» Признаки нормальной здоровой личности Военные страницы Статьи военной тематики

Психологи выделяют признаки нормальной здоровой личности,  к которым относят:

  1. интерес к внешнему миру;
  2. наличие смысла жизни,  определённой жизненной  философии,  которая упорядочивает, систематизирует опыт человека;
  3. существование иерархии ценностей;
  4. целостность личности, адекватность её реакций на изменение обстоятельств;
  5. сбалансированность  основных  нервных процессов (возбудительного и тормозного), адекватная уравновешенность  корковой  и  подкорковой деятельности;
  6. способность к установлению душевных контактов с окружающими;
  7. соответствие поведения человека нормам и традициям,  установленным в обществе;
  8. подчинение общественным целям, выбор законных средств для достижения личных целей и др.

Идеальное психическое здоровье – это не только отсутствие психических заболеваний, но и исключение каких-либо предпосылок к нему. Между идеальным психическим здоровьем и психическими болезнями существует целый ряд промежуточных состояний, характеризующихся различной степенью риска развития психической патологии.

В этом ряду находятся лица с нервно-психической неустойчивостью – это состояние психической дезадаптации, которое характеризуется склонностью к срывам оптимального функционирования и адекватного личностного реагирования в условиях нервного напряжения. Предупреждение и раннее распознавание НПН является главным звеном практической профилактической работы.

Военная служба неизбежно сопровождается значительными психическими и физическими нагрузками. Изменение ритма жизни, разлука с домом и семьей, уставной распорядок дня, регламентированный режим поведения, необходимость подчиняться, повышенная ответственность, бытовые неудобства, различные профессиональные вредности – все это предъявляет повышенные требования к состоянию психического и физического здоровья.

Военнослужащих с низкой « нервно-психической устойчивостью» (НПУ) выделяют в особую группу,  так как при значительных физических и психических нагрузках у них могут произойти биологически обусловленные срывы нервной системы.

Низкая НПУ предполагает наличие у военнослужащего различных предболезненных состояний (крайние варианты психической нормы) со скрытой, невыраженной, либо умеренно выраженной, но компенсированной формой течения,  обусловленные  дефектами  функционирования  нервной системы и снижающие приспособленные возможности организма.

Все военнослужащие,  в  соответствии с требованиями ГОМУ ГШ ВС РФ проходят психологическое (психофизиологическое) обследование в военном комиссариате, а  затем  и  в  воинской части группой профессионального психологического отбора,  в ходе которого у них  определяется  уровень нервно-психической устойчивости.

В соответствии с тестовыми методиками,  разработанными в ГВМУ МО РФ,  военнослужащие по уровню нервно-психической устойчивости делятся на 4 группы:

1 группа — лица с высокой нервно-психической устойчивостью, практически здоровые. Нервно-психические срывы маловероятны.

2 группа — лица с достаточной  нервно-психической  устойчивостью.  Нервно-психические срывы вероятны, если военнослужащий длительное время находится в экстремальной ситуации без соответствующей помощи.
Военнослужащих 1  и 2 групп можно рекомендовать на специальности, требующие повышенной НПУ, а также выполнения задач с оружием и боеприпасами.

3 группа — лица с удовлетворительной нервно-психической  устойчивостью. Нервно-психические  срывы  вероятны  даже  если военнослужащие непродолжительное время находятся в экстремальных условиях,  что ограничивает  использование  этих военнослужащих по отдельным специальностям, либо в определённых ситуациях.

Военнослужащие этой  группы не рекомендуются к несению караульной службы, ограничено годны к несению службы в составе суточного  наряда.  Лица 3  группы НПУ требуют индивидуальных психопрофилактических,  коррекционных и воспитательных мер,  после принятия которых,  и только  в персональном порядке,  может рассматриваться вопрос о допуске их к несению службы с оружием.

4 группа  — лица с неудовлетворительной нервно-психической устойчивостью. Вероятность срывов очень высока даже при умеренных психических и физических нагрузках.  Командир по рекомендации психолога обязан направить этих лиц на консультацию к специалистам  медицинской  службы для принятия  мер и решения на предмет годности к службе в Вооружённых Силах Российской Федерации.

Военнослужащие 3  и  4  групп НПУ должны находится под постоянным динамическим наблюдением войсковых психологов. Один раз в полгода следует дополнительно  проводить  изучение  и  тестирование  лиц с низкой нервно-психической устойчивостью,  делать заключение о их текущем состоянии (снижении или повышении НПУ).

Для выявления группы НПН рекомендуется использование тестовых  методик «Прогноз — 2» и «НПН — А». Все методики, применяемые  для  изучения личного состава,  должны быть предварительно адаптированы,  приведены в соответствие с  законом  нормального распределения и только после этого использоваться на практике.

Выявление лиц с НПН является составной частью работы командиров, из заместителей по воспитательной работе, военных психологов и врачей по изучению индивидуально-психологических особенностей личного состава, сохранению и укреплению психического здоровья военнослужащих.

Мероприятия по выявлению лиц с НПН проводятся на протяжении всего времени пребывания военнослужащих в В\ч. Опыт показывает, что основная часть военнослужащих с НПН и психическими расстройствами (до 80%) выявляется в первые 1-3 месяца после призыва, а остальные (20%) – в процессе дальнейшего прохождения службы. Все выявленные военнослужащие должны быть поставлены на динамическое наблюдение.

Для выявления военнослужащих с низкой НПН может быть использован метод изучения документов. Этот метод даст косвенные признаки НПН: психические заболевания у родителей и близких родственников, перенесенные травмы головного мозга, наблюдение у психоневролога, воспитание в неблагополучной семье, трудности в обучении, сложные отношения  в коллективе, вспыльчивость, раздражительность, раннее пристрастие к алкоголю, курение, употребление наркотиков.

У военнослужащих с низкой НПУ в повседневной деятельности часто наблюдаются:

  • вялость, пониженная активность, истощаемость нервной системы, плаксивость, пониженное настроение, нарушение сна, частые жалобы на головную боль, робость, пугливость, мнительность;
  • раздражительность, вспыльчивость, импульсивность, нарушение ритма и глубины дыхания, тремор рук;
  • замедленный темп действий, навязчивые мысли и действия;
  • замкнутость, погруженность в себя, странные, порой необъяснимые поступки;

Данные признаки должны служить для командира своеобразным сигналом для проведения дополнительного обследования с помощью тестовых методик и других методов психодиагностики.

Работа с военнослужащими групп  с НПН требует комплексного подхода и постоянного взаимодействия командиров, врачей, психологов.

Дата: Январь 18th, 2012

warpages.ru

Усольцев И.В. Исследование нервно-психической устойчивости призывного контингента

Библиографическая ссылка на статью:
Усольцев И.В. Исследование нервно-психической устойчивости призывного контингента // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/57104 (дата обращения: 25.03.2019).

Успешное реформирование, дальнейшее развитие Вооруженных Сил Российской Федерации, а так же выполнение священного долга по защите Отечества непосредственно связаны с качеством призывного контингента военнослужащих.

Как и любой другой социальный институт нашего государства, Вооруженные Силы испытывают на себе последствия всех не стабильностей общественно-политического и социально-экономического характера, через которые в последние десятилетия проходит наша страна. Одним из отрицательных результатов данных процессов является сложившаяся ситуация, в которой институт, функционально призванный защищать государственные интересы, комплектуется слабым для службы в Армии контингентом.

Одним из важных психологических качеств личности военнослужащего является нервно-психическая устойчивость (НПУ). Под НПУ понимается способность военнослужащего регулировать свое взаимодействие с окружающей его средой, а так же целенаправленно действовать в этой среде.

К основным элементам НПУ относят:

  • самооценку индивидуума,
  •  уровень эмоциональной стабильности,
  • наличие социального одобрения со стороны окружающих его людей. [1]

Выделенные элементы НПУ не являются первоосновной причиной регуляции поведения. Они только отражают пропорцию потребностей, мотивов, эмоционального фона, настроения, самосознанья. Поэтому система регуляции – это сложное образование, а слияние всех ее уровней в единую совокупность обеспечивает устойчивость процесса регуляции поведения человека. [2]

Различают 4 группы НПУ: группа с высокой НПУ, с хорошей НПУ, с удовлетворительной НПУ и  неудовлетворительной НПУ.

К группе с высоким и хорошим уровнем НПУ относят военнослужащих, у которых нервно-психические срывы маловероятны. Этих военнослужащих можно рекомендовать на должности, требующие повышенной нервно-психической устойчивости.

К группе с удовлетворительным уровнем НПУ относят военнослужащих, у которых нервно-психические срывы вероятны, особенно в экстремальных условиях. Необходимо учитывать этот факт при определении профессиональной пригодности. Военнослужащие 3 и 4 группы не допускаются к несению службы с оружием.

К группе с неудовлетворительным уровнем НПУ относят военнослужащих, у которых высокая вероятность нервно-психических срывов. Военнослужащие данной группы могут иметь скрытую, невыраженную, либо умеренно выраженную, форму течения. Эта форма обуславливается дефектами функционирования нервной системы. Этим военнослужащим обязательно необходимо дополнительное медицинское обследование у психиатра, невропатолога.

В противоположность НПУ существует понятие – нервно-психическая неустойчивость (НПН). Под НПН понимают склонность человека к проявлению различных форм нарушений психической деятельности при серьёзных психических и физических нагрузках.[4]

Караяни А.Г. и Сыромятников И.В. определяющую роль причины НПН относят к биологической неполноценности нервной системы как врожденной, так и приобретенной. Кроме неполноценности нервной системы НПН может усугубляться негативными психологическими и социальными факторами. К таким факторам и косвенными признаками низкого уровня НПУ обычно относят:

  • психические заболевания у родителей и близких-родственников;
  • перенесенные травмы и инфекционные заболевания головного мозга;
  • наблюдение в психоневрологическом диспансере;
  • ночное недержание мочи;
  • воспитание в неблагополучной семье, отсутствие одного из родителей;
  • очень строгое или «всё дозволенное» воспитание;
  • наличие отсрочки от призыва по состоянию здоровья;
  • приводы в милицию, побеги из семьи, вовлечение в антисоциальные группы;
  • раннее пристрастие к алкоголю, курению, употреблению наркосодержащих препаратов и др. [3]

Основными методами выявления и оценки уровня (группы) НПУ у военнослужащих являются: изучение документов; наблюдение за поведением военнослужащих; индивидуальная беседа; психологическое тестирование.[1]

Для определения группы (уровня) нервно-психической устойчивости (НПУ) у военнослужащих В.Ю. Рыбников разработал анкету «Прогноз-2-02». Данная методика даёт возможность выявить отдельные признаки личностных нарушений, и оценивает вероятность возникновения нервно-психических срывов. При качественном анализе ответов появляется возможность уточнить отдельные биографические сведения, особенности поведения и состояния психической деятельности человека в различных ситуациях. [6]

В.Ю. Рыбников характеризовал уровни нервно-психической устойчивости военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, по соответствующим им результатам психологического обследования в баллах 10-балльной шкале:

  1. Неудовлетворительная НПУ (1-2 балла) – обладатели данной группы, при значительных психических и физических нагрузках, склонны к нервно-психологическим срывам и нарушениям психической деятельности.
  2. Удовлетворительная НПУ (3-5 баллов) – личности из данной группы, при попадании в экстремальные ситуации, склонны к умеренным нарушениям психической деятельности, которые сопровождаются неадекватными: поведением и восприятием окружающей действительности.
  3. Хорошая НПУ (6-8 баллов) – личности, обладающие этой группой, характеризуется малой вероятностью нервно-психических срывов, так же у них сохраняется адекватная самооценка и оценка окружающей среды. Возможны единичные, кратковременные нарушения поведения в экстремальных ситуациях при значительных физических и эмоциональных нагрузках.
  4. Высокая НПУ (9-10 баллов) – обладатели данной группы, при значительных психических и физических нагрузках, характеризуется малой вероятностью нарушений психической деятельности, сохраняя высокий уровень поведенческой регуляции. [6]

Нами проведено исследование уровня НПУ среди военнослужащих молодого пополнения. Целью исследования является изучение уровня НПУ у военнослужащих молодого пополнения призыва и выявление лиц, склонных к нарушениям эмоциональной, волевой, интеллектуальной регуляции при морально-психологических или физических нагрузках.

В исследовании приняли участие 691 мужчина в возрасте от 18 до 25 лет.

Для испытуемых первого этапа исследования характерны следующие социальные характеристики: воспитывавшихся без родителей (сироты) – 4%, воспитывавшихся без матери – 1,3%, воспитывавшихся без отца – 26,5%, лиц, пробовавших наркотические вещества – 1,3%, лиц, злоупотреблявших алкоголем – 2,1%, лиц, имевших приводы в полицию – 3,6%.

Социальные характеристики испытуемых, принимавших исследование на втором этапе: воспитывавшихся без родителей (сироты) – 6,1%, воспитывавшихся без матери – 1,1%, воспитывавшихся без отца – 38,3%, лиц, пробовавших наркотические вещества – 1,7%, лиц, злоупотреблявших алкоголем – 5,6%, лиц, имевших приводы в полицию – 9,4%.

Испытуемые третьего этапа характеризуются следующими социальными характеристиками: воспитывавшихся без родителей (сироты) – 6,9%, воспитывавшихся без матери – 3,1%, воспитывавшихся без отца – 29%, лиц, пробовавших наркотические вещества – 1,55%, лиц, злоупотреблявших алкоголем – 6,9%, лиц, имевших приводы в полицию – 6,9%.

Исследование проведено в три этапа:

  • первый этап – 1 апреля – 31 июня 2014 года;
  • второй этап проводился с 1 октября по 31 декабря 2014 года;
  • третий этап проводился с 1 апреля по 31 июня 2015 года.

В работе использованы следующие методы исследования: наблюдение, структурированная беседа, биографический метод (изучение личных дел, скомплектованных в военных комиссариатах и  автобиографических анкет), психодиагностический метод. В качестве психодиагностической методики использована анкета «Прогноз-2-02».

Результаты полученных исследований представлены в таблице.

Таблица Показатели нервно-психической устойчивости призывного контингента (в %)

 

Этапы исследования

Уровни НПУ

1

2

3

Высокий

7,8

7,2

6,9

Хороший

73,4

72,8

60,3

Средний

15,2

16,1

24,5

Низкий

3,6

3,9

8,3

Анализ результатов показывает, что доля призывного контингента, имеющих высокий уровень НПУ, имеет тенденцию к уменьшению, и с 7,8 снизилась до 6,9%. Доля испытуемых, имеющих хороший уровень НПУ, уменьшилась с 73,4 до 60,3%. Количество испытуемых, имеющих средний уровнем НПУ, характеризовалась достоверным увеличением за анализируемый период с 15,2 до 24,5%. Доля лиц, имеющих низкий уровень НПУ, увеличилась с 3,6 до 8,3%.

Проведённое нами исследование свидетельствует о наблюдаемой  тенденции увеличения количества призывников (с 3,6% до 8,3%) низким уровнем НПУ на фоне некоторого снижения (с 7,8% до 6,9%) количества призывников с высоким уровнем НПУ. Это требует активной работы должностных лиц войсковых частей с призывниками по повышению их НПУ.


Библиографический список
  1. Абдурахманов Р.А., Анцупов А.Я. Военная психология – М.: Военный университет, 1996. – 260 с.
  2. Караяни А.Г., Сыромятников И.В. Введение в профессию военного психолога. – М.: Академия, 2007. – 208 с.
  3. Караяни А.Г., Сыромятников И.В. Прикладная военная психология. – СПб.: Питер, 2006. – 480 с.
  4. Приказ Министра обороны РФ от 26.01.2000 N 50 (ред. от 12.05.2005) “Об утверждении Руководства по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных Силах Российской Федерации”.
  5. http://armyrus.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=250&Itemid=1675.
  6. http://psy-resultat.ru/page205
  7. http://millitary_psychology.academic.ru


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Усольцев Игорь Валерьевич»

web.snauka.ru

Стэновая шкала оценки нервно-психической устойчивости по методике «Прогноз-2»-02

Первичные

показатели по шкале НПУ

41 и более

40-35

34-29

28-21

20-16

15-10

9-6

5-4

3-2

1-0

Стэны

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Таблица 3

Характеристика уровней нервно-психической устойчивости

Стэны

Уровень

НПУ

Заключения и рекомендации

1-2

Неудовлетворительный

Неудовлетворительная нервно-психическая устойчивость или нервно-психическая неустойчивость (4-й уровень НПУ). Очень высокая вероятность нервно-психических срывов. Необходимо дополнительное обследование психиатра, невропатолога.

3-5

Удовлетворительный

Удовлетворительная нервно-психическая устойчивость (3-й уровень НПУ). Нервно-психические срывы вероятны в экстремальных ситуациях, при значительных физических и психических нагрузках.

6-8

Хороший

Хорошая нервно-психическая устойчивость (2-й уровень НПУ). Нервно-психические срывы маловероятны

9-10

Высокий

Высокая нервно-психическая устойчивость (1-й уровень). При наличии других положительных данных можно рекомендовать для службы на воинских должностях, требующих повышенной НПУ.

Текст анкеты «Прогноз-2»-02

1. Бывало, что я бросал начатое дело, так как боялся, что не справлюсь с ним.

2. Меня легко переспорить.

3. Я избегаю поправлять людей, которые высказывают необоснованные утверждения.

4. Люди проявляют ко мне столько сочувствия и симпатии, сколько я заслуживаю.

5. Иногда я бываю уверен, что другие люди знают о чем я думаю.

6. Бывали случаи, что я не сдерживал своих обещаний.

7. Временами я бываю совершенно уверен в своей никчемности.

8. У меня никогда не было столкновений с законом.

9. Я часто запоминаю числа, не имеющие для меня никакого значения (например, номера автомашин и т.п.).

10. Иногда я говорю неправду.

11. Я впечатлительнее большинства других людей.

12. Мне приятно иметь среди своих знакомых значительных людей, то как бы придает мне вес в собственных глазах.

13. Определенно судьба не благосклонна ко мне.

14. Мне часто говорят, что я вспыльчив.

15. Бывало, что я говорил о вещах, в которых не разбираюсь.

16. Я легко теряю терпение с людьми.

17. У меня отсутствуют враги, которые по-настоящему хотели бы причинить мне зло.

18. Иногда мой слух настолько обостряется, что это мне даже мешает.

19. Бывает, что я откладываю на завтра то, что можно сделать сегодня.

20. Если бы люди не были настроены против меня, я достиг бы в жизни гораздо большего.

21. В игре я предпочитаю выигрывать.

22. Часто я перехожу на другую сторону улицы, чтобы избежать встречи с человеком, которого я не желаю видеть.

23. Большую часть времени у меня такое чувство, будто я сделал что-то не то или даже плохое.

24. Если кто-нибудь говорит глупость или как-нибудь иначе проявляет свое невежество, я стараюсь разъяснить ему его ошибку.

25. Иногда у меня бывает чувство, что передо мной нагромоздилось столько трудностей, что одолеть их просто невозможно.

26. В гостях я держусь за столом лучше, чем дома.

27. В моей семье есть очень нервные люди.

28. Если в моих неудачах кто-то виноват, я не оставлю его безнаказанным.

29. Должен признать, что временами я волнуюсь из-за пустяков.

30. Когда мне предлагают начать дискуссию или высказать мнение о вопросу, в котором я хорошо разбираюсь, я делаю это без робости.

31. Я часто подшучиваю над друзьями.

32. В течение жизни у меня несколько раз менялось отношение к моей профессии.

33. Бывало, что при обсуждении некоторых вопросов я, особенно не задумываясь, соглашался с мнением других.

34. Я часто работал под руководством людей, которые умели повернуть дело так, что все достижения в работе приписывались им, а виноватыми в ошибках оказывались другие.

35. Я безо всякого страха вхожу в комнату, где другие уже собрались и разговаривают.

36. Мне кажется, что по отношению именно ко мне особенно часто поступают несправедливо.

37. Когда я нахожусь на высоком месте, у меня появляется желание прыгнуть вниз.

38. Среди моих знакомых есть люди, которые мне не нравятся.

39. Мои планы часто казались мне настолько трудно выполнимыми, что я должен был отказаться от них.

40. Я часто бываю рассеянным и забывчивым.

41. Приступы плохого настроения у меня бывают редко.

42. Я бы предпочел работать с женщинами.

43. Счастливей всего я бываю, когда я один.

44. Иногда, когда я неважно себя чувствую, я бываю раздражительным.

45. Часто я вижу сны, о которых лучше никому не рассказывать.

46. Мои убеждения и взгляды непоколебимы.

47. Я человек нервный и легко возбудимый.

48. Меня очень раздражает, когда я забываю, куда кладу вещи.

49. Бывает, что я сержусь.

50. Работа, требующая пристального внимания, мне нравится.

51. Иногда я бываю так взволнован, что не могу усидеть на месте.

52. Бывает, что неприличная или даже непристойная шутка вызывает у меня смех.

53. Иногда мне в голову приходят такие нехорошие мысли, что лучше о них никому не рассказывать.

54. Иногда я принимаю валериану, элениум или другие успокаивающие средства.

55. Человек я подвижный.

56.Теперь мне трудно надеяться на то, что я чего-нибудь добьюсь в жизни.

57. Иногда я чувствую, что близок к нервному срыву.

58. Бывало, что я отвечал на письма не сразу после прочтения.

59. Раз в неделю или чаще я бываю возбужденным и взволнованным.

60. Мне очень трудно приспособиться к новым условиям жизни, работы или учебы. Переход к новым условиям жизни, работы или учебы кажется мне невыносимо трудным.

61. Иногда случалось так, что я опаздывал на работу или свидание.

62. Голова у меня болит часто.

63. Я вел неправильный образ жизни.

64. Алкогольные напитки я употребляю в умеренных количествах (или не употребляю вовсе).

65. Я часто предаюсь грустным размышлениям.

66. По сравнению с другими семьями в моей очень мало любви и тепла.

67. У меня часто бывают подъемы и спады настроения.

68. Когда я нахожусь среди людей, я слышу очень странные вещи.

69. Я считаю, что меня очень часто наказывали незаслуженно.

70. Мне страшно смотреть вниз с большой высоты.

71. Бывало, что я целыми днями или даже неделями ничего не мог делать, потому что никак не мог заставить себя взяться за работу.

72. Я ежедневно выпиваю необычно много воды.

73. У меня бывали периоды, когда я что-то делал, а потом не знал, что именно я делал.

74.Когда я пытаюсь что-то сделать, то часто замечаю, что у меня дрожат руки.

75. Думаю, что я человек обреченный.

76. У меня бывают периоды такого сильного беспокойства, что я даже не могу усидеть на месте.

77. Временами мне кажется, что моя голова работает медленнее.

78. Мне кажется, что я все чувствую более остро, чем другие.

79. Иногда совершенно безо всякой причины у меня вдруг наступает период необычайной веселости.

80. Некоторые вещи настолько меня волнуют, что мне даже говорить о них трудно.

81. Иногда меня подводят нервы.

82. Часто у меня бывает такое ощущение, будто все вокруг нереально.

83. Когда я слышу об успехах близкого знакомого, я начинаю чувствовать, что я неудачник.

84. Бывает, что мне в голову приходят плохие, часто даже ужасные слова, и я никак не могу от них отвязаться.

85. Иногда я стараюсь держаться подальше от того или иного человека, чтобы не сделать или не сказать чего-нибудь такого, о чем потом сожалею.

86. Часто, даже когда все складывается для меня хорошо, я чувствую, что мне все безразлично.

Приложение 6

studfiles.net

Нервно-психическая устойчивость (НПУ) - это... Что такое Нервно-психическая устойчивость (НПУ)?


Нервно-психическая устойчивость (НПУ)
- Под нервно-психической устойчивостью понимается способность человека регулировать свое взаимодействие со средой деятельности. Она осуществляется в единстве энергетических, динамических и содержательно-смысловых аспектов. Основными элементами уровня нервно-психической устойчивости и поведенческой саморегуляции являются: самооценка, уровень эмоциональной устойчивости, а также наличие социального одобрения (социальной поддержки) со стороны окружающих людей. Все выделенные структурные элементы не являются первоосновой регуляции поведения. Они лишь отражают соотношение потребностей, мотивов, эмоционального фона настроения, самосознания, «я-концепции» и др. Поэтому система регуляции - это сложное иерархическое образование, а интеграция всех ее уровней в единый комплекс и обеспечивает устойчивость процесса регуляции поведения человека.

Различают 4 группы НПУ. При 1 и 2 группах нервно-психические срывы маловероятны, можно рекомендовать военнослужащих на должности, требующие повышенной нервно-психической устойчивости.

- 3 группа - нервно-психические срывы вероятны, особенно в экстремальных условиях. Необходимо учитывать этот факт при определении профессиональной пригодности (3 и 4 группы к несению службы с оружием  не допускаются).

- 4 группа - высокая вероятность нервно-психических срывов. Необходимо

дополнительное медицинское обследование у психиатра, невропатолога.

Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения.— Новороссийск: Издательство: Новороссийск. Г.А. Броневицкий, Г.Г. Броневицкий, А.Н. Томилин. 2005.

  • Нервно-психическая неустойчивость
  • Неврастения

Смотреть что такое "Нервно-психическая устойчивость (НПУ)" в других словарях:

  • НПУ — наборно программирующее устройство Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника, 1997. 527 с. НПУ Новосибирское пехотное училище воен., г. Новосибирск, истор., образование и наука Словарь: Словарь… …   Словарь сокращений и аббревиатур

millitary_psychology.academic.ru

НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ОРУЖИЯ

Последние десятилетия показали мировому сообществу весомость роли вооруженных сил государств. Наряду с ведением боевых действий, большую часть времени военные нашего государства, в частности, несут боевое дежурство. Военнослужащий, проходя военную подготовку, находясь на посту или в зоне боевых действий, характеризуется состоянием постоянной готовности защищать свой пост, город, Родину. Здесь, готовность общее понятие, которое включает в себя профессионально-физическую, личностную, моральную, психологическую готовность. В нашей работе будет рассматриваться именно психологическая готовность к использованию оружия.

На сегодняшний день процент людей с психическими нарушениями растёт. Отмечается падение стрессоустойчивости, морально-психической активности. Следовательно, следует предъявлять повышенные требования к отбору военнослужащих, ведь работа с оружием предполагает наличие особых качеств у военного, таких как дисциплинированность, умение соблюдать устав и установленный распорядок, честность, аккуратность, точное выполнение приказов.

Каждый военный должен получить допуск на хранение, использование оружия, а, следовательно, в особых ситуациях, должен, или даже обязан применить его. Учитывая этот факт, мы можем рассматривать психологическую готовность как разновидность деятельности в экстремальных условиях. Феномен психологической готовности в экстремальных условиях достаточно широко освещен в психологической литературе как зарубежными, так и отечественными учеными, такими как Л.Д. Битехтина, А.Л. Ганюшкин, В.И. Лебедев и др. Тогда как проблема использования оружия военнослужащими в контексте экстремальности является малоизученной, что делает данную тему актуальной.

Целью статьи является изучение особенностей проявления нервно-психической устойчивости и психологической готовности военнослужащих к использованию оружия.

«Под нервно-психической устойчивостью (НПУ) понимается интегральная совокупность врожденных (биологически обусловленных) и приобретенных личностных качеств, мобилизационных ресурсов и резервных психофизиологических возможностей организма, обеспечивающих оптимальное функционирование индивида в неблагоприятных условиях профессиональной среды» [5]. К основным элементам НПУ относят:

  • самооценку индивидуума,
  • уровень эмоциональной стабильности,
  • наличие социального одобрения со стороны окружающих его людей. [1]

Наряду с понятием НПУ, широко используется и понятие нервно-психической неустойчивости (НПН), под которым следует понимать «интегральную совокупность врожденных (биологически обусловленных) и приобретенных свойств личности, которые могут предопределять вероятность неоптимального типа реагирования на неблагоприятные воздействия профессиональной среды» [1].

Вышесказанное свидетельствует о важности того, чтобы в нормальных условиях или перед экстремальной ситуацией военнослужащий находился в состоянии среднего уровня готовности, то есть имел умеренное стремление вступать в бой и к решительным действиям, а, находясь в условиях экстремальности, проявлял самые высокие показатели психологической готовности [3.; 87].

Для изучения различных проявлений нервно-психической устойчивости и психологической готовности военнослужащих к использованию оружия, нами был проведен констатирующий эксперимент, в котором приняло участие 75 военнослужащих срочной службы, возрастом от 18 до 27 лет. Исследование проводилось в двух группах испытуемых. Первую выборки составили военнослужащие, допущенные к использованию оружия, это 48 человек, вторая выборка состоит из не допущенных к оружию – 27 человек.

В качестве диагностического инструментария нами были взяты следующие методики: МЛО «Адаптивность» - многоуровневый личностный опросник А.Г. Маклакова и С. В. Чермянина, опросник ДАП-2 - определение склонности к делинквентному поведению, желания служить в ВС РФ, суицидального риска, методика определения уровня личностной тревожности Ч. Спилбергера - ЛТ - определения в адаптации Ю.Ханина, опросник ВСК - оценка уровня развития волевой саморегуляции А.Зверкова и Е. Эйдмана.

По результатам диагностики было определено, что большинство представителей выборки допущенных к использованию оружия имеют достаточно высокий уровень развития таких личностных свойств и качеств, как личностный адаптационный и коммуникативный потенциал, уровень нервно-психической устойчивости и законопослушности. В выборке военнослужащих недопущенных к использованию оружия по указанным признакам в основном преобладают средние и низкие значения. Тогда как, в первой группе отсутствуют сильно выраженные признаки депрессивных тенденций и ипохондричности, а также яркие вспышки агрессии, а во второй – эти признаки выражены в большей степени. Исследование тревожности выявило, что в группе допущенных к использованию оружия наблюдается преимущественно показатели низкого и среднего уровня, в выборке недопущенных военнослужащих наблюдается аналогичное распределение в зоне среднего и низкого уровня. Также, в ходе исследования было обнаружено, что представителей первой группы можно охарактеризовать, как военнослужащих настойчивых и применяющих навыки самообладания и саморегуляции, тогда как военнослужащие второй группы более слабо применяют навыки саморегуляции и самоконтроля. Было диагностировано, что большинство военнослужащих выборки допущенных к использованию и применению оружия имеют низкий или уровень ниже среднего развития вышеизложенных форм отклоняющегося поведения. Их можно охарактеризовать как дисциплинированных, уравновешенных личностей, не проявляющих признаков суицидального или же зависимого поведения. Они, по большей мере, нейтрально или же положительно относятся к факту прохождения воинской службы. Показатели испытуемых выборки недопущенных к использованию оружия аналогично первой выборки, в основном, находятся в диапазоне средних и низких значений. Для выборки военнослужащих характерно проявление жизненной и профессиональной активности на среднем и высоком уровне, тогда как, военнослужащие не допущенные к использованию оружия проявляют эту активность на среднем и выше среднего уровне. Для военнослужащих первой выборки в большей степени характерен высокий жизненный тонус, недели для представителей второй группы, они более спокойны и уравновешены, в то время как большинство представителей группы недопущенных тревожны, неуверенны в себе и мнительны.

Для математического анализа и проверки достоверности различий в показателях нервно-психической устойчивости и психологической готовности среди выборок военнослужащих допущенных и не допущенных к использованию оружия нами был применён параметрический F-критерий Фишера, при помощи которого, на 5% была подтверждена достоверность различий.

На основании систематизированных знаний по теме нервно-психической устойчивости и психологической готовности военнослужащих к использованию оружия и проведения эмпирического исследования нами были разработаны рекомендации для психологического сопровождения военнослужащих. Так, мы рекомендуем проводить психологические лектории, тренинговые занятия по повышению стрессоустойчивости и формированию навыков саморегуляции, посредством всевозможных психологических способов и приёмов.

Проведенное исследование не исчерпывает все аспекты проблемы особенно в вопросе составляющих психологической готовности военнослужащего в использовании оружия, что может быть изучено в ходе лонгитюдного исследования.

 

Список литературы:

  1. Берг Т.Н. Нервно-психическая неустойчивость и способы ее выявления./Т.Н. Берг – Владивосток: Мор. гос. ун-т., 2005. – 63 с.
  2. Битехтина Л.Д. Готовность к действиям в экстремальных ситуациях среди военных // Вопросы психологии. – 2005.– №11. – С. 41-47.
  3. Маклаков А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях//А. Г. Маклаков. Психологический журнал – 2001. – Т. 22. - № 1. – С. 16-24.
  4. Смирнов В.Н. Профессионально-психологическое обеспечение деятельности сотрудников органов внутренних дел в экстремальных условиях / В.Н. Смирнов. – Домодедово: ВИПК МВД России, 2003. – 173 С.
  5. Спивак Л.И. Раннее выявление военнослужащих с нервно- психическими расстройствами./ Л.И. Спивак. – Методическое пособие. – М.: Воениздат, 1984. – С. 41-44.

sibac.info

Оценки выраженности признаков нпн у военнослужащих на различных этапах изучения пополнения.

  1. Психические заболевания у родителей и близких родственников.

  2. Перенесенные травмы и инфекционные заболевания головного мозга.

  3. Наблюдение в психо-неврологическом диспансере.

  4. Ночное недержание мочи.

  5. Воспитание в неблагополучной семье.

  6. Отсутствие одного из родителей.

  7. Наличие отсрочки от призыва по состоянию здоровья.

  8. Приводы в милицию.

  9. Трудности в обучении и освоении профессии.

  10. Вовлечение в антисоциальные группы.

  11. Сложные отношения с товарищами.

  12. Низкая общественная активность.

  13. Узость и несоответствие возрасту интересов и увлечений.

14.Раннее пристрастие к алкоголю, курению, употреблению наркосодержащих препаратов.

Воспитывался без родителей.

Умер один из родителей.

  1. Родители в разводе.

  2. Близкие родственники или родители страдают (страдали) психическими заболеваниями.

  3. Родители или близкие родственники имели судимость

  4. Неприязненное отношение к родителям.

  5. Плохие взаимоотношения в семье.

  6. Чрезмерно строгое воспитание

  7. Чересчур мягкое ("тепличное") воспитание.

  8. Безнадзорность.

  9. Побеги из дома.

  10. Отец (мать) злоупотреблял(а) спиртными напитками.

  11. Отец (мать) лечился(ась) от алкоголизма.

  12. Тяжелые жилищно-бытовые условия.

  13. Очень низкая успеваемость в школе.

  14. Значительные нарушения дисциплины в школе

  15. Замкнутость, боязнь выступлений перед аудиторией

  16. Значительные и частые конфликты с товарищами

  17. Нарушения производственной дисциплины (опоздания, прогулы ...)

  18. Значительные и частые конфликты с товарищами по работе

  19. Низкая работоспособность, быстрое наступление усталости

  20. Систематическое употребление алкоголя

  21. Признаки алкоголизма

  22. Раннее начало употребления алкоголя ( в 13 - 15 лет)

  23. Раннее начало курения( в 13 - 15 лет)

  24. Употребление наркотиков

  25. Многочисленные конфликты в семье, школе, на производстве и в других коллективах

  26. Повышенная раздражительность вспыльчивость

  27. Агрессивность

  28. Чрезмерные депрессивные реакции

  29. Эгоистическая направленность интересов

(см. Приложение 4)

  1. Замкнутость, уединение.

  2. Стеснительность, нерешительность, робость.

  3. Плаксивость.

  4. Обидчивость.

  5. Вспыльчивость, раздражительность.

  6. Конфликтность, пререкания, отказ выполнять приказы, нарушение распорядка дня.

  7. Развязанность в поведении.

  8. Неустойчивость настроения.

  9. Безынициативность.

  10. Излишняя принципиальность.

  11. Театральность, манерность.

  12. Недостатки артикуляции (косноязычие, шепелявость).

  13. Плохое знание русского языка.

  14. Мышечные подергивания, дрожание конечностей.

  15. Неловкость, угловатость движений.

  1. Наблюдались ли снохождения

  2. Есть ли у военнослужащего ночное недержание мочи ?

  3. Есть ли трудности в сосредоточении внимания ?

  4. Плохая ли у военнослужащего память ?

  5. Есть ли какие-нибудь навязчивые действия, движения ?

  6. Замечена ли у военнослужащего плаксивость

  7. Замечены ли у военнослужащего расстройства сна (длительное засыпание, поверхностный сон, частые пробуждения ночью, устрашающие сновидения) ?

  8. Часто ли забываются совершенные действия ? (закрыл ли дверь, выключил ли свет ...)?

  9. Замечено ли преобладание беспричинно плохого настроения ?

  10. Замечено ли преобладание беспричинно приподнятого настроения ?

  11. Замечены ли беспричинные периодические перемены настроения ?

  12. Замечена ли у военнослужащего усталость и вялость по утрам ?

  13. Замечена ли у военнослужащего нетерпеливость, непоседливость, суетливость ?

  14. Замечена ли у военнослужащего повышенная тревожность ?

  15. Замечена ли у военнослужащего сонливость днем ?

  16. Замечена ли у военнослужащего раздражительность, вспыльчивость?

Замечена ли у военнослужащего повышенная утомляемость?

studfiles.net

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ ЮНОШЕЙ-СТУДЕНТОВ К СЛУЖБЕ В АРМИИ

Постановка проблемы. Прохождение срочной воинской службы является обязательным этапом взросления юноши. Однако в настоящее время все меньше и меньше юношей стремятся проходить воинскую службу. В юношеской среде распространяются негативные, и чаще всего предвзятые, отзывы о реальностях армейской службы. Так же, учитывая уровень развития общества на современном этапе, можно утверждать, что большинство призывников не соответствуют высоким критериям физического, психического и социального развития, позволяющих безболезненно адаптироваться к новым условиям. Некоторые проблемы и затруднения, которые могут возникнуть при адаптации к воинской службе, психолог имеет возможность скорректировать во время прохождения юношами обучения в образовательных учреждениях.

Формулировка цели статьи. Целью данной статьи является раскрытие на основе результатов проведенного исследования основных проблем в эмоционально-личностной сфере юношей-студентов, которые впоследствии, затрудняют их успешную адаптацию к условиям службы в армии.

Изложение основного материала исследования.

Считается, что если человек способен гибко и эффективно действовать в новых и потенциально опасных условиях, придавать событиям желательное для себя направление, осуществлять свои цели и устремления, то он активный субъект адаптационного процесса, а значит, адаптивен. Следовательно, адаптивная личность – это личность, которая способна оптимально для себя приспособиться к условиям жизнедеятельности в новой среде и впоследствии психически, личностно и социально развиваться.

Критериями адаптивной личности являются: 1) способность контролировать события, понимать причины стресса, осознавать действия, которые необходимо предпринять; 2) мобилизация новых ресурсов, внешних и внутренних источников помощи; 3) гибкость в решении проблем; 4) низкий уровень тревожности; 5) проявления индивидуальной эмоциональной, интеллектуальной и когнитивной организации жизни; 6) баланс напряженности-расслабленности [3, с. 50].

Согласно данным критериям, был подобран комплекс диагностических методик: методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса, Р. Даймонда, методика «Прогноз» В.Ю. Рыбникова, шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина и ассоциативный ряд, состоящий из слов, связанных с прохождением воинской службы и социально-психологической адаптации юношей-студентов к службе в армии. В исследовании приняли участие 32 юноши в возрасте от 17 до 20 лет.

Обобщенные результаты методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса, Р. Даймонда представлены в таблице 1.

 

Таблица 1

Уровни социально-психологической адаптации по методике К. Роджерса,

Р. Даймонда

Шкалы

Уровни

Высокий

уровень

Средний уровень

Низкий уровень

 

Кол-во человек

%

Кол-во человек

%

Кол-во человек

%

Адаптация

9

28,125

14

43,75

9

28,125

Самопринятие

10

31,25

11

34,375

11

34,375

Принятие других

9

28,125

12

37,5

11

34,375

Эмоциональная комфортность

10

31,25

14

43,75

8

25

Интернальность

11

34,375

11

34,375

10

31,25

Стремление к доминированию

9

28,125

16

50

7

21,875

 

Из таблицы 1 видно, что среди всех 32 испытуемых, низкий уровень адаптации имеют – 9 чел. (28,125 %), не принимают себя – 11 юношей (34,375 %), не принимают окружающих – 11 чел. (34,375 %), отсутствует эмоциональный комфорт у 8 чел. (25 %), не подвержены интернальности – 10 чел. (31,25 %) и имеют стремление к доминированию – 7 чел. (21,875 %).

У юношей с низким уровнем адаптации, эмоционального комфорта, самопринятия и принятия других в процессе социально-психологической адаптации к армии могут возникнуть существенные проблемы. А низкий уровень интернальности и стремления к доминированию, в соответствии с принятыми нормами армейской среды, наоборот, может ее улучшить и ускорить.

Методика «Прогноз» В.Ю Рыбникова предназначена для определения уровня нервно-психической устойчивости (НПУ) и позволяет выявить отдельные признаки личностных нарушений, а также оценить вероятность возникновения нервно-психических срывов. Качественный анализ ответов позволяет уточнить отдельные биографические сведения, особенности поведения и состояния психической деятельности человека в различных ситуациях [2, с. 52]. Данная методика поможет понять, способен ли будущий призывник справиться со стрессовыми ситуациями, с которыми ему придется столкнуться в начале и на протяжении всей службы. Результаты методики «Прогноз» В.Ю Рыбникова представлены ниже в таблице 2.

 

Таблица 2

Обобщенные данные уровня нервно-психической устойчивости (НПУ) по методике «Прогноз» В.Ю. Рыбникова

Оценка по

10-балльной

шкале

Количество испытуемых

Уровень НПУ

Прогноз

человек

%

человек

%

человек

%

1-2

10

69,0

Неудовлетворительная

Неблагоприятный

3-5

22

31,0

Удовлетворительная

Благоприятный

             

 

Исходя из полученных результатов, можно утверждать, что у испытуемых отсутствуют уровни «хорошей» и «высокой» нервно-психической устойчивости. У большинства юношей НПУ соответствует уровню «удовлетворительная» – 22 человека (69,0 %). Это говорит о том, что для них нервно-психические срывы и неадекватное поведение вполне вероятны, особенно в стрессовых ситуациях. У 10 человек (31,0 % испытуемых) уровень НПУ соответствует уровню «неудовлетворительная» –Эти юноши склонны к нарушениям психической деятельности, психическим срывам при физических и психических нагрузках. Служба в армии предполагает попадание с ситуации, связанные с возникновением непредвиденных обстоятельств и увеличением нагрузок. Так же армейская социальная среда и особая обстановка в условиях части подразумевает повышенную ответственность и давление на юношу. Таким образом, согласно полученным результатам, можно сделать вывод о том, что у большинства юношей при попадании в ситуацию прохождения армейской службы могут произойти нервно-психические срывы и образоваться нервно-психические расстройства.

Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина  является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека).

Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная (ситуативная) тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушение тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и с психосоматическими заболеваниями. Но тревожность не является негативной изначальной чертой. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной личности. Слишком низкий уровень тревожности часто сопровождается низким уровнем мотивации, депрессивными состояниями, отсутствием активности. При этом существует индивидуальный оптимальный уровень «полезной тревоги» [1]. Результаты, полученные при проведении данной методики, представлены в таблице 3.

Таблица 3

Результаты по шкале личностной тревожности методики Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина

Уровни

Количество испытуемых

%

Низкий

12

38,0

Средний

16

50,0

Высокий

4

12,0

Как видно из Таблицы 3, в основном юношам свойственен умеренный уровень личностной тревожности – 16 чел. (50%) и низкий – 12 чел. (38 %).

Высокая личностная тревожность наблюдается только у 4 чел. (12 %), что свидетельствует о наличии внутреннего конфликта или психосоматических заболеваний.

 

Таблица 4

Результаты по шкале реактивно (ситуативной) тревожности методики Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина

Уровни

Количество испытуемых

%

Низкий

6

25,0

Средний

23

66,0

Высокий

3

9,0

 

Как видно и табл. 4, у юношей в основном преобладает умеренный уровень ситуативной тревожности – 21 чел. (62 %).

Чтобы понять, какие чувства и ассоциации вызывает у юношей армейская служба, им была предложена проективная методика «Ассоциативный ряд». К понятиям: «армия» чаще используются ассоциации «солдаты», «служба», «война», «оружие»; «служба» – «армия», «подготовка», «работа»; «воинская часть» – «дом», «казарма», «контрольно-пропускной пункт»; «солдат» – «военный», «ребенка не обидит» и к понятию «приказ» чаще всего используются ассоциации «выполнять».

Представленные ассоциации адекватны предлагаемым понятиям. Вместе с тем достаточно часто определенные слова у юношей, в частности «солдат» и «воинская часть», вызывали негативные ассоциации.

Выводы.

Сравнительный анализ результатов показал, что особого внимания заслуживают испытуемые, у которых неудовлетворительная нервно-психическая устойчивость сочетается с высоким уровнем личностной и ситуативной тревожности. Для того, чтобы устранить имеющиеся сложности требуется провести коррекционно-развивающую программу, содержащую в себе обучение определенным стратегиям поведения в стрессовых ситуациях и навыкам снижения тревожности.

 

Список литературы:

  1. Карелин А.А. Большая энциклопедия психологических тестов / А.А. Карелин. – М.: Эксмо, 2007. – 416 с.
  2. Куприянов Р.В. Психодиагностика стресса: практикум / сост. Р.В. Куприянов, Ю.М. Кузьмина. – Казань: КНИТУ, 2012. – 212 с.
  3. Сафонова Л.В. Содержание и методика психосоциальной работы: учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. В. Сафонова. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 224 с.

sibac.info

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *