Содержание

Sikorsky UH-60 Black Hawk | это… Что такое Sikorsky UH-60 Black Hawk?

Сикорский UH-60 «Блэк Хоук» (англ. Sikorsky UH-60 Black Hawk, дословно: «Чёрный ястреб») — американский многоцелевой вертолёт. Поступил на вооружение Армии США, заменив вертолёт Bell UH-1.

Лётные испытания опытной модификации UH-60 были завершены в 1974 г., в 1976 г. вертолёт выиграл конкурс на поставку в Армию США. До 1985 года Армия США закупила более 300 вертолётов UH-60. К середине 1990-х гг. было построено более 2600 вертолётов.

При установке дополнительных пилонов может оснащаться ПТУР AGM-114 Hellfire, дополнительными топливными баками для полетов большой дальности. Также в передней части грузового отсека может устанавливаться пулемет М240 и М134.

Текущая модель, используемая в армии США — UH-60M

Содержание

  • 1 Модификации вертолёта
  • 2 Летно-технические характеристики
  • 3 На вооружении
  • 4 Происшествия
  • 5 Галерея
  • 6 Примечания
  • 7 Литература
  • 8 Ссылки
  • 9 См. также

Модификации вертолёта

  • UH-60A Black Hawk (первоначальный серийный вариант), поставлялись в армии США, Бахрейна, Колумбии, Филиппин и Саудовской Аравии
  • UH-60A Credible Hawk — вертолеты поставлялись в ВВС США в середине 1980-х годов в качестве спасательного варианта во время боевых действий. Экипаж вертолета оснащен бронесидениями со сдвижными боковыми щитками, выполненными из комбинированной брони (карбид бора/композиционный материал на основе кевлара), рассчитанными на защиту от пуль малокалиберного оружия при стрельбе с близкой дистанции. Кресла способны выдерживать перегрузку 48G при ударе вертолета о землю[3]
  • EH-60C Black Hawk — для выполнения специальных операций РЭБ
  • НН-60D Night Hawk — ночная модификация вертолета, предназначенная для ВВС США.
  • МН-60А Velcro Hawk — 30 машин UH-60A, модифицированные для выполнения специальных операций.
  • МН-60А Embassy Hawk — модификация вертолета для действий на европейском театре военных действий.
  • МН-60G Pave Hawk — модификация, предназначенная для проведения боевых спасательных и специальных операций; оснащен цветным метеорадиолокатором Bendix, допплеровской навигационной системой, глобальной навигационной спутниковой системой, инерциальной навигационной системой, дисплеем с картой перемещения, новой высокочастотной, сверхвысокочастотной и спутниковой связью, подавителем инфракрасного излучения, системой предупреждения об опасности, автоматом сбрасывания дипольных отражателей и сигнальных ракет, бортовой ИК-системой FLIR для обнаружения целей, выдвигающейся штангой для заправки в полете, инфракрасными стробоскопами, системой поддержки внешних грузов, индикацией на лобовом стекле, цифровой шиной данных, дополнительными пушками и т. д.
  • VH-60A — девять вертолетов с салоном класса VIP для высокопоставленных чиновников и генералитета.
  • UH-60B — транспортная модификация вертолета с усовершенствованными двигателями.
  • YEH-60B — вертолет UH-60A, модифицированный для системы обнаружения и захвата цели до входа в зону ПВО противника с вращающимся датчиком, помещенным в каноэобразный обтекатель на тросе (на вооружении с 1981 года)
  • YSH-60B — серия из 5ти опытных вертолетов Си Хок для ВМС США.
  • SH-60B Sea Hawk — серийный противолодочный вертолет Си Хок; оснащен зондом RAST, 25-трубочной установкой для запуска акустических буйков, буксируемым магнитным обнаружителем подводных лодок на левой консоли короткого крыла; оснащался аэронавигационным импульсным поисковым радаром AN/APS-142, системой радиоразведки ALQ-142 под носовой частью фюзеляжа, цельным лобовым стеклом кабины пилота и складывающейся хвостовой балкой; был вооружен двумя торпедами Mk 46.
  • SH-60F Ocean Hawk — спецмодификация для участия в противолодочных операциях.
  • НН-60J Jayhawk — модификация для проведения поисково-спасательных операций.
  • UH-60J — спецмодификация для ВВС Японии, оптимизированным для спасательных операций; оснащен спасательной лебедкой с правого борта, внешними топливными баками, японской авиационной электронной техникой и метеорадиолокатором, бортовой ИК-системой FLIR для обнаружения целей.

Силуэты многоцелевого вертолёта UH-60

Кабина UH-60

UH-60 ВВС Израиля «Яншуф»

  • МН-60К — армейский вариант для специальных операций; оборудован бортовой ИК-системой FLIR для обнаружения целей производства компании Texas Instruments, системой отображения ночного видения, дисплеем с картой перемещения, бортовой кислородопроизводящей системой, двигателями Т700-GE-701C, тормозом несущего винта; обнаружитель реактивной струи ракеты, антирадар, автомат сбрасывания дипольных отражателей и сигнальных ракет, система подавления ИК-излучения двигателей HIRSS (Hover Infra-Red Suppressor Subsystem), подавитель радиосигналов и приемник лазерного обнаружения; опытный образец поднялся в воздух 10 августа 1990 г.
  • UH-60L — вариант UH-60A, оснащенный двигателями Т700-210С; военным ведомством США было заказано 190 вертолётов такой модификации, которая осуществлялась на базе вертолётов UH-60A.
  • VH-60N Presidential Hawk — вертолет с салоном класса VIP; оснащен метеорадиолокатором, кабиной с улучшенной звукоизоляцией и VIP-салоном, скрытыми соплами, мощной электроникой, устойчивыми и мощными средствами связи.
  • UH-60M — модификация оснащённая цифровой двухканальной ЭДСУ Hamilton Sundstrand и новой кабиной, также вертолёт оснащён усовершенствованными двигателями General Electric T700-701 с цифровой системой управления. Первый полёт длительностью 60 минут совершила 3 сентября 2008 года с аэродрома Уэст Палм Бич в штате Флорида.[4]
  • UH-60P — по заказу армии Республики Корея изготовлены 100 вертолетов UH-60L, с улучшенным редуктором и тормозом несущего винта.
  • UH-60Q Dustoff Hawk — медицинский вариант для эвакуации с поля боя и из районов катастроф, используется модифицированный корпус вертолёта UH-60L со специально спроектированным интерьером для оказания медицинской помощи в воздухе.
  • S-70A — серия экспортных вертолетов Блэк Хок для армии Саудовской Аравии и Австралии, в том числе: 21 боевой вертолет S-70A-1 Desert Hawk и 8 санитарных вертолётов S-70A-L1. Оптимизированы для операций в пустыне. 39 машин S-70A-9 были поставлены в ВВС Австралии.
  • S-70B-6 — модификация противолодочного вертолёта, предназначенная для ВМС Греции.
  • S-70C — гражданские модификации вертолётов для поставок в Бруней и Китай.
  • S-70i — экспортная модификация UH-60, предназначенная для производства в Польше. Первый опытный предсерийный образец изготовлен в 2010 году с частичным использованием деталей из США, в мае 2012 года были изготовлены 3 вертолёта и начато производство еще одного[5].
  • WS-70 — вертолеты S-70/UH-60, построены по американской лицензии на фирме Westland Helicopters в Великобритании.

Летно-технические характеристики

Приведённые характеристики соответствуют модификации UH-60L.

Источник данных: Jane’s [6].

Технические характеристики

  • Экипаж: 3 человека (2 пилота, борттехник)
  • Пассажировместимость: 11 солдат или 6 лежачих больных
  • Длина: 19,76 м
  • Длина фюзеляжа: 16,26 м (без штанги дозаправки)
  • Диаметр несущего винта: 16,36 м
  • Диаметр рулевого винта: 3,35 м
  • Высота: 5,13 м (с хвостовым винтом)
  • Площадь, ометаемая несущим винтом: 210,15 м²
  • База шасси: 8,83 м
  • Колея шасси: 2,705 м
  • Масса пустого: 5224 кг
  • Нормальная взлётная масса: 7907 кг
  • Максимальная взлётная масса: 11113 кг
  • Масса полезной нагрузки: 1197 кг (внутренняя)
    • на подвеске: 4082 кг
  • Объём топливных баков: 1361 л + 2 × 700 л дополнительных бака в кабине (+2 × 870 л и 2 × 1703 л ПТБ)
  • Силовая установка:
    2 × турбовальных General Electric T700-GE-701C
  • Мощность двигателей: 2 × 1880 л. с. (2 × 1402 кВт)


Лётные характеристики

  • Максимально допустимая скорость: 361 км/ч
  • Максимальная скорость: 296 км/ч
  • Крейсерская скорость: 282 км/ч
  • Практическая дальность: 584 км
  • Перегоночная дальность: 2222 км (с ПТБ на подвесках ESSS)
  • Продолжительность патрулирования: 2 ч 6 мин
  • Практический потолок: 5835 м
  • Статический потолок: 2330 м
  • Вертикальная скороподъёмность: 7,87 м/с
  • Нагрузка на диск: 36,7 кг/м² (при нормальной взлётной массе)
  • Тяговооружённость: 328,9 Вт/кг (на трансмиссию при нормальной взлётной массе)

Вооружение

  • Стрелково-пушечное: в кабине:
    • 2 × 7,62 мм шестиствольных пулемёта M134 или
    • 2 × 12,7 мм пулемёта GAU-19
  • Точки подвески: 4 (по 2 с каждой стороны на ESSS)
  • Боевая нагрузка: до 4536 кг
  • Управляемые ракеты:  
    • «воздух-поверхность»: до 16 × AGM-114 Hellfire
    • «воздух-воздух»: FIM-92
  • Неуправляемые ракеты: 70 мм Hydra 70
  • Подвесные топливные баки:
    • 2 × 870 л на внешних подвесках
    • 2 × 1703 л на внутренних подвесках

На вооружении

  •  США
  •  Австралия:
    • Сухопутные войска — 34 S-70A, по состоянию на 2012 год[7]
    • ВМС Австралии — 16 S-70 и MH-60R, по состоянию на 2012 год[7]
  •  Израиль

Происшествия

  • 16 августа 2012 года UH-60 Black Hawk разбился в уезде Шах-Вали-Кот провинции Кандагар.
    Погибли 7 американских, 3 афганских военных и 1 гражданский. Талибы заявили, что вертолёт был сбит ими[8], в то время как руководство коалиционных сил не комментировало причастность боевиков к инциденту[9]
  • 10 ноября 2012 S-70 разбился в Турции, погибли 14 военнослужащих национальной армии и 3 члена экипажа.

Галерея

Примечания

  1. 1 2 Jane’s, 2004.
  2. «United States Department of Defense Fiscal Year 2012 Budget Request: Program Acquisition Costs by Weapon System», p. 1-13. Office of the Under Secretary of Defense (Comptroller)/CFO. February 2011.
  3. Army Research, Development and Acquisition Magazine, 1980, v. 21, N 6 July-August, pp. 1-4
  4. Начаты испытания вертолета UH-60M с цифровой ЭСДУ
  5. С. Корчагин. Производство в Польше транспортных самолетов «Брыза» и вертолетов «Интернэшнл блэк хок»» // «Зарубежное военное обозрение», № 5 (782), 2012. стр.64-66
  6. Jane’s All The World’s Aircraft 2004-2005 / Paul Jackson. — Jane’s Information Group, 2004. — P. 762-767. — 860 p. — ISBN 0-7106-2614-2
  7. 1 2 Австралия приостановила полеты вертолетов Black Hawk
  8. Талибы сбили «Черный ястреб». Погибли 7 солдат США
  9. В Афганистане рухнул военный вертолет, погибли семь американских солдат и четверо афганцев

Литература

  • Jane’s All The World’s Aircraft 2004-2005 / Jackson, Paul. — Jane’s Information Group, 2004. — P. 762-767. — 860 p. — ISBN 0-7106-2614-2

Ссылки

  • Army fact file — Black Hawk

См. также

  • Sikorsky SH-60 Seahawk
  • Фильм «Падение чёрного ястреба»

черный ястреб, вертолёт, палубный, транспортно-боевой, летно-технические характеристики, конструкция, вооружение,

Вертолет UH-60 Black Hawk является основным транспортным и штурмовым двухмоторным вертолетом средней грузоподъемности армии США. Он оснащен одним 4-лопастным несущим винтом и одним 4-лопастным рулевым винтом. Основной состав экипажа UH-60A состоит из трех человек: пилота, второго пилота и бортинженера. Лопасти несущего винта с титановой сердцевиной устойчивы к огню зенитной артиллерии калибром до 23 мм и оснащены датчиками давления, способными обнаруживать потерю давления в роторе (повреждение).

Содержание статьи

  • Технические характеристики
  • Лётные характеристики
  • Вооружение
  • Модификации “ястреба”
  • Модель “Черного Ястреба” серии “А”
  • Модель “Черного Ястреба” серии “L”

Технические характеристики

Вертолет UH-60L Black Hawk

  • Производитель:Sikorsky
  • Служба: Армия США (основная часть, а также более чем в 30 странах мира)
  • Пассажировместимость: места для 11 солдат или 6 мест для лежачих
  • Длина: 19,76 м
  • Высота: 5,13 м (с хвостовым винтом)
  • Диаметр несущего винта: 16,36 м
  • Диаметр рулевого винта: 3,35 м

Лётные характеристики

  • Максимально допустимая скорость: 361 км/ч
  • Максимальная скорость: 296 км/ч
  • Крейсерская скорость: 282 км/ч
  • Практическая дальность: 584 км
  • Перегоночная дальность: 2222 км (с ПТБ на подвесках ESSS)
  • Продолжительность патрулирования: 2 часа 6 минут
  • Вертикальная скороподъёмность: 7,87 м/с

Вооружение

  • Стрелково-пушечное: в кабине:
  • 2 × 7,62 мм шестиствольных пулемёта M134 или
  • 2 × 12,7 мм пулемёта GAU-19
  • Управляемые ракеты:
  • «воздух-поверхность»: до 16 × AGM-114 Hellfire
  • «воздух-воздух»: FIM-92
  • Неуправляемые ракеты: 70 мм Hydra 70

Модификации “ястреба”

  • UH-60A Black Hawk – первый вариант серии ястребов
  • UH-60A Credible Hawk – бронированный вариант для спасательных военных операций
  • EH-60C Black Hawk – применяется при спецоперациях обеспечивая радиопомехи
  • НН-60D Night Hawk – ночной вариант UH-60A
  • МН-60А Velcro Hawk – UH-60A модифицированы для выполнения специальных операций
  • МН-60А Embassy Hawk – вариант боевого вертолёта для действий в Европе
  • МН-60G Pave Hawk – вариант боевого вертолета для проведения боевых спасательных и специальных операций
  • VH-60A – вариант вертолёта с салоном класса VIP для высокопоставленных чиновников и генералитета
  • UH-60B – транспортный вариант вертолёта с усовершенствованными двигателями
  • YEH-60B – модификация вертолёта UH-60A, для обнаружения и захвата цели до входа в зону ПВО противника
  • YSH-60B – противолодочный вариант для ВМС США
  • SH-60B Sea Hawk – противолодочный вариант вертолета для поиска и обнаружения подводных лодок
  • SH-60F Ocean Hawk – вариант предназначенный для участия в противолодочных операциях
  • НН-60J Jay hawk – вариант предназначенный для проведения поисково-спасательных операций
  • UH-60J – спецмодификация для ВВС Японии, приспособленный для спасательных операций
  • МН-60К – армейский вариант для специальных операций
  • UH-60L – модифицированный вариант UH-60A
  • VH-60N Presidential Hawk – усовершенствованный вариант для VIP-персон
  • UH-60M – усовершенствованная боевая модификация
  • HH-60M – модифицированный медицинский вариант
  • UH-60P – боевой вариант вертолета для для Республики Корея
  • UH-60Q Dustoff Hawk – медицинский вариант UH-60L
  • S-70A – экспортный вариант вертолета для Австралии и Саудовской Аравии
  • S-70B-6 – противолодочный вариант вертолета для военно-морских сил Греции
  • S-70C – вариант гражданских вертолетов для Китая и Брунея
  • S-70i – экспортный вариант UH-60 для производства в Польше
  • WS-70 – вариант построенный по лицензии США в Англии

Модель “Черного Ястреба” серии “А”

Модель A была разработана для перевозки 11 боевых подразделений (солдат) в дополнение к экипажу из трех человек и предназначалась для выполнения служебных, штурмовых, медицинских, командно-контрольных и разведывательных функций. Армия начала переводить вертолет “Блэк Хоукс” на медицинскую роль в 1981 году.

UH-60A использует систему шасси с волочащимся хвостовым колесом с двумя неподвижными стойками главной передачи и вращающимся блокируемым хвостовым колесом в сборе. Для работы в арктических условиях Black Hawk может быть оснащен посадочными лыжами.

UH-60A оснащен помещениями для военнослужащих на восемь человек, которые могут быть удалены для размещения четырех полноразмерных медицинских носилок. “Черный ястреб” может перевозить 11 полностью экипированных боевых солдат в конфигурации, готовой к нападению, или 14 в ситуации максимальной вместимости. Максимальная грузоподъемность войск составляет 20 легковооруженных военнослужащих. Специальный медицинский вариант Black Hawk вмещает 6 лежачих мест.

UH-60A оснащен задней раздвижной и запирающейся дверью с каждой стороны грузового отсека. Внешний грузовой крюк рассчитан на 3630 кг.

ESSS (Система поддержки внешних складов) состоит из двух внешних крылоподобных узлов, прикрепленных к корпусу самолета над дверями грузового отсека. Каждое крыло ESSS оснащено 2 съемными пилонами. Крылья рассчитаны на 2268 кг каждое и могут вместить один топливный бак на 1046 литров, а также один топливный бак на 2046 литров (это дает UH-60A дальность беспосадочного полета в 2222 км). На ESSS может быть установлено до 16 ракет Hellfire, и в сочетании с возможностью внутреннего переноса дополнительных 16 ракет, дает боевому Black Hawk возможность перевооружиться.

UH-60A оснащен двумя турбовальными двигателями General Electric T700-GE-701 мощностью 1560 лошадиных сил каждый. Внутреннее топливо хранится в двух аварийных топливных баках и составляет 1637 литров. При наличии ESSS Black Hawk может перевозить два внешних бака емкостью 1045 литров и до двух дополнительных вспомогательных баков емкостью 841 литр внутри грузового отсека.

“Черный ястреб” способен летать на одном двигателе.

UH-60A оснащен радиостанциями УКВ-FM, УВЧ-FM и УКВ-AM/FM, а также зашифрованной системой распознавания IFF. Для самообороны Black Hawk оснащен приемником радиолокационного предупреждения AN/APR-39 (v) 1, а также инфракрасной системой противодействия AN/ALQ-144 и дозатором.

Хотя UH-60A не оснащен какими-либо специальными системами вооружения, он оснащен двумя штыревыми креплениями (по одному с каждой стороны корпуса в кормовой части полетной палубы). Эти штыри способны принимать различное оружие, в том числе 7,62-мм пулемет M-60 GP, 7,62-мм пулемет M-240, пулемет GAU-19/A калибра 50 мм, а также 6-ствольный миниган General Electric M134 калибра 7,62 мм. Используя систему ESSS, UH-60A может оснащаться не только 16-тью ракетами Hellfire, но и ракетными модулями 2,75″ FFAR (складная воздушная ракета с плавниками), зенитными ракетами FIM-92 Stinger, а также системами доставки мин с воздуха, такие как volcano и система доставки мин M56.

Модель “Черного Ястреба” серии “L”

UH-60L Blackhawk представляет собой модернизацию оригинального UH-60A Blackhawk, который поступил на вооружение армии США в 1978 году. Производство UH-60L началось в 1989 году с модернизации существующих вертолетов UH-60A в стандарт “L”, а также производства новых корпусов. Первый UH-60L был поставлен в ноябре 1989 года. С 2006 года было поставлено более 600 экземпляров данной модели, и ожидается, что производство будет продолжаться до тех пор, пока линия UH-60L не будет заменена новым серийным вертолетом UH-60M.

Внешне UH-60L очень похож на UH-60A. К основным улучшения включают включение системы подавления ИК-излучения при наведении (HIRSS), которая предназначена для охлаждения выхлопных газов двигателя во время зависания и в прямом полете. Как и в случае с UH-60A, вариант “L” поддерживает ESSS и рассчитан на все те же системы вооружения. Предел внешнего грузового крюка был улучшен на UH-60L, который имеет максимальную грузоподъемность 4082 кг. Вместительность внутренних войск остается неизменной на уровне 11 полностью экипированных, 14 средне экипированных и 20 легко экипированных военных.

UH-60L оснащен двумя турбовальными двигателями General Electric T700-GE-401C мощностью 1880 лошадиных сил каждый. Модель “L” сохраняет те же внутренние механизмы подачи топлива, что и в модели “A”.

Вооруженный Черный Ястреб | Локхид Мартин

Усовершенствованная система вооружения для боевых задач

Вооруженный Черный Ястреб