характеристики «крокодила», скорость и боевое применение

Ударный вертолет Ми-24, по прозвищу «Крокодил» — первая специализированная штурмовая машина подобного класса, разработанная советскими конструкторами в ОКБ Миля, уступив первенство в мире лишь американской модели «Кобра» (АН-1). Создатели Ми-24 предусмотрели возможность последующих модернизаций вертолета, с учетом развития военной техники. Поэтому машина не отстает по основным параметрам от современных аналогов, до настоящего времени состоят на вооружении многих стран.

История создания

Консервативность военного руководства после Второй Мировой войны препятствовала использованию вертолетов в качестве ударной силы. Эта техника применялась для:

  • переброски воинских подразделений;
  • эвакуации раненых;
  • разведки мест дислокации подразделений противника и прочих вспомогательных целей.

Но с развалом колониальной системы страны блока НАТО столкнулись с жесточайшим сопротивлением повстанцев. Военные действия против партизан в Корее и южном Вьетнаме, осложнялись тем, что местные повстанческие группировки вели партизанскую войну, базируясь в труднопроходимых джунглях.

С разработкой в 1966 году первого в мире штурмового вертолета «Кобра» выяснилось, что данный класс машин достаточно эффективен при использовании в качестве основной ударной силы.

Советское правительство вынуждено было адекватно реагировать на мировую переоценку применения воздушных боевых средств. В 1965 году был разработан вертолет Ми-8 военно-транспортного назначения, оборудованный управляемыми ракетами и пулеметом калибром 12,7 мм. Броня защищала экипаж и двигатели, а вместимость «вертушки» позволяла перевозить до двадцати десантников.

militaryexp.com

Вертолёт Ми-24 «Крокодил». Гремучая смесь штурмовика и боевой машины пехоты

В Советском Союзе было произведено огромное количество разнообразной военной техники и вооружений. Некоторая техника стала настоящим символом нашей страны, мощи ее армии. Наряду со всемирно известными автоматами Калашникова, танками Т-34, РСЗО «Катюша» и ее потомками «Градом», «Смерчем» и «Ураганом» в этот список входит ударный вертолет Ми-24, различные модификации которого вот уже почти полвека несут службу в 60 странах мира.

Ми-24

Немного истории

В первые десятилетия после окончания Второй мировой войны мир всколыхнула череда антиколониальных восстаний, в которых вместе с привычными истребителями, штурмовиками и бомбардировщиками приняли участие летательные машины совершенно нового типа – вертолеты, или геликоптеры, как их называют на Западе.

Пионерами в развитии вертолетной техники стали американцы, которым очень помог конструктор Игорь Сикорский, эмигрировавший из России во время Гражданской войны. Именно американская армия первой обратила внимание на то, что относительно тихоходные геликоптеры можно использовать для доставки десанта и снаряжения в труднодоступные районы, а также для эвакуации раненых.

Во время корейской войны 1950-1953 годов производством вертолетов в США занимались десятки компаний, а в 1960-х годах конструкторы приступили к разработке боевых вертолетов, которые можно было бы использовать в качестве штурмовика, поддерживающего огнем наступление пехотных подразделений.

В 1966 году в небо впервые поднялся первый по-настоящему ударный вертолет AH-1 «Кобра», имевший на вооружении ракетные системы, автоматические гранатометы, кассетные мины и пулеметы калибра 7,62 мм. В конце 1967 года эти вертолеты появились во Вьетнаме и помогли южанам нанести несколько серьезных поражений армии Севера.


Вертолет AH-1 «Кобра»

Догнать и перегнать Америку

В Советском Союзе до этого не задумывались о необходимости выпуска подобного типа военной техники. Советские вертолеты Ми-4 и Ми-6 выполняли исключительно транспортно-десантные функции, Ми-10К являлся летающим краном, а Ми-14 стал самым крупным вертолетом-амфибией мира.

Понимая, что отставать от США нельзя, 6 мая 1968 года правительство приняло постановление о создании первого советского ударного вертолета, разработку которого доверили ОКБ М.Л. Миля.

Важность поставленной задачи была таковой, что всего за год было построено два прототипа изделия 240 или вертолета В-24, которые впоследствии получили название Ми-24.

Некоторые источники утверждают, что конструкторам серьезно помогли советские спецслужбы, организовавшие похищение и доставку в СССР американской «Кобры» АН-1. Операция проводилась нелегально на территории Камбоджи и вся информация о ней хранится под грифом «совершенно секретно».

Появление ужасающего «Крокодила»

Прототипы Ми-24 имели экипаж, состоящий их пилота и оператора, но в дальнейшем решено было добавить и бортмеханика. Первые вертолеты имели довольно слабое бронирование, и экипажу полагалось находиться в кабине в специальных шлемах и бронежилетах.


Один из первых вариантов Ми-24

Боевую машину вооружили ракетами «Фаланга-М», пулеметной установкой НУВ-1 калибра 12,7 мм, а также были установлены четыре балочных держателя, к которым могли крепиться неуправляемые ракеты или до 500 кг бомбовой нагрузки.

Для улучшения устойчивости в полете кабину удлинили, разместили членов экипажа друг за другом. Боковые части кабины, которую из-за обилия стекла называли «верандой», прикрыли броневыми листами. Командир экипажа также получил бронеспинку.


Ми-24А

Модификация получила наименование Ми-24А и поступила в войска, где была за свою надежность и мощь оценена по достоинству. Увидев, с какой эффективностью это летающее чудовище уничтожает танки и другую бронетехнику противника, в армии его нарекли «Крокодилом», а это название прочно закрепилось за всеми модификациями вертолета Ми-24.

Самый распространенный вертолет в мире

Сегодня советская/российская летающая «боевая машина пехоты» считается одной из самых удачных моделей винтокрылой техники. Регулярные процессы модернизации улучшают его летно-технические характеристики, включая скорость и маневренность, а установка современных систем вооружений делает Ми-24 серьезным противником даже для новейших ударных вертолетов США, ЕС и Китая.

С момента принятия на вооружение было изготовлено более 3,5 тысячи единиц Ми-24, который является самым массовым ударным вертолетом мира и используется армиями 60 стран мира.

Он принял участие в десятках вооруженных конфликтов, продемонстрировав свою живучесть даже после десятков попаданий артиллерийских снарядов. Американский AH-64 Apache, который начал эксплуатироваться в 1984 году и должен был стать основным противником «Крокодила», так и не смог сравниться с Ми-24 помощи вооружений и массовости использования.

Крылатое чудовище

Ми-24 считается чрезвычайно надежной боевой машиной, сбить которую с помощью стрелково-пушечных вооружений практически невозможно. Известны случаи, когда во время ффганской войны на базу возвращались «Крокодилы», имеющие более 70 прямых попаданий из зенитных орудий. Прочность лобового стекла кабины такова, что до сих пор не известно ни одного случая, когда бы противнику удалось его пробить.


Ми-24 ВВС Белоруссии

Боевая машина имеет крылья с размахом 6,4 метра, которые добавляют «Крокодилу» до трети подъемной силы и позволяют размещать от 4 до 6 дополнительных систем вооружений.

Но это создает для Ми-24 и определенные сложности. Вертолету для взлета требуется площадка длиной до 100 метров. Посадка также проводится в движении, но это нужно для того, чтобы двигаться впереди поднимаемого винтами пылевого облака.

Этот вертолет атакует врага с гарантированной скоростью в 335 км/час, развивая максимальную скорость 368,4 км/ч (по некоторым источникам до 450 км/ч)

Не спрятаться, не скрыться

На сегодняшний день наиболее распространенными модификациями «Крокодила» является Ми-24П (пушечный), который оснащен двумя конвейерами с 23-миллиметровыми автоматическими пушками УПК-23-250, несколькими пусковыми установками ракет «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», а также боеприпасами кассетного типа.

Ощетинившийся автоматическими пушками и ракетами Ми-24П наводит настоящий ужас на противника, наблюдающего за боевым заходом этого чудовища.


Атака звена Ми-24

Обычно «Крокодил» атакует цель ракетами и артиллерийскими снарядами с расстояния 1200-1500 метров. Продолжая атаку, пилот сбрасывает над целью боеголовки, каждая из которых начинена 2200 поражающими элементами в виде гвоздей. Враг, оказавшийся в зоне поражения, практически не имеет шансов на спасение.

Серьезный противник для истребителей

Несмотря на то, что целью ударных вертолетов является уничтожение бронетехники и живой силы противника на земле, известны случаи побед Ми-24 и в противостоянии со сверхзвуковыми истребителями.

В 1982 году сирийский Ми-24 в небе Ливана сбил истребитель F-4 израильской армии, а в 1992 году в Абхазии жертвой «Крокодила» стал грузинский штурмовик Су-25.

Пентагон рекомендует пилотам своих АН-64 Apache при встрече с Ми-24 не вступать в прямое противостояние, которое может закончиться плачевно. Один лишь гул моторов «Крокодила» вызывает вибрацию механизмов американского геликоптера, которые в любой момент могут выйти из строя.


Американский вертолет AH-64 «Апач»

Несмотря на появление более современных вертолетов Ка-52 и Ми-28Н, «летучий БМП» Ми-24 по-прежнему остается главной ударной силой российской армии, а также вооруженных сил десятков стран, включая Украину, Польшу, Чехию, Болгарию, Пакистан, Индию, Северную Корею им др.

Характеристики вертолета Ми-24

Габариты

Основные массы

Силовая установка

Летно-технические характеристики

Вооружение

www.globalwarnews.ru

Ударный вертолёт МИ-24А "Крокодил" | Pamestā Latvija

Где-то на просторах Латвии, посреди лужайки частного дома, стоит себе красуется военный вертолёт производства Московского вертолётного завода имени М. Л. Миля — МИ-24А, так же известный как «Крокодил» или «Лань» по классификации НАТО.

Серийный выпуск вертолётов модели МИ-24 начался в 1971 году и имел множество модификаций. Конкретная модель МИ-24А выпускалась лишь до 1973 года , в количестве 250 штук.

 

Ми-24 построен по классической схеме одновинтовой схеме: пять лопастей на трёхшарнирном несущем винте и три лопасти на рулевом. Стоял он на трёх убирающихся шасси с управляемой передней опорой. Кабина пилотов (2 человека) была бронирована стальными плитами.

Одной из главных особенностей вертолёта является крыло площадью 6,75 м² с отрицательным поперечным V — 12°, которое обеспечивает от 22 до 28 процентов подъёмной силы, в зависимости от скорости и других факторов.

Грузовой отсек вмещал до восьми десантников или двух тяжелораненых на носилках и двух легкораненых в сопровождении медработника, либо груз до 2400 кг. Так же вертолёт мог поднимать грузы до 2400 кг с креплением на внешней подвеске.

Крейсерская скорость вертолёта — 270 км/ч, при этом, максимальная — 335 км/ч.

В зависимости от модификации, вертолёт мог иметь следующее боевое оснащение:

  • Встроенное стрелково-пушечное: в зависимости от модификации
  • Число точек подвески: 6 (4)
  • Подвесное стрелково-пушечное: 2 контейнера УПК-23-250 или 2 ГУВ с пулемётами или 2 (4) ГУВ с гранатомётами
  • Управляемое ракетное: Штурм-В, Атака-М, Гермес-А
  • Неуправляемое ракетное: С-5, С-8, С-13, С-24
  • «Воздух-воздух»: Р-60М, Р-63В, «Игла-В», 9М220О «Атака»
  • Бомбовое: бомбы и кассеты калибром от 50 до 500 кг.


pamesta.lv

Летающие «Крокодилы» 20 удивительных фактов о боевом вертолете Ми-24

Этот вертолет стал таким же узнаваемым символом советской военной мощи, как автомат Калашникова. Помимо выдающихся боевых качеств, Ми-24 отличается характерным обликом, благодаря которому получил прозвище «Крокодил», а также фирменной чертой отечественного оружия — неприхотливостью в самых сложных условиях применения. Ми-24 поставлялся и поставляется до сих пор в более чем 50 стран мира.

На заводе «Роствертол», давнем партнере банка ВТБ, и сегодня производятся его новейшие модификации на экспорт под индексом Ми-35. Всего же изготовлено около 3500 единиц, так что не удивительно, что «Крокодил» до сих пор остается основой парка ударных вертолетов России. Вот несколько фактов из биографии легендарного вертолета.

1. Летающая БМП

Первый полет Ми-24 совершил 19 сентября 1969 года, став вторым в мире специализированным ударным вертолетом после АН-1 «Кобра» (США). При его создании было принято два оригинальных технических решения. Первое оказалось не слишком удачным: Ми-24 создавался на базе агрегатов транспортного Ми-8 согласно концепции «летающая боевая машина пехоты» и получил грузовой отсек, в котором могли размещаться восемь десантников. Однако в реальности им редко пользовались. Если кабина пилотов имела бронирование, то отсек для десантников ничем не защищался, а поскольку Ми-24 приходилось летать над полем боя под огнем противника, то желающих участвовать в подобном аттракционе в качестве пассажиров находилось мало. Вести же прицельный огонь из открытых дверей, как это практиковали американцы во Вьетнаме, не было возможности из-за скоростей, на которых действовал Ми-24. В результате отсек для десантников стал бесполезным грузом, из-за которого вертолет получился хоть и быстрым, но тяжелым. Максимальная взлетная масса Ми-24 составляет 11 500 кг. Для сравнения: у АН-1 этот параметр равняется 4500 кг.

2. Канатоходец

Недостаток маневренности Ми-24 отчасти проявился в одном необычном эпизоде: в воздушном бою американского и советского вертолета, который произошел в 1983 году на границе ГДР И ФРГ. Выполнявший разведывательный полет вдоль границы Ми-24 встретился с АН-1, летевшим с аналогичной миссией. Пилоты затеяли маневренный бой без применения оружия. В ходе схватки Ми-24 заложил такой вираж, что потерпел катастрофу. Проблема в том, что для увеличения скорости диаметр несущего винта у Ми-24 сделали значительно меньше, чем у аналогичного по массе и мощности Ми-8 (17,4 м против 21,3 м). Лопасти при этом стали короче, но шире. Такой винт дает меньшее сопротивление, но из-за увеличившейся нагрузки и угрозы срыва потока на лопастях пилотаж Ми-24 требует мастерства и большой точности. Летчики говорят, что управлять этим вертолетом «так же просто, как ходить по канату». 

3. Окрыленный

Вторая конструктивная особенность Ми-24 оказалась в целом довольно удачной. Этот вертолет оснащен внушительными по размерам крыльями (размах 6,4 м). Они используются не только для подвески вооружения, как на других боевых вертолетах, но и создают в полете до 28% подъемной силы, разгружая несущий винт и повышая грузоподъемность вертолета. На самом деле Ми-24 — нечто среднее между вертолетом и самолетом. Это отражается и на тактике его применения. Если ударные вертолеты западных стран активно используют режим висения, подскакивая для атаки из-за складок местности или деревьев, то козырь Ми-24 — скорость.

4. Рекордсмен

Ми-24 — один из самых быстрых вертолетов в мире. А если говорить о серийной технике, то, пожалуй, самый быстрый. Он развивает в горизонтальном полете скорость 335 км/ч. В 1978 году на Ми-24 был установлен абсолютный мировой рекорд скорости для вертолетов — 368,4 км/ч. Правда, для снижения веса и сопротивления воздуха рекордный Ми-24 летал без оружия, брони и крыльев. Превзойдено это достижения было лишь в 1986 году британским многоцелевым вертолетом Westland Lynx («Рысь») — 400,87 км/ч. Однако экземпляр для рекордной попытки мало походил на серийную машину: он использовал на 40% более мощные двигатели, а также специальные лопасти несущего винта. Скорость обычной «Рыси» не превышает 260 км/ч.   

5. По-самолетному

Из-за большой массы Ми-24 чаще всего взлетают с разбега, по-самолетному. Ходили даже слухи, что он вообще не может взлетать вертикально или зависать в воздухе. Зависать на месте Ми-24 может, но взлететь вертикально с максимальной нагрузкой на нем и в самом деле затруднительно. Особенно в горах, где воздух разрежен, или в странах с жарким климатом, когда из-за высокой температуры падает мощность двигателя. В Афганистане Ми-24 обычно взлетали с разбега в 100–150 метров, разгоняясь на переднем колесе. Садились тоже по-самолетному, но по другой причине: нужно было двигаться впереди пылевого облака, поднимаемого винтами, чтобы видеть землю.

6. Броня крепка  

Одно из основных отличий ударного вертолета — наличие бронирования. На Ми-24 это лобовые бронестекла, бронированные сиденья и бронеплиты на бортах кабин летчика и оператора и на капотах двигателя. В Афганистане лобовое бронестекло Ми-24 ни разу не было пробито, хотя после одного из вылетов в нем насчитали шесть пулевых отметин. На Ми-24 возлагалась не только задача огневой поддержки войск и прикрытия колонн на земле, но и защита гражданских и транспортных самолетов. В Кабуле, к примеру, два Ми-24 сопровождали при посадке рейсовые самолеты «Аэрофлота», отстреливая тепловые ловушки. При обнаружении пуска ПЗРК им предписывалось идти на ракету и прикрывать пассажирский самолет собой. 

7. Недетские игрушки

Ми-24 мог нести очень мощное вооружение. На его крыльях можно было вешать «игрушки» общей массой 2400 кг. Для сравнения: боекомплект танка Т-72 весит меньше тонны. Стандартная нагрузка Ми-24 в Афганистане состояла из двух блоков неуправляемых авиационных ракет (НАР), двух бомб ФАБ-250 и боезапаса для пушки или пулемета. Первоначально Ми-24 оснащался четырехствольным пулеметом ЯкБ-12,7 с вращающимся блоком стволов и скорострельностью до 4500 выстрелов в минуту, который устанавливался на носовой турели. В 1982 году Ми-24, атакуя караван душманов в Афганистане, одной очередью из такого пулемета разрубил пополам автобус. Однако сложная кинематика ЯкБ-12,7 оказалась слишком капризной в полевых условиях. На смену пулемету пришла двуствольная автоматическая пушка ГШ-30К, устанавливаемая на модификации Ми-24П («пушечный»). Она имела калибр 30 мм и оказалась столь мощной, что установить ее в подвижной турели было невозможно. Пушка крепится неподвижно сбоку фюзеляжа, поэтому прицеливание ведется не оператором вооружения, а пилотом, для чего требуется переориентация всего вертолета. В итоге был найден компромисс: двуствольная автоматическая пушка ГШ-23 калибра 23 мм могла устанавливаться в носовой турели и за счет большей точности и скорострельности не уступала в эффективности пушке калибра 30 мм. А в конце 1980-х годов Ми-24 стал первым в мире вертолетом, вооруженным ракетами «воздух — воздух».

8. Огонь и натиск

В Афганистане наиболее эффективными в борьбе с душманами показали себя не высокоточные боеприпасы, а блоки с неуправляемыми авиационными ракетами. Обычно Ми-24 на высокой скорости делал боевой заход, с расстояния 1200–1500 м давал залп НАР, «подметая» поле боя оперенными стальными стрелами, составлявшими начинку их боеголовок (до 2200 «гвоздей» в каждой ракете), а на подлете пилот открывал огонь из пушки, давая возможность оператору прицельно сбросить бомбы. Любопытно, что американцы, столь охотно демонстрирующие «рекламные» ролики о применении высокоточного оружия с вертолетов, в реальных условиях при огневом противодействии с земли переходят на ту же тактику: удары НАР на большой скорости.

9. И в каждой турбине мы слышим…

Один из секретов надежности Ми-24 — двигатели ТВ3-117В, те же, что стоят и на Ми-8, самом массовом вертолете в мире. Этот двигатель был разработан в 1972 году в Ленинграде в ОКБ им. В.Я. Климова. До недавнего времени изготавливался на Украине, но в свете последних событий производство его новейшей модификации ВК-2500 освоено в России. Этот уникальный двигатель поразительно надежен. В Афганистане песок съедает даже оковку передних кромок несущих винтов, а ТВ3-117 продолжал работать порой со «щербатой» турбиной. Однажды в одном из снятых на ремонт двигателей недосчитались 17 лопаток турбины из 51. Между тем надежность для боевого вертолета –качество, быть может, даже более важное, чем защищенность и ударная мощь. В период с 2001 по 2009 год США во время боевых действий в Ираке и Афганистане потеряли 79 своих ударных вертолетов АН-64. При этом от огня противника пострадали 11 машин, а 68 разбились без посторонней помощи. 

10. Истребитель танков

Когда мы говорим о специфической тактике применения Ми-24, то надо иметь в виду, что этот вертолет создавался в первую очередь для борьбы с танками, для чего оснащался великолепным комплексом противотанковых управляемых ракет (ПТУР) «Штурм». В реальности в роли истребителя танков ему удалось себя попробовать лишь во время Ирано-иракской войны 1980–1988 годов, которую называли последней классической войной в истории человечества. Например, в первые три месяца военных действий только один из иракских Ми-24 уничтожил 55 танков противника. Потом успехи стали скромнее просто потому, что у Ирана кончились танки. 

11. Вертолет против вертолета

Ирано-иракская война впервые в истории стала ареной интенсивных воздушных боев между вертолетами. В основном сражались ударные Ми-24 и АН-1 «Кобра», применяя друг против друга ПТУР. Вот описание типичного боя: 25 февраля 1984 года три иранских АН-1 внезапно атаковали тройку иракских Ми-24. Но «Крокодилы» шли растянутой цепью, поэтому «Кобры» запустили ПТУР Tow с предельной дистанции и промахнулись. Этот выстрел известил иракцев об атаке, они развернулись и пошли на противника. Им удалось увернуться от шести медленных и маломаневренных иранских ПТУР, а затем пуском собственных ракет сбить две «Кобры». Третья попыталась скрыться, но Ми-24 без труда догнал ее и с дистанции 1,5 км расстрелял залпом НАР. В тот день все сложилось удачно для Ми-24, но исход таких боев был разным. Ирак заявил о 16 воздушных победах «Крокодилов» над «Кобрами» при потере шести Ми-24. Иран называет прямо противоположные цифры. Истина, скорее всего, посредине: противники были достойны друг друга.  

12. Ночной бой

Одерживал Ми-24 победы и над куда более современными вертолетами вооруженных сил США. К примеру, в 1999 году сербский Ми-35 (экспортная модификация Ми-24) сбил новейший американский ударный вертолет АН-64 «Апач» и транспортный UH-60, участвовавшие в операции спасения пилота разбившегося F-16. Примечательно, что это победа была одержана в ходе ночного боя, несмотря на то, что Ми-24, изготовленный в 1986 году, уступал в оснащенности куда более современному АН-64D, запущенному в производство в 1993 году. Единственным преимуществом Ми-35 были ПТУР «Штурм» новейшей модификации с дальностью действия 7 км. Оснащенность сыграла злую шутку с американцами. «Апач» имел радар кругового обзора. Сербы засекли его излучение, по пеленгу скрытно вышли на дистанцию 6700 м и произвели пуск ракеты «Штурма». Уничтожив «Апач», сербский вертолет догнал и расстрелял UH-60.

13. Стопроцентная победа

22 июля 2002 года северокорейский Ми-35 сбил АН-64 Южной Кореи. Редкий случай 100-процентно подтвержденной победы. Изначально Южная Корея опровергала факт уничтожения своего вертолета, утверждая, что он упал из-за неполадки системы следования рельефу местности. Однако эксперты США провели собственное расследование и обнаружили в обломках «Апача» вольфрамовые стержни, используемые в качестве поражающих элементов в ракетах Ми-35. Редкий случай, когда американцы сами стремились доказать факт поражения своего оружия, поскольку версия технической неполадки грозила колоссальными финансовыми убытками производителю АН-64, американской компании McDonnell Douglas. В большинстве других случаев соперники подтверждать победы Ми-24 не спешили.       

14. Легенды Ми-24

8 июня 1982 года в небе Ливана произошло уникальное событие: сирийский Ми-24 сбил сверхзвуковой истребитель. Вертолет был атакован израильским F-4 «Фантом», который выдал себя излучением радара. Ми-24 развернулся в сторону противника и выпустил ему в переднюю полусферу две ракеты «воздух — воздух» Р-60 с расстояния 8 км. Обе попали в истребитель, несшийся в атаку со скоростью, почти в полтора раза превышающей скорость звука. 27 октября того же года, по сообщению правительственной иракской газеты «Багдад обзервер», Ми-24 сбил иранский «Фантом». Разумеется, обе эти победы остались неподтвержденными. 

15. На равных

Что касается дозвуковых самолетов, то с ними Ми-24 расправлялся довольно уверенно. В Никарагуа он сбивал «антикварные» американские истребители F-86, соперничавшие с МиГ-15 еще во времена Корейской войны в 1950–1953 годах, а также легкие штурмовики А-37. Есть сведения (разумеется, неподтвержденные), что иракский Ми-24 сбил американский штурмовик А-10, атаковавший колонну танков, которую вертолет прикрывал. В 1992 году в Абхазии Ми-24 сбил с помощью ПТУР «Штурм» грузинский штурмовик Су-25, а в декабре 1994 года во время первой чеченской войны Ми-24 сбил ракетой Р-63 транспортный Ан-12, перевозивший оружие и деньги для боевиков.

16. Гроза хулиганов 

Благодаря своей скорости Ми-24 начал использоваться в СССР для перехватов легкомоторных самолетов, нарушавших границу. Активно привлекаться для этих целей вертолет стал после скандальной посадки на Красной площади Матиаса Руста 28 мая 1987 года. Есть сведения по крайней мере о пяти случаях, когда Ми-24 принуждал подобных нарушителей к посадке. Однажды при заходе на посадку воздушный хулиган попытался сбежать, но Ми-24 догнал его, зашел выше и прижал к земле. Кстати, в мае 2015 года журналист телеканала «Звезда» на таком же, как был у Руста, самолете Cessna попытался пролететь из Калининградской области через западную границу России курсом на Москву, чтобы повторить «подвиг» немца. Не прошло и минуты, как рядом появился Ми-24, который потоком воздуха от винтов «сдул» самолет на несколько десятков метров ближе к земле и заставил его идти на посадку. «Если бы Руст столкнулся с таким напором, то вряд ли бы решился лететь дальше», — делился впечатлениями от полета журналист. 

17. Не для слабонервных

Еще одним козырем Ми-24 считается психологическое воздействие на противника. Сочетание размеров, скорости, хищного внешнего вида и характерного звука производят впечатление, которое трудно передать словами. Знаменитые кадры из «Апокалипсиса сегодня» с полетом группы UH-1 «Ирокез» под музыку Вагнера покажутся вальсом бабочек в сравнении с атакой Ми-24. Недаром афганские душманы говорили: «Мы не боимся русских. Мы боимся их вертолетов». 

Корпус морской пехоты США специально закупил Ми-24 для тренировки личного состава на «вертолетобоязнь». В США в Форт-Полке, штат Луизиана, существует подразделение поддержки угрозы, использующее Ми-24 для обучения военнослужащих противодействию вертолетной атаке. По признанию американцев, даже те части, которые проходили тренировку с американскими вертолетами, в первые дни обучения оказываются неспособны защищаться от Ми-24. «Эта штука атакует не так, как американские вертолеты, — говорит руководитель «курсов». — Все происходит внезапно. Потом ребята даже удивляются, как они были напуганы».

18. Глазами противника

В середине 80-х годов разведка США в результате секретной операции раздобыла Ми-24. Изучал его американский летчик Джеф Слейтон. Вот как он вспоминает момент, когда впервые увидел советский вертолет, причем не в небе, а на земле, в полутемном ангаре: «У меня задрожали колени. Моя первая мысль была: ну и здоровенная дура!» 

«Он вынослив, как трактор, — рассказывает Стив Дэвидсон, другой американский летчик, освоивший Ми-24. — Поставьте его в сарай на год, затем зарядите аккумуляторы — и можете лететь. С нашими вертолетами так не получится. А в полете он идет ровно, как кадиллак 1962 года». 

«Если бы я хотел летать на вертолете только для удовольствия, вне всяких сомнений, Ми-24 оказался бы на самом верху моего списка», — утверждает Слейтон.

19. По-прежнему в строю

У России есть куда более современный вертолеты, чем ветеран Ми-24. К примеру, Ми-28 — гораздо более защищенная и эффективная боевая машина. Его двигатели разнесены и экранированы элементами конструкции, так что поразить одновременно обе силовые установки практически невозможно. В Ми-28 применено множество новшеств, например, энергопоглощающее шасси, спасающее экипаж при жесткой посадке. Бронекабина с бронеостеклением выдерживает попадание снарядов калибром 20 мм. Композитные лопасти продолжают работать после попадания снарядов калибра 30 мм. И все же Ми-24 не только не снимается с вооружения, но и продолжает производиться в Ростове-на-Дону в виде своей новейшей модификации Ми-35. 

Дело в том, что Ми-28 — машина современная, дорогая, предназначенная для борьбы с бронетехникой. Однако большинству развивающихся стран вертолет для современной войны не по карману, да и просто не нужен. А в качестве оружия для операций против незаконных вооруженных формирований лучшего выбора, чем надежный, доступный по цене и проверенный в деле Ми-24, просто не существует. Отсюда и тот интерес, который продолжают проявлять к этому вертолету во всем мире. Вот и в 2015 году подписаны новые контракты на поставку Ми-24 в Ирак, Сирию, Афганистан и Пакистан. Более того, именно эти вертолеты закупает для своих нужд ФСБ России. Продолжаются закупки Ми-35 и российским Министерством обороны. 

20. Вертолет будущего

В самом конце 2015 года, 23 декабря, на летно-испытательной станции Московского вертолетного завода им. М.Л. Миля в подмосковном Томилино впервые взлетел экспериментальный скоростной вертолет. Это не новая разработка, и даже не прототип будущего вертолета, а летающая лаборатория для отработки двигателей, трансмиссии и винтов для скоростей полета в районе 400 км/ч. Макет этой машины под названием «Демонстратор перспективного скоростного вертолета» был показан публике на авиасалоне МАКС-2015. И вот винтокрылая машина совершила первый полет. Под ее обтекаемыми обводами без труда угадываются хищные контуры Ми-24. Именно на базе легендарного «Крокодила» сделан этот облагороженный с точки зрения аэродинамики «лебедь». Потенциал вертолета, впервые взлетевшего более 35 лет назад, до сих пор позволяет создавать на его основе экспериментальную технику.

xn--b1aecn3adibka9mra.xn--p1ai

Ми-24 — советский вертолет, который уважительно называют «Крокодилом» и «Колесницей Сатаны»


Вертолет Ми-24 по прозвищу «Крокодил». | Фото: cont.ws.

Сложно поспорить с тем, что Ми-24 – это один из наиболее успешных боевых вертолетов в мире. «Колесница Сатаны», как называли ее враги, – это огромная боевая машина более 17 метров в длину, которая одним своим появлением нередко заставляла противника буквально бежать с поля боя. Эта грозная машина приняла участие во множестве военных конфликтов и внушила противнику страх и уважение. Подробнее о легендарном вертолете – далее в обзоре.


Ударный вертолет Ми-24 с подвешенным вооружением. | Фото: nlo-mir.ru.

Начало амбициозного проекта по созданию вертолета-«терминатора» было положено еще в конце 1960-х годов, когда в Советском Союзе проанализировали роль армейской авиации США во время Вьетнамской войны. Тогда же появилось несколько противоположных взглядов на то, какие функции должны выполнять вертолеты в современной войне. Одни военные считали, что это должен быть легковооруженный транспорт, а другие видели универсальную машину, выполняющую примерно ту же роль, что и наземные БМП. Также не исключался вариант создания универсального вертолета, пригодного для решения разнообразных задач.


Американский ударный вертолет Bell AH-1 Cobra, 1970-е годы. | Фото: ru.wikipedia.org.

Американцы пошли первым путем и сконструировали исключительно ударный вертолет Bell AH-1 «Кобра». Это легкий летательный аппарат с богатым набором вооружения класса «воздух-земля» и мощным бронированием. Но перевозить грузы эта машина не могла.


Первые экземпляры вертолета Ми-24 имели кабину с большой площадью остекления. | Фото: vpk.name.

В Советском Союзе разработку нового проекта поручили ОКБ М. Л. Миля. Несколько лет Михаил Леонтьевич Миль готовил разнообразные проекты и макеты и, в конечном итоге, военными была выбрана наиболее удачная конструкция. Машина неоднократно модернизировалась и до сих пор стоит на вооружении в десятках стран мира.


Пара вертолетов Ми-24 ВВС Украины летит на боевое задание. | Фото: pikabu.ru.


Вид из кабины оператора вооружением вертолета Ми-24. | Фото: russianplanes.net.

Вертолет Ми-24 имеет тандемный кокпит, где друг за другом размещаются оператор вооружения и летчик. Позже в состав экипажа добавили борттехника. А за кабиной находится грузовое отделение.

Вертолет оснащен двумя турбовальными двигателями ТВ3-117В мощностью от 1500 до 2800 л.с. каждый. Благодаря высокой удельной мощности, обтекаемому фюзеляжу и убирающемуся шасси Ми-24 развивает скорость в полете до 335 км/ч. И до сих пор с этим результатом отечественная машина является одним из самых быстрых вертолетов в мире.


Пулемет ЯкБ-12,7 установлен в носовой турели вертолета Ми-24. | Фото: ru.wikipedia.org.


Арсенал, перевозимый на вертолете Ми-24. | Фото: nlo-mir.ru.

Ми-24 и его более поздние модели и варианты имеют широкий спектр нагрузок оружием, но основное вооружение состоит из блоков неуправляемых ракет НУРС/НАР, носового пулемета (обычно четырехствольный ЯкБ-12,7 скорострельностью до 4500 выстрелов в минуту) и противотанковых ракет «Фаланга», «Штурм» или «Атака». Также на некоторые модификации вертолета устанавливались ракеты «воздух-воздух», пушки и гранатометы. Конфигурация оружия легко меняется в зависимости от потребности в данный момент.


Вертолет Ми-24 штурмует ракетами наземные укрепления. Фото: nlo-mir.ru.


Российский вертолет Ми-35 получил немало обновлений в сравнении с Ми-24. | Фото: vimpel-v.com.

Помимо этого, боевая машина может поднимать до 2,4 тонны вооружения и грузов и может перевозить 8 десантников или 4 раненых на носилках.

На протяжении многих лет было выпущено немало модификаций Ми-24, но общая концепция и задачи боевой остались неизменными. Вертолет известен под названиями Ми-25 (экспортный вариант), а также как Ми-35. Почти за полвека с момента начала выпуска, всего собрано около 3500 экземпляров всех вариантов вертолета.

Военные летчики, пилотировавшие Ми-24, называли свои машины «Галя» и «Крокодил». Вертолеты ранних серий, с очень остекленной кабиной, получили прозвища «Веранда» и «Стакан».


Вертолет Ми-24 в небе над советской военной колонной. | Фото: pikabu.ru.


Ми-24 – вертолет непосредственной поддержки войск. | Фото: rostec.ru.

Боевое крещение Ми-24 получил в Африке, в стычках стран «третьего мира». А уже в 1980-х годах, когда СССР проводил активную политику в Афганистане, Ми-24 впервые увидел «большую» войну. Вертолет весьма успешно себя проявил при поддержке советских пехотных подразделений, защите конвоев и в качестве транспорта.

Однако вскоре Ми-24 стал главным образом атакующим вертолетом, а транспортные функции были отданы Ми-8. Благодаря уменьшению веса вертолета, экипаж стал устанавливать пулеметы на обеих дверях для дополнительной защиты и хранить запасные боеприпасы в грузовом отсеке. Израсходовав основной боекомплект, летчик садил машину в укромном месте, и члены экипажа перевооружали вертолет.

Моджахеды называли Ми-24 шайтан-арба («колесница сатаны») из-за их огромной боевой мощи. Часто одно только появление советского вертолета полностью срывало атаки афганцев и обращало их в бегство.


Полет вертолета Ми-24 в горах. | Фото: nlo-mir.ru.


Демонстрационный вертолет Ми-24 военно-воздушных сил Венгрии, раскрашенный под грозную хищную птицу. | Фото: pikabu.ru.

Правда, стоит отметить, что Ми-24 все же сбивали с земли из пушек и пулеметов. А когда из США в Афганистан стали завозить ракетные комплексы «Стингер», то условия боевой работы советских летчиков ухудшились, особенно на малых высотах.

Также большую роль сыграли Ми-24 во время чеченских войн, где российские вертолеты применялись против вражеской бронетехники, пехоты и даже авиации.

 

chert-poberi.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *