Прожекторные танки Canal Defence Light (Великобритания) » Военное обозрение

Во Второй мировой войне участвовали боевые бронированные машины различных типов, а также разнообразная вспомогательная техника на их базе. Задолго до начала войны в Великобритании была предложена концепция т.н. прожекторного танка – специальной бронемашины, построенной на базе существующего танка и оснащенной мощными осветительными приборами. В дальнейшем оригинальные идеи были реализованы на практике. Интереснейший проект остался в истории под названием Canal Defence Light.

Идея строительства самоходной машины на танковом шасси, оснащенной мощным прожектором, появилась еще во время Первой мировой войны. В 1915 году офицер британского Королевского военно-морского флота Оскар де Торен предложил устанавливать прожекторы большой мощности на серийные грузовики. По его задумке, подобная техника позволила бы войскам вести бои в темное время суток. При этом прожектор мог бы не только подсвечивать местность, но и слепить противника, мешая ему обороняться и тем самым оказывая дополнительную поддержку войскам. Специалисты военного ведомства ознакомились с этой идеей, но не одобрили ее практическую реализацию.


Музейный танк CDL Matilda. Фото Tankmuseum.org

После окончания войны де Торен вновь поднял вопрос строительства самоходной техники с прожекторами. Идя в ногу со временем, теперь он предлагал делать подобные машины на основе танковых шасси. Изобретатель был настолько уверен в правильности своих идей, что даже был готов лично оплатить строительство опытного прожекторного танка. В начале двадцатых годов был изготовлен прототип подобной машины, основой для которого стал тяжелый танк Mark V. До 1922 года машина показывала свои возможности на полигоне, но потом военные потеряли всякий интерес к ней, и испытания были прекращены.

Работы по созданию оригинальной военной техники остановились на несколько лет. В 1933 году О. де Торен основал собственную компанию De Thoren Syndicate. Вместе с ним основателями фирмы стали инженер Марсель Мицакис, «тактический советник» генерал-майор Дж.Ф. Фуллер, а также герцог Вестминстерский, взявший на себя финансирование новых проектов. Вскоре после этого был разработан новый проект прожекторного танка, предлагавший использование современного шасси.

В 1934 году такой проект был предложен армии Франции. В конце года опытный образец новой машины подали на испытания, по результатам которых французские военные отказались от дальнейших работ. В этом проекте, как и в предыдущих, предлагалась открытая установка прожектора без применения какой-либо защиты. Как результат, многообещающая машина по определению не могла иметь приемлемую живучесть на поле боя. Франция не решилась закупать подобные прожекторные танки, и «Синдикат де Торена» был вынужден разрабатывать новый вариант проекта.


Опытный образец прожекторной машины 1932 г. Фото Hunnicutt R.T. «Sherman. A History of the American Medium Tank»

В январе 1937 года компании De Thoren Syndicate удалось вновь привлечь внимание британской армии. Военные согласились испытать предлагаемую технику на полигоне и дать ей оценку. Через несколько недель на один из полигонов был доставлен комплекс в составе прожекторов и генераторов требуемой мощности. До марта на полигоне испытывались три комплекта такого оборудования, после чего военные пожелали получить еще три аналогичные системы. Шесть прожекторов на самоходных шасси испытывались до самого начала 1938 года.

В ходе очередных испытаний военное ведомство убедилось, что предложенная О. де Тореном вспомогательная техника действительно может быть полезной для армии. В то же время, в существующем виде она не представляла особого интереса из-за наличия ряда серьезных проблем. Бронированная машина нуждалась в защите прожекторной установки и генератора, а также должна была строиться на современном шасси отечественного производства. Кроме того, в определенный момент появились оригинальные идеи, связанные с расширением круга решаемых задач.

Изначально прожекторный танк предназначался исключительно для подсветки вражеских позиций с одновременным ослеплением противника. Позже появилось предложение об использовании более совершенных систем, способных не только слепить, но и дезориентировать противника. В теории это позволяло не только затруднить оборону, но и снизить вероятность ответного удара по носителям прожектора: было очевидным, что такая техника станет приоритетной целью артиллерии и авиации.


Ранний (слева) и поздний (справа) варианты башни CDL. Рисунок Hunnicutt R.T. «Sherman. A History of the American Medium Tank»

В январе 1938 года компания De Thoren Syndicate получила заказ на серийный выпуск прожекторов и другого специального оборудования. Также к проекту была привлечена компания Vickers, задачей которой должно было стать строительство требуемых шасси. Совместными усилиями две компании должны были разработать броневую башню для защиты прожектора. В качестве основы для перспективной техники планировалось использовать один из последних танков. После недолгих поисков в качестве базы для прожектора был выбран пехотный танк Mk III Valentine, отличавшийся достаточными размерами и хорошей защитой.

В соответствии с контрактом 1938 года, первые серийные прожекторные танки должны были поступить в армию в середине 1939 года. Тем не менее, вскоре эти планы были пересмотрены. В связи с некоторыми проблемами производственного характера, а также из-за невозможности получения требуемых характеристик было решено изменить тип базового шасси. Теперь прожекторный танк должен был основываться на шасси пехотного Mk II Matilda II. Из-за необходимости серьезнейшей переработки существующего проекта сроки поставки серийных машин сдвинулись более чем на год.

Примерно в это время проект получил официальное обозначение Canal Defence Light или CDL – дословно «Освещение для защиты канала». Такое имя проекта, далеко не в полной мере соответствовавшее его сути, было выбрано из соображений секретности. Узнав о системе «освещения защиты канала», противник мог сделать неверные выводы, и реальное применение танков CDL на поле боя оказалось бы для него весьма неприятным сюрпризом.


Конструкция прожекторной установки. Рисунок Hunnicutt R.T. «Sherman. A History of the American Medium Tank»

В июне 1940 года военное ведомство разместило заказ на производство 300 куполов башен для новейших прожекторных танков. В связи с большой загрузкой компании «Виккерс» и всей британской промышленности в целом было заключено несколько контрактов с отечественными и американскими предприятиями. Примечательно, что из США должна была прибыть большая часть требуемых агрегатов. На заводах фирмы Vickers строились требуемые шасси, а задачей компании De Thoren Syndicate стал выпуск электрического оборудования. Окончательная сборка танков должна была проводиться на специально организованной учебно-сборочной базе в графстве Лоутер-Касл. Сборка машин на существующих заводах исключалась в связи с секретностью проекта.

Проект CDL, доведенный до серийного производства, подразумевал переоснащение существующих пехотных танков Mk II Matilda II. В ходе подобной модернизации базовая машина лишалась родной башни и всего вооружения. Кроме того, высвобождалось пространство в боевом отделении корпуса. В остальном шасси оставалось прежним. Оно имело корпус из литых и катаных деталей толщиной до 78 мм, оснащалось двумя двигателями мощностью по 87 л.с. и комплектовалось ходовой частью с пружинной подвеской сблокированных попарно опорных катков. Компоновка оставалась прежней – отделение управление в передней части, боевое отделение в центре и моторный отсек в корме. Экипаж был сокращен до двух человек – водителя и оператора прожекторной установки.


Схема прожекторного танка CDL Matilda. Рисунок Shushpanzer-ru.livejournal.com

Часть высвобожденного боевого отделения отдавалась под установку электрогенератора требуемой мощности. Генератор при помощи ременной передачи соединялся с валом двигателя, для чего пришлось незначительно изменить конструкцию силового отделения. Вблизи от генератора находились средства управления электрическими системами.

Для защиты прожектора была разработана специальная башня характерной формы. На погоне корпуса предлагалось монтировать круглую платформу с крупным проемом в центре, над которым находился колпак. Последний имел овальную в плане форму и оснащался вертикальным лобовым листом. В центральной его части со сдвигом вправо предусматривалась щель-амбразура шириной 2 дюйма (51 мм) и высотой 24 дюйма (610 мм). Через нее прожектор должен был освещать местность, оставаясь под защитой брони. Слева от щели прожектора находилась многоугольная опора пулеметной установки. Над ней поместили смотровой прибор и открываемый круглый лючок, предназначенный для стрельбы из личного оружия. На левой части кормы предусматривался круглый проем для люка.

Башни более поздних серий лишились круглого лючка-амбразуры на лобовой детали. Кроме того, было решено отказаться от бортового люка в пользу традиционного верхнего. Также в ходе развития проекта неоднократно изменялся и дорабатывался состав дополнительного внешнего оснащения башни.


Единственный сохранившийся танк CDL на базе «Матильды». Фото Wikimedia Commons

Компоновка башни была достаточно простой. Правая и центральная ее части отдавались под размещение прожектора. Прочие объемы предназначались для оператора, от которого требовалось наводить луч, обслуживать лампу и использовать для самообороны пулемет BESA. В связи с большой мощностью прожектора внутри башни предусматривалась перегородка с лючками для обслуживания. Оператор должен был менять положение угольных электродов по мере их выгорания.

Танк CDL под защитой брони нес угольную дуговую лампу, излучавшую свет силой до 12,8 млн кандел. На качающемся основании помещалась металлическая опора с креплениями для лампы и необходимой проводкой. Перед лампой имелось вогнутое зеркало, необходимое для перенаправления светового потока назад. Далее свет отражался прямым зеркалом и выводился через окно-амбразуру. Перед лампой располагалась подвижная шторка затвора. Там же могли помещаться светофильтры двух цветов. Средства монтажа позволяли лампе качаться в пределах вертикально сектора шириной 10°. Горизонтальное наведение производилось поворотом всей башни.

Свет от угольной дуговой лампы выходил через щелевую амбразуру и освещал сектор шириной 19° по горизонтали и 1,9° по вертикали. На дистанции 1000 ярдов (914 м) это позволяло осветить пространство шириной 310 м и высотой 31 м. Механические приводы затвора позволяли открывать и закрывать амбразуру до двух раз в секунду. Также предусматривалось перекрытие щели светофильтрами голубого и янтарного цветов.


Он же, вид спереди. Фото Wikimedia Commons

Дополнительные шторки и светофильтры были предложены для повышения потенциала машины в деле противодействия противнику. Так, мигающий прожектор лишал противника возможности адаптироваться к свету или темноте, серьезно затрудняя наблюдение за наступающими войсками. Цветные светофильтры, в свою очередь, за счет специфики распространения световых волн должны были мешать определению местоположения прожекторного танка. Наблюдателю казалось, что машина с голубым фильтром находится дальше, чем на самом деле. Янтарный и голубой лучи двух танков, направленные на одну зону, «смешивались» и давали ровное белое освещение.

Боевое применение танков «защиты канала» было достаточно простым. Перед началом ночного наступления они должны были выходить на поле боя и выстраиваться в одну линию с заданными интервалами. От расстояния между машинами зависела дистанция, на которой расходящиеся лучи образовывали сплошное поле подсветки, а также ширина последней. После выхода и построения можно было включать лампы и двигаться на врага, применяя светофильтры и шторки затвора, дополнительно ухудшающие его положение.

Первые шасси типа «Матильда-2», прожекторы и башни были поставлены на базу в Лоутер-Касле к середине 1941 года. Вскоре военные собрали первые танки CDL и испытали их на полигоне. По результатам испытаний были сделаны некоторые выводы. Во-первых, машину сочли действительно пригодной для эксплуатации в войсках. Кроме того, не исключалась возможность строительства большего числа такой техники. При этом военных перестало устраивать использованное шасси. Танк Mk II уже не в полной мере отвечал имеющимся требованиям, из-за чего требовалось найти иную базу с более высокими характеристиками. Кроме того, новое шасси должно было оставаться в эксплуатации в течение нескольких следующих лет.


Прожекторная установка, вынесенная из башни. Фото Wikimedia Commons

В 1942 году появился обновленный вариант проекта Canal Defence Light, подразумевавший применение среднего танка M3 Grant американской разработки. При перестройке в прожекторный танк такая машина лишалась родной башни, вместо которой монтировался новый агрегат с прожектором. С целью маскировки на лобовом листе башни типа CDL помещался муляж ствола 37-мм пушки. Прожекторный танк на базе «Гранта» отличался от своего предшественника более высокими техническими характеристиками. Кроме того, важнейшим отличием стало сохранение 75-мм орудия в спонсоне корпуса. Управлять таким танком должен был экипаж из трех человек: водитель, командир и оператор.

Начало производства прожекторных танков на базе среднего M3 привело к завершению сборки техники предыдущей модели. Имеющиеся производственные возможности позволяли продолжать выпуск CDL в течение достаточно длительного времени. В общей сложности за несколько лет британская промышленность при содействии зарубежных предприятий смогла передать армии не менее 300 танков CDL на шасси типа «Матильда-2» и 335 машин аналогичного назначения на базе «Гранта». Серийная техника передавалась различным соединениям армии Великобритании. Первым ее эксплуатантом стал 11-й Королевский танковый полк. В дальнейшем прожекторные танки отправлялись служить в другие полки сухопутных войск.

Количество передаваемой техники было разным. К примеру, 42-й танковый полк, служивший в Египте, получил свыше 40 прожекторных танков и только 19 линейных. Кроме того, ему передали несколько инженерных танков на базе Mk II Matilda II, оборудованных подъемными кранами. С помощью такой техники предполагалось осуществлять обслуживание прожекторов и их башен.


Инженерный танк Matilda II обслуживает прожекторный CDL Matilda. Рисунок Panzerserra.blogspot.fr

В 1942 году британские военные в ходе одного из учебных мероприятий показали новейшую разработку американским коллегам. Командование армии США проявило большой интерес к прожекторным танкам и инициировало разработку собственных машин такого класса. Вскоре было создано несколько проектов, основанных на идеях О. де Торена. Некоторые из них являлись прямой копией британских разработок, тогда как другие представляли собой дальнейшее их развитие с использованием собственных идей.

Начало боевых действий в Нормандии открывало прожекторным танкам дорогу к полноценной боевой работе. Тем не менее, массовое применение такой техники не началось. Проект CDL изначально имел высокую секретность, что в дальнейшем негативно сказалось на применении серийной техники. Со временем выяснилось, что некоторые офицеры из командования соединений, имеющих на вооружении прожекторные танки, попросту не знают об их наличии. Другие командующие, в свою очередь, знали о новой технике, но не могли найти ей применение на поле боя. Секретность и отсутствие необходимости в ведении боевых действий ночью приводили к тому, что экипажам CDL приходилось участвовать в жизни армии в новых ролях. Танки с прожекторами использовались в качестве тягачей, носителей тралов и иных машин вспомогательного назначения.

Первый известный случай массового применения бронемашин CDL по прямому назначению относится к операции «Клиппер» и боям в районе г. Гайленкирхен. Ранним утром 18 ноября 1944 года, еще до рассвета, несколько танков 375-й прожекторной батареи начали подсвечивать вражеские позиции, позволяя боевым машинам с тралами проделать проходы в минных полях. После этого яркий свет помог наступлению пехоты на вражеские позиции.


Прожекторная бронемашина CDL M3 на базе танка «Грант». Фото UK War Office

В марте 1945 года «освещение для защиты берегов» получило возможность оправдать свое официальное название. В ходе взятия г. Ремаген войскам союзников удалось предотвратить уничтожение железнодорожного моста Людендорфа, связывавшего берега реки Рейн. Этот мост позволил достаточно быстро перебросить войска на северный берег, что не устраивало противника. В течение нескольких недель немецкие войска пытались уничтожить мост и сорвать подготовку плацдарма. Для защиты моста от боевых пловцов было решено использовать прожекторные танки, имевшиеся в наличии.

Постоянное наблюдение за Рейном, в том числе и ночью, привело к выявлению немецких диверсантов. Они были обнаружены и уничтожены. Примечательно, что из-за ряда особенностей конструкции танки CDL имели весьма ограниченные возможности в деле охраны акваторий. Тем не менее, ввиду отсутствия альтернатив войска были вынуждены использовать в таком качестве именно подобную бронетехнику. Вскоре танки заменили прожекторными системами других моделей, взятыми в качестве трофея.

Есть основания полагать, что это был последний случай боевого применения британских прожекторных танков в Европе. Дальнейшее наступление антигитлеровской коалиции обходилось без необходимости применения подобной техники. Специальные бронемашины вновь вернулись к решению вспомогательных задач иного рода.


CDL M3 с импровизированной маскировкой. Фото Hunnicutt R.T. «Sherman. A History of the American Medium Tank»

Уже после окончания боев в Европе армия Великобритании отправила несколько танков Canal Defence Light в Индию. Оттуда их планировалось перевезти к Японским островам и использовать в последующих наступательных операциях. Однако и на этот раз интересной технике не удалось поучаствовать в боях. Боевые действия на Тихом океане завершились раньше, чем прожекторные танки были доставлены к местам будущих сражений.

После окончания Второй мировой войны все остававшиеся в армии прожекторные танки были возвращены в Великобританию. Такая техника основывалась на шасси устаревших типов, что исключало ее дальнейшую эксплуатацию. Со временем почти все подобные машины были списаны и утилизированы за ненадобностью. До наших дней сохранились только два танка CDL. Один из них, построенный на шасси Mk II Matilda II, хранится в бронетанковом музее г. Бовингтон. Единственный сохранившийся прожекторный танк на базе M3 Grant находится в военном музее индийского г. Ахмеднагар.

Изначальной целью проекта Canal Defence Light было создание самоходной бронированной машины, оснащенной мощным прожектором и способной помочь войскам при ночном наступлении. После нескольких лет работы авторам оригинального предложения удалось заинтересовать британских военных и даже получить заказ на производство серийных прожекторных танков. Тем не менее, в силу разных обстоятельств такая техника за все время Второй мировой войны лишь несколько раз смогла поучаствовать в реальной боевой работе. Необычное предложение, лежавшее в ее основе, далеко не в полной мере соответствовало имевшимся взглядам на способы ведения войны. Как следствие, прожекторные танки не смогли поучаствовать в большом числе сражений и оказать заметное влияние на ход войны.

По материалам:
http://tankmuseum.org/
http://militaryfactory.com/
http://nevingtonwarmuseum.com/
http://shushpanzer-ru.livejournal.com/
http://panzerserra.blogspot.fr/
Hunnicutt R.T. Sherman. A History of the American Medium Tank, Navato, CA. Presidio Press, 1971

topwar.ru

Танковая станция оптико-электронного противодействия ТШУ-1-7М » Военное обозрение

В последние несколько лет на выставках бронетехники начали появляться российские танки, оборудованные комплексом оптико-электронной активной защиты «Штора-1» в новой его конфигурации. Первыми были замечены внешние отличия: с башни обновленных танков пропали несколько модулей «Шторы-1», что стало причиной соответствующих вопросов. Как вскоре выяснилось, причиной отсутствия электронных блоков стала модернизация системы активной защиты. В ходе работ по обновлению комплекса изменился состав его оборудования, а характеристики либо улучшились, либо остались на прежнем уровне.


В состав последних вариантов «Шторы-1» вместо станции оптико-электронного противодействия (СОЭП) ТШУ-1-7, применявшейся ранее, входит станция ТШУ-1-7М. Под дополнительной литерой в названии скрывается большой объем работ, проведенный разработчиком системы – Специальным конструкторским бюро «Зенит» (г. Зеленоград). Производство станции планировалось начать на зеленоградском производственном объединении «Завод Стелла». Система ТШУ-1-7М была создана еще несколько лет назад, но тогда новости о ней затронули лишь узкий круг специалистов и лиц, интересующихся бронетехникой. Тогда же на различных выставках СКБ «Зенит» распространяло рекламный буклет с описанием новой станцией противодействия. Несколько дней назад этот буклет снова «вошел в оборот» после публикации в блоге эксперта А. Хлопотова.

В ходе модернизации станция ТШУ-1-7 претерпела изменения лишь технического характера. Принцип действия остался прежним: при обнаружении лазерной подсветки станция включает инфракрасные прожекторы, которые мешают противотанковому боеприпасу навестись на танк. Кроме того, комплекс «Штора-1» может скрыть танк за дымовой завесой, но подобные методы защиты возлагаются на другие его элементы. В составе обновленной СОЭП по-прежнему имеются два прожектора, размещаемые на передней части башни. Однако количество прочих элементов станции по сравнению с ТШУ-1-7 значительно сократилось.

В базовую станцию помимо двух блоков с прожекторами входили два модулятора МТШУ-1-7 (размещались в броневых коробах сбоку от прожекторов), два фильтра ФТШУ-1-7 (рядом с модуляторами) и пульт управления ПТШУ-1-7 – всего семь элементов. После модернизации в СОЭП ТШУ-1-7М остались лишь три блока: два модуля ОТШУ-1-7М со встроенными прожекторами и модуляторами, а также пульт управления ПТШУ-1-7. Все необходимое оборудование было собрано в имеющихся корпусах оставшихся модулей. Такая переделка, прежде всего, привела к уменьшению массы станции. Три ее модуля в общей сложности весят 72 килограмма (95,4 кг у СОЭП ТШУ-1-7). Кроме того, в четыре раза сократилась общая длина необходимых кабелей и в восемь раз число разъемов на корпусе танка. Последний аспект модернизации ощутимо повысил надежность работы станции.

Разработчики СОЭП ТШУ-1-7М не только изменили компоновку элементов системы, но и доработали оборудование. Так, рабочий диапазон напряжения расширился с 26-28,5 вольт до 18-32 В. Кроме того, удалось в 20 раз уменьшить время готовности станции. Теперь от включения станции до перехода в режим токовой модуляции проходит всего три секунды, после чего аппаратура может работать в боевом режиме. В рекламном проспекте отмечалось, что значительное уменьшение времени готовности в условиях реального боя позволяет включать станцию только после обнаружения облучения, не демаскируя себя собственным излучением прожекторов, работающих в дежурном режиме.

После модернизации станция оптико-электронного противодействия сохранила все дополнительные функции, имевшиеся ранее. ТШУ-1-7М по-прежнему может подсвечивать местность и цели в инфракрасном диапазоне, обеспечивая наблюдение за обстановкой и наведение оружия на цели. Во время такой работы специальный режим подсветки позволяет примерно на треть уменьшить видимость самого танка. Согласно официальной информации, модернизированная станция ТШУ-1-7М имеет на 70% большую эффективность в сравнении с базовой моделью. Стоимость станции при этом осталась прежней.


Благодаря уменьшению веса и сокращению количества блоков новая станция может устанавливаться не только на тяжелую бронетехнику. В рекламном проспекте приводилась фотография боевой машины пехоты БМП-3, на башне которой имелись два характерных короба с инфракрасными прожекторами. Также в рекламных материалах утверждалось, что СОЭП ТШУ-1-7М испытывалась на нескольких типах техники: танках Т-72, Т-80 и Т-90, а также на БМП-3. Во всех случаях, как утверждалось, станция показала все свои возможности по защите техники от различных управляемых противотанковых средств.

Рекламный проспект, изданный несколько лет назад, утверждал, что станция оптико-электронного противодействия ТШУ-1-7М поступит в серийное производство в 2010 году. Точные данные на этот счет отсутствуют, равно как и сведения о количестве бронемашин, оснащенных новой станцией. Вероятно, полномасштабное производство новых станций так и не началось из-за прекращения закупок танков Т-90, оснащавшихся старой ТШУ-1-7. О нынешнем состоянии проекта ТШУ-1-7М известно только то, что эти станции устанавливаются на демонстрационных образцах танков, участвующих в различных выставках.

По материалам сайтов:
http://gurkhan.blogspot.ru/
http://skb-zenit.ru/
http://zavodstella.ru/

topwar.ru

Танковый ночной прицел + ИК прожектор. Куда можно применить?

Carwizard 29-11-2006 13:36

Имеется в наличии вот такой вот девайс, с маркировкой ТКН-3АМ и инфра-красный прожектор к нему. Питание соответственно 27В. Прожектор «кушает» 4 ампера, но при этом светит чётким пучком весьма далеко. Кратность прицела — около 2-х или 3-х. Прицел бинокулярный. В правом окуляре, имеется многоциферная прицельная марка, чем-то похожая на ПСО-1, с дальномерной параболой внизу справа. Входной «объектив» прицела, выполнен в виде мощной призмы. На прицеле имеется рычажок переключения оптики «день»/»ночь». Кроме этого, есть ещё два рычажка переключения, но пока не понятно что они там переключают. Внизу корпуса, под стальной дужкой, имеется выключатель питания прицела. Весь комплект весит около 18 кг.
Вопрос: Ну и что с ним делать-то, ведь он полностью исправный и хорошо работает? Как и куда можно его ещё применить, кроме как на дизельный грузовик или джип, с 24-х вольтовой бортовой сетью???

Варианты ответов типа: -«Купить танк с пушкой для него» — не предлагать!

yevogre 29-11-2006 15:23

Насколько помню аббривиатуру — Танковый Командирский Ночной.
Разочарую — это не прицел, а прибор наблюдения, который вставляеся в люк командира вместо штатного призменного прибора.
Его ИМХО трудно применить для других целей.
Разве только ЭОП заменить — но это головная боль.
А так — из укрытия ночью наблюдать…..

Андрей К 29-11-2006 18:47

На любой катер хорошо подойдёт.
Если что, дополню лазерным дальномером на 20км…

chanoz 30-11-2006 14:42

Прожектор типа «луна» пойдёт без стекла.А сам прибор может быть с засвеченой диафрагмой,да и с подключением гимор.А применения только в качестве сувенира с «легендой»

Carwizard 30-11-2006 15:19

chanoz, не правда ваша! Вчера ночью, я его подключил к аккумуляторам на заведёном дизельном грузовичке Мерсе-Унимоге, с бортовой сетью на 24 В. Так вот, всё просто легко и быстро заработало и мы наблюдали верхние этажи многоэтажки, находящейся в 352-х метрах от нас (по дальномеру Никон-440). Лучь прожектора, действительно оказался узконаправленным. Питание «прицела» — обычная «постоянка», с плюсом и минусом. Прожектор без черного стекла не пойдёт, так как там стоит мощная лампа накаливания, с обычным видимым спектром света. А вот сквозь чёрное стекло-светофильтр, тепло от прожектора ощущается даже на 2-х метрах от него.

chanoz 30-11-2006 18:30

Повезло с диафрагмой.В армии я испортил парочку

Vict 02-12-2006 15:40

Что такое засвеченная диафрагма?

chanoz 03-12-2006 16:09

В инструкции к ночному прибору было написанно,что днём не использовать ,запрещено во избежание засветки диафрагмы.А разбирать не довелось.

guns.allzip.org

Прожекторные танки Canal Defence Light (Великобритания)

Во Второй мировой войне участвовали боевые бронированные машины различных типов, а также разнообразная вспомогательная техника на их базе. Задолго до начала войны в Великобритании была предложена концепция т.н. прожекторного танка – специальной бронемашины, построенной на базе существующего танка и оснащенной мощными осветительными приборами. В дальнейшем оригинальные идеи были реализованы на практике. Интереснейший проект остался в истории под названием Canal Defence Light.

Идея строительства самоходной машины на танковом шасси, оснащенной мощным прожектором, появилась еще во время Первой мировой войны. В 1915 году офицер британского Королевского военно-морского флота Оскар де Торен предложил устанавливать прожекторы большой мощности на серийные грузовики. По его задумке, подобная техника позволила бы войскам вести бои в темное время суток. При этом прожектор мог бы не только подсвечивать местность, но и слепить противника, мешая ему обороняться и тем самым оказывая дополнительную поддержку войскам. Специалисты военного ведомства ознакомились с этой идеей, но не одобрили ее практическую реализацию.


Музейный танк CDL Matilda. Фото Tankmuseum.org

После окончания войны де Торен вновь поднял вопрос строительства самоходной техники с прожекторами. Идя в ногу со временем, теперь он предлагал делать подобные машины на основе танковых шасси. Изобретатель был настолько уверен в правильности своих идей, что даже был готов лично оплатить строительство опытного прожекторного танка. В начале двадцатых годов был изготовлен прототип подобной машины, основой для которого стал тяжелый танк Mark V. До 1922 года машина показывала свои возможности на полигоне, но потом военные потеряли всякий интерес к ней, и испытания были прекращены.

Работы по созданию оригинальной военной техники остановились на несколько лет. В 1933 году О. де Торен основал собственную компанию De Thoren Syndicate. Вместе с ним основателями фирмы стали инженер Марсель Мицакис, «тактический советник» генерал-майор Дж.Ф. Фуллер, а также герцог Вестминстерский, взявший на себя финансирование новых проектов. Вскоре после этого был разработан новый проект прожекторного танка, предлагавший использование современного шасси.

В 1934 году такой проект был предложен армии Франции. В конце года опытный образец новой машины подали на испытания, по результатам которых французские военные отказались от дальнейших работ. В этом проекте, как и в предыдущих, предлагалась открытая установка прожектора без применения какой-либо защиты. Как результат, многообещающая машина по определению не могла иметь приемлемую живучесть на поле боя. Франция не решилась закупать подобные прожекторные танки, и «Синдикат де Торена» был вынужден разрабатывать новый вариант проекта.


Опытный образец прожекторной машины 1932 г. Фото Hunnicutt R.T. «Sherman. A History of the American Medium Tank»

В январе 1937 года компании De Thoren Syndicate удалось вновь привлечь внимание британской армии. Военные согласились испытать предлагаемую технику на полигоне и дать ей оценку. Через несколько недель на один из полигонов был доставлен комплекс в составе прожекторов и генераторов требуемой мощности. До марта на полигоне испытывались три комплекта такого оборудования, после чего военные пожелали получить еще три аналогичные системы. Шесть прожекторов на самоходных шасси испытывались до самого начала 1938 года.

В ходе очередных испытаний военное ведомство убедилось, что предложенная О. де Тореном вспомогательная техника действительно может быть полезной для армии. В то же время, в существующем виде она не представляла особого интереса из-за наличия ряда серьезных проблем. Бронированная машина нуждалась в защите прожекторной установки и генератора, а также должна была строиться на современном шасси отечественного производства. Кроме того, в определенный момент появились оригинальные идеи, связанные с расширением круга решаемых задач.

Изначально прожекторный танк предназначался исключительно для подсветки вражеских позиций с одновременным ослеплением противника. Позже появилось предложение об использовании более совершенных систем, способных не только слепить, но и дезориентировать противника. В теории это позволяло не только затруднить оборону, но и снизить вероятность ответного удара по носителям прожектора: было очевидным, что такая техника станет приоритетной целью артиллерии и авиации.


Ранний (слева) и поздний (справа) варианты башни CDL. Рисунок Hunnicutt R.T. «Sherman. A History of the American Medium Tank»

В январе 1938 года компания De Thoren Syndicate получила заказ на серийный выпуск прожекторов и другого специального оборудования. Также к проекту была привлечена компания Vickers, задачей которой должно было стать строительство требуемых шасси. Совместными усилиями две компании должны были разработать броневую башню для защиты прожектора. В качестве основы для перспективной техники планировалось использовать один из последних танков. После недолгих поисков в качестве базы для прожектора был выбран пехотный танк Mk III Valentine, отличавшийся достаточными размерами и хорошей защитой.

В соответствии с контрактом 1938 года, первые серийные прожекторные танки должны были поступить в армию в середине 1939 года. Тем не менее, вскоре эти планы были пересмотрены. В связи с некоторыми проблемами производственного характера, а также из-за невозможности получения требуемых характеристик было решено изменить тип базового шасси. Теперь прожекторный танк должен был основываться на шасси пехотного Mk II Matilda II. Из-за необходимости серьезнейшей переработки существующего проекта сроки поставки серийных машин сдвинулись более чем на год.

Примерно в это время проект получил официальное обозначение Canal Defence Light или CDL – дословно «Освещение для защиты канала». Такое имя проекта, далеко не в полной мере соответствовавшее его сути, было выбрано из соображений секретности. Узнав о системе «освещения защиты канала», противник мог сделать неверные выводы, и реальное применение танков CDL на поле боя оказалось бы для него весьма неприятным сюрпризом.


Конструкция прожекторной установки. Рисунок Hunnicutt R.T. «Sherman. A History of the American Medium Tank»

В июне 1940 года военное ведомство разместило заказ на производство 300 куполов башен для новейших прожекторных танков. В связи с большой загрузкой компании «Виккерс» и всей британской промышленности в целом было заключено несколько контрактов с отечественными и американскими предприятиями. Примечательно, что из США должна была прибыть большая часть требуемых агрегатов. На заводах фирмы Vickers строились требуемые шасси, а задачей компании De Thoren Syndicate стал выпуск электрического оборудования. Окончательная сборка танков должна была проводиться на специально организованной учебно-сборочной базе в графстве Лоутер-Касл. Сборка машин на существующих заводах исключалась в связи с секретностью проекта.

Проект CDL, доведенный до серийного производства, подразумевал переоснащение существующих пехотных танков Mk II Matilda II. В ходе подобной модернизации базовая машина лишалась родной башни и всего вооружения. Кроме того, высвобождалось пространство в боевом отделении корпуса. В остальном шасси оставалось прежним. Оно имело корпус из литых и катаных деталей толщиной до 78 мм, оснащалось двумя двигателями мощностью по 87 л.с. и комплектовалось ходовой частью с пружинной подвеской сблокированных попарно опорных катков. Компоновка оставалась прежней – отделение управление в передней части, боевое отделение в центре и моторный отсек в корме. Экипаж был сокращен до двух человек – водителя и оператора прожекторной установки.


Схема прожекторного танка CDL Matilda. Рисунок Shushpanzer-ru.livejournal.com

Часть высвобожденного боевого отделения отдавалась под установку электрогенератора требуемой мощности. Генератор при помощи ременной передачи соединялся с валом двигателя, для чего пришлось незначительно изменить конструкцию силового отделения. Вблизи от генератора находились средства управления электрическими системами.

Для защиты прожектора была разработана специальная башня характерной формы. На погоне корпуса предлагалось монтировать круглую платформу с крупным проемом в центре, над которым находился колпак. Последний имел овальную в плане форму и оснащался вертикальным лобовым листом. В центральной его части со сдвигом вправо предусматривалась щель-амбразура шириной 2 дюйма (51 мм) и высотой 24 дюйма (610 мм). Через нее прожектор должен был освещать местность, оставаясь под защитой брони. Слева от щели прожектора находилась многоугольная опора пулеметной установки. Над ней поместили смотровой прибор и открываемый круглый лючок, предназначенный для стрельбы из личного оружия. На левой части кормы предусматривался круглый проем для люка.

Башни более поздних серий лишились круглого лючка-амбразуры на лобовой детали. Кроме того, было решено отказаться от бортового люка в пользу традиционного верхнего. Также в ходе развития проекта неоднократно изменялся и дорабатывался состав дополнительного внешнего оснащения башни.


Единственный сохранившийся танк CDL на базе «Матильды». Фото Wikimedia Commons

Компоновка башни была достаточно простой. Правая и центральная ее части отдавались под размещение прожектора. Прочие объемы предназначались для оператора, от которого требовалось наводить луч, обслуживать лампу и использовать для самообороны пулемет BESA. В связи с большой мощностью прожектора внутри башни предусматривалась перегородка с лючками для обслуживания. Оператор должен был менять положение угольных электродов по мере их выгорания.

Танк CDL под защитой брони нес угольную дуговую лампу, излучавшую свет силой до 12,8 млн кандел. На качающемся основании помещалась металлическая опора с креплениями для лампы и необходимой проводкой. Перед лампой имелось вогнутое зеркало, необходимое для перенаправления светового потока назад. Далее свет отражался прямым зеркалом и выводился через окно-амбразуру. Перед лампой располагалась подвижная шторка затвора. Там же могли помещаться светофильтры двух цветов. Средства монтажа позволяли лампе качаться в пределах вертикально сектора шириной 10°. Горизонтальное наведение производилось поворотом всей башни.

Свет от угольной дуговой лампы выходил через щелевую амбразуру и освещал сектор шириной 19° по горизонтали и 1,9° по вертикали. На дистанции 1000 ярдов (914 м) это позволяло осветить пространство шириной 310 м и высотой 31 м. Механические приводы затвора позволяли открывать и закрывать амбразуру до двух раз в секунду. Также предусматривалось перекрытие щели светофильтрами голубого и янтарного цветов.


Он же, вид спереди. Фото Wikimedia Commons

Дополнительные шторки и светофильтры были предложены для повышения потенциала машины в деле противодействия противнику. Так, мигающий прожектор лишал противника возможности адаптироваться к свету или темноте, серьезно затрудняя наблюдение за наступающими войсками. Цветные светофильтры, в свою очередь, за счет специфики распространения световых волн должны были мешать определению местоположения прожекторного танка. Наблюдателю казалось, что машина с голубым фильтром находится дальше, чем на самом деле. Янтарный и голубой лучи двух танков, направленные на одну зону, «смешивались» и давали ровное белое освещение.

Боевое применение танков «защиты канала» было достаточно простым. Перед началом ночного наступления они должны были выходить на поле боя и выстраиваться в одну линию с заданными интервалами. От расстояния между машинами зависела дистанция, на которой расходящиеся лучи образовывали сплошное поле подсветки, а также ширина последней. После выхода и построения можно было включать лампы и двигаться на врага, применяя светофильтры и шторки затвора, дополнительно ухудшающие его положение.

Первые шасси типа «Матильда-2», прожекторы и башни были поставлены на базу в Лоутер-Касле к середине 1941 года. Вскоре военные собрали первые танки CDL и испытали их на полигоне. По результатам испытаний были сделаны некоторые выводы. Во-первых, машину сочли действительно пригодной для эксплуатации в войсках. Кроме того, не исключалась возможность строительства большего числа такой техники. При этом военных перестало устраивать использованное шасси. Танк Mk II уже не в полной мере отвечал имеющимся требованиям, из-за чего требовалось найти иную базу с более высокими характеристиками. Кроме того, новое шасси должно было оставаться в эксплуатации в течение нескольких следующих лет.


Прожекторная установка, вынесенная из башни. Фото Wikimedia Commons

В 1942 году появился обновленный вариант проекта Canal Defence Light, подразумевавший применение среднего танка M3 Grant американской разработки. При перестройке в прожекторный танк такая машина лишалась родной башни, вместо которой монтировался новый агрегат с прожектором. С целью маскировки на лобовом листе башни типа CDL помещался муляж ствола 37-мм пушки. Прожекторный танк на базе «Гранта» отличался от своего предшественника более высокими техническими характеристиками. Кроме того, важнейшим отличием стало сохранение 75-мм орудия в спонсоне корпуса. Управлять таким танком должен был экипаж из трех человек: водитель, командир и оператор.

Начало производства прожекторных танков на базе среднего M3 привело к завершению сборки техники предыдущей модели. Имеющиеся производственные возможности позволяли продолжать выпуск CDL в течение достаточно длительного времени. В общей сложности за несколько лет британская промышленность при содействии зарубежных предприятий смогла передать армии не менее 300 танков CDL на шасси типа «Матильда-2» и 335 машин аналогичного назначения на базе «Гранта». Серийная техника передавалась различным соединениям армии Великобритании. Первым ее эксплуатантом стал 11-й Королевский танковый полк. В дальнейшем прожекторные танки отправлялись служить в другие полки сухопутных войск.

Количество передаваемой техники было разным. К примеру, 42-й танковый полк, служивший в Египте, получил свыше 40 прожекторных танков и только 19 линейных. Кроме того, ему передали несколько инженерных танков на базе Mk II Matilda II, оборудованных подъемными кранами. С помощью такой техники предполагалось осуществлять обслуживание прожекторов и их башен.


Инженерный танк Matilda II обслуживает прожекторный CDL Matilda. Рисунок Panzerserra.blogspot.fr

В 1942 году британские военные в ходе одного из учебных мероприятий показали новейшую разработку американским коллегам. Командование армии США проявило большой интерес к прожекторным танкам и инициировало разработку собственных машин такого класса. Вскоре было создано несколько проектов, основанных на идеях О. де Торена. Некоторые из них являлись прямой копией британских разработок, тогда как другие представляли собой дальнейшее их развитие с использованием собственных идей.

Начало боевых действий в Нормандии открывало прожекторным танкам дорогу к полноценной боевой работе. Тем не менее, массовое применение такой техники не началось. Проект CDL изначально имел высокую секретность, что в дальнейшем негативно сказалось на применении серийной техники. Со временем выяснилось, что некоторые офицеры из командования соединений, имеющих на вооружении прожекторные танки, попросту не знают об их наличии. Другие командующие, в свою очередь, знали о новой технике, но не могли найти ей применение на поле боя. Секретность и отсутствие необходимости в ведении боевых действий ночью приводили к тому, что экипажам CDL приходилось участвовать в жизни армии в новых ролях. Танки с прожекторами использовались в качестве тягачей, носителей тралов и иных машин вспомогательного назначения.

Первый известный случай массового применения бронемашин CDL по прямому назначению относится к операции «Клиппер» и боям в районе г. Гайленкирхен. Ранним утром 18 ноября 1944 года, еще до рассвета, несколько танков 375-й прожекторной батареи начали подсвечивать вражеские позиции, позволяя боевым машинам с тралами проделать проходы в минных полях. После этого яркий свет помог наступлению пехоты на вражеские позиции.


Прожекторная бронемашина CDL M3 на базе танка «Грант». Фото UK War Office

В марте 1945 года «освещение для защиты берегов» получило возможность оправдать свое официальное название. В ходе взятия г. Ремаген войскам союзников удалось предотвратить уничтожение железнодорожного моста Людендорфа, связывавшего берега реки Рейн. Этот мост позволил достаточно быстро перебросить войска на северный берег, что не устраивало противника. В течение нескольких недель немецкие войска пытались уничтожить мост и сорвать подготовку плацдарма. Для защиты моста от боевых пловцов было решено использовать прожекторные танки, имевшиеся в наличии.

Постоянное наблюдение за Рейном, в том числе и ночью, привело к выявлению немецких диверсантов. Они были обнаружены и уничтожены. Примечательно, что из-за ряда особенностей конструкции танки CDL имели весьма ограниченные возможности в деле охраны акваторий. Тем не менее, ввиду отсутствия альтернатив войска были вынуждены использовать в таком качестве именно подобную бронетехнику. Вскоре танки заменили прожекторными системами других моделей, взятыми в качестве трофея.

Есть основания полагать, что это был последний случай боевого применения британских прожекторных танков в Европе. Дальнейшее наступление антигитлеровской коалиции обходилось без необходимости применения подобной техники. Специальные бронемашины вновь вернулись к решению вспомогательных задач иного рода.


CDL M3 с импровизированной маскировкой. Фото Hunnicutt R.T. «Sherman. A History of the American Medium Tank»

Уже после окончания боев в Европе армия Великобритании отправила несколько танков Canal Defence Light в Индию. Оттуда их планировалось перевезти к Японским островам и использовать в последующих наступательных операциях. Однако и на этот раз интересной технике не удалось поучаствовать в боях. Боевые действия на Тихом океане завершились раньше, чем прожекторные танки были доставлены к местам будущих сражений.

После окончания Второй мировой войны все остававшиеся в армии прожекторные танки были возвращены в Великобританию. Такая техника основывалась на шасси устаревших типов, что исключало ее дальнейшую эксплуатацию. Со временем почти все подобные машины были списаны и утилизированы за ненадобностью. До наших дней сохранились только два танка CDL. Один из них, построенный на шасси Mk II Matilda II, хранится в бронетанковом музее г. Бовингтон. Единственный сохранившийся прожекторный танк на базе M3 Grant находится в военном музее индийского г. Ахмеднагар.

Изначальной целью проекта Canal Defence Light было создание самоходной бронированной машины, оснащенной мощным прожектором и способной помочь войскам при ночном наступлении. После нескольких лет работы авторам оригинального предложения удалось заинтересовать британских военных и даже получить заказ на производство серийных прожекторных танков. Тем не менее, в силу разных обстоятельств такая техника за все время Второй мировой войны лишь несколько раз смогла поучаствовать в реальной боевой работе. Необычное предложение, лежавшее в ее основе, далеко не в полной мере соответствовало имевшимся взглядам на способы ведения войны. Как следствие, прожекторные танки не смогли поучаствовать в большом числе сражений и оказать заметное влияние на ход войны.

По материалам:
http://tankmuseum.org/
http://militaryfactory.com/
http://nevingtonwarmuseum.com/
http://shushpanzer-ru.livejournal.com/
http://panzerserra.blogspot.fr/
Hunnicutt R.T. Sherman. A History of the American Medium Tank, Navato, CA. Presidio Press, 1971

www.globalwarnews.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *