Содержание

Нагайка казачья боевая — закон и криминалисты

Нам достаточно часто задаются вопросы о принадлежности наших нагаек к холодному оружию когда хотят купить «боевую нагайку». Однако, до сих пор вопрос о принадлежности к холодному оружию так называемой «казачьей боевой нагайки» и подобных им по способу изготовления гибко-суставчатых предметов остается раскрытым в криминалистической литературе ничтожно мало. Давайте разберемся является ли нагайка холодным оружием или нет?

Как указывает с своей работе преподаватель Московской академии МВД России Дьяконов П. А., в 1976 г. Тихоновым Е.Н. были описаны «боевые бичи» и «боевые плети», как ударно-раздробляющее ХО: «Боевые плети имеют длину до 100 см, изготавливаются из плетеных ремней или проволоки и нередко на конце имеют один или несколько ударных грузиков. Рукоятка плети обычно небольшая, по величине кисти руки, иногда имеет резиновую или кожаную петлю… Боевые бичи изготавливаются только самодельным способом из гибкого подвеса длиною более 100 см с рукояткой или петлей для кисти руки. Подвес обычно делается из проволоки, цепочки, резины и других материалов, иногда в него вплетаются грузики или шипы от колючей проволоки». В указанном описании есть некоторая неопределенность. Тихонов Е.Н. указывает на такой конструктивный признак оружия, как ударный груз — в плетях они «нередко» имеются, у бичей «иногда» вплетаются. Наверное, автор допускал случаи, когда «боевые плети» и «боевые бичи» могли и не иметь специального ударного груза. Отсюда возникает вопрос — по какому признаку разделять «боевые бичи и плети» (холодное оружие) и обычные казачьи нагайки, к оружию не относящиеся? На этот вопрос у Тихонова Е.Н. ответа нет.

Однако, далее, развивая свою точку зрения, он указывает, что «Боевые плети (бичи), как правило, не имеют рукоятки и в свернутом виде удобны для скрытого ношения и неожиданного применения, в них вплетаются или крепятся иным способом ударные грузы, которыми наносятся серьезные телесные повреждения». То есть, автор уточняет, что груз все таки должен быть (но, не указывает ни их веса ни количества) и делается упор на скрытность ношения и внезапность применения боевых бичей, что не является признаком ХО вообще.

Уже через два года (в 1978 г.) Филиппов В.В. критикуя позицию Тихонова Е.Н., указал: «Отвергнуты должны быть такие рекомендации по отнесению к холодному оружию различных предметов, которые не соответствуют официально принятым или исторически сложившимся типам оружия, а также подбор специальных названий для них (боевые плети, боевые бичи и т.п.). Такие предметы являются орудиями, изготовленными с той или иной целью, но не имеют аналогов в оружейной классификации, и поэтому не могут пополнять число разновидностей оружия. В противном случае разграничение холодного оружия и иных орудий стало бы невозможным». На что Тихонов Е.Н. в 1987 г. ему ответил: «…упоминания о боевых бичах как о древнем ударном холодном оружии имеются в научной литературе прошлого века… Криминалистическое учение о холодном оружии потому и является криминалистическим, что концентрирует в себе данные не только о классически выработанных видах (разновидностях) холодного оружия в военном деле, охотоведении и т.п., но и в преступной среде. Кстати, в этом плане такие предметы тоже можно считать своего рода исторически выработанными».

Однако говоря об упоминаниях о боевых бичах в литературе прошлого века, Тихонов Е.Н. ссылается на известную и очень подробную книгу П. фон Винклера «Оружие». В этой книге Винклер боевым бичом называет «палицу с подвижной главой, соединяющейся с древком посредством привязи или цепи». Свое описание он дополняет рисунком предмета, найденного около Тивериады.

Глядя на описание и рисунок, боевым бичом Винклер называет большой кистень или боевой цеп с обломанным древком, но никак не бич в том значении, о котором говорит Тихонов Е.Н.. По описанию и рисункам последнего, «боевые» бичи и плети — это обыкновенные плети разной длины с вплетенными в них грузиками. Также и Плескачевский В.М считает позицию Тихонова Е.Н. мало обоснованной. Указывая на описание боевой плети, сделанное Тихоновым Е.Н., он замечает: «Очевидно («нередко на конце имеют») автор допускает и отсутствие ударного груза, но тогда будет ли это оружием ударно-раздробляющего действия? И что должен понимать эксперт-криминалист под термином «ударный грузик», какова его масса? Или другой пример: «БОЕВОЙ БИЧ — древнерусское холодное оружие, напоминающее обычные хозяйственные бичи, но имеет короткую рукоятку или заменяющею ее петлю, а ближе к концу подвеса несколько ударных грузов… Общая длина их около метра и более». Невозможно признать общепонятной конструкцию «обычного хозяйственного бича», без чего и конструкция «боевого бича» не определяема».

Далее Дьяконов П. А. указывает, что в 1997 г. другой эксперт, Подшибякин А.С., тоже отнес боевые бичи и плети к ударно-раздробляющему холодному оружию, включив в эту группу также и казацкие нагайки: «

боевые бичи (плети, НАГАЙКИ) — разновидность ударно-раздробляющего оружия, включающая гибкую боевую (ударную) часть и жесткую рукоять. Жесткая рукоять позволяет четко направлять движение гибкой части, делать удар прицельным… Нагайка — укороченная плеть. На конце может быть несколько гибких частей (хвостов). В свою очередь они могут завершаться грузом, клинком, крюком и т.п. и приобретать режущие и другие свойства». Мы видим, что Подшибякин А.С., как и Тихонов Е.Н., не приводит каких-либо конструктивных особенностей, дающих возможность отличить боевую нагайку от обычной, служащей для управления конем. Дьяконов П. А. указывает на очень противоречивую позицию авторов «Словаря специальных терминов криминалистической экспертизы холодного оружия». С одной стороны, они признают, что «плеть (бич, кнут, НАГАЙКА, КАМЧА) — элемент боевой экипировки конного всадника, сохранявшийся вплоть до средневековья», а с другой — называют плети с грузом на конце ремня ударно-раздробляющим холодным оружием.

Дьяконов П. А. полностью согласен с позицией Филиппова В.В. и Плескачевского В.М. и полагает, что отнесение к холодному оружию ударно-раздробляющего действия бичей, плетей, НАГАЕК, кто бы их не называл «боевыми», необоснованно расширяет круг объектов, относящихся к ХО.

При этом Дьяконов П. А. исходит из того, что ни плети, ни нагайки, ни бичи никогда не состояли на вооружении именно как оружие, а использовались либо для управления лошадью, либо как инструмент для наказания провинившихся, либо в ритуальных целях, чему имеется достаточно много свидетельств. 

Так, барон Сигизмунд Герберштейн, посетивший в начале ХVI в. Москву, описывает «русскую» кавалерию: «… к шпорам прибегают весьма немногие, а большинство пользуется плеткой, которая висит на мизинце правой руки, так что они могут всегда схватить ее, когда нужно, и пустить в ход, а если дело опять дойдет до оружия, то они оставляют плетку, и она висит по-прежнему. Обыкновенное оружие их составляют: лук, стрелы, топор и палка, наподобие булавы, которая по-русски называется кистень. Саблю употребляют более знатные и более богатые». То есть, нагайка использовалась на Руси только как инструмент для управления лошадью. В европейских странах плеть практически не использовалась, так как там существовало несколько иное конское снаряжение, защитное вооружение и системы выездки лошадей, для которых требовались шпоры, а не плети.

Далее в работе Дьяконова П. А. отмечается, что в эпосах разных народов упоминаются принадлежности конского снаряжения, с некоторыми отличиями, но практически одинаковые — седло с подушкой и стременами, потники, подпруги, подхвостник, нагрудник, узда и уздечка, поводья, а из других предметов конского снаряжения — плеть, аркан, путы, торока, переметные сумы и пр., но плеть служит не только для управления конем. Плетью расправляются с младшими по возрасту родственниками, секут ослушников. В алтайском эпосе Эрзамыр сечет плетью брата-ослушника (Баскаков, 278-279) и даже грозит тем же старику-хану; Когутэй объясняется с шестью свояками, зажав «десятигранную» плеть в руке, и бьет их, «куда плеть попадала» (Когутэй, 155-156). В очень серьезной и обстоятельной работе Э. Аствацатурян приводит описание О.В. Маргграфа об устройстве и изготовлении черкесских нагаек, где сказано: «к более тонкому концу нагайки прикрепляют удлиненный ремешок — нашлепку, который предохраняет плеть от ломки во время удара по лошади.

Таким образом, классическая нагайка не имела ударного груза. Также нет упоминания о грузе и в известном Приказе №125, определяющем материалы, размеры и способ изготовления нагайки (плети) для «всех казачьих войскъ, кроме Кавказскихъ».

Плети использовались для наказания провинившихся, о чем упоминал в своей работе Дьяконов П. А.. При Петре I, в регулярной армии вплоть до отмены в ней телесных наказаний, плети, кнуты, розги, батоги, входили в «инструментарий» полковых профосов (военных полицейских и палачей), но в этот подробный список не включена нагайка, как одна из разновидностей. Также нагайки использовались  для разгона бунтовщиков конной жандармерией, которую большевитская пропаганда намеренно «путала» с казаками.

Что касается эффективности использования «боевых» нагаек и плетей, то Дьяконов П. А. считает, что она невелика. Он не сумел отыскать исследования такого рода объектов в судебно-медицинской практике и предполагает, что повреждения, причиненные такими орудиями, сводятся к гематомам и разрывам кожного покрова, чего для оружия явно недостаточно. Таким образом, по мнению Дьяконова П.А., отнесение так называемых «боевых» нагаек (плетей, бичей), а по существу обычных плеток и кнутов, к ударно-раздробляющему оружию не обосновано и приводит к искусственному расширению круга холодного оружия, что может иметь негативные последствия в экспертной практике. Эти объекты, хотя иногда и используются в преступных целях, не являются оружием, а относятся к средствам дозированного ударного воздействия со специфической сферой применения — в пастушестве и коневодстве, а также как принадлежность строевого казака. Следовательно, при криминалистической оценке группы гибко-суставчатых объектов, относимых к холодному оружию ударно-раздробляющего действия, необходимо исключать устройства, никогда на вооружении не состоявших, не применявшихся в охотничьих целях и являющихся изделиями хозяйственно-бытового назначения.

Отсюда можно сделать вывод, что нагайки, в современном их виде без металлических грузов, могут использоваться казаками общественных организаций как атрибут принадлежности к казачьему народу, а при привлечении Государством таких организаций к охране общественного порядка или охране Государственной границы, в чрезвычайных ситуациях, как средство дозированного ударного воздействия.

Вместе с тем, по мнению Дьяконова П.А., заслуживает внимания предложение Плескачевского В.М. о включении в криминалистическую классификацию холодного оружия ударно-раздробляющего действия охотничьей камчи «ВОЛКОБОЯ», оснащенной на «боевом» конце металлическим грузом и являющейся, по сути, кистенем.

Он обосновывает свое предложение тем, что у некоторых народов существует традиционная форма конной охоты на лис и волков, когда загнанное и обессилевшее животное добивалось ударом плети. Такой способ охоты существовал у монголов, тюркских народов и казаков. Этот способ охоты упоминается и описывается как в эпической, так и в художественной литературе. «Охота эта калмыцкая и казачья, поэтому для нее нужны волк, степь и лошадь,— писал известный русский писатель Владимир Гиляровский. — Да еще особая нагайка, волчатник. От обыкновенной казацкой нагайки она отличается тем, что она длиннее наполовину и втрое толще, хотя сплетена также из тонких сыромятных ремней, а иногда в нее вплетали кусок свинца. Только это совершенно лишнее — и без свинца удар такой нагайки страшен, а с коня, на скаку, она разбивает волчий череп, а то и хребет можно перешибить…».

Хорунжий  А.Н. Тильченко

Список литературы.

  • Аствацатурян Э. Оружие народов Кавказа. — М., 1995.
  • Вейс Г. История цивилизации. Т. 1 — 3. — М., 2000.
  • Военный энциклопедический словарь. — М. 1983.
  • Герберштейн С. Записки о московских делах. — СПб., 1908.
  • Дьяконов П. Экспертиза холодного оружия \\ Социалистическая законность. — 1982, № 9.
  • Дьяконов П.А., Пономарев В.В. Словарь основных терминов и определений экспертизы холодного оружия. — М., 1992.
  • Дьяконов П.А., Черные дыры в Российском Законодательстве. — «Оптим.ру», 2002, №3
  • Иллюстрированная история оружия от древности до наших дней. — Минск, 2000.
  • Кирпичников А. Н. Древнерусское оружие. Вып. 2. Археология СССР. Свод археологических источников. — М. — Л., 1961.
  • Липец Р. С. Образы Батыра и его коня в тюрко-монгольском эпосе. — М., 1984.
  • Плескачевский В. М. Определение круга объектов криминалистической экспертизы холодного оружия \\ Новые разработки, технические приемы и средства судебной экспертизы. — М., 1988.
  • Плескачевский В. М. Экспертиза холодного оружия и некоторые процессуальные вопросы, связанные с ней \\ Вопросы судебной экспертизы. — Сб. научных трудов № 3. — Баку, 1966.
  • Подшибякин А.С. Холодное оружие: Уголовно-правовое и криминалистическое исследование. — Саратов, 1980.
  • Подшибякин А. С. Холодное оружие: криминалистическое учение. — М., 1997.
  • Советская военная энциклопедия. — М., 1977. — Т.4.
  • Советская военная энциклопедия. — М., 1978. — Т.5.
  • Советская военная энциклопедия. — М., 1978. — Т.6.
  • Тихонов Е. Н. Уголовно-правовая и криминалистическая оценка холодного оружия. — Томск, 1976.
  • Тихонов Е. Н. Криминалистическая экспертиза холодного оружия. — Барнаул, 1983.
  • Тихонов Е.Н. Криминалистическая экспертиза холодного оружия. — Барнаул, 1987.
  • Тихонов Е. Н., Любарский М. Г., Спицкая Л. В., Хазиев Ш. Н., Якушевская И. И. Словарь специальных терминов криминалистической экспертизы холодного оружия. — М.,1993.
  • Устинов А. И., Филиппов В. В. Криминалистическое исследование некоторых видов холодного оружия народов Востока. — М., 1984.
  • Холодное оружие и бытовые ножи / Под общ. ред. А.И. Устинова. — М., 1978.
  • Энциклопедический словарь. — М., 1955.
  • Яблоков Н. П. К вопросу об экспертизе холодного оружия \\ Теория и практика криминалистической экспертизы. — Вып. 2. — М., 1956.
  • Якушевская И. И. Об исследовании некоторых необычных образцов холодного оружия \\ Экспертная техника. — Вып. 114. — М., 1990.

nagajka.com

Всесильная плеть

«Кнут, сие оружие палачества, быть может неизвестен нашим читателям. Он представляет собой вид бича с рукоятью длиной фута в два (60-61 см). К этой рукояти прикреплен узкий кожаный ремень шириною в два дюйма (5 см) и длиной в четыре фута (120-122 см). В конец этого ремня вплетено железное или медное кольцо, к которому прикреплен еще один кожаный ремень длиной в два фута и шириной у основания в полтора дюйма, постепенно утончающийся к концу. Этот ремень сперва вымачивают в молоке, затем высушивают на солнце с тем, чтобы после такой выделки его конец сделался острым, как лезвие ножа». 

Так впервые, со слов писателя Александра Дюма, цивилизованные европейцы познакомились с варварским оружием пыток, издревле применявшимся на Руси. Однако автор «Трех мушкетеров» не имел представления о том, что этот предмет еще и разновидность оружия, которому без малого 5 000 лет.

Плеть (кнут, бич, камча, нагайка, арапник, батог) — это орудие труда пастухов, своего рода вспомогательный предмет быта и при определенных обстоятельствах — оружие. Уже в IX-VIII вв. до н.э. у ассирийцев плеть фигурирует как важное средство, обеспечивающее точность стрельбы конных лучников. В качестве специфического атрибута экипировки конного воина плеть сохранялась вплоть до конца средневековья. Более того, плеть как оригинальное оружие конных и пеших поединков, состязаний, охоты у казахов, калмыков, тувинцев, киргизов дожила практически до наших дней. 

Плеть была распространена по всей Азии, вместе с колонистами она перекочевала даже в Америку, где использовалась и используется ковбоями. Думаю, что на Окинаве создатели каратэ тоже пользовались данным предметом, хотя свидетельств об этом нет. Зато есть свидетельства из соседнего Китая (Кореи), где после прихода маньчжуров, заставивших китайцев носить прически подобные конским хвостам, в качестве плети использовали длинные косички, в которые вплетали металлическую проволоку (или гирьку) для усиления удара. Подобные новшества имели место и у тюркских племен, которые в окончание ремня специально вплетали металлический шар (по-хакасски «том») либо кость («толарсых»). 

В древнем эпосе казахов, калмыков, бурятов, тувинцев и других кочевых народов есть много упоминаний об использовании плети на охоте: «Как раненый зверь застонал… бичом перебитый напополам» или в бою: «Вот каждый в руки плеть берет… помчались нарды с удальством и песней в боевой поход». Среди кочевников издревле практиковались конные поединки с применением кнутов, подробно описанные Ч. Валихановым, изучавшим материалы казахской этнографии. Близкие примеры можно найти в традиционных народных развлечениях любого кочевого общества.

Например, у киргизов был известен «бой обнаженных» — жыланач чабыш, — целью которого являлось выбивание противника из седла ударом нагайки по любой части тела. На самых крупных торжествах это состязание носило массовый характер; действия каждой из сторон были согласованы и основывались на взаимной выручке, как это бывает во время настоящего боя. Этот вид состязаний сохранился у киргизов до начала XX века, что объясняется его тесной связью с военным делом, с необходимостью воспитать у киргизского воина умение вести бой не только с помощью традиционного оружия, но и подручными средствами. Кстати, родоначальникам ушу китайцам довелось, что называется на своей шкуре испытать силу киргизских нагаек, когда во II в. до н.э. Желтый император отправил полчища своих воинов на завоевание Тянь-Шаня (Небесных гор). 

О силе удара плетью можно судить по эпосу и пересказам, с учетом того, что пользоваться этим предметом кочевнику приходилось всю жизнь (как луком): 

«Лишь только хотел он мечом взмахнуть 

бич трижды обвил богатырскую грудь. 

В змеиных объятиях крепко сдавил, 

дыханья свободного сразу лишил. 

(Албынжы, хакасский эпос)» 

Система ударов для плети

Для боя была разработана целая система специальных ударов плетью, не потерявшая своей актуальности и сейчас. Так, киргизы для большей вероятности победы в конном поединке удары наносили в особо чувствительные места, чтобы парализовать действия противника: в руку выше локтя, в запястье, рукояткой плети в шею, сухожилие и в коленную чашечку. В бою, по материалам хакасского и тувинского фольклора, использовался специальный удар плетью по голове противника: «Тут его Меге Тоолай так ударил плетью, что голова с плеч слетела». Подобное искусство постоянно совершенствовалось в повседневной практике охоты и состязаний. Плеть в умелых руках превращалась в страшное оружие. Даже сейчас опытный пастух одним точным ударом плети может перебить хребет волку. 

Интересно что в древности греческие рабовладельцы привлекали скифов в качестве полицейских для поддержания порядка на собраниях. В таких случаях «служители Фемиды» достаточно быстро усмиряли страсти во время дебатов, пользуясь кнутом примерно так, как сейчас дубинкой омоновцы.

Что касается тактики использования плетей, то выглядела она примерно так: во время конного боя, при встречной атаке, когда всадники преодолевали расстояние, простреливаемое из луков (150-12 метров), завязывался рукопашный бой, где шли в ход копья, мечи, топоры, кинжалы и плети. Однако мечи скифов были короткими (их современный аналог — кавказский кинжал), достать ими противника в седле трудно, длинные же копья не позволяли манипулировать в ближнем бою. Поэтому именно плеть оказывалась универсальным оружием, гибким, быстрым и эффективным. При резких ударах она не только выбивала глаза, но и разрывала одежду, распарывая ее словно бритва, воздействовала не только на всадника, но и на коня. Кстати, именно плеть сыграла важную роль в формировании восточного доспеха, потому как закрыться щитом от удара кнутом невозможно — длинный и гибкий ремень плети огибал край щита и впивался в руку или в лицо. 

Удобство использования плети объясняется еще и тем, что она была в прямом смысле слова всегда под рукой: у рукояти крепился ремешок, который надевали на запястье, в результате чего плеть постоянно висела возле кисти, нисколько не мешая пользоваться луком, копьем или мечом. Во время боя можно было перебросить меч в левую руку и схватив плеть, достать врага. 

Наматываясь на древко копья или топора, плеть могла вырвать оружие из рук, а с учетом отсутствия тогда стремян ею удавалось свалить на землю и всадника. Умелые воины могли отбивать плетью летящие в них стрелы и дротики. Наконец, воины древности умели плетью запускать во врага камни и свинцовые ядра, применяя ее как пращу. 

Использование плети в уличной драке представляется нам не только уместным, но и эффективным. Кроме того плеть, как оружие, не подходит под юридическую оценку с точки зрения уголовного кодекса. Хотя, конечно, объяснить ее наличие при себе в условиях города достаточно сложно — овечьи и коровьи стада на улицах не выпасают (впрочем, кое-где на окраинах, особенно в поселках, скот держат). В отечественном кинематографе однажды была попытка показать плеть как оружие самозащиты и средство «воспитания», я имею в виду фильм «Цыган», где актер Михай Волонтир (он же Будулай Романов) лихо расправляется с браконьерами. Правда, сам этот персонаж представляется надуманным, зато эффективность цыганского кнута продемонстрирована наглядно… 

Теперь перейдем к практике использования кнута в условиях городской (сельской) потасовки. 

Для самозащиты лучше всего подойдет кнут, плетеный в 3-4 ремешка, длиной не более чем полтора метра, так как длинной плетью очень трудно работать, это во-первых. Во-вторых, она движется чуть медленнее, чем короткая, и третье, самое важное: если противник слишком близко, она теряет силу удара (правило рычага Архимеда). В-четвертых, намотавшись на руку противника, она может сделать вас уязвимым. В этом случае, если у вас нет опыта уличных драк или же вы зациклились исключительно на работе с плеткой, трудно перестроиться дабы продолжить бой кулаками. 

Следует запомнить, что плеть — не нунтяку и тем более не трех или четырехсекционный цеп шаолиньских монахов. Восьмерки и переходы из руки в руку, как это делали Брюс Ли и Дэн Иносанто, здесь не проходят. Плеть обладает маленьким весом и слишком эластична для того, чтобы вращаясь держать противников на расстоянии. Техника действий плетью разработана более трех тысяч лет назад, здесь нечего изобретать.

  1. Во-первых, это резкие хлесткие удары большой амплитуды по глазам, горлу, плечам, рукам, ногам противника. 
  2. Во-вторых, накручивание плети вокруг ног с последующим рывком, подобно тому как это делали латиноамериканские индейцы, пользуясь болассами (грузы на веревке). 
  3. Третий способ использования плети заключается в умелом владении рукоятью (кнутовищем): воздействие на болевые точки и удары, захваты, выкручивание конечностей. Для усиления боевых свойств оба конца рукояти можно укрепить металлическими наконечниками и даже вделать в рукоять металлическое острие — на крайний случай. 

Для работы с плетью рекомендуется принимать левостороннюю стойку с тем, чтобы можно было левой рукой делать блокирующие движения и чтобы плеть находилась сзади, то есть не была видна противнику. 

Удары можно наносить как сверху-вниз вертикально, так и сверху-вниз диагонально. Также можно наносить горизонтальные удары справо-налево или наоборот. Некоторые зарубежные специалисты рекомендуют перед нанесением самого удара совершать над головой несколько вращательных движений (если плеть длинная) с тем, чтобы придать ей скорость и силу. Кроме того, при таком ударе, когда ремень плети движется по кругу над головой (горизонтально), он совершает возвратное движение, что в случае промаха позволяет вернуть ремень назад для нового удара.

Техника ударных действий плетью

Плеть соединяет в себе качества дубинки (короткой палки) и веревки (шнура), что позволяет совершать ею как ударные действия, так и захватывающие, связывающие, сковывающие. На рисунках представлена техника работы с плетью против одного противника, основанная на принципах дзю-дзюцу и айки-дзюцу. Основа представленных приемов одинакова: останавливающий либо упреждающий удар плетью в лицо (или по атакующей конечности, вооруженной «розочкой» или ножом) с последующим захватом (замком) и броском противника на землю. После броска техника работы плетью выглядит проще — забить противника до потери сознания, если он вооружен, либо всыпать по первое число для профилактики, если безоружен. 

Что касается драки со «многими неизвестными», то здесь не нужно зацикливаться на одном субъекте, иначе можно так увязнуть, что не заметишь как сзади подойдут остальные. Поэтому самое лучшее — это бить, бить и бить. Можно также применить тактику, восходящую к эпохе Древнего Рима и впервые примененную одним из Горациев в схватке с братьями Куриациями: когда противников несколько, попытайтесь «сделать ноги». В погоне за вами враги растянутся и вы сможете вступать в схватку с каждым в отдельности по мере их приближения. 

И последнее. Используйте плеть лишь тогда, когда вы защищаетесь в одиночку. В том случае, когда вам в спину упирается друг и вы оба окружены врагами, размахивая плетью вы рискуете покалечить товарища прежде, чем сделаете это с нападающими.

Читайте также:
Ситуационная этика Антропология и боевое искусство

moniteur.ru

Всесильная плеть — Боевые искусства

Главная страница / Боевые искусства славян / Всесильная плеть / 

«Кнут, сие оружие палачества, быть может неизвестен нашим читателям. Он представляет собой вид бича с рукоятью длиной фута в два (60-61 см). К этой рукояти прикреплен узкий кожаный ремень шириною в два дюйма (5 см) и длиной в четыре фута (120-122 см). В конец этого ремня вплетено железное или медное кольцо, к которому прикреплен еще один кожаный ремень длиной в два фута и шириной у основания в полтора дюйма, постепенно утончающийся к концу. Этот ремень сперва вымачивают в молоке, затем высушивают на солнце с тем, чтобы после такой выделки его конец сделался острым, как лезвие ножа».

Так впервые, со слов писателя Александра Дюма, цивилизованные европейцы познакомились с варварским оружием пыток, издревле применявшимся на Руси. Однако автор «Трех мушкетеров» не имел представления о том, что этот предмет еще и разновидность оружия, которому без малого 5 000 лет.

Плеть (кнут, бич, камча, нагайка, арапник, батог) — это орудие труда пастухов, своего рода вспомогательный предмет быта и при определенных обстоятельствах — оружие. Уже в IX-VIII вв. до н.э. у ассирийцев плеть фигурирует как важное средство, обеспечивающее точность стрельбы конных лучников. В качестве специфического атрибута экипировки конного воина плеть сохранялась вплоть до конца средневековья. Более того, плеть как оригинальное оружие конных и пеших поединков, состязаний, охоты у казахов, калмыков, тувинцев, киргизов дожила практически до наших дней.

Плеть была распространена по всей Азии, вместе с колонистами она перекочевала даже в Америку, где использовалась и используется ковбоями. Думаю, что на Окинаве создатели каратэ тоже пользовались данным предметом, хотя свидетельств об этом нет. Зато есть свидетельства из соседнего Китая (Кореи), где после прихода маньчжуров, заставивших китайцев носить прически подобные конским хвостам, в качестве плети использовали длинные косички, в которые вплетали металлическую проволоку (или гирьку) для усиления удара. Подобные новшества имели место и у тюркских племен, которые в окончание ремня специально вплетали металлический шар (по-хакасски «том») либо кость («толарсых»).

В древнем эпосе казахов, калмыков, бурятов, тувинцев и других кочевых народов есть много упоминаний об использовании плети на охоте: «Как раненый зверь застонал… бичом перебитый напополам» или в бою: «Вот каждый в руки плеть берет… помчались нарды с удальством и песней в боевой поход». Среди кочевников издревле практиковались конные поединки с применением кнутов, подробно описанные Ч. Валихановым, изучавшим материалы казахской этнографии. Близкие примеры можно найти в традиционных народных развлечениях любого кочевого общества. Например, у киргизов был известен «бой обнаженных» — жыланач чабыш, — целью которого являлось выбивание противника из седла ударом нагайки по любой части тела. На самых крупных торжествах это состязание носило массовый характер; действия каждой из сторон были согласованы и основывались на взаимной выручке, как это бывает во время настоящего боя. Этот вид состязаний сохранился у киргизов до начала XX века, что объясняется его тесной связью с военным делом, с необходимостью воспитать у киргизского воина умение вести бой не только с помощью традиционного оружия, но и подручными средствами. Кстати, родоначальникам ушу китайцам довелось, что называется на своей шкуре испытать силу киргизских нагаек, когда во II в. до н.э. Желтый император отправил полчища своих воинов на завоевание Тянь-Шаня (Небесных гор).

О силе удара плетью можно судить по эпосу и пересказам, с учетом того, что пользоваться этим предметом кочевнику приходилось всю жизнь (как луком):

«Лишь только хотел он мечом взмахнуть

бич трижды обвил богатырскую грудь.

В змеиных объятиях крепко сдавил,

дыханья свободного сразу лишил.

(Албынжы, хакасский эпос)»

Для боя была разработана целая система специальных ударов плетью, не потерявшая своей актуальности и сейчас. Так, киргизы для большей вероятности победы в конном поединке удары наносили в особо чувствительные места, чтобы парализовать действия противника: в руку выше локтя, в запястье, рукояткой плети в шею, сухожилие и в коленную чашечку. В бою, по материалам хакасского и тувинского фольклора, использовался специальный удар плетью по голове противника: «Тут его Меге Тоолай так ударил плетью, что голова с плеч слетела». Подобное искусство постоянно совершенствовалось в повседневной практике охоты и состязаний. Плеть в умелых руках превращалась в страшное оружие. Даже сейчас опытный пастух одним точным ударом плети может перебить хребет волку.

Интересно что в древности греческие рабовладельцы привлекали скифов в качестве полицейских для поддержания порядка на собраниях. В таких случаях «служители Фемиды» достаточно быстро усмиряли страсти во время дебатов, пользуясь кнутом примерно так, как сейчас дубинкой омоновцы.

 1  2  3 

 : 674         

boevieiskusstva.narod.ru

Боевая плеть | Сказка

уровень24
добыча из охотник за головами
экипировкаосновная рука
силафизическая
бонус редкого артефакта мощь
бонус эпического артефакта небывалая мощь
особое свойство
основной материал кожа
тип оружия плеть (урон: рвущий, ударный)
Боевая плеть — дорогостоящее оружие, изготавливаемое из переплетённых между собой полос кожи или другого материала, прочно прикреплённых к рукояти и, нередко, снабженных на концах небольшими набалдашниками.

В руках умелого воина удар такой плетью приравнивается к удару тяжёлым металлическим прутом.

Вес это оружие имеет различный и подбирается индивидуально для каждого владельца. Чем длиннее мягкая часть плети, тем большего навыка требует обращение с ней. Воины, как правило, пользуются только одной плетью, но существуют легенды о мастерах способных держать по плети в обеих руках.

«Большая энциклопедия Хана и Туана», том пятнадцатый

Произведения об артефакте

В настоящее время нет произведений об артефакте.

the-tale.org

📌 ПЛЕТЬ БОЕВАЯ — это… 🎓 Что такое ПЛЕТЬ БОЕВАЯ?

  • Кистень — Кистень. Современная фантазия на базе средневекового прототипа. У слова «Кистень» есть и другие значения: см. Кистень (значения). Кистень  гибко суставчатое хо …   Википедия

  • Вооружения Советского Союза (Red Alert) — Вооружения Советского Союза юниты и строения доступные игроку в серии игр Red Alert, за фракцию Советский Союз. Войска СССР состоят из профессиональных военных, закаленных в боях вояк и зеленых новичков. Содержание 1 Вооружения Советского Союза 1 …   Википедия

  • БИТЬ — БИТЬ, бивать что, наносить удары, ударять, колотить; заносить руку, палку или иное тупое орудие, и опускать с размаху: поражать, разить; толкать, толочь; раздроблять, В ·знач. самоуправщины, едвали не из каждого слова можно образовать гл.,… …   Толковый словарь Даля

  • Нагайка — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете …   Википедия

  • РУССКИЙ УКАЗАТЕЛЬ СТАТЕЙ — Абант Άβας Danaus Абанты Άβαντες Абарис Άβαρις Абдера Abdera Абдулонома Абдул Abdulonymus Абелла Abella Абеллинум Abellinum Абеона Abeona Абидос или Абид… …   Реальный словарь классических древностей

  • StarCraft — Обложка оригинального компакт диска Разработчик Blizzard Entertainment Из …   Википедия

  • Кнут — У этого термина существуют и другие значения, см. Кнут (значения) …   Википедия

  • Детектор (StarCraft) — StarCraft Обложка оригинального компакт диска Разработчик Blizzard Entertainment Издатели Blizzard Entertainment, Sierra Entertainment, Soft Club Локализатор …   Википедия

  • Невидимость (StarCraft) — StarCraft Обложка оригинального компакт диска Разработчик Blizzard Entertainment Издатели Blizzard Entertainment, Sierra Entertainment, Soft Club Локализатор …   Википедия

  • Список знаменитых и легендарных мечей — Щербец (коронационный меч польских королей) В список включены знаменитые исторические, легендарные или же вымышленные мечи, которые имеют имя собственное или получили прозвище благодаря своим уникальным характеристикам (как, например, «Меч в… …   Википедия

  • enc_weapon.academic.ru

    Боевая Плеть

    Хлыст из 9 звеньев!!

    Хлыст из 9 звеньев … Хлыст из девяти звеньев легко спрятать. И хотя его уникальные свойства сделали его…

    4 yıl önce

    Уличный Кнут Юрий Есаул

    Тренировка в гидропарке Группа "Братство Кнута" вКонтакте vk.com/whip_fighter — здесь Вы найдёте много полезной…

    4 yıl önce

    trfilms.net

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *