Крылатые Гусары

  Крылатые гусары — элитная кавалерия Речи Посполитой (королевства Польского и княжества Литовского), действовавшая на полях сражений с начала XVI века до середины XVIII века.Гусары специализировалась на «проламывании» боевых порядков вражеской конницы или пехоты концентрированным копейным кавалерийским ударом.Наиболее многочисленной и боеспособной частью польско-литовского войска была кавалерия, в которой гусары составляла бо́льшую часть.Остальные рода войск играли в те времена в польско-литовских войсках вспомогательную роль, взаимодействие пехоты и артиллерии с кавалерией было налажено плохо. Поэтому кавалерия и самая её боеспособная часть крылатые гусары являлись основной военной силой Речи Посполитой. Длительное время всадники не имели себе равных в Европе, и их атаки не раз приносили победу Королевству Польскому и Великому княжеству Литовскому.
Первыми польскими гусарами были сербы. В 1500 году несколько знатных сербов со своими небольшими отрядами поступили на службу польского короля. Вскоре в эти подразделения начали набирать венгров, поляков и литовцев. В декабре 1501 года были сформированы первые регулярные роты гусарии.
Этот род войск требовал особой военной подготовки и боевого духа. В гусарию подбирались опытные, сильные, рослые и смелые воины. Служба в хоругвях гусарии была очень престижной — офицеры других родов войск считали почётным перевестись туда.
                                                                         
                                                                              Крылья
Для украшения и устрашения противника гусары  носили за плечами «крылья» из орлиных перьев на легкой деревянной раме. Одно или два «крыла» крепились к седлу или к доспеху гусара.Первое свидетельство о появлении крыльев у польских гусар относится к 1533 году, когда три всадника появились с крыльями за спиной на свадьбе короля Жигмунта II в Кракове.В 1576 году Стефан Баторий провёл реформу государства и упразднил ношение щитов, куда часто крепились крылья. Крылья стали обязательным атрибутом гусар — требования иметь крылья содержалось в рекрутских письмах. К концу XVI века крылья перенесли на заднюю луку седла, сначала крепилось только одно крыло, левое, чтобы не мешать работе пикой. К середине XVII века стали преобладать парные крылья.
Существовало также мнения, что крылья во время атаки издавали звук, пугавший лошадей противника, защищали от сабельных ударов сзади, а также мешали набрасыванию аркана.Во время своего визита в Польшу в 1588 году папский легат Ипполито Альдобрандини утверждал, что крылья устрашают лошадей противника и защищают всадника от сабельных ударов. Версия о защите от набрасывания аркана возникла в 1949 году и была предложена Т. Тилингером
                                                                          Доспехи

Защитное снаряжение крылатого гусара составляли, главным образом, следующие элементы:

кольчуга с зерцалом или без, либо нагрудник, или кираса;

шлем-шишак с перьевым плюмажем — наиболее популярным был «гельмет» венгерского типа, с козырьком, наносником, ушами и назатыльником;

наручи и набедерники, кольчужные или отделанные железом кожаные перчатки.

                                                                       Вооружение
Главным оружием крылатых гусаров было специально изготовленное рыцарское копьё — пика длиной около 5,6 метра, полая от середины до наконечника, с отделанной медью шарообразной гардой и разноцветным «прапорцом», одинаковым для каждой хоругви. Пика гусаров была гораздо длиннее своих предшественников, но при этом легче. Важнее всего, пика была длиннее пик противника. Таким образом, гусар имел возможность повалить пикинёра, прежде чем тот проткнёт пикой гусара.

Снабжение гусарии пиками всегда представляло проблему, так как после первой же атаки большинство пик ломалось или оставалось на поле боя.

кончар (или концеж, подвешивался на седле под коленом) — им гусар действовал, когда терял или ломал своё основное оружие — копьё;

сабля «карабела» на боку — её следовало использовать после прорыва вражеского строя, когда нужно было рубить противника в тесной схватке;

кинжал, булава, надзяк;

пистолеты в ольстрах у седельной луки, иногда — укороченный мушкет и/или лук с колчаном.

                                                                      Тактика

Для атаки крылатые гусары выстраивалась в три и более шеренги.Первые шеренги составляли самые опытные и хорошо вооружённые воины,а задние рядя более слабые.В случае прорыва сильных рядов,всадники позади усиливали нарастающую атакуусары начинала атаку с расстояния приблизительно 100 шагов от противника. Сначала гусары ехали шагом, потом — рысью, затем — галопом, на расстоянии несколько шагов до противника первая шеренга переходила в карьер.Такой нарастающий темп атаки позволял сберечь силы коней и снизить потери от огнестрельного оружия врага, которое было эффективно только на близкой дистанции. Кроме этого, существовала версия, что во время атаки гусары от флангов сдвигались к центру.

После первого удара копьями, которые часто ломались или терялись, гусары переходили в ближний бой, пуская в ход висящие на правой руке на темляках длинные кончары или другое оружие, соответствующее густоте схватки, а также снаряжению и вооружению противника.

В сражении в открытом поле часто всё решала одна атака крылатых гусар. Если прорвать строй с первого раза не удавалось, то сопротивление врага ломалось последовательными волнами кавалерии. К примеру, в битве при Клушине гусары атаковала 7 раз. Команды подавались с помощью сигналов трубы или через конных ординарцев. В то время гетманы лично участвовали в сражениях, нередко в первых рядах.


После того, как гусары прорывала строй, всадники рубили и преследовали врага. Однако в момент перелома битвы устав требовал осторожности и осмотрительности, запрещая самочинные атаки. Особенно это касалось боёв с татарами и казаками, которые часто практиковали ложное отступление. Кто в ходе боя бросался на добычу, того устав предписывал убивать на месте.

В 1683 году польские гусары выступили на помощь осаждённой турками Вене и заслужили репутацию «храбрейших воинов, когда-либо встречавшихся под солнцем».Угроза завоевания Западной Европы мусульманской Османской империей была снята.

srednyvek.ru

Ангелы смерти — польские крылатые гусары — на защите родных территорий

«На правом фланге неожиданно появилась плотная масса конницы, которая стала стремительно спускаться с холма. Внешний вид приближающихся всадников сильно отличался от традиционной экипировки конников. К развевающимся над приближающимся отрядом боевым стягам и хоругвям, добавились огромные птичьи крылья, трепетавшие за спинами у кавалеристов. Вид мчащихся на полном скаку всадников наводил ужас. Казалось, что из преисподней вырвались ангелы смерти, несущие гибель всему живому. Паника охватила турецкие боевые порядки. Над всем правым флангом турецкой армии пронеслась волна страха, переросшая в истошный единый вопль. Атака польской кавалерии была беспощадной. Крылатые всадники врубились в боевые порядки турецких войск, сея вокруг страх, ужас и смерть».

Крылатые гусары

Так в хрониках боевых походов польского короля Яна III Собеского описывается атака польских гусар на порядки турецких войск в битве под Веной осень 1683 года.

Откуда растут крылья

После знаменитой битвы при Грюнвальде Польша на целых два столетия стала одним из самых крупных и мощных государств Центральной Европы. На службе у польских королей состояли наемники из германских княжеств, хорваты, венгры и валахи. Кавалерийские части в основном были представлены иррегулярной конницей, которая комплектовалась литовцами, сербскими воинами и украинскими реестровыми казаками. Основным подразделением польской кавалерии были тяжелые копейные роты, усиленные отрядами легковооруженной конницы из числа молдаван, валахов и запорожских казаков. Говорить о стройной организации кавалерийских частей в армейской иерархии того времени не приходилось. Только с началом XVI века польская армия стала комплектоваться отрядами регулярной конницы.

После образования на месте Польши и Литовского княжества Речи Посполитой — единого государства, встал вопрос об эффективной защите южных и восточных границ нового государства. Требовались мобильные кавалерийские отряды, способные быстро перемещаться на обширной территории. Постоянные отряды конников из числа местных жителей и наемников вошли в состав нового воинского формирования – Обороны Поточной. Кавалерийские части комплектовались по наборному принципу, каждый двадцать дворов должны были отрядить на службу в королевскую армию одного всадника. Принцип комплектования легкой конницы дал и название новому виду кавалерии. Число двадцать «hucz», в переводе с венгерского означает двадцать, а жалование называется «ar». Соответственно гусар — созвучие двух слов и стало общим названием новых кавалерийских подразделений.

Воин на коне

Гусары Речи Посполитой стали вместо ополчения частью регулярной конницы. Разнообразное вооружение, большая численность и мастерство воинов стали основными отличительными чертами этого рода войск. После этого практически все войны в XVI-XVII веке проходили с участием легкой кавалерии, которая в польской армии получила иное развитие. Со временем в составе королевского войска появились крылатые гусары – тяжеловооруженная конница, ставшая польским «ноу-хау» в истории развития кавалерии.

Крылатая кавалерия

Почему крылатая? Дело не только в том, что эти конные отряды обладали высокой мобильностью. Все дело в экипировке. Отряды регулярной польской кавалерии продолжали традиции западноевропейского военного искусства, где особое место отводилось тяжеловооруженной коннице. В более ранние годы, когда гусария, как еще называлась легкая польская конница, имела на оснащении латы и кольчуги. Обязательным элементом защитной экипировки были тяжелый металлический шлем и щит. Наступательное оружие всадника состояло из длинной пики, прямого меча и пистолетов. В годы правления Стефана Батория в польской армии была проведена военная реформа, коснувшаяся всех родов войск. С этого момента польские гусары окончательно были переведены в разряд тяжелой кавалерии.

Атака кавалерии

В то время как в других европейских армиях гусары продолжали выполнять функцию вспомогательных отрядов, Речь Посполитая имела отряды тяжеловооруженной кавалерии, напоминавшие кирасирские подразделения. Щиты был упразднен, а на его место пришли панцири и металлические нагрудники. Так как тяжелая конница в Польше набиралась в основном из знатных семей польской шляхты, в военных формированиях продолжали оставаться традиции средневековья. Помимо доспехов и вооружения каждый всадник старался выделиться своим костюмом и экипировкой. Сначала в обмундировании кавалеристов присутствовали звериные шкуры, одеваемые поверх доспехов. Чуть позже, после боевых столкновений с османами, польские гусары переняли у них традицию украшать себя птичьими крыльями. Атрибутика делалась из гусиных или индюшачьих перьев и первоначально крепилась на луке седла, спереди или сзади. Украшением имело небольшие размеры и являлось чисто символическим.

После того, как крылья стали делать большими и крепить за спиной у всадника, этот атрибут перестал быть просто украшением. Хроникеры, описывавшиеся историю военных походов и сражений XVI-XVII веков, делают больший акцент на психологическом факторе, который имел место при атаке летучих гусар. Во время движения всадников в плотном строю, перья под воздействием потока воздуха издавали специфические звуки. Было подмечено, что шеренга крылатых всадников издавала громкий шелест, приводящий в оцепенение лошадей войска противника. Показательным является описание атаки польской кавалерии в битве за австрийскую столицу в 1683 году. Именно в этом бою крылатые гусары еще до столкновения с противником своим внешним видом сумели подорвать его боевой дух.

 

Техническое оснащение крылатых всадников

Вместо прежних целей и задач, свойственных легкой коннице, польские гусары играли роль боевого тарана. Была возращена средневековая тактика боевого применения тяжелой кавалерии. Действуя в плотном строю, польские бронированные всадники ломали боевые порядки противника, нанося ему первый самый сильный и неотразимый удар. После такой атаки, редко какое подразделение могло быстро восстановить боевой порядок, а солдаты прийти в себя. В XVII веке благодаря своей тяжелой кавалерии армия Речи Посполитой была непобедимой в Европе. Силу польской тяжелой кавалерии ощутили на себя турки, шведы и русские войска.

Атака на турок

Гусарские хоругви составляли костяк польского войска. Максимальная численность гусарских хоругвей в составе армии польских королей была достигнута в 1621 году. До 8000 тяжеловооруженных всадников представляли собой несокрушимую военную силу. Даже появление на поле боя огнестрельного оружия не смогло потеснить позиции тяжелой кавалерии. Присутствие в оснащении гусаров крыльев хоть и считалось анахронизмом, однако еще почти 150 лет крылатые всадники продолжали входить в состав действующей польской армии. Только в 1775 году польский сейм своим указом упразднил гусарские формирования

Сила польских гусар была в их единстве. Бронированные всадники имели пики, длина которых доходила до 6 метров. С таким оружием удар конницы был страшен. Уже после того, как первые ряды обороняющихся были смяты, гусары переходили на работу пистолетами и палашами. Противостоять такому натиску было очень трудно, так как всадники имели достаточно хорошую оборонительную экипировку. Чаще всего гусары были одеты в кольчуги. Чуть позже польские гусары получили на оснащение стальные нагрудники — кирасы. Металлический шлем, украшенный козырьком и плюмажем из перьев, дополнял защитное обмундирование воина. Руки и ноги были защищены наручами и набедерниками. По техническому оснащению крылатые гусары больше напоминали средневековых конных рыцарей.

В заключение

Польские гусары стали крылатой кавалерией в прямом смысле слова. Используя красивый атрибут в качестве элемента экипировки, польская тяжелая конница была единственная в своем роде. Более нигде, ни в одной армии не было боевых подразделений кавалерии с подобной экипировкой. Следует отметить, что принцип комплектования и дороговизна обмундирования делали это вид кавалерии малочисленным. В сравнении с тем, что количество регулярной конницы в составе русской армии Ивана III доходило до 30-40 тыс. сабель, тяжелая кавалерия польского войска насчитывала не более 8-10 тыс. всадников.

Кирасиры и гусары

Развитие военного искусства, совершенствование тактики ведения боя привело к тому, что униформа воинских подразделений стала единообразной. Исчезла потребность в оригинальных элементах экипировки. Изменилась тактика боевого применения кавалерии. В армиях появились уланы и драгуны, выполняющие роль летучей легкой конницы. Гусары превратились в элитные подразделения, действуя в качестве дальней разведки и выполняя диверсионную работу.

Роль тяжеловооруженной кавалерии в армиях отводилась кирасирам. Появление на поле боя артиллерии и ружей, свело на нет устрашающий фактор. Тяжеловооруженный всадник с крыльями за спиной становился отличной мишенью для стрелков. Все это привело к тому, что крылатые гусары вскоре стали элементом военной истории, уступив место гусарским полкам традиционного строя и организации.

chert-poberi.ru

Крылатые гусары — Posmotre.li

(link)

Крылатые гусары vs запорожские казаки
« Then the winged hussars arrived!»
— Sabaton

Крылатые гусары — элитная кавалерия Речи Посполитой, действовавшая на полях сражений с конца XVI века до середины XVIII века. Узнаваемый символ Польши и лучшая кавалерия своего времени.

Пятиминутка истории[править]

Сами гусары появились в Польше виде лёгкой кавалерии, наподобие улан, вооружённых копьём и имевших венгерский щит, ещё в начале XVI века, но уже в конце XVI века король Стефан Баторий, выдающийся полководец, реформировал их в тяжёлую кавалерию для замены польских рыцарей, успевших сойти к тому времени на нет.

Гусарские хоругви (роты) организовывались по принципу средневековых рыцарских копий. Получив королевскую грамоту и золото, ротмистр нанимал шляхтичей-товарищей, которые приводили с собой вооруженных слуг-пахоликов.

Крылатые гусары не имели аналогов в Европе. Тяжеловооруженные рыцари стали редкостью, западноевропейская конница в массе своей увлеклась огнестрельным оружием и предпочитала не атаковать с холодным оружием, а палить из пистолетов и аркебуз. Отдельные подвижки в сторону лихой конной атаки были, например, у Густава II Адольфа, Паппенгейма и фон Верта, но в целом кавалерия вновь научилась атаковать только в XVIII в. Восточноевропейская же конница (Русь, ВКЛ, Турция, Крымское ханство, казаки) воевала по-татарски, с луком и стрелами. В итоге атака гусар с копьями наперевес разваливала любую конницу и почти любую пехоту, кроме суровых немецких пикинеров и им подобных.

Вооружение и снаряжение[править]

Гусар времён Смуты

Главным «снаряжением» был, конечно, конь. Хороший боевой конь стоил дорого, а гусарский — ещё дороже. Польские гусары воевали на породистых турецких лошадях, коих полагалось иметь минимум две.

Гусары носили кольчугу или панцирь, открытый шлем с козырьком и наручи. «Классический» гусарский доспех появился довольно поздно — к середине XVII в. С распространением сарматизма доспехи стали делать из множества чешуек.

Главным оружием гусара было пятиметровое копье — длиннее, чем традиционное рыцарское. Длина копья позволяла гусарам угнетать даже немецкую пехоту с пиками. Копьё было очень лёгким и довольно быстро ломалось. Оно имело длинный флажок-прапорец.

Помимо копья, гусар возил сразу два клинковых оружия — саблю и кончар, второй использовался как эрзац-копьё. Вооружение дополняла пара пистолетов, а иногда и карабин. В качестве статусного оружия мог иметься лук со стрелами.

Непременным атрибутом гусара были знаменитые крылья. Сначала они крепились к седлу, потом, с распространением панцирей — к их спине. Крыло могло быть и одно. Помимо того, что это было круто, крылья давали защиту от аркана и могли пугать лошадей противника. Великолепие дополняли роскошные шкуры диких зверей.

У нас[править]

В России подобные отряды тоже имелись, но возникли уже после Смутного времени, когда были созданы в качестве полков иноземного строя, а командовал ими наёмник пан Кшиштоф Рыльский. В 1632 из выходцев из ВКЛ была создана гусарская рота, но на Смоленскую войну она не успела. При Алексее Михайловиче пан Рыльский командовал уже целым полком. Русские крылатые гусары были снаряжены аналогично польским, но, скорее всего, не имели крыльев. Гусар, впрочем, было мало — в России подходящие лошади массово появились только при Екатерине.

Помимо прочего, крылья из перьев выдавали Стремянному полку для церемоний. «Подъехав к городу ближе, глядим — новый, невиданный дотоле отряд воинов! Цвет длинных красных одеяний был на всех одинаков; сидели они верхом на белых конях, а к плечам у них были прилажены крылья, поднимавшиеся над головой и красиво расписанные; в руках — длинные пики, к концу коих было приделано золотое изображение крылатого дракона, вертевшееся по ветру. Отряд казался ангельским легионом. Кто не подивился бы на такое чудное зрелище, того по справедливости я счел бы слепым и среди цветущего сада, полного всякого рода цветов». (Бернгард Таннер, чешский путешественник)

Распространенные стереотипы[править]

  • Польская конница — это гусары
    • Гусары составляли небольшую часть коронного польского войска, и, в силу децентрализации Речи Посполитой, вне королевских походов встречались редко. Зато других видов польской конницы было много — от шляхетского ополчения и казаков (зачастую одоспешенных) до татар и немцев.
  • Гусар много
    • Перекликается с предыдущим штампом. На самом деле крылатых гусар всегда было крайне мало. Две-четыре тысячи в королевской армии — норма, около десяти тысяч — запредельная редкость.
  • Гусары носят латы конца XVII в.
    • Наплевать, что действие происходит в Смутное время.
  • Польская пехота — это западноевропейские мушкетёры и пикинёры
    • Не про гусар, но тоже распространенный штамп. Наёмных мушкетёров (или просто одетых по-европейски поляков) было немало, но про гайдуков, запорожцев и собственно поляков с мушкетами авторы обычно забывают. Здесь в хорошую сторону отличились «Огнём и мечом» Ежи Гофмана (что характерно — местами вопреки первоисточнику Сенкевича) и «Крепость», где польские пехотинцы хотя бы присутствуют.
  • Крылья — это многофункциональный боевой атрибут
    • Крылья, пугающие лошадей и приспособленные для сбивки летящего аркана — это, скорее всего, легенда. Во-первых, трудно представить себе, чтобы злые и обученные боевые кони пугались чего-то, кроме максимум взрывов на поле боя, и уж совсем нелепо ссылаться на шум крыльев, который уж точно не может перебить шум выстрелов, крики и лязг оружия. Некими энтузиастами уже был поставлен опыт и выяснилось, что накладные палки с перьями почти не шумят. Во-вторых, эти самые гусарские крылья присутствовали далеко не у всех подразделений гусар в Речи Посполитой, а если и были, то прикреплялись не на спине, а на седле в количестве одной штуки, к тому же обладали весьма символическим размером. Произошли они от украшений предков гусар — турецкой или балканской лёгкой конницы, любившей изображать из себя полулюдей-полузверей, для чего использовались крылья и шкуры. Кстати, вносить в униформу шкуру хищного животного (желательно тигра, леопарда или льва) напрямую перешла в традиции польского гусарства. Те, кто по бедности не мог себе позволить иметь такой атрибут, носили шкуры волков, собак и пр., покрашенные под крупного хищника. Впрочем, от аркана они все-таки защищали.

Литература[править]

  • Трилогия Сенкевича «Огнём и мечом», «Потоп», «Пан Володыёвский». Ввиду происхождения автора, все гусары — рыцари без страха и упрёка.

Кино[править]

  • «1612» — какая же Смута без крылатых гусар?!
  • Экранизации Сенкевича «Потоп» и «Пан Володыёвский», «Огнём и мечом» были сделаны уже в 1990-е, ибо снять кино по книге, где Хмельницкий и казаки — плохие ребята и вообще полные чудовища, при Союзе не позволили.

Настольные игры[править]

Видеоигры[править]

  • Mount & Blade «Огнём и мечом» — по крайне мере в первых версиях были настолько круты, что валили всех подряд пиками, будучи спешенными.
    • The Deluge — элитный класс Польско-литовской Унии. Среди игроков считается самым сильным классом, в первую очередь из-за хорошей дефолтной брони.
  • «Казаки: Европейские войны»: присутствуют, само собой, только у Польши, и являются самой грозной кавалерией в игре.

Музыка[править]

  • Sabaton же! Песня Winged Hussars из альбома The Last Stand — вся о них.

Реальная жизнь[править]

  • Гусарский шлем с крыльями является символом 1-й бронетанковой дивизии Войска Польского.
  • Крылатый гусар изображался на польских монетах.

posmotre.li

Клушино. Русское государство гибнет на пиках крылатых гусар

Весной 1610 года праздновали крестины сына князя Воротынского. Крестным отцом попросили быть самого популярного тогда человека в Москве — князя Михаила Скопина-Шуйского, только что триумфально снявшего польскую осаду со столицы.

Крёстной пригласили жену князя Дмитрия Шуйского Екатерину, дочь опричника Малюты Скуратова. Она-то и поднесла 23-летнему полководцу чашу с вином, от которого у него тут же пошла из носа кровь. Через две недели мучений князь скончался.

Москва была в горе, но русская армия печалилась еще больше. Вместо Скопина-Шуйского царь поставил командующим своего брата, воеводу Дмитрия Шуйского, долгая полководческая карьера которого сложилась таким образом, что побед в ней не значилось. Но что еще хуже, его считали соучастником (вместе с братом-царем) убийства Скопина-Шуйского, которого солдаты любили. Так что командующего в армии открыто ненавидели, а он своих солдат столь же открыто боялся.

Так и начался этот злополучный поход к осажденному Смоленску.

У короля Сигизмунда под Смоленском было около 12 тысяч человек (5,5 тыс. пехоты, 3,5 тыс. польской конницы и 2−3 тыс. казаков). К нему направлялось около 30−40 тысяч русских под командованием Дмитрия Шуйского и 5−8 тысяч шведов и наемников под командованием Делагарди. Навстречу этой силе король отправил пять тысяч крылатых гусар под командованием коронного гетмана Станислава Жолкевского, лучшего полководца Польши того времени.

Вскоре 6-тысячный авангард русской армии оказался осажден Жолкевским в небольшой крепости у села Царева-Займища. Шуйский поспешил на помощь, рассчитывая загнать поляков в ловушку между осажденной крепостью и его войском.

3 июля русско-шведская армия после изнурительного марша вышла к селению Клушино, недалеко от Царева-Займища. Там встали на ночь, причем Делагарди и Дмитрий Шуйский всю ночь пили водку и хвастались. Они считали, что их план сработал и уже радовались завтрашней победе.

Жолкевский понимал, что при таком соотношении сил нападения от него никто не ждет — и решил напасть. Ночью он поднял свои эскадроны и повел их на врага через лес.

На рассвете перед русским лагерем внезапно загорелись деревни. С неожиданной стороны появились крылатые гусары, но сразу атаковать не смогли — эскадроны в лесу растянулись, им потребовался час, чтобы собраться для атаки. За это время шведы и наемники заняли позицию за плетнями, которые перегораживали поле боя.

Наконец, гусары собрались, построились и двинулись на врага.

Крылатые гусары специализировались на проламывании вражеского строя. Гусарский рекорд — пять убитых одним ударом пики. Еще человек десять конь сбивает с ног, врезаясь в плотную людскую массу. Обычно крылатым гусарам хватало одной атаки, чтобы развалить любой строй.

Русские полки начали разбегаться, когда первые гусары только показались из-за деревьев. Эти солдаты не были трусами, многие из них год назад со Скопиным-Шуйским громили поляков на Каринском поле. Но сражаться за Дмитрия Шуйского они не хотели.

Шуйский и сам за себя не сражался. Он сидел далеко в тылу, в обозе, с личной охраной в 5000 стрельцов и 18 орудий (которых в этот момент очень не хватало в бою). Первые три часа этот полководец не только не принимал никакого участия в битве, но даже и не видел ее.

Сокрушив русские полки, крылатые гусары перестроились для новой атаки. Но достать шведов и наемников оказалось сложнее. Гусары 8 или 10 раз ходили на них в атаку, но безуспешно — плетни не давали нанести таранный удар. Зато пули то и дело выбивали всадников из седла.

Вскоре подошла польская пехота и притащила застрявшие в болоте пушки. Их ядрами в нескольких местах плетень удалось повалить, пехота потеснила уставших наемников. Увидев, что их русские наниматели разбежались, они прямо на поле боя стали переходить на службу к Речи Посполитой.

Только тут воевода Дмитрий Шуйский начал действовать. Он послал гонцов к Делагарди с обещанием золотых гор и обвинениями в предательстве. Но тот не мог навести порядок среди своих людей. В конце концов Делагарди договорился с поляками о свободном выходе, и шведы покинули поле боя. Около трех тысяч немецких, шотландских, французских и английских наемников сразу перешли к Жолкевскому.

Это был позорный разгром.

Русский обоз, казна, артиллерия, знамена, наконец весь личный багаж полководцев, включая воеводскую булаву Шуйского, достался гусарам Жолкевского. Они еще 20 километров преследовали русскую армию, и в итоге она перестала существовать: 30 тысяч человек бесследно растворились в подмосковных лесах.

Дмитрий Шуйский выжил. Он спасся, впервые в жизни применив хитрость на поле боя, — приказал разбросать меха и драгоценности, чтобы задержать преследователей грабежом.

Вскоре его брат Василий Шуйский был свергнут, насильно пострижен в монахи и отправлен в Чудов монастырь. Потом его вместе с родственниками передали победившим в войне полякам, и те провели бывшего русского царя и его брата-воеводу по улицам Варшавы как трофей. Жизнь братьев Шуйских закончилась в пыточных подвалах Гостынинского замка. На этом их древний род угас.

27 августа 1610 года боярское правительство подписало договор с гетманом Жолкевским, согласно которому русским правителем стал польский принц Владислав IV. Это был добровольный отказ от государственной независимости ради безопасности: поляки обещали защищать москвичей от тушинских бандитов.

С этого дня самостоятельное Русское царство перестало сосуществовать. Следующие четыре месяца Руси не было.

И знаете — ничего страшного не произошло. Жизнь шла своим чередом, люди продолжали заниматься своими мелкими обывательскими делами и как-то устраиваться в новых обстоятельствах

Русское государство возродиось в январе 1611 года волей и верой одного человека — патриарха Гермогена. Он писал воззвания к русскому народу, его письма с призывами бороться с интервентами распространяли по русским городам. Гермоген требовал освобождения Москвы, считая ее оккупацию личным оскорблением каждому русскому…

Патриарха услышали — первой откликнулась Рязань, затем Нижний, Кострома, Вологда, множество поволжских и сибирских городов. Уже в феврале на Москву двинулось Первое народное ополчение — русский народ шел отвоевывать свое место в истории.

diletant.media

Гусар не боится ни пули, ни сабли и помнит присягу свою (часть 2) — Весь мир

                              Мариуш Козик — Атака хоругви польских крылатых гусар на позиции шведских пикинёров
                              при Киргхольме 27 сентября 1605 года

                              

                              Gniew Husarii
                              Гнев (город-крепость) гусарии
                              Музыка — Пётр Мусял
                              Клип производства студий «Studio Kobart» и «Crusader Films»

Реконструкция битвы 1626-го года при Гневе крылатых гусаров с войском шведского короля Густава II Адольфа (1594-1632)

                              

Статуэтка «Польский крылатый гусар» (полистоун с бронзовым покрытием)
Италия — Veronese — конец XX века

Мариуш Козик — Крылатые гусары

Мариуш Козик (Mariusz Kozik), — польский художник-иллюстратор и концептуальный художник, живёт и работает в Люблине.


Крылатые гусары или гусария (husaria) — элитная кавалерия Королевства Польского и Речи Посполитой, действовавшая на полях сражений с начала XVI века до середины XVIII века. Гусария специализировалась на проламывании боевых порядков вражеской конницы или пехоты концентрированным копейным кавалерийским ударом.
Гусария была создана на рубеже XV-XVI веков и представляла собой отряды тяжёлой кавалерии со специфической тактикой, вооружением, комплектованием и имела легко узнаваемые отличительные атрибуты — крылья, которые крепились различными способами за спиной всадника, очень длинные пики с прапорцами (флажками) и звериные шкуры.
Гусария многие десятилетия была основной ударной силой войск Речи Посполитой, в отличие от обычных гусаров, которые были лёгкой кавалерией и вспомогательными подразделениями.

Первоначально гусары были лёгкой кавалерией и не носили доспехов. Их одежда состояла из венгерского кафтана с шнурами-петлицами на груди (будущий доломан), поверх которого набрасывался меховой плащ-мантия, или «ментия». Иногда этот плащ заменяла волчья, медвежья или леопардовая шкура. На голове гусары носили своеобразные фетровые или меховые шапки, украшенные перьями, венгерские шапки-магерки или металлический шлем-шишак. Обувью служили низкие жёлтые, иногда красные сапоги. Гусары имели щит особой формы (тарч), к которому могли прибиваться декоративные крылья из перьев диких птиц. Гусары были вооружены длинным копьём-пикой, называвшимся «древо», саблей, а также могли иметь лук.

Первыми польскими гусарами были сербы. В 1500-ом году несколько знатных сербов со своими небольшими отрядами поступили на службу польского короля. Вскоре в эти подразделения начали набирать венгров, поляков и литовцев. В декабре 1501-го года были сформированы первые регулярные роты гусарии (hussarorum alias raczev).


                                                                                                                        Латный гусарский доспех 1-й половины XVII века
Сербские гусары были лёгкой конницей, не имели доспехов и в качестве защитного снаряжения использовали только небольшой щит, иногда кольчугу и шишаки, а вооружены только лёгкой пикой. Польские же гусары, уже с середины XVI века тяготели к западной традиции, имели различное оружие и охотно использовали лёгкое защитное снаряжение — панцири, кольчуги, нагрудники и другие разновидности доспехов. В 1577-ом году, избранный годом ранее польским королём Стефан Баторий произвёл стандартизацию вооружения и снаряжения гусарии — ношение щита было упразднено, а взамен гусары стали носить металлические нагрудники. Со второй половины XVI века польские гусары стали тяжёлой конницей, имеющей обязательный набор вооружения, снаряжения и атрибутики. Гусарская конница состояла из хоругвей в 100-200 коней.

Хоругвь — организационно-тактическая единица в рыцарском войске средневековой Польши и Великого княжества Литовского, соответствовавшее роте.

Гусария была подразделением народного авторамента — наёмного войска польской военной традиции. Наиболее многочисленной и боеспособной частью польско-литовского войска была кавалерия, в которой гусария составляла большую часть. Длительное время гусария не имела себе равных в Европе, и её атаки не раз приносили победу Королевству Польскому и Великому княжеству Литовскому.


Польские крылатые гусары — Национальный музей в Кракове

Husaria — Гусария
История побед польских крылатых гусаров

Ниже приведён мой перевод аннотации и текста, данного в виде титров, к этому видео.

В фильме использованы фрагменты из следующих художественных фильмов и сериалов:


1. «Потоп» (1974), режиссёр Ежи Гоффман (Польша)
2. «Огнём и мечом» (2000), режиссёр Ежи Гоффман (Польша)
3. «Отель «Пацифик»» (1975), режиссёр Анджей Вайда (Польша)
4. «Тарас Бульба» (2009), режиссёр Владимир Бортко (Россия)
5. «Богдан Зиновий Хмельницкий» (2006), режиссёр Николай Мащенко (Украина)
6. «Канцлер» (1989), режиссёр Рышард Бер (Польша)
7. «Пан Володыевский» (1969), режиссёр Ежи Гоффман (Польша)
8. «Гнев гусарии» (2012), режиссёр Михал Ржведцки (Crusader Films, Studio Kobart)
9. «Год 1612» (2007), режиссёр Владимир Хотиненко (Россия)
10. «11 сентября 1683 — Битва за Вену» (2012), режиссёр Ренцо Миртинелли (Польша, Италия)
11. «Отец королевы» (1979), режиссёр Войцех Соляж (Польша)
12. «Слуга государев» (2007), режиссёр Олег Рясков (Россия)

Гусария — польская тяжёлая кавалерия, относящаяся к самым эффективным в военных действиях того времени. Временем рождения гусарии считается начало XVI века, когда Сейм в 1503-ем году возжелал создать первую хоругвь.

Гусария не проиграла ни одной битвы на протяжении около 120-ти лет, сея страх и панику в шеренгах врага, и получила название самой грозной кавалерии в мире. Одерживала победы даже над десятикратно превосходящими силами врага.

В июне 1694-го года в богатырской битве под Ходовом сдержала натиск 40 000 татар.




Орша 1514, Обертын 1531, Любичев 1577, Бычна 1588, Куртя-де-Арджеш 1600, Кокенхаузен 1601, Кирхольм 1605, Клушин 1610, Хотин 1621, Мартынув 1624, Тржцяна (Тржецянка) 1629, Охматов 1644, Берестечко 1651, Варка 1656, Полонка 1660, Хотин 1673, Львов 1675, Вена 1683, Ходув 1694.
Бычин    1588

Портрет — Великий коронный гетман Ян Замойский


24 января 1588 войска австрийского эрцгерцога Максимилиана Габсбурга заняли положение на восток он Бычина на королевском тракте, ведущем в Польшу. Против него стала польская армия под предводительством гетмана Яна Замойского.
После короткой, но кровавой стычки битва превратилась в резню убегающих войск Максимилиана.



От себя в качестве примечания.
Австрийская интервенция в Польше (1587-1588) — интервенция австрийского претендента на польский престол, Максимилиана, после двойного выбора короля. Именуется также Первой войной за польское наследство.

                              

Кирхгольм    1605

Портрет — Литовский польный гетман Ян Кароль Ходкевич


Между Речью Посполитой и Швецией продолжалась война о Инфланты. Солдаты шли наёмниками в шведскую армию с оговоркой, что они не обязуются воевать против польской гусарии.
Шведская армия, предводительствуемая королём Карлом IX Сёдерманландский, насчитывала 14 000 солдат. Армия Речи Посполитой составляла около 4 000 солдат под командованием Яна Кароля Ходкевича. Несмотря на значительный количественный перевес врага, наступающая гусария стёрла в порох шведскую армию. На примере этой знаменитой атаки гусарии обучают курсантов в академии Вест Пойнт.



От себя в качестве примечания.
Главным поводом для сражения была осада шведами Риги, предпринятая ими 23 сентября 1605 года. Взятие этого города позволило бы шведам почти беспрепятственно занять Лифляндию целиком.
Битва при Кирхгольме (ныне Саласпилс, Латвия) — одно из крупнейших сражений польско-шведской войны 1600-1611 годов, произошедшее 27 сентября 1605 года.

После поражения шведский король был вынужден снять осаду Риги, уплыть обратно через Балтийское море в Швецию и отказаться от контроля над северной Латвией и Эстонией. Тем не менее, Речь Посполитая оказалась не в состоянии воспользоваться победой полностью, поскольку не было денег на войска, которым не платили несколько месяцев. Без оплаты они не могли покупать продукты питания и корм для своих лошадей или пополнять свои военные поставки, и поэтому кампания захлебнулась. Дополнительным фактором стало то, что большое количество подготовленных лошадей было потеряно во время боя, их оказалось трудно заменить.

Перемирие было подписано в конце концов в 1611 году, но к 1617 году война вспыхнула вновь.


                              

Клушин    1610

Портрет — Гетман польный и коронный Станислав Жолкевский


Армия, предводитествуемая Станиславом Жолкевским, насчитывала 2900 солдат, среди которых 2700 гусаров. В то время, как русско-шведская армия — 35000-40000 человек. Битва показала военное искусство гусарии, у которой некоторые хоругви атаковали по 8-10 раз. несмотря на десятикратное превосходство в численности, русско-шведское войско было стёрто с поля битвы.
Дорога на Кремльи к московскому трону стала отверстием.



От себя в качестве примечания.
Польско-литовская оккупация Москвы — период времени, в продолжение двух лет, (ночь с 20 на 21 сентября 1610 года по 7 ноября 1612 года), во время которого, с согласия правительства — Семибоярщины, в Москве был размещён польско-литовский гарнизон под командованием Станислава Жолкевского. Гарнизон Жолкевского был введен в Москву во время русско-польской войны Смутного времени. Введению гарнизона предшествовали разгром русских войск при Клушине.

                              

Берестечко    1651

Портрет — Король Ян II Казимир Ваза


Наивысшая польская доблесть в войне с казаками. Казацко-татарская армия состояла из 110000-130000 человек. Силы Речи Посполитой 64000-74000 человек, включая 2500 гусаров.



От себя в качестве примечания.
Победу одержала польско-литовская армия после того, как крымское войско бежало с поля боя, захватив с собой Богдана Хмельницкого. Следствием битвы стало Белоцерковское перемирие от 18 (28) сентября 1651 года, которое не разрешило противоречий между казаками и польской короной.

                              

Варка    1656

Портрет — Командир Стефан Чарнецкий


Была это первая известная доблестная битва во время шведского потопа.



От себя в качестве примечания.
Битва при Варке (городок в Польше, ныне — Мазовецкого воеводства) — сражение Северной войны между войсками Речи Посполитой с одной стороны и шведскими войсками с другой, состоявшееся 7 апреля 1656 года. Битва велась в течение двух часов и завершилась победой поляков. Это был первый польский успех в битве в открытом поле с начала шведского вторжения в 1655 году.

                              

Хотин    1673

Портрет — Великий коронный гетман Ян Собеский


Шла польско-турецкая война. Ян Собеский предводительствовал под Хотином (ныне районный центр Черновицкой области, Украина) польско-литовским войском, насчитывающим 30000 вооружённых людей. Благодаря военному гению Яна Собеского и бравому наступлению гусарии, насчитывавшей 35000 солдат, армия турецкая во главе с Гусейн-пашой была разбита.

                              

Вена    1683

Портрет — Король Ян III Собеский


Летом 1683 года, насчитывающая почти 140 000 солдат, армия Османской империи, под предводительством великого визиря Кара Мустафы обложила Вену. Единственной надеждой Европы против турецкой экспансии был король Ян III Собеский. Армия польская под предводительством короля Яна III Собеского выступила из-под Кракова 29 июля 1683 года.
Король вёл 27 000 коронных войск и среди них 25 гусарских хоругвей.
12 сентября, стоящий во главе польско-немецко-австрийской армии король Ян III Собеский, дал Кара Мустафе бой. Обстрел артиллерии продолжался более 11 часов. Ключевым в течении битвы стало наступление гусарии с взгорья Кахленберг под предводительством самого Собеского.
На протяжении получаса османская армия была полностью разбита польской кавалерией. Европа была спасена.

                              

Эпилог


Начало XVIII века принесло потерю боевой силы гусарии, которое было связано как с общим кризисом государства, так и с постепенным обеднением шляхты. Последняя битва при участии гусарии была битва под Клишевым, которая состоялась 19 июля 1702 года.
Во время третьей Северной войны между армией короля Карла XII и войсками саксонско-польскими короля Августа II Сильного. Во время битвы имели место две атаки гусарии, которая разбила шведскую кавалерию, однако ей не удалось разбить пехоту врага.

Потом гусария стала только парадным войском, которое использовали на военных показах и на похоронах королей и военачальников. В конце концов решение Сейма Речи Посполитой в 1776 году ликвидировало гусарию как воинское формирование, а существующие хоругви переквалифицировало в бригады народной кавалерии.


«Вот это рыцарь! Копьё в движении,
С его плеч крылья плывут соколиные!
Отвага в груди, мужество играет в глазу,
Шишак, как звезда, блестит на челе!
Всегда отважна защита этих воинов,
Подобны давним сынам Спарты,
Среди стольких жарких и кровавых битв,
Как железная стена, стал несокрушимым!
А когда нами овладела гнусность,
Тогда и Гусария пришла в упадок!»

Владислав Белза — стихотворение «Гусар»


Владислав Белза (Władysław Bełza), родился в 1847-ом году в Варшаве — умер в 1913-ом году во Львове, — польский поэт-неоромантик, писатель, организатор культурно-образовательной жизни Польши.

Oto mi rycerz! Kopia u toku,
Z ramion mu skrzydła płyną sokole!
Odwaga w piersiach, męstwo gra w oku,
Szyszak jak gwiazda błyszczy na czole!
Zawsze zwycięzki zastęp tych wojów,
Do dawnych synów podobny Sparty,
Wśród tylu bitew i krwawych znojów,
Jak mur z żelaza stał nieprzeparty!
A kiedy gnuśność nami owładła,
To i Husarya wtedy upadła!

Władysław Bełza — Gusarz

Sabaton — Winged Hussars
Шведская группа «Sabaton» — Крылатые гусары


Малоинформативная, но чрезвычайно пафосная песня об осаде Вены войском Османской Империи в 1683-ем году и последующей Венской битве. Хоть я и не любительница современной музыки, бьющей по мозгам, но эта группа мне определённо нравится.

Sabaton (в переводе с английского — латный ботинок, часть рыцарского доспеха) — шведская хэви-пауэр-метал группа, основанная в декабре 1999-го годa. Основная тема их песен — войны и отдельные сражения.


And the winged hussars arrived
Storm clouds, fire and steel
Death from above, make their enemy kneel
Coming down the mountainside
Fighting, power and grace
Death from above, it’s an army of wings
Then the winged hussars arrived
Storm clouds, fire and steel
Death from above, make their enemy kneel
Coming down they turned the tide
Fighting, power and grace
Death from above, it’s an army of wings

We remember
In September
When the winged hussars arrived!

И тогда появились крылатые гусары —
Облака грозовые, огонь и сталь.
Смерть с небес швырнула их врагов на колени.
Спускающиеся с вершин взгорий,
Воюющие с мощью и грацией.
Смерть с небес — появилась крылатая армия.
Тогда появились крылатые гусары —
Облака грозовые, огонь и сталь.
Смерть с небес швырнула их врагов на колени
Спускающиеся с вершин взгорий
Воюющие с мощью и грацией.
Смерть с небес — появилась крылатая армия.
Помним,
Помним —
В сентябре,
Когда появились крылатые гусары!

Войцех Коссак — Гетман Жолкевский с гусарией — часть триптиха, посвящённого Польской армии (1936)


Станислав Жолкевский (Stanisław Żółkiewski), родился в 1547-ом или 1550-ом году в селе Туринка, близ Львова, — польский полководец начала XVII века, польный и великий гетман и канцлер великий коронный. Победитель русского войска при Клушине. Основатель города Жолква (сегодня районный центр Львовской области, Украина) и Креховского монастыря (село Крехов Жолковского района Львовской области, Украина).
Умер в 1620-ом году Цецора (тогда Молдавское княжество, а ныне — село в жудеце Яссы, расположенное на румынском берегу реки Прут).


Войцех Коссак (Wojciech Kossak), родился в 1857-ом году в Париже, — польский художник. представитель династии художников Коссак. Писал пользовавшиеся большим успехом исторические и батальные сцены, главным образом из времён наполеоновских войн и восстания 1830-го года, также портреты и картины на военную тематику.
Учился в Кракове, Мюнхене и Париже. С 1916-го года — преподаватель Училища изящных искусств в Варшаве.
Умер в 1942-ом году в Кракове.

Marsz na Moskwę 1610
Марш на Москву 1610 — фрагмент из фильма «1612: Хроники Смутного времени» (2007)


Завидев польских гусаров, дети кричат: «Ангелы, ангелы!». Действительно, крылатых гусаров называли ангелами — ангелами смерти.

Матиас Замецки — Глубокий снег

Огнём и мечом — художественный фильм производства Польши (1999)
по одноименному роману (первая часть трилогии) классика польской литературы Генрика Сенкевича (1846-1916)
Режиссёр — Ежи Гоффман

В главных ролях:

Богдан Хмельницкий — Богдан Ступка
Полковник Юрко Богун — Александр Домогаров

Потоп — художественный фильм производства Польши и СССР (1974)
по одноименному роману (вторая часть трилогии) классика польской литературы Генрика Сенкевича (1846-1916)
Режиссёр — Ежи Гоффман

В главных ролях:

Михал Володыёвский — Тадеуш Ломницкий
Анджей Кмициц — Даниэль Ольбрыхский


Потоп — шведский потоп, также Кровавый Потоп, Шведская Погибель (Potop Szwedzki) — вторжение шведов в Речь Посполитую в 1655-1660-х годах, причинившее Польше огромный урон. Это вторжение обусловило заключение Виленского перемирия (24 октября 1656-го года) в Русско-польской войне 1654-1667 годов и совместную борьбу враждующих сторон против грозящей гегемонии шведов. Формально закончился после перемирия в Оливе (23 апреля 1660-го года).

Пан Володыёвский — художественный фильм производства Польши (1969)
по одноименному роману (последняя часть трилогии) классика польской литературы Генрика Сенкевича (1846-1916)
Режиссёр — Ежи Гоффман

В главных ролях:

Михал Володыёвский — Тадеуш Ломницкий
Сотник Меллехович, он же мурза Азья Тугай-беевич — Даниэль Ольбрыхский
Кристина Дрохоювская (Кшися) — Барбара Брыльска

Кадр из кинофильма «Тарас Бульба» (2009)

Тарас Бульба — художественный фильм производства России, Украины и Польши (2009)
по одноименной повести Николая Васильевича Гоголя (1821-1852)
Режиссёр — Владимир Бортко

В главных ролях:

Тарас Бульба — Богдан Ступка
Остап — Владимир Вдовиченков
Андрий — Игорь Петренко

Богдан-Зиновий Хмельницкий — художественный фильм производства Украины (2006)
Режиссёр — Николай Мащенко

В главной роли:

Владимир Абазопуло — Зиновий-Богдан Хмельницкий, гетман Украины (на самом деле — гетман войска Запорожского)


Подачу материала в историческом контексте оставляю на совести создателей этого фильма, особенно, что касается постоянного упоминания главным героем фильма Украины как страны, в то время как Украйнами назывались пограничные — окраинные земли. Это вообще в славянской традиции, пример, Сербская Краина (у границы с западной Боснией).

Украинские историки Николай Костомаров, Дмитрий Багалей, Владимир Антонович признавали, что «Малороссия» или «Южная Русь» во времена борьбы Русского государства и Речи Посполитой являлось этнонимом для «малороссийской (южнорусской)» народности, а «Украина» использовалась как топоним, обозначавший окраинные земли обоих государств.

Примечание. Топоним — имя собственное, обозначающее собственное название географического объекта.


1612: Хроники Смутного времени — художественный фильм производства России (2007)
Режиссёр — Владимир Хотиненко

В ролях:

Воевода Новолока (прототипом стал Кузьма Минин) — Марат Башаров
Князь Пожарский — Михаил Пореченков
Осина (атаман разбойников) — Александр Балуев
Столпник — Валерий Золотухин


Довелось мне как-то в польском поезде встретиться с одним профессором истории — преподавателем одного из польских ВУЗов. За четыре часа дороги можно переговорить обо всём на свете. Когда темы природы, погоды и видов на урожай))) были исчерпаны, беседа плавно перетекла в русло политики и истории. С проблемами XX века мы на удивление разобрались без особых сложностей и смогли придти к общему знаменателю, а вот более давние события у моего визави почему-то вызывали особо острые чувства.

— Не могу простить вам — русским, братьям славянам, того, что вы вместе с немчурой и австрияками в конце XVIII века поучаствовали в разделах Польши! — воскликнул он с сердцем.

— А зачем вы припёрлись к нам в 1610-ом году? — грозно спросила я.)))

Мужик несколько минут смотрел на меня не отрываясь, а потом как заржёт: «To wszystko bzdura!» (Всё это вздор!)


Матиас Замецки — Весна по дороге на Вену


Название картины, честно говоря, вызывает недоумение. Сама битва за Вену состоялась в сентябре, а основные силы турок прибыли под Вену ещё 14 июля 1683-го года. Какая весна, спрашивается? Хотя, давно не удивляюсь логическим нестыковкам в поэтических произведениях и в картинах художников. На вопрос: «Почему так?», — они отвечают: «А я так вижу!».

Матиас Замецкий (Mathias Zamęcki) — современный польский художник. Профессионально работает с 2011-го года в области компьютерных игр, анимации и рекламы.

11 сентября 1683 года: битва за Вену — художественный фильм производства Польши и Италии (2012)
Режиссёр — Ренцо Миртинелли

Доспех польского крылатого гусара — Польша — вторая половина XVII века


Шло время, совершенствовалась военная техника — стало немодным громыхать доспехами и трясти перьями. Польские гусары сняли с себя всё лишнее и переоделись в традиционные венгерки, как и все остальные гусары. Хотя, польскими эти гусары были исключительно по национальному признаку, но не по государственному, так как в конце XVIII века после трёх разделов Польша как государство перестала существовать более, чем на сто лет. Поляки служили в гусарских полках Пруссии, Австрии и России — тех государств, в пределы которых попали части польской территории. С особым усердием польские гусары служили в войске Наполеона Бонапарта, когда из польских территорий, отошедших во время Второго и Третьего разделов Речи Посполитой к Пруссии и Австрийской империи, в результате Тильзитского мира 1807-го года было образовано Великое Герцогство Варшавское — протекторат наполеоновской Франции. Это герцогство просуществовало до 1813-го года. По решениям Венского конгресса большая часть герцогства была присоединена к Российской империи как автономное Царство Польское.

Ян Владислав Хелмински — Отступление из Москвы


Ян Владислав Хелмински (Jan Władysław Chełmiński), родился в 1851

katani08.livejournal.com

Ночная атака нарвских гусар » Военное обозрение

Русская пехота в годы Первой мировой войны успешно практиковала ночные атаки. Но могла ли проводить ночные атаки кавалерия? О ночной атаке русских гусар – эта статья.

27 августа 1914 года 13-я кавалерийская дивизия выступила из деревни Камень на поселок Юзефов. За сутки перед этим поселок был захвачен австрийской пехотой. Вперед был выслан авангард — 1-й эскадрон 13-го гусарского Нарвского полка под командованием ротмистра Баранова.


В охоте за обозом.
У дер. Калишаны поступил приказ: 4-м пулеметам, под прикрытием 5-го эскадрона нарвских гусар, занять дер. Кольчин для обеспечения правого фланга дивизии.

При подходе к пос. Юзефов от 13-го уланского Владимирского полка было получено донесение о том, что за посадом наблюдается движение неприятельских обозов.

Нарвским гусарам было приказано атаковать и захватить обоз противника.

2-й и 3-й эскадроны полка под командованием полковника С. М. Лемпицкого развернулись в лаву – следовало разведать местность в районе Правно – Нешава — Рыбитвы. Как только эскадроны прошли пос. Юзефов, обойдя его с южной стороны, как по ним австрийскими батареями был открыт шрапнельный огонь — но из-за высоких разрывов урон он наносил незначительный.

К этому времени обозы противника уже отошли настолько далеко, что их захват, да еще под огнем противника, являлся нецелесообразным. Поэтому эскадроны, зайдя в перелесок и выслав разведку, ожидали подхода своей артиллерии и пехоты – частей лейб-гвардии 3-го стрелкового Его Величества полка.

Разведка 2-го и 3-го эскадронов в это время обнаружила пехоту противника, занявшего окопы у леса.

Подошедшие части лейб-гвардии 3-го стрелкового Его Величества полка начали наступление – с ходу, без разведки и подготовки. Гвардейские стрелки зарвались — и, из-за малочисленности, их левый фланг стал обходить противник. Правофланговая рота полка пошла в штыковую атаку, но, в ситуации численного перевеса противника, была вынуждена отходить.

Ночная атака.
Начало быстро темнеть. В это время послышались крики: «кавалерия вперед»! Так как крики доносились с участка, где только что наступали гвардейские стрелки, то можно было предположить одно из двух: либо австрийцы бегут и кавалерия нужна для преследования, либо стрелки отрезаны противником, и от кавалерии требуется помощь.

Командир полка полковник Половцов отправил полковника Лемпицкого для личного доклада обстановки начальнику дивизии. Лемпицкий вернулся с приказом: Нарвскому гусарскому полку при поддержке 2-х эскадронов 13-го драгунского Военного ордена полка и 2-х сотен 9-го Донского казачьего полка поддержать гвардейских стрелков.

Но полк уже атаковал неприятельские окопы.

Первым бросился в атаку 3-й эскадрон под командованием штабс-ротмистра Веселова, уступом за ним 2-й эскадрон под командованием ротмистра Михайлова и 6-й эскадрон под командованием поручика Голеновского, а затем шел 4-й эскадрон под командованием ротмистра Кусакова. 1-й эскадрон, оставшийся в распоряжении командира стрелкового полка у дер. Нешава, выдвинулся последним, но затем был возвращен. Команда связи полка под начальством поручика Байкова 2-го также приняла участие в атаке, в то время как 5-й эскадрон, находившийся с пулеметной командой на фланге полка, в бою не участвовал.



Ил. 1. Полковник Н. П. Половцов, командир 13-го гусарского Нарвского полка.

По пересеченной местности в полной темноте полк стремительно шел в атаку, ориентируясь по огонькам неприятельских выстрелов. Противник, засевший в окопах, вел интенсивный винтовочно-пулеметный огонь.

С криком «ура» гусары пронеслись через 3 ряда неприятельских окопов, рубили и кололи засевшего в них врага. Ворвавшись в лес, гусары отбили захваченную ранее австрийцами в плен полуроту гвардейских стрелков. Австрийская пехота, выбитая из окопов, смогла скрыться лишь благодаря темноте — она в беспорядке бежала и укрылась в лесу.

Утром от санитаров стало известно, что неприятельские окопы завалены, в буквальном смысле этого слова, убитыми австрийцами.

Потери нарвских гусар — 8 офицеров и 38 рядовых убито и ранено, еще 11 гусар пропало без вести. Лошадей было убито и ранено 40, и пропало без вести — около 20.

За эту лихую ночную атаку 13-й гусарский Нарвский полк удостоился особой благодарности командования, а командиры 3-го эскадрона штабс-ротмистр Веселов и 2-го эскадрона ротмистр Михайлов получили боевые награды.

Содействовавшие атаке казаки также понесли потери.
В Журнале военных действий 9-го донского казачьего генерал-адьютанта графа Орлова-Денисова полка записано: «27-го августа полку с Нарвскими гусарами приказано атаковать позицию противника у дер. Почесля. Двигаясь на указанную деревню и пройдя пос. Юзефов по колонне стали передаваться крики «кавалерия вперед»: просили о помощи Гвардейские стрелки (3 гв. стр. п.), которые увлеклись преследованием противника, около 6 рот были окружены и почти отрезаны подоспевшими к противнику подкреплениями. Было уже около 9 часов вечера и уже совершенно стемнело, когда полк бросился с гиком на выручку пехоте и атаковал противника; ошеломленного грозным могучим гиком и неожиданностью удара в темноте. Австрийцы были сбиты и начали отходить. Стрелки были освобождены. В этот день полк потерял убитыми 3 казаков, без вести пропавшими: 1 офицера; ранеными: 1 офицера и 7 казаков; лошадей убито 19, ранено 9. Австрийцам это дело обошлось много дороже, т. к. на другой день только убитыми было найдено на месте боя более 30 человек» (РГВИА. Ф. 2007. Оп. 1. Д. 38. Ч. 5).

Русская кавалерия в ходе всей войны выручала другие рода войск и блестяще действовала в самых разнообразных условиях тактической обстановки.


Ил. 2. Схема боя.


Ил. 3. Офицеры 13-го гусарского Нарвского полка.

topwar.ru

Польская атака украинских гусар » Военное обозрение

К началу февраля 1915 г. на северном участке австро-германского фронта сложилась тяжелая оперативно-стратегическая ситуация: 10-я армия Северо-Западного фронта в ходе Второй Августовской операции потерпела поражение, один из ее корпусов погиб в окружении. Требовалось срочно стабилизировать обстановку с перспективой последующих активных действий. Для этих целей сосредотачивалась свежая 12-я армия, которая вместе с 1-й армией 7 февраля – 17 марта вступила в сражение с 12-й и 8-й армиями германского Восточного фронта. В ходе Второй Праснышской операции, одной из крупнейших операций Первой мировой войны, и произошла знаменитая конная атака 15-го гусарского Украинского полка.

Ключевые события данной операции происходили в Польше – прежде всего в районе города Прасныш.


Германская ударная группировка продвигалась в разрыв, появившийся в боевом построении русских войск. На Прасныш наступали дивизии 1-го резервного корпуса: непосредственно на город — 1-я резервная, а 36-я резервная — восточнее.

Для заполнения опасного разрыва выдвигались русские 1-й и 2-й Сибирские армейские корпуса и 15-я кавалерийская дивизия. В состав последней и входил 15-й гусарский Украинский Ее Императорского Высочества Великой княгини Ксении Александровны полк.

11-го февраля Прасныш, после ожесточенных уличных боев гарнизона с подавляющими силами противника, был взят частями 1-й резервной дивизии. Но наступающие немцы были остановлены войсками 1-го Туркестанского, 19-го армейского корпусов и подошедшими сибиряками. В этой ситуации ключевой задачей было, охватив соединения 1-го резервного корпуса у Прасныша, их разгромить. И важнейшую роль сыграли действия русской кавалерии.

На фронте атаки украинских гусар действовали части германской 36-й резервной дивизии — 69-я и 70-я резервные бригады.

Полк поэскадронно, под огнем германской артиллерии, прошел дер. Нова Весь и сосредоточился в дер. Козино. Когда мимо полка, приготовившегося к атаке, проходили сибирские стрелки, пехотинцы шутили насчет гусарских «кокард на сапогах» и того что кавалерия «опять в резерве». Но шутили зря.

Вначале было решено использовать украинских гусар как пехотный резерв наступающих сибиряков. Под артиллерийским огнем спешенные эскадроны готовились к атаке.

В это время цепи сибирских стрелков от д. Козино медленно продвигались вперед, а со стороны фольварка Августово их обстреливали немецкие батареи.

Но было очевидно, что «стронуть», сбить немецкую пехоту с позиции будет возможно только с помощью стремительного кавалерийского броска. И около пяти часов полк двинулся в атаку.

Глазам очевидца предстала редкая картина: могучая атака сибирских стрелков и проносящиеся сквозь их цепи развернутые к бою эскадроны гусар.

Увидев идущих в атаку гусар, стрелки, уже утомленные наступлением, закричали «ура». А когда кавалеристы поравнялись с их цепями, то некоторые пехотинцы, схватившись за стремена, побежали рядом или даже взобрались сзади на крупы лошадей. Гусарский полк усилился за счет такой своеобразной «ездящей пехоты».

Противник же при виде стремительно идущей в атаку конницы начал отходить.


3-й эскадрон, пройдя д.д. Збики Гавронки и Збики Бельке, направился на дер. Гостково – невзирая на потери от огня засевшей в канавах немецкой пехоты, а затем помчался к лесу севернее фольварка Августово, где также был встречен сильным винтовочным огнем. Вокруг раздавались крики «ура» и интенсивная пальба отступающих группами и в одиночку германских пехотинцев.

1-й эскадрон прошел сквозь фольварк Августово, захватывая пленных, и продолжил движение через лес. Поручик Крыжановский, преодолевший во главе взвода лесок, находящийся восточнее дер. Эмово, обнаружил целую колонну германской пехоты, двигавшуюся на дер. Добржанково. Решив, из-за своей близорукости и темноты, что это сибирские стрелки, офицер спокойно направился к пехотинцам. Германцы открыли огонь. Закричав — «Руби!», поручик бросился вперед, первым врезавшись в колонну. За ним с криком «ура» ринулись гусары, и пехотинцы стали бросать свои винтовки и сдаваться в плен.


Ил. 1. Атака кавалерии, 1915 г. Н. Самокиш.

3-й эскадрон полка ворвался д. Гостково. Мельница, находившаяся на северной окраине деревни, была занята немецкими солдатами, которые открыли огонь по гусарам. Тогда корнет эскадрона Аппельгрен спешил своих гусар. Кавалеристы окружили мельницу, а потом несколько бойцов взобрались по ее стенам и открыли огонь в окна. Остальные гусары ринулись штурмовать здание. В итоге – часть немцев сдалась в плен, а часть была переколота.

Наибольший успех в этом бою был достигнут 2-м эскадроном. Его унтер-офицер Хорьков с несколькими солдатами примчались в дер. Лисогуру, где гусары узнали от жителей, что через деревню только что прошла немецкая артиллерийская батарея. На уже взмыленных конях гусары бросились следом. Увидев кавалеристов, германские артиллеристы начали снимать орудия с передков и готовиться к бою. Им удалось снять с передков три орудия, и лишь одно из них успело выстрелить, как налетели гусары. Артиллеристы отчаянно защищались, отстреливаясь из личного оружия – но их участь была решена. Несколько гусар захватили в плен 26 артиллеристов.


Ил. 2. Захват украинскими гусарами германской батареи под Праснышем.

Уже в полных сумерках, продвигаясь вперед, гусары по дороге наскочили на застрявшее в грязи 105-мм орудие. Около орудия возились артиллеристы, которые пытались заменить сломанное колесо на передке. В гусарские руки попал еще один артиллерийский трофей. Это и есть то самое 105-мм орудие, утраченное немцами под Праснышем, которое упоминается в материалах германского Рейхсархива [Reichsarchiv. Der Weltkrieg 1914 – 1918. Вand 7. Winter und Frühjahr 1915. Berlin, 1931. S. 257].

В этом лихом бою 15-й Украинский гусарский полк понес следующие потери: 27 человек убитыми (в том числе офицер) и 22 человека ранеными. Трофеями полка стали три 77-мм и одно 105-мм орудия, 6 зарядных ящиков и 256 пленных при 4 офицерах.

Но не только украинские гусары активно действовали в ходе Второй Праснышской операции. Успешно сражались в праснышских боях и казаки. Так, 6-й Сибирский казачий полк захватил в плен 700 человек, 2-й Уральский казачий полк — почти столько же (причем пленные немцы были из состава пяти разных пехотных батальонов), и до 1000 человек — 3-й Уральский казачий полк.

В общей сложности в конных атаках под Праснышем участвовали 23 эскадрона и сотни русской конницы. Если русская конница кое-чего добилась, то немецкая не сделала ничего – кавалерийский корпус фон Холлена скромно прятался в тылу.

Таким образом, 12-го февраля 15-й гусарский Украинский полк осуществил одну из наиболее блестящих конных атак в своей истории. Это весьма показательный боевой эпизод с применением атаки в конном строю – причем на атакующую пехоту противника – чем славилась русская кавалерия в годы мировой войны.

Русская кавалерия под Праснышем выполнила важную оперативную задачу. В ходе же Второй Праснышской операции были нивелированы последствия Второй Августовской операции, и оперативно-стратегическое положение на ТВД было стабильным и прочным.

topwar.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *