Эсминец «Адмирал Эссен» благополучно вернулся домой из боевого похода в Средиземное море

В Севастополь вернулся фрегат «Адмирал Эссен», который тоже принимал участие в операции против террористов в Сирии. За время боевого похода в Средиземное море экипаж дважды нанес удары по объектам боевиков ракетами «Калибр».

Ждет Севастополь, «Сметливый» и флагман — ракетный крейсер «Москва». В сопровождении буксиров свое место в парадном строю кораблей Черноморского флота занимает «Адмирал Эссен» — фрегат новейшего поколения. Едва сдерживая слезы, родные пытаются разглядеть на огромной палубе знакомые лица.

За долгие месяцы ожидания родные экипажа, кажется, стали одной большой семьей. Самый трогательный подарок приготовили мамы с детьми. «Здесь корабль нарисован, на котором служит мой папа», — рассказывает девочка.

Кто-то не виделся семь месяцев, а кто-то — два с половиной года, с момента спуска фрегата на воду в Калининграде. Изредка говорили по телефону. О том, что экипажу предстоит боевой поход, родные узнали только из новостей.

«И потом по телевизору, представляете, леплю пельмени, Первый канал, новости. И все, начала плакать, это же мой сынок где-то стреляет. Он потом сказал: «Все нормально, мы защищены, ничего с нами не случится», — рассказывает мама военнослужащего Светлана Романова.

«Очень переживала, очень, очень, это просто не передать, как это переживательно за наших дорогих мужчин, не только за своего мужа, а за весь экипаж. Но они славные ребята, русские моряки, настоящие черноморцы, ждем с нетерпением их на берег родной», — делится жена военнослужащего Оксана Харламова.

О том, что сегодня они вернутся домой, своим матерям и женам моряки рассказали в последний момент — военная тайна.

По дороге в Севастополь — родной порт приписки — фрегат прошел боевое крещение. Находясь в Средиземном море, «Адмирал Эссен» выполнил запуск крылатых ракет «Калибр». Запуск был выполнен из пусковых шахт или люков. Последний — всего две недели назад. Тогда эти кадры облетели весь мир.

В ходе недавней операции с этого корабля было выпущено шесть «Калибров». Ракеты отечественного производства в НАТО прозвали «испепелителями». Два адмирала — фрегаты «Эссен» и «Григорович» вместе с подводной лодкой «Краснодар» уничтожили крупные склады вооружения и боеприпасов террористов в двух провинциях Сирии.

Кроме этого, «Адмирал Эссен» несет на борту современный противовоздушный комплекс «Штиль», противолодочные торпеды, вооружен пушками, пулеметами и гранатометами новейших образцов.

«К нам было пристальное внимание, за нами пытались следить и подводные лодки и корабли, но мы выполняли поставленные задачи и помешать нам никто не сможет», — сказал командир фрегата «Адмирал Эссен» Антон Куприн.

«Адмирал Эссен», впервые зашедший в севастопольскую бухту, встречают с оркестром. Экипажу по военно-морской традиции передают каравай и жареного поросенка. Торжественная церемония — на палубе. Здесь расположена вертолетная площадка. С поставленными задачами, как отметил командующий Черноморским флотом, экипаж справился на отлично. Но думать об отпуске рано. На встречу с родными — всего несколько минут.

Задачи и цели определены. В порту приписки «Адмирал Эссен» долго не задержится. Вскоре экипаж снова отправится на выполнение боевых задач в Средиземное море. А третий по счету серийный фрегат Черноморского флота «Адмирал Макаров» в Севастополе встретят уже в этом году.

www.1tv.ru

По факту повреждения винтов корабля «Адмирал Эссен» возбуждено уголовное дело (дополнено)

Дополнение от 2 марта В Калининградской области возбудили уголовное дело по факту повреждения новейшего сторожевого корабля (СКР) «Адмирал Эссен», сообщил «Интерфаксу» руководитель Военно-следственного управления по Балтийскому флоту Сергей Шаршавых.
По словам генерал-майора юстиции, уголовное дело было возбуждено военными следователями буквально на днях, оно касается навигационного происшествия с участием СКР «Адмирал Эссен».

Шаршавых уточнил, что корабль, построенный в Калининграде на заводе «Янтарь» и переданный Военно-морскому флоту России летом 2016 года, получил повреждения винтовой группы и линии вала. «В результате боевой корабль был поставлен на ремонт, не совершив ни одного дальнего похода», — отметил генерал.

В декабре прошлого года военная прокуратура Балтфлота сообщала о проверке по факту повреждения СКР «Адмирал Эссен». «По результатам проверки будет дана правовая оценка действиям (бездействию) соответствующих воинских должностных лиц», — заявил тогда представитель ведомства.

Как сообщалось, СКР проекта 11356 «Адмирал Эссен» был поставлен в док для ремонта на АО «Прибалтийский судостроительный завод (ПСЗ) «Янтарь». Ремонт кораблю понадобился после повреждения винтовой группы и линии вала: в акватории завода при движении задним ходом «Адмирал Эссен» повредил один из своих винтов. Командира корабля, допустившего навигационное происшествие, сняли с должности. Ответственность понесли и другие должностные лица.


***
Дополнение от 2 декабря

Во время инцидента с повреждением винтов «Адмирала Эссена» на борту находилось командование дивизии надводных кораблей Черноморского флота. Вопреки предложению командира фрегата капитана 2 ранга Сергея Томашкова дождаться буксиров, был отдан приказ швартоваться на бочки силами экипажа. Об этом сообщает Центральный военно-морской портал.

«Командир корабля предложил дождаться буксира, с чем не согласился заместитель командира дивизии надводных кораблей ЧФ, капитан 1 ранга Виталий Звягинцев. Он и приказал самостоятельно встать на бочки. При исполнении приказа корабль повредил винтовую систему — бочку затащило под винты», — сообщил источник на Балтфлоте.

Эту информацию подтвердили двое собеседников портала, также проходящие службу на Балтике. Еще двое опрошенных моряков сообщили, что, несмотря на несогласие с решением старшего по званию швартоваться самостоятельно, Сергей Томашков продолжил участвовать в руководстве экипажем при постановке на бочки.

Командование дивизии надводных кораблей ЧФ прибыло на борт «Адмирала Эссена» летом 2016 года. В частности, на новейшем фрегате побывали начальник штаба дивизии капитан 1 ранга Сергей Тронев и командир крейсера «Москва» гвардии капитан 1 ранга Александр Шварц.

На флоте отметили, что с появлением старших по званию на командира «Адмирала Эссена» начало оказываться давление. «Сколько мы ходили с Томашковым — год проходили испытания, — успешно швартовались, ни одной проблемы не возникло за все время службы. Потом пришло черноморское командование и начало раздавать свои указы на повышенных тонах. И командиру говорят, где ему швартоваться, а где — нет», — сообщил один из источников.

На смену командиру фрегата «Адмирал Эссен» капитану 2 ранга Сергею Томашкову придет капитан 2 ранга Антон Куприн, ранее служивший старпомом на крейсере «Москва».

•••

ДОПОЛНЕНИЕ

Вставший на ремонт на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь», новейший фрегат «Адмирал Эссен» повредил винты при попытке встать на бочки без помощи буксиров. Инцидент произошел в акватории Балтийской военно-морской базы. «Навигационное происшествие произошло в акватории Балтийской ВМБ», — сообщил Центральному военно-морскому порталу источник на Балтфлоте. 

Как стало известно, экипаж корабля предпринял попытку самостоятельно пришвартоваться к бочкам в неблагоприятных погодных условиях. По невыясненной причине их затянуло под винты, которыми фрегат маневрировал. Эту информацию подтвердили несколько источников на заводе «Янтарь» и Балтийском флоте. 

При этом с фрегата «Адмирал Эссен», который с 7 ноября находится на заводе «Янтарь», сняли один из гребных валов. По словам заводчан, работающих на предприятии, сроки завершения ремонта к настоящему моменту точно неизвестны. На предприятии решают, что делать с поврежденным в результате навигационного происшествия валом.

Поскольку сам процесс монтажа–демонтажа гребного вала не является сиюминутным, то и о сроках завершения ремонта говорить пока что рано. Один из собеседников также добавил, что вал подлежит восстановлению. Кроме того, на замену были направлены оба винта. По неподтвержденной информации одного из источников на Балтийском флоте, винты к настоящему времени уже отремонтировали.

***

Новейший фрегат проекта 11356 «Адмирал Эссен» поставлен для ремонта в док на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь». Об этом сообщил Интерфаксу источник на предприятии.

«Постановка совершенно нового корабля в док связана с предстоящим ремонтом его винтовой группы и линии вала. Некоторое время назад в акватории завода при движении задним ходом «Адмирал Эссен» повредил один из своих винтов», — сообщил собеседник агентства.

По его словам, во время обследования повреждений специалисты завода установили, что при ударе была смещена и линия гребного вала, которую предстоит отцентровать. Также придется заменить и один из винтов.

Представитель завода подтвердил информацию, что командир корабля, допустивший навигационное происшествие, снят с должности. Пострадали и другие должностные лица. «Настроение у экипажа хуже некуда. Они уже должны были быть на Черноморском флоте, а может быть, и у берегов Сирии», — заключил собеседник.

«Адмирал Эссен» — второй построенный для Черноморского флота фрегат проекта 11356, который стал модернизированной версией экспортных фрегатов типа «Тальвар». Его заложили на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» 8 июля 2011 года, а на воду спустили 7 ноября 2014 года. Государственные испытания корабля начались в конце января 2016 года. Они проходили сначала на Балтийском флоте, а затем — на полигонах Северного флота. Там моряки протестировали все системы фрегата, в том числе вооружение. Андреевский флаг поднят на корабле 7 июня 2016 года.

В середине октября сообщалось, что «Адмирал Эссен» начал переход из Балтийска в Севастополь, однако после этого новостей о фрегате не поступало.


Указанные события случились еще неделю назад.

rugrad.eu

Почему фрегат «Адмирал Эссен» стал самотопом?

Новейший российский фрегат проекта 11356 «Адмирал Эссен» поставлен на ремонт в док на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» (Калининград). Постановка совершенно нового корабля в док связана с необходимостью ремонта его «винтовой группы и линии вала».

В начале ноября в акватории завода при движении задним ходом «Адмирал Эссен» повредил один из своих винтов. Экипаж пытался пришвартоваться к бочкам в неблагоприятных погодных условиях без помощи буксира. Крепления бочек затянуло под винты, в результате чего те вышли из строя.

При обследовании повреждений специалистами завода было установлено, что при ударе смещена также линия гребного вала, которую придется отцентровать. Подлежали ремонту оба гребных винта.

По сообщениям СМИ, «командир корабля, допустивший навигационное происшествие, снят с должности. Пострадали и другие должностные лица».

 

Справка:

«Адмирал Эссен» — второй сторожевой корабль проекта 11356, состоящий на вооружении Черноморского флота России. Корабль входит в состав 30-ой дивизии надводных кораблей. Назван в честь адмирала Российского императорского флота Николая Оттовича фон Эссена.

Сторожевой корабль «Адмирал Эссен» был заложен 8 июля 2011 года на стапеле ПСЗ «Янтарь» в Калининграде (заводской номер № 01358). 7 ноября 2014 года фрегат был спущен на воду.

Получил бортовой номер — 751.

Передача флоту и подъем Военно-морского флага состоялась 7 июня 2016 года.

16 октября 2016 года фрегат «Адмирал Эссен» вышел из Балтийска для совершения межфлотского перехода с Балтийского на Черное море к месту постоянной службы в Севастополь. Однако переход не состоялся по причине повреждения у корабля винто-рулевой группы. Корабль по состоянию на ноябрь 2016 года проходит ремонт винтов в плавучем доке.

Именно по причине повреждения винто-рулевой группы «Адмирал Эссен» не отправился в Средиземное море, а пуски крылатых ракет «Калибр» по позициям террористов в Сирии 15 ноября произвел  «Адмирал Григорович».

Авария в акватории Балтийской военно-морской базы произошла после того, как командир корабля капитан второго ранга Сергей Томашков подчинился прямому приказу находившегося на борту в момент швартовки заместителя командира дивизии надводных кораблей Черноморского флота капитана 1-го ранга Виталия Звягинцева. Фрегат в ходе маневрирования затянул под винты швартовные бочки.

Дело было так. Командир «Эссена» Сергей Томашков из-за неблагоприятных погодных условий предложил швартоваться с помощью буксира. Однако Виталий Звягинцев приказал швартоваться самостоятельно.

«Сколько мы ходили с Томашковым — год проходили испытания, — успешно швартовались, ни одной проблемы не возникло за все время службы. Потом пришло черноморское командование и начало раздавать свои указы на повышенных тонах. И командиру говорят, где ему швартоваться, а где нет», — рассказал один из моряков «Эссена».

Томашков меж тем продолжил непосредственно руководить швартовкой, не предложив Звягинцеву вступить в самостоятельное командование кораблем, как это предусмотрено в таких случаях статьей 102 Корабельного устава.

Справка:

«Корабельный устав Военно-Морского Флота Российской Федерации.

Глава 5.

102.  Командир соединения не вмешивается в управление маневрами корабля, если командир корабля действует правильно или допускает ошибки, не влияющие на безопасность кораблей соединения и корабля. Он указывает на такого рода ошибки после того, как предпринятый командиром корабля маневр будет завершен. 
Если командир соединения признает необходимым взять на себя управление кораблем или его маневрами (для предупреждения опасности, выполнения показного маневра, при борьбе с аварией и в других случаях), то с момента объявления об этом командиру корабля или отдачи непосредственного приказания на руль или машинный телеграф командир соединения несет полную ответственность за корабль. 

Обратную передачу управления кораблем командир соединения осуществляет только после завершения предпринятого им маневра или когда опасность для корабля минует. 

О вступлении командира соединения в непосредственное управление кораблем и об обратной передаче управления кораблем его командиру делается запись в вахтенном журнале. В отсутствие командира соединения на корабле право действовать, как изложено в настоящей статье, предоставляется начальнику штаба и заместителю командира соединения». 

Что касается «виновного действия», то его допустили оба находившихся на борту флотских офицера. «Капдва» Томашков должен был согласно корабельному уставу уступить командование кораблем заместителю командира дивизии и сделать об этом запись в вахтенном журнале. А «капраз» Звягинцев вообще показал свою некомпетентность в управлении кораблем, так как его вмешательство привело к аварии.

Кроме того, аргументация обоих флотских офицеров, которую приводят СМИ, некорректна. В акваториях судоремонтных и судостроительных заводов запрещено движение своим ходом, будь то шторм или полный штиль. А авария произошла во время перехода с завода в базу.

Сейчас на российских военно-морских форумах идет заинтересованное по понятным причинам обсуждение инцидента на Балтике, в котором участвуют морские офицеры самого высокого уровня. И они резонно замечают, что «пока Флот стоял у причалов, выросла плеяда «стояночных» судоводителей. Флот зашевелился — пошли навигационные происшествия». 

В связи с возросшим числом навигационных происшествий, вызванных неграмотными действиями экипажей кораблей, в морской фольклор вернулось изрядно подзабытое словечко «самотоп», смысл которого понятен без перевода.

Однако, высказываются предположения и о том, что неудачная швартовка «Адмирала Эссена» вскрыла заводской брак:

«На моей памяти, лопасти у винтов «крутые» мореходы гнули достаточно часто. А вот чтобы после наезда на что-нибудь линия вала смещалась, такого я чего-то не припомню! Здесь, надо полагать, незадачливый командир заводской дефект вскрыл! Не иначе — «нахимичили» заводчане с опорными подшипниками».

Есть и более детальные комментарии на эту тему:

«Вообще, история какая-то «темная». Ведь для того, чтобы повредить (загнуть) кромки лопастей обоих винтов, корабль должен был на заднем ходу буквально наехать на рейдовую бочку. При этом, если это нормальный корабль, порубленная бочка затонет, а корабль пойдет дальше, испытывая вибрацию кормовой оконечности корпуса. Но, судя по опубликованным статьям, у него еще и центровка линии вала одного из винтов нарушилась! — А если так, то это заводской, либо конструкторский брак! Ведь если линия вала сминает подшипники при ударе лопасти винта о рейдовую бочку, то что с ней станет при взрыве хотя бы 5-и кг тротила у борта? Получается, что обычное плавающее бревно, встреченное на среднем ходу, может легко вывести из строя этот корабль!».

Если заводской брак на «Адмирале Эссене» и имел место, то «карликовую наплаванность» флотских офицеров всех категорий, как язвительно отмечают на форумах бывалые моряки, все же со счетов сбросить нельзя. Достаточно вспомнить, что первый введенный в строй фрегат проекта 11356 «Адмирал Григорович» по прибытии в Севастополь первым делом пропорол себе борт при швартовке.

Нельзя проигнорировать и то, что балтийские воды стали поистине опасными для наших моряков.

В мае 2014 года учебный корабль Балтийского флота «Смольный», на котором предполагалось оправить во Францию экипажи вертолетоносцев «Мистраль», возвращаясь из похода в Средиземное море, во время швартовки навалился кормой на причал. Командование Балтфлота и Западного военного округа некоторое время скрывало этот инцидент. Когда в печать просочилась информация, что корабль стоит на «Кронштадтском судоремонтном заводе», была озвучена версия планового технического обслуживания.

Однако, в сети все равно появились фотографии «Смольного» с хорошо различимыми повреждениями кормы корпуса. Ремонт задержал отправку экипажей «Мистралей» на месяц. Командира «Смольного» сняли с должности.

В апреле 2016 года «навигационное происшествие» в водах Балтики поджидало новую подлодку «Краснодар». 28 апреля телеканал РЕН ТВ сообщил о столкновении «Краснодара» с польской подлодкой «Ожел». Позже эта информация была удалена, а вместо нее появилось сообщение том, что якобы «российская подлодка заставила всплыть польскую субмарину». 

4 мая в Санкт-Петербурге был замечен  «Краснодар», в сопровождении двух буксиров следовавший на «Адмиралтейские верфи». Ремонт продолжался больше двух месяцев — территорию завода подлодка покинула 9 июля. 

В конце июня этого года командующий Балтийским флотом вице-адмирал Виктор Кравчук и начальник штаба флота вице-адмирал Сергей Попов решением коллегии Минобороны были сняты с должностей с формулировкой «за серьезные упущения в боевой подготовке и искажение в докладах реального положения дел». По неподтвержденной информации, вслед за Кравчуком и Поповым были уволены 50 адмиралов и капитанов первого ранга.

Министр обороны Сергей Шойгу поручил своим заместителям, главкому ВМФ России, командующему войсками Западного военного округа, руководителям центральных органов военного управления и новому руководству флота «совместными усилиями принять исчерпывающие меры для исправления сложившейся ситуации и наведения порядка на Балтийском флоте».

Однако, «навигационные происшествия», реально затрудняющие выполнение российским ВМФ боевых задач в Средиземном море, продолжаются. В этой связи позволю себе высказать свою версию этих негативных явлений на Балтфлоте.

Как известно, в восточной части Финского залива расположен принадлежащий России остров Гогланд, с которым связан ряд военно-морских обычаев, хотя кое-кто может назвать их суевериями.

Еще «мореходы-новгородцы, отправляясь в дальний вояж, здесь, у Гогланда, бросали за борт монеты, чтобы бог морей был благосклонен к ним. Поверие давно умерло, но традиция сохранилась».

Подтверждает эту традицию и советский писатель Леонид Соболев: «Всякий старый моряк знает древнее поверье. Оно еще с петровских времен идет: когда в первый раз на корабле мимо Гогланда в море проходишь, надо золотую монету в воду кинуть — вроде как жертву морскому богу, — и тогда все плаванья на этом корабле будут тебе счастливы».

Вот что по этому поводу пишет современный мореплаватель:

«15 июня 1999 года, вторник.
За ночь подошли к северной части Гогланда. После завтрака началась лавировка к южной оконечности острова. 15 ч. 15 мин. — все еще лавируемся. Бросили по монетке — дань Гогланду за пропуск через свои ворота. Ветер то стихает, то усиливается. Постоянно меняем парусину. 22 ч. 20 мин. — прошли Гогланд, лавируемся у острова Родшер. Дальше можно будет лавироваться от Эстонии до Финляндии».

Не берусь утверждать, что все неприятности на Балтфлоте связаны с забвением этой древней традиции, что и вызвало гнев Морского Бога. И даже, напротив, если морское божество и прогневалось на балтийцев, то в первую очередь, если уж говорить об «Адмирале Эссене», — за очевидный флотский бардак и явное нарушение Корабельного устава.

И все же, даже наведя идеальный порядок на кораблях флота, подтянув производственную и технологическую дисциплину на заводе-изготовителе, морские обычаи надо бы уважать и, имея на траверзе грозный Гогланд, не искать приключений и бросить монетку Морскому Богу.

 

Автор: Владимир Прохватилов, президент Академии реальной политики (Realpolitik), эксперт Академии военных наук

argumentiru.com

Мощный удар по позициям боевиков в Сирии нанесен с борта российского фрегата «Адмирал Эссен»

Дмитрий Песков сообщил: Владимир Путин поздравил своего сирийского коллегу Башара Асада. Сегодня произошел исторический прорыв.

Снята блокада Дейр-эз-Зора. Ключевой форпост три года был в окружении террористов. «Это важный шаг и стратегическая победа», — говорится в телеграмме, направленной Башару Асаду. О событиях в Сирии Владимиру Путину доложил министр обороны Сергей Шойгу. Российский президент поздравил также российских военных.

Наши моряки нанесли решающий удар по позициям боевиков группировки ИГИЛ, запрещенной в России и многих других странах. С борта фрегата «Адмирал Эссен» из акватории Средиземного моря выпущены крылатые ракеты «Калибр». Поражены цели в районе Дэйр-эз-Зора, в том числе — укрепления с сетью подземных ходов. Благодаря этой атаке были сорваны планы боевиков.

В результате пусков поражены сразу несколько объектов террористов ИГИЛ: узел связи, пункты управления, а также склады боеприпасов и завод по ремонту бронетехники в окрестностях населенного пункта Эш-Шола. Координаты сообщила разведка.

Интеллектуальная система сама проложила наиболее подходящий маршрут до заданных целей, основываясь на рельефе местности.

Среди членов бандформирований есть выходцы из России и стран СНГ. В итоге планы боевиков укрепить свои позиции вокруг города Дейр-эз-Зор сорваны.

Сирийские войска развивают наступление на позиции боевиков. Бои идут уже на улицах самого Дейр-эз-Зора. По информации российского Минобороны, боевики пытались устроить массированную контратаку с использованием заминированных автомобилей, но она провалилась. Сирийские отряды уничтожили около 50 машин смертников. Сейчас военные зачищают кварталы и расширяют участок прорыва. Это стало возможным благодаря ракетному удару с российского фрегата.

Впервые пуски “Калибров” производятся залпами по три крылатых ракеты с интервалом в две минуты. При этом скорость самого корабля составляет 10 узлов.

Каждая из шести ракет весом больше полутонны. Пороховым зарядом их буквально выбрасывает на высоту до 30 метров. Там уже включаются реактивные двигатели.

Первые секунды после пусков крышки бомболюков еще горячие — температура внутри шахты во время выхода ракеты очень высокая. По всей палубе разбросаны куски из композитных материалов. Это фрагменты защитной оболочки обтекателя так называемой пусковой установки.

Это далеко не первое применение крылатых систем “Калибр” против террористов ИГИЛ в Сирии. В июне сразу два фрегата и подводная лодка Черноморского флота поразили пункты управления боевиков в районе населенного пункта Аккербат в провинции Хама.

Впервые «Адмирал Эссен» вышел в море в ноябре 2015 года, это один из новейших фрегатов, вставших на боевое дежурство в составе группировки кораблей ВМФ России в Средиземном море.

В арсенале сторожевого корабля “Эссен” только последние разработки отечественной оборонки. К примеру, артиллерийская установка А-190 позволяет одинаково эффективно сбивать цели, будь то в небе или на море. Скорострельная 100-миллиметровая пушка способна совершать 60 выстрелов в минуту.

www.1tv.ru

Битва за Черное море:«Адмирал Эссен» против американского эсминца «Портер»

15:38 &nbsp9 Июня 2016

54 731

На судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде передан в состав Черноморского флота фрегат серии 11356Р/М «Адмирал Эссен». Тем самым он составил компанию однотипному кораблю «Адмирал Григорович», вместе с которым теперь образует хоть пока и маленькое, но уже ударное соединение. А таковое, по мнению специалистов, безусловно, необходимо сегодня на Черном море, где в последнее время на глазах возрастает натиск НАТО что в море, что на суше, что в электромагнитном поле противоракетной обороны.

«США, Запад всеми способами стремятся к более массивному, постоянному присутствию сил НАТО в Черном море, — отметил главный военный советник Минобороны РФ адмирал Иван Васильев. — Как откровенно провозглашает руководство НАТО, «с особым упором на морские возможности». В мае Эрдоган заявил, что Черное море превращается в российское озеро, что якобы Россия угрожает единству НАТО и целостности альянса в этом регионе. А президент Румынии говорит, что надо создать флотилию под эгидой и руководством НАТО».

Это все элементы долговременной стратегии НАТО по полному господству в черноморском бассейне, полагает адмирал:

«Именно поэтому они и стремились в Севастополь, именно поэтому они теперь и окучивают Одессу».

Причерноморские страны стали усиленно втягивать в НАТО, хотя едва ли можно было предполагать в конце 1990-х — начале 2000-х годов, что Россия когда-нибудь могла бы стать в регионе угрозой даже для Болгарии или Румынии, не говоря уже о Турции, чей флот в разы превосходил российский ЧФ. К последнему еще в советские времена прилипло прозвище «чи флот, чи не флот», а в российские его просто стали называть домом сирот и престарелых. И даже такие остатки былой нищеты в перспективе запирались в неудобьях Цемесской бухты в Новороссийске (с одновременным раздеванием российского бюджета на оборудование базы флота с нуля). И ведь Россия даже на это соглашалась! В Новороссийске действительно начались безразмерно затратные работы по созданию новой базы флота, который в перспективе рано или поздно выводился из Севастополя.

Церемония передачи фрегата «Адмирал Эссен» Военно-морскому флоту в Калининграде

 

К сожалению для наших «партнеров» из НАТО, политическая «крыша» этого военного блока в лице политиков США слишком поторопилась. «Зеленый свисток» на государственный переворот в Киеве по каким-то причинам прозвучал рано. Да и сам переворот был исполнен грубо, с выплеском на улицы насилия со стороны пребывающих в нацистской экзальтации толп. Украинские политики тоже были грубы и откровенны, а потому планы НАТО по «чистому отъему» Севастополя были озвучены даже и с воодушевлением.

Это вообще оказалась большой проблемой Запада, не раз указывали политологи, — его ставка на внешне полезных, но маргинальных «туземных» политиков. Не начни в Грузии Саакашвили карательную экспедицию против Южной Осетии в 2008 году, не доскачись «свидомые» в Киеве до разорвавшего Украину нацистского переворота, — с чисто военной точки зрения Черное море уверенно превращалось бы в перспективе в «натовское озеро», а вся военно-морская инфраструктура России в его бассейне зажималась в хлипких волноломах Цемесской бухты.

«Активное проникновение НАТО в Черное море — это один из элементов холодной войны, причем очень опасный,— подчеркивает адмирал Васильев. — Ибо море, в отличие от суши, где есть границы между странами, — это зона непосредственного соприкосновения с вероятным противником. Буквально в пределах видимости. Поэтому возникновение конфликтной ситуации становится более вероятным, а главное — более опасным, ибо может сразу перейти в «горячую» фазу».

Вот от подобного «фазового перехода» и должны предохранять небольшие — 4035 тонн водоизмещения, — но подвижные и «зубастые» фрегаты из «адмиральской» серии. При экипаже в 180 человек (плюс 20 морпехов) «Адмирал Эссен» вооружен 8 противолодочными или противокорабельными ракетами «Калибр-НК», 2 зенитными ракетно-артиллерийскими модулями «Кортик» или «Палаш» на 6 тысяч выстрелов и 64 ракеты, зенитно-ракетным комплексом (ЗРК) «Штиль-1» (еще 36 ракет), 8 ЗРК «Игла-1», артиллерийской установкой калибром 100 миллиметров, 48 противолодочными ракетами, торпедными установками и вертолетом.

«Комплексный корабль,— охарактеризовал это великолепие адмирал Васильев. —Ударная мощь у него приличная. Одна ракета «Калибр» сегодня гарантированно уничтожает любой надводный корабль. Залп «Калибрами» — гарантированное уничтожение авианосца. Еще бы — если боезаряд в 220 килограммов «морской смеси»! Помимо этого — мощная ПВО и мощное противолодочное вооружение».

Фрегат «Адмирал Эссен»

 

При этом, дополнил военный эксперт, известно, что ракету «Калибр» трудно сбить: мало того что она захватывает цель на расстоянии 60 километров, то есть не входя в зону противоракетной обороны вражеского судна, но у нее еще и 15 точек коррекции маневра.

А всего таких кораблей на Черноморский флот будет поставлено 6 единиц, отмечают представители ВМФ, — вся «адмиральская» серия.  Даже любопытно было бы посмотреть на — условный, конечно же! — бой между «Эссеном» и только что прошедшим через проливы американским эсминцем «Портер» (Porter). Он примет участие в учениях черноморских стран НАТО. По скорости достигает 32 узлов — на 2 больше нашего фрегата, 90 ракет «Иджис», легко заменяемых крылатыми ракетами «Томагавк», 74 зенитных ракеты «Стандарт-2», 2 установки противокорабельных ракет «Гарпун», противолодочное вооружение тоже на уровне. И вертолет тоже есть.

«Нет, это опасные корабли,— отвергает «боевитые» фантазии советник Минобороны Иван Васильев. — И их недаром обкатывают в Черном море, подбирают состав для создания объединенной натовской флотилии. Он располагает приличной ударной мощью». 

Американский эсминец USS Porter

 

Но главная опасность, по мнению эксперта, в другом. Американские и натовские стратеги не отказывались и не отказываются от своих планов по тотальному контролю над Черным морем. После возвращения Крыма в состав России самый главный бриллиант черноморской военно-морской глобальной стратегической «короны» из-под хищных пальцев Вашингтона ушел.

«Но страны НАТО заинтересованы в том, чтобы теперь закрепиться в Черном море при посредстве и поддержке Украины,— убежден адмирал Васильев. — И заход американского ракетного эсминца «Портер» — это очень серьезное дело. Американцы участвуют в создании морской и береговой инфраструктуры на Украине».

И для этого Украине достаточно, говорят моряки, иметь даже такие легкие, «москитные» посудинки в 50 тонн водоизмещения, как катера типа «Гюрза». Они могут только обозначать свое якобы национальное присутствие, предоставляя свои порты и берега кораблям НАТО на «двусторонней основе».

Александр Цыганов

slovodel.com

«Адмирал Эссен» у берегов Крыма: русский фрегат идёт сбивать «Томагавки»

Благодаря зенитно-ракетному комплексу «Ураган», которым вооружён фрегат, почти все американские крылатые ракеты, запущенные из акватории Средиземного моря, будут перехвачены.

Буквально несколько дней назад, 28 апреля, стало известно, что второй сторожевой корабль (фрегат) проекта 11356 «Адмирал Эссен» наконец-то направился к месту своего постоянного базирования в Севастополе. Фрегат ещё 18 апреля вышел из Кронштадта, где проходил заключительную стадию испытаний, и на сегодняшний день уже прошёл Северное море. Там фрегат был обнаружен патрулирующими данный район кораблями Военно-Морских Сил Нидерландов. 

Schip vd wacht (RDAM) getasked om RFN Admiral Essen (fregat Grigorovich-klasse met oa Kalibr-kruisraketten) evt door onze EEZ te escorteren. pic.twitter.com/qjPJ509tRe

— Rob Verkerk (@GeneraalVerkerk) April 27, 2017

Из-за досадного инцидента с повреждением гребных винтов «Эссен» задержался на Балтийском флоте более чем на полгода (прийти в распоряжение Черноморского Флота корабль должен был ещё осенью прошлого года), но, как мы видим, в итоге это не помешало фрегату выдвинуться к берегам Крыма. Уже в ближайшее время корабль пришвартуется у пирсов Севастополя и серьёзно усилит находящуюся там группировку боевых кораблей (напомним, «Адмирал Эссен» станет вторым «адмиральским фрегатом», наряду с «Адмиралом Григоровичем», отправленным на место постоянного базирования в Чёрное море). Однако, кроме этого, корабль, главной боевой задачей которого будет защита крымских берегов, во время своего перегоночного похода успеет выполнить ещё одну крайне важную миссию.

Фрегат «Адмирал Эссен» на праздничном мероприятии в Кронштадте. Источник фото: ru.wikipedia.org/Автор: Rubin16 — собственная работа, CC BY-SA 4.0

Прежде чем добраться до акватории Чёрного моря «Эссену», естественно, придётся пройти через Средиземное. И именно там, по мнению ряда военных аналитиков, корабль пройдёт свою первую боевую службу (БС). Данное предположение также подтвердил эксперт фонда «Народная дипломатия», военный аналитик Сергей Простаков.

«Фрегаты проекта 11356 изначально было запланировано использовать для компенсации недостатка военных кораблей, имевшегося в российском флоте. При этом такая ситуация возникла до присоединения Крыма и возникновения новой зоны активных действий ВМФ РФ в Средиземном море.

Наиболее необходимыми новые корабли являются в Черноморском флоте. Имея разведывательную технику, зенитное, противокорабельное артиллерийское и ракетное вооружение, а также возможность использования ракет типа «Калибр», «Адмирал Эссен» и другие фрегаты его класса могут выполнять большой набор задач.

Принятие на вооружение таких сторожевых кораблей не только обеспечивает российское военное присутствие и безопасность страны в Черном море и дает возможность более тщательно подойти к оснащению флота ее более современными фрегатами проекта 22350. Российской морской группировке в Средиземном море для полноценного функционирования нужны подобные суда, поэтому вполне вероятно, что «Адмирал Эссен» и другие корабли его серии будут выполнять боевые задачи у берегов Сирии».

Напарником черноморскому фрегату, по-видимому, станет большой противолодочный корабль «Североморск», который, согласно последней информации, в конце апреля покинул Азиатско-Тихоокеанский регион и, обогнув Африку, также направился в Средиземное море.

Первостепенной причиной, согласно которой «Адмирал Эссен» будет нести БС в Средиземном море, естественно, является недавний удар американских крылатых ракет по сирийской авиабазе Шайрат. Дело в том, что благодаря предоставленному Израилем, а также Иорданией воздушному коридору, «Томагавкам», запущенным с американских эсминцев близ острова Крит, по-видимому, удалось обойти зону поражения российских зенитно-ракетных систем С-300, развёрнутых в Сирии и, пользуясь скалистым рельефом местности, беспрепятственно поразить свою цель. Но в том случае, если бы в составе оперативного соединения ВМФ России на Средиземном море в то время находились корабли, оснащённые более менее современными зенитными комплексами, ситуация бы развивалась совершенно другим образом.

Перехватить летящие над морем, а потому крайне уязвимые дозвуковые «Томагавки», которые, кроме того, ведутся инерциальной навигационной системой, по силам даже зенитным ракетам с пассивной головкой самонаведения ближнего радиуса действия. «Кинжал», «Палаш», «Кортик», «Ураган», «Редут», «Форт» — с американскими крылатыми ракетами справилась бы любой из зенитных комплексов, который устанавливались на советские или российские корабли. Однако, как уже говорилось выше, во время американского удара ни одной боевой единицы российского ВМФ, способной уничтожить выпущенные «Томагавки», в Средиземном море не находилось. Однако сейчас сложившаяся по каким-то неясным причинам ситуация уже практически исправлена.

Сразу на следующий день после ракетного удара в акваторию Средиземного моря был направлен головной «адмиральский фрегат» — «Адмирал Григорович». Вооружённый 36-ю новейшими зенитными ракетами «Ураган» корабль Черноморского флота без каких-либо особых проблем перехватит часть американских «Томагавков» в случае повторного пуска по Сирии. Ну а на подстраховку «Григоровичу» как раз выделены «Эссен» и «Североморск», которые уже в самое ближайшее время войдут в Средиземное море.

Большой противолодочный корабль «Североморск», который также совершает переход в Средиземное море. Источник фото: commons.wikimedia.org/By U.S. Navy/Mass Communication Specialist 2nd Class Sylvia Nealy — U-Boot Jäger Seweromorsk (BPK 619) gehört zur Russischen Nordflotte: im Dienst seit 1987, Public Domain

Таким образом, получается, что командование ВМФ своим решением незамедлительно передислоцировать «Адмирала Эссена» в Севастополь убивает сразу двух зайцев. Во-первых, после прибытия фрегата к берегам Крыма в распоряжении Черноморского флота окажется один из самых современных российских кораблей. А, во-вторых, оперативное соединения ВМФ России на Средиземном море будет полностью укомплектовано кораблями, способными отразить воздушную атаку объектов, расположенных на территории Сирии, со стороны воды.

Говоря своими словами, после прихода «Эссена» на помощь «Григоровичу», с большой долей вероятности «Шайрата-2» можно будет избежать. Зная, что в акватории Средиземного моря имеются корабли, способные сбить крылатые ракеты, Пентагон банально не решиться на очередной удар.

Читайте iReactor в Яндексе

inforeactor.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *