Авиация против танков (часть 8) » Военное обозрение

Боевой вертолёт Ми-24, являвшийся главной ударной силой армейской авиации, абсолютно не подходил для размещения на больших десантных кораблях. Поэтому в начале 70-х ОКБ Камова, ставшее к тому моменту основным проектировщиком вертолётов для ВМФ, приступило к созданию транспортно-боевого вертолёта в интересах морской пехоты. Согласно требованиям заказчика, новая машина должна была иметь возможность доставки на берег отделения морских пехотинцев с личным оружием. Для огневой поддержки и борьбы с вражеской бронетехникой вертолёт должен был нести стрелково-пушечное вооружение, блоки неуправляемых реактивных снарядов, бомбы и противотанковый ракетный комплекс.


Надо сказать, что ещё во второй половине 60-х ОКБ Камова предложило боевой вертолёт Ка-25Ф, вооруженный блоками НАР, подвесными пушечными контейнерами и ПТУР «Фаланга». Но к тому моменту подходящих для его размещения десантных кораблей в составе ВМФ СССР ещё не было. Из Ка-25, вооруженного ПТУР, мог бы получиться неплохой лёгкий противотанковый вертолёт, но командование сухопутных войск предпочло только создававшийся тогда Ми-24, соответствовавший модной концепции «летающего БМП».

Ка-25 с блоками НАР УБ-16

С построением океанского флота в СССР встал вопрос о повышении боевого потенциала частей морской пехоты. Одним из путей решения данной проблемы виделось создание больших десантных кораблей, на которых было возможно базирование универсальных транспортно-ударных вертолётов, способных осуществлять доставку в район десантирования морпехов и всего необходимого для ведения боевых действий на вражеском берегу. Помимо этого вертолёт должен был решать задачи огневой поддержки десанта, а также при помощи управляемых ракет бороться с танками и уничтожать огневые точки противника.

Так как создавать новый боевой вертолёт с нуля было слишком накладно и долго, его решили строить на базе противолодочного Ка-27, который совершил первый полёт в декабре 1973 года. В связи с тем, что вертолёту, действующему в интересах морской пехоты, предстояло летать под огнём противника, были предприняты меры по повышению боевой живучести. Расширенную по сравнению с Ка-27 кабину прикрыли броней, обеспечивающей защиту от бронебойных пуль винтовочного калибра. Частично также были защищены двигатели ТВЗ-117ВМА, насосы-регуляторы и гидросистема. Общая масса брони составила 350 кг. Для предотвращения взрыва топливных баков в случае их поражения, они заполнены пенополиуретаном, а для исключения утечки топлива при простреле стенки имеют самозатягивающееся протектирование. С целью снижения тепловой заметности предусмотрена установка экранно-выхлопных устройств двигателей. С самого начала в комплекс противодействия ракетам с ИК ГСН предусматривалась станция оптикоэлектронных помех и кассеты для отстрела тепловых ловушек.

Ка-29

Ударное вооружение вертолёта, получившего обозначение Ка-29, состоит из встроенного скорострельного ГШГ-7,62, калибра 7,62-мм, подвесного контейнера с 30-мм пушкой 2А42, универсальных пушечных контейнеров УПК-23-250 с 23-мм пушками, блоков НАР Б-8В20А с 80-мм ракетами С-8, свободнопадающих бомб массой до 500 кг, зажигательных баков, контейнеров КМГУ-2 или 8 ПТУР 9М114 противотанкового ракетного комплекса «Штурм-М». На нескольких вертолётах поздней серии установлен ПТРК «Атака» с ракетами 9М120. Вес боевой нагрузки может достигать 2000 кг.

Блок НАР и ПТУР на Ка-29

Подвижный пулемёт, огонь из которого ведёт штурман-оператор в «походном положении», закрыт в амбразуре сдвижной створкой. При боекомплекте 1800 патронов, его максимальный темп стрельбы составляет 6000 выстр/мин.

Подвижная установка ГШГ-7,62 на Ка-29

При выполнении ударных задач против легкобронированных целей и укреплений полевого типа может быть использована 30-мм пушка 2А42 в подвесном контейнере с боезапасом 250 снарядов. Это одна из самых мощных авиационных пушек такого калибра. Она имеет высокую надёжность. При начальной скорости снаряда 960-980 м/с обеспечивается хорошая точность стрельбы. На дистанции 1,5 км бронебойно-трассирующий снаряд массой 400 г под углом 60° к нормали пробивает 15 мм стальную броню. Бронебойно-подкалиберный снаряд, весящий 304 г, выпущенный с начальной скоростью 1120 м/с, в тех же условиях пробивает 25 мм броню.

Ка-29 с подвесным пушечным контейнером

Как и на Ми-24, у экипажа Ка-29 в части применения вооружения существует разделение обязанностей – пилот ведет стрельбу из неподвижных пушек на внешней подвеске, осуществляет пуск НАР и сброс бомб. В распоряжении штурмана-оператора подвижная пулемётная установка и аппаратура наведения ПТУР. Экипаж, как и в Ка-27, сидит «плечом к плечу». Под фюзеляжем в носовой части размещается обтекатель с датчиками электронно-оптической системы управления огнем. Для связи с наземными подразделениями на вертолёте установлена универсальная авиационная командная радиостанция УКВ/ДЦВ-диапазонов Р-832М «Эвкалипт», которая при наличии специальной приставки может работать в закрытом режиме.

Лётные данные Ка-29 находятся примерно на одном уровне с армейским вертолётом Ми-8МТ. При максимальной взлётной массе 11500 кг, транспортно-боевой вертолёт морпехов способен действовать на дальности до 200 км от корабля-носителя. Максимальная скорость полёта 280 км/ч, крейсерская – 235 км/ч. Статический потолок – 3700 м, что значительно превосходит высотные возможности ударного Ми-24. Вертолёт может взять на борт 16 десантников с личным оружием или 4 носилок и 6 сидячих раненых или 2000 кг груза в кабине или 4000 кг на внешней подвеске. Благодаря складным соосным винтам и отсутствию балки с рулевым винтом вертолёт идеально подходит для базирования на корабле. В походном положении лопасти несущих винтов практически вписываются в габариты планера по длине, высоте и ширине.

При несколько худшей защищённости, что является следствием создания Ка-29 на базе противолочного и спасательного Ка-27, которому броня без надобности, боевой вертолёт морской пехоты превосходит Ми-24 по ряду боевых характеристик. По сравнению с Ми-24П, также вооруженным 30-мм пушкой, точность стрельбы из пушечных контейнеров и неуправляемыми ракетами на Ка-29 выше. То же самое относится и к управляемому противотанковому вооружению.

Пуск НАР С-8 с Ка-29

Благодаря использованию гораздо более устойчивой соосной схемы несущих винтов, удалось уменьшить вибрацию и как следствие повысить точность стрельбы. Ка-29 стал первым из отечественных боевых вертолётов, где был установлен и успешно применен лазерный дальномер с неподвижной осью визирования. На Ми-24 этого достичь не получилось и вынужденно пришлось использовать угломестный, значительно менее точный, способ измерения дальности до цели.

Сама природа соосной схемы несущих винтов даёт Ка-29 низкий уровень вибраций. В результате колебаний верхнего и нижнего винтов взаимно компенсируют друг друга, за счет того, что максимумы амплитуд вибраций одного с некоторым сдвигом совпадают с минимумами другого. Кроме того, на вертолете соосной схемы нет низкочастотной поперечной вибрации, создаваемой рулевым винтом, в силу этого на Ка-29 меньше ошибок при наведении оружия.

Ка-29 стал первым из отечественных боевых вертолетов, способных совершать плоский разворот во всем диапазоне скоростей полета. Для Ми-24 такой манёвр недопустим из-за возможности разрушения трансмиссии, хвостовой балки и рулевого винта. Благодаря высокой манёвренности на Ка-29 обеспечивалось превосходство над всеми боевыми вертолетами своего времени. Ка-29 обладает способностью в кратчайшие время занять выгодную для атаки цели позицию с сохранением высоких точностных характеристик оружия. Пилоты, летавшие до этого на Ми-8 и Ми-24, отмечали высокую маневренность и послушность в управлении Ка-29.

Таким образом, малосерийный флотский Ка-29 больше подходил для применения в роли истребителя танков, чем массовый боевой вертолёт Ми-24, что обеспечивается лучшей манёвренностью и более простой техникой пилотирования, при более высокой вертикальной скороподъёмности и перегрузке. Ка-29 способен лучше, быстрей и безопасней занимать выгодное положение для пуска противотанковых ракет. Ряд решений, отработанных при создании транспортно-боевого вертолёта Ка-29, был впоследствии использован на Ка-50 и Ка-52. Принятие Ка-29 на вооружение существенно повысило боевую устойчивость и скорость высадки советской морской пехоты. Помимо выполнения транспортно-десантных задач вертолёты могли оказывать огневую поддержку и бороться с танками, существенно превосходя по боевой эффективности штурмовики вертикального взлёта и посадки Як-38.

Серийное производство Ка-29 началось в 1984 году, на вертолётном заводе в г. Кумертау. До развала СССР удалось построить 59 машин. К сожалению, данных, сколько вертолетов из общего числа построенных оснащались противотанковыми ракетами, найти не удалось.

Формально Ка-29 предназначались для базирования на больших десантных кораблях пр. 1174 «Носорог». Первый БДК пр. 1174, получивший имя «Иван Рогов», был построен на судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде в 1978 году. С БДК этого типа могло работать четыре палубных вертолёта. В настоящее время головной БДК пр. 1174 разделан на металл, а ещё два однотипных корабля «находятся в резерве» и в строй уже, скорее всего, не вернутся.

БДК пр. 1174 «Иван Рогов»

После распада СССР имеющиеся Ка-29 использовались в основном для выполнения рутинных транспортно-пассажирских полётов в интересах ВМФ. Оставшиеся в Крыму 5 вертолётов достались Украине. После сокращения частей морской пехоты, в ходе мероприятий по «реформированию» и «оптимизации» вооруженных сил несколько флотских вертолётов передали МВД РФ.

Вертолет-целеуказатель Ка-29ВПНЦУ

В декабре 2000 — январе 2001 года в Чеченской республике в составе боевой экспериментальной группы в боевых действиях против бандформирований приняли участие 2 Ка-50 и один Ка-29ВПНЦУ, переоборудованный из транспортно-боевого в вертолёт наблюдения и целеуказания.

В процессе доработки и переоборудования в разведчик-целеуказатель вооружение Ка-29 сохранилось. Для использования Ка-29 в качестве воздушного пункта наведения и целеуказания на вертолёт установили комплекс средств автоматизации и связи, а также прицельно-пилотажно-навигационный комплекс «Рубикон». В результате Ка-29 ВПНЦУ получил возможность управления групповыми действиями боевых вертолетов в воздухе, и связь в закрытом режиме с командными пунктами ВВС и Сухопутных войск на основе непрерывного обмена информацией в реальном масштабе времени.

Для снижения уязвимости от ПЗРК вертолет был оснащен тепловыми ловушками и экранно-выхлопными устройствами. Перед вылетом в район боевых действий опознавательные знаки и бортовые номера машин были закрашены. Наиболее заметным отличием Ка-29ВПНЦУ от Ка-29 стало оптическое окно ПрПНК «Рубикон» под носовой частью фюзеляжа.

Вертолёты с соосной схемой винта с самого начала продемонстрировали лучшую способность действовать в сложных метеоусловиях и горной местности. «Камовские» машины по сравнению с Ми-8 и Ми-24 оказались более устойчивы к резким порывам ветра. Отсутствие хвостового винта существенно облегчало пилотирование в узких ущельях, также сказалась и способность развернуться буквально на одном месте.

Большая часть целей находилась в труднодоступной горно-лесистой местности, на склонах, в ущельях и на вершинах гор на высоте до 1,5 км. Ка-29ВПНЦУ не только корректировал действия других боевых вертолётов при нанесении ударов по лагерям и местам сосредоточения боевиков, складам боеприпасов, блиндажам, укрытиям и огневым точкам, но и сам участвовал в уничтожении целей. Всего с Ка-29 ВПНЦУ было выполнено 29 стрельб и израсходовано 184 реактивных снаряда С-8.

Снаряжение НАР С-8 блоков Б-8В20А на вертолете Ка-29ВПНЦУ

Зачастую боевые вылеты осуществлялись в плохую погоду. Перевалы порой затягивало туманом, и полеты приходилось производить проводить по ущельям, что не явилось препятствием для выполнения боевых задач. Хотя основные силы боевиков к моменту прибытия на Северный Кавказ Ка-29 и Ка-50 были рассеяны, противник оказывал активное огневое противодействие, и имелась реальная опасность нарваться на очередь зенитного крупнокалиберного пулемёта или ракету ПЗРК.

В Чечне Ка-29ВПНЦУ в связке с Ка-50 совершил 27 боевых вылетов. Также осуществлялась корректировка действий боевых вертолётов Ми-24. В целом, несмотря на некоторые недочёты, вызванные спешкой при монтаже оборудования и нехваткой финансирования, Ка-29ВПНЦУ в ходе боевых действий на Северном Кавказе зарекомендовал себя положительно. Пилоты Ка-50 и Ми-24 отмечали, что благодаря лучшей информационной осведомлённости и внешнему целеуказанию с борта воздушного командного пункта, эффективность и точность ударов по наземным целям существенно возросла. Также повысилась безопасность полётов и снизилась уязвимость от средств ПВО боевиков. Экипаж Ка-29ВПНЦУ, находясь вне зоны эффективного огня, с помощью оптоэлектронных средств наблюдения и целеуказания определял координаты целей и измерял дальность до них. В случае необходимости вертолёт разведки и целеуказания мог не только предупредить экипажи ударных машин об опасности, но и самостоятельно подавить проявившие себя зенитные установки.

Несмотря на то, что Ка-29ВПНЦУ хорошо проявил себя в ходе боевых действий, всего известно о двух машинах данной модификации. Командование армейской авиации с учётом опыта применения «камовских» вертолётов в ходе боевых действий в Чечне решило развивать тему двухместных специализированных боевых вертолётов, хотя командно-разведывательные машины не помешали бы и им, особенно в разного рода «антитеррористических» операциях. По всей видимости, отказ от дальнейшей постройки Ка-29ВПНЦУ связан с банальной нехваткой средств. Как известно, создание Ка-29ВПНЦУ в основном велось за счёт средств ВНТК им. Н.И. Камова и государство фактически самоустранилось от финансирования данной темы.

В 2012 году в рамках формирования авиакрыла УДК типа «Мистраль» началась модернизация 10 вертолётов. Всего на «Мистрале» должно было базироваться 8 Ка-29 и 8 Ка-52К.

По состоянию на 2016 год в ВМФ РФ в составе БФ, СФ и ТОФ формально числилось 28 Ка-29. Однако более половины этих машин нуждалось в ремонте. В конце 2016 года в отечественных СМИ появилась информация, что для 155-й бригады морской пехоты ТОФ капитально отремонтировано 6 Ка-29. Также имеется информация, что ремонт Ка-29 для ЧФ будет осуществляться на Севастопольском авиаремонтном заводе, но судя по всему, эти машины будут использоваться с береговых аэродромов, так как в отечественном флоте сейчас нет подходящих десантных кораблей для их базирования.

Продолжение следует…

По материалам:
http://avia.cybernet.name/hel/model/ka-29.html
http://www.kumape.narod.ru/produkt/av_produkt/Ka29/ka29.htm
http://www.airforce.ru/content/daidzhest-1/208-proverka-boem-podlinnaya-istoriya-boevoi-udarnoi-gruppy/
The Military Balance 2016

Статьи из этой серии:


Авиация против танков (часть 1)
Авиация против танков (часть 2)
Авиация против танков (часть 3)
Авиация против танков (часть 4)
Авиация против танков (часть 5)
Авиация против танков (часть 6)
Авиация против танков (часть 7)

topwar.ru

Вертолет Миль «Ми-8» | Энциклопедия военной техники

Многоцелевой транспортный вертолет Ми-8 и его модификации

Обозначение НАТО: HIP

Первый вариант вертолета Ми-8 с четырехлопастным несущим винтом был испытан в 1962 году. В октябре 1963 года начал проходить испытания второй вариант с пятилопастным несущим винтом, который в конце 1965 года был принят в серийное производство. Ми-8 превосходит вертолет Ми-4 по максимальной грузоподъемности в 2,5 раза и по скорости в 1,4 раза. Трансмиссия вертолета Ми-8 аналогична вертолету Ми-4. Лопасти несущего винта цельнометаллические. Они состоят из полого лонжерона, спрессованного из алюминиевого сплава. Все лопасти несущего винта оснащены пневматической сигнализацией повреждения лонжерона. В системе управления используются мощные гидроусилители. Ми-8 оборудован противообледенительной системой, которая работает как в автоматическом, так и в ручном режимах. Система внешней подвески вертолета позволяет перевозить грузы массой до 3000 кг. При отказе одного из двигателей в полете другой двигатель автоматически выходит на повышенную мощность, при этом горизонтальный полет выполняется без снижения высоты. Ми-8 оборудован автопилотом, обеспечивающим стабилизацию крена, тангажа и рыскания, а также постоянную высоты полета. Навигационно-пилотажные приборы и радиосредства, которыми оснащен вертолет, позволяют совершать полеты в любое время суток и в сложных метеоусловиях.

Вертолет, в основном, используется в транспортном (Ми-8Т) и пассажирском вариантах. В пассажирском варианте Ми-8П оборудован для перевозки 28 пассажиров. По специальному заказу, в Казани, может быть изготовлен вариант с салоном “люкс”, рассчитанный на семь пассажиров. Выполнены заказы для Б. Ельцина, Н. Назарбаева, М. Горбачева и других.

Военный вариант Ми-8Т имеет пилоны для подвески вооружения (НУР, бомбы). Следующая военная модификация Ми-8ТВ имеет усиленные пилоны для подвески большого количества вооружения, а также пулеметную установку в носовой части кабины. За счет перестановки РВ на левую сторону была увеличена его эффективность.
Ми-8МТ – последняя модификация вертолета, которая явилась логическим завершением перехода от транспортного к транспортно-боевому вертолету. Установлены более современные двигатели ТВЗ-117 МТ с дополнительной газотурбинной установкой АИ-9В и пылезащитным устройством на входе в воздухозаборники. Для борьбы с ракетами типа “земля-воздух” имеются системы рассеивания горячих газов двигателей, отстрела ложных тепловых целей и генерации импульсных ИК-сигналов. В 1979-1988 гг. вертолет Ми-8МТ принимал участие в военном конфликте в Афганистане.

В состав оборудования входят – командные УКВ радиостанции Р-860 и Р-828, связные КВ радиостанции Р-842 и “Карат”, самолетное переговорное устройство СПУ-7. Четырехканальный автопилот АП-34Б для автоматической стабилизации вертолета по тангажу, крену, курсу и высоте полета. Оборудование для полетов по приборам в СМУ днем и ночью, включающее два авиагоризонта АГБ-ЗК, два указателя частоты вращения НВ, комбинированную курсовую систему ГМК-1А, автоматический радиокомпас АРК-9 или АРК-У2, радиовысотомер РВ-З. На Ми-8Т имеется аппаратура речевых сообщений РИ-65 для оповещения экипажа об аварийных ситуациях в полете. На военных вариантах Ми-8МТ установлены станция ИК помех “Липа”, экранновыхлопные устройства для подавления ИК излучения двигателей, контейнеры с ЛЦ, кабина экипажа бронирована. По желанию заказчика устанавливается система внешней подвески грузов и лебедка грузоподъемностью 150 кг.

Модификации вертолета
Ми-8Т (Hip-C) – основная военно-транспортная модификация.
Ми-8ТВ – модернизированная версия с усиленным вооружением.
Ми-8ТВК – экспортная версия Ми-8ТВ с 6 ПТУР Малютка.
Ми-9 – летающий командный вертолет на базе Ми-8Т.
Ми-8СМВ – вертолет РЭБ и РЭР.
Ми-8ППА – модернизированный варинт Ми-8СМВ в роли связного вертолета и вертолета РЭР.
Ми-8МТ – транспортно-боевой вертолет на базе Ми-8ТВ (1991 г.).

Тактико-технические характеристики вертолета Ми-8:
Год принятия на вооружение – 1966
Диаметр главного винта – 21,29 м
Диаметр хвостового винта – 3,91 м
Длина – 18,22 м
Высота – 5,65 м
Масса, кг
– пустого – 7260
– нормальная взлетная – 11100
– максимальная взлетная – 12200
Внутренние топливо – 1450 + 1420 кг
Тип двигателя – 2 ГТД Климов ТВ2-117А (ТВ3-117МТ)
Мощность – 2 х 1710 л.с. (2 х 3065 л.с.)
Максимальная скорость – 260 км/ч
Крейсерская скорость – 225 км/ч
Практическая дальность – 1200 км
Дальность действия – 465 км
Практический потолок – 4500 м
Статический потолок – 1900 м
Экипаж – 2-3 чел
Полезная нагрузка: 28 пассажиров или 32 солдата или 12 носилок с сопровождающими или 4000 кг груза в кабине или 3000 кг на подвеске.
Вооружение: 1 7.62-мм или 12.7-мм пулемет. Боевая нагрузка – 1000 кг на 4 узлах подвески: 4 ПУ УВ-16-57 16х55-мм или УВ-32-57 32х57-мм, или 4 250-кг бомбы, или 6 ПТУР Малютка или 4 ПТУР М-17П Скорпион.

war-book.ru

Вертолет Ми-18 | Армии и Солдаты. Военная энциклопедия

Вертолет Ми-18 — это глубокая модернизация транспортного вертолета Ми-8 была задумана ещё в 1977 году. За основу был взят серийный Ми-8МТ, его фюзеляж был удлинён за счет двух полуметровых секций. Увеличенная грузовая кабина позволяла теперь перевозить 29 десантников — вместо 24, 36 пассажиров — вместо 28 и 18 раненых на носилках, вместо 12.

Изменилось также и бортовое оборудование. Модернизированная машина получила название Ми-18, в 1979 году начались ее испытания, выявившие заметное ухудшение вибрационных характеристик. Последующий опыт афганской войны показывал необходимость установки в носу вертолета дополнительное бронирование и вооружение.

А это уже «прародитель» Ми-18, тот самый Ми-8МТ

Разумеется, заказчик при этом требовал, чтобы новая машина отличалась не только увеличенными размерами кабины, но и улучшенными летно-техническими и экономическими показателями, а для этого нужно было существенно переделывать всю аэродинамику вертолета.

Вновь приступив к перепроектированию конструкции, работники ОКБ Миля начали с нуля. Первым делом были убраны вставные секции, а на их место установили единую, на этот раз метровую.

Обводы задней части фюзеляжа изменились, что способствовало снижению сопротивления. Столь характерные для Ми-8 подвесные боковые баки конструкторы убрали под пол грузовой кабины, а кессоны-баки были органично включены в силовую конструкцию нижней части фюзеляжа.

Такое решение не только улучшило аэродинамику Ми-18, но и увеличило жесткость фюзеляжа, а также значительно улучшило вибрационные характеристики вертолета. Неубирающееся шасси было заменено убирающимся, как на вертолете-амфибии Ми-14.

Для облегчения погрузки и выгрузки десанта грузовая кабина была оборудована дополнительной правой сдвижной боковой дверью. Модернизировали электрооборудование, а также запланировали замену лопастей на стеклопластик, установку высотных двигателей и радиолокатора. 28 апреля 1984 года Ми-18 впервые поднялся в воздух.

Замена Ми-8, Ми-38 — в 2015 году наконец-то запущен в производство

По сравнению с Ми-8, Ми-18 показывал явно лучшие характеристики – та же скорость полета возросла на 12%. Все было готово к началу модернизации, но… Наступили времена перестройки, правительство требовало освоения принципиально новых типов техники, а не модернизации существующих.

Решено было, что рациональнее поддержать разработку перспективного Ми-38, полную замену Ми-8, а не выжимать из старой машины все возможное. На государственные испытания вертолеты Ми-18 так и не поступили. Многие отработанные на них новые элементы конструкции и оборудования были впоследствии внедрены на серийных Ми-8МТ, известных нам под индексом Ми-17.

Характеристики Ми-18

Страна:СССР
Тип:Транспортный вертолет
Год выпуска:1979 г.
Экипаж:3 человека
Двигатель:2 x ГТД ТВ3-117МТ мощностью по 1425кВт
Максимальная скорость:270км/ч
Практический потолок:3200 м (статический), 5550 м (динамический)
Дальность полета:580 км
Масса пустого:Нет сведений
Максимальная взлетная масса:13000 кг
Размах крыльев:диаметр несущего винта: 21,3 м
Длина:Нет сведений
Высота:Нет сведений
Площадь крыла:
Вооружение:Нет

Для справки: перспективный Ми-38 на данный момент (2015 год) наконец-то запускается в серию. Старики Ми-8 летают до сих пор, и нет им сносу.


источник: компиляция из открытых источников

armedman.ru

Вертолет КА-29: описание возможностей и технические характеристики модели

Ка-29 – это специальный транспортно-боевой вертолет корабельного варианта, является развитием Ка-27. Ка-29 рассчитан на поддержку десантных войск, к тому же он способен уничтожать надводные и наземные цели. Кроме этого важной функцией вертолета является непосредственная возможность перевозить специальные грузы или живую военную силу с корабля на сушу и наоборот. Ка-29 размещались на БДК (до четырех вертолетов). Первыми из них стали «Александр Николаев», «Иван Рогов», а также «Митрофан Москаленко». У них на носу или на корме были сконструированы специальные вертолетные площадки. Вертолет демонстрировал высокие характеристики.

История создания

С 1970-х годов у ВМФ СССР появилась необходимость в росте военного потенциала. Поэтому была поставлена задача — спроектировать вертолет широкого применения. ОКБ Камова в 1973 году приступило к разработке транспортно-боевого Ка-29. За новый проект отвечал С. Фомин, заместитель главного конструктора. Помощником у него был конструктор Г. Данилочкин. Руководил программой работ С. Михеев, главный конструктор ОКБ.

В документах данный вертолет именовался «изделием 502», непосредственно в войсках − Ка-29. Для упрощения работ за основу был взят противолодочный Ка-27, который послужил определенным прототипом. Это позволило осуществить первый полет уже в 1976 году. Пилотировал вертолет летчик-испытатель Е. Ларюшин. Серийное производство вертолета началось на Кумертауском авиационном заводе в 1979-м году после завершения государственных испытаний.

Тактико-технические характеристики

Ка-29 имеет следующие характеристики:

  • Экипаж – 2 человека.
  • Диаметр главного винта составляет 15,9 м.
  • Высота — 5,44 м.
  • Длина — 12,25 м.
  • Ширина — 3,8 м.
  • Масса взлетная нормальная составляет 11000 кг.
  • Масса взлетная максимальная составляет 12000 кг.
  • Тип двигателя – Климов 2 ГТД ТВ3-117ВК.
  • Максимальная скорость вертолета составляет 280 км/ч.
  • Крейсерская скорость составляет 235 км/ч.
  • Практическая дальность составляет 460 км.
  • Дальность перегонная составляет 740 км.
  • Динамический потолок составляет 4300 м.
  • Статический потолок составляет 3700 м.
  • Полезная нагрузка составляет 4000 кг на подвеске либо 2000 кг груза в кабине, а также 6 сидячих раненых и 4 носилок или 16 солдат.

Вооружение

Вооружение вертолета составляет:

  • 7.62-мм пулемет с боекомплектом на 1800 патронов.
  • возможность установку 30-мм пушки А242 с боекомплектом на 250 патронов.
  • Боевая нагрузка составляет 2000 кг, установленные на 4 узлах подвески. Вооружение включает: до 80 80-мм НУР, 2х 4 ПТУР Штурм, либо 2 напалмовых бака ЗБ-500, либо 2 контейнера с 23-мм пушкой с боекомплектом на 250 патронов.

Предназначение

Ка-29 предназначен для увеличения эффективности и мобильности десантных операций, проводимых на водных акваториях, а также уничтожения бронированных наземных и надводных целей. Кроме этого, вертолет должен обеспечивать перевозку грузов, а также подразделений десанта с корабля на берег, а также наоборот, оказывать огневую поддержку ночью и днем при разнообразных погодных условиях.

Особенности конструкции

  1. Экипаж вертолета включает штурмана-оператора и пилота, размещенные в кабине рядом, которая расширена на 500 мм по сравнению с Ка-27 и имеет бронезащиту от пуль 7, 62 мм. Также бронированными листами защищены насосы-регуляторы двигателей, общая масса бронезащиты доходит до 350 кг. Топливные баки для предотвращения взрыва заполнены пенополиуретаном, а их стенки включаю протектор с самозатягивающейся резиной, чтобы исключить утечку топлива.
  2. Для защиты от ракетной атаки с тепловыми головками самонаведения применяются кассеты для отстрела тепловых целей, станция оптико-электронных помех и экранно-выхлопные устройства двигателей.
  3. Вертолет имеет систему управления вооружением СУВ-252. На рабочем месте над приборной доской перед лобовым стеклом установлен прицел АСП-17ВК, чтобы применять НАР, пушки, а также оружия контейнерного типа. На месте штурмана-оператора есть ОНП (оптический наблюдательный прибор) для распознавания и обнаружения и наведения ПТУР. Пилот выполнение управление вертолетом использование неподвижных видов оружия. Штурману-оператору отведена роль вертолетовождения с применением навигационного комплекса, а также управляемого ракетного оружия, в том числе ведение огня из носового пулемета.
  4. Редуктор и несущая система, основная часть фюзеляжа, силовая установка, шасси, гидро -, энерго — и топливная системы, системы управления аппаратом, навигационный и пилотажный комплексы заимствованы у Ка-27. Установлены дополнительно радиостанции: «Эвкалипт» и приводная АРК-УД для связи с войсками.
  5. Вертолет Ка-29 включает два варианта использования: транспортный и боевой.

big-army.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *