Михаил Осипович Бритнев — русский судовладелец, судостроитель, создатель 1-го в мире ледокольного судна. Родился в купеческой семье. С 1840г. занимался предпринимательством в Кронштадте. Построил несколько плавучих кранов для разгрузки судов. Позднее эту идею взяло на вооружение морское ведомство. В 1862г. организовал регулярное пароходное сообщение Кронштадт—Ораниенбаум. В 1864г., чтобы продлить навигацию на линии без прорубания канала во льду для пароходов, переоборудовал свой пароход «Пайлот» в ледокольное судно. Форштевень был скошен под углом 20° ниже ватерлинии, что позволило судну ломать лёд и значительно ослабляло силу удара при встрече со льдинами. Удачная эксплуатация «Пайлота» побудила Бритнева построить 2-е подобное судно — «Бой». В 1868 году,будучи потомственным почетным гражданином Кронштадта, избирался городским Головой. В этом же году основал в Кронштадте свой судостроительный литейный и механический завод. Построенные им пароходы долгое время плавали на р. Енисей, Лена и оз. Байкал. В 1869г. открыл 1-ю в России водолазную школу. В 1871г. продал чертежи «Пайлота» в Германию, по которым в Гамбурге был построен ледокол «Айсбрехер-1», что послужило толчком к строительству подобных судов в Германии, Дании, Швеции, США и Канаде. Адмирал Макаров С.О., создатель 1-го арктического ледокола «Ермак», высоко ценил Бритнева и считал его своим предшественником. Бритнев также был одним из учредителей 1-го Ссудного сберегательного товарищества и Городского кредитного общества в Кронштадте, Андреевского приходского попечительства и Андреевского детского приюта.