Вертолет Миль «Ми-10» | Энциклопедия военной техники

Транспортный вертолет-кран Ми-10 и его модификации

ОКБ им. Миля Ми-10
Обозначение НАТО: HARKE

Первый опытный вертолет-летающий кран В-10, построенный на базе ивертолета Ми-6, совершил первый полет в июне 1960 г. В процессе испытаний было установлено, что вертолет может транспортировать грузы длиной до 20 м, высотой до 3.5 м, шириной до 5 м (при крестообразной форме груза – до 10 м), весом 12 т на расстояние до 250 км и весом 15 т – на более короткие расстояния. В 1965 году на специально подготовленном вертолете Ми-10 с шасси от Ми-6 установлено два мировых рекорда: груз 25.1 т поднят на высоту 2840 м, а груз 5 т – на 7150 м. Серийно строился на заводе в Ростове.

Ми-10К – модификация вертолета Ми-10 с укороченным четырехопорным шасси и дополнительной подвесной кабиной в гондоле под носовой частью фюзеляжа с полным комплектом органов управления и сиденьем для летчика, обращенным назад. При проведении монтажных и погрузочно-разгрузочных работ один из летчиков переходит в подвесную кабину и садится лицом к грузу, получая возможность одновременно осуществлять управление вертолетом и наблюдать за грузом. “Экономия” на стойках позволила увеличить вас груза, перевозимого на внешней подвеске, до 11 т, а нижний пост обеспечивал ювелирную точность монтажных операций. Первый полет вертолета Ми-10К состоялся в январе 1965г. Серийное производство вертолетов Ми-10 осуществлялось на Ростовском вертолетном заводе, где было построено 55 вертолетов, из них несколько вертолетов были поставлены за рубеж. Вертолеты Ми-10 и Ми-10К широко использовались для транспортных перевозок, при монтаже буровых установок в газонефтепро- мысловых районах Восточной Сибири и Крайнего Севера и для уникальных монтажных работ при строительстве и реконструкции промышленных предприятий, позволяя значительно сократить время работ и их стоимость. По оценкам ГосНИИГА себестоимость монтажных работ при использовании вертолета-крана Ми-10К была в 1.5 раза меньше, чем для Ми-6.

Тактико-технические характеристики вертолета Ми-10:
Год принятия на вооружение – 1962
Диаметр главного винта – 35,0 м
Диаметр хвостового винта – 6,30 м
Длина – 32,86 м
Высота – 7,80 м
Масса, кг
– пустого – 24680
– максимальная взлетная – 43450
Тип двигателя – 2 ГТД Авиадвигатель (Соловьев) Д-25В
Мощность – 2 х 5575 л.с.
Максимальная скорость – 235 км/ч
Крейсерская скорость – 220 км/ч
Практическая дальность – 795 км
Дальность действия – 250 км
Практический потолок – 3000 м
Статический потолок – 2200 м
Экипаж – 2-3 чел
Полезная нагрузка: до 12000 кг груза.

war-book.ru

описание с фото, история создания, технические характеристики и применение

Как показывает практика, очень часто военные разработки со временем начинают активно использоваться не только по прямому назначению, но и в гражданской сфере. Ярким примером тому может служить история создания и эксплуатации одной из крылатых машин под названием вертолет-кран Ми-10. Об этом интересном летательном аппарате мы и поговорим подробно в статье.

Начало

20 февраля 1958 советское руководство выдало очень важное задание инженерам -создать «летающий кран», который был бы способен поднимать грузы весом до 12 тонн и транспортировать их на расстояние до 250 километров. При этом показатель максимальной грузоподъемности должен был быть равен 15 тоннам.

В процессе формирования технического задания советские министры внесли пункт о том, что вертолет Ми-10 должен был стать транспортировщиком крылатых и баллистических ракет.

Для осуществления дальних перелетов машина могла быть оборудована вспомогательными баками для горючего. Стоит заметить, что грузы на описываемом вертолете планировалось перевозить двумя способами: с использованием высоконадежных гидравлических захватов и с применением специальной платформы, закрепленной на стойках шасси.

Первый полет

Впервые от земли вертолет Ми-10, фото которого приведено немного ниже, оторвался в 1961 году. Уже буквально через год летающая машина смогла установить мировой рекорд – она подняла груз весом в 15 тонн на высоту более 2 километров. А еще спустя год весь проект оказался под угрозой срыва, так как правительство отказалось перевозить с помощью вертолета боевые ракеты по причине высокой степени риска. На тот момент было произведено уже 24 экземпляра Ми-10.

Трагедия

В мае 1961 года во время выполнения перелета из Казани в Москву вертолет Ми-10 под номером 04101 потерпел катастрофу. Все дело в том, что в определенный момент времени экипаж обнаружил резкое падение давления масла в основном редукторе, и командир Ануфриев решился выполнить экстренную посадку. Увидев на краю болота лужайку, пилот дал команду штурману осмотреть площадку. Клепиков (фамилия помощника) определил, что левая стойка шасси расположилась непосредственно над болотом, и потому не дал «добро» на посадку. В результате команда была вынуждена снова искать новое место приземления. В это же время машина в процессе горизонтального передвижения полностью оказалась без смазки редуктора, скорость полета очень сильно увеличилась. В конечном счете вертолет налетел уже на земле на бугорок, перевернулся и загорелся. Избежать смерти удалось лишь Клепикову, который отделался небольшими телесными повреждениями. В числе погибших оказался командир, скончавшийся уже в стенах районной больницы, второй летчик, бортовой техник, техник.

Спустя час после трагедии о случившемся узнал лично Миль, и он вместе с военным представителем и инженером НИИ ВВС отправился на место происшествия. В процессе изучения ситуации было выявлено, что причиной несчастья послужила поломка маслонасоса в основном редукторе.

В скором времени в летных испытаниях задействовали второй опытный экземпляр 04102. Этот вертолет Ми-10, история которого насчитывает все же больше положительных моментов, чем негативных, получил доработанную масляную систему редуктора, а также его снабдили двойными колесами на стойках. На фюзеляже вблизи мест летчиков смонтировали специальные тросы, предназначенные для аварийного побега пилотов из кабины на землю в случае возникновения форс-мажорной ситуации.

Демонстрация

9 июля 1961 года вертолет Ми-10, описание которого интересует многих людей и сегодня, в первый раз был продемонстрирован широкой публике во время празднования Дня Воздушного Флота СССР. Машина была представлена на суд зрителям на воздушном параде, а сам летательный аппарат привез к трибунам гостей домик геологической группы, в котором потом открыли торговую точку.

23 сентября экипаж под руководством пилота Земскова смог поднять на Ми-10 на высоту 2200 метров груз весом 15103 килограмм, чем был установлен абсолютный мировой рекорд, побитый в тот же день уже другой группой пилотов.

Финальная проверка

Во время государственных испытаний вертолет Ми-10, характеристики которого будут приведены ниже, многократно тестировали на возможность перевозки ним разнообразных грузов как внутри него, так и снаружи с применением особых креплений и платформы. Во время этих манипуляций вертолет перевозил грузовые автомобили, автобусы, железнодорожные контейнеры. И даже несмотря на то, что многие эти объекты создавали вертолету проблемы с аэродинамикой во время полета, все же машина оказалась способной производить качественную, быструю и безопасную транспортировку.

В конечном счете государственная комиссия выдала позитивный ответ на полеты вертолета. Официально подтвердили перевозку предметов весом не более 15 тонн. Однако вместе с тем были выявлены и некоторые недостатки машины, среди которых значатся:

  • Большая вибрация во время полета на малых скоростях.
  • Плохая работа телевизионной системы, установленной для наблюдения за погрузкой/выгрузкой предметов. Изначально она должна была помочь летчикам в этом вопросе, но в реальности пилоты были вынуждены для контроля этих операций высовывать свои головы в форточки кабины.
  • Длинные стойки шасси из-за своих размеров вызывали раскачивание вертолета во время его посадки или взлета.

Конструктивные особенности

Вертолет Ми-10, скорость которого может достигать 235 км/ч, произведен по одновинтовой схеме. В наличии также и рулевой винт. Количество стоек шасси равно четырем. Фюзеляж машины – полумонококовый с кабиной для двоих летчиков. Сама же кабина обладает хорошим обзором во все стороны.

Грузовой отсек выполнен достаточно большим и имеет объем 60 кубических метров. На правом борту машины установлена дверь с лебедкой, при помощи которой поднимают грузы весом до 200 килограмм. Под кабиной летчиков смонтирована гондола, при помощи которой монтируют груз. Она позволяет пилотам четко контролировать этот процесс.

Несущий винт вертолета сделан пятилопастным, а его диаметр равен 35 метрам. Лопасти – цельнометаллические прямоугольной формы и оборудованы системой противообледенения и сигнализацией повреждения лонжерона.

Хвостовой винт имеет четыре лопасти и диаметр 6,3 метра. Каждая его лопасть выполнена с переменной толщиной и в виде трапеции. Материал – дельта-древесина со стальным наконечником.

Для сохранения горизонтального положения кабины пилотов на земле правые стойки шасси сделали на 300 миллиметров короче левых.

Начиная с 1975 года, все вертолеты получили систему гашения колебаний и вибраций груза, закрепленного на внешней подвеске.

Международное признание

В 1965 году вертолет Ми-10 был продемонстрирован на XXVI авиакосмическом салоне в городе Ле Бурже. Но перед этим машина преодолела воздушное пространство шести европейских стран и выполнила дозаправки в 6 городах континента. В итоге вертолет преодолел до места назначения расстояние в 7 тысяч километров. На самой выставке Ми-10 осуществил транспортировку на платформе автобуса ЛАЗ, чем привел в восторг публику. Также был представлен зрителям и фильм о вертолете.

Силовая установка

Вертолет Ми-10, двигатель которого разработан П. А. Соловьевым, имеет автономные маслосистемы и маслорадиаторы. Летающая машина оснащена двумя газотурбинными моторами, мощностью каждого по 5500 лошадиных сил. При этом при необходимости летающий кран способен перемещаться в воздухе на одном из двигателей.

Применение

В целом же вертолет Ми-10, работа которого сопровождалась порой некоторыми трудностями, в ВВС оказался «лишним». А все потому, что в процессе его длительной эксплуатации все забыли об изначальном его предназначении, столь изменившем его конструкцию. Довольно узкая специализация вертолета требовала от пилотов отработки особой тактики и стиля управления, что и поставило под сомнение боевую ценность разработанной машины.

Тем не менее Ми-10 некоторое время был на вооружении Луганского, Александрийского, Джамбульского вертолетных отрядов и даже использовался в гражданских целях, например, для транспортировки опор линий электропередач.

Кстати, для эксплуатации в народном хозяйстве был создан вертолет Ми-10К, у которого были несколько укороченные шасси и имелась вспомогательная подвесная кабина в гондоле под носом фюзеляжа. В этой кабине летчик мог хорошо видеть груз и параллельно управлять всей машиной.

Нельзя обойти вниманием и тот факт, что вертолет был даже задействован в ходе боевых действий в Афганистане и там получал несколько раз серьезные повреждения от обстрелов.

Модели

  • Ми-10ГР — воздушный пеленгатор, оборудованный в 1970 году.
  • Ми-10ПП — постановщик помех. Его задачей было противодействовать РЛС противника.
  • Ми-10Р — рекордный. На нем было установлено несколько мировых достижений.
  • Ми-10РВК — перевозил ракетный комплекс 9К74.
  • Ми-10УПЛ — перевозчик универсальной полевой лаборатории.

Параметры

Вертолет Ми-10 своими создателями был наделен следующими показателями:

  • Экипаж – три человека.
  • Нормальная грузоподъемность – 12 000 кг.
  • Вес груза на подвеске – 8000 кг.
  • Длина машины – 41,89 метра.
  • Фюзеляж – 32,86 м.
  • Высота с хвостовым винтом – 9,9 метра.
  • Площадь, покрываемая несущим винтом – 962 кв. м.
  • Клиренс машины – 3,73 метра.
  • Колея шасси – 7,55 метра.
  • Масса пустого вертолета – 27 100 кг.
  • Нормальный взлетный вес – 38 000 кг.
  • Максимально допустимая взлетная масса – 43 550 кг.
  • Предельно допустимая масса топлива – 8230 кг.
  • Объем баков для горючего – 10 620 литров.
  • Тип двигателя –ТВД Д-25В.
  • Предельно возможная скорость – 235 км/ч.
  • Крейсерская скорость полета при массе до 38 000 кг – 220 км/ч.
  • Максимальная скорость вертикального подъема – 6,3 м/с.
  • Практическая дальность полета – 250 км.
  • Перегоночная дальность перелета – 695 км.
  • Максимальная высота полета – 3000 метров.

Заключение

Экзотический во многих аспектах Ми-10 все же смог быть задействован в решении многих вопросов на протяжении довольно длительного периода времени. Нельзя забывать о том, что вертолет создавался на базе Ми-6, что также внесло некоторые коррективы в его конструкцию. Вообще же, за разработку машины Миль и его команда получили государственные награды, а сам главный инженер также был удостоен звания Героя Социалистического Труда.

Удивительный факт: в 1982 году в городе Якутске буквально за пять дней была смонтирована телевизионная вышка высотой 241 метр. Сложность операции состояла в том, что все составные части вышки собрали благодаря Ми-10. Строители–высотники были в восторге от машины.

Всего же за все время существования вертолета их было создано 55 штук. При этом лишь один экземпляр был продан за границу.

fb.ru

Вертолет Ми-10 Ремфонд. Узнайте цену и купите недорого ⋆ Техклуб

Технические характеристики

Зимой 1958 года по правительственному указу в Советском Союзе началось проектирование новой машины, которая могла бы перевозить большие грузы. И ею стал новый проект конструкторского бюро Миля под названием Ми-10. Новый аппарат был создан на базе уже имеющегося вертолета Ми-6, но его особенностью было то, что он мог перевозить грузы массой в 12 тонн на расстояние в 250 километров.

При разработке проекта было добавлено требование о перевозке огромных баллистических ракет. В новой модели вертолета сохранилась полностью такая же силовая установка, как и в предыдущей модели. Не поменялось и управление машиной. Наибольшие метаморфозы произошли с фюзеляжем вертолета. Корпус нового вертолета был узким и относительно низким, но при этом он имел пассажирский отсек длиной в 16 метров, где можно было перевозить 28 пассажиров.

Для дальних пролетов на вертолет можно было установить дополнительные топливные баки. Грузы на этой машине можно было перевозить двумя способами. Первый − это перевозка контейнеров с ракетами, которые удерживал захват с гидравлической системой. Второй способ − это перевозка груза на платформе, которая крепилась на стойках шасси.

Впервые вертолет Ми-10 (его при конструировании также называли моделью В-10) оторвался от земли летом 1961 года. Уже осенью следующего года данная машина совершила рекорд по подъему грузов, он смог поднять груз массой в 15 тонн на высоту больше двух километров. Еще через год данный проект хотели вообще закрыть, из-за того что правительство отказалось от перевозки ракет с помощью вертолетов. На момент отказа от проекта в 64 году было изготовлено всего лишь 24 машины данной модели. Именно по этой причине вертолет не имел большого авторитета и не был востребован в народном хозяйстве.

Особенности конструкции

Вертолет выполнен по одновинтовой схеме с рулевым винтом, имеет четыре опоры шасси. Фюзеляж имеет полумонококовую конструкцию с кабиной для двоих пилотов в носовой части фюзеляжа. Кабина пилотов имеет очень хороший обзор во все стороны, что позволяет более точно производить подруливание к грузам. Грузовой отсек имеет весьма внушительные размеры и составляет 60 м3. По правому борту вертолета размещена грузовая дверь, возле которой установлена лебедка, с помощью которой можно поднимать грузы до двухсот килограммов. Для контроля погрузки и монтажа грузов под кабиной пилотов установлена гондола, с помощью которой пилоты имеют больший и лучший обзор.

Шасси вертолета Ми-10 состоит из 4 стоек, которые имеют большую длину и оснащены масляными амортизаторами. Каждая опора имеет по два колеса, а колея шасси составляет 5 метров с базой в 8,75 метра. Хвостовая балка машины оснащена предохранительной опорой. Главный винт машины полностью такой, как имел вертолет Ми-6, только уменьшился его наклон вперед до 45′.

Вертолет Ми-10 оборудован точно такой же силовой установкой, как и предыдущая модель. Трансмиссия осталась тоже без изменений. Данная модель имеет два топливных бака, общая емкость которых − 9 тысяч литров. Для больших перелетов этот аппарат оснащается дополнительными баками, которые можно разместить на шасси и по бокам вертолета. Кроме того, на перегонах машины устанавливают дополнительные баки в средине грузового отсека.

Оборудование вертолета точно такое же, как и на Ми-6. Новая машина имеет автопилот трехканальной системы. Для жесткого удержания грузов при перевозках вертолет оснащен креплениями и захватами, которые работают с помощью гидравлики, управление ими можно осуществлять из кабины летчиков. Для постоянного контроля положения грузов машина оборудована телевизионной системой наблюдения.

Общее описание и испытания вертолета Ми-10

За счет того, что все агрегаты были взяты с предыдущей модели вертолета, а не разработаны заново, новая модель Ми-10 была готова уже через один год после начала разработки. Испытания новой машины проходили достаточно успешно, и уже 4-й полет был на расстояние в 3 тысячи километров. Первый длительный полет прошел тоже успешно, при нем вертолет производил посадки для дозаправки. Летчиками был установлен тот факт, что этим вертолетом можно перевозить грузы и технику разных геометрических размеров с помощью платформы, которая устанавливается между стойками шасси.

Весною 1961 года вертолет модели Ми-10 потерпел крушение на пути в Москву из Казани, при этом погибли все, кроме штурмана. Авария случилась из-за падения давления масла в двигателе, при этом вертолет совершал аварийную посадку с большой горизонтальной скоростью. О крушении сообщили Милю, он вместе с военной комиссией прибыл на место крушения. Причиной аварии стал отказ привода масляного насоса, который установлен в редукторе.

После этой аварии была доработана масляная система на всех последующих моделях Ми-10, кроме того, вертолет оснастили мягкими тросами. Они крепились снаружи корпуса и служили пилотам для аварийного покидания вертолета.

Первое представление вертолета Ми-10 широкой публике произошло летом 61 года на параде ВВС СССР. Данным вертолетом был привезен геологический домик, который был установлен возле трибун гостей и использовался как торговая точка. В сентябре этого же года вертолет установил мировой рекорд: Ми-10 смог поднять 15 тонн груза на высоту более 2,3 тысячи метров.

При государственных испытаниях вертолет тестировали на перевозку различных грузов как внутри вертолета, так и с использованием наружной платформы и креплений. При тестах на наружной платформе перевозили автобусы, грузовые автомобили и другую технику, которая сама могла заехать на платформу. Кроме самоходных аппаратов, вертолет мог с легкостью перевозить стандартные железнодорожные контейнеры. Несмотря на то, что большинство грузов, которые перевозились не внутри вертолета, создавали аэродинамические проблемы в полете, вертолет все же производил качественную и быструю транспортировку. За счет того, что все испытания происходили достаточно интенсивно, они закончились даже раньше, чем было запланировано государственной комиссией.

Государственная комиссия дала добро на производство и полеты этой машины. Была подтверждена безопасная перевозка грузов, масса которых составляет 15 тонн. Но при этом всеми были отмечены и недостатки машины. Специалисты заметили достаточно большой уровень вибрации корпуса при малых скоростях полета.

Также были предъявлены претензии к установленной телевизионной системе, с помощью которой летчики якобы должны были наблюдать за погрузкой и осуществлять её. Но в реальности данная система могла только показать колебания грузов при перевозке, а погрузка происходила почти вслепую. Для того чтобы контролировать погрузку, пилоту нужно было смотреть в окно или вовсе вылезать из форточки кабины пилотов.

Одним плюсом при погрузке было то, что кабина пилотов размещена очень высоко из-за длинных опор шасси. За счет этого пилотам было легче осматривать все вокруг во время погрузки. Но длинные стойки шасси имели недостатки при взлете и посадке, поскольку вертолет очень раскачивало на его ходулях.

Серийный выпуск вертолета Ми-10 был принят в 61 году, но в реальности он откладывался много раз. На это влияло снижение интереса военных к ракетно-вертолетным устройствам и технические неполадки машины. Серийный выпуск новой «десятки» начался в марте 1964 года на ростовском заводе.

Ми-10 (изделие «60», по коду НАТО:Harke)— транспортный военный вертолёт (летающий кран), развитие Ми6. Спроектирован в 1961—1964, на вооружение принят в 1963. Производился серийно на Ростовском вертолётном заводе.

Ми10К— гражданский вариант Ми10, оптимизированный для исполнения монтажных строительных работ.

Ми-10 фото.

20.02.1958 правительство СССР выдало указ приступить к созданию «летающего крана» на основе Ми6. Задание предусматривает грузоподъёмность 12т при дальности 250км и наибольшую (при перевозке на краткие расстояния)— 15т. В процессе создания задание дополнено требованием по транспортировке баллистических и крылатых ракет, что и стало главной задачей Ми-10.

Сохранив схему управления и силовую установку Ми-6, конструкторы заменили новым фюзеляж вертолёта— низким и узким, в который все же вписался отсек длиной 15.95м для транспортировки грузов или 28 пассажиров; в течение перегонов можно в него устанавливать добавочные топливные баки. Чтобы при взлёте отрывались одновременно все колёса от земли, правые стойки шасси сделаны на 300мм короче, чем левые, при этом наименьший клиренс — 3.75м.

Ми-10 фото.

Характеристики вертолета Ми-10:

  • Количество членов экипажа:3
  • Нормальная грузоподъёмность:12000 кг
  • Наибольшая грузоподъёмность:15000кг
  • Грузоподъёмность груза на подвеске:8000кг
  • Грузоподъёмность внутри фюзеляжа:3000кг
  • Длина:41,89м
  • Длина фюзеляжа:32,86м
  • Диаметр несущего винта:35,0м
  • Диаметр рулевого винта:6,3м
  • Наибольшая ширина фюзеляжа:3,0м
  • Высота:9,9м
  • Площадь, ометаемая несущим винтом:962кв.м
  • База шасси:8,285м
  • Колея шасси:7,55м
  • Расстояние от земли до нижней точки фюзеляжа (клиренс):3,73м
  • Вес пустого:27100кг
  • Нормальный взлётный вес:38000кг
  • Наибольший взлётный вес:43550кг
  • Наибольший вес топлива во внутренних баках:8230кг
  • Объём баков с топливом:10620л
  • Силовая установка: 2х ТВД Д25В
  • Мощность двигателей:2х 5500л.с. (2х 4100кВт)
  • Наибольшая скорость:235км/ч
  • Скорость на эшелоне:
  • при массе 38000кг и менее:220км/ч
  • при массе более 38000 кг:180км/ч
  • Практическая дальность:250км
  • Продолжительность полёта:1ч30мин
  • Перегоночная дальность:695км
  • Продолжительность полёта:3ч45мин
  • Практический потолок:3000м
  • Наибольшая скороподъёмность:6,3м/с

tehclub.ru

Военно-транспортный вертолет Ми-10. Фото Ми-10.

 Главная :
Разделы:
Файлы для скачивания:
Товары по авиации:
Другие товары:

Военно-транспортный вертолет Ми-10

Вертолет Ми-10 — военный транспортный вертолет, развитие Ми-6. Разработан в связи с потребностями народного хозяйства и вооруженных сил в перевозке крупногабаритных грузов, не размещающихся в кабине вертолета Ми-6. Вертолет Ми-10 имел такие же несущий и рулевой винты и системы их управления, силовую установку и систему трансмиссии, как у вертолета Ми-6, но отличался узким фюзеляжем без грузовой кабины и оригинальным высоким четырехопорным шасси, позволяющим вертолету «наруливать» на крупногабаритные грузы высотой до 3.5м или подвозить грузы под фюзеляж и закреплять их с помощью гидравлических захватов на опорах шасси.

В 1964 году была построена новая модификация — вертолет-кран Ми-10К, с укороченным четырехопорным шасси и дополнительной подвесной кабиной в гондоле под носовой частью фюзеляжа с полным комплектом органов управления и сиденьем для летчика, обращенным назад. При проведении монтажных и погрузочно-разгрузочных работ один из летчиков переходит в подвесную кабину и садится лицом к грузу, получая возможность одновременно осуществлять управление вертолетом и наблюдать за грузом.

Фото Ми-10

Ми-10К
Вертолет-кран Ми-10К, полет с грузом.
Ми-10К
Вертолет-кран Ми-10К, взлет.
Фото Ми-10
Монино, музей под открытым небом.


www.avia-mir.com

Вертолет Ми-10 (летающий кран)

Зимой 1958 года по правительственному указу в Русском Союзе началось проектирование новейшей машины, которая могла бы перевозить огромные грузы. И ею стал новый проект конструкторского бюро Миля под заглавием Ми-10. Новый аппарат был сотворен на базе уже имеющегося вертолета Ми-6, но его особенностью было то, что он мог перевозить грузы массой в 12 тонн на расстояние в 250 км.

Вертолет Ми-10 — видео

При разработке проекта было добавлено требование о перевозке больших баллистических ракет. В новейшей модели вертолета сохранилась вполне такая же силовая установка, как и в предшествующей модели. Не поменялось и управление машиной. Самые большие метаморфозы произошли с фюзеляжем вертолета. Корпус нового вертолета был узеньким и относительно низким, но при всем этом он имел пассажирский отсек длиной в 16 метров, где можно было перевозить 28 пассажиров.
Для далеких пролетов на вертолет можно было установить дополнительные топливные баки. Грузы на этой машине можно было перевозить 2-мя методами. 1-ый − это перевозка контейнеров с ракетами, которые задерживал захват с гидравлической системой. 2-ой метод − это перевозка груза на платформе, которая крепилась на стойках шасси.

В первый раз вертолет Ми-10 (его при конструировании также называли моделью В-10) оторвался от земли летом 1961 года. Уже осенью будущего года данная машина сделала рекорд по подъему грузов, он сумел поднять груз массой в 15 тонн на высоту больше 2-ух км. Еще через год данный проект желали вообщем закрыть, из-за того что правительство отказалось от перевозки ракет при помощи вертолетов. На момент отказа от проекта в 64 году было сделано всего только 24 машины данной модели. Конкретно по этой причине вертолет не имел огромного авторитета и не был нужен в народном хозяйстве.

Особенности конструкции
Вертолет выполнен по одновинтовой схеме с управляющим винтом, имеет четыре опоры шасси. Фюзеляж имеет полумонококовую конструкцию с кабиной для двоих пилотов в носовой части фюзеляжа. Кабина пилотов имеет очень неплохой обзор во все стороны, что позволяет более точно создавать подруливание к грузам. Грузовой отсек имеет очень впечатляющие размеры и составляет 60 м3. По правому борту вертолета расположена грузовая дверь, около которой установлена лебедка, при помощи которой можно подымать грузы до двухсотен кг. Для контроля погрузки и монтажа грузов под кабиной пилотов установлена гондола, при помощи которой пилоты имеют больший и наилучший обзор.

Шасси вертолета Ми-10 состоит из 4 стоек, которые имеют огромную длину и обустроены масляными амортизаторами. Любая опора имеет по два колеса, а колея шасси составляет 5 метров с базой в 8,75 метра. Хвостовая опора машины вооружена предохранительной опорой. Главный винт машины на сто процентов таковой, как имел вертолет Ми-6, только уменьшился его наклон вперед до 45′.
Вертолет Ми-10 оборудован вточности такой же силовой установкой, как и предшествующая модель. Коробка осталась тоже без конфигураций. Данная модель имеет два топливных бака, общая емкость которых − 9 тыщ л.. Для огромных перелетов этот аппарат оснащается дополнительными баками, которые можно расположить на шасси и по краям вертолета. Не считая того, на перегонах машины устанавливают дополнительные баки в средине грузового отсека.

Оборудование вертолета точно такое же, как и на Ми-6. Новенькая машина имеет автопилот трехканальной системы. Для жесткого удержания грузов при перевозках вертолет обустроен креплениями и захватами, которые работают при помощи гидравлики, управление ими можно производить из кабины летчиков. Для неизменного контроля положения грузов машина оборудована телевизионной системой наблюдения.

Общее описание и тесты вертолета Ми-10
За счет того, что все агрегаты были взяты с предшествующей модели вертолета, а не разработаны поновой, новенькая модель Ми-10 была готова уже через один год после начала разработки. Тесты новейшей машины проходили довольно удачно, и уже 4-й полет был на расстояние в 3 тыщи км. 1-ый долгий полет прошел тоже удачно, при нем вертолет создавал посадки для дозаправки. Летчиками был установлен тот факт, что этим вертолетом можно перевозить грузы и технику различных геометрических размеров при помощи платформы, которая устанавливается меж стойками шасси.

Весною 1961 года вертолет модели Ми-10 потерпел крушение на пути в Москву из Казани, при всем этом погибли все, не считая штурмана. Трагедия случилась из-за падения давления масла в движке, при всем этом вертолет совершал аварийную посадку с большой горизонтальной скоростью. О крушении сказали Милю, он совместно с военной комиссией прибыл на место крушения. Предпосылкой трагедии стал отказ привода масляного насоса, который установлен в редукторе. После этой трагедии была доработана масляная система на всех следующих моделях Ми-10, не считая того, вертолет оснастили мягенькими тросами. Они крепились снаружи корпуса и служили пилотам для аварийного покидания вертолета.
1-ое представление вертолета Ми-10 широкой публике вышло летом 61 года на параде ВВС СССР. Данным вертолетом был привезен геологический домик, который был установлен около трибун гостей и употреблялся как торговая точка. В сентябре этого же года вертолет установил мировой рекорд: Ми-10 сумел поднять 15 тонн груза на высоту более 2,3 тыщи метров.

При муниципальных испытаниях вертолет тестировали на перевозку разных грузов как снутри вертолета, так и с внедрением внешней платформы и креплений. При тестах на внешней платформе перевозили автобусы, грузовые авто и другую технику, которая сама могла заехать на платформу. Не считая самоходных аппаратов, вертолет мог с легкостью перевозить стандартные жд контейнеры. Невзирая на то, что большая часть грузов, которые перевозились не снутри вертолета, делали аэродинамические задачи в полете, вертолет все таки создавал доброкачественную и резвую транспортировку. За счет того, что все тесты происходили довольно активно, они закончились даже ранее, чем было запланировано гос комиссией.
Муниципальная комиссия отдала добро на создание и полеты этой машины. Была доказана неопасная перевозка грузов, масса которых составляет 15 тонн. Но при всем этом всеми были отмечены и недочеты машины. Спецы увидели довольно большой уровень вибрации корпуса при малых скоростях полета.

Также были предъявлены претензии к установленной телевизионной системе, при помощи которой летчики типо должны были следить за погрузкой и производить её. Но в действительности данная система могла только показать колебания грузов при перевозке, а погрузка происходила практически втемную. Для того чтоб держать под контролем погрузку, пилоту необходимо было глядеть в окно либо совсем вылезать из форточки кабины пилотов.
Одним плюсом при погрузке было то, что кабина пилотов расположена очень высоко из-за длинноватых опор шасси. Из-за этого пилотам было легче осматривать все вокруг во время погрузки. Но длинноватые стойки шасси имели недочеты при взлете и посадке, так как вертолет очень раскачивало на его ходулях.
Серийный выпуск вертолета Ми-10 был принят в 61 году, но в действительности он откладывался много раз. На это оказывало влияние понижение энтузиазма военных к ракетно-вертолетным устройствам и технические проблемы машины. Серийный выпуск новейшей «десятки» начался в марте 1964 года на ростовском заводе.

В 1964 году была построена новенькая модификация — вертолет-кран Ми-10К, с укороченным четырехопорным шасси и дополнительной навесной кабиной в гондоле под носовой частью фюзеляжа с полным комплектом органов управления и сидением для летчика, обращенным вспять. При проведении монтажных и погрузочно-разгрузочных работ один из летчиков перебегает в подвесную кабину и садится лицом к грузу, получая возможность сразу производить управление вертолетом и следить за грузом. 1-ый полет вертолета Ми-10К состоялся в январе 1965 года.

Тактико-технические свойства Ми-10

Экипаж3 человека (2 пилота и борттехник)
Грузоподъёмностьобычная: 12 000 кг
наибольшая: 15 000 кг (за счёт массы горючего)
груз на подвеске: 8000 кг
снутри фюзеляжа: 3000 кг
РазмерыДлина: 41,89 м
Высота: 9,9 м
МассаМасса пустого: 27 100 кг
Обычная взлётная масса: 38 000 кг
Наибольшая взлётная масса: 43 550 кг
Движки2 × ТВД Д-25В
Мощность движков2 × 5500 л. с. (2 × 4100 кВт)
Наибольшая скорость235 км/ч
Крейсерская скоростьпри массе 38000 кг и наименее: 220 км/ч
при массе более 38000 кг: 180 км/ч
Практическая дальность250 км
Перегоночная дальность695 км
Практический потолок3000 м
Скороподъёмность6,3 м/с (наибольшая)

 

Ми-10 — фото кабины пилотов

 

Салон Ми-10 с топливными баками (каждый 1200 л.)

 

Хвостовая опора Ми-10


militaryarticle.ru

Фотографии Вертолёта Ми-10 в авиамузеях

Вертолёт Ми-10 в авиамузее Тольятти

Я когда делал эти фотографии, даже не задумывался о блоге. Поэтому я присутствую на этих фотографиях.

Вертолёт Ми-10К в авиамузее Монино

hobby.rudic.ru

Исполняется 50 лет мировому рекорду, установленному вертолетом Ми-10

26 января, AEX.RU –  В январе 2015 года «Роствертол», входящий в холдинг «Вертолеты России» (в составе Госкорпорации Ростех), отмечает 50 лет со дня установки вертолетом Ми-10 мирового рекорда грузоподъемности. В 1965 году Ми-10, пилотируемый летчиком-испытателем Рафаилом Капрэляном, поднял груз весом 15 тонн на высоту 2840 метров, а груз 5 тонн – на 7151 метр. Об этом сообщает пресс-служба холдинга.

 

«Ми-10 – специализированный военно-транспортный вертолет, известный как «Летающий кран». Вертолет создавался на основе тяжелого транспортного Ми-6 с максимальным использованием его частей и деталей для унификации. Машина имела системы управления и трансмиссии, а также силовую установку, как у вертолета Ми-6, но отличалась узким фюзеляжем, оригинальным высоким четырехопорным шасси, позволявшим «наруливать» на крупногабаритные грузы высотой до 3,5 метра или подвозить их на платформе под фюзеляж. После этого грузовую платформу закрепляли гидравлическими захватами на опорах шасси. Вертолет Ми-10 имел пятилопастной несущий винт и четырехлопастной рулевой», — отметили в холдинге.

 

Разработка этого летательного аппарата на Московском вертолетном заводе имени М.Л. Миля (ныне входит в холдинг «Вертолеты России») началась в 1958 году, а в июне 1960-го вертолет-кран впервые поднялся в воздух. Его испытания были закончены к 1964 году, после чего ростовские вертолетостроители получили задание одновременно с выпуском вертолета Ми-6 освоить производство Ми-10. Первый серийный Ми-10 поднялся в воздух в сентябре 1964 года. Впоследствии было создано несколько модификаций этого вертолета: Ми-10ГР для радиоразведки, Ми-10УПЛ для транспортировки универсальной полевой лаборатории,  Ми-10П для обеспечения боевых действий фронтовой авиации путем создания помех наземным РЛС дальнего обнаружения и для наведения авиации на цели. Первые два вертолета так и остались в опытных экземплярах. Третий оказался более востребованным: вертолеты Ми-10П служили в составе вертолетных и смешанных полков ВВС СССР. Была и еще одна модификация Ми-10, «коротконогая», которая получила обозначение Ми-10К. Она пользовалась наибольшим спросом у транспортных авиапредприятий страны.

 

«В СССР «Летающие краны» использовались для транспортных перевозок, при монтаже буровых установок в газо- и нефтепромысловых районах Восточной Сибири и Крайнего Севера, на уникальных монтажных работах при строительстве и реконструкции промышленных предприятий. Эти машины позволяли значительно сократить время работ и их стоимость. Всего на «Роствертоле» было выпущено 24 вертолета Ми-10 и 21 Ми-10К», — также уточнили в «Вертолетах России». 

 

www.aex.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *