Содержание

В погоне за звуком. Самые скоростные вертолеты мира

Значительное увеличение скоростных характеристик винтокрылых машин, по словам генерального директора ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт им. Н.Е. Жуковского) Кирилла Сыпало, стало возможным благодаря новейшим лопастям, которые снижают негативные аэродинамические эффекты, возникающие у вертолетов классической схемы на больших скоростях. Это может быть применено на уже выпущенных машинах марки «Ми».

Спецпроект на тему

«Если раньше мы летали с максимальной скоростью где-то 320–330 км/ч, то здесь уже становится достижимым рубеж 400 км/ч и выше, — сказал он. — Уникальные профили и аэродинамическая компоновка лопастей вертолета уменьшают влияние сверхзвуковых скоростей, возникающих на концах лопастей. Это один из источников обеспечения движения с большей скоростью».

Еще в 2016 году шведское издание Expressen составило рейтинг самых быстрых вертолетов в мире, поставив на первое место европейский Eurocopter X3 с максимальной скоростью полета 472 км/ч. По мнению газеты, скорость — одна из важнейших характеристик в бою и спасательных операциях.

В топ-10 вошли и четыре российские винтокрылые машины, стоящие на вооружении Воздушно-космических сил. Самым скоростным среди них был признан разведывательно-ударный вертолет Ка-52 «Аллигатор» — при этом он занял третью строчку рейтинга среди всех машин мира. Также в списке самых быстрых — транспортно-боевой Ми-35, ударный Ми-28 «Ночной охотник» и тяжелый многоцелевой транспортник Ми-26.

Однако составленный два года назад рейтинг вскоре может быть сильно изменен благодаря уникальным разработкам российских конструкторов в области создания новых лопастей. Также через четыре года в серию может пойти еще одна молниеносная машина для военных — перспективный боевой вертолет (ПБВ), который сможет развивать скорость уже до 500 км/ч. Его разработка ведется сейчас холдингом «Вертолеты России», примерно через год должны стартовать опытно-конструкторские работы. Известно, что эта машина создается на базе вертолета Ми-24, и в декабре 2015 года летающая лаборатория совершила первый успешный полет.

Однако работы по созданию скоростных вертолетов нового поколения ведутся в США и некоторых странах Европы. Проектанты намерены довести максимальную скорость своих машин до 400 км/ч и выше. Пока же рейтинг самых быстрых вертолетов, по мнению шведских журналистов, выглядит таким образом.

1. Eurocopter X3. Максимальная скорость — 472 км/ч

Eurocopter X3

© AP Photo/Francois Mori

Экспериментальный гибридный вертолет (винтокрыл), созданный франко-немецкой компанией Eurocopter. Основной несущий винт состоит из пяти лопастей, на концах крыльев располагаются дополнительные тянущие пропеллеры также с пятью лопастями. Силовая установка состоит из двух двигателей Rolls-Royce Turbomeca RTM322 (мощность каждого — по 2270 л.с.). Машина не производится массово, но работа над ним продолжается. Первый полет состоялся в 2010 году во Франции. 7 июня 2013 года X3 поставил неофициальный рекорд среди вертолетов, развив скорость горизонтального полета до 472 км/ч.

2. AH-64D Apache. Максимальная скорость — 365 км/ч

AH-64D Apache

© Chris McGrath/Getty Images

Основной ударный вертолет армии США с середины 1980-х годов. Впервые применялся в бою в 1989 году во время вторжения США в Панаму. Позже такие вертолеты участвовали в различных операциях на Ближнем Востоке, в Ираке и Афганистане. Особенно хорошо показали себя в ходе войны в Персидском заливе. Существует несколько модификаций вертолета. Имеется навигационное оборудование для полетов ночью и в плохих погодных условиях на высоте менее 30 м. Экипаж — два человека.

3. Ка-52 «Аллигатор». Максимальная скорость — 350 км/ч

Ка-52 «Аллигатор»

© Юрий Смитюк/ТАСС

Многоцелевой ударный вертолет является модернизацией Ка-50 «Черная акула». Первый полет совершил в 1997 году, серийно производится с 2008 года. Экипаж — два человека. Единственный в мире боевой вертолет, в кабине которого пилоты сидят рядом, а не друг за другом. Машина с соосным расположением несущих трехлопастных винтов, двумя газотурбинными двигателями, прямым крылом, развитым вертикальным и горизонтальным оперением и убирающимся в полете трехопорным шасси. Существует модификация Ка-52К корабельного базирования.

4. NH90. Максимальная скорость — 324 км/ч

NH90

© Alexander Koerner/Getty Images

Многоцелевой вертолет, разработанный франко-германским консорциумом Eurocopter. Машина в двух модификациях — TTH (Tactical Transport Helicopter для транспортировки тактических войск) и NFH (корабельный NATO Frigate Helicopter). Совершил первый полет в 1995 году. NH90 эксплуатируется в самых тяжелых условиях — днем и ночью, над сушей и над водой. Прекрасно зарекомендовал себя в военно-морских операциях. Экипаж — один-два пилота. Пассажировместимость — до 20 военных.

5. Boeing CH-47 Chinook. Максимальная скорость — 315 км/ч

Boeing CH-47 Chinook

© EPA/SYED JAN SABWOON

Американский тяжелый военно-транспортный вертолет продольной схемы. Эксплуатируется с начала 1960-х годов. Состоит на вооружении более 20 стран мира. Кроме США производился с 1970 года в Италии и Японии. Применялся во время войны во Вьетнаме, а позже модернизированные версии побывали в Ираке, Афганистане и на Фолклендской войне. В модификации CH-47D достаточно места для 33 солдат и трех членов экипажа, в CH-47F установлены 55 пассажирских сидений.

6. Ми-35М. Максимальная скорость — 310 км/ч

Ми-35М

© Тина Шапошникова/ТАСС

Является усовершенствованной модификацией вертолета Ми-24, предназначенного для уничтожения бронетанкового вооружения и техники, десантирования и огневой поддержки подразделений сухопутных войск. Может перевозить до восьми десантников или четырех раненых на носилках. Экипаж машины — два-три человека. Серийно производится с 2005 года. Помимо России эксплуатантами вертолета являются Венесуэла, Ирак, Бразилия, Нигерия, Мали, Пакистан, Азербайджан и Казахстан.

7. AgustaWestland AW101 Merlin (EH101 до 2007 года). Максимальная скорость — 309 км/ч

AgustaWestland AW101 Merlin

© Max Mumby/Indigo/Getty Images

Вертолет средней грузоподъемности, используется для военных и гражданских целей. В армиях Великобритании, Дании и Португалии для AW101 используется также наименование Merlin. Экипаж — один-два человека (плюс два оператора — у противолодочных вариантов), пассажировместимость — 30 военных или 16 раненых на носилках. Впервые поднялся в воздух в 1987 году. Спустя десять лет был заключен первый контракт на серийное производство вертолетов для английской армии. Модификации машины производились в четырех странах: Великобритании, Италии, США и Японии.

8. AgustaWestland AW139. Максимальная скорость — 306 км/ч

AgustaWestland AW139

© Станислав Красильников/ТАСС

Англо-итальянский двухмоторный многоцелевой вертолет. Машина существует в военном и гражданском вариантах и применяется в том числе при морских спасательных операциях. Военный вертолет способен перевозить до десяти военнослужащих в полном вооружении или 50 пассажиров. Первый полет состоялся в 2001 году. Собирали AW139 в разных частях мира, в том числе в американской Филадельфии и в России. Сегодня компания действует в Великобритании и Италии.

9. Ми-28Н «Ночной охотник». Максимальная скорость — 324 км/ч

Ми-28Н «Ночной охотник»

© Ростислав Кошелев/ТАСС

Ударный вертолет впервые поднялся в воздух 14 ноября 1996 года. Серийно производится с 2006 года. Машина обладает хорошей маневренностью и большой ударной мощью. Применялась в Сирии. Сегодня существует новая модификация — Ми-28НМ, которая может применять высокоточное оружие и получила новую систему управления. Также может действовать в «стае» и оперативно взаимодействовать с другими самолетами, вертолетами и дронами над полем боя.

10. Ми-26. Максимальная скорость — 295 км/ч

Ми-26

© Вадим Савицкий/пресс-служба Минобороны РФ/ТАСС

Является самым крупным в мире серийным транспортным вертолетом. По кодификации НАТО — Halo («Сияние»). Оснащен двумя моторами, мощность каждого составляет 11 400 л.с. Длина корпуса — 40 м, диаметр винта — 32 м. Ми-26 способен поднять пассажирский самолет. Эту модель вертолета используют с 1977 года. В августе 2018-го совершил первый полет модернизированный Ми-26Т2В, в котором значительно повышена живучесть за счет установки современного бортового комплекса обороны.


Роман Азанов

tass.ru

Самые быстрые вертолеты в мире

Вертолет относится к видам воздушного транспорта, который используется как для военных, так и гражданских целей. Наиболее усовершенствованными считаются военные аппараты, которые помимо превосходных технических характеристик отличаются и скоростными особенностями.

В топ-10 вошли самые быстрые вертолеты в мире за всю историю авиации.

10

McDonnell Douglas AH-64 ApacheСкорость 293 км/ч

McDonnell Douglas AH-64 Apache — самый распространенный ударный самолет в мире, который также относится к самым быстрым. Его производителем выступает компания «Агуста/Уэстленд», на счету которой ни одна воздушно-летательная машина, способная похвастаться превосходными скоростными характеристиками. Летательный аппарат появился в середине 70-х годов прошлого столетия. Именно тогда состоялся первый испытательный полет этой модели. Максимальная скорость, которую способен развивать Douglas AH-64 Apache — 293 км/ч. Производство вертолетов происходит и по сегодняшний день. Всего насчитывается более 2 тысяч воздушных единиц, которые стоят на вооружении многих государств, среди которых США, Япония, Нидерланды и другие страны.

9

КА-52Скорость 300 км/ч

КА-52 занимает девятую строчку в списке самых быстрых самолетов мира. Летательный аппарат, известный также под названием «Аллигатор» был разработан в начале 20 столетия вертолетным заводом ОАО «Камов». Он является модифицированной моделью КА-50. Испытание «Аллигатора» состоялось в 1997 года. Тогда вертолет показал максимальны результаты —300 км/ч. Производство воздушных машин такого типа происходит и по сегодняшний день. На данный момент насчитывается около сотни экземпляров. Все единицы стоят на вооружении ВКС России. В ближайшее время планируется производство машин, которые будут пущены на экспорт.

8

NHI NH90Скорость 300 км/ч

NHI NH90 — один из самых быстрых многоцелевых вертолетов, разработанных компанией Eurocopter в 1995 году. В ходе испытаний воздушной машины были получены показатели 300 км/ч. Сегодня NHI NH90 эксплуатируется и находится на вооружении более десятка стран, среди которых Франция, Германия, Италия, Швеция и др. Стоимость одной единицы на сегодняшний день составляет порядка 45 миллионов американских долларов. В настоящее время производством самолетов занимаются компании «Еврокоптер», «Агуста/Уэстленд» и «Сторк Фоккер».

7

AgustaWestland AW139Скорость 310 км/ч

AgustaWestland AW139 — самый быстрый самолет, разработанный англо-итальянской компанией Agusta совместно с Bell Helicopters. Первый испытательный полет воздушной машины произошел в 2001 году. Тогда летательный аппарат показал свою максимальную скорость, которая достигла 310 км/ч. Крейсерская скорость судна способна достигать 306 км/ч. Стоимость одной единицы AW139 на сегодняшний день составляет около 30 миллионов американских долларов. Модель также может похвастаться тем, что относится к самым безопасным вертолетам в мире. AgustaWestland AW139 эксплуатируется многими зарубежными странами, в том числе и Россией.

6

МИ-24Скорость 320 км/ч

МИ-24 — самый быстрый советский вертолет, созданный на базе МИ-14. Первый экземпляр, как и последующие, были собраны на Московском вертолетном заводе. Первый полет состоялся осенью 1969 года. В ходе экспериментальных испытаний МИ-24 показал великолепные результаты, которые составили 320 км/ч. В последующем модель прошла множество модификаций и доработок с целью улучшения летательных характеристик и эксплуатационных особенностей. Модифицированные модели способны разместить на своем борту до 8 человек экипажа и 4 раненых на носилках. В настоящее время МИ-24 эксплуатируется в России, зарубежных государствах и странах СНГ.

5

КА-50Скорость 390 км/ч

КА-50 или «Черная акула» — самый быстрый российский вертолет. Воздушно-военное судно было разработано в 1982 году. В ходе испытаний при пологом кипировании летательная машина развила скорость 390 км/ч. Был принят на вооружение РФ в 1995 году, а его производство продолжалось вплоть до 2009 года. Всего было выпущено 17 летательных аппаратов такого типа, которые по сегодняшний день эксплуатируются ВВС России. В дальнейшем было принято решение заменить выпуск одноместного вертолета на двухместную модификацию КА-52.

4

Westland LynxСкорость 400 км/ч

Westland Lynx — самый быстрый самолет, разработанный британской компанией Westland во второй половине 20 века. Летательный многоцелевой аппарат в свое время побил все рекорды и способен был развивать скорость до 400, 8 км/ч. Военно-транспортные судна такого типа до сих пор эксплуатируются. Westland Lynx принимал участие в Фолклендской, иракской и ливийской войнах. Эксплуатируемые серийные единицы не способны похвастаться такими летательными характеристиками, как первая испытательная модель. Максимальная скорость на которую они способны составляет 260 км/ч.

3

Sikorsky S-97 RaiderСкорость 444 км/ч

Sikorsky S-97 Raider — один из самых быстрых вертолетов в мире. Он был разработан на базе своего предшественника Sikorsky X2, а первый его полет состоялся в 2015 году. Максимальная скорость на которую способна военно-воздушная машина составляет 444 км/ч, а его крейсерская скорость с подвесным вооружением — 407 км/ч. Планируется, что данное воздушное судно сможет заменить американские разведывательные вертолеты Bell OH-58 Kiowa. В отличие от предшествующих разработанных военно-воздушных машин S-97 Raider имеет наибольшую выносливость, маневренность, а также способен летать на больших высотах.

2

Sikorsky X2Скорость 468 км/ч

Sikorsky X2 расположился на второй строчке рейтинга самых быстрых самолетов в мире. Он относится к экспериментальным моделям американской компании Sikorsky Aircraft, основателем которой выступал Игорь Сикорский. Первые испытания судна состоялись в 2008 году, в ходе которых были обнаружены некоторые недочеты в разработке конструкции. Усовершенствованная воздушная машина совершился свой повторный полет спустя два года, установив рекорд в 468, 6 км/ч. Тем самым Сикорский опередил своего прежнего британского рекордсмена Westland Lynx. Вес Sikorsky X2 превышает 3,5 тонны. В 2011произошел «закат карьеры» Сикорского, который успел совершить за все время 23 вылета.

1

Eurocopter X3Скорость 487 км/ч

Eurocopter X3 — самый быстрый самолет в мире, способный развивать невиданную скорость для такого типа воздушного судна. Его абсолютный рекорд составляет 487 км/ч. Он относится к экспериментальным моделям, и был разработан несколько лет назад франко-немецкой компанией Eurocopter. Первый полет гибридная модель совершила в 2010 году, разогнавшись до 410 километров в час. Но затем создателям воздушной машины удалось улучшить характеристики Eurocopter X3, после чего ему удалось поставить свой мировой рекорд, обогнав бывшего победителя рейтинга Sikorsky X2.

top10a.ru

К вопросу увеличения скорости зарубежных вертолетов

Главная проблема на пути создания перспективных вертолетов – не столько повышение скорости полета как таковой, а увеличение аэродинамического качества несущего винта и вертолета в целом. Повышение скорости – это частная задача, ведь для сохранения конкурентных преимуществ вертолетов, предстоит летать не только быстрее, но и дальше, и поднимать при этом большую нагрузку. Именно эти показатели в целом определяют коммерческую привлекательность летательного аппарата.


Зарубежные скоростные вертолеты и винтокрылы.


Исследования компанией Lockheed возможностей постройки скоростного вертолета началось в 1962 году с создания XH-51. Машина не отличалась по сегодняшним временам большой крейсерской скоростью (Vмакс 280 км/час, Vкр 257 км/час), но разработчики уделили максимум внимания аэродинамике вертолета.



Двигатель и главный редуктор были вписаны в обводы фюзеляжа, веретенообразная форма последнего, убирающееся полосковое шасси — все было призвано снизить вредное сопротивление. Использование жестких лопастей на четырехлопастном роторе с гасителем колебаний, нашедшее затем применение на Cheyenne, так же впервые было опробовано на XH-51. В 1964 году, желая выжать из полученного планера максимум скорости, инженеры компании принимают решение установить по левому борту турбореактивный двигатель, включающийся на режиме горизонтального полета. Для разгрузки НВ так же было установлено крыло размахом 5,18 метра. И 27 июня 1967 года XH-51 с индексом «А» поставил неофициальный рекорд скорости для вертолетов своего класса — 486,9 км/час.




Другой проект скоростного вертолета Cheyenne. Этот проект был известен как «Dragonfly» из-за своего длинного плоского фюзеляжа и убирающегося шасси.



фото: defence24.pl

Вообще вертолет представлял себя сплошную инновацию, начиная с трехлопастного несущего винта (обычными в то время были двух — и четырехлопастные). AH-56A получил двигатель General Electric T64-GE-16, который позволял вертолету развивать скорость в 418 км/ч, потолок до 2073 м и набор 1133 м за 1 минуту. Запас топлива позволял держаться в воздухе около трех часов и совершать перелет на 4667 км. Помимо уже знакомого решения использовать жесткие лопасти, аппарат имел развитое крыло с размахом 8 метров с размещением в нем топливных баков. Но отличительной чертой Cheyenne было наличие на конце хвостовой балки двух винтов. Один четырехлопастной, выполнял традиционную для одновинтовых вертолетов функцию, а второй трехлопастный, являлся толкающим на режиме горизонтально полета. Винты имели независимые приводы. Инновационным был и сам двигатель с трансмиссией. Они не только обеспечивали плавное перераспределение мощности при переходе в режим крейсерского полета с несущего винта и рулевого винта на толкающий винт (на НВ подавалось 20% крутящего момента, допускалась авторотация), но и уменьшение подводимой мощности двигателя с 3500 л.с. до 700, которых было достаточно для привода толкающего винта. Последнее решение обещало существенно меньший расход топлива и соответственно большой радиус действия вертолета.


Первый полет состоялся в сентябре 1967 года, после которого началась масштабная программа испытаний всех десяти прототипов непосредственно в строевых частях. Результаты были весьма обнадеживающие — машина оказалась очень маневренной и подтвердила часть заявленных летно-технических характеристик. В марте 1968 года была достигнута скорость 315 км/час. Но пилоты отмечали с ростом скорости заметную потерю управляемости по всем каналам. В ходе летных испытаний с выходом на пределы по флаттеру, в марте 1969-го, лопасть задела кабину, пилот погиб. После этого происшествия с новой силой возобновились исследования по моделированию процессов, приводящих к флаттеру, в том числе в аэродинамической трубе, где был потерян еще один прототип. Несмотря на это, существенно переработав системы управления несущим винтом, Cheyenne вышел на заявленные вначале летно-технические характеристики — Vмакс 398 км/час, Vкр 360 км/час. Однако уже в августе 1972 года финансирование программы было прекращено под предлогом значительного превышения стоимости разработки и испытаний. При этом планировавшаяся замена аналоговых систем бортвого радиоэлектронного оборудования на цифровые увеличила бы цену машины в ближайшем будущем, что было недопустимо в условиях ведения войны во Вьетнаме.




Вертолетостроительная компания И.Сикорского, демонстрируя небывалые темпы развития, не могла устоять от соблазна поучаствовать в гонке за скорость. В 1964 году на объявленный Пентагоном конкурс компания Sikorsky представила весьма похожий на Cheyenne проект S-66. Он имел обычный несущий винт с шарнирным креплением лопастей и небольшие крылья, разгружавшие винт при полете на большой скорости. Однако главной особенностью вертолета был хвостовой винт конструкции «Rotoprop». В начале полета, на скорости до 110км/ч, он работал как обычный хвостовой винт, предназначенный для компенсации вращающего момента, а на скорости же свыше 180км/ч хвостовой винт поворачивался на 90° и превращался в толкающий пропеллер, давая вертолету дополнительный прирост скорости. Планируемые летно-технические характеристики S-66 были впечатляющими: Vмакс 450 км/час, Vкр 370 км/час. Но конкурс был проигран.


  Тем не менее, компания не оставила планов создания скоростной машины, и не в первый для себя раз продолжила работы за собственные средства. Результатом был S-67 Blackhawk. Вертолет классической одновинтовой схемы с рулевым винтом. 



фото: warday.info

Первый полет S-67 состоялся 14 декабря 1970 г., а программа испытаний закончилась катастрофой 1974 г на авиасалоне в Фарнборо. За это время были достигнуты рекордные скорости горизонтального полета: Vмак 349 км/час, Vкр 320 км/час. Для разгрузки несущего винта и стабилизации на высоких скоростях использовалось крыло с положительным поперечным углом, размахом 8.33 метра с тормозными щитками. Крыло, наряду с развитой механизацией оперения, положительно повлияло и на маневренные качества вертолета. Для уменьшения вибраций и шума на больших скоростях полета конструкторами Sikorsky было применено оригинальное по тем временам решение: лопасти несущего винта были отклоняемыми на 20 градусов по отношению к оси ротора, в противоположную вращению сторону. Такое решение отодвигало приближение скорости потока к числу Маха на законцовках лопастей и в целом заметно увеличивало их эффективность по создаваемой подъемной силе в режиме горизонтального полета. Именно последнее, наряду с оригинальной системой изменения циклического шага лопастей, их скоростным профилем, стреловидными законцовками, по мнению разработчиков, позволило ему выйти на рекордные скорости полета.


  В 1972 году компания Sikorsky спроектировала вертолет известном под обозначением S-69 ABC, реализована концепция нового эффективного ротора, способного обеспечить вертикальный подъем и скорость крейсерского полета, типичную для самолетов нормальной схемы, но без использования крыльев. Так соосный ротор создает достаточную подъемную силу и обеспечивает управляемость в любом режиме полета. Ротор этого преобразуемого аппарата состоит из двух винтов, вращающихся в противоположных направлениях и приводимых от одного газотурбинного двигателя. Два турбореактивных двигателя, установленные по бокам фюзеляжа, развивают тягу, достаточную для горизонтального полета со скоростью 560 км/ч. 



фото: topwar.ru

В 1983 году компания Sikorsky предложила новый вариант — XH-59B, который имел укороченный фюзеляж, два ТВД T700-GE-700 и вентилятор, обеспечивающий горизонтальную тягу. В таком виде вертолет предполагалось использовать в качестве легкого ударного вертолета. Несмотря на рекомендации NASA продолжать финансирование проекта, основной заказчик сделал выбор в пользу совместной разработки Boeing и Sikorsky — вертолета RAH-66 Comanche. Кроме того, S-69ABC получился перетяжеленным, весовая отдача не превышала 30%, уровень вибраций оказался чрезмерно высоким, возникли сложнейшие проблемы аэроупругости и динамики конструкции. В любом случае, XH-59 обеспечил основной задел для сегодняшних работ по технологии X2.


Рассказывая о вертолетах Sikorsky, следует вспомнить быстротечную программу экспериментального аппарата S-72, хотя он никогда не планировался как предтеча серийной машины. S-72 являлся исследовательской платформой для апробации различных несущих систем перспективных скоростных вертолетов. Имея пару газотурбинных двигателей для привода ротора и рулевого винта, S-72 скорее был самолетом, чем вертолетом в традиционном понимании. Развитое крыло с размахом 13.74 м., маршевые турбореактивные двигатели с тягой 4207 кг, оперение — все это позволяло совершать взлет-посадку даже без несущего винта.


     

Проект при поддержке NASA стартовал в начале 1979 года, первый полет S-72 совершил 2 декабря 1984 года. В первую очередь планировалось испытать Х-образное крыло (схема не в первый раз рассматривалась, как перспективная). Но совершив лишь четыре полета (только два были с «ротором») программа была закрыта.

В 1960 году, другая вертолетостроительная компания США — Piasecki Aircraft Corporation, — в инициативном порядке начинает программу Pathfinder. Изначально прототип 16H-1 был создан по одновинтовой схеме, с рулевым винтом. Первый полет состоялся 21 февраля 1961 года. 

фото: Steve Williams


Менее чем через год на 16Н-1, как и задумывалось, установили крыло и заменили РВ на трехлопастной капотированный толкающий винт с управляемыми поверхностями на выходе. Последнее обеспечивало путевое управление и парирование крутящего момента. В ходе летных испытаний была достигнута крейсерская скорость 273 км/час. После этого военные подключились к финансированию проекта с условием доведения скорости до 370 км/час. В проект были внесены ряд изменений, а именно удлинение фюзеляжа и увеличение полезной нагрузки, ремоторизация, замена несущего и толкающего винтов и прочее. Вертолет получил индекс 16Н-1А или Pathfinder II. Значительное ускорение достигалось перераспределением подводимой мощности с несущего винта на толкающий. На таком режиме основная подъемная сила создавалась крылом. Результаты испытаний были обнадеживающие — скорость 361 км/час, хорошая управляемость и маневренность, как на высоких, так и на низких скоростях полета. В дальнейшем компания разработала несколько модификаций с разными взлетными весами, но не одна из них не дошла даже до опытного образца. Результаты исследований были использованы военными при создании AH-56A Cheyenne. Компания Piasecki продолжала теоретические работы по выбранной схеме вплоть до 1978 года.

В Западной Европе, пусть и в меньших объемах, как по финансированию, так и по научно-исследовательским и опытным конструкторским разработкам, существовало несколько программ по выходу вертолетов на большие крейсерские скорости. Интересные работы по поиску оптимальной несущей системы для скоростного вертолета проводились в западной Германии фирма Boelkow еще в 1956 году начала исследования, направленные на поиск решений по предотвращению срыва потока с отступающей лопасти одновинтового вертолета.

фото: snafu-solomon.blogspot.ru

Через четыре года эти работы были поддержаны военным ведомством. Прототип Bo-46, построенный в количестве трех штук, использовал уникальный несущий винт. Суть заключалась в заметно вынесенном креплении стеклопластиковых лопастей от втулки, что позволяло лопастям отклонятся относительно плоскости вращения несущего винта на углы до сорока градусов, то есть реализовывалась концепция опережающе-запаздывающей работы лопасти в разных секторах конуса вращения. Тем самым регулировалось маховое движение лопасти на цикле, чем сводился к минимуму риск срыва потока с отступающей лопасти. Продувки натурного НВ в аэродинамической трубе подтвердили эффективность выбранного решения, и позволили прогнозировать выход аппарата на скорости порядка 500 км/час. В 1964 году началась программа летных испытаний вертолета, в ходе которой для создания тяги планировалось установить дополнительно два турбореактивных двигателя и выйти на скорости более 400 км/час. Но возникшие уже на начальном этапе испытаний угрожающие вибрации, сложность и ненадежность механизмов управления общим и циклическим шагом, а так же недостаточное финансирование вынудили фирму прекратить работы.

Интересная схема установки несущих винтов была впервые использована в нацистской Германии в 1942 для небольшого противолодочного вертолёта Flettner Fl 282 Kolibri, который имел два несущих винта с осями, расположенными под углом друг к другу — синхроптера. Винты были установлены над фюзеляжем и вращались в противоположных направлениях. Похоже синхрокоптер более всего подходит для реализации концепции наступающей лопасти: жесткая лопасть с жестким креплением (нету схлестывания или его вероятность минимизирована), полностью симметричная схема (нет проблем влияния верхнего ротора на нижний), две колонки (можно обеспечить необходимую прочность).

Наиболее известная европейская программа по перспективным скоростным вертолетам велась британской компанией Westland, взявшей за основу весьма успешный вертолет класса 4-5 тонн Lynx, созданный в 1971 году, имеющий массу модификаций, и выпускаемый по сей день. Скомпонованный по классической одновинтовой схеме с рулевым винтом, Lynx изначально обладал отличными маневренностью и управляемостью, позволявшими ему выполнять фигуры высшего пилотажа. Уже через год был установлен рекорд скорости — 321 км/час. Текущая модернизация типа дала более десяти модификаций, и, работая над одной из них (для ВМФ), конструкторы поставили задачу максимально увеличить крейсерскую скорость. Модификация получила название Super Lynx. Изменения коснулись главным образом несущего винта. На лопастях четырехлопастного ротора BERP были применены расширяющиеся стреловидные законцовки со сверхзвуковыми профилями (это же решение затем использовали при создании многоцелевого AgustaWestland 101). Профиль лопасти имеет большую кривизну, хорда лопасти 0.395м. Втулка несущего винта выполнена из титана и включает ступицу, к которой на болтах крепятся упругие элементы для обеспечения махового движения лопастей. И 11 августа 1986 года Super Lynx установил мировой рекорд скорости для серийного вертолета — 400,87 км/час.

Говоря о достижениях европейских вертолетостроительных компаний, нельзя не упомянуть результат компании Eurocopter. Хотя в этом случае речь не идет о необходимости создать непосредственно скоростной вертолет. Скорее это желание продемонстрировать техническое совершенство вертолета, с целью увеличения привлекательности продукта, где наряду с рекордом скорости, среди достижений есть и полет на вершину Эвереста. Речь идет о модификации серийного ЕС-155 — Dauphin Grande Vitesse. 19 ноября 1991 года вертолет достиг максимальной скорости в горизонтальном полете 372 км/час. Вертолет оборудован 5-лопастным несущим винтом Spheriflex с композитными лопастями и рулевым винтом «фенестрон» с пониженным уровнем шумности. Кроме того, машина оснащена цифровой системой контроля двигателей (FADEC) и уникальным автопилотом он контролирует не только органы управления, но и работу двигателя, компенсируя любые изменения температуры воздуха, перепады высот, порывы ветра.

Отдельного упоминания в свете создания перспективного скоростного вертолета заслуживает продольная компоновочная схема. Отсутствие потерь мощности на привод рулевого винта уже доказало эффективность подобной схемы по части грузоподъемности (CH-47 Chinook), а так же способности выхода на высокие (до 300 км/час) крейсерские скорости некоторых модификаций. Были и попытки перейти заветный рубеж. Одна из них — проект Boeing-Vertol 347, который реализовывался как глубокая модернизация CH-47, с установкой на него крыла большого удлинения, увеличением грузоподъемности и крейсерской скорости. Работы остановлены, но постоянная модернизация Chinook не исключает возвращения интереса к проекту.

Стоит вспомнить и другого, если не кандидата на роль ПСВ, то уж точно внесшего свою лепту в развитие этой темы, вертолета — Boeing-Vertol V-360. Вертолет изначально создавался как экспериментальный для апробации масштабного использования композитных материалов и принципиально новых систем управления в вертолетостроении. Фюзеляж, элементы трансмиссии, лопасти НВ из композитов, плюс электродистанционная система управления, динамичные обводы — все это было прорывом для 1987 года. Вертолет создан по двухвинтовой схеме с продольным расположением несущих винтов. К сожалению, аппарат работал не на себя, а был частью программы конвертоплана Osprey. А ведь для V-360 разработчиками заявлялась крейсерская скорость не менее 370 км/час, и генералы корпуса морской пехоты всерьез посматривали на него, как на десантный вертолет будущего.

Еще один интересный проект корпорации Boeing и агентства передовых исследований DARPA — X-50A Dragonfly («Стрекоза») это аппарат вертикального взлета и посадки. Для летных испытаний построены два идентичных аппарата Dragonfly: длиной 6 м, высотой 2 м и весом около 700 кг каждый. Помимо четырехметрового винта, «Стрекоза» имеет носовое оперение с размахом 3 м и хвостовое горизонтальное оперение чуть меньшего размера. Для движения используется стандартный турбовентиляторный двигатель. Первое испытание прошло на полигоне Юмы в штате Аризона. В 2004 году аппарат X-50A под управлением находящегося на земле пилота вертикально взлетел, поднялся на 4 метра, на некоторое время завис, а затем аккуратно опустился на землю. Аппарат выполнен по новой концепции «утка ротор/крыло» (canard rotor/wing — CRW).

фото: dxdt.ru


«Утка» означает, естественно, переднее горизонтальное оперение. В поступательное движение аппарат приводится при помощи реактивного двигателя. А вот ротор-крыло — вещь для авиации пока экзотическая: при вертикальном взлёте и посадке оно работает как вертолётный винт, но на высоте останавливается, превращаясь в обычное самолётное крыло. Таким образом, этот аппарат должен сочетать вертикальный вертолётный взлёт с высокой скоростью, свойственной самолётам. Причём для горизонтального полёта у машины имеется реактивный двигатель. Интересно также, что для вращения крыла в его вертолётном режиме здесь не применяется отдельный двигатель. Просто выхлоп от реактивного мотора X-50A направляется через полое ротор-крыло в сопла, расположенные на его концах. В этом случае не требуется компенсация реактивного момента. По мере набора скорости часть веса машины берут на себя передние и задние горизонтальные плоскости, выхлоп двигателя постепенно перенаправляется назад, в хвост машины, а крыло замедляется и наконец останавливается полностью. Благодаря особой конструкции крыла аппарат сочетает в себе маневренность вертолета и скорость (свыше 700 км/час) самолета. Для конструкторов прошедший полет стал блестящим началом большой серии будущих испытаний. Но на шестой из запланированных 11 испытательных полетов, оба летательных аппарата были полностью уничтожены в аварии на полигоне Юма (Аризона) 12 апреля 2006 года при переводе ротора в фиксированное крыло. Последующее расследование показало, что фюзеляж самолета очень чувствителен по тангажу. Скорость изменения угла тангажа была выше чем управляющие поверхности могли бы их компенсировать. В сентябре 2006 года, DARPA –признала недостатки данной схемы и сняла с финансирования программу.

Другая схема, весьма похожая на отечественный Ка-22, какое-то время даже нашла применение, то есть получила заказы от авиакомпаний. Rotodyne британской компании Fairey, рассчитанный на перевозку до 65 пассажиров на расстояние 400 км., поднялся в воздух 6 ноября 1956 года. Англичане также применили концепцию преобразуемого вертолета, где пропульсивная тяга на крейсерском режиме создавалась двумя турбовинтовыми двигателями, расположенными на относительно коротком прямом крыле. Но вертикальный взлет и посадка обеспечивались одним несущим винтом, с приводом от сопел на концах лопастей. Через полые лопасти подавался сжатый воздух, что как известно, исключает появление реактивного момента. 5 января 1957 года Rotodyne достиг скорости 307 км/час, в этом режиме НВ просто авторотировал. Низкая топливная эффективность, а так же, малая дальность показанные прототипом на испытаниях минимизировали те плюсы, что привлекали перевозчиков. А так как Rotodyne планировалось использовать с площадок в городской черте, существенным недостатком стала его шумность. В итоге, по совокупности причин последовали отказы от контрактов. И хотя разработчиками было спроектировано целое семейство машин, где в последующем планировалось увеличить скорость до 400 км/час, а так же дальность до 1500 км, проект были вынуждены закрыть.

На самом деле работа по совершенствованию вертолета, направленная на увеличение скорости его полета, ведется в мире уже довольно давно. Перепробовано много идей и решений. Например, фирма «Bell Helicopter Textron» занимается своей концепцией аппарата вертикального взлета и посадки с поворотными винтами еще с 50-х гг. прошлого столетия. И помимо ряда экспериментальных моделей ей создан, запущен в серийное производство и поставляется Вооруженным силам США конвертоплан Osprey V-22, способный летать со скоростью более 500 км/час. На основе его концепции совместно с итальянской компанией «AgustaWestland» создан коммерческий конвертоплан ВА609, который намечено сертифицировать для поставок заказчикам в следующем году.

Конвертоплан Osprey V-22, сочетающий отдельные возможности самолёта и вертолёта. Разрабатывался в США более 30 лет компаниями Boeing и Bell. 

Находится на вооружении Корпуса морской пехоты США и ВМС США. Летательный аппарат оснащён двумя двигателями, расположенными на концах крыла в гондолах, которые могут поворачиваться почти на 98 градусов. Винты с тремя трапециевидными лопастями связаны между собой синхронизирующим валом, который проходит внутри крыла. Данный вал также обеспечивает возможность посадки летательного аппарата на одном двигателе. С целью уменьшения массы конструкции около 70 % (5700 кг) аппарата произведено из композитных материалов на основе угле- и стеклопластиков с эпоксидным связующим, что делает его на четверть легче металлического аналога. Максимальная скорость 638 км/ч, скорость в самолётном режиме 510 км/ч, скорость в вертолётном режиме 185 км/ч, крейсерская скорость 396 км/ч.

  Конвертопланы считать равными в гонке за скорость с вертолетами некорректно по нескольким причинам. Во-первых, в крейсерском полете это практически турбовинтовые самолеты. Во-вторых, и, наверное, в главных — по срокам разработки, стоимости создания и конечной цене они даже при серийном производстве цена за десантный вертолет приближается к стоимости среднемагистрального лайнера. А так же невозможность планировать и недоказанность вероятности режима авторотации при отказе двигателей. Хотя в целом нужно признать — в новейшей истории немало проектов с использованием подобной схемы. 

Автор: Кондалов Максим

aviadrive.ru

скорость максимальная, особенности, виды и отзывы :: SYL.ru

Любой вертолет, скорость которого зависит от конструкционных особенностей, предназначения и используемых технологий, приносит много пользы в той или иной сфере. Среди этих винтокрылых машин имеются экземпляры для транспортировки особо тяжелых грузов, выполнения различных боевых задач, перевозки пассажиров, специального предназначения и патрулирования территории.

Далее рассмотрим самые скоростные модели среди боевой и универсальной отечественной техники, а также зарубежные штурмовые аналоги.

Ми-8

Обзор начнем с отечественных представителей. Вертолет Ми-8 достигает скорости 250 км/ч, относится к классу универсальных машин, оборудован двумя моторами с турбинами, каждый из которых имеет мощность 1 700 лошадиных сил. Пассажирская версия рассчитана на транспортировку 28 человек, оснащена гардеробом, буфетом и санузлом.

Транспортная модификация монтируется усиленным полом и специальным грузовым люком. Модели могут оснащаться узлами наружной подвески, лебедкой, трапом с регулируемой колеей. При необходимости аппарат может использоваться для транспортировки зарядов.

Ми-24

Этот вертолет, скорость которого в крейсерском режиме достигает 270 км/ч, на первый взгляд может показаться тяжелым и не предрасположенным к активному маневрированию. Однако модификация отлично проявила себя в Африке и Афганистане и до сих пор считается одной из самых удачных, изготовленных на постсоветском пространстве.

В боевом применении это достаточно быстрый вертолет. Экипаж составляют два пилота, главный винт имеет диаметр 17,5 метра, а порог скорости приближен к отметке 335 км/ч. Если учитывать, что летательный аппарат Ми-24 принят на вооружение в семидесятых годах прошлого века, его характеристикам можно только позавидовать. Конструкторы особое внимание уделили живучести машины, построенной по классической одновинтовой схеме. Кабина и моторы имеют дополнительную броню. За почти два десятка лет серийного производства было изготовлено более двух с половиной тысяч единиц.

«Ночной охотник»

Эта боевая единица носит официальное название Ми-28Н, основная задача которой заключается в следующем:

  • выполнение поддержки пехоты;
  • ликвидация бронированной техники врага;
  • взаимодействие с десантно-штурмовыми подразделениями;
  • поражение низколетящих целей.

Если с аэродрома вылетел вертолет со скоростью 210 км/ч, в полете он может набрать показатель до 300 км/ч.

Модернизированная версия машины оснащена новой авионикой, проработанной системой навигации и приборами ночного слежения. В обновленной версии, получившей название Ми-35, присутствует бортовой комплекс БРЭО, вычислительные машины «Багет», многочисленные сенсорные датчики, упрощающие пилотирование. Кроме решения всевозможных боевых задач «Ночные охотники» отлично справляются со всеми фигурами высшего пилотажа.

КА-50 и КА-52

Обзор военных вертолетов мира продолжим серией «КА». Пятидесятая модификация известна еще под названием «Черная акула». Машина имеет узнаваемый экстерьер, оборудована парой несущих соосно-расположенных винтов. Пропеллеры вращаются в противоположные стороны, что дало возможность отказаться от рулевого винта, повысить маневренность и безопасность техники. Наряду с возможностью выполнения самых сложных трюков, эта модель может развивать скорость до 400 километров в час.

КА-52 – вертолет, скорость которого сопоставима с предыдущей версией, отличается наличием новейшей оптико-электронной системы и радиолокационного разведывательного оборудования. Кабина переоборудована под двух пилотов, а показатели крейсерской скорости стали стабильными и немного выше, чем у предшественника. Второе название вертолета – «Аллигатор».

Denel AH-2 Rooivalk

Этот летательный аппарат производится в Южной Африке небольшими сериями. Он выполнен на базе машин Aerospatiale Puma. Используется идентичный силовой агрегат и основной ротор. Вертолет, скорость которого достигает 310 километров в час, оборудован парой двигателей с турбинами, каждый из которых имеет мощность 1374 кВт. Боевая машина оборудована двадцатимиллиметровой пушкой на 700 зарядов, а также ракетами разных типов.

Bell AH-1 («Супер Кобра»)

Этот двухмоторный аппарат является основным штурмовиком своего класса в американской армии. Он создан на базе первой версии «Кобры» в восьмидесятых годах минувшего столетия.

Двигательная установка включает в себя два мотора с турбинами, мощность каждого составляет 1285 киловатт. Максимальная скорость вертолета – 282 км/ч. На вооружении боевой машины двадцатимиллиметровая пушка, управляемые ракеты и стандартные бомбы.

«Сикорский»

В этом сегменте самыми скоростными являются два представителя:

  1. UH-60, или «Черный ястреб». На основе этой машины была развернута разработка вертолетов различного предназначения. Данные машины также экспортировались в разные страны. Летные характеристики позволили достичь скорости 360 километров в час. При этом практическая дальность полета составляет свыше 580 км. UH-60 используется не только в военных целях, но и для поисково-спасательных работ.
  2. Вторая скоростная модель от бренда «Сикорский» – это S-97 Raider, входящий в тройку лидеров среди самых стремительных серийных вертолетов мира. Летательный аппарат разработан на базе предшественника Х-2. Испытательные полеты проводились в 2015 году. Максимальная скорость вертолета составляет 444 км/ч. при крейсерском показателе 400 км/ч. Летное судно отличается высокими параметрами тактико-технического плана. Благодаря возможности перемещения на бреющей высоте, может использоваться как разведывательный аппарат.

Британская «Рысь»

Оригинальное название вертолета Westland Lynx. Он по праву занимает одну из ведущих позиций среди самых быстрых винтокрылых машин мира. Разработан аппарат британской компанией «Вэстленд». Стоит отметить, что на первом испытании в 1971 году с аэродрома вылетел вертолет со скоростью 210 километров в час. Через 15 лет судно оснастили новыми лопастями и более мощной силовой установкой. После модернизации скорость передвижения в воздухе возросла до 400 км/ч.

При взлетном весе 4,8 тонны запасов горючего хватает на 280 км без дозаправки. На борт машина может взять девять солдат. Из оружия имеется пулемет и восемь противотанковых ракет.

CAIC WZ-10

Данный аппарат – это первый ударный штурмовик китайского производства с парной кабиной. На вооружение он принят в 2011 году, создан при помощи конструкторского бюро «Камов». Машина имеет привычную конфигурацию, оснащена узким фюзеляжем. На вооружении – двадцатимиллиметровая пушка, управляемые и неуправляемые ракеты типа «воздух-воздух» и «воздух-земля». В качестве силовой установки используется пара моторов с турбинами, совокупной мощностью 2570 конских сил. Корпус сделан с применением технологии «Стелс». Предельная скорость составляет свыше 300 км/ч.

AH-1Z Viper

Американский штурмовик «Випер» выполнен на базе вертолета «Супер Кобра». Машина разработана для подразделений морской пехоты США, оснащена несущим пропеллером с четырьмя лопастями, современной системой наведения и ведения огня, имеет проработанную авионику. Вертолет, скорость которого по максимуму составляет 287 км/ч, принят на вооружение в 2001 году. Вооружение судна включает в себя управляемые и неуправляемые ракеты, трехствольную пушку со специальными контейнерами.

Eurocopter Tiger

Производство этой боевой винтокрылой машины начато в 2002 году. Она стоит на вооружении во многих странах Европы, а также Австралии. Конструкторы сделали акцент на выживаемость и максимальную незаметность вертолета. Аппарат «Еврокоптер Тигр» выполнен из инновационных материалов, оснащен локационным комплексом, обнаруживающим угрозу от вражеских снарядов. В качестве двигателя используются два турбинных мотора, мощностью 1285 лошадиных сил каждый. На вооружении аппарата тридцатимиллиметровая пушка, четыре отсека для подвески ракет, пулеметы калибром 12,7 мм. Скорость вертолета в час составляет 278 км.

Самый быстрый образец

Все скоростные рекорды в сегменте винтокрылых машин побил экспериментальный аппарат под названием Eurocopter X3. Вертолет летит со скоростью 487 километров в час. Модель разработана французскими и немецкими конструкторами, объединенными в совместную команду.

Свой первый полет эта модификация совершила в 2010 году, показав на тот момент скорость 410 км/ч. После доработок и модернизации летательное судно «Еврокоптер Х-3» установило мировой рекорд, обогнав ближайшего конкурента под маркой «Сикорский Х-2».

Отзывы пилотов

В армиях разных стран мира особое внимание занимают вертолеты. Как свидетельствуют отзывы пилотов, которым довелось летать на быстрых отечественных винтокрылых штурмовиках, серии «Ми» и «Ка» маневренны, имеют хорошую грузоподъемность и не требуют возведения специальной взлетно-посадочной полосы. Одним из важных параметров для винтокрылой машины является скорость. По этому показателю пользователи особо отметили «Аллигатор» и «Ми-28», ведь не зря они занимают лидирующие позиции в мире.

www.syl.ru

Топ-10 самых быстрых вертолётов в мире

Первый проект летательного аппарата, похожего на современный вертолет, создал Леонардо да Винчи еще в 1475 году. Но впервые человеку удалось оторваться от земли на винтокрылой машине лишь 29 сентября 1907 года – братья Луи и Жак Бреге совершили первый в истории вертикальный полет на вертолете, построенном по собственным чертежам.

Но вертолеты братьев Бреге, как и все предыдущие проекты, были рассчитаны только на вертикальный подъем. 18 мая 1911 года русский инженер Борис Юрьев опубликовал в журнале «Автомобиль и воздухоплавание» схему одновинтового вертолета с рулевым винтом и автоматом перекоса лопастей. До настоящего времени этот механизм используется на большинстве вертолетов и позволяет машинам летать по горизонтальной оси.

Скорость является немаловажной технической характеристикой вертолета. Для улучшения скоростных характеристик разработчики применяют различные несущие системы с разным количеством винтов и лопастей, а некоторые модели оснащены специальными толкающими винтами. За столетнюю историю вертолетов авиаконструкторам удалось «разогнать» их почти до 500 км/ч. На этой неделе редакция шведского интернет-портала expressen.se составила рейтинг современных вертолетов, назвав Топ-10 самых быстрых винтокрылых машин.

1-е место

Вертолет Eurocopter X3. Максимальная скорость – 472 км/ч

militaryfactory.com

Экспериментальный гибридный вертолет (винтокрыл), созданный компанией Eurocopter. Первый полет состоялся в 2010 году во Франции

militaryfactory.com

2-е место

AH-64D Apache. Максимальная скорость – 365 км/ч

thebrigade.com

С середины 80-х годов Apache является основным ударным вертолетом армии США. Впервые участвовал в боевых действиях во время вторжения американцев в Панаму в 1989 году

airplane-pictures.net

3-е место

Ка-52 «Аллигатор». Максимальная скорость – 350 км/ч

airwar.ru

Многоцелевой ударный вертолет является модернизированной версией Ка-50 «Черная акула». Первый полет он совершил в 1997 году, серийно производится с 2008 года. Единственный в мире боевой вертолет, в кабине которого пилоты сидят рядом, а не друг за другом

airwar.ru

4-е место

NH90. Максимальная скорость – 324 км/ч

defenseindustrydaily.com

NH90 – многоцелевой вертолет, разработанный компанией Eurocopter. Совершил первый полет в 1995 году

defenseindustrydaily.com

5-е место

Boeing CH-47 Chinook. Максимальная скорость – 315 км/ч

boeing.com

Американский тяжелый военно-транспортный вертолет продольной схемы. Эксплуатируется с начала 60-х годов

boeing.com

6-е место

Ми-35М. Максимальная скорость – 310 км/ч

bmpd.livejournal.com

Является усовершенствованной модификацией вертолета Ми-24. Серийно производится с 2005 года

bmpd.livejournal.com

7-е место

AgustaWestland AW101 Merlin (до 2007 года носил название Eh201). Максимальная скорость – 309 км/ч

aircraftcompare.com

Вертолет средней грузоподъемности, используется для военных и гражданских целей. Впервые поднялся в воздух в 1987 году

aircraftcompare.com

8-е место

AgustaWestland AW139. Максимальная скорость – 306 км/ч

аvia.pro

Англо-итальянский двухмоторный многоцелевой вертолет. Армейская модификация вмещает до 10 военнослужащих в полном снаряжении. Первый полет состоялся в 2001 году

аvia.pro

9-е место

Ми-28Н «Ночной охотник». Максимальная скорость – 300 км/ч

bmpd.livejournal.com

Российский ударный вертолет Ми-28Н впервые поднялся в воздух 14 ноября 1996 года. Серийно производится с 2006 года.

vpk.name

10-е место

Ми-26. Максимальная скорость – 295 км/ч

militaryarms.ru

Ми-26 является самым крупным в мире серийным транспортным вертолетом. За свои габариты машина получила прозвище «Летающая корова»

militaryarms.ru

warspot.ru

Самые быстрые вертолеты в мире | Военное дело | ИноСМИ

Они похожи на гигантских жужжащих шмелей, но внешность обманчива. Эти десять вертолетов — самые быстрые в мире. Скорость — одна из важнейших характеристик в бою, а также для перемещения войск и в спасательных операциях. Самый стремительный вертолет может перемещаться со скоростью 500 км/ч.

© РИА Новости, Григорий Сысоев | Перейти в фотобанкМеждународный авиационно-космический салон «МАКС-2011»

10. Ми-26 (Halo по кодификации НАТО)

Максимальная скорость — 260 км/ч.

Этот российский транспортный вертолет — уникальный в своем роде монстр, его размеры превышают все аналоги в мире. Ми-26 оснащен двумя моторами, мощность каждого составляет 11 400 л.с. Длина корпуса вертолета — 40 м, диаметр винта — 32 м. Ми-26 может легко поднять пассажирский самолет.

Эту модель вертолета используют вот уже 40 лет, начиная с 1977 года. В 1986 году Ми-26 применялись при ликвидации последствий Чернобыльской аварии.

© РИА Новости, Владимир Астапкович | Перейти в фотобанкВсероссийский этап международного конкурса «Авиадартс-2015». День пятый

9. Ми-28Н «Ночной охотник»

Максимальная скорость — 300 км/ч.

Советский Союз разработал целый ряд удачных моделей вертолетов. После распада СССР заводы и вертолетный парк перешли к России. Часть вертолетов и самолетов остались в прежних советских республиках, которые ранее участвовали в формировании объединенных военно-воздушных сил. Ми-28Н дебютировали в 1988 году, то есть за год до окончания советской войны в Афганистане и за три года до распада Советского Союза. Этот современный ударный вертолет специализируется на уничтожении танков и бронетехники, а также не слишком скоростных воздушных целей.

© flickr.com, André Gustavo StumpfВертолет AgustaWestland AW139

8. AgustaWestland AW139

Максимальная скорость — 306 км/ч.

Эта модель вертолета существует в военном и гражданском вариантах и применяется в том числе при спасательных операциях на море. Военный вертолет способен перевозить до десяти солдат в полном вооружении или же пятнадцать пассажиров. Вертолет собирали в разных частях мира, в том числе в американской Филадельфии и в России, где этим занимался холдинг «Роствертол». Сегодня компания действует в Великобритании и Италии.

В телепередаче Uppdrag granskning сообщили, что шведское Ведомство по делам судоходства закупило у итальянского производителя AgustaWestland семь спасательных вертолетов данной модели, однако, как выяснилось, сделка была подстроена заранее.

© flickr.com, RS DeakinВертолет AgustaWestland AW101 (Eh201)

7. AgustaWestland AW101 Merlin (Eh201 до 2007 года)

Максимальная скорость — 309 км/ч.

Один из самых быстрых военно-транспортных вертолетов в мире. Оснащен тремя моторами Rolls-Royce/Turbomeca RTM322, что обеспечивает высокую скорость и большую грузоподъемность. Мощность каждого из двигателей — 2 270 л.с. Максимальная высота, на которую поднимается вертолет, — 4 575 м.

AW101 Merlin может применяться при температурах от −40 до +50 градусов. Его работе не мешают ни лед, ни, например, песок в пустыне.
Такие вертолеты имеются на вооружении ряда стран, в том числе Великобритании, Дании, Канады, Италии, Японии, Португалии.

© РИА Новости, Тина Шапошникова | Перейти в фотобанкБоевой вертолет Ми-35М

6. Ми-35М

Максимальная скорость — 310 км/ч.

Эти вертолеты впервые применили в бою на войне за Огаден между Эфиопией и Сомали в 1970-х, в которой Советский Союз поддерживал Эфиопию. Вертолет вмещает восьмерых парашютистов со всем оснащением. Но сегодняшние Ми-35М мало похожи на своих предшественников. Модель постоянно развивается и сейчас оснащена самыми современными средствами аэронавтики и навигации.
Помимо России, такие вертолеты имеются в Бразилии, Венесуэле и Азербайджане.

© flickr.com, Alexis BirkillВертолет Boeing CH-47

5. Boeing CH-47 Chinook

Максимальная скорость — 315 км/ч.

Старый надежный транспортный вертолет, пока еще не выведенный из эксплуатации. Эту модель выпускают с 1962 года. Знатокам военной истории известно, что CH-47 Chinook применялись во время войны во Вьетнаме, а позже модернизированные версии побывали в Ираке, Афганистане и на Фолклендской войне.

В модификации CH-47D достаточно места для 33 солдат и трех членов экипажа, в CH-47F установлены 55 пассажирских сидений. Существует несколько вариантов этого двухмоторного вертолета, самый быстрый достигает скорости в 315 км/ч.

© flickr.com, gdw1969Вертолет NH90

4. NH90

Максимальная скорость — 324 км/ч.

NH90 — плод сотрудничества четырех стран НАТО, двухмоторный военный вертолет в двух модификациях — TTH (Tactical Transport Helicopter для транспортировки тактических войск) и NFH (корабельный NATO Frigate Helicopter).

NH90 подходит для эксплуатации в самых тяжелых условиях — днем и ночью, над сушей и над водой. Прекрасно показал себя в военно-морских операциях. Внушительная крейсерская скорость вертолета составляет 300 км/ч, что делает его одним из самых быстрых в мире. В случае необходимости вертолет оснащается дверным пулеметом.
В силах шведской обороны NH90 проходит под обозначением Hkp14. В полной комплектации он ложится в основу оперативных вертолетных операций на суше и на море.

3. Ка-52 «Аллигатор»

Максимальная скорость — 350 км/ч.

Еще один российский продукт Ка-52 называют разведывательным и боевым вертолетом нового поколения. Он может уничтожать танки, бронированные и небронированные сухопутные цели, обстреливать войска противника, заниматься обычным патрулированием и сопровождать военные конвои.

© flickr.com, AirwolfhoundВертолет AH-64D Apache

2. AH-64D Apache

Максимальная скорость — 365 км/ч.

Еще в 1972 году армия США сформулировала запрос на создание особого современного ударного вертолета. После нескольких смен производителя и создания ряда модификаций появился AH-64D Apache, который впервые применялся в бою в 1989 году во время вторжения США в Панаму. Позже такие вертолеты участвовали в различных операциях на Ближнем Востоке, в Ираке и Афганистане. Особенно хорошо они себя показали в ходе войны в Персидском заливе, уничтожив сотни бронемашин.

Существует несколько модификаций вертолета, и их закупили многие страны, несмотря на высокую стоимость. В соответствии с нынешними курсами валют за один такой вертолет приходится выложить около полумиллиарда крон.

© flickr.com, JeffВертолет Eurocopter X3


1. Eurocopter X3

Максимальная скорость — 472 км/ч.

7 июня 2013 года Eurocopter X3 поставил неофициальный рекорд среди вертолетов, развив скорость до невероятных 472 км/ч. Мощность каждого из двух турбовальных двигателей Rolls-Royce/Turbomeca, установленных на Eurocopter X3, — 2 270 л.с.

Во время испытаний вертолет разгонялся на 1700 м в минуту.
Eurocopter X3 пока не производится массово. Вопрос в том, будет ли спрос на серийное производство этого исключительно дорогого проекта. В любом случае, работа над ним продолжается. А все желающие полюбоваться на Eurocopter X3 могут сделать это в парижском Музее авиации и космонавтики, где он выставлен с июня 2014 года.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

inosmi.ru

летающая машина на базе Ми-24 собирается обновить мировой рекорд скорости

Перспективный скоростной вертолет, который сейчас разрабатывается холдингом «Вертолеты России», может разогнаться до 500 км/ч.

Первый успешный полет летающая лаборатория совершила в январе этого года. Теперь на июнь запланирован полет, в процессе которого вертолет разгонится до 450 км/ч. В дальнейшем, по словам руководства холдинга «Вертолеты России», она сможет развить скорость в 500 км/ч. Эта машина, созданная на базе вертолета Ми-24, может пойти в серию в 2022 году, а пока она используется для испытаний нового несущего винта. Именно от него в большей степени зависит скорость вертолета.

О том, что происходит с несущим винтом на высоких скоростях сайту телеканала «Звезда» пояснил авиаэксперт Вадим Михеев.

«Когда увеличивается скорость полета на вертолете, у него, как и у самолета, на кончике лопасти возникает переход через границу давления, так называемый скачок уплотнения. Это выражается в том, что как будто вы на вертолете едете по брусчатке – все начинает дергаться, а через некоторое время у вертолета отлетает лопасть и все на этом заканчивается», — рассказал Михеев.

В то же время на высоких скоростях с вертолетом может произойти срыв потока, когда он просто сваливается в пике. Срыв потока, по словам Михеева, как раз возникает из-за особенностей аэродинамики несущего винта.

Получение данных по использованию на вертолетах новых цельнокомпозитных лопастей несущего винта, которые созданы на заводе им. М.Л. Миля, как раз и является одной из основных задач при реализации проекта скоростного вертолета.

Как заявляют в холдинге «Вертолеты России», данные лопасти имеют улучшенные аэродинамические характеристики и созданы с использованием новейших разработок в области аэродинамики, прочности, композитного материаловедения и технологии производства.

Стоит отметить, что процесс совершенствования аэродинамики не останавливается, поэтому граница скорости вертолета все время отодвигается. Тем не менее, вечно она отодвигаться не может, и сегодня скорости вертолета подошли к своим максимальным показателям.

«У вертолетов есть конечные ограничения по скорости, связанные с аэродинамикой машин. Можно сказать, что в этой области достигнуты максимальные значения. Поэтому обкатываются новые концепции, новые технические вариации, которые позволят увеличить скорость», — рассказал сайту телеканала «Звезда» авиаэксперт, пилот вертолета Дмитрий Дрозденко.

Рекорды скорости

В 1978 году советский летчик Гуген Карапетян установил на вертолете Ми-24 абсолютный рекорд скорости – 368 км/ч. Однако в 86 году англичане на вертолете Lynx побили его, достигнув скорости 400 км/ч. Долгое время эта цифра считалась пределом, до которого может разогнаться вертолет без аварийных последствий, используя несущий винт. Сейчас речь идет о том, чтобы приблизиться к границе в 500 км/ч.

Однако, как пояснил Михеев, чтобы уйти на более высокие скорости, на вертолет нужно поставить крыло, чтобы разгрузить несущий винт.

«Крыло на большой скорости начинает разгружать несущий винт. Однако здесь тоже есть свои нюансы – крыло имеет довольно большой вес и приходится жертвовать либо боевой, либо коммерческой нагрузкой», — рассказал Михеев.

Он пояснил, что на определенных скоростях полета несущий винт перестает эффективно действовать как средство прокурсивной силы, которая тащит его вперед.

«На больших скоростях ему только-только хватает сил, чтобы держать себя в воздухе. Поэтому на скоростных вертолетах надо ставить дополнительные средства, которые будут создавать прокурсивную силу: толкающий винт или реактивный двигатель», — рассказал Михеев.

Подобный аппарат Ка-22, называемый винтокрылом, был создан в СССР в 1964 году ОКБ Камова. Однако из-за сложности управления машина в серию не пошла. В США построили в 20 раз больше винтокрылов и в 70-е годы занимались их развитием в качестве боевых вертолетов. Однако, по словам Михеева, с учетом установки средств прокурсии места для груза или топлива практически не остается, поэтому целесообразность таких вертолетов остается под вопросом.

Компания «Сикорский» пошла по иному пути, поставив на вертолет «Сикорский Х-2» второй соосный винт вместо крыла и тем самым увеличив полезную нагрузку. Сделав это, они избавились от того, что вертолет терял подъемную силу, пояснил Михеев. Сегодня именно ему принадлежит неофициальный рекорд скорости в 415 км/ч.

«Американцы считают, что благодаря этой схеме X-2 можно достичь скорости 500 км/ч. Но выше скорости достичь не получится, потому что он развалится из-за нагрузки. Поэтому, чтобы и дальше увеличивать скорость, нужно переходить на схему конвертоплана», — рассказал Михеев.

О том, зачем вертолету увеличивать крейсерскую скорость, эксперты объяснить не могут. Считается, что вертолет развивается по линии увеличения скорости, заявляют они. Важно другое. Проект перспективного скоростного вертолета является средством испытания нового несущего винта и главных его характеристик – аэродинамики, динамики и прочности. Этот научный задел позволит перейти на новый несущий винт в программах модернизации существующей российской вертолетной техники.

Автор: Михаил Рычагов

tvzvezda.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о