Содержание

Броневик - это... Что такое Броневик?

Армейский Хамви»

Польский «Самоход панцерны (взор 34)» мод.34, 1934—1938

Бронированный автомобиль (уст. блиндированный автомобиль, простореч. броневик) — тип специального военного автомобиля с бронированным корпусом и пулемётным или пушечным вооружением. В период первой и второй мировой войн бронеавтомобиль в отличие от колесного бронетранспортёра, не был предназначен для перевозки десанта и по комплексу выполняемых задач был сходен с лёгким танком этого периода (особенно в СССР). Также в то время эти машины были зачастую разработаны на базе автомобилей, например английский бронеавтомобиль «Роллс-Ройс»

Лёгкий 1930-е

Выражение «бронеавтомобиль»

В СССР выражение «бронеавтомобиль» вышло из употребления после Второй мировой войны. В рамках кампании механизации ВС в СССР выпускался БТР-40 — вариант американского «разведывательного автомобиля» «M3 Scout car» поставлявшегося в СССР по программе ленд-лиза и являвшегося универсальной колесной машиной без башни. Впоследствии дальнейшее развитие концепции двухосной полноприводной бронемашины привело к появлению специализированных плавающих «бронированных разведывательно-дозорных машин» БРДМ-1 и БРДМ-2 которые по компоновке схожи с советскими пулеметными бронеавтомобилями тридцатых годов. Также определенное сходство с ними имеют самоходные гаубицы на 8х8 базе БТР-ов (2С23 «Нона-СВК»). Само по себе выражение «бронеавтомобиль» В СССР в последний раз применялось по отношению к миниатюрному БА-64. По мнению экспертов по терминологии советских /российских ВС, по отношению к современой колесной бронетехники следует использовать выражение БКМ то есть Боевая Колесная Машина. Однако такая терминология не относится к военным структурам других стран, например в США многоцелевая бронемашина «Кадиллак Коммандо» называется боевой машиной пехоты (Infantry fighting vehicle) либо БТР так как в машине есть десантное отделения на 2 человека. По отношению например к «эрзац-бронеавтомобилю» на базе армейского вездехода «хамви» используется выражение «uparmored HMMWV» то есть «экранированный хамви». Экранированные вездеходы в Ираке используются по политическим причинам — использование тяжёлой бронетехники является свидетельством эскалации военных действий, что вызывает спад энтузиазма по отношению к продолжению военных действий у американского налогоплательщика. Небронированные вездеходы «хамви» понесли значительные потери в Сомали в 1993 и с тех пор эти машины усиливаются броней, полубашнями и используются для поддержки пехоты. По отношению к же к колесным БТР-ам используемым в качестве разведовательно-дозорных (по советской терминологии) машин (например «АТФ Динго») используется выражение «Infantry Mobility vehicle» — то есть «Мобильная Машина пехоты». Такие машины часто имеют большой клиренс и клинообразное днище- что значительто улучшает защиту пассажиров от последствий наезда на мину.

Сравнение бронеавтомобиля и танка

Преимущества и недостатки бронеавтомобиля обуславливаются двумя факторами — применением колёсного движителя и постройкой на основе коммерческой машины.

  • Преимущества бронеавтомобиля:
    • Относительно высокая скорость. Уже к началу 30-х годов скорость большинства бронеавтомобилей превысила 60—70 км/ч, в то время как скорость большинства танков была в полтора-два раза меньше. К нынешнему времени развитие гусеничного движителя танков несколько сгладило эту разницу.
    • Дешевизна. Для получения эрзац-бронеавтомобиля достаточно покрыть гражданский автомобиль стальными листами достаточной толщины и установить на нём пулемёт. И даже бронеавтомобили специальной постройки значительно дешевле аналогичных по массе танков, обычно используя многие узлы гражданских машин.
    • Надёжность. За счёт этих факторов бронеавтомобили, особенно в 20—30-е годы, как правило, были и значительно надёжнее танков, хотя после Второй мировой, развитие танков почти свело на нет это преимущество.
    • Преимущества в миротворческих операциях — простота заброса в зону боевых действий и менее «военный» вид. К тому же, танк проявляет свои преимущества только в масштабных боях, которых в миротворческих операциях практически не бывает.
  • Недостатки бронеавтомобиля:
    • Плохая проходимость. Разнообразные эрзац-бронеавтомобили, как правило, способны эффективно действовать исключительно на хороших дорогах, поскольку проходимость их перегруженного и снабжённого узкими колёсами шасси даже хуже, чем у послужившего для них базой гражданского автомобиля. Бронеавтомобили специальной постройки обычно снабжены гораздо более эффективным, зачастую многоосным, шасси, но всё равно значительно уступают танкам в проходимости.
    • Недостаточные защищённость и вооружение. Являются прямым продолжением предыдущего недостатка. Колёсное шасси бронеавтомобиля серьёзно ограничивает максимальную нагрузку, что не позволяет оснастить его мощным вооружением или толстой бронёй.

История развития конструкции и боевого применения бронеавтомобилей

Появление бронеавтомобилей

Идея защиты автомобиля бронёй появилась уже вскоре после изобретения бензинового двигателя. Первый проект бронеавтомобиля был представлен в 1896 году американским изобретателем И. Д. Пеннингтоном. Первый же настоящий бронеавтомобиль был построен в 1902 году в Великобритании Ф. Р. Симмсом, однако в то время эта идея не вызвала никакого интереса со стороны английского военного министерства. В 1900-х годах созданием бронеавтомобилей занимались и в других европейских странах, но до начала Первой мировой войны интерес к ним со стороны армейского командования был невелик.

Исключением была Российская империя, где боевой опыт русско-японской войны наглядно показал необходимость самоходной машины, способной вести поддержку пехоты пулемётным огнём и защищённой от пуль противника. Подъесаул Накашидзе сформулировал требования к боевой машине такого рода и разработал проект, который вызвал заинтересованность военного министерства Российской империи. Однако, сочтя проект слишком сложным для реализации на отечественных промышленных мощностях, постройка машин была заказана во Франции фирме «Шаррон». В 1906 году небольшая серия (около 6 бронеавтомобилей) была поставлена заказчику. Эти машины имели полное бронирование и пулемётное вооружение во вращающейся башне с круговым обстрелом. Проходимость была сочтена удовлетворительной, а вся машина в целом получила высокую оценку от русских военных.

Похожую машину чуть ранее в 1905—1906 гг. демонстрировала немецкая фирма «Эрхардт», но у кайзеровской армии проект не нашёл понимания. Таким образом, приоритет в принятии на вооружение первой серии бронеавтомобилей принадлежит Российской империи. В гражданскую войну бронеавтомобиль был средством поддержки пехоты и конницы, в Вторую мировую войну использовался для боевого обеспечения войск.

Бронеавтомобили в Первой мировой войне

Английский бронеавтомобиль во Франции.

1914

Бронеавтомобили межвоенного периода

Полугусеничный бронеавтомобиль БА-30

Бронеавтомобили Второй мировой войны

Послевоенное развитие бронеавтомобилей

В настоящее время преимущественно распространены боевые разведывательные машины (БРМ) и боевые разведывательно-дозорные машины (БРДМ), служащие для вспомогательных военных операций, разведки, патрулирования и в качестве базы для машин специального назначения: пусковых установок тактических ракет малой дальности и ПВО, противохимической и антирадиационой защиты и т. д.

В ряде иностранных армий на вооружении находятся пушечные бронеавтомобили, т. н. «колесные танки», отличающиеся от гусеничных аналогов меньшей стоимостью, меньшим весом, повышенной скоростью передвижения и меньшим воздействием на дорожное полотно при сравнимой проходимости благодаря многоосной полноприводной схеме (не менее трех и не более пяти осей) и системе централизованного регулирования давления воздуха в шинах.

Patria AMV (AMV — Усовершенствованная модульная машина) представляет собой 8x8 или 6x6 многоцелевой военный автомобиль, разработанный финской компанией «Патрия» в 2001 г.

Конструкция бронеавтомобиля

Обычно бронирование предначено только для защиты от обычных пуль стрелкового оружия и осколков, но относительно легко пробивается специальными боеприпасами, а также из противотанковых ружей и ручных гранатометов, не говоря об артиллерии.

Классификация бронеавтомобилей

Эрзац-бронеавтомобиль американской армии в Ираке на базе обычного армейского грузовика. Кабина обшита бронелистами. У пулемётчика в качестве защиты имеется бронещит и бортовые бронестекла

Бронеавтомобили бывают лёгкие, средние и тяжёлые. Лёгкие бронеавтомобили оснащиваются пулемётами, тяжёлые и средние — пушками и пулемётами.

Русские бронеавтомобили

  • Остин-Путиловец — средний, пулемётный
  • Джеферри-Путиловец — тяжёлый
  • Гарфорд-Путиловец — тяжёлый, пушечный

Советские бронеавтомобили

Российские бронеавтомобили

Спецавтомобиль "Федерал" на базе войскового грузовика "Урал-55571". Предназначен для перевозки сотрудников милиции или военнослужащих. Кабина водителя, моторный отсек, топливный бак и аккумуляторы защищены усиленной броней, в кузове размещена бронекапсула, рассчитанная на перевозку 12 человек. В ней устроены обзорные бронестекла и бойницы. Капсула обеспечивает защиту от взрыва осколочно-фугасного устройства массой шесть килограммов тротила и от поражения пулями снайперской винтовки и автомата Калашникова

[1].

Исторические бронеавтомобили

Примечания

См. также

Ссылки

Броневики первой мировой и гражданской войн
Имперские бронеавтомобили
Сайт о вооружение стран 1939-45-ов годов

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

броневик — Викисловарь

В Википедии есть страница «броневик».

Содержание

  • 1 Русский
    • 1.1 Морфологические и синтаксические свойства
    • 1.2 Произношение
    • 1.3 Семантические свойства
      • 1.3.1 Значение
      • 1.3.2 Синонимы
      • 1.3.3 Антонимы
      • 1.3.4 Гиперонимы
      • 1.3.5 Гипонимы
    • 1.4 Родственные слова
    • 1.5 Этимология
    • 1.6 Фразеологизмы и устойчивые сочетания
    • 1.7 Перевод
    • 1.8 Анаграммы
    • 1.9 Библиография

Морфологические и синтаксические свойства[править]

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. броневи́к броневики́
Р. броневика́ броневико́в
Д. броневику́ броневика́м
В. броневи́к броневики́
Тв. броневико́м броневика́ми
Пр. броневике́ броневика́х

броневи́к

Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 3b по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -брон-; суффиксы: -ев-ик [Тихонов, 1996].

Произношение[править]

  • МФА

ru.wiktionary.org

Бронированный автомобиль - это... Что такое Бронированный автомобиль?

Армейский Хамви»

Польский «Самоход панцерны (взор 34)» мод.34, 1934—1938

Бронированный автомобиль (уст. блиндированный автомобиль, простореч. броневик) — тип специального военного автомобиля с бронированным корпусом и пулемётным или пушечным вооружением. В период первой и второй мировой войн бронеавтомобиль в отличие от колесного бронетранспортёра, не был предназначен для перевозки десанта и по комплексу выполняемых задач был сходен с лёгким танком этого периода (особенно в СССР). Также в то время эти машины были зачастую разработаны на базе автомобилей, например английский бронеавтомобиль «Роллс-Ройс»

Лёгкий 1930-е

Выражение «бронеавтомобиль»

В СССР выражение «бронеавтомобиль» вышло из употребления после Второй мировой войны. В рамках кампании механизации ВС в СССР выпускался БТР-40 — вариант американского «разведывательного автомобиля» «M3 Scout car» поставлявшегося в СССР по программе ленд-лиза и являвшегося универсальной колесной машиной без башни. Впоследствии дальнейшее развитие концепции двухосной полноприводной бронемашины привело к появлению специализированных плавающих «бронированных разведывательно-дозорных машин» БРДМ-1 и БРДМ-2 которые по компоновке схожи с советскими пулеметными бронеавтомобилями тридцатых годов. Также определенное сходство с ними имеют самоходные гаубицы на 8х8 базе БТР-ов (2С23 «Нона-СВК»). Само по себе выражение «бронеавтомобиль» В СССР в последний раз применялось по отношению к миниатюрному БА-64. По мнению экспертов по терминологии советских /российских ВС, по отношению к современой колесной бронетехники следует использовать выражение БКМ то есть Боевая Колесная Машина. Однако такая терминология не относится к военным структурам других стран, например в США многоцелевая бронемашина «Кадиллак Коммандо» называется боевой машиной пехоты (Infantry fighting vehicle) либо БТР так как в машине есть десантное отделения на 2 человека. По отношению например к «эрзац-бронеавтомобилю» на базе армейского вездехода «хамви» используется выражение «uparmored HMMWV» то есть «экранированный хамви». Экранированные вездеходы в Ираке используются по политическим причинам — использование тяжёлой бронетехники является свидетельством эскалации военных действий, что вызывает спад энтузиазма по отношению к продолжению военных действий у американского налогоплательщика. Небронированные вездеходы «хамви» понесли значительные потери в Сомали в 1993 и с тех пор эти машины усиливаются броней, полубашнями и используются для поддержки пехоты. По отношению к же к колесным БТР-ам используемым в качестве разведовательно-дозорных (по советской терминологии) машин (например «АТФ Динго») используется выражение «Infantry Mobility vehicle» — то есть «Мобильная Машина пехоты». Такие машины часто имеют большой клиренс и клинообразное днище- что значительто улучшает защиту пассажиров от последствий наезда на мину.

Сравнение бронеавтомобиля и танка

Преимущества и недостатки бронеавтомобиля обуславливаются двумя факторами — применением колёсного движителя и постройкой на основе коммерческой машины.

  • Преимущества бронеавтомобиля:
    • Относительно высокая скорость. Уже к началу 30-х годов скорость большинства бронеавтомобилей превысила 60—70 км/ч, в то время как скорость большинства танков была в полтора-два раза меньше. К нынешнему времени развитие гусеничного движителя танков несколько сгладило эту разницу.
    • Дешевизна. Для получения эрзац-бронеавтомобиля достаточно покрыть гражданский автомобиль стальными листами достаточной толщины и установить на нём пулемёт. И даже бронеавтомобили специальной постройки значительно дешевле аналогичных по массе танков, обычно используя многие узлы гражданских машин.
    • Надёжность. За счёт этих факторов бронеавтомобили, особенно в 20—30-е годы, как правило, были и значительно надёжнее танков, хотя после Второй мировой, развитие танков почти свело на нет это преимущество.
    • Преимущества в миротворческих операциях — простота заброса в зону боевых действий и менее «военный» вид. К тому же, танк проявляет свои преимущества только в масштабных боях, которых в миротворческих операциях практически не бывает.
  • Недостатки бронеавтомобиля:
    • Плохая проходимость. Разнообразные эрзац-бронеавтомобили, как правило, способны эффективно действовать исключительно на хороших дорогах, поскольку проходимость их перегруженного и снабжённого узкими колёсами шасси даже хуже, чем у послужившего для них базой гражданского автомобиля. Бронеавтомобили специальной постройки обычно снабжены гораздо более эффективным, зачастую многоосным, шасси, но всё равно значительно уступают танкам в проходимости.
    • Недостаточные защищённость и вооружение. Являются прямым продолжением предыдущего недостатка. Колёсное шасси бронеавтомобиля серьёзно ограничивает максимальную нагрузку, что не позволяет оснастить его мощным вооружением или толстой бронёй.

История развития конструкции и боевого применения бронеавтомобилей

Появление бронеавтомобилей

Идея защиты автомобиля бронёй появилась уже вскоре после изобретения бензинового двигателя. Первый проект бронеавтомобиля был представлен в 1896 году американским изобретателем И. Д. Пеннингтоном. Первый же настоящий бронеавтомобиль был построен в 1902 году в Великобритании Ф. Р. Симмсом, однако в то время эта идея не вызвала никакого интереса со стороны английского военного министерства. В 1900-х годах созданием бронеавтомобилей занимались и в других европейских странах, но до начала Первой мировой войны интерес к ним со стороны армейского командования был невелик.

Исключением была Российская империя, где боевой опыт русско-японской войны наглядно показал необходимость самоходной машины, способной вести поддержку пехоты пулемётным огнём и защищённой от пуль противника. Подъесаул Накашидзе сформулировал требования к боевой машине такого рода и разработал проект, который вызвал заинтересованность военного министерства Российской империи. Однако, сочтя проект слишком сложным для реализации на отечественных промышленных мощностях, постройка машин была заказана во Франции фирме «Шаррон». В 1906 году небольшая серия (около 6 бронеавтомобилей) была поставлена заказчику. Эти машины имели полное бронирование и пулемётное вооружение во вращающейся башне с круговым обстрелом. Проходимость была сочтена удовлетворительной, а вся машина в целом получила высокую оценку от русских военных.

Похожую машину чуть ранее в 1905—1906 гг. демонстрировала немецкая фирма «Эрхардт», но у кайзеровской армии проект не нашёл понимания. Таким образом, приоритет в принятии на вооружение первой серии бронеавтомобилей принадлежит Российской империи. В гражданскую войну бронеавтомобиль был средством поддержки пехоты и конницы, в Вторую мировую войну использовался для боевого обеспечения войск.

Бронеавтомобили в Первой мировой войне

Английский бронеавтомобиль во Франции.

1914

Бронеавтомобили межвоенного периода

Полугусеничный бронеавтомобиль БА-30

Бронеавтомобили Второй мировой войны

Послевоенное развитие бронеавтомобилей

В настоящее время преимущественно распространены боевые разведывательные машины (БРМ) и боевые разведывательно-дозорные машины (БРДМ), служащие для вспомогательных военных операций, разведки, патрулирования и в качестве базы для машин специального назначения: пусковых установок тактических ракет малой дальности и ПВО, противохимической и антирадиационой защиты и т. д.

В ряде иностранных армий на вооружении находятся пушечные бронеавтомобили, т. н. «колесные танки», отличающиеся от гусеничных аналогов меньшей стоимостью, меньшим весом, повышенной скоростью передвижения и меньшим воздействием на дорожное полотно при сравнимой проходимости благодаря многоосной полноприводной схеме (не менее трех и не более пяти осей) и системе централизованного регулирования давления воздуха в шинах.

Patria AMV (AMV — Усовершенствованная модульная машина) представляет собой 8x8 или 6x6 многоцелевой военный автомобиль, разработанный финской компанией «Патрия» в 2001 г.

Конструкция бронеавтомобиля

Обычно бронирование предначено только для защиты от обычных пуль стрелкового оружия и осколков, но относительно легко пробивается специальными боеприпасами, а также из противотанковых ружей и ручных гранатометов, не говоря об артиллерии.

Классификация бронеавтомобилей

Эрзац-бронеавтомобиль американской армии в Ираке на базе обычного армейского грузовика. Кабина обшита бронелистами. У пулемётчика в качестве защиты имеется бронещит и бортовые бронестекла

Бронеавтомобили бывают лёгкие, средние и тяжёлые. Лёгкие бронеавтомобили оснащиваются пулемётами, тяжёлые и средние — пушками и пулемётами.

Русские бронеавтомобили

  • Остин-Путиловец — средний, пулемётный
  • Джеферри-Путиловец — тяжёлый
  • Гарфорд-Путиловец — тяжёлый, пушечный

Советские бронеавтомобили

Российские бронеавтомобили

Спецавтомобиль "Федерал" на базе войскового грузовика "Урал-55571". Предназначен для перевозки сотрудников милиции или военнослужащих. Кабина водителя, моторный отсек, топливный бак и аккумуляторы защищены усиленной броней, в кузове размещена бронекапсула, рассчитанная на перевозку 12 человек. В ней устроены обзорные бронестекла и бойницы. Капсула обеспечивает защиту от взрыва осколочно-фугасного устройства массой шесть килограммов тротила и от поражения пулями снайперской винтовки и автомата Калашникова[1].

Исторические бронеавтомобили

Примечания

См. также

Ссылки

Броневики первой мировой и гражданской войн
Имперские бронеавтомобили
Сайт о вооружение стран 1939-45-ов годов

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Бронемашина - это... Что такое Бронемашина?

Армейский Хамви»

Польский «Самоход панцерны (взор 34)» мод.34, 1934—1938

Бронированный автомобиль (уст. блиндированный автомобиль, простореч. броневик) — тип специального военного автомобиля с бронированным корпусом и пулемётным или пушечным вооружением. В период первой и второй мировой войн бронеавтомобиль в отличие от колесного бронетранспортёра, не был предназначен для перевозки десанта и по комплексу выполняемых задач был сходен с лёгким танком этого периода (особенно в СССР). Также в то время эти машины были зачастую разработаны на базе автомобилей, например английский бронеавтомобиль «Роллс-Ройс»

Лёгкий 1930-е

Выражение «бронеавтомобиль»

В СССР выражение «бронеавтомобиль» вышло из употребления после Второй мировой войны. В рамках кампании механизации ВС в СССР выпускался БТР-40 — вариант американского «разведывательного автомобиля» «M3 Scout car» поставлявшегося в СССР по программе ленд-лиза и являвшегося универсальной колесной машиной без башни. Впоследствии дальнейшее развитие концепции двухосной полноприводной бронемашины привело к появлению специализированных плавающих «бронированных разведывательно-дозорных машин» БРДМ-1 и БРДМ-2 которые по компоновке схожи с советскими пулеметными бронеавтомобилями тридцатых годов. Также определенное сходство с ними имеют самоходные гаубицы на 8х8 базе БТР-ов (2С23 «Нона-СВК»). Само по себе выражение «бронеавтомобиль» В СССР в последний раз применялось по отношению к миниатюрному БА-64. По мнению экспертов по терминологии советских /российских ВС, по отношению к современой колесной бронетехники следует использовать выражение БКМ то есть Боевая Колесная Машина. Однако такая терминология не относится к военным структурам других стран, например в США многоцелевая бронемашина «Кадиллак Коммандо» называется боевой машиной пехоты (Infantry fighting vehicle) либо БТР так как в машине есть десантное отделения на 2 человека. По отношению например к «эрзац-бронеавтомобилю» на базе армейского вездехода «хамви» используется выражение «uparmored HMMWV» то есть «экранированный хамви». Экранированные вездеходы в Ираке используются по политическим причинам — использование тяжёлой бронетехники является свидетельством эскалации военных действий, что вызывает спад энтузиазма по отношению к продолжению военных действий у американского налогоплательщика. Небронированные вездеходы «хамви» понесли значительные потери в Сомали в 1993 и с тех пор эти машины усиливаются броней, полубашнями и используются для поддержки пехоты. По отношению к же к колесным БТР-ам используемым в качестве разведовательно-дозорных (по советской терминологии) машин (например «АТФ Динго») используется выражение «Infantry Mobility vehicle» — то есть «Мобильная Машина пехоты». Такие машины часто имеют большой клиренс и клинообразное днище- что значительто улучшает защиту пассажиров от последствий наезда на мину.

Сравнение бронеавтомобиля и танка

Преимущества и недостатки бронеавтомобиля обуславливаются двумя факторами — применением колёсного движителя и постройкой на основе коммерческой машины.

  • Преимущества бронеавтомобиля:
    • Относительно высокая скорость. Уже к началу 30-х годов скорость большинства бронеавтомобилей превысила 60—70 км/ч, в то время как скорость большинства танков была в полтора-два раза меньше. К нынешнему времени развитие гусеничного движителя танков несколько сгладило эту разницу.
    • Дешевизна. Для получения эрзац-бронеавтомобиля достаточно покрыть гражданский автомобиль стальными листами достаточной толщины и установить на нём пулемёт. И даже бронеавтомобили специальной постройки значительно дешевле аналогичных по массе танков, обычно используя многие узлы гражданских машин.
    • Надёжность. За счёт этих факторов бронеавтомобили, особенно в 20—30-е годы, как правило, были и значительно надёжнее танков, хотя после Второй мировой, развитие танков почти свело на нет это преимущество.
    • Преимущества в миротворческих операциях — простота заброса в зону боевых действий и менее «военный» вид. К тому же, танк проявляет свои преимущества только в масштабных боях, которых в миротворческих операциях практически не бывает.
  • Недостатки бронеавтомобиля:
    • Плохая проходимость. Разнообразные эрзац-бронеавтомобили, как правило, способны эффективно действовать исключительно на хороших дорогах, поскольку проходимость их перегруженного и снабжённого узкими колёсами шасси даже хуже, чем у послужившего для них базой гражданского автомобиля. Бронеавтомобили специальной постройки обычно снабжены гораздо более эффективным, зачастую многоосным, шасси, но всё равно значительно уступают танкам в проходимости.
    • Недостаточные защищённость и вооружение. Являются прямым продолжением предыдущего недостатка. Колёсное шасси бронеавтомобиля серьёзно ограничивает максимальную нагрузку, что не позволяет оснастить его мощным вооружением или толстой бронёй.

История развития конструкции и боевого применения бронеавтомобилей

Появление бронеавтомобилей

Идея защиты автомобиля бронёй появилась уже вскоре после изобретения бензинового двигателя. Первый проект бронеавтомобиля был представлен в 1896 году американским изобретателем И. Д. Пеннингтоном. Первый же настоящий бронеавтомобиль был построен в 1902 году в Великобритании Ф. Р. Симмсом, однако в то время эта идея не вызвала никакого интереса со стороны английского военного министерства. В 1900-х годах созданием бронеавтомобилей занимались и в других европейских странах, но до начала Первой мировой войны интерес к ним со стороны армейского командования был невелик.

Исключением была Российская империя, где боевой опыт русско-японской войны наглядно показал необходимость самоходной машины, способной вести поддержку пехоты пулемётным огнём и защищённой от пуль противника. Подъесаул Накашидзе сформулировал требования к боевой машине такого рода и разработал проект, который вызвал заинтересованность военного министерства Российской империи. Однако, сочтя проект слишком сложным для реализации на отечественных промышленных мощностях, постройка машин была заказана во Франции фирме «Шаррон». В 1906 году небольшая серия (около 6 бронеавтомобилей) была поставлена заказчику. Эти машины имели полное бронирование и пулемётное вооружение во вращающейся башне с круговым обстрелом. Проходимость была сочтена удовлетворительной, а вся машина в целом получила высокую оценку от русских военных.

Похожую машину чуть ранее в 1905—1906 гг. демонстрировала немецкая фирма «Эрхардт», но у кайзеровской армии проект не нашёл понимания. Таким образом, приоритет в принятии на вооружение первой серии бронеавтомобилей принадлежит Российской империи. В гражданскую войну бронеавтомобиль был средством поддержки пехоты и конницы, в Вторую мировую войну использовался для боевого обеспечения войск.

Бронеавтомобили в Первой мировой войне

Английский бронеавтомобиль во Франции.

1914

Бронеавтомобили межвоенного периода

Полугусеничный бронеавтомобиль БА-30

Бронеавтомобили Второй мировой войны

Послевоенное развитие бронеавтомобилей

В настоящее время преимущественно распространены боевые разведывательные машины (БРМ) и боевые разведывательно-дозорные машины (БРДМ), служащие для вспомогательных военных операций, разведки, патрулирования и в качестве базы для машин специального назначения: пусковых установок тактических ракет малой дальности и ПВО, противохимической и антирадиационой защиты и т. д.

В ряде иностранных армий на вооружении находятся пушечные бронеавтомобили, т. н. «колесные танки», отличающиеся от гусеничных аналогов меньшей стоимостью, меньшим весом, повышенной скоростью передвижения и меньшим воздействием на дорожное полотно при сравнимой проходимости благодаря многоосной полноприводной схеме (не менее трех и не более пяти осей) и системе централизованного регулирования давления воздуха в шинах.

Patria AMV (AMV — Усовершенствованная модульная машина) представляет собой 8x8 или 6x6 многоцелевой военный автомобиль, разработанный финской компанией «Патрия» в 2001 г.

Конструкция бронеавтомобиля

Обычно бронирование предначено только для защиты от обычных пуль стрелкового оружия и осколков, но относительно легко пробивается специальными боеприпасами, а также из противотанковых ружей и ручных гранатометов, не говоря об артиллерии.

Классификация бронеавтомобилей

Эрзац-бронеавтомобиль американской армии в Ираке на базе обычного армейского грузовика. Кабина обшита бронелистами. У пулемётчика в качестве защиты имеется бронещит и бортовые бронестекла

Бронеавтомобили бывают лёгкие, средние и тяжёлые. Лёгкие бронеавтомобили оснащиваются пулемётами, тяжёлые и средние — пушками и пулемётами.

Русские бронеавтомобили

  • Остин-Путиловец — средний, пулемётный
  • Джеферри-Путиловец — тяжёлый
  • Гарфорд-Путиловец — тяжёлый, пушечный

Советские бронеавтомобили

Российские бронеавтомобили

Спецавтомобиль "Федерал" на базе войскового грузовика "Урал-55571". Предназначен для перевозки сотрудников милиции или военнослужащих. Кабина водителя, моторный отсек, топливный бак и аккумуляторы защищены усиленной броней, в кузове размещена бронекапсула, рассчитанная на перевозку 12 человек. В ней устроены обзорные бронестекла и бойницы. Капсула обеспечивает защиту от взрыва осколочно-фугасного устройства массой шесть килограммов тротила и от поражения пулями снайперской винтовки и автомата Калашникова[1].

Исторические бронеавтомобили

Примечания

См. также

Ссылки

Броневики первой мировой и гражданской войн
Имперские бронеавтомобили
Сайт о вооружение стран 1939-45-ов годов

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Княжеский броневик. Один из первых бронеавтомобилей. Боевые машины мира № 1

Княжеский броневик. Один из первых бронеавтомобилей

Бронеавтомобиль «Шаррон» во время испытаний в окрестностях Санкт-Петербурга, 1906 год.

Первые автомобили появились в русской армии в 1902 году, когда в Курских маневрах приняли участие десять автомашин. Дебют оказался удачным, поэтому было решено продолжить опыты с «самодвижущимися экипажами» при штабах Петербургского, Московского и Киевского военных округов. Во время Русско-японской войны на театре военных действий в Маньчжурии также использовалось несколько автомобилей.

Контекст. Автоэнтузиаст

Отставной кавалерийский офицер Михаил Александрович Накашидзе был горячим энтузиастом автомобильной техники. В 1902 году увидела свет его книга «Автомобиль, его экономическое и стратегическое значение для России», в которой автор убедительно доказывал экономическую выгоду применения автомобилей, а также затрагивал вопрос о различных сторонах их военного использования. Рассуждения эти носили не чисто теоретический характер. Годом раньше Накашидзе открыл в Варшаве первые в России шоферские курсы и стал соучредителем Варшавского товарищества эксплуатации автомобилей, которое располагало трехместными таксомоторами и десятиместными автобусами.

Бронеавтомобиль во время испытаний на бездорожье.

В 1905 году начальник команды разведчиков при 7-м Сибирском казачьем полку подъесаул князь М. А. Накашидзе представил главнокомандующему русскими войсками на Дальнем Востоке генерал-адъютанту П. П. Линевичу доклад с предложением выписать из ПариЖа через его посредничество один боевой блиндированный (покрытый броней) автомобиль, вооруженный пулеметами. После согласования условий князь Накашидзе отбыл в Варшаву, где должен был встретить заказанный броневик. В марте 1906 года машина прибыла в Петербург.

Конструкция

Бронеавтомобиль представлял собой полностью бронированную боевую машину, вооруженную 8-мм пулеметом «Гочкис», установленным в поворачивающейся на 360° башне (запасной пулемет помещался внутри корпуса). Хромоникелевая броня надежно защищала экипаж от пуль, осколков и шрапнели. Броневые листы корпуса крепились к каркасу заклепками. Спицы колес, имевших сплошные резиновые шины, закрывались бронированными колпаками. Три члена экипажа могли наблюдать за полем боя через смотровые щели и перископ. Для улучшения обзора с места водителя вне боя крышку лобового люка можно было поднимать в горизонтальное положение. Точно так же поднималась и крышка башенного люка. Садились в машину через боковую дверь. Внутри корпуса кроме экипажа могли дополнительно разместиться от двух до пяти человек (рекогносцировочная группа, офицеры связи и т. п.). Бронеавтомобиль имел большой клиренс, что положительно сказывалось на его проходимости. По сухому грунту машина преодолевала подъемы до 25°. Переносные мостки, закрепленные в походном положении на бортах корпуса, обеспечивали преодоление траншей и рвов шириной до 3 м. Весьма интересно был решен механизм поворота башни, не имевшей обычной в наши дни шариковой опоры. Башня опиралась на колонну, установленную на полу боевого отделения и состоявшую из двух частей, которые имели «нарезку в разные стороны, входящую в особую матку с кругом для поворачивания». Вручную, при помощи «круга», то есть колеса с муфтой, можно было приподнять башню и повернуть ее. Только в таком положении был возможен круговой обстрел из пулемета.

Бронеавтомобиль «Шаррон» преодолевает подъем. 1906 год.

Раскритикованный парижанин

В 1906 году бронеавтомобиль прошел довольно широкий круг испытаний. Он совершил испытательный пробег по маршруту Петербург – Ораниенбаум – Венки, во время которого двигался по шоссейным и проселочным дорогам, а также по пашне. На полигоне стрелковой офицерской школы в Ораниенбауме проводились опытные стрельбы. Затем машина была передана в распоряжение штаба Красносельского лагерного сбора и подверглась новым испытаниям. Специалисты, принимавшие новую машину, признали бронеавтомобиль вполне пригодным для разведки, связи, для срыва атак кавалерии и преследования противника. Хотя комиссии и было поручено рассмотреть лишь тактическую сторону дела, она не смогла обойти молчанием технические вопросы. Она отметила громоздкость и малую маневренность броневика, его большую массу и низкую проходимость.

Контекст. Князь на «Шарроне»

Фирма «Шаррон, Жирардо и Вуа» была основана в 1901 году. В 1902 году во время автомобильной выставки в Париже она продемонстрировала созданный совместно с фирмой «Гочкис» первый в Европе частично бронированный автомобиль, вооруженный пулеметом. В июле 1903 года эта машина – Automitrailleuse (автопулемет) – проходила испытания в Шалонском лагере французской армии. По-видимому, именно в тот период и пересеклись пути фирмы «Шаррон» и князя Накашидзе, ставшего на ней директором отдела броневых автомобилей.

Бронеавтомобиль «Шаррон» во время испытаний в окрестностях Санкт-Петербурга. 1906 год.

Роковая случайность

Встретив со стороны военных довольно прохладное отношение к своему детищу, князь записался на прием к тогдашнему министру внутренних дел Российской империи П. А. Столыпину на 12 августа 1906 года и приехал к нему на дачу, расположенную на Аптекарском острове в Санкт- Петербурге. Роковое совпадение: именно в этот день на министра было совершено покушение – его дача взлетела на воздух! Впрочем, в тот раз великому русскому реформатору повезло – он еще не приехал на дачу. А вот штаб- ротмистр Накашидзе погиб при взрыве «и вместе с ним погибли все чертежи, планы, договоры с французской автомобильной компанией и прочие документы, относящиеся к его изобретению». Так значится в докладной записке товарища министра внутренних дел, но вот тут-то следует дать некоторые разъяснения. Дело в том, что Накашидзе не был ни изобретателем, ни автором проекта этого бронеавтомобиля.

Мог быть пригоден…

Конструкцию машины разработал отставной французский полковник-артиллерист Гюйе, сотрудничавший с фирмой «Шаррон». Из двух построенных машин одна ушла в Россию, вторую летом того же года продемонстрировали военному министру Франции, а осенью броневик испытали во время маневров. После этого предложили вооружить его 37-мм пушкой, но в конце концов в марте 1907 года французское командование решило, что для разведывательных целей достаточно небронированного автомобиля, вооруженного пулеметом. По некоторым данным, бронемашину тогда же отправили в Марокко.

А что же в России? «По мнению Главного управления Генерального штаба, бронеавтомобиль князя Накашидзе, хотя и оказался не удовлетворяющим некоторым из предъявленных условий, тем не менее по результатам испытаний на Красносельских маневрах мог бы быть пригоден для выполнения известных боевых задач, а потому таковой желательно приобрести в военное ведомство для развития дальнейших испытаний с ним и с целью усовершенствования его технических данных».

На основании этого решения 9 января 1907 года бронеавтомобиль был, как тогда говорили, выкуплен в казну, то есть стал собственностью государства. На Путиловском заводе его отремонтировали и модернизировали: установили новую броню, доставленную из Франции, исправили щиты колес, все приспособления для пулеметов сделали съемными, в броневых ставнях окон прорезали смотровые щели, а в задней стенке – бойницу, восстановили наружную окраску. В таком виде бронеавтомобиль вновь прошел испытания на полигоне Офицерской стрелковой школы, в ходе которых прошел 600 верст. Выводы были неутешительными: бронеавтомобиль мог идти только по шоссе хорошего качества, по разбитым дорогам движение было крайне затруднительным. Маневренные качества машины также оставляли желать лучшего.

Почти год машина находилась на хранении в Петропавловской крепости, а затем была разобрана, причем снятая броня была передана Офицерской стрелковой школе «для испытания пробиваемости новыми пулями». На этом история бронеавтомобиля фирмы «Шаррон» в России завершилась.

Фирма «Шаррон» по заказу Накашидзе построила еще шесть таких броневиков и отправила их в Россию, но из- за гибели князя продвигать проект было некому, и через границу их не пропустили. Этим воспользовались немцы, фактически похитившие две машины, остальные вернулись во Францию. В начале Первой мировой войны одна из них геройски участвовала в боях. В ноябре 1914 года французское правительство приобрело у фирмы «Шаррон» последних три автомобиля, изготовленных ранее для России.

Бронеавтомобиль «Шаррон» в походном положении. Рядом с машиной механик, француз Ле-Секвер. Россия, 1906 г.

Бронеавтомобиль «Шаррон» на проселочной дороге в окрестностях Петербурга, 1906 г.

Недооцененный проект

Необходимо отметить, что современники, которым просто не с чем было сравнивать, вряд ли могли оценить эту машину по достоинству. Безусловно, ее технический уровень не мог превышать уровня автомобилестроения тех лет, а отсюда и целый ряд недостатков: невысокая надежность узлов и агрегатов, низкая проходимость на местности и т. д. Все это к тому же усугублялось большой массой бронекорпуса, увеличивавшего нагрузку на шасси. Компоновка же бронеавтомобиля была явно новаторской и вполне совершенной даже с точки зрения сегодняшнего дня.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

military.wikireading.ru

броневик - это... Что такое броневик?

  • Броневик — Остин Путиловец. Армейский Хамви» …   Википедия

  • броневик — БРОНЕВИК, а, м. 1. Настойчивый, упорный, сильный человек. Не баба, а броневик. 2. Автомобиль старого образца (напр. «Победа»). 3. Жена. Еврейский броневик собств. старая модель «Запорожца» …   Словарь русского арго

  • броневик — бронемашина, бронеавтомобиль, автоброневик, запорожец Словарь русских синонимов. броневик сущ., кол во синонимов: 5 • автоброневик (2) • …   Словарь синонимов

  • БРОНЕВИК — БРОНЕВИК, броневика, муж. 1. Броненосный автомобиль, вооруженный пушками и пулеметами. 2. Военнослужащий броневой части (неол. воен.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • БРОНЕВИК — БРОНЕВИК, а, муж. То же, что бронемашина. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • броневик — – бронированный авто. EdwART. Словарь автомобильного жаргона, 2009 …   Автомобильный словарь

  • БРОНЕВИК — Еврейский броневик. 1. Разг. Шутл. ирон. Автомобиль “Запорожец”. Югановы, 75. 2. Жарг. авто. Шутл. ирон. Автомобиль «Ока». Максимов, 44 …   Большой словарь русских поговорок

  • Броневик — м. Бронированный автомобиль, вооруженный пулеметом или лёгкой пушкой и предназначенный для охраны, разведки и связи. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • броневик — броневик, броневики, броневика, броневиков, броневику, броневикам, броневик, броневики, броневиком, броневиками, броневике, броневиках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») …   Формы слов

  • броневик — бронев ик, а …   Русский орфографический словарь

  • броневик — (2 м), Р. броневика/; мн. броневики/, Р. броневико/в …   Орфографический словарь русского языка

  • dic.academic.ru

    броневик - это... Что такое броневик?

  • Броневик — Остин Путиловец. Армейский Хамви» …   Википедия

  • броневик — БРОНЕВИК, а, м. 1. Настойчивый, упорный, сильный человек. Не баба, а броневик. 2. Автомобиль старого образца (напр. «Победа»). 3. Жена. Еврейский броневик собств. старая модель «Запорожца» …   Словарь русского арго

  • броневик — бронемашина, бронеавтомобиль, автоброневик, запорожец Словарь русских синонимов. броневик сущ., кол во синонимов: 5 • автоброневик (2) • …   Словарь синонимов

  • БРОНЕВИК — БРОНЕВИК, броневика, муж. 1. Броненосный автомобиль, вооруженный пушками и пулеметами. 2. Военнослужащий броневой части (неол. воен.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • БРОНЕВИК — БРОНЕВИК, а, муж. То же, что бронемашина. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • броневик — – бронированный авто. EdwART. Словарь автомобильного жаргона, 2009 …   Автомобильный словарь

  • БРОНЕВИК — Еврейский броневик. 1. Разг. Шутл. ирон. Автомобиль “Запорожец”. Югановы, 75. 2. Жарг. авто. Шутл. ирон. Автомобиль «Ока». Максимов, 44 …   Большой словарь русских поговорок

  • Броневик — м. Бронированный автомобиль, вооруженный пулеметом или лёгкой пушкой и предназначенный для охраны, разведки и связи. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • броневик — броневик, броневики, броневика, броневиков, броневику, броневикам, броневик, броневики, броневиком, броневиками, броневике, броневиках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») …   Формы слов

  • броневик — бронев ик, а …   Русский орфографический словарь

  • броневик — (2 м), Р. броневика/; мн. броневики/, Р. броневико/в …   Орфографический словарь русского языка

  • dic.academic.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *