Вертолет Boeing CH-47 Chinook (Чинук), Обзор Характеристик и Вооружения с Фото
29.04.2019
Из заявок, которые подали пять компаний по выпуску вертолетов Boeing CH-47, американские внутренние вооруженные силы отдали предпочтение варианту Boeing Vertol Model 114, как более соответствующего требованиям, предъявляемым к мобильному вертолету для фронта. Он должен быть снабжен оборудованием для полетов в разную погоду, выносить нагрузку 1814 килограмм внутри фюзеляжа или 7250 килограмм на тросе с внешней стороны, перевозить до сорока военнослужащих, обладать возможностью непосредственной загрузки в хвосте фюзеляжа, быть приспособленным для проведения эвакуации раненых и перевозки любой составляющей ракетной системы Martin Marietta Pershing. В июне 1959 году заключили первый контракт на 5 вертолетов YCH-1B. Позднее их обозначили CH-47A Chinook.
История вертолета Boeing CH-47 Chinook
Вертолет Boeing CH-47 Chinook, подобный образцу модели 107 — СН-46 в увеличенном виде, имел неубирающееся четырехопорное шасси, а с любой стороны части снизу фюзеляжа были расположены обтекаемые гондолы, поделенные по подотсекам, имеющие герметизацию.
Первая модель YHC-1B поднялась в воздух двадцать первого сентября 1961 года, к этому моменту заключили контракт серийного выпуска вертолетов СН-47А. Сперва Boeing CH-47 имели турбовальные двигатели Lycoming Т55-L-5 мощностью 1631 киловатт (две тысячи двести литров в секунду), а потом турбовальные двигатели T55-L-7 мощностью на валу 1976 (2650 литров в секунду). Поставлять вертолеты CH-47A начали в декабре 1962 года.
Обзор вертолета
С того времени выпустили не один вариант, в том числе СН-47В, имеющие турбовальные двигатели Т55-L-7C мощностью на валу две тысячи сто двадцать пять киловатт (две тысячи восемьсот пятьдесят литров в секунду), с новой конструкцией лопастей на несущем винте. Первая модель поднялась в атмосферу воздуха в октябре 1966 года, поставлять её начали 10 мая 1967 года. За ним следовала модель СН-47С, имеющая два турбовальных двигателя Т55-L-11C и мощность две тысячи семьсот девяносто шесть киловатт (3750 л.с.), усиленную трансмиссию и большую емкость баков для топлива. Первая модель такого вертолета совершила полет 14 октября 1967 года, а в начале 1968 года начали поставлять серийные машины.
Девять аппаратов, подобных модели CН-47C, построили для канадских Вооруженных сил, обозначив СН-147. Поставлять начали в сентябре 1974 года. Эту модель оборудовали последними системами безопасности и управления полетом, оптимальная масса во время взлета с земли составляла 22268 килограмм, а во время аварийного взлета с воды — 20865 килограмм. Помимо того, в кабине могли расположиться пять стрелков, в распоряжении любого был пулемет с калибром 12,7 или 7,62 миллиметров, помещенный на гибкую направляющую.
Эти совершенствованные вертолеты имели более мощные турбовальные двигатели, трансмиссию с увеличенным числом передачи и новым оборудованием электронного типа, а их конструкцию подвергли многим изменениям. На них используют вспомогательную силовую установку и тройную систему крюков для того, чтобы подвесить груз. После того, как были завершены летные испытания этих опытных моделей Американская фирма Боинг Вертол начала выполнять программы по переделке вертолетов СН-47А по стандарту СН-47D, и первый из них поставили в 1982 году. Британские внутренние силы сделали заказ на 33 вертолета, подобных варианту СН-147 Канады, обозначение его Chinook НС.Mk I. Они имеют британское оборудование и несколько специально предназначенных приспособлений. Первое устройство поставили в августе 1980 года, а в начале 1982 года осуществили поставку всех тридцати трех машин. Начиная с 1970 года вертолеты Чинук начали выпускать в Италии для заказчиков.
Видео о вертолете
Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них
С друзьями поделились:
militaryarms.ru
Чинук (вертолёт) Википедия
CH-47 Chinook | |
---|---|
CH-47D Королевских ВВС Нидерландов. | |
Тип | транспортный вертолёт-спасатель |
Разработчик | Vertol Aircraft |
Производитель | Boeing (Ридли Парк, Пенсильвания) Agusta Kawasaki |
Первый полёт | 21 сентября 1961 года[1] |
Начало эксплуатации | декабрь 1962 года |
Статус | эксплуатируется, в производстве |
Эксплуатанты | Армия США |
Годы производства | с 1962 |
Единиц произведено | 1 200+ (на 2012)[2] |
Стоимость единицы | CH-47: US$ 28,9 млн (2012)[3] |
Медиафайлы на Викискладе |
Боинг CH-47 «Чинук» (англ. Boeing CH-47 Chinook, CH — от Cargo Helicopter) — американский тяжёлый военно-транспортный вертолёт продольной схемы. Разработан на основе CH-46 и широко эксплуатируется с начала 1960-х годов. Сменил в Армии США вертолёт H-37, позже — и CH-54. Состоит на вооружении более 20 стран мира. Кроме США, производился с 1970 г. в Италии (более 200 вертолётов) и Японии (фирмой «Кавасаки» произведено 54 вертолёта[1]).
Содержание
- 1 История
- 2 Модификации
- 2.1 Военные модификации
- 2.2 Гражданские модификации
- 3 Боевое применение
- 3.1 США
- 3.2 Италия
3.3 Иран- 3.4 Фолклендская война
- 4 Прочие значимые происшествия
- 5 Эксплуатанты
- 5.1 Военные
- 5.2 Гражданские
- 6 Тактико-технические характеристики
- 7 Отражение в культуре
- 8 См. также
- 9 Примечания
- 10 Литература
- 11 Ссылки
История[ | ]
ru-wiki.ru
Boeing ch-47 Chinook: технические характеристики вертолета
Boeing CH-47 «Chinook» — американский военный транспортный вертолет. Его проект создан и воплощен в жизнь известной компанией «Boeing Vertol». Он был разработан специально для обеспечения военных нужд США.
История разработки
Боинг CH-47 «Чинук» создали на основе «Модели 114», которая представляет собой двухвинтовой вертолет. В ней изменили не только оснащение, но и определенные конструкционные элементы. Над разработкой проекта трудилась фирма «Вертол». Работы по созданию проводили в 1958 году.
В 1960 г. фирма «Боинг» купила компанию «Вертол», и объявила об их слиянии. Все права на разработку «Чинука» теперь принадлежали новой организации. Первое название самолета было YCH-1B. После проведения летных испытаний воздушное военное судно переименовали в YCH-47A.
В 1965 году первые вертолеты этой модификации поступили на службу в ВВС США. С их помощью транспортировали военных.
Интересный факт! Во время Вьетнамской войны на таких вертолетах было перевезено с полей боя около 10 000 сбитых воздушных суден различной модификации.
Доставка такого груза выполнялась посредством внешних подвесок.
За все время производства было выпущено более 1200 экземпляров этой боевой единицы. Выпуск моделей осуществлялся не только в США. Разрешение на производство получили страны Италия и Япония. Первое государство выпустило больше 200 вертолетов «Чинук», Япония — 54 модели.
Особенности и преимущества
Вертолет оснастили новой электропроводкой. Она была разработана специально согласно его потребностям. По сравнению с базовой моделью на «Чинуке» была усовершенствована несущая система, оборудованная втулками из эластомера.
Силовая установка также претерпела значительные изменения. Она представлена двигателями марки T55-GA-714A. При этом была увеличена полезная нагрузка на 226 кг. Выбор этих двигателей основан на их надежности. В условиях работы при повышенных или пониженных температурных режимах они способны развивать мощность на 25% больше. Это позволяет воздушному судну быстро преодолеть неблагоприятные климатические условия.
Интересно. В условиях повышенной работоспособности эти двигатели расходуют топлива на 5% меньше, чем при обычной эксплуатации.
В вертолете «Chinook» установили три дополнительных топливных бака. Их общая емкость составляет 3028 л. Также в оснащении была применена новая система глобального управления судном. В нее входят различные авиационные приборы и устройства, управлять которыми можно одной кнопкой. Эта система работает в комплексе с инерциальной и спутниковой навигационными системами.
Приборная доска и оборудование самолета выполнено по принципу «стеклянной кабины». Панель кабины пилота оснащена различными электронными дисплеями. Чтобы оборудованием было легко управлять, предусмотрены специальные механические указатели. На них отображается вся необходимая информация. Такое конструкционное оснащение позволяет пилотам во время боевого задания концентрировать свое внимание на более важной информации.
Примечание. «Стеклянная кабина» в значительной мере упрощает управление самолетом, и позволяет отказаться от бортинженера.
Конструкция
Вертолет Боинг CH-47 оснащен цельнометаллической полумоноковой конструкцией. У нее прямоугольное сечение с округленными углами. В фюзеляже находится кабина для экипажа. Она рассчитана на 2-х человек. С каждой стороны этой кабины монтированы аварийные двери. Их сбрасывают в случае необходимости.
В хвостовой части находится грузовой люк. Он оснащен погрузочной рампой, которая состоит их трех откидных секций. Также в нем размещены пилоны несущих винтов. Размер грузового отсека: 9,19×2,29×1,98 м. Общая площадь — 21 кв.м.
Интересно. В грузовой кабине предусмотрены дополнительные аварийные люки.
При необходимости грузовой отсек переоборудуется. В нем размещают до 24 тяжелораненых. Сопровождать их могут только 2 санитара. Если необходимо транспортировать пассажиров, в салоне устанавливают 44 кресла по схеме 2+2 с центральным проходом.
Военный вертолет может перевозить крупногабаритные грузы. Для этого в его конструкции предусмотрены специальные крюки и внешние подвески. Центральные выдерживают нагрузку до 11970 кг, передняя и задняя — до 7140 кг каждая.
Технические характеристики
Вместимость вертолета «Чинука»: 2 пилота и бортпроводник (или командир). Длина фюзеляжной конструкции — 15,87 м. Ее высота — 5,59 м. Масса пустого воздушного судна достигает 12210 кг. Вертолет взлетает при весе 24494 кг.
Максимальная скорость — 285 км/ч, крейсерская по приборам — 259 км/ч. Боевой радиус действия достигает 935 км. В оснащении воздушного судна присутствует стрелково-пушечное оружие: 2 пулемета, расположенных в дверях, 1 — на рампе.
Модификации вертолета
На базе CH-47 были разработаны такие модели боевых воздушных суден:
- ACH-47A — оснащен бронированным фюзеляжем и современным оружием.
- CH-47B — в вертолете установили усовершенствованные двигатели, оснащенные лопастями.
- CH-47C — воздушное судно с новыми силовыми установками.
- CH-47D — вертолет с улучшенными летными и техническими характеристиками.
- CH-47J — модель разработана и сконструирована специально для Сил самообороны Японии.
- CH-47F — получил новые двигатели, планер и авионику.
- CH-47SD — в вертолете установлены увеличенные топливные баки и модернизированное цифровое управление.
- C/MH-47E — многофункциональный вертолет. У него увеличена дальность полета, а также предусмотрена возможность дозаправки. Он оборудован новым вооружением.
- MH-47G — вертолет предназначен для проведения спецопераций. В нем установлена новая авионика.
- HH-47G — воздушное судно предназначено для проведения спасательных работ.
- MH-47D — вертолет может совершать дозаправку непосредственно в полете. Он предназначен для выполнения спецопераций. Конструкторы установили в нем системы десантирования.
- HC.Mk.1 и Mk.1B — оба вертолета сконструированы для ВВС Англии.
Кроме этих моделей существуют другие воздушные судна, которые сконструированы на базе «Чинука». Они предназначенны для эксплуатации на гражданских авиалиниях.
Кем эксплуатируется
CH-47 — тяжелый вертолет, предназначенный для выполнения боевых заданий. Его модели находятся на вооружении в более чем в 15-ти странах. В гражданских авиалиниях его используют Норвегия, Эквадор, КНР, Тайвань, Великобритания, США и Канада.
Новости и перспективы
Конструкторы воздушного судна постоянно вносят изменения в оснащение «Chinook». В 2014 году они провели испытания нового несущего винта. Его планировали установить на новые и уже эксплуатируемые модели. В 2018 году планировалась поставка модернизированных вертолетов этой серии Индии.
aviawiki.com
Вертолет CH-47 Chinook, описание и технические характеристики
Вертолет CH-47 Chinook
MH-47E – вертолет, произведенный в количестве 26 экземпляров, MH-47D – произведен в количестве 11 экземпляров. Включая иные модификации, произведено 1179 единиц вертолетов. Вертолеты состоят на вооружении сто шестидесятого специальная полка армии США, они широко использовались в операциях, проводимых вооруженными силами Соединенных Штатов, в том числе в Афганистане (с 2001), Ираке (с 2003). Военные потеряли, по крайней мере, один MH-47E.
Вертолеты CH-47F/MH-47G, которые являются дальнейшей модификацией MH-47E, получили усиленный фюзеляж, введена активная система гашения вибрации, новую силовую установку, состоящую из двух двигателей, Honeywell T55-GA-714A мощностью 3579 кВт. Изменения произошли в авионике, кабину с цифровым стеклом, активной системой управления разработанной компанией BAE Systems. MH-47G получил комплект авионики, который включает: систему навигации, радаров, предупреждения, в результате стали возможны длительные полеты продолжительностью до 15 часов над территорией противника в любое время суток и в любых погодных условиях.
Прототип CH-47F был создано в 2001 году, но программа была приостановлена. В 2003 году возобновилась работа по модернизации CH-47F. Первая машина этой серии совершила полет 23.10. 2006. Квалификационные испытания были завершены в августе 2007 года. До ноября 2008 года поставлено более 50 вертолетов.
Технические характеристики вертолетов CH-47 Chinook:
Характеристика
Показатель
Экипаж
CH-47F — 2-3 человека, MH-47G дополнительно 3-стрелка, 33-55 десантников
Номинальная полезная нагрузка
9526 кг
Максимальная нагрузка
12 700 кг
Вооружение
MH-47G: 2 пулемета M134, один 7,62-мм пулемет M240 калибра 7,62 мм
Оборудование
MH-47G — радиолокатор AN/APQ-174, AN/AAQ-16 FLIR, система измерения угла сноса AN/ASN-137, два GPS приемника AN/ASN-149 (V) 2, система оповещения AN/AVR-2, радиолокаторы AN/APR-39A, выпустив. Система установки помех AN/AAR-47, AN/ALQ-136 (V), AN/ALQ-162 CW. Система собирает и отображает данные с других платформ разведки, позволяющий оценить текущую ситуацию в области тактических операций. Кроме того, вертолет оснащен системой дозаправки топливом в полете. Над правой передней дверью, лебедка грузоподъемностью 270 кг.
Двигатель
CH-47F, MH-47G: 2 газотурбинных двигателя Honeywell T55-GA-714A мощностью 3579 кВт (4867 л.с.) каждый
Максимальная скорость
281 км/час
Крейсерская скорость
265 км/час
Скорость набора высоты
12,8 м/сек
Практический потолок
6100 метров
Максимальный радиус действия
370 км. Для вертолетов MH-47G — 1389 км.
Похожие статьи:
mostinfo.su
Справит ли вертолет Chinook свой столетний юбилей?
Вертолет Chinook планируется оставить на вооружении и после его столетнего юбилея, который случится в 2060 году. Посмотрим на то, каким образом компания Boeing собирается удержать этого трудягу на переднем крае эксплуатационных возможностей.
С учетом того, что вертолет CH-47 Chinook компании Boeing совершил свой первый полет в начале 60-х годов, а американская армия планирует эксплуатировать его и далее 2060 года, он вполне может стать первым в мире и даже может быть единственным «столетним» вертолетом.
Производство тяжелого транспортного вертолета Chinook продолжается и не останавливается уже более 50 лет, в авиации в этом его превзошел только транспортный самолет C-130 Hercules компании Lockheed Martin. Пережив всех своих сверстников в американской армии, он вполне может пережить и многих из тех, кто пришел после него, поскольку армия заявила о своих планах летать на этом тяжелом транспортном вертолете с продольным расположением несущих винтов «по крайней мере» до 2060-х, а возможно и далее.
На брифинге, проведенном на заводе компании Boeing в Филадельфии, директор развития программ по грузовым вертолетам Ренди Ротт объяснил причины продления жизни Chinook, а также рассказал о планах компании продлить жизнь вертолета до запланированного армией дня выхода на пенсию.
Ни один вертолет западного производства не может взять на борт столько груза, сколько может взять Chinook, и в этом качестве он, скорее всего, останется в эксплуатации еще несколько предстоящих десятилетий
«Восемнадцать стран, среди которых Соединенные Штаты, Великобритания, Япония, Канада, Италия, Австралия, Нидерланды, Испания, Греция, Южная Корея, Аргентина, ОАЭ, Египет, Таиланд, Тайвань, Турция, Ливия и Марокко, эксплуатируют сегодня вертолет Chinook, в мире летает 900 таких машин. Этот проект и его возможности продолжаются, большое количество вертолетов уже достаточно долгое время несут свою службу в этих странах», – сказал он.
Текущей приоритетной программой американской армии определено общее количество 473 вертолета Chinook. В это число входят новые модели CH-47F и модернизированные CH-47D (у которых некоторые компоненты, например втулки несущих винтов, лопасти и трансмиссии отремонтированы, а остальное все новое). Из них 319 машин были поставлены в мае 2015 года.
Министерство обороны США в настоящее время находится на заключительном этапе выполнения своего второго многолетнего контракта по варианту CH-47F, в соответствии с которым с 2013 по 2017 год должно быть изготовлено 155 вертолетов (плюс 60 опцион, из которых на данный момент 25 уже построены), включая машины для заказчиков по программе продажи военной техники за рубеж.
«Chinook одна из немногочисленных программ в наши дни, которая почти для каждого заказчика выполняется с опережением графика. Это важно, ведь заказчик, который желает получить вертолет в 2019 году, ни в коем случае не должен получить его в 2020 году», – заметил Ротт.
Великобритания является самым крупным оператором вертолетов Chinook за пределами Соединенных Штатов
Производственная линия в Филадельфии рассчитана на выпуск 60 вертолетов в год (минимально экономически оправданный объем 36 вертолетов в год); при этом обычно продолжительность цикла от выдачи контракта до поставки зарубежным заказчикам составляет 36 месяцев, хотя для американской армии она может составлять всего 24 месяца, так как государство выдает заказы на изделия с длительным сроком изготовления заранее. По словам Ротта, компания Boeing имеет достаточно заказов на данное время на производство новейшего варианта CH-47F/MH-47G Chinook, которое будет идти до 2019 года.
«После 2019 года мы, скорее всего, должны будем заново оценить объемы производства, чтобы понять какое количество будет хотя бы не убыточным, но американская армия пошла на рекорд, заявив о своем намерении эксплуатировать Chinook до 2060-х годов. Это связано с тем, что нет другого такого воздушного судна, которое может (или планирует) обеспечить эти возможности».
Если американская армия планирует эксплуатировать свои вертолеты Chinook до 2060-х годов, то она должна провести за этот период несколько дополнительных усовершенствований для того, чтобы продолжить летать на них. Со времени полета первого вертолета CH-47A в 1962 году максимальная полная масса Chinook выросла с 15000 до 23000 кг, продемонстрировав приличный рост возможностей с течением времени.
Производственная линия Chinook в Филадельфии будет выпускать вертолеты в новейшем варианте CH-47F/MH-47G до 2019 года
Что касается доработок варианта CH-47D, которые превращают его в модель CH-47F, то самыми заметными здесь являются «стеклянная» кабина пилотов и цифровая автоматическая система управления полетом DAFCS (digital automatic flight control system). «С эксплуатационной точки зрения DAFCS стала самым значительным усовершенствованием CH-47F, об этом говорят отзывы пользователей, которые мы получаем. Это переворачивает ваши представления о том, что может делать вертолет – это в основе своей контроль устойчивости. Вы может покинуть вертолет после зависания, погулять и он просто будет стоять на месте», – сказал Ротт.
Система погрузки-выгрузки грузов COOLS вертолета Chinook
Еще одно усовершенствование самолета CH-47F заключается в установке системы погрузки-выгрузки грузов COOLS (Cargo On and Off Loading System) в грузовом отсеке, которая заменила систему обработки грузов HICHS (Helicopter Internal Cargo Handling System). В системе HICHS использовались металлические ролики на полу для передвижения поддонов, что означало сложности в конфигурировании вертолета для других задач. В системе COOLS используется двухсторонние переворачивающиеся блоки, они с одной стороны плоские, а с другой имеют ролики (подобная система используется в транспортном самолете Boeing C-17 Globemaster III). Это не только позволяет легко конфигурировать воздушное судно под разные задачи, но и оставлять под системой баллистическую защиту, которую раньше приходилось снимать.
Вертолет Chinook британских ВВС демонстрирует свою грузоподъемность, поднимая в воздух вертолет Sea King, который сломался на Северо-Шотландском нагорье
На вертолете Chinook по бортам установлены опциональные топливные баки (на фото). Хотя они увеличивают дальность и продолжительность полета, но влияют на скос потока воздуха вниз по фюзеляжу, что может повлиять на имеющуюся грузоподъемность
Эволюционное обновление
Что касается краткосрочных усовершенствований вертолета CH-47F, то американская армия находится на данный момент в процессе составления повариантного анализа возможной модернизации Block 2. «Это будет эволюционный процесс, основывающийся на том, что было сделано до этого с целью получения повышенных возможностей, без необходимости заново изобретать колесо и что более важно без необходимости платит за это опять», – сказал Ротт, добавив, что «ни одна из предлагаемых возможностей не связана с высокорискованными технологиями».
Хотя модернизация Block 2 до сих пор уточняется, но она, по всей видимости, будет включать продвинутую лопасть несущего винта ACRB (Advanced Chinook Rotor Blade). ACRB пока находится в разработке; это не плоская лопасть, она отличается геометрией и новым асимметричным аэродинамическим профиль с целью повышения подъемной силы примерно на 900 кг на лопасть (5400 кг на вертолет).
Принципы проектирования заключались в том, что для упрощения модернизации первые 45 сантиметров лопасти, где она крепится к втулке, должны быть идентичны старой лопасти (ACRB изготавливается из таких же материалов, что и старая лопасть). «ACRB в настоящее время уже прошла стадию презентаций и масштабных моделей, по графику она будет готова к установке на машины примерно до 2019 года, – сообщил Ротт. – Проект финансируется компанией Boeing и американской армией, и мы ожидаем, что она станет частью не только новых вертолетов Chinook, но и существующих платформ, проходящих модернизацию». Хотя лопасть ACRB предназначена упростить процесс модернизации, но потребуется определенная доработка программного обеспечения систем управления полетом вертолета.
В августе 2015 года американская армия объявила о том, что она рассчитывает возобновить производство Chinook MH-47G для специальных задач в обновленной конфигурации Block 2. Командование специальных операций сухопутных войск США (USASOC) в настоящее время развертывает 61 модернизированный вертолет MH-47G Block 1 (62 поставлены: 35 CH-47D, девять MH-47D и 18 MH-47E; один был потерян в Афганистане) и восемь новых моделей MH-47G.
Вертолет Chinook в варианте HC.6 британских ВВС
Производство последних восьми вертолетов MH-47G Block 1 в настоящее время завершено, но Директорат интеграции авиационных систем американской армии предлагает возобновить их производство с целью поставки неназываемого числа новых вертолетов Block 2 для замены некоторых или всех модернизированных до конфигурации Block 1 платформ.
Ожидается, что машины модернизации Block 2 поступят на вооружение американской армии в начале 2020-х годов, хотя это будет зависеть от государственного финансирования и других факторов. После этого, ранее выпущенные вертолеты Chinook Block 1, скорее всего, будут модернизированы до конфигурации Block 2 с тем, чтобы иметь все машины одного стандарта.
Помимо Block 2 компания планирует до запланированной армией даты снятия с вооружения вертолетов Chinook провести еще одну или даже две модернизации типа Block нынешних моделей CH-47F/MH-47G, либо дав им приставку Block 3, либо обозначение CH-47H. «Если Block 2 начнет сходить с производственной линии в начале 2020-х, а вы должны построить 500 машин, то их изготовление будет идти примерно до 2035 года. Что произойдет с Chinook, зависит от того, где будет на тот момент программа по перспективному тяжелому транспортному вертолету FVL [Future Vertical-Lift], но в случае если это будет начальный этап разработки, то вы можете переходить к Block 3», – сказал Ротт.
«Мы уже конечно уже размышляем над этим, но все зависит от того, чего вы хотите добиться, большей скорости, дальности, грузоподъемности, размера грузовой кабины, живучести или всего и сразу?»
Одна конструктивная особенность, которая отличает Chinook от любого летающего сегодня вертолета (за исключением еще одной модели Boeing-Vertol 107) – это его конфигурация с продольным расположением несущих винтов. Эта особенность позволяет получить превосходную подъемную силу и скорость, она будет лежать в основе любой будущей программы модернизации Block 3 или CH-47H.
«Продольная схема стала воплощением идеи конструктора вертолетов Фрэнка Пьясеки. В пределах относительно небольшой площади проекции двух несущих винтов у вас имеется вся необходимая для подъема тяга, в тоже время для вертолета традиционной схемы с одним несущим винтом необходим хвостовой винт для противодействия реактивному моменту, – пояснил Ротт. – Наряду с увеличением подъемной силы продольная схема с высоко поднятым задним пилоном несущего винта позволяет грузовикам сразу заезжать на аппарель для загрузки, что невозможно для традиционных вертолетов. Пилот также не в такой степени волнуется о силе ветра и наклонных площадках для посадки, кроме того, вертолет более безопасен для наземного персонала. Вертолет Chinook может также подниматься на большие высоты с более тяжелым грузом. Это поразительные возможности и для меня удивительно, почему проект вертолета с подобной схемой реально не был реализован в других странах».
В то время как многие современные стандартные вертолеты с целью повышения скорости и аэродинамической подъемной силы перешли от несущих винтов с двумя или тремя лопастями к несущим винтам с четырьмя или пятью лопастями, Chinook остановился на своей конфигурации из двух несущих винтов по три лопасти. Ротт пояснил: «Шесть лопастей двух несущих винтов с учетом их нынешней длины и ширины создают превосходную подъемную силу».
«Прототип Chinook 347, выставленный в Форт Раккере в Алабаме, был экспериментальной платформой, он имел винты с четырьмя лопастями плюс крылья. Во время тестовых полетов в 1965 году проверялась возможность получения дополнительной скорости и подъемной силы. Одна из проблем конфигурации с четырьмя лопастями заключается в том, что вы теряете в надежности, когда лопасти перекрываются при вращении, и поэтому вам необходимо либо удлинять фюзеляж, чтобы исключить их перекрытие, либо укорачивать лопасти. Но при этом, подобную схему нельзя исключить в будущем».
Замена двигателя
По словам господина Ротта, компания Boeing начала исследования с целью замены сдвоенных газотурбинных двигателей Honeywell T55 новой и более мощной силовой установкой, хотя это требование пока не определено.
«Мы очень много размышляли по поводу новых двигателей, но пока нет движения в этом направлении. Конечно, если вы собрались летать до 2060 года, да еще хотите установить четыре лопасти, это почти точно определяет потребность в новом двигателе, но мы пока размышляем. Нынешний двигатель фантастичен и точно подходит для всех задач, выполняемых вертолетом сегодня, но если вы задумываетесь об увеличении грузоподъемности в будущем, то вам необходим больший двигатель, скорее всего, уже где-то в 2020-х. Более прочная трансмиссия и силовая передача является одним из компонентов модернизации Block 2, после чего можно говорить об установке более мощного двигателя».
Наряду с повышением грузоподъемности вертолета Chinook компания Boeing также рассматривала возможность увеличения сечения основной кабины для транспортировки всё увеличивающихся в размерах военных грузов. Впрочем, как и при любой другой доработке, это косвенно влияет на другие характеристики вертолета.
«Для того чтобы входили военные грузы больших размеров, было задумано увеличение поперечного сечения корпуса. Но сразу возникает проблема с транспортировкой вертолета Chinook в транспортном самолете C-17, в этом случае необходимо соответственно расширять его грузовой отсек. Еще одна проблема заключается в скосе потока воздуха при обтекании фюзеляжа во время зависания вертолета, поскольку более широкий фюзеляж уменьшает подъемную силу», – заметил Ротт.
Также существует проблема с «располневшими» вариантами Chinook. Конечно, увеличенные в объеме топливные баки позволяют иметь больше топлива, но недостаток здесь заключается опять же в скосе воздушного потока и большей массе, которую нужно поднять в воздух. «Мы будет предлагать заказчикам увеличенные топливные баки только по их запросу, а не в качестве базового варианта».
Выгрузка вертолета Chinook из транспортного самолета C-17
В общем и целом, все размышления компании Boeing о возможных усовершенствованиях существующего вертолета Chinook заключаются в том, какие перспективные технологии могут быть доступны и сколько они при этом могут стоить. «Мы не хотим предлагать то, что не может позволить себе армия, в тоже время мы хотим, чтобы армия получала вещи, которые ей вполне по плечу. Все дело – в искусстве возможного», – заключил Ротт.
Оставаясь на вооружении уже более 50 лет, Chinook, скорее всего, останется в эксплуатации еще 50 лет, что сделает его первым в мире «столетним» вертолетом
Технические характеристики транспортного вертолета Chinook:
Диаметр лопастей: 18,29 м
Длина с вращающимися винтами: 30,14 м
Длина фюзеляжа: 15,46 м
Высота: 5,68 м
Ширина фюзеляжа: 3,78 м
Максимальная скорость: 302 км/ч
Круизная скорость: 291 км/ч
Дальность полета: 370 км
Практический потолок: 6000 м
Максимальная общая масса: 22680 кг
Полезная грузоподъемность: 10886 кг
Перспективы
Из всех типов вертолетов, находящихся на вооружении американской армии, Chinook меньшего всего задели недавно объявленные планы реструктуризации, согласно которым вертолеты Bell OH-58 Kiowa выводятся из эксплуатации, Boeing AH-64 Apache передаются из Национальной гвардии в действующую армию, а часть армейских машин Sikorsky UH-60 Black Hawk передаются Национальной гвардии. Это означает, что американская армия точно знает, что она имеет и чего она хочет от своих вертолетов Chinook.
Кроме Соединенных Штатов вертолет Chinook был продан в 17 стран. Все операторы за исключением Аргентины (по финансовым причинам) до сих пор эксплуатируют эти вертолеты.
Что касается дальнейших потенциальных краткосрочных и среднесрочных потребностей в тяжелых транспортных вертолетах Chinook, то по прогнозам специалистов портфель текущих или новых заказов до 2024 года может составить 915 машин при общей стоимости 42 миллиарда долларов.
/Alex Alexeev, topwar.ru/
army-news.ru
Чинук (вертолёт) Википедия
Боинг CH-47 «Чинук» (англ. Boeing CH-47 Chinook, CH — от Cargo Helicopter) — американский тяжёлый военно-транспортный вертолёт продольной схемы. Разработан на основе CH-46 и широко эксплуатируется с начала 1960-х годов. Сменил в Армии США вертолёт H-37, позже — и CH-54. Состоит на вооружении более 20 стран мира. Кроме США, производился с 1970 г. в Италии (более 200 вертолётов) и Японии (фирмой «Кавасаки» произведено 54 вертолёта[1]).
История
YHC-1B Chinook на стадии разработки[4]Модификации
Военные модификации
- СН-47А: базовый вариант.
- ACH-47A (Armored CH-47A): «ганшип», вариант с усиленным бронированием и вооружением.
- СН-47В: модификация с новыми двигателями и лопастями.
- СН-47С: модификация с новыми двигателями.
- CH-47D: модификация с целью увеличения ресурса, грузоподъёмности и иных характеристик. С 1993 года начата программа продления срока эксплуатации имеющихся CH-47D дополнительно на шесть лет[5]
- СН-47D International Chinook (Model 414—100): первая экспортная модификация CH-47D
- НС.Мк.1 и Мк.1В: вариант СН-47 для ВВС Англии
- MH-47D: вариант для спецопераций с возможностью дозаправки в полёте, системой десантирования путём спуска на тросе со спускового устройства роликового типа и другими обновлениями. Шесть вертолётов MH-47D преобразованы из CH-47A, шесть — из CH-47C[6].
- С/МН-47Е: многоцелевой вариант с увеличенной дальностью и дозаправкой в полёте, вооружением и новым оборудованием.
- CH-47F: развитие CH-47D с новыми двигателями, авионикой и планером.
- MH-47G: вариант для спецопераций на базе MH-47E с новой авионикой.
- HH-47: спасательная модификация MH-47G.
- СН-47J: вариант для Сил самообороны Японии.
- CH-47SD (Супер D): дальнейшая модернизация CH-47D, увеличенные топливные баки, улучшенное цифровое управление[7]
Гражданские модификации
- Model 234LR (Long Range)
- Model 234ER (Extended Range)
- Model MLR (Multipurpose Long Range)
- Model 234UT (Utility Transport)
- Model 414
Боевое применение
Сбитый американский CH-47 во время войны во Вьетнаме Американские CH-47 в Афганистане. 2008 год.США
За время войны во Вьетнаме зарекомендовал себя наилучшим образом[8][9]. Помимо транспортного назначения, применялся как постановщик дымовых завес, распылитель аэрозолей, эвакуатор подбитой и брошенной авиатехники. Также прошли войсковые испытания 4 единицы «летающей артиллерии» ACH-47A[9]
Всего США использовались 550 вертолётов CH-47A, совершено 2,6 млн вертолёто-вылетов с налётом 1182 тыс. часов, из которых 996 тыс. часов в боевых условиях, перевезено около 8,5 млн человек и 4,5 млн.т грузов, эвакуировано более тысячи летательных аппаратов общей стоимостью ~3 миллиарда долларов[8]. Также, при эвакуации вьетнамских беженцев, был зарегистрирован своеобразный рекорд в перевозке живой силы: 147 человек с вещами[9].
70 таких вертолётов, начиная с 1972 года. получил Южный Вьетнам[10].
В ходе всей вьетнамской войны только лишь США, по разным данным, потеряли от 170 до 200 CH-47 (из них 136 из состава армии США)[8][11] Потери «Чинуков» Южного Вьетнама неизвестны. 36 «Чинуков» северовьетнамцы захватили в качестве трофеев[12].
За первые два года войны в Ираке боевые потери составили 14 вертолётов «Чинук», количество потерянных до 2011 года неизвестно[13].
В афганской войне американцы опять столкнулись с угрозой РПГ-7, из-за которых они понесли тяжелейшие потери. 28 июня 2005 года афганские моджахеды из РПГ-7 сбили «Чинук», все 16 американских солдат погибли. 6 августа 2011 года талибы из РПГ-7 сбили в провинции Вардак ещё один «Чинук», погибло 30 американских и 8 афганских солдат. Это была самая крупная единовременная потеря американских войск в Афганистане на тот момент[14].
25 июля 2012 года талибы из ПЗРК «Стингер», поставленного американцами ещё против советских вертолётов, подбили американский вертолёт CH-47 «Чинук».
Италия
Применяет «Чинуки» в ходе войны в Афганистане и Ираке. 5 января 2014 года итальянский CH-47 получил повреждения от огня с земли в 30 км от города Шинданд[15].
Иран
В 1972—1976 годах в Иран было поставлено 70 вертолётов CH-47C.
Иран использовал «Чинуки» во время Ирано-Иракской войны. Не менее семи — восьми CH-47 было сбито иракскими истребителями, два было угнано в Ирак и несколько разбилось. Ещё один был брошен и захвачен пытаясь уйти от вертолётов Ми-25[16][17][18][19].
Зачастую потери «Чинуков» приводили к значительным жертвам иранской пехоты. Например, во время операции «Хайбер» иранский CH-47 был сбит иракским МиГом, погибли все 33 десантника и весь экипаж[18].
Фолклендская война
Применялись Аргентиной (2 CH-47C, 2 CH-47) и Великобританией (4 HC.Mk1) в войне за Фолклендские острова. Три британских Chinook HC.Mk1 были уничтожены, когда перевозящий их корабль был потоплен ракетами аргентинского самолёта «Супер Этандар», таким образом почти всю войну действия британского соединения обеспечивал единственный HC.Mk1 серийный ZA718, код — Bravo November[en]. Экипаж выполнял до 15 вылетов в сутки, за 3 недели налетал 109 лётных часов, перевёз 2150 человек и более 550 тонн вооружения и боеприпасов[20]. Один аргентинский CH-47 был уничтожен на земле британским «Харриером», ещё один был захвачен[21][22].
Прочие значимые происшествия
- Инцидент с иранскими «Чинуками» (1978)
- 11 сентября 1982 года на авиашоу в Мангейме (Германия) разбился американский CH-47C (серийный номер 74-22292), несущий парашютистов. Погибли 46 человек. Причиной стала блокировка смазки подшипников трансмиссии из-за накопления измельчённой скорлупы грецкого ореха, использовавшейся для чистки механизмов[23].
- 6 ноября 1986 года британский «Чинук» компании British International Helicopters[en], возвращаясь с платформы месторождения Брент в Северном море, после взрыва рухнул в море в четырёх километрах к востоку от аэропорта Самборо. 45 человек погибло, двое были спасены вертолётом береговой охраны[24].
- 30 марта 1987 года CH-47C ливийских ВВС был угнан в Египет[25].
- В 1988 году CH-47 американской армии участвовал в эвакуации вертолёта Ми-24, брошенного ливийской армией в пустыне во время войны в Чаде. С вертолётом на внешней подвеске «Чинук» ночью в условиях песчаной бури преодолел расстояние в 900 км с одной дозаправкой в воздухе[26].
- 2 июня 1994 года по невыясненной причине «Чинук» Королевских ВВС Великобритании врезался в склон мыса Малл-оф-Кинтайр. Погибли все 4 члена экипажа и 25 пассажиров, сотрудников MI5.
- 29 мая 2001 года «Чинук» южнокорейской армии при установке скульптуры на Олимпийском мосту[en] в Сеуле задел её несущим винтом. Фюзеляж разломился, одна часть упала в реку, вторая — на мост и загорелась. Все три члена экипажа погибли[27][28].
- 11 сентября 2004 года «Чинук», принадлежавший греческой армии, потерпел крушение в северной части Эгейского моря. Погибло 17 человек.
Эксплуатанты
Военные
Страны-пользователи вертолёта CH-47 Chinook Трофейный южновьетнамский CH-47 в музее Вьетнама- Вьетнам
- Греция — 9 CH-47D и 6 CH-47SD, по состоянию на 2016 год[33]
- Голландия — 11 CH-47D и 6 CH-47F, по состоянию на 2016 год[34] Дополнительно, в 2015 г. заказано 14 CH-47F,первая партия должна поступить в 2019 г.[35]
- Египет — 16 CH-47D и 3 CH-47C, по состоянию на 2016 год[36]
- Индия — 5 единиц CH-47F(I) по состоянию на февраль 2019 года, всего заказано 15 единиц[37]
- Иран — 20 CH-47C и более 2-х CH-47, по состоянию на 2016 год[38]
- Испания — 17 CH-47D, по состоянию на 2016 год[39]
- Италия — 13 CH-47C и 13 CH-47F, по состоянию на 2016 год[40] Всего заказано 16 CH-47F по контракту 2009 г.[41]
- Канада — 15 CH-47F, по состоянию на 2016 год[42]
- Ливия — 2 CH-47C, по состоянию на 2016 год[43]
- Марокко — 10 CH-47D, по состоянию на 2016 год[44]
- ОАЭ — 22 CH-47F, по состоянию на 2016 год[45]
- Сингапур — 10 CH-47SD и 6 CH-47D, по состоянию на 2016 год[46]
- США — 325 CH-47F, 75 CH-47D и 68 MH-47G, по состоянию на 2016 год[47]
- Таиланд — 5 CH-47D, по состоянию на 2016 год[48]
- Тайвань — 8 CH-47SD, по состоянию на 2016 год[49]
- Турция — в 2011г заказано 6 единиц CH-47F, первые поставки должны начаться в 2016г[50]
- Южная Корея — 31 CH-47D, 6 MH-47E и 5 HH-47D, по состоянию на 2016 год[51]
- Япония — 27 CH-47D (CH-47J), 30 CH-47JA и 15 CH-47, по состоянию на 2016 год[52]
Гражданские
Тактико-технические характеристики
Британский CH-47 перевозит катер с морскими пехотинцами на ученияхПриведённые характеристики соответствуют модификации MH-47E. Источник данных: Jane’s [53].
- Технические характеристики
- Лётные характеристики
- Вооружение
- Стрелково-пушечное: 3 × 7,62 мм пулемёта (2 в дверях и 1 на рампе)
Габариты грузовой кабины
- Длина: 9,19 м
- Ширина: 2,51 м
- Высота: 1,98 м
- Площадь пола: 21,0 м²
- Полезный объём: 41,7 м³
Отражение в культуре
CH-47 эвакуирует ливийский Ми-24, Чад, 1988- «Чинук» появляется в компьютерных играх ArmA 2: Operation Arrowhead, Arma 3, Battlefield Vietnam, Operation Flashpoint, Call of Duty: Black Ops, Command & Conquer: Generals — Zero Hour, Joint Operations: Typhoon Rising, DCS: Ка-50 Чёрная акула, Lock On: Горячие скалы 2, Command & Conquer: Renegade, Medal of Honor, Warface, GTA V,Rust, Wargame: Red Dragon и Wargame: Airland Battle.
См. также
Примечания
- ↑ 1 2 Jane’s, 2004.
- ↑ Boeing Marks 50 Years of Delivering Chinook Helicopters (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 11 июня 2016. Архивировано 29 октября 2017 года.
- ↑ «United States Department of Defense Fiscal Year 2012 Budget Request: Program Acquisition Costs by Weapon System» Архивировано 21 января 2012 года., p. 1-13. Office of the Under Secretary of Defense (Comptroller)/CFO. February 2011.
- ↑ New Transport Helicopter. // Military Review. — October 1959. — Vol. 39 — No. 7 — P. 79.
- ↑ HELICOPTERS: Chinooks may serve an extra six years. // Strategic Digest. — July 1993. — Vol. 23 — No. 7 — P. 1171 — ISSN 0970-017X.
- ↑ Boeing MH-47D Model Chinook Helicopters (англ.)
- ↑ Boeing Launches New «Super D» Chinook — Mar 5, 1998
- ↑ 1 2 3 Boeing Vertol CH-47 Chinook
- ↑ 1 2 3 Мировая авиация, выпуск 127, 2011 г. «H-47 Chinook.Служба во Вьетнаме»
- ↑ South Viet Nam Air Force — VNAF — Aircraft Deliveries
- ↑ Boeing Helicopters CH-47 Chinook. Дэвид Андертон и Джей Миллер. Aerofax, Inc, 1989. стр.8
- ↑ «Still, the official figures suggest the magnitude „Made in USA“ arsenal in Vietnamese hands (in addition to Hanoi’s Soviet and Chinese-supplied arms): 51 F-5A jet fighters, 22 F-5E jet fighters-bombers, 113 A-37 twin engine jet light-atack bombers, 36 A-1 propeller-driven attack fighters (Skyraiders), 40 C-119 propeller troop transports, 10 C-130A turboprop transports, 36 C-47 propeller transports (used as gunships, etc.), 159 O-1 and O-2 observation aircraft, 430 Huey light helicopters, 36 CH-47 heavy transport helicopters, 80 sel-propelled 175-mm. artillery guns, 250 150-mm. „Long Tom“ howitzers, 1000 105-mm. howitzers, 2,200 M-113 armored personnel carriers, 300 M-48/A3 tanks, 42,000 trucks, 47,000 M-79 grenade launchers, 63,000 light anti-tanks weapons, 15,000 M60 machine guns, 12,000 60-mm., 81-mm., and 90-mm. mortars, 791,000 M16 rifles, 857,000 rifles of other types, 90,000 .45-caliber pistols, 48,000 radios, 940 naval ships and craft (mostly landing ships), 130,000 tons of ammunition. The War We Left Behind.» Tad Sculz. New York Magazine. January 16, 1978. P.30-32.
- ↑ SABER RPG Report August 2008
- ↑ Афганистан: гибель «Чинука» и перспективы военной кампании // «Голос Америки»](10 августа 2011)
- ↑ Losses & Ejections 2014 (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 25 июня 2014. Архивировано 22 июня 2017 года.
- ↑ Asad of Syria: The Struggle for the Middle East (1990). Patrick Seale, Maureen McConville. University of California Press. стр.88
- ↑ Iraqi Air-to-Air Victories since 1967
- ↑ 1 2 Потери ВВС Ирана
- ↑ Second death of IraF
- ↑ Мировая авиация, выпуск 123, 2011 г. «Boeng H-47 Chinook. Фолкленды.»
- ↑ British aircraft lost
- ↑ Argentine aircraft lost
- ↑ Air crash disaster at Mannheim Germany on 9/11/82 (англ.)
- ↑ Boeing CH-47 Chinook (англ.)
- ↑ Three Libyans seek asylum third defection in 5 months
- ↑ Special Warfare. The Professional Bulletin of the John F. Kennedy Special Warfare Center and School. Vol. 14, № 3, p. 10.
- ↑ S. Korean Helicopter Crashes Into Bridge, 3 Killed (англ.) // People’s Daily (30 мая 2001)
- ↑ Crew killed as Korean helicopter hits sculpture (англ.) // The Telegraph (30 мая 2001)
- ↑ 1 2 Boeing H-47 Chinook. Эксплуатанты // Мировая авиация : журнал. — 2011. — № 131. — С. 14. — ISSN 2071-1131.
- ↑ The Military Balance 2016,p.233
- ↑ The Military Balance 2016,p.153
- ↑ The Military Balance 2016,p.162
- ↑ The Military Balance 2016,p.104
- ↑ The Military Balance 2016,p.123
- ↑ The Military Balance 2016,p.160
- ↑ The Military Balance 2016,p.326
- ↑ ЦАМТО / Главное / ВВС Индии приняли на вооружение первые вертолеты CH-47F(I) «Чинук» (неопр.). www.armstrade.org. Дата обращения 26 марта 2019.
- ↑ The Military Balance 2016,p.328,330
- ↑ The Military Balance 2016,p.140
- ↑ The Military Balance 2016,p.111
- ↑ The Military Balance 2016,p.159
- ↑ The Military Balance 2016,p.302
- ↑ The Military Balance 2016,p.343
- ↑ The Military Balance 2016,p.346
- ↑ The Military Balance 2016,p.359
- ↑ The Military Balance 2016,p.288
- ↑ The Military Balance 2016,p.41
- ↑ The Military Balance 2016,p.293
- ↑ The Military Balance 2016,p.291
- ↑ The Military Balance 2016,p.161
- ↑ The Military Balance 2016,p.268,269
- ↑ The Military Balance 2016,p.261,263
- ↑ Jane’s All The World’s Aircraft 2004-2005 / Paul Jackson. — Jane’s Information Group, 2004. — P. 591—594. — 860 p. — ISBN 0-7106-2614-2.
Литература
- Роман В. «Чинук» — «летающий вагон» (рус.) // Крылья Родины. — М., 1994. — № 10. — С. 17—21. — ISSN 0130-2701.
- Роман В., Котлобовский А. «Чинук» — «летающий вагон» (рус.) // Крылья Родины. — М., 1995. — № 1. — С. 18—19. — ISSN 0130-2701.
- Jane’s All The World’s Aircraft 2004-2005 / Jackson, Paul. — Jane’s Information Group, 2004. — P. 591—594. — 860 p. — ISBN 0-7106-2614-2.
Ссылки
wikiredia.ru
Программа модернизации вертолетов Боинг СН-47 «Чинук» — Вооружение — ВВС (Военно-воздушные силы) — Top secret
HTML clipboardПрограмма модернизации вертолетов Боинг СН-47 «Чинук»
Первый вертолет СН-47 «Чинук», спроектированный под руководством Франка Пясецкого, армия США получила в 1962 г. На протяжении десятилетий вертолет постоянно модернизировался. Как ожидается, вертолеты Боинг СН-47 «Чинук» останутся на вооружении авиации армии США, как минимум, до 2040 г.
В настоящее время в подразделениях авиации армии США эксплуатируются вертолеты СН-47 в двух основных модификациях — транспортный вариант CH-47D (вертолеты модификаций СН-47А/В/С были модернизировали до уровня CH-47D в 1982— 1994 гг.) и вертолет Сил специальных операций МН-47. Часть вертолетов МН-47 доработали по опыту боевых действий в Ираке и Афганистане. Текущая программа ICH (Improved Cargo Helicopter, усовершенствованный транспортный вертолет) предусматривает модернизацию всего парка вертолетов «Чинук» авиации армии США в варианты CH-47F и MH-47G. Приоритет отдается модернизации вертолетов для Сил специальных операций. Частично доработки, внедренные на вертолеты MH-47G, будут реализованы на вертолетах CH-47F авиации армии США. Финансирование программы вертолета MH-47G ведется Силами специальных операций, Силы специальных операций на 15% также финансируют программу вертолета CH-47F.
ВВС США в ноябре 2006 г. выбрали вертолет НН-47 «Чинук» в качестве перспективного боевого поисково-спасательного вертолета, предназначенного для замены вертолетов Сикорский HH-60G «Пэйв Хок», однако под давлением Государственного комитета по закупкам (Government Accountability Office, GAO) и конкурирующих с фирмой Боинг вертолетостроительных фирм США, командование ВВС было вынуждено полностью пересмотреть итоги конкурса программы перспективного боевого поисково-спасательного вертолета CSAR-X. Тем не менее, победителем фактического нового конкурса на вертолет CSAR-X вновь был объявлен вертолет Боинг НН-47 «Чинук».
Вертолет Боинг СН-47 «Чинук» по-прежнему сохраняет значительный экспортный потенциал. В ноябре 2006 г. Нидерланды заказали шесть новых вертолетов CH-47F, а состоящие на вооружении ВВС Голландии вертолеты CH-47D намечено модернизировать в вариант CH-47F. В портфеле фирмы Боинг имеется также ряд других экспортных заказов на вертолеты «Чинук», что позволит загрузить производственные мощности по сборке вертолетов на протяжении, как минимум, еще несколько лет.
Вертолеты Боинг МН-47 состоят на вооружении 160-го авиационного полка Сил специальных операций. Подразделения полка принимали участие в боевых действиях в Афганистане с первых дней операции «Enduring Freedom». За первые шесть месяцев операции вертолеты МН-47 выполнили порядка 200 боевых вылетов, в том числе более 70 — для доставки и эвакуации подразделений спецназа. Вертолеты МН-47 «Чинук» эффективно работали в условиях высокогорья. Вертолеты «Чинук» летали на высотах до 5000 м над уровнем моря, боеготовность парка вертолетов в среднем составляла 85%.
Свои высокие летно-тактические характеристики вертолеты СН/МН-47 «Чинук» подтвердили в ходе боевых действий в Ираке. В Ираке принимало участие большое количество вертолетов «Чинук» из подразделений резерва и авиации Национальной Гвардии. Так, в 2003 г. в Ирак перебросили роту «G» 140-го авиационного полка Национальной Гвардии штата Калифорния. На вооружении роты состояло восемь вертолетов «Чинук». Все члены экипажей вертолетов обладали большим опытом, в частности в роте имелся 59-летний ветеран, летавший на вертолетах «Чинук» еще во Вьетнаме.
В авиации армии США ощущается нехватка вертолетов «Чинук». Из примерно 430 вертолетов данного типа, состоящих на вооружении, к ведению боевых действий пригодно лишь 320 машин, включая 38 вертолетов, которые в 2003—2006 гг. находились в Ираке и 28 вертолетов — в Афганистане; 110 вертолетов «Чинук» находятся в ремонте или используется для тренировочных полетов. К марту 2006 г. в Ираке вертолеты «Чинук» в сумме налетали 52000 ч, в Афганистане — 37000 ч. Налет вертолетов в Ираке в пять раз превышает налет, обычный для мирного времени. Средний ежемесячный налет на один вертолет «Чинук» в Ираке составляет 36,5 ч, в Афганистане — 43 ч. Средняя боеготовность парка вертолетов «Чинук» в Афганистане и Ираке — 74 —85%. В 2007 г. количество вертолетов «Чинук» авиации армии США в Ираке было увеличено.
Опыт боевых действий в Ираке и Афганистане выявил необходимость модернизации вертолетов МН-47 и СН-47. В первую очередь вертолеты прошли доработку под установку комплектов модульной керамической брони BAPS (Ballistic Aircraft Protection System). Все развернутые в Ираке и Афганистане вертолеты «Чинук» получили системы предупреждения о пуске ракет и системы автоматического отстрела ИК ловушек. В ближайшей перспективе вертолеты «Чинук» будут оборудованы перспективными активными системами постановки ИК помех фирмы ВАЕ Системз. На соплах двигателей вертолетов СН-47 были смонтированы устройства снижения теплового излучения IES-47, которыми ранее оснащались только вертолеты МН-47. На многие вертолеты Сн-47 установили оборонительное вооружение, изначально — пулеметы М-60 калибра 7,62 мм, позже — пулеметы М-240Н калибра 5,56 мм. Лопасти несущих винтов стали покрывать специальным составом, снижающим эрозию от песка. Все вертолеты «Чинук», побывавшие в Ираке и Афганистане, в обязательном порядке проходят технический осмотр и ремонт на заводе фирмы Боинг в Ридли-Пэрк, шт. Пенсильвания. Осмотр и ремонт одного вертолета занимают порядка 150 дней. Ротацию в Ирак и Афганистан прошло порядка 65 вертолетов СН-47.
Программа модернизации ICH вертолетов «Чинук» в варианты CH-47F/ MH-47G была принята в середине 1990-х гг. Модернизация вертолетов CH-47D в CH-47F являлась вынужденной мерой из-за нехватки средств для разработки и производства транспортного вертолета JCH (Join Cargo Helicopter, единый транспортный вертолет), предназначенного для замены вертолетов СН-47 и СН-53 с началом поступления в войска в 2018—2020 гг. Программа ICH предусматривает продление ресурса вертолетов «Чинук» на 20 лет, снижение эксплуатационных расходов и улучшение летно-тактических характеристик. В ценах 2003 г. стоимость одного летного часа вертолета CH-47D оценивалась в 4000 долл. Работы по программе ICH столкнулись со множеством проблем. В 1998— 2002 гг. стоимость программы возросла на 60—70%. Затянулись разработка и интеграция приборного оборудования кабины, а стоимость этих работ резко увеличилась по сравнению с запланированной. Ряд предпринятых фирмой Боинг в 2006—2007 гг. мероприятий позволил снизить стоимость модернизации одного вертолета до 30 млн. долл., экономия при модернизации одного вертолета составила 12 млн. долл. Модернизация парка вертолетов по программе ICH должна завершиться в 2018 г., хотя не исключается продление программы до 2023 г.
Вертолеты ICH будут
значительно отличаться от более ранних модификаций вертолета «Чинук». На них
предусмотрены монтаж совершенно новой электропроводки бортовой сети, замена ряда
силовых компонентов фюзеляжа — всего доработке или замене намечено подвергнуть
128 компонентов силового набора. По словам директора программ вертолета «Чинук»
фирмы Боинг Джека Даути, динамическая система будет на 95% новой. Программой ICH
предусмотрена установка на всем парке вертолетов ТВД Ханиуэлл T55-GA-714A, ранее
уже смонтированных на некоторых вертолетах CH-47D и на всех вертолетах МН-47.
Замена двигателей на вертолетах «Чинук» началась в 1999 г., но из-за
недостаточного финансирования ведется медленными темпами. В условиях жары
(+35°С) и высокогорья (1120 м над уровнем моря) двигатель T55-GA-714A обладает
на 25% большей мощностью по сравнению с ТВД T55-GA-712. ТВД T55-GA-714A на 5%
экономичнее ТВД T55-GA-712 и обладает большей надежностью. Переоснащенные ТВД
T55-GA-714A вертолеты «Чинук» способны поднимать на 226 кг большую полезную
нагрузку. Намеченные по программе ICH доработки несущей системы вертолета также
уже реализованы на части парка вертолетов «Чинук». Фирмой Боинг разработан
несущий винт с сокращенным объем технического обслуживания — Low Maintenance
Rotor. Втулка нового несущего винта снабжена «сухими» элас-томерными
подшипниками совместной англо-американской разработки. Сокращено время разборки
и сборки несущего винта, что сокращает время загрузки вертолета «Чинук» в
фюзеляжи военно-транспортных самолетов и приведение вертолета в пригодное к
полетам состояние после его выгрузки из самолета на 69%. Модернизированный по
программе ICH вертолет «Чинук» спосо-
бен перевозить на внешней подвеске одновременно до трех грузов. Вертолеты CH-47F
дорабатываются под установку интегральных протестированных дополнительных
топливных баков, устанавливаемых на вертолетах МН-47, емкость трех таких баков
составляет 3028 л.
На модернизированных вертолетах будет установлена новая система глобального
управления воздушным движением (Global Air Traffic Manqgement, GATM),
сопряженная с инерциальной навигационной системой и приемником спутниковой
навигационной системы. Радиосвязная система вертолета ICH позволит работать в
сети JTRS (Join Tactical Radio System, единая тактическая радиосистема). Все
бортовое электронное оборудование «завязано» на интерфейс MIL-STD-1553.
Приборное оборудование выполнено по принципу «стеклянной кабины», основой
которого стал цифровой комплекс Рокуэлл Коллинз СААС (Common Avionics
Architecture Cockpit), разработанный для вертолетов MH-47D/E и других
вертолетов, состоящих на вооружении 160-го авиационного полка Сил специальных
операций. В новую цифровую систему управления полетом разработки фирмы ВАЕ
Системз интегрирована полностью цифровая система управления двигателями и
система мониторинга вертолета.
При значительной унификации вертолетов MH-47G и CH-47F, вертолеты Сил специальных операций сохранят ряд особенностей, присущих только им: систему дозаправки в воздухе, специализированное радиокоммуникационное оборудование, ночную обзорную систему Рейтеон AN/AAQ-16, РЛС следования рельефу местности Рейтеон AN/APQ-174A. Шасси и рампа вертолета MH-47G усилены конструкционными элементами «из КМ. Вертолеты MH-47G будут камуфлироваться в оттенки серого цвета (то есть окраска вертолетов «Чинук» Сил специальных операций не изменяется), вертолеты CH-47F — полностью перекрасят по светлой грязно-оливковой схеме, которая лучше подходит к природным условиям Ирака и Афганистана по сравнению с существующей темной грязно-оливковой окраской вертолетов авиации армии США.
С 2001 г. в свете начавшейся «глобальной войны с терроризмом» приоритет в модернизации вертолетов «Чинук» получили МН-47 Сил специальных операций. Вертолеты MH-47G поставлялись вместо запланированных ранее транспортных вертолетов CH-47F. К маю 2007 г. Силы специальных операций получили 37 из запланированных к поставке . 62 вертолетов MH-47G, первый был передан заказчику в мае 2004 г. Все вертолеты MH-47G модернизированы из ранее построенных машин, а не собраны заново. До конца 2007 г. Силы специальных операций должны были получить еще от трех до шести вертолетов MH-47G. С марта 2007 г. вертолеты MH-47G принимают участие в боевых действиях в Афганистане. За первые 75 суток участия в боевых действиях вертолеты налетали 460 ч, их боеготовность составила 97%.
Первый серийный вертолет CH-47F выполнил первый полет 25 октября 2006 г. Эксплуатационные испытания вертолеты CH-47F проходили с декабря 2006 г. по апрель 2007 г. в роте «В» 7-го батальона 101-го авиационного полка 159-й боевой авиационной бригады в Форт-Кэмпбелле, шт. Кентукки. В августе 2007 г. рота «В» 7-101 была первой в авиации армии США перевооружена вертолетами CH-47F. До конца 2007 г. вертолетами CH-47F планировалось перевооружить еще одну авиационную роту, в 2008 г. — по одной авиационной роте, дислоцированных в Форт-Худе и Форт-Брагге.
В общей сложности по программе ICH намечено модернизировать и заново построить 513 вертолетов «Чинук». Будет заказано не менее 55 новых вертолетов «Чинук» ICH, причем количество вновь построенных вертолетов вероятно увеличится. Представитель армии США отметил, что армии не хватает 33 вертолетов CH-47F с учетом запланированных к поставке.
Интерес к вертолету «Чинук» ICH проявляют заказчики из третьих стран. В феврале 2007 г было подписано соглашение между фирмами Боинг и Агуста-Уэстленд, предусматривающее организацию в Европе линии по сборке вертолетов «Чинук» ICH. Армия Италии рассматривает возможность закупки до 20 вертолетов данного типа, шесть из которых будет оптимизировано для проведения специальных операций. ВВС Великобритании возможно закажут 14 вертолетов. Среди потенциальных заказчиков вертолетов «Чинук» ICH называют Австралию, Канаду и ряд государств, эксплуатирующих вертолеты СН-47 более ранних модификаций. Ограничением на экспорт, однако, могут служить технологии, разработанные специально для вертолета MH-47G, и запрещенные к передаче даже в страны НАТО.
Ежегодно в Ираке и Афганистане армия США теряет по разным причинам вертолеты «Чинук». В 2007 г. было потеряно два вертолета. 30 мая 2007 г. в 95 км северо-западней Кандагара, Афганистан, примерно в 21 ч местного времени был сбит вертолет CH-47D из роты «В» 3-82. Вертолет выполнял полет в интересах подразделения многонациональных сил (ISAF). Все семь находившихся на борту вертолета чело-. век погибли — пятеро членов экипажа и двое военных фотографов (канадец и англичанин). Ответственность за сбитый вертолет взяло на себя движение Талибан. По заявлению представителя движения Талибан вертолет был сбит гранатой РПГ. Направленный к месту падения вертолета «Чинук» поисково-спасательный вертолет был обстрелян с земли, после чего район падения подвергся ударам авиации многонациональных сил. 14 августа 2007 г. При выполнении облета после ремонта в районе авиабазы Аль-Такаддум, Ирак, разбился вертолет CH-47D роты «В» 1 -52, пятеро находившихся на борту членов экипажа погибли.
Авиация и космонавтика №3 2008 С 50-52
pentagonus.ru