.
 
Главная Форум Галерея Контакты Правила Статистика RSS 2.0
 
Поиск по сайту
 
Панель управления
     
   
«Стреляй редко, да метко. Штыком коли крепко. Пуля обмишулится, штык не обмишулится: пуля - дура, штык - молодец».
Александр Васильевич Суворов  
 
 

3М-25 "Метеорит"
Раздел: Вооружение РФ
 

3М-25 "Метеорит", стратегическая универсальная крылатая ракета предназначена для поражения целей на дальности 3000-5000 км и более.

История создания

Ракета создавалась по Постановлению СМ СССР от 9.12.1976 г. о разработке стратегической крылатой ракеты 3М-25 "Метеорит" (П-750) в ЦКБМ. Это был возврат к идее ее создания после того, как от в конце 50-х гг. СССР и США отказались от разработки таких ракет в пользу МБР. Причина отказа заключалась в предположении невозможности преодоления КР, летящих на большой высоте, ПВО противника.

Предполагалось создать КР в морском, воздушном и наземном вариантах, запускаемых с атомных подводных лодок, стратегических бомбардировщиков типа Ту-95 и Ту-160 и наземных пусковых установок соответственно. Ракета рассматривалась как принципиально новый класс стратегических ударного вооружения, позволявшего наносить удары по объектам противника без входа в зону его противодействия.

Разработчик – НПО Машиностроения, главный конструктор – В.Н. Челомей.

Предполагалось, что сверхзвуковая (М=2,5-3,0), с дальностью действия более 5000 км, КР морского базирования позволит наносить удары по территории США без захода лодки-носителя в зону ее активной противолодочной обороны.

В эскизном проекте (разработан в 1977 г.) в качестве носителя рассматривалась модернизированная подводная лодка пр.949 (пр.949М). Однако совместные исследования ЛПМБ "Рубин" и ЦКБМ показали, что для размещения ракет 3М-25 в пусковых контейнерах ракетного комплекса "Гранит" требуется радикальное изменение конструкции ракеты ввиду ее большой длины, а для установки второго комплекта аппаратуры управления потребуется увеличить длину корабля на 5-7 м. Не увенчалось успехом и создание унифицированной аппаратуры для обоих комплексов.

В 1979 г. ЛПБМ "Рубин" разработало технический проект переоборудования АПЛ К-420 (зав. №432) пр. 667А под ракетный комплекс «Метеорит-М» (пр.667М). Проект предусматривал побортное размещение 12 пусковых контейнеров с ракетами 3М-25 в междубортном пространстве лодки под углом 45 град. Вместо вырезанных ракетных отсеков был установлен новый средний блок, увеличена длина лодки примерно на 20 м и до 15 м ее ширина.

В новых отсеках размещалась аппаратура предстартовой подготовки и пуска "Клевер", аппаратура управления корабельными системами повседневного и предстартового обслуживания (АУ КСППО) "Коршун-44", пневмогидросистемы КСППО, а также жилые и общественно-бытовые помещения для экипажа.

В центральном посту были установлены новые системы управления комплексом ракетного оружия "Андромеда", навигационный комплекс "Тобол-АТ", комплекс средств радиосвязи "Молния-ЛМ1" и гидроакустический комплекс "Рубикон". Для удержания лодки в стартовом коридоре при залповой стрельбе установили систему управления "Бор".

15.10.1982 г. полностью сформированная ПЛ была спущена на воду, а с 1.11.1982 г. по 4.08.1983 г. она прошла швартовные и заводские ходовые испытания, с 16.08 по 1.11.1983 г. - государственные (без комплекса ракетного оружия). 

Совместные (государственные) испытания комплекса "Метеорит-М" проводились с наземного (полигон Капустин ЯР) и плавстенда ПСК на Черном море. Всего по программе летно-конструкторских испытаний со стендов в 1982-1987 гг. было проведено более 30 пусков ракет 3М-25. В декабре 1983 г. были начаты летно-конструкторские испытания в Баренцевом море с ПЛ, которые продолжались по 1986 г. (один пуск в 1984 г. и один пуск в 1986 г.). 

Длительная отработка комплекса была обусловлена необходимостью решения ряда сложных задач, главной из которых было большое количество принципиально новых технических решений ("мокрый" подводный старт КР под стартово-разгонной ступенью, инерциальная система наведения с коррекцией по радиолокационным картам местности, многофункциональный комплекс защиты и др.).

Сложность и громоздкость комплекса, необходимость постройки специальных носителей стали причиной того, что в 1989 г. все работы над вариантом "Метеорит-М" были свернуты. Испытания на К-420 были завершены 15.12.1989 г. В 1990 г. оборудование комплекса с ПЛ сняли и К-420 в торпедном варианте в декабре того же года включили в состав Северного флота. В июле 1994 г. подводную лодку из боевого состава флота исключили, передали на долговременное хранение и поставили на прикол.

Авиационный вариант комплекса испытывался на серийном модернизированном Ту-95МС №04, переоборудованного в самолет-носитель двух КР "Метеорит-А". Ракеты размещались на специальных пилонах под крылом. При этом в бомбоотсеке можно было разместить шесть противорадиолокационных ракет Х-15П. Первые два пуска (11.01.1984 г. и 24.05.1984 г.) были неудачными и в конце 1984 г. работы по авиационному варианту прекратились.

Наземный стратегический комплекс "Метеорит-Н" ("Гром", по классификации НАТО SSC-X-5, GLSM) остался в разработке, а стелс-технологии для него получили дальнейшее развитие. Первый пуск состоялся 16.12.1981 г., но на вооружение не принимался и не развертывался в связи с реализацией договора по РСМД.

Описание и конструктивные особенности ракеты

Ракета предназначалась для поражения целей на дальностях 3000-5000 км.

Конструктивно ракета "Метеорит" была выполнена по схеме "утка". Маршевая ступень со складывающимся стреловидным крылом и вертикальным оперением была оснащена маршевым турбореактивным двигателем разработки КБ Уфимского моторостроительного объединения. Воздухозаборник двигателя размещался под фюзеляжем.

Стартовая ступень морского и наземного вариантов ракеты "Метеорит" имела два жидкостных реактивных двигателя с суммарной тягой 24 т с управляемыми поворотными соплами и временем работы двигателей около 32 секунд. Она была создана на базе первой ступени межконтинентальной баллистической ракеты 15А20.

Воздушный вариант ракеты "Метеорит-А", с дальностью стрельбы до 5000 км и высотой полета на маршевом участке 22-24 км со скоростью около 3000 км/ч., ускорителями не оснащался. Длина ракеты "Мeтеорит-А" составляла 12,8 м, стартовый вес 6,3 т. Вес специальной боевой части около 1 т. 

Стартовый вес наземного и морского варианта составил 12,65 т, вес второй ступени – 6,38 т. Длина фюзеляжа ракеты достигала 12,8 м, внешний диаметр 0,9 м, размах крыла - 5,1 м. 

Универсальная стратегическая КР "Метеорит" оснащалась инерциальной системой управления с радиолокационной коррекцией по рельефу местности. При создании ракеты было найдено много оригинальных технических решений, обеспечивающих длительный полет КР на высоте более 20 км со скоростью более 3500 км/ч.

Ракета имела комплекс преодоления противоракетной обороны, в том числе и специальную аппаратуру, создававшую за ней длинный шлейф ионизированного воздуха, который препятствовал точному наведению зенитных ракет.

 

Год принятия на вооружение 1983
Основной разработчик ЦКБ МТ
Дальность стрельбы минимальная, км 4500
Дальность стрельбы максимальная, км 5000
Высота траектории максимальная, км 22-24
Полетное время на максимальную дальность, с 60


Добавь ссылку в БЛОГ или отправь другу:  добавить ссылку в блог
 




Последние сообщения с форума

Название темы Автор Статистика Последнее сообщение
Танки второй мировой

Тема в разделе: СССР

Algol

Просмотров: 6553

Ответов: 1

Автор: vazonov11

16-06-2014, 14:55

Навигация
 
Опрос
 
Необходимо ли России совместное ПРО с НАТО?

Да, сама Россия создать ПРО не может
Да, это повысит доверие между нами
Нет, любые альянсы с потенциальным врагом опасны
Нет, мы сами в состоянии создать ПРО

Информер
 
Сейчас на сайте: 5
Гостей: 5
Пользователи: 
- отсутствуют
Роботы: 
- отсутствуют

 Последние посетители: 

Популярное
 
Помощь
 

Яндекс.Деньги

Картой

Поделиться
 
Главная страница   |   Регистрация   |   Добавить новость   |   Новое на сайте   |   Статистика   |   Поддержка

WEB студия Site Master | All Rights Reserved. © warshistory.ru 2009-2015