каски появился в 1936 году, но он абсолютно не соответствовал требованиям заказчика. Впоследствии было выпущено еще несколько модификаций касок, но, ни одна из них не дотягивала до высоких стандартов установленных Министерством Обороны СССР. Только в 1940-м году, наконец, появился СШ-40 (стальной шлем образца 1940 года), соответствующий всем предъявленным требованиям. Предыдущие модели каски отличало низкое качество стали и практически полное отсутствие пулестойкости. К тому же каски более ранних модификаций нельзя было одевать на теплые головные уборы, что в условиях русских морозов являлось существенным недостатком. В каске 1940-года было усовершенствовано подтулейное устройство, а также механизм амортизации. Но главным оказалась разработка углеродистой кремний-марганцево-никелевой стали, получившей уловное обозначение И-1. Именно ее применение позволило добиться необходимой пулеустойчивости.

Испытания

Сразу после появления первых опытных образцов каски начались ее испытания на соответствие требованиям заказчика. Оказалось, что каска, выполненная из броневой стали И-1 толщиной 1,2 миллиметра являлась надежным средством защиты от пуль и осколков артиллерийских снарядов. Данные характеристики стального шлема были подтверждены с помощью отстрела из 3-х линейной винтовки, а также пистолетов марки «Наган» и «ТТ». В ходе первых испытаний в тире завода в стальной шлем стреляли с расстояния 10 метров из винтовки Мосина, рассчитанной на дальность стрельбы от 800 до 1000 метров, а также из «нагана». Испытания новая каска с честью выдержала. Затем на полигоне стальной шлем расстреляли из автомата ППШ с дистанции 115 метров, результат также оказался удовлетворительным. Данные испытаний аккуратно заносились в соответствующие журналы и сохранились до наших дней. Одновременно, новую советскую каску сравнили с аналогичными стальными шлемами, стоящими на вооружении армий Германии, Швеции и Италии. При этом отметить, что к началу войны у немцев было несколько модификаций стальных шлемов, но как показали натурные испытания, все они существенно проигрывали СШ-40 в пулестойкости, а также легкости и возможности использования в зимних условиях. Самое интересное, что во время войны сталь для каски, как и ее форму неоднократно пытались усовершенствовать, но добиться характеристик лучших, чем у стали И-1 и более оптимальной формы, чем у СШ-40 так и не смогли. Данный факт был зафиксирован после войны специальной комиссией Министерства Обороны СССР.

https://x-true.info/78754-ssh-…

cont.ws

40 — это… Что такое СШ-40?

Стальной шлем образца 1940 года (СШ-40), в просторечии «Каска». На фото СШ-39 «ТРЁХКЛЁПКА»

СШ-40 — стальной шлем образца 1940 года, средство индивидуальной защиты военнослужащих, широко использовался в Вооружённых Силах Советским Союзом во время Великой Отечественной войны и в послевоенные годы, пока на снабжение не поступили более совершенные образцы СШ-60 и СШ-68.

Выполнен из легированной броневой стали марки 36СГН толщиной 1,2 мм. Перед войной испытания СШ-40 проводились на Щуровском полигоне под Москвой. Ведущий специалист по броневым шлемам — подполковник В. Орлов[1].

В годы войны выпускался металлургическими заводами «Красный Октябрь» и «Лысьвенский металлургический завод». Приемочные испытания готовой продукции включали выборочную (от партии) оценку бронестойкости шлема в тире предприятия обстрелом простой пулей, патрон с приведённым (уменьшенным) зарядом, из 7,62-мм винтовки образца 1891/30 годов. Дистанция стрельбы составляла Д=25 м[1]. Скорость предела кондиционных поражений (ПКП) шлема составляла порядка 300 м/с[2].

Конструкция СШ-40 отличается от предыдущего образца, СШ-39, используемым подтулейным устройством или подшлемником, более простым и крепким. Отсюда и главное их внешнее отличие: в СШ-40 для крепления подшлемника применялось шесть заклёпок, в СШ-39 — три. Подшлемник состоит из трёх частей-«лепестков», изготовленных из искусственной кожи или ткани, которые в верхней части шлема соединяются шнурком, предназначенным для регулировки размера. С внутренней стороны каждого лепестка находится амортизационная подушечка, изготовленная из ваты. Брезентовый подбородочный ремень состоит из двух частей-половин, присоединенных к кольцам на боковых сторонах шлема. Одна из частей на свободном конце имеет скользящую пряжку; конец другой половины обжат полукруглой металлической оправкой.

В отличие от предыдущих образцов стальных шлемов, СШ-40 выпускался только трёх размеров («номеров»). Масса стальной части шлема (без подтулейного устройства) самого большого размера — 800 г.

Интересные факты

военно-мемориальное кладбище, Россошки, Волгоградская область

Один из разработчиков шлема М. И. Корюков[3] вспоминал впоследствии:

«Работу принимала комиссия, которую возглавлял Семен Михайлович Буденный. Он внимательно осмотрел изготовленный сотрудниками лаборатории шлем и …взялся за шашку. Удивленный выбором оружия, я усмехнулся. Заметив это, Семен Михайлович пояснил, что шашкой хороший кавалерист разрубает врага от плеча до пояса, — пуля такой силы не имеет. Конечно, Буденный был опытный „рубака“, и клинок из закаленной златоустовской стали, подаренный ему рабочими, был сильным испытательным оружием в его руках. Но тут, если можно так выразиться, коса нашла на камень. Свистнул рассекаемый шашкой воздух — и тут же звякнул шлем. Буденный с удивлением осмотрел место удара: „Скажи, пожалуйста, ему хоть бы что!“, и он взялся за наган. Стрелял Семен Михайлович сначала с двадцати пяти метров, затем — с десяти, почти в упор. После каждого выстрела шлем подскакивал, пули рикошетили, и я очень боялся, как бы они не попали в Буденного. За судьбу шлема я был спокоен и не волновался. „Молодцы! — сказал, наконец, маршал, — хорошо поработали“.» [4]

См. также

Примечания

dic.academic.ru

СШ-40 Википедия

СШ-40 — стальной шлем образца 1940 года, средство индивидуальной защиты военнослужащих, широко использовался в Вооружённых Силах СССР во время Великой Отечественной войны и в послевоенные годы, пока на снабжение не поступили более совершенные модели СШ-60 и СШ-68.

Носился с подшлемником.

Просторечное название — каска.

История[ | ]

В ходе эксплуатации в войсках шлемов СШ-36 были выявлены их недостатки и начались работы по созданию нового общевойскового шлема. В 1937—38 несколько экспериментальных моделей было создано и протестировано на Ржевском полигоне. В 1938 году был сделан окончательный выбор. Форма нового советского шлема напоминала стальной итальянский шлем М 33. Именно эта модель была взята за основу при создании шлема

Контур шлема (получившего известность как СШ-39) приобрел новые очертания. Вес СШ-39 составлял 1 250 грамм, толщина стенок 1,9 мм, он изготавливался из стали лучшего качества.

Перед войной испытания СШ-40 проводились на Щуровском полигоне под Москвой. Ведущий специалист по броневым шлемам — подполковник В. Орлов[1].

В годы войны выпускался металлургическими заводом «Красный Октябрь» и Лысьвенским металлургическим заводом, затем в связи с боями за Сталинград только последним[2]. Приёмочные испытания готовой продукции включали выборочную (от партии) оценку бронестойкости шлема в тире предприятия обстрелом простой пулей, патрон с приведённым (уменьшенным) зарядом, из 7,62-мм винтовки образца 1891/30 годов. Дистанция стрельбы составляла 25 метров[1]. Скорость предела кондиционных поражений (ПКП) шлема составляла порядка 300 м/с[3].

На фото СШ-39 «ТРЕХКЛЕПКА». СШ-40 в обиходе часто именуются шестиклёпками.

Конструкция СШ-40 отличается от предыдущей модели, СШ-39, используемым подтулейным устройством, более простым и крепким. Отсюда и главное их внешнее отличие: в СШ-40 для крепления подтулейного устройства применялось шесть заклёпок, в СШ-39 — три. Подтулейное устройство состоит из трёх частей-«лепестков», изготовленных из дерматина, искусственной кожи или ткани, которые в верхней части шлема соединяются шнурком, предназначенным для регулировки (подгонки) СШ для удобства ношения. С внутренней стороны каждого лепестка находится амортизационная подушечка, изготовленная из ваты. Брезентовый подбородный ремень состоит из двух частей-половин, присоединенных к кольцам на боковых сторонах шлема. Одна из частей на свободном конце имеет скользящую пряжку; конец другой половины обжат полукруглой металлической оправкой.

В отличие от предыдущих образцов стальных шлемов, СШ-40 выпускался только трёх размеров («номеров»). Масса стальной части шлема (без подтулейного устройства) самого большого размера — 800 г.

Описание[ | ]

Стальной шлем состоит из:

  • Корпуса[4];
  • Подтулейного устройства[4];

ru-wiki.ru

СШ-40 — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

СШ-40 — стальной шлем образца 1940 года, средство индивидуальной защиты военнослужащих, широко использовался в Вооружённых Силах СССР во время Великой Отечественной войны и в послевоенные годы, пока на снабжение не поступили более совершенные модели СШ-60 и СШ-68.

Носился с подшлемником.

Просторечное название — каска.

История

Перед войной испытания СШ-40 проводились на Щуровском полигоне под Москвой. Ведущий специалист по броневым шлемам — подполковник В. Орлов[1].

В годы войны выпускался металлургическими заводом «Красный Октябрь» и Лысьвенским металлургическим заводом, затем в связи с боями за Сталинград только последним[2]. Приёмочные испытания готовой продукции включали выборочную (от партии) оценку бронестойкости шлема в тире предприятия обстрелом простой пулей, патрон с приведённым (уменьшенным) зарядом, из 7,62-мм винтовки образца 1891/30 годов. Дистанция стрельбы составляла 25 метров[1]. Скорость предела кондиционных поражений (ПКП) шлема составляла порядка 300 м/с[3].

На фото СШ-39 «ТРЕХКЛЕПКА». СШ-40 в обиходе часто именуются шестиклёпками.

Конструкция СШ-40 отличается от предыдущей модели, СШ-39, используемым подтулейным устройством, более простым и крепким. Отсюда и главное их внешнее отличие: в СШ-40 для крепления подтулейного устройства применялось шесть заклёпок, в СШ-39 — три. Подтулейное устройство состоит из трёх частей-«лепестков», изготовленных из дерматина, искусственной кожи или ткани, которые в верхней части шлема соединяются шнурком, предназначенным для регулировки (подгонки) СШ для удобства ношения. С внутренней стороны каждого лепестка находится амортизационная подушечка, изготовленная из ваты. Брезентовый подбородный ремень состоит из двух частей-половин, присоединенных к кольцам на боковых сторонах шлема. Одна из частей на свободном конце имеет скользящую пряжку; конец другой половины обжат полукруглой металлической оправкой.

В отличие от предыдущих образцов стальных шлемов, СШ-40 выпускался только трёх размеров («номеров»). Масса стальной части шлема (без подтулейного устройства) самого большого размера — 800 г.

Видео по теме

Состав

Стальной шлем состоит из:

  • Корпуса[4];
  • Подтулейного устройства[4];
  • Подбородного ремня[4].

Корпус выполнен из легированной броневой стали марки 36СГН толщиной 1,2 мм.

Интересные факты

Один из разработчиков шлема М. И. Корюков[5] вспоминал впоследствии:

«Работу принимала комиссия, которую возглавлял Семен Михайлович Буденный. Он внимательно осмотрел изготовленный сотрудниками лаборатории шлем и …взялся за шашку. Удивленный выбором оружия, я усмехнулся. Заметив это, Семен Михайлович пояснил, что шашкой хороший кавалерист разрубает врага от плеча до пояса, — пуля такой силы не имеет. Конечно, Буденный был опытный „рубака“, и клинок из закаленной златоустовской стали, подаренный ему рабочими, был сильным испытательным оружием в его руках. Но тут, если можно так выразиться, коса нашла на камень. Свистнул рассекаемый шашкой воздух — и тут же звякнул шлем. Буденный с удивлением осмотрел место удара: „Скажи, пожалуйста, ему хоть бы что!“, и он взялся за наган. Стрелял Семен Михайлович сначала с двадцати пяти метров, затем — с десяти, почти в упор. После каждого выстрела шлем подскакивал, пули рикошетили, и я очень боялся, как бы они не попали в Буденного. За судьбу шлема я был спокоен и не волновался. „Молодцы! — сказал, наконец, маршал, — хорошо поработали“.»

См. также

Примечания

Ссылки

wiki2.red

СШ-40 Википедия

В ходе эксплуатации в войсках шлемов СШ-36 были выявлены их недостатки и начались работы по созданию нового общевойскового шлема. В 1937—38 несколько экспериментальных моделей было создано и протестировано на Ржевском полигоне. В 1938 году был сделан окончательный выбор. Форма нового советского шлема напоминала стальной итальянский шлем М 33. Именно эта модель была взята за основу при создании шлема

Контур шлема (получившего известность как СШ-39) приобрел новые очертания. Вес СШ-39 составлял 1 250 грамм, толщина стенок 1,9 мм, он изготавливался из стали лучшего качества.

Перед войной испытания СШ-40 проводились на Щуровском полигоне под Москвой. Ведущий специалист по броневым шлемам — подполковник В. Орлов[1].

В годы войны выпускался металлургическими заводом «Красный Октябрь» и Лысьвенским металлургическим заводом, затем в связи с боями за Сталинград только последним[2]. Приёмочные испытания готовой продукции включали выборочную (от партии) оценку бронестойкости шлема в тире предприятия обстрелом простой пулей, патрон с приведённым (уменьшенным) зарядом, из 7,62-мм винтовки образца 1891/30 годов. Дистанция стрельбы составляла 25 метров[1]. Скорость предела кондиционных поражений (ПКП) шлема составляла порядка 300 м/с[3].

На фото СШ-39 «ТРЕХКЛЕПКА». СШ-40 в обиходе часто именуются шестиклёпками.

Конструкция СШ-40 отличается от предыдущей модели, СШ-39, используемым подтулейным устройством, более простым и крепким. Отсюда и главное их внешнее отличие: в СШ-40 для крепления подтулейного устройства применялось шесть заклёпок, в СШ-39 — три. Подтулейное устройство состоит из трёх частей-«лепестков», изготовленных из дерматина, искусственной кожи или ткани, которые в верхней части шлема соединяются шнурком, предназначенным для регулировки (подгонки) СШ для удобства ношения. С внутренней стороны каждого лепестка находится амортизационная подушечка, изготовленная из ваты. Брезентовый подбородный ремень состоит из двух частей-половин, присоединенных к кольцам на боковых сторонах шлема. Одна из частей на свободном конце имеет скользящую пряжку; конец другой половины обжат полукруглой металлической оправкой.

В отличие от предыдущих образцов стальных шлемов, СШ-40 выпускался только трёх размеров («номеров»). Масса стальной части шлема (без подтулейного устройства) самого большого размера — 800 г.

Стальной шлем состоит из:

  • Корпуса[4];
  • Подтулейного устройства[4];
  • Подбородного ремня[4].

Корпус выполнен из легированной броневой стали марки 36СГН толщиной 1,2 мм.

ruwikiorg.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *