27 — Боевой Противолодочный Вертолет, Характеристики, История Создания, Стоимость и Интересные Факты о Палубном Вертолете
29.04.2019
Ка-27 – это советский палубный многоцелевой вертолет, разработанный в КБ Камова в 70-х годах прошлого века. Он был принят на вооружение в 1981 году. Первый полет опытной машины состоялся в 1973 году, затем на ее базе были созданы две основные модификации вертолета: Ка-27ПЛ и Ка-27ПС.
Ка-27ПЛ предназначался для борьбы с подводными лодками противника, а Ка-27ПС – для проведения поисково-спасательных операций на море.
Вертолет может проводить поиск и обнаружение вражеских подводных лодок, следующих на глубинах до пятисот метров со скоростью 75 км/ч на дальности 200 км от корабля базирования. Ка-27 может выполнять свои боевые задачи в сложных метеоусловиях, днем или ночью, при волнении на море до пяти баллов.
При создании Ка-27 был активно использован опыт разработки и эксплуатации другой камовской машины – корабельного вертолета Ка-25.
Серийное производство Ка-27 началось в 1977 году, всего было изготовлено 273 машины. Этот вертолет и сегодня находится на вооружении российского военно-морского флота и Пограничной службы РФ. Также его эксплуатируют военно-морские силы Украины. Кроме того, в разные годы эти машины поставлялись на экспорт в Индию, Китай, Югославию и Сирию.
История создания вертолета Ка-27
Созданием вертолетов для советского ВМФ традиционно занимались в конструкторском бюро Камова. Их первые детища, Ка-10 и Ка-15, тяжело назвать удачными машинами, только Ка-25, принятый на вооружение в 1971 году, можно назвать первым полноценным советским противолодочным вертолетом, однако и эта машина имела значительные недостатки.
Ка-25ПЛ начал поступать на флот в 1966 году, им были вооружены БПК проекта 61 и крейсера проекта 1123. По своим характеристикам этот вертолет вплотную приблизился к аналогичным машинам, состоявшим на вооружении иностранных флотов, но сравниться с ними он так и не смог.
В 1970 году Советский Союз провел грандиозные морские учения «Океан», которые четко показали основные недостатки Ка-25. К их числу следует отнести небольшую грузоподъемность и очень скромный радиус действия этого вертолета – он мог удаляться всего лишь на пятьдесят километров от авианесущего корабля и находиться в полете чуть более часа. К тому же надежность этой машины также оставляла желать лучшего: Ка-25 считался одним из самых аварийных летательных аппаратов советской морской авиации – за сравнительно небольшой период эксплуатации с ним произошло более двух десятков катастроф.
В то же время эксплуатация этих вертолетов показала их значительную роль в системе противолодочной защиты боевых кораблей и корабельных соединений. Эти машины очень достойно проявили себя при поиске и слежении за вражескими субмаринами и позволили морякам выработать четкие и обоснованные требования к этому классу летательных аппаратов.
Исходя из всего вышесказанного, неудивительно, что еще в 1969 году в КБ Камова начались работы над созданием нового палубного вертолета с более продвинутыми характеристиками. А 15 мая 1970 года состоялась встреча главкома ВМФ СССР адмирала Горшкова с главным конструктором советских морских вертолетов Н. И. Камовым, на которой обсуждалась будущая машина. Следует отметить, что Горшков был ярым сторонником дальнейшего развития морской авиации, поэтому в период его руководства флотом подобные проекты получали всестороннюю поддержку.
В этот период в Советском Союзе шли работы над созданием принципиально новых кораблей – тяжелых авианесущих крейсеров проекта 1143. Для них нужен был новый палубный вертолет, который бы обладал более высокими летно-техническими характеристиками.
Прежде всего, военным нужен был вертолет с большей дальностью полета (до двухсот километров) и грузоподъемностью. Для эффективного использования гидроакустических станций требовалось улучшить вибрационные характеристики вертолета, а также обеспечить машине высокую точность во время висения над водной поверхностью.
Во время поиска подводных лодок противника или проведения спасательных операций вертолет выполняет довольно сложные маневры, поэтому еще одним требованием к новой машине было обеспечение ее системами автоматической стабилизации и управления. Кроме того, новый вертолет должен был обладать высокой надежностью и продолжать полет даже при отказе одного из двигателей.
Также военными были высказаны пожелания по защите вертолета от воздействия морской воды и электромагнитного излучения на аппаратуру машины и экипаж.
Опытная машина получила индекс «252» (по другой информации Ка-252). В июле 1973 года состоялось заседание макетной комиссии, на котором она была представлена. По сравнению с Ка-25 она обладала гораздо более высокими характеристиками, но, вместе с тем, уступала новейшему американскому противолодочному вертолету SH-3D, что многим участникам собрания показалось неприемлемым.
Ка-252 собрал в себе все лучшее и самое современное, что на тот момент мог предложить советский военно-промышленный комплекс. Он был оснащен новыми более мощными и надежными двигателями ТВЗ-117, которые повысили энерговооруженность машины в 1,7 раза. Это позволило увеличить дальность действия вертолета до 200 км и повысить его грузоподъемность до 5 тыс. кг.
Большой интерес вызвал новый прицельно-поисковый комплекс «Осьминог», который на порядок превосходил ППС «Байкал», установленный на Ка-25. На Ка-252 планировали установить новую ГАС с более высокими характеристиками, чем на Ка-25. Кроме того, новая машина получила комплекс «Привод-СВ-борт», который совместно с навигационным комплексом и другой аппаратурой мог решать широкий спектр задач, связанных с управлением вертолетом на разных режимах полета. Это значительно упрощало работу экипажа.
Новый вертолет вполне мог выполнять свои основные тактические и дополнительные задачи как в одиночку, так и в составе соединения. Поэтому после некоторых раздумий комиссия признала, что ничего лучшего отечественная промышленность все равно создать не сможет, поэтому вертолет следует принимать на вооружение. Сравнение же с иностранными аналогами было признано некорректным.
8 августа 1973 году опытная машина первый раз поднялась в воздух. Первый полет вертолета по кругу произошел в декабре этого же года, однако в дальнейшем сроки испытаний часто затягивались. Их первый этап занял более четырех лет, после его окончания было принято решение о запуске серийного производства вертолета. Он был налажен на заводе в городе Кумертау.
Во время первого и второго этапов испытаний у машины были выявлены многочисленные недоработки и несоответствия с первоначальными требованиями заказчика. Их устранение потребовало большого количества времени, поэтому только 14 апреля 1981 года вертолет был принят на вооружение и получил обозначение Ка-27.
За создание новой машины коллективу разработчиков была присуждена Ленинская премия.
В строевые части Ка-27 начал поступать уже в 1979 году. Летчики, которые ранее пилотировали Ка-25, без труда осваивали новую машину.
В настоящий момент Ка-27 входят в состав вооружения ТАКР «Адмирал Кузнецов», по одному вертолёту имеется на борту эсминцев проекта 956 и крейсеров проекта 1164 и по два — крейсеров проекта 1144 и БПК проекта 1155.
Конструкция вертолета Ка-27
Вертолет Ка-27 выполнен по двухвинтовой соосной схеме. Он имеет два двигателя и четыре опоры шасси. Винты Ка-27 трехлопастные, противоположного вращения, во время стоянки на корабле они складываются веером. Втулки лопастей выполнены из титана, а сами лопасти – из стеклопластика.
Фюзеляж вертолета цельнометаллический, он изготовлен из алюминиевых сплавов. В его передней части расположена кабина экипажа и грузовая кабина. Конструкция фюзеляжа во многом подобна Ка-25, однако отличается несколько большими размерами и вместительностью.
Шасси вертолета неубирающееся, имеет четыре стойки. Передние колеса самоориентирующиеся. На Ка-27 можно установить лыжи. Для проведения аварийной посадки на воду предусмотрены два баллонета, которые расположены по бокам фюзеляжа. Они могут быть наполнены воздухом из специальных баллонов за пять-шесть секунд. После приводнения на них вертолет способен некоторое время держаться на воде. Его достаточно для эвакуации экипажа.
В состав силовой установки Ка-27 входят два турбовальных двигателя ТВ3-117КМ (2х2200 л. с.) и редуктор. Двигатели устанавливаются в верхней части фюзеляжа.
Источником электропитания для бортового оборудования служат два устройства переменного тока с приводом от редуктора.
Вертолет имеет автопилот, радиокомпас. Противолодочный вертолет Ка-27 имеет экипаж три человека – летчик, штурман и оператор противолодочных систем. В состав экипажа поисково-спасательной модификации машины входит четыре человека: летчик, штурман, техник и фельдшер-спасатель.
Вертолет Ка-27 оснащен весьма современным (для своего времени) навигационным и пилотажным оборудованием. Противолодочное оборудование Ка-27 состоит из автоматизированной поисково-прицельной системы «Осьминог», а также автономных поисковых средств, к которым относятся приемно-индикаторное устройство «Пахра» и магнитометр. Вертолет может принять на борт 36 буев.
Наиболее важной частью поисковой системы вертолета является ППС «Осьминог», который может обнаруживать подводные лодки в любых положениях, высчитывать их координаты, рассчитывать точки зависания машины при работе с гидроакустической станцией, оценивать общую навигационно-тактическую обстановку, обрабатывать данные на применение бортового вооружения.
ППС «Осьминог» включает в себя:
- Радиолокационную станцию, которая обеспечивает решение навигационных задач и способна обнаруживать субмарины противника в надводном положении. Ее обтекатель расположен в носовой части машины.
- Опускаемую гидроакустическую станцию, которая находится в задней части фюзеляжа. Она предназначена для обнаружения субмарин в подводном положении.
- Вычислительное устройство, которое автоматически выводит вертолет в точку сброса средств поражения.
ППС «Осьминог» имеет цифровую вычислительную машину, он сопряжен с системой «Привод-СВ-борт», с торпедным и бомбардировочным вооружением вертолета.
Гидроакустическая станция «Рось-В» может обнаруживать подводные лодки противника либо путем отправки сигнала и приема его отражения, либо с помощью улавливания шумов, которые подводная лодка издает при движении.
Вертолет способен сбрасывать маркеры, радиомаяки и дымогенераторы.
Вооружение Ка-27ПЛ состоит из противолодочных торпед АТ-1МВ, ракет АПР-23 и свободнопадающих авиабомб ПЛАБ разного калибра.
Модификации вертолета Ка-27
Ка-27ПЛ и Ка-27ПС являются наиболее распространенными модификациями этой машины. Ка-27ПС предназначен для проведения поисково-спасательных операций, а также для поиска космических спускаемых аппаратов. Экипаж этого вертолета состоит из четырех человек, есть некоторые отличия и в бортовом оборудовании.
Дальнейшим развитием спасательной модификации является вертолет Ка-27ПДС. Он имеет взлетную массу, увеличенную до 12 тыс. кг, что позволяет ему брать больше топлива и дольше находиться в воздухе.
Ка-28 является экспортной модификацией вертолета. Начиная с 1986 года, эта машина активно поставлялась в ВМС других государств.
Ка-29. Это транспортно-боевая машина, созданная для подразделений морской пехоты.
Ка-31. Вертолет дальнего радиолокационного обнаружения, оснащенный вращающейся антенной под фюзеляжем. Может находить цели на дистанциях до 100 км и сопровождать сразу 20 объектов.
Ка-32. Еще одна модификация спасательной модели вертолета. Она была создана для гражданского применения с учетом всего опыта использования Ка-27ПС и Ка-27ПЛ. Эта машина отличается высокой надежностью и сравнительно небольшой стоимостью, поэтому пользуется высоким спросом на международном рынке. Этот вертолет прошел сертификацию согласно международным стандартам и поставляется в Швейцарию, Канаду, Малайзию и Южную Корею.
Ка-27Е. Это очень интересная модификация, разработанная еще в Советском Союзе. Этот вертолет предназначен для дистанционного мониторинга наличия на борту кораблей радиоактивных материалов.
Характеристики ТТХ Ка-27
Ниже представлены характеристики вертолета Ка-27ПЛ:
- экипаж — 2-3 чел.;
- двигатель — 2 x ГТД ТВ3-117;
- диаметр несущих винтов — 15.9 м;
- длина фюзеляжа — 11.3 м;
- высота — 5,4 м;
- взлетный вес: 11000 кг;
- макс. скорость — 270 км/ч;
- потолок — 4300 м;
- дальность полета — 800 км.
Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них
Автор статьи:
Егоров ДмитрийУвлекаюсь военной историей, боевой техникой, оружием и другими вопросами, связанными с армией. Люблю печатное слово во всех его формах.
Свежие публикации автора:
С друзьями поделились:
militaryarms.ru
Поисково-спасательный и противолодочный вертолет Ка-27 » Военное обозрение
Винтокрылый воин
Сегодня в составе любого военно-морского флота сложно найти крупный военный корабль, который не был бы оснащен вертолетом. Последние являются обязательным обеспечением военных судов, существенно увеличивая их боевые возможности. Команда программы «Полигон» телеканала «Т24» побывала в поселке Донское под Калининградом, где размещена 396-я отдельная корабельная противолодочная эскадрилья – база поисково-спасательных и противолодочных вертолетов Ка-27. Съемочной группе удалось познакомиться не только с техническими характеристиками винтокрылых воинов, но и поуправлять вертолетом, а также поучаствовать в операции по поиску и уничтожению подводной лодки условного противника.
Герои нашего времени
Может ли одна и та же модель вертолета быть одинаково хороша и для спасения, и для уничтожения подводных лодок, и для разведки? Ответ на этот вопрос команда телеканала «Т24» отвечает утвердительно – им удалось убедиться в этом воочию. У вертолета Ка-27 есть две модификации с диаметрально противоположными задачами: Ка-27ПС занимается поиском и спасением экипажей, терпящих бедствие на суше или на море, а также выполняет воздушную разведку. Модификация Ка-27ПЛ предназначена для поиска, отслеживания и уничтожения подводных лодок противника.
Ка-27ПЛ относится к классу тяжелых машин и имеет максимальный взлетный вес около 11 тонн. Экипаж состоит из трёх человек: лётчика, штурмана и штурмана-оператора противолодочных комплексов. Ка-27 ПЛ может обнаруживать, следить, а затем уничтожать объекты на глубине до 500 метров. От места базирования, будь то корабль или вертодром, Ка-27 ПЛ может удаляться на 200 километров без потери информационного канала.
В экипаже поисково-спасательной модификации лётчик и штурман усилены борттехником и фельдшером-спасателем. Ка-27 ПС способен взять на борт до 12 человек. Борттехник и фельдшер-спасатель действуют тандемом: борттехник спускает и контролирует электролебёдку, а фельдшер подбирает и оказывает медицинскую помощь.
Цельнометаллический фюзеляж воздушных бойцов выполнен из алюминиевых сплавов. Для обеспечения продольной и путевой устойчивости оборудовано хвостовое оперение с двумя килями. В кормовой части фюзеляжа располагается отсек для гидроакустической станции — основного рабочего инструмента противолодочного вертолета. В поисково-спасательной версии это оснащение отсутствует. Вертолет имеет на вооружении грузовую лебедку, позволяющую осуществлять подъем и опускание грузов, выполнять эвакуацию людей из труднодоступных мест.
Все выше и выше, и выше
Система управления вертолётом включает в себя основную ручку, которую всегда держит летчик, она связана тягами с автоматом перекоса нижнего винта, есть путевое управление педалями и наконец, ручка общего шага, изменяющая угол атаки лопастей.
Перед полетом каждый вертолет проходит обязательную подготовку: проверяется состояние радиотехнических и радиосвязных устройств, исправность двигателя, авиационное и радиоэлектронное оборудование, а также противолодочные средства поиска и авиационное вооружение.
Устойчивое положение вертолета в воздухе обеспечивается двумя трёхлопастными винтами противоположного вращения. На Ка-27 оба винта несущие и оба отклоняются в плоскости для управления. Через всю конструкцию по длине проходит силовой элемент – лонжерон, сделанный из сверхпрочного слоёного углепластика. Разогнаться на КА-27 можно до 270 км/ч, хотя привычная скорость 220км/ч. Высоту в 3000 метров эти винтокрылые машины преодолевают без проблем. Практическая дальность полёта составляет 900 километров.
Воздушная охота
Морская авиация особенно требовательна к точности манёвров – при посадке на палубу движущегося корабля приходится учитывать десятки параметров. А если речь идёт о бомбометании или торпедировании подводных лодок, то боевые заходы и развороты просто обязательная часть программы. Корабли и два вертолёта Ка-27 соединены в общую информационную сеть и при обнаружении подлодки ее координаты получат все участники операции. В таком случае действиями вертолёта управляет командир корабельно-поисковой ударной группы.
Для уничтожения подводных лодок могут подвешиваться противолодочные торпеды АТ-1МВ, ракеты АПР-23 и свободнопадающие противолодочные авиабомбы ПЛАБ калибра 50 и 250 кг. Сбоку на корпусе Ка-27 крепятся ориентирные морские авиационные бомбы, есть дневная и ночная версии.
Вспоминая греческий миф о спасении Андромеды из лап морского чудовища понимаешь, что Персеем быть нелегко. Сложно одновременно бороться с морскими гадами, спасать погибающих и при этом не навредить себе самому. Однако, вертолёт Ка-27 прекрасно справляется с поставленными задачами по выявлению и устранению противника, а также спасению человеческих жизней. Команда «Полигона» телеканала «Т24» теперь знает это наверняка.
topwar.ru
Вертолёт радиационной разведки Ка-27Е — Авиация, техника и история.
Posted By: safronov vyacheslav 2016-04-05
Вертолет Ка-27Е
Вертолёт Ка-27Е (Ка-252Е «Советник-СВ») разработан Ухтомским заводом (КБ Камов) на базе противолодочного Ка-252ПЛ. Вертолёт базировался на корабле обеспечения «Апшерон» и предназначался для мониторинга кораблей на предмет наличия на борту радиоактивных материалов.
Обладал высокочувствительной аппаратурой, позволяющей вести разведку наличия радиоактивных материалов и ядерных боеприпасов на борту корабля, облёт которого он совершал на расстоянии до 3 км* .
Ка-27ПЛ Регистрация 04 (красный) sn 5235004902207 Россия (СССР) — ВМФ
На экране видеоконтрольного устройства на борту вертолёта экипаж видел непосредственно точку — место, откуда исходило излучение. Даже стенки трюма не спасали ядерное оружие от обнаружения. Ведущим инженером-испытателем этого чудо-вертолёта являлся Егоров…»
Участвовал в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Вверху – летчик-испытатель Н.Н. Мельник, возглавлявший экипаж вертолета Ка-27Е во время проведения операции «Игла» по установке в разрушенный реактор специальных датчиков в Чернобыльской АЭС. Внизу – завершающая фаза операции «Игла». 19 июня 1986 г.
По разным источникам, построено несколько машин (от 2 до 6).
* данные требуют проверки
t-yoke.ru