«На отце моем брони златы и шелом злат с камением драгим и жемчугом сажен, а братья мои суть в серебряный бронех, только шеломы златы...», — говорится в древней повести. Именно такое впечатление создается от драгоценного вооружения, владеть которым могли только цари и их воеводы. Парадные доспехи украшались серебром, золотом, драгоценными камнями, обрамлялись филигранными оправами, покрывались гравировкой. Декоративно-парадными доспехами были зерцала XVII века работы Димитрия Коновалова, Никиты Давыдова, Григория Вяткина — мастеров Оружейного приказа. Зерцала, изготовленные Коноваловым в 1616 году для царя Михаила Федоровича, оценивались в XVII веке в 1500 рублей (в то время как цена рядового панциря колебалась тогда от 5 до 10 рублей). Под стать парадным доспехам было и убранство коня. «А как потом вели государеву конюшню, — писал датский резидент Моис Гей, — то на лошадях арчаки и чепраки и весь наряд унизан жемчугом и драгоценными камнями». «У главных предводителей и знатных лиц, — сообщал побывавший в 1588 году в России англичанин Д. Флетчер, — лошади покрыты богатою сбруею, седла из золотой парчи, узды также роскошно убраны золотом, с шелковою бахрамою».
В XVI—XVII веках при великих князьях и царях находились оруженосцы-телохранители (рынды), которые сопровождали монарха в походах и поездках, а во время дворцовых церемоний стояли в парадных одеждах по обе стороны трона. Сам термин восходит к более раннему времени. Князь Дмитрий во время Куликовской битвы «...великое знамя черное повеле рынде своему над Михаилом Ондреевичем Бренком возити» (Никоновская летопись). Когда рынды несли свою службу во дворце, их вооружение составлял большой «посольский топор» (непременный атрибут аудиенций, которые московские государи давали иностранным послам; отсюда происходит и название топора). Он делался из булата и стали, декорировался серебряной и золотой насечкой. Рукояти этих топоров украшались поясками из драгоценных металлов (иногда, впрочем, обходились золоченой медью), часто покрывались инкрустацией.
Для усиления кольчуги или панциря в XVI—XVII веках в России применялись дополнительные доспехи, которые надевались поверх брони. Эти доспехи именовались «зерцалами». Они состояли в большинстве случаев из четырех крупных пластин: передней, задней и двух боковых. Пластины, вес которых редко превышал 2 кг, соединялись между собой и скреплялись на плечах и боках ремнями с пряжками (наплечниками и нарамниками). Зерцало, отшлифованное и начищенное до зеркального блеска (отсюда — название доспеха), часто покрытое позолотой, украшенное гравировкой и чеканкой, в XVII веке чаще всего имело уже чисто декоративный характер; к концу же столетия их значение, как и любого другого оборонительного доспеха, упало совершенно. В собрании Оружейной палаты сохранился полный зерцальный доспех XVII века, состоящий из шлема, зерцала, наручей и поножей.
«Некоторые, — писал о московских всадниках Герберштейн, посол германского императора при дворе Ивана III, — имеют кольчатый панцирь и нагрудный доспех, состоящий из соединенных вместе колец и пластин, расположенных наподобие рыбьей чешуи». Такой доспех назывался «бехтерцом», или «бахтерцом» (от персидского «begter» — род доспеха). Бахтерец набирался из расположенных вертикальными рядами продолговатых пластин, соединенных кольцами с двух коротких боковых сторон. Боковые и плечные разрезы застегивались пряжками или ремнями с металлическим наконечником. Для изготовления бахтерца использовалось до 1500 пластинок, которые монтировались таким образом, чтобы создать двойное или тройное покрытие. К бахтерцу наращивался жемчужный подол, а иногда ворот и рукава. Средний вес такого доспеха достигал 10—12 кг, а длина — 66 см. Если бахтерец в XVI—XVII веках получает на Руси широкое распространение, то щит в это же время свое боевое назначение утрачивает, становится парадно-церемониальным предметом. Это относится и к щиту, навершие которого состояло из металлической «руки» с клинком; в эту «руку» входила левая рука воина. Такой вид щита с клинком, называвшийся «тарч» (от арабского «туре» — «щит»), употреблялся при обороне крепостей, но встречался крайне редко
«Тегиляи бархат Венедитцкои ценинен с золотом и петлями, на нем пуговицы», — говорится в описи имущества царя Ивана Грозного. Будучи одеждою в роде фактана с короткими рукавами и с высоким стоячим воротником, подбитый ватою или пенькой и насквозь простеганный, тегиляй обладал достаточными защитными качествами и носился вместо доспехов небогатыми ратниками. В этом случае тегиляй делался из толстой бумажной материи и по груди мог обшиваться металлическими пластинками. Под стать тегиляю была «шапка бумажная», которая делалась на вате из сукна, шелковых или бумажных тканей и иногда усиливалась кольчужной сетью, помещенной в подкладку. Иногда шапка снабжалась железным наносьем.