Министерство обороны России в 2013 году начнет модернизацию стратегических дальних бомбардировщиков Ту-95МС до версии Ту-95МСМ, пишет газета "Известия" со ссылкой на источник в главкомате ВВС. Обновленные самолеты прослужат до 2020-2025 года, после чего будут заменены новым бомбардировщиком, разработка которого сейчас ведется в рамках программы Перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА).
В ходе программы модернизации на Ту-95МС будет заменено только радиоэлектронное оборудование, в то время как планер и двигатели доработкам подвергаться не будут. Как ожидается, на бомбардировщики будет установлен новый прицельно-навигационный комплекс, который позволит использовать новые стратегические крылатые ракеты Х-101. Кроме того, на Ту-95МС установят навигационный комплекс на базе ГЛОНАСС.
По словам источника газеты, остаточный ресурс дальних бомбардировщиков составляет около 30-40 лет. Из почти сотни Ту-95МС модернизации будут подвергнуты несколько десятков, а остальные подпадут под списание. Участвовать в программе обновления бомбардировщиков будут Московский институт электромеханики и автоматики и Центральный научно-исследовательский радиотехнический институт имени Берга.
Между тем, отмечает газета, модернизированные Ту-95МСМ скорее всего прослужат дольше запланированных десяти лет. Дело в том, что проект ПАК ДА находится только на начальных этапах разработки и на создание и испытание самолета потребуется 20-25 лет. При этом, поступив на вооружение, ПАК ДА не сможет сразу заменить все Ту-95МСМ; этот процесс завершится только через пять-семь лет.
Российская компания "Фазотрон-НИИР" получила задание разработать прототип радара с активной фазированной антенной решеткой для истребителя МиГ-29, сообщает Jane's. Новая РЛС будет создаваться на базе радара "Жук-А", разрабатываемого для перспективного истребителя МиГ-35. В создании нового радара для МиГ-29 заинтересованы ВВС России и еще одной страны, название которой не разглашается.
Радар для МиГ-29, по данным источника агентства, будет на 30 процентов крупнее рабочего прототипа "Жук-А", установленного на МиГ-35, который принимал участие в индийском тендере MMRCA. Улучшенная версия РЛС для МиГ-29, которая предположительно будет устанавливаться и на серийные МиГ-35, получит около тысячи приемопередающих модулей. Новая РЛС сможет обнаруживать до 60 целей на дальности в 200 километров.
Рабочий прототип нового радара будет установлен на истребитель МиГ-29М2-9.15, принадлежащий РСК "МиГ" и используемый для испытания различного авиационного оборудования. Сроки создания РЛС для МиГ-29 на базе "Жук-А" пока неизвестны. Новый радар может быть включен ВВС России в программу модернизации имеющихся истребителей МиГ-29.
Между тем, как отмечает Jane's, вторым заказчиком разработки версии "Жук-А" для МиГ-29 могут быть ВВС Индии, которые ранее провели модернизацию 62 таких самолетов (54 одноместных и восьми двухместных). По словам источника агентства, индийских военных впечатлили возможности "Жук-А", продемонстрированные в ходе MMRCA, и они решили включить новый радар в следующий этап программы модернизации МиГ-29.
Прототип перспективного российского истребителя Т-50 (ПАК ФА) выполнил первые подход и стыковку с самолетом-заправщиком Ил-78 ВВС России, говорится в пресс-релизе "Сухого". В испытаниях принимает участие второй прототип перспективного истребителя - Т-50-2, а также самолет сопровождения Су-25УБ с экипажем из испытательного центра ВВС России. Детали проходящих испытаний не сообщаются.
Параллельно, как уточняет "Сухой", Т-50-2 проходит испытания на устойчивость, управляемость и прочность "в большом диапазоне до- и сверхзвуковых режимов полетов в различных конфигурациях". Первый прототип перспективного истребителя - Т-50-1 - проходит подготовку к полетам на больших закритических углах атаки, а также испытаниям на сверхманевренность.
В начале августа 2012 года начались испытания третьего прототипа самолета - Т-50-3 - с новой бортовой радиолокационной системой с активной фазированной антенной решеткой и оптическими каналами. По данным "Сухого", в режимах "воздух-воздух" и "воздух-поверхность" РЛС показала "значительные и устойчивые результаты на уровне существующих возможностей лучших образцов авиационной техники".
Фронтовые бомбардировщики Ту-22М3 получат новое бортовое радиоэлектронное оборудование СВП-24-22. Об этом, как сообщает ИТАР-ТАСС, заявил Александр Панин, генеральный директор "Гефест ИТ", разработавшего комплекс. Предприятие получило контракт Министерства обороны России, по которому до конца 2012 года оно должно установить СВП-24-22 на четыре бомбардировщика Ту-22М3.
В настоящее время новый комплекс установлен пока на одном Ту-22М3, который проходит испытания. Они должны завершиться в ближайшее время. Установка системы будет вестись в рамках программы по модернизации бортового оборудования бомбардировщиков; она реализуется отдельно от другой программы глубокой модернизации, через которую должны пройти 30 самолетов. По словам Панина, СВП-24-22 позволит сократить время наземной подготовки и контроля самолета до пяти раз.
Новый комплекс позволит бомбардировщикам повысить точность авиационных систем поражения, а также навигацию. Кроме того, СВП-24-22 обеспечивает точный заход боевого самолета на посадку без наземных курсоглиссадных систем и в сложных метеоусловиях. Система БРЭО СВП-24 является универсальной и может быть установлена на многие типы самолетов и вертолетов ВВС России, включая бомбардировщики Су-24М, Ту-22М3 и вертолеты Ка-52.
Задержки в строительстве новых российских кораблей связаны с несколькими ошибками, допущенными руководством ВМФ и властей. Об этом в интервью газете "Ведомости" заявил Валентин Пашин, научный руководитель и заместитель генерального директора ЦНИИ имени академика Крылова, главной российской исследовательской кораблестроительной организации. По словам Пашина, в России отсутствует долгосрочная стратегия формирования флота и слишком велика номенклатура строящихся классов и проектов кораблей.
В США существует программа развития флота на 40 лет вперед, которая практически не меняется при смене флотского командования. В России же, по словам Пашина, действуют краткосрочные программы, изменения в которых подвержены влиянию "конъюнктурных или субъективных факторов". "Каждый новый главком приходит со своим видением облика отдельных кораблей и флота в целом, и это объяснимо", - отметил научный руководитель ЦНИИ имени Крылова. Как следствие - создано слишком большое количество типов и проектов кораблей.
"Посмотрите хоть, что происходит: корветов - четыре типа, номенклатура больших и малых катеров зашкаливает. Два проекта фрегатов. Я вообще считаю ошибкой, что мы не продолжили строительство фрегатов 11356 на Балтийском заводе, после того как Индии была сдана первая тройка таких кораблей. Вся технология и производство были отработаны, и надо было гнать серию", - рассказал Пашин. В настоящее время в интересах Министерства обороны России ведется строительство фрегатов проекта 11356.