Русский меч…История булата..
Популяризация японского холодного оружия (в частности мечей) в последнее время приняла просто таки колоссальные масштабы. Ничего не хочу сказать плохого в адрес традиций японского оружейного ремесла, но меня вводит в недоумение то, что традиции русских мастеров остаются за бортом…
Рассмотрим вкратце историю металлов.
Булат
Родиной булата является Индия. И появился он, очевидно, не позднее, чем два с половиной тысячелетия назад. На это указывает тот факт, что еще Аристотель в своих работах упоминает металл с характерным рисунком и поразительными качествами. Индийские умельцы называли эту сталь (а булат это не что иное, как сталь) вутц.
Название «булат» появилось не в Индии, а в других странах. По мнению академика Грузинской ССР Г. А. Меликишвили, термин «булат» произошел от названия древней страны Пулуади, которая десять веков до нашей эры располагалась на территории современных стран: Турции, Армении, Грузии и Ирана и была одним из центром производства стали (еще не булатной).
Александру Македонскому в его походе на Индию помогли его талант полководца и, наверное, греческие боги, потому что качество оружия македонцев не шло ни в какое сравнение с качеством оружия индусов. Македонцы с ужасом отмечали, что доспехи индусов не берет ни стрела, ни копье, и даже меч не оставляет на них следов, а в сражении на мечах, клинки македонцев либо ломались, либо позорно гнулись. Так цивилизация узнала о существовании вутца.
Ярым поклонникам японского холодного оружия скажу, что во времена Александра Македонского в Японии не существовало школ и традиций производства собственных мечей. Вплоть до четвертого века холодное оружие ввозилось в Японию из Китая и ценилось намного больше того, что делалось местными мастерами. Мало того, мечи, которые изготовляли японские оружейники, делались опять же из привезенного металла и по формам и размерам повторяли китайские («Рыцари страны восходящего солнца» А. Ю. Синицын стр. 283).
Итак, что же такое булат?
Это литая сталь, то есть цельный кусок металла, изготовленный по особой технологии. Секретов в этой технологии огромное количество, но они вовсе не мистические. Секреты в чистоте железа (которая в те времена была трудно достижима), в режимах и температурах плавления и охлаждения метала, насыщении железа углеродом и непосредственно ковки.
Если все детали технологии соблюдались четко, то металл приобретал характерный рисунок и поразительные качества. Клинок из такой стали затачивался до остроты бритвы, одинаково хорошо резал легкую ткань и дерево, рубил металл, не повреждая заточенную кромку, и его можно было сильно изгибать, после чего клинок принимал первоначальную форму без остаточной деформации.
В подтверждение того факта, что древние индусы в совершенстве владели искусством металлургии, в Дели и по сей день стоит железная колонна, которая весит шесть с половинной тонн, и возвышается на шесть метров. Эта колонна насчитывает полторы тысячи лет и имеет чистоту железа 99,72%, что объясняет ее высокую антикоррозийную стойкость.
Технология изготовления именно этого булата была полностью утрачена в XVI веке (в основном из-за разрушительных войн Тимура) и найдена снова в 1824 году отечественным горным инженером П. П. Аносовым, который также являлся начальников Златоустовских заводов (они работают и по сей день).
На приведенной фотографии изображена часть клинка, изготовленного из булата
А тут медальон из булатной стали
На обоих изображениях отчетливо видна структура булатной стали. Ниже приведен персидский кинжал (предположительно XVIII–XIX века) изготовленный из булата
А здесь представлен нож, изготовленный Златоустовскими мастерами уже в наше время в лучших традициях холодного оружия
Индийские ремесленники не делились своими секретами, но охотно продавали готовые заготовки вутца в Турцию, Иран, Персию и пр. страны. Одним из серьезных потребителей таких заготовок был Дамаск — большой промышленный и торговый центр востока.
Дамасская сталь
В Дамаске оружейники тоже не сидели сложа руки. Они много экспериментировали с индийским вутцом и другими металлами, и в конце концов создали технологии изготовления слоенных клинков. Суть их была в следующем: полосы стали с разным содержанием углерода набирались в пакет, далее разогревались, и проковывались.
Такая технология называется кузнечная сварка. При этом пограничные слои отдельных полос диффузируют друг в друга, образуя неразрывное соединение. Полученную полосу складывали пополам, разогревали и снова проковывали. И так до тех пор, пока в количество слоев в заготовке не достигало несколько сотен. Полученный клинок также имел характерный узор, свойственный булату, хотя и был приготовлен по другой технологии.
Причем, если на рисунок булата мастер почти не мог влиять, то при изготовлении слоенной стали, мастера могли добиваться определенного узора, варьируя направления складываемых перед сваркой полос. Поэтому рисунок дамасской стали всегда чередуется.
Ниже приведена фотография трех ножей ярославского мастера Ильи Куликова с его официального сайта (http://www.damask.nm.ru/g1_20.html). На этой фотографии вы можете видеть три совершенно разных узора дамасской стали.
А здесь охотничий кинжал из дамасской стали, в исполнении Тульских мастеров
Также дамасские мастера первыми обратили внимание, что металл, выдержанный долгое время в земле, после очищения от ржавчины демонстрирует гораздо лучшие качества. Они первыми стали закапывать на долгое время заготовки, перед непосредственным применением. Суть этого процесса в том, что ржавчина первым делом «съедает» участки, в которых больше всего содержится не металлических примесей (фосфор, сера).
Дамасские оружейники успешно продавали свое оружие во многие страны. Рим был одним из основных и постоянных покупателей. Возможно, благодаря римлянам технология «слоенного пирога» дошла до стран нынешней Европы. Как бы там ни было, но к IX-X векам все серьезные европейские оружейные мастерские изготовляли мечи по технологии дамасской стали.
Дошли ли эти технологии до Японии, или японские мастера открыли их самостоятельно, не известно. В любом случае, традиции японского холодного оружия следует рассматривать самостоятельно. А мы вернемся к нашим непосредственным предкам.
Дружинник
Если европейский средневековый рыцарь суть профессиональный солдат, то таким аналогом на Руси IX-XI веков был дружинник. Пеший, или конный, это был серьезный воин. В боевом снаряжении дружинник был облачен в кольчугу, имел лук и стрелы, боевой топор, щит и меч. На двух рисунках, приведенных ниже, прекрасно видны все нюансы экипировки дружинников.
Кольчуга заслуживает отдельного внимания. Я приведу два абзаца из книги Б.А. Колчина «Техника обработки металла в древней Руси».
Кольчуга служила достаточно надежной защитой от холодного оружия. В древней Руси, она появилась на 200 лет раньше, чем в Западной Европе. Еще в XII в. во Франции кольчуга считалась дорогим импортным доспехом который ввозили из России. В героической французской поэме «Рено де Монтобан» упоминается «кольчуга, сделанная в России».
Обычная кольчуга на средний рост состояла примерно из 18-20 тыс. колец. В технологии производства древнерусских кольчуг поражает миниатюрность, тонкость и огромная трудоемкость кузнечных работ, например, операция склепывания кольца заклепкой диаметром около 0,75 мм, производившаяся не с отдельно лежащим кольцом, а уже с кольцом, вплетенным в кольчугу. Склепать нужно было около 10 тыс. колец.
Из этого следует очевидный вывод — кузнечное дело на древней Руси было развито достаточно сильно. Но то кольчуга, а что же меч?
Русский меч
Чтобы не пересказывать уже написанное профессионалами своего дела, снова приведу отрывок из книги Б.А. Колчина «Техника обработки металла в древней Руси».
Русские летописи и другие письменные источники пестрят упоминаниями о мече. Не менее широко представлены мечи и в археологическом материале. Основная масса мечей, как и другого вооружения, дошла до нас от Х в. Погребения воинов-дружинников Игоря, Святослава и Владимира Святославовича сопровождались богатым набором оружия и разного военного снаряжения.
Технология производства клинков мечей нами изучена на основании металлографического анализа 12 экземпляров мечей. Пять мечей происходят из Гнездовских курганов, четыре меча из Михайловских курганов, два меча из Приладожских курганов и один меч из Вщижа (Древнерусский город на реке Десне в Брянской области). На основании обнаруженных структурных схем металла древнерусских мечей мы реконструируем технологию их изготовления.
Основа клинка меча делалась из железа или сваривалась из трех полос стали и железа. Когда основа клинка сваривалась только из стали, брали малоуглеродистый металл. Довольно широко применялась и узорчатая сварка. В этом случае основа клинка сваривалась из средней железной и двух крайних специально сваренных полос. Последние, в свою очередь, были сварены из нескольких прутьев с разным содержанием углерода, затем несколько раз перекрученных и раскованных в полосу. К предварительно сваренному и подготовленному бруску основы клинка наваривали в торец стальные полосы — будущие лезвия.
После сварки клинок выковывали таким образом, чтобы стальные полосы вышли на лезвие. Отковав клинок заданного размера, вытягивали черенок рукоятки. Следующей механической операцией было выстругивание долов. Затем клинок шлифовали и подвергали термической обработке. После этого клинок полировали, и если на основе клинка делалась узорчатая сварка, его травили. Кузнец же делал и основу перекрестья и навершия рукоятки. Иногда наваренные стальные лезвия подвергались перед термической обработкой дополнительной цементации.
Применялась также цементация поверхности цельножелезного меча. Подобная технология была у меча из Михайловских курганов.
Перед нами самая типичная древнерусская технология изготовления качественного изделия — сварка мягкой вязкой основы со стальным лезвием и последующая термическая обработка всего клинка.
Очень интересные сведения о технике производства мечей древнерусскими кузнецами сообщает их современник, выше уже упоминавшийся хорезмийский ученый Ал-Бируни. «Русы выделывали свои мечи из шапуркана, а долы посредине их из нармохана, чтобы придать им прочность при ударе, предотвратить их хрупкость. Ал-фулад (сталь) не выносит холода их зим и ломается при ударе. Когда они познакомились с фарандом (т. е. с узорчатым булатом), то изобрели для долов плетенье из длинных проволок (изготовленных) из обеих разновидностей железа-шапуркана и женского (т. е. железа). И стали получаться у них на сварных плетениях при погружении (в травитель) вещи удивительные и редкостные, такие, какие они желали и намеревались получить. Ал-фаранд же (рисунок) не получается соответственно намерению при изготовлении (меча) и не приходит по желанию, но он случаен»…
Этот текст интересен с двух сторон. Во-первых, он подтверждает выводы о технике производства клинков мечей, сделанные нами на основании изучения лишь 12 мечей. Технология наварки стальных («из шапуркана») лезвий на железную («из нормохана») основу клинка является общерусской. Во-вторых, Ал-Бируни говорит я о ревосходстве техники изготовления узора на клинках мечей у русских оружейников.
При соответствующей комбинации железных и стальных полос на основе клинка древнерусский кузнец мог получить любой заданный рисунок с одинаковым ритмом по всей полосе, что особенно и удивляло Бируни. Булатный же рисунок, как известно из опытов П. П. Аносова, случаен, так как при кристаллизации тигельной стали в каждом отдельном случае получается свой рисунок структурной неоднородности.
Итак, древнерусские кузнецы, ковавшие для своих соотечественников воинов-дружинников мечи, владели сложной технологией кузнечной ковки, узорчатой сварки и термической обработки и в технике производства и художественной отделке не уступали ни западным, ни восточным мастерам. В искусстве отделки клинков мечей они даже превосходили знаменитых восточных оружейников, изготовлявших мечи из булатной стали.
Добротные мечи с «удивительными и редкостными» узорами, изготовленные русскими кузнецами, пользовались широким спросом на внешних рынках: в Византии, Средней Азии и других странах. Арабский писатель Ибн-Хордадбех в середине IX в. писал: «что же касается купцов русских — они же суть племя из славян — то они вывозят меха выдры, меха лисиц и мечи из дальнейших концов Славонии к Румейскому (Так арабы в средние века называли Черное море) морю».
Итак, мы видим, что технологии производства мечей русскими оружейниками перекликаются с технологией дамасской стали (кузнечная сварка прутьев стали с различным содержанием углерода, использование нескольких пластин, булатный рисунок), но все же сильно отличаются от нее. Также мы видим, что качество этих мечей ничем не уступало, а иногда и превышало качество зарубежных аналогов.
В связи с оружейным делом X века история донесла нам имя Людоты Коваля. Мало что известно о жизни этого легендарного оружейника, кроме того, что он ковал великолепные мечи, за которыми знатные воины выстраивались в очередь. До нас дошли несколько экземпляров, на которых сохранились его клеймо.
Ю. Никитин в своем романе «Князь Владимир» подробно описал процесс изготовления меча великим оружейником. Разумеется, это только художественное произведение, но процесс описан настолько детально и реалистично, что я рекомендую всем желающим с ним ознакомиться.
Найти изображения меча дружинника тысячелетней давности в хорошем состоянии мне не удалось, поэтому я привожу снимки современных аналогов. Мечи сделаны ныне живущим мастером, имя которого я не смог выяснить.
Обратите внимание, что лезвие этих мечей скругленное, почти круглое. Такие мечи были чуть длиннее (105–110 см) и ими вооружались конные дружинники. Мечом такой формы удобнее наносить рубящий удар, что для конных воинов было важнее. Мечи же пеших дружинников должны были быть одинаково приспособлены и для рубящих ударов и для колющих. Поэтому они были немного короче (90–95 см) и имели острый конец.
Мне не удалось найти качественных изображений такого меча ни современных, ни оригинальных, поэтому мой друг и соратник Сергей Агарев воспроизвел его изображение по моему эскизу. Вот оно:
Вместо заключения
После XI-го века меч трансформируется в палаш, потом в саблю, шпагу и, наконец, в шашку. Но традиции изготовления высококачественного холодного оружия никуда не делись. Мастера Тулы, Санкт-Петербурга, Златоустья и многих других отечественных мастерских и по сей день выпускают уникальные экземпляры холодного оружия практически всех времен.
Источник
subscribe.ru
Харалужные мечи. Загадка булатного узора
Харалужные мечи
Холодное оружие до конца XIV века было основным вооружением русского войска. О высоком качестве булатных клинков на Руси знали с незапамятных времен. Русский былинный эпос часто воспевал харалужные мечи. Харалужная — цветастая — так на Руси до середины XV века называли булатную сталь. «… Храбрая сердца в жестоцем харалузе скована, а в булати закалена», — говорится в «Слове о полку Игореве». Известный русский путешественник Афанасий Никитин, посетивший Персию, Индию и другие страны Востока в. 1466–1472 годах, в своей книге «Хождение за три моря» употребляет уже только слово «булат» при описании военных доспехов, сделанных из восточной стали.
Советские археологи установили, что в V–VIII веках древние русские кузнецы умели делать железные ножи со стальными лезвиями. В IX-Х веках в России достигла высокого уровня техника производства сварочного булата. В трактате багдадского философа Аль-Кинди «О различных видах мечей и железе хороших клинков и о местностях, по которым они называются», написанном в первой половине IX века, указывается на то, что франкские и слиманские мечи изготовляются из дамасской стали. Современник Аль-Кинди арабский ученый Ибн-Руста называет народ, владевший слиманскими мечами, «русами»; Аль-Бируни сообщает: «Русы выделывали свои мечи из шабуркана (твердой стали — Авт.), а долы посредине их из нармохана (мягкой стали — Авт.), чтобы придать им прочносгь при ударе, предотвратить их хрупкость». Аль-Бируни сообщает также, что на Руси для изготовления долов применяли плетение из длинных проволок, приготовленных из разных сортов железа, твердого и мягкого.
Современный исследователь истории производства холодного оружия в России Б. А. Колчин указывает, что все известные нам древнерусские мечи (их найдено более 75) имеют конструкцию клинка, подобную описанной Аль-Бируни. На основании обнаруженных структурных схем металла древнерусских мечей была реконструирована технология их изготовления.
Основа клинка делалась из железа или сваривалась из трех полос стали и железа Когда ее сваривали только из стали, то брали малоуглеродистый металл. Довольно широко применялась и узорчатая сварка. В этом случае основа клинка изготавливалась из средней железной и двух крайних стальных специально сваренных полос. Последние состояли из нескольких прутьев (слоев) с разным содержанием углерода, много раз перекрученных и раскованных в полосу. К предварительно сваренному и подготовленному бруску основы клинка в торец наваривали стальные полосы — будущие лезвия. После сварки клинок выковывали таким образом, чтобы стальные полосы вышли на лезвия. Отковав клинок заданного размера, вытягивали черенок рукоятки, после чего выстругивали долы (прорезы). Затем клинок полировали и травили. Многие русские клинки, подобно древнеримскому сварочному булату, имели рисунок в елочку.
В работе советского исследователя А. Н. Кирпичникова есть сведения о мечах из сварочного булата, найденных на территории древнерусских селений Боре, Новоселках, Михайловском и других. Меч, найденный в Михайловском, хранится в Государственном историческом музее в Москве. Полоса дамасской стали наварена на нем поверх дола и состоит из трех прутиков — слоев. Средний из них имеет крупный узор, напоминающий узор литого булата.
Не удивительно, что русские мечи с «редкостными» узорами пользовались большим спросом на внешних рынках: в Византии, Средней Азии и других странах. Арабский писатель Ибн-Хордадбех в середине IX века писал: «Что же касается купцов русских — они же суть племя из славян, — то они вывозят меха выдры, меха лисиц и мечи из дальнейших концов Славонии к Румейскому (Черному) морю». Сохранилась переписка между Иваном II и крымским ханом Менглн-Гиреем. Хан, который имел дамасское и багдадское оружие, выпрашивал русские доспехи: «Сего году ординских татар кони потоптали есмя, мелкой доспех истеряли есмя. У тебя, у брата своего, мелкого доспеху просити есми».
Русское оружие славилось не только качеством стали, но и ее термообработкой. Закаленную сталь на Руси называли «трьпенный оцел» («стойкая сталь»). Наваренные «оцелом» топоры находили в курганах, относящихся к XI веку. «Каленные» стрелы и сабли часто упоминаются в былинах. Известна древняя поговорка:
«Пещь искушает оцел во калении». Рогатина тверского князя Бориса Александровича имела рожну из закаленного булата.
В России умели делать сварочный булат вплоть до конца XIX века. В Государственной оружейной палате в Москве можно увидеть саблю царя Михаила Федоровича, изготовленную мастером Нилом Просвитом в 1618 году. Полоса у этой сабли булатная с прорезами (долами), украшена насечкой с надписью о времени изготовления. Сохранились сведения, что, кроме Нила Просвита, клинки из сварочного булата делали московские мастера Дмитрий Коновалов, Богдан Ипатьев и другие. Эти сведения в настоящее время пополняются в связи с тем, что в последние годы более успешно идет расшифровка надписей на проржавевшем древнем оружии.
Рижский историк-металловед А. К. Антейн сравнительно недавно приготовил очень эффективный реактив для расчистки проржавевших лезвий древних мечей. На лезвиях древних мечей, обработанных «бальзамом Антейна», выявляют очень тонкие надписи, которые обычно располагались в верхней трети клинка. Они, как правило, инкрустированы в горячем состоянии обычной или перекрученной железной либо стальной проволокой. Так, например, в Киевском историческом музее хранится меч с красивой рукояткой с рисунком в виде перевитых друг с другом чудовищ. Меч находился в музее более 50 лет и его безоговорочно считали нерусским изделием. К изумлению историков, после обработки «бальзамом Антейна» на мече проявилась русская надпись «Коваль Людоша». Как было установлено, надпись сделана русскими прописными буквами, характерными для первой половины XI века. По сей день специалисты ищут и опознают образцы русских клинков от Сибири до Франции!
Приведенные факты убедительно подтверждают, что на Руси тысячу лет назад существовали специализированные мастерские по производству оружия из сварочного булата. Оружие обладало очень высоким качеством и имело тонкую художественную отделку. Во второй половине XVII века существовала мастерская по изготовлению оружия из булата в Астрахани. Дело в том, что с 1556 по 1649 год английские купцы пользовались правом на транзитную торговлю со странами Востока по Волжскому пути. Очевидно, они и завезли в Астрахань булатную сталь и способы изготовления из нее оружия. Известно, что царь Алексей Михайлович, большой любитель дамасских клинков, посылал туда трех учеников «для учения булатных сабельных полос». Судьба учеников неизвестна, но сабли из сварочного булата, относящиеся к этому времени, хранятся в московской Оружейной палате.
В XVIII и XIX веках изделия из сварочного булата умели делать и в Златоусте. В Златоустовском музее хранятся стальной столик и несколько сабель, имеющих красивые узоры, характерные для сварочного булата. Наконец, сварочный булат в это же время хорошо делали тульские оружейники. В Туле сварочный булат яазывали ккрасным железом». Получали «краевое железо» путем сварки железных и стальных полос в самых разнообразных сочетаниях. Тульских дробовиков и другого оружия из «красного железа» сохранилось довольно много. Есть оно в Государственном историческом музее, Государственном Эрмитаже, Тульском. Смоленском и других музеях. Так что сварочный булат на Руси знали очень хорошо испокон веков. Был известен у нас и настоящий, литой булат. И некоторые сведения об этом история сохранила.
К XIX веку за словом «булат» в России укрепляется понятие высококачественной литой стали с естественным узором после ковки. Как верно заметил П. П. Аносов, «под словом булат каждый россиянин привык понимать металл более твердый и острый, нежели обыкновенная сталь».
Как уже отмечалось, клинки из восточной стали попадали в Россию из Индии и Дамаска через Персию Грузию, Астрахань. Попадало на Русь также египетское и турецкое оружие из булата. Сохранилась булатная сабля второй четверти XVI века, принадлежавшая Федору Михайловичу Мстиславскому. В описи 1884 года о ней сказано: «Полоса булатная по турецкому образцу» Клинок сабли широкий с обухом и незначительны» расширением книзу — елманью. От елмани к концу клинок обоюдоострый. На клинке в круглом клейме исполнена золотом арабская надпись: «Изделие раба всевышнего бога Касима из Каира». В 1830 году из Троице-Сергиевой лавры в Загорске в Оружейную палату поступили подобного типа сабли, принадлежавшие Кузьме Захаровичу Минину и Дмитрию Михайловичу Пожарскомую. Булатные сабли упоминаются в числе подарков царю Федору Ивановичу и Борису Годунову от Кызылбашского (персидского) шаха Абасса и от Гилянского царя Ахмета. Среди подарков значатся: сабель булатных — пять; полос сабельных — две; щит — один. Начавшееся затем на Руси «смутное время» прервало отношения между Россией и Персией. В 1613 году в Москву прибывает новое посольство из Персии. Привезенные им подарки царю Михаилу Федоровичу состоят исключительно из булатного оружия.
В Государственном Эрмитаже хранится булатная сабля, принадлежавшая сподвижнику Петра I генерал-фельдмаршалу Б. П. Шереметьеву. На поверхности клинка типичный булатный узор. Это не парадное оружие, а боевой клинок. От удара он был сломан у эфеса и наварен железом Из этого видно, что клинком дорожили. Профессор И. С. Гаев, тщательно исследовавший шереметьевский булат уже в наши дни, отмечает, что у режущей кромки клинка после травления была выявлена тонковолокнистая микроструктура, являющаяся результатом ковки в одном направлении. В середине же выявлен коленчато-ониксовидный рисунок, полученный в результате ковки в особых условиях, с деформацией в различных направлениях. Остальная часть поверхности клинка имеет менее четко выраженный узор спутанного характера. На поперечном изломе структура металла мелкозернистая. Булатные сабли, подобные сабле Шереметьева, имели, очевидно, очень высокие свойства.
Могли ли сабли из настоящего булата делать в России? Очевидно, выковать булатную саблю из вутца русские кузнецы умели, но получить булатную сталь до конца XVIII века в России, как и в Западной Европе, было вряд ли возможно. И вот почему.
Мы теперь уже определенно знаем, что булатная сталь — прежде всего литая сталь. А из сообщений Аль-Бируни и исследования археологических объектов следует, что вплоть до XVIII века в России, так же как и в Европе, литой стали не знали и делать ее не могли. Возникает вопрос: а как же тогда делали железо и сталь?
Здесь есть смысл слегка углубиться в историю развития металлургии. Это поможет лучше разобраться в тех исторических условиях, которые сложились, перед тем как П. П. Аносов впервые сумел выплавить русский булат.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
tech.wikireading.ru
Булатная броня — что это такое? Булатная сталь: характеристики. Тайна древнего булата
Рождается сверкающий булат
Из мягкого железа, твёрдой стали.
И крепче меч становится стократ,
И на клинке — узорные спирали.
(Александр Симонов, «Булатный меч»)
Родом из сказки
Всем известно, что сказки — это не просто интересные истории, которыми можно занять детишек, но и кладезь мудрости, сплетающей хитрый узор с историческими событиями и былинами.
В сказках о могучих богатырях и благородных рыцарях частенько встречается такой термин, как «булатная броня». Самые сильные и смелые герои совершали свои подвиги с оружием из булатной стали. Что же это за металл такой? Чем он так хорош? Почему так дорого стоил и был столь ценен? И вообще, булатная броня — что это? Доспехи, щит, забрало? А может, этот металл — секретная разработка канувших в Лету кузнецов, эксперимент инопланетян или дар свыше?
Существует ли в наше время и ценится ли так, как в древности, булатная броня? Значение слова «булат», происхождение и использование этого металла описаны в данной статье. Мы раскроем все секреты поистине сказочной стали, которая на самом деле вполне реальна.
Оружие прославленных героев
Булатная броня — это устаревшее название холодного оружия. И вовсе не доспехов, как может показаться на первый взгляд. Для сравнения: аналоги слова «броня» в языках-побратимах польском (bron) и чешском (zbrane) означают именно оружие из стали, такое как булатный клинок, меч, нож, кинжал или сабля.
Такие известные сказочные персонажи, как богатыри Илья Муромец и Добрыня Никитич, король Артур и Святогор, обладали несокрушимым оружием из булатной стали, благодаря которому считались непобедимыми воинами. Значение слова «булат» простое — это упрочнённая сталь.
Тайна из космоса
Тайна древнего булата кроется в далёком прошлом, а точнее в 1421 году, когда на Землю близ русского города Ярославля упал железный метеорит. Огромный кусок металла, обрушившийся с неба, считался даром богов и расходовался только на уникальное оружие. Доступ к внеземному металлу имели лишь немногие именитые кузнецы, а клинки и ножи из булатной стали ковались для избранных воинов.
Легендарная уникальность
Мечи, выкованные из обычного железа, ломались и гнулись после первых 2-3 ударов, булатные же служили вечно. Ими можно было легко перерубить железный щит или распороть кольчугу врага. Удивительно и то, что, несмотря на свою невероятную прочность, булатные клинки были очень упругими и сгибались на 90-120 градусов, не теряя своей целостности. Таким образом, простое холодное оружие врага в бою если не тупилось, то разлеталось на куски, как разбитое стекло, в то время как булатная броня оставалась целой и острой. Если верить легенде, за булатный меч давали столько золота, сколько весил клинок, а весил он немало!
Сказочный металл
Несмотря на то что метеорит был велик, а кузнецы крайне бережливы, запасы уникального металла исчерпались. Булатная броня со временем превратилась в легендарное оружие из прошлого, благодаря которому было одержано множество великих побед. Сведения о чудесном оружии передавались из уст в уста, от стариков к молодым.
С того времени прошло много лет, но героическая булатная броня, значение которой с годами лишь возвысилось, не давала людям покоя. Узорчатые клинки, выкованные из стали, воспевались в былинах, мифах, сказаниях. Вот лишь несколько примеров того, как в сказках упоминается булат и броня из него:
- в книге о Владимире Красно Солнышко один из витязей, сверкая булатной броней, сражается с «врагом окаянным»;
- в «Сказке о царе Салтане», написанной Пушкиным, купцы, помимо золота и серебра, привозили булат;
- крестьянский сын Иван побеждает неведомое Чудо-Юдо, снеся ему головы булатным мечом;
- в сказке о приключениях находчивого босяка Аладдина путешественников пугают ядом и булатом;
- братец Иванушка, испивший воды из лужицы и обращённый в козлёнка, зовёт сестрицу Алёнушку на помощь словами: «Ножи точат булатные, хотят меня зарезати…»;
- Финли-охотника в одноименной сказке добрая фея предупреждает о том, что его хотят убить острым булатным мечом;
- в книге «Хозяйка Заколдованного Леса» главный герой Велимир в поисках злобной ведьмы мечом из булата прорубает себе путь в ветвях и зарослях;
- великий и могучий богатырь Еруслан Лазаревич отсекает булатным мечом голову коварному Змею.
Помимо старинных сказок и преданий, в современных стихах и прозе часто встречается словосочетание «булатная броня». Значение слова неоценимо в литературе, соответственно, благодаря современным авторам булат существует и поныне. Вот современники, усилиями которых сохраняются знания о сверхостром оружии:
- Виктор Прищепенко («И вооружены зело»).
- Андрей Шабельников («Меч булатный храброго тевтона»).
- Сергей Семёнов («Верхом на Горыныче»).
- Нинель Кошкина («Знает ли Тень своё место?»).
- Сергей Степанов («Ярость норманнов»).
Сокровище из Индии
Первыми искусственно созданный булат научились делать в Индии. Затем секрет производства высокопрочного металла просочился в Иран и Среднюю Азию. Правда, в тех краях булатная сталь, характеристики которой превосходили все самые смелые ожидания, называлась по-другому. В Индии это был «вуц», а в Азии и Иране — «фаранд», «табан», «хорасан».
Персидский учёный-энциклопедист Аль Бируни, живший в средневековье и владевший знаниями практически во всех научных сферах того времени, написал о булате целый трактат. Он сохранился в древних архивах до наших дней. Аль Бируни написал: «Булатная броня получается путём расплавления двух веществ, которые плавятся неравномерно и не смешиваются между собой до однородности. В результате получаются двухцветные клинки, которые ценятся необычайно высоко».
Булатная броня легко узнаваема по характерному узорчатому рисунку. Он получается в результате кристаллизации углеродов и является своеобразным знаком отличия таких изделий. Помимо этого, клинки из булатной стали были невероятно острыми. Например, они легко рассекали наброшенный на острие платок из тончайшей газовой ткани.
Мастерство дамасских кузнецов
Больше всего булатной брони производили в сирийском Дамаске. Круглые слитки булата в Сирию привозили из Индии, а дамасские кузнецы уже ковали великолепное, сказочное оружие. Кинжалы, сабли и клинки стоили дороже золота и являлись символом богатства и процветания.
Цена на индийский булат росла в геометрической прогрессии. И сирийские умельцы путём компонования разных видов стали и многократной проковки создали сварной булат, который по сей день называется дамасской сталью и очень высоко ценится.
После того как Сирия была захвачена одним из военачальников хана Тоглука — Тамерланом, он вывез из покорённой страны всех кузнецов и поселил их в Самарканде. Однако в неволе мастера работали из рук вон плохо. И со временем кузнечное дело захирело. Потомки сирийских мастеров расселились по всему миру, и способ изготовления булата и брони из него был окончательно забыт.
По следам древних торговцев
Есть сведения, что сталь, весьма похожую на булат, изготавливали в Японии. Клинки, привезенные из этой страны, обладали такой же гибкостью и прочностью, как оружие из космического материала.
При расширении торговых путей восточный металл, а также сабли, кинжалы и ножи из булатной стали оказались на Руси. В исторических источниках имеются сведения о том, что русские кузнецы закупали данный материал для изготовления весьма дорогостоящего оружия.
Булатная броня, значение которой было необычайно высоким в тех странах, с которыми Восток вёл торговлю, очень ценилась в Англии. Об этом свидетельствуют сообщения Английской Королевской Академии, датированные 1795 годом и сохранившиеся до наших дней. В них описываются события, связанные с закупкой слитков клинковой стали для исследований.
Однако секрет изготовления чудо-металла хранился за семью печатями. И это неудивительно: ведь в давние времена ещё не было химических лабораторий и анализов, поэтому вывести формулу идеального булата было попросту невозможно. Всё делалось на глаз, а приблизительные пропорции и состав держались в строжайшем секрете. Мало кто достоверно знал и то, как правильно изготавливается булатная броня. Значение слова «булат» тем не менее ассоциировалось с наилучшим качеством оружия и приводило воинов в благоговейный трепет.
Распространение подделки
Спустя годы кузнецы Европы пытались воссоздать хотя бы дамасскую сталь, но потерпели неудачу. Им ничего не оставалось, как научиться изготавливать ложный металл, оружие из которого внешне выглядело как булатное, но по остальным качествам не шло ни в какое сравнение с истинной броней из мифов.
В 18-19-м веках производство поддельного булата было широко распространено в Италии, Германии, Испании, Болгарии и Франции. Оружие из него, особенно германское и испанское, пользовалось бешеной популярностью благодаря красивому внешнему виду, сочетающему в себе зеркальную полировку и красивые узоры. Качество же ложной булатной брони оставляло желать лучшего. Потому что оружие делали из обычной углеродистой стали низкого качества.
Воссозданный из тьмы веков
Прошло несколько веков, прежде чем в России создали булатную сталь, которая по своему составу была почти копией восточных образцов. Воспроизведением легендарного двухцветного металла занимался лично горный инженер, учёный-металлург и по совместительству генерал-майор — Павел Петрович Аносов. Он, талантливый россиянин, патриот своей Родины, выросший на сказках о богатырях, был уверен, что булатная броня — это несокрушимое оружие.
Всё началось в 1828 году, когда Горное ведомство поручило начальнику Златоустовского завода (Челябинская область) Аносову раскрыть секрет сверхпрочной стали и разработать формулу булата. Разработки и опыты, череда удач и неудач продолжались больше 10 лет. В процессе исследований учёный впервые использовал для изучения металлов микроскоп, а также заменил золочение клинков гальванизацией.
Аносов смешивал железную руду и графит, соединял разные виды железа, плавил металлы на воздухе и в вакууме — одним словом, экспериментировал.
В конце 1838 года Павлу Петровичу всё-таки удалось получить узорчатую сталь — литой булат, ничуть не уступающий по качеству древним восточным образцам. В 1839 году слитки металла и изделия из него отправились на выставку в Санкт-Петербург. И уже в 1841 году Аносов написал одну из своих самых крупных работ — «О булатах», которая была номинирована на Демидовскую премию.
Благодаря этому умнейшему человеку булатная броня, значение которой воспевалось в древних сказаниях, перестала быть недостижимой мечтой.
Аносовский булат
Что же представлял собой булат, воссозданный Аносовым? По своим химическим свойствам этот металл отличался от стали увеличенным количеством содержания различных углеродов и по параметрам был очень схож с чугуном. Однако, в отличие от нековкого, хрупкого чугуна, булат был более мягким и податливым и при этом невероятно твёрдым и крепким. Чтобы получить качественный булат, нужно было чётко соблюдать технологию производства. В противном случае неправильная обработка способна превратить этот крепкий металл в обыкновенную сталь.
После смерти Аносова секрет изготовления качественного булата вновь был утерян. Возможно, его просто спрятали от лишних глаз, а может, это случилось в результате халатного отношения. Однако спустя некоторое время воссоздать аносовский булат вознамерился изобретатель и металлург Дмитрий Константинович Чернов.
Он провёл великое множество опытов, смешивая низкосерное железо и серебристый графит в разных пропорциях. В результате Чернов получил прекрасный узорчатый металл, но обнаружил, что при ковке рисунок исчезает. Учёный пришёл к выводу, что главное условие для создания булатной брони — верно выбранная температура при ковке. Несмотря на предпринятые попытки, получить тот самый прославленный металл ему так и не удалось.
Всё дело в молибдене?
Сравнительно недавно во время очередных раскопок был найден клинок из японского булата, сделанный в 12-м веке. Химический анализ оружия раскрыл одну из тайн уникальных качеств этого материала. Учёные обнаружили в стали молибден — ковкий переходной тугоплавкий металл, который в естественном виде не встречается. В современной оружейной промышленности молибден давно используют как легирующую добавку к различным видам стали. Это увеличивает прочность и вязкость оружия.
Вряд ли древние японцы знали о молибдене. Вероятнее всего, железная руда, из которой они изготавливали оружие, содержала в себе большое количество этого химического элемента.
Тайна не разгадана!
На сегодняшний день современные виды стали значительно превосходят булат. И тем не менее он до сих пор является одним из самых совершенных металлов для производства холодного оружия.
Если задаться целью, можно найти умельца-кузнеца, который способен выковать булатный нож. В конце концов, в жизни всегда есть место сказке…
Узор клинка всегда неповторим,
С другими он не схож, как личность.
Меч воину – и друг, и побратим…
В нём – боль войны и мира поэтичность.
(Александр Симонов, «Булатный меч»)
fb.ru
Булат (сталь) — это… Что такое Булат (сталь)?
в техническом смысле — особая разновидность твердой стали, обладающая большою упругостью и вязкостью. Булатный клинок способен получать при отточке наивысшую степень острия; так, напр., хороший булат легко перерезывает брошенный на воздух газовый платок, тогда как клинок из самой лучшей инструментальной стали в состоянии перерезать только плотные виды шелковой материи. У азиатцев булат передается как родовая драгоценность. Главный признак, которым отличается булат от обыкновенной стали, есть узор, получаемый металлом во время ковки. Азиатцы при оценке булата принимают во внимание: 1) форму узора; 2) крупность его и 3) цвет металла, т. е. грунта узора. По форме, узор различается на: а) полосатый, когда он состоит из прямых линий, почти параллельных между собою; это есть признак низшего качества; b) при повышении качества в булате между прямыми линиями попадаются кривые, и тогда Б. называется струйчатым; c) ежели кривые линии являются господствующими, то такой Б. зовется волнистым; d) когда прямые линии очень коротки и пряди, извиваясь между ними, идут по всем направлениям, то Б. получает название сетчатого, и наконец, е) когда рисунок, проходя во всю ширину клинка, повторяется по длине его, такой Б. по узору считается наиболее совершенным и называется коленчатым. По крупности узора азиатцы различают три вида: 1) когда узор имеет крупность нотных знаков — это признак высшего достоинства; 2) средним называется узор, когда он не превосходит величину малого письма, и 3) мелкий узор служит указанием на низшие качества; величина его, однако, такова, что он легко может быть замечен невооруженным глазом. По грунту, т. е. по цвету металла между узорами, различают три рода булатов: серые, бурые и черные. Чем грунт темнее, а узор на нем белее и выпуклее, тем и достоинство Б. выше. Но кроме этих родовых признаков специалисты подмечают еще индивидуальные качества клинка, различая их по отливу поверхности при косвенном падении лучей света и по звону. Иные Б. не имеют отлива вовсе, иные отливают красноватым цветом, а иные золотистым. В Азии лучшими Б. считают табан и хорасан, средними — гынды (куш гынды), а худшими — нейрис и шам. Лучший булатный клинок должен обладать следующими качествами: узор его должен быть крупный, сетчатый или коленчатый, белый, отчетливо выделяющийся на черном фоне, с золотистым отливом, и должен иметь чистый и долгий звук. Об изготовлении булатов в Индии упоминает еще Аристотель. Индейскую разновидность обыкновенно называют вуц, для отличия от др. булатов: персидских, малайских, японских и др. В Европе старинные испанские клинки (толедо) довольно близко подходили к древнесирийскому дамасскому Б.; нынешние же, германские (Золинген, Клингенталь), — только дамасцированная сталь; узор ее получается вытравлением и исчезает при перековке. В России изготовлением булатов занимался (с 1828—37) на Златоустовском заводе горный инженер полковник Аносов, которому, после 9-летнего настойчивого труда, удалось достигнуть получения настоящих булатов; доказательством чему служит приготовленный им клинок каратабан для Е. И. В. великого князя Михаила Павловича. Клинок этот сделан из следующих материалов: тагильского железа 12 ф., графита английского 1 ф., окалины 24 з., доломита 24 з.; плавка велась в тигле и продолжалась 5 ч. 30 м. Из той же массы г. Аносов получил Б., по узору хорасан, с темным грунтом и золотистым отливом. Металл в ковке был мягок, тянулся холодный в полосу без плен, причем от ударов молота нагревался. Все опыты г. Аносова над сплавами железа с алюминием, марганцем, хромом, вольфрамом, серебром, золотом и платиною Б. не давали вовсе.
А. И. Скиндер. Δ.
dic.academic.ru
булатный меч — это… Что такое булатный меч?
меч — быть под дамокловым мечом.. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. меч регалии, эспадон, ятаган, оружие, акинак, булат, катана, булатный меч, меч кладенец, экскалибур, кончар,… … Словарь синонимов
БУЛАТНЫЙ — БУЛАТНЫЙ, булатная, булатное (ист., поэт. устар.). прил. к булат. Булатный меч. «Ножи точат булатные, хотят козла зарезати.» Сказка. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
меч-кладенец — меч кладенёц см. меч Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. меч кладенец сущ., кол во синонимов: 3 • … Словарь синонимов
мечь — Меч мечь обоюдоострое холодное оружие (8): … гремлеши о шеломы мечи харалужными. 13. Тъи бо Олегъ мечемъ крамолу коваше, и стрѣлы по земли сѣяше. 15. Бяшеть притрепеталъ (Святослав) своими сильными плъкы и харалужными мечи; наступи на землю… … Словарь-справочник «Слово о полку Игореве»
булат — крепкий, стальной Словарь русских синонимов. булат см. меч Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов
Гласный герб — Гласный (говорящий, именной, выразительный) герб герб, имеющий основной либо один из основных своих элементов «гласным», то есть прямо (а не символически) совпадающим с названием города, местности либо фамилией владельца. Согласно… … Википедия
ЯМАТА-НО ОРОТИ — (др. япон. элемент «я», «восемь», «множество», «мата», видимо, «разветвление», «развилка», «ороти» в тексте «Кодзики» записано фонетически, но в «Нихонги» обозначено идеограммами, означающими «большая змея», в целом «змей страшилище восьмихвостый … Энциклопедия мифологии
Флаг сельского поселения Булатниковское — административный центр: посёлок Измайлово Ленинский район Московская область Россия … Википедия
Список холодного оружия и доспехов в литературе — Краковское Копьё Лонгина, т. н. Копьё Св. Маврикия, Вавельский кафедральный собор В список включено историческое, легендарное или же вымышленное холодное оружие (в том числе метательное) и доспехи … Википедия
Список знаменитого и легендарного холодного оружия и доспехов — Краковское Копьё Лонгина, т. н. Копьё Св. Маврикия, Вавельский кафедральный собор В список включено знаменитое историческое, легендарное или же вымышленное холодное оружие (в том числе метательное) и доспехи, которые либо имеют имя… … Википедия
dic.academic.ru
Булат (сталь) — откуда он появился и кто его использовал
Булат (сталь) — откуда он появился и кто его использовал
Первые сведения о булате поступили 2300 лет тому назад от участников знаменитого похода Александра Македонского в Индию. Воины рассказывали, что клинки индийцев рубят камни и рассекают в воздухе легкие ткани.
Возможно, именно эти сведения использовал в своем романе «Талисман» Вальтер Скотт. Он описывает состязание в ловкости между султаном Саладином и английским королем Ричардом Львиное Сердце. Ричард своим стальным мечом разрубил на две части копье одного из рыцарей. В ответ Саладин подбросил в воздух покрывало из тончайшей ткани и рассек его своим булатным клинком.
Булат действительно впервые появился в Индии. Индусы продавали в страны Востока вутцы — «хлебцы» из стали. Они представляли собою плоские лепешки диаметром 12,5 см и толщиной 0,25 см. Весили вутцы около 900 грамм. Такой «хлебец» разрубался пополам, на равные части, чтобы покупатель мог рассмотреть строение металла.
Искусством обработки стали индийские мастера владели в совершенстве. «Никогда не будет народа, который лучше бы разбирался в отдельных видах мечей и в их названиях, чем жители Индии», — писал Бируни, увидевший воочию производство стали и мечей. Особенно поразили его цветные мечи. Отполированное железо индийцы натирали раскаленным порошком медного купороса, после чего получали мечи различных цветов — зеленые, синие, белые и с узорами. Среди множества индийских мечей наиболее глубокое впечатление произвел на Бируни меч под названием «маджли», на котором были изображены животные и деревья. Стоимость его равнялась цене лучшего слона. Но если на мече изображались человеческие фигуры, такое оружие стоило еще дороже.
Узоры, рисунки на металле были главной отличительной особенностью булатных мечей. Нa одних булатах узоры были видны невооруженным глазом сразу после полировки. На других они появлялись только после травления соком растений. Узор мог быть крупным и мелким.
Другим местом, где производили отличные булаты, стал город Дамаск. В средние века из Дамаска мечи поступали в разные страны. Их можно было увидеть даже в африканских племенах. Булатная сталь позже стала называться дамасской.
Как удавалось людям средневековья создавать из нержавеющей стали, необычайно прочной, булатные клинки, было загадкой. Разные ученые во многих странах пытались разгадать тайну булата. Знаменитый английский физик Михаил Фарадей пытался получить булат путем добавки к стали алюминия и платины.
В конце концов, тайна булатной стали была раскрыта уральским металлургом Павлом Аносовым. После долгих лет поисков, проб и ошибок, в 1837 году ему удалось изготовить в городе Златоусте булатный клинок. Аносову было известно, что в Москве в XVI-XVII веках еще существовало производство булатов. Он был знаком с документами той поры, где встречались записи: «Сабельная полоса, булат синий, московский выков», «сабля полоса русская с долами на булатное дело». К концу XVII века искусство изготовления булата, пришло в упадок и постепенно забылось. И вот спустя двести с лишним лет в Златоусте появился булат. «Полоска булата сгибалась без малейшего повреждения, издавала чистый и высокий звон. Отполированный конец крошил лучшие английские зубила, тогда как отпущенный — легко принимал впечатления и отсекался чисто и ровно», — писал Аносов в «Горном журнале».
Уготовленный в Златоусте булатный клинок был золотистого отлива и с крупным сетчатым или коленчатым узором. Знатоки считали, что такой узор — признак высшего сорта булата. Сделанный на Златоустовской фабрике клинок разрубал гвозди и кости, не повреждая лезвие. С помощью этих клинков можно было проделать тот же фокус с тонким газовым покрывалом, которым поразил Саладин короля Ричарда.
Люди так долго бились над загадкой булата, что были крайне удивлены, когда Аносов сообщил, что булатная сталь представляет собою «железо и углерод и ничего более; все дело в чистоте исходных материалов, в методе охлаждения, в кристаллизации».
Булат и в самом деле оказался высокоуглеродистой сталью без каких-либо особых примесей, являясь продуктом естественной кристаллизации стали, полученной при соединении железа и углерода. Сущность образования булата заключалась в насыщении сплава большим количеством углерода (около 1,3-1,5%). При медленном охлаждении образовывалось и находилось в некотором излишке соединение железа с углеродом — так называемый цементит, который не растворялся, как бывает в обычной стали, а оставался в железе как бы во взвешенном состоянии. Прослойки цементита обволакивались медленно стынущим мягким железом. Поэтому при высоком содержании углерода, придающим металлу твердость, булат сохраняет высокую гибкость, упругость, не свойственную обыкновенной стали. Из-за наличия прослоек хрупкого цементита ковка булата должна производиться крайне осторожно, ударами легкого молота, с многократным нагреванием до критической температуры, то есть, до температуры красного каления. Если ее поднять выше, булат потеряет свои основные свойства и свой характерный рисунок. Процесс изготовления булата отличается трудоемкостью, длительностью и требует высокого искусства.
Во время разработки процесса производства булата, Аносов попутно изобрел новый способ получения стали путем сплавления негодных к употреблению железных и стальных обсечков в глиняных горшках, то есть тиглях, при помощи высокой температуры воздушных печей. Наладив на Урале производство тигельной стали, Аносов сообщил, что она ни в чем не уступает английской литой стали.
В наше время булатная сталь не производится. Дело в том, что она была продуктом ремесленного кустарного производства, и имела в общем-то единственное применение — для изготовления холодного оружия. Зато современная техника нашла много способов получения стали самых разнообразных марок с различными свойствами, которыми не обладала булатная сталь. Современной технике нужны металлы и сплавы для работы при давлении в сотни и тысячи атмосфер и при глубоком вакууме, когда давление близко к нулю. Хладостойкие стали должны сохранять прочность при температурах, близких к абсолютному нулю (-273°С). Для атомных реакторов нужен металл с наибольшей магнитопроводимостью, для двигателей реактивных самолетов и ракет — сталь, способная сохранять прочность при очень высоких температурах и большой нагрузке.
bashunter.ru
Булат — это… Что такое Булат?
Булат — Булат: Булат металл, особо прочная сталь. «Булат» установка нанесения покрытий вакуумно дуговым методом, давшая начало промышленному применению метода. Также обиходное название самого метода. «Булат» Броневик для спецназа полиции РФ[1]. Т 64 БМ… … Википедия
БУЛАТ — муж. азиатская узорочная сталь; красный или травчатый уклад; дамаск. Красное, витое, узорочное железо, не булат, не сталь, а мягкое железо, на лучшие ружейные стволы. | В сказках, это прозвище богатырей; | на юге России, ловчий, который бьет… … Толковый словарь Даля
БУЛАТ — В арабском языке слово булат означает отличная сталь . В Дамаске сталь высшего сорта называли булат. Имя Булат дается мальчикам с пожеланием вырасти крепкими и уметь противостоять врагам, как булатная сталь. Антрополексема. Татарские, тюркские,… … Словарь личных имен
Булат — султан Средней Киргиз Кайсацкой орды, киргизский оратор и поэт, сын Хана Габайдулы (Обейдулла), внук Хана Вали . Булат приезжал в 1824 году в Санкт Петербург, во главе киргизской депутации от Большой и Средней орд, пожалован был императором… … Биографический словарь
БУЛАТ — (перс. сталь). 1) сталь самого высокого качества, употребляемая для боевого оружия. 2) меч. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. булат булата, м. [перс. pulad]. Старинная узорчатая азиатская сталь для… … Словарь иностранных слов русского языка
булат — крепкий, стальной Словарь русских синонимов. булат см. меч Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов
БУЛАТ — БУЛАТ, булата, муж. (перс. pulad). Старинная узорчатая азиатская сталь для клинков (ист.). || перен. Стальной клинок, меч (поэт. устар.). «Тяжкий млат, дробя стекло, кует булат.» Пушкин. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
БУЛАТ — (булатная сталь) (от персидского пулад сталь), литая углеродистая сталь со своеобразной структурой и узорчатой поверхностью, обладающая высокими твердостью и упругостью. Из булата изготовляли холодное оружие исключительной стойкости и остроты.… … Современная энциклопедия
БУЛАТ — (булатная сталь) (от перс. пулад сталь) литая углеродистая сталь со своеобразной структурой и узорчатой поверхностью, обладающая высокой твердостью и упругостью. Из булата изготовляли холодное оружие исключительной стойкости и остроты.… … Большой Энциклопедический словарь
БУЛАТ — БУЛАТ, а, муж. 1. Старинная, твёрдая и упругая, с узорчатой поверхностью сталь для клинков. 2. Стальной клинок, меч (стар.). | прил. булатный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
dic.academic.ru