Троянов Лев Сергеевич – доктор технических наук, дважды лауреат Государственной премии, крупный специалист в области создания танков и самоходных артиллерийских установок. Родился 18 мая 1902 г. в селе Большой Сундырь б. Казанской губернии, в семье земского врача. Позднее семья переехала в Астрахань, где Лев Сергеевич окончил реальное училище в 1919 г. и поступил добровольцем на службу в Красную Армию. В конце 1921 г. он приезжает в Ленинград и поступает в Ленинградский технологический институт на механический факультет, совмещая учебу с работой в инженерно-технических должностях на ряде промышленных предприятий. В августе 1929 г., после успешной защиты дипломного проекта авиационного двигателя он поступает на работу в Опытно-конструкторский машиностроительный отдел (ОКМО) завода «Большевик» на должность конструктора. С этого времени по 1942 г. Л.С.Троянов без всяких перерывов работал в одной и той же старейшей конструкторской организации отечественного танкостроения, которая вследствие многочисленных разделов или слияний заводов меняла только свое название, пройдя творческий путь от конструктора до заместителя начальника конструкторского бюро. ОКМО в те годы был центром отечественного танкостроения, где под руководством С.А.Гинзбурга, О.М.Иванова, Н.В.Барыкова были созданы основные типы первых советских серийных танков – легкие танки сопровождения пехоты МС-1 и Т-26, танки прорыва – средний Т-28 и тяжелый Т-35, большое количество опытных образцов танков и самоходных установок массой от 3 до 65 т., вооруженных пулеметами и орудиями калибра до 203 мм., и где проводились работы по созданию плавающих и авиадесантируемых машин, по подводному вождению танков, где впервые были созданы танки с противоснарядным бронированием, огнеметные танки. Здесь работали ведущие советские танкостроители М.И.Кошкин, Н.В.Цейц, И.С.Бушнев, Н.А.Астров, Э.Ш.Палей, Г.Н.Москвин, К.И.Буганов, М.А.Шуфрин и другие. В этой плеяде замечательных специалистов Лев Сергеевич Троянов сразу занял одну из ведущих ролей, причем его «специализацией» наряду с общетанковыми вопросами, стало создание самоходно-артиллерийских установок разных калибров – от 45до 203 мм. Первой его системой, принятой на вооружение стала 203-мм гаубица Б-4 образца 1931 г., создававшаяся на заводе «Большевик», для которой он сконструировал оригинальный нижний станок на гусеничном ходу. Впоследствии на этом станке были созданы еще два орудия большой мощности – 152 мм Бр-2 и 280 мм Бр-5, составившие с Б-4 так называемый «большой триплекс орудий РВГК». В период 1932-1936 гг. Троянов создает серию самоходных установок на базе серийного легкого танка Т-26 – 76-мм СУ-5 в трех модификациях – с 76, 122 и 152-мм орудиями, зенитную 76-мм САУ СУ-6, которые были выпущены малыми сериями и поступили в войска, закрытую АТ-1 – аналог немецкого «Артштурма», а также делает попытку создать 45-мм противотанковые САУ на базе плавающего малого танка Т-37 – СУ-37 и СУ-45, не получившие дальнейшего развития. В 1936-1939 гг., после начала серийного производства тяжелого танка Т-35, Лев Сергеевич создает на его шасси серию самоходных установок большой мощности СУ-14, СУ-14-1 с 203-мм гаубицей и СУ-14-2 со 152-мм пушкой, так называемый «большой самоходный комплекс». Эти уникальные артсамоходы приняли участие при прорыве линии Маннергейма. Но основным направлением работы в ОКМО были все-таки танки, и Л.С.Троянов в апреле 1932 г. представляет на конкурс проект тяжелого танка, до сих пор не имеющий аналогов в мире. Он предложил танк массой 300 т. собрать из двух гусеничных «полутанков» и поперечной платформы с главной орудийной башней и гаубицей 203 мм. На каждом «полутанке» располагались две «малые» орудийные башни с пушками калибра 152 мм. Соединенные в одну громадную машину, все три элемента образовывали 4-гусеничный агрегат длиной 17,5 м, шириной 6,52 м и высотой 5 м, защищенный 150-мм корабельной броней. В качестве силовой установки могли быть использованы два паровых двигателя по 1500 л.с. или дизель-электрические агрегаты от подводной лодки. Каждый «полутанк» имел возможность действовать самостоятельно. Эти три работающих элемента могли быть также смонтированы на железнодорожных платформах и образовывать бронепоезд. Этот, а также другие конкурсные проекты были тщательно изучены, и, несмотря на то, что они не были осуществлены, реальная польза от них была и немалая – конструкторы приобретали опыт проработки различных проектов перспективных тяжелых танков. С августа 1938 г. в ОКМО развернулось проектирование тяжелого трехбашенного гусеничного танка с противоснарядным бронированием Т-100 и артсамоходов большой мощности на его базе. Над этими машинами под руководством Н.В.Барыкова работали лучшие конструкторы – С.А.Гинзбург, Э.Ш.Палей, Л.С.Троянов, И.С.Бушнев, И.В.Гавалов и др. Над таким же танком – СМК работало и СКБ-2 Кировского завода, руководимое Ж.Я.Котиным, так что работа имела конкурсный характер. В дальнейшем в СКБ-2 был разра-ботан однобашенный танк КВ. К началу советско-финской войны опытные тяжелые танки – СМК, КВ, Т-100 и артсамоход Т-100У со 130-мм морским орудием, главным конструктором которого был Л.С.Троянов, были готовы, и после предварительных заводских испытаний направлены на фронт, где приняли непосредственное участие в боевых действиях при прорыве линии Маннергейма. По результатам войсковых испытаний, работы по многобашенным танкам были прекращены, а на серийное производство принят танк КВ. Коллективу же, где работал Л.С.Троянов, было дано срочное задание создать новый легкий массовый танк сопровождения пехоты взамен безнадежно устаревшего, но выпускаемого заводом №174 танка Т-26, составлявшего к тому времени, наряду с колесно-гусеничными легкими танками БТ Харьковского завода, основу танкового парка Красной Армии. Новый легкий танк разрабатывался сразу в двух вариантах – тихоходный с максимальной скоростью 35 км/ч, но хорошо защищенный (защита – на уровне уже принятого на вооружение танка Т-34), под индексом Т-126, и быстроходный – скорость более 50 км/ч, с защитой на 20% меньше – Т-50. Лев Сергеевич был главным конструктором обеих версий, которые имели общую компоновку, форму корпуса и башни, основные узлы моторно-силовой установки и ходовой части, отличаясь лишь катками и передаточными числами трансмиссии. На танках массой 17 и 15 т была применена торсионная подвеска, рядный 220-300-сильный 6-цилиндровый дизель – «половинка» 12-цилиндрового дизеля В-2, устанавливавшегося на средних Т-34 и тяжелых КВ, и хорошо отработанная 45-мм танковая пушка. Эти танки превосходили все существующие тогда танки такого веса. На вооружение был принят в начале 1941 г. и поставлен на серийное производство на заводе №174 им. К.Е.Ворошилова в Ленинграде танк Т-50, одновременно планировалось вести производство этого танка и двигателя В-4 на заводах в Омске, Барнауле и Чкаловске. Однако развертыванию производства этой машины помешала война. До начала эвакуации (в октябре – ноябре 1941 г.) завод №174 выпустил 63 танка Т-50, которые воевали под Ленинградом. За 12 довоенных лет в этом старейшем коллективе советского танкостроения в Ленинграде при непосредственном творческом участии и под руководством Льва Сергеевича было разработано 24 различных образца артиллерийского и бронетанкового вооружения, примерно десяток из которых состоял на вооружении Красной Армии. Во время эвакуации в ноябре 1941 г. в Чкаловске, а затем в апреле 1942г. в Омске замначальника КБ завода №174 Л.С.Троянов участвовал в налаживании выпуска танков на новых производственных площадях, сначала Т-50 из Ленинградского задела, а затем Т-34, на выпуск которых был переведен завод №174 в Омске. В начале 1942 г. главному конструктору Челябинского Кировского завода (ЧКЗ) знаменитого «Танкограда» Жозефу Яковлевичу Котину было дано важное Правительственное задание – организовать выпуск хорошо бронированных крупнокалиберных самоходных артустановок на базе серийных средних и тяжелых танков Т-34 и КВ, которые могли бы сопровождать огнем пехоту и танки. Для выполнения этой задачи Л.С.Троянов в октябре 1942 г. переводится в Челябинск и назначается заместителем Ж.Я.Котина, ответственным за создание артсамоходов. Менее чем за год сборный коллектив конструкторов ЧКЗ и Уралмаша, состоящий из эвакуированных ленинградцев, москвичей и уральцев под руководством Котина и Троянова создает на базе Т-34 – СУ-122 (главный конструктор проекта Л.И.Горлицкий), серийное производство которой начато в декабре 1942 г. В начале 1943 г. под руководством Л.С.Троянова на базе танка КВ-1 создается артсамоход КВ-14 со 152-мм пушкой и знаменитый «Зверобой» СУ-152 с гаубицей МЛ-20С, опытная партия которых приняла участие в грандиозной танковой битве на Курской дуге. За эти работы Л.С.Троянову в 1943 г. была присуждена Государственная премия. Лев Сергеевич хорошо «вписался» в коллектив котинцев, в котором было много знакомых ленинградцев, работавших с ним раньше в ОКМО, на Кировском заводе и других предприятиях. Он отличался колоссальной работоспособностью и всеобъемлющим опытом специалиста танкостроения, в котором работал с первых дней зарождения отрасли. Троянов выделялся творческим размахом, смелостью технических решений, твердым характером и поразительной находчивостью. Он, как и многие другие конструкторы-котинцы, блестяще водил опытные танки на танкодроме, живо интересовался их боевым применением. Занимаясь преимущественно проектированием новых артсамоходов, он вносил существенную лепту и в создание нового тяжелого танка ИС. Так, по его предложению танк был оснащен инерционным стартером, впервые примененным Трояновым на танке Т-50. Это существенно подняло надежность запуска танкового дизеля, так как он мог производиться не только электрическим и воздушным способом, но и вручную. Одновременно с постановкой на производство танков ИС-1, а затем ИС-2, на серию ставятся артсамоходы на их базе – унифицированные ИСУ-152 с МЛ-20С и ИСУ-122 с пушкой А-19. Несколько позже вместо пушки А-19 в серийную ИСУ-122 разместили новую 122-мм пушку Ф.Ф.Петрова Д-25. Эти машины производились до конца войны и внесли свой весомый вклад в разгром врага. В то же время Л.С.Трояновым на базе ИС были созданы опытные образцы сверхмощных артсамоходов: ИСУ-152-1 и ИСУ-152-2, вооруженные мощными пушками БЛ-8 и БЛ-10 с начальной скоростью снаряда 900 м/с, ИСУ-130 со 130-мм пушкой С-26, ИСУ-122БМ со 122-мм пушкой с начальной скоростью 1000 м/с. Однако по ряду причин на вооружение они не были приняты. За создание тяжелых танков ИС-2 и ИС-3 и артсамоходов на их базе Л.С.Троянов в 1946 г был удостоен второй Государственной премии. За свою работу в годы войны Правительство наградило его орденом «Отечественной войны I и II степени», орденами Красная звезда, «Знак Почета», медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». В 1946г. Ж.Я.Котин с частью ленинградцев вернулся в родной город, восстанавливать танковое производство на Кировском заводе. Л.С.Троянова оставили в Челябинске вести рабо-ты над новыми тяжелыми машинами – танком ИС-4 и самоходом с усиленным бронированием, помогать постановке на производство трактора С-80. 18 февраля 1949 г. выходит постановление Правительства о создании нового тяжелого танка об. 730, легкого плавающего танка об.740, плавающего БТР об. 750 и арттягача об. 712 – будущие Т-10, ПТ-76, БТР-50П и АТС-712. Эти машины были созданы силами объединенного коллектива ленинградских и челябинских конструкторов под руководством Ж.Я.Котина, на производственной базе ЧКЗ при непосредственном участии Л.С.Троянова. Вернувшись из Челябинска и приступив к руководству головным компоновочным отделом ВНИИ-100, Лев Сергеевич начал разрабатывать новую 4-гусеничную безклиренсную машину, макет которой массой более 68 т поразил всех своей исключительной проходимостью. В 1955 г. выходит постановление Правительства по разработке новых тяжелых танков – об. 277 и 278 ЛКЗ, об. 770 ЧТЗ и специального 4-гусеничного высокой проходимости об. 279 ЛКЗ совместно с ВНИИ-100. Это был последний танк главного конструктора Л.С.Троянова, созданный им в 1957 г. и представленный на совместные испытания. Однако в 1961 г. все работы по тяжелым танкам были закрыты, а опытный образец об. 279 сохранился лишь в музее бронетанковой техники на Кубинке. В шестидесятые годы головной компоновочный отдел отрасли, под руководством Л.С.Троянова провел большой объем научно-исследовательских и конструкторских работ, включая разработку ТТТ и технических решений по новому классу бронетанковой техники – боевых машин пехоты и десанта, завершившееся принятием на вооружения БМП-1 и БМД-1, сформулировал техническое предложение по воссозданию современной самоходной артилле-рии, также воплотившееся в самоходные орудия «Гвоздика», «Акация», «Тюльпан», «Пион» и другие, проводил работы по дальнейшему совершенствованию нового основного танка Т-64, а изготовленные и испытанные экспериментальные образцы этого изделия с альтернативными моторными установками с V-образным 4-тактным дизелем и газовой турбиной, которые послужили прототипами для танков Т-72 и Т-80. Параллельно с интенсивной конструкторской деятельностью Лев Сергеевич в 1960 г. защитил диссертацию по 4-гусеничной машине, за что был удостоен звания сначала кандидата, а затем и доктора технических наук. С 1969 по 1973 гг. после ухода с должности начальника отдела он продолжал трудиться старшим научным сотрудником, передавая свой колоссальный опыт молодым ученым и инженерам. Патриарх отечественного танкостроения, Лев Сергеевич Троянов создал более полусотни военных гусеничных машин, из которых около двух десятков состояли на вооружении отечественной и многих зарубежных армий и сейчас занимают почетное место в экспозициях многих музеев мира, стоят на пьедесталах, как память о славных делах советских танкистов и танкостроителей.