Содержание

Б-4 (гаубица) Википедия

Б-4 (индекс ГАУ — 52-Г-625) — советская гаубица большой (особой) мощности калибра 203,2 мм (8 дюймов). Полное официальное название орудия — 203-мм гаубица образца 1931 года. Во время Советско-финской войны это орудие использовалось для разрушения ДОТов и ДЗОТов линии Маннергейма. Оно активно и успешно использовалось во Второй Мировой Войне, благодаря мощности, превосходной баллистике 1—12 переменных зарядов и углу возвышения 60° обеспечивался выбор оптимальной траектории для поражения разнообразных целей. 203-мм гаубица обр. 1931 г. оправдала все возлагавшиеся на неё надежды. Она успешно использовалась как при прорыве укрепленных полос, так и при штурме крепостей и в уличных боях в больших городах, а после окончания Великой Отечественной войны долго состояла на вооружении Советской Армии как в буксируемом варианте, так и на самоходном лафете.

История создания

В ноябре 1920 года при Артиллерийском комитете (Арткоме), который возглавлял Р. А. Дурляхов, было создано Артиллерийское конструкторское бюро под руководством Ф. Ф. Лендера. Ему-то в январе 1926 года и поручили разработку проекта «203-мм гаубицы большой досягаемости». После смерти Ф. Ф. Лендера проект передали на завод «Большевик». 11 декабря 1926 года на заседании Арткома вынесено решение: «Поручить КБ Арткома в 46 месячный срок разработать проект 203-мм гаубицы большой досягаемости…» Письмом № 51225/12Я5 от 22 марта 1927 г. АК предписал КБ «Арткома» составить общие проекты 122-мм корпусной пушки, 203-мм гаубицы АРГК и 152-мм пушки АРГК. Проект гаубицы был закончен 16 января 1928 г. в двух вариантах: с дульным тормозом и без него. Тела орудий и баллистика в обоих вариантах были одинаковы. Предпочтение было отдано стволу без дульного тормоза. Рабочие чертежи качающейся части гаубицы были разработаны КБ «Арткома», а рабочие чертежи станка лафета на гусеничном ходу КБ завода «Большевик». Первый опытный образец 203-мм гаубицы Б-4 был изготовлен на заводе «Большевик» в начале 1931 г. В июле — августе 1931 г. на НИАПе проведены стрельбы с целью подбора зарядов к Б-4. После длительных полигонных и войсковых испытаний в 1933 г. гаубица была принята на вооружение Красной Армии под обозначением 203-мм гаубица обр. 1931 г.

Производство

Производство было организовано одновременно на двух заводах («Большевик» и «Баррикады»). Наибольшие сложности возникли на заводе «Баррикады». В 1933 году этот завод предъявил к сдаче лишь одну гаубицу, но и её не смогли сдать до конца года. Первые две гаубицы Б-4 завод «Баррикады» сдал в 1-м полугодии 1934 года. Тем не менее до конца года завод смог сдать 15 гаубиц, после чего производство на нем Б-4 было остановлено вплоть до 1938 года. Связано это было, кроме трудностей с освоением производства, с передачей в 1935 году на завод плана выпуска 122-мм пушки А-19. Однако, ввиду того, что производство гаубиц на "Большевике" шло крайне медленно (за 1932-36 гг сдали 104 системы, а в 1937 - 42), производство Б-4 вернули в Сталинград. Уже в 1938 там выпустили 75 гаубиц, в следующем - 181. В 1940 на "Баррикадах" сдали 165 гаубиц, в 1941 - 300. Последние 3 гаубицы сдали в Сталинграде уже в 1942 из оставшегося задела. В 1938-39 к производству был привлечен Новокраматорский завод. Вместе с "Большевиком" в 1938 они выпустили 49 гаубиц, в 1939 - 48, 3 в 1940 и 26 - в 1941. Из 326 Б-4, выпущенных в 1941, в первом полугодии сдали 221. Производство закончилось в октябре 1941 - сдали 9 орудий.

Всего с 1932 по 1942 выпустили 1011 гаубиц Б-4.

Рабочие чертежи гаубицы изменяли на каждом заводе, приспосабливаясь к технологическим возможностям. В результате на вооружение стали поступать практически две различные гаубицы. В 1937 году отработали единые чертежи не изменением конструкции, а компоновкой отдельных деталей и узлов, уже проверенных в производстве и эксплуатации. Единственное новшество состояло в постановке на гусеничный ход, допускавший стрельбу непосредственно с грунта без специальных платформ. Но полной унификации гаубиц производства заводов «Большевик» и «Баррикады» добиться не удалось. Кроме того, в 1938 году к производству Б-4 присоединился третий завод — Новокраматорский. К 6 марта 1933 года в войсках имелось 7 гаубиц Б-4. К 1 января 1937 г. было изготовлено 119 гаубиц.

Организационно-штатная структура

Согласно утверждённому в августе 1939 года мобилизационному плану предполагалось иметь в Артиллерии Резерва Главного Командования 17 гаубичных артиллерийских полков большой мощности (гап б/м) по 36 гаубиц калибра 203 мм с численностью личного состава в каждом 1374 человека. Из них 13 полков должны были иметь двойное развёртывание. Распределение полков по округам на 04.04.1940 выглядело так:

  • ЛВО — 2 гап б/м
  • БОВО — 1 гап б/м
  • КОВО — 4 гап б/м
  • ОдВО — 4 гап б/м
  • МВО — 1 гап б/м
  • СКВО — 1 гап б/м
  • ЗакВО — 2 гап б/м
  • СибВО — 1 гап б/м
  • ЗабВО — 1 гап б/м
  • 1 ОКА — 2 гап б/м
  • 2 ОКА — 2 гап б/м

Общая потребность в орудиях (612 единиц) покрывалась полностью (на 22 июня 1941 года в РККА имелось 849 гаубиц Б-4), для покрытия потребности военного времени планировалось произвести ещё 571 гаубицу.

Боевое применение

Гаубицы Б-4 принимали участие в Финской войне. На 1 марта 1940 года на финском фронте имелось 142 гаубицы Б-4. Потеряно или вышло из строя 4 гаубицы Б-4. Советские солдаты окрестили её «карельским скульптором» (при стрельбе по финским ДОТам снаряды Б-4 превращали эти сооружения в причудливую мешанину кусков бетона и железной арматуры).

К началу Великой Отечественной войны гаубицы Б-4 были только в гаубичных артиллерийских полках большой мощности РВГК.

Вечером 25 июня 1941 года 11-я танковая дивизия вермахта ворвалась в Дубно, где захватила 23 203-мм гаубицы Б-4 артиллерийского полка РГК.

С 22 июня по 1 декабря 1941 года было потеряно 75 гаубиц Б-4, в то же время от промышленности поступило 105 гаубиц. После начала Великой Отечественной войны гаубичные артиллерийские полки большой мощности РВГК были отведены в глубокий тыл. В боевые действия они вступили 19 ноября 1942 года, когда стратегическая инициатива начала постепенно переходить в руки Красной Армии. В Красной Армии гаубицы Б-4 до конца войны состояли только в артиллерии РВГК.

Несколько гаубиц Б-4 было захвачено немцами. Часть из них поступила на вооружение германской армии под названием 20,3-см Н.503(r). К марту 1944 года на Восточном фронте у немцев имелось 8 гаубиц 20,3-см Н.(r), выстрелы к которым комплектовались из советских 203-мм бетонобойных снарядов Г-620 и немецких зарядов.

Снаряды Б-4 представляли собой значительную угрозу не только для укреплений противника, но и для его бронетехники, включая тяжёлую. В ходе Курской битвы один из действовавших в районе станции Поныри «Фердинандов» был уничтожен огнём Б-4. Прямое попадание 100-килограммового фугасного снаряда в верхний броневой лист рубки привело к полному разрушению тяжелобронированной машины.

Стрельба прямой наводкой из гаубиц Б-4 никакими правилами стрельбы не предусмотрена. Но именно за такую стрельбу командиру батареи 203-мм гаубиц гвардии капитану И. Ведмеденко присвоили звание Героя Советского Союза.

Бригады, полки, дивизионы, вооружённые Б-4

Полки

  1. 108-й гаубичный артиллерийский полк большой мощности
  2. 110-й гаубичный артиллерийский полк большой мощности им. К. Е. Ворошилова
  3. 137-й гаубичный артиллерийский полк большой мощности
  4. 318-й гаубичный артиллерийский полк большой мощности
  5. 330-й гаубичный артиллерийский полк большой мощности (46 штук Б-4 на 22.06.1941)
  6. 400-й гаубичный артиллерийский полк большой мощности
  7. 402-й гаубичный артиллерийский полк большой мощности
  8. 403-й гаубичный артиллерийский полк большой мощности
  9. 406-й гаубичный артиллерийский полк большой мощности
  10. 409-й гаубичный артиллерийский полк большой мощности
  11. 420-й гаубичный артиллерийский полк большой мощности
  12. 515-й гаубичный артиллерийский полк большой мощности
  13. 519-й гаубичный артиллерийский полк большой мощности
  14. 529-й гаубичный артиллерийский полк большой мощности
  15. 229-й корпусной тяжелый артиллерийский полк (один дивизион) (с 1936 по 1939 - 56-й корпусной тяжелый артполк большой мощности)

Бригады

  1. 101-я гаубичная артиллерийская Владимир-Волынская ордена Богдана Хмельницкого II степени бригада большой мощности РГК.
  2. 102-я гаубичная артиллерийская ордена Кутузова II степени бригада большой мощности РГК. Сформирована 23 апреля 1943 г. на базе 1020-го и 1191-го гаубичных артиллерийских полков. Командир - с июня 1944 г. полковник Павликов Виктор Григорьевич. Награждена 22 октября 1944 г. орденом Кутузова 2-й степени за прорыв обороны противника под Ригой. Объявлены благодарности Верховного Главнокомандующего 27 июня 1944 г. за взятие Орши и 8 октября 1944 г. за прорыв обороны противника под Шауляем.
  3. 103-я гаубичная артиллерийская ордена Суворова II степени бригада большой мощности РГК.
  4. 104-я гаубичная артиллерийская Пражская Краснознамённая ордена Суворова II степени бригада большой мощности РГК. Сформирована в апреле 1943 г. Командир - с сентября 1944 г. полковник Соломиенко Павел Мамонтович. Присвоено в 1944 г. почётное наименование Пражская за взятие предместья Варшавы Праги. Награждена в марте 1945 г. орденом Красного Знамени за прорыв обороны противника на плацдарме на реке Висла. Награждена в 1945 г. орденом Суворова 2-й степени за уничтожение противника юго-восточнее Берлина.
  5. 105-я гаубичная артиллерийская Сивашская Краснознамённая ордена Кутузова II степени бригада большой мощности РГК. Сформирована в апреле 1943 г. на базе 1021-го и 1154-го гаубичных артиллерийских полков. Командир - с ноября 1943 г. полковник Лупаков Николай Фёдорович (ранен в бою 12 февраля 1945 г., умер от ран 25 февраля 1945 г.). Присвоено в 1944 г. почётное наименование Сивашская и награждена орденом Красного Знамени за освобождение Крыма. Участвовала во взятии Запорожья и Секешфехервара. Награждена 5 апреля 1945 г. орденом Кутузова 2-й степени за взятие Будапешта.
  6. 108-я гаубичная артиллерийская Тарнопольская Краснознамённая орденов Кутузова II степени и Богдана Хмельницкого бригада большой мощности РГК.
  7. 109-я гаубичная артиллерийская Будапештская бригада большой мощности РГК.
  8. 112-я гаубичная артиллерийская Эльбингская Краснознамённая ордена Кутузова II степени бригада большой мощности РГК. Сформирована в 1944 г. Командиры - с марта 1945 г. полковник Кулешов Георгий Петрович, подполковник Семенов. Курская область. В бригаде было 13 гаубиц, сформирована в июне 1943 г. на базе 318-го и 1022-го гаубичного артиллерийского полков. Присвоено почётное наименование Эльбингская за взятие Эльбинга. Участвовала во взятии Данцига.
  9. 120-я гаубичная артиллерийская Грудзяндская Краснознамённая орденов Суворова II степени и Кутузова II степени бригада большой мощности РГК.
  10. 121-я гаубичная артиллерийская Новгородская Краснознамённая орденов Суворова II степени, Кутузова II степени и Александра Невского бригада большой мощности РГК. Сформирована в 1943 г. на базе 430-го и 1197-го гаубичных артиллерийских полков. Командир - с января 1944 г. полковник Соловьев Василий Петрович. Присвоено в 1944 г. почётное наименование Новгородская за взятие Новгорода. Участвовала во взятии Грудзёндза и Данцига.
  11. 124-я гаубичная артиллерийская Пражская ордена Богдана Хмельницкого бригада большой мощности РГК. Сформирована в 1943 г. на базе 350-го и 1150-го гаубичных артиллерийских полков. Командиры - с сентября 1943 г. полковник Ляске Георгий Константинович и (с сентября 1944 г.) полковник Гутин Григорий Львович.[1]. Присвоено в 1944 г. почётное наименование Пражская за взятие предместья Варшавы Праги. Участвовала во взятии Новороссийска, Кюстрина и в штурме рейхстага.
  12. 163-я гаубичная артиллерийская ордена Кутузова II степени бригада большой мощности РГК. Сформирована в 1944 г. Командир - с января 1945 г. полковник Ракович Станислав Владиславович. Награждена в 1945 г. орденом Кутузова 2-й степени за взятие города и крепости Глогау. Участвовала во взятии города Хмельник.

Отдельные дивизионы

  1. 34 отдельный арт. дивизион ОМ РГВК (бои за Берлин)

Характеристики и свойства боеприпасов

  • Заряжание: раздельное картузное, предусматривалось использовать полный и 11 переменных зарядов. При этом масса полного заряда составляла 15,0—15,5 кг пороха, а одного переменного — 3,24 кг.
  • Номенклатура боеприпасов:
    • Фугасный снаряд Ф-625Д
    • Фугасный снаряд Ф-625 (с привинтной головкой)
    • Бетонобойный снаряд Г-620
    • Бетонобойный снаряд Г-620Т
    • Снаряд с ядерным зарядом. Вес 150 кг. Дальность стрельбы 18 км. До сих пор на вооружении.
  • Дульная скорость снаряда, м/с:
    • Фугасного Ф-625(Д): от 288 до 607
    • Бетонобойного: 607
  • Масса фугасного снаряда Ф-625(Т), кг: 100
  • Масса бетонобойного снаряда Г-625(Т), кг: 100—146

Тактико-технические характеристики 203-мм гаубицы Б-4 большой мощности

Ствол

  • Калибр, мм: 203,2
  • Длина ствола, мм/клб: 5087/25
  • Длина канала, мм: 4894
  • Длина нарезной части, мм: 3981
  • Длина хода нарезов, клб: 20
  • Число нарезов: 64
  • Глубина нареза, мм: 2,0
  • Ширина нареза, мм: 6,0
  • Ширина поля, мм: 3,97
  • Масса ствола с затвором, кг: 5200

Лафет

  • Угол ВН, град: 0—60°
  • Угол ГН, град: ±4°
  • Длина отката переменная, мм: 850—1400
  • Высота линии огня, мм: 1920
  • Ширина хода (на середине траков), мм: 1910
  • Длина системы в боевом положении, мм: 9365
  • Ширина системы в боевом положении, мм: 2490
  • Ширина трака, мм: 460

Массовая сводка

  • Откатные части со стволом: 5440 кг
  • Качающаяся часть: 7900 кг
  • Лафет: 12 500 кг
  • Система в боевом положении: 17 700 кг
  • Масса лафетной повозки с передком: 13 800 кг

Орудийная повозка Бр-10

  • Масса пустой повозки, кг: около 5400
  • Масса повозки Бр-10 со стволом, кг: около 10 600
Орудийная повозка с колёсами тракторного типа
  • Масса повозки со стволом, кг: 9590
Орудийная повозка Б-29 (на гусеничном ходу)
  • Масса повозки без ствола, кг: около 7700
  • Масса повозки со стволом, кг: около 12 900
СУ-14 с 203-мм гаубицей Б-4
Эксплуатационные данные
  • Расчёт, чел.: 15
  • Скорострельность, выстр/мин: 0,5
  • Скорость передвижения по дорогам, км/ч: 5—15
  • Время перехода из походного положения в боевое в зависимости от грунта и времени года: от 45 минут до 2 часов.
  • Тягач — АТ-Т, в послевоенное время.

Бывшие операторы

  •  СССР — перешли к России
  •  Россия — 40 единиц Б-4М на хранении, по состоянию на 2016 год[2]

Где можно увидеть

В Музее военной техники УГМК в г. Верхняя Пышма Свердловской области две единицы обр. 1932 г.: производства завода №221 "Баррикады" и завода №232 "Большевик"[3][4].

В Чите в парке Дома офицеров на выставке «Аллея Славы». В Краснодаре, в парке 40-летия победы.

Также имеется одна единица в Центральном музее артиллерии и ракетных войск в г. Санкт-Петербург.

На Украине имеется одна единица на территории бывшего Сумского высшего военного артиллерийского училища в очень хорошем состоянии.

В городе Коломна МО в Мемориальном парке.

См. также

После введения правительством СССР буквенных индексов для машиностроительных производств изделия, разработанные на этих предприятиях, получили эти индексы в наименованиях. Заводу «Большевик» (г. Ленинград) был присвоен индекс «Б», а изделия, разработанные на этом заводе, названы Б-4, Б-10 и т. д.[5]

Примечания

  1. ↑ В составе бригады было четыре дивизиона.Каждый дивизион трёхбатарейного состава.Всего в бригаде было 24 пушки калибра 203 мм.Боевой путь: Тбилиси (формирование) — Новороссийск — Днепропетровск — Ковель (1БФ) — Кюстрин — Варшава — Берлин.
  2. ↑ МThe Military Balance 2016, p 190
  3. ↑ Оружие Победы (неопр.). Газета "Коммерсантъ" (29 апреля 2015).
  4. Рузаев С.В. Артиллерийские системы из коллекции музея военной техники УГМК. — Екатеринбург: Уральский рабочий, 2017. — 80 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-85383-687-7.
  5. А. В. Исаев. Антисуворов. — М.: Яуза—Эксмо, 2006, стр. 144.

Литература

  • Шунков В. Н. Оружие Красной Армии. — Мн.: Харвест, 1999. — ISBN 985-433-469-4.

wikiredia.ru

Б-4 (гаубица) Википедия

203-мм гаубица-пушка образца 1931 года (Б-4)
Страна СССР
История производства
Годы производства 1937—1941
Всего выпущено 889
Характеристики
Масса, кг

17 700 в боевом положении

19 000 в походном положении
Длина ствола, мм 5087/25
Калибр, мм 203,4
Угол возвышения от 0° до 60°
Угол поворота
Скорострельность,
выстрелов/мин
1 выстрел в 2 минуты
Прицельная дальность, м 17,89
 Медиафайлы на Викискладе
Б-4, советская артиллерия, 30 лет Советской Армии, марка почты СССР

Б-4 (индекс ГАУ — 52-Г-625) — советская гаубица большой (особой) мощности калибра 203,2 мм (8 дюймов). Полное официальное название орудия — 203-мм гаубица образца 1931 года. Во время Советско-финской войны это орудие использовалось для разрушения ДОТов и ДЗОТов линии Маннергейма. Оно активно и успешно использовалось во Второй Мировой Войне, благодаря мощности, превосходной баллистике 1—12 переменных зарядов и углу возвышения 60° обеспечивался выбор оптимальной траектории для поражения разнообразных целей. 203-мм гаубица обр. 1931 г. оправдала все возлагавшиеся на неё надежды. Она успешно использовалась как при прорыве укрепленных полос, так и при штурме крепостей и в уличных боях в больших городах, а после окончания Великой Отечественной войны долго состояла на вооружении Советской Армии как в буксируемом варианте, так и на самоходном лафете.

Содержание

  • 1 История создания
  • 2 Производство
  • 3 Организационно-штатная структура
  • 4 Боевое применение
  • 5 Бригады, полки, дивизионы, вооружённые Б-4
    • 5.1 Полки
    • 5.2 Бригады
    • 5.3 Отдельные дивизионы
  • 6 Характеристики и свойства боеприпасов
  • 7 Тактико-технические характеристики 203-мм гаубицы Б-4 большой мощности
    • 7.1 Ствол
    • 7.2 Лафет
    • 7.3 Массовая сводка
    • 7.4 Орудийная повозка Бр-10
      • 7.4.1 Орудийная повозка с колёсами тракторного типа

ru-wiki.ru

203-мм гаубица Б-4

Характеристики

Год выпуска1931 год
Всего произведено1008
Масса17700 кг
Расчет? человек
Стрелковые характеристики
Калибр203,2 мм
Начальная скорость снаряда610 м/с
Максимальная дальность стрельбы16000 м
Скорострельность? выстр./мин.

Описание

11 декабря 1926 года на заседании Артиллерийского комитета вынесено решение: «Поручить КБ Арткома в 46 месячный срок разработать проект 203-мм гаубицы большой досягаемости…» Письмом № 51225/12Я5 от 22 марта 1927 г. АК предписал КБ «Арткома» составить общие проекты 122-мм корпусной пушки, 203-мм гаубицы АРГК и 152-мм пушки АРГК. Руководителем работ по проектированию 203-мм гаубицы был А. А. Лендер, а после его смерти А. Г. Гаврилов.

Проект гаубицы был закончен 16 января 1928 г. Проект был составлен в двух вариантах. В одном с дульным тормозом, во втором без него. Тела орудий и баллистика в обоих вариантах были одинаковы. Предпочтение было отдано стволу без дульного тормоза.

Рабочие чертежи качающейся части гаубицы были разработаны КБ «Арткома», а рабочие чертежи станка лафета на гусеничном ходу КБ завода «Большевик».

Первый опытный образец 203-мм гаубицы Б-4 был изготовлен на заводе «Большевик» в начале 1931 года.

В июле-августе 1931 года на НИАПе проведены стрельбы с целью подбора зарядов к Б-4.

Серийное производство гаубиц Б-4 было начато на заводе «Большевик» в 1932 году.

Уже в 1932 году провели модернизацию гаубицы Б-4, позволившую улучшить ее баллистику. На тот же лафет был наложен более длинный и прочный ствол. Гаубицы со старым стволом получили наименование «Б-4 малой мощности» (ММ), а гаубицы с новым стволом «Б-4 большой мощности» (БМ). Кроме большей длины ствола гаубицу БМ можно было отличить от гаубицы ММ по устройству казенника. Иных внешних отличий гаубицы БМ и ММ не имели.

В 1933 году производство гаубиц Б-4 было начато на заводе «Баррикады». В 1933 году этот завод предъявил к сдаче лишь одну гаубицу, но и ее не смогли сдать до конца года. Первые две гаубицы Б-4 завод «Баррикады» сдал в 1-ом полугодии 1934 года.

Приспособление на каждом заводе («Большевик» и «Баррикады») конструкции гаубицы к своим производственным возможностям привело к выпуску двух практически различных конструкций. Для устранения этого влияния в 1937 году была проведена работа по выпуску единых чертежей.

Но, судя по всему, полной унификации гаубиц производства заводов «Большевик» и «Баррикады» добиться не удалось. Мало того, в 1938 году к производству Б-4 присоединился третий завод Новокраматорский.

Первоначально стволы гаубиц ММ и БМ изготавливались только скрепленными. Первые опытные лейнеры к Б-4ММ были изготовлены на заводе «Большевик» в апреле 1934 года. Первый лейнированный ствол Б-4БМ был изготовлен не ранее конца 1934 года. Далее шло параллельно изготовление скрепленных и лейнированных стволов Б-4БМ.

В 1934 году завод «Большевик» получил заказ на опытный ствол Б-4 для стрельбы нарезными снарядами. Изготовление опытного ствола затянулось, и стрельбы из него начались лишь в конце 1936 года.

В декабре 1936 года на НИАПе из опытного ствола Б-4 велись стрельбы нарезными снарядами.

Положительных результатов при стрельбе нарезными снарядами добиться не удалось. А 25 марта 1938 г. АУ предложило НИАПу «отправить на завод „Большевик“ не позднее 10 апреля 1938 г. опытный ствол Б-4 № 128 с крутизной нарезки 12 клб для исправления нарезов».

Боевая служба гаубицы Б-4

К 6 марта 1933 года в войсках имелось 7 гаубиц Б-4. К 1 января 1937 г. была изготовлена 31 гаубица Б-4ММ и 88 гаубиц Б-4БМ.

Гаубицы Б-4 принимали участие в Финской войне 1939-1940 годов. На 1 марта 1940 г. на финском фронте имелось 142 гаубицы Б-4. Потеряно или вышло из строя 4 гаубицы Б-4.

К 22 июня 1941 года в РККА имелось 849 гаубицы Б-4.

В 1938-1939 годах была предпринята попытка ввести 203-мм гаубицы в корпусные артиллерийские полки («полки второго типа»), по 6 гаубиц в дивизион. Однако к началу войны Б-4 были выведены из корпусной артиллерии, причем взамен 6 гаубиц каждый дивизион получил 12-15 гаубиц-пушек МЛ-20.

К началу войну гаубицы Б-4 были только в гаубичных артиллерийских полках большой мощности РВГК.

С 22 июня по 1 декабря 1941 года было потеряно 75 гаубиц Б-4, а от промышленности отпущено в войну 105 гаубиц.

В ходе войны несколько гаубиц Б-4 было захвачено немцами. Часть из них поступила на вооружение германской армии поз названием 20,3-см Н.503(r). К марту 1944 года на Восточном фронте немцев имелось 8 гаубиц 20,3-см Н.(r), выстрелы к которым комплектовались из советских 203-мм бетонобойных снарядов Г-620 и немецких зарядов.

В советской армии гаубицы Б-4 до конца войны состояли только в артиллерии РВГК. К 1 мая 1945 года Б-4 имелись в 30 бригадах и четырех отдельных полках.

bdsa.ru

203-мм гаубица образца 1931 года (Б-4) Википедия

203-мм гаубица-пушка образца 1931 года (Б-4)
Страна СССР
История производства
Годы производства 1937—1941
Всего выпущено 889
Характеристики
Масса, кг

17 700 в боевом положении

19 000 в походном положении
Длина ствола, мм 5087/25
Калибр, мм 203,4
Угол возвышения от 0° до 60°
Угол поворота
Скорострельность,
выстрелов/мин
1 выстрел в 2 минуты
Прицельная дальность, м 17,89
 Медиафайлы на Викискладе
Б-4, советская артиллерия, 30 лет Советской Армии, марка почты СССР

Б-4 (индекс ГАУ — 52-Г-625) — советская гаубица большой (особой) мощности калибра 203,2 мм (8 дюймов). Полное официальное название орудия — 203-мм гаубица образца 1931 года. Во время Советско-финской войны это орудие использовалось для разрушения ДОТов и ДЗОТов линии Маннергейма. Оно активно и успешно использовалось во Второй Мировой Войне, благодаря мощности, превосходной баллистике 1—12 переменных зарядов и углу возвышения 60° обеспечивался выбор оптимальной траектории для поражения разнообразных целей. 203-мм гаубица обр. 1931 г. оправдала все возлагавшиеся на неё надежды. Она успешно использовалась как при прорыве укрепленных полос, так и при штурме крепостей и в уличных боях в больших городах, а после окончания Великой Отечественной войны долго состояла на вооружении Советской Армии как в буксируемом варианте, так и на самоходном лафете.

Содержание

  • 1 История создания
  • 2 Производство
  • 3 Организационно-штатная структура
  • 4 Боевое применение
  • 5 Бригады, полки, дивизионы, вооружённые Б-4
    • 5.1 Полки
    • 5.2 Бригады
    • 5.3 Отдельные дивизионы
  • 6 Характеристики и свойства боеприпасов
  • 7 Тактико-технические характеристики 203-мм гаубицы Б-4 большой мощности
    • 7.1 Ствол
    • 7.2 Лафет
    • 7.3 Массовая сводка
    • 7.4 Орудийная повозка Бр-10
      • 7.4.1 Орудийная повозка с колёсами тракторного типа

ru-wiki.ru

203-мм гаубица Б-4М - это... Что такое 203-мм гаубица Б-4М?

203-мм гаубица Б-4М
Калибр, мм 203,2
Расчёт, чел. 15
Скорострельность, выстр/мин 1
Скорость возки по шоссе, км/ч до 35 (с оттянутым стволом)
Высота линии огня, мм 1920
Ствол
Длина ствола, мм/клб 5087 / 25
Длина канала ствола, мм/клб 4894 / 24,1
Масса
Масса в походном положении, кг 19700
Габариты в походном положении
Углы обстрела
Угол ВН, град от 0 до +60
Угол ГН, град ±4

203-мм гаубица Б-4М (Индекс ГАУ — 52-Г-625М) — Советская гаубица большой мощности калибра 203 мм (8 дюймов), представляющая собой гаубицу Б-4 на колёсном лафете. Главный конструктор — Г. И. Сергеев.

История создания

Колёсная Б-4М на фоне Б-4 на гусеничном лафете. Технический музей Тольятти

Разработка проекта колёсного лафета для 203-мм гаубицы Б-4 была выполнена в ОКБ-221 на заводе «Баррикады» в инициативном порядке. С 1947 по 1954 год заводом «Баррикады» выполнялся ремонт всего парка гаубиц, находящихся на вооружении Советской Армии. К этому времени трактор, применявшийся в качестве тягача, был заменён на артиллерийский тяжёлый тягач (АТ-Т), развивавший скорость до 35 км/ч. Гусеничная ходовая часть Б-4 не выдерживала такой скорости и разрушалась.

Технический проект нового лафета был закончен в апреле 1954 года, а в декабре 1954 года два опытных лафета с установленными на них 203-мм гаубицей Б-4 и 152-мм пушкой Бр-2 были направлены на испытания.

Новый колёсный лафет был принят на вооружение в 1955 году. 203-мм гаубица на новом лафете получила индекс Б-4М.

На вооружении

  •  СССР — перешли к России

Примечания

  1. The Military Balance 2007. — P. 196.

Литература

  • Е. И. Трембач, К. П. Есин, А. Ф. Рябец, Б. Н. Беликов «Титан» на Волге. От артиллерии к космическим стартам / Под общей ред. В. А. Шурыгина. — Волгоград: Станица-2, 2000. — 176 с. — 1000 экз. — ISBN 5-93567-014-3, ББК 63.3(2)6

Ссылки

Артиллерия резерва
Верховного
Главнокомандования Зенитная артиллерия Морская артиллерия Корабельная
артиллерия Береговая
артиллерия

dic.academic.ru

203-мм гаубица Б-4

Характеристики

Год выпуска1931 год
Всего произведено1008
Масса17700 кг
Расчет? человек
Стрелковые характеристики
Калибр203,2 мм
Начальная скорость снаряда610 м/с
Максимальная дальность стрельбы16000 м
Скорострельность? выстр./мин.

Описание

11 декабря 1926 года на заседании Артиллерийского комитета вынесено решение: «Поручить КБ Арткома в 46 месячный срок разработать проект 203-мм гаубицы большой досягаемости…» Письмом № 51225/12Я5 от 22 марта 1927 г. АК предписал КБ «Арткома» составить общие проекты 122-мм корпусной пушки, 203-мм гаубицы АРГК и 152-мм пушки АРГК. Руководителем работ по проектированию 203-мм гаубицы был А. А. Лендер, а после его смерти А. Г. Гаврилов.

Проект гаубицы был закончен 16 января 1928 г. Проект был составлен в двух вариантах. В одном с дульным тормозом, во втором без него. Тела орудий и баллистика в обоих вариантах были одинаковы. Предпочтение было отдано стволу без дульного тормоза.

Рабочие чертежи качающейся части гаубицы были разработаны КБ «Арткома», а рабочие чертежи станка лафета на гусеничном ходу КБ завода «Большевик».

Первый опытный образец 203-мм гаубицы Б-4 был изготовлен на заводе «Большевик» в начале 1931 года.

В июле-августе 1931 года на НИАПе проведены стрельбы с целью подбора зарядов к Б-4.

Серийное производство гаубиц Б-4 было начато на заводе «Большевик» в 1932 году.

Уже в 1932 году провели модернизацию гаубицы Б-4, позволившую улучшить ее баллистику. На тот же лафет был наложен более длинный и прочный ствол. Гаубицы со старым стволом получили наименование «Б-4 малой мощности» (ММ), а гаубицы с новым стволом «Б-4 большой мощности» (БМ). Кроме большей длины ствола гаубицу БМ можно было отличить от гаубицы ММ по устройству казенника. Иных внешних отличий гаубицы БМ и ММ не имели.

В 1933 году производство гаубиц Б-4 было начато на заводе «Баррикады». В 1933 году этот завод предъявил к сдаче лишь одну гаубицу, но и ее не смогли сдать до конца года. Первые две гаубицы Б-4 завод «Баррикады» сдал в 1-ом полугодии 1934 года.

Приспособление на каждом заводе («Большевик» и «Баррикады») конструкции гаубицы к своим производственным возможностям привело к выпуску двух практически различных конструкций. Для устранения этого влияния в 1937 году была проведена работа по выпуску единых чертежей.

Но, судя по всему, полной унификации гаубиц производства заводов «Большевик» и «Баррикады» добиться не удалось. Мало того, в 1938 году к производству Б-4 присоединился третий завод Новокраматорский.

Первоначально стволы гаубиц ММ и БМ изготавливались только скрепленными. Первые опытные лейнеры к Б-4ММ были изготовлены на заводе «Большевик» в апреле 1934 года. Первый лейнированный ствол Б-4БМ был изготовлен не ранее конца 1934 года. Далее шло параллельно изготовление скрепленных и лейнированных стволов Б-4БМ.

В 1934 году завод «Большевик» получил заказ на опытный ствол Б-4 для стрельбы нарезными снарядами. Изготовление опытного ствола затянулось, и стрельбы из него начались лишь в конце 1936 года.

В декабре 1936 года на НИАПе из опытного ствола Б-4 велись стрельбы нарезными снарядами.

Положительных результатов при стрельбе нарезными снарядами добиться не удалось. А 25 марта 1938 г. АУ предложило НИАПу «отправить на завод „Большевик“ не позднее 10 апреля 1938 г. опытный ствол Б-4 № 128 с крутизной нарезки 12 клб для исправления нарезов».

Боевая служба гаубицы Б-4

К 6 марта 1933 года в войсках имелось 7 гаубиц Б-4. К 1 января 1937 г. была изготовлена 31 гаубица Б-4ММ и 88 гаубиц Б-4БМ.

Гаубицы Б-4 принимали участие в Финской войне 1939-1940 годов. На 1 марта 1940 г. на финском фронте имелось 142 гаубицы Б-4. Потеряно или вышло из строя 4 гаубицы Б-4.

К 22 июня 1941 года в РККА имелось 849 гаубицы Б-4.

В 1938-1939 годах была предпринята попытка ввести 203-мм гаубицы в корпусные артиллерийские полки («полки второго типа»), по 6 гаубиц в дивизион. Однако к началу войны Б-4 были выведены из корпусной артиллерии, причем взамен 6 гаубиц каждый дивизион получил 12-15 гаубиц-пушек МЛ-20.

К началу войну гаубицы Б-4 были только в гаубичных артиллерийских полках большой мощности РВГК.

С 22 июня по 1 декабря 1941 года было потеряно 75 гаубиц Б-4, а от промышленности отпущено в войну 105 гаубиц.

В ходе войны несколько гаубиц Б-4 было захвачено немцами. Часть из них поступила на вооружение германской армии поз названием 20,3-см Н.503(r). К марту 1944 года на Восточном фронте немцев имелось 8 гаубиц 20,3-см Н.(r), выстрелы к которым комплектовались из советских 203-мм бетонобойных снарядов Г-620 и немецких зарядов.

В советской армии гаубицы Б-4 до конца войны состояли только в артиллерии РВГК. К 1 мая 1945 года Б-4 имелись в 30 бригадах и четырех отдельных полках.

bdsa.ru

203-мм гаубица Б-4М — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

203.4-мм гаубица Б-4М
Калибр, мм 203,4
Расчёт, чел. 15
Скорострельность, выстр/мин 1
Скорость возки по шоссе, км/ч до 35 (с оттянутым стволом)
Высота линии огня, мм 1920
Ствол
Длина ствола, мм/клб 5087 / 25
Длина канала ствола, мм/клб 4894 / 24,1
Масса
Масса в походном положении, кг 19700
Габариты в походном положении
Углы обстрела
Угол ВН, град от 0 до +60
Угол ГН, град ±4

203.4-мм гаубица Б-4М (Индекс ГАУ — 52-Г-625М) — Советская гаубица большой мощности калибра 203.4 мм (8 дюймов), представляющая собой гаубицу Б-4 на колёсном лафете. Главный конструктор — Г. И. Сергеев.

История создания

Разработка проекта колёсного лафета для 203.4-мм гаубицы Б-4 была выполнена в ОКБ-221 на заводе «Баррикады» в инициативном порядке. С 1947 по 1954 год заводом «Баррикады» выполнялся ремонт всего парка гаубиц, находящихся на вооружении Советской Армии. К этому времени трактор, применявшийся в качестве тягача, был заменён на артиллерийский тяжёлый тягач (АТ-Т), развивавший скорость до 35 км/ч. Гусеничная ходовая часть Б-4 не выдерживала такой скорости и разрушалась.

Технический проект нового лафета был закончен в апреле 1954 года, а в декабре 1954 года два опытных лафета с установленными на них 203.4-мм гаубицей Б-4 и 152-мм пушкой Бр-2 были направлены на испытания.

Новый колёсный лафет был принят на вооружение в 1955 году. 203.4-мм гаубица на новом лафете получила индекс Б-4М.

На вооружении

  • СССР СССР — перешли к России
    • Россия Россия — 40 единиц Б-4М на хранении, по состоянию на 2016 год[1]

Напишите отзыв о статье "203-мм гаубица Б-4М"

Примечания

  1. МThe Military Balance 2016, p 190

Литература

  • Е. И. Трембач, К. П. Есин, А. Ф. Рябец, Б. Н. Беликов. «Титан» на Волге. От артиллерии к космическим стартам / Под общей ред. В. А. Шурыгина. — Волгоград: Станица-2, 2000. — 176 с. — 1000 экз. — ISBN 5-93567-014-3, ББК 63.3(2)6.

Ссылки

  • [mega.km.ru/weaponry/encyclop.asp?TopicNumber=1588 Проектирование новых лафетных и ствольных повозок к Б-4]

Отрывок, характеризующий 203-мм гаубица Б-4М

Вернувшись в Москву из армии, Николай Ростов был принят домашними как лучший сын, герой и ненаглядный Николушка; родными – как милый, приятный и почтительный молодой человек; знакомыми – как красивый гусарский поручик, ловкий танцор и один из лучших женихов Москвы.
Знакомство у Ростовых была вся Москва; денег в нынешний год у старого графа было достаточно, потому что были перезаложены все имения, и потому Николушка, заведя своего собственного рысака и самые модные рейтузы, особенные, каких ни у кого еще в Москве не было, и сапоги, самые модные, с самыми острыми носками и маленькими серебряными шпорами, проводил время очень весело. Ростов, вернувшись домой, испытал приятное чувство после некоторого промежутка времени примеривания себя к старым условиям жизни. Ему казалось, что он очень возмужал и вырос. Отчаяние за невыдержанный из закона Божьего экзамен, занимание денег у Гаврилы на извозчика, тайные поцелуи с Соней, он про всё это вспоминал, как про ребячество, от которого он неизмеримо был далек теперь. Теперь он – гусарский поручик в серебряном ментике, с солдатским Георгием, готовит своего рысака на бег, вместе с известными охотниками, пожилыми, почтенными. У него знакомая дама на бульваре, к которой он ездит вечером. Он дирижировал мазурку на бале у Архаровых, разговаривал о войне с фельдмаршалом Каменским, бывал в английском клубе, и был на ты с одним сорокалетним полковником, с которым познакомил его Денисов.
Страсть его к государю несколько ослабела в Москве, так как он за это время не видал его. Но он часто рассказывал о государе, о своей любви к нему, давая чувствовать, что он еще не всё рассказывает, что что то еще есть в его чувстве к государю, что не может быть всем понятно; и от всей души разделял общее в то время в Москве чувство обожания к императору Александру Павловичу, которому в Москве в то время было дано наименование ангела во плоти.
В это короткое пребывание Ростова в Москве, до отъезда в армию, он не сблизился, а напротив разошелся с Соней. Она была очень хороша, мила, и, очевидно, страстно влюблена в него; но он был в той поре молодости, когда кажется так много дела, что некогда этим заниматься, и молодой человек боится связываться – дорожит своей свободой, которая ему нужна на многое другое. Когда он думал о Соне в это новое пребывание в Москве, он говорил себе: Э! еще много, много таких будет и есть там, где то, мне еще неизвестных. Еще успею, когда захочу, заняться и любовью, а теперь некогда. Кроме того, ему казалось что то унизительное для своего мужества в женском обществе. Он ездил на балы и в женское общество, притворяясь, что делал это против воли. Бега, английский клуб, кутеж с Денисовым, поездка туда – это было другое дело: это было прилично молодцу гусару.

wiki-org.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *