Шииты — кто это такие?

Шииты (ударение на вторую «и») это одна из двух главных разновидностей мусульман, вторая по численности после суннитов. В мире насчитывается примерно 200 миллионов шиитов, что составляет около 15% от общего числа мусульман, да хранит их Аллаh.

Основная масса шиитов живёт в Иране, Ираке, Афганистане и Азербайджане. Точное количество шиитов подсчитать сложновато, поскольку в тех странах, где мусульмане составляют меньшинство, не ведётся отдельного учёта шиитов, и все они проходят как просто «мусульмане». Слово «шиа» в переводе с арабского означает «ответвление, группа последователей». Здесь имеются в виду последователи Али ибн Аби Талиба (601-661), который был племянником пророка Мухаммада. Именно его шииты считают наследником пророка и носителем «правильного» ислама.

Главное отличие шиитов от суннитов состоит как раз в том, кого считать правопреемником Мухаммеда и по чьим правовым и религиозным канонам жить. Сунниты, в отличие от шиитов, считают Абу Бакра (573-634) наследником Мухаммеда. На этой внутриисламской розни основана многолетняя вражда шиитов и суннитов, унесшая миллионы жизней, а скольких ещё погубит!



Шииты (ударение на вторую «и») это одна из двух главных разновидностей мусульман, вторая по численности после суннитов. В мире насчитывается примерно 200 миллионов шиитов, что составляет около 15% от общего числа мусульман, да хранит их Аллаh.

Основная масса шиитов живёт в Иране, Ираке, Афганистане и Азербайджане. Точное количество шиитов подсчитать сложновато, поскольку в тех странах, где мусульмане составляют меньшинство, не ведётся отдельного учёта шиитов, и все они проходят как просто «мусульмане». Слово «шиа» в переводе с арабского означает «ответвление, группа последователей». Здесь имеются в виду последователи Али ибн Аби Талиба (601-661), который был племянником пророка Мухаммада. Именно его шииты считают наследником пророка и носителем «правильного» ислама.

Главное отличие шиитов от суннитов состоит как раз в том, кого считать правопреемником Мухаммеда и по чьим правовым и религиозным канонам жить. Сунниты, в отличие от шиитов, считают Абу Бакра (573-634) наследником Мухаммеда. На этой внутриисламской розни основана многолетняя вражда шиитов и суннитов, унесшая миллионы жизней, а скольких ещё погубит!


Шииты находится в списках: Ислам, Религия


Вы узнали, кто такие Шииты.
Пожалуйста, поделитесь ссылкой «кто такие Шииты»:

И не забудьте подписаться на самый интересный паблик ВКонтакте!

 


chto-eto-takoe.ru

Шииты

Шииты (от араб. شيعة, [шӣьа] — поклонники, группа, партия, секта, раскольники) — общий термин, означающий последователей ряда течений ислама, — имамиты (шииты-двонадесятникы) зейдитов, алавиты, друзы, исмаилиты и др.. В узком смысле понятие, как правило, означает имамиты (шиитов-двонадесятникив), второго по числу приверженцев (после суннитов) направления в исламе, которые признают единственно законными преемниками пророка Мухаммеда только Али ибн Аби Талиба и его потомков по главной линии.


1. История

1.1. Семейное древо 6 исламских Наби и Шиитов


Вскоре после смерти Мухаммеда ( 632) часть его сподвижников выступила за сохранение верховной власти в «семье Пророка», считая незаконной присягу Абу-Бекр. В начале второй половины VII века они совершили раскол («Шиа»), образовав отдельную группу, религиозно-политическая группировка («Шиа») сторонников передачи верховной власти Али ибн Абу Талиба, как ближайшему родственнику (двоюродному брату и зятю) и духовному преемнику пророка. Эта группировка стало ядром движения шиитов, разделивший потом мусульманскую общину на суннитов и шиитов.

После убийства Али в 661 году его сторонники повели борьбу за возвращение верховной власти в «семью Пророка», имея в виду исключительный род Али. Большинство шиитов обосновывали эти требования родством Али с Пророком, его личными качествами и заслугами перед исламом. Часть шиитов проповедовала, что Мухаммед назначил Али своим духовным преемником, и сам Али наделен божественной благодатью.

В формировании шиизма сыграл роль и национальный фактор. Среди сторонников шиизма непропорционально много представителей неарабомовних народов ( ираноязычные, урдумовни, берберомовни), а также народов, входивших в сферу влияния средневекового Персии.

Распространение ислама в мире — красным цветом обозначены шиитов

Для шиитов роль имама значительно выше, чем для суннитов. Они воспринимают имама, который подтвердил свое звание формальным или (редко) неформальным путем, как толкователя прямой воли Всемогущего. Также шиитам свойственно почитать своих ученых, которые считаются по сокрытие последнего дванадцятиго имама его заместителями. Этим объясняется скажем, увлекательное уважения аятоллы Хомейни в шиитском Иране.

Суннизм в большинстве мусульманских стран стал официальной религией. Шииты — меньшинство, часто гонимая. Они составляют примерно 15 процентов общего числа мусульман. В истории шииты часто подвергались гонениям, поэтому для них характерен культ мучеников.

Политически шииты- имамиты почувствовали себя силой лишь после того, как в 1979 году их единоверцы в Иране свергли шаха и руководителем страны стал аятолла Хомейни. Исмаилиты почувствовали себя силой, когда Ага-Хан стал председателем Лиги наций. Исмаилиты, шииты, алавиты, друзы, бахаитов создавали свои государства на протяжении всей истории ислама.

В настоящее время последователи различных общин шиитов существуют практически во всех мусульманских странах. Вероучение шиитов придерживаются подавляющее большинство населения Ирана и Азербайджана, более половины населения Ирак, значительной части населения Ливан, Йемен, Бахрейна. К исмаилитского ветви шиизма принадлежит большинство жителей Горно-Бадахшанской области Таджикистана. В настоящее время [ Когда? ] интерес к шиитам резко возрос (имеются в виду на арабы -шииты). Дело в том, что территория расселения арабов-шиитов — это 70% мировых запасов нефти. Речь идет о северо-восточную часть Саудовской Аравии, юго Ирак и Иранскую провинцию Хузестан (юго-западный Иран).


2. Описание направлении

Как и все мусульмане, шииты верят в посланнической миссии пророка Мухаммада. Отличительной чертой шиитов является убеждение в том, что руководство мусульманской общиной должно принадлежать Имамам — назначенным Богом, избранным лицам из числа потомков пророка, к которым они относят Али ибн Абу Талиба и его потомков от дочери Мухаммада Фатимы, а не выборным лицам — халифам. Шииты критически относятся к халифату первых трех халифов Абу Бакра, Умара и Усмана. Поскольку Абу Бакр был избран небольшим числом сподвижников, Умар был назначен Абу Бакром, а Усман был выбран из шуры (совета) из семи претендентов, которых назначил Умар с такими условиями, что избрание кого-либо, кроме Усмана не представлялось возможным. По мнению шиитов, избрание руководителя — Имама мусульманской общины, вроде избрания пророков и является прерогативой Бога.


3. Распространение

Теперь последователи различных шиитских общин существуют практически во всех мусульманских, европейских и американских странах. Шиитского вероучения придерживается подавляющее большинство населения Иран и Азербайджана, около двух третей населения Бахрейна, треть населения Ирак, значительная часть населения Ливан и Йемена, в Афганистане — фарсиваны на западе страны и Хазарейцы. К исамаилистськои ветви шиизма принадлежит большинство жителей Горно-Бадахшанской области Таджикистан — памирские народы (кроме части язгулемцев и ванчцив). Численность шиитов в России незначительна. К этому направлению ислама принадлежат проживающих в Республики Дагестан папы, лезгины поселка Мискинджа, а также азербайджанские общины Дербенту, что говорят на местном диалекте азербайджанского языка. Кроме того шиитами является большая часть проживающих в России азербайджанцев (в самом Азербайджане шииты составляют до 85% [1] населения).


3.1. Список стран с шиитским населением

Числа в первых трех колонках базируются на демографических исследованиях Pew Research Center, опубликованных в отчете в октябре 2009, Картирование глобальной популяции мусульман [2]

Нации с численностью шиитов более 100,000 [3] [2]
Страна Численность шиитов [3][2] Процент шиитов среди мусульман [3][2] Видсток среди всех шиитов мира [3][2] Минимальная оценка Максимальная оценка
Иран 66,000,000 — 70,000,000 90-95 37-40
Пакистан 17,000,000 — 26,000,000 10-15 10-15 43,250,000 [4] — 57,666,666 [5] [6]
Индия 16,000,000 — 24,000,000 10-15 9-14 40,000,000 [7] — 50,000,000. [8]
Индонезия 5,000,000 — 6,000,000 2,77 3
Ирак 19,000,000 — 22,000,000 65-70 11-12
Турция 7,000,000 — 11,000,000 10-15 4-6
Йемен 8,000,000 — 10,000,000 35-40 5
Азербаджан 5,000,000 — 7,000,000 65-75 3-4 85% общей численности [9]
Афганистан 3,000,000 — 4,000,000 10-15 15-19% общей численности. [10]
Сирия 3,000,000 — 4,000,000 15-20
Саудовская Аравия 2,000,000 — 4,000,000 10-15 1-2
Нигерия 5-10 миллионов [11]
Ливан 1,000,000 — 1,600,000 [12] 30-35 [13] [14] [15] Оценка, не было официального учета. [16]
Танзания
Оман 700,000 — 900,000 5-10 948,750 [17]
Кувейт 500,000 — 700,000 30-35 35-40% общей численности> [18]
Германия 400,000 — 600,000 10-15
Бахрейн 400,000 — 500,000 60-70
Таджикистане 400,000 7
Объединенные Арабские Эмираты 300,000 — 400,000 10
Соединенные Штаты Америки 200,000 — 400,000 10-15
Великобритания 100,000 — 300,000 10-15
Болгария 100,000 10-15
Катар 100,000 10

4. Ветви шиизма

Преобладающим направлением в шиизма является имамиты, среди которых произошел раскол на шиитов-двунадесятников (иснаашаритив) и исмаилитов. Аш-Шахрастани называет такие секты имамитов (бакириты, навуситы, афтахиты, шумайриты, исмаилиты-вакифиты, мусавиты и иснаашариты), в то время как другие ересиографы (аль-ашара, Наубахти) выделяют три главные секты: катить (впоследствии стали иснаашаритами) шуккариты и вакифиты [19].

Сейчас отношения между двунадесятникамы (а также зейдитов) и другими шиитскими течениями иногда принимают напряженные формы. Несмотря на подобные моменты в вероучении, фактически это разные общины. Шииты традиционно делятся на две большие группы: умеренные (шииты-двунадесятникы, зейдитов) и крайние ( исмаилиты, алавиты, алевиты и др.). [20]. Вместе с тем, с 70-х годов XX века начался обратный постепенный процесс сближения умеренных шиитов, алавитов и исмаилитов.


4.1. Шииты-двунадесятникы

Шииты-двунадесятникы или иснаашариты является преобладающим направлением в рамках шиитского ислама, преимущественно распространены в Иране, Азербайджане, Бахрейне, Ираке и Ливане, а также представлены и в других странах. Этим термином обозначают имамиты, которые признали 12 имамов из рода Али.

После того как в 1501 году сефивидського шейх Исмаил I провозгласил себя шахом, он объявил иснаашаритский (двунадесятницький) направление шиитского ислама государственной религией в созданной им стране [21].


4.1.1. Двенадцать имамов
  1. Али ибн Абу Талиб (умер 661) — двоюродный брат, зять и cахаб Пророка Мухаммеда, муж его дочери Фатимы, четвертый и последний праведный халиф.
  2. Хасан ібн Алі (помер 669) — старший син Алі і Фатіми.
  3. Хусейн ібн Алі (помер 680) — молодший син Алі та Фатіми, загинув мученицькою смертю в битві при Кербелі проти армії халіфа Йазіда I.
  4. Зайн-аль-Абідін (помер 713)
  5. Мухаммад аль-Бакір (помер 733)
  6. Джафар ас-Садик (помер 765) — засновник однієї з ісламських правових шкіл — джафарітського мазхаба.
  7. Муса аль-Казім (помер 799)
  8. Алі ар-Рида (або Імам Реза), (помер 818)
  9. Мухаммад ат-Таки (помер 835)
  10. Алі ан-Наки (помер 865)
  11. аль-Хасан аль-Аскарі (помер 873)
  12. Мухаммад аль-Махди (Махди) — имя последнего из 12-ти имамов. Махди в исламе — это как Мессия, который в возрасте пяти лет ушел в подполье. Это подполье, по мнению шиитов-имамиты, продолжается и поныне.

4.1.2. Пять основных столпов веры

Шиитское вероучения базируется на пяти основных столпах:

  1. Вера в Единого Бога ( Таухид).
  2. Вера в справедливость Бога (адль)
  3. Вера в пророков и Предсказания (Набувват).
  4. Вера в Имамат (вера в духовное и политическое руководство 12 имамов).
  5. Загробный мир (Маади). [22]

Другие авторы выделяют отдельной принципу религии (столпом веры) атрибут Аллаха — Божественная справедливость (АДЛ). [23]

4.2. Исмаилизм

Исмаилиты являются сторонниками мусульманской шиитской секты. В отличие от иснаашаритив (двунадесятникив) они последовательно признает семь имамов в Джафара ас-Садыка, но после него возводят имамат не до Мусе аль-Казим, а к другому сыну Джафара — Исмаила, который умер раньше своего отца [24].

В IX веке исмаилиты раскололись на фатимидських исмаилитов, признавшей подпольных имамов, и карматов, которые считали, что имамов должно быть семь. В конце XI — начале XII веков карматы прекратили существование.

После смерти в 1094 году в фатимидского халифа ал-Мустансира исмаилиты раскололись на низаритов (восточных исмаилитов), поддерживающие приход к власти старшего сына ал-Мустансира — Низара, и на мусталитив, признают имамом фатимидского халифа ал-Мустали. Низаритов образовали государство с центром в иранской крепости Аламут, которое было уничтожено в 1256 году монгольским завоевателем Хулагу-ханом. Центральной фигурой в развитии этой ветви ислама и основателем государства низаритов стал Хасан ибн Саббах, который изложил доктрину неоисмаилизму (Даьват-и джадид). Наиболее известной из низаритських сект стали хашшашины, более известные как ассасины.

После падения Фатимидов духовный центр другой исмаилитской ветви — мусталитив, переместился в Йемен, а в XVII веке — в индийский город Гуджарат, где осела их большая часть [25].

В XVIII веке персидский шах официально признал исмаилизм течением шиизма.


4.2.1. Друзы

Друзы — этноконфессиональная группа мусульман (хотя некоторые исламские авторитеты считали, что друзы настолько далеко отошли от других исламских течений, которые утратили право считаться мусульманами), являющийся ответвлением исмаилитов. Секта возникла в начале XI века под влиянием проповеди ряда проповедников-сторонников египетского исамаилитського правителя Хакема среди исмаилитов Египта, Сирии и Ливана.

Название секты происходит от имени миссионера Дарази (умер в 1017 году), которого сами друзы считают отступником, предпочитая называться Аль-муваххидун (унитарии, или исповедуют единобожие) [25]. Существовали династии правящих эмиров среди друзей, такие как Мааны, Шихабы подобное. В 1949 году была основана Прогрессивно-социалистическая партия Ливана, основу которой составили друзы [25].


4.3. Зейдитов

Зейдитов представляют ветвь «умеренных» шиитов, которая распространена на северо-востоке Йемена; также одна из ветвей — нукватиты, распространена в Иране.

Зейдитов образовались в VIII веке. Зейдитов принимают законность халифов Абу Бакра, Омара и Османа, что отличает их от иснаашаритив (двунадесятникив) и исмаилитов [26]. От остальных шиитов они отличаются еще и тем, что отрицают учение о «подпольной имама», практику «такийя» и другие.

Зейдитов образовали государства Идрисидив, Алавидив и другие, а также установили власть на части территории Йемена, где их имамы правили до революции 26 сентября 1962.


4.4. Алавиты

Алавиты (Алауиты) или нусайритов (по имени Мухаммада бен Нусайра ан-Нумайр, который считается основателем секты) являются представителями «крайних» шиитов. В основном они проживают в Западной Сирии, а также в Северном Ливане и Турции.

В основе их догм можно найти духовные традиции многих учений и верований: исмаилизма, гностического христианства, шиизма, доисламских астральных культов, греческой философии [27].

Были основным населением государства Алавитов. К алавитивналежала семья Асади, президенты Сирии Хафез Асад и его сын Башар Асад.


4.5. АХЛ-е Хакк, или Йарсан

Крайньошиитське эзотерическое учение, коренится в месопотамских течениях Гулати, и распространенное на западе Иран и востоке Ирак преимущественно среди курдивив.

4.6. Кайсаниты

Исчезла ветвь — кайсаниты, сформировавшиеся в конце VII века. Они провозгласили имамом сына Али — Мухаммада ибн аль-Ханафи, но поскольку тот не был сыном дочери пророка, то большая часть шиитов отвергла этот выбор. По одной версии свое название они получили по кличке аль-Мухтара ибн Аби Убайда ас-Сакафи — Кайсан, руководивший восстанием в Куфе под лозунгом защиты прав аль-Ханафи и мести за кровь имама Хусейна, по другой версии — от имени начальника гвардии аль- Мухтара Абу Амра Кайсана. Течение кайсанитив распалось на ряд сект: мухтариты, Хашимитов, Байаниты и Ризамиты. Общины кайсанитив прекратили свое существование в середине IX века.


См.. также

Примечания

  1. «Religion» — www.webcitation.org/616xyRI4u. Administrative Department of the President of the Republic of Azerbaijan — Presidential Library. Архив оригинала — files.preslib.az / projects / remz / pdf_en / atr_din.pdf за 2011-08-22 . http://www.webcitation.org/616xyRI4u — www.webcitation.org/616xyRI4u . Религия. Управление делами Президента Азербайджанской Республики — Президентская библиотека
  2. а б в г д Mapping the Global Muslim Population: A Report on the Size and Distribution of the World’s Muslim Population — pewforum.org / newassets / images / reports / Muslimpopulation / Muslimpopulation.pdf (PDF). — Pew Research Center, 2009.
  3. а б в г «Mapping the Global Muslim Population: A Report on the Size and Distribution of the World’s Muslim Population» — pewforum.org / Muslim / Mapping-the-Global-Muslim-Population (6). aspx. Pew Research Center. October 7, 2009 . http://pewforum.org/Muslim/Mapping-the-Global-Muslim-Population% 286% 29.aspx — pewforum.org / Muslim / Mapping-the-Global-Muslim-Population (6). aspx . Проверено 2010-08-25 .
  4. «CIA — The World Factbook». Cia.gov . https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/pk.html . Проверено 2011-05-04 .
  5. «Violence Against Pakistani Shias Continues Unnoticed | International News» — Islamic Insights . Проверено 2011-05-04 .
  6. http://www.presstv.ir/detail.aspx?id=86937&sectionid=351020401 — www.presstv.ir/detail.aspx?id=86937&sectionid=351020401
  7. » Shia women too can initiate divorce — The Times of India, November 6, 2006. Проверено 2010-06-21.
  8. «Talaq rights proposed for Shia women» — www.dnaindia.com/india/report_talaq-rights-proposed-for-shia-women_1062327. Daily News and Analysis, www.dnaindia.com. 5 November 2006 . http://www.dnaindia.com/india/report_talaq-rights-proposed-for-shia-women_1062327 — www.dnaindia.com/india/report_talaq-rights-proposed-for-shia-women_1062327 . Проверено 2010-06-21 .
  9. Administrative Department of the President of the Republic of Azerbaijan — Presidential Library — Religion — files.preslib.az / projects / remz / pdf_en / atr_din.pdf
  10. «Shia women too can initiate divorce» — lcweb2.loc.gov/frd/cs/profiles/Afghanistan.pdf. Library of Congress Country Studies on Afghanistan. August 2008 . http://lcweb2.loc.gov/frd/cs/profiles/Afghanistan.pdf — lcweb2.loc.gov/frd/cs/profiles/Afghanistan.pdf . Проверено 2010-08-27 . «Religion: Virtually the entire population is Muslim. Between 80 and 85 percent of Muslims are Sunni and 15 to 19 percent, Shia.»
  11. Nigeria: «No Settlement With Iran Yet» — allafrica.com/stories/201011170502.html, Paul Ohia, allAfrica — This Day, 16 November 2010
  12. Hazran, Yusri. The Shiite Community in Lebanon: From Marginalization to Ascendancy, Brandeis University
  13. Hassan, Farzana. Prophecy and the Fundamentalist Quest, page 158
  14. Corstange, Daniel M. Institutions and Ethnic politics in Lebanon and Yemen, page 53
  15. Dagher, Carole H. Bring Down the Walls: Lebanon’s Post-War Challenge, page 70
  16. Growth of the world’s urban and rural population: n1920-2000, Page 81. United Nations. Dept. of Economic and Social Affairs
  17. Top 15 Countries with Highest Proportion of Shiites in the Population — www.adherents.com / largecom / com_shiite.html, 7 July 1999
  18. «The actual percentage of Kuwaiti Shiites is 40 percent» — www.arabtimesonline.com/NewsDetails/tabid/96/smid/414/ArticleID/144073/reftab/69/Default.aspx. ArabTimesOnline www.arabtimesonline.com/NewsDetails/tabid/96/smid/414/ArticleID/144073/reftab/69/Default.aspx . Проверено 2010-07-19 .
  19. » имамиты — islamicencyclopedia.narod.ru/articles/335.html «Исламский энциклопедический словарь.
  20. Идейные течения и расхождения в исламе — www.ceber.ru/?pageID=206
  21. John Malcolm Wagstaff The evolution of middle eastern landscapes: an outline to AD 1840. — Taylor & Francis, 1985. — Т. 50. — С. 205. — ISBN 0856648124, 9780856648120

    Исходный текст (Англ.)

    After several false starts and the virtual elimination of the Safavid family itself, the Safavids were able to defeat the Ak-Koynlu in 1501, take over their capital of Tabriz and dominate Azerbaijan. One of the first acts of the victor, Shah Ismail I (1501-24), was to declare the ‘Twelver’ form of Shiism to be the state religion, despite the predominance of Sunni Muslims in the newly acquired territory. A conversion campaign was launched.

  22. «Вопрос идеологии с точки зрения шиизма» стр.12 автор Мухаммад-Риза Музаффар
  23. «Основы вероучения» Макар Ширази, «Основные принципы религии для всех» Урок первый. Реза Остаде
  24. «Исмаилиты» — islamicencyclopedia.narod.ru/articles/354.html. Исламский энциклопедический словарь . http://islamicencyclopedia.narod.ru/articles/354.html — islamicencyclopedia.narod.ru/articles/354.html .
  25. а б в Гордон Ньюби Краткая энциклопедия ислама. — ФАИР-ПРЕСС, 2007. — С. 200. — ISBN 978-5-8183-1080-0
  26. Гордон Ньюби Краткая энциклопедия ислама. — ФАИР-ПРЕСС, 2007. — С. 95. — ISBN 978-5-8183-1080-0
  27. Гордон Ньюби Краткая энциклопедия ислама. — ФАИР-ПРЕСС, 2007. — С. 39. — ISBN 978-5-8183-1080-0

Литература

  • Ислам. Словарь атеиста. Москва. Издательство политической литературы. 1988. с. 249-250. (Рус.)

Источники

nado.znate.ru

шиизм — это… Что такое шиизм?

шии́зм (от араб. ши’а — партия, группа приверженцев), второе по значению и числу последователей (после суннизма) направление в исламе. Шиизм как течение возник во второй половине VII в. в Ираке среди арабских племён, поддержавших Али ибн Аби Талиба, двоюродного брата и зятя пророка Мухаммеда. Последователи Али отстаивали особое право его потомков — алидов на имамат — посредничество между Богом и людьми и духовное и политическое руководство общиной. Центром шиитской оппозиции стал город Куфа; впоследствии

шиизм распространился в Иране, где воспринял некоторые мифологические, культовые и обрядовые элементы из зороастризма, митраизма и др. В XVI в. шиизм стал государственной религией Ирана.

Считается, что сближение шиизма с персидским национализмом произошло довольно рано и одной из причин этого явилась женитьба сына Али на дочери последнего сасанидского царя. Шиитскими центрами в Иране первоначально были Кум и Сабзавар.

Шииты признают Коран божественным откровением, но считают, что одна сура — «Два светила» — и несколько стихов, в которых обоснованы особые права Али, специально не были включены в Коран, собранный при халифе Османе. Шииты признают сунну, но только в той части, которая восходит к Али и его сторонникам, свои теологические воззрения строят на особом Священном Предании — Хабар (Ахбар). Сторонники Али первых трёх халифов — Абу Бакра, Омара и Османа, омейядских и аббасидских халифов считают узурпаторами. Имам, которым может быть только алид, не избираем или назначаем людьми и является носителем «божественного света».

По вопросу о передаче права на имамат тем или иным потомкам Али и числу имамов шиизм распался на ряд направлений. Уже с VIII в. возникают «умеренные» (зейдиты, имамиты) и «крайние» (исмаилиты) течения, которые, в свою очередь, распались на более мелкие секты.

Обрядовая жизнь шиитов проходит в соответствии с общемусульманскими канонами, хотя есть в ней и некоторые специфические черты. Для шиитов характерен культ мучеников, которыми признаются все имамы; имам Хусейн (626—680), младший сын халифа Али, погибший у Кербелы близ Куфы в сражении с войсками халифа Язида, признан великомучеником и дата его гибели (10 мухаррама) отмечается всеми шиитами как день траура — «ашура» (шахсей-вахсей). Не меньшее значение шииты придают траурным дням, связанным со смертью пророка и гибелью других имамов: 28 сафара отмечается день смерти Мухаммеда, 19 рамадана — день ранения Али, 21 рамадана — день смерти Али, 1 шавваля — день смерти шестого имама Джафара ас-Садика. Особые моления происходят 20 сафара — в сороковой день смерти Хусейна, 13 джумада аль-уля — в день кончины Фатимы, дочери пророка и жены Али.

Шииты широко празднуют Ноуруз (Новый день, Новый год) весной, 22—23 марта; праздник восходит к доисламским обрядам возрождения природы.

У шиитов религиозными авторитетами являются муджтахиды, имеющие право выносить самостоятельные суждение по религиозным и правовым вопросам. Резиденциями наиболее уважаемых муджтахидов являются город Самарра (Ирак), город Кум (Иран). Шииты совершают паломничества в Эн-Наджаф (Ирак), где, предположительно, находится могила халифа Али, в Кербелу (место гибели и могилы Хусейна) и в Мешхед к гробнице имама Али ар-Ризы.

Общая численность сторонников шиизма 180 млн. человек, что составляет около 16% всех мусульман, или около 3% всего населения мира. Подавляющее большинство шиитов сосредоточено в странах Юго-Западной и Южной Азии: Иране (49 млн. человек, или 87% всего населения), Пакистане (32 млн., или 26%; по другим данным, численность шиитов в этой стране значительно меньше), Ираке (11 млн., или 59%, в основном на юге страны), Индии (около 10 млн., или 1%), Турции (8,9 млн., или 16%, главным образом курды-заза), Йемене (4,8 млн., или 38%, в основном на северо-востоке страны), Азербайджане (4 млн., или 56%), Афганистане (3,5 млн., или 21%, в подавляющем большинстве хазарейцы), Саудовской Аравии (2 млн., или 14%, преимущественно на востоке страны), Сирии (1,9 млн., или 15%, главным образом в исторических областях Латания и Джебель-Друз), Ливане (1,2 млн., или 40%, в основном на юге и востоке), Кувейте (429 тыс., или 20%), Бахрейне (330 тыс., или 64%, преимущественно в сельских районах), Объединённых Арабских Эмиратах (318 тыс., или 17%), Омане (103 тыс., или 7%, главным образом персы), Катаре (49 тыс., или 11%).

Б.-Р. Логашова

Народы и религии мира. — М.: Большая Российская энциклопедия. В. А. Тишков. Редкол.: О. Ю. Артемова, С. А. Арутюнов, А. Н. Кожановский, В. М. Макаревич (зам. гл. ред.), В. А. Попов, П. И. Пучков (зам. гл. ред.), Г. Ю. Ситнянский. 1998.

peoples_religion.academic.ru

ШИИТЫ | Энциклопедия Кругосвет

ШИИТЫ (от араб. аш-ши’а – «адепты», «приверженцы», «партия») – «те, кто держит сторону Али, зятя пророка Мухаммада». Это высказывание иранского историка 12 в. Аш-Шахристани четко указывает на то, что после смерти пророка Мухаммада возникла группа мусульман, которая считала, что власть в общине должна принадлежать только потомкам пророка (то есть детям Фатимы, его дочери, и Али, его двоюродного брата), а не выборным лицам. По мнению шиитов, право на имамат (институт верховного руководства общиной) «божественным установлением» закреплено за родом Али.

Шиизм как религиозная доктрина складывался постепенно. Считается, что он сформировался в период между смертью Хусейна (внука Мухаммада, сына Али и Фатимы) в 680 и утверждением династии Аббасидов в качестве халифов в 749–750. Но даже в Иране до конца 15 в. суннизм был преобладающим направлением. Однако именно шиизм, в котором воплотилась идея непогрешимости имама (в противовес выборному лидеру мусульманской общины), с приходом которого должно установиться царство справедливости, стал знаменем народных (преимущественно крестьянских) движений в большинстве провинций. Среди них восстание жителей Куфы против омейадского халифа Хишама (739–740), Абу Муслима (747–750), зейдитские восстания в Хиджазе в 762–763 и 786, а также в 9–10 вв. в Иране.

Внутри шиизма существуют различные течения, возникшие на базе разногласий по поводу того, кто из Алидов достоин имамата. Основные ветви шиизма: кайсаниты (исчезли в 11 в.), зейдиты, имамиты. Эти течения обычно относят к «умеренным», в отличие от исма’илитов (см. ИСМАИЛИТЫ), которых считают «крайними». Внутри этих подразделений возникали новые течения, исчезали или видоизменялись старые. Различие между «крайними» и «умеренными» появилось уже в первые столетия ислама. Имамиты обосновывают право Алидов на власть в халифате высказыванием Мухаммада (относящемуся к 628): «Кто признает меня своим господином (маула), тот должен и Али признать своим господином».

Шииты-имамиты признают 12 имамов, первым из которых был Али и его сыновья (Хасан и Хусейн) от Фатимы, дочери пророка Мухаммада. Далее линия имамов была продолжена потомками Хусейна, которые в условиях господства Аббасидов не претендовали на власть, вели пассивную и мирную жизнь. Но, опасаясь, что Алиды могут стать знаменем борьбы против них, халифы окружили их шпионами, постоянно подвергали репрессиям, из-за чего смерть каждого из Алидов считалась результатом происков правящих кругов. Это способствовало утверждению культа мученичества. Последний (12-й) имам исчез в возрасте 6 (или 9) лет не позднее 878. Возникла легенда, по которой, он не умер, а находится под покровительством Аллаха, и должен вернуться. Народные массы связывали с возвращением «скрытого имама» надежду на социальный переворот в религиозной форме.

«Скрытого имама» также называют сахиб аз-заман (властелин времени, мунтазар (ожидаемый махди-мессия)). Имам в шиизме (в отличие от суннизма) играет роль посредника между Богом и людьми. Он является носителем «божественной субстанции». Учение об имамате является краеугольным камнем шиитской догматики. Имам непогрешим, обладает сверхчеловеческими качествами, в то время как для суннитов имам-халиф (исключая Мухаммада) не может претендовать на сверхъестественные качества. Кроме того, в шиитском исламе существует иерархия религиозных деятелей, которые подчиняются аятолле. В частности,

муджтахиды (религиозные авторитеты) имеют право на высказывание мнения (иджтихад) по спорным проблемам. Коран, а также другие религиозные источники (Ахбар Али – (иначе хадисы) предания об Али, антитеза сунне Мухаммада) трактуются с эзотерических позиций, с учетом наличия захир – видимого и батин – скрытого смысла. Сам имам является обладателем тайного знания, которое включает в себя оккультные науки и все знания о мироздании.

Шиитские предания об Али (включающие также предания о Мухаммаде и о потомках Али) основаны на информации, носителями которой являются имамы. Однако есть ахбар, содержание которых идентично содержанию хадисов, принимаемых суннитами.

Сегодня к шиитам можно отнести большинство населения Ирана (80%), Ирака (60%), Ливана (30%). Имеются крупные шиитские общины в Кувейте, Бахрейне, ОАЭ (в трех государствах вместе 48%), в Саудовской Аравии (10%), в Афганистане и Пакистане (по 20%) и других странах (в том числе шииты-зейдиты – 40% населения Йемена). Сюда же следует отнести исмаилитов, часть которых признает своим главой Ага-хана, а также 15 млн. алевитов Турции, алавитов Сирии (12% населения). Общая численность шиитов в мире составляет 110 млн. человек, то есть 10% от общей численности мусульман.

Ольга Бибикова

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Знаменитые речи»

Какой римский политик каждую свою речь в сенате заканчивал словами «Карфаген должен быть разрушен»?

www.krugosvet.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *