«Полёт валькирий». Вертолёты на вьетнамской войне » Военное обозрение
Без преувеличения, «вертушки» стали одним из символов войны во Вьетнаме. Они проделали огромную боевую и транспортную работу. Но показали себя вертолёты ещё в ходе Корейской войны.Битва за Корейский полуостров
Эксперименты с винтокрылыми машинами как боевым и транспортным средством начались ещё до Второй мировой. Вперёд вырвались США, чему немало способствовала война в Корее, где вертолёты стали незаменимы. В частности, при переброске войск и эвакуации раненых. Исходы многих боёв были решены быстрой доставкой массы войск в район боевых действий. До Корейской войны из 100 тяжелораненых потери достигали 80-90 человек, вертолёты переменили соотношение к такому же количеству выживших. Сотни пилотов, сбитых советскими асами, были спасены при помощи вертолётов, залетавших, бывало, на территорию противника на 150-200 километров.
Пентагон сделал выводы и заказал американскому военно-промышленному комплексу самые разные типы вертолётов, что весьма выручило во Вьетнаме.
Летающий «индеец»
Настоящей рабочей лошадкой Вьетнамской войны стал БЕЛЛ UH-1 «Ирокез». Среднее нахождение пехотинца США в бою во Вьетнаме – 240 дней в году. Обеспечить войскам боевую поддержку, эвакуацию и поставки питания и боеприпасов в условиях джунглей могли только вертолёты. Их количество наращивалось охотно и активно. Одних «Ирокезов» в 1965 году было три сотни и поток винтокрылов нарастал. К началу семидесятых США сосредоточили во Вьетнаме больше вертолётов, чем их было на вооружении во всех странах мира. Царил UH-1, их насчитывалось 2500 штук. Есть данные, что за время Вьетнамской войны все типы американских вертолётов сделали 36 млн вылетов, налёт составил 13,5 млн часов. Огнём с земли повредили 31 тысячу «вертушек» и только 10% (3,5 тысячи) из которых сбили. Это уникальное соотношение потерь к числу боевых вылетов — 1:18 тысячам. А морская пехота США понесла самые большие одновременные потери вертолётов от миномётного обстрела двух наземных авиабаз 28 октября 1965 года – семнадцать UH-1E. Стоит отметить, что первоначально морская пехота использовала невооружённые вертолёты – в целях поиска и спасения. Но военные условия вынудили морпехов поставить на «вертушки» пулемёты М-60 и блоки НАР. Маринсы сначала вооружали «вертушки» неподвижными пулемётами, но с 1967 года стали использовать турели ТАТ-101.
В ходе войны изменилась пропорция вооружённые/транспортные вертолёты во время боевых действий. Изначально она была 1:5, но в ходе боёв стали применять 1: 3.
Интересно, что огромные потребности в винтокрылой технике во Вьетнаме серьёзно подорвали экспортные возможности американских корпораций. В итоге они уступили мировой рынок французскому вертолёту «Алуэтт».
Тактику использования диктует реальность
Сначала вертолёты использовались разрозненно, на низовом уровне (взвод, рота), затем решили создать специализированную дивизию. Лоббистом аэромобильных войск стал генерал-лейтенант Хоуц. Ещё в 1962 г. он выдвинул концепт дивизии, использующей вертолёты вместо наземной техники, включая танки. Инициативу поддержал министр обороны Макнамара. С середины февраля 1963 года стартовало формирование 11-й воздушно-штурмовой дивизии и приданной ей 10-й авиационной транспортной бригады. В штате – 15,954 тыс. военнослужащих, 459 вертолетов и самолётов, считая ракетный батальон из 39 вертолётов UH-1B, оснащённых НУР. С уровня роты или батареи штабные подразделения располагали двумя «Ирокезами» для транспортировки офицеров. Главную ударную силу дивизии составляли два штурмовых вертолётных батальона, каждый располагал дюжиной вооружённых UH-1B и шестью десятками транспортных UH-1D. Всего в дивизии по штату было 137 ударных вертолётов и 138 транспортников.
Осенью 1963 года на учениях отработали действия аэромобильных войск. В 1965 году закончилось формирование дивизии, она называться 1-й аэромобильной, но штатно всё осталось в прежних параметрах. Во Вьетнаме её первые подразделения появились 28 августа 1965 года, переброска закончилась до конца сентября. Бои показали, что концепция аэромобильных сил себя полностью оправдала.
Впрочем, вертолёты использовались и в одиночку, и в составе небольших групп – это зависело от тактических задач. Часто «вертушка» становилась единственной и последней надеждой на спасение атакованных вьетконговцами американских солдат, поэтому пилоты пренебрегали ограничениями по грузоподъёмности, предпочитая принцип «влезай, сколько уместится». Перегруженные вертолёты, бывало, бились, но риск был маленький, и им пренебрегали. Серьёзным недостатком было отсутствие бронирования, но все попытки оснастить вертолёты броней закончились плачевно – лётные характеристики стремительно ухудшались, исключая использование вертолёта.
Активно применялись эскадрильи «воздушной кавалерии». Эскадрилья формировалась из трёх взводов: разведывательного, огневой поддержки и транс¬портного. В первом — лёгкие вертолеты ОН-13 или ОН-23, во втором — UH-1 В, третий использовал UH-1 D. Нередко разведывательные и ударные вертолёты действовали совместно. Порой разведчики провоцировали по себе огонь с земли, затем выявленные огневые точки подавлялись ударными винтокрылами.
По первоначальному замыслу, каждой пехотной американской или южновьетнамской бригаде придавалась вертолётная рота. На практике к дивизии прикомандировывали вертолётный батальон,
Во Вьетнаме была хроническая нехватка вертолётчиков, укомплектованность в 90% считалась исключительно высокой. Пилот «Ирокеза» должен был проводить в воздухе не больше 150 часов в месяц, показатель в 190 — 200 часов был обычной практикой.
Остаётся добавить, что в самой последней операции вьетнамской войны – эвакуации из Сайгона – также принимали участие вертолёты, взлетавшие, в частности, с крыши посольства США.
topwar.ru
Вертолеты во Вьетнаме | Военное оружие и армии Мира
Вертолет UH-1 «Ирокез» стал настоящим символом войны во Вьетнаме. Применяясь в массовом количестве, он позволил на практике реализовать концепцию аэромобильных действий.
Первые «Ирокезы» прибыли во Вьетнам летом 1961 года. С июня 1963 года начали формироваться легкие аэромобильные роты. Каждая из них включала два взвода транспортных вертолетов и взвод огневой поддержки. На вооружении всех трех взводов состояли «Ирокезы», только в роли машин огневой поддержки использовались вертолеты модификации UH-1B, а как транспортные — UH-1D и UH-1H.
В конце 1963 года удалось отработать тактическую схему использования «Ирокезов», получившую название «Игл флайт» — «Полет орлов». Группа «орлов» состояла из вертолета управления, пят вооруженных машин и семи транспортных «Ирокезов» с десантом на борту (вариант — четыре и шесть соответственно). Еще один невооруженный UH-1 использовался в качестве санитарного. Группа работала «по вызову», базируясь на передовых площадках. Эта схема позволила сильно уменьшить время реагирования на опасную ситуацию. К ноябрю 1964 года все вертолетные роты армейской авиации США в Индокитае действовали подобным образом. С поступлением легких разведывательных вертолетов 0Н-6А «Кейюс»тактику ‘Игл флайт»модифицировали. Теперь аэромобильная группа состояла из семи — девяти «Кейюсов», шести «Ирокезов», перевозивших взвод пехотинцев, и девяти вертолетов огневой поддержки. Экипажи ОН-6А — «Белая команда» — вели разведку. Обнаружив скопление противника, вызывали «Красную команду» — ударные вертолеты, которые наносили удар по врагу, и «Синюю команду» — вертолеты UH-1, которые выбрасывали десант в самом выгодном для атаки месте.
НАРАСТАНИЕ МАСШТАБОВ
Численность вертолетов, действовавших во Вьетнаме, росла очень быстро, весной 1965 года одних «Ирокезов» там насчитывалось порядка 300 (из них примерно 100 — ударные UH-1 В). В конце десятилетия американцы имели в Индокитае только «Ирокезов» больше, чем состояло на вооружении армий всех остальных государств мира, — порядка 2500!
Наращивание численности вертолетов позволило перейти к формированию более крупных аэромобильных соединений. Инициатором выступил генерал-лейтенант Г. Хоуц. Еще в 1962 году он предложил концепцию дивизии, в которой место колесной и гусеничной техники заняли бы вертолеты. Генерал сумел заразить своими идеями министра обороны Р. Макнамару. В середине февраля следующего года началось формирование 11-й воздушно-штурмовой дивизии и приданной ей 10-й авиационной транспортной бригады. Штат дивизии определялся в 15 954 человека при 459 вертолетах и самолетах. На вооружении эскадрильи «воздушной кавалерии» полагалось иметь 38 вертолетов огневой поддержки UH-1B (включая четыре вертолета, вооруженных ПТУР SS.11) и 18 транспортных UH-1D. В состав дивизионной артиллерии входил авиационный ракетный ационный ракетный батальон — 39 вертолетов UH-1B, вооруженных неуправляемыми ракетами. Всемштабным подразделениям, начиная с уровня роты или батареи, полагалось иметь по два «Ирокеза», предназначенных для перевозки офицеров. Для действий в тылу противника в состав дивизии входила рота «следопытов». Доставка разведывательно-диверсионных групп возлагалась на шесть вертолетов UH-1 В. Главной ударной силой дивизии были два штурмовых вертолетных батальона, в каждом — по 12 вооруженных UH-1B и 60 транспортных UH-1D. В отличие от вертолетов эскадрона -воздушной кавалерии», UH-1В штурмовых батальонов имели только пулеметное вооружение и предназначались для сопровождения транспортных машин и окончательной зачистки района высадки. Всего дивизии по штату полагалось иметь (помимо прочей авиационной техники) 137 ударных вертолетов UH-1B и 138 транспортных UH-1D. Переброску дивизионной артиллерии, подразделений второго эшелона и различных грузов осуществляла 10-я авиабригада. Ее основным вооружением были тяжелые транспортно-десантные вертолеты СН-47 «Чинук».
АЭРОМОБИЛЬНАЯ ДИВИЗИЯ В БОЮ
Дивизия, переименованная в 1 -ю аэромобильную, прибыла во Вьетнам в сентябре 1965 года. Тактика аэромобильных действий до уровня батальона включительно была предварительно отработана во время учений на территории США, так что вертолетчики и пехотинцы уже обладали опытом совместных действий. Боевое крещение соединение получило в районе Центрального нагорья, сыграв решающую роль в боях за Плей Ми. Цель операции состояла в перехвате отходивших к камбоджийской границе подразделений противника. Считается, что именно здесь американцы впервые столкнулись с крупными подразделениями регулярной армии Северного Вьетнама. И хотя, как известно, война во Вьетнаме завершилась поражением США, концепция аэромобильных действий получила дальнейшее развитие. Первыми на нее обратили внимание советские военные, уже в конце 1960-х годов приступившие к формированию десантно-штурмовых бригад. Впоследствии аналогичные по назначению соединения появились во Франции и некоторых других странах.
Нравится Тронуло Ха-Ха Ого Печаль Злюсь
5332warfor.me
Похищение новейшего американского ударного вертолета во Вьетнаме
После окончания Второй мировой войны специалисты Главного разведывательного управления МО СССР приняли участие в огромном количестве секретных операций, многие из которых привели к смерти лидеров различных стран и политических движений, а также получению сверхсекретных материалов о планах и новом оружии потенциальных противников.
Особняком среди этих спецопераций стоит похищение новейшего американского вертолета АН-1G «Хью Кобра». Оно дало новый толчок развитию отечественного вертолетостроения и позволило успешно модернизировать переносной зенитно-ракетный комплекс «Стрела-2М», ставший настоящей головной болью американцев во Вьетнаме.
Хотя… официально ничего подобного не происходило вообще, а утечка информации о самой загадочной операции советских спецслужб произошла лишь после того, как некоторые ее участники перед смертью решили рассказать о подвигах своей молодости.
Полигон для испытаний новых вооружений
В далеком 1967 году Вьетнам полыхал в огне братоубийственной гражданской войны. Коммунистический Север поддерживали Китай и СССР, а правительство Южного Вьетнама опиралось на помощь США, которые ввели в страну собственные вооруженные силы.
Фактически территория этой страны стала местом испытания новых типов вооружений и тактики ведения принципиально новых боевых действий, одной из которых стало проведение американцами печально известных «ковровых бомбардировок».
Ни для кого не является секретом, что бойцы Демократической Республики Вьетнам переходили в наступление после получения новых партий советского и китайского оружия, а армии Сайгона помогали отбиваться американские десантники. Ударные вертолеты «Ирокез» наносили акцентированные удары по местам сосредоточения партизан Вьетконга, но были очень уязвимы перед советскими ПЗРК «Стрела-2».
Ударные неубиваемые «Супер Кобры»
Все изменилось в канун нового 1968 года. Развернутое Северным Вьетнамом мощное наступление на американские военные базы буквально захлебнулось в крови. Виной тому стали новейшие американские вертолеты АН-1G «Хью Кобра», буквально накануне прибывшие из США.
Они имели лучшую броневую защиту, были чрезвычайно маневренными и легко уклонялись от атак «Стрел», а новейшие системы вооружений делали «Супер Кобру» очень серьезной боевой единицей.
Ракетная атака вертолета АН-1G «Хью Кобра»
Для выполнения поставленных задач АН-1G оснащались пусковыми установками ракет, автоматическими гранатометами калибра 40 мм, 7,62-миллиметровыми пулеметами и кассетными минами ХМ-3. Авиационные дымовые приборы позволяли скрыть точное местоположение вертолета, снижая эффективность применение средств ПВО.
Понимая, что ситуация выходит из-под его контроля, Хо Ши Мин вынужден был обратиться за помощью к Советскому Союзу, который и сам оказался совершенно не готов к подобному развитию событий.
Добыть трофей любой ценой
Решить возникшую проблему нужно было в кратчайшие сроки. Как всегда в подобных случаях, на помощь должны были прийти военспецы Главного разведывательного управления министерства обороны СССР. К тому моменту в джунглях Индокитая уже действовало несколько советских диверсионных групп, которые обладали обширной шпионской сетью.
Уже к весне 1968 года удалось установить, что на территории Камбоджи, в 30 км от границы с Северным Вьетнамом находится сверхсекретная американская военная авиабаза Flying Joe. Об уровне секретности может свидетельствовать тот факт, что даже правительство Камбоджи не знало о существовании в непроходимых джунглях островка американских ВВС.
Авиабаза «Летающий Джо» не обладала обширными размерами. На ней базировалось несколько легких и транспортных вертолетов, а также 4 ударные «Супер Кобры».
«Супер кобра» во Вьетнаме.
Основной задачей пилотов являлась скрытная заброска диверсионно-снайперских групп в джунгли Северного Вьетнама, а также эвакуация бойцов после выполнения боевого задания. В прямые противостояния с вьетнамской армией вертолетчики не вступали. Они охраняли базу спустя рукава, будучи уверенными в том, что на территории суверенной Камбоджи им ничего не угрожает.
Каким же оказался их шок, когда в один из дней мая 1967 года на базу ворвалась группа головорезов, на форме которых не было никаких опознавательных знаков! Нападавших было не более 10 человек, но под их точным огнем только за первые 20 минут боя полегло 15 американцев.
Но самым удивительным было то, что «партизаны» сумели взорвать три АН-1G, а на четвертом вертолете… просто улетели. На поле боя они оставили только три трупа своих товарищей, которые имели характерную азиатскую внешность.
Засекретить собственный позор
Прибывшие на место происшествия американские коммандос так и не смогли идентифицировать погибших, у которых не оказалось при себе никаких документов. Даже стрелковое оружие и ножи у них оказались американскими, а на телах не имелось никаких характерных татуировок.
Как впоследствии рассказывали ветераны ГРУ, все они были готовы к тому, что любая спецоперация может стать для них последней в жизни. Поэтому, кроме оружия и взрывчатки, они имели при себе капсулы с быстродействующим ядом, которыми пользовались в критических ситуациях.
Спецназ армии Северного Вьетнама
Профессионализм и молниеносность проведенной операции подсказывали американцам, что перед ними работа спецназа ГРУ, но никаких прямых доказательств присутствия на «Летающем Джо» советских военспецов так и не удалось обнаружить.
Особой пикантности ситуации придавал и тот факт, что сами американцы находились на территории Камбоджи нелегально. Политический скандал не нужен был никому. Погибших военнослужащих и сгоревшие вертолеты назвали боевыми потерями, а пропавшую «Супер Кобру» — пропавшей без вести в непроходимых джунглях Северного Вьетнама.
Интересно, что для сохранения секретности все потери разнесли по разным датам, а саму авиабазу в скором времени вообще ликвидировали. Только через несколько лет через источник в КГБ американцы узнали о причастности СССР к этой операции, хотя и без особых подробностей.
Мысли на тему реальных событий
Так куда же девался вертолет АН-1G «Супер Кобра», который официально ни на одну северовьетнамскую базу так и не прилетел? Об этом знали только несколько человек. Большинства из них уже давно нет в живых.
Косвенным фактом того, что спецоперация ГРУ имела продолжение, является тот факт, что всего через несколько дней после описываемых событий в сторону СССР вылетело несколько транспортных самолетов. Очевидцы утверждали, что в тщательно опломбированных ящиках находились детали какой-то летательной конструкции, а также авиационные вооружения различных типов.
Без сомнения, наши конструкторы тщательно изучили конструктивные особенности попавшей в их руки «Супер Кобры», а некоторые американские ноу-хау были позаимствованы и использовались при постройке советских вертолетов Ми-24. Первый полет легендарного «Крокодила» был осуществлен уже 19 сентября 1970 года, а сегодня советские Ми-24 считаются самыми распространенными и эффективными ударными вертолетами мира.
Ми-24
По большому счету, нам остается лишь подождать, пока все заинтересованные стороны снимут режим секретности и откроют документы о военной операции, которой, официально, никогда не было. Мы же остановимся еще на одном событии, существенно повлиявшем на ход вьетнамской войны, к которому могли приложить руку спецназовцы ГРУ.
Супероружие против АН-1G
В начале 1970 года не очень эффективный ПЗРК «Стрела-2» претерпел серьезную модернизацию, превратившись в наводящий ужас на врага переносной зенитно-ракетный комплекс «Стрела-2М». Сегодня об этом говорят редко, но с появлением в 1972 году новой «Стрелы» во Вьетнаме характер войны полностью изменился.
До этого чувствовавшие безнаказанность американцы начали нести очень серьезные потери. О чем говорить, если не очень хорошо обученные бойцы северовьетнамской армии смогли за оставшиеся годы войны уничтожить 204 летательные цели американцев! Для этого им потребовалось совершить 598 пусков, что является очень хорошим результатом для того времени.
Учебный пуск ПЗРК «Стрела-2М»
Возможно, это простое совпадение, но лучшей целью являлись именно «Супер Кобры», которые отлично захватывались прицелом новой «Стрелы-2М» и падали, пораженные в самые уязвимые места.
Потери американцев стали чрезвычайно велики, а народные протесты против участия во вьетнамской войне заставили Пентагон согласиться на вывод войск с территории этой многострадальной страны. Оставшийся без военной поддержки Южный Вьетнам в скором времени капитулировал, а страна объединилась под руководством компартии и товарища Хо Ши Мина.
Неизвестная победа холодной войны
Сегодня о советской атаке на авиабазу Flying Joe говорят лишь косвенные факты. Официальная информация как бы вычеркнута из череды реальных событий. Но этому есть объяснения, с которыми трудно не согласиться.
Дело в том, что США и СССР действовали на территории Камбоджи нелегально. И пускай эта страна не пользовалась особым авторитетом в мире, но наглое нарушение ее интересов могло сильно пошатнуть политические позиции заинтересованных сторон. Ссориться с ООН не хотелось никому, поэтому маленький «междусобойчик» решили попросту замять. Тем более что американский спецназ сам неоднократно проводил подобные нелегальные операции.
Все бойцы спецподразделения ГРУ дали пожизненную подписку о неразглашении информации о событиях на авиабазе Flying Joe. И только перед смертью некоторые из ветеранов, вспоминая бурные годы молодости, рассказали о ней своим родственникам.
lsvsx.livejournal.com
Военные Вьетнама интересуются российскими вертолетами
Делегация оборонного ведомства Вьетнама совершила визит на вертолетный завод в Казани. Там были проведены переговоры о закупках гражданских вертолетов Вьетнамом. Конкретно обсуждались модели Ми-17В-5, «Ансат», Ми-38. Переговоры велись с представителями холдинга «Вертолеты России».
Главный интерес делегация из Вьетнама вызывали модели Ми-17В-5 и «Ансат». На базе предприятия в Казани были организованы показательные полеты этих моделей. Вьетнамская делегация смогла увидеть вертолеты в деле, оценить маневренность и прочие характеристики этой техники.
Как говорят представители холдинга «Вертолеты России», Вьетнам является одним из наиболее перспективных партнеров по закупке авиационной техники. Вертолеты российского производства используются в составе ВВС Вьетнама, а также гражданской авиации. Много вертолетов используется в нефтяной отрасли Вьетнама на буровых платформах. Поэтому у вьетнамцев вызвал интерес многоцелевой вертолёт Ми-38.
В общей сложности Вьетнама закупил более 50 различных вертолетов, среди которых можно отметить модели Ми-4, Ми-17, Ми17-1В, Ми-8, Ми-171Е, Ми-172. Отмечается, что многофункциональная модель «Ансат» может двигаться с максимальной скоростью 275 км/ч, а максимальное преодолеваемое расстояние составляет 500 км. Вертолёт выпускается в различных модификациях, что позволяет быстро менять оборудование и выполнять самые разные задачи.
Среди закупаемых моделей можно отметить военно-транспортный вертолет Ми-17В-5, который поставляется в различные силовые структуры России и ряда зарубежных стран. Эта модель может перевозить до 4 тонн как внутри вертолета, так и на внешней подвеске. Он может быть использован для установки вооружения и выполнения различных боевых задач. Кроме того, с его помощью выполняются поисково-спасательные и медицинские операции, а также различные специальные задачи.
vietnamix.ru
Год выпуска: 2007 Системные требования: Описание: Особенности игры: — В основу сюжета положены реальные исторические события — военная кампания, проводившаяся в ноябре 1965 года в долине реки Иа Дранг.— Детально проработанное, реалистичное управление военным вертолетом UH-1B Huey. — Возможность занимать различные позиции в экипаже вертолета: командир, пилот, стрелок. — Высокая детализация военной техники, вооружения, моделей солдат и окружения благодаря высокой производительности графического движка NAPALM Engine. — Различные виды заданий: огневая поддержка, координация ударов, поиск и уничтожение противника, эскорт, разведка, транспортировка грузов. — Режим «автопилот», не требующий участия игрока и позволяющий наблюдать за событиями игры, изменяя точки обзора. — Кинематографические ролики, созданные на движке игры. — Реалистичные локации, воспроизводящие ландшафт Вьетнама. — Непрерывное взаимодействие с другими членами экипажа. Установка: 1. Смонтировать образ в DAEMON Tools или Alcohol.2. Установить игру, следуя инструкциям инсталлятора. 3. Играть. |
rutor.info