История создания вертолета

 

Н. Е. Жуковский (1847—1921 гг.), «отец русской авиации», как назвал его Владимир Ильич Ленин, написал фундаментальные работы по аэродинамике: «О присоединенных вихрях», на которой основана современная теория крыла, «Вихревая теория воздушного винта», являющаяся базой для теории винта. Созданные на основе передовой теории воздушные винты «НЕЖ» оказались намного лучше иностранных винтов.

Н. Е. Жуковский являлся основателем первого в Европе научно-экспериментального авиационного центра — аэродинамического института, созданного в Kv4iiho под Москвой (1904 г.).

 

Деятельность Жуковского не только дала мощный толчок авиационной науке, но и развила любовь к авиации у передовой на молодежи России, о которой Жуковский
говорил: «У нас в России есть теоретические силы, есть молодые люди, готовые беззаветно предаться спортивным и научным изучениям способов летания». Из среды этой молодежи впоследствии многие были последователями «школы Жуковского».

К «школе Жуковского» принадлежит Сергей Алексеевич Чаплыгин (1869—1942 гг.), академик, Герой Социалистического Труда, написавший такие выдающиеся работы,-как «Теория решетчатого крыла» (1911 г.), «Схематическая теория разрезного крыла» (1921 г.) и другие. Идея «концевых вихревых усов», высказанная С. А. Чаплыгиным в работе «Результаты теоретических исследований о движении аэропланов», помогла воссоздать физическую картину работы крыла и лопасти.

1910—1911 гг. являются поворотными в истории вертолето-строения. Эти годы ознаменовались созданием Н. Е. Жуковским и его учениками Б. Н. Юрьевым, В. П. Ветчинкиным и Г. X. Сабининым классической теории воздушного винта, которая применяется до настоящих дней.

К этому же времени относятся их работы по определению величины тяги воздушных винтов с различными формами лопастей и различным их количеством в зависимости от числа оборотов. Были проделаны работы по определению коэффициента полезного действия винта, т. е. выявлено соотношение между мощностью на валу винта и развиваемой винтом тягой.

В 1910—1911 гг. Борис Николаевич Юрьев, ныне академик, лауреат Сталинской премии, предложил одновинтовую схему вертолета с рулевым винтом и построил по ней вертолет. Этот вертолет Б. II. Юрьева в 1912 г. демонстрировался на 2-й Международной выставке воздухоплавания и Москве, где конструктор был удостоен золотой медали за прекрасную теоретическую разработку проекта гелиоптера и его конструктивное осуществлений».

 

Другая схема вертолета Б. Н. Юрьева стала классической схемой, по которой сейчас строится большинство вертолетов.

Все современные вертолеты снабжены также изобретенным Б. Н. Юрьевым автоматом-перекосом, посредством которого летчик управляет полетом вертолета. Об устройстве эго автомата будет рассказано ниже.

В дореволюционной России ученые и изобретатели, не получая от царского правительства ни материальной, пи моральной поддержки, вынуждены были изыскивать различными путями средства и возможности для претворения в жизнь своих идей.

Только после Великой Октябрьской социалистической революции по решению Коммунистической партии и Советского правительства в созданном Центральном аэро-гидро-динамическом институте (ЦАГИ) широко развернулись работы по вертолетостроению.

Во всей истории вертолетостроения важнейшим вопросом всегда был вопрос устойчивости вертолета. Если просмотреть результаты испытания построенных ранее вертолетов, то в них найдем почти одинаковые выводы: «был спроектирован. построен. имел такие-то особенности. прошел летные испытания. аппарат был очень неустойчив.»
Для достижения устойчивого полета вертолета требовалось провести всесторонние исследования несущего винта. За эту огромную работу взялся в 1926 г. Б. Н. Юрьев с группой работников ЦАГИ, в которую входили II. П. Братухин, Н. И. Камов, М. Л. Миль и др. Эта группа, выполнив большое количество экспериментов, теоретических разработок и работ по методике расчета, внесла решающий вклад в дело вертолетостроения.

В 1932 г. советский одновинтовой вертолет ЦАГИ-1-ЭА, построенный коллективом опытного завода ЦАГИ под руководством А. М. Изаксона и А. М. Черемухина по схеме Б. Н. Юрьева, в 30 раз превысил мировой рекорд высоты по классу вертолета, поднявшись на высоту 605 м. Летчиком на этом вертолете был заместитель начальннка геликоптерного отдела ЦАГИ профессор А. М. Черемухнн.

В 1939 г. И. П. Братухин при участии Б. Н. Юрьева приступил к проектированию вертолета «Омега», имевшего два двигателя н два несущих винта, расположенных по обе стороны фюзеляжа. За работу по проектированию и постройке этого вертолета И. П. Братухин и Б. Н. Юрьев в 1944 г. были удостоены Сталинской премии.

Затем в 1940—1941 гг. II. П. Братухин построил вертолет ЦЛГП-11-ЭЛПВ, испытание и систематические полеты на котором выполнял летчик Д. И. Савельев.

Параллельно с развитием вертолета шло развитие другого винтокрылого аппарата — автожира.

Если у вертолета несущий винт приводится во вращение двигателем и служит как для создания подъемной силы, так и для создания тяги, то у автожира эти функции разделены между двумя винтами. Мощность двигателя получает только тянущий винт, а несущий винт вращается сам под действием набегающего потока воздуха. Когда винт разовьет определенное число оборотов, его подъемная сила становится достаточной для отделения автожира от земли, набора высоты и полета.

В 1934 г. на советском автожире А-7, сконструированном Н. И. Камовым в Центральном аэро-гидро-динамическом институте, были побиты все существовавшие в то время рекорды по скорости (221 км час) и по грузоподъемности (750 кг).

В последние годы в воздушных парадах в честь Дня Воздушного Флота СССР и в честь Дня Военно-Морского Флота наши летчики показывают достижения советского народа в строительстве вертолетов.

8 июля 1951 г. в Тушино зрителям был показан групповой полет вертолетов конструкции М. Л. Миля, когда десять вертолетов, поднявшись с аэродрома вертикально вверх, образовали в воздухе на высоте 150 м замкнутый круг, после чего, облетев вокруг всего аэродрома, скрылись из поля зрения.

 

На воздушных парадах 27 июля 1952 г. 23 августа 1953 г. были продемонстрированы еще более обширные программы показа вертолетов.

10 августа 1952 г. в праздновании Дня Военно-Морского Флота приняли участие вертолеты конструкции Н. И. Камова.

Во время воздушного парада в Тушино 20 июня 1954 г. вертолеты открыли третье отделение программы полетов. В воздухе появилось 36 вертолетов с одним несущим винтом, которые произвели посадку и высадили большой десант на зеленом поле аэродрома. А во время празднования Дня Воздушного Флота 3 июля 1955 г. колонну таких вертолетов замыкали четыре совершенно новых, похожих на огромные ящики, вертолета с двумя несущими винтами.

Советскому Союзу принадлежит большое количество мировых авиационных рекордов; советские летчики неоднократно демонстрировали всему миру свое высокое летное мастерство.

История авиации

avia.pro

характеристики, объемы производства, экспортные поставки – Патриотам РФ


На сегодняшний день 6 наиболее популярные моделей завода имени Миля выпущены в количестве более 16 000 единиц и эксплуатируются в десятках стран мира.

 

Ми-8
Военно-транспортные вертолеты семейства Ми-8 – одни из самых популярных в мире. Они используются более чем в 90 странах мира. С 1991 года иностранным заказчикам было поставлено более 1,5 тыс. машин.  В народе Ми-8 получил прозвище “Коля” или “Мыколка”.

Первый полет Ми-8 совершил 24 июня 1961 года. Серийно производится с марта 1965 года. Выпущено более 12 тыс. экземпляров. Экипаж – 3 человека. Максимальная скорость – 250 км/ч, дальность полета – до 800 км, практический потолок – 6 тыс. метров. Может брать на борт до 32 десантников или 12 раненых на носилках, либо до 4 тонн груза на внешней подвеске или в кабине. Ранние представители семейства Ми-8 летают еще со времен войны во Вьетнаме и хорошо зарекомендовали себя во всех локальных конфликтах последних 40 лет. Разработано более 130 модификаций Ми-8, включая значительно модернизированные варианты – Ми-8МТ, Ми-17, Ми-171 – для гражданских и военных эксплуатантов.

Ми-17
На сегодняшний день продолжается изготовление разнообразных модификаций вертолета Ми-17. Регионы эксплуатации – Индия, Китай. Наиболее популярной моделью является Ми-17-1В. Причем до 90% этих вертолетов идет на экспорт. Данная модель может иметь разную комплектацию. Также одними из самых технически оснащенных вертолетов семейства Ми-8/17 являются вертолеты Ми-17В-5, поставляемые для Индии. Они оснащены современными мощными двигателями, что значительно расширяет возможности по перевозке тяжелых и крупногабаритных грузов. Вертолеты типа Ми-17 являются одной из самых удачных разработок российской вертолетостроительной школы.

Конструкция вертолета в основном такая же, как у Ми-8. Высокие летно-технические характеристики, надежность, возможность применения в широком диапазоне условий и температур (от -50 до +50 градусов по Цельсию), многофункциональность, простота в эксплуатации и обслуживании – качества, за которые так стали популярны Ми-17.

Ми-24
В настоящее время Ми-24 состоит на вооружении порядка 45 стран. В общей сложности, в 1991-2014 гг. иностранные заказчики получили 171 боевую машину. Вертолет принимал участие в боевых действиях в Памирских горах, в ущельях Кавказа, в тропических лесах Экваториальной Африки и в знойных азиатских пустынях. Боевая слава к нему пришла в Афганистане, где он получил прозвище “Крокодил”. Ми-24 стал символом транспортно-боевого вертолета. Наибольшей популярностью с 1991 года пользовались модели Ми-24П с пушечным вооружением. Также поставлялись и Ми-24В, оснащенные счетверенным 12,7-мм пулеметом.

Ми-35
Ми-35 – “наследник” легендарного Ми-24. В нем решения, заложенные в предыдущей серии, довели до максимума. Существенно были улучшены летно-технические характеристики, более эффективного использованы все виды вооружения в круглосуточном режиме и в различных условиях. В том числе использование машины в условиях жаркого климата и высокогорья. Серийно производится с 2005 года. Выпущено более 100 экземпляров.

Экипаж машины состоит из 2-3 человек. Максимальная скорость – 300 км/ч, практическая дальность – 420 км, практический потолок – 4,8 тыс. метров. Вооружен двухствольной пушкой калибра 23 мм, управляемыми и неуправляемыми ракетами, а также авиабомбами. Может перевозить до 8 десантников или 4 раненых на носилках.

Ми-26
Ми-26 – самый тяжелый в мире из класса многоцелевых транспортных вертолетов. Всего иностранным заказчикам было передано 12 машин. Разработано порядка 15 модификаций, эксплуатируются по меньшей мере 10 странами мира. Первый полет совершил 14 декабря 1977 года. Серийно производится с 1980 года. Выпущено порядка 300 экземпляров.

Ми-26 предназначен для выполнения транспортных, эвакуационных, противопожарных и других задач. В зависимости от модификации экипаж может состоять из 5-6 человек. Максимальная скорость – 270 км/ч, максимальная дальность полета с основными баками – 800 км, практический потолок – 4,6 тыс. метров. Способен нести на борту до 85 десантников или 60 раненых на носилках, либо до 20 тонн груза внутри фюзеляжа или на внешней подвеске.

В 2009 году Ми-26Т транспортировал 27-метровый катамаран Alinghi 5, а затем пассажирский самолет Ту-134. Таких операций не выполнял ни один вертолет за всю историю вертолетостроения.

Ми-28Н
В настоящее время иностранным заказчикам поставляются Ми-28НЭ. Машины этого типа состоят на вооружении Ирака и Кении, строятся по заказам Египта и Кении. Ми-28Н “Ночной охотник” – модификация ударного вертолета Ми-28 для круглосуточного боевого применения. Опытный образец совершил первый полет 14 ноября 1996 года. Серийное производство вертолета ведется с 2006 года. Выпущено около 100 экземпляров. Он был принят на вооружение ВКС России в 2009 году.

С установкой новой РЛС вертолет стал всепогодным, способный “видеть” днем и ночью, за что Ми-28Н прозвали “Ночной охотник”. Предназначен для поиска и уничтожения танков, бронированной и небронированной техники, а также пехоты противника на поле боя и малоскоростных воздушных целей.

Экипаж – 2 человека, возможно размещение 2 пассажиров. Максимальная скорость – 324 км/ч, практическая дальность – 500 км, практический потолок – 5,7 тыс. метров. Оснащен пушкой калибра 30 мм, управляемыми и неуправляемыми ракетами, а также авиабомбами.

16 февраля в Сингапуре открылся один из крупнейших авиасалонов в Азиатском регионе Singapore Air Show 2016. Особый интерес вызвали российские вертолеты. Уже подписаны контракты на поставку Китаю в 2016-2017 гг. семи вертолетов Ка-32A11ВС и двух Ми-171Е. Как рассказал источник в российском оборонно-промышленном комплексе, в период с 1991 по 2014 год на экспорт было поставлено более 1800 российских вертолетов военного назначения.

Согласно докладу аналитического центра Flight International, по состоянию на конец 2015 года в мире насчитывается 2555 вертолетов семейства Ми-8/17. Они составляют 13% от мирового парка вертолетной техники. Отечественные винтокрылые машины по популярности незначительно уступают только вертолетам S-70/SH-60/UH-60 производства американской компании Sikorsky Aircraft, которых в мире насчитывается 3 582 единицы (18%).

По данным Центра анализа мировой торговли оружием, российские ударные вертолеты пользуются стабильным спросом на внешних рынках: в 2010-2013 гг. на экспорт было поставлено 65 машин на сумму около $1799 млрд.

На период 2014-2017 гг. ожидаемый объем поставок может составить 92 новых вертолета на сумму $4078 млрд. Среди них ударные вертолеты Ми-28Н, многоцелевые транспортно-боевые Ми-35М, тяжелые транспортные Ми-26. Также по данным “Рособоронэкспорта”, в странах ближнего зарубежья продолжает эксплуатироваться значительное количество вертолетов типа Ми-8, Ми-24 и Ми-26. Популярность именно этих машин обусловлена относительно невысокой стоимостью и наличием обученного летного и технического состава. Все вертолеты семейства “Ми” разработаны в Московском вертолетном заводе им. М.Л. Миля.

  tass.ru

 

xn--80aaxridipd.xn--p1ai

все модели. Фото и технические характеристики

Бизнес 17 августа 2016

Первые вертолеты Камова (Ка) поднялись в воздух в далёком 1953 году. 14 апреля многоцелевой геликоптер Ка-15 стал пионером массового производства, созданным в опытном конструкторском бюро (ОКБ) имени Николая Ильича Камова. Бюро известного конструктора многократно доказывало на деле свою состоятельность и практичность выбранных схем. Одна из отличительных черт, которыми обладают вертолеты ОКБ Камова, – соосные винты. Эта особенность позволила использовать машины в разных сферах и областях (армия, медицина, спасательная и другие не менее важные отрасли).

С первого полёта прошло больше 60 лет, а вертолеты фирмы «Камов» до сих пор пользуются бешеной популярностью. В руках российской военной авиации это грозное и эффективное оружие, способное выполнять самые сложные боевые задачи.

Ка-15

Первое время вертолеты Камова разрабатывались исключительно для Военно-Морского Флота. Долгое время соосная винтовая схема была визитной карточкой конструкторского бюро. Она позволяла получать на выходе хорошо управляемые и высокоманёвренные геликоптеры, причём все эти достоинства прекрасно проявили себя при сравнительно малых габаритах машин.

Одна из первых и успешных линеек техники ОКБ «Камов» – вертолеты Ка-15. Натовские статисты дали этой машине обидную кодификацию «курица». Именно этот корабельный двуместный геликоптер стал первой моделью для конвейера и выпущен в 354 экземплярах.

Разработка линейки велась с середины 50-х годов прошлого столетия. Проект-схема и конструкторские особенности были одобрены морфлотом в начале 1952 года. Камов (конструктор вертолетов) понимал, что машина будет использоваться на корабельной технике, поэтому сделал модель очень компактной и сравнительно лёгкой. По своей длине Ка-15 почти в два раза уступает даже самой маленькой модификации Ми-1. Причём конструкторы умудрились уместить в такой небольшой аппарат всё необходимое для полётов оборудование.

Войсковые испытания двух моделей (одновинтовая схема Ми-1 и соосный Ка-15) на крейсере «Михаил Кутузов» показали весьма впечатляющие результаты для техники Камова. Если Ми-1 был заметно ограничен в полётах с корабельной палубы из-за рулевого винта и длинной хвостовой балки, то Ка-15 вполне успешно взлетал и садился на небольшой площадки благодаря своим небольшим размерам, причём в шестибалльных морских условиях.

По результатам испытаний советские моряки окончательно убедились в том, что воздушной технике корабельного типа не обойтись без соосной схемы, коей и обладали вертолеты Камова (все модели).

Строевые соединения Военно-Морского Флота комплектовали машинами ОКБ Камова с 1957 года. Несмотря на хорошие лётные показатели, модель была малоэффективна в качестве противолодочной техники, а это в то напряжённое время было приоритетным направлением. Одна машина могла поднять только два гидроакустических буя (слежение за подлодками противника), управляющая аппаратура грузилась в другой вертолёт, а в третьем находились глубинные бомбы. Система крайне неудобная, поэтому морфлот в 1963 году отказался от Ка-15 в пользу новых разработок того же ОКБ.

Характеристики модели

Лётно-технические показатели вертолёта Ка-15:

  • Потолок – 3500 м.
  • Дальность – 278 км.
  • Максимальная пилотируемая скорость – 155 км/ч.
  • Предельная масса при взлёте – 1460 кг.
  • Экипаж – 1 человек.
  • Груз – 300 кг или 2 человека.
  • Диаметр основного винта – 9,96 м.
  • Длина каркаса – 6,26 м.

Видео по теме

Ка-25

Вертолеты Камова 25-й серии – это противолодочные машины корабельного типа. Данная модель стала залогом становления ОКБ и отечественной морской авиации в целом. Ка-25 разрабатывался как инструмент для ведения боевых действий с атомными подлодками вероятного противника.

Впервые на моделях такого плана была установлена радиолокационная станция с круговым обзором для выполнения военных задач над безориентирной водной гладью. Благодаря своей универсальности и толковой конструкции вертолеты Камова 25-й серии прослужили на нашем флоте почти 30 лет.

Первый полёт Ка-25 состоялся 20 мая 1961 года, и спустя четыре года машину поставили на конвейер в городе Улан-Удэ. До 1969 года модель была единственным многоцелевым геликоптером, не имеющим аналогов в отечественном авиапроме. Но после того как советские конструкторы представили новенький боевой вертолёт Ми-24, вертолеты Камова (фото см. в статье) стали летать в компании машин Миля.

Геликоптер Ка-25 стал отличным военным подспорьем для моряков и полностью их устраивал. Серия находилась на вооружении нашего морфлота до 1991 года, а модификация с целеуказанием (Ка-25Ц) — до середины 90-х гг. Всего можно насчитать 18 вариаций серии для разных целей и областей. За всё время эксплуатации машин (1965-1973 гг.) было собрано порядка 460 единиц техники Ка-25.

Характеристики машины

Лётно-технические показатели вертолёта Ка-25:

  • Потолок – 4000 м.
  • Дальность – 650 км.
  • Максимальная пилотируемая скорость – 220 км/ч.
  • Предельная масса при взлёте – 7500 кг.
  • Экипаж – 2 человека.
  • Груз – 1100 кг.
  • Пассажиры – 12 человек.
  • Диаметр основного винта – 15,74 м.
  • Длина каркаса – 9,75 м.
  • Высота машины – 5,37 м.

Ка-50

К началу 80-х годов прошлого века в СССР основным военным вертолётом боевого назначения была модель конструктора Миля – Ми-24. «Старичок» до сих пор находится на вооружении наших сил, но уже в то время военное руководство посчитало, что эта машина не отвечает всем армейским запросам.

Ми-24 созданы по концепции «летающий БМП». То есть машина была способна не только вести штурмовые действия, но и при необходимости передислоцировать отделение десантников. Такая универсальность, естественно, сказалась на боевых качествах техники Миля. Мало того, советские разведчики всё чаще наталкивались на информацию о разработке и полевых испытаниях новой модели ВВС США – ударного вертолёта АН-64 «Апач».

Конструкторское бюро тщательно взвесило полученную информацию и ответило на разработки американцев аналогичной ударной машиной Ка-50 «Чёрная акула». Вертолеты Камова 50-й серии увидели свет в июне 1982 года и стали настоящим шедевром отечественной военной авиации, хотя и не получили настоящей путёвки в жизнь.

Особенности вертолёта

Модель стала полноценной ударной единицей, которая отлично справлялась с уничтожением бронетехники, инженерных сооружений и ликвидацией живой силы противника на поле боя. Одноместная машина с уже привычной соосной схемой была оснащена системой убора шасси и катапультой на ракетно-парашютном принципе. Такая система позволяла пилоту безопасно покинуть вертолёт на скорости до 400 км/ч при высоте не более 4000 метров без минимальных ограничений.

Инновационные в то время композитные материалы, которые составляли около трети веса всей конструкции машины, значительно снизили общую массу по сравнению с прошлым поколением геликоптеров. Также это позволило увеличить рабочий ресурс отдельных агрегатов, а вместе с тем надёжность и живучесть техники.

Вертолеты России «Камов» под названием «Чёрная акула» производились небольшой серией поштучно. Последние экземпляры были поставлены на вооружение сил РФ в 2009 году. Всего можно начитать 15 машин Ка-50, включая испытательную технику. По большому счёту, эта модель стала бесценным опытом для ОКБ Камова, позволив в полевых условиях отработать инновационные технологии и новое армейское оснащение.

Характеристики геликоптера

Лётно-технические показатели вертолёта Ка-50:

  • Потолок – 5500 м.
  • Дальность – 1160 км.
  • Максимальная пилотируемая скорость – 390 км/ч.
  • Предельная масса при взлёте – 10 800 кг.
  • Экипаж – 1 человек.
  • Груз – 2000 кг.
  • Диаметр основного винта – 14,5 м.
  • Длина каркаса – 13,5 м.

Ка-52

Опыт, полученный благодаря разработкам Ка-50, в полной мере был реализован в новой многофункциональной машине ударного типа Ка-52 «Аллигатор». Судьбу последнего поколения вертолётов Камова можно назвать более успешной.

Судя по данным, которые представили ВВС России, на вооружении нашей армии находится 72 единицы Ка-52. Причём военные заключили долгосрочный контракт с ОКБ Камова, подразумевающий дооснащение техникой до 2020 года (порядка 150 многоцелевых ударных вертолётов типа «Аллигатор»).

Отличительные черты

Основное отличие нового Ка-52 от «Чёрной акулы» – это появление второго пилота и полноценная возможность полётов в любое время суток, при любой погоде. Стоит отметить, что прошлое поколение Ка-50 не могло вести боевые действия в ночных условиях.

Модификация «Аллигатор» примерно на 85 % была унифицирована с машиной Ка-50. Новенькому Ка-52 досталась силовая установка, хвостовая и средняя часть фюзеляжа, крыло с несущей системой и оперение с шасси. Передняя часть вертолёта немного увеличилась, чтобы нашлось место второму пилоту. В качестве системы спасения пилота используется всё та же ракетно-парашютная катапульта, что и в «Чёрной акуле». Серьёзное обновление получило приборное оборудование в кабине пилотов. Теперь там находятся современные жидкокристаллические дисплеи вместо традиционных электромеханических указателей.

С появлением второго пилота машина стала более надёжной, так как нагрузка на экипаж поделилась надвое. Причём конструкторы посчитали более рациональным расположить пилотов не тандемом (друг за другом), как практикуется в других ударных вертолётах, а плечом к плечу. За счёт такой компоновки экипажа значительно увеличилась слаженность работы и отпала необходимость в монтаже дополнительной приборной панели, а это снижение веса всей конструкции и минимизация дублирующих помех на приборах.

Первый вылет «Аллигатора» состоялся в конце июня 1997 года. На конвейер машина попала только в конце 2008 года благодаря производственным мощностям завода «Прогресс», расположенного в небольшом городке Арсеньеве. Государственные испытания на военных полигонах завершились к 2011 году, и в то же время Ка-52 поступил на вооружение авиационных строевых частей России.

Назначение машины

«Аллигатор» предназначен для ведения боевых действий в любых погодных условиях и способен ликвидировать бронированную технику противника наряду с живой силой врага, а также противостоять вражеским вертолётам в тактической глубине.

Кроме того, Ка-52 уверенно показал себя в разведывательных операциях. Он может осуществлять аппаратное целеуказание и целераспределение на взаимодействующую с ним технику (боевые самолёты и сухопутные войска). Машина в состоянии обеспечить огневое прикрытие десанта, патрулировать местность и сопровождать любые колонны как мирного, так и военного назначения. На сегодняшний день это гордость российской авиации и универсальный военный инструмент, который способен выполнять огромное количество боевых задач, причём на солидном расстоянии от точки базирования.

Основные показатели модели

Лётно-технические показатели вертолёта Ка-52:

  • Потолок – 5500 м.
  • Дальность – 1160 км.
  • Максимальная пилотируемая скорость – 300 км/ч.
  • Предельная масса при взлёте – 10 400 кг.
  • Экипаж – 2 человека.
  • Груз – 2000 кг.
  • Диаметр основного винта – 14,5 м.
  • Длина каркаса – 14,2 м.
Источник: fb.ru

monateka.com

ВЕРТОЛЁТЫ МИ » ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ

Вертолёт МИ-8

Появление вертолёта Ми-8 было в своё время прорывом. Это был второй вертолёт в стране получивший газотурбинный двигатель. Первый был МИ-2, но он был маленький и сравнивать его было практически не с чем. А вот у МИ-8 был предшественник МИ-4, который имел поршневой двигатель от истребителя ЛА-5 и вал ведущий к хвостовому винту сделанный из ствола противотанковой пушки ЗИС-2. Новый вертолёт почти в двое повысил все технические характеристики предшественника. К тому же топливо для турбины, которое сейчас гордо именуют авиационным бензином, на самом деле является хорошо очищенным керосином. А разницу в цене между высокооктановым бензином и керосином вы сами представляете.
Двигатель назывался ТВ2-117. С 1964 года выпустили двадцать три тысячи таких двигателей. Прекратили производство в девяносто седьмом году. У вертолётного двигателя ТВ-117 есть две мощности — взлётная 1500 лошадиных сил и нормальная или крейсерская 1000 лошадиных сил. У следующего двигателя ВК-2500 появилась третья мощность — чрезвычайная. Она применяется при отказе одного из двигателей.
За границей МИ-8 сравнить было не с чем. Все заграничные машины были или легче или совсем тяжелые. Поэтому при продаже за границу он не имел практически ни какой конкуренции.
Маленькое лирическое отступление. За границей больше всего знают автомат Калашникова. А следом идут (не знаю кто на каком месте) вертолёт МИ-8, танк Т-55 и пулемёт ДШК.
МИ-8 непрерывно модернизировался. Главное это электронное оборудование, двигатели (которым всё время добавляли мощности и надёжности) и лопасти несущего винта, которые перешли с дюраля на пластик.
В конце концов, скорее всего в рекламных целях, вертолёт МИ-8 переименовали в

Вертолёт МИ-17

Внешне он не сильно изменился, основное внешнее различие это более острая носовая часть, а характеристики читайте ниже.

1. Максимальная взлетная масса — до 13000 килограммов
2. Количество перевозимых десантников — до 36 человек
3. Количество раненых, перевозимых на носилках — 14 человек
4. Полезная нагрузка внутри грузовой кабины — 4000 килограмм
5. Полезная нагрузка на внешней подвеске — 4000 килограмм
6. Размеры грузовой кабины — длина ширина высота 5,34×2,34×1,8 метров
7. Полезная площадь грузовой кабины — 12.5 квадратных метров
8. Полезный объём грузовой кабины — 23 кубических метров
9. Практический потолок — 6000 метров
10. Дальность полета при максимальной взлетной массе (с аварийным запасом топлива на 30 минут) с основными топливными баками — 580 километров
11. Дальность полета при максимальной взлетной массе (с аварийным запасом топлива на 30 минут) с двумя дополнительными топливными баками — 1065 километров
12. Двигатель — два ТВЗ-117ВМ или два ВК-2500

Мощность двигателя ТВЗ-117ВМ

чрезвычайная — 2400 лошадиных сил
взлётная — 2х 2200 лошадиных сил
крейсерская — 2х 1500 лошадиных сил

Мощность двигателя ВК-2500

чрезвычайная — 2700 лошадиных сил
взлётная — 2400 лошадиных сил
крейсерская — 1750 лошадиных сил

Двигатели ВК-2500 ставят на боевые вертолёты МИ-35 и МИ-28, по желанию заказчика могут устанавливаться и на МИ-17. Основной штатный двигатель ТВЗ-117 выпускается с семьдесят второго года прошлого века. Изначально предназначался для боевого вертолёта МИ-24. Выпущено двадцать пять тысяч двигателей.


На верхней фотографии МИ-8, на нижней МИ-17

Вертолёт МИ-24

Вертолёт МИ-24 плавно вырос из вертолёта МИ-8. Задача была создать машину с возможностью одновременно наносить штурмовые удары и транспортировать пехотное отделение. Сначала просто вооружали Ми-8

Потом стали бронировать и уменьшать размер корпуса. Постепенно корпус транспортной машины становился всё более узким и обтекаемым.

В конце концов МИ-24 приобрёл изумительный внешний вид. Оператор оружия сидел в первой кабине, лётчик сидел за ним и чуть выше. По скорости это был самый быстрый вертолёт в мире. Стрелковое вооружения состояло из четырёхствольного пулемёта калибра 12.7 миллиметра. Количество патронов достигало 1400 штук. Но как показала война в Авганистане, в бою особенно в воздушном, курить между очередями некогда. А пулемёт после двухсот выстрелов начинало клинить. Поэтому количество патронов сократили в трое. По поводу курить и клинить читайте статью — КРУПНОКАЛИБЕРНЫЕ ПУЛЕМЁТЫ


Под крыло можно было подвешивать всё что угодно, лишь бы подходило по весу.
Сначала ставили по четыре блока не управляемых ракет калибра 57 миллиметров С-5. На концах крыла, на специальные рельсы ставили самые первые управляемые противотанковые ракеты Фаланга-ПВ. У ракеты были весьма большие стабилизаторы, поэтому её и устанавливали на специальные направляющие.

Потом стали вешать блоки не управляемых ракет С-8 калибра 80 миллиметров. Более совершенные управляемые противотанковые ракеты Штурм-В стали подвешивать в контейнерах.

На нижней фотографии видно два подвесных контейнера лежащих на земле. В одном гранатомёт калибра тридцать миллиметров, в другом двух ствольная пушка калибра двадцать три миллиметра.
Авиационный вариант гранатомёта АГС-17 «Пламя» принят на вооружение в 1980 году. АГ-17А размещается в подвесной закрытой гондоле с боекомплектом триста патронов в единой ленте и используется для вооружения боевых вертолетов. В отличие от пехотного, авиационный вариант гранатомета снабжен электро спуском, имеет счетчик выстрелов, темп стрельбы увеличен до 420-500 выстрелов в минуту. Ствол выполнен более массивным для возможности ведения более интенсивной стрельбы.

На фотографии авиационная экзотика — контейнер с набором пулемётов всех калибров и огромным количеством патронов. В центре пулемёт калибра 12.7 миллиметров, а по бокам два пулемёта калибра 7.62 миллиметра. Общее количество патронов более четырёх тысяч.

На последних образцах пулемёт заменили двухствольной пушкой калибра тридцать миллиметров.

На нижней фотографии ближний вертолёт пускает ракеты а дальний стреляет из пушки. Орудие имело огромную отдачу, поэтому её не удалось разместить в подвижной установке в носу.

У МИ-24 практически нет аналогов за рубежом. Все противотанковые зарубежные машины имели малый вес и огромное количество противотанковых ракет на подвеске. А транспортные были чисто транспортными. Мы долго гордились тем что наш вертолёт и транспортный и ударный одновременно. Потом шепотом, в тёмном углу произнесли — НАВЕРНО МЫ БЫЛИ НЕ ПРАВЫ. И стали проектировать чисто ударную машину МИ-28. Но тут в страну пришла разруха, на МИ-28 денег не стало, а МИ-24 стремительно устаревал. Тут и появился МИ-35.

Вертолёт МИ-35

Если говорить по правде то МИ-35 просто модификация МИ-24. Причём не очень глубокая. На самом деле МИ-24 улучшали в течении всего время производства. Мощность двигателя постепенно увеличивалась, ставилось управляемое оружие нового поколения. Менялись конструкционные материалы. Зачем нужно было присваивать новое название я не понимаю. Наверно просто в рекламных целях. Типа новое название — новая машина.

Вот добрый человек показал на фотографии все основные итоги модернизации. Стойки шасси стали не убираемые. Скорость упала на двадцать километров в час. Вид машины в воздухе стал уродливый. Но зато производство стало проще и дешевле. Размах крыла слегка уменьшили. Пулемёт заменили на пушку ГШ-23. Количество патронов к пушке четыреста пятьдесят.

Появились противотанковые ракеты нового поколения и общее количество их на вертолёте увеличилось.

Появились ракеты класса воздух — воздух


Технические характеристики
1. Нормальная взлётная масса — 10900 килограммов
2. Максимальная взлётная масса — 11500 килограммов
3. Взлётная масса в перегоночном варианте — 12000 килограммов
4. Масса пустого вертолёта — 8350 килограммов
5. Масса боевой нагрузки — 2500 килограммов
6. Максимальная скорость — 300 километров в час
7. Крейсерская скорость — 240 километров в час
8. Статический потолок — 3150 метров
9. Динамический потолок — 5400 метров
10. Боевая дальность — 550 километров
11. Перегоночная дальность — 1000 километров
12. Двигатели — два ВК-2500

Вертолёт МИ-28

Ударный вертолёт МИ-28 разрабатывался более двадцати лет. Теперь я надеюсь он лучший в мире. Если МИ-24 был глубокой модернизацией гражданского вертолёта МИ-8 и получил в наследство рядом расположенные двигатели. То МИ-28 разрабатывался с нуля. Главное новшество это разнесённое размещение двигателей. Они находятся по разные стороны корпуса и одной ракетой их поразить не возможно. На выходе из двигателя находится смеситель, который смешивает горячие газы выходящие из турбины с воздухом атмосферы. Тем самым снижается тепловая заметность машины.
Кабина выполнена по старой схеме — первый сидит оператор оружия, за ним и выше лётчик. Стёкла выполнены плоскими, так более технологично изготавливать прозрачные броневые пакеты. Лобовое стекло выдерживает попадание пуль пятидесятого калибра.
Корпус дюралевый со вставками керамической брони там где это надо. Все пустые места залиты специальной пеной. Это что то похожее на обычную монтажную пену но со специальными волокнами — хорошо гасит взрывную волну и тормозит мелкие осколки.
Вооружение составляет
1. Подвижная пушка калибра тридцать миллиметров
2. Комплекс управляемого ракетного вооружения «Атака-В» класса воздух-поверхность
3. Комплекс управляемого ракетного вооружения «Стрелец» класса воздух-воздух
4. Всё что вы захотите подвесить на четыре пилона.
Всё те же блоки с ракетами С-8. Или более мощные с ракетами С-13 калибра

Технические характеристики
1. Нормальная взлётная масса — 10900 килограммов
2. Максимальная скорость полёта — 300 километров в час
3. Крейсерская скорость полёта — 260 километров в час
4. Статический потолок — 3600 метров
5. Динамический потолок — 5600 метров
6. Двигатель — два ВК-2500

Хвостовой винт сделан по странной схеме — аэродинамики говорят так лучше. В воздухе вертолёт МИ-28 выглядит странно. В народе его называют коромысло или кочерга.


voennoe-obozrenie.ru

Книга «Все боевые вертолеты СССР и России»

Добавить
  • Читаю
  • Хочу прочитать
  • Прочитал

Оцените книгу

Скачать книгу

134 скачивания

Читать онлайн

О книге «Все боевые вертолеты СССР и России»

Полная иллюстрированная энциклопедия боевых вертолетов Советского Союза и Российской Федерации. Всё о становлении, развитии и достижениях отечественного вертолетостроения. Глубокий анализ его основных направлений и творческой дуэли двух великих авиаконструкторов – М.Л. Миля и Н.И. Камова, первый из которых сделал ставку на одновинтовые машины, а второй развивал соосную схему, но оба создали настоящие авиашедевры. Исчерпывающая информация о производстве и боевом применении всех отечественных вертолетов военного назначения, а также об эволюции вертолетного дела СССР и РФ за три четверти века – от первых проектов начала 1940-х годов до прославленного Ми-8, который до сих пор закупают больше стран, чем легендарный автомат Калашникова, и от ветерана Афганской и Чеченской войн Ми-24 до суперсовременных Ми-28 и Ка-52, которым принадлежит будущее.

На нашем сайте вы можете скачать книгу «Все боевые вертолеты СССР и России» Якубович Николай Васильевич бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

Мнение читателей

За корректировщиками идут боевые и ударные, потом транспортные, потом «БМП», снова ударные любые другие — заканчивается все — противолодочными

3/5Дочкин Сергей

Интересное издание, много информации как технической так и исторической, хорошо иллюстрированное

3/5Семин Дмитрий

Отзывы читателей

Подборки книг

Похожие книги

Другие книги автора

Информация обновлена:

avidreaders.ru

Вертолеты все важны, вертолеты всем нужны

Цель: формирование представления о назначении и видах вертолетов: поисково-спасательных, пожарных, «экологических лабораторий», пассажирских, летающих госпиталях, полицейских, грузовых, сельскохозяйственной авиации, транспортно-штурмовых.

Как-то на одной всемирной выставке летательных аппаратов в отдельном павильоне выставлялись вертолеты новейших конструкций. Посетители очень любили этот павильон. Вертолеты были похожи на огромных стрекоз. Они вызывали и восторг и удивление. В кабину некоторых вертолетов даже можно было забраться, осмотреть внутреннее оборудование, приборы, представить себе полет. Но еще интереснее было на специальном компьютерном тренажере, в кабине которого создавалось полное ощущение полета.

Днем вертолеты смирно стояли и давали себя осматривать со всех сторон. Они слушали умные речи конструкторов и разных специалистов, умилялись на реакцию детей и взрослых, которые в них ничего не понимали, и скучали без полетов.

Ночью, когда выставка была закрыта, и никто их не слышал, самолеты тихо включали свои винты, представляя себя в небе, и рассказывали интересные истории про свою жизнь: о том, как они садились на маленькие площадки в труднодоступных местах и взлетали с них, как совершали фигурные виражи между горами, как спасали людей.

Вот один из разговоров, который подслушала мышка, живущая в павильоне.

– У меня интересная жизнь! – начал свой рассказ поисково-спасательный вертолет. – Я знаком с космонавтами! После того как они приземлятся в спусковом аппарате, я должен очень быстро их найти. Это ответственная работа. Если спусковую капсулу вовремя не открыть и не вытащить из нее космонавтов, они могут замерзнуть и даже погибнуть. Поэтому я во все свои глаза смотрю в разные стороны, включаю навигатор и лечу на большой скорости, чтобы успеть им помочь. А недавно я спасал жизни людей, когда пассажирский самолет из-за поломки шасси вынужден был сесть на реку. Трудная, я вам скажу, работа! Люди в панике, лодок нет. Но у меня спасательное оборудование имеется: стрела с лебедкой, грузовая люлька, подъемное сиденье и мощные прожекторы, чтобы вести спасательные работы ночью. Все обошлось. Все пассажиры были спасены. Я потом целый день отсыпался, так устал.

– Я очень уважаю твою работу, друг, – вступил в разговор пожарный вертолет. – Мне тоже приходится нелегко. Но я горжусь своей работой. Сколько жизней мы с командой летучих пожарных спасли! Бывало, подо мной лес полыхает так, что света белого не видно. Страшно спускаться вниз. Зависну на высоте 45 метров над огнем, да как сброшу тонны воды на него. Ох, и злиться тогда он начинает! Ищет, где можно снова разгореться. А я его из водяной пушки – бац! Получай, коварный огонь, вот тебе добавка. А потом еще и высажу человек двадцать пожарных. Они оставшийся огонь потушат до конца. Я ведь не только лес тушу. Пожарный самолет не везде может летать. Вся надежда на меня. Я юркий, везде пролечу. Страшно и очень жарко на пожаре. Но как только подумаешь, что в огне могут погибнуть люди и животные, так весь страх сразу отступает.

– Вы настоящие герои! – восхитился своими товарищами вертолет «Экологическая лаборатория». – А я никаких геройских поступков не совершаю. Контролирую состояние окружающей среды, изучаю атмосферу и поверхность земли. Проверяю, нет ли радиологической или экологической опасности. Веду аэрофотосъемку, чтобы на фотографиях лучше рассмотреть местность, где я заметил какие-то нарушения. Скучно, никаких приключений.

– Не печалься, друг, – вступил в разговор пассажирский вертолет, – я тоже не совершаю никаких героических поступков, просто каждый день перевожу людей. Однако без меня они не смогли бы добраться в труднодоступные районы, например, где гористая местность. А без твоей работы может случиться экологическая катастрофа. От нее могут погибнуть тысячи или даже миллионы людей! Ты должен гордиться своей работой. Я вот – горжусь. Пусть в меня вмещается всего 26 пассажиров, но и им надо добраться до дома. Я внутри все для них оборудовал. Есть тринадцать двухместных пассажирских кресел и гардероб, багажные полки над сиденьями, тепло– и звукоизоляция, система отопления и вентиляции, чтобы не было шумно, а было тепло и легко дышалось. С левого борта у меня – дверь-трап, а в хвостовой части – люк для загрузки багажа. Все, как положено. Люди мне свои жизни доверяют, и я их доверие оправдываю.

– Какие вы все молодцы! – подхватил беседу вертолет – летающий госпиталь. – Сколько полезных дел вы совершаете! Я тоже от вас не отстал. Тоже людям помогаю, их жизни спасаю. Не из каждого места нашей необъятной Родины можно вовремя до больницы добраться. Да и пробки в больших городах не дают проехать машине «скорой помощи» к больному. Тут вступаю в борьбу за здоровье и жизнь больных я. У меня есть и комплекс медицинского оборудования, и помещение для операций. Врачи, которых я везу, умеют все. Помогут больному на месте или отвезут в больницу. Для меня даже вертолетные площадки сделали на крышах высотных домов. У меня еще есть брат – медико-эвакуационный вертолет, который только эвакуирует (перевозит) больных в больницу.

– Вы жизни людей спасаете, а я их охраняю, – сказал полицейский вертолет, – сверху видно все, в том числе и преступников. Особенно я нужен в больших городах, когда преступников надо быстро выследить и перехватить. Пока это полицейские машины по городским пробкам проедут к месту происшествия. А я тут как тут. Только винт свой раскручу и на месте. Между небоскребами летаю, как стрекоза. Под провода и мосты подныриваю. Работы у меня много, но я ее не боюсь. Главное, чтобы людям спокойно жилось.

– А я грузы перевожу, – пробасил грузовой вертолет, – особенно, если это нужно сделать срочно. Доставлю грузы в труднодоступные места, почтовые отправления в самые отдаленные регионы, перевезу негабаритные грузы, которые ни во что не вмещаются.

Напичкан я современным навигационно-пилотажным оборудованием, системами контроля веса и габарита грузов. Могу перевозить грузы внутри, в грузовой кабине. Они помещаются туда через специальные створки в хвостовой части. А могу перевозить грузы снаружи – на внешней подвеске. У меня много преимуществ перед грузовыми самолетами: скорость, безопасность, доступность и маневренность. Вот какой я! Можете мной гордиться. Когда увидите под брюхом вертолета подвешенную машину, контейнер или какой-либо другой крупный груз, знайте, это я на работе. А еще я могу перенести к месту строительства линий электропередач металлические вышки, на которых крепятся провода, или большие строительные конструкции для сооружения гидростанции. Всех грузов и не перечесть.

– Я даже не знаю, рассказывать ли мне о себе, – тихо проговорил вертолет сельскохозяйственной авиации, – я ведь спасаю растения от вредителей. Никакой героики, никаких приключений. Будь внимателен, не высыпай на поля больше удобрений или химикатов, чем надо, не перепутай участки, которые ты должен обработать, учти направление ветра, и все будет в порядке. И так день за днем.

– Не грусти, друг, – ободряюще сказал транспортно-штурмовой вертолет из группы военных вертолетов, – каждый должен хорошо выполнять свое дело. Не нужно стесняться своей работы. Вот мы защищаем Родину. Это наш долг. И мы его выполняем с честью. Наших новейших вертолетов боятся враги, потому что они двигаются бесшумно, и их невозможно отследить на приборах (радарах). Они как вертолеты-невидимки. У меня, например, на борту самое новейшее вооружение и приборы ночного видения. Вертолет – минный заградитель – может укладывать мины, помогая сухопутным войскам. Вертолет-разведчик осуществляет разведку в тылу врага. Вертолет – артиллерийский корректировщик – помогает артиллеристам стрелять прямо в цель. Есть даже вертолет, в котором находится специальный командный пункт. Для военных сконструировали и вертолет – бронированный воздушный госпиталь, чтобы лечить раненых. А чтобы заправить топливом военные вертолеты, в воздухе имеется вертолет-заправщик.

Тут воскликнул вертолет-спасатель:

– Ну и заболтались мы! Не заметили, как утро наступило. Скоро выставку придут открывать. Давайте хоть немного подремлем, пока дети снова на нас не начали залезать.

Мышка тоже убежала в свою норку. Она услышала столько интересного, что долго не могла заснуть. Во сне ей снились вертолеты, которые совершали свои такие нужные дела.

Вопросы и задания

● О чем эта сказка?

● О каких летательных аппаратах говорится в сказке?

● Чем вертолет отличается от самолета?

● Где мышка подслушала разговор вертолетов?

● Какие вертолеты рассказывали свои истории в павильоне выставки?

● О чем рассказывал каждый из вертолетов? Каково назначение каждого из вертолетов?

● Что значит, «вертолет завис в воздухе»?

● Нарисуйте как работает один из вертолетов сказки.

● Придумайте истории, которые могли бы случиться с вертолетами.

www.my-nevalyashki.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *