Potez 632 Potez 633 Легкий бомбардировщик

Работы по лёгкому бомбардировщику Potez 633 проходили совместно с проектированием тяжелых многоцелевых истребителей Potez 630\631, задание на разработку которых было выдано 31 октября 1934 г. Условия ТТЗ нельзя было назвать мягкими: будущий самолёт должен был развивать максимальную скорость порядка 450 км\ч (крейсерская – 350 км\ч), иметь продолжительность полёта 4 часа, а высоту 4000 метров набирать за 15 минут. Вооружение истребителя включало две 20-мм пушки, установленные в носовой части фюзеляжа, и один оборонительный 7,5-мм пулемет. При этом маневренность двухмоторного самолёта должна быть не хуже чем у одномоторного!

Весной 1937 г., когда завершилось объединение нескольких крупных авиационных фирм в единый концерн SNCAN, министерство авиации выдало заказ на 10 предсерийных самолётов, два из которых должны были выполнить в варианте лёгкого бомбардировщика Potez 633B2. Бомбардировочная модификация в целом соответствовала истребителю Potez 631C3, но в средней части фюзеляжа, между пилотом и стрелком, оборудовали вертикальный бомбоотсек. Максимальная бомбовая нагрузка составляла 400 кг, состав стрелкового вооружения не изменялся.

Постройка опытных образцов, несмотря на их конструктивное сходство с Potez 631, продвигалась не очень быстрыми темпами. Ещё до их появления, в конце 1937 г., из министерства поступил приказ переделать второй опытный образец Potez 633.02 в низковысотный штурмовик Potez 639АВ2. Когда же прототип Potez 633.01 (регистрационный код F-ARQС) поступил на испытания последовала серия новых распоряжений. Вначале, 15 марта 1938 г., министерство авиации одобрило “План V”, в соответствии с которым на вооружение предполагалось принять самолёты, созданные по более поздней спецификации 1936 г. Однако сразу же выяснилось, что ни один из опытных образцов к серийному производству не будет готов в течении ближайшего года. В связи с этим программу постройки Potez 633В2 немного подкорректировали. Предприятиям концерна SNCAN предписывалось собрать 449 бомбардировщиков, из которых только 254 предназначались для службы в боевых частях первой линии, а остальные использовались бы для обучения экипажей.

Спустя 10 дней заказ на Potez 633B2 увеличили на 125 самолётов, но через два месяца Главный Штаб ВВС потребовал, чтобы легкие бомбардировщики были трёхместными. Производство бомбардировщиков для Arme de`l Air свернули после выпуска нескольких десятков машин, в то время как оставшиеся Potez 633, находившиеся на стапелях, решили переоборудовать в истребители. Общее количество собранных Potez 633B2 оценивается в 71 экземпляр.

Серийное строительство бомбардировщиков спасли зарубежные заказы. В 1938 г. самолётами Potez 633B2 заинтересовалась Румыния. В скором времени был подписан контракт 204\N\37на поставку 20 самолётов, из которых к 1941 г. сформировали 2-ю бомбардировочную группу (Gr.2 Bomb) включавшую Esc.73 Bomb и Esc.74 Bomb. Планировалась поставка ещё 20 самолётов по контракту 271\8, подписанному 26 апреля 1938 г., но из-за начала войны с Германией этот контракт не был осуществлён.

Хотя выучку румынских пилотов нельзя было назвать плохой, первый боевой вылет Potez 633B2 в войне против СССР прошел крайне неудачно. Утром 22 июня 1941 г. румынская авиация подвергла массированным налётам аэродромы базирования ВВС РККА. В зону действия румын входила Молдавия и Украина, где советская авиационная группировка была не так сильна, как на центральных участках фронта. Явно недооценив силы противника на штурмовку аэродрома Болград послали семь Potez 633B2 без истребительного прикрытия. Над целью два бомбардировщика были сбиты, ещё два (№4 и 20) совершили вынужденные посадки на своей территории, а остальные получили повреждения различной степени тяжести. В дальнейшем действия Potez 633B2 были более успешными благодаря завоёванному немцами превосходству в воздухе. Осенью 1941 г. остатки Gr.2 Bomb приняли участие в боях под Одессой, но в силу небольшого количества сохранившихся самолётов их результативность была не велика. Летом 1942 г., когда немецкие и румынские армии начали наступление на Кавказ, в составе румынского экспедиционного корпуса (Corpul Aerien) находилось шесть Potez 633B2. В основном их использовали в качестве разведчиков.

К ноябрю 1943 г., после нескольких крупных поражений, румынская армия откатилась к Крыму. Для обеспечения отрезанных от основных сил армейских частей командование ВВС Румынии срочно организовало доставку грузов и вооружения, задействовав все транспортные и вспомогательные самолёты. В это число вошли два или три Potez 633B3, отправленные доживать свой век в Esc.106.

Заказ от Греции на 24 бомбардировщика был частично выполнен в 1939 г. Заказчику передали только 13 самолётов, причем при перегоне был разбит один бомбардировщик, пилот которого погиб. Ещё один самолёт вышел из строя по техническим причинам, так что реально греческие ВВС могли использовать только 11 Potez 633B2, сведённых в 31-ю эскадрилью (31 Mira). Остальные самолёты были реквизированы французским правительством.

Пополнение оказалось как раз кстати – со стороны соседней Албании, оккупированной итальянскими войсками, участились провокации, грозившие перерасти в полноценные боевые действия, что и случилось 28 октября 1940 г. Греческие ВВС были малочисленны, но имели на вооружении в частях первой линии несколько десятков вполне современных боевых машин. Греки успешно оборонялись, задействовав авиацию для ударов по наступающим итальянским войскам. 18 ноября 1940 г. греческая армия сама перешла в наступление, что стало полной неожиданностью для противника. Самолёты Potez 633B2, при содействии бомбардировщиков Fairey “Battle” и Bristol “Blenheim”, совершили серию налётов на аэродромы противника в окрестностях городов Корица и Аргирокастрон, при этом не понеся потерь. В течении следующего месяца “потэзы” летали мелкими группами или по одиночке как правило без эскорта истребителей. Эти рискованные вылеты долгое время оставались “безнаказанными”, пока 21 декабря итальянские истребители Fiat G.50bis (154 Gr.C.T.) не сбили одинокий греческий Potez 633B2,экипаж которого погиб. Во время немецкого наступления в апреле 1941 г. “потэзы” использовались эпизодически и по некоторым данным все уцелевшие самолёты были затем захвачены на аэродромах в нелётном состоянии.

В Швейцарию, которая также была не против обновить свои ВВС, поставили один бомбардировщик для проведения тестов. Самолёт Potez 632В2 был собран в марте 1939 г. и передан швейцарской стороне как В-2. Вначале этот бомбардировщик, под обозначением Potez 632BР2 разрабатывался для морской авиации Франции, но ВМФ не посчитало необходимым продолжать работы по нему и тогда проект был переработан. За основу взяли конструкцию истребителя Potez 631 No.01, использовав наработки по Potez 633B2 и оснастив его вооружением по швейцарскому образцу. Внешне Potez 632B2 отличался от Potez 633B2 только капотами двигателей Hispano-Suiza 14Ab (720 л.с.) и подфюзеляжной гондолой, где размещались четыре 7,92-мм пулемета. Самолёт так и остался в единственном экземпляре.

Неудачно для заказчика сложился контракт 660\9, подписанный в 1939 г. с правительством Китая. Заказ был небольшим – всего 4 самолёта, но до места назначения не добрался ни один из них. Собранные бомбардировщики сразу реквизировали для нужд Arme de’l Air.

В самой Франции к 1 сентября 1939 г. в строю находилось 22 бомбардировщика Potez 633B2, три из которых ранее предназначались для Китая и 19 для Румынии. Об их боевом применении речи не шло – эти самолёты понадобились для обучения лётного состава, однако “потэзы” из китайского заказа всё же отправили в распоряжение испытательного центра в Реймсе, а затем передали экспериментальному звену при бомбардировочной группе GB I\54. Чуть позже остальные Potez 633B2 распределили между бомбардировочно-штурмовыми эскадрильями GBA I\54, GBA II\54, GBA I\51 и GBA II\51, в марте 1940 г. к ним также присоединилась GBA II\35.

Использование бомбардировщиков Potez 633B2, как оказалось, было вынужденной, но вполне приемлемой мерой. Затягивание с поставками штурмовиков Br.691AB2 и Br.693AB2 привело к тому, что многие боевые эскадрильи продолжали летать на самолётах старых типов, либо находились в “полуразваленном” состоянии. Обладая неплохими лётными данными Potez 633B2 составили им достойную замену. Так например, в декабре 1939 г. группы GA 18 и GA 19, перед получением штурмовиков Br.693AB2, провели подготовку пилотов на бомбардировщиках “потэз”, хотя средний налёт оказался небольшим – всего 40-60 часов.

Во время Зимней войны французское правительство распорядилось сформировать специальную экспедиционную часть для отправки в дружественную Финляндию, в состав которой вошли 12 Potez 633B2 и их экипажи из GBА 54. Получив название “Finland” эта эскадрилья прибыла 11 марта 1940 г. в Тангмер (Англия), но через два дня было подписано перемирие и самолёты пришлось вернуть на родину.

В 1940 г. часть имеющихся Potez 633B2 модифицировали. Не для кого не было секретом, что стрелковое вооружение бомбардировщика явно не соответствовало современным требованиям. По этой причине в носовой части фюзеляжа стали устанавливать два 7,5-мм пулемета для стрельбы вперёд и ещё два таких же пулемета подвешивались под фюзеляж в специальном обтекателе для стрельбы назад. Многие самолёты оснащались четырьмя 7,5-мм пулеметами, подвешенными попарно под внешними консолями крыла. Кроме того, выяснили, что оптимальной бомбовой нагрузкой является подвеска четырех 200-кг бомб под крылом.

К началу немецкого вторжения 10 мая 1940 г. всего 9 самолётов (по другим данным 11, из них 7 исправно) находились в составе GBA II\51, дислоцированной на аэродроме Ле Люк в Альпийской Зоне. Эта эскадрилья также включала шесть штурмовиков Breguet 691AB2, а соседняя GBA I\51 располагала всего двумя Br.691AB2 и шестью Br.693AB2 (всего 5 исправных самолётов). Первая неделя активных боевых действий прошла для GBA 51 спокойно, пока 19 мая эскадрилью “потэзов” не перебросили с Этамп. Из-за своей малочисленности эта штурмовая группа не принесла большой пользы, потеряв к 30 мая шесть самолётов от огня противника. Поскольку количество боеспособных Potez 633B2 сократилось до нуля в дальнейших боях они участие не принимали.

После 25 июня в неоккупированной зоне Франции оставалось не менее 18 самолётов Potez 633B2 и ещё 21 был захвачен немецкими войсками. Большая часть из них летать уже не могла. Точных данных об дальнейшей судьбе эти самолётов не сохранилось, но к концу 1941 г. ни одного Potez 633B2 в составе ВВС Виши и Luftwaffe не осталось.

Источники:

John W.R.Taylor, Jean Alexander «Combat Aircraft of the World». New York. G.P. Putnam’s Sons. 1969
В.Котельников «Бомбардировщики Второй мировой войны» («Моделист-Конструктор» спецвыпуск 2002-02)
М.Павловский «Запоздалый рывок «Пуалю» («История Авиации» 23)

Д.Дональд «Полная энциклопедия мировой авиации Самолеты и вертолеты XX столетия»
Aviafrance: Potez

Тактико-технические данные легкого бомбардировщика Potez 633B3:

Длина – 11,07
Размах крыла – 16,00 м
Площадь крыла – 32,70 м.кв.
Высота – 3,61 м
Вес пустого – 2900 кг
Вес взлетный – 4280 кг
Скорость максимальная – 440 км\ч на высоте 4000 метров
Скорость крейсерская –
Дальность – 1300 км
Потолок – 8000 метров
Двигатель – два радиальных Gnome-Rhone 14M6\7 мощностью 700 л.с.
Экипаж – 3 человека
Вооружение – один носовой и один оборонительный 7,5-мм пулемет МАС 1934
Бомбовая нагрузка – 400 кг бомб на внешней подвеске

aviarmor.net

Potez 632 \ Potez 633

Легкий бомбардировщик

Работы по лёгкому бомбардировщику Potez 633 проходили совместно с проектированием тяжелых многоцелевых истребителей Potez 630\631, задание на разработку которых было выдано 31 октября 1934 г. Условия ТТЗ нельзя было назвать мягкими: будущий самолёт должен был развивать максимальную скорость порядка 450 км\ч (крейсерская – 350 км\ч), иметь продолжительность полёта 4 часа, а высоту 4000 метров набирать за 15 минут. Вооружение истребителя включало две 20-мм пушки, установленные в носовой части фюзеляжа, и один оборонительный 7,5-мм пулемет. При этом маневренность двухмоторного самолёта должна быть не хуже чем у одномоторного!

Весной 1937 г., когда завершилось объединение нескольких крупных авиационных фирм в единый концерн SNCAN, министерство авиации выдало заказ на 10 предсерийных самолётов, два из которых должны были выполнить в варианте лёгкого бомбардировщика Potez 633B2. Бомбардировочная модификация в целом соответствовала истребителю Potez 631C3, но в средней части фюзеляжа, между пилотом и стрелком, оборудовали вертикальный бомбоотсек. Максимальная бомбовая нагрузка составляла 400 кг, состав стрелкового вооружения не изменялся.

Постройка опытных образцов, несмотря на их конструктивное сходство с Potez 631, продвигалась не очень быстрыми темпами. Ещё до их появления, в конце 1937 г., из министерства поступил приказ переделать второй опытный образец Potez 633.02 в низковысотный штурмовик Potez 639АВ2. Когда же прототип Potez 633.01 (регистрационный код F-ARQС) поступил на испытания последовала серия новых распоряжений. Вначале, 15 марта 1938 г., министерство авиации одобрило “План V”, в соответствии с которым на вооружение предполагалось принять самолёты, созданные по более поздней спецификации 1936 г. Однако сразу же выяснилось, что ни один из опытных образцов к серийному производству не будет готов в течении ближайшего года. В связи с этим программу постройки Potez 633В2 немного подкорректировали. Предприятиям концерна SNCAN предписывалось собрать 449 бомбардировщиков, из которых только 254 предназначались для службы в боевых частях первой линии, а остальные использовались бы для обучения экипажей.

Спустя 10 дней заказ на Potez 633B2 увеличили на 125 самолётов, но через два месяца Главный Штаб ВВС потребовал, чтобы легкие бомбардировщики были трёхместными. Производство бомбардировщиков для Arme de`l Air свернули после выпуска нескольких десятков машин, в то время как оставшиеся Potez 633, находившиеся на стапелях, решили переоборудовать в истребители. Общее количество собранных Potez 633B2 оценивается в 71 экземпляр.

 

Серийное строительство бомбардировщиков спасли зарубежные заказы. В 1938 г. самолётами Potez 633B2 заинтересовалась Румыния. В скором времени был подписан контракт 204\N\37на поставку 20 самолётов, из которых к 1941 г. сформировали 2-ю бомбардировочную группу (Gr.2 Bomb) включавшую Esc.73 Bomb и Esc.74 Bomb. Планировалась поставка ещё 20 самолётов по контракту 271\8, подписанному 26 апреля 1938 г., но из-за начала войны с Германией этот контракт не был осуществлён.

Хотя выучку румынских пилотов нельзя было назвать плохой, первый боевой вылет Potez 633B2 в войне против СССР прошел крайне неудачно. Утром 22 июня 1941 г. румынская авиация подвергла массированным налётам аэродромы базирования ВВС РККА. В зону действия румын входила Молдавия и Украина, где советская авиационная группировка была не так сильна, как на центральных участках фронта. Явно недооценив силы противника на штурмовку аэродрома Болград послали семь Potez 633B2 без истребительного прикрытия. Над целью два бомбардировщика были сбиты, ещё два (№4 и 20) совершили вынужденные посадки на своей территории, а остальные получили повреждения различной степени тяжести. В дальнейшем действия Potez 633B2 были более успешными благодаря завоёванному немцами превосходству в воздухе. Осенью 1941 г. остатки Gr.2 Bomb приняли участие в боях под Одессой, но в силу небольшого количества сохранившихся самолётов их результативность была не велика. Летом 1942 г., когда немецкие и румынские армии начали наступление на Кавказ, в составе румынского экспедиционного корпуса (Corpul Aerien) находилось шесть Potez 633B2. В основном их использовали в качестве разведчиков.

К ноябрю 1943 г., после нескольких крупных поражений, румынская армия откатилась к Крыму. Для обеспечения отрезанных от основных сил армейских частей командование ВВС Румынии срочно организовало доставку грузов и вооружения, задействовав все транспортные и вспомогательные самолёты. В это число вошли два или три Potez 633B3, отправленные доживать свой век в Esc.106.

 

Заказ от Греции на 24 бомбардировщика был частично выполнен в 1939 г. Заказчику передали только 13 самолётов, причем при перегоне был разбит один бомбардировщик, пилот которого погиб. Ещё один самолёт вышел из строя по техническим причинам, так что реально греческие ВВС могли использовать только 11 Potez 633B2, сведённых в 31-ю эскадрилью (31 Mira). Остальные самолёты были реквизированы французским правительством. Пополнение оказалось как раз кстати – со стороны соседней Албании, оккупированной итальянскими войсками, участились провокации, грозившие перерасти в полноценные боевые действия, что и случилось 28 октября 1940 г. Греческие ВВС были малочисленны, но имели на вооружении в частях первой линии несколько десятков вполне современных боевых машин. Греки успешно оборонялись, задействовав авиацию для ударов по наступающим итальянским войскам. 18 ноября 1940 г. греческая армия сама перешла в наступление, что стало полной неожиданностью для противника. Самолёты Potez 633B2, при содействии бомбардировщиков Fairey “Battle” и Bristol “Blenheim”, совершили серию налётов на аэродромы противника в окрестностях городов Корица и Аргирокастрон, при этом не понеся потерь. В течении следующего месяца “потэзы” летали мелкими группами или по одиночке как правило без эскорта истребителей. Эти рискованные вылеты долгое время оставались “безнаказанными”, пока 21 декабря итальянские истребители Fiat G.50bis (154 Gr.C.T.) не сбили одинокий греческий Potez 633B2,экипаж которого погиб. Во время немецкого наступления в апреле 1941 г. “потэзы” использовались эпизодически и по некоторым данным все уцелевшие самолёты были затем захвачены на аэродромах в нелётном состоянии.

 

В Швейцарию, которая также была не против обновить свои ВВС, поставили один бомбардировщик для проведения тестов. Самолёт Potez 632В2 был собран в марте 1939 г. и передан швейцарской стороне как В-2. Вначале этот бомбардировщик, под обозначением Potez 632BР2 разрабатывался для морской авиации Франции, но ВМФ не посчитало необходимым продолжать работы по нему и тогда проект был переработан. За основу взяли конструкцию истребителя Potez 631 No.01, использовав наработки по Potez 633B2 и оснастив его вооружением по швейцарскому образцу. Внешне Potez 632B2 отличался от Potez 633B2 только капотами двигателей Hispano-Suiza 14Ab (720 л.с.) и подфюзеляжной гондолой, где размещались четыре 7,92-мм пулемета. Самолёт так и остался в единственном экземпляре.

Неудачно для заказчика сложился контракт 660\9, подписанный в 1939 г. с правительством Китая. Заказ был небольшим – всего 4 самолёта, но до места назначения не добрался ни один из них. Собранные бомбардировщики сразу реквизировали для нужд Arme de’l Air.

 

В самой Франции к 1 сентября 1939 г. в строю находилось 22 бомбардировщика Potez 633B2, три из которых ранее предназначались для Китая и 19 для Румынии. Об их боевом применении речи не шло – эти самолёты понадобились для обучения лётного состава, однако “потэзы” из китайского заказа всё же отправили в распоряжение испытательного центра в Реймсе, а затем передали экспериментальному звену при бомбардировочной группе GB I\54. Чуть позже остальные Potez 633B2 распределили между бомбардировочно-штурмовыми эскадрильями GBA I\54, GBA II\54, GBA I\51 и GBA II\51, в марте 1940 г. к ним также присоединилась GBA II\35.

Использование бомбардировщиков Potez 633B2, как оказалось, было вынужденной, но вполне приемлемой мерой. Затягивание с поставками штурмовиков Br.691AB2 и Br.693AB2 привело к тому, что многие боевые эскадрильи продолжали летать на самолётах старых типов, либо находились в “полуразваленном” состоянии. Обладая неплохими лётными данными Potez 633B2 составили им достойную замену. Так например, в декабре 1939 г. группы GA 18 и GA 19, перед получением штурмовиков Br.693AB2, провели подготовку пилотов на бомбардировщиках “потэз”, хотя средний налёт оказался небольшим – всего 40-60 часов.

Во время Зимней войны французское правительство распорядилось сформировать специальную экспедиционную часть для отправки в дружественную Финляндию, в состав которой вошли 12 Potez 633B2 и их экипажи из GBА 54. Получив название “Finland” эта эскадрилья прибыла 11 марта 1940 г. в Тангмер (Англия), но через два дня было подписано перемирие и самолёты пришлось вернуть на родину.

В 1940 г. часть имеющихся Potez 633B2 модифицировали. Не для кого не было секретом, что стрелковое вооружение бомбардировщика явно не соответствовало современным требованиям. По этой причине в носовой части фюзеляжа стали устанавливать два 7,5-мм пулемета для стрельбы вперёд и ещё два таких же пулемета подвешивались под фюзеляж в специальном обтекателе для стрельбы назад. Многие самолёты оснащались четырьмя 7,5-мм пулеметами, подвешенными попарно под внешними консолями крыла. Кроме того, выяснили, что оптимальной бомбовой нагрузкой является подвеска четырех 200-кг бомб под крылом.

К началу немецкого вторжения 10 мая 1940 г. всего 9 самолётов (по другим данным 11, из них 7 исправно) находились в составе GBA II\51, дислоцированной на аэродроме Ле Люк в Альпийской Зоне. Эта эскадрилья также включала шесть штурмовиков Breguet 691AB2, а соседняя GBA I\51 располагала всего двумя Br.691AB2 и шестью Br.693AB2 (всего 5 исправных самолётов). Первая неделя активных боевых действий прошла для GBA 51 спокойно, пока 19 мая эскадрилью “потэзов” не перебросили с Этамп. Из-за своей малочисленности эта штурмовая группа не принесла большой пользы, потеряв к 30 мая шесть самолётов от огня противника. Поскольку количество боеспособных Potez 633B2 сократилось до нуля в дальнейших боях они участие не принимали.

После 25 июня в неоккупированной зоне Франции оставалось не менее 18 самолётов Potez 633B2 и ещё 21 был захвачен немецкими войсками. Большая часть из них летать уже не могла. Точных данных об дальнейшей судьбе эти самолётов не сохранилось, но к концу 1941 г. ни одного Potez 633B2 в составе ВВС Виши и Luftwaffe не осталось.

Тактико-технические данные легкого бомбардировщика Potez 633B3:

Длина – 11,07
Размах крыла – 16,00 м
Площадь крыла – 32,70 м.кв.
Высота – 3,61 м
Вес пустого – 2900 кг
Вес взлетный – 4280 кг
Скорость максимальная – 440 км\ч на высоте 4000 метров
Скорость крейсерская –
Дальность – 1300 км
Потолок – 8000 метров
Двигатель – два радиальных Gnome-Rhone 14M6\7 мощностью 700 л.с.
Экипаж – 3 человека
Вооружение – один носовой и один оборонительный 7,5-мм пулемет МАС 1934
Бомбовая нагрузка – 400 кг бомб на внешней подвеске

wofmd.com

potez 633 Википедия

ТТХ семейства Potez 630/631/633/637/63.11
63063163363763.11
Технические характеристики
Экипаж23
Длина, м11,0711,0
Размах крыла, м16,0
Высота, м3,61
Площадь крыла, м²32,7
Масса пустого, кг2 4502 9002 4503 205
Масса нормальная взлётная, кг3 8503 7604 2604 2254 433
Масса максимальная взлётная, кгн/д4 500н/д
Объём топливных баков, лн/д765950
Двигатель2 × Hispano-Suiza2 × Gnome-et-Rhône
14Ab 10/11GR14Mars14M-614M-4
Мощность, л.с. (кВт)2× 720 (530)2× 660 (485)2× 670 (493)2× 700 (515)
Лётные характеристики
Максимальная скорость, км/ч448442 / 360[1]440435425 / 370[1]
Крейсерская скорость, км/ч412240244321300
Практическая дальность, км1 3001 2201 3001 1501 500
Практический потолок, м10 0009 5008 000
Скороподъёмность, м/с10,311,89,510,79,7
Вооружение
Наступательное2× 7,5 мм MAC 19342× 20 мм HS-9 или HS-404 (90 сн. на ствол)1× 7,5 мм MAC 1934 (300 сн.)
Оборонительное1× 7,5 мм MAC 1934 турельный (1000 сн.)1× 7,5 мм MAC 1934 турельный (500 сн.),
1× 7,5 мм MAC 1934 неподвижно назад (300 сн.)
Бомбовоедо 400 кг
(4(8)×50 кг)
8 × 10 кг

wikiredia.ru

Potez 633 В2 легкий бомбардировщик

На Potez 633 В2 был легкий бомбардировщик версия Potez 63 twin двигателем дизайн -. Хотя он был первоначально заказаны в большом количестве для Armée de l’Air, эти заказы были вскоре отменены, и только этих самолетов, заказанных для экспорта были построены.

После первоначального испытания прототипов Potez 630 и Potez 631 заказ был сделан за десять оценки воздушных судов. Сначала это был включать два Potez 633 В2 легкие бомбардировщики, но когда заказ был подтвержден этот был изменен на один Potez 633 В2 и один Potez 639 AB2 низкого уровня атаки бомбардировщика.

На Potez 633 был конструктивно похожий на стандартный истребитель версии, но с середины экипаж положение заменяется вертикальной бомбовый отсек, с двух оставшихся членов экипажа, разделенные в верхней части бомбового отсека. Самолет мог нести восемь 110lb бомбы, все во внутреннем бомбовом отсеке. 20-мм пушки были сняты с носа и Potez 633 только три оборонительных пулеметов — один фиксированный стрельбы вперед, один фиксированный задний стрельбы и один легко смонтированы в задней-пулемета.

В декабре 1937 г. первый производственный заказ для Potez 630s и 631s был подтвержден и заказ на пятьдесят Potez 633 B2s был помещен. Планы французского перевооружение начал ускоряться в течение 1937 и вооружения план V от 15 марта 1938 призвал 449 двух-местный световой день бомбардировщиков. Большинство из них должны быть новые конструкции, но лишние 75 Potez 633s были заказаны на 25 марта, в результате чего общее на заказ до 125. Этот порядок будет недолгим. В мае 1938 французских ВВС решили, что все легкие бомбардировщики должны быть трех-местные. На Potez 633 не мог быть изменен, чтобы снести третий член экипажа, и поэтому приказ был изменен, чтобы один на 125 Potez 631s.

На Potez 633 BW был самым популярным членом Potez 63 семьи на экспортном рынке. Китай заказал пять, Греция двадцать четыре, румынский сорок два ордера и Швейцарии. Производство этих самолетов продолжалось и после французской заказ был отменен, и, как война становилась все более вероятно, большинство из них были захвачены Armée de l’Air (тринадцать были доставлены в Грецию-от двадцати до Румынии. Греческие самолеты были списаны после немецкого вторжения). К августу 1939 девятнадцать самолетов от румынского ордена и три из китайского заказа были приняты ВВС. На 1 сентября первые три введенный в эксплуатацию, формирование экспериментальный полет в пределах г. б. я/54.

Во время странной войны, период Potez 633 использовался оборудовать количество и объединения де бомбардировки d’Assaut, чтобы дать их экипажи опыт использования более современных самолетов, чем Potez 540 в то время как они ждали доставки Breguet 691 и Breguet 693. В какой-то момент G. B. A. I/54, II/54, I/51, II/51 и II/35 используется самолет, но как Breguets на вооружение эти подразделения начали преобразовывать в более новых самолетов, а к 10 мая 1940 г. только I/51, II/51 и II/35 продолжали функционировать, типа, в каждом случае вместе с Breguet 691. GBA II/51 был только один использовать, типа в бою. 19 мая он переехал Etampes поддержки Groupement 18, забрав с собой восемь Potez 633s и пять Breguet 693s. Шесть из восьми бомбардировщиков Potez были потеряны в операции между 20-30 мая.

Двигатель: два Gnome-et-Rhone 14 M4/M5 или M6/M7 двигателей

Мощность: 570hp на уровне моря, 660hp на 16,400 ft, 700hp при взлете

Экипаж: 2

Размах крыла: 52ft 6in

Длина: 36ft 4in

Высота: 11ft 10.5 в

Пустой Вес: 5,401 lb

Нормальный вес в снаряженном состоянии: 9,921 lb

Вооружение: три 7.5-мм пулеметов, один стрельбы вперед и две задних стрельбы

Бомба-нагрузка: восемь 110lb бомбы, всего 880lb

www.libwar.ru

potez 633 Вики

potez 633 Вики

Потэ 630/631/633/637/63.11 (фр. Potez 630/631/633/637/63.11) — семейство французских цельнометаллических двухмоторных самолётов Второй мировой войны.

История[ | код]

Прототип разработан в конструкторском бюро фирмы «Аэроплан Анри Потез» под руководством Луи Королье (фр. Louis Coroller). Первый полёт опытный самолёт 630.01 совершил 25 апреля 1936 года в Мельте. Серийно производился на заводах фирмы SNCAN в городах Мельта, Кадебек, Гавр, Ле Мюро и Эвр с января 1938 по июнь 1941. Всего изготовлено более 1275 самолётов. Самым массовым стал вариант 63.11, построенный в количестве 723 экземпляров.

На вооружение ВВС Франции истребительная модификация 631 поступила в сентябре 1938 года, бомбардировщики 633 — в июне 1939, разведчики 637 и штурмовики 63.11 летом — осенью 1939 года. Также бомбардировочная модификация стояла на вооружении ВВС Румынии с декабря 1938 года и ВВС Греции — с мая 1939 года. В октябре 1941 года часть захваченных немцами самолётов модификации 63.11 были переданы в ВВС Румынии. Первыми с октября по ноябрь 1940 года в боевых действиях приняли участие греческие бомбардировщики при отражении наступления итальянских войск в Албании. В боевых действиях французские самолёты использовались в Битве за Францию с мая по июнь 1940 года. В январе 1941 бомбардировщики ВВС Франции применялись против войск Таиланда в Камбодже. В ноябре 1942 года самолёты 63.11 правительства Виши противодействовали высадке союзников на побережье Северной Африки, тогда же французские ночные истребители использовались против немцев. Румынские бомбардировщики участвовали в боях на Восточном фронте в Бессарабии и в районе Одессы с июня по ноябрь 1941 года, разведчики-штурмовики 63.11 использовались на Восточном фронте в 1942—1943 годах. В Германии и Италии захваченные самолёты 63.11 использовались только как учебные.

Бомбардировщики сняты с вооружения ВВС Франции в августе 1940, во Французском Индокитае в мае 1941. Истребители выведены из боевого состава в декабре 1942 года. Как учебные самолёты использовались до 1946 года.

Тактико-технические характеристики[ | код]

ТТХ семейства Potez 630/631/633/637/63.11
63063163363763.11
Технические характеристики
Экипаж23
Длина, м11,0711,0
Размах крыла, м16,0
Высота, м3,61
Площадь крыла, м²32,7
Масса пустого, кг2 4502 9002 4503 205
Масса нормальная взлётная, кг3 8503 7604 2604 2254 433
Масса максимальная взлётная, кгн/д4 500н/д
Объём топливных баков, лн/д765950
Двигатель2 × Hispano-Suiza2 × Gnome-et-Rhône
14Ab 10/11GR14Mars14M-614M-4
Мощность, л.с. (кВт)2× 720 (530)2× 660 (485)2× 670 (493)2× 700 (515)
Лётные характеристики
Максимальная скорость, км/ч448442 / 360[1]440435425 / 370[1]
Крейсерская скорость, км/ч412240244321300
Практическая дальность, км1 3001 2201 3001 1501 500
Практический потолок, м10 0009 5008 000
Скороподъёмность, м/с10,311,89,510,79,7
Вооружение
Наступательное2× 7,5 мм MAC 19342× 20 мм HS-9 или HS-404 (90 сн. на ствол)1× 7,5 мм MAC 1934 (300 сн.)
Оборонительное1× 7,5 мм MAC 1934 турельный (1000 сн.)1× 7,5 мм MAC 1934 турельный (500 сн.),
1× 7,5 мм MAC 1934 неподвижно назад (300 сн.)
Бомбовоедо 400 кг
(4(8)×50 кг)
8 × 10 кг

Примечания[ | код]

  1. 1 2 Максимальная скорость на высоте / у земли.

См. также[ | код]

Аналоги
Списки

Литература[ | код]

  • Харук А.И. Истребители Второй Мировой. Самая полная энциклопедия. — М.: Яуза, ЭКСМО, 2012. — 368 с. — 1500 экз. — ISBN 978-5-699-58917-3.

Ссылки[ | код]

Реклама

CC© cookies police  

ru.wikibedia.ru

Potez 630 — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Потэ 630/631/633/637/63.11 (фр. Potez 630/631/633/637/63.11) — семейство французских цельнометаллических двухмоторных самолётов Второй мировой войны.

История

Прототип разработан в конструкторском бюро фирмы «Аэроплан Анри Потез» под руководством Луи Королье (фр. Louis Coroller). Первый полёт опытный самолёт 630.01 совершил 25 апреля 1936 года в Мельте. Серийно производился на заводах фирмы SNCAN в городах Мельта, Кадебек, Гавр, Ле Мюро и Эвр с января 1938 по июнь 1941. Всего изготовлено более 1275 самолётов. Самым массовым стал вариант 63.11, построенный в количестве 723 экземпляров.

На вооружение ВВС Франции истребительная модификация 631 поступила в сентябре 1938 года, бомбардировщики 633 — в июне 1939, разведчики 637 и штурмовики 63.11 летом — осенью 1939 года. Также бомбардировочная модификация стояла на вооружении ВВС Румынии с декабря 1938 года и ВВС Греции — с мая 1939 года. В октябре 1941 года часть захваченных немцами самолётов модификации 63.11 были переданы в ВВС Румынии. Первыми с октября по ноябрь 1940 года в боевых действиях приняли участие греческие бомбардировщики при отражении наступления итальянских войск в Албании. В боевых действиях французские самолёты использовались в Битве за Францию с мая по июнь 1940 года. В январе 1941 бомбардировщики ВВС Франции применялись против войск Таиланда в Камбодже. В ноябре 1942 года самолёты 63.11 правительства Виши противодействовали высадке союзников на побережье Северной Африки, тогда же французские ночные истребители использовались против немцев. Румынские бомбардировщики участвовали в боях на Восточном фронте в Бессарабии и в районе Одессы с июня по ноябрь 1941 года, разведчики-штурмовики 63.11 использовались на Восточном фронте в 1942—1943 годах. В Германии и Италии захваченные самолёты 63.11 использовались только как учебные.

Бомбардировщики сняты с вооружения ВВС Франции в августе 1940, во Французском Индокитае в мае 1941. Истребители выведены из боевого состава в декабре 1942 года. Как учебные самолёты использовались до 1946 года.

Видео по теме

Тактико-технические характеристики

ТТХ семейства Potez 630/631/633/637/63.11
63063163363763.11
Технические характеристики
Экипаж23
Длина, м11,0711,0
Размах крыла, м16,0
Высота, м3,61
Площадь крыла, м²32,7
Масса пустого, кг2 4502 9002 4503 205
Масса нормальная взлётная, кг3 8503 7604 2604 2254 433
Масса максимальная взлётная, кгн/д4 500н/д
Объём топливных баков, лн/д765950
Двигатель2 × Hispano-Suiza2 × Gnome-et-Rhône
14Ab 10/11GR14Mars14M-614M-4
Мощность, л.с. (кВт)2× 720 (530)2× 660 (485)2× 670 (493)2× 700 (515)
Лётные характеристики
Максимальная скорость, км/ч448442 / 360[1]440435425 / 370[1]
Крейсерская скорость, км/ч412240244321300
Практическая дальность, км1 3001 2201 3001 1501 500
Практический потолок, м10 0009 5008 000
Скороподъёмность, м/с10,311,89,510,79,7
Вооружение
Наступательное2× 7,5 мм MAC 19342× 20 мм HS-9 или HS-404 (90 сн. на ствол)1× 7,5 мм MAC 1934 (300 сн.)
Оборонительное1× 7,5 мм MAC 1934 турельный (1000 сн.)1× 7,5 мм MAC 1934 турельный (500 сн.),
1× 7,5 мм MAC 1934 неподвижно назад (300 сн.)
Бомбовоедо 400 кг
(4(8)×50 кг)
8 × 10 кг

Примечания

  1. 1 2 Максимальная скорость на высоте / у земли.

См. также

Аналоги
Списки

Литература

  • Харук А.И. Истребители Второй Мировой. Самая полная энциклопедия. — М.: Яуза, ЭКСМО, 2012. — 368 с. — 1500 экз. — ISBN 978-5-699-58917-3.

Ссылки

wikipedia.green

Potez 633


Potez 633

Wikimedia Foundation. 2010.

Contenu soumis à la licence CC-BY-SA. Source : Article Potez 633 de Wikipédia en français (auteurs)

Regardez d’autres dictionnaires:

  • Potez 633 — Die Potez 630 und ihre Abarten waren eine zweimotorige französische Flugzeugserie mit vielen Verwendungszwecken. Sie wurde von Louis Coroller entworfen und flog am 25. April 1936 erstmals. Das Design ähnelte der britischen Bristol Blenheim und… …   Deutsch Wikipedia

  • Potez 63 — Potez 63 …   Deutsch Wikipedia

  • Potez 63-11 — Die Potez 630 und ihre Abarten waren eine zweimotorige französische Flugzeugserie mit vielen Verwendungszwecken. Sie wurde von Louis Coroller entworfen und flog am 25. April 1936 erstmals. Das Design ähnelte der britischen Bristol Blenheim und… …   Deutsch Wikipedia

  • Potez 63.11 — Die Potez 630 und ihre Abarten waren eine zweimotorige französische Flugzeugserie mit vielen Verwendungszwecken. Sie wurde von Louis Coroller entworfen und flog am 25. April 1936 erstmals. Das Design ähnelte der britischen Bristol Blenheim und… …   Deutsch Wikipedia

  • Potez 630 — Die Potez 630 und ihre Abarten waren eine zweimotorige französische Flugzeugserie mit vielen Verwendungszwecken. Sie wurde von Louis Coroller entworfen und flog am 25. April 1936 erstmals. Das Design ähnelte der britischen Bristol Blenheim und… …   Deutsch Wikipedia

  • Potez 631 — Die Potez 630 und ihre Abarten waren eine zweimotorige französische Flugzeugserie mit vielen Verwendungszwecken. Sie wurde von Louis Coroller entworfen und flog am 25. April 1936 erstmals. Das Design ähnelte der britischen Bristol Blenheim und… …   Deutsch Wikipedia

  • Potez 632 — Die Potez 630 und ihre Abarten waren eine zweimotorige französische Flugzeugserie mit vielen Verwendungszwecken. Sie wurde von Louis Coroller entworfen und flog am 25. April 1936 erstmals. Das Design ähnelte der britischen Bristol Blenheim und… …   Deutsch Wikipedia

  • Potez 635 — Die Potez 630 und ihre Abarten waren eine zweimotorige französische Flugzeugserie mit vielen Verwendungszwecken. Sie wurde von Louis Coroller entworfen und flog am 25. April 1936 erstmals. Das Design ähnelte der britischen Bristol Blenheim und… …   Deutsch Wikipedia

  • Potez 637 — Die Potez 630 und ihre Abarten waren eine zweimotorige französische Flugzeugserie mit vielen Verwendungszwecken. Sie wurde von Louis Coroller entworfen und flog am 25. April 1936 erstmals. Das Design ähnelte der britischen Bristol Blenheim und… …   Deutsch Wikipedia

  • Potez 25 — Тип многоцелевой бомбардировщик Производитель Potez Первый полёт 1924 …   Википедия

fr.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *