интерцептор — это… Что такое интерцептор?

Рис. 1. Поворотный, выдвижной и поворотный с дефлектором и протоком интерцепторы на крыле самолёта.

интерце́птор (лат. interceptor — захватчик, от intercipio — перехватываю, отбиваю, пересекаю) — аэродинамический орган управления летательным аппаратом, выполненный в виде пластины, в рабочем положении выступающей над его поверхностью под углом к набегающему потоку. Обычно И. устанавливается на верхней поверхности крыла и в рабочем положении уменьшает его подъемную силу; используется при отклонении на правой или левой половике крыла в качестве органа поперечного управления (иногда совместно с элеронами), а при одновременном отклонении на правой и левой половинах как гаситель подъёмной силы. Управляющая сила при использовании И. создаётся главным образом за счёт повышения давления перед ним. Разрежение за И. обычно уменьшает эту силу.

По конструктивному выполнению различают два основных типа

И. (рис. 1): поворотный — часть подкреплённой обшивки несущей поверхности, поворачиваемая по отношению к потоку на углы до 90°, и выдвижной — в виде пластины, выдвигаемой из поверхности летательного аппарата в поток под углом, близким к 90°. Разновидностью поворотного И. является И. с протоком и дефлектором.

В неотклонённом положении И. обычно не выступает за обводы поверхности летательного аппарата. Известны неуправляемые (неподвижные) И., предназначенные для создания постоянных (при данном режиме полёта) сил, а также струйные И., в которых роль пластины выполняет струя газа, выдуваемая из поверхности летательного аппарата. И. может быть установлен и на фюзеляже или другой омываемой потоком части летательного аппарата, хотя его эффективность (см. Эффективность органов управления) в этом случае обычно ниже, чем при установке на крыле.

Преимущество И. перед другими органами управления (например, элеронами) состоит в том, что они могут устанавливаться в той части крыла, в которой задняя кромка использована для размещения механизации крыла (рис. 2).

И. обычно состоит из лонжерона, нервюр, стрингеров и наружный обшивки, иногда может быть выполнен монолитным. Выдвижной И. требует сравнительно небольших усилий для выдвижения, но для его размещения в убранном положении необходимы большие строительные высоты крыла. К недостаткам И. следует отнести сравнительно большое лобовое сопротивление, малую эффективность при малых углах отклонения и быстрое падение эффективности при больших углах атаки. При отклонении предкрылков И. сохраняет эффективность до больших углов атаки.

До 40-х гг. И. применялись на экспериментальных самолётах в СССР (Р-Б, ОПБ-41 и др.) и за рубежом. Первый серийный самолёт с интерцепторным управлением (Нортроп Р-61 «Блэк уидоу», США) был создан во время Второй мировой войны. На самолётах Ту-134А, Ил-62, Ту-154, Ил-86 и др.

И. используются для увеличения поперечной управляемости в дополнение к элеронам и как воздушные тормоза при посадке. На истребителе МиГ-23 поперечное управление осуществляется И. совместно с дифференциально отклоняемым стабилизатором (элероны отсутствуют).

В. Г. Микеладзе.

Рис. 2. Расположение интерцепторов на крыле самолёта.

Энциклопедия «Авиация». — М.: Большая Российская Энциклопедия. Свищёв Г. Г.. 1998.

avia.academic.ru

Интерцептор — это… Что такое Интерцептор?

Крыло(левая консоль) самолёта с выпущенной механизацией.

Механиза́ция крыла́ — совокупность устройств на крыле летательного аппарата, предназначенных для регулирования его несущих свойств. Механизация включает в себя закрылки, предкрылки, интерцепторы, спойлеры, флапероны, активные системы управления пограничным слоем и т. д.

Закрылки

Закрылки — отклоняемые поверхности, симметрично расположенные на задней кромке крыла. Закрылки в убранном состоянии являются продолжением поверхности крыла, тогда как в выпущенном состоянии могут отходить от него с образованием щелей. Используются для улучшения несущей способности крыла во время взлёта, набора высоты, снижения и посадки, а также при полётe на малых скоростях.

Принцип работы закрылков заключается в том, что при их выпуске увеличивается кривизна профиля и (в некоторых случаях) площадь поверхности крыла, следовательно, увеличивается и подъёмная сила. Кроме того, выпуск закрылков способствует увеличению аэродинамического сопротивления. При выпуске закрылков обычно возникает необходимость перебалансировки самолёта из-за возникновения дополнительного продольного момента, что усложняет управление самолётом. Закрылки, образующие при выпуске профилированные щели, называют

щелевыми. Закрылки могут состоять из нескольких секций, образуя несколько щелей (как правило, от одной до трех). К примеру, на отечественном Ту-154М применяются двухщелевые закрылки, а на Ту-154Б — трёхщелевые. Щели способствуют перетеканию воздушного потока с нижней поверхности на верхнюю, одновременно разгоняя его. Это помогает затянуть срыв потока с закрылков и, таким образом, увеличить возможный угол их отклонения и допустимый угол атаки.

Флапероны

Флапероны, или «зависающие элероны» — элероны, которые могут выполнять также функцию закрылков при их синфазном отклонении вниз. Широко применяются в сверхлёгких самолётах[1] и радиоуправляемых авиамоделях при полётах на малых скоростях, а также на взлёте и посадке. Иногда применяется на более тяжелых самолётах (например, Су-27). Основное достоинство флаперонов — это простота реализации на базе уже имеющихся элеронов и сервоприводов.

Предкрылки

Предкрылки — отклоняемые поверхности, установленные на передней кромке крыла. При отклонении образуют щель, аналогичную таковой у щелевых закрылков. Предкрылки, не образующие щели, называются отклоняемыми носками. Как правило, предкрылки автоматически отклоняются одновременно с закрылками, но могут и управляться независимо.

В целом, эффект предкрылков заключается в увеличении допустимого угла атаки, то есть срыв потока с верхней поверхности крыла происходит при бо́льшем угле атаки.

Помимо простых, существуют так называемые адаптивные предкрылки. Адаптивные предкрылки автоматически отклоняются для обеспечения оптимальных аэродинамических характеристик крыла в течение всего полета. Также обеспечивается управляемость по крену при больших углах атаки с помощью асинхронного управления адаптивными предкрылками.

Интерцепторы

Выпущенная механизация Ил-96-300

Интерцепторы (спойлеры) — отклоняемые или выпускаемые в поток поверхности на верхней и(или) нижней поверхности крыла, которые увеличивают аэродинамическое сопротивление и уменьшают(увеличивают) подъёмную силу. Поэтому интерцепторы также называют органами непосредственного управления подъёмной силой. Не следует путать интерцепторы с воздушными тормозами.

В зависимости от площади поверхности консоли, расположения её на крыле и т. д. интерцепторы делят на:

Внешние элерон-интерцепторы

Элерон-интерцепторы представляют собой дополнение к элеронам и используются в основном для управления по крену. Они отклоняются несимметрично. Например, на Ту-154 при отклонении левого элерона вверх на угол до 20°, элерон-интерцептор на этой же консоли автоматически отклоняется вверх на угол до 45°. В результате подъёмная сила на левой консоли крыла уменьшается, и самолёт кренится влево.

У некоторых самолетов, например, МиГ-23, интерцепторы (наряду с дифференциально отклоняемым стабилизатором) являются главным органом управления по крену.

Спойлеры

Спойлеры (интерцепторы) — гасители подъемной силы.

Симметричное задействование интерцепторов на обоих консолях крыла приводит к резкому уменьшению подъемной силы и торможению самолёта. После выпуска самолёт балансируется на бо’льшем угле атаки, начинает тормозиться за счет возросшего сопротивления и плавно снижаться. Возможно изменение вертикальной скорости без изменения угла тангажа.

Интерцепторы также активно используются для гашения подъемной силы после приземления или при прерванном взлёте и для увеличения сопротивления. Необходимо отметить, что они не столько гасят скорость непосредственно, сколько снижают подъёмную силу крыла, что приводит к увеличению нагрузки на колеса и улучшению сцепления колёс с поверхностью. Благодаря этому, после выпуска внутренних интерцепторов можно переходить к торможению с помощью колёс.

См. также

Примечания

  1. Двухместный цельнометаллический самолёт короткого взлёта и посадки STOL CH 701 (Обзор, описание. Чертежи предоставляются за плату.)

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Крыла механизация (13 фото + 1 гиф)

Многие из тех, кто летал на пассажирских лайнерах и сидел у иллюминатора возле крыла самолета видел, как перед взлетом (или посадкой) крыло как бы «расправляется». Из его задней кромки «выползают» новые плоскости, слегка загибаясь вниз. А при пробеге после посадки на верхней поверхности крыла поднимается что-то похожее на почти вертикальные щитки. Это и есть элементы механизации крыла.

Человек всегда стремился летать быстрее. И это у него получалось 🙂 . «Выше, быстрее – всегда!» Скорость – предмет устремлений и камень преткновения. На высоте быстро – это хорошо. Но на взлете и посадке иначе. Большая взлетная скорость не нужна. Пока ее самолет (особенно если это большой тяжелый лайнер) наберет, никакой полосы не хватит, плюс ограничения по прочности шасси. Посадочная скорость тем более не должна быть очень большой. Или шасси разрушится или экипаж с пилотированием не справится. Да и пробег после посадки будет немаленький, где набрать таких больших аэродромов 🙂 .

Вот тут человеку и пригодилась его смекалка-хитрость 🙂 . Выход был найден, в общем-то, без особого труда. Это взлетно-посадочная механизация крыла.

Механизация включает в себя закрылки, предкрылки, интерцепторы, спойлеры, флапероны, активные системы управления пограничным слоем и т. д. для наглядности приведем всем известный рисунок:

ЗАКРЫЛКИ

Закрылки – первая из придуманных разновидностей механизации крыла, они же и наиболее эффективны.

Закрылки всегда находятся на задней кромке крыла и всегда опускаются вниз, и, к тому же, могут выдвигаться назад. Они помогают нашему самолету улучшить несущую способность крыла при взлетах, посадках, наборах высоты и прочих маневрированиях. Рабочим языком выполняют роль паруса при взлете и парашюта при посадках ))

В зависимости от типа самолета, применяются разные схемы :

Як-40 на посадку с выпущенными закрылками :

ПРЕДКРЫЛКИ

Следующий элемент механизации крыла — предкрылки. Чтобы расширить возможность самолета летать на больших углах атаки (а значит и с меньшей скоростью) и были придуманы предкрылки.

Обычный щелевой предкрылок в выпущенном состоянии :

Вы наверняка видели, как самолеты после отрыва от полосы не плавно поднимаются вверх, а делают это интенсивно, довольно резко задрав нос. Это как раз самолет с действующими предкрылками.

По конструкции и принципу действия предкрылки похожи на щелевые закрылки, только устанавливаются, естественно, на передней кромке крыла.

Ту-154 на рулении, с выпущенными предкрылками :

Предкрылки и закрылки обычно работают в комплексе. Однако для разных типов самолетов возможны специфичные режимы их раздельной работы. Например дозаправка в воздухе.

Вот пожалуй и все об элементах, относящихся к понятию взлетно-посадочная механизация крыла. Эти элементы позволяют самолету уверенно чувствовать себя на взлетно-посадочных режимах и при этом довольно внушительно (интересно) выглядят

ЭЛЕРОНЫ

А теперь об оставшихся элементах крыла, указанных на рисунке в начале статьи.Элероны.

Их бы я к механизации крыла не относил. Это органы поперечного управления самолетом, то есть управления по каналу крена. Работают они дифференциально. На одном крыле вверх, на втором вниз. Однако существует такое понятие, как флапероны, слегка «роднящее» 🙂 элероны с закрылками. Это так называемые «зависающие элероны». Они могут отклоняться не только в противоположные стороны, но, если надо и в одну тоже. В этом случае они выполняют роль закрылков. Применяются они не часто, в основном на легких самолетах.

ИНТЕРЦЕПТОРЫ

Следующий элемент – интерцепторы. Это плоские элементы на верхней поверхности крыла, которые поднимаются (отклоняются) в поток. При этом происходит торможение этого потока, как следствие увеличение давления на верхней поверхности крыла и далее, понятно, уменьшение подъемной силы этого крыла. Интерцепторы еще иногда называют органами непосредственного управления подъемной силой.

Тормозим интерцепторами:

В зависимости от предназначения и площади поверхности консоли, расположения её на крыле и т. д. интерцепторы делят на элерон-интерцепторы и спойлеры

Эффект действия интерцепторов используется в процессе пилотирования и для торможения. В первом случае они работают (отклоняются) в паре с элеронами (теми, которые отклоняются вверх) и называются элерон-интерцепторы. Пример самолетов с такими органами управления – ТУ-154, В-737.

Боинг-737. Работает левый элерон-интерцептор для ликвидации правого крена :

Во втором случае синхронный выпуск интерцепторов позволяет изменить вертикальную скорость самолета без изменения угла тангажа (то есть не опуская его нос). В этом случае они работают как воздушные тормоза и называются спойлерами. СПОЙЛЕРЫ обычно применяются еще и после посадки одновременно с ревесом тяги (если, конечно, таковой имеется 🙂 ). Главная их задача в этом случае быстро уменьшить подъемную силу крыла и тем самым прижать колеса к бетонке, чтобы можно было эффективно тормозить тормозами колес.

Выпущенные спойлеры (посадка) :

ЗАКОНЦОВКИ КРЫЛА

Законцовки крыла служат для увеличения эффективного размаха крыла, снижая лобовое сопротивление, создаваемое срывающимся с конца стреловидного крыла вихрем и, как следствие, увеличивая подъёмную силу на конце крыла. Также законцовки позволяют увеличить удлинение крыла, почти не изменяя при этом его размах.

Применение законцовок крыла позволяет улучшить топливную экономичность у самолётов, либо дальность полёта у планёров. В настоящее время одни и те же типы самолётов могут иметь разные варианты законцовок.

Вот вкратце такова механизация крыла. Именно вкратце.На самом деле эта тема намного шире.

Если хотите блеснуть эрудицией в узком кругу, знайте! у большинства современных самолетов — ОДНО крыло! А слева и справа это полуКрылья! ))

Но сегодня я итак уже слишком много занимаю Ваше внимание. Думаю, что все еще впереди

nlo-mir.ru

Интерцепторы — Sukhoi Superjet 100

Интерцептор применяется в тех случаях, когда механизация имеет целью уменьшения посадочной скорости, при этом улучшается поперечная управляемость самолёта. Интерцептор представляющий собой пластинки или щитки, расположенные на верхней поверхности крыла. При выдвижении или отклонении интерцептора от поверхности создается интенсивный срыв потока, понижение подъемной силы и поперечный момент для управления самолетом.
На крыле самолёта установлен трехсекционный интерцептор, который располагается в хвостовой части крыла между воздушным тормозом и элероном. Каждая из секций навешивается на двух кронштейнах
Тормозные щитки.

Две секции воздушного тормоза располагаются в хвостовой части крыла между бортом фюзеляжа и первой секцией интерцептора.
Секции воздушного тормоза навешены на балку шасси и лонжерон крыла.
Первая секция воздушного тормоза крепится к балке шасси с помощью кронштейнов по опоре 1 и 2, вторая — к балке и лонжерону крыла с помощью кронштейнов по опорам 3 и 4
Отклонение секций воздушного тормоза осуществляется с помощью рулевых приводов. Первая и вторая секции воздушного тормоза шарнирно соединены между собой.

Вопрос: Если одна стойка не обжата (или нет сигнала о том что одна из стоек обжата), у Суперджета тоже не включатся реверс выпуска воздушных тормозов и интерцепторов (как случилось у Ту-204 во Внуково)?
Может ли случиться такое же, что или необжатие одной стойки шасси (или отказ датчика) приведет к подобной ситуации? как это реализовано у Вас?

Ответ (Инженер2010): Постараюсь рассказать подробнее про сами интерцепторы и логику их работы. На каждом полукрыле имеется пять секций интерцепторов. В полёте используются только три внешние секции, которые выполняют следующие функции:

  1. Управление самолётом в канале крена — при малых отклонениях БРУ работают только элероны, а при отклонениях более чем на 1/2 хода, интерцепторы соответствующего полукрыла начинают «помогать» элеронам. При этом каждая секция отклоняется на свой угол, в соответствии с законами управления СДУ.
  2. Воздушные тормоза — интерцепторы на обоих полукрыльях отклоняются синхронно.

Две внутренние секции интерцепторов являются простыми тормозными щитками и выпускаются только на земле. Таким образом, для торможения в полёте могут использоваться 6, а на земле — 10 секций интерцепторов. Для управления интерцепторами в режиме тормозов служит рукоятка «Speed Brakes», имеющая следующие положения — «ARM» (автоматический), «RETR» (убрано), 1/4, 1/2, 3/4 и «FULL». С ручными режимами всё понятно — интерцепторы выпускаются в положения, соответствующие положению рукоятки.

Наиболее интересен режим «ARM», при котором интерцепторы автоматически выпускаются в следующих случаях:

  1. На этапе взлёта — по сигналу перемещения РУД в положение ниже «CLIMB», при этом, одновременно с выпуском интерцепторов, автомат торможения колёс включается в режим экстренного торможения «RTO».
  2. В полёте – по сигналам превышения ограничений по скорости — VМО или MМО.
  3. На этапе посадки — по сигналу обжатия одной из основных опор шасси.

Как правильно отметил уважаемый Zhangjiajie, к подобной логике выпуска спойлеров на посадке наши конструкторы пришли не сразу. Вначале выпуск производился по сигналу одновременного обжатия левой и правой основных опор. Но во время испытаний было отмечено, что очень часто спойлеры выпускаются поздно, а иногда «хлопают» — выпускаются и убираются по нескольку раз на пробеге. И особенно сильно этот эффект проявился во время испытаний самолёта 95003 при боковом ветре в Кефлавике, в октябре 2010 г. Сейчас причина такого поведения кажется очевидной даже людям мало знакомым с авиацией. Вот после тех испытаний и было принято окончательное решение изменить законы СДУ в части автоматического выпуска интерцепторов на посадке. Новая логика подтвердила свою надёжность во время недавних полётов 95005 по расширению ограничений при боковом ветре.

Что касается работы реверса двигателей, то открытие створок происходит только после обжатия ВСЕХ опор шасси, т.е. после опускания носа самолёта на пробеге. Это позволяет избежать чрезмерного «взаимодействия» носовой опоры шасси с поверхностью ВПП.

Посадка самолёта Sukhoi Superjet 100 | Работа механизации крыла во время посадки


Читайте также


в чем разница между интерцепторами, тормозных щитками и спойлерами?

Аэрбас 320 всё выше перечисленное объединил под названием СПОЙЛЕРЫ, а дальше делит их по функции: SPEED BRAKES, GROUND SPOILERS и ROLL SPOILERS.

На Ан-148 — назвали всё ИНТЕРЦЕПТОРАМИ, и делят на тормозные И и ИМ(многофункциональные).

К слову, Аэрбас давно доработал логику работы SEC(Spoiler Elevator Computers) функцией Partial lift dumping (выпуск на десять градусов при касании одной основной стойкой).

24 Jan 2013 22:32 (опубликовано: skydiver000)


Если вам понравилась статья, не забудьте поставить «+»


Читайте далее

  • Механизация предкрылков, закрылков и парирование отказов — СвернутьРаскрыть Содержание Предкрылки Закрылки Обсуждение Предкрылки Система управления предкрылками двухканальная. Управляется двумя независимыми вычислителями-контроллерами (МАСЕ). Левый и правый предкрылок разделены на 4 секции каждый….… (+11)
  • Конструкция ОЧК — Конструкция ОЧК Крыло предназначено для создания аэродинамической подъёмной силы, необходимой для обеспечения взлёта, полёта и посадки. Принимает участие в обеспечении поперечной устойчивости и управляемости самолета. Критериями выбора конструкции…… (+9)
  • Требования к точности сборки крыла — Требования к точности и качеству сборочно-монтажных работ по обеспечению аэродинамической формы планера Аэродинамическая форма летательных аппаратов характеризуется двумя основными понятиями — обводом и контуром поверхности. Под обводом понимается…… (+4)

Случайные статьи

  • Инцидент 04 мая 2015 года: потеря трубки стекателя газов — МОСКВА, 5 май — РИА Новости. Инцидент, произошедший в понедельник с российским лайнером Sukhoi Superjet, не повлиял на безопасность полёта и поведение самолёта в воздухе, сообщил РИА Новости во вторник источник в аэропортовой службе аэропорта «Шереметьево». «После приземления и осмотра воздушного…… (+8)
  • Комментарии специалистов ЦАГИ — Комментарии специалистов ЦАГИ об исследованиях самолета SSJ-100, проходивших в ЦАГИ Аэродинамика Аэродинамическая компоновка самолета проходила тщательную отработку в ЦАГИ на основе современных расчетных методов и многочисленных экспериментальных исследований в аэродинамических трубах ЦАГИ Т-102,…… (+1)
  • Суперджет — убийца российского авиапрома, часть 6 — Суперджет — убийца российского авиапрома, часть 6 ссылка 1) вопросы финансирования В публикациях по теме SSJ часто называются конкретные цифры стоимости разработки в сравнении с другими проектами. К примеру разработка Ту-334 стоила бюджету около 100 млн долларов, в то время как SSJ — 700 млн. Часто…… (+3)

Использование материалов сайта разрешается только при условии размещения ссылки на superjet100.info

superjet.wikidot.com

Интерцептор — это… Что такое Интерцептор?

  • интерцептор — интерцептор …   Орфографический словарь-справочник

  • интерцептор — спойлер, интерсептор, пластина Словарь русских синонимов. интерцептор сущ., кол во синонимов: 3 • интерсептор (1) • …   Словарь синонимов

  • интерцептор — Поверхность, расположенная на крыле и предназначенная для управления самолетом по крену. [ГОСТ 21890 76] Тематики фюзеляж, крылья и оперение самолетов и вертолетов …   Справочник технического переводчика

  • интерцептор — Рис. 1. Поворотный, выдвижной и поворотный с дефлектором и протоком интерцепторы на крыле самолёта. интерцептор (лат. interceptor — захватчик, от intercipio — перехватываю, отбиваю, пересекаю) — аэродинамический орган управления… …   Энциклопедия «Авиация»

  • интерцептор — Рис. 1. Поворотный, выдвижной и поворотный с дефлектором и протоком интерцепторы на крыле самолёта. интерцептор (лат. interceptor — захватчик, от intercipio — перехватываю, отбиваю, пересекаю) — аэродинамический орган управления… …   Энциклопедия «Авиация»

  • интерцептор — Рис. 1. Поворотный, выдвижной и поворотный с дефлектором и протоком интерцепторы на крыле самолёта. интерцептор (лат. interceptor — захватчик, от intercipio — перехватываю, отбиваю, пересекаю) — аэродинамический орган управления… …   Энциклопедия «Авиация»

  • интерцептор — Рис. 1. Поворотный, выдвижной и поворотный с дефлектором и протоком интерцепторы на крыле самолёта. интерцептор (лат. interceptor — захватчик, от intercipio — перехватываю, отбиваю, пересекаю) — аэродинамический орган управления… …   Энциклопедия «Авиация»

  • Интерцептор — Крыло(левая консоль) самолёта с выпущенной механизацией. Механизация крыла совокупность устройств на крыле летательного аппарата, предназначенных для регулирования его несущих свойств. Механизация включает в себя закрылки, предкрылки,… …   Википедия

  • интерцептор — (лат interceptor interci реге перехватывать, отбивать, пресекать) ав. регулируемая пластина на крыле самолета впереди элерона, служащая для улучшения устойчивости самолета в полете, сокращения его пробега при посадке и для других целей. Новый… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Интерцептор — (лат. interceptor, от intercipio перехватываю, отбиваю, пресекаю)         приспособление для местного срыва воздушного потока, обтекающего летательный аппарат. Обычно И. выдвижная, поворотная или фиксированная металлическая пластинка,… …   Большая советская энциклопедия

  • dic.academic.ru

    Интерцепторы — это… Что такое Интерцепторы?

    Крыло(левая консоль) самолёта с выпущенной механизацией.

    Механиза́ция крыла́ — совокупность устройств на крыле летательного аппарата, предназначенных для регулирования его несущих свойств. Механизация включает в себя закрылки, предкрылки, интерцепторы, спойлеры, флапероны, активные системы управления пограничным слоем и т. д.

    Закрылки

    Закрылки — отклоняемые поверхности, симметрично расположенные на задней кромке крыла. Закрылки в убранном состоянии являются продолжением поверхности крыла, тогда как в выпущенном состоянии могут отходить от него с образованием щелей. Используются для улучшения несущей способности крыла во время взлёта, набора высоты, снижения и посадки, а также при полётe на малых скоростях.

    Принцип работы закрылков заключается в том, что при их выпуске увеличивается кривизна профиля и (в некоторых случаях) площадь поверхности крыла, следовательно, увеличивается и подъёмная сила. Кроме того, выпуск закрылков способствует увеличению аэродинамического сопротивления. При выпуске закрылков обычно возникает необходимость перебалансировки самолёта из-за возникновения дополнительного продольного момента, что усложняет управление самолётом. Закрылки, образующие при выпуске профилированные щели, называют щелевыми. Закрылки могут состоять из нескольких секций, образуя несколько щелей (как правило, от одной до трех). К примеру, на отечественном Ту-154М применяются двухщелевые закрылки, а на Ту-154Б — трёхщелевые. Щели способствуют перетеканию воздушного потока с нижней поверхности на верхнюю, одновременно разгоняя его. Это помогает затянуть срыв потока с закрылков и, таким образом, увеличить возможный угол их отклонения и допустимый угол атаки.

    Флапероны

    Флапероны, или «зависающие элероны» — элероны, которые могут выполнять также функцию закрылков при их синфазном отклонении вниз. Широко применяются в сверхлёгких самолётах[1] и радиоуправляемых авиамоделях при полётах на малых скоростях, а также на взлёте и посадке. Иногда применяется на более тяжелых самолётах (например, Су-27). Основное достоинство флаперонов — это простота реализации на базе уже имеющихся элеронов и сервоприводов.

    Предкрылки

    Предкрылки — отклоняемые поверхности, установленные на передней кромке крыла. При отклонении образуют щель, аналогичную таковой у щелевых закрылков. Предкрылки, не образующие щели, называются отклоняемыми носками. Как правило, предкрылки автоматически отклоняются одновременно с закрылками, но могут и управляться независимо.

    В целом, эффект предкрылков заключается в увеличении допустимого угла атаки, то есть срыв потока с верхней поверхности крыла происходит при бо́льшем угле атаки.

    Помимо простых, существуют так называемые адаптивные предкрылки. Адаптивные предкрылки автоматически отклоняются для обеспечения оптимальных аэродинамических характеристик крыла в течение всего полета. Также обеспечивается управляемость по крену при больших углах атаки с помощью асинхронного управления адаптивными предкрылками.

    Интерцепторы

    Выпущенная механизация Ил-96-300

    Интерцепторы (спойлеры) — отклоняемые или выпускаемые в поток поверхности на верхней и(или) нижней поверхности крыла, которые увеличивают аэродинамическое сопротивление и уменьшают(увеличивают) подъёмную силу. Поэтому интерцепторы также называют органами непосредственного управления подъёмной силой. Не следует путать интерцепторы с воздушными тормозами.

    В зависимости от площади поверхности консоли, расположения её на крыле и т. д. интерцепторы делят на:

    Внешние элерон-интерцепторы

    Элерон-интерцепторы представляют собой дополнение к элеронам и используются в основном для управления по крену. Они отклоняются несимметрично. Например, на Ту-154 при отклонении левого элерона вверх на угол до 20°, элерон-интерцептор на этой же консоли автоматически отклоняется вверх на угол до 45°. В результате подъёмная сила на левой консоли крыла уменьшается, и самолёт кренится влево.

    У некоторых самолетов, например, МиГ-23, интерцепторы (наряду с дифференциально отклоняемым стабилизатором) являются главным органом управления по крену.

    Спойлеры

    Спойлеры (интерцепторы) — гасители подъемной силы.

    Симметричное задействование интерцепторов на обоих консолях крыла приводит к резкому уменьшению подъемной силы и торможению самолёта. После выпуска самолёт балансируется на бо’льшем угле атаки, начинает тормозиться за счет возросшего сопротивления и плавно снижаться. Возможно изменение вертикальной скорости без изменения угла тангажа.

    Интерцепторы также активно используются для гашения подъемной силы после приземления или при прерванном взлёте и для увеличения сопротивления. Необходимо отметить, что они не столько гасят скорость непосредственно, сколько снижают подъёмную силу крыла, что приводит к увеличению нагрузки на колеса и улучшению сцепления колёс с поверхностью. Благодаря этому, после выпуска внутренних интерцепторов можно переходить к торможению с помощью колёс.

    См. также

    Примечания

    1. Двухместный цельнометаллический самолёт короткого взлёта и посадки STOL CH 701 (Обзор, описание. Чертежи предоставляются за плату.)

    Wikimedia Foundation. 2010.

    dic.academic.ru

    что такое в Энциклопедии техники

    Интерцептор

    (латинское interceptor — захватчик, от intercipio — перехватываю, отбиваю, пересекаю) — аэродинамический орган управления летательным аппаратом, выполненный в виде пластины, в рабочем положении выступающей над его поверхностью под углом к набегающему потоку. Обычно И. устанавливается на верхней поверхности крыла и в рабочем положении уменьшает его подъемную силу; используется при отклонении на правой или левой половике крыла в качестве органа поперечного управления (иногда совместно с элеронами), а при одновременном отклонении на правой и левой половинах как гаситель подъёмной силы.Управляющая сила при использовании И. создаётся главным образом за счёт повышения давления перед ним. Разрежение за И. обычно уменьшает эту силу,
    По конструктивному выполнению различают два основных типа И. : поворотный — часть подкреплённой обшивки несущей поверхности, поворачиваемая по отношению к потоку на углы до 90(°), и выдвижной — в виде пластины, выдвигаемой из поверхности летательного аппарата в поток под углом, близким к 90(°). Разновидностью поворотного И. является И. с протоком и дефлектором.
    В неотклонённом положении И. обычно не выступает за обводы поверхности летательного аппарата. Известны неуправляемые (неподвижные) И., предназначенные для создания постоянных (при данном режиме полёта) сил, а также струйные И., в которых роль пластины выполняет струя газа, выдуваемая из поверхности летательного аппарата. И. может быть установлен и на фюзеляже или другой омываемой потоком части летательного аппарата, хотя его эффективность (см. Эффективность органов управления) в этом случае обычно ниже, чем при установке на крыле.
    Преимущество И. перед другими органами управления (например, элеронами) состоит в том, что они могут устанавливаться в той части крыла, в которой задняя кромка использована для размещения механизации крыла.
    И. обычно состоит из лонжерона, нервюр, стрингеров и наружный обшивки, иногда может быть выполнен монолитным. Выдвижной И. требует сравнительно небольших усилий для выдвижения, но для его размещения в убранном положении необходимы большие строительные высоты крыла. К недостаткам И. следует отнести сравнительно большое лобовое сопротивление, малую эффективность при малых углах отклонения и быстрое падение эффективности при больших углах атаки. При отклонении предкрылков И. сохраняет эффективность до больших углов атаки.
    До 40-х гг. И. применялись на экспериментальных самолётах в СССР (Р-Б, ОПБ-41 и др.) и за рубежом. Первый серийный самолёт с интерцепторным управлением (Нортроп Р-61 «Блэк уидоу», США) был создан во время Второй мировой войны. На самолётах Ту-134А, Ил-62, Ту-154, Ил-86 и др. И. используются для увеличения поперечной управляемости в дополнение к элеронам и как воздушные тормоза при посадке. На истребителе МиГ-23 поперечное управление осуществляется И. совместно с дифференциально отклоняемым стабилизатором (элероны отсутствуют).

    Авиация: Энциклопедия. — М.: Большая Российская Энциклопедия.Главный редактор Г.П. Свищев.1994.



    Смотреть больше слов в «Энциклопедии техники»

    ИНТРОСКОПИЯ →← ИНТЕРФЛЮГ

    rus-techichnical-enc.slovaronline.com

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *