Армейская вертушка — Армейский сайт «Почта полевая»

В постсоветский период ВС РФ пережили множество разнообразных структурных реформ, из которых, пожалуй, самой спорной была передача в 2003 г. армейской авиации из сухопутных войск в ВВС.

Слишком очевидно, что армейская авиация потому и называется армейской, что действует исключительно в интересах сухопутных войск в качестве универсального транспортного средства и для обеспечения огневой поддержки. Причем, в отличие от наземной техники, вертолеты способны работать в любых природно-климатических условиях. Это очень ярко проявилось в ходе Афганской войны, где для 40-й Армии «тандем» боевого вертолета Ми-24 и многоцелевого Ми-8 был примерно тем же, чем танк Т-34 во время Великой Отечественной для Советской армии в целом. Очень похожей была ситуация в ходе обеих Чеченских войн. 

Весьма показательно, что в сухопутных войсках США вертолетные батальоны входят непосредственно в состав дивизий (всех без исключения, а не только воздушно-десантной и воздушно-штурмовой). У нас же вертолеты были отняты у сухопутчиков по крайне сомнительному принципу «всё, что летает, должно быть в ВВС». Впрочем, ситуация несколько изменилась к лучшему после создания нынешних военных округов, имеющих статус объединенных стратегических командований на ТВД. Это, по крайней мере, теоретически, позволяет оперативно переподчинять вертолетчиков «кому надо». 

Вышеупомянутые Ми-24 и Ми-8 остаются основой армейской авиации РФ, будучи машинами совершенно выдающимися. Достаточно сказать, что Ми-8 непрерывно выпускается с 1961 г., т.е. уже 56 лет, при этом о прекращении его выпуска (как для ВС и гражданских структур РФ, так и на экспорт) нет и речи! Ми-24, что интересно, был создан по концепции, оказавшейся ошибочной: из него пытались сделать ударно-десантный вертолет, для чего оснастили большим по объему грузо-пассажирским отсеком. В реальности Ми-24 никогда десант не возил, этим занимался исключительно Ми-8. Но наличие отсека оказалось, тем не менее, полезным: в нем можно перевозить полезные грузы, бортмеханика (который иногда становился еще одним стрелком), а также эвакуировать экипажи сбитых самолетов и вертолетов, чего не способны делать западные ударные вертолеты (у них нет места для «лишних людей»). Кроме того, большие размеры Ми-24 дали неожиданный эффект – крайне устрашающий внешний вид машины, очень угнетающе действующий на противника. 

В своих войнах в составе отечественных ВС обе машины понесли очень большие потери. В Афганистане погибло 127 Ми-24 и 174 Ми-8, в Чечне – 28 и 41 соответственно. Тем не менее, «баланс» их боевого применения был однозначно положительным.

В конце 80-х для замены Ми-24 был объявлен конкурс на разработку нового ударного вертолета, на котором главными соперниками стали Ми-28 и Ка-50, затем превратившийся Ка-52. Конкурс сильно затянулся, из советского стал российским, в итоге «победила дружба», т.е. на вооружение были приняты обе машины. Более того, на вооружении при этом остались не только сам Ми-24 (в последней модификации Ми-24П), но и его глубоко модернизированный вариант Ми-35М, изначально предназначавшийся только для экспорта. Т.е. вместо одного вертолета армейская авиация получила четыре! Очевидно, по принципу «не пропадать же добру». 

Действительно, в каждом вертолете было что-то положительное, лоббистские возможности производителей также весьма сильны, в итоге Минобороны не сумело отказать никому. Все указанные вертолеты уже прошли «боевое крещение» в Сирии, нанеся противнику очень серьезные потери. Собственные потери составили 2 Ми-35М (сбиты) и 2 Ми-28Н (разбились). 

В настоящее время большая часть боевых и многоцелевых вертолетов распределена по вертолетным полкам, бригадам, базам и полкам армейской авиации. Вертолет Ми-8 имеет множество боевых, транспортных и специальных модификаций, которые далее не детализированы.

15-я бригада армейской авиации ЗВО (Остров, Псковская область) имеет в своем составе 10 Ми-24П, 6 Ми-35М, 12 Ми-28Н, 12 Ка-52, 20 Ми-8, 5 тяжелых транспортных вертолетов Ми-26.

16-я бригада армейской авиации ЮВО (Зерноград, Ростовская область) имеет на вооружении 21 Ми-28Н, 3 Ми-35М, 8 Ми-8.

17-я бригада армейской авиации ЦВО (Каменск-Уральский, Свердловская область, Упрун, Челябинская область) оснащена 16 Ми-24П, 26 Ми-8, 5 Ми-26.

18-я бригада армейской авиации ВВО (аэродром Большой, Хабаровск) имеет в своем составе 16 Ми-24П, 13 Ка-52, 21 Ми-8, 6 Ми-26.

378-я база армейской авиации ЗВО (Вязьма, Смоленская область) имеет в своем составе 16 Ми-24П, 19 Ми-8.

439-я база армейской авиации ВВО (аэродром Черемушки, Чита) имеет на вооружении 16 Ми-24П, 16 Ми-8. В ближайшее время база преобразуется в 112-й вертолетный полк.

575-я база армейской авиации ВВО (Черниговка, Приморский край) имеет на вооружении 16 Ми-24П, 20 Ка-52, 19 Ми-8.

39-й вертолетный полк ЮВО (Джанкой, Крым) оснащен 12 Ми-35М, 17 Ка-52, 8 Ми-8.

55-й вертолетный полк ЮВО (Кореновск, Краснодарский край) имеет в своем составе 5 Ка-52, 12 Ми-28Н, 10 Ми-35М, 17 Ми-8.

337-й вертолетный полк ЦВО (аэродром Толмачево, Новосибирск) оснащен 14 Ми-24П, 20 Ми-8.

487-й вертолетный полк ЮВО (Буденновск, Ставропольский край) имеет на вооружении 17 Ми-28Н, 11 Ми-35М, 14 Ми-8.

549-й полк армейской авиации ЗВО (Пушкин и Прибылово, Ленинградская область) оснащен 10 Ми-24П, 6 Ми-35М, 3 Ми-28Н, 26 Ми-8.

Кроме того, боевые и многоцелевые вертолеты входят в состав ряда других авиационных частей. В 98-м смешанном авиаполку ОСК «Север» (Мончегорск, Мурманская область) имеется 8 Ми-24П, в 403-м смешанном авиаполку ОСК «Север» (Североморск) – 3 Ми-8 и 1 Ми-26, в 33-м смешанном авиаполку ЗВО (Левашово, Ленинградская область) – 18 Ми-8, в 318-м смешанном авиаполку ЧФ (Кача, Крым) – 4 Ми-8, в 390-м военно-транспортном авиаполку ЦВО (Кольцово, Екатеринбург) – 3 Ми-8. В составе 72-й авиабазы ЗВО (аэродромы Чкаловск и Черняховск, Калининградская область) – 8 Ми-24, 4 Ми-8, на 7060-й авиабазе ВВО (Елизово, Петропавловск-Камчатский) – 7 Ми-8, на 7062-й авиабазе ВВО (аэродром Николаевка, Находка, Приморский край) – 2 Ми-8. 1 Ми-8 и 1 Ми-26 входят в состав вертолетного отряда на острове Итуруп (южные Курильские о-ва), 12 Ми-8 – в состав 8-й авиадивизии особого назначения (аэродром Чкаловский, Московская область). На 3624-й авиабазе ЮВО (Эребуни, Армения) имеется 4 Ми-24П, 7 Ми-8, на 999-й авиабазе (Кант, Киргизия) – 2 Ми-8.

На вооружении 344-го Центра боевого применения и переучивания летного состава (Торжок, Тверская область) имеется 16 Ми-24, 4 Ми-35, 16 Ми-28 (в т.ч. 3 УБ), 8 Ка-52, 15 Ми-8, 6 Ми-26.

Всего на вооружении ВС РФ состоят 150 Ми-24П, 52 Ми-35М, 81 Ми-28Н, 75 Ка-52, 285 Ми-8, 24 Ми-26. Кроме того, значительное количество Ми-24 и Ми-8 ранних модификаций находится на хранении, но их возвращение в строй крайне маловероятно. В последние годы произошло очень серьезное обновление боевого состава армейской авиации, тем не менее, учитывая огромные размеры России и разноплановость существующих угроз, это количество ни в коем случае нельзя считать достаточным.

Александр Храмчихин,

заместитель директора 

Института политического и военного анализа

pochta-polevaya.ru

Книга Памяти Ивановской области » 45-й отдельный вертолетный полк (13.10.1978)


13 ОКТЯБРЯ-ПАМЯТНАЯ ДАТА.
⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐
45-й отдельный вертолетный полк.
Этот полк был сформирован 13 октября 1978 года в городе Бердянске Запорожской области согласно Директивы Генерального Штаба ВС СССР от 10 июля 1978 г. Тогда он назывался 336-м. Боевое Знамя было вручено полку 16 марта 1979 г.
Полк формировался на фондах расформированного 163-го учебного авиационного полка Высшего военного вертолетного авиационного училища штурманов. Полк вошел в непосредственное подчинение 5-й краснознаменной воздушной армии Одесского военного округа. В составе полка имелось три вертолетные эскадрильи – две на вертолетах Ми-24, одна – на вертолетах Ми-8.

С 22 по 30 мая 1979 г. 336-й полк вместе с частями обеспечения перебазировался с аэродрома Бердянск на расположенный в ГДР аэродром Нора. Полк вошел в состав 16-й воздушной армии Группы советских войск в Германии (ГСВГ). Каждой армии ГСВГ придавался отдельный вертолетный полк, 336-й ОВП прикрепили к 8-й общевойсковой армии.
Многие вертолетчики полка прошли боевое крещение еще в советское время в Афганистане. В 1985 г. по плану «Эстафета» была подготовлена к отправке в ДРА 3-я вертолётная эскадрилья на вертолетах Ми-8 под командованием подполковника Д.Ю. Шарафиева. В 1987 г. подготовлена к отправке в ДРА 1-ая вертолётная эскадрилья под командованием майора В.Е. Богунова. Более 70% в/сл., служивших в полку, прошли через пекло Афганистана, в 1988 г. в полку проходило службу 140 офицеров и прапорщиков с афганским опытом, в том числе 71 летчик.
Войны во Вьетнаме и Афганистане с авиационной точки зрения были, прежде всего, вертолетными. Такой же войной стала «контртеррористическая операция» на территории Чеченской республики.
Согласно распоряжения Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, 336-й отдельный боевой вертолетный полк с 5 января по 14 февраля 1995 г. выполнял боевые задачи по ликвидации бандформирований в Республике Чечня. В боевых действиях принимало участие 22 экипажа на вертолетах Ми-24 и 11 экипажей на вертолетах Ми-8. Группа была разделена на две части. Первая базировалась в Моздоке.. Вторая базировалась в Беслане. Личный состав выполнял задачи по нанесению ударов по наземным целям; перевозке грузов, личного состава и раненых; десантированию войск; сопровождению автоколонн, колонн бронетехники при совершение маршей; высадке и эвакуации спецгрупп; выполнению воздушной разведки; выполнению поисково-спасательного обеспечения боевых действий авиации.
За выполнение боевых задач в горячих точках почти весь личный состав был награжден боевыми орденами и медалями. Только за период 1995 г. по 2008 г. более 300 военнослужащих отмечены боевыми наградами.
1 сентября 1998 г. 336-й ОВП на основании Директивы Главного управления Сухопутных войск ВС РФ от 18.02.1998 г. переформирован в 234-ю отдельную вертолетную эскадрилью – шла очередная «оптимизация» вооруженных сил. Ровно через три года эскадрилья вновь стала полком – 1 сентября 2001 г. 234-я ОВЭ согласно Директиве 1 -го заместителя министра обороны РФ от 30 ноября 2000 г. переформирована в 45-й отдельный вертолетный полк (боевой и управления). Полк формировался на базе 234-й эскадрильи и расформированных вертолетных частей, дислоцированных в Костроме и Курске. Все сокращенные эскадрильи перевели в Калугу, где они были сведены в «старый- новый» полк.
В настоящее время в 45-й отдельный вертолетный полк входят две эскадрильи по четыре вертолетных звена в каждой. На вооружении 1-й вертолетной эскадрильи состоят Ми-24, на вооружении 2-й – Ми-8. В 2008 г. в войска пошел керосин. В Калуге, как и в других полках, летали много и часто, порой по четыре смены в неделю. После длительного перерыва приступили к отработке полетов звеном. Часто выполнялись полеты с «аэродрома подскока» – заброшенного аэродрома ДОСААФ, расположенного недалеко от полигона. Ближе к обеду туда перелетали вертолеты с техническим составом и «расходными материалами». Полеты прихватывали ночь, потом шло обратное «перебазирование» в Орешков, а на следующей день – все снова.
В октябре 2008 г. личный состав отметил 30-летие полка.

37kp.ru

Новый 112-й отдельный вертолетный полк в Восточном военном округе

Как пишет газета «Известия» в статье Алексея Рамма, Дмитрия Литовкина и Евгения Андреева «Суперохотники» летят в Забайкалье. Новый вертолетный полк сможет не только перевозить десант, но и наносить авиационные удары», Министерство обороны России формирует новый вертолетный полк в Забайкалье. Воинская часть будет дислоцироваться в районе Читы. Планируется, что забайкальские вертолетчики одними из первых в российских Воздушно-космических силах освоят новейшие ночные ударные вертолеты Ми-28НМ «Ночной суперохотник». Помимо «охотников» в состав полка войдут эскадрильи транспортно-ударных вертолетов Ми-8АМТШ «Терминатор». По словам экспертов, новая воинская часть необходима именно в Забайкалье, где слабо развита транспортная инфраструктура и есть серьезные проблемы с переброской войск.

Вертолеты Ми-8АМТШ и Ми-24П из состава 439-й авиационной базы Восточного военного округа, в настоящее время переформируемой в 112-й отдельный вертолетный полк. Аэродром Черемушки (Чита), март 2014 года (с) Андрей Захаренко / russianplanes.net ( ссылка )

Как рассказали «Известиям» в Дальневосточном военном округе, формирование 112-го отдельного вертолетного полка (ОВП) уже началось. Новая воинская часть формируется на базе 439 авиационной базы 2-го разряда. В настоящее время эскадрилья боевых вертолетов полка вооружена штурмовыми Ми-24. Но в дальнейшем, после того, как будут завершены государственные испытания, «двадцать четвертые» планируется заменить на более современные Ми-28НМ «Ночной суперохотник».

Помимо штурмового вертолетного подразделения, в состав 112-го ОВП входят две эскадрильи транспортно-боевых вертолетов Ми-8АМТШ. Каждый «Терминатор» может перевозить 16 десантников. Винтокрылые машины оснащаются современными оптико-электронными системами. Они могут с высокой точностью наносить авиаудары днем и ночью, а также в плохую погоду. Помимо подвесных контейнеров с автоматическими пушками и блоков реактивных снарядов в арсенал «Терминаторов» входят и управляемые ракеты.

Примечательно, что забайкальские Ми-8АМТШ недавно прошли модернизацию. На машины были установлены комплексы противодействия Л-370 «Витебск». «Витебск» с помощью ультрафиолетовых датчиков обнаруживает приближающиеся к вертолетам зенитные ракеты. В зависимости от типа цели комплекс отстреливает специальные пиротехнические заряды. На их тепло реагируют головки самонаведения ракет. Также «Витебск» выжигает прицельные системы ракет мощными лазерами. Они установлены по бокам вертолетов в специальных «башенках».  

— Меня, как общевойскового офицера, очень радует возвращение отдельных вертолетных полков, придающихся для усиления танковым и мотострелковым полкам, — рассказал «Известиям» ветеран бронетанковых войск, редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский. — Такая практика существовала в советской армии. Сегодня с учетом боевых возможностей современных вертолетов это делается на новом качественном уровне. Ми-8АМТШ обладает новыми радиотехническими и оптико-электронными средствами, серьезно повышающими его боевые возможности. В условиях больших театров военных действий при отсутствии сплошного фронта, особенно в Забайкалье, это позволит командованию использовать широкий маневр как по фронту, так и по глубине. Кроме этого, вертолетные полки становятся ударным средством командиров полков. Они способны поддерживать высадку и развертывание десанта, а также обеспечивать поддержку действий батальонно-тактических групп.

112-й отдельный вертолетный полк — это легендарная воинская часть. Он был сформирован в 1968 году на аэродроме в забайкальском Нерчинске. Первоначально на вооружении полка стояли транспортные Ми-4. Но позже им на смену пришли Ми-6, Ми-8, а также Ми-24. В 1980-м году первые экипажи 112-го ОВП были направлены в Афганистан. За годы конфликта забайкальские вертолетчики перевезли более 50 тыс. тонн грузов, уничтожили 29 караванов с оружием и 112 автомашин.

Экипажи 112-го полка принимали участие в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. А с 1995 года вертолетчики принимали  участие в контртеррористичекой операции на Северном Кавказе. В 2010 году полк был расформирован, а  его технику передали 439-й авиабазе.

bmpd.livejournal.com

Вертолеты Ми-26 276-го Отдельного Вертолётного Полка (Боровцы): safaniuk — LiveJournal

1-го июня 1982-го года на базе техники и личного состава 237-й отдельной вертолётной эскадрильи, а так же групп выпускников военных авиационных училищ был сформирован 276-й ОВП (Войсковая часть — 13996). Командир полка полковник Николай Топтун. Полк постоянно базировался, до момента расформирования, на аэродроме «Боровцы» (Полоцкий район, поселок Боровуха-1) и предназначался для воздушной поддержки частей 7-й танковой армии.

Всего в составе полка числилось и было четыре вертолетные эскадрильи, в которых эксплуатировалось:

1-я и 2-я ВЭ — 38 боевых вертолётов Ми-24В, 6 вертолётов-корректировщиков Ми-24К, 6 вертолётов радио-химической разведки Ми-24РХР;
3-я ВЭ — 22 вертолёта Ми-8МТ;
4-я ВЭ — 14 — Ми-26.

При формировании 4 вертолётной эскадрильи (ВЭ) 276 отдельного вертолётного полка (ОВП) в 1982–1984 годах 12 вертолётов Ми-26 были получены с Ростовского вертолётного производственного объединения (РВПО) ныне ОАО «Роствертол», ещё 2 вертолёта были переданы из 344 ЦБПиПЛСАА г. Торжок.
Всего в 276-ом ОВП 4 ВЭ находилось 14-ть вертолётов «Ми-26»

Ми-26 4 ВЭ 276 ОВП в 1984 году:

34001212001 бортовой «58» получен из 344 ЦБПиПЛС АА
34001212003 бортовой «57» получен из 344 ЦБПиПЛС АА
34001212006 бортовой «59«
34001212007 бортовой «60«
34001212008 бортовой «61«
34001212009 бортовой «62«
34001212011 бортовой «63«
34001212012 бортовой «64«
№34001212015 бортовой «65«
34001212018 бортовой «66«
34001212024 бортовой «67«
34001212025 бортовой «68«
34001212026 бортовой «69«
34001212027 бортовой «70«

С 1982-го года по февраль 1989-го года лётчики 276-го ОВП выполняют боевые задачи на территории Республики Афганистан. На их счету 18 000 боевых вылетов. Более 300 офицеров и прапорщиков награждены боевыми орденами и медалями. Так, 18-го мая 1986 г. эскадрилья «Ми-24» под командованием майора С.В.Прохарова убывает в состав ОКСВ для выполнения боевых задач в Республике Афганистан. 20-го августа 1987-го года эскадрилья возвращается из заграничной командировки.

27-го апреля 1986-го года личный состав 4-й эскадрильи (4 ВЭ) на вертолётах «Ми-26» и 3-й эскадрильи на вертолётах «Ми-8МТ», под руководством командира полка полковника Бульбы Владимира Леонтьевича, убывает в зону Чернобыльской АЭС для ликвидации последствий аварии.

В 1988 году 10 вертолётов, имевших высокий остаточный уровень радиации, были отправлены в пункт захоронения радиоактивных отходов (ПЗРО) Буряковка в районе ЧАЭС.

На фотографиях внизу ПЗРО «Буряковка», Украина, площадка захоронения техники с повышенным уровнем радиации, Вертолёты «Ми-26» 276 ОВП («Боровуха-1», Белорусская ССР) принимавшие участие в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы после 26-го апреля 1986-го года, утилизированы…

Бортовой номер «59«, заводской номер — 34001212006,
Бортовой номер «61«, заводской номер — 34001212008,
Бортовой номер «63«, заводской номер — 34001212011,
Бортовой номер «64«, заводской номер — 34001212012,
Бортовой номер «70«, заводской номер — 34001212027

Вертолёт Ми-26, заводской — 34001212027 бортовой номер «70«, выпущен в 1984-ом году РВПО «РОСТВЕРТОЛ«, окрашен в пятнистый камуфляж, получен новым с завода, перелетел в 276 ОВП («Боровуха-1», Белорусская ССР), Ст. лётчик к-н кузнецов Александр Константинович, Правый л-к ст. л-т Мороз Андрей Дмитриевич, Штурман к-н Лихобабенко Евгений Николаевич, б/техник ст. л-т Богутенко Сергей Иванович, б/механик пр-к Бабицкий Пётр Феликсович. Вертолёт принимал участие в ликвидации последствий Чернобыльской аварии, утилизирован в ПЗРО «Буряковка» (Украина)…

Вертолёт «Ми-26», заводской номер — 34001212003, серийный номер — «01-03», выпущен в 1982-м году, окрашен в пятнистый камуфляж, с завода поставлен в 344 ЦБПиПЛС (г. Торжок) — нанесён бортовой номер «01», в 1983-м году отправлен в 276 ОВП (г. Новополоцк, аэродром «Боровцы») — нанесён бортовой номер «57«.
В 1986-м году принимал участие в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, в 1988-м году перелетел на площадку ПЗРО «Буряковка» для утилизации, в 2003-м году в виде отдельных разрезанных частей фюзеляжа был доставлен в г. Киев и собран для музея авиации в Жулянах, окрашен в белый цвет миссии ООН, нанесён бортовой номер — «64-Чёрный».:


Фото: ttweak.livejournal.com

Вертолёт «Ми-26», заводской номер — 34001212007, бортовой номер — «60-Жёлтый» 15-го октября 2009-го года перевезён в музей авиации «Боровая», в настоящее время имеет бортовой номер «07«.

Взамен утилизированных, полк получил с РВПО несколько новых вертолётов.

Ми-26 4 ВЭ 276 ОВП в 1988–1990 годах:

34001212001 бортовой «58«
34001212007 бортовой «60«
34001212018 бортовой «66«
34001212025 бортовой «68«
34001212099 бортовой «52«
34001212104 бортовой «54«
34001212130 бортовой «56«
34001212131 бортовой «57«

В 1990 году, в связи с реорганизацией 276 отдельного вертолётного полка 4-я ВЭ была расформирована, вертолёты Ми-26 переданы в состав 4-й ВЭ 65 ОВП и перебазированы на аэродром Кобрин. Один Ми-26 (самый «чистый») (борт «68«, зав. №34001212025) передан в качестве учебного пособия на учебный аэродром Кировского ВАТУ.


Вертолёт «Ми-26», заводской номер — 34001212025, серийный номер — «04-05», выпущен в 1984-ом году на Ростовском Вертолётном Заводе (ОАО «Роствертол») бортовой номер — «68«, на учебном аэродроме Кировское ВАТУ

30-го сентября 2008-го года этот вертолёт выставлен на реализацию в качестве лома, находился в в/ч 22274, г. Киров, порезан в 2009-ом году…..


фото: aviaforum.ru

В 1987 году в Кировское ВАТУ пригнали Ми-26. Конечно это было событие! С него даже ВАПы не сняли. Елозили задницами по нему курсанты двух или трех выпусков. Но еще тогда мы обратили внимание, что под ним не росли одуванчики (желтенькие цветочки). А потом вышел журнал ОГОНЕК с фоткой этого Ми-26, бортовой 68, на Чернобыльским реактором. Утащили его в дальний угол аэродрома и в дальнейшем разобрали- распилили.
Как уже справедливо было отмечено, это все от не знания. А на тот момент, еще и от непонимания и страха.

После, эскадрилья расформировывается, а её бывший командир полковник Дуплякин Сергей Фёдорович принимает командование всем полком.

В течение первого полугодия 1991 года в 65 овп дополнительно поступили с РВПО 8 Ми-26 (№№3400121246034001212467). 27 февраля 1993 года Ми-26 №34001212464 был потерян в аварии. В том же году 65 отдельный вертолетный полк преобразован в 65 авиационную базу (АБ). В 1996 году 65 АБ реорганизована в 65 транспортно-боевую вертолетную базу (ТБВБ).

Ми-26 2 вэ 65 тбвб в 2002 году:

34001212001 бортовой «58«
34001212007 бортовой «55«
34001212018 бортовой «60«
34001212099 бортовой «54«
34001212104 бортовой «59«
34001212130 бортовой «53«
34001212131 бортовой «57«
34001212460 бортовой «61«
34001212461 бортовой «51«
34001212462 бортовой «52«
34001212463 бортовой «56«
34001212465 бортовой «63«
34001212466 бортовой «62«
34001212467 бортовой «64«

После распада Советского Союза полк вошёл в состав новообразованных ВВС Республики Беларусь и был переформирован в 276-ю вертолётную базу. Командует полком в конце 1990-х годов полковник Селезнёв В.А.

Согласно директиве МО Республики Беларусь от 5-го января 2002-го года 276-я вертолётная база расформировывается в сроки до 30-го апреля 2002-го года. Церемония прощания со знаменем прошла 23-го февраля, после чего основная часть личного состава полка была переведена для прохождения дальнейшей службы в г.Пружаны.

В 2002 году 65 ТБВБ переформирована в 65 отдельную вертолётную эскадрилью (ОВЭ). Летом 2003 года 65 ОВЭ расформирована. При расформировании 65 ОВЭ два Ми-26 (зав. №34001212465 и 34001212466) были переданы МЧС Республики Беларусь (аэродром Липки) в 2002 году, Ми-26 №34001212001 утилизирован в 2003 году, остальные Ми-26 вошли в состав 50-САБ (аэродром Мачулищи).

Ми-26 50-САБ в 2003 году:

34001212007 бортовой «55»
34001212018 бортовой «60»
34001212099 бортовой «54»
34001212104 бортовой «59»
34001212130 бортовой «53»
34001212131 бортовой «57»
34001212460 бортовой «61»
34001212461 бортовой «51»
34001212462 бортовой «52»
34001212463 бортовой «56»
34001212467 бортовой «64»

В 2003 году база преобразована в 276‑ю авиационную комендатуру. С 2004 года комендатура переведена на штат батальона и именуется теперь так: 276‑й отдельный батальон охраны и обслуживания аэродрома (Боровцы). Основной задачей, которая возложена на личный состав этой в/ч, является поддержание аэродрома в эксплуатационной готовности для приема и обеспечения авиации, а также охрана объектов и инфраструктуры аэродрома.

Фотографии получены из различных источников. Огромная благодарность Георгию за помощь в составлении хронологии истории. Конечно, информация не полная..

safaniuk.livejournal.com

55-й вертолетный полк в Кореновске

Достаточно качественный материал об истории и настоящем дне данного прославленного соединения сделал один очень хороший человек Николай Балабаев. Сам репортаж был опубликован в одном из номеров журнала «Взлет». На сайте города Кореновск дана его расширенная версия. Все фото перетаскивать не буду.

Вертолётчики Кореновска

Автор материала и фото — Николай Балабаев

Название расположенного в Краснодарском крае города Кореновск уже давно неразделимо с историей отечественной военной авиации. До 1992 г. здесь находился полевой аэродром Ставропольского высшего военного авиационного училища летчиков и штурманов ПВО, а сейчас располагается одна из крупнейших и наиболее современных в Южном военном округе и в целом в стране авиабаз армейской авиации – место постоянной дислокации 55-го отдельного вертолётного полка 4-й армии Воздушко-космических сил России.

Этот полк, прошедший Великую Отечественную войну и боевые действия в Афганистане, в своей новейшей истории неоднократно привлекался к урегулированию локальных конфликтов и проведению миротворческих операций – на грузино-абхазской границе, в Таджикистане, Югославии, Чеченской республике, Дагестане; в августе 2008 г. активно участвовал в операции, известной как принуждение Грузии к миру; под эгидой ООН работал в Анголе, Эфиопии, Сьерра-Леоне, Судане.

В феврале 2016 г. на полетах кореновских вертолетчиков побывал корреспондент Николай Балабаев, который смог лично убедиться, как успешно реализуется программа реконструкции и модернизации авиабазы и перевооружения полка на самую современную авиатехнику – вертолеты Ми-28Н, Ми-35М и Ми-8АМТШ.

Первые полвека истории

История 55-го отдельного вертолетного полка насчитывает уже почти три четверти века: она начинается в самый разгар Великой Отечественной войны, когда 15 января 1942 г. в Астрахани был сформирован 6-й бомбардировочный, а с 23 марта того же года, после обучения, и поступлении штурмовиков Ил-2 -807-ой штурмовой авиационный полк 206-й Мелитопольской штурмовой авиадивизии 7-го штурмового авиакорпуса 8-й Воздушной армии Южного фронта. 10 августа 1943 года, полк получил своё Красное Знамя, а 24 мая 1944 года, за боевые успехи и участие в освобождении Севастополя получил наименование Севастопольский. Он участвовал в Сталинградской битве, освобождении Донбасса, Крыма, Прибалтики.

За годы войны в составе полка воевали 15 Героев Советского Союза, 34 человека были награждены орденом Ленина, 72 – орденом Красного Знамени, 55 – орденом Отечественной войны, 114 – орденом Красной Звезды, четверо – орденом Александра Невского. Было совершено более 4000 боевых вылетов, уничтожено 488 самолетов противника, 1645 автомашин, 388 танков.

С августа 1945 г. часть располагалась на аэродроме Броды в Львовской области (Украинская ССР). В апреле 1956-го, с перевооружением на самолеты МиГ-15, 807-й полк стал именоваться истребительно-бомбардировочным (с мая того же года – 807-й авиационный полк истребителей-бомбардировщиков первой линии).

1960 г. стал годом решительных перемен: на базе 807 апиб формируется новый, 55-й отдельный вертолетный полк, на вооружение которого поступают вертолеты Ми-4, Ми-6 и Ми-10. В январе 1968 г. Для решения задач в Монгольской Народной Республике часть личного состава и техники 55 овп входит в состав нового 68-го отдельного боевого вертолетного полка, который в июле того же года направляется на аэродром Налайх.

В ноябре 1972 г. две эскадрильи 55 овп проходят переучивание на новый боевой вертолет Ми-24А и принимают участие в его войсковых испытаниях. С 1973 г. начинается поступление вертолетов Ми-8 и Ми-2. К 1975 г. освоение Ми-24А в полку было успешно завершено. В дальнейшем в части эксплуатировались различные модификации этого вертолета – Ми-24АУ, Ми-24Д, Ми-24В, Ми-24Р.

С 1979 г. личный состав полка участвует в боевых действиях в Афганистане. Всего в период с 1979 по 1988 гг. через Афганистан прошло более 150 человек личного состава 55-го отдельного вертолетного полка.

3 апреля 1981 г., после включения в состав 4-й Воздушной армии Северной группы войск, полк начал выполнение задач на новом месте – в г. Бжег (Польша). В июне 1989 г. он перебазируется в Легницу, а затем на польский аэродром Багич, откуда в мае 1992 г., согласно подписанному договору о выводе частей и подразделений Северной группы войск из Польши, начинается возврат 55 овп на Родину.

Домой

8 мая 1992 г. первая эскадрилья Ми-24 и 10 вертолетов третьей эскадрильи 55-го отдельного вертолетного полка переводится на свое новое постоянное место базирования – на полевой аэродром Ставропольского высшего военного авиационного училища летчиков и штурманов ПВО в Кореновске Краснодарского края. Вторая эскадрилья и оставшиеся восемь вертолетов третьей эскадрильи прибыли в Кореновск 14 мая того же года. Часть вошла в состав 4-й Воздушной армии СевероКавказского военного округа.

Вертолёты Ми-28Н, Ми-35М и Ми-8АМТШ кореновского полка на полевом аэродроме

Новое место базирования не было приспособлено к такому количеству техники. Приходилось самостоятельно решать многие вопросы снабжения, создавать техническую базу. Сам аэродром на тот момент имел одну взлетно-посадочную полосу с асфальтовым покрытием размером 380х40м и грунтовую ВПП размером 1800х50м. На имевшихся стоянках не хватало мест для всей прибывшей из Польши авиационной техники, часть вертолетов пришлось ставить прямо на грунте. Остро стоял и жилищный вопрос: в военном городке было всего четыре щитовых казармы, из которых были сделаны солдатская столовая, столовая летного и технического составов, общежитие и технико-эксплуатационная часть полка. Практически весь личный состав 55 овп поначалу был вынужден снимать жилье в Кореновске и ближайших станицах. Тем не менее, уже в сентябре 1992 г. полк приступил к полетам на новом месте, причем сразу же – к боевых вылетам: во время грузино-абхазского конфликта кореновцы участвовали в поддержке российского контингента войск, оказании гуманитарной помощи жителям блокированных грузинской армией абхазских населенных пунктов, эвакуации на «большую землю» женщин, детей и нуждающихся в медицинской помощи. Для этого пригодился афганский опыт групповых полетов Ми-8 под прикрытием Ми-24.

В ноябре 1992 г. полк принял участие в урегулировании осетино-ингушского конфликта, проводя поддержку действий Майкопской бригады. С 30 ноября 1992 г. группа вертолетов Ми-8 и Ми-24 кореновского полка на постоянной основе находилась на аэродроме Моздок, смешанная эскадрилья базировалась в Беслане, а впоследствии, с апреля 1995 г., – и в Ханкале.

В небе Чечни

С 23 ноября 1994 г. группа 55 овп на аэродроме Моздок, усиленная техникой и личным составом других вертолетных полков СКВО постоянно участвовала в операции по наведению конституционного порядка на территории Чеченской республики. Как и в афганской войне, велось огневое сопровождение и прикрытие войск, проводились эвакуация раненых и доставка различных грузов как по линии ведения боевых действий, так и в тыл противника. Осуществлялась поддержка разбросанных по территории республики групп специального назначения и блокпостов. Часто применялась тактика совместных действий с фронтовой и штурмовой авиацией.

Как и на любой войне, кореновские вертолетчики обрели новый бесценный опыт: приходилось использовать технику на пределе технических возможностей, научились воевать в условиях, которые еще в начале 90-х считались не летными. Транспортно-боевые Ми-8 часто становились в «круг» и наравне с ударными Ми-24 вели огневую поддержку подразделений войск. Иногда, в отсутствие четких радиокоманд и пеленгов с земли, приходилось применять «дедовские» и уже ставшие экзотичными методы поиска и наведения на цели – такие, как отсчет по времени или визуальное распознавание «свой–чужой».

К сожалению, как и в любой войне, были и потери. На стороне противника, в составе незаконных чеченских формирований, воевали профессиональные военные, а также наемники, прошедшие не один вооруженный конфликт и имевшие опыт борьбы с авиацией. Кроме того, дудаевской армии досталось из советского «наследства» значительное количество зенитных средств, имели место и поставки различного вооружения из-за рубежа.

Вторая чеченская кампания для вертолетчиков 55-го полка началась в Дагестане 15 августа 1999 г. Для участия в контртеррористической операции на вертолетную площадку близ Ботлиха прибыли два звена вертолетов. Они сражались в Дагестане за Ботлих и Чабанмахи, на востоке Чечни – в Чапаево, на западе – в Итум-Кале. Кореновцы по сей день осуществляют поддержку объединенной группировки войск по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации.

За время проведения операции по наведению конституционного порядка в Чечне 10 кореновских вертолетчиков были удостоены звания Героя России. Среди них полковники А.А. Сафронов и И.О. Родобольский, подполковник А.В. Воловиков, майоры К.П. Кистень и А.В. Омельяненко. Четверо – подполковник С.А. Наточий, майор В.А. Власов, капитан Е.Н. Сизоненко и старший лейтенант Д.Ю. Дорофеев – стали Героями России посмертно.

08.08.08

Следующей главой боевой истории 55-го отдельного вертолетного полка стали августовские события 2008 г., когда личный состав части принимал участие в операции, известной как принуждение Грузии к миру. В те дни вертолеты армейской авиации оказывали огневую поддержку наступающим группам российских войск, подавляли огневые расчеты ствольной и реактивной артиллерии противника. Вертолетами Ми-8 в тыл грузинских войск доставлялись группы спецназа, эвакуировались раненые и попавшие в засады боевые команды, велась переброска личного состава, проводились вылеты на «свободную охоту». Осуществлялось тыловое и передовое материальное обеспечение групп войск. Кроме Южной Осетии, вертолетчиками осуществлялась помощь абхазским подразделениям и группе российских войск в Абхазии. С самого начала кореновцы оказывали помощь российским миротворцам, находившимся в осадном положении на окраине Цхинвала.

Уже после окончания боевых действий и вывода основных войск авиационная группа полка, расположенная на вертолетной площадке близ поселка Дзау, продолжила выполнение боевых и транспортных задач. Ее силами проводилось восстановление и создание аэродромной инфраструктуры авиационной базы, впоследствии переданной в состав 4-й гвардейской Вапнярско-Берлинской Краснознаменной орденов Суворова и Кутузова военной базы.

В 2008 г. сразу два летчика полка получают высшие награды Российской Федерации: Героями России становятся подполковник Андрей Воловиков (Указ Президента России о присвоении звания подписан 26 мая 2008 г.) и майор Валерий Чухванцев (19 сентября 2008 г.).

Первые Ми-28Н прибыли в Кореновск в октябре 2010 года

Наши дни

В последние пять лет кореновский полк впервые получает многочисленное пополнение летного и инженерно-технического составов, начинается масштабная программа перевооружения на новую авиационную технику, коренная реконструкция авиабазы, строительство нового жилья.

Происходят и организационные изменения: в январе 2010 г. 55-й отдельный вертолетный и 325-й отдельный транспортно-боевой полки объединяются в 6974-ю авиационную базу с базированием на аэродромах Кореновск и Егорлыкская. В ноябре того же года она преобразуется в 393-ю авиационную базу 2 разряда с возвращением почетного наименования «Севастопольская».

Ми-35М- курс на полигон

В 2010 г. в часть начинают поступать боевые вертолеты нового поколения – Ми-28Н: 13 октября приходят первые три машины, а 15 октября – еще две. В течение следующего года поступают еще семь «ночных охотников». Правда, вскоре четыре кореновских Ми-28Н передаются в Торжок, в состав Центра боевого применения и переучивания летного состава армейской авиации, а остальные восемь – в Буденновск, во временное пользование 387-й авиационной базы армейской авиации.

Ми-28Н Кореновского вертолётного полка готовится к очередному вылету

В 2012 г., после окончания строительства новой полосы в Кореновске, все восемь Ми-28Н возвращаются из Буденновска на родной аэродром. Перед этим, в январе 2011 г., в Кореновск приходят десять транспортно-боевых Ми-8АМТШ, еще одна партия из десяти таких машин поступает в июне того же года. С получением новых типов вертолетов кореновские вертолетчики получили возможность выполнять основные и специальные задачи в любое время суток в любых погодных условиях.

Еще одним нововведением в рамках армейских реформ этого периода стала передача обслуживания и ремонта авиационной техники сторонней организации. Для Кореновска таковой стал Научно-технический центр «Качество», который в кооперации с холдингом «Вертолеты России» занимался текущими и негарантийными ремонтами авиационной техники части.

Кореновские Ми-8АМТШ могут не только перевозить десантников и грузы, но и использоваться для огневой поддержки, для чего оснащаются блоками неуправляемых ракет и стрелковыми контейнерами

В 2011–2012 гг. полк получает самое многочисленное пополнение за всю постсоветскую историю части: его ряды пополнили 150 молодых лейтенантов летного и инженерно-технического составов, в последующем все они прошли переподготовку в Центре боевого применения и переучивания летного состава армейской авиации в Торжке. После возвращения в полк летчики продолжают свое обучение на месте, одним из показателей его качества стала победа в 2013 г. во всероссийских соревнованиях по летному мастерству «Авиадартс» кореновского экипажа Ми-24 под командованием выпускника 2011 г. Станислава Шехурдина.

В 2012 г. взамен имеющимся Ми-24 в полк поступили 16 новых Ми-35М, которые в кратчайшие сроки были освоены летным и техническим составом.

Предполётная подготовка Ми-35М

В 2013 г. в Кореновск начинают прибывать новейшие боевые вертолеты Ка-52 производства Арсеньевского завода «Прогресс». Всего за год было поставлено 16 машин, причем окончательная сборка их осуществлялась на заводе «Роствертол» в Ростове-на-Дону. В 2014 г. все кореновские Ка-52 были переданы в один из вновь сформированных полков на юге России.

С 2013 г. на Кореновском аэродроме Спецстроем России ведется масштабная реконструкция: практически вся база начинает перестраиваться заново. 10 июня 2014 г. была закончена заливка бетоном новой взлетно-посадочной полосы размерами 2600х42 м. В 2015 г. сооружены новые крытые стоянки с укрытиями-навесами для хранения и обслуживания авиационной техники, рулежные дорожки, площадки для опробования двигателей, учебные и сервисные площадки, обновлена система управления. По периметру авиационной базы проложены патрульные дороги, возведено новое ограждение со стационарными системами безопасности. Постройкой новых многоэтажных домов для военнослужащих и их семей в полном объеме решен жилищный вопрос.

В 2015 г. в полк прибывают еще восемь новых Ми-8АМТШ (четыре машины – в середине года, и еще столько же – в декабре).

1 декабря 2015 г. 393-я Севастопольская авиационная база армейской авиации вновь переименовывается – ей возвращается ее прежнее имя – 55-й отдельный вертолетный полк армейской авиации 4-й армии Воздушно-космических сил Южного военного округа.

На сегодня личный состав 55-го полка является одним из самых подготовленных в российской армейской авиации, в течение четырех лет подряд (2011–2014 гг.) полк под командованием полковника Р.М. Хабибуллина становился лучшим в ВВС России, а дважды, в 2013 и 2014 гг., экипажи из Кореновска побеждали в конкурсе летной выучки «Авиадартс». Залогом этих успехов стало постоянное обучение и тренировки в течение всего периода службы, начиная от авиационного училища, с последующим переучиванием в Центре боевой подготовки в Торжке на новый вид техники, и затем уже непосредственно в части, в учебных классах, совершенствуясь и оттачивая свои знания и навыки на авиационных полигонах Алексеевский и Копанской. На общевойсковых полигонах проводятся постоянные мероприятия по решению задач в межвидовом взаимодействии с различными частями и подразделениями, включая мотострелковые, танковые и десантные. На постоянной основе ведется работа по совершенствованию слаженности совместных действий с различными авиационными подразделениями. Кроме родных равнин, летчики полка во время специальных сборов отрабатывают технику пилотирования и ведения боевых действий на горных полигонах.

Проводятся вылеты на площадки, на которых отрабатываются различные задачи – высадка десанта, подготовка техники в полевых условиях, снаряжение групп. Кроме учебных задач, экипажи продолжают оказывать помощь силовым ведомствам, для этого на аэродроме Моздок постоянно находится на ротационной основе по одной смешанной эскадрилье. Кореновцы также участвуют в транспортировке военных грузов: например, только за 2015 г. вертолетами полка было переброшено свыше 100 тонн различных грузов. Кроме того, с кореновских вертолетов за прошедший год было десантировано более 4000 человек во время плановых парашютных прыжков и проведения различных операций. Десантирование производилось на высотах от 600 до 3200 м, включая высокогорные площадки.

Автор выражает благодарность за помощь в подготовке материала начальнику пресс-службы Южного военного округа

полковнику Горбуль И.А., офицеру пресс-службы ЮВО капитану Зорину С.В. и командиру полка полковнику Хабибуллину Р.М.

Материал отредактирован для проекта «Виртуальный Кореновск» и опубликован с разрешения автора — Николая Балабаева

bmpd.livejournal.com

В состав 55-го вертолетного полка в Кореновске поступили новые боевые вертолеты Ка-52

1 декабря 2016 года на аэродроме Кореновск (Краснодарский край) состоялась передача в состав базирующегося там 55-го отдельного вертолетного полка армейской авиации 4-й армии ВКС Южного военного округа партии из четырех боевых вертолетов Ка-52 новой постройки ПАО «Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» имени Н. И. Сазыкина» (входит в состав АО «Вертолеты России»). Вертолеты с красными бортовыми номерами с «70» по «73» переданы в состав вновь сформированой 3-й эскадрильи полка.

Передача новых боевых вертолетов Ка-52 в состав 55-го отдельного вертолетного полка армейской авиации 4-й армии ВКС Южного военного округа. Видны вертолеты с красными бортовыми номерами «70» и «71». Кореновск, 01.12.2016 (с) Антон Гарник / ВКонтакте / vk.com/krasnodarspotting

Ранее пресс-служба Южного военного округа сообщала, что «эскадрилья многоцелевых всепогодных боевых вертолетов Ка-52 «Аллигатор» будет сформирована к 1 декабря в Краснодарском крае в рамках планового переоснащения войск Южного военного округа (ЮВО)», (об этом сообщал и наш блог), при этом указывалось, что должно быть поставлено 12 вертолетов, которые своим ходом должны перелетать с ААК «Прогресс» через всю страну. Сообщается, что после получения четырех первых вертолетов 1 декабря, оостальные должны прибыть до конца года.

Комментарий bmpd. Напомним, что эскадрилья вертолетов Ка-52 (16 единиц) уже входила в 2013-2014 годах в состав 393-й авиационной базы армейской авиации (с 1 декабря 2015 года — 55-й отдельный вертолетный полк армейской авиации) в Кореновске, причем окончательная сборка этих вертолетов осуществлялась на ОАО «Роствертол» в Ростове-на-Дону. Однако в 2014 году все кореновские Ка-52 были переданы в состав сформированного в Джанкое (Крым) нового 39-го вертолетного полка армейской авиации.

Первые две эскадрильи 55-го полка вооружены вертолетами Ми-28Н, Ми-35 и Ми-8АМТШ.

Стоит также отметить, что на церемонии передачи 55-му отдельному вертолетному полку армейской авиации вертолетов Ка-52 1 декабря 2016 года личному составу полка официально представили нового командира — полковника Суходольского Евгения Викторовича. Предыдущий командир 55-го полка (393-й авиабазы) полковник Ряфагат Хабибулин погиб 8 июля 2016 года в Сирии в сбитом вертолете Ми-35М.

Еще один фоторепортаж о передаче новых Ка-52 (в частности, видно, что вертолет Ка-52 с бортовым номером «72 красный» имеет заводской номер 35382614001, серийный номер 14-01, первый вертолет 14-й серии).

По имеющимся данным, к концу 2016 года на ААК «Прогресс» должна быть завершена постройка вертолетов Ка-52 15-й производственной серии. С учетом того, что с 1-й по 7-ю серии в каждой серии было по пять вертолетов, а с 8-й серии — по десять вертолетов в каждой серии, то общее количество построенных Ка-52 (с учетом трех опытных Ка-52 и четырех предсерийных Ка-52К), видимо, к концу года превысит 120 единиц.


Передача новых боевых вертолетов Ка-52 в состав 55-го отдельного вертолетного полка армейской авиации 4-й армии ВКС Южного военного округа. Кореновск, 01.12.2016 (с) Антон Гарник / ВКонтакте / vk.com/krasnodarspotting

Представление личному составу 55-го отдельного вертолетного полка армейской авиации 4-й армии ВКС Южного военного округа нового командира полка полковника Е.В. Суходольского. Кореновск, 01.12.2016 (с) ВКонтакте (via mykor.ru )

bmpd.livejournal.com

378-я авиационная база » Военное обозрение

378-я авиационная база относительно молодое формирование, созданное полтора года назад путем слияния двух воинских частей. Представляю вашему вниманию историческую справку одной из частей, ставших основой новой авиабазы.
В период с 1 марта по 25 марта 1987г. был сформирован 440 отдельный вертолетный полк (боевой и управления), (войсковая часть п.п. 36659), на территории ГДР в городе Стендаль. Основной для формирования явились: части армейской авиации 3 Общевойсковой Армии Группы Советских войск в Германии. 25 марта — дата годового праздника части.
С марта 1987 по апрель 1988 года 440 отдельный вертолетный полк (боевой и управления), входил в состав авиации 3 общевойсковой Армии Группы Советских войск в Германии, город Стендаль (ГДР).
С апреля 1988 по октябрь 1990 года входил в состав 16 воздушной Армии Группы Советских войск в Германии, город Стендаль.
25 мая 1988 года полку начальником штаба 16 Воздушной Армии генерал-майором Походенко вручено Боевое Знамя и Грамота Президиума Верховного Совета СССР (подписанная 25 мая 1987 года) к Боевому Знамени.
С октября 1990 года по июнь 1992 года 440 отдельный вертолетный полк (боевой и управления), входил в состав 3 общевойсковой Армии Западной Группы войск в Германии, город Стендаль.
В период с 12 мая по 30 июня 1992 года было осуществлено перебазирование 440 отдельного вертолетного полка (боевой и управления) и частей обеспечения со Стендаля Западной Группы войск в Германии в город Вязьма, Смоленской области.
С июня 1992 по март 1998 года входил в состав авиации 1 гвардейской танковой Армии (позднее переименованной в 1 Гвардейскую Общевойсковую армию) Московского Военного округа.
В 1994-1999 гг от полка в Таджикистане действовала 41 отдельная вертолетная эскадрилья в составе Коллективных миротворческих сил
В 1996 году экипажи полка принимали участие в контртеррористической операции в Чеченской Республике.
В 1997-1998 гг экипажи полка принимали участие в миротворческой миссии в Анголе.
В сентябре 1997 года были расформированы и вошли в состав 440 отдельного вертолетного полка части обеспечения: 492 отдельный батальон аэродромно-технического обеспечения и 38 батальон связи и радиотехнического обеспечения, дислоцирующиеся в городе Вязьма.
С марта 1998 по сентябрь 2000 года 440 отдельный вертолетный полк (боевой и управления) организационно входил в состав Управления Авиации Московского Военного округа.
В 1999-2002 гг экипажи полка принимали участие в миротворческой миссии на территории Югославии.
С 1999 года подразделения полка принимали участие в контртеррористической операции в Чечне.
С сентября 2000 по декабрь 2002 года 440 отдельный вертолетный полк (боевой и управления), входил состав 20 гвардейской армии Московского Военного округа.
С декабря 2002 по апрель 2009 года входил состав 16 Воздушной армии Военно-Воздушных Сил.
В 2003-2005 гг экипажи полка принимали участие в миротворческой миссии в Сьерра-Леоне.
В августе 2008 года участвовали в принуждении Грузии к миру.
С апреля 2009 года 440 отдельный вертолетный полк (боевой и управления) входит в состав 1 Командования ВВС и ПВО.
1 ноября 2009 года 440 отдельный вертолетный полк переформирован в 6965 авиационную базу (второго разряда).
С 1 декабря 2010 года 6965 авиационная база ( второго разряда ) расформирована и передана в 7000 гвардейскую авиационную Борисовскую Померанскую дважды Краснознаменную ордена Суворова базу ( 1 разряда ) с дислокацией в городе Воронеже.
1 декабря 2010 года создана 378 авиационная база армейской авиации (второго разряда) с дислокацией на аэродроме Вязьма-Двоевка.
30 декабря 2011 года база получила боевое знамя нового образца, которое вручал полковник Бондаренко С.Г. по поручению Командующего войсками 1 командования ВВС и ПВО генерал-майора Макушева И.Ю.
Наград и отличий часть не имеет.

Эксклюзив специально для читателей блога twower — полуторачасовой фильм об истории 440-го вертолетного полка, снятый к 20-летию части

Видео с вручения боевого знамени в декабре 2011 года

Видео — визитная карточка 378-й авиационной базы

На данный момент в составе полка три эскадрильи: на боевых вертолетах Ми-24, на транспортно-боевых Ми-8 и специальных (радиоэлектронной борьбы) Ми-8. Последние снимать не разрешили, поэтому дальше будут фотографии «восьмерок» и «двадцатьчетверок» на земле и в полете.
Отмечу, что запрет на съемки объявлялся иной раз в столь безобидных ситуациях, что приходилось только диву даваться. Например, нельзя было показать находящийся на ремонте в технико-эксплуатационной части, да и саму ТЭЧ. Также нельзя было снимать командно-диспетчерский пункт.

Класс предполетной подготовки.
Для любителей пощелкал плакаты (все фото кликабельны)

1.

2.

3.

4.

Новомодные веяния в религии

5.

Далее начались полеты.
«Двадцатьчетверки» представлены модификациями «В» и «П»

6.

В воздухе одновременно находилось несколько машин, выполняющих полеты по кругу

7.

Поскольку модификаций «ПН» на базе нет, то и ответ на вопрос, что с ночными очками, думаю, понятен. Действия ночью возможны только при подсветке целей с помощью осветительных бомб. Боевое применение отрабатывается на полигоне под Дорогобужем

8.

9.

10.

11.

Борт-техник осматривает вертолет после посадки

12.

Ожидается замена боевых вертолетов на Ми-28Н (когда это произойдет пока неизвестно, но говорят, что скоро), поэтому борт-техникам придется либо переучиваться, либо переводиться в часть, где еще есть «24-е». Кстати, несколько групп летчиков базы уже прошли переобучение на Ми-28Н в Торжке

13.

Вернемся к полетам

14.

15.

16.

17.

18.

Транспортно-боевые вертолеты представлены Ми-8МТ. Все машины на базе достаточно возрастные — 80-х годов. Параллельно с заменой Ми-24 на «28-е» ожидается и замена «МТшек» на новые МТВ-5. Возможно это произойдет в следующем году.
«Восьмерка» возвращается из полета

19.

20.

Створки грузового отсека сняты специально, т.к. вертолет вылетал с группой спецназа на борту, производившей учебное десантирование

21.

22.

23.

«Сколько же вас тут, любопытных…»

24.

Кстати, летчик в новой форме. О ней слышал два различных мнения: от старшего офицера — шлак, от борт-техника — ничего, нормальная, сравнима с прежней, но летом в ней жарковато

25.

Створки на место ставят

26.

27.

28.

Если вы обратили внимание, то на стоянке и рулежной дорожке новое покрытие. Сейчас на аэродроме проходит реконструкция стоянок, их увеличение. Взлетку, вроде бы, трогать не будут.

29.

Вернемся к «восьмерке». Кабина Ми-8МТ изнутри.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

36.

37.

38.

39.

40.

Заправка

41.

42.

В завершение выкладываю информацию о Героях России, проходивших службу в 440-м вертолетном полку. За историю части их было трое.

Капитан Иванов Александр Александрович
Штурман звена – оператор вертолета Ми-24, военный летчик 3 класса. Родился 26.11.1974 года в г. Целиноград Казахской ССР. После окончания Свердловского Суворовского военного училища поступил в Сызранское ВВАУЛ, в 1995 году по окончании которого был направлен в овп Московского военного округа. Летал летчиком-оператором на вертолете Ми-24 в Таджикистане в 1998-1999гг. с 1999 года находился в командировках в Северо-Кавказском военном округе, участвовал в боевых действиях по ликвидации незаконных вооруженных формирований в Чечне.
13.12.1999 года А. Иванов в составе экипажа вертолета Ми-24 выполнял огневое прикрытие при спасении командира полка, сбитого в Аргунском ущелье. После эвакуации экипажа, уходя замыкающим группы, его вертолет был подбит противником. Экипаж погиб.
Указом Президента РФ № 663 от 11.04.2000 года капитану А. Иванову за мужество, героизм присвоено звание Героя РФ (посмертно).
Похоронен в г. Сызрани.

Майор Совгиренко Андрей Викторович
Командир звена вертолетов Ми-24, родился 14.03.1966 года в г. Сызрань. В 1987 году окончил Сызранское ВВАУЛ. Службу проходил в Прикарпатском и Московском военных округах. За это время был в командировке в Таджикистане и дважды в Чеченской Республике, где участвовал в боевых действиях с бандформированиями. Военный летчик 1 класса. Награжден орденом Мужества и медалями.
13.12.1999 года А. Совгеренко на вертолете Ми-24 выполнял задачу по огневому прикрытию группы, действующей по спасению подбитого экипажа в Аргунском ущелье. На завершающем этапе операции, уходя последним, его вертолет был подбит противником и упал. Экипаж погиб.
Указом Президента РФ № 663 от 11.04.2000 года майору А.Совгеренко за мужество и героизм присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно).
Похоронен в г. Москва.

Эти два летчика были единственными потерями полка в Чечне.

Алимов Владимир Ришадович
Родился 6.12.1957. Заслуженный военный летчик России, военный летчик-снайпер, полковник, Герой Российской Федерации 2000г., окончил Саратовское Высшее Военное авиационное училище летчиков в 1979 году.
Проходил службу на летных должностях в г. Аральске Туркестанского военного округа с 1979 по 1988г. В Западной группе войск с 1988 по 1992г. в городе Стендаль, в Московском военном округе в поселке Вязьма-Брянская с 1992 по 2002 год, с 2002 года по 2004 год старший инспектор-летчик отдела боевой подготовки армейской авиации 16 ВА, с 2004 по 2008 год старший инспектор-летчик отдела боевой подготовки управления авиации КсПН.
Принимал активное участие в ликвидации последствий на Чернобыльской атомной станции в 1986 году. В 1997-1998 годах участвовал в миротворческой миссии в Анголе.
В 1996 и 1999 годах участвовал в контртеррористических операциях в Чечне.
Особо отличился 13 декабря 1999 года при выполнении боевого задания в Аргунском ущелье Чеченской Республики при эвакуации группы спецназа и экипажа сбитого вертолета Ми-8. Попав под шквальный огонь боевиков, тогда еще майор Алимов, не прекратил выполнение боевого задания, сумел посадить вертолет на горную площадку и вступил в наземный бой с превосходящими силами противника. Двадцать две минуты Владимир Ришадович вместе с парашютно-десантной группой отражали атаки боевиков, делая все возможное, чтобы собрать и эвакуировать попавших в окружение боевых товарищей. Майор Алимов взлет не производил пока последний солдат, попавший в окружение, не оказался на борту Ми-8. А когда пришлось взлетать, оказалось, что вертолет сильно перегружен (вместо положенных 24 десантников на борту оказались 31 человек). Оставить десантников на земле — значит приговорить их к смерти. Владимир Ришадович принимает решение — забрать всех, собрав воедино весь свой опыт пошел на взлет, Ми-8 теряя обороты несущего винта повалил несколько впереди стоящих деревьев, но оторвался от земли и вновь попал под перекрестный огонь боевиков. Вертолет получил 56 пробоин, из них 14 в кабину экипажа, отказали приборы, связь, вооружение но, несмотря на это майору Алимову удалось скрыться в облаках и по дублирующим приборам благополучно вернуться на аэродром базирования.
За мужество и героизм, проявленные при выполнении боевой задачи Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 2000 года Алимову Владимиру Ришадовичу было присвоено звание Герой Российской Федерации.
За выполнение других задач награжден орденом «Мужества» (1997г.), орденом «За военные заслуги» (1999г.), орденом «Красной Звезды» (1988г.)
В его часть названа улица в родном селе.

Интервью с полковником Алимовым вы можете увидеть в фильме, посвященном 20-летию части.

topwar.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *