Содержание

Японский легкий танк Ха-Го — история и память о танке.

Type 95 Ha-Go – японский легкий танк 1930-х годов, один из самых массовых и популярных танков страны Восходящего солнца. Иногда именуется «Ке-Го», по армейскому обозначению, или «Мицубиси-95», по фирме-производителю. Весьма активно использовался во Вторую мировую войну, хотя уже к ее началу Ха-Го сильно устарел.

История создания Ха-Го

В начале 30-х годов XX века в Японии появились легкие танки Тип 92 и Тип 94. Формально они являлись танкетками, и не могли в полной мере обеспечить японскую императорскую армию бронетанковыми силами, так как предназначались для поддержки кавалерии и пехоты. Разумеется, Генштаб такая ситуация не устраивала – в войсках должны были быть современные танки, с мощной броней и пушечным вооружением. Так что в 1933 году были составлены технические требования, по которым требовалось создать актуальную боевую машину. Проекту присвоили обозначение «Ши-ки», к которому потом прибавили «Ке-го», что обозначало «малая модель». Первый опытный образец взялась строить фирма Mitsubishi.

Прототип

Прототип «Ши-Ки» не был оригинальным, ведь требовалось как можно быстрее предоставить боеспособную машину. Изготовлен он был уже в июле 1933 года, но в техзадание укладывался не полностью – был тяжелым, медленным, неудобным в плане размещения экипажа и гораздо менее мобильным, чем требовалось.

Фирме предложили доработать прототип, но этот процесс затянулся до июля 1934 года. А после еще нескольких модернизаций, законченных к октябрю, танк наконец стал соответствовать большинству требований.

Японское командование все еще не было удовлетворено танком, но пехоте уже требовалась машина, которая могла бы заменить устаревшие танкетки Тип 94. В итоге модернизированный «Ши-Ки» отправили на испытание в конце 1934-начале 1935. Тогда же танку присвоили имя «Ха-Го». Испытания в условиях, максимально близких к боевым, показали, что новый танк вполне может быть рекомендован к серийному производству.

Серийное производство

«Ши-Ки» был доведен до ума к ноябрю 1935 года – он приобрел обтекаемые борта боевого отделения, литые направляющие и ведущие колеса и другие характерные черты. Этот прототип и стал образцом для серийного производства танка на заводах фирмы-разработчика Mitsubishi.

В период с 1935 по 1938 танк производили массовыми сериями, но в 1939 году, когда боевые действия в Китае закончились, производство Ha-Go стало более массовым. И хотя в 1938 году появился гораздо лучший танк «Ке-Ин», на сборочных линиях он продолжал уступать Ха-Го – достаточно надежному и уже привычному легкому танку.

Тактико-технические характеристики (ТТХ)

Общая информация
  • Классификация – легкий танк;
  • Боевая масса – 7,4 тонн;
  • Компоновочная схема – моторное отделение сзади, управление спереди;
  • Экипаж – 3 человека;
  • Годы разработки – 1933-1934;
  • Годы производства – 1936-1943;
  • Годы эксплуатации – 1936 – 1960-е;
  • Выпущено – 2348 штук. По другим данным — 1116.
Размеры
  • Длина корпуса – 4380 миллиметров;
  • Ширина корпуса – 2060 миллиметров;
  • Высота – 2280 миллиметров;
  • Клиренс – 400 миллиметров.
Бронирование
  • Тип брони – поверхностной закаленная стальная;
  • Лоб корпуса (середина) — 9/ 72° мм/градус;
  • Борт корпуса (верх) — 12 / 34° мм/градус;
  • Корма корпуса (верх) — 6 / 64° мм/градус;
  • Днище – 6-9 миллиметров;
  • Лоб башни — 12 / 7° мм/градус;
  • Маска орудия – 12 миллиметров;
  • Борт башни — 12 / 11° мм/градус;
  • Корма рубки – 12/7° мм/градус;
  • Крыша башни – 9 миллиметров.
Бронирование разных зон танка Ха-Го
Вооружение
  • Марка и калибр пушки – Тип 94, 37 миллиметров;
  • Тип пушки – нарезная;
  • Длина ствола – 36,7 калибров;
  • Боекомплект пушки – 75;
  • Углы ВН: -15…+20°;
  • Пулеметы – два Тип 91 6,5 миллиметров.
Подвижность
  • Тип двигателя – дизельный, рядный шестицилиндровый, с воздушным охлаждением;
  • Мощность двигателя – 120 лошадиных сил;
  • Скорость по шоссе – 45 км/ч;
  • Скорость по пересеченной местности – 26 км/ч;
  • Запас хода по шоссе – 250 километров;
  • Запас хода по пересеченной местности – 210 километров;
  • Удельная мощность – 16,2 лошадиных силы на тонну;
  • Тип подвески – подвеска Хара;
  • Преодолеваемый подъем — 33°;
  • Преодолеваемая стенка – 0,8 метров;
  • Преодолеваемый рос – 1,85 метров;
  • Преодолеваемый брод – 1 метр.

Машины на базе Type 95 Ha-Go

У серийных Ха-Го не было официальных модификаций, однако на базе этого популярного танка появилось множество других машин:

  • «Ке-Ну», Тип 4. Дополнен двухместной башней Чи-Ха с 57-миллиметровой пушкой. Начал производится в 1944 году. Орудие обслуживал дополнительный член команды;
  • «Ка-Ми», Тип 2. Плавающий танк, созданный в 1941 году. Лучший японский плавающий танк Второй мировой;
  • «Со-То» — противотанковая САУ – «Ха-Го» без башни с установленной на корпус противотанковой пушкой 37-мм.
Плавающий танк «Ка-Ми»

Боевое применение

Вместе со средним танком Type 97 «Chi-Ha», Type 95 «Ha-Go» активно использовался во Вторую Мировую войну. И хотя на момент разработки танк был очень удачен, к войне он уже сильно устарел, так что японские военные использовали его только из-за нехватки бронетехники.

Еще до серийного производства, в 1935 году, «Ха-Го» поступили в четвертый танковый полк. Они участвовали в февральских маневрах японской армии в ходе войны с Китаем, а позже использовались при битве у Тауран, но только эпизодически. Более массовое применение произошло в 1939 году, во время советско-японского конфликта у реки Халхин-Гол. У четвертого танкового полка было 35 машин, которые должны были поддерживать пехотные части, но по факту поддержки не оказали из-за неумения применять подобную технику.

В первом же крупном бою у горы Баин-Цаган из-за плохой выучки японских танкистов было потеряно 30 танков, в том числе совсем новый Тип 97 и несколько «Ха-Го». Некоторые танки оказались брошенными экипажами в почти идеальном состоянии.

Постепенно в рядах японской армии стали появляться новые танки, но «Ха-Го» все еще активно использовались, к примеру, в разведывательном батальоне Квантунской армии. Когда же советские войска вторглись в Манчжурию, боевой карьере континентальных японских танков пришел конец. При этом «Ха-Го» в боях почти не участвовали, и в основном были захвачены в качестве трофеев в парках. На трофейных Ha-Go обучали экипажи и, скорее всего, их списали в 1949 году.

Гораздо более насыщенной была история участия танков «Ха-Го» на Тихоокеанском ТВД и в Юго-Восточной Азии. Танки эффективно справились с задачей внезапной атаки на Малайском полуострове и успешно использовались для продвижения к Сингапуру – британцы не смогли бороться даже с казалось бы устаревшими машинами.

В настоящем танковом бою «Ха-Го» участвовали только на Филлипинах. Сначала все шло гладко, но 22 декабря 1941 американцы отразили атаку японцев. Правда, к зиме 1942 японские войска одержали победу, сломив сопротивление американских М3.

Для поддержки пехоты танки использовались в Бирме и Таиланде, где им в основном противостояли М3 и Mk.VI. «Ха-Го» и «Чи-Ха» уже старались заменять на новые образцы техники, но фактически они активно применялись до самой капитуляции Японии.

«Ха-Го» использовались в Новой Гвинее, но не слишком успешно, а также в захвате тихоокеанских плацдармов, где из-за отсутствия бронетехники американцы могли оказать лишь символическое сопротивление. В 1942-1943 году японская оборона практически была сломлена, хотя бои продолжались до самого конца войны. Танковые сражения выигрывали в основном американцы – «Ха-Го» и «Чи-Ха» сильно уступали «Шерманам».

15 сентября 1944 года «Ха-Го» участвовали в очень драматичном сражении на острове Пелелиу – танки были посланы на защищенные американские позиции с топливными баками по бокам, из-за чего в результате любого попадания танк начинал гореть.

В ходе освобождения Филлипин произошло еще одно крупное сражение с участием «Ха-Го», но там положение японцев было проигрышным заранее.

Оставшиеся единичные «Ха-Го» сражались на японских островах, но после капитуляции почти все их утилизировали.

В ходе войны очень много танков захватили американские, британские, индийские и австралийские войска. Type 95 «Ha-Go» использовали для испытаний, либо просто разделывали на металл.

Память о танке

Японский танк Ха-Го благодаря массовому производству сохранился до наших дней в большом количестве. Правда, моделей на ходу практически нет, но зато как экспонаты они стоят во многих музеях.

Россия

  • Российский музей бронетанкового вооружения в Кубинке;
  • Музей Великой Отечественной войны в Москве;
  • Выставочная площадка военной техники в Южно-Сахалинске.
«Ха-Го» в Кубинке

Заграница

  • Великобритания, Бовингтон, Музей Королевских бронетанковых войск;
  • Австралия, Канберра, Австралийский военный мемориал;
  • США, Форт Беннин, Национальный музей армии и кавалерии;
  • США, Фредириксбург, Национальный музей армии Тихоокеанской войны;
  • США, Винсеннес, Военный музей Индианы;
  • США, Абердин, Музей боеприпасов армии США;
  • США, Гонолулу, Музей армии США и Армейский музей Батареи Рэндольфа;
  • США, Клекамакс, Орегонский военный музей. Модель на ходу;
  • Индия, Ахменднагар, Музей бронетанкового корпуса;
  • Таиланд, Бангкок, Национальный военный мемориал и площадка перед военными бараками;
  • Таиланд, площадка в Накхон Си Таммарат;
  • Таиланд, Форт Адисон, кавалерийский центр.

Кроме того, около десяти танков находятся в частных руках, а в Микронезии и Австралии есть достаточно крупные кладбища военной техники, где точно сохранились экземпляры Ха-Го, возможно, даже пригодные для реставрации.

Фотографии танка

Вид сбокуМодель танка 1/35Подбитый

Танк в культуре

Несмотря на популярность, ярких примеров использования данного танка в фильмах и книгах нет. Сегодня он присутствует только в игре World of Tanks, в качестве японского легкого танка второго уровня, а также в игре War Thunder в качестве японского танка первого уровня.

tanki-tut.ru

Танк «Ха-го» | Военное оружие и армии Мира

Легкий танк, созданный по тактико-техническим требованиям, разработанным на основе опыта эксплуатации первых японских малых танков. Предназначался для сопровождения механизированных кавалерийских соединений.

Разработкой бронетехники для сопровождения кавалерийских подразделений в Японии начали заниматься уже в 1920-е годы. Основными требованиями к таким машинам были высокая мобильность и проходимость.

СОЗДАНИЕ

Опыты с полугусеничными танками показали, что, несмотря на повышение проходимости по сравнению с бронеавтомобилями, требованиям кавалерии они все равно не удовлетворяют. Первым танком на вооружении кавалерии стал малый танк Тип 92, но его вооружение, состоявшее из пулеметов, и броня, не обеспечивавшая надежной защиты даже от винтовочных пуль, не удовлетворяли военных. С другой стороны, состоявшие на вооружении пехоты неплохо бронированные и хорошо вооруженные средние танки Тип 89 имели максимальную скорость только 25 км/ч, что было совершенно недостаточно для сопровождения кавалерии. Поэтому в июле 1933 года было выдано техническое задание на танк массой 7 т, способный развивать скорость 40 км/ч, вооруженный 37-мм пушкой во вращающейся башне и пулеметом в лобовом листе корпуса, и защищенный 12-мм броней. Основным заказчиком будущего танка выступала кавалерия, хотя пехота также планировала его использовать. Заказ на разработку танка был выдан фирме «Мицубиси» в 1933 году и уже в июне 1934 года был готов первый прототип. В ходе его всесторонних испытаний были достигнуты максимальная скорость 43 км/ч и запас хода 250 км. Отмечались высокая надежность и проходимость машины. Поскольку 7,5-тонный прототип был на полтонны тяжелее, чем предусматривало техническое задание, он был серьезно переработан, что позволило снизить массу до 6,5 т, повысив при этом скорость до 45 км/ч.

Хотя представители пехоты, также намеревавшиеся использовать этот танк, указывали на недостаточные для пехотного танка вооружение и особенно броню, представителей кавалерии вполне устраивали скорость и вооружение новой машины, а недостаточная защита была сочтена оправданной жертвой. В результате, с учетом высоких характеристик танка и под давлением запросов из кавалерии на новую технику, высшее командование одобрило новую машину. В июне — ноябре 1935 года был изготовлен второй прототип, модернизированный с учетом войсковых испытаний первого образца. Измененная ходовая часть включала в себя по два поддерживающих ролика с каждой стороны вместо одного, а башня получила командирскую башенку на крыше и дополнительный пулемет справа в кормовой части. Впоследствии для увеличения внутреннего пространства корпус танка получил развитые надгусеничные ниши. В таком виде танк был принят на вооружение под обозначением Тип 95 «Ха-го».

БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

«Ха-го» неплохо показал себя в боях против китайской армии. Но летом 1939 года японские танкисты столкнулись на Халхин-Голе с советскими войсками. Повоевали здесь и «Ха-го» — в основном «маньчжурской» модификации. Бои выявили их недостатки:

Слабую бронезащиту, большое мертвое пространство при стрельбе, неудовлетворительный обзор. Теснота боевого отделения, отсутствие специальных средств наблюдения и связи, разнесенная установка в башне пушки и пулемета сильно затрудняли работу командира, действовавшего в одиночку. Открытые смотровые щели были причиной частых ранений экипажа свинцовыми брызгами.

Начав в декабре 1941 года войну на Тихом океане, Япония имела по девять танков в составе десяти пехотных дивизий, и в основном это были «Ха-го». Эти танки имелись также в отдельных легкотанковых ротах и разведротах, придавались и специальным военно-морским десантным отрядам. Они воевали на Гуаме, Тараве, Макине, Окинаве, Филиппинах, в Малайзии.

В боях с Красной армией в августе 1945 года японские танки фактически себя никак не проявили и были захвачены советскими войсками в основном в парках. В 1935 году новые танки в составе отряда смешанной механизированной бригады приняли участие в учениях на территории оккупированной Маньчжурии — в районе Большого Хингана. В результате появилась «маньчжурская» модификация танка с усиленной ходовой частью: на треугольных балансирах между опорными катками поместили дополнительные каточки, слегка приподнятые над опорной поверхностью. Каточек принимал на себя часть нагрузки и смягчал удары.

Танк имел компоновку с задним расположением двигателя и передним — элементов трансмиссии.

В средней части корпуса находились отделения управления и боевое, совмещенные в одно. Корпус танка собирался из катаных броневых листов толщиной 12 мм на каркасе с помощью болтов и заклепок. С внутренней стороны корпуса для минимальной защиты экипажа от сколов брони, а также от ожогов о нагретую броню и ударов при сотрясении машины, устанавливались асбестовые подкладки. Посадка и высадка механика-водителя осуществлялась через переднюю часть его рубки, откидывавшуюся на петлях кверху. В левом борту корпуса и башни размещались закрывавшиеся заслонками бойницы для стрельбы из личного оружия. Также по всему корпусу размещались многочисленные лючки, служившие для облегчения доступа к агрегатам двигателя и трансмиссии при ремонте.

БАШНЯ

Одноместная башня танка была слегка смещена влево относительно продольной оси машины для того, чтобы высвободить место для механика-водителя. Ее вращение осуществлялось вручную при помощи специального плечевого упора.

На крыше командирской башенки размещался двухстворчатый люк, через который осуществлялась посадка и высадка командира и техника-стрелка. Единственными средствами наблюдения в бою служили смотровые щели, не закрытые бронестеклами.

ВООРУЖЕНИЕ

В башне устанавливалась 37-мм пушка Тип 94, снаряды которой пробивали по нормали броню толщиной 35 мм на дистанции 300 м. Крепление пушки в маске допускало качание как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости. Отдельно от пушки, справа сзади, в башне был установлен 6,5-мм пулемет. В корпусе, в чуть выступающей передней рубке, крепился лобовой пулемет. Боекомплект орудия составлял 75 унитарных выстрелов с бронебойными и осколочно-фугасными снарядами. Укладка для боекомплекта размещалась в башне, но в некоторых танках боекомплект располагался справа от водителя.

ЭКИПАЖ

Экипаж танка состоял из трех человек. Впереди справа располагался механик-водитель, слева — пулеметчик. Выгнутая крышка люка меха ни ка-водителя откидывалась вперед — вверх. В ней имелся смотровой лючок со своей крышкой. В крышке смотрового лючка и по бокам от него были прорезаны вертикальные и горизонтальные смотровые щели — таким образом старались сохранить обзор при колебаниях машины. Командир танка размещался в одноместной башне и выполнял одновременно функции наводчика и заряжающего. Почти перед грудью командира находилась казенная часть орудия, под левой рукой — маховичок механизма поворота башни, за правым плечом — установка пулемета. В крыше купола башни имелся круглый люк с двухстворчатой крышкой. Края крыши загибались вниз, прикрывая вентиляционные отверстия.

ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ

На танке «Ха-го» устанавливался рядный шестицилиндровый двухтактный дизель «Мицубиси» NVD6120 воздушного охлаждения с максимальной мощностью 120 л. с. Двигатель отличался хорошей надежностью, даже при работе при низких температурах. Трансмиссия состояла из редуктора, четырехступенчатой коробки передач, карданного вала, соединенного коническими шестернями с валами бортовых фрикционов, и одноступенчатых бортовых редукторов. Танк имел подвеску, разработанную в 1933 году майором (впоследствии — генералом) Томио Хара. Четыре опорных катка с каждой стороны корпуса были сгруппированы по два на качающихся балансирах, при помощи системы из Г-образных рычагов и тяг, соединенных с цилиндрическими спиральными пружинами, укрытыми в горизонтальных трубах по бокам корпуса. Несмотря на удачную конструкцию такой подвески, отсутствие амортизаторов сводило на нет большинство ее достоинств, делая практически невозможной прицельную стрельбу с хода и сильно затрудняя стрельбу с коротких остановок из-за значительных продолжительных продольных колебаний. Для связи с водителем командир имел переговорную трубу («танкофон»). Специальных средств внешней связи не устанавливалось — сигналы подавались флажками.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТАНКА «ХА-ГО»

Боевая масса, т: 7,4
Экипаж, чел.:
Габаритные размеры, мм:
длина: 4380
ширина: 2060
высота: 2280
Скрость макс, км/ч: 45
Запас хода, км: 210