Вертолет Westland «Lynx» | Энциклопедия военной техники

Вертолет разрабатывался с 1967 года по соглашению между Великобританией и Францией (фирмы Уэстленд и Аэроспасьяль). Первый полет состоялся в марте 1971 г. Выпускался он в двух вариантах: для армии – “Линкс” АН.Мк.1 и для флота “Линкс” HAS Мк.2.

Фюзеляж вертолета цельно металлический, типа полумонокок. Несиловые узлы конструкции выполнены из стеклопластика. В кабине экипажа имеются две небольшие двери, а в грузовой кабине две широкие двери, сдвигаемые по направляющим. Пол грузовой кабины рассчитан на нагрузку 9575 н/кв. м и имеет швартовочные кольца, установленные с шагом 508 мм. С обеих сторон фюзеляжа предусмотрены узлы крепления для подвески вооружения. Для поисково-спасательных операций вертолет оборудован лебедкой грузоподъемностью 265 кг. Хвостовая балка монококовой конструкции была выполнена из легких сплавов и стеклопластика. В морском варианте балка складывается. Несущий винт с полужестким креплением лопастей имеет только осевые шарниры. Лопасти цельнометаллические прямоугольной формы, складывающиеся и взаимозаменяемые. Профиль лопасти имеет большую кривизну.

Лопасть имеет стальной лонжерон D-образного сечения. К лонжерону приклеены хвостовые от секи из стеклопластика. Обшивка лопасти выполнена из стеклопластика с двойной накладкой вдоль носка и законцовкой из нержавеющей стали. Двигатели установлены рядом позади вала несущего винта и разделены между собой противопожарными перегородками. Воздухозаборники имеют электрическую противообледенительную систему. Топливо находится в пяти протектированных баках. Трансмиссия состоит из главного и промежуточного редуктора рулевого винта. Шасси многоцелевого вертолета АН Мк.1 лыжное неубирающееся. Для передвижения вертолета по земле предусмотрена установка колес. Морской вариант НАS.Мк.2 имеет трехколесное неубирающееся шасси с самоориентирующейся носовой стойкой. Для облегчения посадки вертолета на палубу и для удержания вертолета на месте используется система “Гарпун” с тросом, прикрепленным к швартовочному устройству на палубе. В систему внешнего освещения входят аэронавигационные огни, маяк предупреждения столкновений и управляемая посадочная фара. Оба варианта вертолета снабжены автоматической системой управления и стабилизации, радиооборудованием, аварийной радиостанцией, сигнально-переговорным устройством и доплеровской навигационной системой.

Вертолет АН Мк.1 может быть вооружен одной пушкой калибра 20 мм с боезапасом 1500 патронов или пулеметом калибра 7,62 мм, которые устанавливаются внутри кабины. На пилонах по бокам фюзеляжа могут устанавливаться: два пулемета в контейнерах, два контейнера с 14 НУР калибра 50 мм, контейнеры УР Аэроспасьяль AS.12 или УР CL 834. На морском варианте устанавливается гидроакустическая станция.

В 1981 г. были выпущены модифицированные вертолеты “Линкс” II АН Мк.5 и
“Линкс” II HAS Мк.3, оснащенные более мощными двигателями Роллс-Ройс Джем
41-1, 746 кВт х 2. Вертолет испытан в боевых действиях на Фолклендских островах (1982 г.) и в составе много национальных сил против Ирака в 1991 году. После установки новых лопастей с необычной формой концевой части (сочетание уступа с саблевидностью) на специально подготовленном вертолете “Линкс” G в 1986 году был установлен мировой рекорд скорости 400,87 км/ч.

Модификации :
Lynx HAS Мк.2 – первая серийная модификация.
Lynx Мк.2(FN) – модификация Lynx HAS Мк.2 для ВМС Франции с РЛС Omera-Segid ORB 31-W.
Lynx HAS Мк.3 – модификация Lynx HAS Мк.2 с ГТД Gem Mk 41-1.
Lynx HAS Мк.3S – модификация Lynx HAS Мк.3 с защищенной связью и улучшенной системой РЭР.
Lynx HAS Мк.3CTS – модификация Lynx HAS Мк.3 c тактической системой Racal RAMS 4000 CTS (Central Tactical System) от вертолета Lynx HAS Мк.8.
Lynx HAS Мк.3GM – специальная модификация Lynx HAS Мк.3CTS для действий в Персидском заливе.
Lynx Мк.4(FN) – противолодочный вертолет с опускаемой гидроакустической станцией и увеличенной взлетной массой. модификация Lynx HAS Мк.3 для ВМС Франции.

Lynx HAS Мк.8 Super Lynx – противолодочная и противокорабельная модификация с улучшенной системой РЭР MIR-2, с тактической системой Racal RAMS 4000 CTS и РЛС Seaspray Mk.1. На вертолете установлены ГТД Rolls-Royce Gem Mk 42-1.
Lynx Мк.21 – модификация Lynx HAS.Мк.2 для ВМС Бразилии.
Lynx Мк.23 – модификация Lynx HAS.Мк.2 для ВМС Аргентины.
Lynx Мк.25 – модификация Lynx HAS.Мк.2 для ВМС Нидерландов.
Lynx Мк.27 – модификация Lynx HAS.Мк.3 для ВМС Нидерландов.
Lynx Мк.80 – модификация Lynx HAS.Мк.3 для ВМС Дании. В 90-х годах ГТД Gem Mk 41-1 заменены на Gem Mk 28.
Lynx Мк.81 – модификация Lynx HAS.Мк.3 для ВМС Дании с аппаратурой обнаружения магнитных аномалий.
Lynx Мк.86 – модификация Lynx HAS.Мк.3 для ВВС Норвегии.
Lynx Мк.87 – модификация Lynx HAS.Мк.3 для ВМС Аргентины.
Lynx Мк.88 – модификация Lynx HAS.Мк.3 для ВВС ФРГ.
Lynx Мк.89 – модификация Lynx HAS.Мк.3 для ВВС Нигерии.
Lynx Мк.90 – модификация Lynx HAS.Мк.3 для ВВС Дании по стандатру Lynx Мк.80 с системой РЭР Orange Crop и тактической системой Racal RAMS 400 Central Tactical System.
Lynx AH.1 – модификация с ГТД Rolls-Royce Gem Mk 2.
Lynx AH.1GT – промежуточный вариант между AH.1 и AH.7. Имеет конструктивные части AH.7 и БРЭО AH.1.
Lynx AH.5 – модификация с ГТД Rolls-Royce Gem Mk 41-1.

Диаметр винта 12.8 м
Масса 2.7 – 4.8 т
Грузоподъемность 1.4 т
Двигатели 2 ТВД Роллс-Ройс, BS.360 Джем, 662 кВт
Статический потолок 3650 м
Максимальная скорость 282 км/ч
Дальность полета 676 км
Экипаж 1-2 человека
Год принятия на вооружение 1980

war-book.ru

Вертолет Westland «Lynx» | Энциклопедия военной техники

Вертолет разрабатывался с 1967 года по соглашению между Великобританией и Францией (фирмы Уэстленд и Аэроспасьяль). Первый полет состоялся в марте 1971 г. Выпускался он в двух вариантах: для армии – “Линкс” АН.Мк.1 и для флота “Линкс” HAS Мк.2.

Фюзеляж вертолета цельно металлический, типа полумонокок. Несиловые узлы конструкции выполнены из стеклопластика. В кабине экипажа имеются две небольшие двери, а в грузовой кабине две широкие двери, сдвигаемые по направляющим. Пол грузовой кабины рассчитан на нагрузку 9575 н/кв. м и имеет швартовочные кольца, установленные с шагом 508 мм. С обеих сторон фюзеляжа предусмотрены узлы крепления для подвески вооружения. Для поисково-спасательных операций вертолет оборудован лебедкой грузоподъемностью 265 кг. Хвостовая балка монококовой конструкции была выполнена из легких сплавов и стеклопластика. В морском варианте балка складывается. Несущий винт с полужестким креплением лопастей имеет только осевые шарниры. Лопасти цельнометаллические прямоугольной формы, складывающиеся и взаимозаменяемые. Профиль лопасти имеет большую кривизну.

Лопасть имеет стальной лонжерон D-образного сечения. К лонжерону приклеены хвостовые от секи из стеклопластика. Обшивка лопасти выполнена из стеклопластика с двойной накладкой вдоль носка и законцовкой из нержавеющей стали. Двигатели установлены рядом позади вала несущего винта и разделены между собой противопожарными перегородками. Воздухозаборники имеют электрическую противообледенительную систему. Топливо находится в пяти протектированных баках. Трансмиссия состоит из главного и промежуточного редуктора рулевого винта. Шасси многоцелевого вертолета АН Мк.1 лыжное неубирающееся. Для передвижения вертолета по земле предусмотрена установка колес. Морской вариант НАS.Мк.2 имеет трехколесное неубирающееся шасси с самоориентирующейся носовой стойкой. Для облегчения посадки вертолета на палубу и для удержания вертолета на месте используется система “Гарпун” с тросом, прикрепленным к швартовочному устройству на палубе. В систему внешнего освещения входят аэронавигационные огни, маяк предупреждения столкновений и управляемая посадочная фара. Оба варианта вертолета снабжены автоматической системой управления и стабилизации, радиооборудованием, аварийной радиостанцией, сигнально-переговорным устройством и доплеровской навигационной системой.

Вертолет АН Мк.1 может быть вооружен одной пушкой калибра 20 мм с боезапасом 1500 патронов или пулеметом калибра 7,62 мм, которые устанавливаются внутри кабины. На пилонах по бокам фюзеляжа могут устанавливаться: два пулемета в контейнерах, два контейнера с 14 НУР калибра 50 мм, контейнеры УР Аэроспасьяль AS.12 или УР CL 834. На морском варианте устанавливается гидроакустическая станция.

В 1981 г. были выпущены модифицированные вертолеты “Линкс” II АН Мк.5 и
“Линкс” II HAS Мк.3, оснащенные более мощными двигателями Роллс-Ройс Джем
41-1, 746 кВт х 2. Вертолет испытан в боевых действиях на Фолклендских островах (1982 г.) и в составе много национальных сил против Ирака в 1991 году. После установки новых лопастей с необычной формой концевой части (сочетание уступа с саблевидностью) на специально подготовленном вертолете “Линкс” G в 1986 году был установлен мировой рекорд скорости 400,87 км/ч.

Модификации :
Lynx HAS Мк.2 – первая серийная модификация.
Lynx Мк.2(FN) – модификация Lynx HAS Мк.2 для ВМС Франции с РЛС Omera-Segid ORB 31-W.
Lynx HAS Мк.3 – модификация Lynx HAS Мк.2 с ГТД Gem Mk 41-1.
Lynx HAS Мк.3S – модификация Lynx HAS Мк.3 с защищенной связью и улучшенной системой РЭР.
Lynx HAS Мк.3CTS – модификация Lynx HAS Мк.3 c тактической системой Racal RAMS 4000 CTS (Central Tactical System) от вертолета Lynx HAS Мк.8.
Lynx HAS Мк.3GM – специальная модификация Lynx HAS Мк.3CTS для действий в Персидском заливе.
Lynx Мк.4(FN) – противолодочный вертолет с опускаемой гидроакустической станцией и увеличенной взлетной массой. модификация Lynx HAS Мк.3 для ВМС Франции.
Lynx HAS Мк.8 Super Lynx – противолодочная и противокорабельная модификация с улучшенной системой РЭР MIR-2, с тактической системой Racal RAMS 4000 CTS и РЛС Seaspray Mk.1. На вертолете установлены ГТД Rolls-Royce Gem Mk 42-1.

Lynx Мк.21 – модификация Lynx HAS.Мк.2 для ВМС Бразилии.
Lynx Мк.23 – модификация Lynx HAS.Мк.2 для ВМС Аргентины.
Lynx Мк.25 – модификация Lynx HAS.Мк.2 для ВМС Нидерландов.
Lynx Мк.27 – модификация Lynx HAS.Мк.3 для ВМС Нидерландов.
Lynx Мк.80 – модификация Lynx HAS.Мк.3 для ВМС Дании. В 90-х годах ГТД Gem Mk 41-1 заменены на Gem Mk 28.
Lynx Мк.81 – модификация Lynx HAS.Мк.3 для ВМС Дании с аппаратурой обнаружения магнитных аномалий.
Lynx Мк.86 – модификация Lynx HAS.Мк.3 для ВВС Норвегии.
Lynx Мк.87 – модификация Lynx HAS.Мк.3 для ВМС Аргентины.
Lynx Мк.88 – модификация Lynx HAS.Мк.3 для ВВС ФРГ.
Lynx Мк.89 – модификация Lynx HAS.Мк.3 для ВВС Нигерии.
Lynx Мк.90 – модификация Lynx HAS.Мк.3 для ВВС Дании по стандатру Lynx Мк.80 с системой РЭР Orange Crop и тактической системой Racal RAMS 400 Central Tactical System.
Lynx AH.1 – модификация с ГТД Rolls-Royce Gem Mk 2.
Lynx AH.1GT – промежуточный вариант между AH.1 и AH.7. Имеет конструктивные части AH.7 и БРЭО AH.1.
Lynx AH.5 – модификация с ГТД Rolls-Royce Gem Mk 41-1.

Диаметр винта 12.8 м
Масса 2.7 – 4.8 т
Грузоподъемность 1.4 т
Двигатели 2 ТВД Роллс-Ройс, BS.360 Джем, 662 кВт
Статический потолок 3650 м
Максимальная скорость 282 км/ч
Дальность полета 676 км
Экипаж 1-2 человека
Год принятия на вооружение 1980

war-book.ru

Музей вертолетов: прототип вертолета Westland Lynx : Westland WG-13

Westland Lynx — британский многоцелевой вертолёт. Работы по созданию многоцелевого вертолёта начались в 1967 году. Это был совместный проект английской фирмы Westland и французской Aérospatiale. В серийном выпуске участвовала Франция.

Первый полёт совершил 21 марта 1971 года. Всего было построено порядка 450 вертолетов разных модификаций.

Вертолет который мы рассматриваем Westland WG.13,это один из 13 построенных прототипов.

и других источников найденных мною в инете и литературе.

Этот вертолет Westland WG-13 c/n: 2/09 (WG13-00-05),регистрационный XW839, был одним из пяти основных прототипов WG-13 и единственным оставшимся неповрежденным. Он получил прозвище «The Pink Panther»(Розовая пантера) из-за своей цветовой схемы «Hot Sahara» с которой он участвовал во многих испытаниях. В 1980 году он был передан в Royal Navy Engenireeng College в Plymouth (HMS Thunderer) в качестве учебного пособия,пока не был списан в 1995 году.

После Второй мировой войны компания Westland перешла к разработке и производству вертолетов. Начав с постройки по лицензии вертолетов Sikorsky собственных модификаций, компания перешла к производству вертолетов оригинальной разработки. После оптимизации и рационализации британской вертолетной промышленности, проведенной в 1959-1960 годах, Westland осталась единственным производителем вертолетов. Компания предложила несколько проектов перспективных военных вертолетов, в том числе W.3 с ТВД Pratt & Whitney РТ6А, разработанного по спецификации 358 к среднему вертолету для ВВС и ВМС Британии. Появились еще несколько проектов, включая W.13, прежде чем в октябре 1964 года Генеральный штаб сформулировал спецификацию 3335 к многоцелевому вертолету с экипажем из двух человек, способному перевозить семерых солдат с полной выкладкой со скоростью 274 км/ч.
Требования к вертолету менялись в 1966 году еще дважды, появилось уточнение в части базирования вертолета на фрегатах и эсминцах.

Франция одновременно с Британией изучала возможность разработки машины, близкой к W.13, в дополнение к SA 330 Puma и SA 341 Gazelle. Соглашение о сотрудничестве по разработке и производству вертолета Великобритания и Франция подписали 22 февраля 1967 года. За основу был взят проект W.13, а компания Westland стала ведущей в НИОКР.
Официально работа над проектом началась в июле 1967 года. Из-за проблем с ТВД Rolls-Royce RS.360 мощностью 900 л.с. (670 кВт, ранее назывался Bristol Siddeley BS.360) первый полет вертолета, уже получившего наименование Lynx, отложили на восемь месяцев.

Первая презентация Lynx состоялась на Парижском авиационно-космическом салоне в 1969 году, где был представлен полноразмерный макет вертолета. За первым последовали еще три прототипа. Для упрощения опознавания в полете они были целиком окрашены в разные цвета: вертолет N1 — в желтый, N2 — в серый, N3 — в красный и N4 — в голубой.
Первый из 13 прототипов поднял в воздух 21 марта 1971 года Рон Гиллетли, 28 сентября первый полет выполнил третий прототип, четвертый и второй полетели 8 и 24 марта 1972 года. С появлением в 1971 году ТВД Gem вертолет показал наконец в полной мере свои возможности, установив два мировых рекорда скорости, в том числе максимальной скорости ≈ 321,74 км/ч.

Первый Lynx AH.Mk 1 для британской Армии поднялся в воздух 12 апреля 1972 года, флотский HAS.Mk 2 полетел 25 мая 1972 года, но 21 ноября 1972 года эта машина разбилась. Морской вариант отличался колесным шасси и удлиненной носовой частью с установленной в ней РЛС. Второй HAS.Mk 2 выполнил первую посадку на корабль 29 июня 1973 года. В программе испытаний участвовали еще восемь вертолетов, первый серийный вариант с ТВД Gem 2 для британской Армии поднялся в воздух 11 февраля 1977 года.

Мощность двигателей BS.360 при испытаниях оказалась меньше расчетной, что не помешало вертолету достигнуть скорости 302 км/ч. Все четыре опытных образца были построены в многоцелевом варианте для сухопутных войск, на лыжном шасси и имели неполный комплект оборудования. С двумя вертолетами в ходе испытаний произошли серьезные летные происшествия. Первый опытный экземпляр из-за пожара двигателя совершил вынужденную посадку. После восстановления демонстрировался на авиасалоне Фарнборо-72. 29 августа 1974 года над аэродромом Йовила упал с высоты 18 м и четвертый опытный вертолет. Авария произошла из-за разрушения редуктора вследствие недостатка смазки. Вертолет списали. Пятый прототип, совершивший первый полет 12 апреля 1972 года, представлял собой полноценный боевой вариант, разработанный для армии Великобритании. Ему присвоили обозначение АН Мк.1. Вертолет был покрашен уже не в яркие декоративные цвета, а имел камуфляжную окраску(это как раз наш борт).

Армейские Lynx имели очень ограниченную маневренность на земле из-за лыжного шасси. Предполагалось, что маневрирование на земле облегчат небольшие колеса, устанавливаемые на лыжи, но, как оказалось, даже установленные колесики не бог весть какая помощь желающим передвинуть с места на место пятитонный аппарат. Летчики отмечали большие нагрузки на органы управления. Lynx было управлять тяжелее, чем Scout или Gazelle. В первые годы эксплуатации действовал ряд ограничений: максимальная масса полезной нагрузки составляла всего 870 кг, вертолету не разрешалось совершать полеты при температуре воздуха ниже — 17 С. Все же, несмотря на критику, порой справедливую, Lynx пришелся ко двору в воздушном корпусе армии Великобритании. Вертолет, благодаря автоматической системе управления полетом в сочетании с несущим винтом новой конструкции, показал прекрасную управляемость. Доказательством хорошей маневренности послужили фигуры высшего пилотажа — «бочка», «петля Нестерова», демонстрировавшиеся летчиками-испытателями компании Westland на различных авиашоу в 1970 годах.

Наличие тактической навигационной системы фирмы Декка позволяло летчику использовать для скрытного полета рельеф местности, не заботясь о потере ориентировки. Lynx стал первым английским вертолетом, способным выполнять боевые задания ночью и в сложных метеоусловиях. Летом 1979 года было снято большинство ограничений по производству полетов, в том числе и по массе полезной нагрузки. Тем же летом Lynx прошли обкатку в условиях, приближенных к боевым. Они были отправлены в Северную Ирландию. Там их использовали для перевозок солдат и грузов, для наблюдения и связи. Отзывы о работе вертолетов были очень хорошие.

Все же главной задачей Lynx в армии Британии стала не транспортировка солдат или наблюдение, а борьба с танками. Теоретические выкладки, результаты учений и боевой опыт локальных войн говорили о том, что у танка два главных противника: танк или вертолет. В те годы практически каждый новый вертолет рассматривался как потенциальный носитель противотанкового вооружения, и неудивительно, что еще на этапе выдачи технического задания армия особо оговорила возможность использования Lynx для охоты за танками. Поэтому Lynx может быть вооружен восемью ПТУР «ТОУ», еще восемь ракет находятся в грузовой кабине для перезарядки.

В 1980 году Lynx АН Мк.1 сменили противотанковые Scout в британской Рейнской армии, дислоцированной в ФРГ. С другой проблемой справиться оказалось сложнее — речь о Ми-24. Попытки оснастить Lynx ракетами «воздух-воздух» предпринимались неоднократно, но в конечном итоге он так и остался беззащитным перед своим противником.

Несущий винт это наверное и было главной изюминкой вертолета. Полужесткая титановая втулка с гибкими узлами крепления лопастей выполнена в виде кованного моноблока. Эта прочная и упругая система обеспечивала вертолету отличную маневренность. Лопасти несущего винта имеют обычную конструкцию с узлами крепления из титана. Лопасти расширяются от комля к законцовке и могут быть быстро сложены. На вертолетах Lynx AH.Mk 9 установлены новые лопасти BERP.

Кабина Lynx AH.Mk 1 рассчитана на перевозку девяти солдат в стандартной экипировке на легких многоместных сиденьях или шести солдат в полной экипировке вместе с их снаряжением. AH.Mk 1 часто использовался для перевоза расчетов ПТУР Milan. Сиденья в кабине могут быть быстро сняты, чтобы освободить место для 907 кг груза, для крепления которого на полу предусмотрены швартовочные кольца. На внешней подвеске можно перевозить до 1360 кг груза, но при этом возрастает сопротивление вертолета. Небольшие верхние наружные участки кабины усилены и имеют специальное покрытие, чтобы обеспечить надежную опору при техническом обслуживании.

Пилоны на фюзеляже со стандартными узлами крепления НАТО могут нести разнообразный набор вооружения, включая 20-мм или 25-мм пушку Oerlikon, контейнеры с пулеметами Minigun, контейнеры РЭБ, устройства для постановки мин, ракеты воздух — воздух MATRA Magic, блоки НУРС SNEB (18х68-мм), SURA (12х80-мм) или 19х70-мм, шесть ПТУР Aerospatiale AS11, восемь Euromissile НОТ или Rockwell Hellfire. Но стандартным противотанковым оружием для Lynx британской Армии остаются восемь ПТУР TOW.

Хвостовая часть. Lynx AH.Mk 1 оснащен обычным четырехлопастным рулевым винтом. Каждая лопасть имеет лонжерон из легких сплавов и переднюю кромку из нержавеющей стали, как у несущего винта. Через заборник в основании киля поступает воздух для охлаждения промежуточного редуктора, передающего мощность от вала трансмиссии к редуктору рулевого винта. Последний, расположенный на вершине киля, закрыт стеклопластиковым обтекателем, также имеющим воздухозаборник в передней части. Ассиметричный стабилизатор повышает устойчивость машины в крейсерском полете.

Lynx АН.Мк1 имеют простое трубчатое полозковое шасси. Оно может снабжаться колесами для перекатки или поплавками. Над шасси, с обоих бортов фюзеляжа, имеются ступени и поручни, позволяющие наземному персоналу получить доступ к двигателям, редуктору и втулке винта.
С нижней стороны хвостовой балки установлена большая ножевидная КВ/УКВ антенна дальней радиосвязи и радионавигации. Перед ней расположена КВ/СВ антенна для связи с наземными войсками. В носовой части вертолета установлены две ножевидные КВ/УКВ антенны радионавигационной системы, работающей на стандартных частотах НАТО.

Силовая установка. На Lynx AH.Mk 1 установлены два турбовальных двигателя Rolls-Royce Gem 2 мощностью по 900 эл.с. (671 кВт). Двигатели смонтированы бок о бок сверху фюзеляжа. От фюзеляжа, редуктора и друг друга их отделяют противопожарные перегородки. На выхлопных трубах двигателей могут устанавливаться дефлекторы, направляющие горячие газы под несущий винт, что позволяет снизить ИК-излучение вертолета. На воздухозаборниках двигателей установлены фильтры, отсеивающие посторонние частицы. Воздухозаборники оснащены электрической противообледенительной системой.

ЛТХ:
Модификация Lynx АН Мк.1
Диаметр главного винта, м 12.80
Диаметр хвостового винта, м 2.94
Длина, м 15.61
Высота, м 3.504
Масса, кг
пустого 2578
нормальная взлетная 4354
максимальная взлетная 4535
Внутренние топливо, л 973 + опционально 214
Тип двигателя 2 ГТД Rolls-Royce Gem Mk 2
Мощность, кВт 2 х 671
Максимальная скорость, км/ч 306
Крейсерская скорость, км/ч 259
Практическая дальность, км 630
Продолжительность полета, ч.мин 2.57
Скороподъемность, м/мин 756
Практический потолок, м
Статический потолок, м 3230
Экипаж, чел 2
Полезная нагрузка: 10 солдат или 3 носилок с сопровождающим или 907 кг груза в кабине или 1361 кг груза на подвеске
Вооружение: две 20-мм пушки Oerlikon KAD-B с 570 патронами и 1 7.62-мм пулемет
Боевая нагрузка на 2 узлах подвески:
8 ПТУР BGM-71 TOW или HOT или AGM-114 Hellfire (+ 8 в кабине), или 2 ПУ 68-мм или 70-мм НУР,
поставщик мин Valsella VS-MD H,
Возможна подвеска УР воздух-воздух или воздух-поверхность .

igor113.livejournal.com

Музей вертолетов: единственный прототип Westland Lynx-3

Westland Lynx-3 это улучшенный вариант Lynx с хвостовой балкой,редуктором и винтом от Westland 30 ,двигателями Gem 60, новым колесным шасси с носовой стойкой и шиной данных MIL-STD-1553. Только один прототип был построен (ZE477/G-17-24) в 1984 году. После ряда испытаний программа была закрыта.

и других источников найденных мною в инете и литературе.

Наш борт это единственный прототип Westland Lynx-3 построенный в 1984 году с регистрационными номерами G-17-24/ZE477 и заводским 001P. До своего списания в 1987 году он успел налетать всего 83 часа. Ну а в 1989 году попал в музей.

К началу 1980 годов резко возросли требования армий стран НАТО к противотанковому вертолету: он должен быть способным вести боевые действия днем и ночью, обладать большой огневой мощью и повышенной защищенностью от огня средств ПВО. Наиболее удовлетворял этим требованиям американский АН-64, но он слишком сложен и дорог для большинства стран, мечтавших о таком вертолете.

Компания Westland решила разработать противотанковый вертолет, который бы стоил в два раза меньше, чем АН-64, при сохранении боевых возможностей последнего.

Вертолет, получивший обозначение Lynx-3, разработали на основе вертолета Westland 30, позаимствовав у него конструкцию хвостовой балки, трансмиссию и несущий винт.

Основное внимание уделили оснащению Westland Lynx-3 современными электронными системами. Прицельную систему ПТУР TOW установили в шаровом обтекателе над втулкой несущего винта(сейчас она отсутствует). Архитектура бортовой электроники допускала установку любой прицельной системы, имеющейся на вооружении или разрабатываемой в то время в странах НАТО.

Lynx III имеет усовершенствованные силовую установку, трансмиссию, вооружение, электронное оборудование. Фюзеляж цельнометаллический типа полумонокок. Силовые элементы конструкции выполнены из легких сплавов.

Двухместная кабина экипажа с боковыми дверьми имеет большую площадь остекления(а что с бронированием?). Лобовое стекло кабины снабжено противообледенительными и противотуманными средствами, установлены стеклоочистители с электрическим приводом. Бронированные катапультные кресла летчиков фирмы Мартин-Бейкер устанавлены на амортизирующих стойках.

Табличка с описанием и историей вертолета.

В конструкции Lynx 3 использованы средняя часть с грузовым отсеком вертолета Lynx, а хвостовая балка, рулевой винт вертолета WG.30.

Несущий винт усовершенствованной конструкции с полужестким креплением лопастей. Лопасти из композиционных материалов с апробированными на рекордном варианте WG.13 Lynx законцовками, которые обеспечивают улучшенные характеристики по шуму и вибрации, и способствуют увеличению подъемной силы несущего винта на 20%. Лопасти могут складываться. Конструкция втулки аналогична бесшарнирным схемам втулок вертолетов семейства Lynx, однако в ней предусматривается установка проводки управления к надвтулочному прицелу.

Кабина вертолета. Система управления аналогична управлению на WG.13 Lynx.

Два ТВД установлены в верхней части фюзеляжа. Боковые воздухозаборники содержат очистительные фильтры для улавливания посторонних предметов и частиц. Трансмиссия состоит из редукторов двигателей, главного редуктора, установленного над кабиной перед двигателями, промежуточного редуктора, редуктора рулевого винта и соединительных валов.

В состав вооружения вертолета могут входить до восьми 8 ПТУР BGM-71 TOW или TOW-2 или HOT, или
8 УР воздух-поверхность AGM-114 Hellfire, или 4 УР AIM-92 Sidewinder, или до 4 ПУ 68-мм или 70-ии НУР, миноустановщик Valsella VS-MD на пусковых установках по бокам фюзеляжа, а также управляемые ракеты класса воздух-воздух, неуправляемые ракеты, пушечные и пулеметные установки. Запасной комплект из восьми ПТУР может быть помещен внутри грузовой кабины.

Описание вертолета.

Тут видимо протектированные баки расположены внутри вертолета..

Тут же можно увидеть модель вертолета для продувки в аэродинамической трубе.

Рулевой винт, установленный с левой стороны хвостовой балки, имеет лопасти из композитных материалов. Число оборотов винта снижена с целью уменьшения уровня шума, но при этом диаметр винта увеличен.

В общем ряду братьев…

Шасси трехстоечное с носовой стойкой, неубирающееся. Система амортизации рассчитана на посадочную скорость 6.1 м/с и на удар с минимальной деформацией фюзеляжа при скорости снижения 9 м/с.

Первый полет опытного вертолета состоялся в июле 1984 года. Но программу вскоре аннулировали, во многом из-за ограничения ассигнований на нужды министерства обороны

Всмотритесь в это лицо бывшего возможного врага….

Втулка несущего винта.

Крепление лопастей.

Противопылевой фильтр стоит на входе в двигатель.

Лопасти все сняты и лежат где то отдельно,так как места в ангаре не хватает…

Ну и на последок красивая рекламная надпись на прототипе с именем.

ЛТХ:
Модификация Lynx III
Диаметр главного винта, м 12.80
Диаметр хвостового винта, м 2.21
Длина,м 12.06
Высота ,м 3.504
Масса, кг
пустого 3200
максимальная взлетная 5400
Внутренние топливо, л 973 + опционально 1096
Тип двигателя 2 ГТД Rolls-Royce Gem Mk.60
Мощность, кВт 2 х 1004
Максимальная скорость, км/ч 306
Крейсерская скорость, км/ч 260
Практическая дальность, км 1350
Дальность действия, км 620
Скороподъемность, м/мин 770
Практический потолок, м 5200
Статический потолок, м 2000
Экипаж, чел 2
Полезная нагрузка: до 15 содат или 2700 кг груза
Вооружение: две 20-мм пушки Oerlikon KAD-B c 370 патронами по бокам фюзеляжа
Боевая нагрузка на 2 узлах подвески:
8 ПТУР BGM-71 TOW или TOW-2 или HOT, или
8 УР воздух-поверхность AGM-114 Hellfire, или
4 УР AIM-92 Sidewinder, или до 4 ПУ 68-мм или 70-ии НУР,
миноустановщик Valsella VS-MD

igor113.livejournal.com

Westland-Aerospatiale WG.13 Lynx — Ретро-Модели.Ру

  • Westland «Lynx» (Рысь) был результатом англо-французского сотрудничества, призванного разработать вертолет, аналогичный знаменитому американскому UH-1 «Iroquois». Построенная в итоге машина прочно заняла свое место в ВВС Англии, Германии и Франции, получила множество модификаций и с 1976-го года по нынешний день находится в строю. Фирма FROG решила выпустить модель уже на закате своего существования и, торопясь опередить конкурентов, разработала новинку на основе прототипов вертолета. Набор поступил в продажу в 1975 г, а уже в 1978 пресс-формы, наряду с другими, были проданы в Советский Союз.
     

    В Советском Союзе модель производилась на московском заводе «Кругозор», на всем протяжении выпуска сохранявшем достойное качество отливок, в начале 2000-х их под своим брендом начала поставлять компания «Alanger», сыгравшая злую роль в судьбе «Линкса»- после банкротства фирмы модель пропала с прилавков.
     

    При подготовке статьи использованы материалы, которые представил нам С.Просвирнин, а также с интернет-аукциона eBay.

  • Работы по замене британских вертолетов, основная масса которых являлась адаптированными копиями американских образцов, начались на фирме Westland в первой половине 1960-х гг. Программа была очень широкой и предполагала создание сразу четырех прототипов: тяжелый вертолет WG.1, средние WG.3 и WG.4, а также легкий WG.5. К 1963 году были готовы эскизы, но тут британские вооруженные силы приняли решение приобрести в США вертолёты «SeaKing» и «Chinook», а во Франции – легкий «Gazelle», что автоматически означало свёртывание работ по проектам WG.1 (WG.11)и WG.5.
     

    Основные усилия теперь были сконцентрированы на WG.3, который позиционировался как конкурент UH-1 «Iroquois». Разработка постепенно стала англо-французской, поскольку кооперация позволяла вытеснить с европейского рынка американцев и существенно сократить расходы. До этого времени имелись наработки по четырем отдельным модификациям обновлённого проекта WG.13, из которых только одна была гражданской. Кроме того, заинтересованность в новом вертолёте высказала французская армия, которая предъявила свои требования. В окончательном виде соглашение предусматривало вертолётов корабельного базирования для ВМС Великобритании и Франции, многоцелевого – для британской армии и боевого разведывательного – для армии Франции.

    Совместно с фирмой Aerospatiale, на долю которой приходилось 30% работ, проекты в очередной раз были переделаны, но в октябре 1969-го года французский заказчик отозвал спецификацию. Тем не менее, полноразмерный макет «Lynx» был представлен на Парижском авиасалоне – фурора он не произвел, но разработчики на это и не надеялись – от них требовалось создать надежную винтокрылую машину с высокими эксплуатационными качествами, где красота не играла особой роли.
     

    Первый прототип «Lynx» поднялся в воздух 21-го марта 1971-го года, что было на 8 месяцев раньше запланированного срока. Совсем скоро было построено ещё три прототипа, которые для лучшей идентификации окрашивались в разные цвета: N1 – желтый, N2 – серый, N3 –красный и N4 – голубой. По сути, это были вертолёты-демонстраторы, а первый образец военного варианта (он же пятый прототип) появился только в апреле 1972-го года. Опытные машины имели втулку несущего винта раннего образца, двери кабины с тремя окнами и турбовальные двигатели Rolls-Royce BS.360, а первые три вертолета отличались фюзеляжем с характерной короткой носовой частью.

    Если не считать аварии с четвертым прототипом, который упал с высоты 18 метров, испытания проходили более чем успешно. В 1975-м году фирма Westland собрала портфель заказов на 117 машин, из которых 62 предназначались для армии Великобритании, 30 — для королевских ВМС, 18 — для ВМС Франции, 9 — для ВМС Бразилии и 8 — для Нидерландов. Крупносерийное производство «Lynx» было развернуто с 1976-го года, но ещё в сентябре 1974-го года британское и египетское правительства договорились о начале лицензионной постройке этих вертолётов в Египте (в итоге, оно так и не состоялось по причине недостатка ресурсов).
     

    В дальнейшем фирма Westland развернула активную программу модернизации, которая привела к созданию таких вариантов, как «Lynx-3», «SuperLynx» и «Wildcat», не считая других проектов. Ещё большую известность этой винтокрылой машине принёс мировой рекорд скорости 400,87 км\ч, установленный 11-го августа 1986-го года на дистанции 15\25 км.
    К настоящему времени «Lynx» был произведен более чем в 60(!) модификациях и остается на вооружении 13 стран, включая Великобританию.
     

    Боевое применение:

    Принимал участие в Фолклендской войне (1982). Вертолётами этого типа было потоплено одно и повреждено другое торговое судно Аргентины.

    Принимал участие в войне против Ирака (2003), где использовался в качестве ударного. Не было потеряно ни одной машины.

    Принимал участие в ливийской войне, где 1 вертолёт был захвачен силами верными режиму Каддафи.


    Наверх
  • Одной из последних разработок, ещё успевших появиться в продаже под торговой маркой FROG, был вертолет Westland «Lynx» в масштабе 1:72. Пресс-форма для него появилась в 1975-м году, а весь тираж в 45.000 экземпляров был выпущен в коробках типа Н под названием «Lynx Multi-Role Helicopter». В каталоге FROG эта модель имела индекс F256 и входила в GreenSeries. Схема окраски и декаль позиционировали модель в двух вариантах:

    Utility Lynx (Rolls-Royce Engine Development Prototype, XX907), Filton, Bristol, 1973

    Second French Navy Prototype (ex.XX911), Military Aeronavale, Bordeaux-Merignac, France, 1974

    Другими словами, в основе разработки FROG лежали несерийные образцы вертолета «Lynx».
     

    Последние британские отливки были сделаны в начале 1977-го года. Впрочем, всё могло сложиться совсем иначе, поскольку ещё в 1970-м году у разработчиков была идея создать модель французского вертолёта Aerospatiale «Puma» и включить её в Orange Series. Почему было принято решение переключиться именно на «Lynx»? Возможно потому, что этот вертолет являлся на тот момент абсолютной новинкой на рынке военных технологий, а «Puma» уже готовилась фирмой Airfix.
     

    А что же стало с реальными прототипами? Оказывается, бывший XX911 (он же второй французский предсерийный экземпляр), совершивший свой первый полет 18-го сентября 1973-го года, находится в экспозиции музея Rochefort. Чуть меньше повезло XX907 – эту машину, облётанную 23-го мая 1973-го года, использовали для отработки систем вооружения и отдали на слом в 2013-м году.


    Наверх
  • Британская пресс-форма прибыла в Советский Союз одной из последних и в 1978-м году оказалась в Институте Игрушки в подмосковном Загорске. Здесь были сделаны первые отливки, а также составлен заказ на полиграфию. Экспортный вариант в каталоге Novo Toys Limited сохранил коробочное название «Lynx-Multi-Role Helicopter», но получил индекс 78083 и входил в Series 4. Бокс-арт и схемы окраски были сохранены «фроговские».

    Есть основание полагать, что большая часть пробных отливок ушла в Великобританию. Вместе с тем, по воспоминаниям очевидцев, при переезде в 1980-м году из Загорска в Москву на территории Института было брошено большое количество бракованных отливок вместе с некондиционной полиграфией. Между тем, с 1979-го года пресс-форма находилась на московском заводе «Кругозор», где был налажен массовый выпуск данной модели. Экспортные поставки продолжались недолго – в конце 1980-го года британская фирма-посредник была ликвидирована, а остатки полиграфии переданы советской стороне.
     

    С этого момента основная масса «Lynx» московского предприятия поставлялась только для внутреннего рынка и в течении 1980-х гг. особой редкостью эта модель не была. Советский потребитель мог довольствоваться «фирменной» упаковкой с двумя упрощенными проекция вертолета «Сборная модель вертолета Индекс 256». При этом, в зависимости от периода выпуска, цвета оформления коробки могли быть ярче или тусклее: вертолет изображался всегда сине-фиолетовым на красном поле, а окантовка была синего цвета. Инструкция представляла собой упрощенный «нововский» вариант, а декаль в московских комплектах «доперестроечного» периода отсутствовала.
     

    Производство модели «Индекс 256» с небольшими перерывами шло вплоть до начала 1990-х гг., когда на «Кругозоре» наконец-таки додумались улучшить комплектацию, но сделали это очень своеобразно. Приблизительно с 1991-го года в комплект стала включаться ужасного качества декаль с британскими опознавательными знаками для прототипа с номером XX 907 и схемой их нанесения на отдельном листе-вкладыше, где присутствовало название «Вертолет «Линкс» Индекс 256″. Чуть позже, вместо коробки советского образца, была введена новая унифицированная коробка с рисунками ассортимента пластиковых моделей от завода «Кругозор». Впрочем, после развала СССР, московское предприятие не смогло (или не захотело) найти рынки сбыта для своей модельной продукции и в скором времени пресс-формы были отправлены на «хранение», где большей частью успешно сгнили.
     

    Что касается «Lynx», то в начале 2000-х он вышел на рынок под брендом известной тогда фирмы Alanger. Времена развитого капитализма диктовали свои законы и один набор превратился в два. Колесный вариант с торпедами выпускался под названием «SeaLynx HAS.Mk.2 antisubmarine helicopter» (Cat.No.72012), лыжный — «Lynx AH Mk.1 UK Army combat helicopter» (Cat.No.72013). Набор 72013 давался со схемой окраски на серийную машину с бортовым номером XZ170, но декаль производства фирмы Begemoth была дана на нововский борт XX907. Противолодочный же вариант представлял вертолет, принадлежащий ВМФ ФРГ в соответствующем камуфляже, и декаль, выпущенная под собственным логотипом Алангер, точно соответствовала изображенной на схеме окраски. В обоих случаях надпись на английском гордо сообщала, что пресс-формы разработаны британской фирмой FROG, при этом на отливках красовалась надпись «Made in USSR».

    К сожалению, в 2006 году Алангер, набрав в разных банках кредитов под залог пресс-форм, обанкротился, после чего следы производственной оснастки как на «Lynx», так и на множество других моделей, потерялись. Если кто-то из читателей располагает более подробными сведениями о судьбе оборудования, просим связаться с нами и поделиться информацией.

    Надо также отметить, что качество отливок на завершающей стадии производства оставалось не хуже, чем в советский период – то есть, культура производства на «Кругозоре» была существенно выше, чем на большинстве других предприятий получивших британские пресс-формы.
     

    Отдельные партии отливок в 1990-е гг. успели поставить на западный рынок, причем перепаковкой занимались, в основном, фирмы из Восточной Европы. На данный момент известно о следующих, но не исключено, что этот список может быть несколько больше:
    чистые репаки — польские фирмы Chematic и Gomix.

    Следующие фирмы разработали свои варианты на безе нововских, несколько перекомпоновав детали

    «Modell Hobby» (Чехия) – «Westland Lynx», модель продавалась в «лепестке», новый вариант оформления

    «JGModel» (Польша) – «Westland – Aerospatiale WG 13 Lynx Ex-Novokit», нет точных данных


    Наверх
  • Комплект от FROG содержит 63 детали, размещенных на 5 литниках: 4 – из цветного пластика и один с прозрачными деталями. Как указано в инструкции «Lynx» можно собрать в двух вариантах – на колесном шасси с торпедами Mk.44 и на лыжном шасси без вооружения. В наборе была 2 «носа» — для каждого из вариантов и заглушки для пазов под лыжи на нижней части фюзеляжа.

    Модель выполнена на достаточно высоком уровне даже по современным меркам – достаточно сказать, что в интерьере была воспроизведена приборная панель, что ранее для FROG было редкостью. Между тем, в ходе более мелкого «досмотра», выделяются глухие» выхлопные патрубки нуждаются в коррекции и слишком грубое сделанные носовые УКВ-антенны. Стоит также обратить внимание на отсутствие какой-либо перегородки за воздухозаборниками. Ну и конечно же не хватает мелочевки, без которой «Lynx» не будет смотреться должным образом.

    Для постройки модели серийного вертолета необходимо было произвести довольно много переделок, первым делом устранить главное отличие — уменьшить с трех до двух количество окон на двери грузового отсека.

    В качестве дополнительной информации отметим, что «фроговские» отливки были темно-серого, почти черного цвета. Советские пробные и экспортные отливки изготовлялись из серого пластика, а для внутреннего рынка использовался пластик только белого цвета.
     

    В добавление, стоит сказать, что, конечно же, FROG была не одинока в своё стремлении выпустить на модельный рынок очередной «хит продаж». Первопроходцем тут стала фирма «Matchbox», представившая модель «Westland Aerospatiale Lynx» (Cat.No.PK-108) в 1974-м году. Фактически, это был один из прототипов вертолета – то есть, прямой конкурент для модели от FROG. Последнее переиздание под логотипом «Matchbox» было в 1983-м году, после чего пресс-форма была приобретена фирмой «Revell» и прошла доработку, в результате которой в 1992-м году появилась модель «Westland Lynx» (Cat.No.04409). Впоследствии эта модель была снята с производства.

    Фирма «Airfix» выпустила свой «Navy Lynx» (Cat.No.903024) только в 1976-м году, но зато потом переиздавала его в самых различных вариантах вплоть до 2005-го года включительно. Часть этих моделей также была выпущена в коробках фирм «MPC» и «Heller».

    В начале 1980-х гг. коллекцию «Lynx» пополнила японская фирма «Fujimi», которая начала с модели «Westland Lynx HAS.Mk.2» (Cat.No.7A18), затем продолжив линейку модификациями AH.Mk.1 и «SeaLynx» Mk.88.

    Из последних разработок можно отметить модели от фирмы «HobbyBoss». В 2008-м году появился «German Navy Westland Lynx Mk.88», после которой в продажу последовательно вышли HAS.Mk.2, «SuperLynx», Mk.90 и HAS.3. Последнее издание датируется 2010-м годом.

    Наверх

  • Ссылки (модель):
     

    Ссылки (инфо):
    Westland Lynx Prototypes
    The Early Years
    Super Lynx Gallery
     

    Литература:
    «Lynx: Yeovil’s Revolutionary Yearling» («Air Enthusiast» 1972-06)
    А.Заболотный «Британские вертолеты в Фолклендской войне»(«Авиация и Время» 1999-0)
    «Lynx» («Мировая авиация» 120)
    Richard Lines, Lief Hellstrom, Leif Hellstrom «Frog Model Aircraft 1932-1976». New Cavendish. 1989. ISBN-13:978-0904568639

  • retromodels.ru

    Линкс (вертолёт) Википедия

    Уэстленд «Линкс» (англ. Westland Lynx) — британский многоцелевой вертолёт. Работы по созданию многоцелевого вертолёта начались в 1967 году. Это был совместный проект английской фирмы Westland и французской Aérospatiale. В серийном выпуске участвовала Франция.

    Первый полёт совершил 21 марта 1971 года.

    Конструкция

    Фюзеляж типа полумонокок является цельнометаллической конструкцией. Вертолёт имеет две кабины: грузовую и кабину экипажа. Для проведения поисково-спасательных работ вертолёт оборудуется лебёдкой грузоподъёмностью 300 кг. Снаружи, с обеих сторон фюзеляжа имееюся узлы для крепления оружия. Вертолёт снабжён системой автоматического управления, современным радиооборудованием и сигнально-переговорными устройствами, доплеровской навигационной системой. В различных модификациях может использоваться как ударный, противолодочный и транспортный вертолёт, существует также гражданский вариант Уэстленд 30.

    В 1981 году на вооружение стран НАТО поступили новые вертолёты «Линкс 2 АН.Мк.5» с двигателями Роллс-Ройс «Джем» 41-1 мощностью 446 кВт. Вертолёт хорошо зарекомендовал себя в Ираке.

    В 1985 году впервые оторвался от земли «Линкс АН.Мк.7». Отдельные нововведения, внедрённые на этой модификации, уже были опробованы ранее на варианте Мк.5. При модернизации вертолёта большое внимание было уделено главному недостатку «Линкса» — высокому уровню вибрации и шума в кабине. На Мк.7 установили демпфер для гашения колебаний, генерируемых несущим винтом, изменили направление вращения рулевого винта на противоположное. На кабине появился контейнер с датчиками инфракрасной и телевизионной систем прицеливания. Наличие новой системы существенно повысило боевые возможности вертолёта при действиях в плохую погоду. От Мк.5 к Мк.7 перешла и силовая установка. В месте соединения хвостовой балки с фюзеляжем на выхлопные сопла двигателей установили систему подавления инфракрасного излучения: струя горячих выхлопных газов выбрасывалась в большой объём воздуха, и её температура значительно уменьшалась. За характерный внешний вид диффузоры этой системы были прозвали «мусорными ящиками».

    В 1986 году на основе АН.Мк.7 был создан многоцелевой ударный вертолёт «Линкс АН.Мк.9», предназначенный для уничтожения танков и бронированной техники противника. На вооружении он имеет 8 противотанковых управляемых ракет (ПТУР) TOW, закреплённых по бортам фюзеляжа. Вертолёт может выполнять боевые задачи днём и ночью, в простых и сложных метеоусловиях.
    Его модификация «Бэттлфилд Линкс» имеет смонтированную на кабине систему наведения ПТУР TOW и может перевозить 10 десантников. Вооружение вертолёта включает две 20-мм пушки KAD-B с 570 патронамии и 1 7,62-мм пулемёт. Боевая нагрузка на 2 узлах: 8 ПТУР TOW, HOT или AGM-114 Hellfire, или 2 пусковые установки 68-мм или 70-мм неуправляемых ракет, а также постановщик мин VS-MD H. Возможна подвеска управляемых ракет классов «воздух-воздух» или «воздух-поверхность». На модели Мк.9 было применено колёсное шасси вместо полозкового.

    В 1986 году на «Линксе» с доработанным двигателем (мощность увеличена до 40 %) и специальным лопастями несущего винта был установлен мировой рекорд скорости для вертолётов (400,87 км/ч)[1], действующий по сей день (2014)[2].

    Боевое применение

    Принимал участие в Фолклендской войне (1982). Вертолётами этого типа было потоплено одно и повреждено другое торговое судно Аргентины.[3]
    Принимал участие в войне против Ирака (2003), где использовался в качестве ударного[4]. Не было потеряно ни одной машины.
    Принимал участие в ливийской войне, где 1 вертолёт был захвачен силами верными режиму Каддафи[источник не указан 2684 дня]

    Тактико-технические характеристики

    Приведены данные раннего варианта AH.Mk 1[5].

    Технические характеристики

    • Экипаж: 2—3 человека
    • Пассажировместимость: 8 человек
    • Длина с вращающимися винтами: 15,16 м
    • Длина фюзеляжа: 12,06 м
    • Высота: 3,5 м
    • Диаметр несущего винта: 12,8 м
    • Диаметр рулевого винта: 2,21 м
    • Ометаемая площадь несущего винта: 128,71 м²
    • Ометаемая площадь рулевого винта: 3,87 м²
    • Масса пустого: 2660 кг
    • Масса максимальная взлётная: 4355 кг
    • Двигатели: Роллс-Ройс «Джем» 2 (2×671 кВт)

    Лётные характеристики

    • Максимальная скорость: 260 км/ч
    • Экономическая крейсерская скорость: 130 км/ч
    • Дальность полёта: 630 км
    • Перегоночная дальность: 1340 км
    • Статический потолок без учёта влияния земли: 3230 м
    • Скороподъёмность на уровне моря: 756 м/мин

    Состоит на вооружении

    Литература

    • Волковский Н. Л. Современная Боевая техника. Сухопутные войска. — «АСТ», «Полигон», 2006. — С. 180-181.

    Ссылки

    Примечания

    1. ↑ FAI Record ID #11659 Архивировано 3 декабря 2013 года. (англ.)
    2. ↑ «AgustaWestland G-Lynx helicopter to be recognised for maintaining world speed record since 1986.» Архивировано 28 декабря 2014 года. Western Gazette, 24 September 2014 (англ.)
    3. ↑ Фолкленды 1982 год. Данные по победам (неопр.). Дата обращения 12 февраля 2013. Архивировано 15 февраля 2013 года.
    4. ↑ Duel In The Desert. March 2003 – the outskirts of Basra
    5. ↑ Источник: Д. Дональд, Дж. Лейк. Энциклопедия военной авиации. — М.: Омега, 2003. — С. 434.
    6. International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 331. — ISBN ISBN 9781857438352.
    7. International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 90. — ISBN ISBN 9781857438352.
    8. International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 97. — ISBN ISBN 9781857438352.
    9. International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 101. — ISBN ISBN 9781857438352.
    10. International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 131. — ISBN ISBN 9781857438352.
    11. International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 294. — ISBN ISBN 9781857438352.
    12. International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 269. — ISBN ISBN 9781857438352.
    13. International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 153,154. — ISBN ISBN 9781857438352.

    wikiredia.ru

    Музей вертолетов: прототип вертолета для английского флота Westland Lynx HAS.2 (Westland WG.13)

    Lynx HAS.2 / Mk.2(FN) начальная серийная версия для Royal Navy (HAS.2) и French Navy (Mk.2(FN)), оснащенная двигателями Gem 2 и с колесным шасси,складными несущим винтом и хвостовой балкой. HAS.2 оснащен радаром British Sea Spray, а Mk.2(FN) получил французкий радар и погружной гидролокатор. Если он используется в качестве противолодочного,то может нести две торпеды или глубинные бомбы. Для противопехотных действий вертолет оснащают четырьмя ракетами Sea Skua(Royal Navy) или четырьмя AS.12(French Navy). 60 построено для Royal Navy, и 26 для Франции.

    и других источников найденных мною в инете и литературе.


    Этот Westland WG.13 с регистрационным номером XX.910 и заводским 05-02 был построен в 1974 году. Изначально было заказано пять прототипов Westland WG.13,один из них XX469 был для флота. После этого было заказано еще пять прототипов: один для армии и четыре для флота: (XX904 и XX911) для французского флота и (XX510 и XX910) для британского флота. Постройка нашего вертолета XX910 (второго прототипа для флота) началась в 1972 году одновременно с XX510. Но даже к февралю 1974 года борт еще не был готов к покраске. До своего первого пятиминутного полета 23 апреля 1974 года под управлением летчика испытателя John Morton,он использовался на земле для компоновки размещения вооружения.
    Последующие два года этот вертолет использовался для испытаний радара Ferranti Seaspray в комплексе с ракетами Sea Skua. Он принимал участие в Фарнборо в 1974 году и в Ле Бурже в 1975 году,а в августе 1976 года в Westland,где пилот John Morton впервые сделал на нем петлю впервые на Lynx для отработки для демонстрационных полетов. Это произошло в 10-46 28 августа 1976 года,после пяти частичных петель(видимо косых),после чего были сделаны две полных. Эту программу вертолет повторил на Фарнборо в сентябре 1976 года.
    В марте 1978 года XX910 начал новый этап в своей карьере,как испытательный вертолет в Royal Aircraft Establishment базируясь то в Фарнборо,то в Bedford вплоть до 1980 года.
    В марте 1981 года его списали с летной работы при налете всего 450 часов. При этом сняли несущий винт и хвостовую балку. Его использовали как стенд для оборудования вплоть до окончательного списания в ноябре 2000 года. После этого он был в таком виде подарен музею Вертолетов. 5 декабря 2000 года он прибыл в музей. Тут он хранился до 2011 года, когда команда RNAS Yeovilton восстановила его до стандартов статической экспозиции используя хвостовую балку и прочие части,купленные для этого музеем. Для этого XX910 16 февраля 2011 года отправили на 19 недель в Yeovilton. Теперь вы его видите восстановленным и окрашенным.

    Экземпляр N6 стал первым Lynx, построенным в соответствии с требованиями королевских ВМС. Морской вариант значительно отличался от сухопутного. Вместо лыжного, установили трехколесное шасси с большим ходом амортизаторов, для облегчения посадки на качающуюся палубу. Хвостовая балка, лопасти несущего и рулевых винтов складывались, уменьшая габаритные размеры машины. На вертолете смонтировали систему «Гарпун», которая срабатывала в момент касания палубы и прочно удерживала аппарат, облегчая работу палубной команды. «Морской Lynx» впервые поднялся в воздух 25 мая 1972 года.
    Для испытаний морских вариантов вертолетов использовались британские корабли «Бедфорд» и «Энгадайн», а также французский эсминец «Турвиль». Первый опытный морской вертолет проходил летные испытания в условиях жаркой погоды в испытательном центре фирмы Аэроспасьяль в Мариньяне, а в августе 1972 года он совершил посадку на палубу «Турвиля». В сентябре вертолет получил тяжелые повреждения при посадке на заводском аэродроме компании Westland в Йовиле, экипаж не пострадал, но машина восстановлению уже не подлежала.

    Основными проблемами, выявившимися в ходе испытаний, были недостаток мощности и высокий уровень вибраций при превышении вертолетом скорости 100 км/ч. Вибрации вызывались резонансом частот, генерируемых несущим винтом с собственной частотой планера. Для устранения резонанса перекомпоновали оборудование кабины и увеличили ее жесткость. Тем не менее вибрации остались, и хотя к отказам бортового оборудования они не приводили, для экипажа и пассажиров их уровень был очень высок. Двигатели BS.360, получившие название Gem, к концу летных испытаний удалось довести до параметров, предусмотренных техническим заданием. Но определенные проблемы все же остались. В ходе испытаний вертолет продемонстрировал превосходные летные данные. 20 июня 1972 года летчик-испытатель Рой Моксэм установил международный рекорд скорости полета — 321,74 км/ч на базе 15/25 км. 22 июня он же пролетел 100 км по замкнутому маршруту со средней скоростью 318,504 км/ч — еще один рекорд. В испытательных полетах Lynx разгонялись в пологом пикировании до 370 км/ч, при этом местная скорость потока на концах лопастей достигала 0,9 М. Боком вертолет мог лететь со скоростью 130 км/ч, а разворачиваться с угловой скоростью 100 градусов в секунду. Скороподъемность Lynx превосходила скороподъемность знаменитого Spitfire.

    Вертолет прошел испытания в суровых зимних условиях Дании и Норвегии и в жарком климате на юге Франции. Были проведены и испытания вооружения, включающие пуски ПТУР, ПКР и НАР. Успешные летные испытания, сопровождавшиеся, как это принято на Западе, широкой рекламной кампанией, способствовали получению экспортных заказов на морской вариант вертолета еще до их окончания. В 1975 году компания Westland собрала портфель заказов на 117 машин, из которых 62 предназначались для армии Великобритании, 30 — для королевских ВМС, 18 — для ВМС Франции, 9 — для ВМС Бразилии и 8 — для Нидерландов.

    Основных вариантов Lynx, довольно значительно отличающихся внешне, — два: морской и сухопутный. Тем не менее оба они имеют одинаковую конструкцию планера, несущего винта, трансмиссии, двигательной установки и ряда систем. Фюзеляж вертолета цельнометаллический, типа полумонокок. Особенностью конструкции является отсутствие перегородки между кабиной пилотов и основной кабиной. С боков основной кабины расположены большие сдвижные двери. На опытных машинах в каждой двери было прорезано по три окна, на серийных — по одному, но большего размера. Для внешней подвески грузов и вооружения с каждой стороны фюзеляжа предусмотрены универсальные фланцевые узлы крепления. Носовая часть фюзеляжа имеет большие поверхности остекления, обеспечивающие хороший обзор. Хвостовая балка — монококовой конструкции выполнена из легких сплавов и заканчивается стреловидной концевой балкой, выполняющей роль вертикального оперения.

    Несущий винт — четырехлопастный, с полужестким креплением лопастей. В конструкции втулки отсутствуют горизонтальные и вертикальные шарниры. Лопасти прямоугольной в плане формы, взаимозаменяемые, обшивка лопастей изготовлена из стеклопластика. Конструкция втулки и крепление лопастей несущего винта с использованием только осевого шарнира обеспечивают безопасную эксплуатацию на всех режимах, включая полет с максимальной скоростью вблизи земли. В верхней части фюзеляжа установлены два турбовальных двигателя Роллс-Ройс/Турбомека BS.360.

    Система управления вертолетом — гидравлическая бустерная. Основные топливные баки располагаются по бортам фюзеляжа за кабиной. Кроме основных, имеются два расходных бака и один резервный, который находится под полом передней части кабины. Все топливные баки протектированы и выдерживают попадания пуль калибром до 15 мм. Для уменьшения вероятности пожара при повреждениях от зенитного огня внешние трубопроводы топливной системы сведены до минимума. На всех вариантах Lynx установлен автопилот с двухкратным peзервированием, УКВ/KB приемопередающая радиостанция, резервная УКВ радиостанция, всенаправленный УКВ радиомаяк, доплеровская радионавигационная система, гировертикаль, гирокомпас и тактическая навигационная система TANS фирмы Декка.

    Морской вариант Westland Lynx HAS.2 отличается от сухопутного трехопорным колесным шасси с одиночными основными колесами и спаренными носовыми, а также увеличенным обтекателем носовой части фюзеляжа. Увеличение габаритов вызвано установкой поисковой РЛС Ferranti Seaspray или французской ORB-31/W. В большой степени морской и сухопутный варианты отличаются составом бортового оборудования.
    Для повышения надежности на морском варианте к двум независимым гидросистемам добавилась третья. Если внешне английский и французский морские варианты Lynx практически идентичны, то составом бортовой электроники отличаются очень сильно. Вызвано это различными задачами, которые отводились для них моряками Англии и Франции. ВМС Великобритании хотели получить вертолет, оснащенный ПКР для борьбы с надводными целями, французам же была нужна противолодочная машина.

    В 1976 году на заводе компания Westland в Yeovilton началось серийное производство Lynx для ВМС Великобритании. Первые серийные вертолеты поступили во вновь сформированную на авиабазе ВМС Великобритании в Yeovilton англо-голландскую эскадрилью. Эскадрилья специально предназначалась для обучения летного и наземного персонала эксплуатации Lynx. На ее вооружение поступили 6 вертолетов ВМС Великобритании и два голландских. После интенсивных тренировок оба голландских вертолета в сентябре 1976 года были доставлены в Нидерланды, где они заменили вертолеты Agusta Bell АВ.204 в поисково-спасательных операциях. Таким образом, Lynx стал экспортироваться, по сути, еще не поступив на вооружение в Англии.

    Всего Нидерланды первоначально заказали 6 вертолетов. Последний из них был передан голландским ВМС в 1979 году. Английские же Lynx, получившие в королевских ВМС обозначение HAS Мк.2, продолжали тренировки до конца года. В начале 1977 года было сформировано первое подразделение корабельного базирования, состоявшее из одного Lynx и 9 человек летного и обслуживающего персонала. Шестой серийный вертолет HAS Мк.2 отправился в мае 1977 года в рекламное турне по ФРГ, Дании и Норвегии. Полеты прошли успешно, и, видимо, сыграли определенную роль в принятии решения о закупке Lynx правительствами этих стран.

    Основным учебным центром по подготовке экипажей Lynx ВМС Beликобритании стала эскадрилья N702, также размещенная в Yeovilton, она же была и самым крупным подразделением, имеющим на вооружении эти вертолеты. В 1980 годы в состав эскадрильи входило 30 машин, 70 офицеров и 300 человек рядового и сержантского состава. В ВМС вертолеты базировались на эсминцах и фрегатах типов 21, 22, 42, а также на некоторых фрегатах типа «Линдер». Авиационная боевая часть корабля состояла из одного Lynx, двух сменных экипажей и 9 человек обслуживающего персонала. Экипаж — летчик и наблюдатель. Кресло пилота расположено справа, кресло наблюдателя — слева, вертолет не имеет двойного управления.

    Модификации :
    Lynx HAS Мк.2 первая серийная модификация.
    Lynx Мк.2(FN) модификация Lynx HAS Мк.2 для ВМС Франции с РЛС Omera-Segid ORB 31-W.
    Lynx HAS Мк.3 модификация Lynx HAS Мк.2 с ГТД Gem Mk 41-1.
    Lynx HAS Мк.3S модификация Lynx HAS Мк.3 с защищенной связью и улучшенной системой РЭР.
    Lynx HAS Мк.3CTS модификация Lynx HAS Мк.3 c тактической системой Racal RAMS 4000 CTS (Central Tactical System) от вертолета Lynx HAS Мк.8.
    Lynx HAS Мк.3GM специальная модификация Lynx HAS Мк.3CTS для действий в Персидском заливе.
    Lynx Мк.4(FN) противолодочный вертолет с опускаемой гидроакустической станцией и увеличенной взлетной массой. модификация Lynx HAS Мк.3 для ВМС Франции.
    Lynx HAS Мк.8 Super Lynx противолодочная и противокорабельная модификация с улучшенной системой РЭР MIR-2, с тактической системой Racal RAMS 4000 CTS и РЛС Seaspray Mk.1. На вертолете установлены ГТД Rolls-Royce Gem Mk 42-1.
    Lynx Мк.21 модификация Lynx HAS.Мк.2 для ВМС Бразилии.
    Lynx Мк.23 модификация Lynx HAS.Мк.2 для ВМС Аргентины.
    Lynx Мк.25 модификация Lynx HAS.Мк.2 для ВМС Нидерландов.
    Lynx Мк.27 модификация Lynx HAS.Мк.3 для ВМС Нидерландов.
    Lynx Мк.80 модификация Lynx HAS.Мк.3 для ВМС Дании. В 90-х годах ГТД Gem Mk 41-1 заменены на Gem Mk 28.
    Lynx Мк.81 модификация Lynx HAS.Мк.3 для ВМС Дании с аппаратурой обнаружения магнитных аномалий.
    Lynx Мк.86 модификация Lynx HAS.Мк.3 для ВВС Норвегии.
    Lynx Мк.87 модификация Lynx HAS.Мк.3 для ВМС Аргентины.
    Lynx Мк.88 модификация Lynx HAS.Мк.3 для ВВС ФРГ.
    Lynx Мк.89 модификация Lynx HAS.Мк.3 для ВВС Нигерии.
    Lynx Мк.90 модификация Lynx HAS.Мк.3 для ВВС Дании по стандатру Lynx Мк.80 с системой РЭР Orange Crop и тактической системой Racal RAMS 400 Central Tactical System.

    ЛТХ:
    Модификация Lynx HAS Мк.3
    Диаметр главного винта, м 12.80
    Диаметр хвостового винта, м 2.21
    Длина,м 15.16
    Высота ,м 3.75
    Масса, кг
    пустого 2740
    максимальная взлетная 4763
    Внутренние топливо, л 973 + опционально 214 или 873
    Тип двигателя 2 ГТД Rolls-Royce Gem Mk 41-2
    Мощность, кВт 2 х 835
    Максимальная скорость, км/ч 282
    Крейсерская скорость, км/ч 232
    Практическая дальность, км 178-593
    Продолжительность патрулирования, ч.мин 2.50
    Скороподъемность, м/мин 661
    Практический потолок, м 5500
    Статический потолок, м 2575
    Экипаж, чел 2 пилота + 2 оператора
    Полезная нагрузка: 10 солдат или 11 пассажиров или 907 кг груза в кабине или 1361 на подвеске
    Боевая нагрузка — 726 кг на 2 узлах подвески:
    Вооружение: 2 торпеды Mk.46 или Stingray, или 4 ПКР Sea Skua или АМ.39 Exocet, или 2 глубинные бомбы Mk.11

    igor113.livejournal.com

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *