.
 
Главная Форум Галерея Контакты Правила Статистика RSS 2.0
 
Поиск по сайту
 
Панель управления
     
   
«Истинная слава не может быть оценена: она есть следствие пожертвования самим собою в пользу общего блага».
Суворов Александр Васильевич  
 
 

9к32 "Стрела-2"
Раздел: Вооружение РФ
 
9к32 "Стрела-2"Переносной зенитный ракетный комплекс "Стрела-2" для борьбы с низколетящими самолетами, вертолетами и дистанционно-пилотируемыми летательными аппаратами.

История создания

ПЗРК "Стрела-2" является последним в семействе зенитных ракетных средств ПВО первого поколения советского производства.

Он был создан по Постановлению СМ СССР от 25.081960 года. Одной из причин этого решения явилась информация о начале разработки в США (1958 г.) носимого ЗРК с ракетой, оснащенной пассивной тепловой головкой самонаведения (ТГСН).

Единственной организацией, согласившейся на разработку ПЗРК, явилось специальное КБ (СКБ) ГКОТ (в 1966 г. переименовано в Конструкторское бюро машиностроения - КБМ, г. Коломна). Под руководством главного конструктора Б.И. Шавырина в результате "мозгового штурма" были сформированы облик и тактико-технические требования к комплексу. В 1965 г., после его коннчины, главным конструктором ПЗРК стал С.П. Непобедимый.

После неоднократного переноса сроков (4 квартал 1965г., апрель и июль 1966 г.) окончательно доработанный образец комплекса на совместные испытания был представлен в 1967 г., а в январе 1968 г., после их успешного завершения на Донгузском полигоне, ПЗРК "Стрела-2" был принят на вооружение.

Серийное производство основных элементов ПЗРК "Стрела-2" и модернизированного "Стрела-2М" осуществлял завод им. В.А. Дегтярева МОП (ОАО "ЗиД", г. Ковров). Уже в 1968 г. было выпущено 2960, в 1969 г. – 3650, а 1970 г. – более 4000 комплексов. Этот завод стал основным производителем всех последующих отечественных ПЗРК.

Назначение

ПЗРК "Стрела-2" предназначен для борьбы с визуально видимыми самолетами, вертолетами и дистанционно-пилотируемыми летательными аппаратами.

Достоинства комплекса – высокие мобильность, живучесть и эксплуатационная надежность, а также простота ведения боевой работы и внезапность применения для воздушного противника.

Состав

ПЗРК состоит из зенитной управляемой ракеты (ЗУР) в транспортно-пусковом контейнере (ТПК) c источником питания и пусковым механизмом (ПМ).

ЗУР 9М32 выполнена по аэродинамической схеме "утка" с ТГСН, обеспечивающей самонаведение ракеты на цель по методу "пропорциональной навигации", аппаратурой управления полетом, проникающей БЧ осколочно-фугасно-кумулятивного действия с контактным взрывателем и механизмом самоликвидации и двухрежимным твердотопливным ракетным двигателем.

Масса ЗУР составляет 9,15 кг (всего ПЗРК - 14,5 кг), длина -1443 мм, диаметр - 72 мм.

ТГСН разработана в ОКБ-357 Ленинградского совнархоза (позднее вошло в состав Ленинградского оптико-механического объединения - ЛОМО) совместно с Государственным оптическим институтом (ГОИ), главный конструктор В.Э. Пиккель, позднее О.А. Артамонов. Главная трудность при создании ТГСН заключалась в разработке гиростабилизирующего устройства (координатор головки) с малыми массогабаритными характеристиками. Созданная ГСН имела массу до 1,2 кг с требуемыми габаритами и обеспечивала наведение ЗУР на цель по методу пропорциональной навигации, что значительно снижало поперечные перегрузки на ракету.

Маршевый ракетный двигатель начинал работу после выброса ракеты из пусковой трубы специальным зарядом на определенное расстояние от стрелка-зенитчика при различных его положениях (стоя, с колена, из окопа, при нахождении заднего среза трубы в воде, из люков бронетехники при скорости движения до 20 км/ч) и безопасность применения. Необходимая длительность работы двигателя обеспечивалась за счет увеличения поверхности (торец имел форму кратера) и скорости (до 40 мм/с) горения путем армирования заряда металлическими проволочками, ускоряющими прогрев внутренних слоев топлива и их воспламенение.

Аэродинамические рули были установлены в одной плоскости, а трехмерное управление ЗУР достигалось ее вращением и преобразованием сигналов от ТГСН к рулям. При нахождении ЗУР в пусковой трубе рули были утоплены в ее корпус, а 4 перьевых стабилизатора уложены в пространстве за соплом и после выхода из нее раскрывались пружинными устройствами.

Для поражения цели использовалась БЧ проникающего типа с контактным взрывателем и механизмом самоликвидации. Своевременное ее срабатывание обеспечивал взрыватель с впервые примененным импульсным высокочувствительным магнитоэлектрическим устройством с полупроводниковым усилителем и реактивными контактами.


Транспортно-пусковой контейнер (пусковая труба) 9П54 (блок вращения гироскопа ГСН, механический прицел с сигнальной лампочкой, одноразовый источник питания, механизм бортового разъема, ремень) обеспечивал хранение, транспортировку, прицеливание и пуск ракеты по цели.

Пусковой механизм 9П53 многоразового действия служил для обеспечения питанием ПЗРК, подготовки и пуска ЗУР по цели. Он состоял из электронного блока, механизма пуска и блокировок, зуммера и соединяется с пусковой трубой. Электронный блок обеспечивает раскрутку гироскопа ТГСН и выдачу информации о захвате ею цели путем зуммера и загорания лампочки.

ПЗРК "Стрела-2М" (9К32М, SA-7B) создан по постановлению Правительства от 2.09.1968 г., принят на вооружение в 1970 г. и предназначен для поражения на встречных (догонных) курсах низколетящих целей (самолетов, вертолетов, КР, ДПЛА), действующих со скоростью до 260 (150) м/с. Включает модернизированную ЗУР (9К32М) в пусковой трубе 9П54М с источником питания 9В17 и пусковым механизмом 9П58.

При тех же массогабаритных характеристиках ПЗРК "Стрела-2М" от своего прототипа отличается автоматизацией процессов захвата цели ТГСН и пуска ЗУР по скоростным воздушным целям при стрельбе в вдогон, что облегчило боевую работу, особенно с подвижных объектов; селекцией подвижной цели на фоне неподвижных естественных помех; безошибочным определением ближней границы зоны пуска; увеличением до 260 м/с скорости поражаемых целей при стрельбе на догонных курсах; возможностью обстрела воздушных целей с поршневыми двигателями на встречных курсах, летящими со скоростью до 150 м/с; увеличенной по дальности и высоте зоной поражения реактивных самолетов при стрельбе на догонных курсах.

Кроме того, он оснащен ТГСН с улучшенной помехозащищенностью, обеспечивающей обстрел целей на фоне сплошной (слоистой), легкой (перистой) и кучевой облачности менее трех баллов.

Боевая работа

При получении целеуказания и визуальном обнаружении цели стрелок-зенитчик переводил комплекс в боевое положение, включал источник питания и через 5 с после выхода гироскопа на рабочий режим прицеливался в цель. После ее захвата ТГСН и получения звуковой и световой информации об этом переводом спускового крючка в первое положение он разарретировал (освобождал) гироскоп и ГСН переходила в режим слежения за целью. С переводом спускового крючка до отказа срабатывала первая ступень двигателя, ракета выбрасывалась из пусковой трубы со скоростью до 30 м/с и начинала вращаться вокруг своей оси с одновременным раскрытием рулей и стабилизаторов, снималась первая ступень предохранения взрывателя. Через 0,3 с после пуска начинал работу двигатель, который обеспечивал маршевую скорость полета в пределах 430-450 м/с, снималась вторая ступень предохранения взрывателя и он переводился в боевое положение. В полете ЗУР вращалась с угловой скоростью 15 об/с за счет наклона плоскостей стабилизаторов. При встрече с целью взрыватель подрывал боевую часть, а в случае промаха через 11-14 с полета ракета самоликвидировалась.

Эксплуатация и боевое применение

Комплекс поставлялся на вооружение армий многих стран мира, использовался в боевых действиях и в качестве прототипа при производстве в других странах.

Первые серийные образцы ПЗРК с группой технических специалистов по просьбе правительства Египта были направлены в эту страну и использовались для борьбы с израильской авиацией. Только за один день августа 1969 г. десятью ПЗРК было сбито 6 самолетов Израиля (в этот же день другими средствами ПВО было сбито 4 самолета). В 1973 г., по данным арабских источников, в период 6-23 октября комплексом было сбито 23, а 8.04-30.05 – восемь самолетов. При средней эффективности комплекса 0,15-0,2 нанесенный им военно-экономический ущерб намного превышал стоимость израсходованных ракет.

С 1971 г. ПЗРК "Стрела-2" использовался во Вьетнаме, Лаосе и Камбодже для защиты от ударов низколетящих самолетов и вертолетов электростанций, плотин, мостов, группировок войск, кораблей, аэродромов, позиций зенитно-ракетных и радиотехнических войск. Только за период 28.04-14.07.1972 г. в 161 стрельбе в Южном Вьетнаме было сбито 14 самолетов и 10 вертолетов. Всего в этой войне в 589 пусках было отмечено 204 попадания ракет "Стрела-2" в цель.

ПЗРК "Стрела-2М" поставлялся за рубеж и применялся в боевых действиях в Анголе, ирано-иракском и других военных конфликтах. В операции "Буря в пустыне" с использованием ПЗРК "Стрела-2М" было сбито 4 истребителя "Харриер", штурмовик А-10 "Тандерболт" и вертолет "Супер Кобра". В Югославии (1999 г.) комплексом были сбиты самолёты "Ягуар", F-16 и "Мираж-2000".

По сообщению американского телеканала ABC News (газета "Взгляд", 18.01.2006 г.) ПЗРК типа "Стрела-2", "Стрела-2М" 16.01.2006 г. в районе г. Багдад был сбит современный американский вертолет "Апач", оснащенный электронной системой защиты от ракет советского производства. Это был третий случай поражения американских вертолетов в Ираке за 10 дней января 2006 года. Первый вертолет (UH-60 "Блэк Хок") был сбит 7 января недалеко от г. Тель-Арафа, а второй (OH-58D "Кайова") – 13 января того же года вблизи г. Мосул.

ПЗРК "Стрела-2" и "Стрела-2М" поставлялись в армии более чем 40 стран мира. Кроме того, Болгария, Египет, Чехия, Китай, Польша, Румыния и Югославия производили его по лицензии, а модернизированные варианты ПЗРК "Стрела-2" выпускались в Пакистане (Anza Mk1), Египте (Aun as Sagr), Китае (HN-5, "Хуньин-5").
 
Основной разработчик КБМ, ФГУП
Основной производитель ОАО "ЗиД"
Год принятия на вооружение 1968/1970
Зона поражения по дальности, км 0,8-3,6/0,8-4,2
Зона поражения по высоте, км 0,05-2/0,05-2,3
Курсовой параметр, км 2/2,6
Вероятность поражения цели одной ЗУР 0,25-0,3
Максимальная скорость целей, м/с -/220/150/260
Время реакции, с 8-10
Масса комплекса, кг 14,5
Масса ЗУР/БЧ, кг 19,5/1,17
Время развертывания/свертывания, мин до 0,17


Добавь ссылку в БЛОГ или отправь другу:  добавить ссылку в блог
 




Последние сообщения с форума

Название темы Автор Статистика Последнее сообщение
Танки второй мировой

Тема в разделе: СССР

Algol

Просмотров: 6549

Ответов: 1

Автор: vazonov11

16-06-2014, 14:55

Навигация
 
Опрос
 
Необходимо ли России совместное ПРО с НАТО?

Да, сама Россия создать ПРО не может
Да, это повысит доверие между нами
Нет, любые альянсы с потенциальным врагом опасны
Нет, мы сами в состоянии создать ПРО

Информер
 
Сейчас на сайте: 7
Гостей: 4
Пользователи: 
- отсутствуют
Роботы: 
Msn


 Последние посетители: 

Популярное
 
Помощь
 

Яндекс.Деньги

Картой

Поделиться
 
Главная страница   |   Регистрация   |   Добавить новость   |   Новое на сайте   |   Статистика   |   Поддержка

WEB студия Site Master | All Rights Reserved. © warshistory.ru 2009-2015