С незапамятных времен говорят про разведку, что она — глаза и уши армии. Не устарело это крылатое выражение и в наши дни. Сегодня военные тактики и стратеги уделяют разведке столь же большое внимание, как, например, и командиры Красной Армии в период гражданской войны. В то время, правда, разведчики чаще всего передвигались пешком или в лучшем случае верхом,
В Великую Отечественную у разведчиков появились мотоциклы, грузовики и даже бронеавтомобили. Но такая техника вряд ли устроила бы современных войсковых разведчиков. Дело в том, что хорошо слышать и далеко видеть им уже мало. Чтобы успешно справляться с десятками новых сложных задач, с изменившимися обязанностями, им понадобилась специальная машина, в полной мере отвечающая уровню техники нашего времени.
Такая машина была создана. Это БРДМ-2 — бронированная разведывательно-дозорная машина.
Каковы же характеристики машины? Попробуем сначала обратиться к тому определению, к которому чаще всего прибегают специалисты. Итак. это боевая, колесная, двухосная, со всеми ведущими колесами, плавающая и вооруженная двумя пулеметами машина, К тому же БРДМ-2 обладает высокими динамическими качествами, большим запасом хода, высокой проходимостью и способностью с ходу преодолевать водные преграды.
Для обычного автомобиля она стала бы серьезным препятствием — преодолеть ее можно было бы лишь с помощью настила. Но для машины разведчиков и траншея не помеха. Перед нею БРДМ-2 лишь слегка замедлит ход. Включается привод — и тотчас из-под «брюха» машины опускаются четыре дополнительных колеса с пневматическими авиационными шинами (700Х Х250 мм), накачанными до 5,5 — 6,0 атм.
Четырехколесная машина, превратившаяся таким образом в «многоножку», легко преодолевает окопы, рвы, траншеи и канавы.
Надо сказать, что повышению проходимости БРДМ-2 конструкторы уделили самое пристальное внимание. Ведь разведчикам приходится действовать днем и ночью, весной и поздней осенью, в летнюю жару и в зимнюю стужу. И двигаться такой машине придется не только по шоссе. Поэтому ее сделали приспосабливающейся к различным дорожным условиям, способной одинаково уверенно преодолевать размокшие дороги, пахоту, заболоченные участки, пески и снежную целину.
Как мы уже сказали, все колеса БРДМ-2 — ведущие. Встретится крутой подъем или иной труднопроходимый участок местности — водитель переходит на низшую передачу и включает передний мост. Если и этого окажется мало, можно уменьшить удельное давление на грунт или увеличить его, включив систему регулирования давления в шинах. Делается это как на стоянке, так и при движении машины прямо с водительского места. Нормальное давление в шинах — 2,7 кгс/см2.
Встретится заболоченный участок, водитель включает пониженную передачу и уменьшает давление в шинах. При этом они как бы расплющиваются, а площадь опоры резко увеличивается. БРДМ-2 хотя и на пониженной скорости, но все же уверенно продолжит движение.
В других условиях приходится увеличивать давление в шинах — например, при движении по песку, когда нужно держаться следа идущей впереди машины.
Зимой же по снежному покрову глубиной до 0,3 м можно ехать, не снижая давления в баллонах, так как колеса продавливают снег до мерзлого грунта и хорошо сцепляются с ним. При более высоких сугробах давление в скатах снижают.
Ну а если бой? И, скажем, повреждена шина? Неужели менять баллон? Не говоря уже о том, что делать это под огнем не просто, задержка может стать препятствием выполнению боевого приказа. Но такого не произойдет, и здесь опять выручит система регулирования давления, позволяющая поддерживать и контролировать необходимые «атмосферы» в любом из баллонов. Как только станет заметен спад давления в какой-нибудь из шин, компрессор тут же начинает восполнять утечку.
Попробуем смоделировать самую критическую ситуацию — БРДМ-2 застряла. Участок труднопроходимый, болотистый. Семитонная машина основательно увязла в трясине. Двигатель мощностью 140 л. с. не справляется с нагрузкой — раскисший грунт цепко держит колеса. И в этом случае машина выберется из «плена» самостоятельно, с помощью лебедки. На расстоянии до 30 м от машины (длина троса) выбирается дерево, пень или столб (если таких поблизости нет, в грунт заделывается анкер), за которые и закрепляется трос лебедки. Включается привод — и четырехтонное усилие, развиваемое лебедкой, выдергивает застрявшую машину.
Чтобы получить полное представление о ходовых качествах БРДМ-2, добавим, что наименьший радиус ее поворота равен 9 м, наибольший угол подъема, который может преодолеть машина — 30°, наибольший угол крена составляет 25°.
Важной боевой характеристикой подобных машин является запас хода — расстояние, которое она проходит без дополнительных заправок, на горючем полностью заправленных топливных баков. У БРДМ эта цифра весьма солидная — 750 км! И все равно, командир скрупулезно ведет подсчет километража, учитывая, сколько прошли, сколько задерживались, на каком расстоянии от своих войск находятся.» Арифметика несложная, но цена ей высока — жизнь экипажа и сохранность разведывательных данных.
Чтобы стать подлинными «глазами» армии, разведывательная машина должна быть действительно «глазастой». И конструкторы позаботились об этом, оснастив ее шестнадцатью дневными приборами наблюдения, перископическим прицелом для прямой наводки в цель пулеметов, а также приборами ночного видения для командира и водителя, позволяющими двигаться в темное время суток с той же скоростью, что и днем. Чтобы исключить ослепляющее действие фар встречного транспорта, осветительных ракет, пожаров и других источников света, инфракрасные приборы снабжены интересным приспособлением — экранирующим устройством, или, как его еще называют, шторкой.
Есть на БРДМ и навигационная аппаратура — ТНА-2; датчики курса и пути, пульт управления, координатор — счетно-решающий прибор, преобразователь и указатель курса. Обращаются к этим устройствам в тех случаях, когда ориентирование затруднено, например при движении с высокими скоростями по незнакомой местности или при ведении боя в степи или пустыне, где нет видимых ориентиров. Ну и, разумеется, ночью, в тумане и во всех других случаях, когда видимость плохая или же полностью отсутствует. Пользоваться ТНА-2 просто и удобно. Приборы автоматически определяют координаты машины и указывают курсовой (дирекционный) угол ее движения. Поэтому командиру достаточно одного взгляда на прибор, чтобы точно Определить местоположение.
Особенности современного боя требуют установки на машине и других приборов; таких, как рентгенометр для измерения мощностей доз гамма-излучения, войсковой прибор химической разведки.
Когда возникает необходимость передать срочные данные, командир может воспользоваться ультракоротковолновой радиостанцией Р-123. Компактная и надежная, она позволяет поддерживать устойчивую связь в микротелефонном режиме на дистанции до 20 км. При этом обеспечивается беспоисковое вхождение в связь и бесподстроечное ее ведение, что резко увеличивает оперативность работы В условиях дефицита времени это имеет немаловажное значение.
При ведении разведки одна из первейших заповедей — соблюдение полнейшей скрытности. Но как быть, если машина обнаружена? В этом случав БРДМ-2 может серьезно «огрызнуться» — ведь у нее есть вооружение: два пулемета, размещенные в башенной установке. Один — крупнокалиберный, 14,5-мм типа КПВТ. Другой—марки ПКТ имеет калибр 7,62 мм. Оба могут поражать живую силу и огневые средства противника. Кроме того, КПВТ может стрелять и по легкобронированным целям. Наибольшая прицельная дальность его составляет 2 км, скорострельность — 600 выстрелов в минуту. Питание патронами ленточное, в каждой ленте по 50 патронов, а во всем боекомплекте их 500. У пулемета ПКТ прицельная дальность поменьше — 1,5 км. Скорострельность его достигает 700 выстрелов в минуту, лента снаряжена 250 патронами, а весь боекомплект двумя тысячами.
Надежно защищен экипаж БРДМ-2 от пуль и осколков — ведь корпус машины сварен из бронелистов, к тому же он водонепроницаем.