Российские вертолёты получат новые управляемые ракеты

Как стало известно, в Сирии проходит испытания в боевых условиях перспективная российская авиационная противотанковая ракета «Изделие 305». Испытания проходят с борта новейшего российского вертолёта Ми-28НМ, недавно переброшенного в Сирию. 

«Изделие 305» — это ракета перспективного авиационного противотанкового комплекса «Гермес-А«, давно ожидаемой новинки отечественного ВПК. «Гермес-А» является противотанковым комплексом нового поколения, возможности которого на порядок превосходят существующие отечественные противотанковые комплексы. 

В настоящий момент в арсенале управляемого оружия, применяемого российскими вертолётами имеется сразу несколько типов противотанковых управляемых ракет (ПТУР) — «Штурм«, «Атака» и «Вихрь«. 

Ракеты комплексов «Штурм» и «Атака» имеют радиокомандную систему наведения, что ограничивает в определённой степени манёвр вертолёта после пуска. С одной стороны, наведение «Атаки» возможно при угле до 110 градусов между курсом вертолёта и направлением на цель, что позволяет выполнять противозенитное маневрирование. С другой — радиокомандное наведение требует нахождения цели в пределах прямой видимости, что не позволяет вертолёту до момента попадания укрыться от средств ПВО противника за складками рельефа местности или уйти на предельно малые высоты. 

«Вихрь» является более совершенной ПТУР. В отличии от «Штурма» или «Атаки» ракета данного комплекса имеет сверхзвуковую скорость полёта, что значительно снижает время подлёта к цели. Ракета «Вихрь» наводится на цель путём телеориентирования в луче лазера (приёмник, расположенный в хвостовой части ракеты принимает направленное на цель модулированное лазерное излучение и автопилот ракеты, определяя по параметрам модуляции луча положение относительно его центра вырабатывает команды, обеспечивающие её удержание на оси луча). Что также требует нахождения цели в пределах прямой видимости и накладывает ограничения на маневрирование вертолёта после пуска. 

Дальность пуска ракет «Вихря», также как и последних модификаций ракет комплекса «Атака»  составляет до 10 километров. 

Вышеуказанных недостатков полностью лишен комплекс «Гермес-А». Данный комплекс начал разрабатываться ещё в 1990-х годах в Тульском Конструкторском Бюро Приборостроения под руководством выдающегося российского конструктора-оружейника Аркадия Шипунова. Но высокая сложность комплекса и практически полное отсутствие финансирования в то время существенно затянули время разработки. К тому же, в процессе создания характеристики комплекса существенно выросли, по сравнению с тем, что задумывалось изначально.

Ракета комплекса «Гермес-А» выполнена по бикалиберной схеме, и очень похожа по внешнему виду на ракеты зенитно-ракетных комплексов «

Тунгуска» и «Панцирь-С1«. Ракета «Изделие 305» имеет комбинированную систему наведения — инерциальную (с возможности коррекции по командам от РЛС вертолёта) на основном участке полёта и самонаведение на конечном. Какого именно типа головка самонаведения установлена на «Изделии-305» пока не сообщается.  

Дальность полёта новой ракеты составляет до 25 километров. Масса боевой части более чем в 2 раза увеличена по сравнению с существующими отечественными ПТУР до 28-30 (по разным оценкам) килограмм. Сама боевая часть «Гермеса» может быть двух видов — бронебойной или осколочно-фугасной, в отличие от  «традиционной» для противотанковых ракет кумулятивной БЧ. Стоит заметить, что ракета «Гермеса» атакует цель по навесной траектории, что обеспечивает поражение бронетехники в наиболее уязвимую верхнюю часть, где толщина брони минимальна, а высокая масса боевой части в таком случае не оставляет бронетехнике противника шансов на выживание. Фактически ракета «Гермеса» станет универсальной и позволит не только успешно бороться с любой бронетехникой, но и точечно поражать прочие объекты противника, например укреплённые огневые точки, здания, мосты, различные фортификационные сооружения и т.д.  

Кроме того, ракета обладает высокими динамическими характеристиками и на всём протяжении полёта имеет сверхзвуковую скорость, что ещё более затрудняет противодействие ей со стороны противника.

Появление данной ракеты в арсенале вооружения российских вертолётов позволит им:

  • Поражать технику и важные объекты противника, выполняя пуск ракет за пределами даже выдвинутых средств ПВО малой дальности, которые обеспечивают непосредственное прикрытие подразделений сухопутных войск. 
  • В полной мере реализовать тактику «подскока». Суть данной тактики  заключается в скрытном подходе к району атаки, укрываясь от обнаружения противника за естественными неровностями рельефа местности, резком подъёме (т.н. «подскока»),  атака противника и быстрое снижение на сверхмалые высоты или  уход за естественные укрытия. «Гермес-А» позволяет минимизировать время нахождения в зоне видимости противника, и сделать его сопоставимым или даже меньшим времени реакции средств ПВО.
  • Позволяется полностью реализовать принцип «выстрелил-забыл», и не ограничивает манёвры вертолёта после пуска ракеты.  

Новейший вертолёт Ми-28НМ, с борта которого проводятся испытания «Изделия 305» сможет нести до 8 данных ракет. Вероятно, в будущем, после принятия ракеты на вооружение, носителем данной ракеты будет и вертолёт Ка-52.

Таким образом, принятие на вооружение комплекса «Гермес-А» позволит радикально увеличить эффективность действий российских ударный вертолётов, как системы оружия. 

Павел Румянцев

«Новый Оборонный Заказ. Стратегии

«

dfnc.ru

Roton — ракета вертолет

Ракета Roton похожа на летающий маяк с пропеллерами, как у вертолета

Roton был разработан в конце 90-х годов и представлял собой многоразовой одноступенчатый орбитальный пилотируемый космический корабль (SSTO). По сути — это ракета с вертолетными пропеллерами. Его главным назначением было снижение затрат при доставке полезного груза на низкую околоземную орбиту, причем с коэффициентом 10! Руководил разработкой проекта Gary Hudson из компании Rotary Rocket, штаб-квартира которой находится в Мохаве.

Ротон — ракета с пропеллером

Для выхода на околоземную орбиту Roton использовал реактивные двигатели, а роторные лопасти подключались, когда надо было совершить корректирующий траекторию маневр или посадку. В 1999 году были проведены практические испытания ракеты Roton, в ходе которых она совершила три успешных взлета и посадки, но у компании закончились деньги, и она вынуждена была законсервировать проект в начале 2001 года.


Если бы проект не был закрыт, Ротон уже доставлял бы спутники на орбиту, полезные грузы на космические станции и даже возил бы на экскурсии космических туристов. Для управления ракетой потребовалось бы всего два пилота. Что характерно, в разработку и создание первого прототипа пилотируемой многоразовой ракеты-носителя было вложено всего $30 миллионов частными инвесторами. Общий вес полностью загруженной ракеты равен 180000 килограмм.

Читать ПозжеДобавить в Избранное

fshoke.com

Вооружение ударных вертолётов | Армейский вестник

Все вертолеты чувствительны к нагрузке, и поэтому акцент при выборе вооружения для них неизменно делается на массе вертолета. Впрочем, в то время как многоцелевым вертолетам необходимо оружие для круговой самообороны, ударным вертолетам необходимо стреляющее вперед вооружение, которое может уничтожать укрепленные цели с безопасной дистанции удаления, а также пушка в подвижной установке для обстрела менее сложных целей.

Если брать легкую часть спектра вооружений, то пулеметы обычно не применяются на ударных вертолетах, хотя вертолет Bell AH-1G Cobra начал жизнь с передней гондолы Emerson Electric TAT-102A с установленным шестиствольным 7,62-мм пулеметом GAU-2B/A Minigun от General Electric. Подобным же образом ударный вертолет Ми-24 первоначально был оборудован четырехствольным 12,7-мм пулеметом Якушева-Борзова (ЯкБ-12,7) 9A624 в дистанционно управляемой установке.

Трехствольная 20-мм пушка M197 от General Dynamics Armament and Technical Products в подфюзеляжной гондоле вертолета Bell AH-1 W SuperCobra

Четырехствольный 12,7-мм пулемет Якушева-Борзова (ЯкБ-12,7)

Пушки почти повсеместно заменили пулеметы в качестве гондольного вооружения. Одним из немногих исключений является Eurocopter Tiger UHT немецкой армии, в настоящее время он может нести автоматическое вооружение только в виде неподвижно закрепленных контейнеров с вооружением.

В декабре 2012 года на вертолеты Tiger UHT, стоящие на вооружении немецкого вертолетного полка KHR36 в Афганистане были установлены контейнеры FN Herstal HMP400, каждый с 12,7-мм пулеметом M3P и 400 патронами. Контейнер весит 138 кг, а пулемет имеет скорострельность 1025 выстрелов в минуту.

Модифицированные компанией Eurocopter до стандарта Asgard-F (Afghanistan Stabilisation German Army Rapid Deployment — Full, быстрое развертывание немецкой армии для стабилизации в Афганистане — Полное), эти вертолеты Tiger также имеют на вооружении 19-зарядные ракетные пусковые установки 70-мм ракет и управляемые ракеты MBDA Hot.

Еще одним ударным вертолетом, на котором до сих пор стоит турельная пулеметная установка, является иранский Hesa Shahed (Свидетель) 285. Это очень легкий (1450 кг) одноместный аппарат — модификация Bell 206 JetRanger. Вертолет под обозначением AH-85A вооружен одноствольным 7,62-мм пулеметом ПКМТ в передней турели; по сообщениям, он находится в ограниченной эксплуатации в ВВС иранской революционной гвардии.

Пушка

Вытеснение пулеметов пушками в качестве вертолетного вооружения имеет вполне рациональное объяснение. Америка открыла для себя во Вьетнаме, а позднее и СССР в Афганистане, что установленные на вертолете пулеметы легко “перестреливаются” с земли тяжелым автоматическим вооружением.

В наземно-воздушных операциях 7,62-мм пулемет эффективен только на дистанции примерно 500 метров и только против небронированных целей, например личного состава на открытом пространстве. 12,7-мм пулемет увеличивает дальность стрельбы до 1000 метров и может справляться с более широким набором целей. Пушка (способная стрелять фугасными боеприпасами) начинается с калибра 20 мм; она достаточно эффективна на дистанциях до 1700 метров и может уничтожать легкие бронированные машины.

Установленная впереди турель позволяет поднимать пушку над линией фюзеляжа. В случае с вертолетом Eurocopter Tiger HAP французской армии 30-мм пушка Nexter Systems 30M781 в турели THL30 может вращаться на 30 градусов вверх и вниз и на 90 градусов в каждую сторону

Раскрашенный под лося вертолет Ми-24В венгерской армии демонстрирует оригинальную переднюю гондолу с четырехствольным 12,7-мм пулеметом 9A624 (ЯкБ-12,7)

Румынский вертолет IAR-330L Puma с гондолой Nexter Systems THL20 с одноствольной пушкой 20M621

Одним из примеров 20-мм вооружения для ударного вертолета является гондола Nexter Systems THL20 с одноствольной пушкой 20M621. Она установлена на румынских машинах IAR-330L Puma, также была выбрана для индийского вертолета HAL Light Combat Helicopter (LCH). Еще одна передняя подфюзеляжная установка GI-2 от южноафриканской компании Denel Land Systems предназначена для модернизации вертолетов Ми-24 алжирских ВВС. GI-2 также устанавливается на Denel Rooivalk (Пустельга). Такие пушки обычно имеют скорострельность 700 — 750 выстрелов в минуту.

Если необходима высокая скорострельность (которая, в общем-то, не нужна при обстреле наземных целей, но может быть предпочтительна при стрельбе по летательным аппаратам и быстроходным катерам), то в этом случае целесообразна пушка с несколькими стволами.

Крупный план 20-мм пушки Гатлинга M197 в гондоле вертолета AH-1Z

Типичным примером является трехствольная 20-мм пушка Гатлинга M197 от General Dynamics Armament and Technical Products, которая может стрелять со скорострельностью до 1500 выстрелов/мин и устанавливается в гондолу на вертолет Bell AH-1J/W, на новый вертолет AH-1Z, а также на AgustaWestland A129. Одной из причин выбора вертолета A129 в качестве основы турецкой программы Atak была превосходная точность его пушки M197 установленной в турели Oto Melara TM197B.

При разработке Ми-24 в 80-х годах с целью соответствия оперативным требованиям в Афганистане КБ Миля в первую очередь заменило оригинальный четырехствольный пулемет ЯкБ-12,7 двухствольной 23-мм пушкой ГШ-23Л на подвижной турели. Было изготовлено всего 25 Ми-24ВП, но этим вертолетом область применения пушки ГШ-23Л не ограничилась, она устанавливается в пушечном контейнере с 250 патронами (УПК-23-250) под крылья различных российских вертолетов.

При производстве Ми-24П от передней турели отказались в пользу двухствольной 30-мм пушки ГШ-30, закрепленной с правой стороны фюзеляжа. Впрочем, подфюзеляжная гондола ГШ-23 (НППУ-23) вернулась в экспортном варианте Ми-35М, стоящем на вооружении Бразилии и Венесуэлы.

30-мм пушка с цепным приводом Chain Gun со скорострельностью 625 выстрелов в минуту является неотъемлемым визуальным элементом силуэта ударного вертолета Apache. С тех пор пушка была адаптирована для других приложений, включая корабельную дистанционно-управляемую установку

С несколькими заметными исключениями (серии AH-1 и A129) на большей части ударных вертолетов устанавливается 30-мм пушка. Лидером стал вертолет Boeing AH-64 Apache с пушкой с цепным приводом Alliant Techsystems (ATK) M230 Chain Gun в гондоле под передней кабиной.

Еще одним примером является Eurocopter Tiger ARH/HAD/HAP с пушкой Nexter Systems 30M781 в подфюзеляжной турельной установке THL30. Как было сказано, ранее вертолет Tiger UHT немецкой армии не имеет турели, но рассматривается установка безоткатной револьверной пушкой 30 мм Rheimetall/Mauser RMK30 (Rueckstossfreie Maschinenkanone 30) в гибком подвесе, ведущей огонь безгильзовыми боеприпасами со скорострельностью 300 выстрелов/мин.

При дальнейшей доработке советского вертолета Ми-24 с БМП-2 была заимствована проверенная одноствольная 30-мм пушка 2A42 с двойной подачей. Скорострельность пушки выбирается между 200 и 550 выстрелами в минуту.

В случае с Ми-28Н пушка 2A42 устанавливается в гондоле НППУ-28Н под передней кабиной, но на вертолете Ка-50/52 эта пушка устанавливается в цапфах с правой стороны фюзеляжа и может поворачиваться по вертикали на 40,5 градусов.

Этот ночной охотник Ми-28Н иллюстрирует три типа вооружения: 30-мм пушка 2А42 с двойной подачей в подфюзеляжной гондоле НППУ-28Н, 80-мм ракеты С-80 в 20-снарядных установках Б8В20-A и радиоуправляемые бронебойные ракеты в восьмитрубных направляющих

Подфюзеляжная гондола НППУ-28Н крупным планом

Неуправляемые ракеты

Рассмотренные выше пушки представляют собой экономичные средства борьбы с широким диапазоном целей, определенных на больших углах отклонения от оси воздушного судна. Впрочем, вертолетные пушки легко «обыгрываются» современными системами ПВО. Например, широко применяемая четырехствольная 23-мм самоходная зенитная установка ЗСУ-23, ведущая огонь со скоростью до 4000 выстрелов/мин, имеет действительную наклонную дальность 2000 метров. Тогда как ПЗРК имеют максимальную дальность 4000 — 6500 метров.

Неуправляемые ракеты воздушного пуска могут в свою очередь превосходить по дальности наземное автоматическое вооружение. Самыми распространенными западными неуправляемыми ракетами являются 68-мм SNEB от Thales/TDA Armements и 2,75 дюйм/70-мм Hydra-70 от General Dynamics Armament and Technical Products, ракета FZ90 от Forges de Zeebrugge и ракета CRV7 от Magellan Aerospace.

Семейство ракет Hydra-70

Ракета Hydra-70 является модификацией FFAR (Folding-Fin Aircraft Rocket — ракета со складными стабилизаторами) которая была разработана в конце 40-х годов как неуправляемая ракета «воздух-воздух», в основном для того, чтобы быстро и надежно поразить советский бомбардировщик несущий атомную бомбу. Она служила в качестве временного средства до тех пор, пока не поступили на вооружение такие управляемые ракеты, как например, AIM-7.

Современная Hydra-70 производится с девятью различными боеголовками, включая M151 (4,5 кг фугасная), M229 (7,7 кг фугасная) и M255A1 (с поражающими элементами), плюс варианты дымовой завесы, осветительный и практический. Свыше четырех миллионов ракет Hydra-70 было произведено компанией GDATP с 1994 года. Она заряжается в 7- и 19-трубные установки.

Утверждается, что канадская ракета CRV7 имеет превосходные характеристики с действительной дальностью до 8000 метров. Свыше 800000 этих ракет были изготовлено для 13 стран.

Российская 57-мм ракета С-5 в настоящее время вытесняется 80-мм ракетой С-8, которая весит 11,1 — 15,2 кг и устанавливается на вертолетах в 20-трубной пусковой установке Б8В20-A. Она развивает максимальную пиковую скорость 1,8 Маха и имеет максимальную дальность 4500 метров. С-8KOM имеет бронебойную кумулятивную боеголовку, а С-8БМ предназначена для уничтожения личного состава в фортификационных укреплениях.

Вертолет Ми-28Н также может нести два пусковых блока Б-13Л1, каждый с пятью 122-мм ракетами С-13, которые практически являются самыми мощными ракетами отстреливаемыми с вертолетов. С-13Т массой 75 кг имеет тандемную боевую часть способную пробить один метр армированного бетона или шесть метров грунта. 68-кг С-13ОФ имеет осколочно-фугасную боевую часть, которая создает облако из 450 ромбовидных элементов по 25—30 грамм.

Ми-28Н способен нести две 240 мм ракеты С-24Б массой по 232 кг. Можно отметить, что российские ударные вертолеты используют бомбы массой от 50 до 500 кг и универсальный контейнер малогабаритных грузов КМГУ-2 для сбрасывания суббоеприпасов.

Необходимо заметить, что в связи со своей особой природой реактивные снаряды с лазерным наведением будут рассмотрены в следующих обзорах. Они разработаны относительно недавно и предназначены в частности для обеспечения новым эффективным вооружением легких универсальных вертолетов, которые значительно дешевле в эксплуатации по сравнению со специализированными ударными вертолетами.

На вертолете Ka-50 30-мм пушка Шипунова, закрепленная в цапфах по правому борту фюзеляжа, имеет углы места (по вертикали) от +3,5 градусов и до -37 градусов. На фото Ка-50 показан с 20-трубными блоками Б8В20-A для 80-мм ракет С-8 и шеститрубными установками УПП-800 для бронебойных ракет 9M121 «Вихрь»

Ракета MBDA Mistral 2 с ИК-наведением массой 18,7 кг имеет несколько большее огневое могущество по сравнению с запускаемыми из ПЗРК ракетами. На вертолете Eurocopter Tiger ракеты устанавливаются в сдвоенную пусковую установку Atam (Air-To-Air Mistral)

Ракеты «воздух-воздух»

Самым тяжелым управляемым вооружением класса «воздух-воздух» являются 105-кг ракета «Вымпел» Р-73 или по классификации НАТО AA-11 (на Ми-28 и Ка-50/52) и 87-кг Raytheon AIM-9 Sidewinder (на AH-1W/Z). Обе имеют превосходную дальность действия согласно стандартам для ракет ближнего действия; заявленная цифра для базовой ракеты Р-73 (при пуске с реактивных самолетов в лобовом бою) составляет 30 км. Выбор ракеты AIM-9 американским корпусом морской пехоты для вертолетов серии Cobra, по всей видимости, определялся необходимостью минимизации числа разных типов ракет на одном воздушном судне.

Ракета «Вымпел» Р-73 устанавливается на вертолеты Ми-28 и Ка-50/52

Выдвигались предположения, что на бразильские вертолеты Ми-35M могут быть установлены ракеты «воздух-воздух» MAA-1B Piranha II Mectron или Darter-A Denel/Mectron.

Стремление максимального снижения массы бортового вооружения способствует адаптации переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК) в качестве вертолетного оружия самообороны «воздух-воздух». Лидерами здесь являются 18,7-кг MBDA Atam (Air-To-Air Mistral, установлена на Tiger), и даже более легкие 10,6-кг ракеты 9K38 Игла или СА-18 (на Ми-28 и Ka-50/52) и 10,4-кг Raytheon AIM-92 Stinger (на вертолете AH-64). Комплекс Atam базируется на ракете Mistral 2 и представляет собой сдвоенную пусковую установку. Он имеет ударный и дистанционный взрыватели и максимальную дальность 6500 метров.

Ракеты класса «воздух-поверхность»

Ударные вертолеты были разработаны в основном для уничтожения боевых бронированных машин, и поэтому самым важным типом вооружения для них традиционно является противотанковое управляемое вооружение. В начале 40-х годов Германия была пионером в области наведения ракет по проводам. В ранний послевоенный период Великобритания провела несколько испытаний и сделала вывод о том, что эта концепция слишком склонна к поломкам и повреждениям. И как результат, впоследствии Британия упустила целое поколение противотанковых ракет.

В самых первых ракетах использовали ручное командное наведение, которое давало плохую точность. В целом было принято решение вместо него принять так называемое наведение Saclos (semiautomatic command to line-of-sight — полуавтоматические сигналы управления по линии визирования). Здесь оператор держит прицел на цели, а система автоматически отслеживает выхлопную струю ракеты и вырабатывает корректирующие сигналы для возвращения ее на линию визирования.

Первый в мире установленной на вертолет ракетой класса «воздух-земля» стала французская Nord AS.11 (адаптированная ракета наземного пуска SS.11), которая имела ручное управление по проводам и была принята на вооружение американской армией под обозначением AGM-22. Она была установлена на двух вертолетах UH-1B и впервые была применена армией в реальных условиях в октябре 1965 года. AGM-22 позднее была вытеснена (Hughes) BGM-71 Tow, которая также управлялась по проводам, но использовала наведение с применением оптических средств слежения Saclos. Впервые она применена в боевых условиях в мае 1972 года, где уничтожила танки T-54 и ПT-76.

Самыми широко распространенными ракетами управляемыми по проводам являются 12,5-кг 9M14M Малютка-2 или AT-3, 22,5-кг Raytheon BGM-71 Tow и 24,5-кг Euromissile Hot. Наведение по проводам ограничено дальностью примерно 4000 метров, но это вполне вписывалось в концепцию Варшавского договора прошлого века бронетанкового удара по северной немецкой равнине. Тогда считалось, что обзор целей на больших дальностях был маловероятен в связи, как правило, с плохой видимостью и задымленностью поля боя.

Радионаведение исключает это ограничение по дальности, но может быть уязвимо к глушению. Что касается наведения по проводам, то здесь линия визирования на цели должна удерживаться все время полета ракеты.

Радиоуправляемая противотанковая ракета 9M114 «Кокон»

Одним из первых образцов радиоуправляемой противотанковой ракеты стала широко распространенная 31,4-кг 9M114 «Кокон» или AT-6, эта ракета использовалась в составе комплекса 9K114 «Штурм». Базовое вооружение, поступившее на вооружение в 1976 году, имело дальность действия 5000 метров.

В 90-х годах 9K114 начали заменять 49,5-кг комплексом 9K120 Атака-В или AT-9. В комплексе были сохранены пусковые направляющие и прицельная система 9K114, но при этом он получил сверхзвуковую ракету (1,6 Маха) 9M120, которая в базовом варианте имеет дальность действия 5800 метров. Ми-28Н может нести 16 этих ракет в двух восьмитрубных блоках.

9M120 имеет тандемную боевую часть для борьбы с бронированными целями, тогда как 9М120Ф имеет термобарическую боевую часть для уничтожения легкобронированных целей, зданий, пещер и бункеров. Вариант 9A2200 имеет боеголовку с увеличенным сердечником для борьбы с воздушными судами.

13-кг ракета Lahat с лазерным наведением может отстреливаться из трубной пусковой установки с воздушного судна или из 105/120 мм танкового орудия. Полностью снаряженная четырехтрубная пусковая установка для вертолета имеет массу менее 89 кг. Lahat имеет дальность действия свыше 8000 метров

Пусковой контейнер на четыре ракеты MBDA Pars-3 LR установленный на вертолете Eurocopter Tiger. Pars3-LR имеет инфракрасное наведение с автоматическим распознаванием, что позволяет выполнять захват цели уже после пуска

Наведение по лазерному лучу обеспечивает точность независимо от прицельной дальности. Кодированный луч лазера позволяет обозначать цель с помощью еще одного источника, воздушного или наземного. Это облегчает захват цели из укрытия или вне визуальной дальности прямой видимости оператора и минимизирует время экспозиции вертолета, с которого запускается ракета.

Ярким примером ракеты с наведением по лазерному лучу является 43-кг AGM-114 Hellfire от Lockheed Martin, имеющая дальность 7000 метров в режиме прямого визирования и 8000 метров при пуске непрямой наводкой. Ракета сверхзвуковая, что снижает время ее экспозиции для средств перехвата противника в режиме пуска с подсветкой цели. Вертолеты AH-1Z и AH-64 могут нести 16 ракет Hellfire. Более легкие A129 и Tiger могут нести восемь таких ракет.

Hellfire впервые была применена в реальных условиях в операции «Правое дело» в Панаме в 1989 году. Традиционно она применялась с тремя типами боеголовок: AGM-114K с тандемной боевой частью для бронированных целей, AGM-114M осколочно-фугасная для небронированных целей и AGM-114N с металлическим зарядом для разрушения городских строений, бункеров, РЛС, центров связи и мостов.

Ракета AGM-114 Hellfire на пилоне БПЛА Predator

Начиная с 2012 года, ракета Hellfire стала доступна с многоцелевой боевой частью AGM-114R, что позволяет выбирать ее воздействие на цель (осколочно-фугасное или бронебойное) прямо перед пуском. В зависимости от типа цели AGM-114R также позволяет выбирать угол встречи, от почти горизонтального до почти вертикального.

Другими примерами бронебойных ракет с лазерным наведением являются 13-кг Lahat от Israel Aerospace Industries и 49,8-кг Mokopa от Denel Dynamics, которые имеют максимальную дальность 8000 и 10000 метров соответственно.

AGM-114L Longbow Hellfire, устанавливаемая на вертолете AH-64D/E Longbow Apache, имеет радиолокационную систему наведения; миллиметровая РЛС обеспечивает возможности «выстрелил-забыл» днем и ночью и в любую погоду.

В Советском Союзе в свою очередь решили, что лазерное наведение слишком восприимчиво к ловушкам и вместо него разработали полет по лазерному лучу, хотя в этом случае дистанция промаха с дальностью увеличивается. Основным примером подобной системы является 45-кг ракета 9K121 «Вихрь» или AT-16, которая имеет пиковую скорость свыше 1,75 Маха и дальность 8000 метров при пуске с вертолета. «Вихрь» размещается в двух шеститрубных установках УПП-800 на вертолете Ka-50/52. Ракета имеет дистанционный взрыватель для обстрела воздушных целей.

Следующая российская ракета в этой категории — Гермес-А  от КБП, двухступенчатая ракета летит на скорости 3 Маха на максимальную дальность 20 км.

Инфракрасное наведение

Наведение по лазерному лучу позволяет поражать конкретные цели, но в некоторых обстоятельствах (например, в городском бою) целеуказание может стать невозможным, несмотря на известное общее местоположение цели. В таких ситуациях точная атака всё-таки возможна за счет комбинации инерциального и инфракрасного наведения. При сочетании с усложненными алгоритмами распознавания целей инфракрасное наведение обеспечивает возможности «выстрелил и забыл» и позволяет выполнять залповые пуски против множественных целей.

Немецкий вертолет Tiger UHT и его вооружение. Белая ракета на переднем плане — Pars-3 LR

Лидером в категории инфракрасного наведения является 49-кг ракета MBDA Pars-3 LR, имеющая высокую дозвуковую скорость (0,85 маха) и максимальную дальность 7000 метров. Ракета устанавливается на немецком вертолете Tiger UHT в четырехтрубных пусковых установках в готовом для пуска режиме; во время полета ее сенсор постоянно охлаждается. Четыре ракеты в полностью автономном режиме могут отстреливаться менее чем за 10 секунд. Она, как правило, использует режим захвата цели перед пуском, но также имеет упреждающий режим для временно укрытых целей.

Пуск Pars-3 LR может производиться в режиме прямой атаки, например по бункерам, но обычно она используется в режиме пикирования против бронированных машин. Ее боеголовка может пробить 1000 мм катаной гомогенной брони защищенной блоками динамической защиты.

Полномасштабное производство Pars-3 LR было начато в конце 2012 года компанией Parsys, совместным предприятием MBDA Germany и Diehl BGT Defence, по контракту с немецким агентством оборонных закупок, которое поставит 680 ракет для немецкой армии.

Еще одна относительно новая разработка — это Spike-ER производства израильской компании Rafael. Первая бронебойная ракета с наведением по оптоволоконному кабелю Spike-ER имеет дальность действия 8000 метров и позволяет захватывать цель до или после пуска. Вместе с транспортно-пусковым контейнером она весит 33 кг и имеет двухрежимный оптоэлектронный/инфракрасный сенсор, позволяющий проводить дневные/ночные операции.

Семейство ракет Rafael Spike включает Spike-ER, имеющую дальность 8000 метров. Она наводится по оптоволоконному кабелю; была выбрана Израилем, Италией, Румынией и Испанией для установки на свои вертолеты

Предполагается, что Spike-ER стоит на вооружении израильских вертолетов AH-1 и румынских IAR-330, она также выбрана для итальянских вертолетов AH-109 и испанских Tiger Had. Она является частью семейства ракет Spike и имеет высокий уровень унифицированности с вариантами наземного пуска. Spike также производится немецкой компанией EuroSpike, совместным предприятием Diehl BGT Defense и Rheinmetall Defense Electronics.

Ракета с лазерным наведением Х-25МЛ

Широкой публике доступны фотографии вертолета Ka-52 с установленными на борту 300-кг тактическими ракетами Х-25 или АС-10 (не «вписывающиеся» в обычный набор ракетного вооружения для вертолетов) в двух вариантах: с лазерным наведением Х-25МЛ и противорадиолокационная Х-25МП.

/Alex Alexeev, topwar.ru/

army-news.ru

Новая ракета «Ночного хищника» лучше вертолет не сделала


Американское «Адское пламя» на поле боя не менее эффективно

На фото: вертолет Ми-28Н (Фото: Дмитрий Серебряков/ТАСС)

В небе Сирии был замечен ударный вертолет Ми-28НМ «Ночной охотник». Более того, вертолет был оснащен новой управляемой ракетой с существенно более высокими характеристиками, чем у эксплуатирующихся ракет «воздух-поверхность» «Атака» и «Вихрь-М».

Строго говоря, это не совсем первое появление данного вертолета на российской базе в Сирии. В начале сирийской компании здесь обкатывалось в боевых условиях несколько машин базовой модификации — Ми-28Н. После достаточно продолжительного участия в боях против боевиков ИГИЛ* эти винтокрылые машины вернулись в Россию для доработки. Доработка понадобилась для того, чтобы отреагировать на замечания летного и технического состава, сделанные по результатам боевых вылетов и технического обслуживания вертолетов.

Наиболее серьезные замечания высказывались в адрес аппаратуры ночного видения, которая не позволяла в полной мере использовать достоинства «Ночного охотника». Более того, из-за недостатков данного комплекса в 2016 году потерпел катастрофу Ми-28Н, совершавший ночной полет. Также конструкторам было предложено повысить технические возможности бортового комплекса обороны «Витебск». В частности, были введены инфракрасные датчики, сообщающие пилоту о ракетном обстреле вертолета.

Был расширен климатический диапазон работы вертолета за счет обеспечения нормального функционирования всех систем в условиях повышенной температуры и большой концентрации в воздухе пыли и песка.

Поскольку в качестве вспомогательной силовой установки используется газотурбинный двигатель, крайне капризный в условиях загрязненного (запыленного) воздуха, то его пришлось серьезно доработать. По той же самой причине воздухозаборники оснастили более эффективным фильтром.

Все эти изменения были учтены и в новейшей модификации «Ночного охотника», которая пока еще не принята на вооружение. При этом у Ми-28НМ есть два существенных отличия от базовой версии: по органам «чувств» и по вооружению.

В Ми-28НИ использовано «надвтулочное» размещение РЛС, то есть над несущим винтом. Такая компоновка обеспечивает круговой обзор, что жизненно важно в условиях, когда атаку противника можно получать с любого ракурса. А также необходимо уничтожать цели, находящиеся не только прямо по курсу, но и «за спиной». Также появляется возможность вести скрытную разведку, прячась за складками местности и приподняв лишь одну РЛС, находящуюся внутри сферы из прозрачного для радиоволн материала. Это качество используется при работе по целям с подскока. То есть вертолет, спрятавшись за складки местности или иные преграды находит объекты для атаки, а затем приподнимается и наносит ракетный удар. После чего опять снижается, скрываясь из поля зрения противника.

При этом и сама РЛС Н025 была модифицирована, хоть индекс и остался прежним. До модернизации станции «Ночной охотник» был способен обнаруживать воздушные цели на расстоянии в 50 км, а наземные типа танка — на 15 км. Есть косвенные данные относительно того, что обновленная РЛС Н025 должна работать с целями, находящимися на расстоянии до 20 км. Для управляемого ракетного вооружения данного вертолета это избыточно, потому что дальность его ПТУР «Хризантема-М» с двухканальным наведением (радиокомандный и лазерный) составляет 10 км.

Для «Ночного охотника» приготовили управляемую противотанковую ракету, дальность которой достигает 20 км. Этой ракетой, которая называется «Гермес-А», вооружен палубный вертолет Ка-52К «Катран». Ракета сверхзвуковая, развивает скорость в 3 М. Бронепробиваемость достигает 1000 мм.

Однако теперь решено оснастить Ми-28НМ абсолютно новой ракетой, которая пока имеет только заводской индекс — «изделие 305». Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на «источник в авиастроительном комплексе».

По утверждению источника, дальность новой ракеты достигает 25 км. Более того, эта дальность не зависит от времени суток. И это звучит довольно странно.

«Изделие 305» на начальном этапе траектории летит под управлением инерциальной системы, для чего координаты цели вводятся в ракету перед пуском. При этом во время полета ракета передает на борт вертолета изображение цели с телевизионной камеры. На финальном участке включается головка самонаведения. О ее типе не сообщается. Но коль ракета предназначена для поражения не только бронетехники, но и наземных инженерных сооружений, то тепловой она быть не может. Значит, она активная радиолокационная.

Но для того, чтобы ввести в ракету координаты цели, необходимо эту цель увидеть и точно определить ее местоположение. На оптико-локационную станцию ГОЭС-451, имеющую телевизионный и тепловизионный каналы, рассчитывать не приходится. Последняя модернизация станции позволяет обнаружить и распознать танк днем на расстоянии в 20 км и 16 км соответственно. Ночью — 16 км и 10 км.

Остается РЛС Н025. Но мы предположили, что для обслуживания ракеты «Гермес-А» конструкторы повысили дальность обнаружения этой РЛС с 15 км до 20 км. Дальнейшее увеличение дальности до 25 км (то есть почти в 2 раза)  — задача крайне сложная. И при этом источник ТАСС заявил, что дальность ракеты не просто 25 км, но превышает это значение.

Так что информация довольно странная. Остается предположить, что целеуказание «изделию 305» на его предельной дальности будет поступать не от систем «Ночного охотника», который осуществляет пуски ракет, а от внешнего источника. Это может быть и самолет ДРЛОиУ, и другой «Ночной охотник», ближе расположенный к цели. При этом Ми-28НИ может оснащаться не только данными сверхдальними ракетами, но и уже входящими в состав его вооружения. А для них внешнее целеуказание не требуется.

Также необходимо сказать, что передача изображения с видеокамеры ракеты на борт вертолета означает дополнительную возможность — радиокомандное наведение ракеты на цель на финальном участке траектории полета.

В распространенной ТАСС информации есть и еще один не вполне понятный момент. А нужна ли «Ночному охотнику» вообще эта ракета?

Да, действительно, повышение дальности обстрела сверх десяти километров дает качественный скачок. При работе вертолета на удалении в 10 км от поражаемых целей он находится в зоне действия средств ПВО противника малого радиуса действия. При действиях на расстоянии в 20 километров от охраняемых объектов вертолет неуязвим для таких ЗРК.

Но такая ракета у Ми-28НМ, как было сказано выше, уже есть. Это «Гермес-А». Она еще окончательно не внедрена в комплект вооружения вертолета, но она уже есть. И повышать дальность ракетной стрельбы с 20 км до 25 км большого смысла не имеет, поскольку тут нет никакого качественного скачка.

Можно, правда, предположить, что у новой ракеты есть какие-то принципиальные достоинства по отношению к имеющемуся вооружению. Но об этом источник агентству ничего не сообщил, ограничившись заявлением о том, что «ракета не имеет аналогов в мире».

Если все сказанное является истиной, а не дезинформацией, то это, действительно, так. В ударном американском вертолете McDonnell Douglas AH-64 Apache используется ракета AGM-114 Hellfire («Адское пламя»). Ее дальность — 11 км. Этого, считают американцы, вполне достаточно, потому что это превышает дальность стрельбы ПЗРК типа «Стингер» и «Игла».

За три с лишним десятка лет создано 16 модификаций ракеты с различными способами наведения и боевыми частями — осколочно-фугасными, бетонобойными, тандемными кумулятивными, термобарическими.

На ракету «изделие 305» (как мы ее поняли) похожа модификация AGM-114K, оснащенная тандемной кумулятивной БЧ. Наводится на цель при помощи инерциальной системы управления и активной ГСН.

Скорость полета — 1,4 М. Масса БЧ — 8 кг.

 

Владимир Тучков

labuda.blog

Высокоточное оружие вертолетов Ми-28Н | Журнал Популярная Механика

Как уже писала «ПМ», Министерство обороны РФ недавно приняло на вооружение вертолет Ми-28Н, оснащенный ракетным комплексом «Атака-ВН», а также комплектом аппаратуры и пусковых модулей «Стрелец». Каковы возможности этих вооружений?

Оба комплекса, разработанные Научно-производственной корпорацией «КБ Машиностроение», являются высокоточным, помехозащищенным оружием, действующим в любое время суток и прошедшим государственные испытания.

Комплекс управляемого вооружения «Атака-ВН» предназначен для поражения подвижных и неподвижных бронированных целей, железобетонных укрытий, зенитных комплексов ближнего действия, живой силы в укрытиях и на открытых площадках, низколетящих малоскоростных воздушных целей. Он включает в себя обзорно-прицельную станцию круглосуточного действия, аппаратуру передачи радиокоманд управления ракете, две пусковые установки — по правому и левому борту, боекомплект управляемых ракет. Ракеты оснащены тандемной кумулятивной и фугасной боевыми частями. Дальность стрельбы комплекса в светлое время суток составляет 800−6000 м, в темное время суток — 800−4000 м.

Комплект аппаратуры и пусковых модулей «Стрелец» осуществляет автоматизированный пуск ракет ПЗРК «Игла-С», предназначенных для поражения самолетов тактической авиации, вертолетов, крылатых ракет и дистанционно пилотируемых летательных аппаратов (ДПЛА) на встречных и догонных курсах. Это ракеты комплекса нового поколения со значительно увеличенной эффективностью поражения, особенно малоразмерных целей типа крылатых ракет и ДПЛА. Дальность обнаружения цели составляет 6000 м, скорость — 400 м/с на встречном курсе и 320 м/с на противоположном курсе. Вертолет Ми-28Н оснащается четырьмя модулями универсальных пусковых установок КАПМ «Стрелец», управляемыми от одного комплекта аппаратуры управления и связи, что позволяет осуществлять одиночный, последовательный или залповый (с разных бортов вертолета) пуск ракет.

По сообщениям НПК «КБ Машиностроение» и госкорпорации Ростех

www.popmech.ru

Тактический ракетно-вертолетный комплекс 9К73 » Военное обозрение

С пятидесятых годов прошлого века вооруженные силы Советского Союза осваивали новейшую вертолетную технику, которая могла выполнять транспортные и некоторые иные задачи. В ходе поиска новых методик применения новых винтокрылых машин появлялись самые оригинальные предложения. Среди прочего, был дан старт ракетно-вертолетным комплексам в составе тактической ракеты с пусковой установкой и специально доработанного транспортного вертолета. Один из проектов такой системы получил обозначение 9К73.

Ракетно-вертолетный комплекс 9К73 должен был стать развитием системы тактического класса 9К72. Комплекс базовой модели включал в себя жидкостную ракету Р-17 / 8К14 и самоходные пусковые установки нескольких типов. Боевые машины-носители ракет имели возможность перемещения по дорогам и пересеченной местности, однако в некоторых случаях их подвижность и проходимость были недостаточными. Некоторые районы, которые в теории могли использоваться для размещения стартовых позиций, были недоступны самоходным комплексам 9К72. По этой причине в начале шестидесятых годов появилось предложение, касавшееся серьезного изменения мобильности за счет применения нестандартного транспортного средства.


Вместо колесного или гусеничного шасси в составе нового ракетного комплекса предлагалось использовать военно-транспортный вертолет с подходящими характеристиками. Его задачей была перевозка малогабаритной пусковой установки и ракеты на ней. В таком случае ракетный комплекс мог быть в краткие сроки переброшен в нужный район, недоступный для сухопутной техники. Такие возможности могли облегчить нанесение ударов по некоторым труднодоступным объектам противника, а также обеспечить их внезапность.
Ракетно-вертолетный комплекс 9К73 в боеготовом положении. Фото Militaryrussia.ru

Разработка первой версии ракетно-вертолетного комплекса на базе системы 9К52 «Луна-М» началась в первых месяцах 1961 года. Результатом этих работ стал комплекс 9К53 «Луна-МВ». В начале февраля 62-го появилось постановление Совмина СССР, в соответствии с которым следовало разработать аналогичную систему на базе комплекса 9К72 с ракетой Р-17. Перспективный проект получил обозначение 9К73. Техническим заданием требовалось разработать новый вариант ракеты под названием Р-17В или 8К114 и облегченную пусковую установку 9П115. Транспортный вертолет Ми-6РВК планировалось заимствовать из уже разрабатываемого проекта «Луна-МВ».

К проекту 9К73 привлекли несколько организаций оборонной промышленности. Головным разработчиком стало ОКБ-235 (г. Воткинск). Создание пусковой установки малых габаритов поручили конструкторам ГСКБ (КБТМ) под руководством Л.Т. Быкова. Также определенное участие в проекте приняло ОКБ-329 во главе с М.Л. Милем, разрабатывавшее проект вертолета-транспортировщика ракетного комплекса.

Единственным элементом перспективного ракетно-вертолетного комплекса, который следовало разрабатывать с нуля, была самоходная пусковая установка. К изделию 9П115 или ВПУ-01 предъявлялись несколько основных требований. Оно должно было обеспечивать транспортировку ракеты Р-17В в горизонтальном положении, в том числе подвоз к вертолету, загрузку в его грузовую кабину и выгрузку. При этом передвижение должно было осуществляться самостоятельно и без участия тягачей. Кроме того, на шасси 9П115 требовалось установить пусковую установку, необходимую для запуска ракет. Особое внимание уделялось габаритам самоходной машины с ракетой: она должна была вписываться в размеры грузового отсека вертолета Ми-6РВК.

В рамках проекта 9К73 была разработана новая самоходная пусковая установка с двухосным шасси, которую оснастили набором необходимого оборудования. Машина 9П115 имела вытянутую раму, на которой монтировались все необходимые агрегаты и системы. Предусматривались собственные силовая установка и гидравлическая трансмиссия, обеспечивавшие возможность самостоятельного перемещения. Для маневрирования колеса одной из осей выполнили управляемыми. Предполагалось, что после выгрузки из вертолета самоходная пусковая установка сможет самостоятельно добираться до стартовой площадки и там производить подготовку к стрельбе.


Ракета Р-17. Фото Militaryrussia.ru

Для удержания ракеты в правильном положении при транспортировке, а также для ее предстартового подъема в вертикальное положение в состав оборудования 9П115 ввели специальную подъемную рампу. Этот агрегат представлял собой раму сложной формы с набором полукруглых ложементов для корпуса ракеты. Рампа могла качаться на задней оси при помощи гидравлических приводов, и тем самым производить подъем ракеты. По причине необходимости сокращения габаритов всей системы ракета в походном положении помещалась на минимально возможной высоте над шасси. По бокам от нее на бортах шасси располагалось несколько объемных кожухов, необходимых для размещения специального оборудования. Несмотря на малые габариты, машина 9П115 должна была самостоятельно выполнять все операции по подготовке ракеты к пуску.

В кормовой части шасси на качающейся основе помещался стартовый стол с набором дополнительных устройств. Все эти агрегаты, вероятно, были заимствованы у колесной пусковой установки 9П117 и подверглись некоторым доработкам, связанным с иной конструкцией шасси. В случае с четырехосной боевой машиной стартовый стол имел возможность поворота в горизонтальной плоскости на 80° вправо и влево от исходного положения. Вертикальная наводка отсутствовала благодаря применению соответствующей аппаратуры самой ракеты. Непосредственно под хвостовой частью ракеты на стартовом столе помещался отражатель, состоящий из двух частей и необходимый для отвода реактивных газов в сторону от машины.

Самоходная пусковая установка 9П115 имела полный набор различных агрегатов, необходимый для самостоятельной работы на стартовой площадке. Она получила систему предстартового обслуживания, узел специальной связи, электрическую и гидравлическую систему, приборы топопривязки и управления аппаратурой ракеты, комплект ЗИП и т.д. При разработке комплекса оборудования учитывались наработки по предыдущим проектам, а также использовались некоторые существующие узлы и агрегаты.

Для использования комплексом 9К73 предлагалась ракета Р-17В, которая должна была представлять собой доработанный вариант базовой Р-17 / 8К14. Это была управляемая одноступенчатая жидкостная баллистическая ракета. Ракета имела цилиндрический корпус большого удлинения с коническим головным обтекателем и стабилизаторами в хвостовой части. Головная часть корпуса отдавалась под размещение боезаряда необходимого типа. Позади ее находился аппаратный отсек. Центральный отсек корпуса отдавался под крупные топливные баки несущего типа. Хвостовая часть ракеты вмещала двигатель и некоторые системы управления. Корпус и баки изготавливались из сталей и алюминиевых сплавов.


Комплекс 9К72 на боевой позиции. Фото Wikimedia Commons

В хвостовой части корпуса монтировался жидкостный двигатель 9Д21, использующий в качестве топлива керосиновую смесь ТМ-185 и окислитель АК-27И. Также применялось пусковое горючее типа «Самин». В зависимости от некоторых параметров, тяга двигателя достигала 13,38 т. В баках помещалось до 822 кг топлива и до 2919 кг окислителя (при температуре воздуха +20°C). Этого запаса топлива хватало для работы двигателя в течение 48-90 с и прохождения активного участка полета требуемой длины.

Ракета Р-17 получала инерциальную систему управления, необходимую для повышения точности попадания в цель. Для удержания ракеты на требуемой траектории использовалась автоматика, отслеживающая ее положение в пространстве. На активном участке полета имелась возможность маневрирования при помощи графитовых газовых рулей, находящихся позади сопла маршевого двигателя. Автомат дальности учитывал продольные ускорения и определял момент отключения двигателя, после чего ракета должна была продолжать движение по требуемой баллистической траектории.

Для баллистической ракеты Р-17 были разработаны боевые части нескольких типов. Основной являлась фугасная 8Ф44 весом 987 кг с возможностью подрыва при контакте с целью или на определенной высоте над ней. Имелась возможность использования специальной боевой части 8Ф14 с зарядом мощностью 10 кт. Такое изделие имело массу 989 кг и габариты, соответствующие размерам фугасной боевой части. Также разрабатывались иные варианты специальных боевых частей. Существовало и несколько модификаций химической головной части с различным боевым оснащением.

Общая длина ракеты Р-17 составляла 11,164 м, диаметр корпуса – 880 мм. Размах стабилизаторов составлял 1,81 м. Стартовая масса достигала 5950 кг, из них до 3786 кг приходилось на запас горючего, окислителя и сжатого воздуха. В первых версия ракета могла атаковать цели на дальностях от 50 до 240 км. В дальнейшем, в ходе некоторых доработок, максимальная дальность была доведена до 300 км. Ракеты первых серий имели круговое вероятное отклонение на уровне 2 км. В дальнейшем этот параметр был улучшен вдвое.


Стартовый стол пусковой установки 9П117 комплекса 9К72. Фото Wikimedia Commons

Согласно имевшемуся проекту, эксплуатация ракетно-вертолетного комплекса 9К73 должна была иметь несколько интересных особенностей, связанных с основными идеями проекта. Предполагалось, что после установки ракеты машина 9П115 / ВПУ-01 сможет самостоятельно подходить к транспортному вертолету Ми-6РВК и без дополнительной помощи заезжать в его грузовую кабину. После закрепления ракетного комплекса вертолет мог подниматься в воздух и брать курс на указанную площадку для выполнения стрельбы.

Самоходная пусковая установка должна была своим ходом покидать вертолет и уходить на требуемую стартовую позицию. Там силами расчета машины производилась подготовка комплексу к стрельбе. Несмотря на меньшие габариты и другие характерные особенности установки 9П115, процесс подготовки ракеты к запуску почти не отличался от процедур, выполняемых в случае с прочими самоходными носителями. Производилась установка стартового стола, на который при помощи рампы поднималась ракета. С использованием имеющейся аппаратуры определялось местоположение пусковой установки и выполнялся расчет данных для наведения, после чего в автоматику ракеты вводились данные о требуемой дальности полета, а также производился доворот стартового стола на нужный угол. По завершении подготовки имелась возможность произвести запуск при помощи выносного пульта. Выполнив запуск, расчет должен был переводить пусковую установку в походное положение и возвращаться к вертолету для эвакуации.

Разработка проекта ракетно-вертолетного комплекса 9К73 заняла около года. После этого проектные организации передали необходимую документацию предприятиям, которым предстояло заняться сборкой опытных образцов новой техники. Уже в 1963 году был собран первый и, по некоторым данным, единственный опытный образец самоходной пусковой установки 9П115, пригодной для транспортировки вертолетами. Вскоре после завершения сборочных работ это изделие отправили на испытания. Кроме того, на испытания был представлен опытный экземпляр вертолета Ми-6РВК, имевший набор специального оборудования для работы с ракетными комплексами.

В ходе испытаний удалось выявить некоторые недостатки ракетного комплекса в имеющемся виде, которые достаточно быстро устранялись. После доработок системы комплекса 9К73 вновь проверялись путем тех или иных испытаний. Проверки пусковой установки на трасах полигонов, испытания с ракетой, а также испытания с использованием полного комплекта средств ракетного комплекса, включая вертолет, заняли достаточно времени. На проверку, доводку и прочие работы понадобилось около двух лет.


Схема элементов ракетно-вертолетного комплекса. Рисунок Широкорад А.Б. «Атомный таран ХХ века»

Еще на стадии испытаний были выявлены некоторые проблемы, устранить которые не представлялось возможным при существующем уровне технологий. Одновременно с этим подобные недостатки не помешали продолжить работу над комплексом. В 1965 году единственный образец ракетно-вертолетного комплекса 9К73 передали войскам для опытной эксплуатации. Военнослужащие ракетных войск и артиллерии достаточно быстро освоили новую технику и приступили к ее проверкам в условиях армейской эксплуатации.

В ходе опытной эксплуатации некоторые выводы, сделанные по результатам предыдущих испытаний, были подтверждены. Кроме того, вновь подверглись критике некоторые не слишком удачные особенности новой разработки. Анализ отзывов военных позволил командованию и руководству промышленности сделать выводы о реальных перспективах оригинального комплекса.

В ходе всех проверок комплекс 9К73 подтвердил возможность быстрой переброски в труднодоступные районы, наиболее подходящие для запуска ракет по тем или иным объектам противника. Кроме того, не исключалась теоретическая возможность применения такой техники в ближних тылах противника, дополнительно увеличивавшая дальность действия комплекса. При всех этих преимуществах, ракетно-вертолетный комплекс сохранял все положительные особенности базовой системы 9К72 с ракетой Р-17 / 8К14.

Тем не менее, комплекс 9К73 имел некоторые серьезные недостатки, не позволявшие полностью реализовать существующие преимущества, а также мешающие достижению требуемых характеристик. К примеру, на практике было установлено, что вертолет Ми-6РВК после установки необходимого оборудования и с пусковой установкой на борту теряет в дальности полета, что сокращает реальный радиус действия ракетно-вертолетного комплекса.


Погрузка пусковой установки 9П115 с ракетой Р-17 в вертолет Ми-6РВК. Фото Militaryrussia.ru

Несколько недостатков комплекса были связаны с малыми габаритами самоходной пусковой установки. Машина 9П115 не могла нести весь комплекс необходимой навигационной и другой аппаратуры, что ухудшало точность определения собственных координат с негативными последствиями для наведения ракеты на цель. Кроме того, сокращение размеров машины привело к тому, что она серьезно отставала по показателям подвижности от полноразмерной самоходной пусковой установки 9П117.

Еще одна проблема комплекса касалась невозможности использования полного набора всего необходимого оборудования. Для максимально точного поражения цели батарея комплексов 9К72 нуждалась в данных о состоянии атмосферы до высот порядка 60 км. Используя информацию о параметрах ветра на различных высотах, расчеты могли внести коррективы в наводку ракет и тем самым повысить вероятность поражения цели. Для изучения атмосферы метеорологам ракетных войск следовало использовать метеозонды и радиолокационные станции нескольких типов. Силами метеобатареи ракетной бригады подготавливался метеобюллетень, далее передаваемый дивизионам и батареям.

Действуя в труднодоступных районах и на большом расстоянии от других подразделений, ракетно-вертолетные комплексы не имели возможности пользоваться данными полноценных средств метеорологической разведки. Возможность ввести их в состав ракетно-вертолетных комплексов фактически отсутствовала. По этой причине расчеты комплексов 9К73 не могли получать полноценные данные о состоянии атмосферы, что негативным образом могло сказаться на точности стрельбы.

Незначительные недостатки проекта, выявленные в ходе испытаний и опытной эксплуатации, были почти полностью исправлены. Тем не менее, сохранился ряд характерных минусов, избавление от которых было принципиально невозможным. При этом неустранимые недостатки не позволяли эксплуатировать ракетно-вертолетный комплекс 9К73 с максимальной эффективностью. Из-за этого новая система не могла быть принята на вооружение и поставлена в серию.


Все элементы комплекса 9К73 в развернутом состоянии. Фото Авиару.рф

По разным данным, опытная эксплуатация единственного комплекса 9К73 в составе самоходной пусковой установки 9П115 и вертолета Ми-6РВК продолжалась до начала семидесятых годов. Несмотря на сравнительно длительное использование, новая система не рассматривалась в качестве возможного средства перевооружения ракетных войск и артиллерии. Опытный образец комплекса так и остался в единственном экземпляре. После выработки ресурса он был списан за ненадобностью и утилизирован. До наших дней уникальный образец военной техники не дожил.

В первой половине шестидесятых годов прошлого века в нашей стране были разработаны два ракетно-вертолетных комплекса, использовавшие ракеты существующих моделей. Системы 9К53 «Луна-МВ» и 9К73 прошли испытания, а затем поступили в опытную войсковую эксплуатацию, однако так и не добрались до серийного производства и полноценного применения войсками. В ходе проверок выяснилось, что оригинальное и интересное предложение, касающееся переброски ракетных комплексов вертолетами, накладывает серьезнейшие ограничения на различные характеристики техники и особенности ее конструкции, и, как следствие, не позволяет добиться требуемых результатов при имеющемся уровне развития технологий.

Ракетно-вертолетные комплексы 9К53 и 9К73 стали первыми и последними разработками своего класса. После неудачного завершения двух проектов было решено отказаться от дальнейшего развития этого направления. Все последующие отечественные тактические ракетные комплексы создавались без учета возможной совместной эксплуатации с вертолетами разных классов. Это позволило разрабатывать проекты при разумных ограничениях габаритов и веса, не мешающих достижению требуемых боевых характеристик.

По материалам:
http://bastion-karpenko.narod.ru/
http://airwar.ru/
http://rbase.new-factoria.ru/
http://militaryrussia.ru/blog/topic-177.html
Широкорад А.Б. Атомный таран ХХ века. – М., Вече, 2005.

topwar.ru

18. Опытная ракета воздух-воздух Р-90 (Россия)

Управляемая ракета средней дальности класса «воздух-воздух» Р-90 (РВВ-ВК) (натовский индекс AA-17 ARCAIM) была разарботана в 1998 году специально для вооружения перспективного вертолёта- перехватчика Ми-24.10 “Синий дракон” и предназначается для борьбы с самолётами противника на дальности до 55км, летящими со скоростью до М=3. Необходимость в вертолёте-перехватчике оформилась как идея по итогам операции «Буря в пустыне» …

Всю серию Ми-24ВП (точнее, оставшиеся у России после развала СССР 176 машин) оснастили системами подвески уже созданных тогда Р-60КМ (заводское обозначение Р-62В) – модификации Р-60М , оснащённой приёмником командной линии “Штурм-Атака”, и блоком согласования данных ТГСН и вертолётного компьютера.

Р-60КМ была создана для обороны вертолёта от истребителей, эффективная дальность ее применения на встречных курсах достигала 17-18км, с вероятностью поражения цели до 90%. Выяснилось, что не только по точности, но и по дальности Р-60КМ превосходит полностью автономную Р-73 за счёт прецизионного командного вывода ракеты на дистанцию захвата (с дальнейшим исправлением ошибок и отсеиванием активных и пассивных помех по командам с вертолёта). Малоразмерный истребитель на скорости М=1.1 – 1.5 пеленгуется по инфрасигнатуре биспектральной ГСН Р-73 с 14-15км.

То, что высокая дальность корректируемой ракеты Р-60КМ была реализуема только на встречных курсах, в отличие от Р-73, способной атаковать цель на скорости М=1,5 из задней полусферы с 16-17км, было вполне оправдано, ибо ракета создавалась как оборонительная. Не последнюю роль сыграла масса – 47 против 108кг.

Было проработано три варианта размещения ракеты – первый (по заказу Индии) между внешним пилоном и законцовкой – на дополнительной точке подвески, второй – надкрыльевой, по типу размещения АIМ-9М на “Суперкобрах” (Он сразу же не устроил военных по причине усложнения аварийного сброса оружия и вероятности попадания в диск винта, однако, из-за коротких крыльев Ми-28, на которые тоже предполагалось ставить Р-60КМ две машины были оборудованы надкрыльевыми АПУ). Третий вариант стал самым удачным и окончательным – размещение рельсовой направляющей перпендикулярно законцовке. Ми-24ВП был выбран в качестве прототипа для будущего перехватчика по нескольким причинам.

Во-первых, интегрированное бронирование Ми-24ВП, производство которого было начато в 1989 году (прекращено в 1992 году) не уступало бронированию Ми-28 и Ка-50. Во-вторых, Ми-24 был и остается самым быстрым серийным боевым вертолётом в мире, а винтокрылому перехватчику необходимо выдвинуться навстречу атакующим самолётам противника на максимальной скорости. Маневренности придавалось меньшее значение, хотя Ми-24ВП уже был оборудован и специальным автоматом перекоса НВ, поднимающим отступающую лопасть, что позволяло вертолёту выполнять даже петлю Нестерова – первоначально эта схема была создана для пилотажной группы “Беркуты”, выполняющей комплекс фигур высшего пилотажа на Ми-24П.

Третьим фактором стало обширное внутреннее пространство – грузовая кабина Ми-24ВП, необходимая для размещения крупноразмерного электронного блока радара “Копьё”, созданного на основе радара МиГ-29 “Жук”. Надвтулочные радары вертолётов “Апач” и Ми-28Н, например, имеют очень ограниченную дальность, ибо электронный блок дальнего радара достаточно громоздок и не позволяет разместить его, как маломощный (на 8-12км) электронный блок радара Ми-28Н — за зеркалом. А будущий винтокрылый перехватчик предполагалось вооружить и ракетами средней дальности Р-77(РВВ-АЕ) .

Так родился проект “Дракон”.Своё слово сказали и представители ВМФ – крейсера и вертолётоносцы нуждаются в защите от воздушного противника, несмотря на мощные комплексы ПВО и способность с дальних дистанций поражать авианесущие крейсера. В Средиземном, Баренцевом, Беринговом морях, Персидском заливе многоцелевые истребители могут атаковать российские корабли с суши, с использованием ПКР большой дальности, вне досягаемости даже комплексов “Штиль”.
Недостатком существующего оборонительного комплекса Ми-24ВП было то, что ракету Р-60КМ наводил оператор, а также – то, что обнаружение цели велось пассивно-активным комплексом – вначале СПО пеленговала направление на атакующий самолёт, пилот доворачивал машину по малоточному (±20° ) пеленгу, затем, оператор искал в этом секторе цель с помощью системы “Тор” с увеличением 8х . Обнаружив, переходил на 16ти кратный режим, захватывал и открывал огонь. Время реакции равнялось 8-12 секундам, что было достаточно для самообороны (радиолокатор F-15 может обнаружить вертолёт на фоне земли с 23-25км, но произвести захват и пуск АIМ-120 – не более чем с с 11-13км). Таким образом, по пассивному пеленгу и с существующим временем реакции Ми-24ВП был способен атаковать истребитель с дистанции 15-16км, несмотря на более длительное подлётное время Р-60КМ, по сравнению с Р-73 – 12 и 8 секунд, соответственно. По расчётам, истребитель противника,если и успевает произвести пуск АIМ-120, то будет сбит до того, как его ракета самостоятельно захватит цель.

Но оборона и перехват – две разные задачи. Для проекта “Дракон” нужен был превентивный захват и отдельная радиолиния пилота, для пуска ракет «воздух-воздух». Так был создан “промежуточный” Ми-24ВПМ, оснащённый ЭОС от Су-27 с широким сектором обнаружения и дальностью до 30км. Но в это время, военным стало ясно, что Р-77 не годится для проекта “Дракон” по причине несовместимости и невозможности перестройки и унификации линии коррекции, о “прецезионности” не было и речи – Р-77 наводится на сектор в пределах ±1° , когда Р-62В – точно на цель. Старт Р-77 грозил помпажем, а катапультная схема в условиях маловысотного полёта была вовсе неприменима.

Тем временем “обкатывали” Ми-24ВПМ. После нескольких успешных пусков с 12-18км по до- и сверхзвуковым мишеням, в частности – с системами РЭБ и термоловушками (в этом качестве использовались списанные беспилотные разведчики), было решено устроить настоящую эмуляцию воздушного боя, для чего была подготовлена мишень стоимостью в 760 тысяч долларов. Собственно, это был “бесплатный” списанный МиГ-21, дороговизна которого была обусловлена высокоподвижной панорамной телекамерой, установленной в кабине и специально переоборудованым панорамным тренажёром МиГа-29 с восемью телепроекторами – мишенью дистанционно управлял с земли опытнейший лётчик-истребитель. Помимо этого, радар старого “мигаря” был заменён на “копьё” по той же схеме, как модернизируются МиГ-21-93, он нёс учебно-практическую Р-77, две “бесплатных” Р-13М2 (по характеристикам близкие к АIМ-9М) и контейнер РЭБ “Сорбция”. Ми-24 первым заметил мишень и подготовил ракеты к стрельбе, после чего и МиГ, эмулирующий F-16 засёк его своим радаром. Пуск ракеты с Ми-24 был произведён с 18км, через четыре секунды практическая Р-77 перешла в режим сопровождения, лётчик применил ЛТЦ (“Сорбция” работала перманентно), совершил при этом головокружительный противоракетный маневр, снова нацелил Р-77, но захватить вертолёт не успел – 760 000 долларов размазались по небу в 12км от Ми-24ВПМ.

К этому времени был готов и прототип “Синего дракона”, его хвостовая балка была сильно отогнута вниз, что доводило маневренность, практически до уровня Ми-28, в грузовой кабине были размещены системы локатора с круговым обзором на дальность 55км, а его зеркало – над втулкой НВ. Помимо этого, в десантной кабине разместили два баллона с жидким азотом, для впрыска его в ЭВУ, после которого для тепловых ракет вертолёт становился “невидимым”. Была сохранена и даже усовершенствованна ЭОС для борьбы с малозаметными целями. К этому времени Р-62В были заменены на Р-64В – новую “шестидесятку”, биспектральную, со спрайтовым захватом и разрешением сенсора на арсениде индия 480х480.
Была готова и ракета средней дальности, получившая обозначение Р-90. Создатели использовали двухступенчатую схему, в качестве первой ступени которой был выбран двигатель ракеты Р-77(РВВ-АЕ), с рельсовым пуском и стартовым двигателем, сообщающим ракете скорость в 100м/с и исключающим как помпаж, так и падение на землю. Данная схема обеспечила новой ракете уникальные массогабаритные (112кг) и разгонные характеристики и максимальную скорость до М=5.3. Ракета имеет аэродинамические и газодинамические рули. Вначале первая ступень разгоняет систему до скорости в М=4, после она сбрасывается и срабатывает стартовый двигатель второй 110мм ступени, разгоняющий ракету, стартовая масса которой всего 36кг (для сравнения – ГСН Р-77 весит 16кг, а БЧ — 15), до скорости в М=5.3. Трёхрежимный маршевый двигатель ракеты работает циклически. Когда скорость ракеты падает до М=4.5, двигатель разгоняет вторую ступень до расчётной скорости – и так трижды. После этого срабатывает поддерживающий двигатель торцевого горения, работающий ещё 4 секунды.
Таким образом, активный участок полёта ракеты составляет 26км – 16 секунд. Система наведения активно-радарная, с радиокомандной, прецезионной, как и на Р-60КМ (Р-64В сохранила армейское обозначение предшественницы) коррекцией, вертолёт также подсвечивает цель радиолокатором “Копье”, что даёт Р-90 расчетную вероятность попадания при условии применения противником пассивных и активных помех и интенсивном маневрировании на траектории до 0,95.
Однако, предельная дальность пуска в 55км в переднюю полусферу противника практически не может быть реализована, ибо электронно-оптическая система (ЭОС) её реальных носителей 19 Ми-24ВП, доведённых до стандарта Ми-24ВПМ имеет дальность обнаружения в 35км, а высокоманевренный с радаром “Копьё” Ми-24.10 существует пока в трёх экземплярах. Радар Ми-28Н, имеющий дальность до 12км и радар “Арбалет”, которым вооружены Ка-52 соответственно, ещё больше ограничивают эффективность применения системы и решение о комплектации этим оружием вышеуказанных машин не было принято, ввиду явной нецелесообразности. Таким образом, единственным носителем Р-90 в настоящий момент являются вертолёты Ми-24ВПМ. Тем не менее, ракета имеет великолепные маневренные характеристики и, единственная в мире, может перехватывать на предельной дальности объекты, летящие со скоростью М=3 и маневрирующие с перегрузкой до 15 единиц!

Ракеты размещаются на укороченных законцовках крыла вертолёта на АПУ, сбоку которого предусматривается крепление ПУ-621 для ракеты Р-60КМ. В комплектации с высокоэффективной пушкой, ПТУР и НАР модернизированные и новейшие экспериментальные вертолеты могут эффективно выполнять функции эскорта и огневой, а так же противовоздушной поддержки наземных войск, что не сказывается отрицательным образом на выполнение машинами противотанковых операций. По мнению аналитиков Р-90 превосходит по сумме характеристик Р-77 примерно в 1,5 раза, при “игрушечной” для ракет средней дальности массе БЧ – 2,7кг. Высокая точность и мощный кинетический поражающий фактор, а также новейшая схема БЧ радиального взрыва полностью компенсируют легкость БЧ. Осуществлены учебные пуски по трансзвуковым мишеням с расстояния в 45км (один с земли, другой с вертолёта) и, несмотря на интенсивное противодействие РЭБ обе ракеты поразили цель. Стоит отметить, что до этого было произведено ещё четыре пуска (три с воздуха), правда в этих случаях, мишени не маневрировали и не ставили помехи – все цели были поражены.

Возможна комплектация этими ракетами ударных самолётов Су-24, Су-34, Су-39, МиГ-27, при условии дооборудования БРЭО соответствующими системами. В таком случае оборонительные возможности фронтовых истребителей и штурмовиков значительно повысятся, по сравнению с комплектацией их ракетами Р-77, ибо, дальность новейшей ракеты не уступает Р-77, а скорость и точность оставляют РВВ-АЕ далеко позади. Не последнюю роль играет и масса ракеты – всего 112кг (для сравнения Р-73 промежуточной дальности весит 108кг).

ТТХ новой ракеты значительно превышают ТТХ аналогичных российских и, тем более, американских высокоманевренных ракет средней дальности, но радиокомандный компонент в цикле наведения не дает вооружать данной системой истребители (исключение составляет только МиГ-31, дорабатываемый под новое оружие. Причём, на встречных курсах перехватчик может применять ракету на дальности до 80км, только на этой дальности уже невозможно “наведение с борта на точку”, ракета просто доводится до захвата и информируется о применение противником РЭБ и уголковых отражателей, однако всё равно, её точность на 5% превышает Р-77).

Начало серийного выпуска запланировано на конец 2002 года. Поставки на экспорт ракеты Р-90 пока не планируется, и вся её электронная “начинка”, позволяющая автономно захватывать цель класса F-15 с дистанции 12км является тайной за семью печатями.

Источники:
Вестник вооружений»(проспект Рособоронэкспорта) N3. 2001.
USAP («United States Air Power») «Mi-24.10 «Hunter» — fighters killer»

raigap.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *