«Оса» войсковой автономный высокомобильный всепогодный зенитный ракетный комплекс малой дальности.
История создания
В начале 60-х годов изменение тактики действий с использование малых высот стало одним из основных направлений повышения эффективности СВН и их живучести в условиях все более расширяющегося применения против них зенитных управляемых ракет. Целесообразность этого подтверждал опыт боевого применения уже существующих в то время ЗРК, оказавшихся малоэффективными и неприспособленными для борьбы с низколетящими целями (НЛЦ).
Очевидным стал факт необходимости иметь специализированные зенитные средства для борьбы с НЛЦ, что и стало одной из причин развертывания в ряде стран работ по созданию таких ЗРК. В числе основных требований к ним были высокая степень автоматизации и автономность ведения боевой работы, минимальное количество боевых единиц в составе ЗРК и высокая подвижность, сравнимая с мобильностью прикрываемых войск, а также малое время приведения в боевую готовность. Примечательно, что эти требования лежали в основе работы всех разработчиков, независимо от их национальной принадлежности.
Необходимо отметить, что создание специализированных средств ПВО, способных эффективно бороться с низколетящими воздушными целями, во всех странах проходило с большими трудностями. Одной из основных причин являлось определенное несоответствие между завышенными требованиями и существующим уровнем развития науки и техники, не обеспечивающих их выполнение. Даже США с их высоким научно-промышленным потенциалом не смогли в тот период решить эту проблему, о чем свидетельствует показательный пример создания ЗРК «Маулер».
По замыслу разработчиков он должен был обеспечить эффективную борьбу с низколетящими самолетами, неуправляемыми и управляемыми тактическими ракетами. Все боевые средства комплекса (пусковая установка, 12 ЗУР в ТПК, радиоэлектронная аппаратура обнаружения целей и управления огнем, система электропитания) должны были размещаться на гусеничном транспортере-амфибии М-113. При дальности действия до 15 км и скорости до 890 м/с, стартовая масса одноступенчатой ракеты с полуактивной радиолокационной ГСН не должна была превышать 50-55 кг. Как показал последующий ход технического прогресса, выполнение этих и некоторых других требований обеспечивалось не ранее чем через 25-30 лет. В результате затраченные более 200 млн. долларов успеха не принесли и программа разработки ЗРК «Маулер» в 1965 году была закрыта.
Среди европейских фирм первой в создании подобного комплекса была английская «Шорт», создавшая корабельный («Си Кэт», дальность действия до 5 км) и наземный («Тайгер Кэт») зенитные комплексы. Последний, массой 62 кг, имел невысокую (200-250 м/с) скорость полета ЗУР и исполнялся в самоходном (на гусеничном или колесном бронетранспортерах) и буксируемом вариантах. Другая английская фирма «Бритиш Эйркрафт» в 1963 г. начала работы по созданию ЗРК «Рапира». Однако и его характеристики были значительно ниже тех, которые должен был иметь американский «Маулер».
Только ЗРК «Оса» (СССР) стал наиболее удачным вариантом среди аналогичных комплексов, что красноречиво подтвердил опыт его многолетней эксплуатации в войсках и результаты боевого применения.
Работы над его созданием были начаты по Постановлению СМ СССР № 1157-487 от 27 октября 1960 г., согласно которого ЗРК должен был поражать цели, действующие со скоростью до 500 м/с в зоне 50-5000 м по высоте и 0,8-10 км по дальности. Автономная мобильная боевая машина (БМ) ЗРК должна быть плавающей, вести разведку воздушных целей в движении и обстреливать их ракетами с короткой остановки.
Этим же постановлением ставилась задача на разработку корабельного варианта ЗРК «Оса-М», унифицированного по ракете и частично радиоэлектронным средствам с сухопутным ЗРК «Оса».
Головным разработчиком ЗРК в целом и БМ 9АЗЗ назначалось НИИ-20 ГКРЭ, а главным конструктором комплекса и машины М.М. Косичкин, ракеты - КБ-82 Тушинского машиностроительного завода во главе с А.В. Потопаловым, пусковой установки (ПУ) – Государственное КБ компрессорного машиностроения ГКАТ. В создании других элементов участвовали Всесоюзный НИИ «Сигнал» и Всесоюзный НИИ комплексного электрооборудования Министерства электротехнической промышленности, самоходного шасси - Кутаисский автомобильный завод.
Разработка требований к ЗРК проходила под шифром «Эллипсоид». На формирование общей идеи и облика ЗРК «Оса» отрицательно повлияла информация о разработке в США комплекса «Маулер».
Наиболее сложным оказалось создание ЗУР, что было обусловлено в тот период времени уровнем достижений в создании отечественного твердого ракетного топлива и элементной базы для бортовой системы управления. В результате этих и других причин установленные сроки работ были сорваны. Новым правительственным решением были определены другие сроки и разработчик ракеты (ОКБ-2, П.Д.Грушин), а также более реальные ее характеристики (увеличена стартовая масса до 110-115 кг). ЗРК должен был поражать цели типа МиГ-19, действующие со скоростью 500 м/с на высотах от 50-100 м до 5 км на дальности 8-10 км, а с дозвуковыми скоростями на высотах до 6-7 км - 10-13 км.
Совместные испытания наземного ЗРК «Оса» начались во второй половине 1967 г. и из-за серьезных недостатков (резкое снижение возможностей по обстрелу целей из-за неудачного размещения ПУ с ЗУР перед антеннами РЛС, не выполнение требований по обстрелу целей на нижней границе зоны поражения 50-100 м, прогар сопла двигателя, большое работное время, не выполнение требований по запасу хода, скорости движения и плавучести) были прекращены. Главным конструктором «Осы» был назначен директор НИЭМИ (бывший НИИ-20) В.П. Ефремов, его заместителем - И.М. Дризе, а разработка плавающего колесного шасси 937 (позднее 5937 «Основа»), сыгравшего большую роль в успешном продолжении работ, - Брянский автомобильный завод.
После проведения заводских (в июле 1970 г.) и совместных (в феврале 1971 г.) государственных испытаний в октябре 1971 г. Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР комплекс был принят на вооружение. Одновременно на вооружение ВМФ поступил корабельный ЗРК «Оса-М» (SA-N-4, «Gecko»).
Серийное производство БМ 9А33Б осуществлял Ижевский электромеханический завод, а ЗУР 9М33 – Кировский машиностроительный завод им. ХХ партсъезда.
Назначение
ЗРК «Оса» 9К33 малой дальности является всепогодным автономным самоходным средством ПВО, который предназначен для борьбы с пилотируемыми (самолетами, вертолетами) и беспилотными (КР, ДПЛА) СВН в условиях активного радиоэлектронного противодействия противника.
Он имел хорошую проходимость, мог преодолевать водные препятствия вплавь, имел высокие огневые возможности, помехоустойчивость и малое работное время.
Комплекс обеспечивал поражение целей со скоростью 300 м/с на высотах 200-5000 м в диапазоне дальностей от 2,2-3,6 до 8,5-9 км (на высотах 50-100 м максимальная дальность уменьшалась до 4-6 км). Для сверхзвуковых целей, летящих со скоростью до 420 м/с на высотах 200-5000 м, дальняя граница зоны поражения достигала 7,1 км. Параметр составлял от 2 до 4 км. По результатам моделирования и боевых пусков ЗУР вероятность поражения цели типа F-4С «Фантом-2» одной ракетой составляла 0,35-0,4 на высоте 50 м и увеличивалась до 0,42-0,85 на высотах более 100 м.
По уровню помехозащищенности ЗРК «Оса» превосходил средства ПВО первого поколения и в настоящее время может успешно бороться с различными СВН.
Состав и особенности
Основные элементы ЗРК 9K33 «Оса»: БМ 9А33Б со средствами разведки целей, наведения и пуска ЗУР; зенитные управляемые ракеты (ЗУР) 9М33; транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) 9Т217Б с восемью ЗУР; средства контроля и технического обслуживания на автомобильном шасси.
БМ 9А33Б – автономная всепогодная огневая единица, способная самостоятельно обнаруживать и опознавать воздушные цели в движении и обстреливать одну из них с короткой остановки двумя ракетами с радиокомандной системой наведения. Время свертывания и развертывания БМ не превышает 5 минут.
Удачная конструкция шасси, выпускаемого в вариантах БАЗ-5937 (основной) и БАЗ-5939 (имелся отбор мощности от коробки передач для привода гидронасоса) обеспечивала максимальную скорость движения по дорогам и на плаву до 80 и 10 км/ч соответственно. Колесное, корпусное, плавающее шасси высокой проходимости со всеми ведущими колесами обеспечивало размещение и транспортировку оборудования массой до 7200 кг, эксплуатацию БМ в диапазоне температур от +500 до –400 С, при скорости ветра до 20 м/с, в осадках интенсивностью до 5 мм в минуту, при влажности окружающего воздуха до 98% и +200 С, в условиях запыленности до 2,5 г на м3 и высоте до 3000 м над уровнем океана. БМ транспортировалась воздушным и железнодорожным транспортом.
СОЦ представляет собой РЛС кругового обзора сантиметрового диапазона с высокой степенью защиты от помех, которая решает задачи обнаружения воздушных целей и выдачи координат их местоположения. Стабилизированная в горизонтальной плоскости антенна вращается со скоростью 33 оборота в минуту и обеспечивает разведку воздушных целей в движении. Обзор воздушного пространства в угломестном секторе 270 осуществляется путем последовательной переброски луча при каждом обороте антенны в один из трех положений (два нижних по 40 и один верхний 190). Ее возможности обеспечивали обнаружение цели типа истребитель на дальностях до 40 и 27 км при высоте ее полета 5000 м и 50 м соответственно.
Станция сопровождения целей (ССЦ) служит для поиска целей по данным СОЦ, их захвата на автосопровождение по угловым координатам и дальности и выдачи точных текущих координат цели на СРП. ССЦ обеспечивает захват и автосопровождение цели при высоте полета 5000 м и 50 м на дальностях 23 и 14 км соответственно с высокой точностью определения текущих угловых координат (не более 0,3 деления угломера) и дальности (до 3 м) цели. Станция защищена от активных и пассивных помех.
Счетно-решающий прибор (СРП) при поступлении информации от ССЦ решает задачу встречи ЗУР с целью и вырабатывает данные для своевременного пуска ракеты.
Твердотопливная ЗУР 9М33 с радио командной системой наведения на цель выполнена по аэродинамической схеме «утка» со свободно вращающимся относительно ее продольной оси крыльевым блоком и двумя парами рулей. Она оснащена осколочной БЧ массой 15 кг, неконтактным радиовзрывателем (радиус срабатывания 5 м) и трассерами в хвостовой части для ее сопровождение телевизионно-оптическим визиром. В войска ЗУР поступала полностью боеготовой, не требовала дополнительных работ (кроме регламентной проверки) и предстартовой подготовки (рабочая частота бортовой аппаратуры устанавливалась при заряжании БМ), унифицирована с ЗУР корабельного ЗРК «Оса-М». Пуск двух ракет по наиболее важным целям осуществлялся с интервалом в 3-5 с между ними. При стрельбе по целям, действующим на высотах 50-100 м, ракета наводилась на них сверху вниз, что снижало ошибки наведения и исключало преждевременное срабатывание радиовзрывателя по отраженному от земли сигналу. При стартовой массе в 128 кг средняя скорость полета ЗУР составляла 500 м/с.
ТЗМ Т217Б обеспечивала транспортировку восьми ЗУР и заряжание ими БМ.
После принятия на вооружение ЗРК "Оса" сразу начались работы по модернизации с целью расширения его зоны поражения и повышения боевой эффективности (вариант «Оса-А»), а также по созданию комплекса с увеличенным до шести количеством ЗУР, размещенных на БМ в транспортно-пусковых контейнерах («Оса-К»). В 1973 г. разработка обоих вариантов была завершена и проведены их совместные заводские испытания. Последующие работы предусматривали установку на опытном образце боевой машины 9А33БМ нового антенно-пускового устройства для шести ракет 9М33М2 в ТПК. Модернизированный комплекс 9К33М2 в составе новой БМ 9А33БМ2 и ракеты 9М33М2 в 1975 г. был принят на вооружение.
ЗРК «Оса-АК» (9К33М2) имел ту же конфигурацию и состав (БМ 9А33БМ2, ЗУР с улучшенными характеристиками 9М33М2, ТЗМ, средства технического контроля и обслуживания), что и ЗРК «Оса».
Модернизированный ЗРК «Оса-АК» от прототипа отличалсяь:
· расширенной зоной поражения целей по дальности, высоте и параметру; · структурой СРП и возможностью наведения ЗУР на скоростную (до 500 м/с) и маневрирующую с перегрузкой до 8 ед. цель; · возможностью обстрела и поражения целей на догонных курсах, летящих со скоростью до 300 м/с; · повышенной защищенностью от воздействия радиоэлектронных помех, а также улучшенными условиями автосопровождения целей в пассивных помехах; · использованием новой элементной базы, позволившей уменьшить массогабаритные характеристики ряда блоков и мощность потребляемого ими электропитания, а также повысить общую надежность функционирования БМ; · усовершенствованным радиовзрывателем ЗУР, обеспечившим снижение нижней границы зоны срабатывания до 27 м и возможность обстрела целей на этой высоте; · размещением ЗУР в ТПК и стартом непосредственно из него, что увеличило срок гарантийного использования ракеты до 5 лет и повысило ее радиационную стойкость.
Сравнительные характеристики ЗРК «Оса» и «Оса-АК»
Год принятия на вооружение
1972
1975
Зона поражения по дальности, км
2-9
1,5-10
Зона поражения по высоте, км
0,05-5
0,025-5
Курсовой параметр, км
4-6
до 6
Вероятность поражения одной ЗУР
-самолета
0,35-0,85
0,5-0,85
-вертолета
0,3-0,4
до 0,45
-КР
до 0,4
до 0,4
-ДПЛА
до 0,7
до 0,8
Максимальная скорость цели, м/с
до 420
до 500
Время реакции, с
26-34
26-34
Масса БМ, кг
около 1900
около 1900
Масса ЗУР/БЧ, кг
128/15
128/15
Время перевода в боевое/походное положение, мин
3-5/3-5
3-5/3-5
Максимальная скорость движения, км/ч
до 80
до 80
ЗРК «Оса-АКМ» (9К33М3) – очередной вариант и дальнейшее развитие комплекса, предназначенного для борьбы с самолетами, вертолетами, КР и ДПЛА при прикрытии войск и объектов от их ударов в условиях активного радиоэлектронного противодействия во всех видах боевых действий.
Он был создан в связи с совершенствованием форм и способов применения СВН, повышением их эффективности при непосредственной авиационной поддержке своих войск, особенно первого эшелона.
В ноябре 1975 г. была начата опытно-констукторская работа «Мара» по совершенствованию БМ ЗРК «Оса» и его ракеты, в 1977 г. состоялись заводские испытания модернизированной БМ 9А33БМ2 с ЗУР 9М33М2, в декабре 1979 г. модернизированный комплекс прошел Государственные испытания (полигон Эмба), а в 1980 г. под названием «Оса-АКМ» он был принят на вооружение.
От предыдущих модификаций новый ЗРК отличался повышенными боевыми возможностями по борьбе с вертолетами. ЗРК обеспечивает поражение летящих (скорость до 80 м/с, дальность 2-6,5 км, курсовой параметр до 6 км), зависших на высоте 10 м и находящихся на земле с вращающимся несущим винтом вертолетов типа «Хью Кобра» с вероятностью 0,12-0,55, 0,12-0,38 и 0,07-0,12 соответственно.
Комплекс включает боевые средства (БМ 9А33БМ3 и ТЗМ 9Т217БМ2 на 12 ракет, ЗУР 9М33М3), средства технического обеспечения (автоматизированная контрольно-испытательная подвижная станция 9В242-1, регулировочная аппаратура 9В914, МТО 9В210М3) и учебно-тренировочные средства (тренажер 9Ф632М).
В числе основных отличий ЗРК «Оса-АКМ»:
· расширенная зона поражения; · лучшая разрешающая способность индикатора кругового обзора СОЦ по дальности и азимуту; · усовершенствованный СРП, снизивший вероятность срабатывания радиовзрывателя от земли и повысивший точность наведения ракеты; · возможность обстрела скоростных (до 500 м/с) и маневрирующих с перегрузкой до 8 ед. целей, а также целей, летящих со скоростью до 300 м/с вдогон; · увеличенная плотность потока осколков и возможность коррекции области срабатывания радиовзрывателя при стрельбе вдогон за счет принудительной подачи команды на подрыв БЧ; · повышенная общая помехозащищенность и перевод части аппаратуры на новую элементную базу, что снизило массу и габариты БМ, повысило надежность ее работы; · доработанный радиовзрыватель со значительно повышенной устойчивостью работы на предельно малых высотах и др.
Таким образом, ЗРК «Оса-АКМ» возможностями по эффективной борьбе с вертолетами и ДПЛА обладал раньше, чем французский «Кроталь» и франко-западногерманский «Роланд».
Основные характеристики ЗРК «Оса-АКМ» с ЗУР 9М33М3
Основной разработчик
НИЭМИ
Год принятия на вооружение
1980
Зона поражения по дальности, км
1,5-10
Зона поражения по высоте, км
0,025-5
Курсовой параметр, км
до 6
Вероятность поражения одной ЗУР
-самолета
0,5-0,85
-вертолета
0,6-0,85
-КР
до 0,6
-ДПЛА
до 0,8
Максимальная скорость цели, м/с
до 500
Время реакции, с
26-34
Масса БМ, кг
18680
Масса ЗУР/БЧ, кг
128/15
Время перевода в боевое/походное положение, мин
3-5/3-5
Максимальная скорость движения, км/ч
до 80
Результаты боевого применения
ЗРК «Оса» он был поставлен в более чем 20 стран (Анголу, Алжир, Грецию, Индию, Ирак, Иорданию, Ливию, Польшу, Сирию, Югославию, ЮАР и др.). В настоящее время, по оценкам специалистов, на вооружении зарубежных армий состоит около 400 боевых машин.
Впервые свою эффективность ЗРК «Оса» продемонстрировал в Ливане при отражении воздушных ударов израильских ВВС по сирийским войскам, сбив при этом несколько самолетов. Неоднократно использовался комплекс ангольской армией в боевых действиях против ВВС Южной Африки в период 1987-88 гг. (сбил 2 ДПЛА и один самолет). ЗРК «Оса» участвовал в отражении воздушных ударов американских самолетов по ливийским городам Триполи и Бенгази в апреле 1986 года.
Особое внимание этому комплексу, как одному из самых эффективных средств ПВО Ирака, было уделено при подготовке операции «Буря в пустыне». Для его нейтрализации накануне самой операции подразделение спецназа на территории Кувейта захватило ЗРК «Оса» вместе с расчетом и технической документацией для его изучения и организации борьбы с ним. С началом боевых действий этот ЗРК стал одним из первоочередных объектов для подавления различными средствами. В сложной обстановке при массированном огневом и радиоэлектронном противодействии ЗРК «Оса» смог эффективно бороться с различными СВН, особенно с крылатыми ракетами «Томагавк».
Состояние и варианты модернизации
В настоящее время серийное производство комплекса прекращено.
Невысокая стоимость, простота использования, эксплуатационная надежность и высокая эффективность стали причинами сохранения многими странами этого ЗРК на вооружении и их заинтересованности в дальнейшем его использовании.
Вариант модернизации БМ ЗРК «Оса» (ОАО «Ижевский электромеханический завод «Купол») был продемонстрирован на международном авиасалоне МАКС-2005. Он предполагает оснащение БМ системой опознавания страны-заказчика, увеличение дальности поражения целей до 14 км, повышение надежности и эффективности функционирования радиоэлектронной аппаратуры, замену ТОВ электронно-оптической системой с круглосуточным тепловизионным каналом, улучшение условий обитаемости экипажа и другое. Для этого БМ оснащается кондиционером, тепловизором, системой пассивной радиолокации Л-150, комплексом оптико-электронного подавления «Пурга» и др. средствами. По желанию заказчика БМ может быть оснащена контрольно-записывающей аппаратурой КЗА-058, отвлекающим устройством ОУ-1 для защиты от ударов ПРР и доработана с целью использования в качестве мишенного комплекса «Саман-М».
Пассивная система обнаружения Л-150 по радиоизлучению бортовых авиационных средств управления и наведения ВТО в диапазоне 8-18 ГГц определяет направление на источник излучения по азимуту и углу места с точностью до 30 на дальности не менее 30 км и его автосопровождение с дальности 28 км. В совокупности с широкодиапазонным аэрозольным комплексом «Пурга», ОУ-1, наружной и внутренней противоосколочной защитой это значительно повышает помехозащищенность и живучесть БМ в условиях массированного применения противником радиоэлектронных помех и ПРР типа HARM.
Мишенный комплекс «Саман-М» с имитаторами воздушных целей 9Ф841 (9Ф841М) имитирует действия самолетов, вертолетов, КР, ДПЛА и элементов ВТО на предельно малых, малых и средних высотах в радиолокационном и инфракрасном диапазонах волн. Комплекс может использоваться при проведении плановых боевых стрельб средств ПВО, различных учений и для испытаний новых зенитных комплексов.
Время приведения в готовность к боевому применению «Саман-М» не превышает 15 с. Ракета-мишень представляет собой доработанную находящуюся в эксплуатации или с предельным гарантийным сроком хранения ракету, которая может действовать в диапазоне высот 100-9000 м со скоростью 150-200 м/с на дальность до 20 км в течение до 90 с. Ее эффективная поверхность рассеяния составляет до 1,03 м2, углы наклона траектории полета при пикировании - 5-70, дальность управляемого участка полета - 16,5 км, дальность ликвидации ИВЦ на управляемом участке полета - до 10 км.
На ракету вместо радиовзрывателя устанавливается радиолокационный уголковый отражатель и устройство самоликвидации, дорабатывается двигательная установка, а также демонтируется боевая часть. В зависимости от имитируемой цели, требований и условий применения ИВЦ может быть задана любая траектория полета.
В качестве пусковой установки используется штатная БМ, на которой устанавливается устройство формирования траектории (УФТ), наличие которого на боевое применение и характеристики ЗРК в целом не влияет. Мишени запускаются при помощи пульта управления, состыкованного с БМ, с интервалом до 5 с.
«Оса-1Т» (9К33-1Т) – белорусский (унитарное предприятие «Тетраэдр») вариант модернизации ЗРК «Оса-АК» («Оса-АКМ») предполагает повышение общей боевой эффективности и надежности функционирования комплекса, его помехозащищенность и живучесть, автоматизацию процесса боевой работы. Он представляет собой автономный мобильный ЗРК малой дальности, предназначенный для борьбы с пилотируемыми (самолеты, вертолеты) и беспилотными (КР, БЛА) СВН с эффективной поверхностью рассеивания от 0,1 м2, действующими на предельно малых, малых и средних высотах.
Повышение боевой эффективности комплекса достигается использованием нового метода наведения ракет – кинематического дифференциального управления (КДУ), обеспечивающего уверенный перехват современных и перспективных высокоскоростных маневренных целей. Метод разработан УП «Тетраэдр» на основе теории терминального оптимального управления летательными аппаратами и предполагает изменение алгоритмов выработки команд управления ЗУР за счет установки нового цифрового СРП-1Т. Метод КДУ может быть использован в других ЗРК ближнего действия, малой и средней дальности с командной системой наведения ЗУР российского (С-125, «Круг», «Оса», «Тор», «Тунгуска», «Панцирь») и зарубежного («Кроталь», «ADATS», «Роланд») производства.
Повышение качества наведения ЗУР на цель увеличивает максимальную дальность (с 10 до 12 км), высоту (с 5 до 7 км), курсовой параметр (с 6 до 8 км) и скорость (с 500 до 700 м/с) поражаемых целей. За счет уменьшения в 3-10 раз ошибок наведения ЗУР практически исключается рост промаха ЗУР при увеличении дальности стрельбы ЗРК и повышается вероятность поражения целей. Универсальность метода КДУ исключает необходимость использования других методов наведения ЗУР и упрощает боевую работу.
Значительное повышение надежности функционирования ЗРК и продление сроков его эксплуатации достигается заменой СРП и части радиоэлектронной аппаратуры специализированным вычислительным комплексом на базе двух ЭВМ с аппаратурой сопряжения. Помехозащищенность комплекса повышается путем модернизации ТОВ «Карат» или установкой новой оптико-электронной системы ОЭС-9А33 (телевизионная и тепловизионная системы с лазерным дальномером, LCD-индикаторы) обнаружения и сопровождения цели. Дальность обнаружения и сопровождения тактического истребителя или вертолета модернизированным ТОВ при метеорологической видимости 20 км составляет не менее 25 км.
Новая ОЭС обеспечивает автоматическое сопровождение цели по трем координатам при сильном радиоэлектронном противодействии противника днем и ночью, высокую живучесть и помехозащищенность ЗРК в условиях применения ПРР, радиопомех, ИК-ловушек и аэрозолей. В сложной радиоэлектронной обстановке этот режим работы может быть основным. При этом «Оса-1Т» получает возможность одновременного обстрела двух целей.
Для повышения живучести на каждой БМ «Оса-1Т» устанавливаются приемники предупреждения о применении противником ВТО с лазерной системой наведения, сопряженные с автоматом отстрела дымовых (маскирующих) патронов. С этой же целью БМ может сопрягаться с автоматической системой отвлечения (АСО) ПРР, представляющей собой комплект малогабаритных передатчиков СВЧ сигналов. Кроме того, на антенную систему станции сопровождения целей устанавливаются радиопоглощающие покрытия, которые снижают уровень боковых лепестков и радиолокационную контрастность боевой машины.
Каждая БМ «Оса-1Т» оснащена системами комплексного контроля контура управления ЗУР и кондиционирования, может быть оснащена тренажером в виде отдельного блока (взамен тренажера 9Ф632 на отдельном автомобильном шасси ЗИЛ-131).
Одновременно с модернизацией БМ может быть проведен ремонт, восстановление и продление сроков технической пригодности ракеты 9М33М2(М3), которые будут соответствовать первоначальным с продлением эксплуатационного срока до 10-15 лет. Все работы выполняются выездными бригадами УП «Тетраэдр» на территории заказчика совместно с его специалистами.